Процесс принятия решений правительством как объект анализа теории общественного выбора. Понятие и функции экономических агентов

Экономическая теория исходит из предпосылки, что экономические агенты в большинстве случаев ведут себя рационально, т.е. с наивысшей эффективностью. Если эффективность хозяйственной деятельности измеряется соотношением выгод (благ) и затрат, а также минимизацией затрат и максимизацией выгод, то в чем заключаются выгоды хозяйственных агентов? Всегда ли они ведут себя абсолютно рационально?

Классики экономической теории полагали, что хозяйственная жизнь стоит на том, что люди преследуют личные интересы, и при этом идентифицировали их с материальными интересами (материальной выгодой). Как подчеркивал А. Смит, «не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов» . Подобный «человек экономический» (лат. homo oeconomicus), преследуя личные материальные интересы, обладает для этого не только достаточным уровнем интеллекта и свободой выбора, но достаточной информацией для принятия решений. Государство как экономический агент лишь следит за соблюдением «правил игры» остальных экономических агентов. Однако затем экономисты стали дополнять этот подход к поведению экономических агентов.

Во-первых, экономисты стали признавать, что абсолютно рациональное поведение в хозяйственной жизни не всегда прослеживается, такт как люди зачастую не обладают полнотой информации (ее часто трудно собрать) и не всегда способны полностью ее проанализировать. Так, люди часто следуют только рекламе (а не всем остальным менее доступным источникам информации о товарах) и привычкам (а не постоянному анализу) при покупке потребительских товаров.

Во-вторых, экономисты стали полагать, что в хозяйственной жизни люди преследуют не только личные материальные интересы, но и другие цели (удовольствие от работы, групповые интересы, самоутверждение и др.).

Поэтому, хотя личная материальная выгода составляет основу хозяйственного поведения экономических агентов, они преследуют и другие экономические, а также внеэкономические интересы. Поэтому хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.

Итак, современный homo oeconomicus - это расчетливый, но не всегда, человек, который стремится минимизировать свои затраты и максимизировать свои выгоды, которые у него сводятся преимущественно к личным материальным интересом, но не только к ним.

Экономические агенты действует в ситуации большей или меньшей экономической неопределенности, т.е. нехватки информации о будущем. Точная информация о будущем неизвестна никому. Но экономические агенты вынуждены принимать решения сейчас (в ситуации ex ante), результат которых будет известен только в будущем (в ситуации ex post). Принятие решений о размещении ресурсов сегодня для получения доходов от них в будущем чревато разнообразными экономическими рисками, т.е. возможными экономическими потерями. А в результате эффективность принятых решений часть оказывается невысокой.

Поэтому на поведении экономических агентов сильно сказывается их отношение к рискам (когда их не специфицируют, то говорят просто о риске). Не расположенность или расположенность к риску зависит не только от того, какую компенсацию за риск они получат. Важное значение имеет то, к какому виду и подвиду экономических агентов они относятся. При всех прочих обстоятельствах наиболее склонны к риску предприниматели (в качестве экономических агентов представлены фирмами). Менее склонны к риску домохозяйства, особенно представленные людьми пожилого возраста, у которых остается мало времени в жизни для ликвидации возможных потерь от риска. Наименее склонны к риску некоммерческие организации и государство.

Риск увеличивает требования экономических агентов к размерам прибыли. Она растет по мере того, как растет риск у экономических агентов. Подобная надбавка к прибыли за риск называется премией за риск. Она компенсирует экономическим агентам возможные потери и даже стимулирует некоторые из них к рисковым операциям. Так, в России две трети банковских вкладов частных лиц размещено в наименее рискованном государственном Сбербанке России под невысокие проценты, но треть вкладчиков держит свои деньги в более рискованных частных коммерческих банках, которые предлагают намного большие проценты. Австро-американский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950) полагал, что получаемая предпринимателем сверх нормальной прибыль является платой за те риски, которые он несет, осуществляя информации.

Помимо неполноты информации о будущем, экономические агенты часто действуют в условиях, когда информация распределена между ними асимметрично. Асимметрией информации называется ситуация, в которой одни участники сделки имеют доступ к важной информации, а другие нет. Это неоднозначно влияет на эффективность поведения экономических агентов.

С одной стороны, асимметрия информации может вести к негативным последствиям для хозяйственной жизни. Так, узнав заранее (благодаря доступу по личным каналам к правительственной информации) о предстоящем решении российского правительства в августе 1998 г. Девальвировать рубль и заморозить выплаты по государственным облигациям, некоторые российские и иностранные экономические агенты смогли вовремя обратить рубли в доллары и продать государственные облигации. Тем самым они поставили себя в более выгодное положение по сравнению с другими экономическими агентами, которые не имели доступа к правительственной информации и понесли из-за этого большие убытки.

Подобный систематический доступ к ограниченной для большинства предпринимателей информации привел к существованию в России таких предпринимателей, которые процветают не благодаря своим предпринимательским способностям, а вследствие личных связей (эти связи обеспечивают им не только доступ к закрытой информации, нои другие привилегии). В результате возникает отрицательная селекция предпринимателей.

С другой стороны, асимметрия информации может возникать в случаях изобретений, усовершенствований и других новых технологий, информация о которых (и право ее использования) принадлежит ограниченному кругу лиц на основе прав на интеллектуальную собственность. Доступ к этим новым знаниям со стороны тех предпринимателей, которые покупают права на использование изобретений, может обернутся для этих предпринимателей выгодой, хотя использование новых изобретений обычно связанно также с риском. По мнению Шумпетера, предприниматели, берущие на себя риск введения внедрения этих неиспробованных технологий (а выгодным оказывается лишь меньшая часть этих технологий), играют ключевое значение в обеспечении экономического роста.

Эта теория базируется на двух главных идеях. Во-первых, будущая экономическая ситуация сильно зависит от ожиданий (представлений о будущих условиях хозяйствования) экономических агентов, так они отражаются на принятии этими агентами текущих решений о размещении ресурсов для получения доходов в будущем. Во-вторых, при обоснование своих ожиданий экономические агенты в среднем анализируют без ошибок и имеют полный доступ к необходимой информации. Поэтому ожидания экономических агентов, особенно фирм, можно считать рациональными.

Из теории рациональных ожиданий вытекает вывод, что будущая экономическая ситуация формируется в основном на основе ожиданий основной массы экономических агентов. Например, если большинство руководителей фирм ожидают, что в следующем году инфляция составит около 10%, то они закладывают примерно такое повышение цен в свои долгосрочные контакты, по которым их фирмы будут поставлять свою продукцию покупателям в следующем году. А в результате будущая инфляция будет во многом определяться этими контрактными ценами. Подобный вывод о важности ожиданий хозяйствующих субъектов стал ценным вкладом теории рациональных ожиданий в экономическую науку.

Вторая идея теория рациональных ожиданий не всегда подтверждается жизнью. Ожидания экономических агентов не является абсолютно рациональными из-за их нередких ошибок в анализе, асимметрии информации, а главное - из-за отсутствия в принципе точной информации о будущем. Накапливающиеся ошибки в решениях о размещении экономических ресурсов, особенно капитала, приводят к тому, возникает перепроизводство продукции и экономический рост превращается в экономический спад. Говоря иначе, рациональностью не преодолеть до конца экономическую неопределенность, да и экономические агенты не абсолютно рациональны

Если теория рациональных ожиданий описывает формирование экономических решений на микроуровне (домохозяйства и фирмы), то теория общественного выбора описывает их на макроуровне (государство). Если раньше экономисты исходили из предпосылки, что государство в своем поведении преследует только общественные интересы, то теория общественного выбора предлагает взглянуть на то, как люди используют государство в своих экономических интересах. Эта теория рассматривает политическую жизнь по аналогии с экономической жизнью, где каждый преследует прежде всего личный интерес, а в результате политическая жизнь является своего рода рынком. На этом рынке экономические агенты конкурируют за принятие выгодных им экономических решений (например, через лоббирование) и за доступ к тем экономическим ресурсам, которые контролирует государство. В свою очередь, и государство в лице бюрократов преследует на этом рынке не только интересы всего общества, но и свои собственные.

Россия является ярким примером приложения к жизни теории общественного выбора. Постоянное давление наиболее сильных экономических агентов на правительство по вопросам принятия решений и доступа к ресурсам так же велико, как велико влияние и российской бюрократии на хозяйственную жизнь.

Характерно, что первая книга Адама Смита называлась «Теория нравственных чувств» (1759). В ней он обосновывал мысль, что основа этики (моральных правил общества) - это способность человека ставить себя в положение другого. Приложение этого принципа к поведению экономических агентов означает, что « homo economicus» при преследовании личных интересов не должен пренебрегать интересами других, или, говоря языком Смита, расчетливость должна дополняться сочувствием.

Более того, при абсолютно эгоистическом поведении экономических агентов, т.е. преследовании ими своих интересов без ограничений, ведение хозяйственной жизни осложняется. У домохозяйств растут потери от воровства, фальсифицированных товаров, не выданной заработной платы; у фирм возрастают расходы на охрану, отслеживание исполнения контрактов, взятки; у некоммерческих организаций растет угроза использования их средств не по назначению; государство забывает об общественных интересах и чиновники используют свои должности для личных интересов. В результате проигрыш общества в целом превышает выигрыш отдельных экономических агентов от их неограниченного эгоизма. В экономической теории нечестные действия экономических агентов называют оппортунистическим поведением.

Чем больше в обществе оппортунистического поведения, тем выше в нем транзакционные издержки.

Отсюда возникает необходимость хозяйственной (предпринимательской) этики, т.е. свода моральных правил ведения хозяйственной жизни. Хозяйственная этика является приложением общечеловеческой этики к хозяйственной жизни и состоит как из законов, так и традиционных правил поведения (традиций). Как и в общечеловеческой этике, традиционное поведение часто имеет большее значение, чем законы. Ведь законы большей частью выросли из традиционных правил поведения, а главное - они плохо соблюдаются, если противоречат традициям. И законы, и традиции меняются, но последние меняются медленно.

Австрийский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992) выдвинул идею, что культурная эволюция человечества основывается на групповом отборе, в ходе которого одни группы людей (сообщества, народы, страны) конкурируют с другими на основе своих способностей приспосабливаться к меняющимся условиям. Моральные правила, которые превращают в ходе этой эволюции в традиции, становятся способом приспособления к меняющимся условиям и вытекающим из этих условий эффектам, которые трудно осознать наперед (т.е. способом приспособления к неопределенности). А в результате «групповой отбор благоприятствовал тем группам, чьи основанные на традициях правила поведения сделали их способными на основе рынка адаптировать свои действия к эффектом, которые они не сознавали… Две решающие группы правил поведения … - это правила частной собственности … и правила, касающиеся семьи». Примерами таких групп могут в царской России старообрядцы, в Европе - протестанты.

В современной России этика поведения экономических агентов стала больной проблемой. Невысокая и в прежние времена, она сильно упала в последние десятилетия. Во многом это следствие уже давно переживаемого страной морального кризиса. Будем надеяться, что Россия справиться с этим кризисом.

Государство как экономический агент, конкурирующий за ограниченные ресурсы

Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Правительство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же.

Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом.

Процесс принятия решений правительством как объект анализа теории общественного выбора

Теория общественного выбора -- один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развития национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно её реализующим.

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

  • *Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора -- это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
  • *Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все -- от избирателей до президента -- руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
  • *Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным.

Государство -- это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство -- это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты -- принимать законы, чиновники -- следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования (Парадокс Кондорсе) -- это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Профессиональные экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью её участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

Занятые изучением общественного выбора учёные рассматривают государство как созданное людьми с целью достижения через него своих собственных целей, то есть как инструмент. Однако основным отличием государства от обычного инструмента является то, что ни один индивидуум не может управляться с ним в одиночку, для того чтобы направить государство на выполнение индивидуальных целей, необходимо, чтобы было осуществлена процедура коллективного принятия решений. Каждый член коллектива преследует собственные цели, которые могут сильно различаться у разных индивидуумов. Представители теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия, выливающегося в коллективное принятие решений, основными же объектами исследования являются коллектив, политики и бюрократы, нанятые для реализации принятого коллективного решения.

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, принимающие участие производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

В четырёхсекторной (открытой) экономике можно выделить 4 макроэкономических агента:

1. Домохозяйства - домашние хозяйства (индивиды и их семьи). Как агенты предложения, они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за это денежные доходы, необходимые для потребления товаров и услуг.

2. Фирмы - это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов, которые выполняют несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма - организация, которая владеет экономическими ресурсами и ведёт хозяйственную деятельность. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения - предлагают на рынке произведенные товары и услуги.

3. Государство - агент, состоящий из государственных учреждений, задача которого состоит в регулировании экономики.

4. Иностранный сектор - все остальные государства (В трёхсекторной (закрытой) модели экономики, иностранный сектор отсутствует).

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов. Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» - одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы - одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы - национальные, общества в целом.

10. Собственность: сущность, виды

Со́бственность -

1. Экономическая категория - исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имуществосоответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.

2. Юридическая категория - наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности , при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность .

3. Гражданско-правовой институт - совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.

4. Имущество - непосредственно сам объект собственности, само имущество, принадлежащее кому-либо на праве собственности.

Классификация форм собственности

а) по форме присвоения
Индивидуальная Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность. Коллективная Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д. Государственная Общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства.
б) по форме права собственности
Частная Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций). Государственная Федеральная, республик и других образований в составе государства, муниципальная. Совместная Совместных предприятий и организаций

Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность – это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность – это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

В России государственными органами статистики ведется сбор и обработка информации о видах и формах собственности основных экономических агентов. Для этих целей используется Классификатор форм собственности, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 20 апреля 1993 г. (см. таблицу 5).

11. Конкуренция: сущность, совершенная и несовершенная конкуренция.
Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Совершенная конкуренция - состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Несовершенная конкуренция -конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

1. демпинговые цены

2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

6. умалчивание важной для потребителя информации.

12. Рыночная экономика: понятие рынка, условия его возникновения .
Рыночная экономика - экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами. Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Условия и причины возникновения рынка.

В современной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:

потребности людей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;

ограниченность всех ресурсов производства – труда, земли и других материальных средств производства. Простой пример: на одном и том же участке земли нельзя одновременно заниматься двумя видами труда – станки производить и выращивать зерновые. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности производства;

общественное разделение труда, которое означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Общественное разделение труда повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. История человечества знает целый ряд этапов развития этого процесса: отделение земледелия от скотоводства, появление ремесла как особой отрасли хозяйства, выделение купечества, появление все новых и новых отраслей производства. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. Разделение труда неизбежно требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности –первоначально общинной, затем частной. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться на колл

14. Спрос: сущность, функция и объем спроса, факторы, закон спроса
Спрос (D - от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар.
Итак, сущность спроса составляют только те производные потребности людей, которые можно измерить деньгами. Помимо этих целей существуют и такие, которые нельзя измерить деньгами, исходя из чего они не являются сущностью спроса. Речь идет прежде всего о общественные потребности людей. Объемом спроса называют максимальное количество этого товара, которое согласен купить отдельный потребитель (или потребители) в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Таким образом, спрос и объем спроса – это не одно и тоже. Объем спроса – это количественная характеристика спроса. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

В общем виде функция спроса может быть представлена так: Q i D = Q i D

(T; Pi; I; O…)

где Q i D - объем спроса на i-тый товар; Т - вкусы и предпочтения; P i - цена i-того товара; I -денежный доход; О-количество покупателей и т.д.Факторы спроса: 1) цена товара;2) качество товара;3) Вкусы и предпочтения потребителей;4)доход потребителей;5) Цены на родственные товары;6) Ожидания потребителей;7) Торговая марка, реклама и т.д. Спрос на отдельные товары может также зависеть и от неэкономических факторов. Например спрос на сапоги и на лопаты зависит от погоды. Возрастная структура населения. насыщения рынка данным товаром.

16. Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы.

Эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой

связанной с первой величиной. Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А.Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Хиксом (Великобритания),
Самуэльсоном (США) и др. Коэффициент эластичности –это числовой показывающий изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность изменяться бесконечности.
Виды

· Выделяют следующие виды эластичности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность предложения по цене;

· эластичность перекрестная спроса по цене;

· точечная эластичность спроса;

· дуговая эластичность спроса;

· эластичность соотношения цен и заработной платы;

· эластичность технического замещения;

· эластичность прямой линии.

Формы
Эластичность спроса по цене выступает в основных формах:

эластичный спрос (E D > 1).

Ситуация, при величина спроса изменяется в степени, большей

Например, рост цены на 1 вызывает снижение величины спроса на 4 %; неэластичный спрос (E D < 1). Ситуация, при величина спроса изменяется в меньшей степени, Например, рост цены на 1 приводит к снижению спроса лишь на 0,3 %; единичная спроса (E D =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1 % изменения количество спроса изменяется на 1 %; совершенно спрос (E D = ∞). Ситуация, при которой величина бесконечно изменяется малом изменении случае этом строго горизонтальна;

Совершенно спрос (E D = 0).

Ситуация, при которой величина абсолютно неизменении цены. Такой спрос представлен
кривой спроса.

17. Рыночный механизм: взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие и равновесная цена.

Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (P e) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (Q D) равен объему предложения (Q S) при данной равновесной цене (P e) (рис. 1).

Равновесная цена - единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

18. Теория производства: производственная функция, изокванта и изокоста .

Современная теория производства базируется на существующей концепции сокращающейся доходности или, можно сказать, предельного продукта. Теория учитывает, что все факторы производства, а точнее, капитал, труд и земля, взаимосвязанно участвуют в процессе создания продукта, причем эта связь проявляется как через уровень производительности каждого фактора производства, так и через установленную цену на него. Если цена труда меньше цены машины, при равной производительности, то на рынке больше будет спрос на труд, а не на машины и наоборот. Теория производства является основой для теории распределения. Поэтому она всегда вызывала и по-прежнему вызывает наибольшее внимание общества, а самые разнообразные подходы к ней всегда становились «краеугольным камнем» в различных идеологиях. Так, например, ядром марксистской идеологии является предположение, что только труд создает продукт и, следовательно, только он имеет право им распоряжаться, причем под трудом, как правило, подразумевается только физический труд. Существуют и противоположные точки зрения, например, утверждения, что только капитал является создателем продукта и если бы его не было, то человечество еще до сего времени собирало бы корешки в голом виде. Эти взгляды рассматриваются современной теорией производства как крайности. Производственная функция (также функция производства) - экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количество продукции) и факторами производства, такими как затраты ресурсов, уровень технологий. Изокоста - линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокванта - это кривая равного выпуска продукта (кривая безразличия для производителей). Все точки на этой кривой показывают различное сочетание факторов производства для выпуска одинакового количества продукции.

19. Теория затрат: индивидуальные и общественные затраты, бухгалтерские и экономические затраты.
Каждый предприниматель понимает, что за каждый дополнительный рубль затрат его прибыль уменьшается на 1 рубль. Конечно, можно в погоне за выпуском продукции продолжать бездумно увеличивать затраты, и в какой-то день проснуться банкротом.

При принятии управленческих решений предприниматель должен взвесить, что дешевле – нанять нового работника, или больше платить старому, открыть новое предприятие или расширить действующее. Построить предприятие в России или переместить его заграницу. Все эти решения должны быть оптимальны и направлены на минимизацию затрат. При этом он должен анализировать затраты конкурентов, чтобы их решения не оказались для него неожиданными и роковыми. Общественные затраты * можно определить предприятия и затрат общества на преодоление негативных последствий производства. Индивидуальные причина,следствие. Индивидуальная стоимость -причина стоимости. индивидуальной изготовлении дается для общество наделить стоимостью, а общественная стоимость отличается от индивиду- альной тем, что в ней учитывается не только фактически затраченный общественной потребности в товаре. Бухгалтерские затраты фирмы – это сумма ее фактических платежей за купленные ресурсы. В частности, фирма платит заработную плату своим работникам, покупает сырье и материалы, оплачивает коммунальные услуги, выплачивает процент за кредит, делает отчисления в амортизационный фонд, несет исследовательские и рекламные расходы, платит налоги, относимые на себестоимость и т.д. В конце отчетного периода бухгалтер суммирует все эти расходы в своем отчете. Экономические затраты – это альтернативные затраты или затраты упущенных возможностей. Они представляют собой ценность тех благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ограниченных ресурсов.

Субъектом экономики считается тот, кто самостоятельно принимает решения и осуществляет свои хозяйственные планы. Поэтому функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами и реализующими тем самым собственные интересы.

Экономические субъекты активны. В ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно основные хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Таким образом, к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. Условно их подразделяют на микро- и макросубъектов.

Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, фирмы, государство и некоммерческие организации. При этом домашние хозяйства и фирмы относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от отношения его к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей людей, их интересов и способов для их достижения.

В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом признается индивид. Все остальные агенты рассматриваются как производные от него формы.

Рассмотрим несколько подробнее основные хозяйственные субъекты.

1. Домашнее хозяйство (домохозяйство) - это субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельного хозяйства индивида или группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.

К домашним хозяйствам относят не только семьи, но и отдельных индивидов. Им принадлежат экономические ресурсы общества, они получают доходы, предоставляя факторы производства: труд (рабочую силу), капитал, землю и другие ресурсы. Продавая ресурсы, домашние хозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережения.

Целью деятельности домашних хозяйств является потребление, т.е. удовлетворение потребностей. Сбережения населения становятся источником улучшения благосостояния домашних хозяйств в будущем. Как потребители, население является независимым агентом, поскольку принимает решение самостоятельно и уровень потребления каждого отдельного субъекта ограничивается только размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи.

2. Фирмы, предприятия - также самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ и через инвестирование (капиталовложения, идущие на развитие и расширение производства). Целью деятельности предприятия, в отличие от домашнего хозяйства, является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение позиций предприятий на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства. Они как экономические агенты закупают производственные ресурсы у домохозяйств и тем самым осуществляют производство благ. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на товары и услуги (экономические блага), а фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг. Коммерческие предприятия и фирмы различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и по другим критериям.

По формам собственности выделяют: частные, государственные, коллективные и другие предприятия (фирмы). По видам производственной деятельности предприятия делятся на: производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги. По степени концентрации производства фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные. По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоемкие, материалоемкие, капиталоемкие и наукоемкие предприятия.

В России по организационно-правовому статусу различают: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприятия, некоммерческие организации. Последние - это самостоятельные субъекты экономики, целью деятельности которых является реализация интересов групповых экономических единиц, в том числе государства.

К некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды и общественные институты. Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики. Так, образовательные учебные заведения, в том числе бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, в овладении профессией, в подготовке и переподготовке кадров. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья людей.

К некоммерческим предприятиям относятся потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими являются фонды, образуемые из добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. На основе единых интересов базируются и всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяющие общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими субъектами наряду с домашним хозяйством и бизнесом.

Параллельно с указанными субъектами большое значение в хозяйственной жизни имеет государство. Его вмешательство в экономику осуществляется в многообразных формах, и поэтому можно сказать, что государство есть экономический агент, который действует совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов и доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Один и тот же человек может присутствовать в составе всех субъектов рыночного хозяйства, например, будучи государственным служащим - представлять государство, владея акцией - бизнес, а расходуя свой доход на товары и услуги - являться членом домашнего хозяйства.

Наряду с легальными экономическими субъектами существуют нелегальные и полулегальные экономические субъекты. Они формируют теневую экономику.

Современная экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их интересом, целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на обеспечение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете.

Ощущая собственные потребности, экономические субъекты стремятся улучшить свое существование. Человеческие потребности многообразны, их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие субъектов экономики. Оно происходит путем использования конкретных благ, создаваемых производством. Поэтому между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. C одной стороны, потребность - двигатель производства, стимул для его совершенствования, а с другой - производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них.

Потребности с течением времени множатся, усложняются и дифференцируются. Это происходит в результате развития производства, появления новых его методов, совершенствования технологий. Все это позволило выявить закон возвышения потребностей, говорящий о том, что экономические потребности бесконечны и не имеют предела.

В системе экономических потребностей выделяют личные и производственные потребности. Личные потребности обеспечивают существование людей, а производственные поддерживают производственный процесс. Человек вступает в производственный процесс, чтобы иметь возможность удовлетворять свои личные потребности. Условно их разделяют на потребности в предметах первой необходимости (пища, одежда, жилье) и потребности в предметах роскоши (продукты, без которых можно обойтись: ковры, картины, украшения и др.).

Естественно, с ростом производства, доходов и потребностей происходит некоторая «переоценка ценностей», и продукты второй группы постоянно переходят в первую. В большинстве развитых стран автомобиль, бытовая техника уже не являются предметами роскоши, а перешли в категорию предметов первой необходимости, поскольку их использование значительно облегчает быт.

Экономические потребности включают потребности не только в материальных благах, но и в духовных. Последние связаны с приобретением книг, картин, получением образования, посещением театров, концертов, туристическими поездками. Население все больше стремится к удовлетворению духовных потребностей по мере экономического развития страны. Потребности, как чувство неудовлетворенности, толкают людей к действиям. Поэтому формой проявления экономических потребностей являются экономические интересы, т.е. мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики.

Экономические интересы принято делить на следующие виды: личные (связаны с индивидуальными потребностями домашних хозяйств); коллективные (выражают необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, некоммерческих организаций, всех тех, кто объединен этим общим интересом); общественные (представляют потребности общества в целом, всего государства).

В условиях рыночной экономики приоритетное место занимают личные интересы. Именно они являются главным стимулом для ведения экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов - получение большего дохода, повышение качества жизни, способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение рынка товарами и услугами, повышение их качества, обновление ассортимента.

Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов. Од-

нако это не исключает противоречий между личными, коллективными и общественными интересами. Их разрешение предполагает прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.

Экономические стимулы как факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становятся мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и т.п. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел субъектами экономики.

Вместе с тем средства, которыми располагает человек, коллектив или государство для удовлетворения своих потребностей, ограниченны. Мы живем в мире, которому свойственна редкость благ. Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование. Конкуренция - это соперничество экономических субъектов за право использования тех или иных благ, в которых заинтересованы различные группы людей. Отсюда - проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворения потребностей людей. Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей и формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического (Homo economicus), в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Экономические субъекты могут осуществлять свой выбор тремя способами: 1) самостоятельно; 2) согласовывая свои предпочтения с другими; 3) в составе группы.

Первый вид выбора называется индивидуальным, второй - двусторонним, третий - коллективным. Коллективный выбор, в свою очередь, подразделяется на общественный и групповой (олигополистический). Общественный выбор делается в составе невидимой группы. В ней действия одних участников не отражаются на других. Например, в хлебопекарной отрасли закрылась одна пекарня из-за высоких затрат и низких доходов. Однако данный факт не отразился на функционировании отрасли в целом и на потребителях.

Коллективный выбор осуществляется в группах, в которых участники взаимосвязаны и поведение одного оказывает значительное влияние на поведение остальных. Классический пример -

действие предприятий в олигополистических отраслях. Например, если в автомобильной промышленности одна фирма пошла на снижение цены на свой автомобиль, то другие, скорее всего, последуют за ней, чтобы не потерять часть своего рынка.

Человек экономический обладает двумя фундаментальными характеристиками: рациональностью и эгоизмом. Действия такого экономического агента либо базируются на принципе максимизации выгоды, либо его поведение рационализируется формальными и неформальными нормами, которые устанавливаются различными общественными институтами. Поэтому различают полную и ограниченную рациональность экономического поведения. В первом случае предполагается, что человек наилучшим образом использует имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность использования всей информации из-за трудностей в ее сборе или анализе. В этом случае решения принимаются на основе опыта, интуиции, что приводит к меньшему результату.

Все экономические субъекты стремятся к рациональности, однако возможности ее реализации весьма ограниченны. Признание ограниченности рационального поведения экономических агентов означает, что субъекты экономики не имеют полной информации о предпочтениях других и подчас нечетко осознают свои интересы.

Помимо предпосылки о рациональном поведении экономических агентов существует концепция об эгоизме экономических субъектов, т.е. следовании своим интересам. При этом различаются три формы эгоизма: сильная, полусильная и слабая. Сильная форма эгоизма означает, что отдельные экономические субъекты могут вести себя предательски, оппортунистически, т.е. использовать ложь, коварство, воровство, мошенничество и т.п., преследуя свои корыстные интересы.

Эгоизм в полусилъной форме представляет следование своим интересам без использования обмана и всякого рода махинаций.

Слабая форма эгоистического поведения проявляется, когда субъект действует на базе чужих представлений о своем интересе. Такое поведение называется послушанием, и оно. близко к альтруизму, т.е. фактически противоположно эгоизму.

Экономический рост в развитых странах привел к значительному повышению благосостояния как отдельных семей, так и

общества в целом. Поэтому во многих случаях действует иная модель поведения Homo economicus: в процессе реализации интересов на первое место выдвигаются потребности в самовыражении, в реализации престижа, в использовании свободного времени для всестороннего развития личности.

Некоммерческие организации - самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических интересов и интересов государства.

Такие организации называют некоммерческими потому, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.

Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики.

К некоммерческим предприятиям относятся также потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения их его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими считаются фонды, образуемые за счет добровольных, имущественных взносов, используемых на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. Кроме того, на основе единых интересов создаются всевозможные общественные организации граждан, направленные на удовлетворение общих потребностей.

Таким образом, некоммерческие организации являются также активными экономическими агентами, как домашние хозяйства и коммерческие предприятия.

Интересы участников хозяйственной деятельности весьма многообразны и противоречивы. Поэтому необходимы их согласование и координация, что достигается различными способами, в том числе при регулирующей деятельности государства. Государство - это элемент экономической системы, который устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП); доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Во всех странах с рыночной экономикой государство играет значительную роль в экономике. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика - это смешанная экономика, где, наряду с частным сектором, функционирует и государственный сектор экономики, рыночный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

Государство как третий субъект экономической системы в экономике выполняет следующие функции:

1) обеспечение правовых основ деятельности экономических агентов и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики;

2) антимонопольное регулирование;

3) воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию посредством дифференциации налоговых ставок, регулирования цен, законодательного определения минимума заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;

4) воздействие на размещение ресурсов;

5) деятельность в сфере распределения доходов с целью сокращения уровня неравенства в доходах.

Государственные предприятия выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

Прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;

Косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала.

Прямое вмешательство государства - это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности.

4. Практикум

1. Экономическими агентами могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования хозяйства для достижения общественного благосостояния;

4) все перечисленное верно.

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, индивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство - к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством - борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Ответ: 1, 3.

экономический агент некоммерческий