Финансовая система ее сферы и звенья. формирование и использование внебюджетных фондов

Финансовая система это совокупность всех входящих в финансы государства звеньев в их взаимосвязи.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам.

Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы РФ оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение РФ в целом.

Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в экономике РФ занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

Каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы общественных организаций; финансы обороны страны и др.

В зависимости от формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности;

2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности;

3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности;

4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности;

5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.

В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

Еще по теме 2.2.1.Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев фи­нансовых отношений.:

  1. 2. Характеристика основных сфер и звеньев финансовой системы

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.



Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Российской Федерации.

2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

2.2 Федеральный бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

2.3 Внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый
уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

· Государственный фонд занятости населения РоссийскойФедерации, следовательно.

Например, Постановлением КМ РТ от 26.11.97 № 850 «О формировании департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами при Министерстве финансов Республики Татарстан» Министерство финансов РТ признано правопреемником Экологического фонда, Фонда НИОКР, Фонда воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых РТ, Республиканской больничной кассы, Фонда газификации, Фонда безопасности дорожного движения УГАИ МВД, Фонда приватизации РТ в связи с их консолидацией в республиканском бюджете РТ.

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

2.4 Государственный кредит

Государственный кредит - это часть государственных финансов.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с дру­гой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщи­ка, кредитора и гаранта.

Гарантом государство является тогда, когда оно берет на се­бя ответственность за погашение займов и выполнение других обяза­тельств, взятых на себя физическими или юридическими лицами. Это может осуществляться с целями поддержки монополий в конку­рентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструкции основных фондов отраслей, являющихся ключевыми для экономики, ускорения научно-технического прогресса, поддержания социально безопасного уровня занятости в народном хозяйстве.

В социальном плане государственный кредит может выступать как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Это может снижать потребление, замедлять формирование среднего класса. Кредиторы государства, которые имеют свободные денеж­ные средства, получают прибыль на вложенный капитал. При размещении займов на внешних рынках кредиторами выступают и получают дивиденды нерезиденты.

В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышлен­ности, конверсии производства, поддержки отечественных монополий на международных рынках.

В качестве подсистемы государственной финансовой системы кредит обеспечивает формирование и использование централизован­ных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные экономической и социальной зна­чимостью кредитуемого проекта (сельское хозяйство, малый бизнес, конверсия, выход на международные рынки и др.). Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что посредством кредита осуществляется формирование централизо­ванных денежных фондов государства. Положительное действие фи­скальной функции государственного кредита состоит в более равно­мерном распределении налогового бремени во времени.

Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Минимальная цена заемных средств на рынке к определяется ставкой рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга.

Таким образом государственный кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов. Уже поэтому логично считать, что государственный кредит имеет еще и регулирующую функцию.

Регулирующая функция государственного кредита охватывает состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.

При регулировании денежного обращения с использованием государственного кредита возможны следующие варианты:

1. абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц, а затем их используют для кредитования конкретных инвестиционных программ юридических лиц;

2. объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, пенсии и т.п.;

3. объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает деньги у юридических лиц, а затем направляет эти средства на выплаты населению и работникам бюджетной сферы.

Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость:

1) кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж (конкурентная борьба монополий на внешних рынках);

2) компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);

3) страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров (тем самым поощряя экспорт);

4) выдавая кредиты на развитие стратегических производств (обеспечение обороны и научно-технического прогресса экономики);

5) выдавая кредиты на развитие значимых социально производств (стабилизация социальной обстановки и создание благоприятного для бизнеса морального климата);

6) закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом (создание и сохранение рабочих мест);

7) выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, «связанные» условием закупки товаров у отечественных производителей (резидентов), что способствует созданию и сохранению рабочих мест.

Все это порождает условия для налоговых поступлений и их источников. И здесь особо эффективной может быть государственная гарантия.

Социальные последствия безинфляционного покрытия дефицита бюджета за счет выпуска и размещения на внутреннем рынке государ­ственных долговых ценных бумаг состоят в перераспределении финан­совых ресурсов от одних общественных классов к другим. Это связано с тем, что налоговое бремя, связанное с обслуживанием внутреннего долга, несут все. Доход же от кредитования государственных расходов в виде процентов поступает только той части юридических лиц и населения, которая является кредитором государства. Это может препятствовать развитию мелкого и среднего бизнеса, созданию среднего класса - гаранта западных демократий и одновременно способствует возрастанию социальной напряженности в государстве.

Государственный займ - это инструмент наполнения финансовых фондов, которым необходимо управлять.

Государственные займы можно классифицировать по различным признакам:

· по месту размещения: внутренние и внешние;

· по тому, кто размещает займ: размещаемые центральными и местными органами власти;

· по возможности реализации: рыночные (свободно покупаются и продаются) и нерыночные;

· в мировой практике по сроку погашения выделяют: кратко­срочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (со сроком погашения от 5 до 25 лет).

· по наличию заклада: закладные (например, под государ­ственные пакеты акций) и беззакладные;

· по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные, процент­ные, с нулевым купоном. Последние еще называют дисконтными. Дисконтные ценные бумаги продают ниже номинала, а погашают (оплачивают) по номиналу;

· по характеру получаемого дохода: с твердым доходом и с плавающим доходом, объявляемым заемщиком-государством в зависи­мости от политических, общеэкономических, финансовых обстоятельств;

· по возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового;

· по виду погашения: с единовременным погашением или с возможностью погашения по частям.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Управление государственным кредитом в широком смыс­ле - это формирование одного из элементов финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Оно должно соответствовать целям и критери­ям и является частью государственной финансовой политики.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

К задачам финансового маркетинга рынка государственных ценных бумаг могут быть отнесены:

· оценка емкости различных сегментов рынка;

· определение привлекательных для инвесторов и выгодных го­сударству условий размещения ценных бумаг;

· оценка возможности достижения поставленных перед эмисси­ей целей и определение наиболее выгодных (оптимальных) для го­сударства условий размещения ценных бумаг;

· позиционирование (определение выигрышных отличий одной ценной бумаги от другой) для государства и инвесторов;

· установление перечня жестких правовых ограничений на возможные действия мошенников, хакеров (при электронных операциях к ценными бумагами), недобросовестных приобретателей ценных бумаг и других злоумышленников;

· проведение маркетинговых мысленных и рыночных эксперимен­тов по размещению пробных эмиссий новых ценных бумаг и другое.

Задачи управления государственным кредитом включают:

· поддержание баланса между кредиторами и государством, государством и получателями финансовых ресурсов, различными слоями населения, которых затрагивает конкретная акция государ­ственного кредита;

· организацию размещения ценных бумаг и выплат дивидендов;

· мониторинг рынка и недопущение существенного превышения предложения над спросом на рынке государственных ценных бумаг;

· регулирование колебания курсов государственных ценных бумаг;

· минимизацию стоимости технического обслуживания долга;

· мотивирование и управление персоналом, обслуживающим го­сударственный кредит;

· экономическое и административное управление, мотивирование активности дилеров по размещению этих бумаг и др.

· В зависимости от целей, инструментов, методов осуществле­ния государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.

2.5 Фонды страхования

Осуществление страхования по защите имущественных интересов, предупреждению и возмещению материального ущерба происходит за счет средств страхового фонда. Страховой фонд создается в форме резерва материальных или денежных средств. Его экономическая природа определяется отношениями производства и распределения материальных благ, а также объективно существующими противоречиями между человеком и природой. В страховом фонде реализуются коллективные и личные интересы членов общества, выражаются разносторонние экономические и социальные аспекты их жизнедеятельности.

В условиях рыночной экономики наиболее приемлемы следующие организационные формы страхового фонда:

· централизованный страховой (резервный) фонд формируется как в натуральной, так и в денежной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства. Создание общественных резервов в наибольшей степени связано с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением чрезвычайного ущерба (от стихийных бедствий, катастроф, крупных производственных аварий, экологических нарушений и т.п.) и в наименьшей степени - с факторами экономической несбалансированности и бесхозяйственности;

· фонд самострахования создается в децентрализованном порядке каждым самостоятельно хозяйствующим субъектом.

В сельскохозяйственном производстве через механизм самострахования образуются семенные, продовольственные, фуражные и другие натуральные фонды, предназначенные для покрытия различных убытков и частичного возмещения ущерба от стихийных бедствий.

Для свободных предпринимателей, коммерческих структур объективно возникает потребность в создании фонда риска для осуществления деятельности в условиях неблагоприятной эконо­мической конъюнктуры. Предприятия как самостоятельные хо­зяйствующие субъекты несут имущественную ответственность по всем обязательствам и в соответствии с Законом «О предприятии и предпринимательской деятельности», Положением «Об акци­онерных обществах» обязаны создавать страховой резервный фонд на покрытие собственных потерь и убытков. Средства данного фонда используются в первую очередь на преодоление производственных срывов
и финансовых потерь. С позиций экономической целесообразности временно свободные средства резервного фонда должны
находиться в ликвидной форме (в виде депозитов в банках, акций,
финансовых обязательств и т.д.).

Страховой фонд страховщика создается непосредственно за
счет страховых взносов участников страхового процесса - страхователей: предприятий, учреждений, организаций и отдельных
граждан. Данный фонд выступает только в денежной форме и имеет строго целевой характер расходования средств (на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с правилами и условиями договора страхования).

Страховой фонд страховщика отличается значительной мобильностью, так как позволяет достигать высокой эффективности в
использования средств методом раскладки убытков на всех участников создания страхового фонда.

Для выполнения принятых страховых обязательств страховщик образует из полученных страховых взносов необходимые для
предстоящих выплат страховые резервы. Страховщик возлагает на себя большую ответственность за выполнение условий договора страхования, он должен гарантировать своевременное возмещение ущерба страхователю, а тот в свою очередь должен быть уверен в надежности, платежеспособности страховщика. Обеспечение финансовой устойчивости страховых операций возможно лишь при наличии у страховой организации определенных резервных фондов.

В основе функционирования страховых фондов лежат следующие принципы: комплектность, многообразие организационных форм, учет экономических интересов всех участников страхового процесса. Через механизм формирования страховых фондов появляются дополнительные стимулы к накоплению денежного капитала, расширению страховых операций, созданию эффективного рынка страховых услуг.

2.6 Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы предприятий имеют определенный иерархический уро­вень и составляют основу финансовой системы страны. Это децент­рализованные финансы.

Гражданский кодекс (ГК) РФ признает юридическим лицом организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуще­ственные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ГК РФ установлено, что самостоятельный баланс или смета необходимы для юридического лица.

Представляется возможным назвать финансами предприятий замкнутые перераспределительные отношения между подразделения­ми и видами деятельности одного юридического лица с определен­ной целью или некоторым множеством целей (адаптации к измене­нию рыночной среды, обеспечения конкурентных преимуществ, уско­рения научно-технического прогресса, гармонизации отношений в коллективе и др.) в реальных условиях функционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц.

В условиях рынка финансы субъектов хозяйствования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.).

Известна точка зрения, что финансовые отношения возникают при распределении выручки предприятий. Приверженцы этого подхода считают, что финансы предприятий опосредуют процессы деления выручки на составные части, имеющие специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, других затрат.

Основными группами затрат, образующих себестоимость продукции (работ, услуг) являются: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

Прибыль от реализации продукции - это разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов) и затратами на ее производство и реализацию.

Предприятие может иметь и другие виды прибыли:

· прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия;

· доходы от внереализационных операций.

В состав доходов от внереализационных операций включаются:

· доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях;

· доходы от сдачи имущества в аренду;

· доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

· суммы, полученные в виде экономических санкций и в возмещение убытков;

· другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.

Балансовая прибыль - это совокупность прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества, доходов от вне реализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по ним.

Прибыль является главной формой денежных накоплений предприятий.

Прибыль - важнейший источник расширения и модернизации основных фондов предприятий, прироста собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, обеспечения социальных потребностей. Прибыль - важнейший источник доходов всех уровней бюджетной системы.

Факторами роста прибыли являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, улучшение ас­сортимента и качества продукции.

Государством установлены основополагающие принципы рас­пределения прибыли и очередность:

· выполнения обязательств по оплате труда;

· выполнения финансовых обязательств перед государством;

· стимулирования разработки новых товаров, конкурентоспособ­ных на международных рынках;

· развития производства, капитальных вложений, в том числе за счет предоставления налоговых льгот.

Состав налогов и процентные ставки налогов устанавливают Налоговый кодекс и другие нормативные документы.

Чистая прибыль предприятий - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты налогов.

При финансовом менеджменте на базе прибыли предприятие может создавать фонды, исходя из производственной целесообразно­сти. При этом руководствуются принципами:

1) использования всей чистой прибыли или ее части;

2) отражения операций по финансированию работ и затрат, не включаемых в себестоимость, по мере их возникновения как исполь­зование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (внефондовые финансовые отношения), без формирования специальных фондов для их финансирования;

3) создания специальных фондов (фонда накопления, фонда потребления) как за счет прибыли предприятий, так и за счет средств, полученных из других источников (безвозмездные пожертво­вания, средства бюджета, средства централизованных фондов выше­стоящих организаций и добровольных объединений).

Фонд накопления используется на приобретение и строи­тельство основных средств производственного и непроизводственного назначения; уплату процентов за пользование банковским кредитом сверх ставок, установленных законодательством; финансирование НИОКР; расходы по уплате штрафных санкций; частично на подго­товку и переподготовку кадров.

Фонд потребления используется на выплату дивидендов, благотворительность, на оказание материальной помощи, выплату надбавок пенсиям, а также премий, не связанных с производственными результатами, на оплату медикаментов, путевок для работников членов их семей.

Первоначальное формирование производственных фондов происходит за счет Уставного капитала.

Уставный капитал - это совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Источниками формирования Уставного капитала могут выступать:

Бюджетные ассигнования;

Средства централизованных фондов и резервов финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, ведомств;

Акционерный капитал;

Вклады других предприятий и др.

Производственные фонды - это совокупность основных и оборотных фондов. Кругооборот этих фондов имеет различный ха­рактер. Разница в характере кругооборота основных и оборотных средств порождает различия в составе денежных фондов, обеспечивающих этот кругооборот, порядке их образования и использования.

Основные фонды включают строения и оборудование, которое многократно ис

Тема: Финансовая система страны, ее сфера и звенья

Введение

1. Понятие финансовой системы

2. Состав и структура финансовой системы

3. Характеристика звеньев финансовой системы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

1. Понятие финансовой системы

Анализ закономерностей развития финансов в разных усло­виях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений, что обус­ловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и сущест­вование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако наличие общих признаков в сущности всех финансо­вых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категориифинансов.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

· федеральный бюджет;

· специальные государственные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· финансы предприятий различных форм собственности;

· финансовый рынок.

Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.

Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в мето­дах формирования и использования фондов денежных средств. Многообразие фондов денежных средств и соответст­вующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называть центра­лизованными, все прочие – децентрализованными. Общегосударственные централизованные денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит кнеобходимос­ти централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюд­жетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фон­дов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов го­сударственной власти и управления; поддержка отраслей народ­ного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнива­ние уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаменталь­ных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и примене­ние особых способов и форм образования и использования де­нежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресур­сов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в про­цессе материального производства. Источником централизован­ных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между произ­водственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населе­ния. Эффективное использование финансовых ресурсов возмож­но лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с фи­нансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общего­сударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ас­сигнований и использования банковских кредитов. При недоста­точности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе опе­раций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством за­ключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финан­совой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на фор­мирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

2. Состав и структура финансовой системы

По причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем является сложной системой.

(Финансовая система) Финансовые отношения очень многообразны, и для дальнейшего изучения необходимо их классифицировать, разделив на отдельные группы, которые будут иметь сходные свойства, отличаться однородностью, и систематизировать, выявив взаимосвязи между основными элементами. Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой. Каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими системами.
Первым классификационным признаком, в соответствии с котором все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами финансовой системы, — финансы субъектов хозяйствования, а также государственные и муниципальные финансы.

Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций. Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Первая сфера финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъекта. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предприятий.
Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на организацию финансов, например на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств.
В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п. Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений , прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения.
Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системе нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане РФ получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей.
Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы в их сфере выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.
В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и местные бюджеты.
С учетом изложенного определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Финансовое регулирование. Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил: (1) внешнее , т.е. государственное регулирование; (2) внутреннее , «корпоративное» регулирование. Внутреннее можно условно разделить на два вида: (а) регулирование со стороны хозяев (акционеров) предприятия; (б) его руководителей. Финансовое регулирование со стороны акционеров. В учредительных документах предприятия (будь то акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество или производственный кооператив) может и должно быть зафиксировано правило о том, учредители (для упрощения будем именовать их акционерами) утверждают положение об учетной политике, финансовую (публичную) отчетность предприятия, одобряют совершение крупных и особо крупных сделок, а также участвуют в финансовом регулировании иным образом. Так, законодательством закреплено, что только акционеры вправе принимать решение о внесении изменений в учредительные документы, изменении уставного капитала, размещении акций и т.д. Особо важным является то, что акционеры утверждают ревизора общества, счетную комиссию и финансовую отчетность. Дело в том, что контролировать не менее важно, чем непосредственно управлять, и финансовое регулирование в данном случае принимает форму контроля. Акционеры также утверждают аудитора общества, а сущность аудита заключается в проверке финансового состояния предприятия и представлении рекомендаций по возможным путям его улучшения. На основе этих рекомендаций акционеры смогут принять решение на ежегодном собрании о корректировке деятельности предприятия в ту или иную сторону, таким образом, контроль непосредственно переходит в управление. Финансовое регулирование со стороны руководства. Руководство предприятия (президент, директор, совет директоров и т.д.) осуществляет общее руководство деятельностью предприятия и, соответственно, функции финансового регулирования. Именно директору предприятия приходится выбирать, разрабатывать и рекомендовать акционерам утвердить положение об учетной политике, распоряжается средствами предприятия, в том числе денежными — на счетах, осуществляет руководство учетом и отчетностью. В этом отношении необходимо отметить основополагающее различие между видами учета предприятия: (1) финансовым; (2) управленческим . Финансовый учет предназначен для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, государственных органов и т.д.) и подлежит аудиторской проверке. Управленческий учет предназначен для самого руководства, является наиболее достоверным и может содержать информацию, составляющую коммерческую тайну. Однако именно этот вид учета теснее всего связан с финансовым регулированием, так как содержит планы расходования средств, «увязку» этих планов с календарем поступления средств на предприятие, наиболее подробные и точные данные по себестоимости продукции (работ, услуг), кредиторской и дебиторской задолженности и т.д. и т.п. Через управленческий учет и планирование в наибольшей степени проявляется финансовое регулирование деятельности предприятия его руководством.
Финансовое управление. Управление финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления. В соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального сектора, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованным и децентрализованных уровнях.
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами — финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами — совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами — финансовый аппарат. Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления. В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Финансы хоз. субъектов – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятия. Это основная сфера финансовой системы государства, именно она обеспечивает наибольшие поступления ДС в гос. бюджет страны и от этой сферы во многом зависит экономическое развитие страны.

Финансы хоз. субъектов включают денежные отношения, кот. возникают между: предприятиями, предприятиями и вышестоящими органами, предприятиями и входящими в них структурными подразделениями, предприятиями и гос. бюджетом, предприятиями и учреждениями банков и т.д.

Весомая доля этих фин. ресурсов посредством налогов напр-ся на формирование доходной части гос. бюджета.

Функционирование организаций основано на ряде принципов, в соотв. с кот. они разраб. свою финансовую политику:

a) плановости

b) деление средств в обороте на собственные и заёмные

c) образование фин-х резервов

d) самоокупаемость, самофинансирование

e) принцип материальной ответственности

f) диверсификация

g) целевая направленность

h) разделение средств основной деят-ти и капитала на вложения.

Первая подсфера сферы финансов хоз. субъектов– финансы организаций материального производства. Здесь создаётся наиб. значимая часть фин-х ресурсов предприятий.

Звенья этой подсферы определяются в соотв-ии с отраслевым делением экономики:

· торговли

· промышленности

· грузового транспорта

Финансы в зависимости от форм собст-ти могут быть:

· основанные на гос собст-ти (преобл. в РБ)

· основанные на частной собст-ти (в РБ в переспективе)

По организационно-правовым обстоятельствам:

· коммерческих организаций

· некоммерческих организаций

От размера предприятия финансы:

· малых предприятий

· крупных предприятий

· средних предприятий

От гос. собственности финансы:

· республиканской собст-ти

· коммунальной собст-ти

Вторая подсфера – финансы учреждений, организаций непроизводственной сферы. Сюда относятся след. звенья:

· финансы учрежд. образ-я

· финансы здравоохранения

· финансы науки

· финансы культуры

· финансы обороны

Финансы учреждений, организаций непроизводственной сферы подразделяются на:

4) Финансы учрежд. и организ. функционирующих на коммерческой основе

5) Финансы учрежд. и организ. функционирующих на частично коммерческой основе

6) Финансы учрежд. и организ. функционирующих полностью финансируемых и гос. бюджета

Общегосударственные финансы и их содержание.

Одна из сфер в финансовой системе государства – это централизованные финансы.

Централизованные финансы – это система денежных отношений, возникающих по поводу формирования централизованных фондов ДС и использованию их для выполнения функций государства путём распределения и перераспределения нац. дохода, созданного субъектами хозяйствования.

Выделяют 2 уровня централизации:

· республиканский

· региональный

Звенья общегос-х финансов:

· гос. бюджет

· внебюджетные фонды

· гос. кредит

а) Гос-й бюджет – ведущее звено фин-й системы. С его помощью гос-во концентрирует значит. часть фин-х ресурсов. Бюджет состоит из 2-х взаимосвяз-х частей: расходной и доходной. В бюджет страны поступаю ДС от населения, организаций в виде налогов, сборов, платежей, они составляют доходы бюджета и направляются на финансирование общегосударственных расходов, поддержку отраслей экономики, оборону и т.д. Бюджет РБ включает: бюджеты областей и бюджеты г. Минска, которые вместе образуют консолидированный бюджет.

Бюджет рассматривается с 3-х позиций:

2) Бюджет – основной централизованный фонд ДС государства, его фин-я база.

3) Главный фин-й план государства (Утверждается ежегодно и имеет силу закона. является обязат. для исполнения всеми организациями и населением)

б) Внебюджетные фонды

Появились, т.к. существовала нехватка бюджетных ресурсов. Их число в каждом государстве определяется правительством. Они отделены от бюджета.

Внебюджетные фонды – ср-ва правит-ва и месных органов власти, предназнач. для финансирования расходов, не включённых в бюджет.

Формирование этих фондов позволяет привлечь доп. ресурсы.

ДС этих фондов идут на:

· пенсионное обеспечение

· решение проблем занятости

· мед. страхование

· поддержка развития приоритетных отраслей экономики

IV. Гос. кредит

Посредством его осущ-ся накопление доп-х фин. ресурсов государства за счёт мобилизации свободных ДС организаций, населения и т.д.

Гос. кредит – это совокупность экономических отношений, которые возникают между государством и иными субъектами – резидентами и нерезидентами-, по поводу движения заёмных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Государство в этом случае может выступать как заёмщиком, так и кредитором.

Гос-во может занимать на:

· внешнем рынке

· на внутреннем рынке


Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы.

В литературе финансовая система, её состав и структура представлены по-разному.

Основным из дискуссионных вопросов является выделение страхования как самостоятельной сферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая, Вавилов, Родионова выделили три сферы финансовой системы. Причем структура этих сфер тоже различна у разных авторов.

1. Некоммерческое (государственное страхование)

1. Социальное страхование

2. Личное страхование

3. Имущественное страхование

4. Страхование ответственности

5. Страхование предпринимательских рисков

1)социальное

3)имущественное

4)ответственности

5)предпринимательских рисков

Значит перед нами встает еще один вопрос: если всё же страхование выделяется как отдельная сфера, то каков же её состав?

Все авторы выделяют как отдельную сферу финансы субъектов хозяйствования, хотя можно увидеть, что интерпретация этого названия у авторов разная. Отчего зависит такое расхождение и как всё-таки правильно называть эту подсистему, вот еще один вопрос.

1)Коммерческие предприятие и организации

2)Некоммерческие организации

3)Финансовые посредники

Родионова выделяет сферу финансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней следующие звенья:

1)финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах

2)финансы учреждений и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность

3)финансы общественных объединений

По Вавилову финансы экономических (хозяйствующих) субъектов делятся на:

1)финансы коммерческих организаций

2)финансы некоммерческих организаций

3)финансы предпринимателя без образования юридического лица

4)финансы домохозяйств

Ковалёва выделяет финансы хозяйствующих субъектов:

1)государственных

2)муниципальных

3)частных

4)акционерных

5)арендных

6)общественных

Таким образом, еще одним важным вопросом является состав сферы финансов субъектов хозяйствования.

Аналогичные расхождения происходят в сфере государственные и муниципальные финансы.

Родионова в составе государственных финансов выделила:

1)государственный бюджет

2)Внебюджетные фонды

3)Государственный кредит

Ковалёва выделила сферу общегосударственные финансы и в её составе:

1)государственный бюджет

2)внебюджетные фонды

3)государственный кредит

4)фонды страхования

5)фондовый рынок

Для того, чтобы понять и доказать состав и структуру финансовой системы необходимо четко проанализировать роль субъектов в общественном воспроизводстве, задачи, которые они выполняют, источники формирования финансовых ресурсов, направление распределения прибыли.


15. Финансовая политика, её содержание, цели и задачи.

Любые финансовые отношения организуются государством.

Финансовая политика – намеченная государством на определённом этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Фин-я политика – составная часть эк-ой политики государства.

В фин-ой политике отражаются главные направления развития народного хоз-ва, разрабатывается и реализуется механизм регулирования и стимулирования соц.-эк. процессов.

Финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деят-ти государства.

Её реализация обеспечивается совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и др. фин. инструментов и институтов.

Фин. политика должна быть направлена на:

o обеспечение устойчивого эк. роста

o способствовать укреплению и развитию внешнеэ-х связей

1) Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.

2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий год.

3) осуществление практич. действий, направленных на достижение осн-х целей.

Главный субъект фин-ой политики – гос-во, кот. разрабатывает стратегию фин. развития, опред. задачи, средства и пути достижения этих целей.

Финансы – это элемент базиса, т.к. объективны и независимы, а фин-ая политика – это сознательная деят-ть и относится к надстройке.

Фин. политика не является постоянной, а меняется в соответствии с потребностями и развитием общ-ва.

Фин. политика требует законодательного оформления. Так, МинФин и НБ РБ разрабатывают основные направления денежно-кредитной политики и готовят инструкции, нормативные док-ты.

Цели фин. политики:

· наиболее полная мобилизация фин-х ресурсов и соответствующее наращивание гос. финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общ-ва.

· увлечение бюджетной обеспеченности жителей.

· повышение ур-ня доходов на душу населения

· обеспечение соц. нормативов ур-ня жизни

Основные задачи фин-ой политики:

Ø Соответствие объективным эк. законам

Ø Финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическая стабилизация

Ø Отбор источников мобилизации фин-х ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения

Ø Рациональное распределение и исп-е фин. ресурсов

Ø Концентрация фин-х ресурсов на важнейших напр-х эк. и соц. развития

Ø Сбалансированность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики

Ø Уменьшение дефицита гос. бюджета

Ø Либерализация вэд

Ø Активизация процессов разгосударствления и приватизации

Ø Унификация отечественного финансового зак-ва с зак-вом РФ

Фин. политика в зависимости от длительности может быть:

1) Финансовая стратегия

2) Финансовая тактика

Эти эл-ты взаимосвязаны, а тактика подчинена стратегии.

Фин. стратегия – это долговременный курс фин. политики, предусм-й решение крупномасштабных задач, рассчитана на перспективу.

Фин. тактика рассчитана на решение конкретного этапа развития государства, исходит из текущих потребностей стран.