Курсовая работа распределение общественных благ. Эффективность в распределении благ между потребителями (эффективность в обмене)

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Общественное благо – это товары и услуги, предоставляемые государством на нерыночной основе. Они обладают рядом свойств:- их невозможно исключить из потребления без высоких издержек (например, отсутствие адекватной системы обороны приводит к угрозе поражения в ходе военных действий или террористических актов);- отсутствует конкуренция в их потреблении – по критерию Парето (например, надежная оборона или хорошая экология);- участие государства в производстве этих благ (например, охрана окружающей природной среды, правотворчество и правоприменение). Невозможность распределения общественных благ через рынки связана с тем, что при отсутствии принудительной оплаты за эти блага производители не могут получить оплату от потребителей своих продуктов. Эти блага оплачиваются через налоговую систему, ведь только государство имеет право взимать налоги, пошлины и сборы.

Чистое общественное благо – это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. То есть, это такое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо. Например, национальная оборона.

В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами, которых может не хватать на всех потребителей. Начиная с некоторого количества потребителей, появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности блага, которую получают уже существующие потребители. Здесь примером является дорога: дополнительные пользователи не уменьшают доступность услуг дорог вплоть до «точки перегрузки». А также примерами могут служить мост или тоннель.

Главная задача правительства заключается в достижении максимального уровня общественного благосостояния. Для решения этой задачи правительство должно оказывать влияние на размещение ресурсов в разных секторах экономики и на распределение ресурсов между людьми. Рассмотрим эти две функции. Функция размещения. Главной целью правительства при осуществлении этой функции должно быть достижение высокой эффективности использования ресурсов. Основным инструментом для достижения этой цели является государственный бюджет. В нем определяются размеры налогов, которые должен платить частный сектор, объем государственных закупок, размер социальных выплат. Правительство несет расходы на оборону, образование, медицинское обслуживание, содержание служб обеспечения правопорядка, строительство дорог и другие общественные нужды. Оно может иметь в своем подчинении производственные организации (заводы, электростанции, транспортные системы и др.) и может закупать за счет средств государственного бюджета товары и услуги, производимые частными фирмами. Правительство выплачивает из средств государственного бюджета субсидии частному сектору и различные государственные пособия отдельным людям. Функция распределения. Эту функцию государство выполняет в интересах справедливости, т. е. справедливого распределения доходов и богатства в обществе. Чтобы достичь этой цели, правительство, во-первых, стремится справедливо распределить налоговое бремя. Оно устанавливает порядок, при котором налоги растут с ростом доходов. Кроме того, правительство проводит целенаправленную политику в вопросах распределения через статьи бюджета. В расходной части бюджета приоритет отдается затратам, в которых больше заинтересованы люди с низкими доходами (здравоохранение, образование и др.).Следует заметить, что при решении задачи справедливого распределения возникает немало проблем. С одной стороны, трудно контролировать реальные доходы людей; с другой стороны, многие считают, что доходы являются не самой справедливой базой для налогообложения. Размер общественного сектора. Поскольку правительство играет важную роль в смешанной экономике, возникает вопрос: каким должен быть размер общественного сектора? Существуют два подхода к ответу на этот вопрос: Максимальное общественное благосостояние - ресурсы должны быть так распределены между частным и общественным секторами, чтобы общество достигло наивысшего уровня полезности. Финансовое общество оптимального размера - объем государственного участия в экономике должен быть таким, при котором предельная общественная выгода оказывается равной тем предельным общественным издержкам, которые общество несет в форме налогов.

Вопрос о том, что такое справедливость и как она должна реализовываться в реальном экономическом и правовом поле, занимал и продолжает занимать центральное место в трудах ученых. Окончательного и универсального ответа на него мы не получим в связи с тем, что различные культурные и хозяйственные сообщества понимают справедливость по-своему, не принимая ценностей и мировоззрения других народов. Так, мы можем говорить о том, что взимание определенного процента в банковских операциях вполне нормально и справедливо. Однако представители мусульманской культуры придерживаются иного мнения, считая такой подход ростовщическим, неприемлемым с этической точки зрения.

Одни народы считают произвольное распределение доходов вполне естественным, даже если неравномерность отличается в десятки раз, другие полагают это несправедливым, устраняя диспропорции с помощью налогов и социальных трансфертов.

Что же понимать под справедливостью в экономическом и общечеловеческом смысле? Прежде всего, равенство – говорят сторонники социалистических и коммунистических учений. Недаром лозунг «Свобода, равенство, братство» был помещен на знамена великой французской революции как идеал общественных отношений.

Однако равенство может быть истолковано по-разному. Одно дело – равенство всех перед законом , и совсем другое – равенство людей в доходах, зарплатах, условиях труда и жизни . По большому счёту, деление экономики на либерально-рыночную, социально-рыночную и социализм происходит по границам понимания справедливости преобладающей частью политической элиты и населения . Если в качестве критерия справедливости выбирается свободная конкуренция – это либеральный подход , характерный для англо-американской традиции; если упор делается на справедливое и равномерное распределение общественных благ – это социально-рыночный подход , свойственный скандинавским странам. Если же равенство становится основополагающим принципом , в тень которого уходит индивидуальность и различие в способностях членов общества, то мы имеем дело с социализмом в его ортодоксальной интерпретации .

Рыночное распределение несправедливо в том смысле, что не гарантирует каждому человеку приемлемый доход вне зависимости от результатов его экономической деятельности. Появляется необходимость во вмешательстве государства, которое организует соответствующее перераспределение доходов. При этом решаются такие важные проблемы, как повышение доходов малоимущих слоев населения и ослабление социальной напряженности в обществе.

Вмешиваясь в сферу распределения доходов для ослабления социально-экономического неравенства, государство тем не менее не должно добиваться его полной ликвидации. Неравенство – не только продукт рыночной системы, но и обязательное условие ее эффективного функционирования. Только оно способно создать по-настоящему действенные стимулы к труду и инвестированию.

Перераспределение доходов производится государством при помощи системы налогообложения. Налоги вводятся государством с целью финансирования таких нерыночных институтов, как армия, полиция, аппарат управления и проч. Кроме того, при помощи изменения налоговых ставок имеется возможность либо стимулировать, либо подавлять деятельность некоторых экономических институтов и определенных типов предпринимательской деятельности, а также косвенно влиять на величину занятости, инвестиций и других макроэкономических показателей.

Налоги должны быть, с одной стороны, достаточными, чтобы обеспечивать нормальное функционирование государственных институтов, а с другой – не быть чрезмерными, чтобы не становиться препятствием в том или ином виде хозяйственной деятельности. Другими словами, необходимо отыскание точки налогового оптимума, который покажем на кривой Лэффера (см. рис.1).

Точка М на графике показывает величину оптимальной ставки налога, и, соответственно, точка М дает максимальную величину бюджетных поступлений. Перемещение по кривой правее точки М, то есть повышение ставки налога выше оптимальной, приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет и постепенному сворачиванию экономической деятельности.

Для налогообложения юридических и физических лиц используются пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги (см. рис.2).

Обычно государство так организует систему подоходного налогообложения, чтобы уплата налогов наносила равный ущерб материальному благосостоянию всех граждан, независимо от размеров имеющихся у них доходов. Этот принцип распределения налогового бремени получил название критерия Викселля , по имени шведского экономиста Кнута Викселля, впервые предложившего реализовывать социальную справедливость посредством особой шкалы налогообложения для лиц с разными доходами. Это значит, что миллионер, уплатив налог, должен оценить потерю точно также как и владелец 1000 долл.

Реализуется данный критерий следующим образом: правительством устанавливаются более высокие налоговые ставки на доходы богатых и более низкие – на доходы бедных. Здесь речь идет о введении разумной шкалы прогрессивного налогообложения , которая, во-первых, обеспечит государству достаточный объем налоговых поступлений; во-вторых, приведет к более справедливому распределению доходов.

Необходимо отметить, что перераспределение доходов в экономике осуществляется не только государством. Обычно население и предприятия также задействованы в перераспределительных процессах. Физические и юридические лица той или иной страны осуществляют пожертвования в пользу малоимущих граждан и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают меценатами и спонсорами в проектах оказания помощи научным, спортивным, культурным, инвалидным и прочим организациям.

Перераспределение доходов посредством прогрессивного налогообложения меняет также структуру спроса и предложения в национальной экономике . Поскольку очень богатые граждане предъявляют спрос на яхты, люксовые автомобили, элитное жильё, одежду и отдых, а бедные — в основном на продукты питания и товары эконом-класса, перераспределение финансовых потоков от богатых к бедным меняет одновременно и структуру спроса. Предприятия, производящие недорогие массовые продукты получают больше заказов, а сфера лакшери-изделий — меньше. Это и служит толчком к росту ВВП.

В современной России действует пропорциональный налог на доходы физических лиц (НДФЛ), хотя в начале 1990-х годов применялся и прогрессивный налог. Но от него власти отказались из-за неспособности в тот период взыскивать налоговые платежи. Сейчас вновь на повестке дня стоит вопрос о внедрении прогрессивного налога с небольшой прогрессией. При этом малообеспеченных граждан РФ планируется полностью освободить от НДФЛ.

Конечно, хорошо зарабатывающие люди, в основном, против такого прогрессивного НДФЛ, говоря, что выплачивая 13% с больших сумм они и так платят больше неимущих лиц. Это, безусловно, так. Однако нельзя сбрасывать со счетов и того факта, что части богатых людей просто повезло с родственниками, наследством, местом рождения или службы. Понятно, что, скажем, в Москве, условия для занятия бизнесом совсем иные, нежели где-нибудь в провинции. Таким образом, в обществе должен быть выработан консенсус относительно того, какая шкала прогрессии будет считаться справедливой.

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

Распределение благ в мире в 2017 году, согласно Оксфам Интернешнл (Oxfam International), сместилось в сторону богатых людей. 50% населения мира не увидели увеличения своего благосостояния за период. Зато 1% самых богатых людей мира получил 82% благ мира, упрочив свою власть.

“Такая ситуация – это не признак процветающей экономики, но симптом неспособности экономической системы, – прокомментировал отчёт исполнительный директор Oxfam Винни Бьянийма (Winnie Byanyima). – Это означает, что люди, которые делают нашу одежду, телефоны и еду эксплуатируются, чтобы обогатить корпорации и богатых мира сего”. “Трудно найти политического или бизнес-лидера, который не говорит, что беспокоится о неравенстве. Еще труднее найти того, кто что-то с этим делает”, – добавляет он.

По мнению аналитиков, правительствам стран мира необходимо сосредоточиться на такой налоговой политике, которая приведет к более справедливому распределению богатства и более существенным правам трудящихся, решить проблему уклонения от налогов и установить ограничения на доходы акционеров и зарплату руководителей. Какие могут быть дивиденды у тех, кто платит работникам зарплату ниже прожиточного минимума?

Отчёт был сделан накануне форума в Давосе и использовал данные Креди Сьюсс (Credit Suisse’s Global Wealth Databook). Форум пройдёт 23-26 января 2018 года в Швейцарии, с российской стороны в нём также примут участие политики во главе с Аркадием Дворковичем и бизнесмены (в программе заявлены глава ВТБ А. Костин, руководитель ВТБ Г. Греф и др.). В отчёте Oxfam также отмечается гендерное неравенство (распределение благ в пользу мужчин) и его негативные последствия. Эта тема, кстати, активно обсуждается в последнее время в Давосе.

Навигация по записям

Какими бы ни были намерения отдельных личностей, что бы люди ни выдумывали насчет смысла и целей жизни, в основе человеческого бытия было, есть и будет стремление приобретения жизненных благ. Эти блага, коротко говоря, суть следующие. Родившись, вырасти и стать взрослым человеком, способным жить в своем человейнике. Получить воспитание, образование и профессиональное обучение, чтобы зарабатывать средства существования и занять положение, отвечающее личному статусу. Иметь общение, соответствующее самосознанию и потребностям в общении. Удовлетворять культурные потребности (развлечение). Иметь медицинское обслуживание. Иметь обеспечение по старости. Обеспечить свое потомство так, чтобы оно не опускалось ниже достигнутого уровня и имело по крайней мере то же самое. Все то, чего человечество достигло за всю свою историю, есть лишь механизм добывания и распределения жизненных благ. Положение людей в принципе не является абсолютно надежным. Никаких прирожденных и незыблемых гарантий на этот счет нет. О каких-то гарантиях люди должны были позаботиться сами. И они в течение длительной эволюции сделали одно из величайших открытий. Самыми надежными гарантиями обладания жизненными благами (жизненного благополучия) являются следующие: 1) накопление материальных богатств в личном владении и способность удержать их за собой; 2) достижение как можно более выгодного положения в человейнике и использование его для приобретения наибольшей доли материальных благ, для накопления богатств и силы удержать их в личном владении; 3) передать богатства детям. Эти законы экзистенциального эгоизма имеют силу в отношении всех средненормальных людей. Исключения, конечно, бывают, но они не отменяют эти законы. Человейник организуется так, что в нем с необходимостью возникает различие социальных положений для различных его членов. Каждый из них стремится использовать свое положение, чтобы иметь максимум благ. И возможности их в этом отношении не равны. Это образует самую глубокую основу неравенства в распределении жизненных благ. И никакое изобилие жизненных благ не может избавить от этого, ибо всякое изобилие относительно и в нем неизбежна иерархия уровней. Любой человейник сохраняет и сам порождает иерархию в распределении жизненных благ, соответствующую социальной иерархии. Так что неравенство в обладании благами есть изначальный закон человеческого бытия. И это справедливо в социальном смысле: социально справедливо то, что соответствует социальным законам человейника. Несправедливо то, что не соответствует этим законам, не вытекает из них, выходит за их рамки, противоречит им. На этот счет имеется своя мера, причем как верхняя, так и нижняя. Стремление установить равенство в распределении, нарушающее нижнюю границу меры неравенства, столь же ненормально, как и превышение верхней границы. Социальная структура создает возможность неравенства в распределении жизненных благ. Но возможность эта превращается в действительность в ожесточенной борьбе между людьми, группами людей, народами, странами. Если тут какая-то социальная справедливость достигается, то лишь на время, через кризисы, катастрофы, через бесчисленные жизненные драмы и трагедии. Люди, добившиеся в этой борьбе наивыгоднейшего положения, приобретают силы и умение удерживать сложившееся положение даже тогда, когда система распределения приходит в вопиющее несоответствие с реальной ситуацией в человейнике. Именно это служит непосредственной основой для умонастроений масс, толкающих их на восстания, революции, войны и т.п. Возникнув однажды, неравенство в распределении жизненных благ само становится опорой социальной организации, породившей ее круг замыкается. Неравенство становится преемственным и устойчивым. Требуется длительное время (порою века), чтобы накопились силы, способные разрушить сложившуюся систему неравенства. Разрушить, чтобы создать новую, более адекватную новой ситуации в человейнике Распределение жизненных благ никогда не было стихийным, хаотичным. То, что принято считать стихийным и хаотичным, есть явление сравнительно позднее, частичное и относительное. В основе же всегда лежала и лежит какая-то форма упорядоченности распределения. Это - одна из функций власти. Власть охраняет сложившиеся правила распределения и вырабатывает новые. В этом отношении распределение кусков туши убитого животного вождями племени и распределение бюджета страны, исчисляемого миллиардами долларов, суть явления однопорядковые. В человейнике складывается определенная устойчивая система распределения, являющаяся необходимым условием его самосохранения. Причем та часть человейника, которая имеет лучшее положение с точки зрения распределения жизненных благ, силой принуждает прочих членов сохранять эту систему. Эта сила состоит тоже из членов человейника, получающих за свою службу долю благ.