Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование.

В нашей стране все граждане, независимо от стажа работы и уровня дохода, получают материальное обеспечение по возрасту. Пенсионная система все еще находится в стадии разработки.

Ежегодно в существующие законы вносятся изменения и уточнения, меняется порядок начисления пенсий и возраст выхода на заслуженный отдых, однако неизменным остается обязательное государственное пенсионное страхование, как гарантия будущей материальной поддержки от государства.

Под обязательным пенсионным страхованием понимается целый комплекс действий и средств, которые осуществляет государство для того, чтобы компенсировать людям, утратившим трудоспособность, их доход, получаемый ранее. , который определяет общий порядок страхования и все основные его положения, назначает участниками данной системы трех субъектов:

  • человек, имеющий доход, работающий на страхователя, считается застрахованным лицом . Им может быть не только гражданин России, но и постоянно или временно проживающий на территории нашей страны иностранный гражданин или человек без гражданства, если выплата пенсии полагается им по закону;
  • страхователь – работодатель застрахованного лица, выплачивающий ежегодно взносы в Пенсионный фонд;
  • страховщик – организация, выплачивающая застрахованному средства в случае наступления нетрудоспособности по возрасту или по иным причинам, установленным законом.

По «Об обязательном пенсионном страховании» гарантом выполнения пенсионной программы является государство в лице федерального Пенсионного фонда России. В его ведении находятся все средства, поступающие от страхователей. В регионах действуют местные подразделения государственного фонда, подчиняющиеся федеральному.

Права и обязанности участников пенсионного страхования

Страховщиками, по выбору застрахованного лица, могут выступать ПФР и негосударственные пенсионные фонды. Все права и обязанности страховщика отражены также в . Страховщик может осуществлять проверку работодателей, требовать от них устранения неточностей; запросить информацию о страхователе в налоговой инспекции; имеет право распоряжаться средствами фонда.

В свою очередь его обязанностями, по закону, являются формирование тарифов страховых взносов и их обоснование, проверка всех поступающих сведений и документов, назначение (и перерасчет) и выплата пенсионного обеспечения гражданам при наступлении страхового случая.

Страхователь

Работодатель должен переводить средства в ПФР в размере установленного тарифа, а также по требованию ПФ предоставлять все необходимые документы. Он имеет право участвовать в управлении страхованием, получать информацию от страховщика о сумме выплаченных взносов. В случае необходимости может обратиться в суд для защиты своих прав.

Застрахованное лицо

Для того чтобы начать получать государственное пособие, гражданин должен передать в Пенсионный фонд свои документы. Кроме этого, закон № 167-ФЗ обязывает его извещать страховщика о любых изменениях в жизни, которые могут повлиять на размер выплат, сроки начисления или порядок.

Застрахованный может получать все сведения о состоянии своего лицевого счета по первому требованию; по закону, он имеет право на получение пенсии при наступлении страхового случая, а при не соблюдении его прав – подать иск в суд на страхователя или страховщика.

Структура обязательного пенсионного страхования

Все официально работающие граждане, имеющие «белую» зарплату, из которой производятся отчисления в государственный бюджет, зарегистрированы в системе ОПС, имеют свой лицевой счет и документ, подтверждающий их регистрацию. Это свидетельство о государственном пенсионном страховании, в котором обязательно отражается и страховой номер индивидуального лицевого счета (). Именно по этому номеру можно в базе данных ПФР найти сведения о взносах и своих накоплениях, из которых в будущем будет сформирована пенсия. Получить свидетельство можно, обратившись в отделение ПФР по месту жительства.

Работодатель ежемесячно перечисляет в Фонд социального страхования средства в размере 22% от годового дохода застрахованного лица.

По , из этих взносов 6% направляются на формирование накопительной части пенсии, а 16 % – на страховую ее часть.

Эти деньги идут на выплату пенсии сегодняшним пенсионерам, и в будущем будут формировать базовую часть пенсии самого застрахованного. Государство ежегодно производит индексацию базовой части страховой пенсии с учетом инфляции.

Важно! Накопительная часть пенсии не индексируется государством. Убыточность или, наоборот, прибыльность фонда, выбранного застрахованным, будет зависеть от грамотного инвестирования средств членов фонда и от многих других факторов.

С 2016 года граждане, только начинающие свою трудовую деятельность, в течение первых 5 лет могут выбрать способ формирования будущей пенсии: отправлять все выплаты только на формирование страховой части или перевести часть средств на накопительную.

Договор обязательного пенсионного страхования

Для того чтобы в будущем иметь возможность воспользоваться своей накопительной частью пенсии, нужно заключить договор обязательного пенсионного страхования между или управляющей компанией.

Он имеет единый образец, утвержденный правительством. Составляют такое соглашение в трех экземплярах: один остается у застрахованного, второй и третий передается в Пенсионный фонд России. В нем обязательно должны быть отражены следующие моменты:

  • информация о застрахованном лице, его паспортные данные, адрес и т. д.;
  • реквизиты страховщика;
  • права и обязанности каждой из сторон;
  • срок действия договора;
  • ответственность, которая возлагается на каждую из сторон за несоблюдение условия договора;
  • порядок учета поступивших средств и их вложения в инвестиционные проекты;
  • условия выплаты накопительной пенсии и порядок выплат;
  • условия досрочного прекращения договора или внесения изменений и дополнений в него;
  • реквизиты обеих сторон.

Для оформления соглашения от застрахованного потребуется только паспорт и СНИЛС.

Образец договора обязательного пенсионного страхования с НПФ “Согласие”:

В договоре заранее оговариваются и условия выплаты накопительной части правопреемнику застрахованного лица, если тот скончается до выхода на пенсию. Этот пункт можно и опустить, тогда наследники будут определяться на общих юридических основаниях.

Обо всех изменениях, влияющих на размер будущей пенсии и условия ее выплаты, нужно сообщать не только в свое отделение ПФР, но и страховщику, с которым заключен договор ОПС.

При котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также других нормативных актов.

Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

  1. размера внесенных страховых взносов;
  2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
  3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
  4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

  • РФ (через ВЭБ);
  • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
  • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

Для лиц 1966 г. р. и старше

Для лиц 1967 г. р. и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

2005 — 2007 г.

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

Корпоративные пенсионные программы

С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

Функции пенсионной схемы:

  • условия и порядок внесения взносов;
  • условия распределения инвестиционного дохода;
  • возможности выкупных сумм;
  • правила наследования;
  • уровень доходности;
  • формирование и расходование пенсионного резерва.

Пенсионные схемы могут быть двух видов:

  • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
  • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

  • тарифного разряда работника (тарифная программа);
  • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
  • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

Согласно ст. 213, 236 и 255 РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

Среднемесячная заработная плата, руб.

Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

Численность пенсионеров, млн чел.

Дефицит ПФР. млн руб.

Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

Доходная масть

Расходная часть

Сальдо бюджета

Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

Намечаемые изменения

планируется

планируется

62 года (2018 г.)

Германия

67 лет (к 2029 г.)

ОПС - комплекс мер, организованных государством в правовой и экономической сферах, направленных на возмещение гражданам части заработка после их выхода на заслуженный отдых .

Другими словами, в России пенсионное обеспечение гарантировано. Каждому из нас предстоит формировать свои пенсионные права и свою будущую выплату в этой системе. Выплата денежных средств от государства осуществляется после наступления страхового случая , а именно:

Граждане - участники системы ОПС являются застрахованными лицами . К ним относятся также работодатели, уплачивающие страховые взносы за своих сотрудников. Главной фигурой выступает сам ПФР, контролирующий и управляющий пенсионными денежными средствами.

Основы ОПС регулируются законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. В данном документе отражены права и обязанности всех участников системы, определены принципы формирования бюджета ПФР и расходования его денежных средств, утверждены правила уплаты страховых платежей.

Индивидуальный (персонифицированный) учет

Основой формирования будущей пенсии в системе ОПС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателем за работника на протяжении его трудовой деятельности. Этот страховой принцип действует в нашей стране с 2002 года.

Стать участником системы ОПС просто: для этого необходимо зарегистрироваться в системе персонифицированного учета.

Система такого учета появилась в России в 1997 году. С ее созданием изменилось качество управления средствами ПФР и была упрощена процедура назначения выплат.

Принципы организации индивидуального учета отражены в законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. Он позволяет :

  • регистрировать основные данные застрахованного лица;
  • отмечать поступления страховых платежей от работодателей;
  • фиксировать данные о месте работы и периоде трудовой деятельности (включая сведения о занятости по совместительству);
  • определять количество накопленных баллов для расчета будущей пенсии;
  • самостоятельно контролировать состояние своего лицевого счета.

Специалисты ПФР осуществляют регистрацию всех российских граждан, даже детей и подростков, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Результатом регистрирования является открытие для гражданина индивидуального лицевого счета и присвоение ему уникального номера - СНИЛС.

Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд

Для страхователей законодательно определен порядок уплаты страховых платежей в ПФР - каждый месяц не позднее 15 числа , следующего за отчетным. Данный срок может быть перенесен только в случае, если это число выпадает на выходной или праздничный день. Тогда последним днем уплаты взносов будет считаться ближайший к нему рабочий день.

При начислении взносов на ОПС определена предельная величина заработной платы, с которой происходит оплата. Если доход превышает данную величину, то предусмотрены еще 10% тарифа. При исчислении же платежей по дополнительному тарифу при наличии льготных рабочих мест ограничение базы не действует.

Кроме того, ежеквартально работодатель предоставляет единую форму отчетности :

  • не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, для подачи в бумажном виде;
  • не позднее 20 числа второго месяца - для подачи в электронном виде (в организациях с численностью сотрудников более 25 человек используется электронно-цифровая подпись).

С 1 апреля 2016 года введена дополнительная ежемесячная форма отчетности для выявления факта работы застрахованных лиц и проведения своевременного перерасчета их пенсии.

Неуплата страховых взносов в полном объеме или некоторой их части является нарушением прямой обязанности страхователя и влечет за собой наложение штрафа .

Тариф страховых взносов в 2018 году

Тариф платежей в ПФР на обязательное страхование в 2018 году составляет 22% . Предельная заработная плата для исчисления взносов на настоящий момент равна 1021000 рублей .

По-прежнему дополнительный тариф для страхователей, имеющих льготные рабочие места, составляет в 2018 году:

  • по Списку №1 - 9%;
  • по Списку №2 и «малым спискам» - 6%.

Если же страхователь провел аттестацию рабочих мест, то по ее результатам устанавливается определенный класс условий труда и размер дополнительных тарифов страховых взносов.

В 2018 году изменился порядок перечисления средств по ОПС, в связи с передачей полномочий по учету пенсионных взносов Федеральной Налоговой службе (ФНС). В связи с этим страхователи сами за себя (ИП, адвокаты и др.) перечисляют страховые взносы в фиксированном размере - 26 545 рублей в текущем году. Ранее суммы взносов рассчитывалась, как 26% от годового МРОТ.

С начала 2016 года изменились коды бюджетной классификации для уплаты страховых платежей индивидуальными предпринимателями, а по пеням и процентам - для всех категорий плательщиков.

Бюджет Пенсионного фонда РФ: за счет чего формируется и на что расходуется

ПФР является самостоятельным внебюджетным фондом , его денежные средства не включены в состав федерального бюджета и расходуются только на выполнение пенсионных обязательств.

При составлении бюджета на финансовый год главным является принцип сбалансированности доходов и расходов. Данный документ утверждается Президентом РФ по представлению Правительства.

Формирование бюджета ПФР осуществляется за счет:

  • страховых платежей, пеней и штрафов;
  • межбюджетной финансовой помощи из федерального бюджета;
  • прибыли от вложения временно свободных денежных средств;
  • добровольных взносов от физических и юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений тех лиц, которым назначена срочная выплата.

Средства ПФР имеют целевое назначение . В случае необходимости осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом на определенный финансовый год, вносятся поправки в соответствующий бюджет согласно закону. Основными целями расходования средств бюджета ПФР являются:

  • выплата страховой и накопительной пенсии;
  • доставка пенсионных сумм;
  • финансовое обеспечение текущей деятельности ПФР;
  • уплата взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений.

Расходы ПФР могут и превышать имеющиеся средства, что наблюдается в последние годы. Происходит это в том числе по причине неуплаты начисленных страховых взносов работодателями. Для компенсации таких расходов производятся дотации из бюджета РФ для покрытия дефицита.

Каждый гражданин рано или поздно теряет свою работоспособность. Для одних граждан этот период наступает в связи с заболеванием, инвалидностью и т. д., большинство же сталкивается с такой ситуацией в старости. Компенсировать утраченные доходы в связи с невозможностью трудиться призвано пенсионное страхование и обеспечение в Российской Федерации.

Как устроена пенсионная система в РФ и какие гарантии она дает гражданам? Какие виды пенсионного обеспечения существуют? На эти и другие вопросы мы постараемся подробно ответить в данной статье.

Каким образом устроено пенсионное страхование в РФ?

Страхование пенсии является гарантией того, что человек, прекративший трудовую деятельность по каким-либо веским причинам (по старости, по инвалидности, по потере кормильца), не останется без средств для существования и сможет получить обеспечение хотя бы в минимальном размере. Регламентируется это право Конституцией РФ, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001, Федеральным законом «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 и Федеральным законом «О накопительных пенсиях в РФ» от 28.12.2013.

Пенсионное страхование – система, согласно которой осуществляется долгосрочное страхование человеком собственной жизни. Тот, кто является страхователем, производит регулярные денежные взносы, а тот, кто выступает страховщиком, обязуется обеспечить застрахованному ежемесячную выплату пенсии – по старости, в связи с нетрудоспособностью (полной или частичной), утратой кормильцев и т. д. Из приведенного определения очевидно, что пенсионное страхование отличается наличием таких участников системы, как страховщик, страхователь и застрахованный.

Страховщики

Страховщиками выступают пенсионные фонды – государственный (Пенсионный фонд РФ) и негосударственные. Первый состоит из сети региональных отделений, объединенных в целостную систему. Вторые же являются частными организациями, но функционируют в рамках федерального законодательства и, независимо от своего статуса, имеют такие же обязанности перед застрахованными, как и ПФР.

Страхователи

Страхователями могут выступать как физические лица непосредственно, так и индивидуальные предприниматели и организации. Их функция в этой системе – произведение регулярных отчислений в вышеуказанные фонды.

Застрахованные

Застрахованными лицами являются те, кому по законодательству в пределах РФ полагается пенсионное обеспечение. В некоторых случаях страхователь и застрахованный могут быть одним и тем же субъектом. Для каждого участника пенсионное страхование предусматривает наличие перечня определенных прав и обязанностей. К гарантиям, которые обеспечивает пенсионное страхование для застрахованных лиц, относятся:

  • систематическая и своевременная денежная выплата в сумме, не меньшей, чем положенная;
  • отстаивание личных прав в судебном порядке;
  • получение интересующей информации относительно отчислений в ПФР, а также порядка выплаты пенсии.

При этом каждый застрахованный обязан предъявить пакет достоверных официальных бумаг, необходимых для оформления пенсии, и в срок извещать страховщика о каких-либо обстоятельствах, способных повлечь за собой изменения в сумме и порядке выплаты взносов и пенсии.

Виды пенсионного обеспечения

Пенсионное страхование состоит из двух разновидностей – обязательного и добровольного. Первый вид является государственным, а второй – негосударственным.

Обязательное государственное пенсионное страхование (ОПС) регламентируется федеральными нормативно-правовыми актами и распространяется на всех проживающих на территории государства людей – граждан РФ, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. ОПС осуществляется на нескольких основаниях. В зависимости от этого в РФ разработана и классификация разновидностей пенсий: по старости, в связи с инвалидностью, из-за утраты кормильца, в связи с наличием выслуги на протяжении определенного количества лет, социальные пенсии. На размер выплат при обязательном страховании влияют следующие факторы:

  • длительность страхового стажа;
  • размер зарплаты;
  • степень ограниченности работоспособности человека;
  • длительность трудового стажа.

Средства, которые используются для государственного пенсионного обеспечения, являются финансовыми поступлениями, регулярно получаемыми ПФР от страхователей. Добровольное пенсионное страхование (ДПС) позволяет гражданам расширить свои возможности в отношении размеров пенсий, а также условий, обеспечивающих их получение. После заключения договора со страховой компанией о ДПС у человека появляется право на дополнительные выплаты к той пенсии, которая выплачивается государством. Но ДПС не может использоваться в качестве альтернативы ОПС. На размер выплат при добровольном страховании влияют такие факторы, как:

  • возраст застрахованного;
  • сумма страховых взносов;
  • длительность периода накопления;
  • половая принадлежность застрахованного.

ДПС предусматривает, что для выплаты негосударственной пенсии используются финансы, которые поступают к страховщику от страхователя одноразово или регулярно. Основанием для этого служит не закон, как при ОПС, а подписанный между указанными сторонами договор.

Пенсионное страхование: особенности и порядок осуществления

Чтобы получать пенсионное обеспечение согласно системе ОПС, с каждого застрахованного лица взимаются регулярные отчисления в ПФР, составляющие 22% от дохода работающего гражданина. Налог уплачивается со всех видов доходов работника – непосредственно зарплаты, премии, прочих финансовых поощрений. В свою очередь, не подлежат налогообложению те выплаты, которые относятся к категории социальных компенсаций (дотация, пособие, добровольное пожертвование, волонтерский сбор и т. д.). Государственная система ОПС предусматривает ежемесячную выплату пенсии.

Заключая договор с негосударственным пенсионным фондом в рамках системы ДПС, человек получает право самостоятельно выбрать, в каком размере он будет перечислять страховые взносы и с какой периодичностью. При этом он имеет возможность предпочесть наиболее подходящую для него страховую программу, указать сумму и желаемые сроки выплаты пенсии.

Добровольное пенсионное страхование обеспечивает для каждого гражданина право самостоятельно выбрать частный пенсионный фонд для сотрудничества и изменить его при желании, если данная организация его не устроила. С этой целью нужно составить заявление и подписать договор с другой страховой компанией. Процедура перехода возможна в период с 1 сентября до 31 декабря. Но существует одно исключение: законом запрещено расторгать соглашение со страховщиком тем лицам, которым до пенсионного возраста осталось пять или менее лет. При смерти застрахованного по системе ДПС право на его пенсию получают правопреемники.

Современное пенсионное страхование в РФ позволяет предотвратить возможные сложности с финансовым обеспечением людей при потере работоспособности. Поэтому все большее число жителей государства предпочитает пользоваться гарантиями не только обязательного, но и добровольного страхования, выбирая оптимальные для себя условия договора с частными пенсионными фондами.

Работодатель – главный плательщик взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы в Пенсионный фонд России уплачиваются из заработной платы, а также других видов вознаграждений, начисленных в пользу работников. Благодаря аккумулированным средствам фонда удается перечислять пенсионные выплаты тем, кто уже вышел на пенсию и формировать базу для предстоящих выплат.

Пенсионный фонд РФ выполняет функции администратора по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Взносы в ПФР перечисляют:

  1. Лица и организации, которые выплачивают гражданам заработную плату, а также иные вознаграждения.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Физлица (не ИП).
  4. Самозанятые граждане, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие.

Обязательное пенсионное и медицинское страхование

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.

Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.

Свидетельство обязательного пенсионного страхования

Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.

Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.

Система обязательного пенсионного страхования

Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.

Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.

Уплата обязательного пенсионного страхования

Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ об обязательном пенсионном страховании

ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

Фонд обязательного пенсионного страхования

Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.

В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).

Как заключить договор об ОПС?

Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

За работу системы обязательного пенсионного страхования отвечают страховщики. К этой категории в РФ относят государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Среди субъектов обязательного пенсионного страхования также значатся страхователи. Эта категория лиц, которые выплачивают взносы в пользу работающих граждан РФ. К страхователям относят индивидуальных предпринимателей, организации и физические лица.

Обязанности страховщика

Перечень обязанностей страховщика достаточно широк:

  1. Разработка размера тарифов для уплаты страховых взносов. А также обоснование предлагаемых данных.
  2. Своевременная выплата трудовых пенсий.
  3. Назначение и пересчет сумм страхового обеспечения, в соответствии с данными персонифицированного учета и нормами законодательства.
  4. Контроль над поступающими документами, на основании которых насчитываются пенсии. В том числе и для льготных категорий граждан.
  5. Проектирование и контроль исполнения бюджета ПФР.
  6. Целевое использование аккумулированных средств.
  7. Предоставление гражданам, общественным и государственным организациям необходимой информации о работе Пенсионного фонда.
  8. Учет поступающих средств и регистрация страхователей.

Обязанности страхователя

В обязанности страхователя входит:

  1. Получение оригиналов и дубликатов страховых свидетельств с последующей передачей документов застрахованным лицам. Свидетельства выдаются всем, кто работает в компании на основе гражданско-правового или трудового договора.
  2. Передача застрахованным лицам копий документов, направленных в местное отделение ПФР. Информация передается лицам, работающим в организации на основании гражданско-правового или трудового договора. В ПФР соответствующая информация требуется для персонифицированного учета и включения в индивидуальный лицевой счет.
  3. Проконтролировать, насколько реквизиты в выданном страховом свидетельстве соответствуют документам, удостоверяющим личность нанятого сотрудника.

Обязанности застрахованных лиц

В обязанности застрахованных лиц входит:

  1. Прохождение регистрации в Пенсионном Фонде РФ.
  2. Получение, надежное хранение и предъявление по требованию свидетельства ОПС.
  3. Если сведения, которые содержатся в индивидуальном лицевом счете изменились, следует обратиться в ПФР с соответствующим заявлением.
  4. При утрате свидетельства направить в ПФР все документы, необходимые для подтверждения информации по лицевому счету.
  5. Другие обязательные действия в соответствии с нормами федерального законодательства.