Проиллюстрируйте примерами любые три функции конкуренции. Функции конкуренции в рыночной экономике

Все мышцы верхней конечности принято разделять на 2 группы: на мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности, которые в свою очередь состоят из 3 топографических участков – мышцы плеча, мышцы предплечья и кисти. Многие ошибочно думают, что к мышцам плеча относятся и мышцы плечевого пояса, но согласно принятой анатомической классификации это не так. Плечо – это часть свободной верхней конечности, начиная от плечевого сустава и заканчивая локтевым сочленением.

Все мышцы плечевой анатомической области можно разделить на заднюю и переднюю группы.

Передняя группа мышц плеча

Сюда относятся:

  • двуглавая мышца плеча,
  • клювовидно-плечевая мышца,
  • плечевая мышца.

Двуглавая

Имеет две головки, откуда и получила свое характерное название. Длинная головка берет свое начало с помощью сухожилия от надсуставного бугорка лопатки. Сухожилие проходит сквозь суставную полость плечевого сочленения, ложится в межбугорковую борозду плечевой кости и переходит в мышечную ткань. В межбугорковой борозде сухожилие окружено синовиальной оболочкой, которая соединяется с полостью плечевого сустава.

Короткая головка берет свое начало от верхушки клювовидного отростка лопаточной кости. Обе головки сливаются вместе и переходят в мышечную ткань веретеновидной формы. Немного выше локтевой ямки мышца сужается и переходит вновь в сухожилие, которым крепится к бугристости лучевой кости предплечья.

Функции:

  • сгибание верхней конечности в плечевом и локтевом суставах;
  • супинация предплечья.

Клювовидно-плечевая

Начинается мышечное волокно от клювовидного отростка лопаточной кости, крепится к плечевой кости примерно по середине с внутренней стороны.

Функции:

  • сгибание плеча в плечевом сочленении;
  • приведение плеча к туловищу;
  • принимает участие в повороте плеча наружу;
  • тянет лопаточную кость вниз и кпереди.

Плечевая

Это достаточно широкая мышца, которая лежит непосредственно под двуглавой. Начинается от передней поверхности верхней части плечевой кости и от межмышечных перегородок плеча. Крепится к бугристости локтевой кости. Функция – сгибание предплечья в суставе локтя.

Задняя мышечная группа

В эту группу входят:

  • трехглавая мышца плеча,
  • локтевая,
  • мышца локтевого сустава.

Трехглавая

Данное анатомическое образование имеет три головки, откуда название. Длинная головка берет свое начало от подсуставного бугорка плечевой кости и ниже середины плечевой кости переходит в общее для трех головок сухожилие.

Боковая головка начинается от задней поверхности плечевой кости и боковой межмышечной перегородки.

Срединная головка начинается от задней поверхности плечевой кости и обеих межмышечных перегородок плеча. Крепится мощным сухожилием к локтевому отростку локтевой кости.

Функции:

  • разгибание предплечья в локтевом суставе;
  • приведение и разгибание плеча благодаря длинной головке.

Локтевая

Является как бы продолжением срединной головки трехглавой мышцы плеча. Свое начало берет от бокового надмыщелка плечевой кости, а крепится к задней поверхности локтевого отростка локтевой кости и к ее телу (проксимальной части).

Функция – разгибание предплечья в локтевом суставе.

Мышца локтевого сустава

Это непостоянное анатомическое образование. Некоторые специалисты рассматривают его как часть волокон срединной головки трехглавой мышцы, которые крепятся к капсуле локтевого сочленения.

Функция – натягивает капсулу локтевого сустава, чем препятствует ее защемлению.

Мышцы плечевого пояса

Стоит назвать и мышцы пояса верхней конечности, которые часто причисляют к мышечным образованиям плеча:

  • дельтовидная мышца плеча,
  • над- и подостная мышца,
  • малая и большая круглая,
  • подлопаточная.

Обе группы мышц плеча отделяются друг от друга двумя соединительнотканными межмышечными перегородками, которые тянутся от общей плечевой фасции (окутывающей весь мышечный каркас плеча) к боковому и срединному краям плечевой кости.

Боль в мышцах плеча

Боль в области плеча и плечевого пояса – частая жалоба людей различных возрастных групп. Такой симптом может быть связан с патологией скелета, суставов, связок, но чаще всего причина скрывается в повреждении мышечной ткани.

Причины

Рассмотрим самые распространенные причины болевого синдрома в плечевой области:

  • перенапряжение и растяжение связок, сухожилий, мышц;
  • заболевания или травматические повреждения плечевого сустава;
  • воспаление связок и сухожилий мышц (тендинит);
  • разрыв сухожилий и мышц;
  • капсулит сустава (воспаление суставной капсулы);
  • воспаление околосуставных сумок – бурсит;
  • синдром «замороженного плеча»;
  • плечелопаточный периартроз;
  • вертеброгенные причины болевого синдрома (связанные с поражением шейного и грудного отдела позвоночника);
  • импиджмент-синдром;
  • ревматическая полимиалгия;
  • миозиты инфекционной (специфические и неспецифические) и неинфекционной природы (при аутоиммунных, аллергических заболеваниях, оссифицирующий миозит).


Боль в области плеча может быть связана как с поражением костей, суставов, связочного аппарата, так и с повреждением мышечной ткани

Дифференциальная диагностика

Отличить боль в области плеча, обусловленную поражением мышц от суставных заболеваний, помогут следующие критерии.

Признак Суставные заболевания Мышечные поражения
Характер болевого синдрома Боль постоянная, не исчезает в состоянии покоя, незначительно усиливается при движении Боль возникает или значительно усиливается при определенном виде двигательной активности (зависит от поврежденной мышцы)
Локализация боли Не ограничена, диффузного характера, разлитая Имеет четкую локализацию и определенные границы, что зависит от локализации поврежденного мышечного волокна
Зависимость от пассивных и активных движений Все виды движений ограничены из-за развития болевого синдрома Из-за боли снижается амплитуда активных движений, но все пассивные сохраняются в полном объеме
Дополнительные диагностические признаки Изменение формы, контуров и размера сустава, его отечность, гиперемия Область сустава не изменена, но может наблюдаться отечность в районе мягких тканей, незначительное диффузное покраснение и повышение местной температуры при воспалительных причинах боли

Что делать?

Если вы страдаете от боли в плече, которая связана с поражением мышечной ткани, первое, что нужно сделать, дабы избавиться от такого неприятного симптома, – это выявить провоцирующий фактор и его устранить.

Если после этого боль все-равно возвращается, необходимо посетить врача, возможно, причина болевого синдрома совсем другая. Быстро избавиться от боли помогут следующие рекомендации:

  • при острой боли необходимо обездвижить больную руку и обеспечить ей полный покой;
  • самостоятельно можно принять 1-2 таблетки безрецептурного обезболивающего нестероидного противовоспалительного средства или нанести его на пораженную зону в виде мази либо геля;
  • массаж можно применять только после ликвидации острого болевого синдрома, как и физиопроцедуры;
  • после затихания боли важно регулярно заниматься лечебной физкультурой для развития и укрепления мышц плеча;
  • если человек по долгу службы вынужден выполнять ежедневные монотонные движения руками, важно позаботиться о защите мышц и профилактике их поражения (носить специальные бандажи, защитные и поддерживающие ортезы, выполнять гимнастику для расслабления и укрепления, проходит регулярные лечебно-профилактические курсы массажа, пр.).

Как правило, лечение мышечной боли, обусловленной перенапряжением или легкой травмой, длится не более 3-5 дней и требует всего лишь отдыха, минимальной нагрузки на руки, коррекции режима отдыха и труда, массажа, иногда приема нестероидных противовоспалительных средств. Если же боль не проходит или она изначально имеет высокую интенсивность, сопровождается другими тревожными признаками, в обязательном порядке нужно посетить врача для обследования и коррекции лечения.

Короткая головка двуглавой мышцы плеча, — это меньшая и медиальная из двух, которые образуют двуглавую мышцу плеча. Подобно длинной головке бицепса, короткая выступает в роли сгибателя и супинатора локтевого сустава. На плечевом суставе, короткая голова бицепса выполняет функцию приведения плечевой кости.
Бицепс получил свое название от двух истоков. Возникает длинная головка от надсуставного бугорка лопатки, а короткая — из клювовидного отростка лопатки … [Читайте ниже]

  • Короткая головка бицепса

[Начало сверху] … С места своего происхождения, короткая головка проходит кпереди от плечевой кости и срастается с длинной головкой примерно на середине плечевой кости. Сросшиеся двуглавые мышцы плеча пересекают локтевой сустав по его передней поверхности и соединяются сухожилиями с лучевой костью на лучевой бугристости.

Функции короткой головки двуглавой мышцы плеча

Короткая двуглавой мышцы плеча действует на кости верхних конечностей в локтевых и плечевых суставах. Вместе с длинной головкой двуглавой мышцы плеча, короткая сгибает и супинирует предплечье в локте. Бицепс часто неправильно воспринимают как главный сгибатель руки в локтевом суставе, тогда как в действительности он является синергистом (совместно действует) к истинному сгибателю мышц плечевого сустава. Бицепс работает как главный супинатор локтевого сустава и помогает мышцам-супинаторам предплечья .

В области плечевого сустава, бицепс предоставляет помощь дельтовидной, чтобы напрячь плечевую кость или переместить её кпереди. Короткая головка также обеспечивает некоторые уникально функции, которые не предусмотрены длинной головой. Она выступает в качестве аддуктора для перемещения плечевой кости к срединной линии тела и притягивания руки ближе к телу. Короткая также действует как фиксатор для стабилизации плечевого сустава.

Структура короткой головки бицепса

Бицепс плеча — это скелетные мышцы, и как таковой является органом, состоящим, в основном, из скелетной мускулатуры и соединительной ткани. Скелетная мышечная ткань состоит из множества удлиненных клеток, известных как волокна ; каждое волокно, завернуто в тонкую фиброзную соединительнотканную оболочку, известную как внутренний перемизий . Многие волокна дополнительно объединены в группы, известные как пучки, которые в свою очередь, обернуты в более волокнистую соединительную ткань, известную как фасция . Многие кровеносные сосуды и нервы проходят между пучками волокон, чтобы обеспечить отток крови и связь со скелетными мышечными волокнами. Пучки, нервы и кровеносные сосуды в комплексе формируют всю двуглавую мышцу, обернутую наружным слоем волокнистой соединительной ткани, известной как эпимизий .

Все слои соединительной ткани сходятся на концах двуглавой мышцы плеча, образуя сухожилия, которые связывают её с лопаткой и лучевой костью. На проксимальном конце короткой головки, сухожилие срастается с надкостницей лопатки, а на клювовидном отростке берёт начало короткая головка. На противоположном конце бицепса, дистальное сухожилие сливается с надкостницей лучевой кости на лучевой бугристости в виде вставки бицепса.

Многие люди знают о такой мышце, как бицепс (двуглавая мышца), но мало кто понимает особенности ее строения и истинное название. Качать руки без этих сведений крайне непросто, поэтому желательно ознакомиться со всеми анатомическими деталями перед составлением плана тренировок. В таком случае можно добиться результата в более короткие сроки.

Двуглавая мышца плеча прикреплена к костям лопатки с помощью сухожилия. Получила свое название мышечная ткань, благодаря двум головкам, которые можно увидеть на этом изображении:

На картинке отчетливо видно из каких частей состоит двуглавая мышца плеча, а именно:

  • Короткая головка бицепса. Эта часть бицепса плеча начинается с клювовидного отростка на наружной стороне лопатки. От нее мышца проходит по внутренней поверхности кости до длинной головки. Короткая половина бицепса не обладает продолговатым сухожилием, но в ней больше мышечной ткани;
  • Длинная головка бицепса. Она локализована на боковой поверхности верхней конечности и начинает свой путь от выступа в районе лопатки, который находится непосредственно над углублением плечевого сустава. Называется это место надсуставным бугорком. У длинной головки достаточно выражено сухожилие, но при этом короткий участок мышечной ткани.

Если взглянуть сверху на строение бицепса руки, то можно заметить, что обе головки переплетаются между собой по мере приближения к локтевому суставу, создавая своеобразное брюшко. Оно крепится к локтю с помощью бицепсового сухожилия. Вместе обе головки создают мощный флексор, то есть сгибатель.

Функция

Изучив особенности строения двуглавой мышцы плеча можно понять каковы у нее основные функции. Согласно своей анатомии, бицепс является сгибателем конечности в локтевом суставе и позволяет вращать (супинировать) кисть. Длинная головка мышцы вступает в работу при сокращении плечевых мышечных тканей, например, во время поднятия рук наверх.

Для полного растяжения длинной части бицепса локти придется отвести назад. Если потребуется нагрузить короткую головку бицепса, то их нужно переместить немного вперед от туловища. Такой нюанс полезен для начинающих бодибилдеров, так как определенные положения рук влияют на прокачку проблемных мышечных тканей. Именно поэтому любой спортсмен перед прокачкой рук должен изучить функции бицепса.

Точки напряжения

Бицепс плеча во время тренировок постоянно загружен и излишнее перенапряжение, может создать точки напряжения. Для примера это может произойти во время подъема в гору или после жима штанги. У бодибилдеров основной причиной появления таких точек является перенос большого веса на локтях или вытянутых конечностях. Однако простые люди также не застрахованы от них. Ведь любая деятельность, сопровождающаяся тяжелыми перегрузками, может вызвать боль и слабость в определенных участках руки, которые являются симптомами точек напряжения.

Узнать об их наличии можно по болевым ощущениям в районе двуглавой мышцы. Иногда дискомфорт локализуется на передней поверхности плеча. Люди при этом обращают внимание на возникшие ограничения, которых не было раньше. Для примера, слабость при выпрямлении руки или появление болевого синдрома при пальпации сухожилия, на котором крепится бицепс к локтю.

Для выявления таких точек следует положить конечность на ровную поверхность перед собой. Предварительно ее нужно немного согнуть в локтевом суставе. Затем с помощью ощупывания следует поискать точки напряжения.

Начинать пальпацию нужно с локтевой ямки и постепенно двигаться по сухожилию к брюшку бицепса.

Пальцами следует непросто тыкать, а плавно вести, массируя внешнюю и внутреннюю сторону мышечных тканей. По ходу движения можно нащупать уплотнения и рядом с ними зачастую находятся точки напряжения. Обычно они локализуются на 1/3 пути по двуглавой мышце. При обнаружении таких мест, их нужно массировать, пока не уменьшатся неприятные ощущения.

Боль в двуглавой мышце


Двуглавая мышца плеча обычно стойко переносит нагрузки, но иногда в ней возникает боль различного характера. В такой ситуации нужно знать причины, из-за которой она может проявиться:


При обнаружении подозрительных симптомов в двуглавой мышце необходимо обратиться к терапевту. Для проведения обследования он может отправить больного к физиотерапевту, травмологу, ревматологу и т. д. После выявления основной причины боли, назначается соответствующий курс терапии.

Двуглавая мышца большинству людей известна, как бицепс. Зная ее особенности, можно быстро и эффективно прокачать руки и избежать травм, которые связаны с излишними перегрузками. Однако, эта мышца находится в постоянном напряжении, поэтому необходимо следить, чтобы не возникли странные симптомы. При их выявлении нужно незамедлительно обратиться к специалисту.

Текст к заданиям С1-С4.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы , и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг , образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере.… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом , а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.


(А. Пороховский)

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Ответ

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие функции:

1) борьба с монополиями;

2) поддержка и развитие конкуренции;

3) поддержка стабильности рыночной системы.

Указаны три функции

Указаны две функции

Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:

Благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;

Расширение производства общественных благ;

Создание правового поля в финансовой сфере.

2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:

Принятие Гражданского кодекса (правовое поле);

Борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);

Проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).

Могут быть приведены другие примеры

Названо три явления, одно проиллюстрировано примером

Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером

Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики .

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования ;

2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;

3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;

Указаны три позиции

Указаны две позиции

Указана одна функция

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) приведены два аргумента, например:

в демократическом обществе

Налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;

Судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.

3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:

Предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;

Избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

Максимальный балл

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления корпораций, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни – государством.


Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государств ами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает…

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествовавшие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство…

Любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны, – посредством этого подчинения – в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления…

(Макс Вебер)

С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

С2 . Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

С2. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие позиции :

1) характеристики государства:

Государство есть отношение господства;

Государство есть инструмент постоянного управления;

2) условия осуществления власти государством:

Государство требует установки человеческого поведения на подчинение;

Государству для осуществления власти требуются штаб управления и вещественные средства управления;

Государство использует как средство господства легитимное насилие.

С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

Социальная мобильность

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т. е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью , неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по) основные направления социальной мобильности?

3) разработка учений о государстве, разделении властей (совершенствование политической сферы).

Возможны иные правильные ответы.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ может содержать, например, следующие аргументы:

1) транслируемая информация объективно не является нейтральной, т. е. изначально содержит определенную оценку, отношение;

2) нередко распространение информации осуществляет человек, который в силу своих жизненных взглядов, добавляет определенные оценочные моменты;

3) на базе воспринятой информации формируются идейные установки ее потребителей;

4) как правило, распространяя знания, информацию, социальные институты ставят целью формирование определенного общественного отношения к конкретным проблемам.

Возможны иные, имеющие основания, аргументы.

Федеральный закон об образовании (извлечение)

Ст. 14 Общие требования к содержанию образования

    обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
    адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

4) на дополнительные образовательные услуги.

С3. .Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах?

С4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Опираясь на текст и свои знания о правовом государстве, дается объяснение, например:

1) приобретаются знания, необходимые гражданину;

2) формируется правовая культура – стремление следовать правовым нормам ;

3) принимаются ценности правового государства;

4) развиваются умения реализовывать и защищать свои права.

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований …

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений…

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом…

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.

С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть указаны такие проблемы, например:

Проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.);

Процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.);

Экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.).

Могут быть указаны и другие проблемы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены, допустим, такие примеры:

1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т. е. активно развивается сфера образования;

2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т. ч. применение кибернетических моделей;

3) происходит изменение экономической структуры общества, в том числе структуры занятости.

Могут быть приведены другие примеры.