Организация финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Источники и проблемы финансирования сферы жкх

Стремительный рост и развитие городов невозможно представить без развития сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), являющегося составной частью и, в то же время, самостоятельной отраслью народного хозяйства. Большая Советская энциклопедия, формулирует понятие коммунального хозяйства, следующим образом: «Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства» . Коммунальное хозяйство в городах так же обслуживает промышленные предприятия, поставляя им воду, электроэнергию и газ. Однако в данной отрасли народного хозяйства имеется ряд сложных вопросов, которые на протяжении длительного времени являются сдерживающим фактором на пути совершенствования качества предоставляемых услуг. Так, первоочередным вопросом является система финансирования и инвестирования в сфере ЖКХ, которая в настоящее время обсуждаются на высших уровнях власти. Финансовые ресурсы, которые могут быть использованы собственниками помещений для целей капитального ремонта или же модернизации это, прежде всего, средства самих собственников помещений, заемные средства, а также бюджетные субсидии и другие средства. Основной проблемой коммунального хозяйства является недостаточное финансирование строительства и эксплуатации жилья. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на протяжении длительного периода времени в капитальный ремонт, а тем более в модернизацию вкладывалось ограниченное количество денежных средств, не отвечающих реальным потребностям в объеме финансирования (содержание жилищного фонда было убыточным, так как квартирные платежи были довольно низкими, что покрывала только малую часть затрат на эти цели, на практике содержание жилищно-коммунального фонда происходила за счет огромных дотаций, выделяемых государством, что является большим обременением бюджета. Итогом данных действий стало то, что проблема достигла такого уровня, при котором возложить ее решение целиком на собственников имущества в настоящее время невозможно, а, соответственно, в настоящее время особое значение приобретают различные целевые программы, в рамках которых предоставляются бюджетные средства. При этом следует заметить, что все большую актуальность приобретает разработка механизмов использования бюджетных средств на эти цели в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Одним из немногих путей решения данной проблемы является инвестирование в данную сферу. Жилищно-коммунальное хозяйство, с точки зрения инвестиционной целесообразности имеет несколько специфических особенностей:

В данной отрасли отсутствует конкуренция, т. е. она имеет монополистический характер;

Ежедневное использование услуг;

Государственной регулирование цен на услуги;

Прогнозируемое снижение потребления ресурсов, в связи экономией потребителей;

Относительно маленькие потребности по проектам реконструкций;

Отсутствие ликвидационной стоимости.

Существуют несколько источников финансирования коммунального хозяйства:

1. Бюджетные средства (средства регионального, муниципального бюджетов в рамках целевых программ или региональных фондов);

2.Внебюджетные привлеченные средства (кредиты российских и международных банков, международные фонды, гранды на энергосберегающие проекты);

3.Собственные средства. Главным источником финансирования является территориальный бюджет. Все средства из данного бюджета распределяются следующим образом: региональный бюджет 28 %, местный бюджет 72 %. На сегодняшний день главной задачей жилищно-коммунального хозяйства является нахождение путей решения сокращения темпов роста расходов и их снижение. Понижение роста расходов на содержание ЖКХ во многом зависит от правильной организации процесса эксплуатации. Наибольшая часть средств, выделяемых на содержание фонда ЖКХ, используется на выполнение текущего ремонта. Для содержания домов в технически исправном состоянии необходимо своевременное и достаточное финансирование текущего ремонта. Источниками доходов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства являются:1-арендная плата; 2-квартирная плата; 3-сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы; 4-прочие расходы.

Квартирная и арендная плата составляет 80 % доходов. Нехватка финансовых ресурсов, у органов местного самоуправления субъектов РФ на финансирование жилищного хозяйства, привело к тому, что на данный момент системы жилищно-коммунального хозяйства изношены на 80–90 % и требуют капитального ремонта, местами даже полной замены. Так же одной из причин плачевного состояния данной отрасли является отсутствие жесткой и отлаженной системы контроля за денежными средствами, выделяемыми региональными и муниципальными бюджетами.

Решение задачи создания эффективной системы финансирования сферы жилищно-коммунальных отношений требует особого внимания. В значительной мере организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления и напрямую влияет на уровень и качество жизни большинства жителей муниципальных образований. В настоящее время эта сфера отношений является источником постоянного социального напряжения и социальных конфликтов, связанных с:

Высокой изношенностью и низкой энергоэффективностью жилищного фонда и коммунальных сетей;

Непрозрачностью процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций;

Слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций, низким качеством услуг, предоставляемых ими населению, наряду с высокой стоимостью этих услуг;

Насаждением одной организационно-правовой формы объединения собственников – товариществ собственников жилья, наряду с неэффективным функционированием ТСЖ.

При этом муниципальные образования не только не имеют реальных финансовых возможностей для решения этих проблем, но и достаточных возможностей по организации надлежащего контроля. В целях выхода из сложившейся ситуации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 102-р утверждена концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». В данной Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:

а)обеспечение к 2020 году собственников многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене;

б)совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда (создание ТСЖ и управляющих организаций);

в)развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-муниципально-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);

г)перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот);

д)развитие системы ресурсо- и энергосбережения (приборы учета).

Требуются серьезные изменения характера общественных отношений в сфере коммунального хозяйства. Видится целесообразным инициировать целевой государственный заказ на проекты модернизации инфраструктуры, в том числе распространение механизмов государственных гарантий инвестиций в инфраструктуру муниципальных образований и в межмуниципальные инфраструктурные проекты.

Необходимо также отметить, что в настоящее время не определены механизмы дальнейшей, после завершения сроков работы Фонда, государственной поддержки собственников помещений в проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов и модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.В этой связи отдельного внимания требуют вопросы межбюджетных отношений. Например, при формировании бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год в расчетах потребности муниципального образования в финансовых средствах, расходы на капитальный ремонт муниципального имущества не принимаются во внимание. Доходы от сдачи такого имущества в аренду учитываются в общей сумме доходов бюджета муниципального образования, которые направляются на финансирование расходов (на содержание учреждений, благоустройство и иные учтенные в расчете мероприятия), утвержденных в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Аналогичное внимание требуется уделить при решении вопроса о ремонте другого муниципального имущества в сфере ЖКХ: теплотрасс, котельных и водопроводов, так как в структуре действующих тарифов соответствующие средства в достаточном объеме не предусматриваются.

Другой проблемой, не способствующей полноценному финансовому обеспечению полномочий муниципалитетов в сфере ЖКХ, является действующая методика анализа финансовых потребностей муниципальных образований в целях выравнивания бюджетной уровня их расчетной обеспеченности. Указанная методика не учитывает фактический рост цен и тарифов на коммунальные услуги, которые занимают в расходах муниципальных учреждений второе место после заработной платы. Рост тарифов на коммунальные услуги по теплу и электрической энергии значительно превышает прогнозируемый рост тарифов, рассчитанных по этой методике. Данная методика содержит понижающие коэффициенты к утвержденным нормативам по ряду расходных полномочий. Например, при применении понижающих коэффициентов по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда нормативные расходы уменьшаются на 55 процентов, а по капитальному текущему ремонту дорог и их содержанию на 95 процентов.

Таким образом, муниципальное имущество невозможно отремонтировать за счет средств местного бюджета, что входит в противоречие с обязанностью собственника проводить капитальный ремонт муниципального имущества.
Следующей концептуальной проблемой, препятствующей эффективному развитию сферы ЖКХ, является непрозрачность процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, что вызывает необоснованный рост стоимости коммунальных услуг в целом и существенно превышающий темпы роста доходов граждан. Еще одной важной проблемой при реализации полномочий муниципалитетов является отсутствие действенного контроля со стороны муниципальных образований за деятельностью организаций, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, что является следствием отсутствия у муниципалитетов реальных рычагов влияния на эти организации.В то же время, проблемы ЖКХ сегодня невозможно решить только за счет финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Государственно-муниципально-частное партнерство является важным инструментом развития муниципальной, прежде всего, жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Важнейшим условием для развития жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований является привлечение в неё частных инвестиций. Развитие государственно-муниципально-частного партнерства на территории муниципальных образований требует объединение усилий органов власти всех уровней. На федеральном и региональном уровне должны быть приняты соответствующие законы и подзаконные акты, разработаны и внедрены программы, стимулирующие сотрудничество между муниципальными образованиями и бизнесом.

Существенной составляющей данных программ должно стать обучение выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, информирование органов местного самоуправления о круге потенциальных инвесторов, о технологиях работы с ними, опыте других муниципалитетов по реализации инвестиционных проектов, создание общедоступных баз инвестиционных предложений и проектов, методическая поддержка органов местного самоуправления в данной сфере, как на этапе подготовки инвестиционных предложений, так и на этапе их реализации. Общественные организации и объединения муниципальных образований также могут внести значительный вклад в процесс развития публично-частного партнерства на местном уровне.

Необходимо также внести в жилищное законодательство соответствующие положения, предусматривающие расширение рынка арендного жилья, субсидирование государством ставки ипотечного кредита, расширение возможностей муниципальных образований по строительству муниципального жилья, а также внедрение форм жилищной кооперации как организационно-правовой формы приобретения, владения и распоряжения жилыми помещениями.В целях недопущения выселения детей из жилых помещений «в никуда», необходимо внести соответствующие поправки в нормы проекта федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключающие возможность выселения ребенка при совершении сделок с жильем, в порядке реализации залога и т.п.

Мониторинг ситуации и формулирование предложений в данной сфере, а также проведение мероприятий по обучению и обмену опытом для руководителей муниципальных образований и граждан является одним из важных направлений деятельности ВСМС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Состояние жилищно-коммунального комплекса в настоящий период можно охарактеризовать как кризисное. Из перечня проблем ЖКХ невозможно выделить самую главную причину нынешнего нестабильного состояния жилищно-коммунального комплекса. Так как все они носят взаимосвязанный характер и порождают одну другую.

Существуют объективные обстоятельства, накладывающие отпечаток на реформирование ЖКХ, которые можно сгруппировать следующим образом:

Политические, связанные с обстановкой и порядком в стране, с взаимоотношениями между структурами и уровнями власти;

Экономические, определяющие состояние общественного воспроизводства, благосостояния, инфляции, рыночных отношений, устранение монополизации и расширение конкуренции, финансового состояния хозяйствующих субъектов, роста финансового потенциала, в том числе и за счет внешнеэкономических условий.

Информационные проблемы, связанные с обеспечением участников процесса ценообразования полной и достоверной информацией по формированию издержек услуг, финансовому состоянию предприятий-монополистов.

Проблема жилищно-коммунального хозяйства является актуальной на протяжении многих лет, улучшению состояния ЖКХ уделялось и уделяется в наши дни много внимания и прилагаются множество усилий для стабилизации сложившейся ситуации. Проводимые преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства содержат конструктивные меры, позволяющие осуществлять взвешенную политику повышения уровня оплаты ЖКУ с обязательным гарантированным усилением мер по социальной защите населения.

Реальное положение с финансированием предприятий ЖКХ показывает, что модернизация оборудования собственными средствами невозможна, там едва хватает средств на текущее содержание инженерной инфраструктуры городов. За последние годы сумма средств из бюджетов всех уровней, направляемая в жилищно-коммунальное хозяйство, практически не меняется и составляет порядка трети от годовой потребности.

К сожалению, дальнейшее увеличение бюджетных ассигнований на эти цели не представляется реалистичным. Переложить платежи населения на промышленные предприятия, увеличив перекрестное субсидирование, нецелесообразно, ибо сохранение перекрестного субсидирования отрицательно сказывается на развитии экономики в целом и конкурентоспособности отечественных производителей. Таким образом, остается один источник - полная оплата потребляемых ЖКУ высокодоходными категориями граждан.

По мере перехода к полной оплате ЖКУ потребителями отрасль становится инвестиционно привлекательной. И чем быстрее мы преодолеем этот рубеж, тем скорее станет понятной и прозрачной экономика предприятий, требующих значительных финансовых ресурсов для модернизации основных фондов.

Следует иметь в виду, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно-коммунального назначения.

При решении указанных проблем особое внимание следует уделить:

Проведению субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

Формированию структур (службы заказчика, управляющие организации, товарищества собственников жилья и другие), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг;

Введению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника - домовладельца, производителя услуг и их потребителя;

Завершению процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством могут быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником - домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно - коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Леванович Ирина Владимировна. Финансовый механизм развития жилищно-коммунального хозяйства России: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.10 / Леванович Ирина Владимировна; [Место защиты: Сарат. гос. соц.-эконом. ун-т].- Оренбург, 2009.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-8/3707

Введение

1 Теоретические основы финансов предприятий и финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства 11

1.1 Особенности финансовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства 11

1.2 Организация финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства 33

1.3 Финансовый механизм жилищно-коммунального хозяйства и его особенности в условиях формирования конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг 45

2 Оценка состояния финансов и финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства 57

2.1 Финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства 57

2.2 Особенности формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги 71

3 Приоритетные направления совершенствования финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства 94

3.1 Формирование финансовой политики инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса 94

3.2 Развитие концессий как эффективного механизма привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство 115

3.3 Механизм финансового обеспечения деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства (на примере сбора, сортировки и переработки твердых бытовых отходов) 134

Заключение 164

Список использованных источников

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Жилищно-коммунального хозяйство (ЖКХ) является одной из важнейших сфер современной социально-экономической системы, в которой формируются многие параметры качества жизни населения и экономического потенциала территориальных подсистем государства, во многом определяющие инвестиционную привлекательность последних. Однако долгие годы реформирования российского ЖКХ не привели к повышению эффективности его функционирования. В нем не завершено формирование рыночных отношений, остается неэффективной система управления, признаками чего служит неудовлетворительное финансовое положение отрасли, порождаемое высокими производственными затратами, отсутствием серьезных стимулов для снижения издержек и внедрения принципов конкурентного рынка. Неприемлемо высокий уровень физического и морального износа инженерной инфраструктуры этой сферы влечет за собой непроизводительные потери энергии, воды и других видов материальных ресурсов, рост неудовлетворенности потребителей качеством получаемых услуг, параметры которых все больше отстают от потребностей современного цивилизованного общества. Такая ситуация входит в противоречие с объективными причинами увеличения цен на жилищно-коммунальные услуги, что происходит на фоне социальных проблем, вызываемых опережением темпа роста издержек содержания жилищно-коммунального хозяйства над увеличением общих доходов большинства категорий населения страны.

Со значительными препятствиями сталкивается реализация предложенного обществу направления формирования конкурентной среды в сфере ЖКХ как важнейшего инструмента снижения общественных издержек и повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Несмотря на объективно присущие - отрасли преимущества объекта инвестиций именно это направление реформ не вызывает, существенного интереса со стороны частных инвесторов, без включения которых в процесс формирования нового финансового механизма не представляется возможной институциональная перестройка этого сектора экономики.

Надежное и эффективное функционирование финансов сферы жилищно-коммунального хозяйства играет ключевую роль в ее реформировании и последующем развитии, что требует научного подхода к выявлению и поиску методов решения существующих проблем, учету специфики ее организации и функционирования, в том числе интересов заинтересованных сторон, охватывающих собой практически все общество.

Указанными обстоятельствами обусловлена исключительная актуальность темы диссертационного исследования, в котором на основе комплексного и системного подходов предлагаются некоторые пути решения проблем финансового механизма развития жилищно-коммунального хозяйства, в том числе путем формирования рыночных отношений и финансовой политики инвестиционной привлекательности.

Степень разработанности темы диссертационного исследования. Несмотря на актуальность проблем формирования финансового механизма жилищно-

коммунального хозяйства России, приведения основ его организации в соответствие с современными задачами финансового обеспечения деятельности предприятий ЖКХ, в теоретическом, методологическом и организационном аспектах они далеки от полного разрешения.

Общие подходы в области теории финансов представлены в научных трудах таких отечественных ученых как В.В. Авдеева, СВ. Барулина, Э.А. Вознесенского, А.Ю. Казака, А.М. Ковалевой, Н.В. Колчиной, Д.С. Молякова, Л.Н. Павловой, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, В.И. Самарухи, В.К. Сенчагова и др. Теоретические аспекты организации финансового механизма в целом и в применении к исследуемой отрасли хозяйства представлены в работах И.А. Болдыревой, МЗ. Гончаровой, Е.А. Каменевой, СВ. Федуловой, В.Е. Черкасова и др.

Прикладными вопросами функционирования экономики и финансов ЖКХ, в том числе, развития конкурентных отношений, привлечения и использования инвестиций, совершенствования тарифной политики успешно занимались Д.Е. Беляев, А.Е. Дареев, Н.Е. Егорова, И.П. Маликова, В.И. Наний, А.Н. Ряховская, В.Г. Систер, Ф.Г. Таги-Заде, А.Г. Туаева, Л.Н. Чернышев и др.

Вопросам реформирования и развития жилищно-коммунального комплекса
посвящены труды зарубежных ученых, таких как Т.М. Horvath, G. Peteri, Ж. Са-
пира. .

Однако современные научные исследования отдают приоритет финансово-правовым аспектам реформирования и управления жилищно-коммунальной сферой, в то время как фундаментальные основы и прикладные направления совершенствования ее финансового механизма разработаны не в полной мере. Нуждаются в дополнении вопросы методологического обеспечения тарифной политики, формирования инвестиционной привлекательности деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, национальной специфики ускоренного развития конкурентной среды функционирования отрасли в целом и в ее локальных сегментах.

Недостаточная степень освящения многих аспектов рассматриваемой проблемы свидетельствует об актуальности темы исследования, и предопределяет теоретическую и практическую значимость, а также цель и задачи проведения диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка методологических основ и практических рекомендаций по формированию финансового механизма развития жилищно-коммунального хозяйства России в условиях формирования конкурентной среды.

В рамках указанной цели в диссертации поставлены следующие основные задачи исследования:

Исследовать свойства и выделить специфические особенности жилищно-коммунального хозяйства, рынка оказываемых им услуг и связанные с этим видоизменения в организации финансовых отношений;

Охарактеризовать порядок организации финансов в современном жилищно-коммунальном хозяйстве страны;

Рассмотреть сущность финансового механизма жилищно-коммунального Комплекса и его особенности в условиях формирования конкурентного рынка жилищно-коммунальных услуг;"

Проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности пред
приятий жилищно-коммунального комплекса; "..,.

Исследовать практический опыт формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также определить пути совершенствования тарифной политики в современных условиях;

Выявить основные направления формирования финансовой политики, наце
ленной на повышение инвестиционной привлекательности. жилищно-
коммунального хозяйства;

Разработать и предложить к внедрения эффективную систему финансового
обеспечения деятельности предприятий ЖКХ в сфере переработки твердых быто
вых отходов.

Предметом исследования является совокупность денежных отношений, возникающих в процессе функционирования организации ЖКХ, финансовые инструменты регулирования которой воздействуют на количественные и качественные показатели предоставляемых потребителям услуг.

Объектом исследования являются финансы жилищно-коммунальной сферы в* целом и организаций (предприятий), оказывающих услуги по содержанию жилищного фонда и осуществлению производственной деятельности в коммунальном секторе.

Методологической основой исследования выступили системный и диалектический методы познания, предоставляющие возможность изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. При этом " также использовались общенаучные методы абстрагирования, моделирования, анализа и синтеза, группировки и сравнения статистических данных. "

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов в области теории государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов, методологии ценообразования, системы финансового обеспечения, практики функционирования и реформирования финансовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

Информационной базой работы послужили нормативные документы Российской Федерации, органов местного самоуправления, данные Федеральной службы статистики РФ, материалы Федеральной службы по тарифам России и Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, сведения о финансовых и технико-эксплуатационных показателях деятельности предприятий ЖКХ, научные монографии, публикации в отечественных и зарубежных специализированных изданиях, содержание электронной сети Интернет..

Наиболее важные научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

дано авторское определение понятия финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства как системы инструментов и методов аккумуляции финансовых ресурсов, нацеленной на повышение качества предоставляемых услуг, оптимизацию процедур, реализацию функций управляющих организаций, производителей, инвесторов и государственных регуляторов деятельности этого сектора экономики;

сформулированы особенности реализации принципов коммерческого расчета для организаций жилищно-коммунальной сферы, в том числе требования к ограничению хозяйственной самостоятельности предприятий вследствие технологической специфики их производственных процессов, целесообразность отказа от самофинансирования и использования методов тарифного регулирования из-за наличия значительного компонента монопольных услуг; объективная необходимость резервирования финансовых и материальных ресурсов для компенсации сезонного характера предоставления некоторых видов услуг;

адаптирован к современным российским условиям европейский опыт развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном секторе, в котором выделены три основных стадии развития: оздоровление финансового состояния, повышение качества услуг для расширения клиентской базы, реформирование политики тарифного регулирования;

на основе анализа современного состояния предприятий ЖКХ систематизированы существующие проблемы финансового обеспечения функционирования этого комплекса в сфере предоставления коммунальных и жилищных услуг, в частности не используются инструменты государственно-частного партнерства, система и процедуры тарифного регулирования непрозрачны, отсутствует методическое обеспечение расчета и установления платы за жилищные услуги и др.;

Предложены методические подходы к формированию тарифов на коммунальные услуги, в частности, выполнено формализованное представление алгоритма расчета тарифа для коммунального предприятия с методическими рекомендациями по его коррекции с учетом изменений законодательства;

раскрыто содержание финансовой политики инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы на основе выделения в ней двух элементов - финансового оздоровления убыточных муниципальных предприятий и формирования институционального механизма привлечения инвестиций, определены существующие ограничения на пути движения инвестиционных потоков, в том числе негативные эффекты административного вмешательства, устаревание применяемых методов финансирования деятельности; информационные барьеры, дефицит квалифицированного персонала;

предложены методические подходы по адаптации зарубежного опыта привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс в форме модели партнерских отношений между государством и частным бизнесом, ориентированной на использование метода концессий;

предложен механизм финансового обеспечения деятельности по переработке твердых бытовых отходов, включающий элементы взаимодействия между органами власти, поставщиками ресурсов, управляющими организациями жилищного. сектора и участниками обеспечения процесса движения бытовых отходов, в том

числе заказчиков конкретных видов услуг, подрядчиков, инвесторов и финансово-
кредитных учреждений. ..-<.>Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты исследования распшряют методологическую базу обеспечения эффективного функционирования ЖКХ на современном этапе его реформирования. Это выразилось, в обосновании специфики, разработке теоретических основ адаптации существующего финансового механизма к условиям развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложенные подходы, механизмы и методы совершенствования тарифной политики, привлечения финансовых ресурсов и инвестиций могут быть использованы при разработке целевых программ развития жилищно-коммунального хозяйства.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на научных конференциях, проходивших в 2006-2009 годах в городах Оренбург, Тюмень.

Практические рекомендации автора используются Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства при разработке.программ реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, что подтверждено справкой о внедрении.

Основные теоретические положения диссертационного исследования используются в качестве учебно-методического материала по дисциплине "Финансы организаций (предприятий)" в Оренбургском государственном университете, что также подтверждено справкой о внедрении в учебный процесс.

Структура и объем работы. Работа имеет следующую структуру, определен-" ную логикой исследования и совокупностью решаемых в нем задач:

Организация финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство - это важнейшая социально - экономическая сфера, сложный многоотраслевой комплекс, структура которого включает в себя более 30 видов деятельности. Ведущими видами деятельности в нем являются следующие: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение); внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство, санитарную очистку городов (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией твёрдых бытовых отходов), зелёное хозяйство (озеленение городов, цветоводство) .

По характеру оказываемых услуг коммунальные предприятия классифицируют на следующие группы: санитарно-технические предприятия (водопровод, канализация, санитарная очистка); предприятия коммунальной энергетики (электрические, газовые и тепловые хозяйства); внешнегородское устройство (дорожно-мостовое хозяйство, уличное освещение, озеленение) ; подсобные промышленные и ремонтные предприятия, обслуживающие нужды коммунального хозяйства. По назначению оказываемых услуг коммунальные предприятия делятся на две крупные группы: предприятия, оказывающие личные услуги населению, и предприятия, оказывающие услуги населению и предприятиям промышленности, строительства, транспорта, социально-культурным учреждениям (котельные, газовые хозяйства, водоканалы) .

Все коммунальные услуги группируются на личные (предоставляемые населению), производственные (предоставляемые предприятиям и организациям) и общественные (связанные с благоустройством: озеленение, освещение, уборка улиц). По критерию монополизации все предприятия ЖКХ можно разделить на монополизированные (относящиеся к сфере естественных монополий) и не-монополизированные (услуги управляющих организаций).

Типичными жилищно-коммунальными услугами, предоставляемыми предприятиями-монополистами, являются отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газо- и электроснабжение. Наличие присоединенной сети делает безальтернативным для конкретного потребителя выбор поставщика услуги. При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение) .

Денежные отношения, которые относятся непосредственно к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, включают: - отношения с расчетно-кассовыми центрами в связи с поступлением платежей за жилищно-коммунальные услуги; - отношения с потребителями услуг в части их оплаты; - отношения организаций (предприятий) ЖКХ со страховыми организациями по поводу внесения страховых взносов и получения страхового возмещения при наступлении страхового случая (страхование ответственности подрядчиков, страхование ответственности управляющих организаций); - отношения, возникающие в связи с формированием и распределением выручки, прибыли, амортизации и других источников финансирования; - отношения организаций (предприятий) с банковской системой в связи с получением и погашением кредитов; - отношения организаций (предприятий) со своими филиалами, ассоциациями и вышестоящими управленческими структурами в рамках внутреннего перераспределения денежных средств; - взаимоотношения организаций (предприятий) ЖКХ с бюджетной системой по поводу внесения платежей и получения финансирования.

Итак, сформулируем определение финансов сферы ЖКХ, которые представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования финансовых ресурсов жилищно-коммунальных организаций для обеспечения бесперебойного обслуживания жилищного фонда, предоставления качественных коммунальных услуг и работ по благоустройству городов и населенных пунктов.

Рассмотрим особенности организации денежных отношений в исследуемой сфере до принятия нового Жилищного кодекса (то есть до 1 марта 2005 года) и после его введения. Это позволит нам проследить изменения субъектного и функционального составов участников.

Первоначальным направлением реформирования было разделение функций заказчика и подрядчика в ЖКХ. На местах функционировали муниципальные управляющие организации (МУ, ДЕЗ, МУП, ЖЭК и т. д.) . Доходы этих организаций составляли денежные средства населения в виде платы за жилищно-коммунальные услуги и средства бюджетов соответствующих уровней, направляемые на компенсацию льгот, разницу в тарифах, а также на финансирование капитального ремонта жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, благоустройства и иных работ. Таким образом, финансовые взаимоотношения складывались между следующими участниками: - администрацией города (района) - генеральным заказчиком; - службой единого заказчика по контролю за исполнением муниципального заказа (заказчик); - предприятиями - исполнителями муниципального заказа (подрядчики) ; - населением, прочими потребителями (рис. 1).

В процессе эксплуатации жилищного фонда были задействованы муниципальные управляющие организации - заказчики и предприятия-исполнители муниципального заказа на обслуживание и капитальный ремонт жилищного фонда, и поставку коммунальных услуг - подрядчики. Финансам заказчика принадлежало ведущее место, от его финансового состояния и платежеспособности зависели финансовые результаты деятельности подрядчика.

Финансовый механизм жилищно-коммунального хозяйства и его особенности в условиях формирования конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг

На основе проведенного анализа систематизируем результаты финансового реформирования исследуемой отрасли, а также отметим проблемы в сфере финансового обеспечения ЖКХ.

Результаты и положительные тенденции финансового реформирования ЖКХ Оренбургской области: - внедрены механизмы государственного стимулирования выбора собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, инструменты оказания бюджетной поддержки собственников жилья в финансировании капитального ремонта многоквартирных домов; - приняты и реализуются программы энергосбережения, в многоквартирных домах устанавливаются общедомовые и индивидуальные приборы учета потребления коммунальных ресурсов, что значительно удешевляет стоимость коммунальных услуг; - в сфере содержания и ремонта жилья работают частные организации, существуют потенциальные возможности развития конкурентных отношений в сфере управления многоквартирными домами; - проводятся общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах по выбору способа управления, во многих многоквартирных домах выбран и реализован способ управления, образованы товарищества собственников жилья как институт управления общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах; - учет жилищного фонда соответствует действующему законодательству, органы местного самоуправления ведут учет муниципального жилищного фонда, отражая его в реестре муниципальной казны.

В системе тарифного регулирования и управления коммунальным комплексом Оренбургской области на уровне органов государственной власти сформирована система регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Вместе с тем в сфере предоставления услуг: - основным источником инвестиций в коммунальный сектор являются бюджетные средства разного уровня, которых явно недостаточно, объекты коммунальной инфраструктуры ветшают, что негативно сказывается на эффективности управления коммунальной инфраструктурой; - система и процедуры тарифного регулирования непрозрачны для потребителей, что снижает объективность установления тарифов, повышает социальное напряжение, вызванное ростом тарифов; г в отдельных муниципальных образованиях не созданы органы регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, не приняты документы для реализации положений Закона о тарифном регулировании, высок риск опротестования принятых тарифов, что может негативно сказаться на финансовом положении организаций коммунального комплекса; - отсутствует утвержденная система мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, как на региональном, так и на местном уровне; - отсутствует практика долгосрочного планирования и утверждения тарифов организаций коммунального комплекса; - сохраняется бюджетное дотирование в секторе водоснабжения и водоот-ведения, отсутствует график ликвидации дотирования; - не используются инструменты государственно-частного партнерства с целью привлечения инвестиций в объекты коммунальной инфраструктуры; - отсутствуют программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, и как следствие утвержденные инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, что сдерживает развитие и реконструкцию коммунальной инфраструктуры в целом, а также развитие предприятий. Отметим ряд институциональных проблем в сфере финансового обеспечения процесса предоставления жилищных услуг (содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома) Оренбургской области, в частности: - деятельность государственной жилищной инспекции направлена на контроль за состоянием общего имущества в многоквартирном доме, при этом остаются без внимания вопросы соответствия договоров действующему законодательству, соблюдения действующего законодательства, что не способствует эффективности и прозрачности финансовых отраслевых потоков; - в жилищном секторе по-прежнему доминируют муниципальные предприятия - по большей части убыточные (56 %), заинтересованные в росте тарифов и сохранении монополии, при этом органы местного самоуправления не формируют программы приватизации сектора управления и обслуживания жилья, пренебрегая требованиями действующего законодательства; - устаревшие методы работы муниципальных предприятий, ориентация не на собственников помещений в многоквартирных домах, а на органы местного самоуправления, неумение работать с собственниками жилья как с заказчиками-клиентами, неготовность к конкуренции; - трудности вхождения на рынок частных управляющих организаций: не созданы условия для конкуренции на локальных рынках, а также развития бизнеса по управлению многоквартирными домами; - уклонение организаций коммунального комплекса от заключения договоров поставки коммунальных ресурсов с управляющими организациями (ТСЖ) на определенных жилищным законодательством условиях; - на региональном и муниципальном уровне отсутствует единый подход и методическое обеспечение расчета и установления платы за жилищные услуги; цены устанавливаются в свободном порядке, либо определяются в размере предельно допустимого уровня, что не обеспечивает экономическую эффективность деятельности управляющих субъектов и подрядных организаций;

Особенности формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги

К недостаткам модели можно отнести необходимость надзора государства за деятельностью концессионера в соответствии с установленными нормами и сложность установки фиксированного тарифа при торгах, поскольку концессии выдаются на срок 25 лет и более. Кроме того, на рынке концессионных услуг ограничена открытая конкуренция, поскольку, как правило, лишь небольшое число крупных (часто международных) организаций могут соответствовать всем квалификационным критериям участия в торгах на получение концессии.

Следующая форма государственно-частного партнерства - создание совместных предприятий путем совместной эксплуатации, инвестиций и собственности с сохранением государственного контроля. При такой схеме взаимоотношений органы местного самоуправления и частные организации вступают в совместное право собственности, принимая на себя ответственность за организацию системы предоставления жилищно-коммунальных услуг, которые создают новую структуру либо разделяют право собственности на уже существующую. Совместные предприятия являются таким видом партнерства между государством и частным сектором, при котором государство, предприятия и другие заинтересованные стороны могут решать вопросы жилищно-коммунальной инфраструктуры на местах, объединяя свои ресурсы и получая прибыль. При использовании этой модели за финансовые ресурсы и инвестирование отвечают партнеры со стороны, как государства, так и частного сектора. Обе стороны принимают идею совместного риска и совместной прибыли, а также социальной ответственности, заботе об охране окружающей среды и создания рабочих мест.

Опыт Польши показывает, что при создании совместного предприятия оба партнера инвестируют средства и поэтому в равной степени заинтересованы в своей работе, которая придает большую гибкость принятию решений, способствует поиску новых путей сотрудничества и помогает участникам оптимизировать свои цели.

Сложность применения данной модели в российских условиях заключается в необходимости осуществления постоянного контроля, что ставит органы местного самоуправления в двойственное положение: с одной стороны, они должны обеспечивать строгую государственную отчетность, а с другой - следить за максимизацией доходов организации. Недостатком может являться и то, что частные организации склонны сосредотачивать свое внимание на финансовом результате, а органы местного самоуправления - на технологическом процессе предприятия. К тому же партнерские отношения могут привести к принятию "альтернативных" процедур проведения торгов, что грозит ограничением возможностей открытой конкурентной борьбы.

Российский опыт показывает, что при создании совместных предприятий сложным является вопрос передачи имущества, в том числе и по договорам аренды. Правовое поле, запрещающее пересмотр тарифов чаще одного раза в год, не позволяет создать новому предприятию источник для финансирования арендной платы выше нормы амортизационных отчислений и ставки налога на имущество. Государственные же органы, участвуя в проекте, не имеют права устанавливать арендную плату, и вынуждены применять при расчете утвержденные законодательством нормы.

Специфической моделью государственно-частного партнерства является полная передача права собственности, при которой на частный сектор возлагается ответственность за эксплуатацию предприятия, техническое обслуживание и финансовый капитал. Здесь, в отличие от концессии, передача права собственности позволяет частному сектору вступить в полное владение активами организации. Можно отметить опыт полной передачи права собственности в Англии и Уэльсе, где организация, осуществляющая контроль, сохраняет за собой право назначать нового владельца, если бизнес структура работает непродуктивно, а также при необходимости может ограничивать срок действия лицензий. Как и при концессионной модели сотрудничества, частное предприятие отвечает за все капитальные, постоянные и переменные расходы в пределах срока действия контракта, включая материальные расходы, в том числе на энергию, сырье, вспомогательные материалы. Одновременно частный владелец собирает платежи непосредственно с пользователей услуг. Уровень тарифов устанавливается независимым регулирующим органом. Чтобы обеспечить ин 121 вестирование в полном объеме, регулирующий орган может также контролировать планы организации по реконструкции или увеличению материальных активов.

В отдельных случаях передача права собственности даже более целесообразна, чем концессия. Так, например, продажа контрольного пакета акций своей компании может привести к улучшению эксплуатационных качеств организации. Передача права собственности также способствует развитию отдельных фирм, способных работать в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Использование данной модели в российской практике затрудняется тем, что передача права собственности может быть менее жизнеспособной по сравнению с другими формами привлечения частного сектора по причинам идеологического и конституционного характера; осуществление надзора за приватизированными службами ЖКХ является трудоемким и затратным. Так, в Англии и Уэльсе это требует от правительства серьезной организационной работы по созданию механизмов и обеспечению работы системы регулирования и контроля.

Следующая-модель государственно-частного партнерства - нерегулируемого частного сектора в виде предприятий малого бизнеса и ассоциаций. В ряде зарубежных государств, таких как, Испания, Индонезия, Португалия, территории, не обслуживаемые государственными и муниципальными предприятиями, обслуживаются.частными поставщиками услуг. Одни из них представляют малый бизнес, другие являются ассоциациями по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Такие поставщики жилищно-коммунальных услуг обладают в основном маловостребованными, но потенциально чрезвычайно ценными знаниями и возможностями для эксплуатации и технического обслуживания коммунальной инфраструктуры.

Развитие концессий как эффективного механизма привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство

Результаты диссертационного исследования представлены в трех группах взаимосвязанных между собой научно-практических проблем.

Первая группа проблем связана с исследованием теоретических основ, а также с дополнением, уточнением и сведением в единый комплекс теоретических и организационно-методологических основ финансовых отношений, возникающих в жилищно-коммунальной сфере.

Современная ситуация в российском ЖКХ является результатом его запоздалой трансформации в условиях завершения перехода экономики страны к новой для нее рыночной модели хозяйственных отношений. Торможение начала реформ было обусловлено принадлежностью сферы ЖКХ к системе жизнеобеспечения населения страны и его исключительной сложностью как организационно и технологически взаимосвязанного комплекса видов деятельности.

Анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов в области теории государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов показал, что в научных кругах отсутствует единство в понимании их содержания и составляющих их денежных отношений. На этот счет можно выделить две концепции: распределительную и воспроизводственную. В диссертации поддержана расширительная воспроизводственная концепция финансов, согласно которой любые денежные отношения являются одновременно и финансовыми, а все денежные ресурсы - это финансовые ресурсы, совершающие свое движение в публично-правовой и частноправовой форме.

Исследуя сущность финансов в соответствии с мнениями таких авторов, как Э.А. Вознесенского, А.Ю. Казака, A.M. Ковалевой, Л.Н. Павловой, Б.М. Сабанти, В.К. Сенчагова, в работе финансы жилищно-коммунальной сферы были определены как денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования финансовых ресурсов жилищно-коммунальных организаций (предприятий) для обеспечения бесперебойного обслуживания жилищного фонда, предоставления качественных коммунальных услуг и работ по благоустройству городов и населенных пунктов.

Проанализировав особенности организации денежных отношений в исследуемой сфере до принятия, нового Жилищного кодекса и после его введения, нам удалось выявить изменения субъектно-функционального состава участников. Мы пришли к выводу, что денежные отношения в ЖКХ на современном этапе возникают между жилищно-коммунальными организациями, предоставляющими услуги по управлению многоквартирными домами, по предоставлению коммунальных и жилищных услуг, населением и бюджетом.

На сегодняшний день ведущим звеном в системе финансовых отношений ЖКХ являются организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. От финансового состояния и платежеспособности управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК зависит состояние финансов ресурсоснабжающих и жилищных (подрядных) организаций. Движение финансовых ресурсов управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК отражает две разнонаправленные группы денежных потоков: входящие и исходящие.

В результате исследования выявлены особенности жилищно-коммунальных услуг, обуславливающие наличие возможностей развития конкуренции и специфику организации договорных отношений,-и, как следствие, оказывающие влияние на движение отраслевых финансовых потоков. Отмечено, что основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. В зависимости от формирования конкурентных отношений жилищно-коммунальные услуги были разделены на два вида коммунальные и жилищные.

Изменения претерпевает финансовый механизм ЖКХ, занявший приоритетное место среди инструментов развития сектора и требующий упорядочения своей организации на основе внедрения принципов, соответствующих новым условиям хозяйствования. Обновление институционального устройства сферы ЖКХ потребовало акцентировать внимание на возможности адаптации к отечественным условиям зарубежного опыта проведения реформ в направлениях финансового оздоровления производителей услуг, формирования системы коммуникаций между производителями и потребителями как инструмента повышения качества и результативности деятельности, создания стимулов для привлечения частных инвестиций в целях эффективного развития отрасли.

В работе определены особенности реализации принципов коммерческого расчета как основы организации производственной деятельности с учетом специфики сектора, осуществляющего предоставление технологически монопольных видов услуг. Так, требование хозяйственной самостоятельности для предприятий ЖКХ является относительным принципом функционирования, его ограничение связано с правами распоряжения ресурсами, необходимыми исключительно для осуществления технологического процесса предоставления услуг потребителям.

Рассматривая самофинансирование как свойство экономической системы, нами научно доказано, что свойства отдельно взятых элементов системы не совпадают. Ограниченность самофинансирования вызвана социальным характером деятельности предприятий ЖКХ.

Рациональным представляется формирование коммунальными предприятиями самостоятельно управляемых резервных фондов, имеющих сбалансированную структуру по финансовым и натурально-вещественным показателям. Немаловажным является и то обстоятельство, что наличие собственных финансовых резервов у конкретных предприятий ЖКХ служит дополнительным стимулом привлечения внимания частных инвесторов, особенно кредитных учреждений, к этой сфере приложения капиталов.

Для достижения целей реформы ЖКХ в области финансирования необходимо: Ежегодно в бюджете муниципального образования предусматривать защищенную статью для предоставления компенсаций и льгот на оплату ЖКУ. Проработать систему векселеоборота в Жилищно-коммунальном хозяйстве, подразумевающую выпуск векселя, предназначенного для уменьшения кризиса неплатежей в системе ЖКХ и ухода от взаимозачетов Ввести жилищный ваучер на оплату субсидий, который затем может использоваться жителем для оплаты ЖКУ, и далее использоваться для взаиморасчета предприятиями ЖКХ между собой и бюджетом. Это позволит высвободить значительные финансовые средства. Проработать систему городского займа под обеспечение недвижимостью. Разработать программу привлечения внебюджетных инвестиций. Необходимо создавать и развивать предприятия, совместные предприятия, которые бы работали на систему ЖКХ. Вновь созданные, или существующие предприятия, вкладывающие инвестиции в развитие жилищно-коммунального хозяйства, или при выпуске новой продукции для ЖКХ освободить от уплаты налогов на время окупаемости инвестиций. Более полно использовать дополнительные источники финансирования за счет доходов от рекламы, нахождения на объектах муниципальной собственности чужой собственности, привлечения арендаторов в части ремонта фасадов, благоустройства территории и т.д. Внедрить систему оперативного учета движения денежных средств и систему учета текущей дебиторской и кредиторской задолженности. Проводить отбор и экономический анализ инвестиционных проектов, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства. Эффективно использовать временно свободные средства для получения дополнительной прибыли и, в частности, разрешить использование временно свободных целевых бюджетных средств в течение года по усмотрению службы единого заказчика с предоставлением отчетов в конце года об их использовании по назначению. Разработать положение о дифференцированной плате за жилищные и коммунальные услуги, предусмотрев в нем дифференциацию платы в зависимости от этажности, состояния дома, отдаленности от центра, расположения его вдоль улицы или внутри квартала.

Тариф на теплоэлектроэнергию должен состоять из двух частей: собственно стоимости энергии и ее транспортировки, причем стоимость транспортировки - величина постоянная, а стоимость самой энергии определяется на конкурсной основе. Для сокращения затрат служба заказчика может покупать энергию напрямую у производителей, которые должны предоставить калькуляцию, расшифрованный тариф с указанием своих реальных издержек.

Заключение:

Ключевой вопрос государственной экономической и социальной политики сегодня - реформа жилищно-коммунального хозяйства. Данная работа раскрывает необходимость проведения таких реформ. Результатом работы можно считать:

  • определение условий в которых находится современное жилищно-коммунальное хозяйство России;
  • уточнение реальных и потенциальных мер государственных органов, по реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
  • описание принципов успешного реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Сухарева Дарья Владимировна

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему от результативности и функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых популярных тем для обсуждения в каждой семье нашей огромной страны. Сколько жалоб и возмущений рождается каждый раз, когда мы открываем бланки счетов, когда видим грязь на улицах, когда снег убирают только на главных улицах, а во дворах невозможно пройти, не упав в гору снега?

Жилищный фонд России составляет 2,6 млрд м2 общей площади. В среднем, на одного россиянина приходится 18,4 м2 общей площади. Около 20% городского жилищного фонда не благоустроены, а в малых городах каждый второй дом не пригоден для проживания. Из года в год увеличивается число подлежащих сносу домов. Только за последние 5 лет из-за ветхости домов общая площадь, пригодная для проживания, уменьшилась на 40 млн м2. Современная система жилищно-коммунального хозяйства, сложившаяся при плановой экономике, крайне неэффективна и запрограммирована на затратность, однако дотации в эту сферу не поступают.

В 2014 году федеральный бюджет России выделил на систему ЖКХ 13,2% от общего количества, что составило 81,02 млн рублей. Остальные 86,8% средств поступили из консолидированных бюджетов субъектов РФ, что составило 608,94 млн рублей. Если посмотреть смету расходов бюджета РФ по уровням бюджетных систем, можно увидеть, что меньше средств распределили только на охрану окружающей среды. Из этого можно сделать вывод, что система ЖКХ не является приоритетным вопросом в решении проблем уровня жизни граждан государства.

Прежде всего, нужно отметить значительное ухудшение состояния основных фондов ЖКХ. Уровень и качество обслуживания населения не улучшается, хотя платежи за услуги системы жилищно-коммунального хозяйства увеличились, в среднем, в 25 раз за последние 5-6 лет.

В настоящее время ЖКХ остается самым убыточным сектором российской экономики. Ежегодно на финансирование системы жилищно-коммунального хозяйства выделяется от 40% до 80 % местных бюджетов субъектов РФ. Каждый год в жизнь притворяется план по строительству новых жилых домов, что требует всё больших дотаций в систему ЖКХ. Это является дополнительной нагрузкой на государственный и местные бюджеты, в то время, как капитальные ремонты в старых домах, где проживают люди, практически не проводятся.

В чем же заключается основная проблема финансирования системы жилищно-коммунального хозяйства? В первую очередь, это трата бюджетных средств не по назначению. Далеко не все выделенные средства доходят до потребителя. Эта проблема присутствует, безусловно, не только в отрасли ЖКХ, но и во всех остальных, однако ЖКХ, несомненно, наиболее приближено к жизни людей. Во-вторых, нельзя не отметить заинтересованность государства к этой сфере. Я хочу сказать, что на оборону страны выделяется в 3 раза больше средств, чем на образование. О каком хозяйстве может идти речь? Нет средств на специализированную технику, моющие средства, спецодежду. Заработная плата в системе ЖКХ составляет 4-6 тысяч рублей, в результате чего приходиться нанимать сотрудников, не обладающих должной квалификацией. Следовательно, уровень выполнения работ остается низким, недовольство растет, а государство по прежнему не обращает на это внимания.

15 декабря 2014 года на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева Правительство России сообщило, что в 2015 году планирует урезать государственные расходы на ЖКХ и транспорт на 10%. Информация не утверждена, но известно, что из государственного бюджета в 2015 году на систему жилищно-коммунального хозяйства выделят 4,1% от общего бюджета.

По условиям реформы ЖКХ главным поставщиком средств в систему являются плательщики, однако около 40% из них являются должниками. Остальная масса средств поступает из местных бюджетов. Реформа ЖКХ предполагает переход к самофинансированию отраслевых организаций и увеличения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения, что становится проблемным, учитывая процент людей, уклоняющихся от платежей.

Необходимо также обратить внимание на качество услуг системы ЖКХ. Руководящим документом федерального уровня, регламентирующим организацию технического обслуживания жилищного фонда всех форм собственности, являются «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (1998 г.). Основным документом федерального уровня, определяющим права потребителей коммунальных услуг, являются «Правила предоставления коммунальных услуг». Правила разработаны с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации. Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам. Контроль над соблюдением настоящих Правил в пределах своей компетенции осуществляется: Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (его территориальными органами), Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальными органами), органами санитарно-эпидемиологического надзора и государственной жилищной инспекции.

Следует отметить, что действующие Правила не в полной мере решают поставленную задачу и требуют доработки. Главная проблема заключается в неработоспособности механизмов контроля качества коммунальных услуг и снижения населению платежей, выплаты компенсаций при нарушении качества и режима предоставления коммунальных услуг. Требуется также пересмотреть подход к факту оказания услуги: признать, что услуга не оказана, если хоть один из ее частных показателей выходит за границы утвержденных интервалов качества.

Для решения основных проблем финансирования системы жилищно-коммунального хозяйства необходимо принять следующие меры:

Во-первых, создать и усовершенствовать экономические и организационные механизмы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении их качества и устойчивости работы отрасли. Во-вторых, усовершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей. Также, повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ. Сократить бюджетное дотирование отрасли и использовать высвобождающиеся бюджетные ресурсы на социальные цели. Повысить долю внебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи.

Учитывая сложившуюся на сегодняшний день экономическую и политическую ситуацию в стране не стоит ожидать кардинальных изменений в системе ЖКХ в ближайшее время. Но необходимость ее совершенствования чрезвычайно высока. Жилищное и коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг.

Для решения существующих проблем необходимо обхватить все стороны, требующие немедленной реформации, грамотно выделять средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и обратить внимание на качество специального оборудования и качество оказанных услуг.

  • Балашов Е.В., Мардаганиева И.Н. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИОВАНИЕ УЧЕТА И ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА // Экономика и социум. 2014. № 2-5 (11). С. 6-8.
  • Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ // Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.
  • Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.
  • Ураев Р.Р., Панина О.А. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ // Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 926-929.
  • 10. Хорошилова А.П., Валиева А.Р. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ // Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 1117-1120.

    Ввиду многопрофильного характера деятельности городского хозяйства, его эффективное функционирование требует серьезной организации управления, четкого планирования и контроля расходования бюджетных средств. Современное развитие городского хозяйства стало возможно лишь на основе его коренного реформирования путем демонополизации и формирования эффективной системы управления отраслями его составляющими, в частности, жилищно-коммунальной сферой.

    Жилищно-коммунальная сфера испытывает сегодня значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией персонала, отсутствием продуманной жилищной политики и несовершенством нормативно-правового регулирования деятельности жилищно-коммунальных организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями жилищно-коммунальных услуг. Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) началась в Российской Федерации с принятия закона «Об основах федеральной жилищной политики» 24 декабря 1992 года. В 1994 году были предприняты первые попытки по сокращению бюджетного дотирования жилищно- коммунальных предприятий и переводу их на самоокупаемость, введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг: социальные нормы площади жилья, стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади, уровень платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилищного фонда, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и услуг в совокупном семейном доходе .

    В ходе проводимой реформы менялся механизм финансирования организаций жилищно-коммунальной сферы, в частности, бюджетные источники финансирования отрасли заменялись кредитными ресурсами. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в условиях становления и развития рыночных отношений потребовало кардинальных изменений во всей структуре управления отраслью, создания действенной взаимосвязанной системы территориального и отраслевого управления.

    Для развития конкуренции в ЖКХ управление муниципальным жилищным фондом разделилось на три составляющих: функция собственника осталась за органом местного самоуправления; функция управления передана на договорной основе управляющим организациям; функция обслуживания закреплена за подрядными специализированными организациями. Перераспределение ответственности за содержание объектов ЖКХ, вызванное изменением политико-экономической ситуации и трансформацией структуры собственности, обусловило децентрализацию системы управления отраслью.

    В статье 161 Жилищного кодекса РФ сказано, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья (ТСЖ); жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией .

    Такая альтернатива схем управления ЖКХ была продиктована реальной ситуацией в жилищном фонде.

    Наиболее перспективной формой управления деятельностью ЖКХ является товарищество собственников жилья – объединение собственников для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения в установленных законодательством пределах общим имуществом – все еще не получившее в настоящее время необходимого распространения по всей территории страны и потому не достаточно эффективное.

    В ноябре 2007 г. была создана государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ, задачами которой были объявлены развитие конкуренции, внедрение зарубежного опыта, продвижение реформы в жилищно-коммунальной сфере. Особенно актуальными явились программы фонда, связанные с капитальным ремонтом многоквартирных домов и переселением граждан из аварийного жилищного фонда .

    В основу реформировании ЖКХ были положены принципы постепенных преобразований, особенно в части оплаты жилищно-коммунальных услуг, и максимального учета региональных особенностей, что привело к значительной дифференциации по темпам и масштабности проводимых преобразований в различных регионах России. Наибольших результатов в реализации заявленных программ достигли Республика Татарстан и Оренбургская область.

    Реализация Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010гг. позволила стабилизировать ситуацию в жилищно-коммунальной сфере. Было сокращено число убыточных предприятий, татарстанцы перешли на стопроцентную оплату жилищно- коммунальных услуг. Значительный эффект получен от мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий и поквартирных приборов учета.

    Министерством регионального развития России была разработана Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на период 2010-2020 годов», которая в отличие от ранее принятых планов развития отрасли, носит комплексный характер и предусматривает возвратность привлекаемых для ее реализации средств.

    Согласно указанной Концепции финансирование осуществляется на принципах: возвратности (за счет платежей населения, рассчитанных через оценку их платежеспособности по совокупному платежу граждан за коммунальные услуги); платности; общей доступности Программы для муниципальных образований с разной численностью населения. С 2012 г. к реализации программы привлекаются заинтересованные банки, регионы и муниципальные образования. С 2014 г. будет осуществляется реконструкция жилищного фонда с участием в финансировании собственников жилых помещений. Применение подобного механизма финансирования позволяет привлечь частных инвесторов в отрасль и выработать типовые пакеты документов для банков в целях снижения рисков кредитования долгосрочных проектов в жилищно-коммунальной сфере.

    12 января 2015 года правлением государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом № 185, постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2013 года № 147 «О порядке предоставления в 2013-2017 годах субсидий в виде имущественных взносов в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации» утверждено увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам РФ за счет средств Фонда в части средств, предусмотренных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и капитальный ремонт многоквартирных домов в 2015 году .

    Согласно Долгосрочной бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года развитие сектора жилищно- коммунального хозяйства предполагает сокращение субсидий населению и увеличение доли рыночных отношений, поэтому расходы бюджетной системы будут постепенно сокращаться.

    Однако городское хозяйство, кроме ЖКХ, включает также и иные базовые отрасли. Такие как городской пассажирский транспорт массового пользования, комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы, службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования. Основную часть средств на развитие указанных отраслей составляют бюджетные ассигнования.

    Основными направлениями по повышению эффективности государственной бюджетной политики в области городского хозяйства могут быть финансирование системы государственной поддержки инвестиционных проектов в жилищно-коммунальной сфере; финансирование за счет бюджетных средств инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем транспортной инфраструктуры; привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации; развитие механизмов бюджетного софинансирования частных инвестиций; повышение адресности предоставления льгот по оплате жилищного помещения и коммунальных услуг.

    Финансовое оздоровление, эффективное функционирование и развитие предприятий городского хозяйства в определенной степени зависит от финансовой поддержки из федерального бюджета. В федеральном бюджете интересы городского хозяйства субъектов Российской Федерации учитываются в рамках межбюджетных отношений в Федеральном фонде компенсаций и в Федеральном фонде софинансирования расходов. Жилищно- коммунальное хозяйство - это, пожалуй, единственная отрасль, расходы на поддержку которой учитываются в суммарных бюджетных расходах субъектов Федерации достаточно полно по вполне конкретной методике, основанной на утвержденных стандартах. В условиях бюджетного федерализма федеральные органы не имеют права влиять на органы власти субъектов Федерации в части обеспечения обоснованности и полноты выделения ассигнований из бюджетов регионов на поддержку жилищно-коммунального хозяйства. Этот вопрос полностью находится в ведении региональных органов власти.

    Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации ассигнования на поддержку жилищно- коммунального хозяйства предусматриваются в меньших объемах, чем составляет нормативная потребность, но в ходе исполнения бюджетов и эти заниженные ассигнования выделяются не в полном объеме, что отрицательно влияет на финансовое состояние предприятий отрасли.

    Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования городского хозяйства эффективное его функционирование невозможно. В течение длительного времени государство компенсировало значительную часть расходов этой сферы, контролировало объемы и уровень предоставляемых услуг. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения и хозяйствующих субъектов в формировании требований к качеству эксплуатационных услуг.

    Основной проблемой жилищно-коммунального хозяйства также остается сохраняющее монопольное положение как по управлению жилищным фондом, так и по его обслуживанию организаций, предоставляющих услуги, в то время как рынок этих видов услуг является потенциально конкурентным.

    Монополизм, который до сих пор сохраняется, влечет за собой поддержание высокого уровня затрат, а соответственно и тарифов на данные услуги. Это обусловлено тем, что монополистам нет необходимости искать пути снижения себестоимости, которые бы делали предоставляемые ими услуги конкурентоспособными. В результате сегодня и бюджет, и население несут бремя неоправданно больших расходов на покупку этих услуг.

    Список литературы

    1. Гирей Е.Н. Управление финансовыми ресурсами организаций ЖКХ на основе мониторинга // Экономические науки. 2009. - №8 (57) -0,7п.л.

    2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.08.2015).

    3. Официальный сайт Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]