Совместное равновесие товарного и денежного рынков. Модель IS-LM

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM – все комбинации Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис. 6.10).

На рис. 6.10 (например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM) существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это, в свою очередь, приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровня, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, все это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Алгебраически равновесный объем производства может быть найден путем подстановки значения r уравнения LM : в уравнение IS и его решения относительно Y :

Полученное выражение представляет собой алгебраический вид функции совокупного спроса. Из этого равенства видно, что, воздействуя на величину расходов путем манипулирования объемами государственных расходов (G) и налогами (T) , государство использует инструменты фискальной политики, путем изменения денежного предложения () – монетарной (денежно-кредитной) политики.

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все комбинации Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис.6.10).

Рис.6.10. Равновесие в модели IS-LM

На рис.6.10, например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM, существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это в свою очередь приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В, даже несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровне, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Алгебраически равновесный объем производства может быть найден путем подстановки значения r уравнения LM: в уравнение IS и его решения относительно Y:

Полученное выражение представляет собой алгебраический вид функции совокупного спроса. Из этого равенства видно, что, воздействуя на величину расходов путем манипулирования объемами государственных расходов (G) и налогами (T) - государство использует инструменты фискальной политики, путем изменения денежного предложения () – монетарной (денежно-кредитной) политики. Из условий совместного равновесия выводится важнейшее понятие кейнсианской теории – эффективный спрос, который является определяющим параметром в экономике. Эффективный спрос – величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию.

Кривая IS отражает все комбинации процентной ставки и дохода, при которых товарный рынок находится в равновесии.Кривая LM - все сочетания Y и г, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые (рис. 6.9). Точка Е - единственная,в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

Рассмотрим точку А . Она располагается на кривой IS, но вне кривой LM. Известно, что во всех точках,лежащих выше кривой LM, предложение реальных денежных остатков превышает спрос на них.

Избыток предложения денег означает появление у экономических субъектов «лишних денег», что заставит их покупать облигации. Рост спроса на ценные бумаги приведет к повышению их рыночной цены, что станет причиной понижения процентной ставки, сопровождаемого ростом планируемых инвестиций, совокупных расходов, а значит и увеличением равновесного дохода. Все эти процессы приведут к перемещению по кривой

IS вниз, к точке Е . Точка D расположена на кривой IS ниже кривой LM. В ней_спрос на реальные денежные остатки превышает их предложение. Дефицит денег заставляет экономических субъектов продавать облигации, предложение которых возрастет, что приведет к понижению их рыночной цены и, соответственно, повышению ставки процента. В результате сократятся планируемые инвестиции и совокупные расходы, а следовательно, уменьшится равновесный реальный доход. В итоге экономическая система будет стремиться вверх по кривой IS, к точке равновесия Е .

Рассмотрим далее состояние рынков в точке В. . Поскольку точка В расположена выше кривой IS, то реальный доход Y2 больше совокупных расходов при ставке процента r2. Фирмы в такой ситуации не смогут продать свою продукцию, что приведет к увеличению товарных запасов. Рост последних заставит фирмы сократить производство,обусловит уменьшение реального дохода. По мере сокращения дохода спрос на реальные денежные остатки будет падать, что при неизменном предложении денег приведет к понижению процентной ставки. Одновременное уменьшение дохода и ставки процента означает движение по кривой LM вниз, к точке равновесия Е.



Точка С расположена на кривой LMниже точки равновесия Е . В точке С при процентной ставкеr1 совокупные расходы превышают реальный доход. Фирмы, реагируя на избыточные совокупные расходы, начнут увеличивать инвестиции, что приведет к росту дохода. При этом будет расти и спрос на реальные денежные остатки. Поскольку предложение денег осталось прежним, увеличение этого спроса приведет к повышению процентной ставки. В результате экономическая система будет стремиться вверх по кривой LM до тех пор, пока не достигнет равновесного состояния в точке Е.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: существуют рыночные механизмы, которые в случае нарушения равновесного состояния товарного и денежного рынков возвращают их в точку равновесия.


20.Модель IS-LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь модели IS-LM и модели AD-AS .

Используя модель IS-LM, построим кривую совокупного спроса. Каждая ее точка будет отражать взаимосвязь уровней цен и дохода (выпуска). Уровню цен Р2 соответствует доход Yx. Найдем на рис. 6.186 точку с координатами (Y1; Р1). Это точка Е"1. Предположим, что уровень цен вырос с Р1 до Р2. Это сократит реальную денежную массу с M/P1 до M/P2.Уменьшение предло-жения денег приведет к повышению процентной

ставки и сдвигу кривой LM1 положение LM2 (см. рис.).

Равновесие на денежном рынке восстановится при более высокой ставке процента - г2. На товарном рынке по мере повышения процентной ставки будут сокращаться инвестиции и совокупные расходы, что обусловит уменьшение реального равновесного дохода с Y1 до Y2. Таким образом, уровню цен Р2 будет соответствовать новое состояние равновесия в модели

IS -LM в точке Е2 при ставке процента r2 и реальном доходе Y2.

На рис. 6.186 построим точку Е"2 с координатами (Y2; Р2). Можно

также рассмотреть всевозможные уровни цен и соответствующие им уровни равновесного реального дохода и построить совокупность точек с координатами (Yi; Pi). Соединив их, получим кривую совокупного спроса,АР (см. рис. 6.186). Она будет иметь отрицательный наклон, так как отражает обратную зависимость между уровнем цен и уровнем дохода. Поскольку кривая AD выводится на основании модели IS -LM, ее наклон будет определяться наклонами кривых IS и LM.




25.Виды бюдж дефицита. Финиансиров бюдж дефицита .

Различают структурн-й и циклич-ий дефиц. Циклич-ий дефицит – деф бюдж, кот явл-ся рез-ом циклич-ого падения произв-ва, автомат сокращ-ия налогов поступлен и увелич гос трансфертов на фоне эконом спада. Он свидет-ет о недоиспользов произв-ых возможн-ей общ-ва. Структурн деф – это разность м/у расх и дох частями бюдж в условиях достаточно равновесн функцион эконом сист-ы. он возник в рез-те осознанно приним-ых правит-ом мер по увелич-ю гос-ых расх и снижен налогов с целью предотвращен спада.

Методы покрытия бюдж дефиц:

Увелич налогов – возраст гос дох (данная мера исп-ся редко, т.к. сниж-ся делов активн-ть и сокращ объем выпуска)

Денежн финансир-ие – осущ-ся через монитаризацию деф гос бюдж. Монетаризац не обязат сопровожд-ся эмиссией наличности, она может провод-ся в виде: а) расширен кредитов, предоставляемых гос предприят по льготн ставкам %; б) отсроченных платежей (правит-во покуп Т и У, не оплачивая их вовремя)

Долговое финансир посредствам выпуска и продажи гос-ых ЦБ. При внутреннем долгов финансир-ии гос-во продает ЦБ субъектам хоз-ия и населен страны, выплачивая %. Деньги от продажи ЦБ идут на рефинансирование. Если гос ЦБ продаются цент банком, это может привести к расширен предлож денег и инфляц; если финанс-кредитн институт – это ведет к снижен деловой активности. При внешнем долгов финансир-ии гос ЦБ продаются правит-ам, субъектам хоз-ия и населен др стран. Это возможно если дох от ЦБ данной старны выше, чем от обязат-в др гос-в;

Использов ср-в от приватизац гос-ой собств-ти.

ВD=G-T - бюджетный дефицит.

Подходы к регулиров-ию бюдж дефиц:

бюдж должен балансир-ся ежегодно, т.е. кажд финанс-ый год должен обеспечив-ть рав-во м/у дох и расх.

бюдж должен балансиров в ходе эконом цикла, а не ежегодно. В период спадов произ-ва правит-во увелич расх, что ведет к росту дефиц, а в период подъема – сокращ расх, что увеличив излишек дох. В рез-те по окончании промышл-го цикла излишек дох должен покрывать дефицит, образовавш-ся в рез-те спада произв-ва.

концепц функциональных финансов. Цель гос финанс – обеспечен макроэконом равновес. Во-первых: следствием макроэк равновес явл-ся эконом рост, благодаря котор увелич нац дох, а т.ж. растут налогов поступлен в бюдж; во-вторых, правит-во всегда может повысить налоги, выпустив дополнит кол-во денег, и следоват-но, устранить дефицит; в-третьих, бюдж деф не сказыв-ся негативно на развит Э.

26.Гос долг, его виды и соц-эконом последствия. Регулиров гос долга .

Гос долг – сумма задолж-ти страны др странам, своим или иностр юр и физ лицам.

Различают внутренний и внешн-й гос долг. Внутр долг – долг гос-ва населен, предприят, организац своей страны, имеющий форму кредитов, гос займов, др долговых обязат-в, гарантир-ых правит-вом. Внешн долг – задолж-ть гос-ва иностр-ым гос-ам, организац и отдельн лицам др стран. Чтобы оплатить % по внешн долгу и погасить его, нация вынужд отдавать кредиторам ценные Т и У, что негативно сказыв-ся на Э. внешн долг оценив-ся по таким переменным, как доля внешнего долга в ВВП и отношен годового объема выплат по внешн долгу к объему валютн поступлен за год (не долж превыш 25%).

Пути погашен внешнего долга:

Выплата за счет золотовалютн резервов

Консолидац внешнего долга – изменен услов заимствования, связ с изменен сроков погашен, когда краткосрочн обязат-ва (облигац) превращ в долго и среднесрочные.

Конверсия – сокращ общей велич внешн задолж-ти гос-ва посредствам изменен услов предоставлен кредита, форм и сроков ег возвращ, % ставок, т.е. услов, касающ доходности

Обращен к междунар банкам

D/ВВП – бремя гос.долга.

Проблемы при внутр долге:

Выплата % по долгу увелич нерав-во в дох, т.к. гос ЦБ покуп наиболее обеспеченные, а налоги, за счет котор финансир-ся %, платят все.

Чтобы погаш долг и выплачив %, правит-во вынуждено поднимать ставки нал, что сниж стимулы к инвест, а значит замедляет развит Э.

Выпуск в обращен нов ЦБ повыш ставки ссудного %, что осложняет процесс инвестир капиталов.

Болш внут долг отпугивает иностр инвесторов и порождает неуверенность у населен.

Бюдж-налогов экспансия (рост гос расх и сниж налогов) приводит к эффекту замещения , кот выраж-ся в сокращ ур-ня реальн частных планов инвест вследствии увелич гос расх. Если гос расх увелич, то возраст совок расх, дох и потребит-ие расх. Это стимул совок расх и повыш дох с эффектом мультиплик. Увелич дох способст росту спроса на деньги. Повыш спроса на деньги при их фиксир предлож вызывает рост % ставки, что сниж ур-нь инвестиц и чистого экспорта. Паден чистого экспорта связ с ростом совок дох, кот сопровожд увелич импорта.

Степень стабилизац воздейств бюдж дефиц зависит от способа его финансир. В случае монетаризации деф возник сеньораж – дох гос-ва от печати денегю

В услов повыш ур-ня инфляц прояв эффет Оливера-Танзи – сознат-ое затягив налогоплат-ми сроков налогов отчислен в гос бюдж.

Деньги – это запас страны (величина на определенную дату), а не поток. Объем реального выпуска – это поток (величина за определенный промежуток времени). Одна из центральных проблем макроэкономики – влияние изменения запасов на потоки. В данном случае эта проблема сводится к изучению влияния изменения объема денежной массы на реальный объем национального производства.

Если количество денег в стране увеличивается, но деньги не поступают в обращение, то это изменение не влияет на реальный поток доходов. Однако в большинстве случаев деньги поступают в обращение. Тогда степень их влияния на изменение реального дохода, (а через него на уровень занятости), зависит от гибкости цен.

Если макроэкономические цены на всех рынках страны абсолютно гибкие и изменяются в той же пропорции что и денежная масса, увеличение количества денег не приводит к увеличению реального объема доходов. В этом случае говорят, что деньги нейтральны . Если изменение денежной массы влияет на изменение реальных показателей, то говорят, что деньги не нейтральны .

Для анализа проблемы нейтральности денег воспользуемся «количественной формулой обмена».

где M – денежная масса страны, V – скорость обращения денег, P – уровень цен в стране, Y – реальный объем производства.

Преобразуем данную формулу для темпов прироста показателей.

Темп прироста денежной массы;

Темп прироста скорости обращения денег;

Темп прироста реального объема производства (реального ВВП);

Темп прирост уровня цен (темп инфляции).

Запишем «количественное уравнение обмена» через темпы прироста:

Если темп прироста денег стабилен, то темп прироста скорости обращения денег тоже стабилен. Поэтому:

где - темп прироста номинального ВВП.

В реальности скорость обращения денег не является стабильной величиной. Вместе с тем на нее оказывают влияние следующие факторы:

Процентная ставка. По мере роста ставки процента домашние хозяйства все чаще предпочитают обращаться в банк, сокращая количество наличных денег, находящихся на руках. В результате скорость обращения денег возрастает.

Реальный национальный доход. При увеличении реального национального дохода возрастает спрос на деньги, а вслед за ним и скорость обращения денег.

Институциональные факторы. Скорость обращения денег является убывающей функцией от уровня реальных операционных издержек, связанных с конвертацией денег в финансовые активы, приносящие доход. В реальности данный показатель находится под влиянием технологических нововведений (введение кредитных карточек, электронных систем и банковских автоматов), а так же финансового регулирования (банковское законодательство определяет условия конвертации активов, приносящих доход в чековые счета и наличность).



Следует иметь в виду, что для разных агрегатов степень устойчивости скорости обращения денег различная. Наибольшей устойчивостью обладает скорость обращения денег для агрегата М2 . Поэтому именно агрегат М2 является тем агрегатом, который регулирует Центральный банк.

1) Если цены абсолютно гибкие, то темп инфляции совпадает с темпом прироста денежной массы: , поэтому

2) Если цены абсолютно негибкие (стабильные), то темп прироста денежной массы совпадает с темпом прироста реального ВВП. Иными словами, при

3) Если цены меняются, но в меньшей пропорции чем денежная масса (), то темп прироста реального ВВП равен разности между приростом денежной массы и темпом инфляции:

В первом случае деньги нейтральны, т.к. . Во втором и третьем случаях деньги не являются нейтральными, поскольку

В макроэкономической теории, также как и в микроэкономике, используется понятие долгосрочного и краткосрочного периодов, но их концептуальная трактовка разная. В макроэкономике под долгосрочным периодом понимается период, в течение которого все цены на товарных и ресурсных рынках являются гибкими и изменяются в равной пропорции. Иными словами за этот период цены на ресурсы и, прежде всего, заработная плата, успевают приспособиться к изменению уровня цен на товары. Средняя продолжительность этого периода составляет шесть лет.

Период, в течение которого цены на товарных и ресурсных рынках являются относительно негибкими или в течение которого динамика заработной платы отстает от динамики уровня цен, называется краткосрочным периодом . При этом и в долгосрочном и в краткосрочном периодах объем применяемого капитала остается неизменным.



Учитывая понятие долгосрочного и краткосрочного периодов, можно сделать вывод, что деньги являются нейтральными в долгосрочном периоде и не обладают этим свойством в краткосрочном периоде. Из сказанного вытекает, что денежно-кредитная политика, связанная с изменением денежной массы, может повлиять на реальное производство в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде, когда деньги нейтральны, важнейшей задачей денежно-кредитной политики остается стабилизация уровня цен, т.е. в долгосрочном периоде (для ), Центральный банк должен увеличивать денежную массу темпом, равным темпу прироста реального ВНП (). Необходимость увеличения денежной массы темпом, равным темпу прироста реального объема производства с целью стабилизации уровня цен в долгосрочном периоде называется монетарным правилом . Это правило впервые было сфомулировано М. Фридманом и занимает важное место в теории монетарисстов.

Неоклассическое направление анализирует функционирование экономики в долгосрочном периоде при условии гибкости цен. Это направление рассматривает деньги как нейтральные. Кейнсианство анализирует функционирование экономики в краткосрочном периоде, поэтому в данной концепции деньги не нейтральны. Возникшая в 70-ые годы ХХ века «новая классическая школа» базирующаяся на теории рациональных ожиданий, доказывает, что деньги являются нейтральными даже в краткосрочном периоде, если ожидания экономических субъектов рациональны и они не делают систематических ошибок в прогнозе. Таким образом, в данной концепции деньги обладают свойством супернейтральности .

При которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все сочетания Y и г, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые. Точка Е - единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

Во всех точках, лежащих выше кривой LM, предложение реальных денежных остатков превышает спрос на них, так как процентная ставка высока для равновесия на денежном рынке. Избыток предложения денег означает появление у экономических субъектов ≪лишних денег≫, что заставит их покупать облигации. Рост спроса на ценные бумаги приведет к повышению их рыночной цены, что станет причиной понижения процентной ставки, сопровождаемого ростом планируемых инвестиций, совокупных расходов, а значит и увеличением равновесного дохода. Все эти процессы приведут к перемещению по кривой IS вниз, к точке Е.(и наоборот).

Если точка расположена выше кривой.IS, то реальный доход больше совокупных. Фирмы в такой ситуации не смогут продать свою продукцию, что приведет к увеличению товарных запасов. Рост последних заставит фирмы сократить производство, что повлечёт уменьшение реального дохода. Параллельно будет падать спрос на деньги, что при неизменном предложении денег приведет к понижению процентной ставки. Одновременное уменьшение дохода и ставки процента означает движение по кривой LM вниз, к точке равновесия Е.(и наоборот)

Тяготение эк.сист. к равновесию не означает, что при равновесном выпуске будет достигнута полная занятость. Для её обеспечения правительство должно проводить стабилизационную политику, используя фискальную и денежную политику.
21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Важная составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов, которые оказывают влияние на совокупный спрос , аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как изменение частных инвестиций, служит толчком, пробуждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.

Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога - налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика реализуется посредством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий , т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.
25.Использование модели IS–LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.

Фискальная политика будет относительно эффективной в том случае, если инвестиции(IS крутая) малочувствительны по отношению к ставке процента, значение mрс и мультипликатора невелико, а спрос на деньги(LM пологая) чувствителен кизменениям процентной ставки и малочувствителен к динамике дохода. Бюджетно-налоговая политика стимулирования экономики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов.

В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.

С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь ≪О бюджетном устройстве≫, страна перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

Согласно Закону Республики Беларусь ≪О налогах и сборах ≫, при использовании налоговых поступлений применяется способ долевого участия, который закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

отрицательные стороны существующего централизованного порядка распределения налоговых поступлений - местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов предопреде- лена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня ; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем из республиканского бюджета - в местные.

Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на 11-15 гг имеетследующие направления:

радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;

повышение эффективности управления государственным долгом.

снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;

повышение эффективности управления государственными финансами;

28.Инструменты денежно-кредитной политики.

Эффективность ден.-кред. политики зависит от выбора её инструментов. Инструменты д.-к. политики – совокупность монетарных мероприятий, используемых ЦБ для достижении эк. целей. Существуют общие , влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные , предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д., косвенные (экономические) методы регулирования – воздействуют на д.-к. сферу через формирования условий функционирования ден. рынка и рынка капиталов - и прямые (административные) – директивы, предписания и инструкции, который ограничивают сферу деят-ти кред. института. Основные:

Изменение учётной ставки. Уч. ст. - это %, кот. коммерческий банк платит ЦБ за представленную им ссуду. С помощью уч.ст. ЦБ определяет условия доступа к централизованным кредитам, оказывает воздействие на степень доходности и прибыльности банковской операции. Изменение уч. ст. ЦБ использует для контроля за объёмом денежной базы и предложением денег. Повышая – сокрщает предл.денег; понижая – увеличивает.

Изменение нормы обязательных резервов – позволяет регулировать банковскую ликвидность (способность банков погашать свои обязательства в денежной форме) и объём кредитования. Оперирование нормами обяз.резервов позволяет ЦБ регулировать предложение денег и ставку процента, используя чувствительность величины денежной базы и денежного мультипликатора к изменениям норм. Он виляет на способность ком. банков путём кредитования создавать новые деньги. При использовании этого инструмента следует учитывать, что даже небольшое изменение норм обяз.резервов вызывают сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций – могут привести к нарушениям ден.-финансового равновесия.

Операции на открытом рынке – покупка ЦБ гос. ценный бумаг и их продажа ком.банкам и населению. Вследствие проведения ЦБ операции с ценными бумагами увеличивается либо уменьшается объём собственных резервов как отдельных ком.банков, так и банковской системы в целом , что влечёт за собой изменение стоимости кредита, спроса на деньги и денежного предложения. Для увеличения предложения денег ЦБ покупает ценные бумаги, для уменьшения – продаёт.

Для воздействия на денежную массу ЦБ может использовать покупку-продажу иностранной валюты – интервенции на валютном рынке. Они влияют на величину денежной базы. Покупая иностр.валюту ЦБ увеличивает свои валютные резервы и денежную базу, а продавая – уменьшает базу и предложение денег.
32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.

Изменение объема национального выпуска связано с изменением количества используемых производственных ресурсов, в том числе труда: для производства большего объема благ требуется привлечение большего количества работников, что приводит к росту цены на данный ресурс. Как видим, между ценами на экономические блага и изменением числа занятых в стране существует взаимосвязь. Первым обратил на нее внимание британский экономист А.У. Филлипс - он проанализировал зависимость между уровнем безработицы и увеличением номинальной заработной платы (инфляцией зарплаты).

Позже П. Самуэльсон и Р. Солоу подтвердили существование подобной функциональной зависимости применительно к экономике США. Данная связь объяснялась ими тем, что высокий совокупный спрос, с одной стороны, способствует снижению уровня безработицы, а с другой - ведет к повышению заработной платы и цен. Графическую интерпретация обратной зависимости между инфляцией и безработицей назвали кривой Филлипса.

Используя алгебраическую формулу закона Оукена и зависимость между темпом инфляции(разница между факт. уровенм цен в данном и прошлом периодах) и объёмом нац. выпуска составили уравнение кривой Филлипса: π=π e -β(u-u’).

Оно не учитывает того, что на инфляцию могут оказывать воздействие так называемые шоки предложения (ε) - резкие изменения уровня цен на определенные группы товаров, приводящие к сдвигу кривой совокупного предложения. Негативные шоки способствуют одновременному росту безработицы и инфляции; позитивные - действуют в обратном направлении. Учет шоков предложения видоизменяет уравнение кривой Филлипса: π=π e -β(u-u’)+ε

Уравнение кривой Филлипса показывает, что темп инфляции обратно пропорционален темпу безработицы, а точнее, разнице между ее фактическим и естественным уровнями. Эта зависимость иллюстрируется движением вдоль кривой Филлипса , изменения инфляционных ожиданий и шоки предложения приводят к ее сдвигу.

Чёткая обратная связь между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном периоде.

Ситуация одновременного существования достаточно высоких темпов инфляции и безработицы называется стагфляцией.

Ее возникновение монетаристы и неоклассики объясняют с помощью теорий адаптивных и рациональных ожиданий, а последователи кейнсианской школы используют для этого анализ шоков предложения. Последние вызываются резкими изменениями производственных издержек вследствие, например, изменения цен на ресурсы либо изменениями технологий производства, стихийными бедствиями и т.д. Обычно рассматривают негативные шоки предложения, связанные с ростом цен и издержек, которые сдвигают кривую совокупного предложения влево-вверх. Шоки, предложения могут быть и позитивными: улучшение технологий производства, снижение цен на ресурсы и издержек приводят к сдвигу кривой совокупного предложения вправо- вниз, что вызывает рост объема национального выпуска и снижениеуровня цен.
19.Модель IS - LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей IS - LM и AD - AS .131?

Модель IS -LM позволяет оценить влияние макроэкономической политики на совокупный спрос.

Можно также рассмотреть всевозможные уровни цен и соответствующие им уровни равновесного реального дохода и построить совокупность точек. Соединив их, получим кривую совокупного спроса,АD. Она будет иметь отрицательный наклон, так как отражает обратную зависимость между уровнем цен и уровнем дохода. Поскольку кривая AD выводится на основании модели IS -LM, ее наклон будет определяться наклонами кривых IS и LM. На совокупный спрос оказывает влияние проводимая фискальная политика.

В результате проведения стимулирующей фискальной политики кривая совокупного спроса перемещается вправо. К аналогичному сдвигу кривой приводят также рост государственных закупок, снижение налогов. В результате проведения сдерживающей фискальной политики (сокращения государственных расходов, социальных трансфертов, роста налогов) кривая совокупного спроса AD2 сместится влево.

Уменьшение номинальной денежной массы при данном уровне цен приведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево. Степень влияния изменения денежной массы на сдвиг кривой совокупного спроса зависит от величины прироста (сокращения) дохода в модели IS -LM.

Стимулирующие фискальная и денежно-кредитная политика могут влиять на совокупный доход (выпуск) в краткосрочном периоде, но не влияют на уровень выпуска в долгосрочном периоде. Поэтому при оценке их относительной эффективности необходимо учитывать, насколько быстро наступит долгосрочный период.
20. Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных закупок и налогообложения, предоставлению льгот, субсидий и трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности , поддержания высокого уровня занятости и предотвращения резких колебаний цен.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия ) в краткосрочной перспективе имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция ) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются государственные расходы и налоги.

Государственные расходы включают государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг). Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита.

Важным инструментом бюджетно-налоговой политики являются налоги. Их изменение влияет на совокупный спрос. Например, снижение личного подоходного налога увеличивает находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к росту потребительских расходов. Снижение налогов на прибыль корпораций содействует росту инвестиционных расходов, расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
23.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА - превышение расходов бюджета над его доходами. Различают: структурный – разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования эк.сист., возникает в результате осознанно принимаемых правительством мер по увеличению гос расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада; циклический – дефицит, являющийся результатом циклического падения производства, автоматического сокращения налоговой поступлений и увеличения гос.трансферов на фоне эк.спада, свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики: инфляция,«эффект Танзи»(налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет, за время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.)

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов.

Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.