Место и роль государственных финансов в экономике. Структура современной кредитной системы

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы , в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.
  • налоговая система , формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти , в первую очередь законодательные (Федеральное собрание , принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент , Правительство , Центральный банк , Министерство финансов и др.)

Коррупция в сфере управления государственными финансами

Коррупция в сфере управления государственными финансами - старая и распространенная проблема. Коррупция в этой сфере, в частности, подразумевает использование финансов в личных целях, недополучение средств, хищение или нецелевое использование собранных средств. Коррупция в сфере государственных финансов вредит темпам развития страны и препятствует использованию ресурсов на общее благо. Риск появления коррупции повышают такие факторы, как ограниченность функциональных возможностей, неэффективность внутреннего контроля, недостаточная прозрачность, слабость руководства и надзора, недостаточная подотчетность в области расходов .

Примечания

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. - М .: «Альпина Паблишер», 2010. - 552 с. - ISBN 978-5-9614-1062-4

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственные финансы" в других словарях:

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти за счет налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором и расходованием средств в… … Финансовый словарь

    Государственные финансы - (public (state) finance) денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий … Экономико-математический словарь

    государственные финансы - Денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. [ОАО РАО "ЕЭС… … Справочник технического переводчика

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их … Словарь бизнес-терминов

    - (public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также … Экономический словарь

    государственные финансы - ‘финансы’ Syn: государственный бюджет … Тезаурус русской деловой лексики

    Совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин «Г. ф.» стал применяться во Франции в 16 в.… … Большая советская энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ - 1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Государственные финансы - (public finance), доходы и расходы гос ва. Эконом, теория Г.ф. анализирует фискальную политику и изучает воздействие налогообложения и гос. расходов на физ. лиц, фирмы, а также совокупные эконом, показатели. Особой сферой теории Г.ф. является… … Народы и культуры

    Государственные финансы - PUBLIC FINANCE Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. налогообложения. Со времен Кейнса все… … Словарь-справочник по экономике

Книги

  • , . Учебник "Финансы и кредит" состоит из двух томов. Том первый "Государственные финансы. Финансовые рынки и институты" посвящен общетеоретическим вопросам содержаниягосударственных финансов.…

Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.


Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
Основными функциями государственных финансов являются :

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения , а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

Государственные финансы включают в себя следующие объекты :

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет :

собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.


Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах :

1. На прозрачности деятельности и гласности.

2. На самостоятельности.

3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами..

Все воруют и воруют... пару месяцев срок отбудут и выходят. Когда это кончится не понятно. Вот мне, как налогоплательщику совершенно не хочется пополнять государственную казну, когда я вижу что ворам моих денег все сходит с рук.

  • #2

    Никогда так не будет, не будьте наивны. Если государственные финансы вам в руки отдать, то не знаю... куда они уйду. Со стороны всегда легче всех осуждать.

  • #1

    Все наши государственные и муниципальные финансы находятся в не тех руках. Потом в новостях смотришь и диву даешься. То это ушло ни туда, то это попросту украли, то еще что-то. Когда же будет порядок и уверенность в завтрашнем дне?

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Контрольная работа

    Место и роль государственных финансов в экономике. Структура современной кредитной системы

    1. Место и роль государственных финансов в экономике

    1.1 Определение государственных финансов

    Государственные финансы - это совокупность экономических отношений общества, образование, распределение и использование государством фондов денежных средств, служащих материальным обеспечением его существования и деятельности; совокупность экономических отношений, опосредствующих создание, распределение и использование фондов денежных средств в процессе перераспределения национального дохода. Государство через посредство финансово-кредитных рычагов оказывает все большее воздействие на темпы и направления хозяйственного развития, расширилось использование государственных финансов для регулирования экономики, стимулирования экономического роста, проведения политики социального маневрирования.

    Государственные финансы - неотъемлемый элемент государственного регулирования. Через государственные финансы происходит не только перераспределение, но и первичное распределение национального дохода, что связано прежде всего с расширением сферы государственной собственности, когда государство выступает в качестве предпринимателя. Процесс быстрой качественной перестройки производства требует постоянного изменения профессиональной структуры и повышения квалификации рабочей силы. Это вызывает увеличение расходов на профессиональное образование и переквалификацию кадров. Расходы на социальные цели содействуют расширению внутреннего потребления товаров и услуг, поскольку ассигнования на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяют рынок сбыта для многих отраслей промышленности. Хотя средства, выделяемые на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищное строительство, далеко недостаточны по сравнению с потребностями населения в этих услугах, при необходимости сокращения государственных расходов правительство урезает их в первую очередь.

    1.2 Место государственных финансов в экономике

    Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

    Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

    Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.

    Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

    В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

    Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

    Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

    Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

    По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

    Общественные финансы,

    Финансы хозяйствующего субъекта.

    Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

    1.3 Роль государственных финансов в экономике

    В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

    Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

    1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

    2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

    3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

    Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

    Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

    Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

    Через эффективное вложение финансовых ресурсов;

    Создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

    Использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

    Использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

    2. Структура современной кредитной системы

    2.1 Определение кредитной системы

    Кредитная система -- совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

    Кредитную систему рассматривают:

    1) как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;

    2) как совокупность кредитно-финансовых институтов.

    Кредитно-расчетные отношения связаны с движением ссудного капитала.

    Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные средства и предоставляет их в ссуду. Основой кредитной системы являются банки.

    Выполнение отдельных банковских функций осуществлялось в глубокой древности (Древний Вавилон, Египет, Греция, Римская империя). Первые предшественники банков возникли во Флоренции и Венеции (1587г.) на основе меняльного дела. «Банк» в переводе с итальянского («банко») означает «скамья менялы». Главными операциями банков были прием денежных вкладов и безналичные расчеты. За это взималась плата.

    Кредитно-финансовые институты подразделяются на:

    · центральные банки

    Осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы;

    · коммерческие банки

    Осуществляют операции по кредитованию за счет привлекаемых вкладов;

    · совокупность кредитно-финансовых институтов

    Включают банковские и небанковские организации (страховые, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, Пенсионные фонды), они специализируются на отдельных видах кредитования.

    2.2 Современная кредитная система

    Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на кредитном рынке и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

    На рынке реализуются две основные формы кредита:

    1. коммерческий кредит

    2. банковский.

    Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

    Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Как правило, объектом коммерческого кредита выступает товарный капитал, который обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому кредиту, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту.

    Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд.

    Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по направлению, срокам, размерам. Он имеет более широкую сферу применения. Замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Различна также динамика банковского и коммерческого кредитов. Так, объем коммерческого кредита зависит от роста и спада производства и товарооборота, спрос же на банковский кредит в основном определяется состоянием долгов в различных секторах экономики.

    Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования (например автомобили, мебель и т.д.).

    Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья, либо покупку земли. Предоставляют его банки (кроме инвестиционных) и специализированные кредитно-финансовые институты. Наиболее высокий уровень развития ипотечного кредита - в США, Канаде, Англии.

    Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом государственные облигации покупают население, юридические лица, различные предприятия и компании.

    Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.

    Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихся стран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдают индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки.

    2.3 Структура современной кредитной системы

    Кредитная система с точки зрения институциональной, представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система опосредствует весь механизм общественного воспроизводства и служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.

    Современная кредитная система западных стран сформировалась под влиянием концентрации и централизации банковского капитала, приведшая к возникновению банков-гигантов; специализация кредитно-финансовых учреждений и усложнения функциональной структуры кредитной системы, слияние или сращивание банковских и промышленных монополий и образование финансового капитала; интеррационализация банковского дела, появление транснациональных банков и финансовых групп.

    В современной кредитной системе выделяются 3 основных звена:

    1. Центральный банк, который выделился из коммерческих банков еще в 18-19 в. на ранних стадиях капитализма. Центральному банку государство представило исключительное право эмиссии банкнот. Некоторые из Центральных банков были сразу учреждены как государственные институты (Немецкий федеральный банк, Резервный банк Австралии), другие были национализированы после Второй мировой войны (Банк Франции, Англии, Японии, Канады, Нидерландов). Некоторые Центральные Банки до сих пор существуют на основе смешанной государственно-частной собственности (Федеральная Резервная Система США).

    Функции Центральных банков:

    Эмиссии банкнот;

    Охранение государственных золотовалютных резервов;

    Хранение резервного фонда других кредитных учреждений;

    Денежно-кредитное регулирование экономики;

    Кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;

    Проведение расчетов и переводных операций;

    Контроль за деятельностью кредитных учреждений.

    2. Коммерческие банки - главные центры кредитной системы. Современные коммерческие банки - это кредитно-финансовые учреждения универсального характера. Он не только принимает вклады населения, предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.

    Операции коммерческого банка подразделяют на:

    · пассивные (привлечение средств)

    · активные (размещение средств).

    Банки кроме того могут быть посредниками операций (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами).

    Кредитная система США включает в себя 14000 коммерческих банков, которые ведут острую конкурентную борьбу. Результатом концентрации и централизации банковского капитала стал высокий уровень монополизации, возникновение банков - гигантов. Группа банков с активами более 50 млн. долларов владеет почти 74 % всех банковских активов, хотя она составляет всего 4,4 % общего числа всех коммерческих банков США. Среди них выделяются: “Ситокорп” с активами 230 млрд $, “Чейз Манхеттен корпорейшн”- 106 млрд $ “Бэнк оф америка” - 97 млрд $ и “Дж. П. Морган энд компании” -88 млрд $. В середине 80-ых годов в 50 крупнейших банках США было сосредоточено 35% активов и 32% депозитов всех банков.

    Более 35% коммерческих банков США - банки с активами от 10 до 100 млн долларов. Существование большого числа коммерческих банков обусловлено экономической целесообразностью, потребностями финансового обслуживания клиентов, особенностями законодательного регулирования банковской системы. Законодательные органы многих штатов использовали представленные им полномочия в вопросах регистрации новых банков и предусмотрели запрет банкам других штатов открывать в них свои филиалы.

    Но уже сейчас могущество крупнейших банков определяется не только концентрацией активов и депозитов в их руках, но и тем, что они в замаскированной форме включают мелкие и средние банки в сферу своего влияния. Это происходит через систему корреспондентных связей, через создание холдингов, владеющих контрольными пакетами акции банков. С 1969 года по 1986 год холдинги увеличили свою долю в банковских активах с 11,1 до 91,1%.

    3. Особое место в современной рыночной экономике занимают специализированные кредитно-финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудосберегательные ассоциации и тому подобное). Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала. Суммарные активы всех этих специализированных кредитно-финансовых учреждений США почти вдвое превышают активы коммерческих банков.

    В кредитной системе Западной Европы получили широкое развитие банковский и страховой секторы и в меньшей степени - специализированный в виде инвестиционных и финансовых компаний, трастовых компаний и т.п. Здесь сформировалась широкая сеть полугосударственных или государственных кредитных институтов, включая коммерческие и государственные банки, страховые компании и др. (Франция, Италия, Испания, Скандинавия).

    Кредитная система Западной Европы приближается к кредитной системе США, однако каждая страна имеет свои особенности. Так, в Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Причем в отличие от других стран институт ипотечных банков очень развит и занимает большой удельный вес в кредитной системе и на рынке судных капиталов Германии.

    Для Франции характерно разделение банковского звена на депозитарные (коммерческие банки), деловые банки, выполняющие функции инвестиционных, и сберегательные банки.

    Отставание в развитии секторов специализированных институтов Западной Европы по сравнению с США, Англией, Канадой объясняется рядом причин: национальными традициями развития кредитных систем, более низким уровнем доходов населения, меньшей развитостью рынка ценных бумаг, организацией государственного регулирования кредитной системы.

    Кредитные системы развивающихся стран в целом, за редким исключением, развиты слабо (в основном это кредитные системы в развивающихся странах Африки, структуры которых ориентированы на кредитные системы бывших стран метрополий - Англии, Франции, Португалии). В большинстве этих стран существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков. На более высоком уровне находятся кредитные системы стран Азии, Латинской Америки. Страны Азиатско-тихоокеанского региона, кредитные системы которых довольно развиты, так как имеют трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню к кредитным системам Западной Европы.

    Таким образом, в настоящее время кредитные системы мира имеет, главным образом, трехъярусную структуру, которая помогает функционировать экономике стран. В связи с вступлением России в ходе экономических реформ во всемирный рынок, необходимо выяснить какова же структура кредитной системы в Российской Федерации, как она функционирует в настоящее время. Для этого рассмотрим этот вопрос в следующем разделе.

    Список используемых источников

    1 Словарь Борисов А.Б. Большой экономический словарь. -- М.: Книжный мир, 2003. -- 895 с.

    2 Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов.- М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 2000. - 502 с.

    3 Финансы: Учебное пособие / А.И. Деева.- 2-е издание переработанное и дополненное.- М.: Издательство “Экзамен”, 2004.- 416 с.

    4 Финансы и кредит: Учебное пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др.; Под редакцией М.И. Плотницкого Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2005.- 336 с.

    5 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт - М, 2004.- 543 с.

    6 Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Бабичевой Ю.Н., Москва, “Экономика”, 1992 г.

    7 В.Г. Золотогоров Энциклопедический словарь по экономике. Минск: Полымя, 1997

    8 Илларионов А.Н. Подводя итоги минувшего года (о политике правительства и ЦБ РФ в 1995 году), Бизнес и банки. 1996 № 1.

    9 Л.Г. Ефимова. Банковское право, Москва, “БЕК”, 1994.

    10 Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции, М., “Вазар-Ферро”,1994.

    Подобные документы

      Сущность финансов и кредита в рыночной экономике. Характеристика современной денежно-кредитной системы. Социально-экономическая сущность бюджета. Принципы, функции, формы и виды кредита. Анализ международных валютно-финансовых и кредитных отношений.

      курс лекций , добавлен 24.05.2010

      Понятие, назначение кредита в обществе и рыночной экономике. Принципы формирования и структура кредитной системы. Формы кредита и их отличительные особенности: ростовщический, коммерческий, банковский, государственный, потребительский и международный.

      курсовая работа , добавлен 09.10.2011

      Кредит как экономическая категория и его сущность. Общие условия и экономические факторы необходимости оформления кредита. Основные формы и роль, динамика кредитных вкладов в экономику. Сущность кредитной системы и структура товарно–денежных отношений.

      курсовая работа , добавлен 09.10.2011

      Определение роли финансов в рыночной экономике. Сущность государственного кредита. Организация системы социального страхования и рынка страховых услуг. История образования Пенсионного фонда. Банковские операции и другие сделки кредитной организации.

      шпаргалка , добавлен 03.10.2010

      Современная кредитно-банковская системы, ее структура и роль в развитии рыночной экономики. Центральный банк России, его функции и политика. Рынок кредитов: функции и формы кредита в рыночной экономике. Механизм функционирования кредитной системы.

      курсовая работа , добавлен 21.08.2008

      Государственные финансы, их место и роль в рыночной экономике. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений. Основные элементы государственного кредита.

      курсовая работа , добавлен 15.11.2009

      Кредит как процесс купли-продажи денег, его основные виды. Срочность, возвратность, платность, обеспеченность как основные принципы кредитования. Устройство и функции кредитной системы общества, роль в развитии и устойчивости рыночной экономике.

      презентация , добавлен 27.01.2016

      Основные этапы истории развития денег. Происхождение и сущность бумажных денег. Виды кредитных денег, их функции как меры стоимости. Современная денежная система России. Анализ роли денег в рыночной экономике как в целом, так и конкретно в экономике РФ.

      контрольная работа , добавлен 03.12.2011

      Деньги – это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Сущность и функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа. Мировые деньги в международных отношениях. Роль денег в экономике.

      курсовая работа , добавлен 16.05.2008

      Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений. Функции финансов в современной рыночной экономике. Характеристика финансового механизма и его элементов. Проблема стабилизации финансов в России и возможные пути её решения.

    Классическим

    Финансовый рынок не включает рынок...

    товаров и услуг

    47. Эмитентом краткосрочных облигаций является…

    Министерство финансов РФ

    Ценные бумаги, эмитентами которых являются акционерные общества и организации, называются __________ ценными бумагами

    Корпоративными

    49. На российском рынке ценных бумаг дилером может быть….

    Только юридическое лицо

    50.Услуги по хранению сертификатов ценных бумаг оказывают…

    депозитарии

    Ценной бумагой, содержащей письменное распоряжение плательщику уплатить указанную сумму, является

    Вексель

    52. Выпуск в обращение ценных бумаг называется…

    Эмиссией

    53. В соответствии с российским законодательством доля _________ акций в уставном капитале акционерного общества не может быть менее 75%

    Обыкновенных

    54. Одной из отличительных особенностей международных финансовых рынков является…

    Отсутствие географических границ

    На самой облигации напечатана ________ цена, которая служит в качестве базы при дальнейших перерасчетах и при начислении процентов

    Номинальная

    Могут передаваться с помощью индоссамента __________ чеки

    Ордерные

    Начальное размещение ценных бумаг среди инвесторов осуществляется на _________ рынке ценных бумаг

    Первичном

    На рынке ценных бумаг _________ деятельность могут осуществлять и физические, и юридические лица

    Брокерскую

    Доходность государственных краткосрочных облигаций к погашению в основном зависит от

    Размера купонов

    Профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, называются

    Дилерами

    61. Если рыночная цена в момент эмиссии выше номинала, значит облигация размещается с…

    Ажио

    62. Облигации, дающие их владельцу право обменить их на акции того же эмитента, называют…

    Конвертируемыми

    Размещение ценных бумаг без публичного объявления среди заранее известного ограниченного крыга инвесторов предполагает ________ эмиссия

    Закрытая

    64.Одной из отличительных особенностей международных финансовых рынков является то, что на них…

    Работают только первоклассные участники сделок

    Акция котируется на вторичном рынке ценных бумаг по _______ стоимости

    рыночной

    Государственные финансы

    66. Роль государственных финансов максимальна в...

    унитарном государстве.

    67. К государственным финансовым ресурсам, мобилизованным на рынке, относится (относятся)...

    эмиссия ценных бумаг.

    68. На какие две группы Крижанич Ю. делит способы обогащения государства (конкретная формулировка)?

    законные и незаконные;

    69. За счет государственных финансов обеспечивается...

    выполнение функций государства.

    70. Эмиссию денег, регулирование наличного и безналичного платежного обращения, изъятие денег из обращения осуществляет...

    Центральный банк РФ;

    71. К государственным финансовым ресурсам, полученным в порядке перераспределения, относится (относятся)...

    государственный кредит;

    72. Эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя на получение в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости - это...

    облигация;

    73. Внешние займы предоставляются государству в форме...

    межправительственных займов;

    74. Этот метод управления государственным долгом предусматривает погашение основной задолженности и процентов по ней за счет средств, полученных от размещения новых займов

    рефинансирование.

    75. Из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде, состоит _________________ государственный долг.

    текущий;

    76. Государственный кредит не выполняет ___________ функцию.

    коммерческую.

    77. Государственный кредит является частью...

    и финансовых, и кредитных отношений;

    78. Международная ликвидность включает...

    официальные валютные резервы стран, официальные золотые резервы стран, резервную позицию в Международном валютном фонде;

    79. Погашение задолженности за счет средств, полученных от размещения новых займов, называется ______________государственного долга.

    рефинансированием;

    80. Источником выплаты долга по государственному кредиту является (являются)...

    бюджетные средства;

    81. Временное приостановление платежей по государственному долгу - это...

    дефолт;

    82. Субъектами государственного кредита выступают...

    только юридические и физические лица.

    83. Изменение условий займа с целью уменьшения выплат по государственному долгу или их отсрочки

    рефинансирование;

    84. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляет...

    Правительство РФ.

    85. Основную задачу реализации - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней – имеет _________функция налогов.

    регулирующая.

    86. К основным налоговым доходам федерального бюджета относят...

    водный налог;

    налог на добавленную стоимость.

    87. Налоговое планирование - это...

    метод законного снижения налоговых выплат;

    88. Сумма налога на игорный бизнес зачисляется в...

    местный бюджет.

    89. Основными задачами современной налоговой политики РФ являются...

    совершенствование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

    оптимизация налоговых льгот и преференций.

    90. Позволяет формировать, использовать и распределять доходы различных групп населения _______функция налогов.

    регулирующая;

    91. Объектом налогообложения при исчислении земельного налога являются...

    земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований;

    92. К собственным государственным финансовым ресурсам относится (относятся)...

    налоги;

    93. Территориальные финансы решают вопросы финансирования...

    специализированного образования.

    94. Источником финансирования дефицита местного бюджета не может быть...

    продажа золотовалютных резервов;

    95. Контроль за использованием средств территориальных денежных фондов осуществляет...

    Министерство финансов региона.

    96. В состав территориальных финансов РФ входит...

    Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

    Тема 1. ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

    МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

    ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

    Государственные финансы - это комплекс финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, с помощью которых происходят аккумуляция денежных средств и осуществление денежных расходов. Другими словами, государство постоянно осуществляет определенные операции по сбору и перераспределению денежных средств. Именно данные операции в своей совокупности являются государственными финансами. Поскольку денежные средства любых субъектов экономики отражаются так или иначе в ВВП (валовом внутреннем продукте), можно сказать, что ВВП - общий доходный источник.

    Государственные финансы - важный элемент любой финансовой системы. При любом государственном устройстве и системе экономических взаимоотношений государственные финансы являются необходимым звеном, поскольку обеспечивают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики. Кроме того, государство обладает возможностями контроля и перераспределения ресурсов, что ставит государственные финансы в особое положение и возлагает определенную ответственность на государственную систему финансирования.

    Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством своих фун­кций. Данное определение позволяет понять не только сущность, но и назначение государственных финансов, а именно: государственные финансы существуют для финансирования государственных функций. Функциями государства являются как экономические и политические, так и оборонные, культурные и т.д. Сфера интересов такого государства, как Россия, не может ограничить­ся только внутренними заботами, поэтому к государственным фун­кциям можно добавить действия, связанные с международным сотрудничеством в самых разных сферах.

    РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ

    Государственные финансы призваны обеспечивать полноценное финансирование всех программ, связанных с выполнением многочисленных государственных функций. Естественно, это сложная задача, и государственные финансы используются толь­ко там, где в этом существует особая необходимость. Государственные финансы являются тем звеном, которое соединяет в себе доходы и расходы всех субъектов экономики и в то же вре­мя обеспечивает финансирование программ, важных для разви­тия и нормального существования субъектов. Финансы государ­ства являются денежными отношениями, поскольку призваны финансировать государственные расходы.

    Таким образом, государственные финансы представляют со­бой сложный, но необходимый элемент в финансовой цепочке и экономике в целом.