Решу егэ фирмы в экономике. Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.

М.: 2017. - 144 с.

Пособие для подготовки к ЕГЭ содержит типовые экзаменационные задания, комментарии к ним и рекомендации по темам, относящимся к двум разделам обществознания, - "Экономика" и "Социология". Комментарии к заданиям учитывают многочисленные затруднения и типичные ошибки, допускаемые учащимися на экзамене. В пособии много заданий всех уровней ЕГЭ для самостоятельной работы. Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания.

Формат: pdf

Размер: 2,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ 6
Краткая характеристика разделов Кодификатора 6
Экономика 6
Социология 7
Задания разделов «Экономика» и «Социология» в структуре экзаменационной работы 9
Типичные ошибки при выполнении экзаменационной работы 14
Подготовка к экзамену: на что обратить внимание 24
Чем пользоваться при подготовке к экзамену 36
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 39
Содержательная линия «Экономика» 39
Тренировочные задания 39
Задания формата ЕГЭ 51
Задания части 2 69
Содержательная линия «Социология» 74
Тренировочные задания 74
Задания формата ЕГЭ 88
Задания части 2 113
ОТВЕТЫ 119
Содержательная линия «Экономика» 119
Тренировочные задания 119
Задания формата ЕГЭ 120
Задания части 2 120
Содержательная линия « Социология » 130
Тренировочные задания 130
Задания формата ЕГЭ 131
Задания части 2 132

Перед вами практикум по подготовке к Единому государственному экзамену по обществознанию.
Материалы практикума включают тестовые задания по двум содержательным линиям обществоведческого курса: экономике и социологии. С их помощью вы познакомитесь с содержанием проверяемых обществоведческих знаний и предметных умений, узнаете о типичных ошибках, допускаемых выпускниками, о причинах этих ошибок, найдете разбор заданий, которые вызывают проблемы при их выполнении.
Пособие учитывает типологию заданий, которые включаются в экзаменационную работу по обществознанию, и отражает все их типы. Кроме того, пособие содержит задания таких моделей и разновидностей, которые в действующую модель экзамена не входят. Это задания с выбором одного правильного ответа и задания на анализ двух суждений. Назначение этих заданий в книге - обучающее, тренировочное. С их помощью вы научитесь понимать, из каких элементарных составляющих строится правильный ответ в более сложных заданиях, выносимых на экзамен. Правильный ответ в таких заданиях представляет собой, как правило, элементарную составляющую: одну характеристику, одно проявление, один признак из того комплекса, который формирует качественную определенность социального понятия или явления (процесса). И именно задания с одним правильным ответом помогают эти элементарные «первокирпичики» представить и усвоить.
Материалы практикума собраны в два раздела: «Экономика» и «Социология». Каждый раздел содержит большое количество заданий для самостоятельной работы.
Ко всем заданиям, помещенным в книге, представлены краткие или развернутые ответы. Они научат вас тому, как оформлять ответы. Правильное, грамотное оформление ответов сводит к минимуму возможность неправильного их толкования и облегчает работу проверяющих экспертов.

1. Экономика на профильном уровне

Модель старшей школы предусматривает наличие профильного обучения. Профильное обучениеориентировано на создание возможностей продолжения образования в соответствии с интересами старшеклассника, его склонностями и возможностью определиться с будущей профессией.

В 2014-2015 учебном году в 10-11 классах были организованы профильные группы: физико-математического и социально-экономического направления.

Информация об организации профильного обучения в 2014-2015 учебном году в 10-11 классах представлена в таблице 1.

Таблица1

Информация об организации профильного обучения

в 2014-2015 учебном году

10 класс

Наименование профиля

Доля от общего количества обучающихся 10 классов

Социально-экономический

Физико-математический

11 класс

Наименование профиля

Количество обучающихся, охваченным данным профилем

Доля от общего количества обучающихся 11 классов

Социально-экономический

Физико-математический

Итого по школе:

Предмет «Экономика» в 2014-2015 учебном году преподавался по учебной программе для общеобразовательных учреждений: Основы экономической теории и учебника профильного уровня С. И. Иванова «Экономика» в 2-х книгах в количестве- 2 часов 1 раз в неделю для 10,11 классасоциально-экономического профиля, 1 часа в неделю для обучающихся 10-11 классов физико-математического профиля. Элективные курсы «Главные вопросы экономики» и «Основные разделы экономики» были проведены в количестве 1 часа в неделю для обучающихся 10, 11 класса социально-экономического профиля. Суммарное количество часов для обучающихся в социально-экономическом профиле в 10 классе-68 ч. в год, в 11 -66 часов в год

Для оценки качества учебного процесса по предмету экономика использовались следующие показатели: средний балл по предмету, качество обученности, успеваемость, степень обученности (СОУ). Мониторинг результатов обученности учащихся по предмету экономика свидетельствует, что 100% учеников усваивают предмет, качество знаний характеризует тенденция роста (с 92 % до 100 %),

Таблица 2

Средний балл

Качество

Успеваемость

Социально-экономический

Физико-математический

Социально-экономический

Физико-математический

2.Раздел экономика по предмету обществознание при подготовке к ЕГЭ в рамках профильного курса в 2014-2015 учебном году

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам: экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки своя терминология, подходы к оценке и анализу.

ЕГЭ по обществознанию сдают на многие специальности — на экономику, юриспруденцию, государственное управление, архитектуру, таможенное дело, логистику и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.

Чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию необходимо иметь определённые знания по предмету «экономика». В нашей школе обучению по этому предмету осуществляется с помощью электронного учебника С.И. Иванова. Основы экономической теории, профильный уровень, в 2-х книгах, который приобрела школа в 2014 учебном году В Разделе Экономика по предмету обществознание в ЕГЭ встречается все больше вопросов, касающихся микроэкономики: механизмы саморегуляции рынка и конкуренции, факторы и издержки производства, финансовые институты. Кроме того, сложные макроэкономические вопросы о госрегулировании экономики, налогообложении, инфляции и безработице. Все эти и другие темы изучаются в течении учебного года в 10, 11 классе социально-экономического профиля. Предмет экономика вызывает некоторые сложности детьми школьного возраста при его изучении. Поэтому полученные знания в процессе обучения можно проверить пройдя электронное тестирование в разделе экономика по обществознанию при подготовке к ЕГЭ в 11 классе например выбрать интересующий раздел по пройденной теме на данном сайте: https://ege.yandex.ru . . Все педагоги школы, работающие в профильных классах, используют современные технологии обучения. Эффективная работа учителя невозможна без современных интернет-технологий, электронного учебника, электронного тестирования и видео уроков. Именно современные интернет технологии способствуют лучшему усвоению как теоретического, так и практического учебного материала на уроках.

Информация о наличии учебных материалов, используемых в профильном обучении по предмету экономика.

Таблица3

Подготовка к ЕГЭ.

Тест – зачет по блоку «ЭКОНОМИКА» (11 класс)

Блок вопросов № 1

    Гражданка Р., квалифицированный бухгалтер, после продолжительного перерыва в работе не может найти работу по специальности. От предложенных ей вакансий секретаря и консьержки она отказалась и ожидает предложений по специальности. Приведенный пример иллюстрирует безработицу

    фрикционную

    сезонную

    циклическую

    структурную

    Правительство страны В. утвердило новые правила сертификации сельскохозяйственной продукции. Какую экономическую функцию государства можно проиллюстрировать приведенным примером?

    управление предприятиями, находящимися в государственной собственности

    формирование правовой основы для функционирования рыночной экономики

    защита отечественного производителя от конкуренции иностранных товаропроизводителей

    борьба с нечестной конкуренции, со сговорами, приводящими к завышению цен на рынке

    Фирма имеет ряд вакансий, которые могут быть заняты при условии переквалификации работников. О каком виде безработицы идёт речь на данном производстве?

    циклическая

  1. фрикционная

    структурная

    К инструменту монетарной (кредитно-денежной) политики государства можно отнести

    согласование условий заключения коллективных договоров

    контроль за заключением сделок о слиянии между крупными компаниями

    определение учетной ставки банковского процента

    продажу государством в частные руки неэффективных предприятий

    Расходы государства в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Это свидетельствует о:

    увеличении производительности труда

    возникновении дефицита государственного бюджета

    росте числа частных предприятий

    снижении потребительских расходов

    К нетарифным методам протекционизма не относятся:

  1. таможенные пошлины

  2. квотирование

    Бухгалтерская прибыль – это:

    разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками

    разница между совокупной выручкой и экономическими издержками

    сумма совокупной выручки и бухгалтерских издержек

    сумма совокупной выручки и экономических издержек

    ростом числа продавцов компьютеров на рынке

    переходом многих пользователей на ноутбуки и нетбуки

    снижением пошлин на ввод комплектующих для стационарных компьютеров

    существенным удешевлением системных блоков и мониторов


    Средняя заработная плата, по своим показателям, сблизилась с показателями минимальной.

    Средняя пенсия, по сравнению с начальным периодом, существенно выросла по сравнению с прожиточным минимумом.

    Выявилась тревожная тенденция отставания минимальной заработной платы от прожиточного минимума.

    Труднее всего пенсионерам, их доходы на протяжении всего периода исследования оказались ниже прожиточного минимума.

    Верны ли следующие суждения об издержках(затратах) производства?

    А . Внешними (явными, бухгалтерскими) затратами выступают все затраты предприятия, проведенные по бухгалтерским документам, например, выплата заработной платы работникам.

    Б . Скрытыми (внутренними) затратами могут выступать затраты, связанные с упущенной прибылью, с расходами собственных средств предприятия (к примеру, на покупку акций), с размещением предприятия в собственном здании.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения?

    А. При подсчёте ВНП не учитывается стоимость услуг, оказываемая в рамках собственного домохозяйства.

    Б . Подсчёт ВВП можно вести по расходам, доходам и добавочной стоимости.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Блок вопросов № 2

    Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют виды издержек.

    альтернативные

    переменные

    бухгалтерские

    рациональные

    временные

    Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны. Ответ: 4,5 .

    Установите соответствие между понятиями и присущими им признаками. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите получившуюся последовательность букв.

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    Банковский кредит – денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре _______________(1).

    В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, _______________(2) денег банку. Процент – это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование _______________(3) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и _______________(4). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан – потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа.

    Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные _______________(5) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки _________________________(6) заемщиков. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

    А) операции

    Б) государство

    В) кредитоспособность

    Г) процент

    Д) потребительский кредит

    Е) ликвидность

    Ж) гарантии возврата

    З) окупаемость

    И) заемные средства

    Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

  1. На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002–2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002–2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально-экономическая ситуация.

    1. 1) выводы из приведенных данных, например:

      Минимальная зарплата в 2002–2008 гг. была ниже прожиточного минимума, т.е. не обеспечивала удовлетворение элементарных потребностей человека.

      Средняя зарплата в 2002–2008 гг. незначительно превышала прожиточный минимум, т.е. позволяла удовлетворить крайне ограниченный набор потребностей человека.

      Могут быть сделаны другие выводы.

      2) объяснение, например: подобная ситуация (бедность) тормозит экономическое развитие и создает предпосылки для социальных конфликтов.

      Может быть дано другое объяснение.

      Сделаны два имеющих основание вывода, дано объяснение.

      Сделан один имеющий основание вывод, дано объяснение.

      Сделаны только два имеющих основание вывода.

      ИЛИ Дано только объяснение.

      Сделан только один вывод.

      ИЛИ Приведены рассуждения общего характера не в контексте

      Максимальный балл

  1. Блок вопросов № 3

    Текст к заданиям.

    Государство в условиях рыночной экономики

    Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

    (А. Пороховский)

    Ответ:

    С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

    1. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

      В ответе могут быть названы следующие функции:

      1) борьба с монополиями;

      2) поддержка и развитие конкуренции;

      3) поддержка стабильности рыночной системы.

      Указаны три функции

      Указаны две функции

      Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный

      Максимальный балл

  2. С2. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

    1. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

      В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

      1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;

      2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;

      3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;

      4) стимулирует снижение затрат производства.

      Возможны иные правильные ответы.

      Указаны три позиции

      Указаны две позиции

      Указана одна функция

      Ответ неправильный

      Максимальный балл

  3. С3. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

    1. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

      Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

      2) приведены два аргумента, например:

      в демократическом обществе

      Налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;

      Судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.

      3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:

      Предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;

      Избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

      Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

      Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

      Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

      Максимальный балл

Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Шевченко С.В.

М.: 2012. - 160 с.

Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него включён материал содержательного блока «Экономика» школьного курса обществознания.

Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию.

Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.

В конце книги представлены ответы для самопроверки на все задания частей 1 (А) и 2 (В), основное содержание ответов на задания части 3 (С) и подробные рекомендации для написания эссе.

Формат: pdf

Размер: 4,6 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Теоретический материал (экспресс-курс) 11
Тема 1. Экономика и экономическая наука 11
Тема 2. Факторы производства и факторные доходы. 20
Тема 3. Экономические системы 23
Тема 4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 30
Тема 5. Постоянные и переменные затраты 42
Тема 6. Финансовые институты. Банковская система. 45
Тема 7. Основные источники финансирования бизнеса 53
Тема 8. Ценные бумаги 61
Тема 9. Рынок труда. Безработица 63
Тема 10. Виды, причины и последствия инфляции 72
Тема 11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 76
Тема 12. Роль государства в экономике 81
Тема 13. Налоги 89
Тема 14. Государственный бюджет 94
Тема 15. Мировая экономика 100
Тема 16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина 109
Тренировочные задания 114
Часть 1 (А) 114
Часть 2 (В) 129
Часть 3 (С) 138
Ответы на тренировочные задания 142
Часть 1 (А) 142
Часть 2 (В) 145
Часть 3 (С) 146
Литература 155

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

ЭКОНОМИКА.

1.Понятие экономика 1.совокупность отношений в области производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; организация деятельности людей, направленной на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности, как понятие хозяйство и проявляется как действие;2.наука, изучающая, как, какими способами, с помощью каких средств люди производят нужные им блага.

проявления хозяйственной деятельно-сти - хозяйство (хозяйственная деятельность) конкретного субъекта (государства, фирмы, семьи)

Экономика - это сложные и простые действия совершаемые людьми в сфере:

1.производства - создание товаров, осуществление работ, услуг

2.распределения - обмен результатами производства на деньги или другую продукцию

3. потребление продуктов труда - конечное использование результатов труда.

процесса познания средствами экономической науки область знаний об осо- бенностях поведения людей в процессе производства и потребле- ния материальных благ, о способах распределения и потребления ограниченных ресурсов.

Экономические отношения:

Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение - это процесс определения доли, пропорции, в которой каждый хозяйствующий объект, принимающий участие в производстве продукта, присваивает часть результата производства.

Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, форма опосредованной (рыночной) связи производителей и потребителей.

Потребление - процесс использования результатов труда для удовлетворения личных и производственных потребностей.

2.Огра-ниченность ресурсов под которой понимают недостаточность производственных ресурсов, необходимых для создания эконо-мических благ. Ресурсы производства - это совокупность природных (материальных) и социальных сил, применяемых в производстве.Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены. Потребности - все, что нужно человеку для удовлетворения духовных и материальных интересов человека для нормальной жизнедеятельности.Любое общество стремится найти пути оптимально-го использования ограниченных ресурсов, и вынуждено выбирать варианты их распределения.

3. Спрос и предложение. Спрос - это платежеспособная потребность в товарах и услугах, которые готовы и могут быть куплены потребителями по рыночной цене.

Предложение - это количество товаров и услуг, которые готовы произвести и продать производители по определенной рыночной цене.

Рыночный механизм исключает контроль за ценами, поэтому спрос и предложение на конкурентном рынке приходят в равновесие и устанавливается рыночная цена товара. Равновесие возникает, когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена - то есть цена соглашения, когда объем предложения соответствует объему спроса.

Главные вопросы экономики :

Что (какой товар или услугу производить, решает производитель изучая потребительский спрос)

Как (какое производство, технология, сырье, рабочая сила, решает производитель)

И для ко-го производить (изучение потребностей рынка сбыта продукции и услуг, поиск потребителя)

4.Факторы производства - это реально вовлеченные в процесс производства и используемые в определенной комбинации ресурсы; это эко-номические ресурсы, непосредственно задействованные в кон- кретном технологическом процессе.

три основных фактора производства:

1.труд , та часть трудоспособного населения, которая непосредственно занята в производственном процессе на том или ином предприятии, их доход - зарплата.

2.капитал, совокупность материаль- ных и финансовых ресурсов предприятия, представленная в двух формах -

натурально вещественной (здания, сооружения, станоч- ный парк, оборудование и т.д.)

и стоимостной (деньги на счетах, ценные бумаги));

3.земля, включает в себя все используемые в производстве естественные ресурсы, а также собственно землю как объект хозяйствования и объект собственности. Доход получаемый от использования земли называется рентой.

в широком смысле означает все исполь-зуемые в производственном процессе природные ресурсы;

в узком - объект хозяйствования (пахотная земля) или объект собственно-сти).

В качестве самостоятельных факторов современного произ- водства выделяют

информацию

и предпринимательские способно-сти способность человека организовать производство, оптимально скомбинировав факторы производства и определив стратегию производственной деятельности в условиях рыночной конкурен-ции, добиться необходимого результата в виде прибыли.

катего- рия «факторы производства» используется применительно к экономике фирмы

5.Эко-номические системы

Экономическая система - это система об-щественного производства, охватывающая процессы производст- ва, распределения, обмена и потребления.

различаются способами решения основных вопросов эконо-мики.

Различают экономические системы

традиционную, характерна для экономически слаборазвитых стран. То,какие товары и услуги и для кого производить, определяют традиции и опыт поколений. Экономическая роль индивида определяется сословной и родственной принадлежностью. Технический прогресс зачастую вступает в противоречия с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

командную (плановую, центра-лизованную), Все решения по экономическим проблемам принимает государство. Ресурсы, в основном, составляют собственность государства. Централизованное планирование охватывает все уровни - от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов (ценностей и планов)

рыночную Характеризуется частной собственностью на ресурсы и использование механизма рынка для координации хозяйственного поведения и управления экономикой. Что производить решается платежным спросом. Как производить - решается производителем, стремящимся получить больший доход. Для кого производить - решается в пользу потребителей с небольшим доходом.

смешанную Характерна для современной рыночной экономики наиболее развитых стран. В данной системе главным способом связи производства и потребления является механизм ценовых сигналов, посылаемых рынком, то есть сферой обмена. Однако заметны роль и влияние государства и регулирования экономических процессов, поддержании стабильности системы, снижении инфляции и безработицы, решения социальных вопросов.

6.Собственность Собственность - это общественная форма присвоения материальных и духовных благ; это принадлежность каких-либо ценностей оп-ределенным лицам.

Существуют два типа собственности - общая(общественная) и частная.

В юридическом плане существуют три правомочия собственности

Владение (иметь у себя)

пользование (извлекать пользу)

распоряжение (менять судьбу имущества и менять владельца)

7. предпринимательская деятельность .

Предпри-нимательством называется инициативная самостоятельная дея-тельность людей, направленная на получение прибыли или лич-ного дохода, осуществляемая от своего имени или под юридиче- скую ответственность фирмы, предприятия.

Виды предпринимательской деятельности:

Производственная

Коммерческая

Финансовая

Посредническая

Бизнес может быть организован

в индивидуальной форме

в коллективной формах : полное и коммандитное товарищество, кооператив, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, муниципальное и государственное унитарное предприятие и т.д.

Предприятия это специализированный технико - производственный комплекс, предназначенный для производства полезных обществу благ и услуг.

Фирма - многоотраслевой технико-производственный комплекс, с соответствующей внутренней структурой управления и масштабами деятельности.

Организационно-правовые формы:

Частные предприятия

Хозяйственные товарищества

Хозяйственные общества

Промышленные кооперативы

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

8.Рынок это особый способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и самостоятельном принятии решений об объемах, ценах продаж, это механизм согласования интересов производителей и потребителей на основе взаимодействия спроса, цены и предложения.

Рыночное хозяйство - это функционирующее единство потоков товаров, денег и цен, а также конкуренция.

Товар - это продукт труда предназначенный для обмена на основе купли - продажи. Обмен товаров в рыночной экономике опосредован движению денег. Деньги - это товар особого свойства, выполняющий роль особого эквивалента.

Цена - это денежное выражение экономической ценности благ, определяемой затратами на их производство и полезностью. Полезность означает способность благ и услуг удовлетворять потребности человека.

Конкуренция - это отношение сосуществования участников экономических процессов, принимающих форму соперничества, состязательности, борьбы за наилучшие условия размещения ресурсов и получение максимальной выгоды.

9. экономика фирмы

Издержки производства - это совокупность затрат, связанных с производством благ и оказанием услуг, они складываются при использовании ограниченных ресурсов.

прибыль фирмы - это разница между общей выручкой и совокупными издержками; она является чистой прибылью которая отражает результат наиболее благоприятного приминения ресурсов в избранной сфере в условиях сложившегося рынка и конкуренции.

10.Нало-ги

Налоги - обязательные платежи частных лиц и фирм в пользу государства

Функции налогов:

Фискальная - наполнение доходной части государственного бюджета

Распределительная - перераспределение собранного в бюджете дохода в пользу какой либо группы населения

Регулирующая - изменение условий налогообложения для решения наиболее важных для экономики страны задач

Стимулирующая - развитие НТП, инвестиции в базовые отрасли экономики.

Налоговая льгота - это полное или частичное освобождение налогоплательщика от налогооблажения в соответствии с действующим законодательством.

Виды налогов

прямые - это налоги, которыми облагаются доходы юридических (предприятия, фирмы) и физических лиц, а также имущество налогоплательщиков.

косвенные - налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. (акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, фискальный монопольный налог)

Налоговая по-литика - это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения.

11.Деньги - э то товар особого свойства, играющий роль всеобщего эквивалента

Функции:

Мера стоимости

Средства обращения и платежа

Средство накопления

Инфляция это обесценивание бумажной денежной единицы, возникающее в результате переполнения денежного обращения избыточной денежной массой, вследствие которой происходит рост цен. Снижается стоимость денег, то есть покупательная способность, когда на одну денежную единицу можно купить меньшее количество товаров и услуг чем прежде.

ее сущности, причин, видов и социальных последствий, антиин-фляционной политики.

12. бюджет семьи

Прожиточный минимум - это стоимость минимально необходимого человеку набора благ (потребительской корзины) , потребного для поддержания жизнедеятельности;

Важная характеристика трудовых отношений это соответствие трудовых усилий работника и вознаграждения за труд, которое должен получать рабочий, чтобы содержать свою семью и самого себя.

Бюджет семьи состоит из доходов (номинальные и реаль-ные доходы: зарплата, пенсия, стипендия, социальные пособия и др.) и расходов семьи (которые можно разделить на планируемые - оплата коммунальных платежей, телефон, еда и текущие).

13.Занятость - это наличие рабочих мест для экономически активного населения.

Под безработицей понима-ют превышение предложения рабочей силы над спросом на нее, излишек рабочей силы.

виды безработицы :

Фрик-ционная безработица - безработица, вызванная постоянными и необходимыми изменениями в размещении ресурсов общества между сферами производства товаров и услуг. Это тот случай, когда наниматели не имеют сведений о наличии нужных работ-ников, либо работники не знают о наличии свободных рабочих мест. В ситуации фрикционной безработицы работники довольно долго подыскивают рабочее место, в наибольшей степени соот- ветствующее их запросам.

Структурная безработица вызывается изменениями в структуре национальной экономики: отмирают, уходят в прошлое целые отрасли и профессии.

Циклическая без-работица возникает в результате спадов производства, происхо-дящих регулярно (циклически). Спад производства влечет сни-жение спроса на все его факторы, в том числе и на труд.

Сезонная безработица - соответствует временной деятельности в отдельных сферах производства.

Скрытая безработица - связана с неполной или частичной занятостью.

14. Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В бюджете страны воплощаются доходы и расходы государства, что определило наличие двух его составных частей. Дефицит государственного бюджета - это превышение расходной части над доходной. Профицит госбюджета - это превышение доходной части бюджета над расходной.

15. Экономическая культура проявляется в отношении к использованию природных ресурсов.

Интенсивный тип развития производства - означает прирост результатов производства за счет качественного совершенствования используемых средств.

Экстенсивный тип развития производства - это прирост результатов производства за счет прироста уже использованных средств производства. Рациональное использование ресурсов на основе применения материалов и энергосберегающих технологий улучшает не только результаты, но и облик самого предприятия.