Местные бюджеты. Источники, анализ и проблемы местных бюджетов

Местный бюджет - структура создания и расходования бюджетных денег в отчетный период (как правило, один год). Основная цель местного бюджета - обеспечение выполнения функций и задач местными органами власти посредством своевременной реализации текущих обязательств.

Сущность местного бюджета

Суть муниципального (местного) бюджета и особенности его формирования хорошо изложена в Конституции РФ. Первоисточником является статья 132 (часть 1). Здесь указано, что у местных органов власти должен быть свой бюджет, который они же формируют, утверждают и реализуют. Одновременно с этим местные бюджеты городов и поселений являются составляющей частью одного консолидированного бюджета, сформированного для определенного региона.

В бюджетах небольших поселений могут быть учтены доходы и расходы каких-то отдельных сел или населенных пунктов, не относящихся к поселениям. План и правила создания, утверждения и выполнения оформленных смет должен определяться местными органами власти конкретных поселений.

Задача местных органов власти - сделать местный бюджет максимально прозрачным и сбалансированным. Одновременно с этим муниципальные средства должны формироваться и расходоваться с учетом федеральных законов касательно состава и объема местного долга, размера дефицита средств на местах, реализации бюджетного процесса, выполнения собственных обязательств (долговых и бюджетных) и так далее.

Муниципальные органы власти обязуются самостоятельно формировать бюджет, организовывать процедуру его утверждения, исполнять и контролировать целесообразность его расходования. При необходимости небольшое поселение может передавать указанные выше полномочия органам власти, осуществляющим управления местным районом (муниципальной администрацией).

Важная задача местных органов власти - периодическое предоставление отчетов по выполнению планов муниципальных бюджетов. В роли проверяющих органов в этом случае выступают региональные или федеральные государственные структуры. При этом контролируется не только корректность получения и расходования бюджетных финансов, но и соответствие отчетов нормам правовых актов РФ.

В структуре местного бюджета выделяется статья доходов, которая направляется на реализацию полномочий местной государственной власти и решение проблем на местном уровне. Здесь же рассматривается вопрос выделения субвенций, необходимых для осуществления местными структурами своих функций с учетом ФЗ РФ.

Муниципальные органы власти обязуются официально публиковать следующую информацию - решение по утверждению муниципального бюджета, его проект, отчет исполнения всех статей бюджетного плана, информацию о ходе реализации пунктов местного бюджета. Кроме этого, должна раскрываться в отношении численности сотрудников, расходов на содержание аппарата и так далее.

Жители поселения должны иметь возможность изучить отчет местных властей, если он не был опубликован. В этом случае возможно размещение необходимых данных на информационных стендах, на официальных страничках в сети и так далее.


Основным документом, регулирующим работу местных руководящих структур, а также участников процесса по утверждению, рассмотрению и контролю реализации местного бюджета, является положение о бюджетном устройстве. Такой документ сформирован с учетом законодательных норм субъекта РФ и ФЗ.

К структурам, имеющим право разрабатывать, пересматривать, утверждать и выполнять местный бюджет, можно отнести администрацию местной власти, главу района, представительский орган и ряд других специалистов (должностных лиц), на которые возложены такие обязательства.

Местный бюджет: структура доходной и расходной части

В основе любого местного бюджета лежит определенная группа доходов и расходов. Именно от грамотного управления этими компонентами зависит реализация планов и текущих проектов.

Доходные поступления местного бюджета .

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов также как и доходы других уровней бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того, в местные бюджеты поступают:

– ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;

– ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации;

– ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований.

– другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.



К налоговым доходам относят:

– налог на прибыль;

– налог на доходы физических лиц;

– налог на добавленную стоимость;

– акцизы;

– налог на имущество предприятий;

– платежи за использование природных ресурсов.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

Собственные доходы местных бюджетов:

1. средства самообложения граждан – разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 % от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования указанных платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан);

2. доходы от местных налогов и сборов (полностью). В настоящее время Налоговым кодексом РФ (частью первой) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 17 мая 2007 г.) предусмотрено только два местных налога:

земельный налог;

– налог на имущество физических лиц;

3. часть доходов:

– от региональных налогов и сборов (зачисляется в местные бюджеты по единым налоговым ставкам, установленным законами субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах);

– федеральных налогов и сборов (по нормативам, установленным федеральным законодательством);

4. безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая:

– дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

– иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней;

5. доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

6. часть прибыли муниципальных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования;

7. часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8. штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9. добровольные пожертвования;

10. иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе: доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи земли; доходы от продажи квартир гражданам.

Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

Основная задача местных налогов – создание стабильных доходных источников местных бюджетов, в полном объеме поступающих в распоряжение соответствующих территорий. С этой целью в законодательстве Российской Федерации предусмотрен широкий спектр местного налогообложения, допускающий возможность выбора из предложенного перечня тех налогов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития конкретных территорий.

Однако, несмотря на то что общее количество налогов в соответствии с указанным законом достигает 23, их доля в формировании доходов местных бюджетов неоправданно мала и не превышает, по оценкам специалистов, 1,5% всех доходных источников местных бюджетов. Поэтому в новом Налоговом кодексе РФ с целью упорядочения налогообложения на местном уровне предусмотрен сокращенный перечень местных налогов. Наряду с сохранением известных земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на рекламу предполагается введение местных лицензионных сборов.

Кроме того, предполагается перемещение с федерального на местный уровень налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Таким образом, число местных налогов сократится до 5, что должно способствовать повышению эффективности местного налогообложения, в частности за счет упрощения контроля налоговых органов за поступлением платежей в бюджет.

В настоящее время нет единой методики исчисления местных налогов. Примерные положения по отдельным видам местных налогов и сборов, разработанные Минфином РФ, носят рекомендательный характер и уточняются в соответствующих нормативных актах органов местного самоуправления. В то же время законодательством Российской Федерации установлены верхние пределы налоговых ставок по ряду налогов, отнесенных к компетенции местных органов власти.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

I. Налоговые доходы в том числе:

  • 1. Налог на прибыль
  • 2. Налог на доходы физических лиц
  • 3. Налог на добавленную стоимость
  • 4. Акцизы
  • 5. Налог на имущество физических лиц
  • 6. Налог на имущество предприятий
  • 7. Платежи за использование природных ресурсов

II. Неналоговые доходы в том числе:

III. Безвозмездные перечисления в том числе:

  • 1. От других уровней власти, из них:
    • - Дотации
    • - Субвенции
    • - Средства, перечисляемые по взаимным расчетам
    • - Трансферты
  • 2. От целевых бюджетных фондов

Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей.

Центральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиорацию земель. Вложения денежных средств(инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями.

Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, финансируются из бюджетов и обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ, Министерством финансов Российской Федерации с учетом интересов других федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетное финансирование - это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

Смета - это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.

Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней.

Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Таким образом, сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.

Однако ему свойственны и специфические принципы, а именно:

  • - отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;
  • - отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;
  • - планирование и финансирование на основе научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На основе натуральных показателей и финансовых норм бюджетные сметы расходов делятся: на индивидуальные, общие, на централизованные мероприятия и сводные.

Индивидуальная смета - это смета, отражающая особенности отдельного учреждения.

Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий. Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий. Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.

В практике бюджетного финансирования используются два его способа:

  • 1) по системе «нетто-бюджет» - бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных бюджетом;
  • 2) по системе «брутто-бюджет» (для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании) - бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, связанные и с текущим содержанием, и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

В области расходов бюджета выделяются следующие основные задачи:

  • 1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
  • 2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
  • 3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
  • 4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
  • 5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
  • 6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
  • 7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  • 8) усиление контроля за использованием бюджетных средств;
  • 9) ускоренное завершение перехода к казначейской системе финансирования расходов бюджета.

Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляет представительный орган МСУ. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования. Именно в прогнозе должна содержаться исходная информация, необходимая для разработки проекта бюджета и в первую очередь система приоритетов в расходовании средств бюджета. Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Составление и исполнение местных бюджетов - обязанность органов местного самоуправления. Муниципальные бюджеты состоят из доходной и расходной части.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законами РФ в распоряжение органов государственной и муниципальной власти. В соответствии с законодательством РФ муниципальные бюджеты состоят из собственных, закрепленных и регулирующих доходов. В соответствии с данной классификацией доходные источники состоят из: собственных доходов; поступлений от регулирующих налогов; средства, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ; финансовая помощь в различной форме дотации, субвенции и т.д.; заемные средства; другие источники.

Собственные доходы - это доходы, закрепленные за местными бюджетами полностью или в определенной части на постоянной основе федеральными законами и законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и уплачиваемые непосредственной в местные бюджеты. К собственным доходам муниципалитетов относятся: местные налоги и сборы, другие собственные доходы; доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ.

Законом об основах налоговой системы определены бюджеты разного уровня, в которые зачисляются уплачиваемые суммы местных налогов и сборов, если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому не допускается принятие решений, ущемляющих бюджетные права органов местного самоуправления. За нарушение принятых решений о введении местных налогов и сборов к плательщикам применяются санкции в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в РФ».

К другим собственным доходам, согласно ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», относятся: доходы от приватизации и реализации, сдачи в аренду муниципального имущества; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие зачислению в местные бюджеты; государственная пошлина.

Регулирующие доходы местных бюджетов - это федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты в порядке бюджетного регулирования сверх собственных доходов.

Средства бюджетного регулирования местных бюджетов:

  • - часть федеральных и региональных налогов, передаваемых в местные бюджеты по нормативам, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования на планируемый год;
  • - дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФ, а по федеральным программам - и из федерального бюджета;
  • - средства из Фонда Финансовой Поддержки муниципальных образований;
  • - другие средства, получаемые местными бюджетами по взаимным расчетам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основная часть налоговых доходов местных бюджетов формируется в настоящее время за счет регулирующих доходов. Поскольку регулирующие доходы в части долей от федеральных и региональных закрепляются за местными бюджетами, как правило на один год, данные налоги по степени воздействия на муниципальные финансы можно приравнять к трансфертам. Таким образом, реальный уровень финансовой самостоятельности муниципалитетов при существующей налоговой системе определяется уровнем местных налогов. Т.е. основная часть муниципальных образований находится в финансовой зависимости от региональных органов власти, что не позволяет им самостоятельно решать многие вопросы в своих интересах.

Так как темпы роста расходов регионов превышают темпы роста их доходов, то периодически возникает необходимость в пополнении доходной части бюджетов муниципальных образований. Как правило, основными формами финансовой поддержки муниципальных образований являются дотации и субвенции. Порядок их предоставления и объем, в том числе и средств, выделяемых для финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Дотации - это средства, выделяемые местным бюджетам в твердой сумме из бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения и используются для финансирования расходов минимального местного бюджета в случае недостаточности налогового потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на территории муниципального образования. Субвенции - суммы, выделяемые на конкретные цели (инвестиционные проекты и программы) и определенный срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Слабой стороной этого инструмента пополнения доходной части местных бюджетов является тот факт, что он фигурирует в бюджетах многих субъектов РФ как не защищенная статья. В этом случае местные бюджеты становятся еще более уязвимыми от поступления доходов в региональные бюджеты. Отрицательной стороной дотаций и субвенций, как способа финансовой помощи является тот факт, что данные источники лишены стимулирующих средств, они создают у органов власти иждивенческие настроения. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, а также приводит к ослаблению финансового контроля.

Другой частью местного бюджета является смета расходов. Расходы бюджета включают в себя все невозвратные платежи, независимо от того являются они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных.

Расходы формируются по следующим направлениям:

  • - На финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, строительство, транспорт, связь и т.д.);
  • - На финансирование социально-культурного развития, науки;
  • - На содержание органов власти и управления;
  • - Расходы связанные с обслуживанием долга.

Исходя из того что бюджет муниципального образования состоит из минимального бюджета и бюджета развития, расходы соответственно различаются на текущие расходы и капитальные расходы, связанные с развитием муниципального образования. Такое деление расходной части бюджетов является традиционным для бюджетов всех уровней. К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт ЖКХ, учреждений образования, науки, культуры, спорта, социальную поддержку населения, содержание пассажирского общественного транспорта и другие расходы, не входящие в бюджет развития. Расходная часть бюджета развития, как правило, включает в себя ассигнования на капитальные вложения и развитие социально-экономического потенциала муниципального образования, иные расходы на расширенное воспроизводство. Вместе с тем, расходы муниципалитетов можно классифицировать в зависимости от того, на осуществление каких полномочий органов местного самоуправления они направляются. Среди полномочий местного самоуправления выделяют собственные полномочия, связанные с решением задач местного значения, и полномочия, делегированные органами государственной власти. С учетом этого деления расходная часть местных бюджетов включает в себя: расходы, связанные с выполнением функций органов местного самоуправления; расходы, связанные с выполнением государственный полномочий, делегированных органам местного самоуправления.

Полный перечень расходов местных бюджетов содержится в ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».

Расходная часть местных бюджетов включает расходы:

  • - связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
  • - связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ;
  • - связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам и муниципальным займам;
  • - ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
  • - иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Как правило, бюджеты и субъектов РФ и муниципальных образований в особенности, социально ориентированы. В бюджетах городов областного подчинения основные расходы приходятся на народное хозяйство (в первую очередь - ЖКХ) и социально-культурные мероприятия (особенно образование и здравоохранение).

Из общих расходов бюджетов всех уровней на местные бюджеты приходится:

  • 42% всех расходов на социальную политику,
  • 57%- на здравоохранение и физкультуру,
  • 42% - на культуру и искусство,
  • 66% - на ЖКХ,
  • 67% - на образование (среднее образование финансируется на местном уровне на 95%)

Здесь необходимо отметить, что экономическое положение муниципалитетов в последние годы ухудшилось в связи с тем, что на них сброшены финансово неподкрепленные расходы. Доля затрат М.О. в консолидированном бюджете Российской Федерации за последние 3 года с 27 до 32%, а доходная часть, наоборот, сократилась с 29 до 20%.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной

деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами .

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления. По Бюджетному кодексу РФ местный бюджет является формой образования и расходования средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюджетные и имущественные права, предоставленные органам местного самоуправления, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

1. формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2. распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

региональный местный бюджет

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределение общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов

Федеральный закон 2003 г. разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий. К собственным доходам относятся: доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами; средства самообложения граждан; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; доходы от использования муниципального имущества; часть прибыли муниципальных предприятий; штрафы, добровольные пожертвования и иные поступления.



Основную часть местных бюджетов составляют налоговые доходы, т.е. доходы от федеральных и местных налогов и сборов. Перечень и ставки этих налогов устанавливаются федеральным и региональным законодательством о налогах и сборах. Представительный орган муниципального образования вправе устанавливать налоговые льготы по отдельным видам хозяйственной деятельности от местных налогов и сборов и от долей федеральных налогов и сборов, зачисляемых в местные бюджеты.

Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования данных платежей, а также их размеров в абсолютных цифрах решаются на местном референдуме. Федеральный закон 2003 г. разрешает устанавливать пониженные размеры самообложения для отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 % от общего числа жителей муниципального образования.

Следует отметить, что, несмотря на декларированную российским законодательством бюджетную самостоятельность органов местного самоуправления, уровень их собственных доходов очень мал. Местные налоги и сборы крайне незначительны и позволяют покрывать лишь 2-5 % бюджетных расходов. В результате органы местного самоуправления не имеют достаточных ресурсов для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения и социально-экономического развития территорий

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека: расходы на социально-культурные мероприятия (на дошкольное воспитание, начальное и общее среднее образование, здравоохранение, физическую культуру, культуру и искусство и т.д.), на жилищно-коммунальное хозяйство. Роль местных бюджетов в финансировании отраслей экономики не только существенно меньше, чем у федерального и региональных бюджетов, но и имеет отраслевую специфику - приоритетными являются инфраструктурные отрасли (транспорт, дорожное хозяйство, связь) и сельское хозяйство.

Местный бюджет представляет собой юридический документ, принимаемый в особом процедурном порядке, в котором зафиксированы предполагаемые доходы и расходы на конкретный финансовый год в целях решения вопросов местного значения.

В отнош-ии МО примен-ся консолидир-ый б-т – это бюджет, объедин-ий бюджеты нескольких ур-ей. Напр, б-т городск поселен, сельск пос-я, муниц района образ-ют консолид б-т муниц района.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами МСУ самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ, 131-ФЗ, а также

Доходы местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов МСУ. Доходы местных бюджетов делятся на собственные и регулирующие доходы, заемные ср-ва.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан – разовые платежи граж¬дан для решения конкретных вопросов местного значения (определяются на местном референдуме, сходе);

2) доходы от местных налогов и сборов.

Местными являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.

3) доходы от региональных налогов и сборов;

4) доходы от федеральных налогов и сборов;

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджет¬ной системы РФ, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО, субсидии и иные межбюджетные транс-ферты, и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниц соб-ственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязатель-ных платежей и часть доходов от оказания органами МСУ и муниц учр-ми платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии сФЗ, законами субъектов РФ и решениями органов МСУ.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких налогов.

Для выполнения социальных обязательств МО в качестве доходов местных бюджетов БК РФ предусматривает финансовую помощи из федерального и регионального бюджетов. Эта финансовая помощь осуществляется в виде дотаций, субвенций и субсидий.

Дотации– это бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Дотации служат средством сбалансирования местных бюджетов.

Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов, например, на совместное финансирование строительства жилищного фонда, дорог.

Заемные доходы используются для привлечения дополнительных средств в бюджет при недостаточности собственных источников. К ним относятся: ссуды, полученные ОВ из других бюджетов; государственные или местные займы, выпущенные на инвестиционные цели; муниц кредит. Долговые обязательства государства или муниципального образования могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет).