Значение внешней торговли для экономики россии. Значение внешней торговли для современной экономики россии

Изучив главу 12, вы будете знать современное состояние внешней торговли России, ее динамику, географическую и товарную структуру, формирование внешнеторговой политики России.

Одной из традиционных форм участия России в системе международных экономических отношений является внешняя торговля. Россией уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере встали перед Россией в связи с решением проблем, связанных со вступлением во Всемирную торговую организацию.

Значение внешней торговли для экономики России.

Формирование внешнеторговой политики страны

В период после распада СССР в экономике России пришлось одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

Все эти задачи решались непросто, с неоднозначными промежуточными результатами, не всегда последовательно, с определенными издержками и, кроме того, далеко не синхронно. Дальше всего Россия продвинулась в решении первой задачи и, частично, третьей, тогда как эффективную структурную перестройку экономики еще предстоит осуществить.

Тем большее значение приобретает развитие внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 1990-е гг., за исключением 1998 и 1999 гг., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого началось только в 1999-2000 гг., внешняя торговля уже с 1993 г. показывала устойчивую положительную динамику по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо. Кроме того, внешняя торговля стала одним из важнейших источников доходов бюджета. Однако доля России в международной торговле до 2000 г. уменьшалась.

Развитие внешней торговли РФ в 1990-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием изменяющейся конъюнктуры мирового рынка. Вместе с общими изменениями в экономической политике России корректировалась и внешнеторговая политика. В частности, с середины 1990-х гг. происходил переход от безоглядной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «любой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отечественных производителей.

Для развивающихся экономик в течение десятилетий были характерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 1950-1970-е гг. экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Размышляем самостоятельно. Насколько приемлемы для России в чистом виде обе вышеуказанные стратегии?

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей РФ является обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентоспособных производств потребительских и инвестиционных товаров. С другой стороны, стоит задача развития экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и в оборонно-промышленном комплексах и других наукоемких отраслях.

Третья проблема в государственной внешнеторговой политике - обеспечение равноправного и более активного участия России в международной торговле, противодействие дискриминационным мерам, предпринимаемым в отношении отечественных товаров и услуг и отечественного бизнеса со стороны отдельных государств и их союзов, а также некоторых международных организаций.

В чем заключается значение внешней торговли для развития национальной экономики?

глобализация мировой экономика торговля

Внешняя торговля - это (англ. foreign trade) торговля между странами, включающая вывоз (экспорт) и ввоз (импорт) товаров и услуг.

Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.

Внешняя торговля проводится благодаря коммерческим операциям, проводимым самостоятельно компаниями, фирмами и государственными организациями, а прерогативой государства остается торговля оружием и стратегическим сырьем, а также установление правил, норм, ограничений, налогов на торговые операции, проводимые участниками внешней торговли.

Внешняя торговля характеризуется понятиями экспорта и импорта: первый предполагает вывоз товаров и услуг за рубеж и получение взамен иностранной валюты, а второй - ввоз их из-за границы с соответствующей оплатой. Экспорт, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая первичную, вторичную, третичную и т.д. занятость. Увеличение же импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока финансовых ресурсов за границу.

Уровень внешней торговли характеризуется объемом внешнеторгового оборота, состоящим из экспорта, импорта и реэкспорта. Внешнеторговый оборот рассчитывается в сопоставимых ценах, отражающих его физический объем, и в текущих (фактических) ценах. Критерием места и значения внешней торговли в народном хозяйстве страны является удельный вес экспорта и импорта (экспортная и импортная квота) в валовом внутреннем продукте.

Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.

Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей.

Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с ним издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и, продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство которых обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает, реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущие рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Участие национальных хозяйств в международной торговле ведет к интенсификации воспроизводственного процесса по ряду направлений. Например, усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новой техники и технологий, растет занятость (согласно некоторым оценкам, увеличение экспорта промышленных товаров, эквивалентное 1% ВВП, вызывает рост доли промышленного сектора в общей занятости на 0,62-0,78%).

Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения развития и структурных изменений в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Это позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, тем самым способствуя росту производительности труда и доходов. Одновременно растут технический уровень и качество выпускаемых в стране товаров. Увеличение внешнеторгового обмена между национальными хозяйствами усиливает синхронизацию экономических процессов в хозяйстве настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника рынка неизбежно влекут за собой международные последствия вплоть до распространения кризисных явлений на другие страны.

Таким образом, значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:

Появляется возможность получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;

Происходит насыщение внутреннего рынка;

Преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

Интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

Увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов;

На базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

Повышается уровень международной специализации страны.

Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, она является основой для других форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, развитие международной торговли способствует углублению международного разделения труда, интернационализации производства и последующей экономической интеграции. В-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.

Одной из традиционных форм участия нашей страны в системе международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли.

Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию.

В постсоветский период экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

и, частично, третьей, тогда как структурная перестройка экономики еще находится на стадии разработки программ.

Тем большее значение приобретает внешнеэкономический комплекс страны, развитие внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг. XX в., по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 1999-2000 гг., во внешней торговле уже с 1993 г. наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Развитие внешней торговли России в 90-е гг.

XX в. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

Поэтому в соответствии с изменениями в экономической политике России корректировалась и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. XX в. происходил переход от безоглядной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «любой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отечественного производителя.

Для развивающихся экономик в течение десятилетий были характерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 50-70-е гг. XX в. экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Однако для России обе эти модели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика давно уже прошла процесс индустриализации и обладает несмотря на многолетний системный кризис и спад производства значительным научно-техническим, производственным, кадровым и интеллектуальным, а не только природным, потенциалом.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортзамещающих производств, в том числе конкурентноспособных производств потребительских и инвестиционных товаров.

Другая проблема - развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.

Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторговой политике - обеспечение равноправного, недискриминационного участия России в международной торговле. На этом направлении важно завершить процесс вступления в ВТО. 4.2.

Еще по теме 4.1. Значение внешней торговли для экономики России. Формирование внешнеторговой политики страны:

  1. Суть внешнеторговой политики и основные " направления внешней торговли
  2. Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика,
  3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика. Платежный баланс
  4. Вопрос 2. Мировая торговля и ее экономическая основа. Внешнеторговая политика страны
  5. Тарифная защита страны во внешней торговле страны с «малой» экономикой Исходные данные и задание
  6. Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами - членами СНГ
  7. Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России
  8. 3.5. Природопользование, экономическая география и регионалистика социальные аспекты экономики природопользования; управление природопользованием и правовая защита природной среды; научно-технический прогресс и направления улучшения природопользования; методы отраслевого размещения производства; размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства России и стран СНГ; региональная экономика и региональная политика России и других стран СНГ

Одной из традиционных форм участия нашей страны в систе­ме международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потен­циальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой по­литики, использования тарифных и нетарифных методов регули­рования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию.

В постсоветский период экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизо­ванной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

Тем большее значение приобретает внешнеэкономический ком­плекс страны, развитие внешней торговли и других форм внеш­неэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, фор­мирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг., по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 19992000 гг., во внешней торговле уже с 1993 г. наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Развитие внешней торговли России в 90-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

Поэтому в соответствии с изменениями в экономической по­литике России корректировалась и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. происходил переход от безогляд­ной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «лю­бой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отече­ственного производителя.


Для развивающихся экономик в течение десятилетий были ха­рактерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 5070-е гг. экономики Индии и Бра­зилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустри­альных стран Юго-Восточной Азии. Однако для России обе эти мо­дели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика давно уже прошла процесс индустриализации и обладает несмотря на многолетний системный кризис и спад производства значитель­ным научно-техническим, производственным, кадровым и интел­лектуальным, а не только природным, потенциалом.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой оте­чественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентноспособных производств потребительских и инвестиционных товаров.

Другая проблема - развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энерге­тическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.

Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторго­вой политике обеспечение равноправного, недискриминаци­онного участия России в международной торговле. На этом на­правлении важно завершить процесс вступления в ВТО.

Охарактеризуем динамику, географическую и товарную структуру внешней торговли России в 90-е годы.

В период, предшествовавший 1992 г., внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства - СССР. Взаимные поставки товаров между союзны­ми республиками не рассматривались как внешнеторговая дея­тельность, а товары российского производства, поступая на ми­ровой рынок, никак не выделялись из общесоюзного экспорта.

Тенденции развития внешней торговли СССР, ее географическая и, в меньшей степени, товарная структура претерпели значительные изменения в конце 80-х - начале 90-х гг. До 1988 г. оборот внешней торговли постоянно увеличивался и внешнеторговое сальдо, как правило, было положительным. С 1989 г. в условиях углубляющегося эко­номического кризиса и распада СССР объем внешней торговли начи­нает снижаться, сальдо внешней торговли становится отрицательным, что является дополнительной причиной роста внешнего долга.

1991 г. последний год существования СССР охарактеризо­вался резким спадом объема экспорта и импорта. Одной из важ­ных причин этого спада стал перевод с начала 1991 г. внешней торговли со странами СЭВ на мировые цены и свободно конвер­тируемую валюту и последующий роспуск этой организации, фун­кционировавшей более 40 лет (с 1949 г.).

С 1992 г. Россия выступает самостоятельным субъектом миро­вой экономики и объемы внешней торговли исчисляются в дол­ларах США по текущему курсу.

Из этого не следует, что все внешнеторговые сделки осущест­вляются только в долларах или других свободно конвертируемых валютах. До 20 % объема внешней торговли составляют сделки в российских рублях и неконвертируемых или частично конвертируе­мых валютах, распространены и бартерные сделки (товар на товар).

С 1992 по 1997 гг. наблюдался непрерывный рост внешнеторго­вого оборота (с 96,6 до 161,0 млрд долл.) и импорта (с 43,0 до 72,0 млрд долл.). Валютно-финансовый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997 1998 гг. цен на нефть главный экспортный товар России привел к резкому спаду внешнеторгового оборо­та, экспорта и импорта (табл. 4.1). При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 19992003 гг., когда цены на этот товар существенно возросли и сохранялись на высоком уровне, позволило увеличивать объем экспорта (начиная с 2000 г.) и при одновременном росте импорта получать довольно значительное внешнеторговое сальдо (максимальный объем которого 60,6 млрд. долл. был достигнут в 2000 г.).

Таблица 1. Динамика внешней торговли России (млрд. долл.)*

Факторы и предпосылки, формирующие внешнюю торговлю России

На внешнюю торговлю России оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, которые влияют на формирование внешней торговли страны.

Рассмотрим основные внутренние факторы. Среди внутренних факторов выделяют:

  1. географическое положение и обширная площадь страны, которые позволяет развивать торгово-экономические отношения со странами Евросоюза, СНГ, Китаем и другими странами;
  2. значимый запас природных ресурсов;
  3. относительно невысокая стоимость трудовых ресурсов при высоком в среднем уровне образованности населения;
  4. высококвалифицированные кадры и наличие отечественных передовых разработок в области оборонной промышленности, судостроения, атомной промышленности.

Среди внешних факторов выделяют:

  1. участие в торгово-экономических союзах (ВТО, СНГ, БРИКС, АТЭС, Евразийское экономическое общество и другие);
  2. общемировые цены на нефть, энергоресурсы, колебания курсов валют;
  3. невысокая доля заинтересованности международных инвесторов в инвестиции в высокотехнологичные, культурно-социальные проекты.

Оценка состояния внешней торговли России

Состояние и структура внешней торговли оценивается такими показателями как экспорт, импорт, внешнеторговый оборот, сальдо торгового баланса, мировой экспорт и импорт и доля стран в структуре, экспортная и импортная квота (доля экспорта и импорта в Валовом внутреннем продукте страны).

Данные показатели оцениваются в динамике, также применяется факторный, индексный, сравнительный анализ. Исходными данными для оценки являются статистические сборники, сайт Федеральной таможенной службы, сайт Центрального Банка России, сайт Федеральной службы статистики.

Замечание 1

Особенностью внешней торговли России является преобладание в экспорте нефти, газа, угля, алюминия, драгоценных материалов, машиностроения в области оборонной промышленности. В импорте преобладают машиностроение, оборудование и транспортные средства, что создает высокую импортозависимость страны и создает опасность для внутренней безопасности в эру информатизации и электронного общества.

Значение внешней торговли для экономики России

Оценить влияние внешней торговли на экономику страны можно с помощью оценки структуры импорта и экспорта, а также места в мире по экспорту и импорту определенных групп товаров, доходов от внешнеэкономической деятельности в бюджете страны. Выявить статистическую зависимость можно с помощью корреляционно-регрессионного анализа, где в качестве показателя развития экономики будет выступать Валовой Национальный доход за несколько периодов, а в качестве факторных показателей различные показатели внешней торговли.

Замечание 2

Экономика Российской Федерации во многом зависит от экспорта нефти, газа, угля и цен на данные товары.

Так, во время резкого падения цен на нефть в 2013 году в экономике Российской Федерации и темпах роста Валового Национального Продукта наблюдались значительные тенденции к снижению производства, рост инфляции, а как следствие снижение реальных заработных плат, реальных доходов предприятия и общего уровня жизни населения.

Так в импорте сильная зависимость от машиностроения (высокотехнологичного, электронного, деталей), лекарств создает предпосылки к угрозам безопасности страны.

В консолидированном бюджете страны на доходы от внешнеэкономической деятельности приходится 9,6 % в 2016 году, а на доходы от НДС на ввозимые товары – 6,9 %, на доходы от акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию страны – 0,22 %.

Так зависимость бюджета Российской Федерации от внешней торговли очень высока, как и зависимость экономики от экспорта продуктов топливно-энергетического комплекса, алюминия, стали, оборонной промышленности, зерновых и пшеницы, химической продукции.