Судебные споры об обязательном пенсионном страховании. Система обязательного пенсионного страхования

67 22.05.2019 7 мин.

В настоящее время страхование в России динамично развивается, ежегодно внедряясь в новые сферы деятельности граждан. В том числе развитию страхования способствует российское законодательство, которое предусматривает определенные виды обязательного страхования для граждан. К одному из таких направлений относится пенсионное страхование, которое входит в перечень обязательных сфер.

Общие положения

Данный закон вступил в силу в конце 2001 года, и с этого момента он действует по настоящий день с учетом некоторых поправок и изменений.

Порядок и контроль над организацией обязательного страхования возложен на государственные федеральные органы.

Участники правоотношений

Статьей 4 настоящего закона определены 3 вида участников пенсионного страхования. К ним относятся:

  • страхователи;
  • страховщики;
  • застрахованные лица.

Страховщиком выступает государственный орган, со всеми его отделениями по всей России. Это Пенсионный Фонд. А государство несет субсидиарную ответственность по его обязательствам. Деятельность ПФР регулируется данным законом.

Также к страховщикам относятся и негосударственные пенсионные фонды, которые осуществляют роль накопителей страховых взносов по индивидуальным вкладам граждан. А также в дальнейшем они обязаны осуществлять выплаты при наступлении страховых случаев.

В качестве страхователей выступают те лица, которые делают страховые отчисления за застрахованных лиц. К ним могут относиться:

  • физические граждане;
  • индивидуальные предприниматели;
  • организации;
  • люди, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты).

Если гражданин относится одновременно к нескольким категориям, то он должен оплачивать страховые взносы по каждой категории.

Застрахованными лицами являются непосредственно те граждане, которые будут получать компенсацию дохода, в установленных случаях нетрудоспособности. К ним могут относиться российские граждане, а также иные лица, независимо от их гражданства, пребывающие на территории России на законных основаниях.

К ним относятся также следующие лица:

  • трудоустроенные лица;
  • лица, работающие по гражданско-правовым договорам;
  • авторы;
  • индивидуальные предприниматели и граждане, занимающиеся частной практикой;
  • члены крестьянских фермерств;
  • священнослужители;
  • лица, работающие за пределами РФ, но производящие регулярные отчисления в ПФР;
  • народы Крайнего Севера;
  • некоторые иные лица, установленные законодательством.

Данные категории людей страхуются от наступления страхового риска. Под которым понимается утрата заработка или иного дохода в определенных случаях. Страховыми случаями являются следующие обстоятельства:

  • потеря кормильца;
  • достижение установленного пенсионного возраста;
  • получение инвалидности.

При наступлении данных обстоятельств застрахованные лица могут рассчитывать на следующее страховое обеспечение:

  1. Единовременная выплата пенсии.
  2. Срочная выплата пенсии.
  3. Ежемесячное получение накопительной части пенсии.
  4. Страховая пенсия по старости, по инвалидности или по потере кормильца.
  5. Фиксированная выплата к страховой части пенсионного обеспечения.
  6. Пособие на погребение умершего пенсионера.
  7. Выплата пенсионных накоплений правопреемникам умершего пенсионера.

Все эти выплаты осуществляются за счет средств ПФР, а также иных негосударственных пенсионных фондов. Для ведения учета страхователей ПФР производит регистрацию и снятие их с учета на основании статьи 11 настоящего закона.

Обязательному учету подлежат следующие страхователи:

  1. Все работодатели.
  2. Все, кто занимаются частной практикой.
  3. Организации, имеющие банковские счета для начисления гражданам определенных выплат и вознаграждений.

После регистрации страхователя ему выдается соответствующий документ. После снятия с учета этот документ сдается обратно. А все изменения о внесении новых сведений в систему учета отражаются в общей сети Интернет.

Права и обязанности субъектов

Как и в любых страховых отношениях, каждый участник имеет свои права и обязанности. Согласно статье 13 настоящего закона страховщик имеет право:

  1. Осуществлять проверку документов у страхователей для сверки правильности проведенных расчетов о сумме страховых взносов.
  2. Требовать от страхователей устранения нарушений, выявленных в ход проверки.
  3. Запрашивать и получать информацию у налоговых органов о доходах застрахованных лиц.
  4. Управлять средствами, находящимися в бюджете ПФР и НПФ.
  5. Представлять интересы застрахованных лиц и действовать в их интересах.
  6. Осуществлять обмен информацией с другими государственными органами.
  7. Производить возврат уплаченных страховых взносов страхователям, если невозможно установить, за какое застрахованное лицо они были уплачены.
  8. Получать у Агентства гарантийное возмещение при инвестировании пенсионных накоплений.

Данная статья также указывает обязанности страховщика по отношению к другим участникам этих правоотношений:

  1. Контролировать предоставляемые сведения от страхователей.
  2. Производить обоснованное разъяснение установленных страховых тарифов по взносам.
  3. Назначать и своевременно выплачивать положенные выплаты застрахованным лицам.
  4. Контролировать перечень документов, которые должны подавать страхователи для подтверждения передаваемой информации.
  5. Составлять проект бюджета ПФР и контролировать его исполнение в течение года.
  6. Информировать всех участников правоотношений, а также другие заинтересованные государственные органы о своем финансовом состоянии.
  7. Использовать средства только по целевому назначению и вести их учет.
  8. Производить регистрацию и снятие с учета страхователей.
  9. Вести учет страховых взносов и вести государственный банк страхователей.
  10. Обеспечивать режим накопления специальной части страховых взносов.
  11. Своевременно производить учет дохода от инвестирования средств специальной части взносов.
  12. Проводить бесплатные консультации для всех участников правоотношений.
  13. Определять суммы страховых взносов и вести их учет.
  14. Уплачивать гарантийные взносы и предоставлять информацию Агентству о количестве застрахованных лиц, а также о размере своих обязательств перед ними.

Этой же статье установлены права страхователей:

  1. Участвовать в осуществлении пенсионного страхования.
  2. Получать бесплатно необходимую информацию от ПФР.
  3. Защищать свои интересы в суде.
  4. Уплачивать взносы на накопительную часть пенсии.

К обязанностям страхователя законодательством были отнесено следующее:

  1. Регистрироваться в системе в установленном порядке.
  2. В полном объеме и в указанные сроки уплачивать .
  3. Представлять необходимые документы в ПФР в указанные сроки.
  4. Выполнять требования и предписания ПФР.
  5. Обеспечивать реализацию прав лиц, в пользу которых производится страхование.

Сами застрахованные лица также имеют определенные права и обязательства. К правам относится следующее:

  1. Право участвовать в данной системе правоотношений через страхователей и иных представителей.
  2. Получать информацию от ПФР и работодателя о производимых отчислениях.
  3. Своевременно и в полном объеме получать положенное страховое возмещение при наступлении страхового случая.
  4. Уплачивать дополнительно средства для формирования накопительной части пенсии.

К обязательствам данных участников страховых отношений относится следующее:

  1. Сообщать страховщику и страхователю всю информацию, влияющую на формирование и назначение положенных выплат.
  2. Соблюдать порядок перерасчета и назначения выплат.
  3. Предъявлять достоверные документы, подтверждающие факты, на основании которых застрахованное лицо имеет право на получение выплаты.

Таким образом, данные права и обязанности всех участников страхового процесса организуют порядок обязательного пенсионного страхования.

Финансовая система

Для исполнения обязательств пенсионного страхования статьей 16 настоящего закона указывается невозможность изъятия бюджета ПФР другими федеральными органами. Этот бюджет не входит в состав других бюджетов и полностью принадлежит только ПФР.

Для формирования этого бюджета устанавливается определенный норматив денежных средств, которые должны находиться в ПФР. Этот норматив устанавливается ежегодно правительством РФ.

В бюджете ПФР производится отдельный учет накопительной части пенсии застрахованных лиц на их лицевых счетах. Денежные средства находятся на счетах Банка России, созданных для операций, необходимых ПФР.

Как проверить пенсионные накопления читайте .

Формирование бюджета происходит за счет следующего:

  • взносов от страхователей;
  • средств из федерального бюджета;
  • штрафных санкций и пени, назначаемых нарушителям;
  • доход от временного инвестирования;
  • добровольные взносы граждан на накопление пенсий;
  • резервные средства;
  • иные разрешенные источники дохода.

Порядок расчет и организации межбюджетных трансфертов, которые формируют этот бюджет, устанавливается этим законом в статье 17. Расходование средств из бюджета возможно только по целевому назначению:

  1. Установленные выплаты застрахованным лицам.
  2. Доставка выплат на дом и через посредников.
  3. Финансовое и материальное обеспечение деятельности всех отделений ПФР.
  4. Уплата гарантийных взносов.
  5. Иные разрешенные цели.

Все расходы должны планироваться в проекте бюджета на будущий год и исполняться согласно этому проекту. Для обеспечения финансовой устойчивой пенсионной системы ПФР формирует определенный резерв средств, который может быть использован при строго определенных обстоятельствах. Для расчета накопительных выплат застрахованным лицам используется . Про величину ИПК читайте .

Уплата страховых взносов

Сумма страховых взносов определяется на основании установленных ПФР тарифам. Застрахованные лица могут выбрать, будут ли они отчислять 6 % от своих взносов на накопительную часть пенсии. Кроме этого они смогут самостоятельно выбрать пенсионный фонд, формирующий накопительную часть пенсии. Когда можно получить накопительную часть узнайте

Из отчисляемых 26 % всегда направляются 10 % на солидарную часть пенсии, из который происходят выплаты в настоящее время другим застрахованным лицам. А остальные 16 % человек может выбрать, куда они будут направлены. Можно отправить все 16 % на индивидуальную часть пенсии, либо оставить 10 % на индивидуальную, а 6 % на накопительную часть.

Начисление взносов осуществляется путем направление единого расчетного документа.

А максимальный размер взноса не может превышать восьмикратный объем минимального размера оплаты труда.

Про страховую пенсию по инвалидности читайте .

Видео

Заключительные и переходные положения

В случае возникновения споров между участниками страхования, должно быть подано письменное заявление на рассмотрение в ПФР. В случае невозможности разрешения ситуации, участники могут обратиться в суд. За нарушение обязательств каждой из сторон этих правоотношений предусмотрена ответственность.

Застрахованное лицо вправе отказаться от получения положенных ему выплат – .

Для различных страхователей может быть предусмотрена различная система налогообложения, на основе которой будут различны и отчисления в ПФР. Все тарифы указаны подробно в статье 33 настоящего закона.

На основании данного законодательного акта, подписанного президентом России действует система обязательного пенсионного страхования в РФ. Рекомендуем вам прочитать про индивидуальный пенсионный капитал .

Принятый в 2001 167-ФЗ об обязательном обеспечении выплат лицам, окончившим трудовую деятельность, определяет юридический статус отдельных категорий граждан, основания возникновения и порядок реализации обязанностей и прав в данной сфере. В нормативном акте также установлена ответственность субъектов, участвующих в соответствующих отношениях.

Рассмотрим далее некоторые положения 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании".

Субъекты

167-ФЗ об обязательном обеспечении гарантий отдельным категориям населения устанавливает определенный круг лиц, участвующих в соответствующих отношениях. К ним относят:

  • органы госвласти;
  • страховщиков;
  • лиц, осуществляющих трудовую деятельность;
  • страхователей.

ПФР

Он выступает в качестве страховщика. Пенсионный фонд Российской Федерации, а также его территориальные подразделения формируют централизованную структуру управления средствами граждан. Нижестоящие органы являются подотчетными вышестоящим. Государство субсидиарно отвечает по обязательствам перед гражданами. В качестве страховщиков могут выступать и другие фонды в случаях и порядке, установленном законодательством. Правила создания в таких структурах накоплений, инвестирования этих средств, условия передачи сумм из ПФР и выплаты взносов, а также пределы реализации полномочий определяются нормативными актами.

Ответственные лица

В соответствии со 167-ФЗ "Пенсионном страховании", указанными субъектами выступают:

  • Лица, которые производят выплаты физлицам. К ним также относят граждан, ИП, организации.
  • Адвокаты, индивидуальные предприниматели.

Если любой из указанных субъектов одновременно включен в несколько категорий, расчет и уплата взносов осуществляется по каждому основанию. В целях реализации положений 167-ФЗ об обязательном пенсионном обеспечении к индивидуальным предпринимателям приравниваются частнопрактикующие нотариусы и детективы. Нормативный акт предусматривает еще одну категорию лиц. К страхователям относятся физлица, которые добровольно вступают в правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием, согласно положениям ст. 29 рассматриваемого ФЗ.

Получатели

К ним относят лиц, на которых распространяется обязательное страхование в соответствии с комментируемым ФЗ. Субъектами права являются граждане России, проживающие на ее территории иностранцы и люди, не имеющие гражданства. При этом они должны соответствовать одному из следующих требований:

  • Работать по трудовому контракту или гражданско-правовому договору, в качестве предмета которого выступает предоставление услуг, производство работ, а также по лицензионному или авторскому соглашению.
  • Самостоятельно обеспечивать себя занятостью. К таким лицам относят индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих нотариусов, детективов, адвокатов.
  • Являться членами фермерских/крестьянских хозяйств.
  • Работать за рубежом в случае отчисления взносов, согласно положениям 29 ст. 167-ФЗ, если другое не устанавливается международным соглашением.
  • Являться членом семейных, родовых общин малочисленных народностей Севера, занятых в традиционных хозяйственных отраслях.

К субъектам права могут быть отнесены и иные категории, у которых в соответствии со 167-ФЗ об обязательном пенсионном обеспечении возникает возможность вступать в соответствующие правоотношения, регулируемые нормативным актом.

Случаи реализации положений

Федеральный закон 167-ФЗ применяется при наличии рисков. Они представляют собой угрозу потери субъектом права своего заработка, вознаграждения и прочих выплат, связанных с трудовой деятельностью. К страховым случаям относят наступление пенсионного возраста, инвалидности, а также потерю кормильца. В указанных ситуациях назначаются соответствующие выплаты. К ним относят страховую и накопительную части трудовой пенсии по достижению старости и при инвалидности, страховую часть пособия в связи с потерей кормильца, а также социальную выплату на погребение граждан, не осуществлявших трудовую деятельность на дату смерти.

Взносы в ПФР

Закон 167-ФЗ об обязательном обеспечении лиц, имеющих право на выплаты в указанных выше случаях, устанавливает, что суммы, которые поступили за этих субъектов в фонд, подлежат учету на их индивидуальных счетах. В качестве объекта обложения взносами и базы для их начисления выступают суммы по ЕСН. Они устанавливаются гл. 24 НК.

Регистрация ответственных лиц

Закон 167-ФЗ устанавливает порядок и сроки учета в ПФР. Регистрация - обязательная процедура. Она проводится в месячный срок:

  • Для нанимателей-организаций, фермерских/крестьянских хозяйств - с даты госрегистрации по адресу расположения. Предприятия, включающие в состав обособленные подразделения, встают на учет в отделениях ПФР на территории своего нахождения и работы представительства/филиала.

  • Для физлиц, самостоятельно выплачивающих взносы, с даты госрегистрации (получения разрешительного документа на осуществление деятельности) по адресу проживания. Если работа ведется в другой местности, то на учет следует вставать там.
  • Для граждан, принимающих наемных работников по контракту, выплачивающих вознаграждения по условиям гражданско-правовых договоров, на которые начисляются взносы, - с даты их заключения по месту своего проживания.

Полномочия органов госвласти

ФЗ-167 относит к компетенции структур:

  • Установление правил принятия бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, его утверждение и определение порядка исполнения.
  • Поддержание финансовой стабильности и сбалансированности системы ОПС. В числе мероприятий, направленных на реализацию этой задачи, присутствует обеспечение поступления обязательных взносов в запланированном объеме.
  • Определение условий и правил формирования и инвестирования средств накоплений.
  • Установление порядка хранения денежного фонда.
  • Управление системой ОПС.
  • Определение правил использования временно свободных финансовых средств.
  • Ведение государственного контроля и надзора за реализацией прав субъектов.

Дополнительные полномочия

ПФР, согласно ФЗ-167, вправе:

  • Выполнять у ответственных лиц проверку документации, связанную с назначением/перерасчетом, выплатой обязательного обеспечения, предоставлением информации индивидуального учета субъектов права.
  • Требовать и получать необходимые сведения по вопросам, возникающим в процессе ревизий. Исключение составляют данные, отнесенные к коммерческой тайне.
  • Требовать от руководства и прочих служащих проверяемых предприятий и физлиц, самостоятельно уплачивающих взносы, устранения нарушений нормативных положений, обнаруженных в процессе проверок.
  • Получать у ФНС информацию, необходимую для реализации ОПС. ПФР вправе запрашивать сведения из декларации и прочие данные, отнесенные к налоговой тайне.
  • Управлять средствами бюджета фонда, контролировать их расходование.
  • Представлять интересы субъектов права перед плательщиками взносов.
  • Возвращать обязательные отчисления в случае невозможности установления конкретных лиц, за которых они были перечислены.

Обязанности

В соответствии со ФЗ-167 ПФР должен:


Права плательщиков

ФЗ-167 определяет, что ответственные лица могут:

  • Через своих представителей принимать участие в процесс управления ОПС.
  • Получать от ПФР сведения о нормативных документах, величине обязательного обеспечения, выплаченного субъектам права, за которые ответственные лица перечисляли средства.
  • Обращаться в судебные органы для защиты интересов.

Предписания для плательщиков

Страхователи обязаны:

  • Пройти регистрацию по правилам, установленным в ст. 11 рассматриваемого нормативного акта.
  • В полном объеме своевременно отчислять взносы в бюджет ПФР, вести учет, касающийся начисления и перечисления средств.
  • Предоставлять в территориальные подразделения фонда документацию, необходимую для ведения индивидуального счета гражданина, назначения/перерасчета, а также выплат обязательного обеспечения.
  • Исполнять требования ПФР и его органов, связанных с устранением нарушений положений нормативных актов.
  • Выполнять иные обязанности, установленные законодательством.

Права и обязанности граждан

Застрахованные субъекты могут:

  • Через представительные структуры нанимателей и работников принимать участие в совершенствовании системы ОПС.
  • Получать без каких-либо препятствий от работодателя сведения о начислении взносов, вести контроль их перечисления в бюджет ПФР.
  • Осуществлять защиту интересов, в том числе в судебном порядке.
  • Полностью и своевременно получать обязательное обеспечение за счет бюджета ПФР.

Вместе с тем граждане должны:

  • Предоставлять плательщикам достоверные сведения, выступающие в качестве основания для назначения и перечисления обязательного обеспечения, установленного законодательством.
  • Сообщать ответственным лицам обо всех изменениях, которые могут повлиять на выплату.
  • Выполнять условия, установленные для назначения и перечисления пособий.

При несоблюдении установленных предписаний и выплате в связи с этим излишних сумм из средств бюджета ПФР, граждане будут нести ответственность в размере нанесенного ими имущественного вреда в порядке, установленном законодательством. В частности, к виновным могут применяться административные, гражданско-правовые и уголовные меры наказания. В интересах субъектов своевременно предоставлять достоверную информацию. Перечень документов, дающих основание получать выплаты, установленные законодательством, определяется правительством.

Ответственность за нарушения

Она устанавливается в статье 27 167-ФЗ. Нарушение плательщиками срока регистрации в территориальном подразделении ПФР при отсутствии иных неправомерных действий может повлечь назначение штрафа в размере 5 тысяч рублей. В случае просрочки постановки на учет более чем на 90 дней сумма взыскания увеличивается вдвое. При полной/частичной невыплате взносов вследствие занижения базы для их начисления, другого неправильного расчета или иных незаконных действий на виновного налагается штраф, составляющий 20% от не отчисленной суммы.

В случае умышленного совершения указанных деяний величина взыскания повышается вдвое. При неправомерном/несвоевременном сообщении субъектом информации, которую необходимо было предоставить в территориальное подразделение ПФР в соответствии с законом, лицу грозит штраф в 1 000 рублей. В случае повторного совершения указанного бездействия в течение календарного года взыскание увеличивается до 5 тысяч.

Бюджет ПФР

Он составляется на предстоящий год с учетом сбалансирования расходной и доходной частей. При формировании бюджета определяется норматив оборотных средств. Ежегодно осуществляется утверждение финансового плана, а также отчета о его исполнении по правилам, установленным в БК. Бюджет ПФР является консолидированным. В его составе отдельно учитываются взносы на накопительную часть, средства, которые направляются на инвестирование, выплаты, осуществляемые за счет накоплений, расходы, связанные с оперативной деятельностью фонда. Денежные средства ОПС должны храниться на счетах ПФР. Они открываются в учреждениях Центробанка. В случае их отсутствия счета создаются в кредитных организациях, список которых определяется правительством на конкурсной основе. За банковские операции со средствами ОПС плата не взимается.

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;

6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.

2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

3. Лица, указанные в подпунктах 1, 2, 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом

5. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов на соответствующие счета Федерального казначейства с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.

Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Лицам, указанным в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом положений абзаца седьмого настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, определяемому согласно абзацу четвертому настоящего пункта. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года указанными лицами составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода, определяемого согласно абзацу четвертому настоящего пункта.

6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

7. Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии".


Судебная практика по статье 29 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ

    Решение от 18 декабря 2018 г. по делу № А79-13103/2018

    М.В. на страховую пенсию, в том числе по установлению стоимости пенсионного коэффициента, по добровольному вступлению в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ) и т.п. не имеют правового значения для разрешения заявленных в рамках настоящего дела требований. При таких обстоятельствах действия...

    Решение от 10 декабря 2018 г. по делу № А79-11308/2018

    Арбитражный суд Чувашской Республики (АС Чувашской Республики)

    2016 № 27-П. Инспекция, надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя для участия в деле не направила, в представленном 29 . 11.2018 заявлении пояснила, что предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». 21.04.2015 предприниматель представил в Инспекцию налоговую декларацию...

    Решение № 2-3126/2018 2-3126/2018~М-3094/2018 М-3094/2018 от 28 ноября 2018 г. по делу № 2-3126/2018

    Новоуренгойский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ) - Гражданские и административные

    В правоотношения по обязательному социальному страхованию в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 1991 - 1992 годах, поскольку такое право предусмотрено ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», не действовавшего в спорный период. В то же время, действующим пенсионным...

    Решение от 23 ноября 2018 г. по делу № А79-8662/2018

    Арбитражный суд Чувашской Республики (АС Чувашской Республики)

    В.И. на страховую пенсию, в том числе по установлению стоимости пенсионного коэффициента, по добровольному вступлению в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ) и т.п. не имеют правового значения для разрешения заявленных в рамках настоящего дела требований. С учетом изложенного требования...

    Решение от 19 ноября 2018 г. по делу № А79-7618/2018

    Арбитражный суд Чувашской Республики (АС Чувашской Республики)

    Взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346. 29 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за...

Ответ на этот вопрос предоставит ФЗ-167. Некоторые его положения будут рассмотрены в статье.

О чем закон?

Какие отношения регулирует ФЗ-167 "Об обязательном пенсионном страховании"? В статье 1 представленного нормативного акта говорится о правоотношениях в области возникновения и реализации прав, обязанностей и отдельных видов ответственности субъектов страхования обязательного характера. А что представляет собой пенсионное страхование? Закон говорит о совокупности организационных, правовых и экономических мер, которые направлены на получение гражданином заработка после соответствующего процесса регистрации.

Важнейшим элементом в системе пенсионного страхования является пенсионное обеспечение. Речь здесь идет об исполнении страховщиком своих обязанностей по выдаче выплат. При этом средствами пенсионного страхования являются финансы, находящиеся в управлении у страховщика. Страховщиком, в свою очередь, выступает Российский пенсионный фонд.

О полномочиях государства

Несмотря на то, что большую часть функций реализуют инстанции из системы Российского пенсионного фонда, источником всех полномочий являются именно федеральные органы. Какие именно функции государственных институтов здесь стоит выделить? Вот что закрепляет статья 3.1 ФЗ-167:

Государственные органы могут осуществлять и некоторые другие функции, соответствующие положениям ФЗ-167.

Субъекты пенсионного страхования

В главе 2 ФЗ-167 "Об обязательном пенсионном страховании" приводятся основные субъекты всей рассматриваемой системы. Сразу стоит отметить, что субъектов здесь всего три: страхователи и страховщики.

Что можно рассказать о страховщике? Согласно закону, так называют юридических лиц, реализующих процессы государственного страхования. Страховщиком может называться как сам так и негосударственные фонды пенсионного характера.

Страхователями могут выступать юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели. Страхователями именуются лица, добровольно согласившиеся вступить в рассматриваемые правовые отношения.

В статье 7 ФЗ-167 говорится о застрахованных лицах. Согласно закону, так называют граждан, на которых уже распространяется обязательное страхование пенсионного типа. В законе приводится подробная информация о том, кем именно могут быть застрахованные граждане: например, предпринимателями, представителями малых общин, священнослужителями, лицами, заключившими трудовой договор и т.д.

О правах и обязанностях субъектов пенсионной системы

В главе 3 "Об обязательном пенсионном страховании" приведены основные полномочия и обязанности каждого субъекта пенсионной системы. Так, страховщик способен управлять средствами ПФР и требовать у своего начальства соответствующие для работы условия. В обязанности его входит осуществление контроля над правильностью предоставляемой информации, а также своевременная и качественная работа с имеющимися финансовыми средствами.

Страхователи способны назначать своих представителей, обращаться в судебные инстанции, уплачивать взносы и получать у страховщика всю необходимую информацию. Если же говорить про обязанности, то выделить здесь нужно своевременную уплату соответствующих взносов, выполнение требований представителей ПФР, обеспечение реализации прав застрахованных лиц и некоторые другие функции обязательного характера.

Застрахованные лица имеют возможность своевременно получать страховое обеспечение в полном объеме, а также отстаивать свои свободы и интересы. При этом в обязанности их входит предъявление страховщику соответствующей документации, а также соблюдение условий, установленных для перерасчета и выплаты обязательного страхования.

О финансировании

Несложно догадаться, что финансовое обеспечение всей рассматриваемой системы возможно только за счет бюджета Пенсионного российского фонда. Об этом гласит и статья 16 ФЗ-167 "О пенсионном страховании обязательного характера".

Все средства ПФР являются собственностью федерации. Они не подлежат изъятию и не входят в состав других бюджетов. Для того чтобы сформировать пенсионный бюджет, необходимо грамотно сбалансировать все расходы и доходы. Ежегодно Правительство РФ утверждает новую бюджетную систему, в соответствии с которой и реализуются все дальнейшие функции.

Страховые тарифы

В статье 22 ФЗ-167 (2001) "Об обязательном пенсионном обеспечении" содержится информация о тарифе страхового взноса. Согласно нормативному акту, определение суммы страховых взносов в отношении застрахованных лиц реализуется ПФР на основании учета индивидуального типа.

При этом необходимо учитывать ряд тарифов, зависящий от возраста граждан. В зависимости от того, до 1966 года родился человек или после, и будет устанавливаться пенсионное обеспечение. При этом все страховые взносы, которые были исчислены сверх фиксированного взноса, будут направлены на финансирование накопительной части пенсии трудового типа.

15 декабря 2001 года принят федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ (рис. 2.1). Закон состоит из 34 статей, объединенных в 6 глав (рис. 2.2).

Целью федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167 от 15.12.01 является урегулирование общественных отношений, которые устанавливают организационные, правовые и финансовые основы обязательного страхования в РФ. Из этого определения вытекают и задачи данного закона, а именно:

1) определение статуса Пенсионного фонда РФ как учреждения с жесткой вертикалью централизованного управления;

2) признание страховщиками негосударственных фондов в РФ;

3) осуществление мер по реализации прав на обязательное пенсионное страхование в случае уплаты страховых взносов;

4) разрешение вопросов добровольного пенсионного страхования физических лиц.

Предметом закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 1) является государственное регулирование:

· обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

· правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования;

· правового положения субъектов обязательного пенсионного страхования;

· оснований возникновения и порядка осуществления их прав и обязанностей;

· ответственности субъектов обязательного пенсионного страхования.

Его основной целью является регламентирование и закрепление финансовой основы выплат трудовых пенсий, в которых наименьшую ценность и значимость, к сожалению, представляет собственно пенсионное страхование.

Этот закон определил статус Пенсионного фонда РФ как государственного учреждения с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным обеспечением страны. Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим (ст. 5).

Провозглашена в законе и довольно либеральная норма о том, что страховщиками по обязательному пенсионному страхованию могут являться негосударственные фонды в случаях и в порядке, определяемых федеральным законом. Но пока такой закон не принят, поэтому единовластным хозяином в сфере государственного пенсионного страхования, во всяком случае, на ближайшие несколько лет, остается Пенсионный фонд России (ПФР).

В законе многие нормы и правила отразили ранее сложившиеся практику и нормативную базу, касающуюся процедурных вопросов: регистрации страхователя в органах страховщика, обязанностей страхователей, порядок утверждения бюджета фонда, его формирования, определение расчетного периода и другие вопросы.

Закон содержит понятие «круг застрахованных», которое мало отличается от от понятия «лица, подлежащие государственному страхованию». Но есть одно отличие. Раньше законодатель исходил из того, что право на трудовую пенсию имел гражданин, подлежащий социальному (пенсионному) страхованию. Его деятельность, в течение которой взносы должны были вноситься, но не уплачивались, засчитывалась в трудовой стаж. Это не лишало гражданина пенсии, если он по статусу должен был быть застрахованным. Таким образом, факт страховых платежей не был увязан с правом на трудовую пенсию.

Теперь положение изменилось. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с федеральным законом №167-ФЗ. Если отсутствуют платежи, то не может учитываться страховой стаж даже и в том случае, если род занятий предусмотрен законодательством в числе видов трудовой занятости, включаемой в страховой стаж.

Закон допускает возможность добровольного вступления физических лиц в правоотношения по обязательному, пенсионному страхованию. На добровольных началах вправе страховать себя и производить уплату за себя страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации. Физические лица могут выступать в качестве добровольного страхователя другого физического лица, за которое не осуществляется плата, и вносить за него пенсионные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Уплаченные добровольно суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях. Законом определено, что обязательное страховое обеспечение включает:

· страховую и накопительную части трудовой пенсии по старости;

· страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности;

· страховую часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

· социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Пенсии в порядке страхового обеспечения устанавливаются на основании закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности в настоящее время состоят из двух частей: из базовой и страховой, в перспективе к ней добавится третья часть – накопительная. Каждой части соответствует свой источник финансирования.

Закон базируется на идее разделения обязательных платежей, предназначенных для пенсионного страхования, на социальный налог и на 2 потока страховых взносов для текущих выплат и будущей накопительной части. Безусловно, это усложнит порядок отчисления и учета взносов, увеличит расходы на организацию страхования и создаст дополнительные неудобства для страхователей.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей – за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом пенсионные накопления учитываются в специальной чести индивидуального лицевого счета застрахованного лица.


Однако это не означает, что указанные средства, хотя и предназначены для определенных частей пенсии, не могут восполняться за счет перераспределения финансовых потоков. Так, статьей 18 (пункт 2) установлено, что излишки социального налога, образовавшиеся сверх потребностей на финансирование базового уровня, направляются в бюджет Пенсионного фонда и используются на восполнение недостающих средств для выплаты страховой части, на индексацию базовой части с учетом инфляции.

Закон отказался от многолетней устойчивой традиции: определения уровня страховой части пенсии исходя из среднемесячного заработка. Впервые в истории государственных пенсий нашей страны закреплен принцип эквивалентности пенсии по обязательному пенсионному страхованию сумме страховых взносов. Сумма взносов учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного. База для начисления взносов та же, что и для взимания единого социального налога. Для предотвращения возможных экстремальных ситуаций на случай с неблагоприятным экономическим развитием создается неперсонифицированный резерв Пенсионного фонда.

Закон определяет цели, на которые направляются средства бюджета фонда:

· выплата трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

· доставка пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда (включая содержание его центральных и территориальных органов);

· иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Закон предусматривает, что за счет социального налога выплачивается не только базовая часть трудовой пенсии, но и оплачивается стоимость доставки этой части, а также расходы, связанные с включением в стаж так называемых нестраховых периодов двух видов: ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и службы в армии по призыву. Иными словами, за эти периоды государство вносит страховые взносы. Что касается обстоятельств оплаты нестраховых периодов и доставки базовой части пенсии, то аналогичные нормы уже принимались в прошлом, в ранее действовавших федеральных законах. Но претворены в жизнь они не были. Каждый раз законом о федеральном бюджете на соответствующий год они приостанавливались.

Очевидно, судьба этих правил сейчас будет иной. Затраты на эти цели будут осуществлены за счет 14-%-го социального налога. Бюджет Пенсионного фонда является федеральной собственностью. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам фонда перед застрахованными лицами. Закон предусматривает тариф страхового взноса. Он не одномерен. Основанием для дифференциации тарифа являются специфика производственной деятельности страхователя, его cтaтyc, размер доходов застрахованного лица, его возраст.

С 2001 года, когда действовал единый социальный налог, введена и сохранена для страховых взносов регрессивная шкала. Тариф снижается по мере возрастания дохода. Для самостоятельно уплачивающих взносы установлен предельный их размер в виде фиксированного платежа – не более 3600 рублей . Кроме того, для мужчин 1959 года рождения и моложе, для женщин 1957 года рождения и моложе тариф делится на две составляющие:

· одна для финансирования по распределительной схема страховой части трудовой пенсии;

· другая – по накопительному механизму (для накопительной части).

Причем и в молодых возрастных группах есть градация: для лиц по 1966 год рождения меньше накопительный тариф 2 %, для более молодых – 6 % Естественно, страховая часть у этого поколения, когда они пойдут на пенсию, будет составлять меньший объем, по сравнению с базовой и накопительной частями. Ставка накопительных взносов для лиц, рожденных в 1967 году и позднее, будет повышаться поэтапно, для этого установлен переходный период: 2002 – 2005 годы. К 2005 году она достигнет 5 %.

Закреплено право застрахованного лица в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд, начиная с 1 января 2004 года.

Нельзя не обратить внимания на то, что закон в общей части содержит коварное положение. Так, обязательное пенсионное страхование понимается как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Но человек, вышедший на пенсию, может заработок не утратить, а нередко даже и приумножить его. Следовательно, ему, казалось бы, и нечего возмещать. А раз так, тo, опираясь на общую норму, не придут ли впоследствии к выводу, что в таких случаях страховое обеспечение не положено. Пока законодательство предусматривает для работающих выплату пенсии в полном объеме. И противоречие между общей и конкретной нормами материального права налицо.

В законе содержатся неконкретные и неясные положения. Так, статьей 14 предусмотрено, что страхователи имеют право участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием. Эта норма выглядит декларацией, поскольку не содержит никаких процедур, форм, порядка и условий такого участия. Застрахованному предписана обязанность сообщать страховщику обо всех изменениях, влияющих на выплату пенсий. Но при этом не расшифровывается, каковы эти изменения.

Сомнительным представляется предоставление возможности использования средств Фонда на иные не пенсионные цели. Формулировки закона об ответственности субъектов правоотношений по пенсионному страхованию: «в соответствии с действующим законодательством», – лишены содержательного смысла. Если говорить об ответственности, то надо указывать, в чем она состоит и при каких условиях наступает.