Состав сфер и звеньев финансовой системы, их взаимосвязь. Финансовое планирование - это

  • 13 Виды и особенности предоставления межбанковских кредитов и кредитов Банка России коммерческим банкам
  • 15.Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, их характеристика.
  • 16.Виды финансовых рынков и их функции.
  • 17. Выпуск денег в хозяйственный оборот и денежная эмиссия.
  • 18. Государственное регулирование страховой деятельности: основные принципы и формы.
  • 19.Государственный и муниципальный долг: понятие структура и особенности управления
  • 20.Депозитные способы формирования ресурсов коммерческих банков
  • 21 Диагностика вероятности банкротства корпорации.
  • 22 Доходность и риск в оценке эффективности инвестиций в ценные бумаги.
  • 23 Задачи и инструменты стратегического планирования.
  • 24 Изменения денежной массы в современной экономике России.
  • 25 Инструменты и инфраструктура финансового рынка
  • 1. По видам финансовых рынков различают следующие обслуживающие их инструменты:
  • 2. По виду обращения выделяют следующие виды финансовых инструментов:
  • 3. По характеру финансовых обязательств финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
  • 4. По приоритетной значимости различают следующие виды финансовых инструментов:
  • 5. По гарантированности уровня доходности финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
  • 6. По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инструментов:
  • 1. Основными финансовыми инструментами кредитного рынка являются:
  • 2. Основными финансовыми инструментами рынка ценных бумаг являются:
  • 3. Основными финансовыми инструментами валютного рынка являются:
  • 4. Основными финансовыми инструментами страхового рынка являются:
  • 5. Основными финансовыми инструментами рынка золота являются:
  • 26 Инфляция: виды, причины, социально-экономические последствия
  • 28 Классификация издержек. Методы дифференциации затрат
  • 2.Оборотные активы
  • 3. Финансовые активы
  • 30 Краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции.
  • 31. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов
  • 32. Лизинг как форма финансирования инвестиций
  • 34. Макроэкономическое равновесие в модели «Совокупный спрос – совокупное предложение»
  • 1)Объем потребительских расходов, связанный с:
  • 2)Объем инвестиционных расходов, связанный с:
  • 3)Объем государственных расходов: с увеличением этих расходов спрос растет, с уменьшением – падает;
  • 4)Объем расходов на чистый экспорт, связанный с:
  • 35. Межбюджетные трансферты, их характеристика, условия предоставления
  • 1 Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета
  • 3.Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов рф бюджетам бюджетной системы рф предоставляются в форме:
  • 4.Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов
  • 36. Место и роль прямых иностранных инвестиций среди основных форм выхода на международные рынки.
  • 37.Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования в современной России
  • 38. Методы и формы государственного регулирования страхового рынка
  • 39. Методы кредитования, виды ссудных счетов способы и современная практика предоставления и погашения кредитов.
  • 40. Методы определения ставки дисконтирования.
  • 41. Пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации
  • 42. Модели дисконтирования дивидендов
  • Investocks объясняет «модель дисконтирвоания дивидендов, ddm»
  • 43. Модель оценки финансовых активов
  • 44.Мотивы и гипотезы прямых иностранных инвестиций
  • 45. Мсфо и гармонизация национальных систем бухгалтерского учета
  • 46 Налог на добавленную стоимость: порядок исчисления и уплаты
  • 47 Налог на доходы физических лиц: порядок исчисления и уплаты.
  • 48 Налог на прибыль организаций: определение налоговой базы, порядок исчисления и сроки уплаты.
  • 49 Налоговая система рф: принципы организации, виды налогов и сборов
  • 50 Налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения (налоги лекция 2)
  • 51 Новые явления в биржевой торговле ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
  • 52 Общие принципы построения страховых тарифов, актуарные расчеты (страхование лекция 3)
  • 53 Общие требования к структуре и содержанию бизнес плана
  • 54 Обязательные виды страхования понятие и характеристика
  • 55 Организация межбюджетных отношений в рф (бюджет лекция 4)
  • 56.Основные мировые тенденции развития мировых рынков
  • 57. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию.
  • 58. Оценка заемного потенциала фирмы.
  • 59. Оценка кредитоспособности заемщика в системе управления кредитным риском
  • 60. Платежеспособность и финансовая устойчивость страховщика(страховой компании)
  • 61. Понятие и виды денежных потоков.
  • 62. Понятие и виды иностранных инвестиций.
  • 63. Понятие и классификация корпоративных облигаций.
  • 64.Понятие инвестиционного портфеля, виды и принципы его формирования.
  • 65. Понятие о счетах, сущность двойной записи, классификация счетов по отношению к балансу.
  • 66 Понятие структуры и стоимости капитала.
  • 67 Применение налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, восстановление и порядок возмещения из бюджета.
  • 68 Принципы антимонопольной политики
  • 69. Принципы разработки бюджета капиталовложений
  • 70. Принципы регулирования и саморегулирования финансовых рынков
  • 71 Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов.
  • 72 Производные финансовые инструменты: понятие, виды, фундаментальные свойства.
  • 73 Развитие форм кредита и их роль в современной экономике России
  • 74.Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы рф
  • 75. Разграничение расходных бюджетных обязательств в рф: виды расходов, необходимость разграничения, правовое обеспечение.
  • 76. Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей: назначение, механизм исчисления и уплаты есхн.
  • 77.Снс как система взаимосвязанных экономических показателей
  • 78. Современные основы организации безналичного денежного оборота.
  • 79. Содержание корпоративного налогового планирования.
  • 80. Содержание, методы, виды бюджетного планирования и прогнозирования.
  • 81. Состав трудовых ресурсов и показатели трудоспособности, занятости, экономической активности населения
  • 2.Уровень занятости трудоспособного населения.
  • 82. Состав, структура и критерии оценки качества активов коммерческих банков.
  • 83. Состояние и особенности развития современной банковской системы России.
  • 84. Статистические методы изучения динамики экономических явлений.
  • 85. Стратегии влияния на стоимость компании, связанные с дивидендной политикой.
  • 86. Страховые резервы и порядок их формирования.
  • 88. Сущность бизнес-плана, его цели и задачи.
  • 89. Сущность и методы оценки производственного, финансового и совокупного рисков.
  • 90. Сущность и строение бухгалтерского баланса.
  • Раздел 2. Оборотные активы.
  • Раздел 2. Долгосрочные обязательства.
  • Раздел 3. Краткосрочные обязательства.
  • 91. Сущность и функции корпоративных финансов.
  • 92. Сущность предмета, объектов и методов бухгалтерского учета.
  • 93. Сущность финансов, их роль в экономике и социальной сфере.
  • 94. Теория (модель) арбитражного ценообразования (атр).
  • 95. Типы дивидентов, формы, порядок и методы их выплат.
  • 96. Типы финансового планированияи виды финансовых планов.
  • 97. Управление оборотным капиталом, чистого оборотного капитала, финансовый и операционный циклы.
  • 98. Управление финансами: содержание, функц-ные элементы, организация.
  • 99. Управление формированим прибыли, точка безубыточности.
  • 100. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и порядок уплаты налога.
  • 101. Участники финансовых рынков, их функции и принципы взаимодействия
  • 102.Факторы, способствующие формированию благоприятных условий ведения бизнеса для отечественных и иностранных инвесторов.
  • 103. Финансовая система, характеристика её сфер и звеньев.
  • 104. Финансовый контроль в системе управления корпоративными финансами.
  • 105. Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений.
  • 106. Финансовый рынок как элемент мобилизации финансовых ресурсов.
  • 107.Финансы коммерческих организаций: содержание, принципы, особенности функционирования в разных отраслях.
  • 108. Финансы некоммерческих организаций: содержание, принципы, особенности функционирования в разных отраслях.
  • 109. Фондовая биржа и участники биржевых торгов
  • 110 Формирование собственного капитала организации
  • 111Формы обеспечения возвратности кредита
  • 112. Характеристика и классификация рисков инвестиционных проектов
  • 113 Цели деятельности компании в системе корпоративного управления
  • 114.Цели, задачи и функции финансового менеджмента
  • сферами финансовой системы, - финансы субъектов хозяй­ствования, а также государственные и муниципальные финансы.

    Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъ­екты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услуга­ми, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осу­ществления своих функций.

    Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финан­сы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой фи­нансовой системы, именно в этой сфере происходит формирова­ние первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъ­ектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечива­ют процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка фи­нансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяй­ствования осуществляется в зависимости от характера деятель­ности субъекта, который оказывает влияние на источники фор­мирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

    Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйство­вания выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей .

    В соответствии с организационно-правовой формой в соста­ве финансов коммерческих организаций выделяются:

    - финансы акционерных обществ (открытых и закрытых),

    - финансы хозяй­ственных товариществ,

    - финансы обществ с ограниченной ответ­ственностью,

    - финансы производственных кооперативов,

    - финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    Осо­бое место среди них занимают финансы государственных и муни­ципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитар­ных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий на­ходятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций.

    В составе финансов некоммерческих организаций в соответ­ствии с организационно-правовой формой выделяют :

    - финансы уч­реждений,

    -финансы потребительских кооперативов,

    -финансы об­щественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

    Отдельное место в звене финансов некоммерческих органи­заций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают насе­ление необходимыми социальными услугами в сфере образова­ния, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования фи­нансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюд­жетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджет­ным законодательство.

    Звено финансов индивидуальных предпринимателей появи­лось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане Российской Федерации получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуаль­ных предпринимателей.

    Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.

    Финансовые отношения внутри данной сферы обладают воз­можностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финан­совой системы, воздействовать на объем и структуру обществен­ного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государ­ственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.

    В соста­ве сферы государственных и муниципальных финансов выделя­ют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.

    С учетом изложенного финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансо­вых отношений, имеет следующий вид (рис. 1.2).

    Рис. 1.2. Сферы и звенья финансовой системы

    . Финансы субъектов хозяйствования взаи­модействуют с государственными и муниципальными финанса­ми - при уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и вне­бюджетные фонды, при получении бюджетных средств некото­рыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между орга­низациями существуют взаимосвязи при осуществлении финан­совых операций, к которым относятся, например, уплата штра­фов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивиден­дов и т. п.

    Государственные и муниципальные финансы как сфера фи­нансовой системы также характеризуются тесным взаимодей­ствием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Так, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюд­жетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фон­дам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных цен­ных бумаг и др. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ре­сурсы последних формируются в основном за счет средств бюд­жетов всех уровней бюджетной системы РФ.

    Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финан­сами субъектов хозяйствования – при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, нало­гов и других платежей и при получении субъектами хозяйствова­ния сумм на определенные виды расходов; с бюджете - при по­лучении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного саль­до для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджет­ными фондами – при передаче некоторых средств одним фондом другому.

    Специфика каждой сферы и звена финансовой системы оп­ределяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, наличии и организационном построении финансо­вых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и звеньях финансовой системы.

  • (Финансовая система) Финансовые отношения очень многообразны, и для дальнейшего изучения необходимо их классифицировать, разделив на отдельные группы, которые будут иметь сходные свойства, отличаться однородностью, и систематизировать, выявив взаимосвязи между основными элементами. Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой. Каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими системами.
    Первым классификационным признаком, в соответствии с котором все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами финансовой системы, — финансы субъектов хозяйствования, а также государственные и муниципальные финансы.

    Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций. Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Первая сфера финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъекта. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предприятий.
    Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на организацию финансов, например на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств.
    В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
    В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п. Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений , прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения.
    Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системе нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане РФ получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей.
    Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы в их сфере выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.
    В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и местные бюджеты.
    С учетом изложенного определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

    Финансовое регулирование. Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил: (1) внешнее , т.е. государственное регулирование; (2) внутреннее , «корпоративное» регулирование. Внутреннее можно условно разделить на два вида: (а) регулирование со стороны хозяев (акционеров) предприятия; (б) его руководителей. Финансовое регулирование со стороны акционеров. В учредительных документах предприятия (будь то акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество или производственный кооператив) может и должно быть зафиксировано правило о том, учредители (для упрощения будем именовать их акционерами) утверждают положение об учетной политике, финансовую (публичную) отчетность предприятия, одобряют совершение крупных и особо крупных сделок, а также участвуют в финансовом регулировании иным образом. Так, законодательством закреплено, что только акционеры вправе принимать решение о внесении изменений в учредительные документы, изменении уставного капитала, размещении акций и т.д. Особо важным является то, что акционеры утверждают ревизора общества, счетную комиссию и финансовую отчетность. Дело в том, что контролировать не менее важно, чем непосредственно управлять, и финансовое регулирование в данном случае принимает форму контроля. Акционеры также утверждают аудитора общества, а сущность аудита заключается в проверке финансового состояния предприятия и представлении рекомендаций по возможным путям его улучшения. На основе этих рекомендаций акционеры смогут принять решение на ежегодном собрании о корректировке деятельности предприятия в ту или иную сторону, таким образом, контроль непосредственно переходит в управление. Финансовое регулирование со стороны руководства. Руководство предприятия (президент, директор, совет директоров и т.д.) осуществляет общее руководство деятельностью предприятия и, соответственно, функции финансового регулирования. Именно директору предприятия приходится выбирать, разрабатывать и рекомендовать акционерам утвердить положение об учетной политике, распоряжается средствами предприятия, в том числе денежными — на счетах, осуществляет руководство учетом и отчетностью. В этом отношении необходимо отметить основополагающее различие между видами учета предприятия: (1) финансовым; (2) управленческим . Финансовый учет предназначен для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, государственных органов и т.д.) и подлежит аудиторской проверке. Управленческий учет предназначен для самого руководства, является наиболее достоверным и может содержать информацию, составляющую коммерческую тайну. Однако именно этот вид учета теснее всего связан с финансовым регулированием, так как содержит планы расходования средств, «увязку» этих планов с календарем поступления средств на предприятие, наиболее подробные и точные данные по себестоимости продукции (работ, услуг), кредиторской и дебиторской задолженности и т.д. и т.п. Через управленческий учет и планирование в наибольшей степени проявляется финансовое регулирование деятельности предприятия его руководством.
    Финансовое управление. Управление финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления. В соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального сектора, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованным и децентрализованных уровнях.
    Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами — финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами — совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами — финансовый аппарат. Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления. В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

    Финансы хоз. субъектов – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятия. Это основная сфера финансовой системы государства, именно она обеспечивает наибольшие поступления ДС в гос. бюджет страны и от этой сферы во многом зависит экономическое развитие страны.

    Финансы хоз. субъектов включают денежные отношения, кот. возникают между: предприятиями, предприятиями и вышестоящими органами, предприятиями и входящими в них структурными подразделениями, предприятиями и гос. бюджетом, предприятиями и учреждениями банков и т.д.

    Весомая доля этих фин. ресурсов посредством налогов напр-ся на формирование доходной части гос. бюджета.

    Функционирование организаций основано на ряде принципов, в соотв. с кот. они разраб. свою финансовую политику:

    a) плановости

    b) деление средств в обороте на собственные и заёмные

    c) образование фин-х резервов

    d) самоокупаемость, самофинансирование

    e) принцип материальной ответственности

    f) диверсификация

    g) целевая направленность

    h) разделение средств основной деят-ти и капитала на вложения.

    Первая подсфера сферы финансов хоз. субъектов– финансы организаций материального производства. Здесь создаётся наиб. значимая часть фин-х ресурсов предприятий.

    Звенья этой подсферы определяются в соотв-ии с отраслевым делением экономики:

    · торговли

    · промышленности

    · грузового транспорта

    Финансы в зависимости от форм собст-ти могут быть:

    · основанные на гос собст-ти (преобл. в РБ)

    · основанные на частной собст-ти (в РБ в переспективе)

    По организационно-правовым обстоятельствам:

    · коммерческих организаций

    · некоммерческих организаций

    От размера предприятия финансы:

    · малых предприятий

    · крупных предприятий

    · средних предприятий

    От гос. собственности финансы:

    · республиканской собст-ти

    · коммунальной собст-ти

    Вторая подсфера – финансы учреждений, организаций непроизводственной сферы. Сюда относятся след. звенья:

    · финансы учрежд. образ-я

    · финансы здравоохранения

    · финансы науки

    · финансы культуры

    · финансы обороны

    Финансы учреждений, организаций непроизводственной сферы подразделяются на:

    4) Финансы учрежд. и организ. функционирующих на коммерческой основе

    5) Финансы учрежд. и организ. функционирующих на частично коммерческой основе

    6) Финансы учрежд. и организ. функционирующих полностью финансируемых и гос. бюджета

    Общегосударственные финансы и их содержание.

    Одна из сфер в финансовой системе государства – это централизованные финансы.

    Централизованные финансы – это система денежных отношений, возникающих по поводу формирования централизованных фондов ДС и использованию их для выполнения функций государства путём распределения и перераспределения нац. дохода, созданного субъектами хозяйствования.

    Выделяют 2 уровня централизации:

    · республиканский

    · региональный

    Звенья общегос-х финансов:

    · гос. бюджет

    · внебюджетные фонды

    · гос. кредит

    а) Гос-й бюджет – ведущее звено фин-й системы. С его помощью гос-во концентрирует значит. часть фин-х ресурсов. Бюджет состоит из 2-х взаимосвяз-х частей: расходной и доходной. В бюджет страны поступаю ДС от населения, организаций в виде налогов, сборов, платежей, они составляют доходы бюджета и направляются на финансирование общегосударственных расходов, поддержку отраслей экономики, оборону и т.д. Бюджет РБ включает: бюджеты областей и бюджеты г. Минска, которые вместе образуют консолидированный бюджет.

    Бюджет рассматривается с 3-х позиций:

    2) Бюджет – основной централизованный фонд ДС государства, его фин-я база.

    3) Главный фин-й план государства (Утверждается ежегодно и имеет силу закона. является обязат. для исполнения всеми организациями и населением)

    б) Внебюджетные фонды

    Появились, т.к. существовала нехватка бюджетных ресурсов. Их число в каждом государстве определяется правительством. Они отделены от бюджета.

    Внебюджетные фонды – ср-ва правит-ва и месных органов власти, предназнач. для финансирования расходов, не включённых в бюджет.

    Формирование этих фондов позволяет привлечь доп. ресурсы.

    ДС этих фондов идут на:

    · пенсионное обеспечение

    · решение проблем занятости

    · мед. страхование

    · поддержка развития приоритетных отраслей экономики

    IV. Гос. кредит

    Посредством его осущ-ся накопление доп-х фин. ресурсов государства за счёт мобилизации свободных ДС организаций, населения и т.д.

    Гос. кредит – это совокупность экономических отношений, которые возникают между государством и иными субъектами – резидентами и нерезидентами-, по поводу движения заёмных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Государство в этом случае может выступать как заёмщиком, так и кредитором.

    Гос-во может занимать на:

    · внешнем рынке

    · на внутреннем рынке


    Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы.

    В литературе финансовая система, её состав и структура представлены по-разному.

    Основным из дискуссионных вопросов является выделение страхования как самостоятельной сферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая, Вавилов, Родионова выделили три сферы финансовой системы. Причем структура этих сфер тоже различна у разных авторов.

    1. Некоммерческое (государственное страхование)

    1. Социальное страхование

    2. Личное страхование

    3. Имущественное страхование

    4. Страхование ответственности

    5. Страхование предпринимательских рисков

    1)социальное

    3)имущественное

    4)ответственности

    5)предпринимательских рисков

    Значит перед нами встает еще один вопрос: если всё же страхование выделяется как отдельная сфера, то каков же её состав?

    Все авторы выделяют как отдельную сферу финансы субъектов хозяйствования, хотя можно увидеть, что интерпретация этого названия у авторов разная. Отчего зависит такое расхождение и как всё-таки правильно называть эту подсистему, вот еще один вопрос.

    1)Коммерческие предприятие и организации

    2)Некоммерческие организации

    3)Финансовые посредники

    Родионова выделяет сферу финансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней следующие звенья:

    1)финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах

    2)финансы учреждений и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность

    3)финансы общественных объединений

    По Вавилову финансы экономических (хозяйствующих) субъектов делятся на:

    1)финансы коммерческих организаций

    2)финансы некоммерческих организаций

    3)финансы предпринимателя без образования юридического лица

    4)финансы домохозяйств

    Ковалёва выделяет финансы хозяйствующих субъектов:

    1)государственных

    2)муниципальных

    3)частных

    4)акционерных

    5)арендных

    6)общественных

    Таким образом, еще одним важным вопросом является состав сферы финансов субъектов хозяйствования.

    Аналогичные расхождения происходят в сфере государственные и муниципальные финансы.

    Родионова в составе государственных финансов выделила:

    1)государственный бюджет

    2)Внебюджетные фонды

    3)Государственный кредит

    Ковалёва выделила сферу общегосударственные финансы и в её составе:

    1)государственный бюджет

    2)внебюджетные фонды

    3)государственный кредит

    4)фонды страхования

    5)фондовый рынок

    Для того, чтобы понять и доказать состав и структуру финансовой системы необходимо четко проанализировать роль субъектов в общественном воспроизводстве, задачи, которые они выполняют, источники формирования финансовых ресурсов, направление распределения прибыли.


    15. Финансовая политика, её содержание, цели и задачи.

    Любые финансовые отношения организуются государством.

    Финансовая политика – намеченная государством на определённом этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

    Фин-я политика – составная часть эк-ой политики государства.

    В фин-ой политике отражаются главные направления развития народного хоз-ва, разрабатывается и реализуется механизм регулирования и стимулирования соц.-эк. процессов.

    Финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деят-ти государства.

    Её реализация обеспечивается совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и др. фин. инструментов и институтов.

    Фин. политика должна быть направлена на:

    o обеспечение устойчивого эк. роста

    o способствовать укреплению и развитию внешнеэ-х связей

    1) Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.

    2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий год.

    3) осуществление практич. действий, направленных на достижение осн-х целей.

    Главный субъект фин-ой политики – гос-во, кот. разрабатывает стратегию фин. развития, опред. задачи, средства и пути достижения этих целей.

    Финансы – это элемент базиса, т.к. объективны и независимы, а фин-ая политика – это сознательная деят-ть и относится к надстройке.

    Фин. политика не является постоянной, а меняется в соответствии с потребностями и развитием общ-ва.

    Фин. политика требует законодательного оформления. Так, МинФин и НБ РБ разрабатывают основные направления денежно-кредитной политики и готовят инструкции, нормативные док-ты.

    Цели фин. политики:

    · наиболее полная мобилизация фин-х ресурсов и соответствующее наращивание гос. финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общ-ва.

    · увлечение бюджетной обеспеченности жителей.

    · повышение ур-ня доходов на душу населения

    · обеспечение соц. нормативов ур-ня жизни

    Основные задачи фин-ой политики:

    Ø Соответствие объективным эк. законам

    Ø Финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическая стабилизация

    Ø Отбор источников мобилизации фин-х ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения

    Ø Рациональное распределение и исп-е фин. ресурсов

    Ø Концентрация фин-х ресурсов на важнейших напр-х эк. и соц. развития

    Ø Сбалансированность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики

    Ø Уменьшение дефицита гос. бюджета

    Ø Либерализация вэд

    Ø Активизация процессов разгосударствления и приватизации

    Ø Унификация отечественного финансового зак-ва с зак-вом РФ

    Фин. политика в зависимости от длительности может быть:

    1) Финансовая стратегия

    2) Финансовая тактика

    Эти эл-ты взаимосвязаны, а тактика подчинена стратегии.

    Фин. стратегия – это долговременный курс фин. политики, предусм-й решение крупномасштабных задач, рассчитана на перспективу.

    Фин. тактика рассчитана на решение конкретного этапа развития государства, исходит из текущих потребностей стран.

    Тема: Финансовая система страны, ее сфера и звенья

    Введение

    1. Понятие финансовой системы

    2. Состав и структура финансовой системы

    3. Характеристика звеньев финансовой системы

    Заключение

    Список использованной литературы

    Приложение

    Введение

    Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

    В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.

    Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

    При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

    Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

    Таким образом, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

    1. Понятие финансовой системы

    Анализ закономерностей развития финансов в разных усло­виях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений, что обус­ловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и сущест­вование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

    Однако наличие общих признаков в сущности всех финансо­вых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категориифинансов.

    Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

    Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

    · федеральный бюджет;

    · специальные государственные внебюджетные фонды;

    · государственный кредит;

    · финансы предприятий различных форм собственности;

    · финансовый рынок.

    Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.

    Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

    Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в мето­дах формирования и использования фондов денежных средств. Многообразие фондов денежных средств и соответст­вующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называть центра­лизованными, все прочие – децентрализованными. Общегосударственные централизованные денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

    Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит кнеобходимос­ти централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюд­жетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фон­дов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов го­сударственной власти и управления; поддержка отраслей народ­ного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнива­ние уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаменталь­ных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

    Несмотря на разграничение сферы деятельности и примене­ние особых способов и форм образования и использования де­нежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресур­сов всех звеньев данной системы.

    Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в про­цессе материального производства. Источником централизован­ных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.

    Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между произ­водственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населе­ния. Эффективное использование финансовых ресурсов возмож­но лишь на основе активной финансовой политики государства.

    Общегосударственные финансы органически связаны с фи­нансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общего­сударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ас­сигнований и использования банковских кредитов. При недоста­точности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе опе­раций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством за­ключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

    Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финан­совой системы обусловлены единой сущностью финансов.

    Через финансовую систему государство воздействует на фор­мирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

    2. Состав и структура финансовой системы

    По причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем является сложной системой.

    Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

    Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки. Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике .

    Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию.

    Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целого. Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей .

    Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП. Сложность и многогранность этих финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а сферы -- по звеньям. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений .

    Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

    • 1)финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
    • 2)государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

    Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство. Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий.

    Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

    В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:

    финансы коммерческих организаций

    Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.

    Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны -- главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.

    финансы некоммерческих организаций.

    Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Они могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации именуются просто организациями.

    Названные выше организационно-правовые формы некоммерческих организаций оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов;

    финансы домашних хозяйств.

    Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников .

    Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

    Вторая крупная сфера общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства. В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.

    Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

    Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны

    По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали доходы. Если расходная часть бюджета превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения.

    Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государств. В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятий.

    В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются также бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны .

    Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

    Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение -- мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

    В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

    Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах.

    Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

    Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

    Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами -- финансовый аппарат -- третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой. Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией. Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

    Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства .

    Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности.

    Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси. Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения.

    Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом -- совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий.

    Подводя итоги главы можно сказать, что финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет. О его сущности, структуре пойдет речь в следующей главе.