Показатели уровня жизни населения. Отдельные компоненты уровня и качества жизни

Введение

Проблемы уровня и качества жизни являются одними из наиболее актуальных. Причиной служит экономический кризис 2008-2010 гг., на фоне которого в обществе произошло глубокое падение уровня и качества жизни основной массы населения россиян.

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации, и насколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе. От решения проблем уровня и качества жизни во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

В данной работе более подробно рассмотрены основные показатели качества жизни в России и методы оценки качества. Целью данной работы является изучение факторов, определяющих динамику уровня жизни населения, анализ степени их влияния и роли в повышении данного показателя.

Для достижения поставленной цели выбраны следующие задачи:

1. Ознакомиться с понятием и показателями качества жизни;

2. Анализ факторов, влияющих на качество жизни;

3. Выявление проблем и пути их решения в России.

Объектом исследования является качество жизни населения России на современном этапе.

1 Понятие и показатели качества жизни населения

1.1 Понятие качества жизни

Качество жизни - это системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что номенклатура показателей качества жизни должна включать как объективные характеристики самого человека (или социума), его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отражающие отношение субъекта к реалиям его жизни .

Наиболее обоснованной является трактовка качества жизни населения с позиций понимания сущности жизни людей как процесса, направленного в целом на сохранение и развитие жизни человечества во всё более широких границах природных условий путём созидательной деятельности и борьбы, преодоления природных, личностных и социальных противоречий и трудностей.

Конкретизируя это принципиальное положение применительно к нынешнему состоянию населения России, качество жизни россиян следует рассматривать как качество жизни коллективного субъекта, состоящего из качеств жизни каждого гражданина. Это «всеобщее» качество жизни требует улучшения во всех аспектах и должно измеряться и оцениваться по объективным и субъективным показателям по отношению к целевому критерию (эталону), ориентированному на реальную перспективу социально-экономического развития страны.

Кроме того, человеческая жизнь понимается как процесс, реализующий, с одной стороны, генетически заданное сохранение, развитие и репродукцию человека, и, с другой стороны - генерируемую самим человеком целевую трансформацию внешних объектов и самого себя. Этот процесс происходит в природной и социальной среде путём сложного, в том числе конкурентного, взаимодействия с разными объектами и субъектами, «населяющими» эти среды.

Поэтому качество жизни определяется, прежде всего: первым фактором, присущими определённому человеку (или социуму) внутренними возможностями осуществлять жизненные процессы - жизненным потенциалом. Вторым фактором качества жизни являются процессуально-результативные характеристики жизнедеятельности по отношению к имеющимся у людей потребностям, интересам, ценностям и целям. Третьим фактором качества жизни выступают внешние возможности, т.е. свойства окружающих сред, объектов и субъектов. Они должны быть такими, чтобы жизненные функции первой направленности могли осуществляться безусловно, а функции второй направленности имели бы значимую вероятность достижения целей для людей, которые хотят это сделать и готовы приложить для этого необходимые усилия .

Из сказанного вытекает определение понятия «качество жизни», положенное в основу разработки номенклатуры показателей: качество жизни человека (индивида или социума) - это оценочная категория жизни человека, обобщённо характеризующая параметры всех составляющих его жизни: жизненного потенциала, жизнедеятельности и условий жизнедеятельности (инструментов, ресурсов и среды) по отношению к некоторому объективному или субъективному эталону.

Таким образом, качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально-позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворённости людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

1.2 Показатели и интегральные свойства качества жизни

При определении качества жизни выделяют два вида индикаторов: объективные и субъективные.

Объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные.

Субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности различными сферами жизни) и эмоциональные [ 7, с. 32].

Кроме данных индикаторов выделяют так же несколько показателей, которые можно сгруппировать по ряду признаков.

В зависимости от иерархического уровня:

Макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и др.;

Микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи.

В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»:

Прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.;

Косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели.

В зависимости от характера расчета:

Уровневые (абсолютные значения);

Структурные (составляющие уровневых показателей);

Динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей).

В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей:

Физические потребности;

Духовные (интеллектуальные) потребности;

Социальные потребности .

Таким образом, выделяют различные показатели и индикаторы, при помощи которых можно подробно охарактеризовать качество жизни.

Исследования дают основание полагать, что экономическая категория «качество жизни населения» может быть определена как «сформировавшаяся в массовом сознании, обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения». Данные характеристики можно рассмотреть при помощи семи интегральных свойств качества жизни:

1. Качество населения, интегрирующее такие его свойства, как способность к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность, ожидаемая продолжительность жизни и т.п.), способность образовывать и сохранять семьи (брачность, разводимость), уровень образования и квалификации (доля населения, охваченного обучением в соответствующих возрастных группах, достигнутый уровень образования и т.п.).

2. Благосостояние. Материальный аспект благосостояния характеризуют показатели доходов, текущего потребления и сбережений населения (величина доходов в реальном выражении, их распределение по направлениям использования и различным социально-экономическим группам населения, структура потребительских расходов населения, наличие в домашних хозяйствах потребительских товаров длительного пользования, накопление имущества и ценностей и др.), а также такие макроэкономические показатели, как ВВП на душу населения, фактическое потребление домашних хозяйств, индекс потребительских цен, уровни безработицы и бедности.

3. Условия жизни населения. Понятие «условия жизни» включает в себя характеристики жилищных условий, обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образования, культуры, использования свободного времени, социальной и географической мобильности и т.п.

4. Информированность населения, характеризующая доступность к средствам телекоммуникации и информационных инфраструктур (операторы мобильной радиосвязи, информационные ресурсы, интернет-технологии и т.д.).

5. Социальная безопасность (или качество социальной сферы), отражающая условия труда, социальное обеспечение и социальную защиту, физическую и имущественную безопасность.

6. Качество окружающей среды (или качество экологической ниши), аккумулирующее данные о загрязнении воздушного пространства, воды, о качестве почвы, уровне биоразнообразия территории и т.п.

7. Природно-климатические условия, характеризующиеся климатическими условиями, частотой и спецификой форс-мажорных ситуаций (наводнений, землетрясений, ураганов и других стихийных бедствий) .

1.3 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов

Что касается методов оценки качества жизни населения, то исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый комплекс методов исследования: статистических, социологических, экономико-математических.

На сегодняшний день наиболее перспективным методом при оценке качества жизни населения представляется социологический метод, позволяющий получить богатую информацию о социальной дифференциации качества жизни, о проблемах удовлетворения специфических потребностей различных групп и слоев населения.

Анализ полученной в ходе социологических опросов информации позволяет получить более детальную картину функционирования социальных служб, оказывающих непосредственное влияние на жизнь российского населения.

Социологические исследования являются в настоящее время тем методологическим инструментарием, который позволяет через частные мнения и суждения населения определить болевые точки в социальной инфраструктуре, наметить пути их преодоления.

Менее перспективным, но так же востребованным в настоящее время, является статистический метод исследования. Предметом статистического метода является детальное изучение социально-демографических процессов. Экономическая статистика рассматривает экономические явления в тесной взаимосвязи с социальными процессами, и одни и те же показатели могут быть использованы для анализа как экономических, так и социальных аспектов. Например, показатели оплаты труда характеризуют, с одной стороны, затраты на производство (экономический фактор), а с другой - процесс распределения доходов (социальный фактор).

Экономико-математический метод исследования заключается в построении модели (образа реального процесса или явления), т. е. возможности изучения реального процесса не непосредственно, а через рассмотрение подобного ему и более доступного .

Итак, при оценке качества жизни одним методом не обойтись, поэтому используется несколько методов исследования. Данные методы позволяют получить богатую информацию о качестве жизни, о проблемах удовлетворения потребностей различных групп и слоев населения.

Одним из самых важных методов выступает индекс развития человеческого потенциала.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является экономическим индексом, применяемым для характеристики качества жизни в различных странах [ 4, с. 71].

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8-1), средний (0,5-0,8) и низкий (0-0,5) уровень.

ИРЧП включает в себя три показателя:

Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) - оценивает долголетие;

Уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся;

Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения.

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовым показателем долголетия является ожидаемая продолжительность жизни, характеризующаяся средней продолжительностью предстоящей жизни при рождении. Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.

Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше - служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор.

2 Благосостояние россиян на современном этапе

2.1 Составляющие системы обеспечения жизнедеятельности населения

Из семи интегральных свойств качества жизни можно проанализировать те, которые чаще всего используются при расчетах: качество населения и уровень благосостояния.

1. Качество населения.

По рассмотренным в первой части работы свойствам, составляющим среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, предоставлены данные по уровню рождаемости и смертности населения за некоторый период времени .

По данным таблицы 1 видно, что, начиная с 2007 года, уровень рождаемости начинает повышаться. Во многом это повышение зависит от появления такой «социальной поддержки» как материнский (семейный) капитал. Основной сущностью материнского капитала является его социальная помощь в виде денежного довольствия (сумма в размере 343 тысячи 378 рублей 80 копеек). Преимущества следующие:

Если до введения материнского капитала, пока мама сидит с ребенком, накопительная часть ее будущей пенсии не формируется, поскольку с пособия по уходу за ребенком отчисления на формирование пенсии не предусмотрены, то теперь материнский капитал позволяет добавить солидную сумму к накопительной части пенсии.

Многие семьи улучшают свои жилищные условия, что значительно улучшает качество их жизни.

Снижение следующего показателя - уровня смертности, можно объяснить тем, что государство стало больше внимания уделять уровню и качеству жизни населения через разнообразные программы, такие как: повышение уровня пенсионного обеспечения, социальная поддержка многодетных и малообеспеченных семей, программы по снижению уровня бедности и т.п.

2. Благосостояние.

Для характеристики благосостояния можно проанализировать данные о численности населения, с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума .

Из таблицы 2 видно, что, например, в 2009 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 45,7 человек. Видно, что существует тенденция к снижению бедности. Существенное увеличение произошло в основном из-за повышения уровня пенсионного обеспечения до прожиточного минимума. Значит, можно сказать, что государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.

Необходимо проанализировать, на каком месте находится Россия по отношению к странам мира и от чего это может зависеть.

Из таблицы 3 видно, что с каждым годом Россия, по своему рейтингу, отходит все дальше и дальше от стран с очень высоким ИРЧП (всего рассматривалось 169 стран). Если в 1980 - 1990 годах Россия входила в тридцатку стран по ИРЧП, то начиная с 1993 года опустилась в середину списка стран мира, это связано с ухудшением всех трех показателей (продолжительность жизни, уровень образования, ВВП), особенно долголетия и ВВП на душу населения.

Следует отметить, что основные показатели качества жизни большинства стран мира за эти годы росли, а у России снижались, топтались на месте или слегка временно поднимались с ростом цен на нефть.

В 2009 году Россия заняла 71-е место, поднялась на две ступени относительно 2008 г. в основном благодаря нефтегазовым доходам. 2008 год стал рубежом, пиком роста нефтегазовых доходов (средняя цена за нефть составляла 69 долларов за баррель, доходы от экспорта нефти - 220 миллиардов долларов).

ИРЧП России все-таки вырос и наконец-то превысил заветные 0,8 (уровень = 0,802). То есть Россия стала относиться к странам с высоким уровнем ИРЧП. Сейчас РФ занимает место между Боснией и Албанией. Россию отличает высокий уровень образования населения (как наследие СССР) и низкая продолжительность жизни (по данному показателю Россия в 2003 году занимала 135-е место, уступая даже таким странам как Шри-Ланка, Сальвадор, Никарагуа и Ирак).

В 2009 году Россия опережает Бразилию (75-е место), Турцию (79-е место), Казахстан (89-е место) и Украину (85-е место). В то же время Россия уступает Албании (70), Белоруссии (68), Венесуэле (58), Кубе (51), а также прибалтийским республикам - Латвии, Литве и Эстонии (48, 46 и 40 места, соответственно). Отставание России от этих стран (за исключением прибалтийских) в основном связано с низким показателем средней продолжительности жизни. Например, у белорусов ВВП на душу населения 10,8 против 14,7 тысяч долларов в РФ. Но средняя продолжительность жизни составляет 69 лет против российских 66,2. У украинцев этот показатель равен 68,2 лет, а у грузин - 71,6. У прибалтийских стран лучше все показатели. Лидируют в рейтинге по ИРЧП Норвегия, Австралия, Исландия, Канада, Ирландия, Нидерланды, Швеция, Франция, Швейцария и Япония (первая десятка).

Что касается Соединенных Штатов, то десять лет назад они входили в почетную десятку и занимали второе место (Канада, США, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия, Франция, Нидерланды, Япония и Новая Зеландия). Некоторые из этих стран сохранили свои места в первой десятке, лишь меняя номер места, а вот США, кажется, впервые за свою историю вылетел из «топ-десятки» и находиться сейчас лишь на 12-ом месте.

Таким образом, наиболее общим и популярным показателем и индикатором качества жизни и уровня развития стран мира является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который зависит от трех показателей: продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения.

2.3 Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы

В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.

В числе приоритетных задач в 2009 году была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере.

Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государства.

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством понимается государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. В статье 7 Конституции Российской Федерации указывается также, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Для решения поставленных задач необходимо, чтобы главными условиями предоставления социальной помощи населению считалось не только малообеспеченность и наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не смог справиться самостоятельно, используя все доступные способы, а также иные обстоятельства, объективно влияющие на оценку гражданами своего положения и уровня жизни.

Целями программы являются:

Содействие гражданам, проживающим на территории России, в поддержании уровня жизни, создании условий для выхода из трудной жизненной ситуации;

Содействие улучшению условий жизни пожилых людей и повышение ее качества;

Содействие активному участию ветеранских организаций края в общественной жизни, работе с ветеранами и пенсионерами.

Реализация основной цели Программы достигается решением следующих задач:

Предоставление единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Предоставление единовременной адресной материальной помощи социально незащищённым семьям, проживающим в домах с печным отоплением, требующим ремонта;

Оказание дополнительных мер социальной поддержки для повышения качества жизни граждан пожилого возраста (материальная помощь на ремонт жилья одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, компенсация расходов труженикам тыла на установку стационарных телефонов, адресная социальная помощь вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной войны, умерших до 12 июня 1990 года, на установку (замену) памятника, надгробия;

Компенсация расходов на проезд по территории Российской Федерации один раз в год реабилитированным лицам);

Создание условий для участия ветеранских организаций в жизни общества, в организации и проведении консультативной и иной работы с ветеранами и пенсионерами посредством оказания социальной помощи.

Реализация долгосрочной целевой программы позволит экономично распределять денежные средства бюджета с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае, что в свою очередь обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан в необходимой мере и даст равные с остальным населением возможности потребительского выбора.

Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной программы, должно стать снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между территориями края.

Таким образом, из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

Качество и благосостояние населения как свойства, составляющие среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, начинает постепенно повышаться благодаря различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.

По индексу развития человеческого потенциала Россия по своему рейтингу отходит все дальше и дальше от стран с высоким уровнем данного показателя. Следовательно, государству необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения, которые и используются при расчете индекса.

Государством принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.

Заключение

Качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально-позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворённости людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

Категорию «качество жизни» сводят к семи интегральным свойствам: качество жизни и благосостояние - это основные составляющие, условия жизни населения, информированность населения, социальная безопасность, качество окружающей среды и природно-климатические условия, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.

Наиболее общим и популярным показателем и индикатором качества жизни и уровня развития стран мира является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который зависит от трех показателей: продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения.

Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально - экономических проблем любого уровня.

Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от статистических, социологических, экономико-математических факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.

Что касается индекса развития человеческого потенциала, то можно сказать, что хотя Россия и находится на 71 месте по своему рейтингу, она все же достигла отметки 0,8 и стала относиться, по принятой классификации, к странам с высоким уровнем развития. Но отметка хоть и достигнута, государству все же необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения, чтобы Россия могла подняться выше по рейтингу.

На качество жизни населения влияет государственная политика регулирования экономических процессов.

На современном этапе государством принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения, что уже дает определенные результаты в виде повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности.

Список использованных источников

1. Баженов, С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С.А. Баженов. - М.: ЭКОС, 2002. - 178 с.

2. Васильева, Э.К. Статистика: учеб. пособие / Э.К. Васильева. - М.: Финансы, 2008. - 399 с.

3. Васильев, В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации / В.П. Васильев. - М.: ЭКОС, 2007. - 117 с.

4. Гусаров, В.М. Статистика: учеб. пособие / В.М. Гусаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 479 с.

5. Елисеева, И.И. Социология / И.И. Елисеева. - М.: ЭКОС, 2003. - 656 с.

6. Злобина, Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития / Г.Ю. Злобина. - М.: Социум, 2007. - 96 с.

7. Мироедов, А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития / А.А. Мироедов. - М.: Вопросы статистики, 2008. - 125 с.

8. Прохоров, Н.В. Экология человека / Н.В. Прохоров. - М.: ЭКОС, 2007. - 349 с.

9. Серов, Н.К. Социальная статистика / Н.К. Серов. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 346 с.

10. Официальный сайт ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения). [Электронный ресурс]. Дата обновления 03.10.2010. - URL: http://www. Wciom.ru (дата обращения: 03.10.2010).


Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ульяновский государственный технический университет

Кафедра «Экономика и менеджмент»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономика предприятия»

Тема: «Анализ основных показателей качества жизни населения»

Выполнил:

Студентка группы ФКд-31

Артамонова О.В.

Руководитель:

Кондратьева Мария Николаевна

Ульяновск 2009

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические аспекты понятия качества жизни населения…............5

      Основные показатели качества жизни……………………………...5

      Методы исследования показателей…………………………………9

Глава 2 Анализ основных показателей качества жизни населения…………..13

2.2 Анализ доходов на душу населения……………………………….16

2.3 Анализ прожиточного минимума………………………………….18

2.4 Структурный анализ системы доходов-расходов…………….......24

Заключение……………………………………………………………………….30

Библиографический список……………………………………………………..32

Приложения ……………………………………………………………………..34

Введение

Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.

Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.

Качество жизни предполагает:

    чистую окружающую среду;

    личную и национальную безопасность;

    политические и экономические свободы;

    и другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению.

Качество жизни - это категория не столь стандартизованная, как понятие "качество", представленное в международных стандартах ISO. Каждое сообщество разрабатывает это понятие самостоятельно, исходя из своих идеалов. Во многих странах идея качества стала национальной идеей. Под качеством жизни понимается, как правило, финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениями и многое другое.

Социальное и региональное развитие современной России характеризуется снижением качества человеческого потенциала населения. В социологическом смысле человеческий потенциал – совокупность основополагающих прав, способностей и возможностей индивида или территориальных общностей, уровень развития и реализации которых повышает (или снижает) продуктивность жизнедеятельности социума.

Актуальность данной работы заключается в снижении качества и уровня жизни населения в последние годы в условиях мирового кризиса.

Качество, стиль и образ жизни являются индивидуализированными способами накопления, развития и проявления человеческого потенциала. Качество жизни граждан – первоочередная задача любого государства, кардинальный вопрос соотношения власти и общества.

Главной задачей работы является исследование показателей качества жизни населения.

Современная ситуация в мировом сообществе характеризуется устойчивым переходом наиболее развитых стран на принципиально новую стадию своего развития – постиндустриальное общество. Этот переход часто ассоциируется с вступлением человечества в новую эру – «эру качества». Качество становится основным показателем и критерием жизнедеятельности.

Актуально это и для современной России, имеющей все предпосылки для выхода на принципиально новый виток своего развития. Всякая потеря людских ресурсов независимо от характера и конкретных причин, как в количественном, так и в качественном отношении, дестабилизирует и ослабляет страну, становясь угрозой национальной безопасности. Основной путь решения этой проблемы – улучшение качества жизни населения.

Основная цель курсовой работы заключается в анализе качества жизни населения и предложении по улучшению показателей качества жизни населения.

Назрела настоятельная необходимость формирования новой идеологии, воплощённой в государственной политике. Приоритетом в обществе и государстве должны стать человек и его семья. Единый интегральный показатель успеха такого нового курса – повышение качества жизни населения.

Глава 1 Теоретические аспекты понятия качества жизни населения.

      Основные показатели качества жизни.

Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ряд ее особенностей:

Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.

Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению, с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.

С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.

Так, компонентами качества жизни является и образ жизни, и уровень жизни, и окружающая среда, обогащенные качественными оценками .Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров). Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.

Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

    политические факторы;

    экономические факторы;

    социальные факторы;

    научно-технический прогресс;

    экологические факторы и др.

Под условиями жизни следует понимать непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища и имущественная обеспеченность семей, развитие общественных фондов и социальной инфраструктуры). Уровень жизни – это совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. Главная черта социально-экономической категории «уровень жизни» - это характер и масштабы реализации потребностей не только населения в целом, но и отдельных групп. В основе определения образа жизни как способа деятельности лежит ориентация поведения человека, коллектива, социальной общности, связанная с их целевыми установками (например, пассивному образу жизни противостоит активный). Уровень жизни характеризуется посредством таких показателей, как:

    среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике;

    денежные доходы в среднем на душу населения в месяц;

    средний размер назначенных пенсий;

    прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;

    численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

    соотношение с прожиточным минимумом среднедушевых доходов, среднемесячной начисленной заработной платы, среднего размера назначенной месячной пенсии;

    соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

Среди факторов влияющих на качество жизни важное значение имеют такие, как прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда. Эти стандарты принимаются правительством Российской Федерации.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей. Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина разрабатывается для трех основных социально-демографических групп населения", трудоспособное население, пенсионеры, дети; как в целом по России, так и по субъектам федерации. Постановлением правительства РФ от 18 февраля 1998 года №214 координация работы по разработке методических рекомендаций по определению потребительской корзины возложена на Министерство труда и социального развития РФ. При определении потребительской корзины должны учитываться природно-климатический условия, национальные традиции и местные особенности потребления соответствующих субъектов.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг. По прожиточному минимуму фиксируется официальная черта бедности. Согласно декларации прав и свобод человека и гражданина все пособия и выплаты гражданам должны обеспечивать уровень дохода не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Доход населения – это материальные средства, которыми располагают граждане для осуществления своих потребностей. Доходы населения делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.

Натуральные доходы населения включают продукцию, созданную домашним хозяйством для собственного потребления.

Денежные и натуральные доходы образуют личный доход населения.

Номинальные доходы населения характеризуют уровень денежных доходов населения независимо от налогообложения и уровня цен на товары и услуги.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы населения за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем, он не учитывает динамики уровня цен. Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы . Под ним понимаются располагаемые доходы, скорректированные на изменение потребительских цен.

Основными компонентами денежных доходов населения в рыночной экономике являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, а также социальные трансферты.

Для любой экономической системы характерна дифференциация населения по уровню доходов .Дифференциация доходов – это объективно обусловленное соотношение в доходах различных социально-демографических групп населения, регионов. Дифференциация есть результат комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и географических факторов. Дифференциация доходов связана с дифференциацией заработной платы и во многом зависит от нее. Дифференциация доходов фактически вызывает различие в потреблении населением товаров и услуг, то есть в его уровне жизни. Становление рыночных отношений объективно углубляет социальное расслоение общества. Объективные причины отражают общественную полезность занятий. В их основе лежит территориальная, отраслевая и межпрофессиональная дифференциация уровня оплаты труда, образовательный уровень, владение собственностью. Субъективные причины связаны с характеристиками личности. Специфические же причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды, конъюнктурой рынка.

  • жилищные условия,
  • доходы,
  • занятость,
  • образование,
  • экология,
  • здоровье,
  • эффективность управления,
  • общественная жизнь,
  • безопасность,
  • удовлетворенность условиями жизни,
  • баланс между рабочим временем и досугом.

Россия в исследование Организации экономического сотрудничества и развития пока не вошла – не хватило . Однако, несмотря на «человеческое», т.е. субъективное название предложенного индекса, именно субъективных показателей, т.е. получаемых путем оценок населения, а не официальной статистикой, практически нет. Попробуем ликвидировать этот пробел, предложив в качестве дополнения к экономическим показателям социологические, полученные в результате замера мнения населения по основным составляющим перечня, обозначенного в «индексе счастья».

Попутно заметим, что особенностью социологического подхода, помимо учета объективных показателей, является измерение социального самочувствия населения, предстающего интегральной характеристикой удовлетворенности или неудовлетворенности человека (социальной общности) своим социальным положением, индикатором настроений и ориентаций, индикатором реакции населения на социальные преобразования, проявляясь как целостная, относительно устойчивая эмоциональная реакция субъекта на воздействие социальной среды и условий его жизнедеятельности. Социальное самочувствие «выступает результатом осознания и переживания человеком смысла и значимости различных сторон жизни, вырастает из непосредственных условий бытия человека, определяющих степень удовлетворения его многообразных потребностей, возможностей развертывания индивидуальной жизни, самоутверждения и самореализации» .

Социальное самочувствие, будучи интегральным показателем восприятия гражданами собственного благополучия в ключевых сферах социальной жизнедеятельности, является одним из важнейших критериев определения вектора общественных изменений. Чем выше уровень социального самочувствия, тем, как правило, выше уровень солидарности власти и общества .

На протяжении последних десятилетий уровень материального благополучия граждан России являлся той исходной точкой, от которой велся «отсчет» социального самочувствия, настроений и ожиданий населения, и которая определяла отношение граждан к тем или иным событиям в жизни страны, в том числе и к тому, как складывается и развивается социально-демографическая ситуация. Актуальной эта зависимость остается и на сегодняшний день.

Покупательная способность людей является важной характеристикой материального положения. Как показывают результаты исследования, в структуре населения России безусловно доминируют среднеобеспеченные слои – т.е. те, кому вполне хватает средств на повседневные нужды (на покупку продуктов, одежды, обуви и т.д.), но для кого затруднительным является приобретение вещей длительного пользования. Доля этого слоя в 2010 г. составила 49,3%. (см. рисунок 1)

Вторая по численности группа населения по своим качественным характеристикам приближена к принятому в развитых странах определению «среднего класса» . Это те, кому хватает денег не только на нужды повседневного характера, но и на приобретение вещей длительного пользования. Доля таких респондентов составляет сегодня в России 25,1%.

Наконец, третья, весьма многочисленная группа населения – малообеспеченные россияне. К ним относятся люди, которым средств хватает только на продукты, тогда как даже покупка одежды вызывает у них затруднения. В составе населения эта группа занимает 20,4%.

Рисунок 1

Самооценки покупательной способности населения

Кроме того, в обществе существуют две крайние группы, которые занимают низшую и высшую ступени на линейке основных социальных страт.

На низшей ступени сегодня находятся 4,0% россиян, которые едва сводят концы с концами и испытывают дефицит средств даже на продукты.

На высшей ступени – представители наиболее обеспеченной части российского общества, которые могут позволить себе без особых ограничений приобретать дорогостоящие вещи, такие как автомобили, недвижимость и т.д. Таких сегодня насчитывается 1,1% населения.

При этом следует отметить, что, по сравнению с предыдущими опросами 2006, 2008 гг. практически никто из опрошенных (0,1%) не затруднился или отказался определить уровень своего материального благополучия.

Сравнение с данными предшествующих опросов (см. рисунок 2) показывает численный рост, прежде всего, «срединного большинства» (с 37% 2005 г. до 40,6% в 2006 г., 42,9% в 2008 г. и до 49,3% в 2010 г.).\\

Поступательный рост отличает также и численность людей с высокими доходами (те, кому хватает денег на приобретение вещей длительного пользования). Доля таких респондентов увеличилась за период с 2005 с 22,2% до 25,1%, практически стабилизировавшись за последние три года.

Рисунок 2

Динамика самооценок покупательной способности населения
(2005-2010 гг.)

Эти данные подтверждают наблюдения экспертов по поводу становления в России класса, могущего стать опорой существующему политическому режиму. Речь идет, по крайне мере, о т.н. «среднем классе», определяемом, конечно, только по уровню материального положения (игнорируя уровень образования, характер занятости и т.п. значимые признаки).

Одновременно опросы фиксируют постепенное снижение доли малообеспеченных россиян. За период 2005-2010 гг. число тех, кому средств хватает только на продукты, снизилось с 27,8% до 20,4%.

Доля самой беднейшей части нашего общества – тех, кто едва сводит концы с концами – также сократилась. Если в 2005-2006 гг. она колебалась в интервале 6,1-7,1%, то сегодня число людей, живущих за чертой бедности, стало в 1,5 раза меньше, 4,0%.

Таким образом, общую тенденцию динамики материального положения россиян, несмотря на кризис 2008 г., можно оценить как положительную , а в качестве главных ее признаков выделить переток численности граждан от малообеспеченных к среднеобеспеченным слоям и сокращение доли людей, живущих в бедности и за чертой бедности . Однако, несмотря на определенные положительные изменения в уровне материального положения россиян, тем не менее, очевидно, что в общей структуре населения пока еще доминируют люди, которых по меркам развитых стран (используемым сегодня и нашими согражданами, активно включенными в информационное и социальное международное пространство) можно отнести к малообеспеченным слоям. Результаты опросов вполне коррелируют с анализом структуры населения по уровню материальной обеспеченности по данным статистики, служа дополнительным подтверждением указанной тенденции.

Динамика остальных социальных показателей испытала на себе «встряску» 2008 г. Прежде всего, это касается уверенности наших сограждан в своем «завтра» (см. рисунок 3).

2007-2008 годы стали переломными в отношении россиян к своему будущем, социальные настроения приобрели явную тенденцию к оптимизму. Общий баланс оценок на будущее поменял свой знак с «минуса» на «плюс». Если в 2006 г. доли негативных и позитивных прогнозов составляли 53,1% «‑» против 41,2% «+», то в 2008 г. это соотношение составило 53,1% «+» против 38,6% «‑».

Последующие 2009-2010 годы этот вектор изменили вновь в противоположную сторону. Как показал опрос 2010 г., людей, смотрящих в свое ближайшее будущее с пессимизмом, среди россиян сегодня заметно больше. Дли негативных и позитивных прогнозов составили 50,6% «‑» (из них большинство (34,5%) демонстрируют умеренный пессимизм («скорее не уверен») и 16,1% могут быть охарактеризованы как полные пессимисты, совершенно не уверенные в своем завтра) против 41,4% «+», причем только каждый двадцатый (5,8%) заявляет, что он в нем «полностью уверен».

Рисунок 3

Динамика уверенности населения в завтрашнем дне (2005-2010 гг.)

(в % от общего числа опрошенных в каждом году)

Анализ данных проведенного исследования подтвердил детерминированность социальных настроений материальным статусом (см. рисунок 4). Те респонденты, которые относят себя к «богатым», в подавляющем большинстве (67,0%) смотрят в будущее уверенно. Высокообеспеченные россияне также большей частью уверены в завтрашнем дне (62,1%). Со снижением материального статуса уверенность в жизненных перспективах снижается – среди среднеобеспеченных респондентов уверенных в завтрашнем дне оказалось 41,2%, среди малообеспеченных еще меньше - 20,9%. Что же касается бедных граждан, не имеющих достаточно средств даже на питание, то в этой группе опрошенных показатель уверенности минимален – 12,6%.

Обратная тенденция характерна для показателя неуверенности в завтрашнем дне. Доля людей, в той или иной степени не уверенных в завтрашнем дне, минимальна (22,2%) среди богатых респондентов и набирает максимум (84,%) в группе беднейших.

Рисунок 4

Уверенность в завтрашнем дне респондентов с разным уровнем материальной обеспеченности

(в % от численности каждой группы по уровню обеспеченности)

Важным показателем того, как люди относятся к своему будущему и будущему страны в целом, является выбираемая ими для себя система жизненного планирования . Чем выше личная уверенность в завтрашнем дне, положительной динамике развития семейных отношения, реальная степень доверия руководству страны – тем дальше люди готовы заглядывать вперед, строить планы, разрабатывать жизненные стратегии длительного действия.

В развитых странах, с разветвленной государственной системой социальной поддержки и многочисленными частными фондами и структурами, люди строят планы на многие десятилетия вперед, еще на студенческой скамье зная, кем будут работать, сколько получать, где и как жить, и даже зная, где будет учиться их будущий ребенок. При этом следует учесть достаточно жесткую стратифицированность западного общества.

Традиционной же для России была установка не заглядывать далеко вперед, не случайны получившие широкое хождение в народе поговорки типа «загад не бывает богат» или школьно-литературное «нам бы только день простоять, да ночь продержаться».

Как же сегодня меняется тот «жизненный горизонт», который устанавливают для себя люди? Насколько далеко вперед они могут заглядывать? Появляются ли среди наших сограждан те, кто строит свои жизненные планы на длительную перспективу?

Как показывают полученные данные (см. рисунок 5), кризисные годы и здесь не прошли бесследно, значительно перестроив жизненное планирование со среднесрочного на краткосрочное , а иногда и на сиюминутное.

Сейчас «горизонты» половины (63,7%) наших сограждан простираются совсем не далеко, в пределах от сегодняшнего дня и до нескольких месяцев вперед, в том числе 17,0% просто живут одним днем и дальше не заглядывают. Т.е. планированием жизненных стратегий такое поведение назвать сложно.

Какие-либо долгосрочные планы, выходящие за рамки хотя бы одного года, строят остальные 36,3% россиян. Однако и среди них почти половина (19,8%) стараются очень далеко вперед не заглядывать и ограничивают видение собственных перспектив 1-2 годами, не более.

Однако уже сегодня можно говорить и о том, что в российском обществе сформировалась группа людей, правда не слишком многочисленная, сумевших раздвинуть свой жизненный горизонт за привычные рамки и планирующих свою собственную жизнь и жизнь своей семьи более чем на 5 лет вперед (9,8%).

Рисунок 5

Период, на который население строит планы на жизнь

(в % от общего числа опрошенных)

Важнейшими составляющими социального самочувствия являются удовлетворенность человека содержанием работы и размером оплаты труда . Как показало исследование, большинство работающих россиян (74,5%) удовлетворены содержанием своей работы. При этом полностью качественная сторона работы устраивает 25,3% опрошенных, а 48,6% скорее довольны ею. В то же время, немало и тех, кто содержанием своей нынешней работы не доволен – в целом, по результаты опроса, их оказалось 23,3% (3,2% совершенно недовольны, 20,1% скорее недовольны).

Рисунок 6

Динамика удовлетворенности россиян содержанием работы (2005-2010 гг.)

(в % от числа работающих в каждом году)

Отношение россиян ко второй стороне их работы – оплате труда – демонстрирует картину, диаметрально противоположную удовлетворенности содержанием работы. Большинство опрошенных (56,6%) не довольны оплатой своего труда, однако нельзя не заметить значительных положительных сдвигов. По сравнению с ситуацией 5-летнй давности существенно – с 25,9% до 18,3% – сократилась доля работников, совсем не удовлетворенных размером оплаты труда.

Рисунок 7

Динамика удовлетворенности россиян размером заработной платы на основном месте работы (2005-2010 гг.)

(в % от числа работающих)

Со времен перестройки советское, а затем российское образование характеризуется изменениями, обозначаемыми сначала как «реформа», затем, когда термин приобрел негативное восприятие в сознании масс, как «модернизация». Эти изменения происходят одновременно с глубинными общественными трансформациями, следствием которых стал переход от относительно гомогенной социальной структуры к значительной социальной стратификации.

Специалисты отмечают, что современные тенденции экономического развития, сам научно-технологический характер экономического роста, интеллектуализация основных факторов производства требуют коренного повышения уровня и качества образования. По их подсчетам, уже сейчас на долю новых знаний, воплощаемых в современных технологиях и технике, в квалификации кадров, организации производства и социального развития, в индустриальных странах приходится 70-85% прироста ВВП. Само социальное обеспечение работников и их семей зависит от уровня и качества образования; так, в 1990-е годы ХХ в. в США зарплата ученых выросла почти в 2 раза, имеющих магистерское образование – на четверть, у работников с высшим образованием осталась на прежнем уровне, а со средним – напротив, снизилась почти на 20%. Поэтому вопросы качества образования (не только высшего) и его доступности для основных групп населения становятся едва ли не ключевыми для дальнейшего развития страны, ее конкурентоспособности на мировой арене. Тему модернизации и инновации не будем даже обозначать.

Обучение в обычной общеобразовательной школе доступно практически каждой из семей, где есть дети дошкольного и школьного возраста (90%), 3% респондентов с трудом могут получить общее среднее образование для своего ребенка (не столько из-за недостатка средств, сколько из-за отсутствия самих учреждений образования – в основном это жители сел и пгт). Услуги же других образовательных учреждений – дошкольного и дополнительного образования уже не столь доступны, получить их при необходимости могут от 59% до 71% россиян с детьми дошкольного и школьного возраста. И здесь в качестве главных причин недоступности услуги респонденты отмечают не только недостаточность самих учреждений или малое количеством мест в них, но и как высокий уровень оплаты, предъявляемый учреждениями. Прежде всего с такой ситуацией родители сталкиваются, когда хотят отдать ребенка в школу/лицей с более насыщенной программой обучения по отдельным предметам (28% отметили недоступность подобной услуги) и, конечно, при устройстве ребенка в детский сад (для 19% родителей с детьми шансов устройства детей в сад практически нет, еще 18% в затруднении оценить ситуацию).

Рисунок 8

Оценка доступности образовательных учреждений

(в % от общего числа опрошенных, имеющих детей дошкольного и школьного возраста)

Однако, добившись желаемого устройства ребенка в школу, многие из родителей испытывают серьезное разочарование качеством того образования, которое получает ученик. С одной стороны, очевидно, что школа так и не вышла из состояния острого кризиса, а общество нацелено на получение его членами максимально качественного общего среднего образования, с другой стороны, содержание самого образования и концепции развития общеобразовательной школы еще требуют своего анализа и широкого гласного обсуждения. Ведь еще до введения экспериментов, предложенных в этом году Министерством образования и науки, в штыки воспринятых педагогической и научной общественностью, гражданским обществом, о полной удовлетворенности обучением ребенка в школе заявили всего 7% родителей (!!!), 47% в какой-то мере удовлетворены качеством школьного обучения, а треть родителей высказали серьезные претензии школе.

Рисунок 9

Удовлетворенность качеством современного общего образования

(в % от общего числа опрошенных, имеющих детей школьного возраста)

За лимитом времени выступления обратимся только еще к одному показателю из перечня «индекса счастья», действительно делающим россиянина счастливым или несчастным, – это квартирный вопрос, испортивший не только москвичей. Жилье, наряду со здоровьем и обеспеченностью работой, является важнейшим фактором, определяющим стабильное и уверенное самочувствие населения и укрепляющее "онтологическую безопасность" государства. Зачастую это единственная значимая собственность, которой обладает среднестатистический россиянин. От наличия и качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие и удовлетворенность жизнью. Оно всегда было одной из самых острых и злободневных тем советской, а затем и российской жизни. Однако до сих пор более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются мечтой для миллионов российских семей.

Жилищный вопрос по-прежнему остается самым острым для россиян. На протяжении длительного времени он вызывает негативные оценки граждан, большая часть которых не удовлетворена своими жилищными условиями. Перспективы развития этой сферы и возможности граждан пока не внушают оптимизма.

Рисунок 10

Удовлетворенность жилищными условиями в целом (2005-2010 гг.)

(в % от общего числа опрошенных)


Руководители Федерального собрания РФ несколько лет назад при запуске приоритетных национальных проектов выступали с заявлениями о том, что законодательная база строительства жилья создана, ипотека станет главным источником финансирования жилья. К 2010 году как минимум треть граждан страны должны иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет своих и заемных средств. Однако намерения, как всегда, не реализованы. Сегодня результаты опроса не подтверждают этих заявлений: на ипотечный кредит рассчитывают всего 8,5% респондентов, а 60% россиян по-прежнему декларируют невозможность приобрести жилье ни при каких условиях.

Рисунок 11

Планируемые населением способы улучшения жилищных условий

(в % от числа нуждающихся в улучшении жилищных условий)

Половина опрошенных пребывает в растерянности относительного возможного источника нахождения средств на приобретение жилья, что во многом объясняется тем, что имеющиеся доходы и отсутствие каких-либо перспектив не побуждают людей даже обдумывать решение жилищной проблемы применительно к себе самим. Это значит, что может возродиться забытая многими проблема, когда в стенах одной квартиры живут несколько поколений семьи - а ведь еще лет 30 назад это было нормальным. Бабушки смотрели за внуками и правнуками, пока их родители учились в институтах или находились на работе, а ночевать отправлялись на кухню. Однако в прежние времена у них был реальный шанс встать на очередь на улучшение жилищных условий.

Со вступлением в силу нового Жилищного кодекса, в ряды очередников записывают только тех граждан, кто не в состоянии самостоятельно решить жилищную проблему и способен это доказать. Таких обнаруживается немного.

Наконец, нельзя отказываться от политики поддержки людей, чьи знания и энергия приносят только пользу - военнослужащих, молодых семей, бюджетников. Россияне готовы поддержать намерения государства относительно преференций молодым семьям, в т.ч. и в жилищной сфере, а также оказать помощь в получении жилья социально незащищенным слоям населения.

Рисунок 12

Социальные группы, которые следует поддержать в первую очередь при реализации приоритетного национального проекта «Жилье»

(в % от общего числа опрошенных)

Одна из причин того, что социальные последствия реформ оказываются не совсем адекватны планируемым результатам, состоит в том, что власть при принятии решений, чаще всего пользуется критериями, отличными от тех, которые важны для граждан, населения страны. Можно сколько угодно ориентироваться на соображения политической, экономической, управленческой эффективности и т.д., но если предпринимаемые властью действия входят в противоречие с базовыми интересами населения и снижают уровень его жизни, то социальный конфликт между властью и обществом становится неизбежен.

Сегодня можно уже подвести некоторые итоги первого десятилетия нового века, опираясь на анализ как социальных явлений и процессов, лежащих на поверхности и фиксируемых «невооруженным глазом», так и тех подспудных течений в обществе, которые выявляются и фиксируются с помощью социологических исследований.

На наш взгляд, задача науки сегодня при обсуждении проблематики уровня и качества жизни населения состоит в том, чтобы уйти от чрезмерной политизированности при обсуждении вопросов, при этом следует задавать тон этим обсуждениям, а не идти за мнением властей или оппозиции. Одним из основных условий для разработки показателей является их эмпирическая или статистическая проверяемость, для того, чтобы в ходе научных и общественных дебатов звучали факты, а не домыслы или псевдонаучные фантазии.

Критерии качества жизни населения территории - это совокупность признаков, посредством которых дается оценка достигнутого уровня и динамики социально-экономической результативности развития города. При определении состава критериев качества жизни используется интегральный и частный подходы к оценке рассматриваемых категорий. Интегральный подход предполагает проведение двух типов оценок: объективной (на основе официальных статистических данных) и субъективной (на основе общественного мнения, с привлечением обобщающей информации, основанной на результатах социологических опросов населения).

Объективные и субъективные критерии, сосуществуя в одной системе критериев, дополняя друг друга, с разных сторон отражают объективные условия жизни, субъективное ощущение степени удовлетворенности индивидуумом данными ему условиями жизни. Интегральный подход является актуальным потому, что многие составные элементы качества жизни (например, удовлетворенность) количественно неизмеримы. К числу подобных «не измеряемых» элементов относятся индивидуальные привязанности и предпочтения, степень свободы, уверенность человека в своей способности контролировать любую ситуацию и т.п.

Наряду с обобщающей оценкой качества жизни, с помощью интегральных индикаторов, частный подход направлен на более глубокую проработку отдельных составляющих качества и уровня жизни. Это - состояние здоровья, образование, жилищное обеспечение, сферы досуга и отдыха. Научное обеспечение проведения мониторинга качества жизни горожан, объединяет две группы критериев. Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. Вторая группа состоит из оценок, основанных на социологических опросах. Подбор статистических и социальных показателей производится, исходя из сущности основных элементов качества и уровня жизни.

Международная статистика уровня (качества) жизни (принятая ООН в 1978 г.) включает 12 основных групп показателей:

1. Демографические характеристики населения: рождаемость, смертность.

2. Санитарно-гигиенические условия жизни.

3. Потребление продовольственных товаров.

4. Жилищные условия

5. Образование и культура.

6. Условия труда и занятость.

7. Доходы и расходы населения.

8. Стоимость жизни и потребительские цены.

9. Транспортные средства.

10. Организация отдыха.

11. Социальное обеспечение.

12. Свобода человека.

В условиях переходной экономики России, в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при тогдашнем Министерстве экономики РФ, была разработана система оценки уровня жизни, состоящая из семи разделов и 39 показателей. Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 39 входят в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России, в раздел «Социальная сфера, жизненный уровень населения», подраздел «Уровень жизни». Система показателей подраздела «Уровень жизни» введена в действие Госкомстатом России с 1993 г. и состоит из следующих показателей:

1. Средняя оплата труда работников.

2. Покупательная способность населения со средней зарплатой и пенсией.

3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

5. Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.

6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Показатели дифференциации населения.

9. Соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

11. Структура потреб. расходов социально-демографических групп населения.

12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

В 1998 г. Госкомстат России утвердил «Унифицированную систему показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования», в соответствии с которой, характеристику социально-экономического положения муниципального образования, предполагается проводить по 25 направлениям, используя 300 показателей. В перечень показателей включены разделы, отражающие основные аспекты качества и уровня жизни. Система статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, в значительной степени может быть использована для оценки качества жизни населения. Основным недостатком является отсутствие разветвленной сети учреждений муниципальной статистики или информационно-аналитических институтов, которые могли бы на договорной основе с органами государственной статистики субъектов РФ осуществлять мониторинг уровня жизни на территории муниципального образования.

Анализ критериев качества жизни, действующих в России и за рубежом, показывает, что качество жизни характеризуется и дополняется показателями, которые определяют не только уровень, но и условия жизни:

Макроэкономические показатели (динамика промышленного производства, уровень инфляции, уровень заработной платы занятого населения).

Жилье, социальная инфраструктура.

Состояние здоровья населения.

Состояние окружающей среды.

Социальные аномалии (преступность, наркомания и т.д.).

Важнейшей составляющей оценки качества жизни является определение уровня удовлетворенности населения динамикой социально-экономических изменений в городе (качеством лечебно-профилактической помощи, трудовой деятельности, рекреационного обслуживания, экологической и гражданской безопасностью и др.). В связи с этим, управление качеством жизни населения на территории предполагает наряду с использованием системы статистических показателей разработку и применение комплекса социальных индикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.

Подсистема социальных индикаторов является более гибкой, в сравнении с системой статистической оценки уровня и условий жизни и отражает приоритетные направления мониторинга качества жизни на конкретном этапе разработки и реализации стратегического плана развития города.

Для того, чтобы комплексно оценить качество жизни, нужно представить его в виде немногочисленных интегративных показателей, которые позволили бы оценить условия жизнедеятельности населения на максимально обобщенном уровне. Это предполагает построение процедуры агрегирования, «сворачивания» многих сотен первичных признаков к показателям, описывающим качество жизни как некоторое целостное явление. Информация от первичных измерений, зафиксированная через элементарные показатели, должна совершить вполне определенное восхождение, проделать путь «наверх» и предстать в виде системы интегративных социальных параметров, позволяющих производить содержательные оценки о состоянии качества жизни населения в целом. Процесс укрупнения информации связан с потерей информативности, конкретной наполненности показателей. Интегративные показатели должны содержать новое качество об исследуемом объекте, предоставлять возможность «видеть» обобщенные закономерности и тенденции, ранее скрытые. Измерение качества жизни можно представить в виде пирамиды, в основании которой находятся первичные неоднородные признаки, сконструированные по разнотипным шкалам разного уровня. На вершине - обобщенные показатели, полученные в результате согласования шкал на каждом промежуточном уровне и агрегации, укрупнения информации тем в большей степени, чем дальше от основания указанной пирамиды происходит перемещение информации.

Схема агрегирования показателей качества жизни

Процедура измерения представляет собой непустое множество преобразований (на языке математики «гомоморфизм»), поэтому и результаты измерения качества жизни могут быть принципиально различными как с точки зрения количественной оценки, так и возможностей интерпретации произведенного измерения. По этой причине в различных литературных источниках предлагаются различные неформализованные методы оценки качества жизни. Кроме того, неустанно предпринимается исследовательский поиск простых в понимании и измерении индикаторов, по величине которых можно было бы делать обобщенные выводы об уровне качества жизни. В качестве таких показателей разными авторами предлагается использовать ВВП на душу населения, среднюю продолжительность жизни населения, удельный вес затрат в бюджете домохозяйств на услуги первой необходимости и т.д. В социальной статистике ООН для межстранового сравнения уровня жизни в настоящее время используются индекс человеческого развития (ИЧР) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

ИРЧП - многофакторный индекс, включающий в себя оценку по основным показателям:

По средней продолжительности жизни.

По состоянию здоровья.

По уровню образованности.

По уровню благосостояния.

По уровню доходов.

В 1999 г. ИРЧП в России, по оценкам экспертов ООН, был равен 0735, и Россия заняла 71-е место в мире (в 1993 г. наша страна была на 31 месте). Однако каждый из предложенных показателей применительно к различным ситуациям страдает неполнотой, определенной субъективностью и не может претендовать на универсальность и обоснованность.

Основная трудность при измерении качества жизни состоит в разнородности его показателей. Измерение одних составляющих качества жизни не представляет каких-либо особых процедурных сложностей и, как правило, осуществляется в метрических шкалах. К таким показателям относится, например, уровень дохода, число детей в семье, размер заработной платы, уровень образования, количество квадратных метров в занимаемом жилье, объем реализации населению платных услуг, продолжительность свободного времени и т.д. Измерение практически всех объективных аспектов качества жизни принципиальных проблем не вызывает и допускает использование относительно несложных математических преобразований.

Иначе выглядит проблема, когда в качестве объектов измерения выступают субъективные ощущения человека, уровень его удовлетворенности различными сторонами жизнеобеспечения. В этом случае для регистрации различных субъективных составляющих качества жизни чаще всего используются номинальные или ранговые шкалы. Процедурно замеры таких объектов осуществляются путем приписывания некоторых оценочных баллов субъективным ощущениям человека, его настроениям, социальному самочувствию или некоторому упорядочиванию своих субъективных оценок в том или ином признаковом пространстве. Так, для измерения степени удовлетворенности населения транспортным обслуживанием, может быть предложена пяти (или семи) балльная система, каждый балл которой сопоставляется с субъективной оценкой индивидом того, в какой степени его удовлетворяет существующая в данном муниципальном образовании транспортная сеть. Измерение качества жизни населения имеет смысл только в том случае, когда его результаты используются в управлении социальными процессами, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в проводимую социальную политику, когда пересматриваются размеры затрат по статьям расходов, одним словом тогда, когда качество жизни становится элементом социального менеджмента в широком смысле. В этом случае процедура измерения качества жизни выполняет функцию обратной связи, замыкающей контур управления. Такие замеры должны производиться с определенной периодичностью и завершаться относительно стандартизированными управленческими решениями. Эту задачу должен обеспечить мониторинг качества жизни населения, который является разновидностью социального мониторинга.

Под мониторингом качества жизни населения, как инструментом социального менеджмента, понимается научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях жизнеобеспечения жителей определенной территории, их социального самочувствия, о потребностях, ценностях, мотивациях, отношениях к складывающейся ситуации в их природном и социальном окружении. Обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений на государственном, региональном и муниципальном уровнях.

Мониторинговые исследования качества жизни населения дают органам местного самоуправления оперативную, необходимую и достаточную информацию для принятия решения в адекватных ситуациях и обеспечения устойчивого развития муниципального образования.

Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Некоторые исследователи при определении понятия "качество жизни" большое внимание ориентируют на экономическую сторону, материальную обеспеченность жизни населения. Имеет место и противоположная точка зрения, в соответствии с которой качество жизни является максимально интегрированным социальным показателем.

Качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.

Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Человек сам стремится к улучшению качества жизни - получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе.

Основными показателями качества жизни населения являются:

  • доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);
  • качество питания (калорийность, состав продуктов);
  • качество и модность одежды;
  • комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);
  • качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);
  • качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);
  • качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);
  • качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);
  • качество сферы обслуживания;
  • качество окружающей среды, структура досуга;
  • демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);
  • безопасность (число зарегистрированных преступлений).

Доходы населения:

  • расходы на конечное потребление;
  • среднедушевой денежный доход;
  • доходы от трудовой и экономической деятельности домашних хозяйств;
  • доля вкладов в расходах населения;
  • покупка валюты;
  • приобретение ценных бумаг;
  • недвижимость;
  • земля в личном пользовании;
  • наличие легковых автомобилей на 100 семей;
  • располагаемые ресурсы домашних хозяйств;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии;
  • минимальный потребительский бюджет;
  • децильный коэффициент дифференциации;
  • коэффициент фондов;
  • коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини);
  • соотношение долей расходов на питание для различных квантильных групп населения;
  • стоимость жизни:
  • индексы цен на потребительские товары;
  • стоимость всех видов услуг, включая бытовые, ЖКХ и услуги отраслей социальный сферы;
  • прожиточный минимум;
  • потребление населения:
  • расходы и сбережения;
  • потребление основных продуктов питания;
  • энергетическая и пищевая ценность продуктов;

Основные интегральные показатели жизни населения :

  • соотношение доходов и расходов;
  • соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума;
  • величина условно-свободной части располагаемого дохода;

Уровень бедности :

  • черта бедности;
  • численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;

Обеспечение и охват населения объектами инфраструктуры и техническими средствами отраслевой социальной сферы :

  • численность предприятий бытовых услуг;
  • численность учебных заведений;
  • численность учащихся;
  • численность медицинского персонала;
  • численность учреждений культуры и организации отдыха;

Демографические параметры :

  • численность постоянного населения;
  • половозрастной состав населения;
  • общий коэффициент рождаемости;
  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • общий коэффициент смертности;
  • коэффициент брачности;
  • число домашних хозяйств;

Уровень жизни населения - представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами.

Уровень жизни - это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

В настоящее время, когда экономические системы стран подвергаются деформации и видоизменяются главной целью остается осуществление принципа социальной направленности рыночной экономики с помощью улучшения уровня жизни населения.

Система статистических показателей уровня жизни населения

В качестве основной комплексной характеристики уровня жизни населения в настоящее время применяется индекс человеческого развития, исчисляемый как интегральный трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования.

Для сопоставления уровня жизни в разных странах в мировой практике используют также следующие показатели:

  • Объем валового внутреннего продукта на душу населения
  • Индекс потребительских цен
  • Структура потребления
  • Коэффициент смертности
  • Коэффициент рождаемости
  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  • Уровень младенческой смерти

Согласованный уровень жизни граждан Российской Федерации определяется следующими основными показателями:

  • объем валового внутреннего продукта на душу населения;
  • объем производства товаров первой необходимости;
  • уровень инфляции;
  • уровень безработицы;
  • величина реальных доходов на душу населения;
  • возможности населения инвестировать в себя и в экономику;
  • соотношение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;
  • число граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
  • доля государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение;
  • отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму;
  • продолжительность жизни человека;
  • соотношение рождаемости и смертности населения;
  • объем розничного товарооборота;
  • отклонение состояния окружающей среды от нормативов.

Характеристика уровня жизни населения

Для характеристики уровня жизни используют количественные и качественные индикаторы. Количественные - определяют объем потребления конкретных товаров и услуг, а качественные - качественную сторону благосостояния населения.

Уровень жизни характеризуется целым блоком показателей:

  • потребительская корзина
  • средняя заработная плата
  • разница в доходах
  • продолжительность жизни
  • уровень образования
  • структура потребления продуктов питания
  • развитие сферы услуг
  • обеспеченность жильем
  • состояние окружающей среды
  • степень реализации прав человека