Правовое регулирование экономических отношений. Регулирования экономики

С1 Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воздействия экономики на социальную сферу (в каждом случае запишите сначала проявление, а затем соответствующий пример)

С 2 Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

С3 Нередко можно услышать, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С4 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о производителе.

С 5 С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

С 6 В структуре распределения земель в России по типам собственности в 2001 году доля индивидуальных участков граждан составляла 6%, земли фермеров 8%, а земли бывших колхозов и совхозов – 86%. Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране. Можно ли на основе этих данных сделать выводы.:

1. о неэффективном распределении земель в стране.

2. о неэффективном использовании земель

Аргументируйте свои выводы.

С 7 В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

С 8

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.

А. Фелдстайн.

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

Р. Альфонсин.

3 Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.

4 Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведения, приведите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной экономики.

С.9 Прочитайте текст и выполните задания к нему

Проблема неравенства благосостояния – одна из древнейших. Как и рождаемое этой проблемой социальное напряжение, а проще говоря враждебное отношение бедных к богатым…Поэтому экономическая наука давно и постоянно занимается изучением неравенства и его негативных последствий, а также разработкой мер по их ослаблению. У этой проблемы есть две грани: 1) неравенство доходов; 2) неравенство богатства. Как мы уже знаем, люди получают доходы в результате предоставления находящихся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользовании фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства… Причины этого: 1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести большой доход, чем капитал в форме лопаты); 2) разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящий дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом); 3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях большой доход, чем владелец одной скважины).

Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может положить часть своих заработков в банк, чтобы получить доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой владеют ее члены (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести это собственность)…

Богатство семьи – собственность семьи, свободная от долгов. Свое богатство семья может завещать, т.е. с помощью завещания подарить своим детям. А это значит, что различия в богатстве могут нарастать от поколения к поколению, создавая все более прочные основы для различия в доходах, приносимых богатством и трудовой деятельностью…

Неравенство доходов и богатств может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства.

И.В. Липсиц

1 Сформулируйте две проблемы, которые рассматривает автор.

2 Автор называет два источника получения доходов семьи от имеющихся в собственности факторов производства: заработная плата и банковский процент. Используя обществоведческие знании, назовите два других способа.

3 В документе приведены и проиллюстрированы примерами три причины неравенства доходов. Опираясь на текст и жизненный опыт, приведите три собственных примера, характеризующих каждую причину.

С 10 Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Государство в условиях рыночной экономики.

Всех агентов экономики объединяет рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

А.Пороховский.

1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Задания по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б.Ауэрбах.)

2 «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться.»

(Б.Франклин.)

3 «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не сможем обойтись.» (Д.Джером.)

4 «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» (Ш. Монтескье.)

5 «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М.Портер).

6 « Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).

7 «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то что он может давать всегда» (Шарль Луи Монтескье).

8. «Человеком с большим состоянием и богатым следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью» (Лукиан).

9. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» (Ф. Хайек).

10 «В коем царстве люди богаты, то и царство богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому.» (И.Т. Посошков).

11 «Всякая коммерция- это попытка предвидеть будущее.» (С.Батлер).

12 «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М.Амстердам).

13 «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития» (И. Шумпетер).

14 «Бедняки платят дороже всего» (У.Зыбура).

15 « Устойчивость обществу придают или цепи или собственность.» (Ф.Искандер).

Ответы

Часть 1 Уровень А

№ задания ответы
А 1 4
А 2 2
А 3 2
А 4 3
А 5 4
А 6 3
А 7 3
А 8 3
А 9 2
А 10 3
А 11 1
А 12 1
А 13 3
А 14 2
А 15 4
А 16 3
А 17 3
А 18 1
А 19 3
А 20 3
А 21 2
А 22 4
А 23 4
А 24 1
А 25 2
А 26 1
А 27 1
А 28 4
А 29 4
А 30 1
А 31 1
А 32 2
А 33 1
А 34 3
А 35 3
А 36 3
А 37 4
А 38 2
А 39 1
А 40 4
А 41 3
А 42 3
А 43 3
А 44 1
А 45 2
А 46 2
А 47 3
А 48 1
А 49 4
А 50 2
А 51 3
А 52 3
А 53 2
А 54 4
А 55 3
А 56 2
А 57 2
А 58 2
А 59 2
А 60 3

Часть 2 Уровень В.

№ задания ответ
В 1 бюджет
В 2 прямые
В3 как производить
В4 подъем
В5 21212
В6 122112
В7 31232
В8 32123
В9 ЕГБЖАИ
В10 АБАБ
В11 ААБАБ
В12 ВЗКДЖАГ
В13 ААБАБ
В14 125
В 15 236
Часть 3. Уровень С.

С1

Ответ должен содержать следующие элементы

1)проявление воздействия экономики на социальную сферу например:

Изменение социальной структуры в результате экономических реформ;

Зависимость состояния социальной сферы от состояния в экономической сфере

2) соответствующие примеры допустим:

Приватизация и появление новых социальных групп;

Спонсорская поддержка преуспевающими фирмами детских домов и т.п.

Могут быть названы и другие проявления и приведены другие примеры.

С2.

В ответе могут быть названы следующие сферы:

1) производство;

2) распределение;

3) обмен;

3) потребление

С3.

1)формулировку собственного мнения, например

Да, с безработицей бессмысленно бороться, так как от нее избавиться полностью нельзя;

Нет, государство должно полностью предпринимать меры по сокращению безработицы и экономической помощи безработным, несмотря на то что полностью от безработицы избавиться нельзя;

2) аргументы, например:

При утверждении, что с безработицей бороться бессмысленно:

Безработица – следствие взаимодействия спроса и предложения на рынке труда;

Безработица не может исчезнуть, т.к внедрение новых технологий высвобождает рабочую силу;

При утверждении, что государство должно предпринимать меры по сокращению безработицы:

В рамках рыночных отношений можно сделать безработицу менее болезненной для потерявших возможность трудиться;

Избыточная безработица – явление весьма негативное в социальном плане, поэтому количество безработных важно сокращать (проводить переподготовку, обучать новым профессиям).

С 4.

Ответ должен содержать следующие элементы:

1)смысл понятия, например:

Производитель – это субъект экономической деятельности, изготавливающий и продающий товары и предоставляющий услуги.

2) два предложения, содержащих информацию о производителе:

- «Производителем может выступать отдельный человек, предприятие, фирма.»

- «Производитель стремиться поступать рационально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами».

Могут быть составлены другие предложения.

С5

В ответе могут быть приведены следующие примеры

1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений

2) центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения

3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.

Могут быть и другие примеры.

С 6.

Дан утвердительный ответ на первый вопрос. В качестве аргумента приводится положение о том, что огромные площади земель по прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.

Дан утвердительный ответ на второй вопрос. Аргументом может служить положение о том, что значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством

С 7.

В ответе приводятся следующие положения:

Ограниченность пахотной земли;

Исчерпаемость полезных ископаемых;

Ограниченность трудовых ресурсов.

С 8

Текст.

Должно ли государство регулировать экономику.

1) В ответе указывается, что позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике не совпадают (существенно различаются).

В подтверждение вывода могут быть приведены следующие высказывания6

- «Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики»;

- «Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения, оно также не может отдать свою роль в развитии.»

2) В ответе указывается, что в первом из приведенных текстов автор негативно оценивает перераспределительную деятельность государства, т.к. она ведет к нестабильности семейной жизни.

3) В ответе могут быть приведены следующие аргументы против государственного регулирования в условиях рынка:

Нестабильность развития;

Инфляция;

Снижение производительности труда;

Упадок научно-исследовательских работ;

Снижение рождаемости;

Медленный рост основного капитала.

Учащиеся могут показать, что, к примеру, упадок научных исследований, является, как правило, не следствием чрезмерного вмешательства государства в экономику, а результатом обратного процесса – недостатка государственного финансирования науки.

4) В ответе могут быть указаны следующие функции государственного регулирования в условиях рынка:

Борьба с монополизмом;

Установление равноправия;

Перераспределение доходов;

Поддержка малых и средних компаний;

Развитие здравоохранения и образования.

Дополнительно могут быть названы такие функции:

Поддержка фундаментальной науки;

Охрана окружающей среды.

С 9.

Текст.

Что порождает неравенство в благосостоянии.

1) В ответе могут быть названы следующие проблемы:

Причины неравенства доходов;

Возможности и источники повышения благосостояния семей.

2) . В ответе могут быть названы способы:

1) рента за землю или имущество, сданные в аренду;

2) прибыль от предпринимательской деятельности;

3) дивиденды на акции.

Могут быть указаны другие способы.

3) В ответе могут приведены любые, имеющие основание примеры.

4) В ответе могут быть названы следующие государственные меры:

1) реализация социальных программ поддержки беднейших слоев населения;

2) прогрессивное налогообложение личных доходов;

3) меры по обеспечению занятости населения;

4) законодательное установление минимальной оплаты труда;

5) гарантии бесплатного общего среднего образования.

Могут быть названы другие меры государственной политики

С.10.

Текст.

Государство в условиях рыночной экономики.

1) В ответе могут быть названы следующие функции:

Борьба с монополизмом

Поддержка и развитие конкуренции

Поддержка стабильности рыночной системы

2) Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) названы приведенные в тексте социально-экономические явления: благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы, расширение производства общественных благ, создание правового поля в предпринимательской сфере;

2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим: принятие Гражданского кодекса (правовое поле);

Борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);

Проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ)

3) . В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

Обеспечивает свободу рыночного ценообразования;

Создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;

Стимулирует снижение затрат производства;

Стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг

4) . 1)В ответе должно быть сказано, что, по мнению автора, только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики.

2) Названы аргументы: в демократическом обществе

А) налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;

Б) судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.

3) В качестве пояснения приведен пример. Например, предприниматель может обратиться в суд с иском о законности действий городского департамента в отношении его предприятия; избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

В. А. Кравцова, МАОУ "СОШ № 40", Старый Оскол, Белгородская область

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Понятие, формы и виды экономических отношений

Определение 1

Сегодня под экономическими отношениями принято понимать некие связи (отношения) возникающие между людьми независимо от их воли и сознания в процессе общественного воспроизводства. Как правило, такие отношения опоясывают все сферы жизни человеческого общества.

Возникновение и развитие экономических отношения связано с реализации четырех групп процессов:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление.

Их совокупность формирует основу общественного воспроизводства.

Экономические отношения неоднородны по своему составу и предназначению. В связи с этим принято выделять их различные формы и виды.

Основные формы экономических отношений представлены на рисунке 1. Рассмотри их более подробно.

Рисунок 1. Формы экономических отношений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Технико-экономические отношения сопряжены с использованием ресурсов в ходе воспроизводственного процесса. Они находят свое отражение в общественном разделении труда, специализации и кооперировании.

Социально-экономические отношения связаны с отношениями собственности на средства и результаты производства.

Организационно-экономические отношения представляют собой формы и методы хозяйствования и складываются в части выбора и использования определенных способов организации процессов общественного производства и управления ими.

Различаются экономические отношения и по видовому признаку. В частности они могут быть устойчивыми и разовыми, добровольными и принудительными и т.п.

Так или иначе, экономические отношения опираются на отношения собственности и требуют своего регулирования, которое может осуществляться на добровольной (саморегулирование) и принудительной основе.

Правовые аспекты государственного регулирования экономических отношений

Экономические отношения издревле являются объектом регулирования, основным же их регуляторов выступает право.

Определение 2

Правовое государственное регулирование экономических отношений представляет собой одну из форм государственного регулирования общественных отношений, обеспечивающую поведение субъектов экономических отношений согласно требованиям действующих норм права.

Сегодня в основе государственного регулирования экономических отношений лежат нормы гражданского и хозяйственного права.

Замечание 1

Сущность правового государственного регулирования экономических отношений сводится к разработке и формированию законодательной базы, обеспечивающей нормы функционирования различных рыночных структур, коммерции и предпринимательства, интересов общества и равноправия субъектов рынка.

Определяющая роль в системе государственного правового регулирования экономических отношений отводится антимонопольному законодательству и дефляционной политике.

В основе антимонопольной государственной политики лежит реализация мер административного и экономического характера, направленных на предотвращение монополизации торговли и производства отдельными экономическими субъектами. Ее основными инструментами выступают:

  • государственный контроль цен предприятий-монополистов;
  • поощрение диверсификации;
  • дезинтеграция чрезмерно крупных коммерческих, производственных и управленческих структур;
  • развитие конкуренции (включая контроль допуска на отечественный рынок иностранных товаропроизводителей);
  • обеспечение антимонопольной экспертизы принимаемых законов.

Не менее важную роль в государственном регулировании экономических отношений играет и дефляционная политика, направленная на сдерживание роста цен. Ее основными инструментами выступает стабилизация совокупного платёжеспособного спроса, управление предложением и переход к равновесным рыночным ценам.

Правовое регулирование экономических отношений может осуществляться на различных уровнях, начиная от регионального и заканчивая глобальным. Так или иначе, оно выступает неотъемлемым элементом действующей системы хозяйствования.

Помимо правого государственного регулирования экономические отношения подлежат рыночному управлению и контролю. Речь в данном случае идет о механизмах саморегулирования и в первую очередь – о свободной конкуренции.

Тем не менее, в современном мире определяющая роль в регулировании экономических отношений отводится непосредственно институтам государства и права.

Формы и виды правового регулирования экономических отношений

Государственное регулирование экономических отношений выступает одной из форм его участия в экономической жизни. Его сущность сводится к прямому или опосредованному воздействию на процессы распределения ресурсов и формирование пропорций.

В общем виде правовое регулирование экономических отношений может принимать две основные формы (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Формы правового регулирования экономических отношений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Прямые формы государственного регулирования экономических отношений сопряжены с применением различных методов безвозвратного финансирования отраслей, территорий и предприятий. К ним относятся прямые субсидии, включающие в себя разнообразные пособия, дотации и доплаты, осуществляемые из специально созданных фондов (бюджетных и внебюджетных). Кроме того, сюда же относятся налоговые льготы и льготные кредиты.

В отличие от прямых, косвенные формы регулирования экономических отношений включают в себя различные рычаги государственной политики, реализуемой его правительством. В частности сюда относится:

  • денежно-кредитная политика;
  • налогово-бюджетная политика;
  • внешнеэкономическая и валютная политика;
  • таможенно-тарифная политика и пр.

Помимо этого принято выделять административную форму регулирования экономических отношений, включающую в себя целый спектр мер косвенного воздействия. В качестве таких мер выступают лицензирование, квотирование, изменение ставки учетного процента, контроль цен и пр.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран

Государственное регулирование

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран.

Большинство правительств принимают законы против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной (или олигопольной) деятельности. Например, законодательство США запрещает американским авиалиниям, объединившись, устанавливать плату за воздушные перевозки в пределах Соединенных Штатов. Несколько лет назад авиакомпании попытались нарушить этот закон, однако, были уличены в этом и до сих пор выплачивают сотни миллионов долларов в виде штрафов.

Правительство обычно обладает юридическим полномочием запретить слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий и олигополий.

Например, департамент юстиции Соединенных Штатов опротестовал недавнее слияние корпорации Microsoft и Intuit- разработчика популярнейшего на Западе пакета минибухгалтерии Quicken. Есть веские основания утверждать, что это слияние приводит к фактической монополии Microsoft на рынке программ бухгалтерского учета для индивидуальных пользователей. Кроме того, оно ставит эту корпорацию в привилегированное положение в сфере электронных систем оплаты за товары и услуги.

На примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировнии рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.

В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным фирмам открыть производство или дело.

ГРЭ при формирование рыночных отношений в России.

Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровацировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство

не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.

При формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных таваропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.

Так же регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели-заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.

И так же поддержание малого бизнеса, малых предприятий на основе которых строится экономика Российской Федерации. В начале перехода к рынку поддержка была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Советская система гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится очень важная причина. В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу или его увольняют по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает. Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув это предприятие и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодоря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, при том, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

Альтернативные концепции ГРЭ.

Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулировнаия в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса - занятость и стабильность экономического роста, а инструменты-государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав нам хорошую результативность.

Проитивники же кейнсианской школы были сторонники неоклассической теории. Они исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен-лучшие механизмы установления экономического равновесия. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергает критики идею государственного регулирования. Опору он видит в свободной конкуренции и предпринимательстве. Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Описание предмета: «Государственное регулирование»

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Литература

  1. К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики. – СпБ.: Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – 148 с.
  2. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Омега-Л, 2011. – 336 с.
  3. Л.Г. Ходов. Государственное регулирование и государственная собственность в рыночной экономике. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2012. – 216 с.
  4. С.М. Цыганкова, М.М. Левкевич. Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения. – М.: Инфра-М, 2013. – 156 с.
  5. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2014. – 240 с.
  6. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2015. – 352 с.
  7. Даниил Федоров. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.
  8. И.Строкова und Н.Штурлак. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
  9. Мария Голышева. Антикризисное государственное регулирование реальной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 304 с.
  10. Илья Валерьевич Вахромов. Государственное регулирование инновационного развития экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 236 с.
  11. В.Белоусов, А.Белоусов und Е.Шаталов. Антология модернизации экономик: от адаптивной к конструктивной. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 516 с.
  12. Светлана Домбровская. Государственное регулирование в сфере высшего образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 60 с.
  13. Петр Бурковский. Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 156 с.
  14. Д.С. Петросян. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории. Гуманистический подход. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Прямые методы государственного регулирования , как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Самостоятельную группу средств государственного регулирования экономики образуют так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др. Указанные и иные правовые средства широко применяются не только во взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности.

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они :

Не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

Включают меры запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.