Современные проблемы науки и образования. Проблемы и перспективы развития государственного земельного кадастра в россии

Россия обладает богатейшими природными ресурсами. К их числу относятся огромные земельные территории – 1,7 млрд. га, требующие не только правильного использования, но и строгого качественного и количественного учета.

Задачу по учету земель призван выполнять государственный земельный кадастр (ГЗК). Он имеет длительную историю развития, поскольку первые попытки провести описания земель проводились еще в 9 веке, а в 16 веке уже было основано учреждение «Поместный приказ».
Сегодня создан кадастр недвижимости, реформирование которого проводилось неоднократно с целью решения многочисленных проблем, возникающих у граждан и юридических лиц при осуществлении кадастрового учета земли. В частности, в 2002 году была введена федеральная целевая программа, действующая до 2007 года, по созданию системы государственного кадастра и учета недвижимых объектов, и ее подпрограмма по формированию общего кадастра недвижимости. Но, и проводимые программы и десятки миллиардов рублей, потраченных государством на их внедрение, не смогли решить многочисленных вопросов с проблемами кадастра и повысить его качество.


Главные проблемы государственного земельного кадастра

На сегодняшний день существует несколько актуальных проблем кадастра , требующих незамедлительного решения:

Фрагментарность земельного кадастра.

Закон о кадастре, введенный 10 июля 2000 года, провозгласил заявительный принцип выполнения кадастрового учета. По этой причине сведения о большинстве земельных участков, зарегистрированных до 2000 года, не систематизированы и не внесены в Росреестр. Согласно последним данным Счетной палаты, проводившей проверку реализации программы по созданию ГКН, в общем, остались не включенными 39% участков, а в отдельных районах данная цифра составляет 80%.

Отсутствие сведений об охраняемых территориях.

Одной из проблем кадастра является то, что в государственном кадастре практически отсутствуют сведения о зонах и полосах особого использования, построенных ранее 1990-2000 годов. По этой причине безопасность населения, проживающего рядом с такими охранными или санитарно-защитными зонами, не обеспечивается. Также существует большая вероятность того, что за это время население построило жилые или садовые строения, которые невозможно использовать в данных районах и при дальнейшей регистрации этих объектов потребуется их снос.
Кроме этого, в то время существовали другие правила их юридического оформления, по которым все заинтересованные лица предварительно уведомлялись об установленных границах зон и порядке использования смежных с ними участков. Сегодня для оформления зон, построенных в тот период, необходимо оформлять еще по старой процедуре, а это требует немалых денежных затрат.

Отсутствуют геодезические и картометрические данные о точных границах муниципальных и федеральных земель, населенных пунктов и особых зон.

Например, последние данные Счетной палаты свидетельствуют – 97% населенных пунктов и 77% федеральных территорий Московской области, внесенные в кадастр недвижимости, не имеют сведений о границах. состоят в том, что до сих пор федеральным законодательством не установлено преимущество точных границ над ориентировочными. Поэтому в первую очередь учитываются границы тех участков, которые были поставлены на учет ранее, и не важно, что они могли быть установлены с ошибками. В результате при оформлении смежных с ними участков возникают запутанные ситуации, когда собственнику отказывают в регистрации вновь образованного участка из-за пересечения его границ со смежными участками, учтенными ранее. Основная причина наложения границ, сформированных разными кадастровыми инженерами,– низкий уровень качества существующей геодезической основы. В частности, опорная геодезическая сеть базируется на СК-63 – условной системе координат, созданной на основе отечественной системы координат 1942 года. Она является основой и незначительно отличается от принятых позднее местных систем координат (например МСК-50 в Московской области, которая отличается от СК-63 всего лишь сдвигом по осям координат). Ее погрешность в среднем составляет 30-40 см, а иногда – 1 метр. Это не соответствует установленным современным требованиям по точности проведения кадастровых работ в городах и населенных пунктах, которая должна соответствовать 10-20 см.

Кадастровые ошибки и погрешности, содержащиеся в сведениях о недвижимых объектах.

Чаще всего они возникают из-за многократного ручного введения идентификационных характеристик участка и сложности проверки данной информации, содержащейся в различных источниках. При этом технические погрешности – опечатки, описки, арифметические и грамматические ошибки, а также кадастровые ошибки, допущенные кадастровым инженером, подлежат обязательному исправлению на основании решения суда, органа Росреестра или заявления, поданного заинтересованным заявителем в установленной форме.
На сегодня, в рамках реализации программы по созданию ГКН, более 40 % внесенных сведений об объектах недвижимости содержат многочисленные ошибки, расплачиваться за которые приходится собственнику. Если взять статистику за 2012 год по Кировской области, которая считается лидером по введению структурированного реестра объектов, из 61% объектов, у которых были сопоставлены данные кадастра и реестра, только:

  • 1% объектов и 22 % ОКС имеют полностью соответствующие друг другу кадастровые номера ЕГРП и ГКН;
  • 33 % участков обладают частично совпавшими адресами, то есть приходилось угадывать и принимать «ул. Ленина» и «улицу Ленина» за одно и то же.

При этом использовались различные методы уточнения сведений об объектах: сравнивались кадастровые номера, адресные элементы, части адресов, номеров и другие методы для решения проблем кадастра .

Не определен статус геодезических сетей.

Ситуация с геодезическими центрами и пирамидами не урегулирована, Рореестр до сих пор не определил их статус – сервитут, движимое или недвижимое имущество. Поэтому старые сети никем не охраняются, не стоят на балансе ни в одной организации и их рабочее состояние оставляет желать лучшего.

Стоимость кадастровых услуг.

Порядок ценообразования и цены на кадастровые услуги современным законодательством не установлены. По отношению к общей стоимости объекта стоимость кадастровых работ доходит до 2-5 %. Такая довольно весомая финансовая нагрузка особенно сказывается на сельскохозяйственных, промышленных и нефтегазодобывающих организациях, в распоряжении которых находятся сотни земельных участков. Поэтому, на сегодняшний день только 20 % сельскохозяйственных предприятий провели кадастровый учет своих земель.

Устаревшие картографические материалы.

В настоящий момент топографические карты значительно устарели, а материалы космической съемки в масштабе 1:5000 имеют точность в 5 раз ниже, чем соответствующие кадастровые работы, и не могут использоваться для создания цифровой картографической основы кадастра.
В общем, в результате проведения программы ФЦП и соответствующей подпрограммы, вышеперечисленные проблемы так и не были решены. По данным Счетной палаты 23,9 млрд. рублей были израсходованы с многочисленными финансовыми нарушениями. А предполагаемая единая федеральная информационная система к 2013 года так не была создана, открытый геопортал работает с постоянными проблемами и содержит многочисленные ошибки, предлагая к услугам пользователей только два работающих сервиса.
Правительство пытается исправить недочеты и с этого года начала действовать очередная программа, принятая Правительством Российской Федерации 28 июня 2013 года и призванная усовершенствовать работу ГКН. Но судить об ее эффективности и решены ли проблемы кадастра можно будет только в 2019 году.

Проблема:

10 апреля 2001 года по предложению Российской ассоциации частных землемеров руководителем Рсземкадастра Саем Сергеем Ивановичем была предпринята попытка наполнить Кадастр сведениями обо всех земельных участках Росземкадастром были утверждены «Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-01». Инвентаризация документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, инвентаризационного плана земельных участков в кадастровом квартале, каталога координат точек границ земельных участков в кадастровом квартале и отражением сведений о ранее учтенных земельных участках на дежурной кадастровой карте не были выполнены.

Вторая попытка наполнения Кадастра сведениями обо всех земельных участках была предпринята в 2005 году руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Мишустиным Михаилом Владимировичем в составе работ по расчету кадастровой стоимости земельных участков. При формировании Первичного реестра земельных участков, подлежащих включению в Оценочную опись существующих земельных участков (ООЗУ) кроме сведений о земельных участках (включая их местоположение), отраженных на кадастровом плане территории кадастрового квартала, на основании фотообразов документов, явившихся основанием для внесения земельного участка в Первичный реестр (свидетельство о праве собственности на землю, Поземельная книга, Похозяйственная книга, постановление органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка и т.д.) составлялся перечень существующих земельных участков, расположенных на территории кадастрового квартала, но не отраженных графически на кадастровом плане территории кадастрового квартала. В последующем, местоположение таких земельных участков не было отражено и в публичных кадастровых картах. Тем не менее, начиная с 2005 года Роснедвижимость и Росреестр (Васильев С.В.) ежегодно в Государственных (национальных) докладах о состоянии и использовании земель в Российской Федерации отчитывались о завершении внесения сведений о ранее учтенных земельных участках в Единый государственный реестр земель, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре». И только в 2012 году Минэкономразвития признало, что в Кадастре содержатся сведения с отображением границ лишь о 30 миллионах земельных участков из 60 миллионов существующих.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (НАЦИОНАЛЬНЫЙ) ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005 ГОДУ

В 2005 году ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации практически завершено внесение сведений о ранее учтенных земельных участках в Единый государственный реестр земель, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре».

Завершение этой работы является поворотным этапом в деятельности по ведению современного государственного земельного кадастра. Отражение сведений о ранее учтенных земельных участках в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте является подготовительной работой к кадастровому учету вновь образованных земельных участков и обеспечивает проверку представленных документов о межевании на соответствие данным государственного земельного кадастра и уникальность кадастровых номеров, присваиваемых земельным участкам при их кадастровом учете.

По отчетным данным в целом по Российской Федерации на 31.12.2005 года общее количество земельных участков, внесенных в Единый государственный реестр земель, составляет 36 920 104 участка.

Сведения об учтенных в кадастре земельных участках в процентах от их фактического наличия

(по данным государственных докладов о состоянии и использовании земель в российской федерации в 2002-2010 гг.)

Количество КПЗУ подготовленных по заявкам о постановке на государственный кадастровый учёт по отчётным данным Росреестра

Общее количество земельных участков, внесённых в ЕГРЗ по данным Росреестра (не соответствует действительности)

(на 31.12.2005г.)

(на 31.12.2006г.)

(на 31.12.2007г.)

(на 31.12.2008г.)

(на 31.12.2009г.)

(на 31.12.2010г.)

или 40% от 49 666 664

(за 2002 - 2010 годы в среднем 1 999 205* за 1 год)

Решение:

Министерство экономического развития России после многолетних раздумий и ожиданий, что спорадический способ по запросу заинтересованных лиц и за их счет наполнит Кадастр сведениями обо всех объектах недвижимости, наконец, пришло к очевидному, подтвержденному мировой практикой выводу о том, что наполнение Кадастра сведениями обо всех ранее учтенных объектах недвижимости невозможно без бюджетного финансирования и использования систематического способа проведения кадастровых работ, поочередно в плановом порядке, охватывая всю территорию.

Комитет по населенным пунктам ЕЭК ООН еще в сентябре 1998 года на своей пятьдесят девятой сессии рекомендовал Правительствам стран с переходной экономикой «признать финансирование кадастра в первые годы их использования как реальные инвестиции в развитие экономики в целом. Закрепленные в кадастрах права – это финансовые активы страны. Они способствуют постепенному привлечению инвестиций и создают у предприятий и отдельных лиц чувство уверенности, побуждающее их участвовать в развитии страны и ее экономики».

Кадастр и регистрация прав это правовая и финансовая инфраструктура для развития экономики и обеспечения социальной устойчивости.

В 2012 году Минэкономразвития России впервые озвучило (Э. Набиулина), что из 60 млн. земельных участков в Кадастре содержатся сведения лишь о 30 млн. земельных участков с установленными границами. В настоящее время Минэкономразвития России считает, что финансирование работ по определению точных границ земельных участков должно осуществляться как за счет региональных и муниципальных бюджетов, так и за счет субвенций из федерального бюджета. Объем средств, которые понадобятся, составит 119 млрд рублей.

В августе 2013 года по поручению Минэкономразвития России разработан проект Федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»,в котором предлагается проведение за счет бюджетных средств комплекса кадастровых работ по установлению, уточнению, включая исправление в Кадастре ранее внесенных ошибочных сведений о границах, устранению путем перераспределения земель недостатков землепользования (вклинивания, изломанности границ, чересполосицы) и внесению в Кадастр установленных в соответствии со Стандартами точности сведений о границах всех земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в границах населенных пунктов, садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан.

Для мотивирования граждан и юридических лиц в установлении точных границ находящихся в их владении земельных участков Минэкономразвития России подготовило законопроект, в котором начиная с 2018 года запрещаются любые сделки с земельными участками, сведения о границах которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

    Несоответствие координат характерных точек границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет, стандартам точности (кадастровый мусор неточных границ) – препятствие для кадастрового учета смежных земельных участков и источник земельных и кадастровых споров.

Проблема:

Причины неточных границ, отраженных в Кадастре:

    Низкая точность координат пунктов Государственной геодезической сети в местных системах координат. Смежные границы земельных участков, определенные от разных пунктов ГГС не совпадают из-за ошибок взаимного положения пунктов ГГС, результатом чего является решение об отказе в кадастровом учете и длительные судебные разбирательства.

Ошибки координат пунктом ГГС в местных системах координат

Субъект РФ

Количество пунктов ГГС

на которых

проведены спутниковые

измерения

СКО взаимного положения пунктов ГГС.см

Распределение ошибок в %

свыше 100 см

Смоленская область -МСК-67

Тверская

область -МСК-69

Тульская область -МСК-71

Московская область-МСК-50

*) после отбраковки пунктов с ошибками более 1м

Данные, приведенные в Таблице. характеризуют точность ГГС в местных системах координат, базирующихся на СК-63. Распределение ошибок в сетях ГГС неоднородно. Выявлено наличие групп пунктов, сдвинутых относительно основной совокупности на величину до 0.5 м.

    Недопустимое использование кадастровыми инженерами способов определения с пониженной, не соответствующей стандартам точностью координат характерных точек границ земельных участков картометрическим методом вместо выполнения измерений геодезическими способами (тахеометрическая съемка, спутниковые определения).

    Наличие исторических границ земельных участков, установленных по описанию с пониженной точностью.

    Отсутствие государственного геодезического контроля за межеванием земель.

    Отсутствие законодательно установленного приоритета точно измеренных границ над неточно определенными.

    Отсутствие простого механизма исправления в кадастровой документации неточно отраженных границ земельных участков на точно определенные (при отсутствии земельных споров).

Решение:

    Вместо созданной путем сгущения пунктов ГГС в местной системе координат с низкой и неоднородной точностью опорной межевой сети наземного базирования с установкой закапыванием легко утрачиваемых опорных межевых знаков создание и использование межрегиональных и региональных спутниковых систем точного позиционирования с равномерной по территории точностью определения координат точек (1-2) см. Стоимость создания спутниковой опорной сети в 2-3 раза дешевле, чем опорная межевая сеть.

    Проведение за счет бюджетных средств кадастровых работ по уточнению ранее внесенных в Кадастр ошибочных сведений (координат характерных точек границ) о границах земельных участков. Проект федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства» разработан Минэкономразвития России.

    Установить в кадастровом законодательстве современный принцип приоритета точных границ над менее точными вместо существующего принципа –кто первый попал в Кадастр, тот и прав, неотвратимо приводящему к накоплению кадастровых ошибок и ухудшению качества Кадастра.

    Передача контрольных функций за межеванием объектов кадастрового учета саморегулируемым организациям в сфере кадастровой деятельности.

    Наделение саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности правом проведения независимой экспертизы при возникновении технического кадастрового спора по расположению границ и точности определения координат характерных точек границ земельных участков.

  • КАДАСТРОВЫЙ ИНЖЕНЕР
  • МЕЖЕВОЙ ПЛАН
  • КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

Целью исследуемого вопроса является разбор следующей актуальной проблемы: как работать квалифицированному специалисту, получившему аттестат кадастрового инженера. Приведены несколько вариантов, позволяющих определить методы решения проблемы: первый, нанимать специалистов – геодезистов, заказывать технику, программное обеспечение и добиваться получения лицензии, второй вариант- нанимать юридическое лицо на подряд для выполнения геодезических работ, формирования межевого плана или части его.

  • Правовая оценка деятельности сотрудников УИС после введения новых правил внутреннего распорядка в ИУ
  • Роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек
  • Проблемы уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления
  • Проблемы применения условно-досрочного освобождения к лицам, осуждённым к пожизненному лишению свободы
  • Договор аренды транспортных средств, проблемы правового регулирования

Проблемы в сфере кадастровых отношений порождены сменой общественно-экономической формации и появлением, как следствие, огромного числа собственников недвижимого имущества, которое предстоит описать, расценить и учесть в видах равномерного обложения налогами. В решении проблемы кадастровых инженеров надо понять цель их деятельности, для чего они нужны. Согласно к 221-ФЗ «государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе…»У кадастрового инженера согласно 221 – ФЗ результатом кадастровых работ (слово в применении к кадастровому инженеру вульгарное, исходя из той роли и значимости, о чем говорилось выше) является межевой план на земельные участки, технический – на строения, или акт обследования.

Ключевое слово – межевой план . А значит, кадастровый инженер обязан заниматься межеванием.

Межевание – это высокоинтеллектуальный труд, требующий специальных знаний и лицензии на геодезическую деятельность. Здесь 221-ФЗ вступает в противоречие, неразрешимое с самим собой. Итак, гражданин России с любым высшим профессиональным образованием сдает на диплом кадастрового инженера и в течение месяца обязан выбрать форму предпринимательской деятельности - либо как юридическое лицо, либо как предприниматель. Выбрал как физическое лицо, а как межевать? Два варианта.

Первый, нанимать специалистов – геодезистов, заказывать технику, программное обеспечение и добиваться получения лицензии. Лицензию физическому лицу не получить, т.к. он не специалист. Остается выступать в качестве учредителя юридического лица, где директором назначать специалиста. Итак, физическое лицо, не имея геодезического образования, практически не может осуществлять кадастровую деятельность в отношении земельных участков, а в ближайшем будущем и в отношении сооружений, помещений.

Второй вариант- нанимать юридическое лицо на подряд для выполнения геодезических работ, формирования межевого плана или части его. Однако и это тупик. Согласно ст. 706 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик (кадастровый инженер) привлекает к исполнению обязательств других лиц (субподрядчиков), то подрядчик выступает в роли генерального подрядчика, на которого налагаются особые обязательства при саморегулировании в строительстве и проектировании. Генеральный подрядчик, как отдельный, обособленный вид деятельности, прописан и в инженерных изысканиях, то есть, кроме геодезической, геологической, экологической и т.д. наравне с ними. Чтобы получить свидетельство на право быть генеральным подрядчиком – те же по сути требования, что и при лицензировании. И мало того. Практика такова, что если проектная организация, имея свидетельство на проектные работы, берет на подряд организацию для вполне инженерных изысканий, т.е. выступает в роли генерального подрядчика, то при участии в конкурсах от неё требуют свидетельство на допуск к инженерным изысканиям, так как по закону генподрядчик несет ответственность за весь комплекс работ. Таким образом, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем кадастровый инженер без геодезического образования быть не может.

Саморегулирование на постулатах 221-ФЗ весьма проблематично. Необходимо пойти по пути строителей и издать дополнение к 221-ФЗ, касающееся вопросов саморегулирования. Они издали 148-ФЗ, где все подретушировано, учесть их ошибки. Без саморегулирования не вводить институт кадастровых инженеров.

По 221 – ФЗ саморегулирование в кадастровой деятельности возможно только на членстве физических лиц, ибо за основу взята профессиональная деятельность. Это суть нашего подхода к кадастровым инженерам, как к нотариусам! А физических лиц, в качестве предпринимателей, будет ничтожно мало. Следовательно, основная масса кадастровых инженеров будет работать в фирмах, где есть лицензии на геодезическую деятельность. Заказчик заключает договор на кадастровые работы с юридическим лицом, которое и несет ответственность за их выполнение. А будет ли отвечать кадастровый инженер за грубые ошибки в межевом плане и в каком объеме?

В принципе, в договоре можно прописать, что работы будет выполнять кадастровый инженер такой-то, с аттестатом таким-то, являющийся членом саморегулируемой организации, несет заранее указанную ответственность. Как у оценщиков. Но оценщик сам выполняет работу, а межевой план является плодом труда нескольких специалистов: геодезистов, картографов, юристов, где грубая ошибка может быть по вине любого из них.

Как проверить точность определения межевых знаков геодезистом, даже грубо, если нет картографического материала, а рядом соседние участки не стоят на кадастровом учете? Все перемерять, прежде, чем ставить печать? А где знания? Согласно 221-ФЗ - любое высшее образование допускается для сдачи квалификационного экзамена: учитель истории, экономист, военный, музыкант и т.д. Это обманутые люди, так как они в силу законодательства не могут стать индивидуальными предпринимателями, о чем я говорил выше, и в фирму их никто не возьмет – ни опыта, ни знаний.

Вывод очевиден – юридические лица могут и должны быть членами саморегулируемой организации.

Есть ещё один веский аргумент. При допущении 10 ошибок кадастровый инженер лишается аттестата. В условиях правового вакуума, бюрократии и коррупции кадастровые инженеры толпами будут лишаться аттестатов. Саморегулируемая организация, основанная на членстве физических лиц, утонет в потоке жалоб и заявлений, будет постоянно находиться под страхом самоликвидации ввиду выхода членов из её рядов. Юридические лица выживут. Согласно 221-ФЗ они должны иметь двух кадастровых инженеров, а лучше четырех. Двух про запас. Сняли одних – другие на их место. Если в фирме 6 сотрудников, то вообще можно ничего не бояться. Да хоть 100 грубых ошибок по итогам года, уступи место другому и готовься через 2 года снова сдать на аттестат. Дичайший формализм и некомпетентность в подходах к формированию института кадастровых инженеров, что явственно проявляется, если обратиться к требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, например, 120700 Землеустройство и кадастры. Бакалавр по данному направлению подготовки должен решать в целом 27 задач по четырем видам профессиональной деятельности. Оговорюсь, что конкретные виды определяются учебным заведением, обучающимся, работодателем и т.д., поэтому я привожу не все задачи, а лишь относящиеся к одному из четырех видов, пожалуй, главному- производственно-технологическому:

  • ведение Государственного кадастра недвижимости;
  • участие в осуществлении проектно-изыскательских и топографо-геодезических работ по землеустройству, государственному кадастру недвижимости, предусмотренных законодательством;
  • правовое обеспечение деятельности в области землеустройства и кадастров;
  • участие в проведении государственного контроля за использованием недвижимости, охраной земель и окружающей среды в соответствии с действующим законодательством;
  • использование информационных технологий, моделирования и современной техники при создании кадастровых карт и формирование кадастровых информационных систем;
  • участие в технической инвентаризации объектов недвижимости и межевании земель;
  • участие в проведении кадастровой оценки земельных участков и прочих объектов недвижимости
  • участие в работах по реализации проектов и схем землеустройства, развития единых объектов недвижимости;
  • осуществление мониторинга земель и недвижимости.
  • А кроме этих задач еще по трем видам деятельности, где стоят такие:
  • Проверка технического состояния приборов и оборудования;
  • Составление заявок на новое оборудование и освоение нового оборудования и приборов
  • Апробация автоматизированных систем проектирования, обработки кадастровой и другой информации, их анализ;
  • Участие в разработке новых методик проектирования, технологий выполнения топографо-геодезических работ при землеустройстве и кадастре, ведение кадастра, оценке земель и недвижимости и т.д.

Вопрос: почему Минэкономразвития до безобразия снизил требования к кадастровому инженеру? Чтобы породить хаос? В конечном итоге все аукнется на заказчиках, в том числе на простых российских гражданах, вселяя в них, в конечном итоге недоверие к существующей форме правления, государству и ее лидерам. Да и о чем можно еще говорить неделями выстаивая в очередях только для получения номерка на сдачу в кадастровую палату межевого плана, а сам процесс регистрации права на земельный участок занимает годы. Что можно обсуждать, если стоимость регистрации непрерывно растет, причем дело доходит до курьезов. В Гатчинском районе Ленинградской области фирма, разработавшая и согласовавшая проект землеустройства на садоводство, сформировав межевой план на земли общего пользования, при оформлении межевых планов индивидуальных владельцев вынуждена платить 800 рублей за сведения о координатах межевых знаков сменных землепользователей. За свою же работу! И все это ложится на плечи наших граждан!

И этим бедам, а их сотни, государство добавляет и проблему готовых морально, но не готовых профессионально, кадастровых инженеров. Отмечу, что нотариальный подход к институту кадастровых инженеров был, в какой-то мере, возможен в России лишь в дореволюционный период. Дело в том, что в силу объективных причин в нашем государстве межевание, как совокупность технических и юридических действий, имеющих целью определить и утвердить, посредством особых знаков и актов, границы поземельных землевладений, было организационно и структурно отделено от системы налогообложения. Межевое ведомство подчинялось министру юстиции. Но это тема отдельного выступления.

Предложения:

  1. Не вводить институт кадастровых инженеров до образования саморегулируемых организаций.
  2. Издать дополнение к 221-ФЗ в части саморегулирования, где прописать требования к кадастровым инженерам.
  3. Предусмотреть в дополнении к закону 221-ФЗ членство в саморегулируемых организациях юридических лиц.
  4. В требованиях к лицам (юридическим и физическим), занимающимся кадастровой деятельностью указать:
    • наличие лицензии на выполнение геодезических работ,
    • ужесточить требования к приборам, персонализированному имуществу и выдавать свидетельство о допуске к комплексу кадастровых работ, включая геодезические работы.
  5. Лишение аттестата кадастрового инженера проводить после согласования с саморегулируемой организацией.
  6. Поскольку результатом кадастровых работ является межевой план, в требованиях к кадастровому инженеру необходимо указать в каком обьеме необходимы знания по геодезии (не менее 120часов).
  7. С целью разрешения вопросов в третейском суде, снижения социальной напряженности в обществе, ускорения и упрощения кадастровой деятельности разрешить при саморегулируемых организациях создавать базы геопространственной информации и разработать соответствующее положение об их взаимодействии с картографическими, геодезическими фондами субъектов Федерации.Такие фонды позволят не только контролировать качество работ глав СРО и снимут нагрузку с кадастровых палат, но и поставят непреодолимый барьер взяточничеству и бюрократизму, а также обеспечат развитие этих баз.
  8. Из опыта работ в инженерных изысканиях – кадастровые работы необходимо начинать с топографической съемки и инженерных изысканий как основы кадастра! В любом случае кадастровому инженеру необходимы сведения об объектах, находящихся не только на поверхности земли, но и внутри, об инженерных коммуникациях. В этом вопросе кадастровый инженер непременно должен взаимодействовать со специалистами в сфере инженерно-геодезических изысканий. Но и не только с ними. Для грамотной оценки земельного участка, сооружения, надо знать и грунты, и экологию, и гидрологию, и данные мониторинга по фундаментам, осадкам зданий и т.д. Именно здесь кроется научный подход к расценке объекта недвижимости, в отличие от сплошь и рядом применяемого волюнтаристского аналогового метода.Именно так мы сможем создать единое геоинформационное пространство: единая система координат, единая форма представления, единый формат, единые условные знаки, единые подходы, единые продукты.

Инструментарий такого единения создан- это ГИС. Организационно, движением сверху, должно стать объединение саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий и кадастровой деятельности, снизу это объединение уже произошло, вернее еще не развалилось: более 70% фирм геодезического профиля выполняют работы как в сфере инженерных изысканий, так и в сфере кадастровой деятельности. Это обстоятельство объясняется тем фактом, что до 2010 года для выполнения этих работ требовалась лицензия на геодезическую деятельность.

Таким образом, единение изыскателей и кадастровых инженеров есть абсолютно необходимое условие деловое развития системы налогообложения и выход ее на передовые рубежи мировой цивилизации. Эта новация должна быть осознана и реализована в кратчайшие сроки, иначе мы погибли.

Список литературы

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
  2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Хинсирова Г.И., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 982-983.
  3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
  5. Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ
  6. Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 N 143-ФЗ

Проблемы земельного кадастра рассматриваются с учетом качественных изменений представлений о целях и задачах земельного кадастра, которые про- изошли в начале 90-х годов прошлого века, с учетом современных представлений о земельном кадастре на международном уровне ("Руководящие принципы управления земельными ресурсами", ЕЭС ООН, 1996 г.; "Кадастр 19 2014", Международная ассоциация землемеров, 1998 г.), на основе современного российского законодательства - Земельного кодекса, федеральных законов "О государственном земельном кадастре", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и совсем нового "О государственном кадастре недвижимости". Современные представления о кадастре. Современные представления о развитии и совершенствовании земельного кадастра в странах Восточной Европы с позиции Европейской Экономической комиссии и представления о земельном кадастре развитых стран в 2014 году Комиссии Международной Ассоциации геодезистов. Анализ соотношений. Проблемы архитектуры сис- темы земельного кадастра в России. Инвентаризация и межевание земель. Инвентаризация земель и правоустанавливающие документы, нелегальный захват земель. Земельный кадастр, территориальное землеустройство и инвентаризация земель. Межевание земель и земельный кадастр. Упрощенный режим межевания земель - межевание на основе генеральных планов поселений, садовых товариществ, других объединений земельных участков. Проблемы наполнения кадастра. Заявочный принцип межевания, схемы государственного межевания земель (финансирование, планирование, комплексность), землеустроительное обеспечение и кадастровый учет ограничений и обременении использования земельных участков, совместная собственность, например - ЛЭП и садоводческое товарищество. Границы административных образований. Кадастровый учет приграничных земельных участков (на границах Российской Федерации, субъектов РФ, районов, городов и других территориальных образований). Проблемы согласования границ приграничных земельных участков и наполнения кадастра. Базовые кадастровые карты. Финансирование их создания. Технологии их формирования. Их первичное наполнение кадастровыми данными, автоматизация их хранения, пополнение и ведение. Проблемы нестыковок 20 границ смежных земельных участков, технологические проблемы, технический регламент. Кадастровые кварталы. Их роль в кадастре. Проблемы ведения границ кадастровых кварталов. Более простые варианты формирования кадастровых кварталов. Тривиальный вариант присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Кадастровый учет. Совершенствование схемы организации кадастрового учета и роль государственных структур в производственно-технологической деятельности по кадастровому учету и ведению кадастра. Структурные и технологические особенности. Проект внедряемого регламента кадастрового учета с фронт- и бэкофисами. Другие варианты. Кадастр и регистрация прав. Проблемы и совершенствование взаимодействия служб государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на землю и другую недвижимость. Создание единой комплексной базы данных, совершенствование нормативной базы документов по взаимодействию структур Рос- недвижимости и Минюста в упомянутой деятельности. Кадастровая стоимость земель. Проблемы, связанные с определением кадастровой стоимости земель. Расчет кадастровой стоимости сельскохозяйственных земель, рыночные и экспертно-аналитические варианты расчета кадастровой стоимости земель поселений. Основные причины погрешностей в определения кадастровой стоимости земель.


Заключение

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что в настоящее в российской Федерации происходит модернизация системы кадастрового учета земельных участков. Современное понятие земельного кадастра - как в России, так и во многих странах мира, постепенно сближается с понятием «земельной информационной системы», поддерживаемой государством и предназначенной для учета физических, экономических, правовых и специальных документированных сведений о единых объектах недвижимости. Мировая практика показывает, что земельно-кадастровые системы являются неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса. Актуальными направлениями по совершенствованию системы государственного кадастрового учета земельных участков, являются:

Продолжение работ по разработке и принятию нормативно-правовой базы, в том числе обеспечивающей введение в действие норм и правил создания и ведения государственного кадастра недвижимости, формирования объектов кадастрового учета, а также развитие института налоговой оценки объектов недвижимости;

Реализация переходных процессов по переносу информационных ресурсов из ранее созданных кадастров и реестров в базы данных государственного кадастра недвижимости.

Создание инфраструктуры государственного кадастрового учета, включая организационное развитие системы и внедрение на территории Российской Федерации автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости;

Осуществление мероприятий по совершенствованию структуры Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и подведомственных ему организаций.

Нельзя сказать, что к настоящему времени завершены работы по созданию земельного кадастра (как в техническом, так и законодательном плане), еще многое предстоит сделать. Но сам факт того, что работы постоянно ведутся, готовятся новые программы, совершенствуется действующее законодательство, говорят о том, что российский законодатель на правильном пути по построению цивилизованного рынка недвижимости, закреплению и гарантированию прав собственности на недвижимое имущество.


Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014г.)

2. Земельный кодекс российской федерации" (ЗКРФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (действующая редакция от 08.03.2015).

3. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (действующая редакция от 31.12.2014).

4. Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2008.

5. Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ3 «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

6. № 122 от 21.07.1997 г. «О гос -регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции от 4.12.2006 г.

8. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: ФЗ РФ от 21 декабря 2004 № 172-ФЗ // Рос. газ. 2004. 28 декабря.

9. Управление развитием территории. "Правовое регулирование линейных объектов". В. 2; Москва, 2011.

10. О государственном кадастре недвижимости: ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ // Рос. газ. 2007. 1 августа.

11. Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков: приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 // Рос. газ. 2008. 19 декабря.

12. Знамя труда. "Государственный кадастровый учет линейных объектов". В. 53; Москва, 2012.


4 Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2008.

5 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ3 «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Апр 28, 2018 11:34

ainlaizer

По официальным данным, Россия обладает богатейшими природными ресурсами на планете. Достаточно упомянуть такой факт, что земельные участки составляют почти 1,767 млрд. гектаров. Это требует не только соблюдение правильности применения природных ресурсов, но и их обязательного учета и регистрации в кадастровой палате РФ. История регистрации земель в России имеет многовековую историю. Первые попытки свести в единый реестр русских земель были предприняты в 9 веке, но только в 16 веке был создан так называемый «Поместный приказ», который свёл в единый список все территории России, которые существовали в то время.

Какие проблемы есть у госкадастра

Сейчас, заказывая выписки онлайн в Росреестре или на нашем сайте, вы можете узнать подробные физические и иные характеристики кадастровых территорий. В 1998 году было создано 3 ведомства, которые регулировали вопросы учета земельных наделов, но с созданием Росреестра в 2009 году удалось преобразовать все сведения в единый реестр базы данных. Казалось бы, имея многовековые традиции учета земель, Россия не должна знать никаких проблем в этой сфере, оказывается, проблемы кадастра существуют, и их пытаются решать постепенно.

Ниже перечислим основные проблемы кадастра, а выписка онлайн поможет вам узнать достоверные сведения из регистрационной палаты по конкретному земельному участку:

  1. Нет полных сведений по фрагментарности кадастровых участков. Первичная база была создана в 2000 году, БТИ, которые ранее занимались вопросами передачи сведений, смогли предоставить не все данные по фрагментам земельных участков. Так, до сих пор около 39% земельных участков не включены в действующий реестр. В некоторых регионах России такой процент не включённых в базу данных участков составляет 80%.
  2. Сведения об охраняемых зонах. Это настоящая «тёмная лошадка» Росреестра, которая не может дать точного ответа по таким типам земельных участков. Наибольшую трудность вызывает, как могли на охраняемых участках в период 1992-2000 годов появится частная собственность и различные строения. По закону есть прямое нарушение строительства таких объектов, но чтобы снести их, необходимы юридические решения. Сейчас этот вопрос решается с трудом. Есть основание считать, что в ближайшие годы, государство примет «мудрое» решение о полном сносе всех незаконных построек, без обращения в судебные инстанции. Кроме этого, есть некоторые нарушения со стороны государства, где были выявлены незаконные разрешения на ведение строительства объектов в данных зонах.
  3. Отсутствие картометрических данных точных границ между регионами и внутри территориальных образований регионов РФ. Как показывает статистика Счётной Палаты РФ наибольшая проблема зафиксирована в столичном регионе. Почти 97% всех территориальных образований Московской области не имеют, каких либо картометрических данных между границами своих регионов. В столичном регионе очень высокая плотность застройки, и геодезисты с трудом могут определить точные координатные границы образований Московской области. Это только на примере МО, что уж говорить про остальные регионы России. По правде говоря, даже государственная граница РФ не имеет чётких границ, за исключением старых границ в пределах СССР. Между бывшими республиками СССР до сих пор не маркированы территории, что также доставляет трудность геодезистам.
  4. Кадастровые ошибки. Это настоящая головная боль Росреестра, которая неизвестно когда может решиться. Достаточно упомянуть такой казус. По правилам Росреестра необходимо указывать точный физический адрес, как это принято в почтовой сфере. Например «Почта России» допускает указание наименования «ул. Ленина», но в выписке онлайн мы видим «улица Ленина», казалось бы, разницы нет никакой, но при оформлении выписки онлайн приходится угадывать точное название «ул.» или «улица», точно такие же казусы имеют «д. -дом», «стр.-строение», «дер.-д.-деревня». Но самым сложным является наличие буквы «ё», хоть законом разрешено использовать «е» без точек вверху, но в названиях улиц, а особенно городов, это вопрос жизни и смерти, пример «Щёлково» или «Щелково».

Существует множество нерешенных проблем, в том числе не определены статусы геодезических путей, разная стоимость кадастровых услуг, устаревшие данные по картографическим материалам и многое другое.