Фирмы в условиях смешанной экономики. Национальные модели смешанной экономики

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регулирования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраняются отдельные черты традиционного хозяйства, одни страны больше тяготеют к административно-командным методам, а другие -- к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление определенной модели определяется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

  • - низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;
  • - всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;
  • - высокий уровень социальной дифференциации. Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

  • - активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;
  • - защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;
  • - сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии -- даже 73 % и 78 %. Для сравнения -- эти расходы составляют в Японии 45 %, в США --55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

  • - координация деятельности правительства и частного сектора. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;
  • - особая роль государства в экономике. Япония -- страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;
  • - особый упор на роль человеческого фактора. Как уже отмечалось, удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижение японской экономики -- снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает почти 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на очень сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная -- от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей; предполагается, что она должна опираться на:

  • - многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны, соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически Российское государство играло в жизни общества значительную роль. Российская модель смешанной экономики должна учесть особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России, необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;
  • - многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает и многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем особенно актуально для России сочетание частного и государственного предпринимательства;
  • - смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении рыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;
  • - многообразие форм распределения национального продукта. В основе системы распределения должны лежать два принципиально различных, но во многом сходных механизма распределения. Один из них основан на рыночных методах, второй - на принципе распределения по труду. Распределительный механизм - это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость положения человека иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Смешанная экономика понимается как:

- экономика страны , в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем;

- экономическая система , где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране;

- макроэкономическая система , которая базируется на взаимодействии нескольких хозяйственных укладов - частнособственнического, общественно-государственного, коллективного и других. Характеризуется противоречивым единством механизмов рыночного, корпоративного и государственного регулирования экономических процессов;

- соединение преимуществ рыночной, централизованно-регулируемой и даже патриархальной экономики (например, японская или китайская - верность лучшим национальным традициям). Классический пример смешанной экономики - экономическая система Швеции, Японии, Китая и других азиатских стран (так называемых «азиатских драконов»).

При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность конституционно, законодательно и политически сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика де-факто возникла в годы Великой депрессии (мирового экономического кризиса с 1929 по 1933 год) и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Двойственность смешанной экономики подразумевает достаточно длительное сосуществование двух секторов экономики: «рыночного» и «нерыночного», каждому из которых свойственны специфические формы хозяйствования, методы и формы регулирования. Современная экономика выступает как смешанная и по форме собственности, и по организации предпринимательской деятельности.

Смешанная экономика сочетает рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, ее суть сводится к сосуществованию в ее рамках разных, конфликтующих и, казалось бы, несовместимых институтов, принципов отношений. Современная развитая экономика - это регулируемая смешанная экономика , где эффективность рыночного механизма зависит от деятельности правовых, государственных и общественных институтов.

В смешанной экономике исследователи выделяют две особенности функционирования государственного сектора:

1. Смешанная экономика характеризуется противоречивым единством различных форм организации производства - частного («коммерчески-целесообразного») и общественного («государственно-целесообразного») секторов как двухэлементного основания данной системы.

2. Государственный сектор смешанной экономики осуществляет системную, макроэкономическую и институциональную рыночные функции, единство которых обеспечивает дополнительную устойчивость функционирования рыночного сектора; значимость этих функций приобретает мультипликативный эффект в периоды циклических депрессий и системных стагнаций во время кризисов.


Выделим пять основных задач, решаемых смешанной экономикой в современном обществе:

Обеспечение занятости населения;

Наиболее полное использование производственных мощностей;

Стабилизация цен;

Параллельный рост заработной платы и производительности труда;

Равновесие платежного баланса всех участников экономической деятельности.

Практическое достижение этих задач осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Выделим три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (ФРГ, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается в экономику лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция, Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика. И во всех этих странах наибольшая часть собственности не принадлежит государству.

Рассмотрим более подробно модели смешанной экономики в экономически развитых государствах.

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования. Данное различие зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социально-культурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т. п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Типы и виды экономик представлены следующими страновыми моделями рыночных систем.

1. Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха .

Смешанная экономика в США характеризуется незначительным государственным вмешательством в дела экономических субъектов и небольшим размером государственной собственности. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее, в США сложилась эффективная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных заказов.

2. Германская модель - это модель социально ориентированного рыночного хозяйства. Она увязывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.

Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. При этом важнейшая задача государственной власти - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Трактовка государства, как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий, не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и в целом - в концепции социально ориентированной рыночной экономики - отличаются обоснованием более активного вмешательства государства в экономику.

Германская модель характеризуется следующими чертами:

Индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержки конкуренции;

Рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

Стимулирование технологических и организационных инноваций;

Проведение структурной политики;

Защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социально ориентированной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

3. Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

4. Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социально ориентированной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются. А многие современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики (иногда называемой «смешанной системой хозяйства»).

Таким образом, современная рыночная экономика смешанного типа (или смешанная экономика) на сегодняшний день предстает наиболее совершенной экономической системой. Ее основной особенностью является удачное сочетание черт разных экономических систем: «чистого» рыночного капитализма и командно-административной экономики, хотя черты капитализма в ней преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, то есть гибкой.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует обществу наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий на основе ограниченной законодательством конкуренции. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.

Возникшая как альтернатива известным в своё время экономическим системам. На сегодняшний день смешанная экономика приобрела глобальный и скорее естественный, нежели исключительный характер. Именно такая модель представлялась наиболее оптимальным и адекватным спутником государственного регулирования в рамках XXI века, именно она была призвана решать задачи, которые поставило перед развитыми и развивающимися странами постиндустриальное общество.

Что такое смешанная экономика

Смешанная экономика - это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. Данный вид экономики включает как частную и корпоративную, так и общественную либо государственную собственность на средства производства .

Иными словами, смешанная экономическая система предполагает управление частным сектором посредством рыночного инструментария, в то время как органы государственной власти и социальные структуры воздействуют на экономическую ситуации с помощью фискальных рычагов и директивов . В рамках смешанных экономик встречаются, в том числе отголоски административно-командной, традиционной экономики и непосредственного, чистого капитализма, которые нередко весьма плодотворны в своём сочетании.

При таком виде экономике действуют различные типы хозяйств и предпринимательств:

  • Крупное предпринимательство
  • Мелкое предпринимательство
  • Среднее предпринимательство
  • Государственные организация и учреждения
  • Муниципальные предприятия

При смешанном виде экономике интересы личности, с ее многочисленными потребностями находятся в центре социально-экономического развития страны. Стоит отметить, что смешанная экономика в разных странах на различных этапах развития отличается. К примеру, в США государство в меньшей степени, чем в остальных государствах осуществляет контроль в этой области. Частный капитал играет первостепенную роль, а его развитие и стимулирование является первостепенной задачей государства.

Стоит, однако, отметить, что чистая рыночная экономика, — скорее, утопия, и на практике под этим знаменем зачастую выступают смешанные экономические системы. В свою очередь, сами они возникли как синтез экономик командного типа и классической рыночной.

В государствах со смешанным типом экономики решается сразу несколько важнейших задач:

  • Обеспечение занятости
  • Стабилизация цен
  • Взаимосвязь заработной платы и производительности труда
  • Равновесие платежного баланса
  • Использование производственных мощностей в полной мере

В таких странах уровень жизни каждого человека определяется его стремлением к заработку, если есть желание зарабатывать деньги, его можно реализовать в полной мере, создав свой личный бизнес. Кроме того, появляются дополнительные рабочие места, что понижает уровень безработицы.

Также важно заметить, что в подобных условиях возникает здоровая конкуренция, при которой цены на товары и услуги социально доступны. При этом любой человек может спокойно заниматься своим бизнесом, зная, что находится под защитой государства. Именно поэтому многие страны пришли к данному виду экономической системы.

Нельзя не отметить, что особенно выгодным решением смешанный тип экономики представляется, вероятно, для государств с развитой промышленной сферой, наибольшей покупательской способностью в рамках которых обладают крупные корпорации. Смешанная экономика позволяет в этой связи сохранять разветвлённую структуру рынка и распределённые отношения между его участниками, не рискуя впасть в экономический тоталитаризм или быть чрезмерно раздробленной .

Государству в рамках такой системы отведена функция активного координатора и планировщика, а также гаранта стабильности в случае провалов рынка. Наиболее популярным механизмом компенсации подобных провалов служит в этой связи налогообложение, которое позволяет и корректировать мнение и активность общественности, и аккумулировать материальные средства в государственных целях.

Этапы возникновения

Базой для формирования нового, смешанного типа экономики послужили её отдельные элементы, нарождавшиеся в конце XIX и в немалой степени оформившиеся к середине века XX.

Теория современной смешанной системы экономики формировалась в три этапа, которые были тесно связанные с переломными моментами в становлении традиционной рыночной экономики. Каждый из этих периодов характеризуется возникновением новых форм рыночной экономики, что постепенно меняло ее механизм функционирования.

Кризис 30-х годов минувшего столетия выявил следующие потребности экономики:

  • невмешательство государства в экономику
  • установление рыночного равновесия

Важно уточнить вместе с тем, что в соответствии со своей не жёстко детерминированной идеей, в зависимости от временных, национальных, исторических и иных условий смешанные экономические системы развиваются по различным сценариям. Кроме того, в разных регионах с течением времени формируются весьма специфические, свойственные главным образом для того или иного континента, государства и народа особенности. Это проявляется в степени выраженности элементов рынка, частной и госсобственности в пределах той или иной экономики. В то же время смешанная экономическая система оставляет за отдельными составляющими права исключительного доминирования.

Такая разница обеспечивается множеством факторов, ключевыми из которых являются геополитическая ситуация , уровень и качество материально-технического оснащения, политических тенденций, социокультурной обстановки в регионе, и других.

Модели в смешанной экономике

Несмотря на точто существует общее определение смешанной экономике, это не значит, что во всех странах она происходит по одному пути. Процесс ее внедрения в разных странах складывался различным способом, это объясняется следующими особенностями:

  • различными уровнями материально-технической базы
  • особенностей геополитического развития
  • Особенностями политического развития
  • Социально-культурных особенностей
  • Особенностями формирования общественного устроя

На сегодняшний день существует несколько сформировавшихся моделей смешанной экономики.

Американская, или либеральная модель — как уже было указанно выше, она основывается на частной собственности. Ни в одной другой модели экономике не уделяется такого внимания частному бизнесу, как в Соединенных Штатах. Для данной модели характерно активное регулирование экономических переменных со стороны правительства посредством проведения кредитной политики, введения и корректировки налоговых и законодательных положений. Примечательно, что во главу угла «американская» смешанная экономика ставит индивидуальное предпринимательство, всячески стимулируя население, особенно представителей среднего и высшего классов, на активность в данном направлении, конечной целью которого является исчерпывающий материальный достаток. Социально незащищённые слои населения при этом обеспечиваются различного рода льготами и пособиями, промышленность ориентирована главным образом на высокий уровень производительности. Классовое равенство в рамках такой экономической системы весьма и весьма вторично.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая связывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, способной смягчить или нивелировать недостатки капитала и рынка посредством формирования разнородной субъектной структуры общественной сферы. При такой модели, государство не ставит цели и задачи для бизнеса — это относится к компетенциям субъектных рыночных решений, — а создает условия для реализации экономических инициатив. Для этого государство обеспечивает всех равноправными стартовыми возможностями и правовой защитой. Таким образом, рамочные условия германской модели состоят из двух ключевых компонентов: мер, направленных на стимулирование конкуренции, и хозяйственного и гражданского права. Государству в этой связи отводится роль медиатора, должного обеспечивать необходимый баланс между эффективностью рынка и справедливостью социальной среды. Аналогичное распределение функциональных обязанностей характерно для западной экономической традиции и социал-демократических моделей в целом , однако германская модель предполагает на их фоне более активную позицию государства в финансовых вопросах.

Таким образом, для данной модели характерны: относительная субъектная свобода в рамках децентрализации рыночных механизмов при стимуляции конкуренции со стороны государства; социальное равенство, обусловленное прямой связью между величиной затрачиваемых ресурсов, в частности капитала, и доходностью. Стоит отметить, что последняя особенность, помимо прочего, требует от государства также и весьма динамичной социальной политики, фундаментом для которой служат как непосредственная поддержка малообеспеченных и нуждающихся граждан, так и поиск и реализация компромиссов с целью снижения разобщённости между представителями различных социальных субгрупп. Кроме того, «германская» экономическая модель ориентируется также на поощрение высококонкурентной среды, проведение структурных политических реформ, новаторскую деятельность в организационной и технической сферах.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, при которой государству отводится место главенствующей экономической силы. Власть, избранная демократическим путем , наделяется огромными полномочиями в социально-экономической сфере. Нельзя не отметить то же время, что в действительности социальная рыночная экономика имеет немало точек соприкосновения со «скандинавским социализмом».

Японская, или патриархально-корпоративная модель - это модель гибкого корпоративного капитализма, в рамках которой возможность накопления капитала активно регулируется государством, программирующим экономическое развитие. Подобная позиция с культивированием корпоративных начал касается и иных сфер: внешнеэкономической, структурной и инвестиционной политики.

Стоит отметить, что экономика России наряду с экономиками иных развивающихся и в том числе постсоциалистических общества относится в большей мере к переходному типу. Для данной модели также характерны сочетание централизованного регулирования с рыночным, изобилие типов хозяйства и форм собственности, однако, в отличие от смешанной переходная экономика отличается высокой нестабильностью.

Роль государства в смешанной экономике

Роль государства трудно переоценить, именно оно имеет полномочия контролировать распределение национальных богатств, а через таможенные пошлины, налоги и государственные расходы влиять на внутриэкономические процессы. Основные функции, которые ему отведены - это функции регулирования, справедливости и эффективности. Чтобы наиболее эффективно и в полной мере исполнять свои обязанности, ему необходимо минимизировать все государственные расходы, сделать все , для того чтобы максимально приблизиться к социально-политической стабильности, при которой все экономические субъекты будут нормально функционировать и развиваться.

При смешанной экономике перед государством встают следующие задачи:

  • Поддержание стабильного, эффективного и устойчивого развития хозяйственных единиц;
  • Законное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;
  • Гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами деятельности;
  • Внедрение и осуществление политики по защите населения с низким доходом;
  • Использование конкурентного механизма цен, прибыли и убытков, а также ограничение монополии государства.
  • Только при соблюдении вышеуказанных пунктов политика государства при смешанной экономике будет наиболее эффективна.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Билет № 18

Современные модели смешанной экономики

Модели смешанной экономики

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

1) Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

2) Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.

3) Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

4) Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

Американская модель

Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений – федеральные и местные органы власти.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки.

Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги. По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка США. Она осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

Японская модель

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.

Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

Особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении.

Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений – это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.

Шведская модель

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов , что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них.

    высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

    в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

    в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Российская модель

Современная российская экономика характеризуется как переходная. Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики – это тяжелая промышленность, или производство средств производства. Производству потребительских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг.

Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства.

Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.

Во-первых, специфические стороны менталитета значительной части населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:

    исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого населения и соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние несколько десятилетий);

    особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления;

    глубокий след в мышлении и хозяйственной практики страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности), отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации.

Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий, обусловливающие, прежде всего, огромную инерционность хозяйственного потенциала.

В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей – социальных, политических, экономических и др.

Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства, и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов.

Однако политическая нестабильность сильно повлияла на проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно вкладывать денежные средства в производство, так как была неясна их дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября 1993 г. экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать духу времени и рыночным устремлениям российской экономики. Между тем недостаточное внимание к развитию рыночного сектора экономики – собственных производств на основе свободного предпринимательства, а такая излишняя увлеченность финансовыми механизмами типа «пирамид» привели страну к мощнейшему финансовому кризису в августе 1998 года. Этот кризис фактически отбросил страну назад на 5 лет, снизил популярность рыночной экономики в глазах населения и еще более затруднил развитие реального сектора экономики.

Задача перехода к рыночной экономике состоит в том, чтобы свести к минимуму экономические и социальные издержки; неизбежные в переходный период. Ее решению должен быть подчинен выбор мер, осуществляемых по каждому направлению, их координация между собой и во времени. Необходимо учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей. А это не просто.

Виды экономических систем можно выделить по различным основаниям, но наибольшее распространение получила классификация по форме собственности на ресурсе и способам обеспечения координации деятельности. По данному критерию выделяют 4 типа экономических систем - традиционную, рыночную, командную и смешанную экономику.

Традиционная экономика была распространена в древних и средневековых обществах, но и сохраняется и сегодня в ряде слаборазвитых государств. Ее отличительной чертой является господство обычаев и традиций при осуществлении хозяйственной деятельности.

Большинством предприятий командной экономики владеет государство. Решение о производстве продукции, его ассортименте, объемах производства принимается государственными органами. Именно поэтому такую экономику часто называют плановой. Государством регламентируются и такие аспекты, как зарплаты и направления инвестиционных затрат. Типовым примером командной экономики является СССР.

Ключевой принцип рыночной экономики - свободное , а также обеспечение многообразия форм собственности на средства производства. Рыночная экономика подразумевает рыночное ценообразование и ограниченное вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования. В классической модели рыночной экономики государство не играет абсолютно никакой роли при распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами. Обычно в качестве примера такой системы приводят Гонконг.

Особенности смешанной рыночной экономики

Сегодня встретить можно чисто командную или рыночную экономическую систему, которая абсолютно исключает роль государства. Большинство стран сочетают рыночные принципы с государственным регулированием, что образует смешанную экономику.

В рамках смешанной экономики предприниматели могут принимать независимые решения относительно собственной финансовой деятельности, но их автономия в данных вопросах ограничена государством. При этом государство, наряду с частными компаниями могут осуществлять перемещение товаров, осуществлять сделки купли-продажи, нанимать работников и пр. Такая экономическая деятельность предоставляет государству отчасти обеспечивать свою финансовую самостоятельность и направлять полученные средства на функционирование его институтов. Другая часть доходов обеспечивается за счет действующих налогов и сборов.

Смешанная экономика считается сегодня наиболее эффективной экономической системой. Она позволяет решить такие важные задачи как борьба с безработицей и инфляцией, эффективное использование производственных мощностей, обеспечение роста зарплаты соразмерно с производительностью, а также равновесный платежный баланс.

Виды смешанной экономики

Условно различают три основные модели смешанной экономики:

Неоэтатистскую с развитым национализированным секторов, к примерам относят Японию, Англию, Италию и Францию;

Неолиберальную, в которой участие государства имеет целью исключительно защиту конкуренции (существует в США, Германии);

Модель согласованного действия или социально ориентированную модель экономики, в которой основные задачи государства направлены на выравнивание доходов (в числе примеров Швеция, Австрия, Бельгия).