Процесс принятия решений правительством как объект анализа теории общественного выбора. Понятие и функции экономических агентов

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Пенза 2013


Введение 3

Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов 4

Глава 2. Рыночные агенты 11

Глава 3. Нерыночные агенты 16

Практикум 22

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами (хозяйствующими субъектами), обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение экономических агентов в рыночной экономике.

Основные задачи работы:

Рассмотреть экономических агентов как участников экономических процессов, также рассмотреть экономический кругооборот, показав взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;

Охарактеризовать специфику рыночных и нерыночных экономических агентов. Рассмотреть цели экономических агентов, экономические интересы;

Выполнить практические задания по теме данной работы.

Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов.

Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами или хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Субъектами экономики считают тех, кто, владея определенными ресурсами, самостоятельно принимает экономические решения и осуществляет свои хозяйственные планы.

Экономическим агентом может быть как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. Поэтому к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а так же тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом экономики признается индивид. Остальные агенты рассматриваются, как производные от него формы: фирма - как юридические фикции, а государство - как агентство по спецификации и защите прав собственности.

Условно субъекты подразделяют на микро - и макросубъекты. К микросубъектам относят домохозяйства и фирмы . Последние можно подразделить на: коммерческие предприятия и некоммерческие организации.

К макросубъектам - крупные сектора экономики , в частности: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный и общественный сектора, а также зарубежный сектор.

Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации) и государство (правительство). При этом домашние хозяйства и коммерческие фирмы относятся к рыночным агентам, а правительство и некоммерческие организации - к нерыночным .

Основные участники экономических процессов представлены в таблице:

Экономические агенты (субъекты)

Домашние

хозяйства

рыночные агенты

Те субъекты, которые осуществляют операции, связанные с ведением домашнего хозяйства (преимущественно - потребление). Все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам.

Сфера интересов - максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы. Домашние хозяйства получают доход, предоставляя факторы производства (ресурсы) фирмам.

Фирмы

- коммерческие организации

Самостоятельные хозяйственные единицы, осуществляющие производственную деятельность и инвестирование.

Сфера интересов - максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (т.е. на экспансию и укрепление экономической власти).

Государство (правительство)

нерыночные агенты

Субъект (орган, институт), который обеспечивает создание общественных благ, перераспределение части ресурсов.

Сфера интересов -

От отношения экономического агента к экономическим ресурсам (факторам производства) зависит его положение и роль, занимаемые в экономике: одни располагают капиталом, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей людей, их интересов и способов для их достижения.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Главные функции основных экономических субъектов представлены в таблице:

Домохозяйство

Фирма (коммерческая)

Правительство (государство)

Является собственником факторов производства.

Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала.

Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

- Использует факторы производства для создания продукции.

Самостоятельно принимает решения.

Обеспечивает производство и воспроизводство экономических благ.

Стремится к максимизации прибыли.

Собирает налоги с субъектов экономики и использует средства государственного бюджета на удовлетворение общественных потребностей, социальные нужды и производство общественных благ.

Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении экономических агентов. Из гипотезы следует, что целью экономических агентов является максимизация результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Домохозяйства (индивиды) стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы же стремятся получить максимальную прибыль, расширить объемы и масштабы производства, завоевать новые рынки. А государство нацелено на увеличение общественного благосостояния при определенном бюджете.

Экономические субъекты осознают свои потребности и стремятся улучшить свое существование и благосостояние. Человеческие потребности разнообразны. Среди потребностей особую роль играют экономические. Их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие агентов экономики. Оно происходит путем использования конкретных благ, создаваемых производством. Поэтому между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. С одной стороны - потребность - двигатель производства, стимул для его совершенствования и развития, а с другой стороны - производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них.

Будучи осознанными, потребности проявляют себя как экономические интересы , т.е. осознанные мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики. Экономические стимулы - это факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становясь мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и др. Возникает некая цепочка: 1. потребность; 2. интерес; 3. стимул.

В рыночной экономике приоритетное место занимают личные экономические интересы, которые служат главным стимулом для осуществления экономической деятельности. Процесс удовлетворения потребностей исполняется за счет принятия оптимальных решений, т.е. приходится соотносить приобретенную выгоду и соответствующие понесенные затраты. Поэтому агенты должны действовать эффективно. Экономическая эффективность представляет собой способность использования того, что есть самым лучшим образом для достижения желаемой цели (максимального удовлетворения потребностей) в мире ограниченных ресурсов.

Удовлетворение потребностей экономических агентов может осуществляться с помощью одного из механизмов:

  • Форма обмена, имеющая властно-принудительный характер, т.е. согласно условиям командной экономики должна осуществляться поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности;
  • Форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т.е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т.п.;
  • Форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т.е. продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности.

Экономические субъекты, удовлетворяющие собственные потребности с применением рыночного механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными агентами . Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властям называют нерыночными агентами .

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей и интересов людей, а также способов для их достижения.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Рис. 1. Взаимодействие субъектов рынка и кругооборот ресурсов, благ, доходов.

Модель представляет кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в виде вечного двигателя. Она иллюстрирует взаимодействие между домохозяйствами, фирмами и государством.

Домохозяйства, выступая конечными собственниками вещественных и личных факторов производства и в роли продавцов, желают продать ресурсы, но по наивысшей цене. Фирмы, выступая в роли покупателей, желают купить ресурсы, но по наименьшей цене. Итогом столкновения личных интересов продавцов и покупателей выступает «компромиссная» рыночная цена ресурсов, удовлетворяющая интересы сторон. На ее основе происходит обмен денег на ресурсы. При этом денежные расходы фирм превращаются в денежные доходы домохозяйств в формах: ренты, процента, заработной платы, нормальной прибыли, т. е. в соответствии с поставленными на рынок ресурсами: земля, капитал, рабочая сила, предпринимательство.

Фирмы преобразуют ресурсы в широкий ассортимент благ и поставляют их на рынок товаров и услуг. Выступая в роли продавцов, они желают продать, но по максимально высокой цене. Домохозяйства же появляются на рынке товаров и услуг в роли покупателей с желанием купить, но по низкой цене. Теперь уже на этом рынке происходит столкновение личных интересов сторон. В результате «торга» формируются рыночные цены на товары и услуги. Факт передачи товаров покупателю, а денег - продавцу, подтверждает совпадение их интересов по цене объектов купли-продажи. Деньги из формы потребительских расходов домохозяйств превращаются в форму доходов фирм. Приобретенные экономические блага используются домохозяйствами для удовлетворения потребностей.

Рассмотренные процессы демонстрируют наличие двух встречных потоков - «поток благ» и «поток денег». Для экономической системы оба потока являются одновременными и бесконечно повторяемыми. Но именно потоком денег задается и обеспечивается поток, представляющий движение благ.

В модели смешанной экономической системы увеличивается число потоков. Государство перераспределяет ресурсы, закупает их на рынке ресурсов и поставляет фирмам для производства «общественных товаров». Государство перераспределяет и блага, закупает их на рынке товаров и услуг и поставляет их беднейшим домохозяйствам. В свою очередь фирмы и домохозяйства перечисляют государству налоги со своих доходов

Кругооборот, начавшись с предоставления домохозяйствами ресурсов и закончившись присвоением ими за это доходов, совершил один цикл против часовой стрелки и по часовой стрелке. Эти циклы кругооборота вновь повторяются, осуществляя своего рода обмен веществ в негосударственном секторе народного хозяйства.

Глава 2. Рыночные агенты

К рыночным агентам относятся домашние хозяйства, коммерческие фирмы.

Домашнее хозяйство - это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье .

Домохозяйствам принадлежат экономические ресурсы общества, и они получают доход, предоставляя факторы производства (труд, капитал, землю ) - фирмам. Продавая ресурсы, домохозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережения. Нередко домашние хозяйства производят продукцию для личного потребления в рамках натурального производства. Следовательно, целью их деятельности является потребление, т.е. удовлетворение потребностей .

Домохозяйствами, помимо семей, могут быть и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

Домашнее хозяйство - один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

Основные признаки домохозяйства - это:

  • Совместное проживание и обустройство быта;
  • Совместное ведение хозяйства;
  • Обладание определёнными ресурсами;
  • Самостоятельность в принятии хозяйственных решений;
  • Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

Домохозяйства делятся на две большие категории:

  • Единичные домохозяйства или просто домохозяйства. Единичные домохозяйства образованы отдельными лицами, семьями или несколькими семьями. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139 млн. человек (94% всего населения страны).
  • Групповые домохозяйства. Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9 млн. человек, или 6% всего населения страны.

Возможна и другая классификация. Все многообразие домашних хозяйств можно классифицировать в зависимости от географических, демографических, социально-экономических характеристик, в том числе:

Территориально-региональная принадлежность (вид региона, природно-климатические условия, месторасположение поселения и др.);

Демографическое состояние (состав семьи, возраст и т.д.);

Уровень доходности (среднедушевой доход, основные источники доходов и т.д.);

Имущественный потенциал (характер жилья, наличие дачи, земельного участка, средств механизации труда, рабочего скота и т.д.);

Социальное положение (занятость членов домохозяйства, должность, сфера деятельности, вид собственности и т.д.);

Трудовой потенциал (число трудоспособных в домохозяйстве, уровень образования, профессиональной подготовки его членов и т.д.).

Доходами домохозяйства являются частные доходы. Они формируются за счет: заработной платы; труда; прибыли собственника; капитала; процента и дивиденда; участия в акционерном обществе; ренты; природных ресурсов (земли).

Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

  • выплата налогов государству;
  • удовлетворение личных потребностей;
  • формирование личных сбережений.

В рыночной экономике на основе ведения домашних хозяйств решается ряд важных задач. Домашние хозяйства являются местом приложения труда, регулятором занятости населения. На их базе создается семейный бизнес, который при наличии необходимых ресурсов, стартового семейного капитала, необходимого уровня профессиональной подготовки позволяет формировать рыночные отношения. Домашние хозяйства создают условия для развития конкурентных рыночных отношений.

Домохозяйства выступают конечными собственниками вещественных и личных факторов производства. Наличие у домохозяйств факторов производства дает им самостоятельность и возможность вести конкурентную борьбу на рынке. Это создает предпосылки для развития рыночных отношений в стране.

Следующим после домохозяйства важнейшим экономическим агентом является фирма.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли. Следовательно, их деятельность, в отличие от домашних хозяйств, направлена не на удовлетворение личных потребностей, а на упрочение позиций на рынке за счет максимизации прибыли , что способствует увеличению масштабов производства и потребления. Как экономические агенты фирмы закупают производственные ресурсы у домохозяйств и производят экономические блага. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на экономические блага и предложение ресурсов, а фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг.

Коммерческие предприятия различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и другим критериям.

По формам собственности различают предприятия:

  • частные;
  • государственные (создаются за счет государственного бюджета);
  • муниципальные (учреждаются органами местной власти на данной территории для выполнения социально-экономических задач);
  • иная форма собственности (смешанная собственность, совместная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства).

Также выделяют и другие классификации.

По видам производственной деятельности предприятия делятся на: производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги . По степени концентрации производства и капитала фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные . По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоемкие, материалоемкие, капиталоемкие, наукоемкие предприятия .

В России по организационно-правовому статусу различают: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприятия и некоммерческие организации. Последние относятся к самостоятельным субъектам экономики, целью деятельности которых является реализация интересов комплексных (групповых) экономических единиц, в том числе государства.

Глава 3. Нерыночные агенты

К нерыночным агентам относятся правительство (государство) и некоммерческие организации, а также другие зарубежные правительства (государства).

Некоммерческие организации - самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических интересов и интересов государства . Такие организации называют некоммерческими потому, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.

Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики.

Так, образовательные учебные заведения, в т.ч. бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, овладении профессией, подготовке и переподготовке кадров и др. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья населения.

К некоммерческим предприятиям относятся так же потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими считаются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. Так же на основе единых интересов базируются всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяя эти общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими агентами наряду с домашними хозяйствами и коммерческими предприятиями.

Параллельно с указанными субъектами значимым агентом экономики стало - правительство или государство . В западной экономической литературе термину «государство » предпочитают термин «правительство », ибо, как справедливо отметили в своей книге К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю: «…именно правительство правит…». В отечественной же науке до сих пор нет единого определения понятия «государство» или «правительство».

«Государство - это организация публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения» .

Правительство - это высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.

Основная задача - ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния, и поэтому государство выступает как:

  • производитель общественных благ;
  • покупатель товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;
  • перераспределитель национального дохода (через систему налогов и трансфертов);
  • в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитор или заемщик на финансовом рынке;
  • регулятор и организатор функционирования рыночной экономики.

Сфера интересов - регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики.

Государство вмешивается в хозяйственную жизнь общества весьма активно и в различных формах. Его целью становится удовлетворение общественных потребностей, производство общественных благ.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Как любой другой участник экономических отношений, государство не способно существовать и выполнять свои функции, не имея надежной экономической основы. Но в отличие от других участников:

1. Функции государства сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все стороны жизни общества и выходят далеко за пределы экономической сферы. Для остальных участников экономика является преимущественной, а для большинства - единственной сферой их деятельности.

2. Государство не способно произвольно сокращать или полностью прекращать выполнение большинства своих функций. Соответственно государство намного более чувствительно к ухудшению экономической ситуации, поскольку крайне ограниченно в возможностях даже временно ограничить свои расходы в ответ на резкое сокращение доходов.

3. Государство не имеет права на банкротство. Банкротство любого другого участника в среднесрочной перспективе всегда имеет положительный результат, так как ранее неэффективно используемые ресурсы перераспределяются между другими, более эффективными собственниками. При банкротстве государства не возникает ничего, кроме хаоса и анархии.

Роль и место государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы (традиционной, плановой, рыночной).

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворения полностью совокупного спроса, директив планирования и т.д.). Оно занимается тем, без чего современному обществу существовать нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

  • прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;
  • косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий.

Прямое вмешательство государства - это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Государство предоставляет многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка.

При косвенном вмешательстве государства в экономику меры экономической политики направлены на стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости населения; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов, рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование.

На различных стадиях развития рыночной экономики функции и масштабы вмешательства государства различны.

Оптимальной экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится роль регулятора лишь общего равновесия экономики и экономического законодательства.

Практикум

1. Экономическими агентами могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования хозяйства для достижения общественного благосостояния;

4) все перечисленное верно.

Ответ:4.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

К экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Ответ:1,3.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Заключение

В данной работе была изучена тема - «Экономические агенты».

В процессе раскрытия темы работы решены следующие основные задачи:

Изучены экономические агенты как участники экономических процессов, также изучен экономический кругооборот, который показывает взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;

Раскрыта специфика рыночных и нерыночных экономических агентов, рассмотрены цели и интересы экономических агентов;

Выполнены практические задания по теме данной работы.

По итогам проведенных исследований можно сделать выводы. Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Экономические агенты различаются по их отношению к факторам производства и выполняемым ими функциям.

К экономическим агентам относят домохозяйства, предприятия (фирмы), государство (правительство) и некоммерческие организации.

Домохозяйства - это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье. Домохозяйства являются собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, обеспечивают производство и воспроизводство человеческого капитала, стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.

Государство как экономический агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо или косвенно вмешиваясь в ход этого кругооборота.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Список использованной литературы

  • Микроэкономика: учебник для бакалавров / И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова,Е. В. Иванова и др.; под ред.Г. А.Родиной, С. В. Тарасовой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 263 с. - Серия: Бакалавр.
  • Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - Н90 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.
  • В.И. Борисевич, П.С. Гейзлер, B.C. Фатеев. Экономика региона: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ. - 432 с., 2008.
  • Балбеко, А.М. Домашние хозяйства в рыночной экономике / А.М. Балбеко, П.А. Кохно // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №4.
  • Киселева Е.А. Микроэкономика: Курс лекций. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 352с.
  • Право. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. - 9-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 320 с.
  • Экономикс: принципы, проблемы и политика. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 974 с.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Рыночные агенты удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и благ, приобретаемых на рынке. Основная цель - получение прибыли.

Нерыночные агенты не преследуют цели получения прибыли. Это некоммерческие организации, домашние хозяйства, государство.

Основная цель домашних хозяйств - максимальное удовлетворение своих потребностей.

Основная цель государства - максимальное удовлетворение общественных потребностей и достижение общественного благосостояния.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а некоммерческие организации - к нерыночным.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества.

Государство как субъект экономических отношений включено в систему рыночных связей в двух формах:
— во-первых, как собственник и "главный предприниматель";
— во-вторых, как крупный потребитель, участник сделок по покупке продукции на различных рынках товаров и услуг.

1. «Регулирующий субъект».

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

3. «Императивный статус государства». Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Основной механизм экономического вмешательства государства— «налоги», «закупки» и «платежи».

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

Рыночные продукты (блага) - блага, которые производятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма.

Нерыночные продукты (блага) - блага, торговля которыми невозможна, так как не существует рынков для их сбыта; продукты, торговать которыми неэффективно за пределами ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.

Рыночные блага предусматривают существование рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.

В процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.

Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

В наибольшей степени под понятие «нерыночные экономические агенты» подходят разнообразные некоммерческие организации. В промышленно развитых странах некоммерческий сектор является полноправным участником модели «государства благоденствия». Государство и бизнес не всегда оказываются в состоянии адекватно реагировать на изменения в обществе, и этот пробел восполняется развитием частных некоммерческих организаций, которые нередко оказываются более эффективными по сравнению с государственным аппаратом в оказании различных социальных услуг.

С учетом опыта промышленно развитых стран к нерыночным экономическим агентам можно отнести разнообразные внебюджетные фонды, ассоциации, взаимные общества, кооперативы и иные неприбыльные негосударственные организации, которые обычно обозначаются термином «социальная экономика».

Государство, как рыночный субъект

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики — основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики — ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Однако кейнсианский инструмент — «фискальная» (налогово-бюджетная) политика — оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х годов сформировался новый подход — монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейн-сианство — это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм — «регулирование», «терапевтическое лечение».

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

Следовательно, доход государства — не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто — и вопреки государству. Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы — единственный источник «налогового» дохода государства.

3 «Императивный статус государства» Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность — жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства — «налоги», «закупки» и «платежи»:

а) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи — перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

1. Экономические агенты

Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности. Часто хозяйственную деятельность называют проще - экономикой. При этом, как отмечалось выше, экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономической теории экономическими агентами.

Понятие экономических агентов и их основные виды К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление. Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны. К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе. Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые. Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов. Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения Экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим. Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов). Любая национальная экономика включает три типа экономических отношений. Во-первых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках. Во-вторых, социально-экономические отношения, или отношения собственности как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения и потребления. В-третьих, организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровнях. Формы собственности Всем экономическим системам присущ свой набор форм собственности. В традиционной системе этот набор представляется довольно разнородным вследствие ее многоукладности. В наиболее отсталых странах (главным образом в Африке, а также в Азии и Океании), где сохраняется и натурально-общинный уклад, земля и орудия труда принадлежат общинам, которые ведут коллективное хозяйство с натуральным, уравнительным распределением произведенных благ между ее членами, не опосредствованным товарно-денежными отношениями. В мелкотоварном укладе доминирует частная собственность на производственные ресурсы, основанная на личном труде ремесленника, кустаря или крестьянина. В частнокапиталистическом укладе господствует собственность частных предпринимателей, использующих наемный труд, на производственные ресурсы. Значительная часть последних также находится в собственности государства. В административно-командной системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности прежде всего государства, а также производственных кооперативов (например, колхозов и артелей в бывшем СССР), функционировавших главным образом в сельском хозяйстве. В рыночной экономике прежде всего выделяются две основные формы собственности: частная и государственная , которые, в свою очередь, имеют много разновидностей. В подавляющем большинстве стран мира сегодня превалирует в различной степени частная собственность. Она делится на индивидуальную и корпоративную. Индивидуальные частные фирмы, образующие юридическое лицо, невелики по размерам и представлены в небольшом числе отраслей: ремесленном и сельскохозяйственном производстве, сфере услуг разного рода, в том числе и самых современных, например консалтинговых. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Виды факторных доходов Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов: от природных ресурсов - ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.); от трудовых ресурсов - заработную плату; от капитала - процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала); от предпринимательских способностей - предпринимательский доход; от знаний -доход от интеллектуальной собственности. В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции. Расходы на производство продукции называются издержками производства или просто издержками. превышение называется прибылью (чистым доходом) Компенсаторная и инновационная теории прибыли, в сущности, сводят прибыль к предпринимательскому доходу и поэтому рассматривают ее как плату (компенсацию) предпринимателю за его предпринимательскую деятельность. Теория монопольной прибыли и объясняет те случаи, когда прибыль является следствием недостаточной конкуренции или даже монополии

Государство как экономический агент, конкурирующий за ограниченные ресурсы

Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Правительство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же.

Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом.

Процесс принятия решений правительством как объект анализа теории общественного выбора

Теория общественного выбора -- один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развития национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно её реализующим.

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

  • *Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора -- это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
  • *Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все -- от избирателей до президента -- руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
  • *Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным.

Государство -- это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство -- это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты -- принимать законы, чиновники -- следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования (Парадокс Кондорсе) -- это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Профессиональные экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью её участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

Занятые изучением общественного выбора учёные рассматривают государство как созданное людьми с целью достижения через него своих собственных целей, то есть как инструмент. Однако основным отличием государства от обычного инструмента является то, что ни один индивидуум не может управляться с ним в одиночку, для того чтобы направить государство на выполнение индивидуальных целей, необходимо, чтобы было осуществлена процедура коллективного принятия решений. Каждый член коллектива преследует собственные цели, которые могут сильно различаться у разных индивидуумов. Представители теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия, выливающегося в коллективное принятие решений, основными же объектами исследования являются коллектив, политики и бюрократы, нанятые для реализации принятого коллективного решения.

Субъектом экономики считается тот, кто самостоятельно принимает решения и осуществляет свои хозяйственные планы. Поэтому функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами и реализующими тем самым собственные интересы.

Экономические субъекты активны. В ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно основные хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Таким образом, к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. Условно их подразделяют на микро- и макросубъектов.

Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, фирмы, государство и некоммерческие организации. При этом домашние хозяйства и фирмы относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от отношения его к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей людей, их интересов и способов для их достижения.

В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом признается индивид. Все остальные агенты рассматриваются как производные от него формы.

Рассмотрим несколько подробнее основные хозяйственные субъекты.

1. Домашнее хозяйство (домохозяйство) - это субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельного хозяйства индивида или группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.

К домашним хозяйствам относят не только семьи, но и отдельных индивидов. Им принадлежат экономические ресурсы общества, они получают доходы, предоставляя факторы производства: труд (рабочую силу), капитал, землю и другие ресурсы. Продавая ресурсы, домашние хозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережения.

Целью деятельности домашних хозяйств является потребление, т.е. удовлетворение потребностей. Сбережения населения становятся источником улучшения благосостояния домашних хозяйств в будущем. Как потребители, население является независимым агентом, поскольку принимает решение самостоятельно и уровень потребления каждого отдельного субъекта ограничивается только размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи.

2. Фирмы, предприятия - также самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ и через инвестирование (капиталовложения, идущие на развитие и расширение производства). Целью деятельности предприятия, в отличие от домашнего хозяйства, является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение позиций предприятий на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства. Они как экономические агенты закупают производственные ресурсы у домохозяйств и тем самым осуществляют производство благ. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на товары и услуги (экономические блага), а фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг. Коммерческие предприятия и фирмы различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и по другим критериям.

По формам собственности выделяют: частные, государственные, коллективные и другие предприятия (фирмы). По видам производственной деятельности предприятия делятся на: производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги. По степени концентрации производства фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные. По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоемкие, материалоемкие, капиталоемкие и наукоемкие предприятия.

В России по организационно-правовому статусу различают: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприятия, некоммерческие организации. Последние - это самостоятельные субъекты экономики, целью деятельности которых является реализация интересов групповых экономических единиц, в том числе государства.

К некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды и общественные институты. Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики. Так, образовательные учебные заведения, в том числе бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, в овладении профессией, в подготовке и переподготовке кадров. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья людей.

К некоммерческим предприятиям относятся потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими являются фонды, образуемые из добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. На основе единых интересов базируются и всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяющие общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими субъектами наряду с домашним хозяйством и бизнесом.

Параллельно с указанными субъектами большое значение в хозяйственной жизни имеет государство. Его вмешательство в экономику осуществляется в многообразных формах, и поэтому можно сказать, что государство есть экономический агент, который действует совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов и доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Один и тот же человек может присутствовать в составе всех субъектов рыночного хозяйства, например, будучи государственным служащим - представлять государство, владея акцией - бизнес, а расходуя свой доход на товары и услуги - являться членом домашнего хозяйства.

Наряду с легальными экономическими субъектами существуют нелегальные и полулегальные экономические субъекты. Они формируют теневую экономику.

Современная экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их интересом, целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на обеспечение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете.

Ощущая собственные потребности, экономические субъекты стремятся улучшить свое существование. Человеческие потребности многообразны, их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие субъектов экономики. Оно происходит путем использования конкретных благ, создаваемых производством. Поэтому между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. C одной стороны, потребность - двигатель производства, стимул для его совершенствования, а с другой - производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них.

Потребности с течением времени множатся, усложняются и дифференцируются. Это происходит в результате развития производства, появления новых его методов, совершенствования технологий. Все это позволило выявить закон возвышения потребностей, говорящий о том, что экономические потребности бесконечны и не имеют предела.

В системе экономических потребностей выделяют личные и производственные потребности. Личные потребности обеспечивают существование людей, а производственные поддерживают производственный процесс. Человек вступает в производственный процесс, чтобы иметь возможность удовлетворять свои личные потребности. Условно их разделяют на потребности в предметах первой необходимости (пища, одежда, жилье) и потребности в предметах роскоши (продукты, без которых можно обойтись: ковры, картины, украшения и др.).

Естественно, с ростом производства, доходов и потребностей происходит некоторая «переоценка ценностей», и продукты второй группы постоянно переходят в первую. В большинстве развитых стран автомобиль, бытовая техника уже не являются предметами роскоши, а перешли в категорию предметов первой необходимости, поскольку их использование значительно облегчает быт.

Экономические потребности включают потребности не только в материальных благах, но и в духовных. Последние связаны с приобретением книг, картин, получением образования, посещением театров, концертов, туристическими поездками. Население все больше стремится к удовлетворению духовных потребностей по мере экономического развития страны. Потребности, как чувство неудовлетворенности, толкают людей к действиям. Поэтому формой проявления экономических потребностей являются экономические интересы, т.е. мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики.

Экономические интересы принято делить на следующие виды: личные (связаны с индивидуальными потребностями домашних хозяйств); коллективные (выражают необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, некоммерческих организаций, всех тех, кто объединен этим общим интересом); общественные (представляют потребности общества в целом, всего государства).

В условиях рыночной экономики приоритетное место занимают личные интересы. Именно они являются главным стимулом для ведения экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов - получение большего дохода, повышение качества жизни, способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение рынка товарами и услугами, повышение их качества, обновление ассортимента.

Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов. Од-

нако это не исключает противоречий между личными, коллективными и общественными интересами. Их разрешение предполагает прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.

Экономические стимулы как факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становятся мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и т.п. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел субъектами экономики.

Вместе с тем средства, которыми располагает человек, коллектив или государство для удовлетворения своих потребностей, ограниченны. Мы живем в мире, которому свойственна редкость благ. Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование. Конкуренция - это соперничество экономических субъектов за право использования тех или иных благ, в которых заинтересованы различные группы людей. Отсюда - проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворения потребностей людей. Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей и формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического (Homo economicus), в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Экономические субъекты могут осуществлять свой выбор тремя способами: 1) самостоятельно; 2) согласовывая свои предпочтения с другими; 3) в составе группы.

Первый вид выбора называется индивидуальным, второй - двусторонним, третий - коллективным. Коллективный выбор, в свою очередь, подразделяется на общественный и групповой (олигополистический). Общественный выбор делается в составе невидимой группы. В ней действия одних участников не отражаются на других. Например, в хлебопекарной отрасли закрылась одна пекарня из-за высоких затрат и низких доходов. Однако данный факт не отразился на функционировании отрасли в целом и на потребителях.

Коллективный выбор осуществляется в группах, в которых участники взаимосвязаны и поведение одного оказывает значительное влияние на поведение остальных. Классический пример -

действие предприятий в олигополистических отраслях. Например, если в автомобильной промышленности одна фирма пошла на снижение цены на свой автомобиль, то другие, скорее всего, последуют за ней, чтобы не потерять часть своего рынка.

Человек экономический обладает двумя фундаментальными характеристиками: рациональностью и эгоизмом. Действия такого экономического агента либо базируются на принципе максимизации выгоды, либо его поведение рационализируется формальными и неформальными нормами, которые устанавливаются различными общественными институтами. Поэтому различают полную и ограниченную рациональность экономического поведения. В первом случае предполагается, что человек наилучшим образом использует имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность использования всей информации из-за трудностей в ее сборе или анализе. В этом случае решения принимаются на основе опыта, интуиции, что приводит к меньшему результату.

Все экономические субъекты стремятся к рациональности, однако возможности ее реализации весьма ограниченны. Признание ограниченности рационального поведения экономических агентов означает, что субъекты экономики не имеют полной информации о предпочтениях других и подчас нечетко осознают свои интересы.

Помимо предпосылки о рациональном поведении экономических агентов существует концепция об эгоизме экономических субъектов, т.е. следовании своим интересам. При этом различаются три формы эгоизма: сильная, полусильная и слабая. Сильная форма эгоизма означает, что отдельные экономические субъекты могут вести себя предательски, оппортунистически, т.е. использовать ложь, коварство, воровство, мошенничество и т.п., преследуя свои корыстные интересы.

Эгоизм в полусилъной форме представляет следование своим интересам без использования обмана и всякого рода махинаций.

Слабая форма эгоистического поведения проявляется, когда субъект действует на базе чужих представлений о своем интересе. Такое поведение называется послушанием, и оно. близко к альтруизму, т.е. фактически противоположно эгоизму.

Экономический рост в развитых странах привел к значительному повышению благосостояния как отдельных семей, так и

общества в целом. Поэтому во многих случаях действует иная модель поведения Homo economicus: в процессе реализации интересов на первое место выдвигаются потребности в самовыражении, в реализации престижа, в использовании свободного времени для всестороннего развития личности.

Экономическая теория исходит из предпосылки, что экономические агенты в большинстве случаев ведут себя рационально, т.е. с наивысшей эффективностью. Если эффективность хозяйственной деятельности измеряется соотношением выгод (благ) и затрат, а также минимизацией затрат и максимизацией выгод, то в чем заключаются выгоды хозяйственных агентов? Всегда ли они ведут себя абсолютно рационально?

Классики экономической теории полагали, что хозяйственная жизнь стоит на том, что люди преследуют личные интересы, и при этом идентифицировали их с материальными интересами (материальной выгодой). Как подчеркивал А. Смит, «не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов» . Подобный «человек экономический» (лат. homo oeconomicus), преследуя личные материальные интересы, обладает для этого не только достаточным уровнем интеллекта и свободой выбора, но достаточной информацией для принятия решений. Государство как экономический агент лишь следит за соблюдением «правил игры» остальных экономических агентов. Однако затем экономисты стали дополнять этот подход к поведению экономических агентов.

Во-первых, экономисты стали признавать, что абсолютно рациональное поведение в хозяйственной жизни не всегда прослеживается, такт как люди зачастую не обладают полнотой информации (ее часто трудно собрать) и не всегда способны полностью ее проанализировать. Так, люди часто следуют только рекламе (а не всем остальным менее доступным источникам информации о товарах) и привычкам (а не постоянному анализу) при покупке потребительских товаров.

Во-вторых, экономисты стали полагать, что в хозяйственной жизни люди преследуют не только личные материальные интересы, но и другие цели (удовольствие от работы, групповые интересы, самоутверждение и др.).

Поэтому, хотя личная материальная выгода составляет основу хозяйственного поведения экономических агентов, они преследуют и другие экономические, а также внеэкономические интересы. Поэтому хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.

Итак, современный homo oeconomicus - это расчетливый, но не всегда, человек, который стремится минимизировать свои затраты и максимизировать свои выгоды, которые у него сводятся преимущественно к личным материальным интересом, но не только к ним.

Экономические агенты действует в ситуации большей или меньшей экономической неопределенности, т.е. нехватки информации о будущем. Точная информация о будущем неизвестна никому. Но экономические агенты вынуждены принимать решения сейчас (в ситуации ex ante), результат которых будет известен только в будущем (в ситуации ex post). Принятие решений о размещении ресурсов сегодня для получения доходов от них в будущем чревато разнообразными экономическими рисками, т.е. возможными экономическими потерями. А в результате эффективность принятых решений часть оказывается невысокой.

Поэтому на поведении экономических агентов сильно сказывается их отношение к рискам (когда их не специфицируют, то говорят просто о риске). Не расположенность или расположенность к риску зависит не только от того, какую компенсацию за риск они получат. Важное значение имеет то, к какому виду и подвиду экономических агентов они относятся. При всех прочих обстоятельствах наиболее склонны к риску предприниматели (в качестве экономических агентов представлены фирмами). Менее склонны к риску домохозяйства, особенно представленные людьми пожилого возраста, у которых остается мало времени в жизни для ликвидации возможных потерь от риска. Наименее склонны к риску некоммерческие организации и государство.

Риск увеличивает требования экономических агентов к размерам прибыли. Она растет по мере того, как растет риск у экономических агентов. Подобная надбавка к прибыли за риск называется премией за риск. Она компенсирует экономическим агентам возможные потери и даже стимулирует некоторые из них к рисковым операциям. Так, в России две трети банковских вкладов частных лиц размещено в наименее рискованном государственном Сбербанке России под невысокие проценты, но треть вкладчиков держит свои деньги в более рискованных частных коммерческих банках, которые предлагают намного большие проценты. Австро-американский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950) полагал, что получаемая предпринимателем сверх нормальной прибыль является платой за те риски, которые он несет, осуществляя информации.

Помимо неполноты информации о будущем, экономические агенты часто действуют в условиях, когда информация распределена между ними асимметрично. Асимметрией информации называется ситуация, в которой одни участники сделки имеют доступ к важной информации, а другие нет. Это неоднозначно влияет на эффективность поведения экономических агентов.

С одной стороны, асимметрия информации может вести к негативным последствиям для хозяйственной жизни. Так, узнав заранее (благодаря доступу по личным каналам к правительственной информации) о предстоящем решении российского правительства в августе 1998 г. Девальвировать рубль и заморозить выплаты по государственным облигациям, некоторые российские и иностранные экономические агенты смогли вовремя обратить рубли в доллары и продать государственные облигации. Тем самым они поставили себя в более выгодное положение по сравнению с другими экономическими агентами, которые не имели доступа к правительственной информации и понесли из-за этого большие убытки.

Подобный систематический доступ к ограниченной для большинства предпринимателей информации привел к существованию в России таких предпринимателей, которые процветают не благодаря своим предпринимательским способностям, а вследствие личных связей (эти связи обеспечивают им не только доступ к закрытой информации, нои другие привилегии). В результате возникает отрицательная селекция предпринимателей.

С другой стороны, асимметрия информации может возникать в случаях изобретений, усовершенствований и других новых технологий, информация о которых (и право ее использования) принадлежит ограниченному кругу лиц на основе прав на интеллектуальную собственность. Доступ к этим новым знаниям со стороны тех предпринимателей, которые покупают права на использование изобретений, может обернутся для этих предпринимателей выгодой, хотя использование новых изобретений обычно связанно также с риском. По мнению Шумпетера, предприниматели, берущие на себя риск введения внедрения этих неиспробованных технологий (а выгодным оказывается лишь меньшая часть этих технологий), играют ключевое значение в обеспечении экономического роста.

Эта теория базируется на двух главных идеях. Во-первых, будущая экономическая ситуация сильно зависит от ожиданий (представлений о будущих условиях хозяйствования) экономических агентов, так они отражаются на принятии этими агентами текущих решений о размещении ресурсов для получения доходов в будущем. Во-вторых, при обоснование своих ожиданий экономические агенты в среднем анализируют без ошибок и имеют полный доступ к необходимой информации. Поэтому ожидания экономических агентов, особенно фирм, можно считать рациональными.

Из теории рациональных ожиданий вытекает вывод, что будущая экономическая ситуация формируется в основном на основе ожиданий основной массы экономических агентов. Например, если большинство руководителей фирм ожидают, что в следующем году инфляция составит около 10%, то они закладывают примерно такое повышение цен в свои долгосрочные контакты, по которым их фирмы будут поставлять свою продукцию покупателям в следующем году. А в результате будущая инфляция будет во многом определяться этими контрактными ценами. Подобный вывод о важности ожиданий хозяйствующих субъектов стал ценным вкладом теории рациональных ожиданий в экономическую науку.

Вторая идея теория рациональных ожиданий не всегда подтверждается жизнью. Ожидания экономических агентов не является абсолютно рациональными из-за их нередких ошибок в анализе, асимметрии информации, а главное - из-за отсутствия в принципе точной информации о будущем. Накапливающиеся ошибки в решениях о размещении экономических ресурсов, особенно капитала, приводят к тому, возникает перепроизводство продукции и экономический рост превращается в экономический спад. Говоря иначе, рациональностью не преодолеть до конца экономическую неопределенность, да и экономические агенты не абсолютно рациональны

Если теория рациональных ожиданий описывает формирование экономических решений на микроуровне (домохозяйства и фирмы), то теория общественного выбора описывает их на макроуровне (государство). Если раньше экономисты исходили из предпосылки, что государство в своем поведении преследует только общественные интересы, то теория общественного выбора предлагает взглянуть на то, как люди используют государство в своих экономических интересах. Эта теория рассматривает политическую жизнь по аналогии с экономической жизнью, где каждый преследует прежде всего личный интерес, а в результате политическая жизнь является своего рода рынком. На этом рынке экономические агенты конкурируют за принятие выгодных им экономических решений (например, через лоббирование) и за доступ к тем экономическим ресурсам, которые контролирует государство. В свою очередь, и государство в лице бюрократов преследует на этом рынке не только интересы всего общества, но и свои собственные.

Россия является ярким примером приложения к жизни теории общественного выбора. Постоянное давление наиболее сильных экономических агентов на правительство по вопросам принятия решений и доступа к ресурсам так же велико, как велико влияние и российской бюрократии на хозяйственную жизнь.

Характерно, что первая книга Адама Смита называлась «Теория нравственных чувств» (1759). В ней он обосновывал мысль, что основа этики (моральных правил общества) - это способность человека ставить себя в положение другого. Приложение этого принципа к поведению экономических агентов означает, что « homo economicus» при преследовании личных интересов не должен пренебрегать интересами других, или, говоря языком Смита, расчетливость должна дополняться сочувствием.

Более того, при абсолютно эгоистическом поведении экономических агентов, т.е. преследовании ими своих интересов без ограничений, ведение хозяйственной жизни осложняется. У домохозяйств растут потери от воровства, фальсифицированных товаров, не выданной заработной платы; у фирм возрастают расходы на охрану, отслеживание исполнения контрактов, взятки; у некоммерческих организаций растет угроза использования их средств не по назначению; государство забывает об общественных интересах и чиновники используют свои должности для личных интересов. В результате проигрыш общества в целом превышает выигрыш отдельных экономических агентов от их неограниченного эгоизма. В экономической теории нечестные действия экономических агентов называют оппортунистическим поведением.

Чем больше в обществе оппортунистического поведения, тем выше в нем транзакционные издержки.

Отсюда возникает необходимость хозяйственной (предпринимательской) этики, т.е. свода моральных правил ведения хозяйственной жизни. Хозяйственная этика является приложением общечеловеческой этики к хозяйственной жизни и состоит как из законов, так и традиционных правил поведения (традиций). Как и в общечеловеческой этике, традиционное поведение часто имеет большее значение, чем законы. Ведь законы большей частью выросли из традиционных правил поведения, а главное - они плохо соблюдаются, если противоречат традициям. И законы, и традиции меняются, но последние меняются медленно.

Австрийский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992) выдвинул идею, что культурная эволюция человечества основывается на групповом отборе, в ходе которого одни группы людей (сообщества, народы, страны) конкурируют с другими на основе своих способностей приспосабливаться к меняющимся условиям. Моральные правила, которые превращают в ходе этой эволюции в традиции, становятся способом приспособления к меняющимся условиям и вытекающим из этих условий эффектам, которые трудно осознать наперед (т.е. способом приспособления к неопределенности). А в результате «групповой отбор благоприятствовал тем группам, чьи основанные на традициях правила поведения сделали их способными на основе рынка адаптировать свои действия к эффектом, которые они не сознавали… Две решающие группы правил поведения … - это правила частной собственности … и правила, касающиеся семьи». Примерами таких групп могут в царской России старообрядцы, в Европе - протестанты.

В современной России этика поведения экономических агентов стала больной проблемой. Невысокая и в прежние времена, она сильно упала в последние десятилетия. Во многом это следствие уже давно переживаемого страной морального кризиса. Будем надеяться, что Россия справиться с этим кризисом.