Экономические школы и их характеристики кратко. Хронологический порядок возникновения различных школ экономистов

Становление общества сопряжено с реализацией материальных и духовных человеческих потребностей. Удовлетворение нужд выступает главным мотивом участия людей в производственных отношениях и фундаментом экономического развития.

Значение потребностей

Человеческие нужды побуждают людей к действию. Потребности существуют совместно со средствами, с помощью которых осуществляется их удовлетворение. Эти "инструменты" формируются непосредственно в рабочем процессе. Труд - целесообразная деятельность. Он проявляется прежде всего в умении человека создавать предметы и средства для материального производства. В формировании собственности центральным звеном выступает присвоение трудовых средств.

Хозяйственный интерес

Он возникает на основе системы разнообразных интересы - важнейший мотив При совершенствовании производства увеличивается количество нужд. Они, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономики. Формирование потребностей, кроме прочего, зависит и от субъективных факторов. К ним прежде всего относят вкусы и склонности человека, духовные нужды личности, физиологические и психологические особенности, а также народные обычаи и привычки. В связи с этим формируются условия, при которых человек вынужден устанавливать ценность услуг либо товаров.

Производственная деятельность

Она осуществляется с помощью экономической системы. Последняя представляет собой специфический общественно-организационный механизм. В связи с ограниченностью имеющихся ресурсов, удовлетворение нужд всех членов общества достигнуть невозможно. Тем не менее, цивилизация стремится к этой цели как к идеалу. Это заставляет человечество вырабатывать разнообразные средства, которые позволили бы реализовать данную задачу. В качестве одного из таких средств выступает экономическая теория.

Исходные элементы

Первые признаки обнаруживаются в трудах мыслителей Древнего Египта и в древнеиндийских трактатах. Ценные заповеди, касающиеся хозяйствования, присутствуют и в Библии. Как научное направление экономическая теория начала формироваться более отчетливо в работах древнегреческих философов. Первые идеи сформулированы Ксенофонтом, Аристотелем, Платоном. Именно они ввели термин "экономия", обозначая им учение о создании и ведении домашнего хозяйства в рабовладельческих условиях. Это направление базировалось на элементах натуральной трудовой деятельности и рынка.

Развитие экономических школ

Труды древнегреческих мыслителей стали фундаментом для дальнейшего формирования учения. Оно разделилось впоследствии на несколько направлений. В итоге сформировались следующие основные экономические школы:

Общая характеристика традиционного направления

Основные экономические школы формировались под влиянием различных взглядов разных ученых. Выдающуюся роль в становлении традиционного учения сыграли такие деятели, как Ф. Кенэ, У. Пети, А. Смит, Д. Рикардо, Д. С. Миль, Жан-Батист Сэй. При различии взглядов их объединяло несколько общих идей, на базе которых формировалась классическая экономическая школа. В первую очередь, все названные авторы выступали сторонниками хозяйственного либерализма. Его суть зачастую выражена словосочетанием laissez faire, что буквально значит "оставьте делать". Принцип этого политического требования был сформулирован еще физиократами. Идея заключалась в предоставлении полной личности и конкуренции, неограниченной государственным вмешательством. Обе эти экономические школы рассматривали человека как "хозяйствующего субъекта". Стремление личности к преумножению своего богатства способствует увеличению такового у всего общества. Автоматическим механизмом самонастройки ("невидимой рукой", как назвал его Смит) направляются разрозненные действия потребителей и производителей так, что во всей системе устанавливается долгосрочное равновесие. При этом продолжительное существование в ней недовыработки, перевыработки продукции и безработицы становится невозможным. Авторы этих идей внесли значительный вклад в формирование школы экономической науки. Впоследствии они использовались и совершенствовались. Многие экономические школы вносили свои дополнения в эти идеи. В результате формировались системы, которые соответствовали тому или иному этапу становления общества. Так возникла, например, социально-экономическая школа.

Идея Смита

На базе школы экономической теории, сторонником которой являлся этот деятель, была разработана концепция рабочей стоимости. Смит и его последователи считали, что формирование капитала осуществляется не только посредством земледелия. В этом процессе особое значение имеет труд и прочих слоев населения, всей нации в целом. Сторонники этой школы экономической теории утверждали, что, участвуя в производственном процессе, трудящиеся всех уровней вступают в кооперацию, сотрудничают, что, в свою очередь, исключает любое различие между производительными и "бесплодными" видами деятельности. Такое взаимодействие наиболее эффективно тогда, когда осуществляется в виде рыночного товарообмена.

Экономические школы: меркантилизм и физиократы

Эти учения, как и описанное выше, существовали в 18-19 веках. Эти экономические школы имели различные взгляды на производство общественного богатства. Так, меркантилизм придерживался идеи о том, что базой выступает торговля. Для увеличения объема общественного богатства правительство должно всеми способами поддерживать внутренних продавцов и изготовителей, препятствуя деятельности зарубежных. Физиократы считали, что экономическую основу составляет сельское хозяйство. Общество они делили на три класса: собственников, производителей и бесплодных. В рамках этого учения были сформулированы таблицы, которые, в свою очередь, стали фундаментом для образования модели межотраслевого равновесия.

Прочие направления 18-19 веков

Маржинализм - это австрийская школа, придерживающаяся идеи о предельной полезности. Ведущим деятелем этого направления являлся Представители этой школы объяснили понятие "стоимость" с позиции психологии потребителя. Они пытались базировать обмен не на производственных издержках, а на субъективной оценке полезности продаваемых и приобретаемых благ. Неоклассическая школа, представителем которой был Альфред Маршал, разработала концепцию функциональных взаимоотношений. Сторонником математического направления был Он характеризовал рыночную экономику как структуру, которая способна достичь равновесия путем взаимодействия предложения и спроса. Им была разработана концепция общего рыночного баланса.

Кейнсианство и институционалисты

Кейнс базировал свои идеи на оценке деятельности всей экономической системы в целом. По его мнению, структура рынка изначально не равновесна. В связи с этим, он выступал за жесткое государственное регулирование товарооборота. Сторонники институционализма, Эрхарт и Гелбрейт, считали, что анализ хозяйствующего субъекта невозможен без учета формирования окружающей среды. Ими было предложено комплексное изучение экономической системы в динамике эволюции.

Марксизм

Это направление базировалось на теории и принципе планомерного формирования народного хозяйства. Ведущим деятелем учения выступал Карл Маркс. Его работы впоследствии получили развитие в трудах Плеханова, Энгельса, Ленина и прочих последователей. Некоторые положения, выдвинутые Марксом, подверглись пересмотру "ревизионистами". К ним, в частности, относились такие деятели, как Бернштейн, Зомбарт, Туган-Барановский и другие. В советские годы марксизм выступал в качестве основы и единственного легального научного направления.

Современная Россия: ВШЭ

Высшая экономическая школа представляет собой исследовательский институт, который осуществляет проектную, образовательную, общественно-культурную и экспертно-аналитическую деятельность. Она базируется на международных стандартах. ВШЭ, выступая как часть академического сообщества, ключевым элементом своей практики считает вовлеченность в университетское глобальное взаимодействие, партнерство с зарубежными институтами. Являясь российским университетом, учреждение работает на благо страны и ее населения.

Основные направления ВШЭ - эмпирические и теоретические исследования, а также распространение знаний. Преподавание в университете не ограничивается фундаментальными дисциплинами.

2. Монкретьен А.

4. Тюрго Ж.

6. Рикардо Д.

708. Согласно теории факторов производства Ж.Б. Сэя распределение доходов определяется:

¨ южертвамиШ владельцев факторов производства

¨ ювоздержаниемЦ владельцев факторов производства

þ в соответствии с вкладом каждого из факторов производства

¨ степенью эксплуатации труда капиталом

þ платой за услугу труда, капитала, земли

709. Согласно "закону Сэя":

þ обмен продукта на продукт ведет к равновесию рынка

¨ стоимость товара определяется издержками производства

¨ товары обмениваются в соответствии с затратами труда

¨ обмен товаров происходит на основе их полезности

þ цены товаров в рыночной экономике обладают абсолютной гибкостью

þ в рыночной экономике не может быть несоответствия между спросом и предложением

710. Согласно "закону народонаселения" Т. Мальтуса:

¨ рост населения отстает от промышленного производства

þ население растет в геометрической прогрессии, а продовольствие - в арифметической

¨ средства существования увеличиваются в геометрической прогрессии, а население - в арифметической

¨ население сокращается с ростом технического прогресса

þ главная и постоянная причина бедности - скупость природы и чрезмерно быстрое размножение человеческого рода

¨ Смитом А.

¨ Сэйем Ж.Б.

¨ Миллем Дж.

þ Мальтусом Т.

þ Сисмонди С.

712. Из "доктрины недопотребления" Т. Мальтус делал вывод о необходимости:

¨ сокращения потребления непроизводительными слоями общества

þ расширения непроизводительного потребления

¨ увеличения потребления рабочими и предпринимателями



¨ повышения зарплаты рабочим

þ увеличения налогообложения для уменьшения накопления капитала

713. Согласно Т. Мальтусу уровень жизни рабочих определяется:

¨ активностью профсоюзов

¨ социальными законами

þ естественными (биологическими) законами

¨ соотношением сил между трудом и капиталом

þ южелезным законом заработной платыл, вытекающей из его теории народонаселения

714. Нравственный аспект политической экономии нашел отражение в трудах:

¨ Мальтуса Т.

¨ Сэя Ж.Б.

þ Сисмонди С.

¨ Милля Дж.

þ Листа Ф.

715. Возникновение безработицы связывали с техническим прогрессом:

¨ Мальтус Т.

þ Сисмонди С.

¨ Сэй Ж.Б.

þ Рикардо Д.

716. Смягчение кризисов перепроизводства в капиталистической экономике С. Сисмонди связывал с:

¨ увеличением непроизводительного потребления

¨ сокращением непроизводительного потребления

þ развитием мелкотоварного производства

¨ расширением импорта

þ обеспечением равенства величин национального дохода и годового производства благ

717. Процент как вознаграждение за "жертву" капиталиста рассматривали:

¨ Мальтус Т.

¨ Сисмонди С.

¨ Сэй Ж.Б.

þ Милль Дж.

þ Сениор Н.

718. Труд, затраченный на рабочую силу, ее квалификацию, рассматривался в качестве производительного:

¨ Мальтусом Т.

þ Шторхом А.К.

þ Миллем Дж.

¨ Марксом К.

¨ Сисмонди С.

719. Первыми высказали идею о функциональных связях рыночной цены, спроса и предложения:

¨ Мальтус Т.

þ Милль Дж.

¨ Маркс К.

¨ Сисмонди С.

þ Курно А.

720. Возможность реформирования отношений распределения посредством законодательных актов и обычаев была высказана:

¨ Марксом К.

þ Миллем Дж.

¨ Мальтусом Т.

¨ Оуэном Р.

þ Сисмонди С.

721. Теорию прибавочной стоимости разработал:

¨ Сисмонди С.

¨ Рикардо Д.

þ Маркс К.

¨ Фурье Ф.

722. Теория абсолютной ренты во взаимосвязи с дифференциальной рентой дифференциальной ренты была разработана:

¨ Рикардо Д.

þ Марксом К.

¨ Миллем Дж.

¨ Оуэном Р.

¨ Смитом А.

723. Первыми на антагонизм между интересами индивида, коллектива и общества обратили внимание:

¨ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

þ Фурье Ф.

¨ Радищев А.

724. Положение о том, что на рынке продается не труд, а рабочая сила, впервые обосновал:

¨ Сен-Симон К.

¨ Энгельс Ф.

þ Маркс К.

¨ Фурье Ф.

¨ Рикардо Д.

725. Проблема средней нормы прибыли впервые была рассмотрена в трудах:

þ Тюрго Ж.

þ Маркса К.

¨ Фурье Ф.

¨ Оуэна Р.

¨ Сисмонди С.

726. Теория трудовой стоимости, базирующейся на двойственном характере труда, разработана:

¨ Рикардо Д.

¨ Смитом А.

þ Марксом К.

¨ Сен-Симоном К.

¨ Миллем Дж.

727. Проблему полной реализации общественного продукта Т.Мальтус связывал с:

¨ производительной частью общества

¨ рабочим классом

þ непроизводительной частью общества

¨ классом капиталистов

þ ютретьими лицамиф

728. Первыми среди представителей классической политической экономии, кто обратился к теоретико-методологическим проблемам социализма, был:

¨ Рикардо Д.

¨ Милль Дж. С.

þ Маркс К.

¨ Мальтус Т.

þ Энгельс Ф.

729. Бедственное положение трудящихся и безработицу Т.Мальтус стремился объяснить:

¨ процессом перенакопления капитала

¨ эксплуатацией труда капиталом

þ естественным законом народонаселения

¨ непроизводительным потреблением мтретьих лицж

þ низкими темпами роста продовольственных продуктов

730. Главными направлениями реформирования общественных отношений Дж.С.Милль считал:

þ изменение законов распределения

¨ изменение законов производства

þ ограничение прав наследования

þ социализацию земельной ренты при помощи земельного налога

731. Капитал рассматривал как средство эксплуатации рабочих и как самовозрастающую стоимость:

þ Рикардо Д.

þ Маркс К.

¨ Сэй Ж.Б.

¨ Милль Дж.С.

732. Причиной минимально возможного уровня оплаты труда рабочих Ж.Сисмонди считал:

þ занижение цены труда капиталистами

þ эксплуатацию рабочих капиталистами и землевладельцами

¨ избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости

¨ рост органического строения капитала

¨ высокий уровень конкуренции на рынке труда

733. Из идей о совершенствовании экономических отношений П.Прудону принадлежит:

¨ переход к общенародной собственности

þ упразднение денег и введение вместо них банков обращения

¨ развитие кредитно-денежных отношений

¨ упразднение частной собственности

þ организация Банка народа и беспроцентного кредита

734. Причину социальных бедствий Р. Оуэн видел в...

¨ недостаточном развитии производительных сил

¨ противоречии между трудом и капиталом

þ недостаточном развитии просвещения

þ частной собственности

¨ отсутствии государственного регулирования

735. Идею экономической системы с государственным устройством в виде самоуправляющихся общин выдвинули:

þ Фурье Ф.

¨ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

736. Формации: дикость, античное общество, феодализм, капитализм, "индустриализм" (социализм) первыми выделили:

þ Фурье Ф.

þ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

¨ Кампанелла Т.

737. Родоначальниками положения, согласно которому основу общества составляют отношения собственности, являются:

þ Фурье Ф.

þ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

738. Идея распределения дохода по труду, капиталу и таланту принадлежит:

¨ Сисмонди С.

¨ Сен-Симону К.

þ Фурье Ф.

¨ Оуэну Р.

þ Марксу К.

739. Историческая последовательность экономических школ:

1. меркантилизм

2. физиократы

3. классическая школа

4. маржинализм

5. институционализм

Маржинализм и неоклассика

740. Производительным трудом по мере развития экономической мысли признавался труд:

1. при добыче драгоценных металлов

2. в торговле

3. в сельском хозяйстве

4. в материальном производстве

5. как в материальной, так и в нематериальной сферах производства

741. Представители классической школы политэкономии в хронологическом порядке по мере ее возникновения и развития:

1. Петти У.

2. Буагильбер П.

4. Рикардо Д.

5. Сэй Ж.Б.

6. Милль Дж.

742. Принципы максимизации прибыли фирмы в условиях чистой и несовершенной конкуренции были сформулированы:

þ Курно А.

¨ Джевонсом У.

¨ Фишером И.

¨ Госсеном Г.

þ Робинсон Дж.

743. Маржиналисты изучали:

¨ национальную экономику

¨ отдельные отрасли

¨ международную экономику

þ экономику отдельной фирмы

þ поведение индивида в условиях рынка

744. Основой взглядов маржиналистов на процесс ценообразования являтся:

¨ теория трудовой стоимости

¨ теория издержки

¨ теория вменения

þ субъективная полезность

þ ценность

745. Основы "эластичности спроса" были разработаны:

þ Курно А.

¨ Маршаллом А.

¨ Визером Ф.

¨ Менгер К.

¨ Тюненом И.

746. Первыми обратили внимание на тенденцию убывания полезности:

¨ Менгер К.

þ Госсен Г.

¨ Бем-Баверк Е.

¨ Вальрас Л.

þ Бутовский А.И.

747. Согласно К. Менгеру, стоимость (ценность) определяется:

¨ количеством труда, затраченного на производство товара

¨ соотношением спроса и предложения на производный товар

þ наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса

¨ издержками производства

¨ ценой используемых ресурсов

748. Первыми описали условия формирования рыночного равновесия:

¨ Бем-Баверк Е.

¨ Визер Ф.

þ Вальрас Р.

¨ Фишер И.

þ Маршалл А.

749. Разработчиками принципов предельной производительности труда и предельной производительности капитала являлись:

¨ Джевонс У.

þ Тюнен И.

¨ Бем-Баверк Е.

þ Кларк Дж.

¨ Курно А.

750. Принцип максимизации суммарной полезности индивида, сформулированный Г. Госсеном, явился основой теорий:

¨ Вальраса Л.

þ Маршалла А.

þ Джевонса У.

þ Тюнена И.

¨ Парето В.

751. Основой понятия "альтернативные издержки", сформулированного Ф. Визером, является:

þ издержки отказа от других направлений использования

¨ сравнительные издержки

þ издержки использования данного продукта самим производителем

¨ абсолютные издержки

¨ внутренние издержки

752. Утверждение о максимуме совокупной полезности для большинства вариантов распределения считал ошибочным:

¨ Госсен Г.

¨ Курно А.

¨ Менгер К.

þ Вальрас Л.

þ Парето В.

753. Главными разработчиками ординалистической теории являются:

¨ Менгер К.

¨ Джевонс У.

¨ Маршалл А.

þ Парето В.

þ Хикс Дж.

754. Движение в сторону оптимума благосостояния общества по Парето возможно:

¨ при условии снижения общих издержек производства

¨ когда задействованы все имеющиеся у общества ресурсы

¨ при условии распределения всех ресурсов на равноправной основе, фиксированной ставки процента и улучшения условий труда рабочих

þ при таком распределении, которое бы увеличивало благосостояние хотя бы одного человека, не нанося ущерб никакому другому

¨ при повышении общего уровня эффективности производства

755. Отрицали, что заработная плата определяется стоимостью средств существования работника:

¨ Рикардо Д.

¨ Маркс К.

þ Кларк Дж.

þ Маршалл А.

¨ Петти У.

756. Первыми графически отобразили функциональную зависимость спроса и предложения в от цены:

¨ Парето В.

¨ Фишер И.

¨ Виксель К.

þ Маршалл А.

þ Фридмен М.

757. Рассматривали процент на капитал как вознаграждение за ожидание:

¨ Менгер К.

þ Бем-Баверк Е.

¨ Джевонс С.

¨ Тюнен И.

þ Маршалл А.

758. Представители маржинализма в своих исследованиях отталкиваются от:

¨ совокупных экономических величин

þ предельных экономических величин

þ принципа убывания

¨ средних экономических величин

¨ возрастающих экономических величин

759. Предметом изучения субъективного направления экономической мысли является проблематика:

þ полезности

þ поведение индивида на рынке

¨ процента и ренты

¨ факторов производства

¨ денежного обращения

760. Представители первой волны "маржиналистской революции" обосновывали стоимость благ на основе:

¨ теории издержек

¨ трудовой теории

þ теории предельной полезности

¨ теории факторов производства

þ принципа ценности

761. Родоначальниками современного макроэкономического моделирования является:

¨ Джевонс У.

þ Вальрас Л.

þ Парето В.

¨ Маршалл А.

¨ Кларк Дж.Б.

762. "Репрезентативной фирмой" по А.Маршаллу считается:

þ средняя

¨ крупная

¨ корпоративная

¨ промежуточная

763. Цена товара А.Маршаллом определяется на основе:

¨ затрат труда

¨ издержек производства

¨ предельной полезности

þ равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками

¨ факторов производства

764. Принципы статического и динамического равновесия в мгновенном и краткосрочном периодах были разработаны:

¨ Джевонсом У.

þ Маршаллом А.

þ Кларком Дж.Б.

¨ Вальрасом Л.

¨ Парето В.

765. Согласно В.Парето критерием достижения общего экономического равновесия является:

¨ принципы максимизации полезности

¨ выявление предельной полезности

þ изменение соотношений предпочтений конкретных индивидов

¨ равенство инвестиций и сбережений

766. Модель Э. Чемберлина "монополистическая конкуренция" соответствовала взглядам:

¨ Гильфердинга Р.

¨ Каутского К.

¨ Митчелла У.

þ Шумпетера Й.

þ Хайека Ф.

767. Возникновение монополии по дифференциации продукта (термин Э.Чемберлина) предполагает ситуацию, когда:

¨ происходит снижение цены товара за счет внедрения новой технологии

þ производится товар, обладающий таким отличительным признаком, который позволяет продавцу занять привилегированное положение на рынке

¨ фирма концентрирует основные усилия на рекламе своего товара

¨ производится такой ассортимент товаров, который позволяет охватить все потребности данной 7целевой аудиторииu

¨ фирма выпускает уникальный продукт

768. Избыток мощностей в условиях монополистической конкуренции по Э.Чемберлину обусловлен формированием цен на уровне:

¨ ниже общих издержек производства

¨ общих издержек производства и нормальной прибыли

þ выше общих издержек производства

¨ общих издержек производства

¨ внешних издержек производства

769. Согласно Дж.Робинсон, в условиях несовершенной конкуренции размеры (мощности) фирм:

þ превышают оптимальный уровень

¨ оптимальны

þ больше, чем предъявляемый спрос на продукцию

¨ находятся в зависимости от конъюнктуры рынка

¨ не достигают оптимального уровня

770. Дж.Робинсон ввела понятие "дискриминация в ценах", которое означает:

¨ вытеснение монополией средних и мелких фирм на основе ценовой конкуренции

¨ возможность монополиста назначать более высокую цену, чем в условиях совершенной конкуренции

þ установление различного уровня цен на одну и ту же продукцию

¨ возможность продажи товара по цене, превышающей цену рынка чистой конкуренции

þ сегментацию монополией рынка на основе различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей


1. Определите, какие виды деятельности Аристотель относил

А - к экономике: Б - к хрематистике:

1. крупная торговля - Б

2. спекуляции - Б

3. земледелие - А

4. мелкая торговля - А

5. ростовщичество - Б

6. ремесло - А

2. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. появление трудовой теории стоимости - 3

2. появление количественной теории денег - 2

3. появление предельного анализа - 4

4. возникновение неоклассической теории - 5

5. возникновение теории и практики антициклического регулирования экономики - 6

6. выделение двух сторон товара - 1

3. Определите, что характерно для методологии экономической мысли в средневековой Западной Европе:

1. оценка экономических явлений с позиций христианской морали - +

2. схоластический метод - +

3. нормативный метод - +

4. институциональный метод

5. статистические методы

4. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

1. неоклассическая школа - 4

2. физиократия - 1

3. марксизм - 2

4. неоклассический синтез - 6

5. кейнсианство - 5

6. маржинализм - 3

5. Определите, что характерно для: А - раннего меркантилизма; Б - позднего меркантилизма

1. политика активного торгового баланса - Б

3. политика активного денежного баланса - А

4. законы об истрачивании - А

5. преобладание экономических (косвенных) методов воздействия на экономику - Б

6. покровительство развитию отечественной промышленности - Б

6. Определите, что из перечисленного относится к меркантилизму:

1. исследование вопроса об экономических кризисах

2. макроэкономический подход - +

3. использование метода логической абстракции

4. преимущественное исследование сферы производства

5. исследование сферы обращения - +

6. микроэкономический подход

7. эмпирический метод исследования - +

7. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. обоснование антикризисного регулирования экономики - 5

2. разработка основных положений экономического либерализма - 2

3. формулирование законов рационального потребления ограниченного количества благ - 4

4. появление идеи специфического развития разных стран - 3

5. разработка основных положений политики протекционизма - 1

8. Установите, что характерно для: А - меркантилизма, Б - классической школы

1. в основном исследуется сфера обращения - А

2. . богатство создается во всех сферах производства - Б

3. активное вмешательство государства в экономику - А

4. богатство - запасы драгоценных металлов - А

5. фритредерство - Б

6. каузальный метод исследования - Б

7. протекционизм - А

8. основная сфера экономики, способствующая увеличению богатства страны - внешняя торговля - А

9. Определите, что из перечисленного относится к классической школе в целом:

1. изучение несовершенной конкуренции

2. универсальность экономических законов - +

3. основное условие рыночного равновесия - равенство сбережений и инвестиций

4. равенство договаривающихся сторон - +

5. высокая подвижность уровня зарплаты - +

6. экономика каждой страны развивается по собственным законам

7. концепция общественно-экономических формаций

8. полная информированность всех участников рынка - +

9. поиски оптимального экономического поведения

10. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. превращение экономики в самостоятельную отрасль исследования - 2

2. появление макроэкономики как раздела экономической науки - 5

3. появление микроэкономики как раздела экономической науки - 4

4. попытка соединения микро- и макроэкономики в одной теории - 6

5. формирование экономической теории как науки - 3

6. первые попытки осмысления хозяйственной деятельности - 1

11. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

1. неолиберализм - 5

2. историческая школа - 3

3. меркантилизм - 1

4. классическая школа - 2

5. неокейнсианство - 6

6. монетаризм - 7

7. институционализм - 4

12. Определите, что в целом характерно для маржинализма:

1. поиски оптимального экономического поведения - +

2. изучение средних величин

3. использование предельного анализа - +

4. обоснование необходимости государственного регулирования экономики

5. микроэкономический подход - +

6. активное использование математических методов - +

7. исследование статики - +

13 . Определите, что характерно для исходных позиций: А - классической школы, Б - неоклассической школы

1. главная движущая сила экономического развития - накопление капитала - А

2. основная проблематика - эффективность экономики - Б

3. изучение предельных величин - Б

4. экономический либерализм - Б

5. установление жесткого контроля над выпуском денежной массы - А

6. затратный принцип определения стоимости - Б

7. активное использование методов точных наук - Б

8. концепция автоматической самонастройки рыночного механизма - А

9. приоритетное значение частной собственности и свободной конкуренции - Б

14. Определите, что в целом характерно для институционального течения экономической мысли:

1. междисциплинарный подход к исследованию экономики - +

2. критика экономического либерализма - +

3. государство не влияет и не должно влиять на экономическое развитие

4. все институты (устойчивые структуры в обществе) влияют на экономическое развитие - +

5. на экономическое развитие оказывают влияние только экономические институты

6. критика теории рационального человека

7. эволюционный подход к исследованию экономики - +

8. необходимость государственного регулирования экономики

15. Определите, что характерно для исходных позиций: А - неоклассики, Б - кейнсианства

1. наибольшее внимание уделяется факторам спроса - Б

2. изучение микроэкономических показателей - А

3. необходимость государственного регулирования экономики - Б

4. автоматическая саморегуляция рынка - А

5. перераспределение доходов в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

6. изучение макроэкономических показателей - Б

7. изучается статика - А

8. оправдание и поощрение неравенства в доходах - А

9. признается существование вынужденной безработицы - Б

10. особое отношение к земле как фактору производства - А

11. абсолютная гибкость цен - А

16. Определите, что характерно для антикризисных программ: А - кейнсианства, Б - монетаризма

1. активное регулирование экономики государством - А

2. финансирование частных предприятий из средств государственного бюджета - А

3. борьба с бюджетным дефицитом, уменьшение государственных расходов - Б

4. государство должно только создавать необходимые условия для свободного развития рыночного механизма - Б

5. жесткая долгосрочная денежная политика - Б

6. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - инфляция - Б

7. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - безработица - А

8. широкие государственные расходы, бюджетный дефицит не страшен - А

9. увеличение налогов - А

10. гибкая краткосрочная денежная политика - А

17. Определите, какие из указанных мероприятий государственной экономической политики рекомендовались Дж.М.Кейнсом (А), Л.Эрхардом (Б):

1. защита мелкого бизнеса - Б

2. сильная антимонопольная политика - Б

3. широкие государственные расходы для улучшения экономической конъюнктуры - А

4. перераспределение национального дохода в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

5. политика стабильной денежной единицы - Б

6. политика “дешевых денег” - А

18. Установите соответствие:

1. Дж.М.Кейнс - 3. в задачи государства должно входить регулирование товарных рынков

2. М.Фридмен - 2. главная задача государства - установить равновесие денежного рынка; равновесие товарных рынков установится автоматически

3. Ф.Хайек - 1. государство не может и не должно влиять ни на денежный, ни на товарный рынки

19. Определите правильность высказывания (да/нет):

1. Легисты делили общество на «низших» и «высших» - нет

2. С точки зрения П.Прудона и С.Сисмонди, необходимо развивать мелкое производство - да

3. Представители экономической мысли в античных государствах особое внимание уделяли вопросам организации частного хозяйства - да

4. . По мнению Д.Рикардо и К.Маркса, норма прибыли имеет тенденцию к снижению - да

5. По мнению представителей исторической школы Германии, национальные особенности не оказывают воздействие на характер экономической системы - нет

6.. Основоположниками классической школы считаются У.Петти и П.Буагильбер - да

7.. Представители греческой экономической мысли считали, что основной целью производства должно быть получение прибыли - нет

8. Акселератор показывает воздействие инвестиций на рост дохода - да

9. М.Фридмен считал, что государство должно стремиться свести темпы инфляции к контролируемой величине - да

20. Установите соответствие между экономическими направлениями, экономистами и их теориями:

1. концепция «измерения без теории» - 7

1. Ф.Хайек

2. теория праздного класса - 3

2. Э.Хансен

3. теория современного монетаризма - 4

3. Т.Веблен

4. теория социального рыночного- 8 хозяйства

4. М.Фридмен

5. теория спонтанного порядка - 1

5. В.Ойкен

6. инвестиционная теория цикла - 2

6. Дж.М.Кейнс

7. У.Митчелл

8. Л.Эрхард

21. Установите соответствие между основными течениями западной экономической мысли и их идеями:

1. институционализм - 2

1. необходимость государственного регулирования экономики

2. неоклассика - 4,6

2. на экономическое развитие оказывают влияние не только экономические, но и политические, социальные, правовые, культурные, психологические факторы

3. кейнсианство - 3,1,5

3. неспособность рынка к саморегуляции

4. автоматическая саморегуляция рынка

5. важнейший фактор, влияющий на экономическое развитие - фактор спроса

6. экономический либерализм

22. Установите соответствие между экономическими направлениями (школами) и разработанными ими понятиями (теориями):

1. институционализм - 9

1. органическое строение капитала

2. классическая школа - 5

2. мультипликатор инвестиций

3. меркантилизм - 4,8

3. теория предельной производительности

4. маржинализм - 3,6

4. протекционизм

5. кейнсианство - 2

5. «экономический человек»

6. марксизм - 1,7

6. теория предельной полезности

7. трудовая теория стоимости

8. политика активного торгового баланса

9. престижное (показное) потребление

23. Определите правильность высказывания (да/нет):

1. Фома Аквинский впервые в истории экономической мысли начал понимать прибыль как вознаграждение за труд и риск - да

2. Основоположником неоклассической школы считают А.Маршалла - да

3. С точки зрения Дж.С.Милля, законы распределения, как и законы производства, являются объективными и не могут быть изменены - нет

4. По мнению П.Буагильбера, богатство создается во всех сферах производства - нет

5. С точки зрения легистов, одной из важнейших задач государства в экономике является «уравновешивание хозяйства» - да

6. В соответствии с законом рынков Сэя, общие кризисы перепроизводства невозможны - да

7. Дж.М.Кейнс считал, что в условиях массовой безработицы можно не опасаться инфляции - да

8. Впервые в истории экономической мысли вопрос о стоимости товара был поставлен Платоном - да

24. Установите соответствие между экономическими школами, экономистами и их теориями:

1. теория трех факторов производства - 9

1. Т.Мальтус

2. теория национальной экономии - 7

2. Дж.Робинсон

3. теория народонаселения - 1

3. Й.Шумпетер

4. . теория несовершенной конкуренции - 2

4. Дж.Б.Кларк

5. теория эффективной конкуренции - 3

5. Э.Чемберлин

6. теория «невидимой руки» - 6

7. теория предельной производительности - 4

8. модель равновесной цены - 8

8. А.Маршалл

9. теория монополистической конкуренции - 5

25. Установите соответствие между экономическими течениями и разработанными ими понятиями:

1. меркантилизм - 2 1. эффективный спрос

2. классическая школа - 6,5,4 2. активный денежный баланс

3. маржинализм - 8,3 3. промышленное воспитание нации

4. кейнсианство - 1,7 4. закон рынков Сэя

5. фритредерство

6. экономический либерализм

7. основной психологический закон

8. законы Госсена

26. Установите соответствие:

1. теория прибавочной стоимости - 8

1. Н.Д.Кондратьев

2. теория экономики предложения - 5

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Основные экономические школы

Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии можно найти правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, мы можем прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, экономика как наука оформилась сравнительно поздно, на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Первоначально экономическая наука развивалась под названием политическая экономия (Political Economy). Этот термин впервые ввёл в 1615 году француз Антуан де Монкретьен. Название "политическая экономия" произошло от греческих слов: "политикос" - государственный, общественный; "ойкос" - домашнее хозяйство, дом; "номос" - правило, закон. В конце 19 - начале 20 в. это название всё больше заменяется термином "экономическая теория" (Economics). Впервые это название ввёл в 1890 году известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течение четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории (табл.1).

Таблица 1

Основные экономические школы

Важнейшие школы Период развития Крупнейшие представители Основные труды
Меркантилизм 16 - 18 вв. Томас Ман (1571-1641) "Богатство Англии во внешней торговле" (1664)
Физиократы 18 в. Франсуа Кенэ (1694-1774) "Экологическая таблица" (1758)
Классическая политическая экономика к. 18 - нач. 19вв. Адам Смит (1723-1790) "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776)
Марксизм 2-я пол. 19 - 20вв. Карл Маркс (1818-1883) Капитал (1867)
Неоклассическая экономическая теория Кон. 19 - 20вв. Альфред Маршалл (1842-1924) "Принципы экономической теории" (1890)
Кейнсианство 20 – нач. 21вв. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) "Общая теория занятости, процента и денег" (1936)
Институционализм 20 – нач. 21вв. Джон Кеннет Гелбрейт (р. 1908) "Новое индустриальное общество" (1961)
Монетаризм 20 – нач. 21вв. Милтон Фридмен (р. 1912) "Капитализм и свобода" (1962)

Первой школой экономической теории (политической экономии) был меркантилизм. Слово "меркантилизм" произошло от итальянского "мерканте" - торговец, купец. Это направление экономической мысли было распространено в странах Западной и Восточной Европы в 16-18 веках. Идеи меркантилизма были известны и в России, активную меркантилистскую экономическую политику проводил Пётр I.

Формирование экономических взглядов меркантилистов происходило в эпоху создания мирового рынка, возникновения и развития капитализма в Европе. Уже завершились великие географические открытия, шли колониальные войны, расцветали колониальные империи. Развитие мировой торговли привело к усилению роли купечества. И выразителем интересов этого слоя общества стал меркантилизм.

Одним из известнейших представителей меркантилизма был английский экономист Томас Ман (1571-1641). Как и все меркантилисты, он был практиком, человеком дела, был членом правления Ост-Индской компании, членом правительственного торгового комитета. Основные идеи Томас Ман изложил в своей главной работе "Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства" (издана в 1664 г.).

Главным объектом наблюдений меркантилистов была внешняя торговля, движение товаров и денег между странами. По их мнению, важнейшим источником богатства страны была внешняя торговля. Само же богатство они отождествляли с золотом и сокровищами. Для того чтобы богатство притекало в страну, необходимо постоянное превышение экспорта над импортом, другими словами, необходим активный торговый баланс. Государство должно регулировать внешнюю торговлю, чтобы обеспечить приток золота и серебра в страну, проводить политику защиты своих внешнеторговых интересов, то есть политику протекционизма. В частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт местной продукции.

В середине 18 века во Франции сложилась ещё одна известная экономическая школа - школа физиократов. "Физиократия" буквально означает "природовластие" (от греческого "физис" - природа и "кратос" - сила, власть). Это была группа учёных, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694-1774). Врач по образованию и профессии, он служил придворным врачом при Людовике XV. Лишь в возрасте 60 лет он стал заниматься проблемами экономики. Мировую известность Ф. Кенэ принесла его важнейшая работа "Экономическая таблица" (1758).

Учение физиократов возникло как реакция на меркантилизм. Критикуя меркантилистов, они считали, что правительство должно обращать внимание не на торговлю и накопление денег, а прежде всего - на развитие земледелия. Источник богатства они видели в земледелии. Только труд в сельском хозяйстве является производительным трудом. "Чистый доход", возникающий в земледелии, рассматривался ими как дар природы. В то время во Франции сельское хозяйство было главной сферой национального хозяйства. Вместе с тем физиократы считали промышленность непроизводительной отраслью.

В своей работе "Экономичекая таблица" Франсуа Кенэ заложил основы теории общественного воспроизводства. Он попытался установить пропорции между различными частями общественного продукта, рассмотрел обмен между общественными классами. По существу, это была первая макроэкономическая модель.

Промышленный переворот в конце 18 - начале 19 столетия привёл к созданию материально-технической базы капитализма, развитию машинного производства. Господствующей сферой экономики стала промышленность. Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли физиократы. Новое направление в экономической мысли впоследствии было названо классической политической экономией. Классическая политическая экономия, сформировавшись в конце 18 века, была господствующей школой в экономической науке на протяжении большей части 19 столетия.

Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований. В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара. А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, - прибыли, заработной платы и земельной ренты, - и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь, производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.
При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция "экономического человека" и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения - стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание. В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается "естественная гармония". Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом "laissez faire, laissez passer" (Примерный перевод на русский язык: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом".) Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade - свободная торговяля). В соответствии с классиками, экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате, ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением. Вместе с тем, развитие капитализма привело к возникновению периодических экономических кризисов, перепроизводству товаров, к безработице. Увеличивались доходы богатых, но основная масса населения жила в бедности. Всё это не укладывалось в рамки классической экономической теории, требовало объяснений. И на основе классической теории возникают новые школы, пересматривающие выводы классиков. Наиболее известной экономической школой, возникшей в середине 19 века и получившей широкое распространение во второй половине 19 и в 20 веке, был марксизм.

Это направление экономической теории было названо по имени его основателя, Карла Маркса (1818-1883). Он родился в Германии, в семье адвоката, учился в Боннском и Берлинском университетах, имел степень доктора философии. Большую часть своей жизни К.Маркс прожил в эмиграции, в Париже и в Лондоне. Главным его трудом был "Капитал", I том которого был издан в 1867 году. II и III тома "Капитала" были подготовлены к публикации Ф.Энгельсом (1885, 1894), который был другом К.Маркса и известным теоретиком марксизма.

В своём экономическом учении К.Маркс опирался на труды классиков политической экономии. Вместе с тем он подверг критике классическую экономическую теорию, во многом дополнил и развил теоретические положения А.Смита и Д.Рикардо. К. Маркс создал всеохватывающую систему категорий и законов капиталистической экономической системы. В отличие от классиков он показал преходящий характер этой системы, выявил внутренние противоречия капитализма, доказывал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Многие положения марксизма подвергались и подвергаются критике, но мало кто отрицает историческую роль марксизма в развитии экономической теории. В марксистской экономической теории подчёркивается определяющая роль социально-экономических отношений в экономической системе. Непосредственным предметом исследования поэтому выступают производственные отношения - отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит и организация производства, и распределение, и богатство разных общественных классов.
К.Маркс развил трудовую теорию стоимости. Новым в теории стоимости было открытие двойственного характера труда, воплощённого в товаре. По Марксу конкретным трудом создаётся потребительная стоимость товара, а абстрактным трудом - стоимость, а последняя лежит в основе цены товара. Абстрактный труд - это труд в физиологическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.

На базе трудовой теории стоимости Марксом была создана теория прибавочной стоимости, объясняющая главный источник прибыли и показывающая механизм эксплуатации наёмных работников собственниками капитала. Источник прибыли - это прибавочная стоимость, то есть стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих. Им были рассмотрены также законы капиталистического общественного воспроизводства, в частности, объяснено происхождение циклических экономических кризисов. Конечной причиной этих кризисов является стихийный характер развития, обусловленный господством частной собственности на средства производства. Но подлинный переворот им был совершён в методе исследования. К.Маркс применил диалектический метод в анализе экономических процессов, тем самым был создан метод материалистической диалектики.

Во второй половине 19 века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своих работах А.Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине 19 века. Экономисты - маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником). Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение). Неоклассическая экономическая теория также, как и классики, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Современная экономическая теория - это совокупность разных экономических школ и направлений, распространённых в мире на рубеже 20 - 21 столетий. Условно можно выделить три ведущих направления в современной экономической теории: кейнсианство, институционализм, монетаризм. Кейнсианство как направление экономической теории возникло в 30-е годы 20 столетия, в период Великой депрессии, - мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и последовавшей за ним длительной депрессии. Название этого направления связано с именем Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), знаменитого английского экономиста, государственного деятеля и публициста. Он был выпускником Кембриджского университета, учеником А.Маршалла и А. Пигу. Главное произведение Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" впервые было издано в 1936 г.

Кейнс и его последователи основное внимание уделяли анализу макроэкономических проблем. Ими исследуются важнейшие макроэкономические показатели и взаимосвязи между ними, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объёмом национального производства, между инфляцией и безработицей.

По существу, Дж.М.Кейнс был основателем современной макроэкономики. Новая макроэкономическая школа критикует классическую и неоклассическую экономическую теорию за её игнорирование проблем кризисов, безработицы и инфляции. Больше того, кейнсианцы отказываются от таких предпосылок прежней теории как отдельное существование рынков товаров, труда и денег, обязательное равенство сбережений и инвестиций, гибкость цен, от принципа laissez faire, то есть от принципа невмешательства государства в экономику.

Рыночная экономика, доказывает Кейнс, не может быть саморегулируемой, она не может обеспечить "эффективный спрос", достаточный для того, чтобы полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно увеличивать государственные расходы и снижать налоги. В течение нескольких десятилетий 20 века, начиная с конца 30-х годов и до середины 70-х, кейнсианство было господствующим направлением, как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.

Наряду с кейнсианством, одним из наиболее распространённых школ современной экономической мысли является институционализм. Как направление, институционализм возник на рубеже 19-20 вв. в США, с тех пор он распространился по всему миру. Более точное название институционализма - институционально-социологическая школа.
Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий "институция" (обычай, заведённый порядок) и "институт" (порядок, закреплённый в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение, - это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Институционализм рассматривает в теории не "экономического человека", а разностороннюю личность. Точно так же как и кейнсианство, институционалисты отвергают предпосылку о способности рыночной экономики к саморегулированию. В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как "постиндустриального", "информационного" общества.

Одним из наиболее известных современных институционалистов является американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1909). Профессор Гарварда, государственный деятель, посол в Индии, Гэлбрэйт известен также и своими экономическими работами, каждая из которых была бестселлером не только в академических кругах, но и среди образованной части публики вообще. Одна из важнейших его работ - это "Новое индустриальное общество" (1961). В современной рыночной экономике, "новом индустриальном обществе", по терминологии Гэлбрейта, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. А в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а "техноструктура". Техноструктура - этот слой специалистов по технологии, управлению, финансам, учёные, конструкторы. Техноструктура планирует работу корпорации на годы вперёд. А планирование в свою очередь требует стабильности. При планировании производство и сбыт осуществляется по плану, а роль предпринимательства, конкуренции, рыночной стихии сводится к минимуму, если не исчезает совсем. Цели бизнеса при этом изменяются. Техноструктура мало заинтересована в максимизации прибыли, она заинтересована в том, чтобы компания стабильно развивалась, имела прочное положение на рынке. Институционализм во многом близок кейнсианству.

Монетаризм, как одно из важнейших направлений современной экономической мысли, является противником и главным оппонентом и кейнсианства, и институционализма. Название направления происходит от латинского "монета" - денежная единица, деньги. Монетаризм возник в США и стал распространяться в 50-60-е годы 20 века. Его главным идеологом является Милтон Фридман (р. 1912), профессор Чикагского университета, бывший советник американского президента по экономическим вопросам. Свои экономические взгляды он изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является "Капитализм и свобода" (1962).

Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Лозунг монетаристов: "Деньги имеют значение" ("Money matters"). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода. Монетаризм продолжает традиции классической и неоклассической школ экономики. В своей теории они опираются на такие положения классиков как экономический либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, необходимость свободной конкуренции, гибкость цен при изменении спроса и предложения. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70-е - 80-е годы, когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем монетаристы связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему экономическая теория – развивающаяся наука?

2. Каковы исторические предпосылки возникновения экономической теории?
3. Кто такие меркантилисты и физиократы? В чём виделся им источник материального богатства?

5. Назовите представителей классической школы. Каков их вклад в развитие экономической науки?

6. Назовите наиболее выдающихся представителей маржинализма и сформулируйте суть их теории.

7. Сформулируйте основной смысл современной неоклассической, и кейнсианской теории. В чём состоят их главные различия?

Как наука Экономическая теориявозникла в XVI-XVII вв . В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ .

Экономические школы

Период развития

Представители

Меркантилизм

Томас Мани Антуан де Монкретьен

Физиократы

Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго

Классическая политическая экономика

конец 18 - 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

Марксизм

2-я пол. 19 - 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 - начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство

20 - начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм

20 - начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

Монетаризм

20 - начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)

Меркантелизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма - увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, чторешение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности .

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать .

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждениенациональной экономикиотконкуренциисо стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641)

Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия .

С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .

Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капиталаи внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали, чтоисточником богатства является труд только в земледелии (производство в с/х, а не обращение). Промышленность они считали бесплодной сферой перерабатывающей продукты земледелия и природы. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства (с/х).

Физиократы называли себя экономистами, а свое учение политической экономией. Физиократы были предшественниками классической политэкономии.

Основными представителями школы являлись:

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа полит. Экономики

Дальнейшее развитие эк. наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А. Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление . Прибыльесть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.