Экономический рост и его государственное регулирование. Государственное регулирование экономического роста

Экономический рост зависит от инвестиционных планов предпринимателей. Однако, поскольку, согласно кейнсианским воззрениям, инвестиционный спрос нестабилен, постольку для обеспечения динамичного развития экономики необходимо государственное вмешательство.

Рыночный механизм, работающий в автоматическом режиме, не может обеспечить стабильный экономический рост, поэтому экономический рост – зона высокой активности государства. Государство может влиять на экономический рост, используя такие методы непосредственного регулирования, как финансирование НТП, образования, создание рабочих мест и поддержание полной занятости, охрана окружающей среды и т.п.

К косвенным методам , используемым государством для стимулирования экономического роста, можно отнести все экономические методы воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение. В частности, такие, как:

1) создание для инвесторов стимулов для вложения капитала;

2) проведение в период спада стимулирующей фискальной политики (снижая налоги и увеличивая государственные расходы) и политики «дешевых» денег (увеличивая денежную массу и снижая процентные ставки);

3) стимулирование экспорта;

4) создание благоприятного инвестиционного климата;

5) борьба с инфляцией, которая негативно отражается на инвести­ци­он­ном спросе и т.п.

Ускорение темпов научно-техническо­го прогресса, произошедшее во второй половине XX в., обуслови­ло появление в развитых западных странах нового качества эконо­мического роста , которое характеризуется следующими чертами.

Во-первых, интенсивный тип развития становится господствую­щим, а значение экстенсивного типа – минимальным.

Во-вторых, в общей структуре производимых товаров и услуг приоритет принадлежит продукции передовых наукоемких отраслей.

В-третьих, уровень производства в развитых странах достиг та­кого состояния, при котором все большее значение получает не количественное увеличение потребляемых товаров, а повышение качества жизни в целом. Общество осознает необходимость защи­ты окружающей среды от производственной деятельности человека и сохранения невосстановимых природных ресурсов. Государство принимает законы по охране экологии, и в результате появляются дополнительные факторы, ограничивающие рост.



Государство вынуждено учитывать новые особенности экономи­ческого роста при выборе политики развития народного хозяйства, которая может выполнять стимулирующую или сдерживающую роль.

Политика стимулирования основывается на следующих теорети­ческих положениях:

§ экономический рост в условиях постоянного увеличения насе­ления является главным и единственным источником повышения уровня жизни. Он решает проблему несоответствия имеющихся ре­сурсов потребностям общества;

§ экономический рост позволяет снизить противоречия в распре­делении доходов, улучшить положение бедных слоев населения;

§ экономический рост, повышая благосостояние общества в це­лом, обеспечивает совершенствование качества жизни, предоставляя больше возможностей для отдыха и удовлетворения нематериаль­ных потребностей.

Политика стимулирования роста может осуществляться с помо­щью стимулирования совокупного спроса, то есть так называемая политика «дешевых денег». В соответствии с кейнсианской док­триной применяются низкие ставки ссудного процента, которые обеспечивают постоянный приток инвестиций. Активно осуществ­ляется стимулирование производства с помощью налоговых льгот, практики ускоренной амортизации и тому подобных мер. Государ­ство стимулирует также спрос с помощью увеличения своих рас­ходов, особенно на военные нужды и милитаризацию экономики.

Увеличению производственного потенциала экономики способствует также проводимая государством промышленная политика : государство берет на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Эта политика, во-первых , включает меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных в высокопроизводительные отрасли. Во-вторых , государство берет на себя расходы на фундаментальные исследования, стимулируя научно-технический прогресс. И, наконец, в-третьих , государство увеличивает расходы на образование, повышая качество рабочей силы и рост производительности труда.

Политика сдерживания экономического роста основывается на следующих положениях:

§ растущее производство ускоряет уничтожение природных ресур­сов, которые ограниченны и невосполнимы, наносит непоправимый ущерб окружающей среде;

§ развитие технологий порождает дополнительные социальные проблемы из-за быстрого изменения применяемой техники, ускоре­ния процесса устаревания знаний. Работники могут не найти себе работу из-за постоянно возрастающих требований. Кроме того, в новых технологиях работник все больше становится придатком ма­шины, что также порождает социальные проблемы;

§ рост сопровождается чрезмерной урбанизацией общества, нега­тивно сказываясь на качестве жизни.

Политика «нулевого роста» предполагает поддержание темпов экономического роста в соответствии с темпами роста населения. Это позволяет сохранить существующий высокий уровень жизни и одновременно поддерживать сложившееся равновесие между уров­нем занятости и уровнем инфляции. Эта политика в последние десятилетия трансформировалась в природоохранную политику, позволяющую существенно ограничить негативное влияние на ок­ружающую среду. Для этого устанавливаются жесткие экологиче­ские стандарты и применяются крупные штрафные санкции за их нарушение, повышаются налоги на вредные производства.

Выводы по 3 вопросу

Экономический рост – это увеличение производственных возможностей общества. Он измеряется темпом роста реального объема ВНП в абсолютном выражении или в расчете на душу населения. В зависимости от источников роста различают экстенсивный и интенсивный рост. Основные факторы экономического роста – это ресурсный потенциал страны, факторы спроса (совокупные расходы) и факторы распределения ограниченных ресурсов общества. Роль факторов предложения анализируется на основе производственной функции. Среди факторов спроса первостепенное значение имеет инвестиционный спрос, от масштабов, динамики, структуры которого во многом зависит экономический рост. Связь между инвестициями и динамикой экономического роста характеризует механизм мультипликатора-акселератора.

Заключение

Выводы по лекции:

1. Ограниченность ресурсов, цикличность развития оказывают непосредственное воздействие на экономический рост страны, обеспечение которого является важнейшей целью экономической политики государства.

2. Экономический рост – это увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год), который рассчитывается как прирост реального ВВП.

3. Качество и темпы экономического роста непосредственно зависят от его типа. Выделяют экстенсивный и интенсивный типы. Оба типа роста существуют одновременно, доминируя друг над другом на разных временных этапах. Преобладание того или иного типа обусловливается существованием различных комбинаций факторов производства.

4. Экономический рост зависит не только от общих тенденций, связанных со средне- и долгосрочными циклами, но и от уровня развития экономики страны, формы политической системы, характера проводимой экономической политики и т.п.

5. Государственная политика экономического роста может носить стимулирующий или сдерживающий характер.

Задание на самостоятельную подготовку:

1. Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

2. Выписать основные экономические категории и понятия в словарь и выучить их.

Следующее занятие –

Учебно-материальное обеспечение следующего занятия:

1. Конспекты лекций.

2. Словари основных терминов и понятий.

3. «Лектор-2000».

Ответы на вопросы студентов.

Разработчик – кандидат экономических наук

Доцент Н. Рощина


Капиталовооруженность труда – количество машин и оборудования, приходящееся на одного работника.

Капиталоемкость продукции – показатель, характеризующий, какой основной капитал необходим для выпуска продукции, товаров, услуг стоимостью в 1 рубль (или в расчете на другую денежную единицу).

Капиталоемкость определяется путем деления стоимости основных средств на объем продукции в денежном выражении, выпускаемой за один год. Например , если стоимость основных средств предприятия составляет 3 млн. рублей и в год оно выпускает продукцию стоимостью 1,5 млн. рублей, то капиталоемкость продукции равна 3/1,5=2, то есть 2 рубля основного капитала на рубль выпускаемой продукции.

Экономический рост и его государственное регулирование.

План

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Общая характеристика экономического роста.

1.1. Понятие экономического роста.

1.2. Факторы экономического роста.

Глава II. Теории экономического роста.

2.1. Кейнсианские модели экономического роста.

2.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.

2.3. Теория нулевого экономического роста.

Глава III. Государственное регулирование экономического роста.

Заключение.

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Экономический рост составляет центральную задачу для всех наций.

В России в последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. При этом снижение доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста.

Экономический рост - увеличение ВНП на душу населения. Увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета.

Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства, чему способствуют различные теории экономического роста, в той или иной мере применяемые экономистами на практике.

В данной работе я хотела бы рассмотреть понятие экономического роста, теории, с ним связанные, а также то, как государство воплощает их в жизнь в своей регулирующей деятельности.

Глава I . Общая характеристика экономического роста.

1.1. Понятие экономического роста.

Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост- это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.

Большинство моделей роста исходит из того, что увеличение реального объема, с выпуска происходит прежде всего под влияни-ем роста основных факторов производства -- труда (L) и капитала (К). Фактор "труд" обычно слабо поддаётся воздействию извне, тогда как величина капитала может быть скорректирована опре-деленной инвестиционной политикой (6, с. 93) . Как известно, запас капи-тала в экономике со временем сокращается на величину выбытия (амортизации) и увеличивается за счет роста чистых инвестиций. Вполне очевидно, что ценен не сам по себе, а в качестве основы повышения благосостояния населения, по-этому качественная оценка роста часто дается через оценку ди-намики потребления.

Анализ со стороны спроса необходимо соединить с факторами, опреде-ляющими динамику предложения, и выяснить условия дина-мического равновесия спроса и предложения в экономике. Стратегической переменной, с помощью которой можно управлять экономическим ростом, являются инвестиции.

Наиболее простой кейнсианской моделью роста являет-ся модель Е.Домара, предложенная в конце 40-х годов. Технология производства представлена в ней производст-венной функцией Леонтьева с постоянной предельной про-изводительностью капитала (при условии, что труд не явля-ется дефицитным ресурсом). Модель Домара исходит из того, что на рынке труда существует избыточное предложе-ние, что обусловливает постоянство уровня цен. Выбытие капитала отсутствует, отношение К/У и норма сбережений - постоянны. Выпуск зависит фактически от одного ресур-са - капитала. Для простоты можно принять также инве-стиционный лаг равным нулю.

Фактором увеличения спроса и предложения в экономике служит прирост инвестиций. Если в данном периоде инвести-ции выросли на, то, и соответствии с эффектом мультипли-катора, совокупный спрос возрастет на ДI , то в соответствии с эффектом мультипликатора, совокупный спрос возрастет на

ДYAD=ДIm=ДI(l/l-b)=ДI(l/S),

m- мультипликатор расходов,

b- предельная склонность к потреблению,

S -предельная склонность к сбережению.

Увеличение совокупного предложения составит ДYAS=aДK, где а - предельная производительность ка-питала (по условию - постоянна). Прирост капитала ДK обес-печивается соответствующим объемом инвестиций I, потому можно записать: ДYAS=aI.

Список использованной литературы.

Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, - М., БГЭУ, 1997.

Берман Б. , Дж. Р.Эванс. Маркетинг - М., 1990

Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрист, 1997

Булатов А.С. Экономика - М: Бек, 1997.

Булатов А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов - М.: 1995

Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М., 1996.

Кемпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л. Экономикс., т.1. - М., 1992.

Киселева Е.А., Чепурин М.Н., Курс экономической теории - “АСА”, Киров, 1997г.

Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 1998.- № 4.

Райхлин Э. Основа экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2001г.

Роббинс Л. Предмет экономической науки., т. 1. - М.: 1993

Чепурин М. Н. Курс экономической теории. - Киров: 1995

С начала XXI в. российская экономика демонстрирует достаточно успешное поступательное развитие. В 2008 г. объем производства ВВП в стране превысил предкризисный уровень 1990 г. (однако по самому главному компоненту экономического роста - производству промышленной продукции он до сих пор не достигнут). Иными словами, преодоление спада и его последствий охватило период 8 лет (следует напомнить, что уровень производства 1941 г., несмотря на колоссальные разрушения, вызванные войной, был достигнут уже в 1949 г., т.е. за 3,5 г.).

Практика последнего десятилетия показала, что либеральнорыночная модель трансформации хозяйственной системы оказала противоречивое воздействие на развитие экономики и социальной сферы в России. Все больше усиливается неравномерность социально-экономического развития отраслей, регионов. Отчетливо прослеживается нелинейность изменения количественных и качественных параметров их функционирования.

В значительной степени это связано с тем, что на первом этапе экономических преобразований (1991 - 1998 гг.) в хозяйственной системе наблюдался стабильный трансформационный спад производства во всех отраслях экономики. И лишь по мере овладения инструментами регулирования экономики в течение 1999-2008 гг. реальностью стал устойчивый экономический рост, характеризующийся приростом ВВП около 6-7% и более в год.

В то же время потенциал экономического роста этих лет был обусловлен наличием незадействованных производственных мощностей, эффектом почти пятикратной девальвации рубля и благоприятной конъюнктурой мировых рынков топливно-энергетических ресурсов. Поэтому подавляющая часть роста была связана с количественным увеличением их производства (например, добыча нефти выросла в 1,5 раза, выплавка стали и чугуна более чем в 1,7 раза и т.д.).

Анализ, проведенный учеными РАН, показал, что указанные факторы обеспечили не менее 4 процентных пунктов роста, следовательно, фондовый рост, связанный с внутренними факторами экономической динамики, не превышал 4% годовых, т.е. его величины в 2012 г. Таким образом, необходима смена парадигмы экономического роста, ориентирующаяся на его фундаментальные, а не конъюнктурные факторы. В сложившихся условиях выход России на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, что невозможно в полной мере с помощью одних лишь рыночных механизмов, а требует государственного регулирования.

Необходимо окончательно перейти в практике государственного регулирования экономического роста к применению многофакторной модели, в отличие от используемой в настоящее время модели «дерегулирования», результатом которой стало неоправданное увеличение доли посреднических услуг в структуре ВВП.

Усиление государственного регулирования экономического роста требует радикальной реорганизации финансовых потоков, значительного увеличения бюджетных расходов на модернизацию наукоемких отраслей, включая инфраструктурные, на реализацию национальных инвестиционных проектов высокой социальной значимости, активизацию демографической политики, использование новых форм поддержки науки, образования, здравоохранения.

Несмотря на колоссальные разрушения, понесенные в годы ельцинских реформ, российская экономика все еще обладает научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ: высоким уровнем образования населения; значительным творческим потенциалом работников; сохранившимися научно-техническими заделами, уникальными технологиями по ряду направлений, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка; свободными производственными мощностями в ряде передовых отраслей (прежде всего оборонно-промышленного комплекса), позволяющими быстро увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью; богатыми природными ресурсами, обеспечивающими большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях; крупными валютными резервами; огромной территорией и емкостью внутреннего рынка; историческими традициями великой державы; большим объемом несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно существенно (примерно в 3 раза) поднять уровень инвестиционной активности.

Государственное регулирование может содействовать наиболее полному использованию этих ресурсов, что позволит внести в динамику хозяйственных процессов устойчивые тенденции, ускорить темпы роста.

Известные прецеденты высоких темпов экономического роста таких стран, как СССР, Япония, Корея и другие, обычно были связаны со значительной ролью государства в деле выработки стратегии развития национальной экономики. Именно с помощью государства можно было концентрировать (при ограниченном внутреннем спросе на ранних стадиях развития) инвестиционные ресурсы на перспективных направлениях. Внутренний потребительский спрос подтягивался по мере экономического роста - таково классическое «экспортное решение» в Юго-Восточной Азии.

Можно выделить следующие возможные формы и основные направления политики Российского государства, обеспечивающей благоприятные условия экономического роста:

  • 1. Согласование приоритетов развития на всех уровнях и во всех сферах экономики. Государство ответственно за поддержание оптимальных внутри- и межотраслевых пропорций производства, равно как и за сбалансированность развития ее регионов, оптимизацию структуры экспорта. Коррективы в динамику пропорций могут вноситься двояким образом. С одной стороны, путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций тем отраслям или регионам, которые, по мнению Правительства, нуждаются в государственной поддержке. С другой стороны, путем предоставления льготных кредитов или государственных гарантий частным кредиторам, ссужающим им свои капиталы в их развитие, и, наконец, путем прямого или косвенного субсидирования их из государственного бюджета.
  • 2. Структурная перестройка экономики. Государственная структурная политика должна быть в современных условиях направлена на то, чтобы, с одной стороны, сохранить потенциал перспективных производств и создать условия для их роста не только при благоприятной, но и при неблагоприятной экономической конъюнктуре. С другой стороны - облегчить процессы высвобождения капитала и труда из устаревших и бесперспективных сфер и отраслей, обеспечить их санацию и перепрофилирование и в последующем ускоренный рост.
  • 3. Выработка в рамках промышленной политики ориентиров, достижение которых будет способствовать экономическому росту. К ним могут относиться:
    • снижение материальных затрат (на топливо и энергетику, транспорт);
    • улучшение использования производственных мощностей;
    • ограничение и снижение внутренних цен на энергоносители, сырье, электроэнергию и транспорт, отказ от их ориентации на так называемый мировой уровень, загоняющей отечественную экономику и социальную сферу в тупик (в настоящее время, к сожалению, государственная политика реализуется в противоположном направлении);
    • стимулирование развития крупных корпораций в передовых сферах народного хозяйства, которые могут послужить для нее своего рода локомотивом.
  • 4. Обеспечение более активного включения отечественной экономики в международное разделение труда и мирохозяйственные связи, преодоление ее сырьевой ориентации.
  • 5. Расширение производства наукоемкой продукции, отвечающей требованиям мирового рынка, что прежде всего стимулировало бы соответствующие технологические сдвиги в смежных производствах и модернизацию последних. Тем самым передовые в научно-техническом отношении секторы стали бы двигателями прогрессивных структурных сдвигов и перестройки промышленной организации, повышения эффективности общественного производства, ускорения темпов его роста.
  • 6. Проведение грамотной инвестиционной политики. Главным стимулом для улучшения инвестиционного климата в стране является рост отечественных капиталовложений. В условиях сегодняшнего оживления после достаточно глубокого инвестиционного кризиса в России первоочередной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, действие которого основывается на непосредственной государственной поддержке высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счет «перелива» инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия.

При этом важно отметить, что инвестиции должны осуществляться в передовые отрасли, обеспечивающие конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке, а также инфраструктурные объекты - дороги, водные пути, гидротехнические сооружения, железные дороги, трубопроводный транспорт, в то, что пока остается в руках государства.

  • 7. Разработка государственной научно-технической и инновационной политики, которая заключается в определении приоритетов развития всей экономики, поддержке инноваций, способствующих повышению конкурентоспособности производственного потенциала страны. Высокотехнологический сектор должен занять главенствующее место в экономике России, поскольку именно здесь может быть достигнут самый высокий уровень производительности труда и эффективности инвестиций.
  • 8. Активизация кредитно-денежной политики с целью обеспечения условий кредитования экономического роста и приведения объемов денежного предложения в соответствие со складывающимся спросом на кредитные ресурсы. В качестве основного инструмента здесь можно использовать систему государственных банков развития.
  • 9. Создание условий для развития предпринимательства, что подразумевает: ликвидацию накопившихся ценовых диспропорций; санацию излишних посреднических звеньев; регулирование цен на продукцию естественных монополий; увеличение государственных закупок передового отечественного оборудования в целях обеспечения общественных нужд.
  • 10. Защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа

Вопросы и задания

  • 1. Раскройте содержание понятия «экономический рост» и укажите его цели.
  • 2. Назовите прямые и косвенные факторы экономического роста.
  • 3. Перечислите основные разновидности интенсивного экономического роста и перечень показателей, характеризующих интенсивность роста экономики.
  • 4. Охарактеризуйте основные виды экономических циклов.
  • 5. Рассмотрите основные фазы экономического цикла и раскройте их содержание.
  • 6. Объясните, в чем заключается содержание и методы государственной политики в сфере регулирования циклического развития экономики.
  • 7. Укажите основные формы и направления политики экономического роста России.

макроэкономический интенсивный доход

Макроэкономическая политика государства, кроме других направлений, должна включать и меры по стабилизации экономики и экономическому росту. С этой целью государство влияет на источники и факторы экономического роста. Его обобщающие показатели: ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения, а также норма накопления капитала возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью увеличения основного капитала. Устойчивому состоянию экономического роста соответствует определенное значение нормы сбережений, которое обеспечивает максимум потребления на одного работника и таким образом максимизирует экономическое благосостояние. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то государственная политика должна быть направлена на увеличение нормы сбережений и инвестиций .

Привести к увеличению национальной нормы сбережений государственная политика может двумя путями: непосредственно через увеличение государственных сбережений и косвенно - через создание стимулов для увеличения частных сбережений. Государственные сбережения - это разница между государственными доходами и расходами. В условиях бюджетного дефицита происходит вытеснение инвестиций, уменьшается запас основного капитала. Поэтому правительство должно проводить такую налоговую политику, которая направлена на предоставление скидок с подоходного налога тем фирмам, которые инвестируют в основной капитал. Частные же сбережения правительство может стимулировать путем освобождения от налогов личных пенсионных счетов и введения льгот определенным социальным группам.

Еще одним направлением государственной политики содействия экономическому росту должно быть стимулирование технического прогресса путем поощрения научных исследований. Развитие патентной системы дает временную монополию изобретателю. Проведение налоговой политики, частью которой могут быть льготы научно-исследовательским организациям, а также переведения ряда фундаментальных исследований на бюджетное финансирование. Такие мероприятия государства важны потому, что это единственный источник роста ВВП и ВНП в долгосрочном периоде.

Если рассматривать экономику в краткосрочном периоде, то величина и темпы роста ВВП и ВНП зависят от совокупного спроса на товары и услуги (в краткосрочном периоде цены не гибки). А факторы, влияющие на совокупный спрос, в конечном счете, будут тормозить или стимулировать экономический рост.

Практика развитых государств в области экономического роста включает в себя следующие направления :

  • 1. Прежде всего, государство берет на себя решение тех проблем, которые недоступны рыночной системе. Это финансирование фундаментальных исследований, производство общественных товаров, ликвидация последствий внешних эффектов, антимонопольная политика и т. п. Указанные проблемы были рассмотрены ранее. Ввиду этого в повторном их анализе нет необходимости.
  • 2. Антициклическое регулирование или политика краткосрочной стабилизации. Задача государства виделась в том, чтобы не допустить жестких дисбалансов рынков, а поскольку предложением управлять сложнее, то возникла необходимость регулирования спроса. Главным способом антициклического регулирования стала денежная политика. При ее осуществлении государство вызывает два эффекта. Во-первых, увеличивается объем денежной массы в обращении и прогрессирует открытая инфляция, результатом же является рост потребительского спроса - что и требовалось правительству. Во-вторых, по мере роста предложения денег начинают падать процентные ставки. Конечным же результатом этого процесса становится возрастание величины инвестиционного спроса. Манипулировать совокупными расходами можно не только при помощи денежной политики, но и налоговой. В данном случае государство может действовать следующим образом, во время спада уменьшать налоги, увеличивая, таким образом, размер эффективного спроса; а в периоды подъема - проводить противоположную политику. Так, инвестиционные методы, связанные с денежной эмансипацией и наращиванием расходов государства, уходят в прошлое, уступая место налоговой политике. Основной расчет делается на уменьшение ставок налогообложения, и в первую очередь это относится к прибыли, поскольку последняя выступает основой инвестиционного процесса.
  • 3. Структурное регулирование. Решая данную проблему, государство стремиться снизить риск осуществления инвестиционных проектов, стимулирует предпринимателей осваивать новые сектора экономики, где перспективы получения прибыли первоначально туманны, поддерживает экспортные отрасли и т. п. Осуществляя указанную деятельность, правительство использует инструменты бюджетной и кредитной политики. Может производиться распределение субсидий, могут применяться налоговые льготы, выдаваться льготные кредиты и т. п.
  • 4. Политика ускоренной амортизации. Она проводится посредством увеличения государством нормы амортизации основного капитала. Это дает возможность предпринимателям быстрее обновлять средства труда. Наибольшие нормы амортизации характерны для самых передовых отраслей. Политика ускоренной амортизации ведет к высоким темпам обновления основного капитала, что расширяет спрос на современные средства труда, увеличивает емкость рынка, особенно для продукции передовых отраслей.
  • 5. Налоговая политика. Под влиянием идей "экономики предложения" она заняла доминирующее положение в области инструментов государственного стимулирования экономического роста. Главное направление ее радикальной реформы в значительном уменьшении ставок налогообложения в целях мобилизации частного сектора экономики. По замыслу теоретиков предложения снижение их должно быть дифференцированным и пропорциональным предельной эффективности капитала. В первую очередь это относится к налогам на доходы капитальных вложений, поскольку это позволит переместить в производственную сферу денежные ресурсы, которые ранее вкладывались в недвижимость, потреблялись и т. п. Особая роль отводится и реформе налогообложения лиц с высокими доходами, основной приводимый в этом плане аргумент состоит в том, что богатых отличает большая склонность к сбережению, чем бедных. По мнению теоретиков предложения, налоговая реформа должна вызывать следующие эффекты.

Во-первых, снижение налогов на доходы от инвестиций приведет к увеличению их эффективности. С течением времени это обернется ростом объема капитальных вложений и нормы накопления; ускорится обновление основного капитала, увеличится производительность труда и и темпы экономического роста.

Во-вторых, уменьшение подоходных налогов приведет к увеличению частных сбережений и кредитных ресурсов. Согласно теории предложения, объем сбережений возрастет на столько, что его хватит не только для частных инвестиций, но и для финансирования кратковременного бюджетного дефицита. Частные сбережения рассматриваются как своеобразный резерв денежных средств, позволяющий размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибегая к эмиссии. Кроме этого, снижение подоходных налогов окажет положительное влияние на занятость не только косвенным путем, через увеличение инвестиций, но и непосредственно - путем повышения реальной эффективности трудовых ресурсов и снижения естественной безработицы.

В-третьих, уменьшение налогов приведет не к росту бюджетных дефицитов, а наоборот, к их сокращению и в результате обернется сильным антиинфляционным фактором.

В четвертых, сокращение налогов в сочетании с обязательством ликвидировать дефицит приведет к уменьшению государственных расходов и в конечном счете обернется "очищением" рынков, за что и ратуют теоретики предложения.

В-пятых, снижение налоговых ставок, сокращение бюджетных дефицитов, жесткое ограничение темпов роста предложения денег позволяют полностью ликвидировать инфляцию и обеспечить возможности для беспрепятственного экономического роста.

  • V. Цена экономического продукта. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
  • X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  • Макроэкономическая стратегия стимулирования экономического роста в разных странах и регионах мирового сообщества на различных этапах ее развития имела свою специфику, при этом использовались раз­личные теоретические концепции при умелом сочета­нии рекомендаций неоклассического и посткейнсиан-ского направлений.

    Сложившаяся после «великой депрессии» 1929 - 1933 гг. система государственного регулирования в США была ориентирована преимущественно на управление факторами совокупного спроса. Стимулирование ка­питаловложений происходило на основе низких про­центных ставок, а через общественные работы регули­ровалась занятость населения. Однако в послевоенный период страны Западной Европы и Япония, развивав­шиеся более высокими темпами, существенно потесни­ли экономические позиции США. Так, в середине XX в. доля США в ВВП капиталистического мира состав­ляла 47 %, в промышленном производстве - 51, во внешнеторговом обороте - 16,5%. США опережают своих конкурентов на ключевых направлениях науч­но технического прогресса, определяющих перспекти­вы развития экономики, в частности в производстве средств автоматизации, электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и информационных систем, лазерной техники и полупроводников, атомной энергетике и авиакосмической промышленности. Ускоренное разви­тие этих отраслей привело к глубоким качественным изменениям современных производительных сил США.


    Изменилась структура экономики (появились новые отрасли), произошли перевороты в научных концеп­циях, технике и технологии. Вместе с тем в 70-е гг. (1969 - 1971 и 1974 - 1975) страна пережила два тяжелых промышленных кризиса, которые сопровож­дались ростом цен, резкими диспропорциями в топ­ливно-энергетическом балансе страны, расстройством внешнеторговых и валютно-финансовых операций и общим кризисом государственных методов регулиро­вания экономического роста. К 80-м гг. снизились тем­пы прироста ВНП до 2,8 %. Общее замедление темпов экономического роста было обусловлено прежде всего вялостью инвестиционных процессов в сфере матери­ального производства. Валовые частные инвестиции увеличились за 10 лет в среднем только на 27 %. Одна­ко замедление темпов экономического развития было связано не только с вялостью инвестиционных процес­сов, но и с сокращением прироста потребительских и государственных расходов, что обусловило значитель­ную недогруженность производственных мощностей, а значит, и низкие темпы прироста промышленного про­изводства.

    Четырехкратный рост цен на нефть на мировом рынке также создал экономические проблемы в стране и поставил перед США задачу структурной перестрой­ки топливно-энергетического комплекса. Решить ее предполагалось путем увеличения добычи угля и пе­ревода промышленных и коммунальных предприятий на использование угля вместо нефти и газа, ускорен­ного производства жидкого горючего из угля и слан­цев, развития атомной, солнечной и геотермальной энер­гетики. Большое значение придается рациональной структуре использования энергии, ужесточению стан­дартов ее потребления и стимулированию экономного расходования. В этой ситуации назрела необходимость новых теоретических и практических подходов к го­сударственному регулированию экономического роста с учетом факторов совокупного предложения.

    С приходом к политической власти неоконсервато­ров во главе с Р. Рейганом были реализованы новые модели экономического роста. Суть их заключалась в


    переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике совокупного предложения на ос­нове стимулирования инвестиций в машины, оборудо­вание и перспективные технологии. Сторонники «кон­цепции предложения» (А. Леффер, П.Роберте, Дж. Ва-ницки и др.) ориентируют на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы, которые сводятся к трем основным направлениям воз­действия государства на экономический рост:

    стимулирование НТП и развитие наукоемких от­раслей;

    увеличение государственных расходов на образо­вание, подготовку и переподготовку квалифицирован­ных кадров в масштабе страны;

    перестройку налоговой системы путем повсемест­ного уменьшения предельных налоговых ставок как для отдельных индивидов, так и для деловых пред­приятий. Уменьшение налогов в 1981 г. сократило, во-первых, предельные налоговые ставки с конкретного индивида с 70 до 50 %, во-вторых, снижение налогооб­ложения усилило инвестиционные мотивы в деловых сферах. Налоговая реформа 1986 г. в США вызвала дальнейшее уменьшение предельных налоговых ста­вок, но сопровождалась она повышением налогообло­жения прироста и увеличения рыночной стоимости капитала, что не способствовало развитию инвестици­онных процессов. Предполагалось, что сокращение"на­логовых ставок должно способствовать личной заинте­ресованности каждого к высокопроизводительному труду, а также поощрять процессы сбережения и ин­вестирования. Дальнейшее повышение роста естествен­ного уровня реального объема производства требовало реформирования структуры управления, системы соци­ального обеспечения и использования достижений НТП.

    Такая экономическая концепция вошла в противо­речие не только с кейнсианской моделью, ориентиро­вавшейся на активизацию факторов совокупного спро­са, но и с монетаристской. Основные претензии к сто­ронникам монетаристского подхода состояли в следу­ющем: по мнению авторов изложенной экономической программы, медленный рост количества денег, находя-


    щихся в обращении (на уровне 3 % в год), ограничи­вал возможности экономического роста. Отрицая жес­ткий 3% ный контроль за увеличением денежной мас­сы, они слишком большое внимание уделяли уровню цен как промежуточной цели денежно-кредитной по­литики. Снижение уровня цен на основные товары широкого потребления в начале 80-х гг. утвердило мно­гих сторонников «концепции предложения» во мне­нии, что проводимая в тот период денежно-кредитная политика характеризовалась рядом искусственных ог­раничений. Однако главными целями макроэкономи­ческого регулирования экономического роста современ­ных теории США являются высокие темпы роста про­изводства, решение социальных проблем, проблем за­нятости, безработицы, инфляции, бедности и повыше­ния благосостояния населения, которые успешно ре­шаются с помощью привлечения иностранных инвес тиций и экспорта капитала в другие страны с целью более эффективного их приложения и использования.

    Государственное регулирование экономического роста Японии осуществлялось с учетом активизации факторов совокупного предложения, характерной осо­бенностью которого является значительное превыше­ние уровня роста производительности труда над уров­нем заработной платы. Совокупный спрос государство сдерживает путем незначительного ежегодного увеличе­ния ассигнований на общественные работы и снижения учетной ставки центрального банка (банка Японии).

    Кризисы, охватившие многие развитые капиталис­тические страны, в разные годы усугубляли положе­ние Японии, так как она в значительно большей сте­пени, чем другие страны, зависела от внешних рын­ков, где она реализовала большую половину своей промышленной продукции. Повышение цен на энер­горесурсы на мировых рынках вызвало бурные ин фляционные процессы, усугубленные спекулятивны­ми операциями международных нефтяных и дру­гих монополий. Это привело к совершенно необычно­му явлению для кризисного периода: в условиях низ­кого спроса наблюдалось резкое повышение оптовых и розничных цен.


    Кризис повлиял и на инвестиционную активность частных предприятий: резко сократились расходы на приобретение машин и оборудования. Даже в период оживления прирост инвестиций осуществлялся медлен­но, что тормозило развитие экономики. Это было связа­но прежде всего с относительным перенасыщением основного капитала, ослаблением спроса и ухудшени­ем финансового положения фирм. Многие отрасли материального производства (сталелитейная, судостро­ительная, химическая, нефтехимическая и др.) резко сократили свои капиталовложения, а государство не могло им компенсировать такое сокращение.

    Сложившаяся экономическая ситуация вызвала повышение уровня безработицы, который увеличивал­ся даже в условиях оживления и подъема экономики.

    Япония относится к числу стран с высокой концен трацией и централизацией производства и капитала. В результате послевоенных преобразований прежние японские «дзайбацу» были распущены, но они вновь возродились, превратившись в мощные финансово-мо­нополистические группы, такие как «Мицубиси», «Ми цуи», «Сумитомо» и др.

    Процессы концентрации и централизации соб­ственного капитала, а также привлечение иностранных инвестиций дали возможность Японии реализовать крупные инвестиционные проекты в промышленнос­ти и уже в 80-е гг. выйти на передовые позиции в мире по производству теле- и радиотехники, авто­мобилей, в электронике, тяжелом машиностроении и др.

    Япония участвует в инвестиционных проектах по созданию различных комплексов по добыче и перера­ботке руд черных и цветных металлов, выпуску това­ров химической и нефтехимической промышленнос­ти и производству товаров электронной промышлен­ности на Ближнем Востоке, в Юго Восточной Азии, Латинской Америке, Китае и других странах мирового сообщества.

    Характерной особенностью стран Западной Европы является то, что в послевоенный период их экономика развивалась высокими темпами, особенно в 50-е гг.


    Высокие темпы экономического роста большинства западноевропейских стран были достигнуты благода­ря их ориентации на факторы совокупного предложе­ния. В частности, примерно до середины 50-х гг. важ­ную роль играл такой фактор, как массовое обновление основного капитала. Это относится прежде всего к тем странам, которые наиболее тяжело пострадали от вой­ны. Необходимо отметить, что обновление основного капитала происходило в условиях бурного развития НТР. Кроме того, в 50-е гг. в этих странах была весьма высокой норма накопления, превышавшая, как прави­ло, 20 %. Исключение составляла лишь Англия.

    Обилие квалифицированной, относительно дешевой рабочей силы и совокупный спрос населения на това­ры длительного пользования бытового назначения (ав­томобили, телевизоры и т.д.) способствовали поддер­жанию высоких темпов экономического роста.