Что такое государственное социальное страхование? Пособия по государственному социальному страхованию.

обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: РФ, РФ, (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование , т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие "социальное обеспечение" содержится в действующей , в документах Международной организации труда, в РФ (часть II, глава 24 "Единый социальный налог (взнос)". Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Принципы обязательного социального страхования

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из . В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
  • обязательный характер социального страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
  • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
  • целевое использование средств;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней .

Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета .

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан .

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.

Страхование Государственное Социальное система социальной защиты, основанная на страховых взносах, гарантирующая получение денежного дохода в старости, в случае болезни, инвалидности и в других установленных законом случаях, а также медицинское и другие виды обслуживания. состоит из четырех видов страхования: пенсионного, медицинского, социального страхований и страхования занятости (страхования по безработице). Финансовую базу Г.с.с. составляют государственные внебюджетные страховые фонды - Пенсионный РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования , Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. Они обеспечивают и накопление обязательных к уплате страховых взносов - основного источника средств, за которого финансируются денежные выплаты и услуги , предоставляемые трудящимся по системе государственного социального страхования. Денежные средства и иное имущество фондов являются федеральной собственностью. Г.с.с. носит обязательный характер, что выражается в обязательности уплаты страховых взносов и в обязательности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных. В соответствии со ст.236 КЗоТ все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий (места работы, характера и продолжительности работы, форм оплаты труда), а также независимо от того, состоят они в штате организации или работают внештатно, являются постоянными, временными или сезонными работниками. Соответственно они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Обязательное медицинское страхование распространяется на всех работающих граждан, в том числе самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на неработающее население. Пенсионному страхованию подлежат все работающие граждане независимо от правовых оснований применения их труда. В систему социального страхования (страхования по болезни) в обязательном порядке включается только одна категория самостоятельно занятых работников - члены крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако допускает добровольную уплату взносов иными самостоятельно занятыми работниками (индивидуальными предпринимателями, аудиторами и т.д.) в целях получения соответствующего обеспечения. Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями. В Пенсионный фонд взносы взимаются также с личного заработка работника. , самостоятельно обеспечивающие себя работой, уплачивают взносы из доходов от своей деятельности. Страховые платежи (в твердом размере за каждого застрахованного) на обязательное медицинское страхование неработающего населения вносят органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления . Размеры страховых взносов (как правило, в процентах от фонда оплаты труда, заработка (дохода) работающих граждан) устанавливаются федеральным законом по каждому виду страхования с учетом расходов, необходимых для обеспечения гарантированных государством выплат и услуг. Взносы начисляются на все виды оплаты труда работников независимо от источников финансирования. Порядок уплаты страховых взносов ( плательщиков, порядок их регистрации, правила начисления сумм страховых взносов, сроки их уплаты и т.д.) регулируется законодательством. В частности, работодатели-организации уплачивают один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы. Граждане, использующие наемных работников в личном хозяйстве или в своей деятельности, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка работникам, либо в сроки, установленные для расчетов в трудовом договоре (в зависимости от вида страхования). При нарушении плательщиками взносов и банками установленного порядка уплаты страховых взносов (уклонение от регистрации, сокрытие или занижение сумм, на которые начисляются страховые взносы, нарушение установленных сроков их уплаты и начисления или перечисления на фондов) применяются финансовые санкции . Контроль за своевременной и полной уплатой страховых взносов осуществляется фондами и Государственной налоговой службой РФ. В порядке государственного пенсионного страхования выплачиваются государственные трудовые пенсии, социальное пособие на погребение, оказывается материальная помощь престарелым и нетрудоспособным гражданам. Система государственных пенсий предусматривает выплату пенсий по старости, по инвалидности, по случаю кормильца, а ряду категорий работников - за выслугу лет. По системе государственного социального страхования застрахованные обеспечиваются: пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины, кроме того, пособиями по беременности и родам и единовременным пособием за постановку на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособиями по случаю рождения ребенка. В случае смерти застрахованного или несовершеннолетнего члена его семьи выдается социальное на погребение. Право на получение пособий возникает независимо от стажа работы. В рамках страхования занятости безработным оказывается содействие в поиске подходящей работы, а в случае необходимости - в обучении и переобучении новым профессиям. Материальное обеспечение безработных осуществляется в виде пособия по безработице, стипендии, выплачиваемой в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органа по вопросам занятости, доплаты к заработку в размере причитающегося им пособия по безработице в период участия в общественных работах, оплаты (при определенных условиях) периода временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней, и возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов по вопросам занятости.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "Страхование Государственное Социальное" в других словарях:

    СТРАХОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ - см. СТРАХОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ … Большой экономический словарь

    См. Страхование государственное социальное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Государственное социальное страхование - Государственное социальное страхование(national insurance or social insurance), гос. программа страхования, финансируемая за счет обязательных взносов наемных работников и работодателей. Предназначена для обеспечения эконом, защиты граждан от… … Всемирная история

    Государственное социальное медицинское страхование - является системой гарантированного обеспечения застрахованных лиц пособиями и компенсациями, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов, поступающих в соответствии с законодательством. Обеспечение по государственному социальному… … Официальная терминология

    Государственное социальное пенсионное страхование - является системой гарантированного обеспечения граждан трудовыми пенсиями, осуществляемого за счет страховых взносов, поступающих в соответствии с действующим законодательством. По системе государственного социального пенсионного страхования… … Официальная терминология

    Государственное социальное страхование - является частью системы социального обеспечения, организованной государством в интересах застрахованных с целью обеспечения государственных гарантий от возможных последствий социальных и/или профессиональных рисков и заключается в материальном… … Официальная терминология

    Государственное социальное страхование безработицы - является системой гарантированного обеспечения застрахованных лиц пособиями, осуществляемого за счет страховых взносов в соответствии с законодательством... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ … Официальная терминология

    Государственное социальное страхование временной нетрудоспособности - является системой гарантированного обеспечения граждан пособиями и компенсациями, осуществляемого за счет страховых взносов, поступающих в соответствии с законодательством о страховании временной нетрудоспособности граждан. Обеспечение по… … Официальная терминология

    Государственное социальное страхование на случай беременности и родов (материнства) - является системой гарантированного обеспечения застрахованных лиц пособиями и компенсациями, осуществляемого за счет страховых взносов, поступающих в соответствии с законодательством. Обеспечение по страхованию материнства осуществляется в виде… … Официальная терминология

    Государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве - и профессиональных заболеваний является системой гарантированного обеспечения граждан пенсиями, пособиями и компенсациями, осуществляемого за счет страховых взносов, поступающих от страхователей в соответствии с законодательством. Обеспечение по… … Официальная терминология

Книги

  • Социальное страхование. Учебник для бакалавров. Гриф МО РФ , Павлюченко Виктория Георгиевна. Учебник создан на основе авторского лекционного курса, разработанного и читаемого в Российском государственном социальном университете. Это первое и единственное систематизированное изложение…

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование - это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- государственное;
- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- временная нетрудоспособность;
- необходимость получения медицинской помощи;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- инвалидность;
- материнство;
- признание безработным;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- взносов работников;
- субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
- единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- страховое пособие по беременности и родам;
- страховое пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
- оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
- страховое пособие по временной нетрудоспособности;
- страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
- обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
- выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
- получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
- обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
- защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
- уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
- своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Е.Л. Пеняева,
консультант-методолог ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

1. Виды пособий по государственному социальному страхованию

Законодательством Российской Федерации установлены следующие виды пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ):

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Пособие при усыновлении ребенка;

Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;

Пособие на погребение.

Правом на получение пособий по государственному социальному страхованию обладают граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование, то есть граждане, работающие по трудовым договорам. Граждане, работающие по договорам гражданско-правового характера, не могут получать эти пособия, так как в соответствии с п. 3 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) единый социальный налог в части сумм, подлежащих уплате в ФСС РФ, не начисляется на выплаты по договорам гражданско-правового характера.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) все работодатели обязаны страховать своих работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом страховать сотрудников, с которыми заключен гражданско-правовой договор, необходимо только в случае, если это прямо указано в договоре. Застрахованный работник, который пострадал в результате несчастного случая, имеет право на страховое обеспечение.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, все пособия по социальному страхованию начисляются с учетом этих коэффициентов.

2. Пособие по временной нетрудоспособности

2.1. Общие положения

Согласно ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работник имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности, размер и условия которого устанавливаются федеральными законами.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК) инвалидности, даже если в это время рабочий или служащий был уволен.

В соответствии с п. 7 постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию" (далее - Постановление N 191) пособие по временной нетрудоспособности выдается в следующих случаях:

Заболевание или травма, связанные с утратой трудоспособности;

Нахождение на санаторно-курортном лечении;

Болезнь члена семьи в случае необходимости ухода за ним;

Карантин;

Временный перевод на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием;

Протезирование с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

2.2. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и порядок их выдачи

Временную нетрудоспособность и временное освобождение от работы или учебы подтверждают следующие документы:

Листок нетрудоспособности (больничный лист);

Справки, форма которых утверждается Минздравсоцразвития России (в отдельных случаях).

Обращаем внимание читателей журнала, что основанием для назначения пособия по временной трудоспособности является только больничный лист. С 1 января 2004 года применяется новая форма бланка листка нетрудоспособности согласно письму ФСС РФ от 15.12.2003 N 02-18/05-8139. При этом изменилась только оборотная сторона листка, лицевая же сторона бланка осталась прежней.

Что касается порядка заполнения оборотной стороны листка нетрудоспособности, то он определен письмом ФСС РФ от 28.01.2004 N 02-18/07-565 "О заполнении оборотной стороны листка нетрудоспособности".

Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность, выдаются в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздравмедпрома России N 206, постановлением ФСС РФ N 21 от 19.10.1994 (далее - Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан).

Больничный лист выдается:

Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам и вынужденным переселенцам, работающим на предприятиях, в организациях и учреждениях Российской Федерации независимо от форм их собственности;

Гражданам, у которых нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам наступили в течение месячного срока после увольнения с работы по уважительным причинам;

Гражданам, признанным безработными и состоящим на учете в территориальных органах труда и занятости населения;

Бывшим военнослужащим, уволенным со срочной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, если нетрудоспособность наступила в течение месяца после увольнения.

2.3. Назначение пособия по временной нетрудоспособности

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный лист. Другие документы, в частности справки, могут только подтверждать освобождение от работы, но пособие по временной нетрудоспособности на их основании не начисляется.

Пример.

Петрова М.А. находилась с 10 апреля по 8 мая 2006 года в очередном отпуске. Она должна была выйти на работу 9 мая (так как у нее скользящий график, и 9 мая - рабочий день), но появилась в организации только 29 мая, представив следующие документы:

- справку произвольной формы о том, что с 3 мая находилась на амбулаторном лечении у врача (дата выдачи справки - 15 мая, на справке есть угловой штамп и треугольная печать лечебного учреждения);

Основанием, подтверждающим временную нетрудоспособность и назначение пособия по временной нетрудоспособности, является только выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (больничный лист). В соответствии с п. 28 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6 (далее - Положение N 13-6), рабочие и служащие, совершившие прогул без уважительных причин непосредственно перед наступлением временной нетрудоспособности, лишаются пособия с того дня, когда было допущено нарушение.

В нашем случае работница имеет справку о том, что с 3 по 11 мая она находилась на амбулаторном лечении у врача и дни 9 и 10 мая не считаются прогулом. Так как листок нетрудоспособности выдан 11 мая, то только с 11 мая пособие будет начисляться и выплачиваться.

В общих случаях пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня нетрудоспособности до ее восстановления или до установления инвалидности по решению ВТЭК, в том числе если в это время работник был уволен. В соответствии с п. 11 Положения N 13-6 в случае наступления временной нетрудоспособности в период спора о правильности увольнения пособие по временной нетрудоспособности выдается в случае, если работник восстановлен на работе, со дня вынесения решения о восстановлении на работе.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (далее - Закон N 202-ФЗ) в 2005 году был установлен следующий порядок выплаты, который действует и в 2006 году согласно Федеральному закону от 22.12.2005 N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев по производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" (далее - Закон N 180-ФЗ):

За первые два дня нетрудоспособности - за счет средств работодателя;

С третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств ФСС РФ.

В письме ФСС РФ от 18.01.2005 N 02-18/07-306 "О статьях 7 и 8 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год”" указано, что работодателем выплачивается пособие за первые два дня временной нетрудоспособности из собственных средств только в случае заболевания или полученной травмы самого работника.

Согласно разъяснениям ФСС РФ с первого дня наступления страхового случая выплачиваются за счет средств ФСС РФ пособия по временной нетрудоспособности в связи с необходимостью ухода за заболевшим членом семьи или ребенком, при карантине, если работник был отстранен от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружающих его, и в других случаях, определенных нормативными актами и не являющихся заболеваниями, а также в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, отпуском по беременности и родам.

В соответствии с п. 1 письма ФСС РФ от 15.02.2005 N 02-18/07-1243 период нетрудоспособности определяется в календарных днях, а пособие выдается за фактически пропущенные рабочие дни (часы) в периоде нетрудоспособности, предусмотренные графиком работы. Поэтому оплате за счет средств работодателя подлежат рабочие дни (часы), предусмотренные графиком работы и пропущенные работником вследствие заболевания (травмы), приходящиеся на первые два календарных дня нетрудоспособности. Например, при 5-дневной рабочей неделе заболевшему в пятницу работнику за счет средств работодателя оплачивается только один день - пятница.

В отдельных случаях, оговоренных в Положении N 13-6, пособие по временной нетрудоспособности начисляется не за все дни временной нетрудоспособности.

Лицам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, аспирантуру, клиническую ординатуру либо профессионально-техническое учебное заведение и направленным на работу в установленном порядке, пособие по временной нетрудоспособности выдается в случае наступления временной нетрудоспособности до начала работы начиная со дня, назначенного для явки на работу.

Если сотрудник заболел во время следования к месту работы, пособие по временной нетрудоспособности выдается только в случае, если за это время за ним сохранялась зарплата, выплачивались суточные или оплачивались расходы по переезду (п. 13 Положения N 13-6).

День увольнения сотрудника из организации считается последним днем его работы (ст. 77 ТК РФ). И если работник заболел в этот день, он также вправе рассчитывать на пособие по временной нетрудоспособности. Так, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2005 по делу N А56-13502/05 отмечено, что ФСС РФ правомерно не принял к зачету расходы, выплаченные обществом как страхователем в качестве пособия по временной нетрудоспособности своему бывшему работнику, поскольку нетрудоспособность работника наступила после его увольнения, следовательно, выплата обществом данного пособия противоречит действующему законодательству.

Пример.

Работник был уволен по собственному желанию 1 апреля 2006 года. В этот же день он заболел. Листок нетрудоспособности должен быть ему оплачен.

До 2005 года период выплаты пособия при бытовой травме зависел от причины ее наступления. Пунктом 14 Положения N 13-6 было установлено, что при бытовой травме пособие выдавалось с шестого дня нетрудоспособности, а при травме, полученной в результате стихийного бедствия либо анатомического дефекта пострадавшего, - с первого дня нетрудоспособности. В связи с введением в действие ст. 8 Закона N 202-ФЗ травмы (по пути на работу и с работы, бытовая травма), полученные работником, подлежат оплате с первого дня нетрудоспособности. Пункт 14 Положения N 13-6 как противоречащий законодательству Российской Федерации, в частности ст. 8 Закона N 202-ФЗ, с 1 января 2005 года не применяется, о чем свидетельствует п. 3 письма ФСС РФ от 15.02.2005 N 02-18/07-1243). Бытовая травма независимо от причины ее получения подлежит оплате с первого дня нетрудоспособности. При этом согласно п. 3 письма ФСС РФ от 15.02.2005 N 02-18/07-1243 первые два дня нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя, с третьего дня нетрудоспособности - за счет средств ФСС РФ.

Если временная нетрудоспособность в результате заболевания или травмы наступила во время нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы или в отпуске по уходу за ребенком, то пособие по временной нетрудоспособности выдается только начиная с того дня, когда работник должен приступить к работе.

При операции по искусственному прерыванию беременности пособие выдается за первые три дня нетрудоспособности. С четвертого дня пособие по временной нетрудоспособности продлевается:

По медицинским показаниям и при самопроизвольном аборте;

Женщинам, среднемесячная зарплата которых за два предшествующих месяца не превышает установленного законом минимального размера заработной платы (МРОТ).

В остальных случаях выплата пособия по временной нетрудоспособности возобновляется начиная с одиннадцатого дня временной нетрудоспособности.

Следует отметить, что согласно п. 4 письма ФСС РФ от 15.02.2005 N 02-18/07-1243 выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности производится полностью за счет средств обязательного социального страхования, поскольку эта операция не является заболеванием.

При санаторно-курортном лечении пособие по временной нетрудоспособности выдается при наличии двух условий:

Если время, необходимое для лечения и проезда в санаторий и обратно, превышает суммарную продолжительность очередного и дополнительного отпусков, в том числе если отпуска использованы до отъезда в санаторий и на период лечения работнику предоставляется отпуск без сохранения заработной платы;

Если путевка выдана за счет средств ФСС РФ.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается на период лечения и проезда за вычетом отпусков в следующих случаях:

Рабочим и служащим, больным туберкулезом (при лечении в туберкулезном санатории), работающим инвалидам Великой Отечественной войны I и II группы и другим инвалидам I и II группы, приравненным в отношении льгот к инвалидам Великой Отечественной войны, при недостаточности основного и дополнительных отпусков для лечения и проезда в санаторий и обратно пособие по временной нетрудоспособности выдается независимо от того, за чей счет выдана путевка;

Рабочим и служащим, направленным на долечивание в санаторий непосредственно из стационаров лечебных учреждений после перенесенного острого инфаркта миокарда, оперативного вмешательства по поводу аортокоронарного шунтирования и аневризмы сердца, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и после удаления желчного пузыря, пособие по временной нетрудоспособности выдается за все время пребывания в санатории;

Одному из работающих родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, пособие по временной нетрудоспособности выдается на весь период санаторного лечения ребенка-инвалида (с учетом времени на проезд в санаторий и обратно) при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ним. Самостоятельная оплата работником путевки в санаторий не лишает его права на страховое обеспечение.

При отпуске для ухода за заболевшим членом семьи пособие по временной нетрудоспособности выдается, если отсутствие ухода грозит опасностью для жизни или здоровья заболевшего и если при наличии показаний невозможно поместить его в больницу, а среди членов семьи нет другого лица, которое может ухаживать за больным (домашняя работница не считается членом семьи). Матери при заболевании ребенка в возрасте до двух лет пособие по временной нетрудоспособности выдается независимо от того, имеется ли другой член семьи, способный ухаживать за больным ребенком.

Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за заболевшим членом семьи выдается не более чем за три календарных дня. Продление срока выдачи пособия по временной нетрудоспособности сверх трех календарных дней производится только в исключительных случаях в зависимости от тяжести заболевания члена семьи и бытовой обстановки и не более чем до семи календарных дней в общей сложности.

Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком, не достигшим 14 лет, выдается за период, в течение которого ребенок нуждается в уходе, но не более чем за 14 календарных дней.

Матери (отцу) или другому родственнику ребенка, освобожденному от работы для нахождения вместе с больным ребенком в стационаре, пособие по временной нетрудоспособности выдается за все время освобождения от работы.

Пособие по временной нетрудоспособности работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до трех лет или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, выдается в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.

Рабочему или служащему, находящемуся в очередном или дополнительном отпуске, частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком или в отпуске без сохранения заработной платы, данное пособие не выдается.

В соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1, пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период амбулаторного лечения либо совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте от семи до пятнадцати лет - за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

Пособие по временной нетрудоспособности при карантине выдается, если рабочий или служащий был отстранен от работы органами санитарно-эпидемиологической службы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших его.

Если рабочий или служащий вследствие заболевания туберкулезом или профессионального заболевания временно нетрудоспособен на своей работе, но он может без нарушения нормального хода лечения выполнять другую работу, то по заключению врачебно-консультационной комиссии или лечащего врача, утверждаемому главным врачом лечебного учреждения, этот рабочий или служащий может быть временно переведен на такую работу.

Если оплата работы, на которую работник временно переведен, ниже, чем оплата труда на прежней работе, то ему выдается пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности (больничному листу) за все время перевода, но не более чем за два месяца. Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется по общим правилам, но выдается в таком размере, чтобы вместе с заработком по выполняемой работе оно не превышало полного заработка до перевода. Во всех случаях пособие по временной нетрудоспособности не должно превышать того пособия, которое полагалось бы рабочему или служащему, если бы он не был переведен на другую работу. Работнику, переведенному на другую работу вследствие профессионального заболевания, пособие по временной нетрудоспособности выдается, если в соответствии с действующим законодательством он не имеет права на выплату разницы между прежним заработком и заработком по новой работе.

Если другая работа не была предоставлена администрацией в срок, указанный в листке нетрудоспособности (больничном листке), то за пропущенные вследствие этого дни пособие по временной нетрудоспособности выдается на общих основаниях.

При помещении в стационар протезно-ортопедического предприятия пособие по временной нетрудоспособности выдается за все время нахождения в стационаре и за время проезда в стационар и обратно.

Рабочим и служащим, занятым на сезонных и временных работах, пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания выдается на общих основаниях, а пособие по временной нетрудоспособности вследствие других причин - не более чем за 75 календарных дней, причем только за рабочие дни.

Работающим инвалидам пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания, выдается не более чем на два месяца подряд и не более чем за три месяца в календарном году.

Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" установлено, что с 1 января 1993 года пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья, профессионального заболевания или заболевания туберкулезом, выдается до четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году инвалидам, работающим на предприятиях, в учреждениях и организациях, при условии уплаты взносов в ФСС РФ.

Работающим инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным в отношении льгот к инвалидам Великой Отечественной войны, пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания, выдается на срок до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году. В пределах этих же сроков выдается пособие инвалидам, которым инвалидность установлена в связи с аварией на Чернобыльской АЭС или с выполнением работ по ликвидации ее последствий.

Если временная нетрудоспособность у работающего инвалида наступила от трудового увечья или профессионального заболевания, то пособие по временной нетрудоспособности выдается до выздоровления или до пересмотра группы инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием.

Работающим инвалидам (за исключением признанных инвалидами от заболевания туберкулезом) при наступлении временной нетрудоспособности вследствие заболевания туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выдается до выздоровления или до пересмотра группы инвалидности вследствие заболевания туберкулезом, но не дольше десяти месяцев подряд и не более двенадцати месяцев в общей сложности в течение двух календарных лет.

Рабочим и служащим, признанным инвалидами вследствие заболевания туберкулезом, пособие по временной нетрудоспособности при обострении этого заболевания выдается на срок, не превышающий четыре месяца подряд и не более пяти месяцев в календарном году.

Инвалиду, не явившемуся в назначенный срок на переосвидетельствование во ВТЭК, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в течение сроков, установленных п. 23 Положения N 13-6.

За время проведения периодического медицинского осмотра рабочих и служащих в установленных законом случаях, а также при призыве на военную службу, в том числе и с помещением в стационар лечебного учреждения, пособие по временной нетрудоспособности не выдается.

В случае наступления нетрудоспособности в период временной приостановки работы, во время военного учебного или поверочного сбора либо дополнительного отпуска, предоставленного в связи с обучением в учебных заведениях без отрыва от производства, пособие по временной нетрудоспособности выдается со дня, когда рабочий или служащий по окончании вышеуказанного периода должен был приступить к работе.

В случае наступления нетрудоспособности в период, когда рабочий или служащий не работал вследствие отстранения от работы (должности) с приостановкой выплаты заработной платы, пособие по временной нетрудоспособности не выдается. Если нетрудоспособность продолжается и после допуска к работе, то пособие по временной нетрудоспособности выдается со дня, когда рабочий или служащий должен был приступить к работе.

Пособие по временной нетрудоспособности не выдается:

Если работник умышленно причинил вред своему здоровью или симулирует болезнь с целью уклонения от работы;

Если заболевание или травма работника наступили в результате опьянения или действий, связанных с опьянением, а также вследствие злоупотребления алкоголем;

Если временная нетрудоспособность работника наступила вследствие травм, полученных при совершении преступлений;

За время принудительного лечения работника по определению суда (кроме психически больных);

За время нахождения работника под арестом и за время судебно-медицинской экспертизы.

В соответствии с п. 28 Положения N 13-6 рабочие и служащие, нарушающие режим, установленный для них врачом или не являющиеся без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр либо на освидетельствование во ВТЭК, лишаются пособия по временной нетрудоспособности с того дня, когда было допущено нарушение. При лишении работника пособия по временной нетрудоспособности в решении руководителя организации устанавливается срок, на который работник лишается этого пособия, делается отметка в листке нетрудоспособности (больничном листе) о лишении пособия с указанием мотивов и срока лишения пособия. Решение о лишении или отказе в пособии по временной нетрудоспособности принимается администрацией организации (письмо ФСС РФ от 25.01.1995 N 07-30 "Ответы на вопросы по обеспечению пособиями по государственному социальному страхованию").

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в соответствии с письмом Минфина России от 19.05.2006 N 03-05-01-04/127 не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ суммы пособия по временной нетрудоспособности, назначенного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, выплаченные согласно Закону N 125-ФЗ.

2.4. Расчет пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам

С 1 января 2004 года применяется новый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, который утвержден ст. 8 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" (далее - Закон N 166-ФЗ).

Обращаем внимание читателей журнала на то, что в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 180-ФЗ приостанавливается действие ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части исчисления пособия по беременности и родам, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию. В связи с этим согласно письму ФСС РФ от 23.01.2006 N 02-18/07-541 "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2006 году" пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам в 2006 году должны исчисляться в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа.

Расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. По мнению ФСС РФ, изменение расчетного периода не допускается (п. 1 письма ФСС РФ от 25.02.2004 N 02-18/07-1202). При этом применяется Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213, с учетом положений ст. 8 Закона N 166-ФЗ и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

Постановлением Минтруда России от 24.12.2003 N 89 утверждено разъяснение от 24.12.2003 N 5 "Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году" (далее - Разъяснение N 5), согласно которому в среднем заработке учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет ФСС РФ. При этом в письме ФСС РФ от 17.02.2004 N 02-18/07-1034 "Об исчислении пособий педагогическим и медицинским работникам, а также работникам, не получающим полного оклада (ставки)" сообщается, что при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам педагогическим и медицинским работникам, а также работникам, не получающим по основной работе полного должностного оклада (тарифной ставки), учитывается весь заработок по месту основной работы, включая заработную плату за работу, осуществляемую на условиях внутреннего совместительства.

Как отмечено в письме ФСС РФ от 23.01.2006 N 02-18/07-541, в 2006 году сохраняется действующий с 2004 года порядок исчисления среднего заработка для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Данная норма закреплена в ст. 2 Закона N 180-ФЗ, а именно: пособие по временной нетрудоспособности, а также пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляются из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату вышеуказанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

В связи с тем что выплата вышеуказанных пособий осуществляется работодателем в соответствии с п. 100 Положения N 13-6 по основному месту работы, то пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется в 2006 году из фактического заработка застрахованного лица по основному месту работы с учетом заработка, полученного работником на условиях внутреннего совместительства. В таком же порядке исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам медицинским и педагогическим работникам, работникам, не получающим по основной должности полного должностного оклада.

Лица, работающие в садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативах (товариществах) на основании трудового договора, а также члены профсоюза, имеющие трудовые отношения с профсоюзной организацией, подлежат обеспечению пособиями по обязательному социальному страхованию на общих основаниях.

Согласно письму ФСС РФ от 23.09.2004 N 02-18/07-6474 "О подпунктах 8 и 14 пункта 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации" выплаты, осуществляемые в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, учитываются в среднем заработке при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, если эти выплаты являются заработной платой, выданной в неденежной форме.

На основании анализа законодательных актов рекомендуем следующий алгоритм расчета пособий.

1. Определить, имеет работник право на расчет пособия по временной нетрудоспособности из среднего заработка или это пособие не должно превышать за полный календарный месяц 1 МРОТ.

Если работник в течение расчетного периода (12 календарных месяцев) фактически проработал менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц установленного федеральным законом МРОТ; трехмесячный период фактической работы определяется в календарных днях (часть 3 ст. 3 Закона N 180-ФЗ).

При этом если работник работал непрерывно, работодателю следует руководствоваться ст. 14 ТК РФ, в соответствии с которой сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца срока. Например, для работника, принятого на работу 15 января 2006 года, трехмесячный период непрерывной фактической работы истек 15 апреля 2006 года, то есть начиная с 15 апреля 2006 года работник получил право на исчисление пособия по общим правилам.

Если период фактической работы определяется путем суммирования отдельных периодов работы, то вышеуказанные периоды также устанавливаются в календарных днях. В этом случае работник приобретает право на расчет пособия по общим правилам по истечении 90 календарных дней в общей сложности. Например, работник был принят на работу с 15 января 2006 года и не работал в связи с предоставленным ему учебным отпуском со 2 по 25 февраля 2006 года. Поскольку вышеуказанный период (со 2 по 25 февраля 2006 года) при определении периода фактической работы не учитывался, трехмесячный период фактической работы должен был определяться путем суммирования отдельных периодов - до 2 февраля 2006 года и после 25 февраля 2006 года. Период фактической работы у данного работодателя до учебного отпуска составит 18 календарных дней. В связи с этим для приобретения права на расчет пособия по временной нетрудоспособности по общим правилам после окончания учебного отпуска работник должен проработать еще 72 календарных дня (90 дн. - 18 дн.) (п. 3 письма ФСС РФ от 25.02.2004 N 02-18/07-1202 "Ответы на вопросы по применению нового порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам").

В соответствие с Разъяснением N 5 при определении периода фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не учитываются периоды , в течение которых работник фактически не работал, а именно:

Работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

Работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

Работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

Работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

Работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам включается время , в течение которого работник фактически работал, и за ним сохранялась средняя заработная плата в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:

При направлении в служебные командировки;

При переводе на нижеоплачиваемую работу.

Если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, то при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров; при этом справки с предыдущего места работы не требуется (п. 4 письма ФСС РФ от 25.02.2004 N 02-18/07-1202).

Таким образом, все время трудовых отношений с предыдущим работодателем считается фактически отработанным.

Пример.

Кузнецова С.В. проработала в организации А с 3 января 2004 года по 31 сентября 2005 года (последний год работы она была в отпуске по уходу за ребенком). Затем месяц она не работала. С 1 декабря 2005 года Кузнецова С.В. поступила на работу в организацию Б и 12 января 2006 года заболела. В соответствии с вышеприведенными правилами и несмотря на то что стаж прервался (перерыв в работе более трех недель), пособие по временной нетрудоспособности рассчитано исходя из среднего заработка, так как с учетом записи в трудовой книжке Кузнецова С.В. фактически отработала более трех месяцев. В данном случае средний дневной заработок должен был быть рассчитан путем деления суммы фактически начисленной за декабрь заработной платы на число фактически отработанных в декабре дней.

2. Определить средний дневной заработок работника (при условии, что работник фактически отработал в расчетном периоде более трех месяцев).

Если работник в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически три месяца и более, расчетный период в конкретной ситуации определяется в порядке, установленном п. 4, 5, 6 и 7 Положения N 213.

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы:

А) если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Б) если работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

в) если работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

Г) если работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

Д) если работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

Е) если работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Ж) если работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если работник не имел за расчетный период фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с п. 4 Положения N 213, то средний заработок работника определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному.

Если работник не имел за расчетный период и до расчетного периода фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, то его средний заработок устанавливается исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.

Если работник за расчетной период не имел до расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней в организации, то его средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения.

Средний дневной заработок работника определяется в порядке, установленном п. 8 Положения N 213, путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Средний часовой заработок работника при суммированном учете рабочего времени определяется в порядке, установленном п. 13 Положения N 213, путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

В связи с изменением порядка финансирования пособий по временной нетрудоспособности, если в организации установлен суммированный учет рабочего времени, то согласно п. 2 письма ФСС РФ от 15.02.2005 N 02-18/07-1243 за счет работодателя подлежат оплате часы, предусмотренные графиком работы и пропущенные работником за первые два календарных дня нетрудоспособности.

Премии и вознаграждения при расчете среднего заработка учитываются в порядке, установленном п. 14 Положения N 213:

Ежемесячные премии и вознаграждения - не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода;

Премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;

Вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, - в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.

Если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с п. 4 Положения N 213, то премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетный период (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц).

Обращаем внимание читателей на то, что если работодатель решит повысить оклад работнице перед ее уходом в декретный отпуск, то ему следует быть готовым доказать, что повышение заработной платы было обоснованным, например с целью удержать квалифицированного специалиста. В противном случае работники ФСС РФ могут решить, что пособие по беременности и родам выплачено необоснованно и соответственно откажут работодателю в возмещении расходов по выплате пособия в счет ЕСН.

Кроме того, может быть признано неправомерным возмещение за счет средств ФСС РФ пособия по беременности и родам в случае оформления сотрудницы на работу непосредственно перед наступлением страхового случая, а также отсутствия прибыли у работодателя в данный период (вследствие того, что хозяйственная деятельность не ведется) и выплаты пособия за счет заемных средств.

3 . Определить средний дневной заработок работника с учетом непрерывного трудового стажа

В соответствии с длительность непрерывного трудового стажа, оказывающая влияние на право получения пособия по временной нетрудоспособности и его размер, учитывается только до 1 января 2007 года.

Порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от непрерывности стажа регламентируется п. 30 Положения N 13-6, а также п. 25 Постановления N 191, которое применяется в части, не противоречащей ТК РФ, вступившему в силу с 1 февраля 2002 года, впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности (ст. 183 и 423 ТК РФ).

Непрерывный трудовой стаж устанавливается в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252 (далее - Правила N 252). Поскольку с 1991 года изменения в Правила N 252 не вносились, то они должны применяться с учетом принятых впоследствии законодательных актов Российской Федерации и международных договоров с участием Российской Федерации.

Непрерывный стаж работника определяется по продолжительности последней непрерывной работы в данной организации. При переводе с одной работы на другую непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превышает одного месяца. При увольнении работника по собственному желанию без уважительных причин непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превышает трех недель.

Пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания, выдается в размере 100% заработка:

Рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж восемь и более лет;

Рабочим и служащим, имеющим на своем иждивении трех или более детей, не достигших 16 (учащиеся - 18) лет. Настоящее правило не распространяется на рабочих и служащих, у которых непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособия в размере полного заработка, не сохранился в связи с увольнением в течение последних восьми лет работы вследствие нарушений трудовой дисциплины;

Рабочим и служащим, у которых временная нетрудоспособность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга;

Работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также принимавшим в 1986-1989 годах участие в работе по ликвидации последствий этой аварии в пределах зоны отчуждения или занятым в вышеуказанный период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

Работающим инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;

Работникам, не достигшим 18 лет, проживающим в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы или эвакуированным и переселенным из зон радиоактивного загрязнения, при заболевании кроветворных органов (острые лейкозы), щитовидной железы (аденомы, рак), злокачественными опухолями;

По уходу за больными детьми в возрасте до 14 лет, проживающими в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы или эвакуированными и переселенными из зон радиоактивного загрязнения.

80 % заработка:

Рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж от пяти до восьми лет;

Рабочим и служащим из числа круглых сирот, не достигших 21 года, имеющим непрерывный трудовой стаж до пяти лет.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 60 % заработка:

Рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж до пяти лет.

Особый порядок определения размера выплачиваемых пособий установлен:

Работающим инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным в отношении льгот к инвалидам Великой Отечественной войны. Во всех случаях временной нетрудоспособности им выдается пособие в размере 100 % заработка.

При заболевании, связанном с поствакцинальным осложнением. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100 % заработка независимо от непрерывного стажа работы.

Для случаев ухода за ребенком, не достигшим 14 лет, за период с восьмого по четырнадцатый календарный день, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - с одиннадцатого по четырнадцатый календарный день. Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 50 % заработка независимо от непрерывного трудового стажа.

Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до трех лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также пособие на период санаторного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет выдаются в зависимости от непрерывного стажа. Размер пособия с восьмого или одиннадцатого дня не уменьшается.

При уходе за здоровым ребенком в возрасте до трех лет или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет на период болезни матери пособие по временной нетрудоспособности выдается лицу, осуществляющему уход, на весь период, в течение которого мать не может ухаживать за ребенком с учетом непрерывного стажа без снижения размера пособия с восьмого или одиннадцатого дня;

Пособие по уходу за несовершеннолетним членом семьи, заболевание которого связано с поствакцинальным осложнением, выплачивается одному из родителей или иному законному представителю за все время болезни в размере 100 % заработка независимо от непрерывного стажа работы;

В соответствии со ст. 24 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.

Обращаем внимание читателей, что с 1 января 2007 года утрачивают силу положения п. 1 Правил N 252 в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как противоречащие Конституции Российской Федерации в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2006 N 16-О.

4. Определить максимальный размер дневного пособия

В соответствии с частью первой ст. 3 Закона N 180-ФЗ максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам за полный календарный месяц с 1 января 2006 года увеличен с 12 480 руб. до 15 000 руб.

Согласно части второй ст. 3 Закона N 180-ФЗ в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам определяется с учетом этих коэффициентов.

При этом поскольку максимальная величина дневного (часового) пособия устанавливается в каждом месяце нетрудоспособности (письмо ФСС РФ от 18.02.2002 N 02-18/05-1136), то по страховым случаям, наступившим в 2005 году и продолжающимся в 2006 году, выплата пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам по 31 декабря 2005 года должна была производиться с учетом ограничения пособия максимальным размером пособия в сумме 12 480 руб., а с 1 января 2006 года - в сумме 15 000 руб.

Такой порядок расчета пособия приведен в п. 2 письма ФСС РФ "О статьях 7 и 8 Федерального закона “О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год”".

5. Определить размер пособия

Пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается путем умножения меньшей из сумм, полученных в п. 3 и п. 4 предлагаемого порядка расчета, на количество рабочих дней, пропущенных в результате нетрудоспособности.

Итак, расчет пособий производится следующим образом:

Рассчитывается среднедневное пособие, исходя из фактического заработка работника с учетом непрерывного стажа;

Рассчитывается максимальный размер среднедневного пособия, исходя из суммы максимального пособия (15 000 руб. : число рабочих дней в месяце нетрудоспособности);

Рассчитывается величина пособия путем умножения меньшей из вышеназванных сумм на количество рабочих дней, пропущенных в результате нетрудоспособности.

Данный порядок применяется при расчете пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам.

Согласно ст. 5 Закона N 180-ФЗ за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оплачиваются расходы на посторонний специальный медицинский уход за застрахованным лицом в размере 900 руб. в месяц и расходы на посторонний бытовой уход за застрахованным лицом в размере 225 руб. в месяц.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры ежемесячных расходов на посторонний специальный медицинский уход и посторонний бытовой уход за застрахованным лицом определяются с учетом этих коэффициентов.

Статьей 9 Закона N 125-ФЗ определен порядок исчисления и размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 % его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности.

Размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренный ст. 11 Закона N 125-ФЗ, устанавливается в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица исходя из максимальной суммы 46 900 руб.

В случае смерти застрахованного лица единовременная страховая выплата устанавливается в размере 46 900 руб.

(Окончание следует)


Под временной нетрудоспособностью понимается временная утрата трудоспособности работника, а также невозможность выполнять работу в связи с уходом за больным членом семьи, карантином и др. При временной нетрудоспособности работник освобождается от работы и ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
Обеспечение работников пособиями по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:
  • утраты трудоспособности вследствие заболеваний или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности;
  • необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
  • при карантине;
  • осуществления в установленном порядке протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
  • долечивания в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечении;
Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный работнику листок нетрудоспособности. Другие документы не могу служить основанием для выплаты пособия.
Пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачиваются за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств ФСС РФ.
Такой порядок выплаты пособия применяется только на случай заболевания или травмы самого работника. В таком же порядке выплачивается пособие по временной нетрудоспособности вследствие бытовой травмы, то есть первые два дня нетрудоспособности за счет средств работодателя, с третьего дня - за счет средств Фонда.
В случае временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным членом семьи или ребенком, при карантине, при протезировании, при искусственном прерывания беременности, отпуске по беременности и родам, пособие выплачивается с первого дня нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
За весь период временной нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности должно быть исчислено работнику с учетом общего трудового стажа работника и продолжительности периода выплаты пособия.
В настоящее время размер пособия зависит от продолжительности общего трудового стажа работника:
  • до 5 лет - 60 процентов заработка;
  • от 5 до 8 лет - 80 процентов заработка;
  • от 8 лет и свыше - 100 процентов фактического заработка.
В соответствие с законодательными нормативными актами в 2007 г. размер пособия не может превышать 16 125 рублей за полный календарный месяц (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Если работник имеет общий трудовой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный месяц минимальный размер оплаты труда, установленного федеральным законом.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяются с учетом этих коэффициентов.
В случаях, установленных законами Российской Федерации,
федеральными законами, финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых для этих целей ФСС РФ (пособие по временной нетрудоспособности работникам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и др.)

Еще по теме §3. Пособия и выплаты по обязательному социальному страхованию Пособия по временной нетрудоспособности:

  1. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ГРАЖДАНАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию»