Субъекты рыночных отношений. Функции экономических агентов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финансовый университет)

Краснодарский филиал Финуниверситета

Кафедра «Экономика и финансы»

Направление «Экономика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Экономические агенты»

Краснодар 2014

План

  • Введение
    • Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов
    • Глава 2. Рыночные агенты
    • Глава 3. Нерыночные агенты
    • Практикум
    • Заключение
    • Список использованной литературы
    • Введение
    • Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами (хозяйствующими субъектами), обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами.
    • Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.
    • Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение экономических агентов в рыночной экономике.
    • Основные задачи работы:
    • - рассмотреть экономических агентов как участников экономических процессов, также рассмотреть экономический кругооборот, показав взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;
    • - охарактеризовать специфику рыночных и нерыночных экономических агентов. Рассмотреть цели экономических агентов, экономические интересы;
    • - выполнить практические задания по теме данной работы.

Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов

Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами или хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами.

Субъектами экономики считают тех, кто, владея определенными ресурсами, самостоятельно принимает экономические решения и осуществляет свои хозяйственные планы.

Экономическим агентом может быть, как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. Поэтому к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а так же тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом экономики признается индивид. Остальные агенты рассматриваются, как производные от него формы: фирма - как юридические фикции, а государство - как агентство по спецификации и защите прав собственности.

Условно субъекты подразделяют на микро - и макросубъекты (таблица 1). К микросубъектам относят домохозяйства и фирмы. Последние можно подразделить на: коммерческие предприятия и некоммерческие организации.

К макросубъектам - крупные сектора экономики, в частности: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный и общественный сектора, а также зарубежный сектор.

Субъекты экономики

Таблица 1

Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации) и государство (правительство). При этом домашние хозяйства и коммерческие фирмы относятся к рыночным агентам, а правительство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Основные участники экономических процессов представлены в таблице 2:

Экономические агенты (субъекты) Таблица 2

Домашние хозяйства

рыночные агенты

Те субъекты, которые осуществляют операции, связанные с ведением домашнего хозяйства (преимущественно - потребление). Все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам.

Сфера интересов - максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы. Домашние хозяйства получают доход, предоставляя факторы производства (ресурсы) фирмам.

Фирмы

Коммерческие организации

Самостоятельные хозяйственные единицы, осуществляющие производственную деятельность и инвестирование.

Сфера интересов - максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (т.е. на экспансию и укрепление экономической власти).

Государство (правительство)

нерыночные агенты

Субъект (орган, институт), который обеспечивает создание общественных благ, перераспределение части ресурсов.

Сфера интересов - регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики.

От отношения экономического агента к экономическим ресурсам (факторам производства) зависит его положение и роль, занимаемые в экономике: одни располагают капиталом, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей людей, их интересов и способов для их достижения.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Главные функции основных экономических субъектов представлены в таблице 3:

Функции экономических субъектов Таблица 3

Домохозяйство

Фирма (коммерческая)

Правительство (государство)

Является собственником факторов производства.

Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала.

Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Использует факторы производства для создания продукции.

Самостоятельно принимает решения.

Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении экономических агентов. Из гипотезы следует, что целью экономических агентов является максимизация результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Домохозяйства (индивиды) стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы же стремятся получить максимальную прибыль, расширить объемы и масштабы производства, завоевать новые рынки. А государство нацелено на увеличение общественного благосостояния при определенном бюджете.

Экономические субъекты осознают свои потребности и стремятся улучшить свое существование и благосостояние. Человеческие потребности разнообразны. Среди потребностей особую роль играют экономические. Их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие агентов экономики. Оно происходит путем использования конкретных благ, создаваемых производством. Поэтому между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. С одной стороны - потребность - двигатель производства, стимул для его совершенствования и развития, а с другой стороны - производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них.

Будучи осознанными, потребности проявляют себя как экономические интересы, т.е. осознанные мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики. Экономические стимулы - это факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становясь мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и др. Возникает некая цепочка: 1. потребность; 2. интерес; 3. стимул.

В рыночной экономике приоритетное место занимают личные экономические интересы, которые служат главным стимулом для осуществления экономической деятельности. Процесс удовлетворения потребностей исполняется за счет принятия оптимальных решений, т.е. приходится соотносить приобретенную выгоду и соответствующие понесенные затраты. Поэтому агенты должны действовать эффективно. Экономическая эффективность представляет собой способность использования того, что есть самым лучшим образом для достижения желаемой цели (максимального удовлетворения потребностей) в мире ограниченных ресурсов.

Удовлетворение потребностей экономических агентов может осуществляться с помощью одного из механизмов:

· Форма обмена, имеющая властно-принудительный характер, т.е. согласно условиям командной экономики должна осуществляться поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности;

· Форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т.е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т.п.;

· Форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т.е. продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности.

Экономические субъекты, удовлетворяющие собственные потребности с применением рыночного механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными агентами. Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властям называют нерыночными агентами.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей и интересов людей, а также способов для их достижения.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Рис. 1. Взаимодействие субъектов рынка и кругооборот ресурсов, благ, доходов.

Модель представляет кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в виде вечного двигателя. Она иллюстрирует взаимодействие между домохозяйствами, фирмами и государством.

Домохозяйства, выступая конечными собственниками вещественных и личных факторов производства и в роли продавцов, желают продать ресурсы, но по наивысшей цене. Фирмы, выступая в роли покупателей, желают купить ресурсы, но по наименьшей цене. Итогом столкновения личных интересов продавцов и покупателей выступает «компромиссная» рыночная цена ресурсов, удовлетворяющая интересы сторон. На ее основе происходит обмен денег на ресурсы. При этом денежные расходы фирм превращаются в денежные доходы домохозяйств в формах: ренты, процента, заработной платы, нормальной прибыли, т. е. в соответствии с поставленными на рынок ресурсами: земля, капитал, рабочая сила, предпринимательство.

Фирмы преобразуют ресурсы в широкий ассортимент благ и поставляют их на рынок товаров и услуг. Выступая в роли продавцов, они желают продать, но по максимально высокой цене. Домохозяйства же появляются на рынке товаров и услуг в роли покупателей с желанием купить, но по низкой цене. Теперь уже на этом рынке происходит столкновение личных интересов сторон. В результате «торга» формируются рыночные цены на товары и услуги. Факт передачи товаров покупателю, а денег - продавцу, подтверждает совпадение их интересов по цене объектов купли-продажи. Деньги из формы потребительских расходов домохозяйств превращаются в форму доходов фирм. Приобретенные экономические блага используются домохозяйствами для удовлетворения потребностей.

Рассмотренные процессы демонстрируют наличие двух встречных потоков - «поток благ» и «поток денег». Для экономической системы оба потока являются одновременными и бесконечно повторяемыми. Но именно потоком денег задается и обеспечивается поток, представляющий движение благ. экономический агент рыночный государство

В модели смешанной экономической системы увеличивается число потоков. Государство перераспределяет ресурсы, закупает их на рынке ресурсов и поставляет фирмам для производства «общественных товаров». Государство перераспределяет и блага, закупает их на рынке товаров и услуг и поставляет их беднейшим домохозяйствам. В свою очередь фирмы и домохозяйства перечисляют государству налоги со своих доходов

Кругооборот, начавшись с предоставления домохозяйствами ресурсов и закончившись присвоением ими за это доходов, совершил один цикл против часовой стрелки и по часовой стрелке. Эти циклы кругооборота вновь повторяются, осуществляя своего рода обмен веществ в негосударственном секторе народного хозяйства.

Глава 2. Рыночные агенты

К рыночным агентам относятся домашние хозяйства, коммерческие фирмы.

Домашнее хозяйство - это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье.

Домохозяйствам принадлежат экономические ресурсы общества, и они получают доход, предоставляя факторы производства (труд, капитал, землю) - фирмам. Продавая ресурсы, домохозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережения. Нередко домашние хозяйства производят продукцию для личного потребления в рамках натурального производства. Следовательно, целью их деятельности является потребление, т.е. удовлетворение потребностей.

Домохозяйствами, помимо семей, могут быть и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

Домашнее хозяйство - один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

Основные признаки домохозяйства - это:

ь Совместное проживание и обустройство быта;

ь Совместное ведение хозяйства;

ь Обладание определёнными ресурсами;

ь Самостоятельность в принятии хозяйственных решений;

ь Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

Домохозяйства делятся на две большие категории:

v Единичные домохозяйства или просто домохозяйства. Единичные домохозяйства образованы отдельными лицами, семьями или несколькими семьями. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139 млн. человек (94% всего населения страны).

v Групповые домохозяйства. Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9 млн. человек, или 6% всего населения страны.

Возможна и другая классификация. Все многообразие домашних хозяйств можно классифицировать в зависимости от географических, демографических, социально-экономических характеристик, в том числе:

* территориально-региональная принадлежность (вид региона, природно-климатические условия, месторасположение поселения и др.);

* демографическое состояние (состав семьи, возраст и т.д.);

* уровень доходности (среднедушевой доход, основные источники доходов и т.д.);

* имущественный потенциал (характер жилья, наличие дачи, земельного участка, средств механизации труда, рабочего скота и т.д.);

* социальное положение (занятость членов домохозяйства, должность, сфера деятельности, вид собственности и т.д.);

* трудовой потенциал (число трудоспособных в домохозяйстве, уровень образования, профессиональной подготовки его членов и т.д.).

Доходами домохозяйства являются частные доходы. Они формируются за счет: заработной платы; труда; прибыли собственника; капитала; процента и дивиденда; участия в акционерном обществе; ренты; природных ресурсов (земли).

Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

ь выплата налогов государству;

ь удовлетворение личных потребностей;

ь формирование личных сбережений.

В рыночной экономике на основе ведения домашних хозяйств решается ряд важных задач. Домашние хозяйства являются местом приложения труда, регулятором занятости населения. На их базе создается семейный бизнес, который при наличии необходимых ресурсов, стартового семейного капитала, необходимого уровня профессиональной подготовки позволяет формировать рыночные отношения. Домашние хозяйства создают условия для развития конкурентных рыночных отношений.

Домохозяйства выступают конечными собственниками вещественных и личных факторов производства. Наличие у домохозяйств факторов производства дает им самостоятельность и возможность вести конкурентную борьбу на рынке. Это создает предпосылки для развития рыночных отношений в стране.

Следующим после домохозяйства важнейшим экономическим агентом является фирма.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли. Следовательно, их деятельность, в отличие от домашних хозяйств, направлена не на удовлетворение личных потребностей, а на упрочение позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства и потребления. Как экономические агенты фирмы закупают производственные ресурсы у домохозяйств и производят экономические блага. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на экономические блага и предложение ресурсов, а фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг.

Фирмы (коммерческие предприятия)

- Использует факторы производства для создания продукции.

Самостоятельно принимает решения.

Обеспечивает производство и воспроизводство экономических благ.

Стремится к максимизации прибыли.

Коммерческие предприятия различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и другим критериям.

По формам собственности различают предприятия:

ь частные;

ь государственные (создаются за счет государственного бюджета);

ь муниципальные (учреждаются органами местной власти на данной территории для выполнения социально-экономических задач);

ь иная форма собственности (смешанная собственность, совместная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства).

Также выделяют и другие классификации.

По видам производственной деятельности предприятия делятся на: производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги. По степени концентрации производства и капитала фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные. По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоемкие, материалоемкие, капиталоемкие, наукоемкие предприятия.

В России по организационно-правовому статусу различают: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприятия и некоммерческие организации. Последние относятся к самостоятельным субъектам экономики, целью деятельности которых является реализация интересов комплексных (групповых) экономических единиц, в том числе государства.

Глава 3. Нерыночные агенты

К нерыночным агентам относятся правительство (государство) и некоммерческие организации, а также другие зарубежные правительства (государства).

Некоммерческие организации - самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических интересов и интересов государства. Такие организации называют некоммерческими потому, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.

Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики.

Так, образовательные учебные заведения, в т.ч. бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, овладении профессией, подготовке и переподготовке кадров и др. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья населения.

К некоммерческим предприятиям относятся так же потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими считаются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. Так же на основе единых интересов базируются всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяя эти общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими агентами наряду с домашними хозяйствами и коммерческими предприятиями.

Параллельно с указанными субъектами значимым агентом экономики стало - правительство или государство. В западной экономической литературе термину «государство» предпочитают термин «правительство», ибо, как справедливо отметили в своей книге К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю: «…именно правительство правит…». В отечественной же науке до сих пор нет единого определения понятия «государство» или «правительство».

«Государство - это организация публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения».

Правительство - это высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.

Основная задача - ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния, и поэтому государство выступает как:

ь производитель общественных благ;

ь покупатель товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;

ь перераспределитель национального дохода (через систему налогов и трансфертов);

ь в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитор или заемщик на финансовом рынке;

ь регулятор и организатор функционирования рыночной экономики.

Государство (правительство)

Собирает налоги с субъектов экономики и использует средства государственного бюджета на удовлетворение общественных потребностей, социальные нужды и производство общественных благ.

Сфера интересов - регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики.

Государство вмешивается в хозяйственную жизнь общества весьма активно и в различных формах. Его целью становится удовлетворение общественных потребностей, производство общественных благ.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Как любой другой участник экономических отношений, государство не способно существовать и выполнять свои функции, не имея надежной экономической основы. Но в отличие от других участников:

1. Функции государства сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все стороны жизни общества и выходят далеко за пределы экономической сферы. Для остальных участников экономика является преимущественной, а для большинства - единственной сферой их деятельности.

2. Государство не способно произвольно сокращать или полностью прекращать выполнение большинства своих функций. Соответственно государство намного более чувствительно к ухудшению экономической ситуации, поскольку крайне ограниченно в возможностях даже временно ограничить свои расходы в ответ на резкое сокращение доходов.

3. Государство не имеет права на банкротство. Банкротство любого другого участника в среднесрочной перспективе всегда имеет положительный результат, так как ранее неэффективно используемые ресурсы перераспределяются между другими, более эффективными собственниками. При банкротстве государства не возникает ничего, кроме хаоса и анархии.

Роль и место государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы (традиционной, плановой, рыночной).

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворения полностью совокупного спроса, директив планирования и т.д.). Оно занимается тем, без чего современному обществу существовать нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

ь прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;

ь косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий.

Прямое вмешательство государства - это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Государство предоставляет многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка.

При косвенном вмешательстве государства в экономику меры экономической политики направлены на стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости населения; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов, рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование.

На различных стадиях развития рыночной экономики функции и масштабы вмешательства государства различны.

Оптимальной экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится роль регулятора лишь общего равновесия экономики и экономического законодательства.

экономический агент рыночный государство

Практикум

1. Экономическими агентами могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования хозяйства для достижения общественного благосостояния;

4) все перечисленное верно.

Ответ: 4

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами.

К экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Ответ: 1,3

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Заключение

В данной работе была изучена тема - «Экономические агенты».

В процессе раскрытия темы работы решены следующие основные задачи:

Изучены экономические агенты как участники экономических процессов, также изучен экономический кругооборот, который показывает взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;

Раскрыта специфика рыночных и нерыночных экономических агентов, рассмотрены цели и интересы экономических агентов;

Выполнены практические задания по теме данной работы.

По итогам проведенных исследований можно сделать выводы. Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами.

Экономические агенты различаются по их отношению к факторам производства и выполняемым ими функциям.

К экономическим агентам относят домохозяйства, предприятия (фирмы), государство (правительство) и некоммерческие организации.

Домохозяйства - это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье. Домохозяйства являются собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, обеспечивают производство и воспроизводство человеческого капитала, стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.

Государство как экономический агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо или косвенно вмешиваясь в ход этого кругооборота.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Список использованной литературы

1. Киселева Е.А. Микроэкономика: Курс лекций. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 352с.

2. Микроэкономика: Учебник / ВЗФЭИ; Под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой. - М.: Юрайт, 2012, 290c.

3. Микроэкономика: Учебник / ВЗФЭИ; Под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой. - М.: Юрайт, 2012, 250c.

4. Микроэкономика: учебник для бакалавров / И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова, Е. В. Иванова и др.; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 263 с. - Серия: Бакалавр

5. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - Н90 2-е изд., изм. -- М.: Издательство НОРМА, 2010. -- 572 с.

6. Право. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. - 9-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 320 с.

7. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - М.: ИНФРА-М. - 2009. - 974 с.

Периодические издания:

8. Балбеко, А.М. Домашние хозяйства в рыночной экономике / А.М. Балбеко, П.А. Кохно // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №4.

Электронные ресурсы:

9. http://moodle.vzfei.ru/resources/KOPR378/03_firefox.htm

10. http://economica-politica.ru

11. http://ekonom-book.ru

12. http://www.vkansult.com

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие рыночных и нерыночных агентов как участников экономических процессов. Дифференциация институциональных, мотивационных и поведенческих функций при формировании экономического агента как субъекта рыночных отношений различных видов хозяйствования.

    реферат , добавлен 19.07.2014

    Сущность и значение экономических агентов в микроэкономике. Домашнее хозяйство – один из трёх субъектов экономической деятельности. Пути формирования частных доходов, их роль в движении ресурсов, доходов и товаров. Сущность некоммерческих организаций.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Экономические агенты как субъекты, участвующие в экономических отношениях, являющиеся участниками их производства, распределения и обмена, а также в потреблении. Понятие и закономерности функционирования экономического кругооборота, его участники.

    контрольная работа , добавлен 29.04.2014

    Современные трактовки сущности экономических интересов. Побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей. Управление социальными процессами. Экономические интересы и отношения собственности. Экономические интересы личности и интересы общества.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2008

    Государство в рыночной экономике как субъект рыночных отношений. Рыночная модель в экономике и необходимость участия государства в ней. Сущность экономических функций государства и история их развития. Анализ экономических функций государства.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2014

    Существенный фактор человеческой жизни и деятельности - это зависимость от материальных благ. Субъекты и объекты экономического развития. Экономические интересы, цели и средства их достижения. Простые и комплексные экономические агенты, их деятельность.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2009

    Понятие и классификация экономических благ, их разновидности и принципы анализа. Структура рыночной экономики и ее инфраструктура, кругооборот ресурсов, продуктов и дохода в ней. Сущность и социально-экономические последствия безработицы, закон Оукена.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2015

    Производство, распределение, обмен и потребление экономических благ. Участники экономического процесса. Личные, коллективные и общественные экономические интересы. Социально-экономические, организационно-экономические и технико-экономические отношения.

    презентация , добавлен 28.10.2013

    История развития экономической теории. Предмет экономической теории, ее функции и место в системе экономических наук. Методы познания экономических явлений. Понятие экономических агентов, их интересы и потребности. Система экономических интересов.

    лекция , добавлен 28.10.2014

    Понятие экономических ресурсов (факторов производства), их основные свойства. Ресурсы в экономике и их классификация. Время, информация и технологии как экономические ресурсы. Сущность использования экономических ресурсов, принцип их ограниченности.

Государство как экономический агент, конкурирующий за ограниченные ресурсы

Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Правительство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же.

Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом.

Процесс принятия решений правительством как объект анализа теории общественного выбора

Теория общественного выбора -- один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развития национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно её реализующим.

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

  • *Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора -- это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
  • *Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все -- от избирателей до президента -- руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
  • *Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным.

Государство -- это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство -- это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты -- принимать законы, чиновники -- следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования (Парадокс Кондорсе) -- это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Профессиональные экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью её участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

Занятые изучением общественного выбора учёные рассматривают государство как созданное людьми с целью достижения через него своих собственных целей, то есть как инструмент. Однако основным отличием государства от обычного инструмента является то, что ни один индивидуум не может управляться с ним в одиночку, для того чтобы направить государство на выполнение индивидуальных целей, необходимо, чтобы было осуществлена процедура коллективного принятия решений. Каждый член коллектива преследует собственные цели, которые могут сильно различаться у разных индивидуумов. Представители теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия, выливающегося в коллективное принятие решений, основными же объектами исследования являются коллектив, политики и бюрократы, нанятые для реализации принятого коллективного решения.

Экономическая система состоит из множества экономических агентов, которые можно свести к трем группам: фирмы, домохозяйства, государство.

Фирма это экономический агент, который производит товары и услуги для продажи. Фирма обладает технологической и организационной целостностью. В экономической теории под фирмой понимается не только предприятия, зарегистрировавшиеся в качестве юридического лица, а любой экономический агент, который производит товары и оказывает услуги для домохозяйств, других фирм, государства. Фирмой является завод, производящий военную технику, частная мастерская по ремонту часов, банк, магазин и т.д.

Фирма получает доход в виде выручки от реализации продукции. В процессе производства она терпит издержки. Разница между выручкой и затратами называется прибылью. Главной целью фирмы является максимизация прибыли.

Фирмы классифицируются по нескольким признакам:

1. Вид деятельности.

2. Время функционирования.

3. Масштабы деятельности.

Фирмы занимаются в основном тремя видами деятельности - производственной, коммерческой, финансовой. Наибольший удельный вес в рыночной экономике имеют фирмы, производящие товары и услуги - примерно 75%, затем фирмы, осуществляющие коммерческую деятельность (торговую и снабженческо-сбытовую) - около 20%, финансовыми операциями занимается лишь 5% от общего числа фирм.

По времени функционирования фирмы делятся на временные и постоянные. Фирмы, создаваемые на длительный период времени как самостоятельные хозяйственные единицы называются постоянными. Временные фирмы представляют собой временный союз самостоятельных фирм с целью объединения усилий по осуществлению крупных проектов и программ. Такое временное объединение предприятий для координации действий фирм называется консорциумом.

По масштабам деятельности различают мелкие, средние и крупные фирмы. Критерием отнесения фирмы к той или другой группе являются численность рабочих, объем производимой продукции, размер выручки. В России размер предприятия определяется численностью рабочих. К малым предприятиям относятся предприятия с количеством работников - меньше 100, к средним - от 100 до 500, к крупным - более 500.

Фирма может включать в себя одну или несколько производственных единиц (заводов, фабрик, шахт, ферм), осуществляющих хозяйственную деятельность. Фирмы, включающие в себя несколько предприятий, образуют объединения и конгломераты. Комбинирование (объединение) предприятий может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное комбинирование представляет собой объединение предприятий, находящихся на различных стадиях единого технологического процесса по преобразованию исходного сырья в готовый продукт. Например, нефтеперерабатывающий комбинат может последовательно заниматься добычей нефти, ее транспортировкой до пункта переработки, преобразованием нефти в химические продукты для изготовления на их основе товаров конечного потребления - краски, масла, пластмассу, синтетические волокна.

При горизонтальном комбинировании предприятия находятся на одной стадии преобразования исходных материалов в готовую продукцию. Примером такого комбинирования может служить объединение двух швейных фабрик, выпускающих разные виды продукции. Обе фабрики могут выпускать по отдельности готовую для конечного потребления продукцию, но решили объединить свои капиталы в целях лучшего маневрирования своими ресурсами и оперативного реагирования на потребности людей.

Возможно комбинирование предприятий, совершенно технологически несопряженных (из разных отраслей экономики). Например, нефтеперерабатывающий комбинат начинает вкладывать капиталы в развитие судоходства.

Группа фирм выпускающих однородную по предназначению продукцию, использующие сходные технологии, использующие похожие ресурсы образуют отрасли. Все отрасли, производящие различные товары и услуги, можно подразделить на три большие группы: первичные, вторичные и третичные. Первичные отрасли объединяют предприятия, обеспечивающие первый этап технологического процесса. Они занимаются производством или выращиванием сырых материалов. К первичным отраслям относятся добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство.

Обрабатывающие отрасли, обеспечивающие второй этап технологического процесса, называются вторичными отраслями. Эти отрасли осуществляют производство готовой продукции или полуфабрикатов из сырых материалов: машин, станков, продуктов питания, одежды, зданий, сооружений, дорог и т.д.

Третичные отрасли предоставляют предприятиям двух первых групп отраслей разнообразные услуги. Сюда относятся банки, страховые компании, предприятия связи, транспорта, оптовой и розничной торговли. Третичные отрасли предоставляют также услуги непосредственно конечным потребителям - населению. Это медицинское обслуживание, услуги образования, общественного питания, туризма, развлечений.

Взаимодействие отдельных предприятий определяет хозяйственную жизнь страны. Поэтому важно рассмотреть, что такое предприятие и формы его организации.

На положение фирмы в экономической системе действует три группы факторов: внешние, промежуточные и внутренние. К внешним факторам относятся демография, социально-культурная среда, экология и экономико-правовая сфера. Внутренними факторами являются производственные мощности предприятия (количество ресурсов, которыми обладает предприятие), цели, стоящие перед фирмой, организационная структура фирмы и кадры работников. К промежуточным факторам относятся партнеры, конкуренты, банки, биржи труда и союзы предпринимателей.

Домашние хозяйства занимают в экономической системе двойственное положение. С одной стороны они являются владельцами экономических ресурсов, от продажи которых получают доход. С другой стороны они расходуют полученные доходы на приобретение товаров и услуг. Основным мотивом поведения домохозяйств в экономической системе является максимизация полезности приобретаемых благ и максимизация доходов от принадлежащих им факторов производства.

Доходы домашних хозяйств (населения) могут выступать в виде заработной платы (от продажи рабочей силы), ренты (от сдачи земли в аренду), арендной платы, дивидендов и процентов по ценным бумагам, прибыли от предприятий, где они являются совладельцами. Расходы домашних хозяйств распределяются на три вида: налоги, личное потребление и сбережения.

Налоги это безвозмездное платежи в государственную казну. Система налогообложения играет важную роль в любом государстве, и является сложным механизмом, действие которого определяется множеством факторов. Более подробно о налогах пойдет речь в главах 14,15.

Размеры и структура потребительских расходов зависят от уровня доходов, социального слоя, природно-климатических условий, традиций общества и т.д. В свою очередь расходы влияют на масштабы и структуру общего объема производства страны. Потребительские расходы подразделяются на товары и услуги. В свою очередь товары могут быть длительного и кратковременного пользования.

Спрос на товары длительного пользования менее стабилен по сравнению с потребностями в товарах кратковременного пользования в связи с тем, что они служат не один год и цены на них намного выше, чем на товары кратковременного пользования. Кроме того, спрос на товары длительного пользования более зависим от уровня доходов населения.

Услуги - это обслуживание потребителей врачами, адвокатами, парикмахерами, учителями. Услуги могут быть жилищные и услуги досуга (отдыха) и т.д.

Сбережения представляют собой ту часть доходов домашних хозяйств, которая остается после уплаты налогов и не потребляется. Эти доходы вкладываются в страховые полисы, облигации, акции и другие финансовые активы. Причины сбережений многочисленны и разнообразны, но сводятся в основном либо к защите доходов от инфляции, либо к спекуляции.

Возможность делать сбережения зависит от размеров дохода. Если доход низкий, то домохозяйства будут расходовать на потребление часть своих сбережений, или брать кредит, займы за счет будущих сбережений.

Государство как третий субъект экономической системы в смешанной экономике выполняет следующие функции:

1) обеспечение правовых основ и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики;

2) воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию посредством дифференциации налоговых ставок, регулирования цен, законодательного определения минимума заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;

3) перераспределения доходов с целью сокращения уровня неравенства в доходах.

Рассмотрим государственный сектор экономики, выполняющий эти функции. Он включает в себя государственные предприятия и учреждения, находящиеся в экономических отношениях с частными фирмами и домашними хозяйствами. Государственные предприятия - это такие предприятия, основная доля капитала которых принадлежит государству. Они выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.

Экономические агенты - структуры, которые принимают экономические решения о производстве благ, их потреблении и передаче в пользование другим структурам, именуемым также экономическими агентами.

В качестве экономических агентов (потребителей и производителей) могут выступать как индивиды, физические лица, так и сложные образования, включая юридические лица как субъекты, по закону имеющие определенные права собственности и хозяйствования в отношениях с другими экономическими агентами. К экономическим агентам относятся домохозяйства, фирмы и правительство (государство).

Домашнее хозяйство (домохозяйство) - экономический агент, принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования.

Для натурального хозяйства характерно производство и потребление благ в самом домохозяйстве. В условиях рынка домохозяйство должно что-то продавать, чтобы было на что покупать. Рабочая сила является основным товаром, выносимым домохозяйством на рынок. К домохозяйствам относятся: индивид, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство, семья, община.

Фирма - экономические агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Часть этих благ потребляются домохозяйствами.

При изучении экономической теории рассматривается идеальная фирма, использующая только приобретаемые ресурсы и продающая все производимые блага. Причем, фирма должна получать прибыль, то есть расходы на приобретение ресурсов должны покрываться выручкой от продажи производимых благ. Таким образом, фирма вкладывает в дело собственный или заемный капитал, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности (см. раздел Предпринимательство).

Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Правительство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же.

Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом.

Возможен вариант участия человека в составе всех трех агентов. Например, работа по найму государственным служащим (государство), владение ценными бумагами какого-либо предприятия (фирма) и расход дохода на цели личного потребления (домохозяйство).

В развитых государствах выделяется четвертый элемент как экономический агент - иностранный сектор. Он представлен в основном экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств.

Министерство образования и науки РФ

Филиал Санкт-Петербургского

инженерно-экономического университета в г. Череповце

Кафедра общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Курсовая работа

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: Экономические агенты

Череповец


Введение……………………………………………………………………….......3

1.Теоретическая часть………………………………………………………….. 4

1.1. Экономические агенты………………………………………………….. 4

2. Практическая часть………………………………………………………… 15

2.1. Характеристика ООО «Предприятия «Техник Систем Сервис»……. 15

2.2. Структурный анализ активов и пассивов балансов ООО

«Предприятие «Техник Систем Сервис»…………………………………….. 18

2.3. Анализ производственной деятельности ООО «Предприятия

«Техник Систем Сервис»………………………………………………………. 25

Заключение……………………………………………………………………… 31

Список литературы……………………………………………………………... 33

Приложения


Введение

Что такое экономический агент? В русском языке слово «агент» ассоциируется с лицом, уполномоченным учреждением, предприятием для выполнения служебных, деловых поручений.

Агент в экономике (экономический агент) – это производитель (фирма) и потребитель (домашнее хозяйство).

В реальной экономике существует два противоположных механизма распределения ресурсов: командная экономика, когда единый центральный орган принимает все решения по использованию ресурсов и распределению продуктов, и рыночная экономика, когда распределение ресурсов осуществляется в соответствии с независимыми решениями самостоятельных экономических агентов. Задача работы – показать их взаимодействие.

Объектом изучения являются экономические агенты.

Предмет изучения – ООО «Предприятие «Техник Систем Сервис».

Цель работы - изучить отношения, которые непосредственно возникают в производственном, обменном процессах, а также в процессах потребления товаров и использования услуг.


1.Теоретическая часть.

1.1Экономические агенты.

Функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. Субъекты экономики (экономические агенты) активны, в ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно основные хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. К экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния.

Различают простые (индивидуальные) и комплексные (групповые) экономические субъекты, или единицы.

Простые экономические единицы, или микросубъекты, в сфере потребления представляют собой индивиды, домашние хозяйства и в сфере производства – предприятия, фирмы. Комплексные (групповые) экономические единицы (макросубъекты) – это отрасли экономики, разного рода объединения (например, потребителей) и государство. Они возникают либо на базе общественного разделения труда (отрасли, сектора экономики), либо на основе общности интересов. В группе, обладающей особыми мотивами экономической деятельности, обычно доминирует определенный субъект, к которому тяготеют другие члены группы, и все они взаимосвязаны (например, функционирование предприятия в отрасли). Классификация экономических субъектов представлена в таблице (Приложение 1).

Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, бизнес, государство и некоммерческие организации. При этом домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации – к нерыночным.

Полное удовлетворение формирующихся в обществе потребностей экономических агентов может быть достигнуто несколькими способами. Для данных способов основанием служат, прежде всего, три механизма обмена, которые возникли в эволюционном процессе, иначе говоря, способы, координирующие действие экономических процессов.

К данному механизму обмена относятся следующие формы:

1. Форма обмена, имеющая властно-принудительный характер, т.е. согласно условиям командной экономики должна осуществляется поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности;

2. Форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т.е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т.п.;

3. Форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т.е. продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности.

Каждому отдельному обменному механизму присущ определенный координирующий способ в хозяйственных процессах, представленный в виде планового, традиционного и рыночного способов.

Субъекты, участвующие в хозяйственном процессе с целью удовлетворения собственных потребностей, по своему усмотрению применяют одну из трех форм обменного механизма. В зависимости от данного выбора выделяют:

1. рыночные продукты;

2. нерыночные продукты.

Товары, производящие и распределяющиеся между экономическими агентами с применением действия рыночного механизма, образуют продукты рыночного вида.

Блага, осуществление продаж которых невозможно, что объясняется отсутствием для них специальных рынков торговли, а также продукты, цель реализации которых не достигает эффективного уровня за пределами зоны ограничений, т.к. их количество или весовая категория связаны с дорогой транспортировкой и продажей за пределами данной зоны, принято называть нерыночными продуктами, или благами.

Нерыночные продукты (блага) являются участниками определенно установленного взаимного и социального обмена, а также механизма обмена властно-принудительного характера. Функционирование обмена в рыночном механизме осуществляется на основе рыночных продуктов или благ. Действие хозяйственного процесса предусматривает вступление экономических агентов в производственные отношения, процесс распределения, обмена и потребления по поводу рыночных и нерыночных продуктов (благ). Следовательно, экономические субъекты, удовлетворяющие собственные потребности с применением рыночного механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными агентами. Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властям называют нерыночными агентами.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие – землей, третьи – рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей и интересов людей, а также способов для их достижения.

В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом признается индивид , остальные агенты рассматриваются как производные от него формы.

Рассмотрим подробнее основные хозяйственные субъекты.

Домашние хозяйства – экономические единицы, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. связанные преимущественно с потреблением. К домашним хозяйствам относят не только семьи, но и отдельных индивидов. Им принадлежат экономические ресурсы общества, они получат доходы, предоставляя факторы производства: труд (рабочую силу), капитал, землю и др. Продавая ресурсы, домашние хозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережение.

Целью деятельности домашних хозяйств является потребление , т.е. удовлетворение потребностей. Сбережения населения становятся источником улучшения благосостояния домашних хозяйств в будущем. Население как потребитель выступает независимым агентом, поскольку самостоятельно принимает решения. Уровень потребления каждого отдельного субъекта ограничивается только размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи.

Бизнес (фирмы, предприятия) образуют самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ и через инвестирование – капиталовложения, идущие на развитие и расширение производства. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства. Предприятие (фирмы) различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и по другим критериям.

По формам собственности выделяют: частные, государственные, коллективные и другие предприятия (фирмы). По видам производственной деятельности предприятия делятся на: производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги. По степени концентрации производства различают мелкие, средние и крупные предприятия (фирмы), по признаку доминирующего фактора производства – трудоемкие, материалоемкие, капиталоемкие и наукоемкие предприятия.

В России по организационно-правовому статусу различают: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприятия и некоммерческие организации. Последние относятся к самостоятельным субъектам экономики, целью деятельности которых является реализация интересов комплексных (групповых) экономических единиц, в том числе государства.

Некоммерческие организации включают учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды и общественные институты. Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики. Так, образовательные учебные заведения, в том числе бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, в овладении профессией, в подготовке и переподготовке кадров. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья людей.