Поддержка самозанятых. Что означает статус самозанятого гражданина

После многомесячных обсуждений проект закона №551845-7 о самозанятых гражданах 2018 года принят в третьем чтении 15 ноября 2018 года и подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 27 ноября. Официальное наименование документа – проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Но в народе его уже давно называют – «закон о самозанятых гражданах РФ».

О том, когда вступит в силу закон, а также полный текст документа читайте ниже.

Последние новости

Проект закона о самозанятых 2018 года был внесен в Государственную думу 21 сентября. Подпись под законопроектом №551845-7 поставили сразу несколько депутатов: А.М.Макаров, Н.С.Максимова, В.М.Резник, Л.Я.Симановский, Г.Я.Хор, В.В.Бузилов, З.А.Муцоев, В.С.Скруг, А.Е.Загребин; Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев.

Спустя 3 дня после внесения документ обсуждался на заседании Совета Госдумы, который рекомендовал включить его в повестку осенней сессии парламента. Первое чтение законопроект успешно прошел 25 октября, второе – 13 ноября, третье – 15 ноября. Подробная информация о законопроекте содержится в карточки документа на официальном портале обеспечения законодательной деятельности. Закон подписан Президентом В. Путиным 27 ноября.

Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать с 1 января 2019 года проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – эксперимент) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (далее – субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент).

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также – специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее – налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение «Мой налог»

1. Мобильное приложение «Мой налог» – программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении «Мой налог».

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход
(далее – налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств – членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

5. Граждане Российской Федерации и граждане других
государств – членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 – 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.

16. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица на дату его постановки на учет в качестве налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона постановка на учет такого физического лица аннулируется.

17. При снятии физического лица с учета в качестве налогоплательщика по инициативе налогового органа (аннулировании постановки на учет) налоговый орган уведомляет об этом такое физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией).

18. Обязанность по уплате налога, исчисленного с даты, с которой физическое лицо по инициативе налогового органа снято с учета в качестве налогоплательщика (произведено аннулирование постановки такого лица на учет), прекращается на дату снятия с учета (аннулирования постановки на учет).

19. Лицо считается утратившим право на применение специального налогового режима со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

От оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

9) от деятельности, указанной в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 7 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Статья 7. Порядок признания доходов

1. В целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

3. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие иные специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при переходе на специальный налоговый режим не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Статья 8. Налоговая база

1. Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

3. В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.

4. Налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение «Мой налог» или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки.

5. При наличии оснований полагать, что доступ к информационному обмену при применении налогоплательщиком специального налогового режима имеют неуполномоченные лица, операции по корректировке в сторону уменьшения ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов могут быть ограничены налоговым органом до представления налогоплательщиком лично, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика пояснений с указанием причин такой корректировки. Налогоплательщик также вправе представить подтверждающие документы.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по этому налогу или подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 9. Налоговый период

1. Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.

3. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета.

4. Если постановка на учет и снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществлены в течение календарного месяца, налоговым периодом является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до дня снятия с учета в налоговом органе.

Статья 10. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Статья 11. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок – как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

3. Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

4. Налогоплательщик вправе уполномочить одно из лиц, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи. Уплата налога уполномоченным лицом осуществляется без взимания платы за выполнение таких действий.

5. Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации. Такая информация представляется банком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса налогового органа. В этом случае налоговый орган направляет в банк поручение на списание и перечисление суммы налога, подлежащей уплате по итогам соответствующего налогового периода, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня истечения установленного срока уплаты налога.

6. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статья 12. Налоговый вычет

1. Лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке:

1) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы;

2) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы.

3. В случае, если физическое лицо снято с учета в качестве налогоплательщика, а впоследствии вновь поставлено на учет в качестве налогоплательщика, остаток неиспользованного налогового вычета восстанавливается. Срок использования налогового вычета не ограничен. Налоговый вычет, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, после его использования повторно не предоставляется.

4. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Статья 13. Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Статья 14. Порядок передачи сведений при произведении расчетов

1. При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» устанавливаются порядком использования мобильного приложения «Мой налог».

2. При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать в налоговый орган сведения о произведенных за налоговый период расчетах по каждому расчету с покупателем (заказчиком) или сводные сведения не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты с покупателями (заказчиками), если указанные сведения не переданы посредником в установленном порядке с применением контрольно-кассовой техники. Сведения об указанных в настоящей части расчетах, переданных посредником с применением контрольно-кассовой техники, отражаются налоговым органом в мобильном приложении «Мой налог». При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах у налогоплательщика отсутствует обязанность по передаче покупателю (заказчику) чека по таким операциям.

3. Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

4. Чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе.

5. В электронной форме чек может быть передан следующими способами:

1) путем направления чека покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты, представленные покупателем (заказчиком);

2) путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.

6. В чеке должны быть указаны:

1) наименование документа;

2) дата и время осуществления расчета;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;

4) идентификационный номер налогоплательщика продавца;

5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

7) сумма расчетов;

Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);

9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

10) идентификационный номер налогоплательщика уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе устанавливать дополнительные реквизиты чека и требования к их заполнению.

Статья 15. Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента

1. В целях применения пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, которые перестали быть налогоплательщиками, в том числе в связи с утратой права на применение специального налогового режима, датой начала расчетного периода для определения фиксированного размера страховых взносов будет являться дата утраты права на применение специального налогового режима, а в случае отказа от применения специального налогового
режима – дата снятия с учета в качестве налогоплательщика.

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

2. Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.

5. В случае направления уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется.

6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подать в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход с даты:

1) снятия с учета в качестве налогоплательщика – для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;

2) регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для физических лиц, которые на дату утраты права на применение специального налогового режима не являлись индивидуальными предпринимателями и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

7. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, переходят на специальный налоговый режим с учетом следующих особенностей:

1) суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных до перехода на уплату налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату налога, подлежат вычету в налоговом периоде перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату налога при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям (заказчикам) в связи с переходом налогоплательщика на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога;

2) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не использованным для операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, подлежат восстановлению в налоговом периоде перехода на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога.

8. Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся налогоплательщиками, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

10. Индивидуальные предприниматели, исчисляющие налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Обновление: 16.03.2019

Главное:

Сроки:

Специальный налоговый режим для самозанятых граждан вводится с 1 января 2019-го по 31 декабря 2028 года (в виде эксперимента).

В каких регионах:

На первом этапе в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Введение спецрежима в других регионах тоже планируется, но сроки пока не определены.

Ставка налога будет составлять:

4% при оказании услуг физическим лицам;
- 6% при оказании услуг юридическим лицами.

Кто они такие:
Определение Минфина: самозанятые - это люди, которые не имеют наемных работников и получают доход от какой-либо предпринимательской деятельности.

Другие взносы

От уплаты страховых взносов самозанятые освобождаются;
- Платеж в Фонд обязательного медицинского страхования (в размере 1,5%) уже включен в ставку налога. Дополнительных сборов не будет.

Размер заработка

На данный режим налогообложения смогут претендовать граждане с доходами до 200 тысяч рублей в месяц (не более 2,4 млн руб. в годовом исчислении). Нижняя граница доходов пока не установлена.

Другие плюсы

Процедура оплаты налога будет максимально облегчена, ходить в офисы ФНС для сдачи отчетов будет необязательно.
- Зарегистрировавшиеся получат право на налоговый вычет в пределах 10 тыс. руб.

Как платить налог

Для регистрации и дальнейших платежей по упрощенной процедуре потребуется скачать мобильное приложение «Мой налог».

Налоговые отчисления в ФНС надо будет проводить ежемесячно, не позднее 25-го числа.

В случае ошибки или возврата денег покупателю можно будет исправить сумму дохода, обосновав причины корректировки.

Также на случай ошибок на счету у налогоплательщика после установки приложения уже будет 10 тыс. рублей.

Штрафы для неплательщиков

В окончательной версии закон потерял принудительную логику и приобрел добровольную.

Накануне рассмотрения официальными лицами обсуждалась возможность начисления штрафов в особых размерах для незарегистрировавшихся работников, или зарегистрировавшихся, но не платящих налог, - вплоть до 100%-го изъятия дохода.
В одобренном варианте таких положений нет.

За нарушение порядка или сроков передачи в налоговую инспекцию сведений о произведенном расчете полагается штраф 20% от суммы расчета, а при повторном нарушении - 100%; минимальные значения штрафов в рублях не устанавливаются.

Требования выдавать фискальный чек, за несоблюдение которого предполагалось штрафовать, теперь убрано.

В 2019 году самозанятых штрафовать не будут вообще по договоренности с ФНС. В дальнейшем к этому вопросу предполагается вернуться по результатам хода эксперимента.

Что грозит незарегистрировавшимся

В ходе обсуждения Андрей Макаров, представлявший законопроект, напомнил о двух уже действующих статьях Уголовного кодекса, потенциально применимых к тем физлицам, кто не воспользоваться предложением Государства: о занятии незаконной предпринимательской деятельностью и неуплате налогов.

Фрилансеры и ИП - присоединяйтесь!

Поскольку в группу самозанятых попадают все, кто не работает официально и получает доход от трудовой деятельности, то и фрилансеры cмогут зарегистрироваться по той же процедуре.

Что касается индивидуальных предпринимателей, чья деятельность не требует обязательной регистрации ИП, то и они смогут перейти на режим с более выгодной налоговой ставкой. Это не относится к тем, кто занимается продажей подакцизных товаров, подлежащих маркировке продуктов и полезных ископаемых. Также не смогут воспользоваться такой возможностью нотариусы, адвокаты с частной практикой, арбитражные управляющие, медиаторы и оценщики.

Пенсия

О ней работники должны будут позаботиться самостоятельно. Им предоставляется возможность добровольно отчислять взносы в Пенсионный фонд. Если таких отчислений не делается, Государство гарантирует лишь выплату социальной пенсии по старости.

Размер пенсии по старости в настоящее время составляет 5240 руб., а вместе с социальной доплатой от Государства до прожиточного минимума пенсионера - 8726 руб.

Она назначается женщинам в 60 лет, а мужчинам в 65; в 2028 году будет назначаться женщинам в 65 лет, а мужчинам в 70 лет.

Подавляющее число работающих людей пребывают в нелегальном состоянии, скрываясь от налогов и законодательства, несмотря даже на то, что предпочитают выбирать законную работу, то есть незарегистрированный статус самозанятого гражданина. Россияне, утомившиеся от занятий трудовой деятельностью на стороне «постороннего дяди» или сложного режима, предпочитают противоположный подход. Они самостоятельно ведут собственный оплачиваемый бизнес, регулируемый в домашних условиях без особого труда.

Важно! Предприниматель должен понимать, что скрываться от властей не стоит, а работать можно и законно, платя минимальные налоги. Гражданин способен приобрести свидетельство, и платить налоги согласно упрощенному методу регистрации. Чем могут заниматься самозанятые и в течение какого времени? Рассмотрим данный вопрос в статье.

Вырезка с официальных источников Пенсионного Фонда: «Категория самозанятых граждан – это одна из сторон индивидуального предпринимательства. К ним относятся владельцы фермерских угодий, ведущих самостоятельное хозяйство, адвокаты, мелкие управляющие, предоставляющие частные услуги, и иные частные лица, не нанимающие рабочую силу. Оказывать услуги по закону предприниматели обязаны самостоятельно.

Дополнительные виды работ, которыми может заниматься гражданин:

  1. Сдача в аренду складского помещения, квартиры, дома, гаража.
  2. Швеи, рукодельницы.
  3. Торговцы.

По официальному установлению самозанятым человека называют тогда, который тот самостоятельно выполняет определенные формы финансовой деятельности, приносящие хороший или минимальный доход. Индивидуальные же предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность с помощью дополнительных наемный работников, так как деятельность часто связана с широким списком предоставляемых услуг.

А вот ФНС в 2019 году дает таким работникам следующее понятие: «Самозанятой – это физическое лицо, не относящееся к категории ИП и оказывающие свои услуги без вспомогательного найма работников. Самозанятый имеет право на «налоговые каникулы», подачу документов для кредита или ипотеки и на остальные привилегии. Такое лицо обладает сразу несколькими характеристиками: служащий и сам себе начальник.»

Отличия от ИП

Лидирующее число людей в население интересуется, кто такие самозанятые люди и чем они отличаются от ИП. Это не одинаковые определения, так как между ними имеется несколько основных различий.

  1. Нельзя нанимать рабочих, а ИП можно.
  2. У ИП существует обязательная регистрация в налоговом органе. Самозанятым в этом смысле повезло.
  3. Индивидуальные предприниматели обязаны покупать кассовый аппарат, самозанятые - не должны его приобретать.
  4. ИП не могут уклониться от уплаты налогов в ФНС и пенсионный фонд. Для вторых существует патент для самозанятых, оформляемый за несколько дней.
  5. Самозанятые физические лица могут не появляться в ФНС РФ, чтобы снять учет. Это происходит автоматически, спустя 5 суток после официального окончания действия патентного документа.

Физические лица имеют возможность совмещать рабочую деятельность с обыкновенной работой в «офисе». Это гораздо облегчает деятельность самозанятых, ведь обычно их доход не способен похвастаться большими суммами, поэтому он не превышает 20 тысяч рублей (Москва тоже подвержена безработице, как и многие города России).

Самозанятость и ее функции

На момент 2019 года у налогового кодекса есть свое описание самозанятого гражданина РФ. О том, что такое самозанятые граждане РФ поведает список:

  1. Самостоятельно осуществляющие услуги физическим лицам: уборка, массаж, услуги няни, репетитор.
  2. Не оформленные в условиях ИП.
  3. Получающие финансы своим трудом, т.е. без рабочих отношений.
  4. Не прибегающие к найму рабочих.

Понятие «самозанятой» в Налоговой и среди профессий не существует, но на официальной новости ФНС — это определение считается общепринятым. Новая информация говорит о том, что правовой статус самозанятого гражданина позволяет вовсе не платить налоги и взносы 2 года, пока действует их патент. То есть, если вы получили такие привилегии в 2019 году, то можете быть свободны от взносов с 2019 по 2021.

Почему законопроект так важен

Государство РФ серьезно обеспокоено, что большинство городов России (Москва, в том числе) входит в список нелегального предпринимательства. Получающие доходы незаконными способами лица подвергают себя опасности быть разоблаченными и оштрафованными. Поэтому закон об самозанятости так важен, особенно по следующим причинам:

  1. Повышенная категория безработицы в России, которой крайне обеспокоено население страны.
  2. Финансовая нагрузка на директоров, имеющих бизнес, по выплатам налогов и страховки. Страховые взносы заставляют работодателей уходить на «темную» сторону предпринимательства, чтобы избежать налоговую отчетность и налогообложение.
  3. Крупные финансовые взносы для выплат действующего индивидуального предпринимательства больше не будут беспокоить, ведь самозанятой гражданин будет иметь право не платить ничего в течение 2 лет.

Все пункты трудовых вопросов говорят о том, что государственная система не имеет особой власти среди граждан, и те пытаются самостоятельно поддерживать свое финансовое состояние в домашних условиях.

Способы узаконивания рабочей деятельности

Для того, чтобы узаконить понятие самозанятые граждане, правительство рассматривало 3 варианта легализации:

  1. Выдача патентов относится к одной из самых разрешающих методик легального предпринимательства. Для получения патента требуется внести единственный взнос 20 000 рублей в год. После истекшего 2-готового срока соглашения человек обязан зарегистрировать ИП или прекратить свою деятельность.Если гражданин оформил патент в 2016 году, то уже обязан переоформить его под ИП для самозанятых в 2019 году.
  2. Выдавать рабочий патент на 24 месяца. Единственное отличие от 1 варианта – выдача бесплатна.
  3. Просто оформить самозанятых на учет в налоговую инспекцию без организации патента, но с возможностью следующие 2 года не выплачивать деньги государству.

Многие считают, что выдача патента за денежную выплату, хоть и без оформления ИП, попадает под категорию патентной системы налогообложения. В 2 вариантах происходит оформление патента и оплата за данный договор, поэтому мотивации для самозанятых просто нет.

С другой стороны, определение самозанятых граждан сильно не нравится лицам, которые работают в Российской Федерации по ИП, так как они уже не имеют право отказаться от налоговых выплат.

Виды деятельности в 2019 году

В первое время перечень рабочих специальностей для самозанятых включал в себя бесчисленное количество профессий, такие как фотографы, таксисты, охранники и многие другие. После рассмотрения законов по регионам список сильно сократился, пока в нем не остались только 3 вида специализаций. В список видов деятельности для самозанятых войдут такие специальности:

  1. Оказание досмотр за малолетними, оказание услуг няни или сиделки для более пожилых и немощных. Сиделка обязана иметь медицинское образование (не обязательно высшее).
  2. Преподавание предметов на дому – репетиторство.
  3. Мастера чистоты и ведение сельского хозяйства (разведение скота, урожая).

Региональным служащим разрешили пополнять перечень профессий в этот довольно короткий список. Но для совершения организации по увеличению списка новых деятельностей, требуется придерживаться законам данного субъекта.

Счастливчикам повезло со статутом самозанятости, ведь необходимо лишь уведомить налоговую в данных вопросах и преступать к рабочей деятельности. Ну а после того, как два года без налогов и взносов пройдут, самозанятому необходимо либо прекратить работу, либо переквалифицироваться на статью ИП.

Дополнительные виды работ

Регионы имеют право оказывать содействие, не юридическим лицам, в пополнении списка профессий. Оформление новых специализаций занимает около года. По официальной новости ФНС, разнообразные города РФ отнесут в этот список дополнительные услуги. Самозанятые граждане виды деятельности 2019, разрешенные в РФ:

  1. Ведение мелкого хозяйства: выпас скота, разведение домашних животных или растений.
  2. Репетиторство.
  3. Няни.
  4. Водители.
  5. Разрешенные работники по ремонту, грузоперевозкам.
  6. Фрилансеры: программисты, возможно, копирайтеры и мелкие журналисты. IT-специалисты.
  7. Мастера красоты: парикмахеры, массажисты и другое.

Полный список в государственной базе еще пополняется. На основе нормативно-правовых актов полный перечень профессий в своем регионе можно просто узнать у налоговой службы.

Как получить статус

Для тех, кто уже понял, кто такие самозанятые люди, но не осознал разницы между ИП, расскажем об этом в таблице статьи. Вероятно, вы самостоятельно загоритесь желанием зарегистрировать индивидуальное предпринимательство, ведь через 24 месяца этот выбор все равно придется сделать.

Разница между ИП и самозанятостью:

  • Занимаются законной деятельностью без регистрации большого количества документов. Договор ограничивается лишь одним патентом.
  • Занимаются рабочей деятельностью только после того, как оформятся на основе ИП в ФНС.
  • Последние данные говорят о том, что самозанятый гражданин может оказывать свою область услуг только самостоятельно.
  • Наем рабочей силы возможет. Государство разрешает ИП содействовать с другими людьми и нанимать их в качестве подчиненных.
  • Работать можно только по 3 специальностям.
  • Последние новости звучат так «Область деятельности ИП гражданина не ограничена.»
  • Определение самозанятый не является коммерческим.
  • Определение ИП же наоборот – это коммерческая организация.
  • Из-за того, что не платят налоги – не имеют стажа в пенсионном фонде.
  • Выплачивают взносы и налоги, поэтому имеют пенсионный стаж.

Патент не выдается

Регистрирование патентного документа для оформления самозанятых граждан позволяет осуществлять рабочую деятельность на территории, указанной в патенте. Его действие подпадает только под зарегистрированный район. Если лицо, получившее патент в определенной области, как Московская, то оказывать услуги разрешено лишь в ней (будь то юридическим или физическим лицам). Получить документ гражданин не может по нескольким причинам:

  1. Доход более 1 000 000 рублей в год. Самозанятой и ИП отличаются тем, что второй имеет право получать любую сумму.
  2. Ведется деятельность, которая не относится к договору или не входит в закон (продажа незаконной продукции).
  3. На ИП может работать наемный работник, а на второго нет.

Помимо того, в налоговой организации могут потребовать документы, свидетельствующие о том, что вы не проходили регистрацию в качестве ИП. Если гражданин одновременно попадет под статус ИП и самозанятости, которая не вписана в документ, ФНС аннулирует патент.

Взносы и выплаты

В следующем году самозанятый гражданин подпадает под выплату официального взноса в размере 20 тысяч рублей за год, то есть он должен будет за патент всего 40 тысяч. Эта цифра означает приблизительную сумму по регионам. Московская область будет выплачивать ровную установленную сумму платежей на счет государства.

Расход попадает под следующее:

  1. 50% регулируемой суммы - налог, высылаемый в бюджет региональных властей.
  2. 9 000 рублей отправятся для Пенсионный Фонд России.
  3. Остальная 1 000 подходит под взнос на медицинское обслуживание.

В правительстве РФ убеждены, что такое распределение объема финансов от патента гражданам достаточно выгодно. Ведь это зафиксированный финансы, которые никак не распределяются в зависимости от количества работников.

Преимущества

Первым делом, происходит легализация его услуг на законных основаниях, а стоимость патента довольно мала, что означает 100% вероятность получения необходимых бумаг. К тому же граждане приобретают статус, схожий с ИП. Большую выгоду получает и государство:

  1. Вывод граждан из незаконного предпринимательства.
  2. Пополнение бюджета.
  3. Экономии на пособиях по безработице. Известен случай, когда пособие превышало допустимые нормы, что сильно ударяло по кошельку правительства.

Появление новых законопроектов по поводу оформления самозанятых граждан порадовало не всех бизнесменов и жителей страны. Дело в том, что люди вынуждены заниматься подобной деятельностью из-за того, что не могут найти нормальную работу с хорошей заработной платой. Считать копейки на официальной работе хочется не каждому, поэтому и возникают понятия нелегализованных граждан.

Что лучше ИП или патент

Многие граждане сомневаются, что для них выгоднее - оформить индивидуальное предпринимательство или стать владельцем патента. Выбор нужно делать, прежде всего, на основании уровня предполагаемой работы и на том, чем же отличаются 2 рода деятельности.

Если доход за 12 месяцев превышает более 1 миллиона российских рублей и человек привлек работника, стоит остановиться на статусе ИП. От том, что такие самозанятые люди и индивидуальные предприниматели говорилось ранее.

Патент лучше выбирать в случае, если человек один занимается своей работой, не привлекая помощников. Но следует помнить, что стоимость документа зафиксирована в отчетностях. Если гражданин зарабатывает совсем мало, к примеру, 1 000 рублей в 30 дней, ему все равно придется заплатить за патент сумму, превышающую его годовой доход, то есть 20 тысяч. Отчетность предоставлять не требуется.

Особенности оформления патента

У патентной программы имеются не только хорошие, но и отрицательные моменты. После решения вопроса о том, кого отнесут к самозанятым, возникает второй – «чего стоит опасаться?». Не каждый гражданин может позволить себе заплатить сразу 20 тыс. рублей.

Для большинства населения- это очень крупные деньги, в некоторых российских городках о таких заработных платах только мечтают. К тому же патент можно получить лишь на один вид деятельности, а придется заплатить за несколько. К выгодным профессиям, которые окупят патент, относят: кондитеров, водителей, рукодельниц. А к невыгодным относят: няня на полставки.

Среди плюсов:

  1. Появляется возможность законной деятельности. Это значит, что гражданин может перестать опасаться «наплыва» налоговых проверок.
  2. В законе уже прописано определение «Что такое самозанятые граждане РФ», поэтому человеку не могут отказать в получение ссуды через банк.
  3. Появится вероятность увеличения своего трудового стажа. Значит это то, что объем пенсии также будет увеличиваться

Многие людей пугает то, что, легализовавшись, они навсегда подпадут под контроль налоговых органов. Как бы то ни было, государство сегодня находится в активном поиске новых источников пополнения бюджета. Поэтому ждать, что о люди забудут, ждать не стоит.

Попытки вывода из тени нелегалов пока особым успехом не увенчались. Первое, что хочет сделать правительство - подсчитать количество таких граждан. Второе - предоставить им такие условия, чтобы самозанятые сами стремились оформлять документ.

Сегодня в нашей стране насчитывается приблизительно четыре миллиона ИП. Но они обязаны выплачивать налоги и вовремя сдавать отчеты в ФНС.

Многие граждане РФ, которым попросту надоело работать на кого-то, предпочитают самостоятельно заниматься улучшением своего финансового благосостояния.

При этом многие из них продолжают работать в тени и не знают о том, как легализовать свою деятельность. С недавнего времени на территории РФ можно получить патент для и уплачивать налоги по упрощенной схеме.

Но что это за патент? Регулируется ли он какими-то нормами закона? Как его получить?

Что означает статус самозанятого гражданина. Законодательное регулирование вопроса

Под определением “самозанятость” подразумевается осуществление предпринимательской деятельности, только с небольшим нюансом: предприниматель работает сам на себя. Простыми словами, у него нет сотрудников, и он уплачивает налоги по упрощенной схеме.

К самозанятым можно отнести любых граждан, которые ведут предпринимательскую деятельность и получили статус индивидуального предпринимателя, включая адвокатов и нотариусов.

Несмотря на то, что самозанятость становится популярной на территории РФ, ее правовой статус еще до сих пор точно не определен на законодательном уровне. В планах Правительства РФ исправить это до начала лета 2017 года.

30 ноября 2016 года был принят закон №401 , который позволил внести корректировки в Налоговый Кодекс, в частности в статью №217.

Согласно этим изменениям, некоторые самозанятые граждане освобождаются от уплаты налогов до 2019 года . В частности речь идет о таких сферах деятельности, как:

  • услуги по уходу за несовершеннолетними детьми, больными, за гражданами, чей возраст превышает 80 лет;
  • услуги по предоставлению репетиторства;
  • услуги по уборке помещений;
  • для тех граждан, которые ведут домашнее хозяйство с целью дальнейшей реализации.

После принятия данного законопроекта, Валентина Матвиенко (спикер Совета Федерации) выступила со своей речью. По ее мнению, закон №401 также является недоработанным, и любой человек, с ее слов, предприниматель (это касается и самозанятых) или же простой работник обязаны выплачивать страховые взносы, включая отчисления на свое медобслуживание.

Отличительные особенности от ИП

В первую очередь необходимо понимать, что определение самозанятость легко можно спутать с индивидуальным предпринимательством, однако отличия все-таки есть, пускай даже и незначительные.

Самозанятые граждане включают в себя такие ключевые отличия, как:

Стоит также отметить, что согласно Федеральному закону для самозанятых граждан необходимо только приобрести патент и все. Однако органы налоговой инспекции настаивают на том, чтобы граждане подавали заявление на регистрацию в течение 10 календарных дней до того момента, когда они начнут осуществлять свою работу. Более того, при подаче заявления необходимо будет оплатить госпошлину.

Виды деятельности

По статистике на территории РФ сегодня порядка 16 миллионов граждан считаются якобы , но при этом получают свой доход от не оформленной предпринимательской деятельности.

При этом каждый из них вправе приобрести патент, если он работает в такой сфере :

Стоит отметить, что данный перечень не является исчерпывающим. Подробный список можно узнать на официальном сайте налоговой службы.

Прежде чем приступить к оформлению патента на самозанятость, необходимо помнить о том, что есть небольшие ограничения.

В частности основными требованиями для граждан являются следующие:

  • граждане нашей страны имеют право на получение патента для самозанятости исключительно в тех сферах деятельности, которые закреплены в Налоговом Кодексе РФ;
  • граждане не должны иметь статус индивидуального предпринимателя;
  • обязательное наличие гражданства Российской Федерации;
  • обязательное соблюдение правил оформления патентов. Под эти подразумевается наличие полного пакета документов, которые нужны для оформления.

При возникновении ситуации, когда граждане нашей страны нарушили данные требования либо же начали параллельно осуществлять трудовую деятельность, которая не указана в патенте, налоговая инспекция имеет полное право аннулировать выданный документ на самозанятость и более того, привлечь к административной ответственности.

Получение патента

В том случае, когда житель нашей страны принял решение о необходимости в оформлении патента , ему необходимо:

  • собрать необходимый пакет документов;
  • обратиться в налоговый орган;
  • написать заявление на его оформление и выдачу;
  • оплатить и получить патент.

Если говорить о необходимом пакете документов , то он заключается в следующем:

После этого, физическое лицо вправе получить патент для своей самозанятости. Но здесь стоит обратить внимание на некоторые нюансы. В частности это касается территориального вопроса.

На сегодня, патент предоставляется в том регионе, в котором проживает претендент на его получение. Если говорить простыми словами, то если в паспорте указана прописка в Воронеже, то патент будет действовать только в этом регионе.

Оформить патент в другом регионе, если человек в нем не проживает, невозможно.

Но вскоре ожидается внесение поправок в законодательные акты, которые искоренят эту особенность.

Период действия патента для самозанятых

При оформлении патента необходимо обращать внимание на то, что он имеет свой период действия. На сегодня он предоставляется на срок от 1 месяца до 1 года . При этом чиновники утверждают, что патент может быть предоставлении и на 1 день.

Отличительной особенностью этого патента от ИП принято считать то, что предприниматели вынуждены совершать оплату налогов без каких-либо приостановок, в то время как самозанятые граждане могут приостановить выплаты налогов, если, к примеру, они находятся и этому есть медицинское подтверждение (медицинская справка о том, что с такого то числа и по такое он находился на стационарном лечении).

Уплата налогов и других взносов

В действующем законодательстве четко указано, что самозанятые граждане обязаны уплачивать налог в тот момент, когда оформляется патент, сразу одним платежом.

На сегодня предполагается, что размер патента будет составлять в 2017 году порядка 20 тысяч рублей .

В эту сумму будет включено:

При этом необходимо обращать внимание на тот факт, что в зависимости от региона проживания сумма может варьироваться в меньшую и в большую сторону.

Стоит отметить, что на текущий момент никаких дополнительных налогов не предусмотрено.

Более того, вне зависимости от того, увеличивается доход самозанятых граждан во время действия патента либо же остается неизменным, сумма налоговых сборов не меняется.

Сама по себе налоговая база определяется как денежное выражение ориентировочного дохода самозанятого человека за календарный год. На текущий момент сумма годового дохода не может превышать 1 миллион рублей . В последующих годах ожидается индексация, однако на какой процент она будет увеличена еще неизвестно.

На данный момент четких определений как самого понятия самозанятого человека в РФ, так и порядка взимания налога с них еще не существует. Все еще более чем относительно.

О самозанятости населения РФ рассказано в следующем видеосюжете:

Самозанятый гражданин - это лицо, не зарегистрированное предпринимателем и не состоящее в трудовых отношениях, однако самостоятельно получающее доход. Самозанятое население не декларирует собственный доход, а уплата налогов для таких граждан является сугубо добровольным делом. Однако в ближайшее время ситуация может измениться, так как законодатель рассматривает правила контроля за доходами самозанятых граждан и обложения их налогами.

Государство заинтересовано в обложении подоходным налогом всех категорий граждан, от работников государственных учреждений до предпринимателей. Однако если гражданин извлекает доход без официального оформления на работу или регистрации в качестве ИП, контролировать своевременный расчет и удержание налога попросту невозможно.

С 2014 года действовала норма об упрощенном порядке регистрации самозанятого населения, что позволяло рассчитывать на учет стажа при своевременной оплате налога. Однако такая инициатива не принесла ожидаемого результата, а из миллионов самозанятых граждан на регистрационный учет встали единицы. Поэтому в 2018 году законодатель вернулся к теме налогообложения самозанятых граждан по новым принципам.

Исходя из принятого варианта законопроекта, к самозанятым гражданам будут отнесены следующие субъекты:

  1. лица, не трудоустроенные, и не оформленные по трудовому договору в государственных или частных организациях, у предпринимателей;
  2. субъекты, не имеющие работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, т.е. не выступающие работодателем;
  3. лица, не занимающиеся перепродажей продукции или имущественных прав (исключение составляют только предметы и вещи, которые после покупки были использованы для домашних и личных нужд).

Также не признается самозанятым гражданином лицо, участвующее в разработке, добыче или реализации полезных ископаемых. При занятии таким видом деятельности, без наличия регистрации или разрешительного документа (лицензии), будет наступать ответственность за незаконное предпринимательство.

Режим самозанятости не возникает и при реализации подакцизной продукции (алкоголь, табачные изделия, ГСМ и т.д.). Все перечисленные виды деятельности подпадают под режим предпринимательства, т.е. гражданин обязан официально встать на учет в ИФНС.

Чтобы стимулировать самозанятых граждан платить подоходный налог, законодатель максимально упростил процедуру подтверждения дохода. Налог для указанной категории субъектов составит всего 4% от задекларированного дохода, что существенно меньше стандартной ставки НДФЛ (13%). Не распространяется такая льготная ставка на следующие категории дохода и заработка:

  • на вознаграждение, полученное от работодателя по трудовому договору;
  • проценты и доходы, полученные от операций с ценными бумагами, даже если они приобретались за счет личных сбережений;
  • на доход, полученный от реализации объектов недвижимости, даже если они использовались для личных нужд гражданина;
  • доходы от реализации любых движимых вещей и предметов, если ранее они использовались в личных, домашних и иных некоммерческих целей;
  • ряд иных видов дохода, прибыли и заработка.

На что же будет распространяться упрощенный режим налогообложения самозанятых граждан? Государство планирует удерживать часть заработка от лиц, оказывающих мелкие бытовые услуги, фрилансеров, иных специалистов, работающих в удаленном режиме. Также изначально в этот перечень попадали репетиторы, частные автослесари, няни на дому, граждане, оказывающие строительные, ремонтные и отделочные услуги.

На практике, даже такой упрощенный порядок налогообложения вряд ли увеличит число самозанятых лиц, декларирующих свой доход, поскольку:

  1. оплата налога в 4% не влечет никаких дополнительных преимуществ, в том числе не позволит подтвердить страховой стаж для назначения пенсии;
  2. декларировать можно только тот доход, который подтверждается расчетными или отчетными документами, т.е. самозанятое лицо будет должно официально подтвердить о своем статусе;
  3. однажды указав свой статус самозанятого гражданина , субъект будет постоянно находиться под контролем государства, в том числе увеличивается шанс блокирования банковских операций и счетов, претензий ИФНС по порядку декларирования дохода, и т.д.

Вводя обязанность оплачивать налог, пусть и по существенно сниженной ставке, государство предлагает взамен только возможность получить полис медстрахования. Никаких иных преимуществ признание самозанятым гражданином не влечет, поэтому рассчитывать на эффективность вновь принятых мер сложно.