Природная рента. Природная рента, сверхприбыли нефтяных монополий и государство

Немного политэкономии на сайте. Вы не задавались вопросом, почему вообще мы, российский и украинский народ, живем так бедно? Не все конечно. Кое-кто очень богато, а большинство очень бедно. И это при наших то природных ресурсах!

Вы что-нибудь слышали о природной ренте от наших политиков? От экономистов, от партийных лидеров, от оппозиции?

Эта тема находится как бы под негласным табу, как будто и нет такого понятия.

А общемировая практика, напротив, вполне открыто решает этот вопрос.

Итак, что такое природная рента?

Рента в первоначальном смысле слова, обозначала доход землевладельца со сдаваемого в аренду земельного участка или доход, получаемый рантье в виде процента с предоставляемого в ссуду капитала. Это было давно, но правда.

В России под "природной рентой" понимается плата за пользование недрами, которые находятся в собственности государства и переданы им в управление, как правило, частным компаниям на срочной и возмездной основе.

Если коротко и упрощенно, принимая во внимание, что у нас нынче рыночная экономика и, соответственно, совершенно определенно капиталистическое общество, то частная собственность (которая становится все более превалирующей в обществе) формируется за счет результатов деятельности человека, а общественная - из ресурсов, возникших без участия человека. То есть, за счет того, чем Господь наделил землю, на которой стоит то или иное государство. В нашем случае Россию, то есть нас – жителей России.

Можно вспомнить и о Конституции, которая, как известно, закрепляет общенациональное владение недрами.

Но так получилось, что по ныне действующему закону «О недрах», пролоббированному нефтяными олигархами, сверхприбыль спокойно течет в карманы частных нефтяных компаний и их владельцев.

Стоит лишь заметить, что нигде в мире и сегодня ничего подобного нет. В подавляющем большинстве стран мира от 80 до 90% сверхприбылей от эксплуатации недр поступает в государственную казну. (Взято отсюда)

Вот некий образец социальных условий, в которых живут граждане страны, где честно решают вопрос природной ренты:

В САУДОВСКОЙ АРАВИИ, монархия)
…Зарплата медсестры - 10 000 $.
За каждого новорожденного выплачивается 70 000 $.
Новобрачным дарится 64 000 $ на поку
пку квартиры.
На открытие личного бизнеса единовременная материальная помощь - 50 000 $.
Крупные налоги и поборы запрещены.
Образование и медицина бесплатные.
Образование и стажировка за рубежом - за счёт государства.
Сеть магазинов для многодетных семей с символическими ценами на основные продукты питания.
За продажу продуктов с просроченным сроком годности - большие штрафы и задержание подразделениями спецполиции.
Часть аптек - с бесплатным отпуском лекарств.
За подделку лекарств - смертная казнь.
Квартирная плата - отсутствует.
Плата за электроэнергию для населения отсутствует.
Продажа и употребление спиртного запрещены - «сухой закон».
Кредиты на покупку автомобиля и квартиры - беспроцентные.
Риэлторские услуги запрещены.
Покупку автомобиля до 50% оплачивает государство, бойцам народного ополчения - 65%.
Бензин стоит дешевле воды. 1 литр бензина - 0,14 $ (отсюда)

Так вот, ещё раз спрошу, слышали вы что-нибудь о природной ренте от наших политиков?

Этот вопрос задал мне один умный человек в частной беседе. По его подсчетам граждане России должны были бы получать на личные счета приблизительно 100 тыс рублей ежегодно, если бы им честно и справедливо выплачивали ренту от продажи нефти-газа.

Академик РАН Дмитрий Львов очень наглядно посчитал из чего создаётся российский доход - если принять весь нераспределенный доход страны за 100 процентов, то наш общий труд вносит в доход 5 процентов, бизнес российский дает еще 20 процентов. А 75 процентов – это природные ресурсы: газ, нефть, лес, рыба и так далее. Один газ приносит нам около 30 миллиардов долларов в год. Следовательно, основной доход создает природный потенциал России. Этот доход и называется рентой. В широком смысле - это как бы дополнительный доход, сверхдоход. Но при этом оказалось, что 70 процентов всех налоговых поступлений страны идут за счет фондов оплаты труда. Как же это так? ... Если у нас на самом деле 75 процентов доходов создается рентой, а мы везде трубим, что 70 процентов налогов получаем за счет труда, то это безобразие" . (отсюда)

Смекаете, почему понижение цены на нефть отнюдь не привело к удешевлению бензина? Смекаете, почему наши политики так не любят тему природной ренты? Ни единоросы, ни коммунисты, ни жириновщики...

Тут ещё много умных вопросов можно задавать. Но есть ли читатель у таких статей?

Vadim: Есть

Краснею и шаркаю ножкой...

Согласно общепринятому определению, природная (природно-ресурсная)рента - часть прибыли, обусловленная использованием природного ресурса в процессе производства (вместо обусловленная использованием говорят возникающая в результате использования, а также порождаемая использованием и т.д.)

Для различных видов природных ресурсов применительно к рассматриваемой задаче ситуации весьма несходны. Наиболее благоприятно положение в случае земельных ресурсов - недаром именно с них началось изучение проблемы природной ренты в экономической науке. Прежде всего, очень велико количество земельных участков, для которых ставится вопрос о ренте.

Как вид дохода на собственность, земельная рента использовалась еще в древнем мире. Зачатки экономической теории можно найти у Аристотеля - древнегреческого философа (IV век н.э.), в средние века у Фомы Аквинского (VIII век н.э.), но гораздо последовательнее это уже происходит в 17 - 18 веках - у А. Смита (Англия 1776 год), Д. Риккардо (1817 г.) в книге «Начала политической экономии и налогового обложения» пишет о земельной ренте: «цена сельскохозяйственных продуктов определяется затратами труда на худших по плодородию землях, значит, на относительно лучших фермеры получают некоторый дополнительный доход, который и изымается у них в виде ренты владельцами земли».

Это определение, содержательно весьма емкое, фиксирует источник образования одной из частей прибыли, но оставляет “за скобками” вопрос о том, как понимать прибыль. Если - применительно к конкретному ресурсу, например месторождению - под прибылью понимать реальную прибыль, в действительности полученную пользователем ресурса, то ренту придется признать характеристикой не ресурса, а системы “ресурс - пользователь”. При этом (наивном) понимании в случае, когда неумелый предприниматель, применяя для эксплуатации в принципе эффективного ресурса непригодные технологии и привлекая неграмотных инженеров, вовсе не получил прибыли, ренту - как “часть” нуля - также следует положить равной нулю. Если же ресурс еще не используется, то, соответственно, нет и условий для рассуждений о ренте, возникающей при его использовании.

В этой типичной для экономической науки проблемной ситуации, возникающей с теми или иными модификациями во многих задачах, теория предлагает два принципиально различных подхода. Согласно первому (классическому), под прибылью следует понимать среднюю прибыль, получаемую при использовании ресурсов данного вида в рассматриваемой экономике.

Согласно второму (маржиналистскому), надо исходить из наилучших возможных условий использования данного ресурса: лучших технологий, лучших трудовых ресурсов, лучшего менеджмента - и принимать в расчет предельную прибыль, ту, которая могла бы быть получена в таких условиях. Очевидно, что в обоих вариантах понимания прибыли задача ее практической калькуляции отнюдь не тривиальна - речь ведь идет не об отчетности, а о построении некоего обобщенного экономического показателя, характеризующего производственную отрасль (подотрасль), точнее, совокупность предприятий, использующих данный природный ресурс.

С точки зрения экономической теории, величина ренты определяется как разница между фактической оплатой фактора производства и минимально возможным уровнем оплаты фактора производства, при котором фактор будет использоваться данным образом (так называемый «удерживающий доход»). Результатом такого определения является практическое толкование ренты как разницы между фактическим доходом добывающей компании и суммой себестоимости добычи природного ресурса и части прибыли (Пр). При этом суммируемая часть прибыли (Пр) рассчитывается, исходя из уровня рентабельности, обеспечивающего привлекательность добычи природного ресурса для бизнеса.

Абсолютная (чистая) рента. В рыночной экономике не существует «ничьей» земли. При этом ни один - даже самый худший - участок земли не будет отдан его хозяином в аренду бесплатно. Одновременно даже на худших землях арендаторские хозяйства должны иметь возможность покрывать свои издержки и получать доход, достаточный для расчетов по арендной плате, внесения налоговых платежей в бюджет, расширения производства и получения нормальной (или в других терминах - нулевой экономической) прибыли. Эта проблема решается с помощью чистой ренты, получаемой со всех земель без исключения, в том числе и с худших. Чистая рента (в литературе классической школы, в частности, и марксистской - абсолютная рента) является следствием абсолютно неэластичного предложения земли в условиях существования на нее частной собственности.

С одной стороны, частная собственность на землю исключает свободную миграцию капитала в аграрный сектор экономики (нельзя использовать землю без разрешения собственника). С другой стороны, величина пригодных для сельскохозяйственного использования земельных угодий строго ограничена, т. е. неоткуда взять дополнительные участки в обход интересов землевладельца.

В этих условиях у землевладельцев появляется возможность запрашивать арендную плату за любые земельные участки, а у арендаторов - возможность устанавливать завышенные (по сравнению с практикой формирования издержек и прибыли в других отраслях экономики) цены на сельскохозяйственную продукцию, чтобы иметь возможность ее заплатить.

Иными словами, чистая рента - это своеобразный налог, которым землевладельцы при посредстве арендаторов облагают все общество, пользуясь тем, что земля как фактор производства чрезвычайно немобильна. Если бы не было чистой ренты, уровень издержек каждой сельскохозяйственной фирмы был бы ниже. Из чего следует, что тот же объем предложения сельскохозяйственной продукции существовал бы при более низком уровне цен на нее.

Несмотря на сказанное, было бы неверным рассматривать чистую ренту как однозначно негативное явление. Поскольку для арендатора она является издержками, он склонен минимизировать этот вид расходов, т. е. максимально эффективно использовать каждый участок земли.

Напротив, отсутствие ренты стимулирует бесхозяйственность. Ее, например, очень часто можно было наблюдать в колхозах и совхозах советских времен. Да и теперь огромные площади бесплатной земли в хозяйствах превращены в пустыри. Конечно, сильное хозяйство само заинтересовано использовать землю для увеличения объема производства. Но слабый или бесхозяйственный производитель, каких, к сожалению, еще много на селе, ничего не теряет, забросив большой кусок земли, до которого у него «не доходят руки». Другими словами, чистая рента представляет собой экономический механизм, обеспечивающий рачительное отношение к ограниченному природному ресурсу - земле.

Всеобщей ренты за природные богатства страны, когда на персональный счет каждого россиянина будут перечисляться отчисления от экспортных поставок леса, металлов и . Более детально о том, когда такая всеобщая рента может быть введена в РФ, узнавали журналисты раздела " " издания "Биржевой лидер.

В РФ чиновники, депутаты и общественные деятели обсуждают возможное введение всеобщей ренты за природные богатства страны, когда на персональный счет каждого россиянина будут перечисляться деньги, вырученные от экспортных поставок леса, газа, металлов и нефти. Такая практика уже довольно давно существует в ряде других стран, однако насколько применимой она является в России - этот вопрос пока остается без ответа.

РФ сегодня является одним из наиболее крупных экспортеров природных ресурсов в мире. Средства, вырученные от продажи за рубежом полезных ископаемых, являются главным источником наполнения государственного бюджета - либо в виде , собираемых с частных компаний, либо в виде прямых поступлений. До обычных российских граждан данные средства доходят в виде пособий, пенсий, субсидий, и так далее. Благодаря этим деньгам государство финансирует строительство дорог, содержание , школ, и в этом смысле доходы от продажи природных ресурсов действительно можно назвать национальным достоянием.

В большинстве других стран, которые живут за счет экспортных поставок сырья, сложилась примерно такая же ситуация, и разница только лишь в размере дохода, получаемого государством: каким-то странам этого дохода хватает только лишь на выплату пенсий, не превышающих прожиточного минимума, а каким-то странам хватает на выплату весьма щедрых пособий, позволяющих всему населению жить довольно-таки безбедно.

В Кувейте, Саудовской Аравии и в других странах Персидского залива определенный процент от экспортных продаж нефтяного богатства государства зачисляется на персональный счет гражданина, начиная с момента его рождения. Население этих стран немногочисленное, а нефти там много - в итоге, каждый коренной житель обеспечен весьма неплохо. Данные средства - это доля каждого гражданина страны в ее национальном богатстве. Впрочем, так поступают не только страны, именуемые "сырьевыми придатками" - например, в скандинавских государствах действует похожая система социальных выплат, правда, не такая щедрая, как в арабских странах. Средства на финансирование данных социальных выплат накапливаются от доходов, полученных благодаря экспорту высокотехнологичной продукции, а также из налоговых отчислений.

Идея заменить безусловным базовым доходом социальные льготы существует только на бумаге.

Но чем больше страна может себе позволить всевозможных пособий и соцвыплат, тем большее количество ресурсов у нее уходит на администрирование сферы государственных соцуслуг. Ряд стран, оказавшись в такой ситуации, предпочли вообще отказаться от бесконечного подсчета разных льгот, заменив их прямыми выплатами всем гражданам. Выиграли в итоге все стороны - государство сняло с себя весьма обременительную обязанность управлять природной рентой, тогда как граждане получило возможность распоряжаться причитающейся им суммой по своему собственному усмотрению.

В настоящее время идея заменить безусловным базовым доходом социальные льготы всем гражданам страны существует только лишь на бумаге, но уже к концу текущего года такие модели могут заработать в и в . В последней планируют провести референдум по данному вопросу - на кону стоят ежемесячные выплаты в размере 2 тысячи на человека. Широко дискутируют на эту тему и в Финляндии - в случае принятия положительного решения по данному вопросу каждый гражданин страны ежемесячно будет получать там 800 евро.

У данной системы есть и свои сторонники, и противники. По мнению сторонников, такой вариант поможет избавиться от лишних административных расходов, в стране будет покончено с нищетой, а люди станут более свободными и более счастливыми: не имея насущной необходимости обеспечивать себе пропитание, работая на нелюбимой работе, они получат возможность заняться благотворительностью, искусством, бизнесом и так далее. Помимо этого, ББД также должен помочь в преодолении негативных последствий "четвертой промышленной революции", которая грозит обернуться резким ростом безработицы. Скептики же указывают на угрозу увеличения налогов.

Пример Финляндии и Швейцарии снова поднял дискуссию относительно того, насколько прямые выплаты населению применимы в РФ. Устройство российской экономики не позволяет обеспечить ББД путем высоких ставок , и могут рассчитывать здесь только на перераспределение природной ренты, причем суммы будут, конечно же, совершенно иными. Если разделить полученные Россией по итогам прошлого года 6 триллионов нефтегазовых доходов, то выйдет около 600 долларов на человека в год.

Внедрение такой системы в Российской Федерации маловероятно, а регулярные отчисления на персональный счет каждого гражданина - это, по сути, монетизация льгот, которую страна уже проходила, только здесь это будет в более жесткой форме: при такой модели гражданам придется в полном объеме оплачивать медицинские услуги, образование и так далее.


В современном мире общество принимает минеральную продукцию как дар Природы, как нечто само разумеющееся, созданное для потребления. Но в то же время общество (в условиях возникновения экологических проблем) рассматривает добычу полезных ископаемых как нечто дополнительное и даже нежелательное. Движение за охрану природы и окружающей природной среды уже входит в противоречие не только с горно-промышленным комплексом, но и всем тем, что определяет основные темпы социально-экономического развития человечества. Общество слишком «позеленело», чтобы не осознавать реальные последствия своих шагов в борьбе с тем, что сделало человека человеком. Крайние оценки темпов экономического развития и темпов загрязнения окружающей среды яркие свидетельства наступившего осознания человеком своей роли в биосфере. Но реальность состоит в том, что человек еще до конца не понял саму сущность законов природы, не оценил инерционность и консервативность ее, чтобы предвосхищать изменчивость среды от экономических последствий. Противоречие, а может лицемерие человека заключается как раз в том, что он не может отказаться от комфорта, достигнутого на основе развития науки и технологий, и не хочет жить в обезличиваемой им природе. Однако все свое благополучие человечество построило на присвоении природной ренты.

Природная рента– регулярный доход (не связанный с предпринимательской деятельностью), получаемый от природопользования. Она включает:

  • земельную ренту;
  • водную ренту;
  • лесную ренту;
  • недропользовательскую ренту (горную ренту);
  • биотеческую ренту дикой природы;
  • экологическую и ассимиляционную ренты.

Рентные платежи – фиксированные платежи. Например, в 1975 г рентные платежи составляли около 8% от всех платежей из прибыли в бюджет СССР. Около 2/3 рентных платежей поступало от предприятий нефтеперерабатывающей, газовой промышленности. Они выполняли три взаимосвязанные функции: распределительную (являлись одним из элементов распределения прибыли между предприятиями (отраслью) и госбюджетом; регулирующую, используемую для относительного выравнивания уровня рентабельности однородных предприятий отрасли, работающих в различных условиях; стимулирующую, связанную с усилением заинтересованности предприятий в максимальном выявлении и использовании резервов производства.
Горная рента – представляет собой вид ренты, образующейся при добыче полезных ископаемых. От земельной ренты отличается тем, что в суммарном выражении она ограничена сроком полной отработки месторождения, который зависит как от размеров месторождения, так и производительности предприятия.
За рубежом, в развитых капиталистических странах, горная рента выступает в формах дифференциальной, абсолютной и монопольной ренты. Основной формой является дифференциальная горная рента (I или II).
Дифференциальная рента–I образуется на лучших и средних по условиям производства участках, где обеспечивается более высокая производительность труда за счет разработки месторождений, характеризующихся благоприятными природными факторами, качеством сырья (например, содержанием полезных компонентов в руде, вредных примесей; масштабом промышленных запасов и т.д.), горно-геологическими условиями разработки (мощностью залежей, глубиной залегания, гидрогеологической обстановкой, горной обстановкой и т.д.). Получаемая в результате добавочная прибыль и образует дифференциальную горную ренту–I, которая присваивается не разработчиком месторождения, а владельцем.
Дифференциальная рента-II образуется за счет применения более совершенной технологии добычи и переработки сырья, повышения технической вооруженности труда.
Абсолютная горная рента выступает в качестве добавочной прибыли, получаемой владельцем участка за счет превышения стоимости над ценой производства, приносящей обычную среднюю норму прибыли на любых, в т.ч. и на худших месторождениях.
Монопольная рента получается с тех участков, где добываются редкие полезные ископаемые, которые продаются по монопольным ценам, определяемым лишь платежеспособностью потребителей.
Предприятия горнодобывающей промышленности вносят рентные платежи с единицы реализованной продукции (например, с 1 тонны нефти или 1000 куб. м. газа), а предприятия перерабатывающей промышленности – в % от стоимости реализованной своей продукции (в оптовых ценах) или в % от балансовой прибыли. Так, например, рентная плата за 1 тонну реализованной сырой нефти в СССР колебалась от 1,4 до 33,6 руб. (при средней ставке 10,25 руб.).
Инвестор уплачивает государству за пользование недрами:

  • разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата, установленные в соответствии с условиями соглашения;
  • ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска;
  • регулярные платежи (ройалти), установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемые инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.

Примечание. На 1.01.98 г по отрасли «нефть и газ» выдано 2442 лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, поисков, разведки и добычи углеводородного сырья, в т.ч.:
2029 лицензий (83,1%) выдано по п. «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», 152 (6,2%) по итогам проведенных конкурсов и 262 лицензии (10,7%) на геологическое изучение недр по заявкам недропользователей. В нераспределенном фонде числилось на это время 658 месторождений с запасами категорий А+В+С1 (9448,4 млн. т. у.т.). Наибольшая доля неотлицензированных запасов (26,9%) приходится на Восточную Сибирь,15,6% – на Западную Сибирь, 2,5%– Урало-Поволжье. В пределах шельфа арктических морей выданы совмещенные лицензии на два месторождения.
Закон «О недрах» направлен преимущественно на проблемы распределения недр, на передачу их в различные виды пользования, а не на воспроизводство минеральных ресурсов.
С экономической точки зрения природные ресурсы являются одним из производственных ресурсов наряду с трудом и капиталом. Однако не все, часть из них не являются товаром до тех пор, пока они остаются в недрах (разведанные, подсчитанные и утвержденные запасы). В этой свези задача горного законодательства заключается в том, чтобы превратить ресурсы недр в товар, а точнее создать привлекательность инвестиций в недропользование во всей цепочке: от поисков, разведки до эксплуатации недр через совершенствование двух правовых механизмов: лицензирование (административное право + налоги) и системы СРП (гражданское право + рентные платежи).

Инвестор освобождается от уплаты иных платежей за пользование недрами.
Плата за пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется инвестором на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвестор уплачивает единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (п. 6 в ред. Федерального закона от 18.06.2001 N 75-ФЗ). При реализации соглашений уплата акцизов осуществляется с учетом особенностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 7 в ред. Федерального закона от 18.06.2001 N 75-ФЗ). Плата за пользование природными ресурсами определяется как ройалти. Другая форма платежа выступает в форме ставок возмещения на воспроизводство природных ресурсов.

Экологическая рента выступает в форме присвоения части дохода в виде отчисления необходимых затрат обществом, которые должны идти на воспроизводство качества окружающей среды. Поэтому выделяют понятие ассимиляционной функции среды (природы), связанной со способностью среды восстанавливать свои качества за счет выработанного ей самой исторически сложившегося механизма воспроизводства своего качества на основе самоорганизации и круговорота вещества в природе.
Ассимиляционная рента – доход, получаемый обществом за счет ассимиляционных функций (потенциала) природы (природной среды), способной освобождать человека от необходимости тратить средства на переработку отходов и воспроизводства качества среды обитания (биосферы). В условиях, когда ассимиляционная функция природы (среды) подорвана (утрачена), ассимиляционная рента превращается в экологическую.
Таким образом, экономическая сущность экологической ренты заключена в получаемом доходе за счет пользования средой обитания с утраченными (или подорванными) ассимиляционными функциями природы.
Ассимиляционная рента может выступать в двух формах:

  1. Дифференциальная ассимиляционная рента-1 образуется на лучших и средних по условиям воспроизводства среды участках, где могут быть достигнуты более высокие темпы экономического роста за счет условий среды, характеризующейся высоким природным потенциалом саморегуляции. Получаемая в результате добавочная прибыль и образует дифференциальную ассимиляционную ренту –I, которая присваивается владельцем участка.
  2. Дифференциальная ассимиляционная рента-II образуется за счет экологизации экономики, то есть, совершенствования экономики в рамках сохранения ассимиляционного потенциала природы. Конретно: совершенствования экологического законодательства, применения более совершенной малоотходной, безотходной технологии производства, совершенствования системы воспроизводства природных ресурсов, и качества окружающей среды.
Развитая сеть туризма, рекреационной деятельности, отдыха, санаторно-курортного лечения в рамках используемого климата, ландшафтов (морских побережий, лесных и горных массивов, ледников и т.д.) открывает путь к присвоению определенной категорией людей ассимиляционной и экологической ренты, которые принадлежат, как и ресурсная рента, всему обществу.
Экологическая рента увеличивает стоимость, например, однотипного жилья, располагающегося в условиях сохраненного природного ландшафта и высокого качества окружающей среды.
Поскольку любая рента принадлежит всему обществу, то механизм ее перераспределения является объектом присвоения части ренты, – то есть, обогащения за счет других.
Отчисления на воспроизводство качества окружающей среды способствует поддержанию ассимиляционного потенциала природы. В этой связи ассимиляционная рента, в условиях не отчисления средств на восстановление качества окружающей среды (поддержания свойственных ей естественных функций), превращается в дополнительный доход тех, кто присваивает его за счет утраты ассимиляции природной средой.
Государства, торгующие природными ресурсами, вынуждены отдавать часть природной ренты другим. Другими словами, природная (ресурсная) рента способна мигрировать в форме полученной части дохода и присваиваться теми, кто покупает ресурсы. Однако продавцы ресурсов торгуют и ассимиляционным потенциалом природной среды. В случае с горнопромышленным комплексом, подорванная ассимиляционная функция среды (почвы, земной коры, гидросферы, атмосферы) у торговца, имеет шанс быть не тронутой на извлекаемый объем ресурса у покупателя. Но в условиях переработки ресурса (сырья) на территории покупателя, последний теряет экологическую ренту, но косвенно ее «приобретает» торговец ресурсами, так как он не связан с переработкой отходов, которые за него будет перерабатывать покупатель.
Таким образом, в условиях интеграции экономики и ее глобализации происходит перераспределение как ресурсной, ассимиляционной, так и экологической ренты. Развитые в экономическом отношении страны, экспортируя ресурсы, ухудшают ассимиляционную функцию государств-продавцов ресурсов. Поскольку всё человечество находится в биосфере, то интенсивность перераспределения всей совокупности природной ренты ведет к изменению структуры и функции биосферы, сообразуясь с законами сохранения природы, принципом Ле Шателье – Брауна.
В условиях формирования рыночной экономики производители осуществляют платежи в форме ройалти и ставок на воспроизводство природных ресурсов. Эти финансовые потоки идут в бюджет и перераспределяются между членами общества, в том числе и между посредниками. Последние, за счет перепродажи ресурсов не участвуют в формировании рентного дохода. В результате часть природной ренты (для России это около 40 млрд. долл. в год) мигрирует за рубеж, поскольку ресурсы определяют уровень развития зарубежной экономики.
Таким образом, природная рента, выступая в различных формах, является объектом ее перераспределения в современном обществе тем интенсивнее, чем больше востребованность природных ресурсов и качества окружающей природной среды. В условиях глобализации экономики природных ресурсов происходит перераспределение ассимиляционной и экологической ренты.
Потенциальная нефтяная газовая рента, например, рассчитанная ВНИГРИ, представляет собой:
R = Rпр + Rм + Rк + Rвз,(1.1)
где R – газовая рента, R пр – зависит от горно-геологических характеристик, глубины залегания продуктивных горизонтов, производительности скважин и др.); Rм – величина, зависящая от географо-климатических условий района работ, отдаленности от потребителей; Rк – величина, зависящая от физико-химических свойств нефти и газа (сернистости, плотности, вязкости и т.д.); R вз – определяется из расчета разности цен данного и базового энергоносителей.
Как метко замечает А.В.Поздняков, существует два варианта собственности, а точнее два варианта права собственности.
Полная собственность. Позволяет владельцу распоряжаться не только результатами своего труда, но и результатами «труда» природы, а точнее энергетическим ее потенциалом, связанным с круговоротом вещества в биосфере.
Ограниченная собственность. Право свободно распоряжаться результатами своего труда, а за «труд» природы придется оплатить обществу, государству. Точнее вернуть ее энергетический ассимиляционный потенциал путем воспроизводства природных ресурсов и качества среды. То есть, в частной (ограниченной) собственности находится только то, что накоплено своим трудом. Претензия на собственность потенциала природы равносильна «приватизации права на энергетический потенциал природы», что, естественно, является абсурдом. Поскольку по законам сохранения у природы есть возможность «направить энергетический потенциал» в противоположную сторону, сообразуясь с принципом противодействия.
Прогноз поступления платежей в форме налогов за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды на период 2002 – 2010 гг в Росси отражен в нижеследующей таблице.
Таблица 1.1
Прогноз поступления платежей в форме налогов за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды
на период 2002 – 2010 гг (в ценах 2002 г) млн. руб.

Таблица 1.1-1
Структура и межбюджетное распределение в 2003 г налоговых платежей за пользование природными ресурсами


Наименование платежей

Код классификации доходов бюджетов РФ

Поступление в бюджетную систему РФ

В федеральный бюджет

В территориальные бюджеты

1. Платежи за пользование недрами (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2001 г и погашения задолженности прошлых лет

1050100

+

+

2. Платежи за пользование континентальным шельфом

1050200

+

-

3. Налог на добычу полезных ископаемых

1050300

+

+

4. Платежи за пользованием лесным фондом (в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню)

1050400

-

+

5. Плата за пользование водными объектами

1050500

-

+

6. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов

1050600

+

+

7. Земельный налог

1050700

+

+

8. Плата за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

1050800

-

+

9.Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (части сумм, зачисленных по расчетам за 2001 г и погашения задолженности прошлых лет)

1050900

+

+

10. Единый сельскохозяйственный налог

1051000

+

+

!! Прочие платежи за пользование природными ресурсами

1054000

+

+

Примечание: Символы «+» и «-» обозначают соответственно поступление и непоступление платежей в федеральный или территориальные бюджеты.

Понятие «природные ресурсы»

В природные ресурсы включают землю и недра, растительный и животный мир, лесные и водные ресурсы, воздушный бассейн и климат.

Природные ресурсы распределены неравномерно. В результате этого различные районы, страны, регионы и даже целые материки имеют разную ресурсообеспеченность, т.е. соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Этот показатель по каждому виду ресурсов можно выразить либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения.

При этом возникают два момента. Во-первых, хватает ли запасов данного вида природных ресурсов и на сколько. Во-вторых, как следует использовать этот природный ресурсе (комплексность, эффективность, безотходность и т.д.).

Большое влияние на вовлечение природных ресурсов в процесс производства оказывает научно-технический прогресс. С одной стороны, он способствует рационализации использования природных ресурсов: выявление более дешевых по добыче и легко транспортируемых топливных ресурсов (природный газ по трубопроводам); внедрение более полного извлечения и переработки нефти (в настоящее время коэффициент отдачи пластов в среднем для топливных ресурсов составляет около 45%, в том числе для угля открытой добычи - 80-90%, шахтной добычи - 35-80% , для нефти - 35%, природного газа - 80%); повышение коэффициента использования уже добытого топлива и сырья (средний мировой уровень полезного использования первичных полезных энергоресурсов составляет около 1/3, в том числе при сжигании угля - 20%; нефти - 24%; природного газа - 48%); внедрение безотходных технологий (оборотная вода и т.д.). В целом в сельском хозяйстве внедряются; более интенсивные способы ведения земледелия и животноводства, в промышленности - переход к энергосберегающим и материалосберегающим технологиям, проводится политика экономии ресурсов.

С другой стороны, под влиянием научно-технического прогресса расширяются старые производства и получают «второе дыхание» старые промышленные районы, создаются новые производства, осваиваются новые территории, увеличивается число полезных ископаемых, вовлекаемых в производство.

Сложно сказать, какая из тенденций победит в скором будущем: сберегающая или потребляющая. Но надо отметить тот факт, что разведанные запасы полезных ископаемых растут быстрее, чем их добыча.

Влияние природных ресурсов на экономику

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой природных ресурсов (особенно полезных ископаемых) потребляется больше, чем они их имеют. Недостающие ресурсы ввозятся преимущественно из развивающихся стран. В силу этого огромные сырьевые потоки движутся в три основных центра их переработки: Северную Америку, Западную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию. Такое положение дел порождает две проблемы: зависимость развитых стран от поставок сырья и сырьевую ориентацию экспорта многих развивающихся государств.

Неравномерность обеспечения стран природными ресурсами, а также потребления их выдвигает ряд закономерностей в экономическом развитии разных стран. Первая из них связана с необходимостью поиска путей более рационального использования природных ресурсов в условиях их нехватки. Особенно остро эта проблема стоит для развитых стран. Собственно говоря, их вариант промышленного развития в последние десятилетия (экономия ресурсов) и есть ресурсосберегающий путь экономического развития.

Природные ресурсы, как известно, делятся на возобновляемые и невозобновляемые. Особенно бережно следует относиться к невозобновляемым ресурсам. Необходимо также принимать действенные меры в отношении возобновляемых ресурсов (пресная вода, лес, почва), восстанавливать их первоначальное состояние, Многие страны мира активно используют вторичное сырье и отходы производства, сберегая таким образом «кладовые» природы. Наконец, следует всемерно стремиться к созданию максимального количества малоотходных и безотходных предприятий и технологий.

Рента

В экономике наибольшее значение имеют земельная и горная рента, т.е. доход от сдачи в аренду земельных угодий и месторождений полезных ископаемых.

Величина земельной ренты зависит как от общественных, так и от природных условий. В сельском хозяйстве величина ренты тем больше, чем плодороднее земля, лучше географическое расположение и обустроенность вследствие проведения соответствующих мероприятий на арендуемом участке земли. Таким образом, здесь рентные отношения представляют собой отношения по распределению дохода между собственником земли и арендатором. Сама по себе земельная рента возникает вследствие того, что земельный собственник передает свое право пользования землей предпринимателю или другому арендатору.

Рента существует и в добывающей промышленности. Это горная рента. В хозяйственной жизни она обычно представлена теми специальными налогами (налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.), которые добывающая компания платит главному собственнику природных ресурсов - государству.

Экологическая проблема

Окружающей природной средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Хотя вторая половина ХХ в. - это время невиданных ранее темпов экономического роста, однако оно во все в большей мере стало осуществляться без надлежащего учета возможностей окружающей природной среды, допустимых хозяйственных нагрузок на нее. В результате происходит деградация окружающей природной среды.

В качестве примеров деградации окружающей природной среды в результате нерационального природопользования можно привести обезлесение и истощение земельных ресурсов. Процесс обезлесения выражается в сокращении площади под естественной растительностью, и прежде всего лесной. По некоторым оценкам, во время возникновения земледелия и скотоводства лесами было покрыто 62 млн км 2 суши, а с учетом кустарников и перелесков - 75 млн км 2 или 56% всей ее поверхности. В результате продолжающегося уже 10 тыс. лет сведения лесов их площадь сократилась до 40 млн км 2 а средняя лесистость - до 30%.

В наши дни сведение лесов продолжается быстрыми темпами: ежегодно их уничтожается более 20 тыс. км 2 Лесные массивы исчезают по мере расширения запашки земли и пастбищ, роста заготовки древесины. Особенно угрожающее положение сложилось в зоне тропических лесов, где, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в середине 80-х гг. ежегодно уничтожалось 11 млн га лесов, а в начале 90-х гг. - примерно 17 млн га, особенно в таких странах, как Бразилия, Филиппины, Индонезия, Таиланд.

Деградация земельных ресурсов в результате расширения земледелия и животноводства происходила на протяжении всей истории человечества. По подсчетам ученых, в результате нерационального землепользования человечество в ходе неолитической революции уже потеряло 2 млрд га некогда продуктивных земель, что значительно больше всей современной площади пашни. И в настоящем в результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает около 7 млн га плодородных земель, которые теряют свое плодородие и превращаются в пустоши. Потери почвы можно оценить не только по площади, но и по массе. Американские ученые подсчитали, что только пахотные земли нашей планеты ежегодно теряют 24 млрд плодородного почвенного слоя.

Процесс деградации почв особенно интенсивно протекает на засушливых землях, которые занимают около 6 млн км 2 и в наибольшей мере присущи Азии и Африке. В пределах засушливых земель расположены и главные районы опустынивания, где перевыпас скота, сведение лесов и нерациональное орошаемое земледелие достигли максимального уровня. По существующим оценкам, общая площадь опустынивания аридных земель в мире составляет в наши дни 4,7 млн км 2 в том числе территория, на которой произошло антропогенное опустынивание, оценивается в 900 тыс. км 2 . Ежегодно она прирастает на 60 тыс. км 2 .

Другая причина деградации мировой экологической системы - загрязнение ее отходами производственной и непроизводственной деятельности человека. Количество этих отходов очень велико и в последнее время приняло размеры, угрожающие существованию человеческой цивилизации. Отходы делятся на твердые, жидкие и газообразные.

В настоящее время не существует единой оценки количества твердых отходов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека. Не так давно для всего мира они оценивалась в 40- 50 млрд т в год с прогнозом увеличения до 100 млрд т и более к 2000 г. По современным расчетам, к 2025 г. объем таких отходов может возрасти еще в 4-5 раз. При этом следует также учитывать, что в настоящее время только 5-10% всего добываемого и получаемого сырья переходит в конечную продукцию и 90-95% его в процессе переработки превращается в прямые отходы.

В структуре твердых отходов преобладают промышленные и горно-промышленные отходы. В целом и на душу населения они особенно велики в России, США и Японии. По душевому показателю твердых бытовых отходов лидерство принадлежит США, где на каждого жителя в год приходится 500-600 кг мусора. Несмотря на все расширяющуюся утилизацию твердых отходов, во многих странах мира она либо находится на начальной стадии, либо отсутствует.

Жидкими отходами загрязняется прежде всего гидросфера, причем главными загрязнителями здесь выступают сточные воды и нефть. Общий объем сточных вод в начале 90-х гг. достиг 1800 км 3 . Для разбавления единицы объема загрязненных сточных вод до приемлемого к использованию уровня требуется в среднем от 10 до 100 и даже 200 ед. чистой воды. Таким образом, использование водных ресурсов для разбавления и очищения сточных вод стало самой крупной статьей их расходования. Это относится прежде всего к Азии, Северной Америке и Европе, на которые приходится около 90% всего мирового сброса сточных вод.

В итоге деградация водной среды в наши дни приняла глобальный характер. Примерно 1,3 млрд человек пользуются в быту только загрязненной водой, что служит причиной многих эпидемических заболеваний. В силу загрязнения рек и морей снижаются возможности рыболовства.

Большую тревогу вызывает загрязнение атмосферы пылевидными и газообразными отходами, выбросы которых непосредственно связаны со сгоранием минерального топлива и биомассы, а также с горными, строительными и другими земляными работами.

Масштабным и опасным аспектом экологического кризиса является воздействие на нижние слои атмосферы парниковых газов, прежде всего диоксида углерода и метана. Диоксид углерода поступает в атмосферу в основном в результате сгорания минерального топлива (2/3 всех поступлений). Источниками поступления в атмосферу метана служат сжигание биомассы, некоторые виды сельскохозяйственного производства, утечка газа из нефтяных и газовых скважин.

По некоторым подсчетам, только в 1950-1990 гг. мировой объем выбросов углерода вырос в четыре раза, достигнув 6 млрд т, или 22 млрд т углекислого газа. Основную ответственность за эти выбросы несут экономически развитые страны Северного полушария, на долю которых приходится большая часть таких выбросов (на США - 25%, страны - члены ЕС - 14%, страны - члены СНГ- 13%, Японию - 5%).

Одним из главных последствий экологического кризиса на планете является оскудение ее генофонда, уменьшение биологического разнообразия. Биологическое разнообразие Земли оценивается в 10-20 млн видов, в том числе на территории бывшего СССР - 10-12% от общего количества. Урон в данной сфере уже достаточно ощутим. Это происходит из-за разрушения среды обитания растений и животных, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды. По подсчетам американских ученых, за последние 200 лет на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных. Во второй половине ХХ в. процесс сокращения генофонда резко ускорился. В результате ученые пришли к выводу, что при сохранении существующих тенденций в 1980-2000 гг. возможно исчезновение 1/5 всех биологических видов, населяющих ныне нашу планету.

Выводы

1. Природные ресурсы - это земля и недра, растительный и животный мир, лесные и водные ресурсы, воздушный бассейн и климат.

2. В современных условиях потребление природных ресурсов продолжает расти. Существует два альтернативных пути развития мирового хозяйства: продолжение увеличения разведки и добычи полезных ископаемых и ресурсосбережение.

3. Основная часть природных богатств сосредоточена в развивающихся странах. Главная «болезнь» экономик этих стран - ориентация на экспорт сырья при замораживании развития обрабатывающих отраслей. В то же время дефицит природных ресурсов в развитых странах Запада обусловливает направленность основных потоков международной торговли природными ресурсами из развивающихся стран (добывающих) в развитые (потребляющие).

4. Рента выступает как доход от собственности на природные ресурсы. Величина ренты зависит как от общественных, так и от природных условий. Наибольшее значение имеют земельная и горная рента.

5. Экологическая проблема - одна из глобальных проблем современности. Она тесно связана с вопросами ресурсодефицитности, экологической безопасности и экологического кризиса. Одним из путей разрешения экологической проблемы является путь «устойчивого развития», предложенный в качестве основной альтернативы развития человеческой цивилизации.

Термины и понятия

Природные ресурсы

Ресурсообеспеченность

Земельная рента

Горная рента

Окружающая природная среда

Вопросы для самопроверки

1. Что такое природные ресурсы?

2. Как влияет обеспеченность природными ресурсами на развитие экономики стран мира?

3. Назовите виды ренты.

4. Какие существуют основные виды загрязнения окружающей среды?

5. Как развитые страны мира могут помочь развивающимся в борьбе с последствиями загрязнения окружающей среды? Пойдут ли они на это?

6. Какие страны в наибольшей степени несут ответственность за загрязнение твердой, жидкой и газообразной оболочки Земли?

Глава 16. Знания

Знаменитый английский ученый средневековья Роджер Бэкон (1214-1294), доказывая, что знания увеличивают власть человека над природой и приносят ему практическую пользу, высказал мысль: «Знания - сила». По мнению Бэкона, получение знаний возможно прежде всего через науку.