Проблемы использования государственно-частного партнерства в экономике рф. Развитие государственно-частного партнерства: проблемы и перспективы

Московская область занимает второе место по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в Центральном федеральном округе. Уже сейчас в регионе в рамках ГЧП реализуется 64 проекта. Власти Подмосковья ставят государственно-частное партнерство наравне с бюджетным финансированием и активно его используют в целях развития экономики. О том, что такое ГЧП, как партнерство между государством и бизнесом реализуется в Московской области, читайте в материале портала сайт.

Что такое ГЧП

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма взаимодействия государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях. Важно, что государственно-частное партнерство в первую очередь направлено на решение общественно значимых задач. Взаимодействие сторон, в данном случае государства и бизнеса, документально закрепляется, все затраты и ожидаемые результаты обговариваются заранее. В России подобные отношения регулирует Федеральный закон № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федеральный закон № 115 «О концессионных соглашениях».

ГЧП позволяет привлекать инвесторов к решению различных вопросов. Суть подхода в том, что государство, в Московской области в этой роли выступают органы местной исполнительной власти, а также муниципальные образования, является нанимателем частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов за счет собственных средств.

ГЧП в Подмосковье

По итогам 2016 года Московская область занимает второе место по уровню развития государственно-частного партнерства в Центральном федеральном округе. За год Подмосковье на шесть позиций – в 2015 году регион был на восьмом месте по уровню развития ГЧП, а еще раньше – на 34-м.

Подмосковные проекты

В Московской области проекты реализуются в нескольких сферах: социальной, транспортной, дорожной, ЖКТ, ИТ. Социальная сфера оказалась удачной для заключения концессий – 25 проектов реализуется в Подмосковье. Среди наиболее важных можно отметить два онкорадиологических центра в Балашихе и Подольске, которые заработают уже в 2017 году. В этих центрах станут осуществлять раннюю диагностику онкологических заболеваний и безоперационное лечение сложных опухолей, за год планируют осуществить диагностику у 20 тысяч пациентов, при этом более 90% услуг будут оказываться бесплатно по полису ОМС.

Проект «Школьный портал» уже активно используют все муниципальные и государственные школы Московской области. Этот проект стал крупной социальной образовательной сетью – школьники пользуются мобильным приложением, родители всегда могут посмотреть оценки ребенка, а у учителей уменьшилось количество бумажной работы, ведь журнал они заполняют в электронном виде.

Активно развиваются в Подмосковье в рамках ГЧП . Говоря о дорожных проектах, нельзя не упомянуть о Центральной кольцевой автодороге (), которая свяжет все районы Московской области в кольцо. Отдельные ее участки запустят уже в 2017 году. Также очень интересен проект строительства через Волгу в Дубне, которое осуществит австрийская компания.

В муниципалитетах реализуются практики по модернизации систем теплоснабжения и очистных сооружений. Например, в Рузском городском округе на основе концессионного соглашения реализуется реконструкция канализационных очистных сооружений – компания-инвестор занимается очистными сооружениями, а также на территории 12 га планирует создать экологический кластер по выращиванию рыбы.

Достижения


Московская область достигла значимых результатов в развитии государственного частного партнерства, о чем свидетельствуют многочисленные премии и рейтинги.

Планы


Темпы государственно-частного партнерства в Московской области замедлять не собираются. По предварительным прогнозам, большая ГЧП будет реализовываться в сфере ЖКХ, здравоохранения и транспортной инфраструктуры.

«Везде, где можно привлечь внебюджетные источники, будем это делать в формате ГЧП», – говорит Буцаев.

Виктория Кулагина

Принятие закона о концессиях и создание Инвестиционного фонда дают пищу для бурных обсуждений. Государственно-частное партнерство становится модной темой. Такой же, как еще не забытое удвоение ВВП. И как всякая модная тема, идея ГЧП начала терять первозданную чистоту, превращаясь в расхожий штамп. По мнению экспертов компании BaumanInnovation, участвовавших в подготовке аналитической записки к заседанию правительства по ГЧП, высказывания чиновников демонстрируют, что многие из них имеют смутные представления о сущности этого явления. Например, они включают сюда любое сотрудничество государства и частных компаний, в том числе и безвозмездную помощь (благотворительность, социальное партнерство), госинвестиции в приоритетных отраслях. В число ГЧП у них попадают и компании с госучастием в рыночных отраслях. И в итоге понятие ГЧП может быть извращено так же, как и идея свободных экономических зон, которые в России служили уходу от налогов.

Государственно-частное партнерство чаще всего осуществляется в рамках проектного финансирования. Это понятно: как правило, цель создания ГЧП - реализация крупных проектов, на которые на текущий момент у государства не хватает сил и средств. Государство выступает лишь одной из сторон, заключающих контракт, и это вносит серьезные изменения в то, как оцениваются и распределяются риски.

А создание проектов ГЧП - это по сути и есть искусство написания правил и распределения рисков. Этих последних может быть великое множество. Например, в проектах строительства дорог это риски соблюдения сметы и сроков, производственные риски (например, проект строительства тоннеля под Ла-Маншем потерпел неудачу в значительной мере из-за того, что серьезно увеличились расходы на безопасность), рыночные риски (прогноз объема перевозок и уровня приемлемых тарифов), финансовые (колебания валют и процентных ставок), экологические риски. Такие риски могут управляться кредиторами, частной стороной проекта. Они в целом не отличаются от рисков тех проектов, где компании участвуют одни, без государства: скажем, при строительстве нового завода.

Но в проектах ГЧП они лишены возможности повлиять на государство, которое может изменить правила игры, то есть на политические риски, риски изменения правовых условий, риски нестабильности и контрактный риск. Такие риски может в значительной степени брать на себя государственная сторона, гарантируя частной какие-то компенсации.

До появления закона о концессионных соглашениях государственно-частные партнерства и так существовали. Например, в ЖКХ есть схемы инвестирования частного капитала в котельные, где государство играет главную роль, контролируя сбытовой рынок. А частный инвестор в таком партнерстве выполняет лишь одну функцию: вкладывает деньги и надеется, что государство не поменяет правила игры так, что он потеряет вложенные средства.

С появлением закона формируется юридическая конструкция, институционализируется система инвестирования. Место абстрактных решений займут обдуманные действия. Частный инвестор получит возможность вложить в проект не только деньги, но и опыт управления, ресурсы, стратегический подход, а государству останется соблюдать национальные интересы и контролировать реализацию инфраструктурных проектов. В игру вступят институциональные инвесторы, которые строят отношения с государством не на личных контактах, а только на четкой юридической базе.

Наличие правил игры, безусловно, лучше, чем их отсутствие. И само появление этого закона должно возыметь положительный эффект. Однако первопроходцев ожидает множество проблем. Например, с системой преемственности государственных представителей. Многое зависит от того, кто именно будет управлять со стороны государства частью концессии и насколько стабильным будет его представление о бизнесе. Любая смена руководства в ответственном за работу конкретного ГЧП госучреждении отразится на самом проекте. Также нет никакой гарантии, что вновь пришедший руководитель администрации не захочет поменять частного инвестора на своего сына и проинвестировать проект иным образом.

Другая проблема - это наличие стратегического подхода у государства как хозяйствующего субъекта и четко обозначенные цели работы концессий. Если государство не укажет, какие проблемы хочет с их помощью решить, мы возвращаемся к размыванию отношений.

Можно сказать, что создание проектов ГЧП - это долгие переговоры государства и частной организации о том, кто берет на себя риски и обязательства и какие.

Еще пример. При инвестировании в проект дороги Москва-Санкт-Петербург на участках, близких к столицам, бизнес будет компенсировать свои затраты за счет взимания платы. Но на удаленных отрезках трассы компании получат еще и преимущественное право на реализацию придорожных проектов (логистические центры, туристическо-развлекательные комплексы).

Многие эксперты считают, что на начальном этапе развития ГЧП государство, чтобы побороть настороженность частных партнеров, может брать большую часть рисков на себя. Но со временем, по мере получения необходимого опыта, разделение рисков может становиться более справедливым. Иначе сама форма партнерства потеряет всякий смысл.

Риски надо уметь и оценить. Например, человеку не очень посвященному может показаться, что гарантия государства однозначно более эффективна, чем какие-нибудь выплаты потребителей или госкомпаний. Но это не всегда так. У всего есть своя цена, в том числе и у гарантии.

Использование государственно-частного партнерства будет эффективнее и поможет сделать больше для создания или реорганизации инфраструктуры, если будет решен ряд острых вопросов.

Проведение конкурса. Опыт инвестиционных конкурсов показал, что методика их проведения недостаточно четко урегулирована в законодательстве, некоторые законы по-разному трактуют некоторые базовые положения.

Законодательство о госзаказах, на основе которого проводятся конкурсы для реализации ряда проектов ГЧП, содержит ряд существенных ограничений. В частности, Закон о концессионных соглашениях не позволяет подавать заявку от лица консорциума (за исключением консорциума в форме простого товарищества), и в связи с этим инвесторам необходимо создавать специальную проектную компанию уже на стадии предварительного отбора.

Не ясно, может ли устанавливаться требование о предоставлении участниками конкурса обеспечения исполнения их обязательств на стадии конкурса в иных формах, чем задаток, например, представление банковской гарантии.

Закон о концессионных соглашениях определяет перечень критериев конкурса, однако не указывает, является ли он исчерпывающим. Закон о госзаказах прямо предусматривает, что перечень критериев расширению не подлежит, запрещая при этом устанавливать требования к квалификации и опыту участника конкурса.

Закон о госзаказах прямо запрещает любые переговоры на стадии конкурса. Запрет также распространяется на стадию заключения соглашения (контракта). Вместе с тем ожидается, что в ходе первых конкурсов у их участников будет возможность предоставить комментарии.

Опыт проведения первой презентации одного из проектов ГЧП показал, что государство готово к конструктивному диалогу и прислушивается к мнению рынка.

Сложности государственного финансирования, включая выплаты каких-либо компенсаций, а также предоставление гарантий тоже определяются несовершенством существующей правовой базы. В законодательстве закреплены ограниченный перечень допустимых форм бюджетных расходов и такой же перечень направлений финансирования бюджетными учреждениями. Ограниченные возможности могут быть воплощены в жизнь только через достаточно сложную процедуру предоставления государственных гарантий.

Поэтому на практике приходится сталкиваться с тем, что договорные обязательства государства перед иностранными инвесторами зависят от ежегодного бюджетного планирования. Но договорные обязательства должны быть действительны вне зависимости от включения или невключения соответствующих сумм расходов в бюджет.

Еще одна проблема - исключение доходов государства из денежных поступлений от реализации проекта: принцип "анонимизации" бюджетных доходов. Но возможно использование подконтрольных государству организаций (специального государственного участника, например, в форме ОАО) для получения и перераспределения причитающихся государству доходов от проекта.

Все эти недостатки могут быть частично преодолены при более сложной организационно-договорной структуре проекта.

В общем же можно выделить следующие проблемы становления и развития ГЧП в России:

1. Законодательство. Впервые законопроект "О концессионных соглашениях" был принят Верховным Советом РСФСР в 1993 году, но отклонен президентом. До недавнего времени в возможностях государства организовывать подобные проекты были серьезные пробелы. Новый закон о концессиях довольно многое изменил. В частности, там есть нормы, описывающие правила проведения тендера при выборе концессионера (этому посвящена значительная часть закона). Некоторые специалисты, например доктор экономических наук Владимир Варнавский из ИМЭМО РАН, считают, что в законе не хватает норм прямого действия, и чиновники получат слишком много прав.

2. Общество, власть и бизнес имеют слабое, искаженное и неполное представление о сути ГЧП, практике его применения, возможных социально-экономических кратко-, средне- и долгосрочных последствиях. Переход на систему концессий означает не замену одной гербовой бумаги на другую с названием "ГЧП", как это представляется многим в России, а изменением сущности отношений между государством и бизнесом, как в правовом, так и в экономическом контекстах.

3. Отсутствие комплексного подхода. Разработка проблемы ГЧП ведется в стране не системно: власть сосредоточивается в основном на законодательных вопросах, не уделяя должного внимания экономическим и социальным проблемам, механизму функционирования и регулирования концессий. В то же время проблема ГЧП не сводится к одному или нескольким законам. Она имеет комплексный, институциональный характер и должна решаться на основе системного подхода.

4. Отсутствие координирующего и регулирующего органа. В настоящее время в сферу законотворческой деятельности в области концессий, например, как базовой формы ГЧП вовлечено много разнородных организаций: комитеты законодательной власти, министерства и государственные службы, научно-исследовательские учреждения, фонды, частные лица. Все они, разрабатывая свои законопроекты, исходят из собственных представлений о концессиях, которые не имеют единой концептуальной основы.

5. (Возможно, самая главная проблема.) Люди. Общее число специалистов в сфере государственного управления России, способных профессионально составлять договоры по ГЧП, ничтожно мало. Таких специалистов не готовят российские образовательные учреждения, отсутствуют соответствующие программы и спецкурсы. Нет методик по составлению государственными органами власти инвестиционных договоров с длительными сроками окупаемости инвестиций. А если учесть, что по такому договору государственная собственность переходит во владение и пользование частной компании на 20-50 лет, то можно понять ту ответственность, которая ложится на чиновника любого уровня, подписывающего такой договор от имени государства.

Тенденции развития ГЧП в России:

· Постепенное приближение к схемам классического проектного финансирования, возложение на инвестора большей части коммерческих рисков, несение рисков строительства и эксплуатации одним субъектом.

· Расширение форм государственной поддержки и усложнение роли специального государственного участника.

· Совершенствование способов обеспечения кредитов, заключение "прямых договоров" между государством и кредиторами.

· Рост популярности модели ГЧП после принятия нового законодательства.

· Развитие законодательства на региональном уровне. Пример: Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 года "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах".

Системный подход к проблеме ГЧП должен предусматривать комплексное решение следующих основных задач.

Задача № 1

Разработка концепции и стратегии введения ГЧП, которые должны, в частности, включать:

· цели, задачи и принципы создания ГЧП;

· этапы их развертывания;

· организационную структуру и систему управления, предусматривающую, в первую очередь, функции ее отдельных звеньев, правило "одной двери" и т. п.;

· механизм и инструменты;

· перечень законодательных актов федерального уровня в пакете, которые необходимо принять;

· федеральный орган государственной власти, ответственный за подготовку этого пакета законов и сроки исполнения.

Задача № 2

Создание необходимой институциональной правовой, экономической, организационной среды:

· формирование достаточно полной и замкнутой законодательной базы по концессиям, включающей нормативные акты и подзаконные документы;

· формирование в стране других элементов институциональной среды: органов исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы ГЧП, финансово-экономических институтов, обеспечивающих инвестирование и гарантирование частных инвестиций (например, Агентство по гарантированию инвестиций), независимых организаций, осуществляющих экспертизу проектов и консалтинг, управляющих компаний, ассоциаций, объединений, фондов и т. п.

Задача № 3

Создание специального федерального органа (например, Федерального агентства по ГЧП), который должен реализовывать политику ГЧП в России и отвечать перед президентом, правительством и обществом за весь комплекс вопросов ГЧП. Он должен быть достаточно самостоятельной и полномочной структурой, иметь целью изучение всего спектра проблем ГЧП -- юридических, организационных, финансовых, экономических -- и подготовку методической, нормативной, правовой, инструментальной базы для развертывания и развития ГЧП в России.

Задача № 4

Подготовка специалистов в области ГЧП, создание благоприятного общественного мнения для передачи частному сектору функций владения и пользования объектами государственной и муниципальной собственности, обеспечение доверия общественности к этому новому для современной России типу хозяйственных отношений, а также обеспечение прозрачности деятельности бизнеса. Введение ГЧП по своим масштабам, глубине и степени проникновения в систему сложившихся хозяйственных отношений вполне может сравниться с приватизационными процессами, поскольку объектом партнерства в России уже в ближайшее время могут стать предприятия отраслей социально-производственной инфраструктуры. И от того, насколько полной, непротиворечивой, качественной будет законодательная база, институциональная среда, экономическая и организационная проработка всех аспектов этой проблемы, во многом зависит успех или неудача реализации этого намечающегося крупного социально-политического и экономического преобразования хозяйственных отношений в России.

Можно выделить следующие приоритетные направления для развития ГЧП в России:

Формирование общей среды развития ГЧП;

Усиление нормативно-правового обеспечения ГЧП;

Повышение поддержки и гарантий государства партнерам из частного сектора;

Обеспечение государственной поддержки реализации проекта;

Единый государственный орган по вопросам ГЧП;

Использование деловых объединений;

Более тщательная проработка проектов с обеих сторон и с общественностью. (Приложение 11)

Участники парламентских слушаний считают, что сфера применения ГЧП может варьироваться от простого оказания услуг до создания совместных предприятий между государством и частным сектором. Горизонты для этого открыты сейчас в полной мере.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ

В последние годы во всем мире происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном трубопроводном транспорте, портах, аэропортах. Правительства передают во временное долго- и среднесрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью.

С одной стороны, предприятия инфраструктурных отраслей - в первую очередь их сетевые, монопольные сегменты - не могут быть приватизированы ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. Но, с другой стороны, в государственном бюджете нет достаточного объема средств, позволяющих обеспечивать в них простое и расширенное воспроизводство. Для того чтобы разрешить это противоречие, в хозяйственной практике за рубежом используется концепция государственно-частного партнерства (ГЧП, Public-Private Partnership - РРР), которое представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

В современном понимании ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

Формы ГЧП

ГЧП имеет широкий спектр различных форм. Это, в первую очередь, разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т. д. Система краткосрочных контрактов достаточно широко используется в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России.

Другой формой ГЧП являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату.

Соглашения о разделе продукции (СРП) - форма ГЧП, которая стала легитимной в 1995 году, после принятия федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». СРП является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору - субъекту предпринимательской деятельности «на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск» . Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.

Еще одной широко распространенной в России формой ГЧП являются государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование (корпоратизацию) и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения.

Наконец, наиболее распространенной за рубежом формой ГЧП при осуществлении крупных, капиталоемких проектов являются концессии. Концессия - это система отношений между, с одной стороны, государством (концедентом) и, с другой стороны, частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства.

В российской практике используются все формы ГЧП, кроме концессий. В то же время концессии - это наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнерства. Во-первых, они, в отличие от контрактных, арендных и иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий. В-третьих, у государства в рамках как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов. В-четвертых, государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения ею.

Состояние производственной инфраструктуры в России и ГЧП как средство ее совершенствования

Комплекс отраслей производственной инфраструктуры (электроэнергетика, автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, трубопроводный транспорт, коммунальное хозяйство) является наиболее уязвимым местом российской экономики. Его состояние - источник возможных структурных, техногенных и иных кризисов и катастроф. Основные фонды крайне изношены. За последние 10–15 лет практически не осуществлялось инвестиций в развитие инфраструктуры, не строились новые мощности. Даже в условиях продолжающегося в течение последних трех лет экономического роста в России не наблюдается адекватного увеличения производства и массированного притока инвестиций в производственную инфраструктуру.

Важнейшими причинами такой ситуации, с нашей точки зрения, являются:

1) недостаток бюджетных средств для обеспечения расширенного воспроизводства в отраслях инфраструктуры;

2) институциональная неготовность собственника (государства и муниципальных образований) к передаче определенных прав на инфраструктуру бизнесу (в первую очередь в рамках ГЧП);

3) высокие риски инвестирования в капиталоемкие объекты при отсутствии гарантий государства.

Модернизация построенной еще при советской власти производственной инфраструктуры, осуществление крупных проектов по строительству автомобильных и железнодорожных магистралей, портов, аэропортов, энергетических и коммунальных систем в России возможно только с привлечением отечественного и международного капитала на базе ГЧП. Другого рационального и к тому же хорошо проверенного в международной практике решения этой проблемы наше государство, испытывающее недостаток бюджетных средств, просто не сможет найти.

Нам в России необходимо избавиться от своеобразной «детской болезни правизны в капитализме», в соответствии с которой только частная компания эффективна, а государство является неэффективным собственником по определению. Если брать в качестве критерия эффективности прибыль, то в большинстве случаев это так. Но при объективном экономическом анализе нельзя смешивать эффективность с точки зрения хозяйствующего субъекта и эффективность для общества. То, что может быть эффективным для частной компании, вовсе не означает автоматически эффективность для общества. И наоборот: частная компания, например, никогда не станет держать избыточные мощности и дублирующие сети, она их выведет из оборота как неэффективные, а государство в интересах общества, хоть и с повышенными издержками производства, может и должно иметь «запас прочности», достаточный для работы сетевых систем в чрезвычайных ситуациях.

Проблема собственности в государственно-частных партнерствах

В нашей стране очень тяжело, в течение многих лет, через Государственную думу «проходят» законы о концессиях, о платных дорогах, о морских портах, о трубопроводном транспорте и другие, которые должны регламентировать функционирование отраслей с сегментами естественных монополий. Именно эти законы призваны стать правовыми «кирпичиками» государственно-частного партнерства. Но фундаментом здания ГЧП должен стать, как нам представляется, закон о государственной собственности. Именно концепцию этого закона должны развивать упомянутые выше отраслевые законы. Наконец, еще один сегмент правового обеспечения ГЧП составляют подзаконные нормативные акты - инструкции, положения, типовые договоры (инвестиционные, концессионные, на строительство, эксплуатацию и т. п.), разрабатываемые в агентствах и службах.

Отсутствие в России основной формы ГЧП - концессий - обычно объясняют субъективными факторами: низким уровнем правовой и хозяйственной компетентности депутатов Государственной думы, лоббизмом отдельных групп, слабостью институтов гражданского общества и т. п. Но главное препятствие на пути концессий, с нашей точки зрения, носит объективный характер: это отсутствие в России концепции управления государственной собственностью. Государство должно, как это сделано в других странах, посредством концепции, доктрины и законодательства четко очертить границу своей ответственности перед обществом за имеющуюся у него собственность и определить на уровне федерального закона круг объектов, не подлежащих приватизации. Правовой вакуум в этом вопросе только способствует коррупции и приводит к появлению частной монополии на месте государственной монополии со всеми негативными последствиями для государства, общества, да и для бизнеса тоже.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ГАЛКИНА Н.Г., ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 4 курс, факультет экономики и управления здравоохранением Научный руководитель: КУРКИНА М.П., к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России Интерес к механизму государственно-частного партнерства обусловлен, прежде всего, дефицитом бюджетных средств и низкой эффективностью управленческой деятельности, осуществляемой государственными структурами. Государственно-частное партнерство становится все более популярным способом решения задач развития той или иной общественно значимой сферы в условиях нехватки бюджетных ресурсов, где выполнение поставленных целей без привлечения инвестиций и потенциала института предпринимательства невозможно. В России актуальность государственно-частного партнерства в социальной сфере обусловлена низким уровнем ее развития в плане применения передовых методов управления. Этот сектор, в течение многих десятилетий являвшийся объектом прямого государственного управления, испытывает сегодня наибольшую потребность в различных ресурсах для реализации поставленных задач социально-экономического развития. Целью исследования является изучение механизма государственночастного партнерства, а также способы его внедрения в социальную сферу. В работе были представлены метод описательной статистики при анализе развития и текущего состояния сектора некоммерческих организаций в России, графический метод при анализе расходов бюджета на проведение социально-культурных мероприятий, логический метод при выявлении закономерностей. Общей и наиболее острой для всех отраслей и видов деятельности в социальной сфере является проблема отсутствия стабильного и достаточного бюджетного финансирования, следствием чего становится ухудшение качества услуг и сокращение их объема. При этом растут потребности

2 общества, требования к уровню обслуживания и, соответственно, требования государства к качеству услуг и социально-экономической эффективности деятельности учреждений. Сложилось противоречие, которое может разрешиться с помощью привлечения ресурсов предпринимательских структур. Финансовые обязательства государства в развитии социальноэкономических сфер растут, ибо эти отрасли являются капиталоѐмкими и низко прибыльными, а государственный бюджет не в силах самостоятельно обеспечивать поддержку этих отраслей. В этой ситуации разумно привлекать средства из частного сектора. Такой симбиоз может быть полезен для обеих сторон. В современном понимании государственно-частное партнерство это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности. Осуществление государственно-частного партнерства в социальной сфере тесно связано с защитой конституционных прав граждан. В ходе реализации государственно-частного партнерства должен быть предоставлен законодательно гарантированный минимум публичных услуг населению. Государственно-частное партнерство в социальной сфере может быть формой реализации национальных проектов, наряду с федеральными целевыми программами. Проекты государственно-частного партнерства в социальной сфере реализуются, в основном, на локальном и региональном уровне в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, в отличие от проектов в сфере государственных и естественных монополий, которые реализуются на федеральном уровне. В социальной сфере в государственном регулировании государственно-частного партнерства необходимо использовать такие административные средства регулирования как лицензирование, сертификация и контроль качества. Развитие партнерства государства и бизнеса в решении задач

3 социально - экономического развития в последние годы стало одной из ведущих задач органов государственной власти большинства развитых стран, в решение которой включено множество научных учреждений, предпринимательских структур и других организаций. Государственно-частное партнерство выполняет следующие характерные функции: удовлетворяет потребности общественного сектора, используя или заимствуя ресурсы частного сектора; поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором; состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Проекты государственно-частного партнерства являются одними их наиболее часто используемых в мире форм привлечения частной инициативы, предпринимательского опыта и частных инвестиций в социальную сферу. Применение механизмов государственно-частного партнерства способно: уменьшить инвестиции в строительство зданий и покупку оборудования за счет использования имеющихся ресурсов социальной сферы; обеспечить возможность осуществления общественно-значимых проектов в наиболее короткие сроки; повысить эффективность проектов за счет участия в них частного бизнеса, как правило, более эффективного на рынке, чем государственные институты; обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств, привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий;

4 к как следствие повысить качество социальной защиты и социального обслуживания населения. Модели государственно-частных партнѐрств - это конкретный проект партнерства, возникший в результате законной и прозрачной процедуры отбора соответствующих участников со стороны частного бизнеса для решения конкретных задач экономической политики государства. В практической части с целью исследования развития и текущего состояния сектора некоммерческих организаций в Центрально-Федеральном округе были проанализированы показатели динамики численности некоммерческих организаций. По данным официальной статистики, численность некоммерческих организаций достигла почти 600 тысяч, увеличившись, таким образом, за прошедшее десятилетие более чем вдвое. Множество общественных организаций, действующих сегодня в России, можно классифицировать по разным основаниям, в т.ч. и по содержанию (виду, сфере, направлениям) деятельности. Для получения более полной картины о содержательной стороне деятельности некоммерческих организаций целесообразно проанализировать то, в каких сферах действуют данные организации, на какие виды работ и услуг они ориентированы, и кто является объектом их деятельности (получателем, потребителем услуг). 32,00% 6,30% ЖКХ Транспорт 11,60% Другие сферы 20,60% Энергетика 29,50% Социальная сфера Рис.1. Проекты ГЧП по отраслям, % Вместе с тем можно выделить такие сферы деятельности, в которых активность некоммерческих организаций проявляется наиболее часто.

5 Прежде всего, следует отметить сферу образования и науки работу в этой сфере ведут 32% декларировавших свою деятельность в 2006г. организаций. Вторая по степени привлекательности для третьего сектора сфера культура и спорт, в ней сегодня действуют 27% российских некоммерческих организаций. Нынешнее лидерство образовательного направления в деятельности некоммерческих организаций, акцент на работе с детьми и молодежью результат последних лет развития третьего сектора. В последнее время заметно активизировалась деятельность некоммерческих организаций по реализации образовательных проектов. Например, образовательные программы в сфере экологии, борьбы с социальными болезнями алкоголизмом, наркоманией, девиантным поведением, в сфере здравоохранения и т.д. В России государственно-частное партнерство успешно развивается во многих сферах деятельности. Однако развитие данного механизма в основном осуществляется в крупных промышленных центрах в Москве, в Санкт-Петербурге, в Самаре. Что касается отдаленных от этих центров районов, то здесь внедрение государственно-частного партнерства затруднено многими обстоятельствами, в том числе, несовершенством законодательной базы. В Курской области разработан План действий по развитию государственно-частного партнерства на гг. План направлен на решение задачи обеспечения эффективного взаимодействия государства и бизнеса в целях устойчивого социально-экономического развития. При поддержке областной Администрации действуют Центр трансфера технологий, созданный на базе Курского государственного технического университета, центр поддержки малого предпринимательства, одной из основных задач которого является содействие развитию предпринимательства в инновационной сфере. Создано открытое акционерное общество «Управляющая компания «Технопарк Курской области» со 100-процентной долей государственной собственности Курской

6 области в уставном капитале общества. Таким образом, механизмы государственно-частного партнерства в области внедряются, однако данные проекты обходят стороной социальную сферу. Результатом исследования является привлечение внимания бизнеса и государства к социальной сфере области. Следует осуществлять мероприятия по внедрению механизма государственно-частного партнерства в социальную сферу, т.е. создать корпоративные структуры, призванные обеспечить ориентацию бизнеса и государства на решение задач здравоохранения, физической культуры, образования и др.


Береснева Ольга Андреевна г.иркутск, 29 августа 2013 года Проблемы социальной сферы постиндустриальной экономики России. Социальная сфера России - это сектор, в течение многих десятилетий являвшийся объектом

Некоммерческая организация Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ханты-Мансийск 2014 г. История создания Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 18 марта 2016 г. 236-рп г. Тюмень Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию государственно-частного партнерства в Тюменской области В

1 - СОЗДАНИЕ ГОСКОРПОРАЦИЙ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Степанова Елена Юрьевна, к.э.н., доцент, кафедра «Государственное управление и финансы», Орловский государственный технический университет,

Перспективы частно-государственного партнерства в сфере решения проблемы сохранения здоровья населения в Российской Федерации. Е. К. Никкинен Генеральный директор НПО «Здоровье человека» г. Москва e-mail:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Тема 1. Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление (2013-2014 учебный год) Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16.12.2014 1923-ПЗС г. Екатеринбург Об исполнении Закона Свердловской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской

ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Аналитический доклад Май 2015 г. Анализ средств, полученных бюджетными и автономными учреждениями Республики Саха (Якутия) от платных услуг и иной приносящей доход деятельности

Введение Глава 1. Экономическая среда и предпринимательство 1. Общая характеристика 2. Новые тенденции 3. Структуры и отраслевые сдвиги в мировом хозяйстве: пространственноконтинентальная динамика 4. Тип

215 задач. Система показателей должна охватывать основные аспекты финансовопроизводственной деятельности предприятия. Организация и совершенствование стратегического управленческого учета сложный внутренний

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Опыт Республики Башкортостан по передаче некоммерческому сектору полномочий по оказанию социальных услуг населению КАБАНОВА Ольга

Негосударственное учреждение-организация высшего профессионального и послевузовского образования «Тираспольский межрегиональный университет» ВОПРОСЫ к итоговому государственному междисциплинарному экзамену

ПРОГРАММА Повышения квалификации «Практические вопросы реализации государственной политики в области энергетической эффективности» 1. Цели обучения формирование в организациях и учреждениях бюджетной сферы

Автономная некоммерческая организация высшего образования «ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки

Государственная поддержка негосударственного сектора дошкольного образования Из послания Президента Российской Федерации: «Особое внимание нужно уделить дошкольным учреждениям, в том числе поддержать создание

РЕСПУБЛИКА КРЫМ ЕВПАТОРИЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ Р Е Ш Е Н И Е I созыв Сессия 7 05 декабря 2014г. г. Евпатория 1-7/10 Об учреждении управления потребительского рынка и развития предпринимательства администрации

СТАНДАРТ деятельности администрации Тамбовской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Тезисы выступления президента Ассоциации индустриальных парков Ю.С.Яблокова Уважаемый Михаил Александрович! Уважаемые члены Правительства Ивановской области! Уважаемые присутствующие! Успешный опыт более

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ЭЛЕМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИИ Мартиросян А.С., Машарина М.А., Давыдова С.А., Михайлова К.Н. Научный руководитель к.э.н., доцент Кондратьев К.М. Финансовый университет

Ââåäåíèå...12 Ãëàâà 1. Ââåäåíèå â ìåíåäæìåíò...15 1.1. Представления о менеджменте...15 1.2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Цели и задачи современного менеджмента...20 1.3. Особенности

5. СОДЕРЖАНИЕ УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «организация здравоохранения и общественное здоровье» 1. Административная ответственность в здравоохранении. 2. Алкоголизм как медико-социальная проблема.

О проекте Закона Республики Татарстан «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об утверждении Программы социальноэкономического развития Республики Татарстан на 2011 2015 годы» Министр экономики

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2009, N 7 ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ОТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ - НЕ ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Поставлена точка в споре по вопросу о том, признается ли доходом бюджетного учреждения

Перспективы создания Единых Центров Процессинга и Биллинга (ЕЦПиБ) в субъектах Российской Федерации Астрахань, сентябрь 2013 Решение ключевых задач в регионе Россия рейтинг 2012 г. (по 100 странам мира)*

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Финансовые

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА ИКРОЭКОНОМИКА» (НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД) 1. Понятие экономических потребностей, благ и ресурсов. Альтернативные издержки

48 Вестник РЭА 2009 2 Н. Е. Бондаренко ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Рассматриваются основные проблемы формирования национальной инновационной

Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 8 июня 2015 г. Динамика развития сектора СОНКО (2011-2014 гг., Росстат) 2011 2012 2013 прирост 2013 г. к 2011

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО» ОБЩАЯ ЧАСТЬ Раздел I. Общие положения Тема 1. Финансы и финансовая система государства и муниципальных образований. Понятие и роль финансов. Особенности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 18 апреля 2016 г. 317 МОСКВА О реализации Национальной технологической инициативы В целях реализации Национальной технологической инициативы

Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Утверждена постановлением Правительства от 28.08.2012 1053/32 ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 ГОДЫ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ИТОГАМ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ И ЕЕ РЕГИОНОВ И.Г. Сиземов Нижегородский коммерческий институт Рассматриваются теоретические основы развития малого предпринимательства в условиях

РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ 10 К. А. Алямкина Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск Научный руководитель: С. В. Баландина, к.

УДК 338.465.4 ИНТЕГРАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ЧАСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Ярышева А.А., Валеева О.Р. научный руководитель канд. экон. наук, доц. кафедры ЭИТМ Соколова Е.Л. Сибирский федеральный

УДК 330.322 ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Venture capital funds in Russia and abroad. Problems and ways of their solution Ю. Э. Карицкая, Е. С. Семибратова, студенты,

28 апреля 2010 года N 62-ЗСО РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ УЧАСТИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ (в ред. Закона Саратовской области от 24.09.2013 N 161-ЗСО)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО» ТЕМА 1. Понятие, предмет и метод муниципального права и местного самоуправления. Муниципально-правовые отношения и их субъекты. Понятие муниципального

Перечень вопросов вступительных испытаний по направлению 38.04.02 Менеджмент (Стратегическое управление) Вступительный экзамен включает 3 вопроса из учебных программ следующих дисциплин: «Основы менеджмента»

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Общеэкономический

Развитие научной и инновационной деятельности в системе высшего профессионального образования Общемировые тенденции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в высшем профессиональном

Приложение 5 к целевой программе «Развитие машиностроительного комплекса Республики Татарстан на 2012 2014 годы» Анализ причин низкой производительности труда Масштабное исследование международной консалтинговой

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 1. Экономическая эффективность деятельности как основа развития коммерческой организации (на примере конкретной организации).

ПРОГРАММА ЦЕНТРА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО И КАРЬЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МОЛОДЕЖНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА Обоснование Организация профессионального самоопределения и развития молодежи связана с оптимизацией

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ 38.06.01 «Экономика» по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством Общие положения Программа

Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации РАБОЧАЯ ГРУППА ПО РАЗВИТИЮ ЖКХ Институт рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ Сколько мы инвестируем в модернизацию? Водоснабжение Структура

ISSN 2079-8490 Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2014, Том 5, 4, С. 762 766 Свидетельство Эл ФС 77-39676 от 05.05.2010 http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ [email protected] УДК 338.61

Темы выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление 1. Проблемы управления государственным сектором экономики в России и пути их разрешения

96 97 17. Государственная собственность в РФ, еѐ роль, формы, организация управления. 18. Предмет и источники финансового права. 19. Денежная система. Понятие, основные элементы. 20. Система безналичных

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 3 июля 2014 г. 1217-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Внедрение в отраслях топливно-энергетического "

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КОМИ О молодежной политике в Республике Коми Принят Государственным Советом Республики Коми 23 сентября 2010 года Статья 1 Законодательство Республики Коми о молодежной политике в Республике

1. Анализ положения Научно-учебной лаборатории корпоративных инновационных систем в исследовательской и образовательной среде. Научно-учебная лаборатория исследований корпоративных инновационных систем

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 24 апреля 729-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий на 2015-2020 годы по Концепции развития дополнительного образования детей,

Налоговые льготы индустриальных парков и их резидентов: насколько они эффективны? 19 марта 2015 Актуальность проблемы Индустриальные парки инструмент повышения привлекательности регионов С 2015 года запускается

Иванова Н.О. Научный руководитель: к.э.н., доцент Монголова Н.В. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В УСЛОВИЯХ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ На сегодняшний день состояние пенсионной системы, согласно статистике Министерства финансов

Приложение 1 к распоряжению Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от ПОЛОЖЕНИЕ о проведении форума «РИТМ» для молодых предпринимателей Форум «РИТМ» для молодых предпринимателей

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ВНУТРИГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПОРОХОВЫЕ МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ От 07.10.2013 164 О порядке исполнения местного бюджета по расходам и источникам

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 13 июля 2015 г. 699 МОСКВА Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации

Вопросы для государственного экзамена Экономика и менеджмент 2014-2015 1.Значение малых и средних предприятий в экономике. a) Дайте определение малого бизнеса, по критериям классификации предприятий в

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели освоения дисциплины: состоит в формировании у бакалавров знаний особенностей формирования и реализации инновационной политики, еѐ влияния на инновационную

Управление инновациями и предпринимательство Магистерская программа Факультет «Менеджмент» Руководитель магистерской программы Трачук Аркадий Владимирович д.э.н., профессор кафедры «Стратегический и антикризисный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

1. Методологические основы менеджмента. 2. Организация управления фондовой (товарной) биржей. 3. Понятие, виды и алгоритм исследования конкуренции. Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия

Проект РЕШЕНИЕ Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса на тему «Проблемы

Приложение к постановлению главы администрации городского округа «Город Лесной» от 23.09.2011 г. 905 i УСТАВ муниципального бюджетного учреждения «Парк культуры и отдыха» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Муниципальное

На данный момент существует некоторая неясность в вопросах передачи части прав собственности от государства бизнесу, что предполагает возникновение чрезвычайно высоких рисков инвестирования частных средств в принадлежащие государству объекты инфраструктуры. В этой статье я рассмотрела с какими проблемами сталкивается реализация и развитие ГЧП в РФ.

Проблемы реализации государственно-частного партнерства в России

В этой статье я рассмотрела с какими проблемами сталкивается реализация и развитие ГЧП в России. Наиболее явно, по моему мнению, выделаются шесть причин:

  • Несовершенство законодательной системы.

Факторами, замедляющими процесс разработки и реализации проектов ГЧП, являются несогласованность таких вопросов, как:

Размеры и формы участия каждой стороны партнерства;

Типы и условия соглашений с частными инвесторами;

Распределение рисков и ответственности.

  • Недостаточно высокий уровень компетентности гражданских служащих.

Зачастую работники государственных и муниципальных органов власти не умеют должным образом сформулировать требования к проекту, определить его количественные и качественные характеристики, осуществить механизм конкурсного отбора, организовать долгосрочное регулирование проекта государственно-частного партнерства, сформировать механизм бюджетного регулирования и т. д.

Но чтобы решить эту проблему достаточно:

Содействовать развитию программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в области ГЧП

Содействовать введению в учебные планы студентов дисциплин о государственно-частном партнерстве

Организовать на сайтах специализированных структур по развитию ГЧП раздел, где государственные и муниципальные служащие, а также специалисты частного сектора смогут получить интересующую их информацию по вопросам государственно-частного партнерства.

  • Узкий спектр предложений проектов, основанных на принципах ГЧП.

Наиболее популярными сферами реализации ГЧП являются транспортная сфера и социальная инфраструктура. Механизмы ГЧП принимают и в других сферах, но недостаточно активно. Например, эту форму взаимодействия можно применить более широко в сферах, связанных с образованием, ЖКХ, туризмом, развлечением, обороной, тюрьмами или военным делом.

Возможной причиной возникновения этой проблемы является недостаточная информированность коммерческих структур о возможных моделях партнерских отношений и способах их оптимизации.

  • Высок уровень риска, поэтому возникают сложности привлечения частными партнерами больших финансовых средств.

Не каждый инвестор готов вложить свои деньги в долгосрочный проект с высокой степенью риска. А если финансирование вдруг прекратится, то проекты могут и вовсе остаться незавершенными, что является малопривлекательным для инвесторов.

  • Отсутствие специализированных органов управления ГЧП в регионах.

В настоящее время в регионах РФ отсутствует комплексная политика в сфере ГЧП. Причина зачастую в том, что управлением ГЧП там занимаются в основном различные структурные подразделения исполнительных органов власти. Чтобы добиться эффективной работы ГЧП необходимо, по моему мнению, передать эту функцию специализированному органу, который позволит:

Собрать и более грамотно использовать имеющуюся информацию о проектах ГЧП;

Удобнее работать частным инвесторам, которым нужно будет иметь дело с одной организацией, а не со многими отдельными.

  • Отрицательное влияние мирового финансового кризиса.

Кризис 2008 года ускорил необходимость совершенствования существующей системы управления экономикой регионов. Органам власти приходилось искать новые способы корректировки имеющихся механизмов управления проектами ГЧП, а это снизило их эффективность. В результате экономического кризиса произошло снижение уровня жизни населения и уменьшение реального ВНП, поэтому и проекты ГЧП оказались под влиянием кризиса.

Принимая во внимание все препятствия и проблемы эффективного развития ГЧП, можно сделать такие выводы о возможности возникновения таких рисков, как:

Риск, связанный со строительством, эксплуатацией и введением в действие объектов;

Производственные риски;

Рыночные;

Экологические;

Финансовые;

Риск банкротства;

Риск бюрократии и коррупции;

Риск потенциально возможной потери контроля над частным сектором;

Политические риски;

Природные;

Экономические.

На данный момент существует некоторая неясность в вопросах передачи части прав собственности от государства бизнесу, что предполагает возникновение чрезвычайно высоких рисков инвестирования частных средств в принадлежащие государству объекты инфраструктуры. Причина этому отсутствие законов о государственной собственности, о концессиях, о национализации и других важнейших нормативных актов. Снизить эти риски поможет только законодательное закрепление прав пользования объектами государственной собственности и предоставление правовых гарантий частным компаниям по возврату вложенных средств. Это сможет в значительной степени привлечь приток отечественного и зарубежного капитала в объекты государственной собственности.

Государству необходимо четко очертить границу своей ответственности перед обществом за имеющуюся у него собственность и определить на уровне федерального закона круг объектов, не подлежащих приватизации, как это сделано в других странах. Отсутствие правовой базы в этом вопросе только способствует проявлению коррупции, а также приводит к возникновению частной монополии на месте государственной со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, как для государства и общества, так и для бизнеса.

В законодательстве объекты хозяйственной деятельности, находящиеся в государственной собственности, должны быть защищены от частного бизнеса, который может посягать на собственность, которая не подлежит приватизации: естественно-монопольные сегменты хозяйственной структуры страны, сетевые системы жизнеобеспечения, стратегические объекты и т. п. Для развития подобных объектов необходимо только привлечение частных инвестиций, механизмов управления, использующихся в частном секторе, но не должно происходить изменения базовых отношений собственности. Государство должно гарантировать законодательством и заключаемыми договорами возврат частной компании вложенных инвестиций. В противном случае бизнес, пользуясь пробелами в законодательстве, может получить в собственность естественную монополию и, в соответствии с институтом частной собственности и своими целями, устанавливать выгодные для себя условия существования на рынке и конкуренции.

Нельзя забывать о приватизированных в 1990-е годы объектах морских портов, аэропортов и других отраслей инфраструктуры, которые можно вернуть в государственную собственность. А затем применить механизмы ГЧП, чтобы на конкурсной основе передать в концессию.