Финансовый механизм жилищно-коммунального хозяйства. Финансы жилищно-коммунальной сферы

Сухарева Дарья Владимировна

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему от результативности и функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых популярных тем для обсуждения в каждой семье нашей огромной страны. Сколько жалоб и возмущений рождается каждый раз, когда мы открываем бланки счетов, когда видим грязь на улицах, когда снег убирают только на главных улицах, а во дворах невозможно пройти, не упав в гору снега?

Жилищный фонд России составляет 2,6 млрд м2 общей площади. В среднем, на одного россиянина приходится 18,4 м2 общей площади. Около 20% городского жилищного фонда не благоустроены, а в малых городах каждый второй дом не пригоден для проживания. Из года в год увеличивается число подлежащих сносу домов. Только за последние 5 лет из-за ветхости домов общая площадь, пригодная для проживания, уменьшилась на 40 млн м2. Современная система жилищно-коммунального хозяйства, сложившаяся при плановой экономике, крайне неэффективна и запрограммирована на затратность, однако дотации в эту сферу не поступают.

В 2014 году федеральный бюджет России выделил на систему ЖКХ 13,2% от общего количества, что составило 81,02 млн рублей. Остальные 86,8% средств поступили из консолидированных бюджетов субъектов РФ, что составило 608,94 млн рублей. Если посмотреть смету расходов бюджета РФ по уровням бюджетных систем, можно увидеть, что меньше средств распределили только на охрану окружающей среды. Из этого можно сделать вывод, что система ЖКХ не является приоритетным вопросом в решении проблем уровня жизни граждан государства.

Прежде всего, нужно отметить значительное ухудшение состояния основных фондов ЖКХ. Уровень и качество обслуживания населения не улучшается, хотя платежи за услуги системы жилищно-коммунального хозяйства увеличились, в среднем, в 25 раз за последние 5-6 лет.

В настоящее время ЖКХ остается самым убыточным сектором российской экономики. Ежегодно на финансирование системы жилищно-коммунального хозяйства выделяется от 40% до 80 % местных бюджетов субъектов РФ. Каждый год в жизнь притворяется план по строительству новых жилых домов, что требует всё больших дотаций в систему ЖКХ. Это является дополнительной нагрузкой на государственный и местные бюджеты, в то время, как капитальные ремонты в старых домах, где проживают люди, практически не проводятся.

В чем же заключается основная проблема финансирования системы жилищно-коммунального хозяйства? В первую очередь, это трата бюджетных средств не по назначению. Далеко не все выделенные средства доходят до потребителя. Эта проблема присутствует, безусловно, не только в отрасли ЖКХ, но и во всех остальных, однако ЖКХ, несомненно, наиболее приближено к жизни людей. Во-вторых, нельзя не отметить заинтересованность государства к этой сфере. Я хочу сказать, что на оборону страны выделяется в 3 раза больше средств, чем на образование. О каком хозяйстве может идти речь? Нет средств на специализированную технику, моющие средства, спецодежду. Заработная плата в системе ЖКХ составляет 4-6 тысяч рублей, в результате чего приходиться нанимать сотрудников, не обладающих должной квалификацией. Следовательно, уровень выполнения работ остается низким, недовольство растет, а государство по прежнему не обращает на это внимания.

15 декабря 2014 года на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева Правительство России сообщило, что в 2015 году планирует урезать государственные расходы на ЖКХ и транспорт на 10%. Информация не утверждена, но известно, что из государственного бюджета в 2015 году на систему жилищно-коммунального хозяйства выделят 4,1% от общего бюджета.

По условиям реформы ЖКХ главным поставщиком средств в систему являются плательщики, однако около 40% из них являются должниками. Остальная масса средств поступает из местных бюджетов. Реформа ЖКХ предполагает переход к самофинансированию отраслевых организаций и увеличения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения, что становится проблемным, учитывая процент людей, уклоняющихся от платежей.

Необходимо также обратить внимание на качество услуг системы ЖКХ. Руководящим документом федерального уровня, регламентирующим организацию технического обслуживания жилищного фонда всех форм собственности, являются «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (1998 г.). Основным документом федерального уровня, определяющим права потребителей коммунальных услуг, являются «Правила предоставления коммунальных услуг». Правила разработаны с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации. Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам. Контроль над соблюдением настоящих Правил в пределах своей компетенции осуществляется: Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (его территориальными органами), Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальными органами), органами санитарно-эпидемиологического надзора и государственной жилищной инспекции.

Следует отметить, что действующие Правила не в полной мере решают поставленную задачу и требуют доработки. Главная проблема заключается в неработоспособности механизмов контроля качества коммунальных услуг и снижения населению платежей, выплаты компенсаций при нарушении качества и режима предоставления коммунальных услуг. Требуется также пересмотреть подход к факту оказания услуги: признать, что услуга не оказана, если хоть один из ее частных показателей выходит за границы утвержденных интервалов качества.

Для решения основных проблем финансирования системы жилищно-коммунального хозяйства необходимо принять следующие меры:

Во-первых, создать и усовершенствовать экономические и организационные механизмы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении их качества и устойчивости работы отрасли. Во-вторых, усовершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей. Также, повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ. Сократить бюджетное дотирование отрасли и использовать высвобождающиеся бюджетные ресурсы на социальные цели. Повысить долю внебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи.

Учитывая сложившуюся на сегодняшний день экономическую и политическую ситуацию в стране не стоит ожидать кардинальных изменений в системе ЖКХ в ближайшее время. Но необходимость ее совершенствования чрезвычайно высока. Жилищное и коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг.

Для решения существующих проблем необходимо обхватить все стороны, требующие немедленной реформации, грамотно выделять средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и обратить внимание на качество специального оборудования и качество оказанных услуг.

  • Балашов Е.В., Мардаганиева И.Н. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИОВАНИЕ УЧЕТА И ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА // Экономика и социум. 2014. № 2-5 (11). С. 6-8.
  • Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ // Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.
  • Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.
  • Ураев Р.Р., Панина О.А. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ // Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 926-929.
  • 10. Хорошилова А.П., Валиева А.Р. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ // Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 1117-1120.

    На правах рукописи

    Высокинский Дмитрий Геннадьевич

    МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

    ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ В СФЕРЕ ЖКХ

    Специальность: 08.00.05 –

    Экономика и управление народным хозяйством

    (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – строительство)

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата экономических наук

    Екатеринбург – 2010

    Диссертация выполнена на кафедре экономики и управления строительством и рынком недвижимости ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого президента России Б.Н. Ельцина».

    Научный руководитель:

    Официальные оппоненты:

    Ведущая организация:

    Платонов Анатолий Михайлович

    доктор экономических наук, профессор

    Руткаускас Татьяна Константиновна

    кандидат экономических наук

    Ковальчик Александр Анатольевич

    Институт экономики Уральского отделения РАН

    Защита диссертации состоится «29» апреля 2010 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212.285.12 при ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» по адресу: 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, зал заседаний Ученого совета (ауд. I).

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».

    Ученый секретарь

    диссертационного совета,

    доктор. экон. наук, доцент С.И. Крылов

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность темы исследования. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в современном пони­мании представляет собой совокупность существующих жилищного и коммунального секторов городского хозяйства, связанного с основными формами воспроизводственного про­цесса (капитальный ремонт, модернизация, ре­конструкция, реновация). Функционирование ЖКХ - это обеспечение сохранности и эффек­тивного использования жилищного фонда (многоквартирных домов) и обеспече­ния его жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедея­тельности человека, дальнейшего повышения уровня благоустройства и санитарного состояния территорий муниципальных образований, общего комфорта проживания.

    Преобразования в жилищно-коммунальной сфере изначаль­но были направлены на преодоление кризисных явлений в системе жилищ­но-коммунального хозяйства. Существующее состояние жилищно-коммунального хозяйства обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положе­нием, высокими затратами, отсутствием экономических сти­мулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. На управляющие компании (УК) в сфере ЖКХ как на основной и наиболее соответствующий рыночной экономике механизм управления жилищным фондом страны возлагаются наибольшая ответственность и надежды по преодолению кризисной ситуации в отрасли.

    Управляющая организация в качестве исполнителя целого комплекса жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) является базовым связующим звеном между потребителями ЖКУ и подрядчиками жилищных услуг, а также поставщиками коммунальных ресурсов. Неся ответственность перед гражданами за бесперебойное и качественное предоставление ЖКУ, система управляющих организаций составляет экономический стержень всего жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому разработка практических методов совершенствования организационно-экономической деятельности управляющих компаний в качестве научного исследования является наиболее актуальной для развития жилищной сферы.

    Степень научной разработанности проблемы. Значительный вклад в исследование функционирования жилищно-коммунального комплекса и смежных ему отраслей народного хозяйства внесли Симионов Ю.Ф., Дрозд Н.И., Черняк В.З., Гордеев Д.П., Маликова И.П., Ткачева Н.А., Чернышев Л.Н., Ясько В.Л. и др.

    Проблемы развития рыночных отношений и конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве рассмотрены в трудах Петровой Е.Ф., Шапиро М.Д., Мартусевича Р.А., Хомченко Д.Ю., Адрианова В.В., Аскерова Э.Н., Гордеева Д.П., Зайцева Р.В., Колесникова И.В., Лыковой Т.Б., Прокофьева В.Ю., Родионова А.Ю., Румянцевой М.С. и др.

    Исследование способов повышения эффективности управления жилищным фондом проводилось Субботиным В.Н., Мукумовым Р.Э., Дамировым Д.Я., Сиваевым С.Б., Гордеевым Д.П., Говоровым Л.В., Филимоновым С.Л., Маликовой И.П. и др.

    В рамках исследования экономических процессов функционирования предприятий научные результаты были получены Миллер Н.Н., Ковалевым В.В., Лихачевой О.Н., Найденковым В.И., Соснаускене О.И.и других.

    Динамика развития научных исследований в жилищно-коммунальной сфере подтверждается также тем, что многие исследования теряют востребованность из-за введения новых правил предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также могут иметь разную степень актуальности в разных регионах страны, несмотря на единое правовое поле.



    Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретических и методических положений и разработка практических рекомендаций по созданию и внедрению научно обоснованного механизма совершенствования организационно-экономической деятельности управляющих компаний как органа управления фондом многоквартирных домов (МКД), обеспечивающего рентабельность и эффективность их функционирования.

    Для достижения указанной цели диссертационной работы были поставлены и решены следующие задачи:

    1. анализ стратегии и концепции реформирования отрасли, теоретических положений организации процесса управления недвижимостью, а также совершенствования хозяйственной деятельности; оценка и применение положительного опыта предприятий жилищно-коммунальной сферы в области модернизации системы управления фондом МКД;
    2. определение ресурсов и мероприятий, необходимых для оптимизации деятельности УК;
    3. разработка механизма совершенствования деятельности УК;
    4. создание и внедрение в компании аналитических методов совершенствования;
    5. создание и внедрение в компании методов планирования.

    Объектом исследования выступает управляющая компания в сфере ЖКХ как орган управления крупным фондом многоквартирных домов, основной задачей которого является предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителям.

    Области исследования соответствует требованиям Паспорта специальности ВАК 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – строительство): п. 15.68 «Развитие теории и методологии управления недвижимостью»; п. 15.71 «Управление объектами недвижимости»; п. 15.75 «Анализ состояния и определения тенденций развития сферы деятельности жилищно-коммунального хозяйства различного уровня управления и организационно-правовых форм функционирования – от федеральных органов управления, уполномоченных управлять государственным имуществом, органов местного самоуправления, муниципалитетов и их служб до отечественных предприятий, предпринимательских объединений и организаций, совместных российско-зарубежных предприятий, а также других привлеченных лиц»; п. 15.78 – «Вопросы эффективности функционирования жилищного фонда, его ремонта и модернизации».

    Предметом диссертационного исследования являются процессы организационно-экономической деятельности управляющей компании, в том числе возникающие при взаимодействии с другими участниками рынка жилищно-коммунальных услуг: потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг, муниципалитетами.

    Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и российских ученых-экономистов по проблемам организационно-экономического развития компаний, сферы услуг, теории регионального и муниципального управления, концептуальные положения реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации.

    В работе использованы материалы научно-практических всероссийских и международных конференций, семинаров, а также законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, Свердловской области и муниципальных образований, стратегический план Екатеринбурга, нормативные и отраслевые документы, регулирующие организационно-экономическую деятельность сферы услуг, уставы предприятий. В диссертации применены научные методы экономического анализа, структурного и функционального взаимодействия, системного подхода, финансового анализа и планирования деятельности предприятия, экономико-математического моделирования экономических и управленческих процессов, стратегического планирования деятельности предприятия, классификации, группировки и анализа рядов динамики, математической статистики и теории вероятностей.

    Информационную базу исследования составили отчетные материалы по деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ, периодические и научные издания отечественной и зарубежной литературы, информационно-аналитические материалы научно-исследовательских институтов.

    1. систематизированы, уточнены и дополнены теоретико-методологические подходы к исследованию процесса реформирования системы управления МКД;
    2. разработан механизм совершенствования организационно-экономической деятельности управляющей компании в жилищно-коммунальном секторе;
    3. разработаны и внедрены методы ведения пообъектного учета доходов и расходов МКД для крупных управляющих компаний в сфере ЖКХ;
    4. на основании комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании улучшена управленческая отчетность компании;
    5. разработан метод прогнозирования финансовых результатов управляющей компании, основанный на использовании математической модели с применением интервального анализа;
    6. разработаны основы стратегического планирования деятельности управляющей компании с учетом специфики работы в сфере ЖКХ;
    7. разработано техническое задание для создания комплексной программы управления деятельности УК.

    Научная новизна диссертационного исследования определяется разработкой механизма совершенствования организационно-экономической деятельности управляющей компании в жилищно-коммунальной сфере. Подтверждающие научную новизну положения заключаются в следующем:

    1. разработанный метод ведения учета и анализа доходов и расходов по каждому МКД, включающий в себя алгоритм учета потребления и объемов финансирования жилищно-коммунальных услуг, позволяет анализировать и планировать ремонтные работы, формировать тарифы для каждого МКД, тем самым обеспечить рентабельность деятельности УК по управлению МКД (п. 15.68, 15.71);
    2. предложенный метод прогнозирования финансовых результатов деятельности управляющей компании, основанный на использовании математической модели с применением интервального анализа, позволяет учесть специфику работы в отрасли, а именно: индексы роста тарифов и колебания уровня оплаты потребителями ЖКУ (п. 15.75);
    3. сформулированная концепция стратегического плана развития управляющей компании включает в себя определение миссии, целей и задач предприятия, проведение SWOT-анализа и комплекс стратегических решений по реализации стратегии долгосрочного развития компании за счет концентрации усилий на наиболее перспективных направлениях роста и эффективного распределения ограниченных ресурсов, позволяет обеспечить комфортные условия проживания граждан (п. 15.75, 15.78);
    4. предложенные методы совершенствования организационно-экономической деятельности УК послужили основой технического задания для создания комплексной программы управления деятельностью крупных управляющих компаний в сфере ЖКХ, включающей модели, специализированные под работу подразделений управляющей компании, позволяющей получать объективную и достаточную информацию для принятия решений в приемлемые сроки (п. 15.71);
    5. разработанный механизм совершенствования организационно-экономической деятельности, включающий в себя аналитические методы (пообъектный учет доходов и расходов домов и финансовый анализ деятельности компании) и методы планирования деятельности (финансовое прогнозирование и стратегическое планирование), является научно обоснованным инструментом повышения эффективности деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ (п. 15.68, 15.71).

    Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в дополнении научных представлений в таких научных областях как: экономика жилищно-коммунального комплекса, финансовый анализ деятельности предприятия, управленческий учет на предприятиях в сфере ЖКХ, стратегическое планирование на предприятии. Проведенное исследование является составляющей стратегии совершенствования оказания ЖКУ потребителям в ракурсе модернизации методов работы управляющих организаций.

    Практическая значимость работы. Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют:

    1. применить разработанные методы в крупных управляющих компаниях в Ленинском и Верх-Исетском районах города Екатеринбурга;
    2. установить модули программного продукта для оптимизации трудовых ресурсов при реализации основных составляющих механизма совершенствования организационно-экономической деятельности УК;
    3. применить разработанные методы для составления различных форм управленческой отчетности компании, важной как для населения в части формирования тарифов, так и для руководства для проведения эффективной финансово-экономической политики;
    4. создать систему управленческого учета и отчетности в УК;
    5. создать механизм формирования финансовых планов и прогнозов;
    6. создать документ "Стратегический план предприятия (развития управляющей компании до 2015 года)", обеспечивающий устойчивое развитие компании, концентрацию усилий на наиболее перспективных направлениях развития, эффективное распределение ограниченных ресурсов;
    7. стать основой для разработки и чтения учебных курсов по дисциплинам: «Экономика ЖКХ», «Планирование на предприятии».

    Апробация работы и публикации. Основные результаты исследования изложены в 9 публикациях автора общим объемом 2,84 п.л., в том числе 3 статьях ведущих рецензируемых научных изданиях согласно перечню ВАК Министерства образования и науки РФ.

    Основные положения и выводы исследования апробированы в ходе практической деятельности автора и обсуждены на различных международных и всероссийских семинарах, конференциях, в том числе: «Уральский меридиан» (г. Челябинск, 2006), «Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами» (г. Пенза, 2009), «Управление и экономика в современных системах» (г. Волгоград, 2009), «Актуальные проблемы экономики и права в современных условиях» (г. Пятигорск, 2009), «Социально-экономическая политика современной России: проблемы и пути их решения» (г. Екатеринбург, 2009).

    Основные положения диссертационного исследования и разработанные методики использованы при подготовке различных курсов для студентов специальностей 080502 – «Экономика и управление на предприятии жилищно-коммунального хозяйства» факультета Экономики и управления ГОУ ВПО УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, г. Екатеринбург, что подтверждается справкой об использовании в учебном процессе результатов диссертационной работы.

    Практические результаты исследования, их использование подтверждено соответствующим актом о внедрении и справкой об использовании результатов диссертационной работы.

    Структура и объем диссертационной работы. Структура диссертационной работы определяется поставленными целями и решаемыми задачами, состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, библиографического списка. Содержание работы представлено на 211 страницах машинописного текста, включает 33 рисунка, 14 таблиц.

    Во введении обоснованы актуальность исследования и теоретико-методологическая разработанность проблемы. Сформулированы цели и задачи, определены предмет, объект и методы исследования, изложена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приведены сведения о публикациях автора.

    В первой главе «Теоретические и практические проблемы управления фондом многоквартирных домов в крупнейшем городе» рассматриваются проблемы внешней среды функционирования управляющих компаний, производится обзор основных положений законодательных актов, регулирующих управление жилищным фондом, описываются принципы управления недвижимым имуществом. Проведена оценка существующих теоретических подходов и практического опыта к решению обозначенных проблем совершенствования организационно-экономической деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ, а также возможность их применения для решения задач исследования.

    Во второй главе «Разработка методических основ совершенствования организационно-экономической деятельности управляющей компании по управлению фондом многоквартирных домов в крупнейшем городе» приводится описание механизма совершенствования организационно-экономической деятельности предприятия и решения проблем, обозначенных в первой главе. Механизм совершенствования ОЭД УК включает в себя установление аналитических механизмов совершенствования, содержащих ведение пообъектного учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и установление механизмов планирования, содержащих финансовое планирование и прогнозирование результатов деятельности предприятия и стратегическое планирование деятельности. Определены методические основания проведения соответствующих мероприятий.

    В третьей главе «Практическая реализация мероприятий по совершенствованию организационно-экономической деятельности управляющей компании жилищно-коммунального сектора» описано практическое внедрение положений механизма совершенствования организационно-экономической деятельности предприятия в крупнейших управляющих компаниях города Екатеринбурга: ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская» и ЗАО «Управляющая компания «Стандарт». Описана практика реализации всех компонентов механизма совершенствования организационно-экономической деятельности управляющей компании.

    В заключении обобщаются результаты диссертационного исследования, делаются выводы и даются предложения по организационно-экономическому развитию предоставления жилищно-коммунальных услуг.

    1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ, И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
    1. Разработанный метод ведения учета и анализа доходов и расходов по каждому МКД, включающий в себя алгоритм учета потребления и объемов финансирования жилищно-коммунальных услуг, позволяет анализировать и планировать ремонтные работы, формировать тарифы для каждого МКД, тем самым обеспечить рентабельность деятельности УК по управлению МКД.

    Рисунок 1 – Изменение схем финансовых потоков при предоставлении ЖКУ МКД в условиях реформирования ЖКХ:

    а) "Советская" (существовавшая до реформирования ЖКХ) схема предоставления ЖКУ для МКД;

    б) "Котловая" (переходная) схема учета объема потребления и финансирования ЖКУ по ВСЕМУ фонду в управлении;

    в) Предлагаемая схема пообъектного учета объема потребления и финансирования ЖКУ для КАЖДОГО МКД фонда в управлении.

    По убеждению автора, ведение пообъектного учета и анализа доходов и расходов в отличие от существующих способов является ключевым моментом в улучшении экономической ситуации по МКД и по жилищному фонду в целом. Жилищный фонд как основная категория жилищно-коммунального хозяйства состоит из множества различных экономически обособленных субъектов – многоквартирных домов, имеющих индивидуальные технические и экономические особенности. Управляющая организация, несущая ответственность за качественное и бесперебойное предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителям, имеет серьезные финансово-экономические и социальные обязательства перед потребителями услуг, ее цель - получение прибыли, она обязана использовать индивидуальный подход к управлению каждым объектом жилищного фонда, строго разделяя хозяйство объектов управления (рис.1). Объект управления - многоквартирный дом (МКД) - является самостоятельной экономической единицей со своими источниками доходов и расходными статьями, характеристиками прибыльности и убыточности.

    Из представленной схемы движения финансовых потоков видно, что предложенный автором способ пообъектного учета доходов и расходов при управлении МКД формирует индивидуальные обоснованные тарифы для каждого МКД в управлении и дальнейший анализ экономических показателей дома, таких как: прибыльность/убыточность, эффективность управления и предоставления жилищно-коммунальных услуг, возможность накопления денежных средств, достаточность средств для планирования и проведения работ по текущему и капитальному ремонту.

    Пообъектный учет необходим для проведения структурного анализа доходных и расходных статей экономической отчетности МКД, обеспечивая мониторинг прибыльности или убыточности оказания каждой жилищно-коммунальной услуги (рис.2).

    Рисунок 2 – Схема финансовых потоков по доходам и расходам для каждого МКД в управлении.

    Схема финансовых потоков по доходам и расходам для каждого МКД, представленная на рис. 2, показывает источники платежей за ЖКУ и их получателей, что позволяет по каждому МКД проводить анализ доходной и расходной части бюджета УК и осуществлять мониторинг прибыльности и убыточности по каждой из оказываемой жилищно-коммунальной услуге.

    На основании собранной информации и результатов проведения общих собраний собственников, необходимы постоянные анализ и планирование экономических показателей для каждого МКД (рис. 3). Рекомендуемый алгоритм учета и анализа объемов потребления и источников финансирования объекта жилой недвижимости позволяет предоставлять оперативную и точную информацию собственникам МКД, а также сформировать единую систему анализа и планирования финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании.

    Рисунок 3 – Алгоритм учета и анализа объемов потребления и финансирования ЖКУ для каждого МКД в управлении.

    • вести журнал учета потребления объемов и тарифов по каждой ЖКУ;
    • определить источники финансирования предоставления ЖКУ;
    • устанавливать индивидуальные тарифы для МКД за жилищные услуги;
    • формировать отчетность перед собственниками помещений в МКД;
    • планировать ремонтные работы и их финансовое обеспечение;
    • привлекать дополнительные источники финансирования оказания ЖКУ МКД.
    1. Предложенный метод прогнозирования финансовых результатов деятельности управляющей компании, основанный на использовании математической модели с применением интервального анализа, позволяет учесть специфику работы в отрасли, а именно: индексы роста тарифов и колебания уровня оплаты потребителями ЖКУ.

    Рассматривается задача планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия жилищно-коммунальной сферы в условиях частичной неопределенности будущих доходов и расходов. Прогнозный метод планирования является одним из базисных при выработке стратегической линии коммерческой организации.

    Рисунок 4 – Результаты финансовых прогнозов:

    а) применяемый на предприятии метод прогнозирования финансовых результатов управляющей компании в точечном виде;

    б) метод прогнозирования финансовых результатов управляющей компании с использованием математической модели с применением интервального анализа.

    1. достоверностью результатов и исходных предположений;
    2. транспарентностью результатов;
    3. возможностью совершенствования;
    4. достаточной гибкостью для использования в различных ситуациях.

    Согласно утверждениям автора, высокую достоверность полученных значений можно обеспечить с помощью интервального подхода, тем самым, гарантируя единичную вероятность попадания будущего значения в предсказанный промежуток. В данном случае применение вероятностного (статистического) подхода и традиционных методов не является актуальным, так как в первом случае лиц, принимающих решения, не устроит неединичная вероятность соответствия прогнозируемых и фактических результатов, во втором – высокие значения отклонений этих результатов (рис.4).

    В исследовании предложено использовать методы интервальной математики в разработке математической модели для построения функции финансового результата (ФФР), состоящей из 6 этапов:

    1. генерация исходных данных;
    2. получение функции основы интервального прогноза (экстраполяция);
    3. получение интервальных чисел;
    4. получение интервальных прогнозов;
    5. при прогнозировании следующего периода за значение предыдущего принимается медиана (середина) широкого интервала;
    6. анализ эффективности модели (рис.5).

    На основе результатов эмпирических наблюдений автором установлены количественные целевые параметры разработки эффективной математической модели и критерии оценки ее применения:

    • ширина каждого полученного интервального числа в узком множестве не должна превышать 10% от фактического значения платежа за ЖКУ в данном периоде;
    • медиана широкого интервала (точечное значение прогноза) не должна отклоняться от фактического значения платежа за ЖКУ в данном периоде более чем на 5%.

    Таким образом, разработанная математическая модель финансового прогнозирования с применением методов интервального анализа с обоснованием применения данного подхода в условиях неопределенности будущих значений финансовых потоков компании, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению, создает необходимую практическую базу для будущих разработок в области составления объективной, достоверной экономической отчетности и совершенствования методики ведения внутреннего управленческого учета на предприятии.

    Рисунок 5 – Метод прогнозирования финансовых результатов управляющей компании с использованием математической модели с применением интервального анализа.

    1. Сформированная концепция стратегического плана развития управляющей компании включает в себя определение миссии, целей и задач предприятия, проведение SWOT-анализа и комплекс стратегических решений по реализации стратегии долгосрочного развития компании за счет концентрации усилий на наиболее перспективных направлениях роста и эффективного распределения ограниченных ресурсов, позволяет обеспечить комфортные условия проживания граждан.

    По убеждению автора, актуальность стратегического планирования деятельности управляющей компании состоит в необходимости долгосрочного планирования в связи с комплексным реформированием отрасли и, соответственно, с постоянными изменениями внешней среды деятельности управляющей компании; выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ведения бизнеса, исследования рынка; планирования деятельности для стимулирования роста цены акций УК для привлечения частного капитала в ЖКХ.

    В работе предложена концепция стратегического плана развития управляющей компании со следующей структурой.

    1. Миссия, цели и задачи УК.

    Определена миссия управляющей компании в сфере ЖКХ как обеспечение растущих потребностей населения современными условиями комфортности, безопасности жилья, высокой надежности и безопасности функционирования инженерно-технической инфраструктуры в зависимости от степеней благоустройства каждого МКД, что является дополнением целевого вектора направления 3 стратегического плана Екатеринбурга «Развитие среды проживания горожан».

    Согласно определению автора управляющая компания создана в целях обеспечения эффективного управления недвижимым имуществом, в том числе жилищным фондом и объектами внешнего благоустройства, бесперебойного и качественного жилищно-коммунального обслуживания населения и потребителей, получения прибыли.

    1. SWOT-анализ УК и сравнительный анализ с другими УК.
    2. Соответствие стратегическому плану города.
    3. Комплекс стратегических решений УК на 5-7 лет в соответствии с разделами стратегического плана предприятия (СПП) (рис.6).

    Рисунок 6 – Система стратегического планирования деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ.

    В соответствии с предложенной системой стратегического планирования деятельности УК подразделения организации подробно прописывают мероприятия разделов и составляют бюджеты. Финансово-экономической службой УК рассчитываются перспективные планы – бюджеты доходов и расходов денежных средств, связанные с ведением деятельности УК и выполнением мероприятий СПП.

    Таким образом, предложенная методика стратегического планирования деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ мобилизует ограниченные ресурсы для достижения миссии, поставленных целей и задач управляющей компании.

    1. Предложенные методы совершенствования организационно-экономической деятельности УК послужили основой технического задания для создания комплексной программы управления деятельностью крупных управляющих компаний в сфере ЖКХ, включающей модели, специализированные под работу подразделений управляющей компании, позволяющей получать объективную и достаточную информацию для принятия решений в приемлемые сроки.

    Совокупность методов совершенствования организационно-экономической деятельности УК в сфере ЖКХ, разработка которых осуществлялась в рамках проводимого диссертационного исследования, послужила основой для написания методической части технического задания на создание автоматизированной системы учета жилищных объектов и объемов предоставления жилищно-коммунальных услуг.

    Автором разработано техническое задание в соответствии с ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы». Объектом автоматизации являлась деятельность управляющей компании в части осуществления управления жилым и нежилым фондом в соответствии с действующим законодательством. Целью создания системы являлось обеспечение полноты и качества данных и автоматизация их обработки для осуществления управления жилым и нежилым фондом, а также принятия решений по оценке его состояния и дальнейшего развития (рис. 7).

    Рисунок 7 – Комплексная программа управления деятельностью УК.

    Созданная на основе разработанных методов программа на базе «1С: Предприятие», отличаясь своей универсальностью для предприятий ЖКХ и уникальностью для отрасли в целом, решает главную задачу автоматизации бизнес-процессов – обеспечение точности и своевременности получения необходимой информации без привлечения дополнительных экономических ресурсов.

    1. Разработанный механизм совершенствования организационно-экономической деятельности, включающий в себя аналитические методы (пообъектный учет доходов и расходов домов и финансовый анализ деятельности компании) и методы планирования деятельности (финансовое прогнозирование и стратегическое планирование), является научно обоснованным инструментом повышения эффективности деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ.

    Автором раскрыто понятие внешней среды организационно-экономической деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ в качестве совокупности законодательных актов и концепций государства по реформированию отрасли, существующего опыта и подходов управления хозяйством со стороны государства и поставщиков жилищно-коммунальных услуг, а также систему фонда МКД и инженерных коммуникаций с определенными параметрами.

    Достигнутую автором цель разработки механизма совершенствования организационно-экономической активности в общем виде можно охарактеризовать как такое целеполагание и выстраивание внутренней среды и политики управляющей компании, которое бы позволило осуществлять безубыточную и эффективную деятельность последней при выполнении и частичном изменении условий, представленных внешней средой (рис. 8).

    Механизм совершенствования ОЭД УК включает в себя определение научных, правовых и практических принципов и состава мероприятий по изменению и дополнению организационно-экономических функций управляющей компании, подлежащих оптимизации. На основании выявленных проблем, которые подлежат решению, были определены направления (базисы) совершенствования организационно-экономической деятельности, имеющие разные цели и задачи, но общие принципы построения:

    • пообъектный учет – экономика дома;
    • анализ финансово-хозяйственной деятельности УК;
    • финансовое прогнозирование результатов деятельности УК;
    • стратегическое планирование деятельности УК.

    Также в качестве значительного организационного направления совершенствования автором выделена автоматизация работы с отчетной документацией – создание, внедрение и использование специализированного программного обеспечения как инструмента для оптимизации трудовых ресурсов для получения точной и своевременной информации.

    Основные выводы. Предложенные в диссертационном исследовании методические подходы к совершенствованию организационно-экономической деятельности управляющей компании позволят выработать определенное видение процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг со стороны его участников, а также принять тактические и стратегические решения по оптимизации работы компании, ориентированные на достижение целей безубыточного и эффективного функционирования управляющей компании при управлении большим количеством многоквартирных домов.

    Рисунок 8 - Механизм совершенствования организационно-экономической деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ.

    1. Высокинский Д.Г., Платонов А.М. Применение методов интервального анализа в прогнозировании финансовых результатов управляющей компании сферы ЖКХ // Вестник УПИ, №5 – Екатеринбург, 2009. С. 68-75.
    2. Высокинский Д.Г., Платонов А.М. Необходимость автоматизации деятельности управляющей компании сферы ЖКХ // Автоматизация в промышленности, №10 – Москва, 2009. С. 61-64.
    3. Высокинский Д.Г., Платонов А.М. Механизм совершенствования организационно-экономической деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ // Журнал экономической теории, №4 – Екатеринбург, 2009. С. 200-202.

    Публикации в других журналах

    1. Высокинский Д.Г., Платонов А.М. Необходимость автоматизации деятельности управляющей компании сферы ЖКХ // Энергосбережение, №2 – Москва, 2010. С. 42-45.

    Материалы Всероссийских, региональных и международных конференций

    1. Высокинский Д.Г. Ларионов В.В. Программа автоматизации управляющих компаний // Материалы научно-практической конференции «Уральский меридиан». – Челябинск, 2006. С. 97-104.
    2. Высокинский Д.Г., Платонов А.М. Стратегическое планирование деятельности крупных управляющих компаний // Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009. С. 43-47.
    3. Высокинский Д.Г., Платонов А.М. Многофакторная модель формирования платы за жилищные услуги // Актуальные проблемы экономики и права в современных условиях: сборник статей международной НПК. – Пятигорск: МАФТ, 2009. С. 163-169.
    4. Высокинский Д.Г., Платонов А.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности управляющих компаний жилищно-коммунального сектора // Управление и экономика в современных системах: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. – Волгоград: ЦПНИ, 2009. С. 9-13.
    5. Высокинский Д.Г. О проблемах взаимодействия субъектов хозяйствования российского ЖКС в условиях реформирования отрасли // Материалы докладов НПК «Социально-экономическая политика современной России: проблемы и пути их решения». – Екатеринбург, 2009. С. 61-65.
    6. Высокинский Д.Г., Платонов А.М. Пообъектный учет в системе управления многоквартирным домами в условиях реформирования ЖКХ // Материалы докладов НПК «Социально-экономическая политика современной России: проблемы и пути их решения». – Екатеринбург, 2009. С. 66-70.

    ______________________________________________________________

    Подписано в печать 22.03.2009 Формат 64х84 1/16

    Бумага типографская Офсетная печать Усл. печ. л. 1,0

    Уч. изд. л. 1,0 Тираж 120 экз. Заказ №

    ________________________________________________________________

    Ризография НИЧ ГОУ ВПО УГТУ-УПИ

    620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

    Факторами, определяющими наиболее существенные черты финансовой системы ЖКХ, являются: тарифы, нормативы, цены, материально-финансовые ресурсы, кредиты, прибыль, себестоимость, резервные запасы, основные фонды, оборотные средства, доходы, налоги, выручка, бюджет, дотации, оправданные или неоправданные расходы и т. д. Каждый из этих элементов может влиять на другие как в отдельности, так и в совокупности. Например, нормативы, цены, прибыль, спрос, предложение в системе рыночных отношений действуют самостоятельно, т. к. характер и условия изменения каждого из них в отдельности подчиняются собственным закономерностям. Однако все они тесно связаны между собой, поэтому условия роста или снижения цен на жилищно-коммунальные услуги можно рассматривать как результат изменения соотношения спроса и предложения, цен и нормативов, прибыли и прочих факторов системы. Функциональные взаимосвязи вышеназванных факторов определяют финансово-экономическую модель нового хозяйственного механизма ЖКХ, соответствующего условиям рынка. При определении возможных масштабов ресурсов для целевого финансирования жилищно-коммунального хозяйства следует в обязательном порядке учитывать следующие моменты:

    • 1. Совокупная величина доходов всех контрагентов общественного производства: государства (включая все уровни управления), предприятий и организаций, а также населения - есть окончательная и однозначно определенная величина в каждый конкретный период времени, и увеличение доходов одних может происходить лишь за счет сокращения доходов других. В случае дополнительной эмиссии денежных средств, не подкрепленных соответствующим увеличением произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, их инфляционное обесценение в адекватных размерах уменьшит реальные доходы всех участников процесса воспроизводства.
    • 2. Выделение дополнительных средств для целевого финансирования жилищно-коммунального хозяйства должно осуществляться за счет солидарного участия всех участников воспроизводства совокупного общественного продукта. Однако степень такого участия для них должна быть различной. В первую очередь это связано с тем, что пропорции участия в покрытии затрат ЖКХ со стороны населения, предприятий и организаций, а также государства в лице органов управления различного уровня, сложившиеся в настоящее время, не являются оптимальными. Недостаточность финансовых ресурсов муниципальных органов управления в сочетании с довольно низкой степенью участия федеральных властей в финансировании ЖКХ вызывает объективную необходимость в увеличении доли налогов, остающихся на местном уровне.

    В рамках каждой территориальной общности (населенного пункта) затраты, связанные с функционированием ЖКХ (равно как и всей социальной сферы), следует рассматривать как издержки по воспроизводству рабочей силы, а в более широком смысле - всего производственного потенциала территории. Это обусловливает целесообразность введения на уровне местных органов управления специального социального налога, средства от которого будут покрывать все расходы муниципалитетов, связанные с социальной сферой, в том числе, естественно, и с жилищно-коммунальным обслуживанием. Уровень социального налога целесообразно определять либо в расчете на одного проживающего на данной территории, либо в расчете на единицу стоимости основных фондов социальной сферы с распределением по отраслям. Второй вариант позволит более обоснованно подойти к распределению ресурсов на социальные нужды, но фактически закрепит сложившееся положение в развитии социальной сферы (т. е. без учета настоятельности потребностей). Целевое расходование средств, поступивших за счет введения данного налога, должно быть подкреплено защищенностью отдельных статей расходов, причем лучше - исходя не из абсолютных показателей, а на основе квот. Однако даже с преодолением организационных трудностей его введения (изменение основ налогового законодательства, увеличение дефицита федерального бюджета и т. п.), вряд ли следует рассчитывать на эффективность действия данного налога в условиях спада производства и высоких темпов инфляции, поскольку реальные уровни доходной части местных бюджетов, полученные за счет его внедрения, будут постоянно снижаться. Поэтому реального введения данного налога следует ожидать лишь при достижении стабилизации экономики России.

    Основные источники финансирования деятельности ЖКХ:

    • 1. средства населения, поступающие в форме платежей за жилищно-коммунальные услуги;
    • 2. средства организаций - потребителей услуг в виде оплаты за пользование услугами ЖКХ;
    • 3. ассигнования из местного бюджета - прямые дотации за разницу в тарифах, оплачиваемых населением, и покрытие субсидий и льгот, предоставляемых гражданам;
    • 4. средства от сдачи в аренду объектов ЖКХ;
    • 5. средства от местных налогов на содержание городской инфраструктуры;
    • 6. разовые внесения гражданами средств для финансирования конкретных мероприятий по ремонту жилых домов, объектов коммунального хозяйства и по благоустройству населенных пунктов, в том числе за счет банковских кредитов на эти цели;
    • 7. средства местного бюджета на развитие и реконструкцию объектов ЖКХ данного населенного пункта;
    • 8. средства бюджетов субъектов РФ, выделяемые на реализацию программ развития жилищно-коммунального хозяйства, а также на поддержку развития городов, имеющих слабую градообразующую базу;
    • 9. средства федерального бюджета, выделяемые в качестве государственной поддержки развития жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения льгот по оплате строительства, обслуживания и ремонта жилья и других объектов ЖКХ, установленные на федеральном уровне;
    • 10. средства юридических лиц, в том числе финансово-строительных компаний, и граждан, выступающих инвесторами по строительству объектов ЖКХ;
    • 11. средства акционерных обществ, специально созданных органами местного самоуправления, организациями градообразующей базы и иными юридическими лицами;
    • 12. средства потребителей услуг в виде инвестиционной составляющей тарифа, обеспечивающей частичное покрытие затрат на реконструкцию и новое строительство объектов ЖКХ.

    Важным источником аккумуляции средств для нужд ЖКХ являются муниципальные займы. В мировой практике облигации такого займа представляют собой способ получения средств для местных администраций. К тому же облигации местных займов не облагаются подоходным налогом (в том числе и согласно российскому законодательству), налог на операции с муниципальными облигациями втрое меньше, чем на операции с коммерческими. Они являются одними из самых надежных ценных бумаг и гарантируются налоговыми полномочиями местных администраций и муниципальной собственностью. Погашение займа возможно осуществлять как за счет предоставления квартир (посредством лотереи), так и за счет поступлений от депозитных вкладов, куда будут помещены оставшиеся от финансирования средства.

    Следует рассмотреть возможность вовлечения жилья и объектов коммунального назначения в систему страхования имущества, в первую очередь это относится к страхованию рисков, возникающих у юридических (в первую очередь) и физических лиц вследствие аварий в коммунальных сетях. В этом случае страхователями будут выступать государственные и негосударственные учреждения, предприятия, организации, а также частные лица, а страховщиками - имеющиеся или специально созданные страховые компании. Последние, стремясь к минимизации своих расходов, будут экономически заинтересованы в контроле за состоянием коммунальных сетей и в своевременном проведении планово-профилактических ремонтов оборудования. Установление льготного налогового режима деятельности страховых организаций (к примеру, освобождение от НДС) должно, в определенной степени, снизить уровень страховых взносов на оплату услуг такого рода, что является весьма важным, поскольку вследствие высокой аварийности коммунального хозяйства в большинстве регионов России данный взнос будет достаточно высоким. Однако, поскольку добровольное страхование осуществляется из прибыли (личных доходов) физических и юридических лиц, то весьма велика вероятность, что данный вид страховых операций может не получить достаточного распространения. В этой связи при внесении соответствующих изменений в действующее законодательство возможно разделение страховых платежей на обязательную и добровольную части, первая из которых будет включаться в себестоимость продукции учреждений, предприятий и организаций. Для физических лиц можно предусмотреть уплату обязательных страховых взносов лишь в случае получения высоких доходов (заработной платы), например кратных минимальному уровню оплаты труда. Несовершеннолетних, безработных, инвалидов, пенсионеров можно было бы вообще освободить от уплаты обязательных взносов такого рода либо руководствоваться для последних теми же соображениями, что и для работающих граждан. Разделение страховых взносов на обязательную и добровольную части должно проводится или на федеральном, или на местном уровне, но обязательно дифференцированно, с учетом состояния коммунальных сетей, охвата населения централизованным коммунальным обслуживанием, а также состояния бюджетной сферы предприятий промышленности и других факторов.

    Необходимо привлечение средств в виде субсидий на строительство и приобретение жилья, на предоставление жилищных кредитов, включая ипотечные кредиты, на выпуск жилищных ценных бумаг, образование и использование фондов развития жилищного строительства, на привлечение средств банков и других коммерческих структур, на продажу на аукционах части построенного жилья, на привлечение иностранных инвесторов, сокращение незавершенного жилищного строительства и снижение его стоимости путем проведения конкурсов и подрядных торгов.

    В свою очередь, в целях реализации механизма страхования и ипотечного кредитования, привлечения средств банков, коммерческих структур и других инвесторов для ремонта и эксплуатации жилищного фонда необходимо установление стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, с учетом его потребительских качеств, как основы залоговой стоимости недвижимости (квартиры) при получении кредитов банков и иных инвесторов.

    Установленная залоговая (страховая) стоимость квартиры будет служить надежной основой привлечения финансовых ресурсов для строительства, эксплуатации, ремонта и модернизации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, что в значительной степени облегчит местной власти изыскание средств на эти цели в муниципальных бюджетах.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Состояние и концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства России. Анализ деятельности жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области. Оценка маркетинговых исследований по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в Свердловском округе.

      дипломная работа , добавлен 06.07.2010

      Сфера деятельности, направленная на обслуживание жилищного фонда, инженерной инфраструктуры и сооружений внешнего благоустройства населённых мест. Элементы жилищно-коммунального хозяйства. Объекты коммунального назначения и субъекты деятельности ЖКХ.

      презентация , добавлен 21.02.2014

      Структура и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в ЖКХ. Анализ источников финансирования. Оснащение муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами учета.

      дипломная работа , добавлен 04.02.2014

      Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства, его элементы и внутренние связи. Полномочия ОМС в различных отраслях ЖКХ. Система управления жилищно-коммунального хозяйства Москвы, его основные проблемы, необходимость и направления реформирования.

      дипломная работа , добавлен 03.11.2010

      Понятия, информационная база и категории в статистике жилищно-коммунального хозяйства; система показателей. Статистическая оценка тенденций развития ЖКХ. Анализ динамики и структуры жилищного фонда РФ, ценовая политика. Социальная поддержка граждан.

      курсовая работа , добавлен 29.04.2014

      Социально-экономическая сущность жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Состав и структура жилищной сферы. Жилищные проблемы ЖКХ и пути их решения. Реформа жилищно-коммунальной сферы, ее основные цели. Новая система оплаты жилья и коммунальных услуг.

      курсовая работа , добавлен 27.01.2015

      Характеристика деятельности МУП "Коммунальщик", анализ его финансового состояния, ликвидности и платежеспособности. Выявление проблем финансирования муниципального образования. Пути оптимизации расходования средств на жилищно-коммунальное хозяйство.

      дипломная работа , добавлен 16.09.2011

    Для достижения целей реформы ЖКХ в области финансирования необходимо: Ежегодно в бюджете муниципального образования предусматривать защищенную статью для предоставления компенсаций и льгот на оплату ЖКУ. Проработать систему векселеоборота в Жилищно-коммунальном хозяйстве, подразумевающую выпуск векселя, предназначенного для уменьшения кризиса неплатежей в системе ЖКХ и ухода от взаимозачетов Ввести жилищный ваучер на оплату субсидий, который затем может использоваться жителем для оплаты ЖКУ, и далее использоваться для взаиморасчета предприятиями ЖКХ между собой и бюджетом. Это позволит высвободить значительные финансовые средства. Проработать систему городского займа под обеспечение недвижимостью. Разработать программу привлечения внебюджетных инвестиций. Необходимо создавать и развивать предприятия, совместные предприятия, которые бы работали на систему ЖКХ. Вновь созданные, или существующие предприятия, вкладывающие инвестиции в развитие жилищно-коммунального хозяйства, или при выпуске новой продукции для ЖКХ освободить от уплаты налогов на время окупаемости инвестиций. Более полно использовать дополнительные источники финансирования за счет доходов от рекламы, нахождения на объектах муниципальной собственности чужой собственности, привлечения арендаторов в части ремонта фасадов, благоустройства территории и т.д. Внедрить систему оперативного учета движения денежных средств и систему учета текущей дебиторской и кредиторской задолженности. Проводить отбор и экономический анализ инвестиционных проектов, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства. Эффективно использовать временно свободные средства для получения дополнительной прибыли и, в частности, разрешить использование временно свободных целевых бюджетных средств в течение года по усмотрению службы единого заказчика с предоставлением отчетов в конце года об их использовании по назначению. Разработать положение о дифференцированной плате за жилищные и коммунальные услуги, предусмотрев в нем дифференциацию платы в зависимости от этажности, состояния дома, отдаленности от центра, расположения его вдоль улицы или внутри квартала.

    Тариф на теплоэлектроэнергию должен состоять из двух частей: собственно стоимости энергии и ее транспортировки, причем стоимость транспортировки - величина постоянная, а стоимость самой энергии определяется на конкурсной основе. Для сокращения затрат служба заказчика может покупать энергию напрямую у производителей, которые должны предоставить калькуляцию, расшифрованный тариф с указанием своих реальных издержек.

    Заключение:

    Ключевой вопрос государственной экономической и социальной политики сегодня - реформа жилищно-коммунального хозяйства. Данная работа раскрывает необходимость проведения таких реформ. Результатом работы можно считать:

    • определение условий в которых находится современное жилищно-коммунальное хозяйство России;
    • уточнение реальных и потенциальных мер государственных органов, по реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
    • описание принципов успешного реформирования жилищно-коммунального хозяйства.