Одной из основных причин индустриализации явилась. Сталинская индустриализация ссср

Индустриализация

Индустриализация - это процесс созда­ния современной тяжелой промышленности, крупного машинного производства, т. е. развитие, прежде всего, металлургии и машиностроения.

Собственно индустриализация началась в России еще в конце XIX в. Однако этот процесс был прерван сначала первой мировой войной, а за­тем и революцией. Поэтому Советский Союз серьезно отставал от запад­ных государств по уровню экономического развития. Эту отсталость и предполагалось преодолеть в ходе индустриализации. Индустриализация в СССР проводилась в два этапа:

1 этап - 1926-1928 гг. - реконструкция и переоснащение старых предприятий;

2 этап - 1929-1937 гг. - строительство новых предприятий.

Цели индустриализации в СССР :

Ликвидация технико-экономической отсталости;

Достижение экономической независимости;

Подведение технической базы под сельское хозяйство;

Развитие новых отраслей промышленности;

Создание мощного военно-промышленного комплекса (ВПК).

Промышленное строительство в СССР осуществлялось, в рамках т. н. пятилетних планов развития или пятилеток. Первая пятилетка - 1928-1932 гг.;Вторая пятилетка - 1933-1937 гг.; Третья пятилетка началась в 1938 г. и долж­на была завершиться в 1942 г., но ее прервала Великая Отечественная война.

Индустриализация в СССР отличалась следующими характерны­ми чертами:

1)Строительство, прежде всего, крупных предприятий , производящих средства производства (т. е. оборудование и машины). Создание отечественного автопрома и электроэнергетического комплекса. Среди строек - гигантов следует назвать: Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, Горьковский и Яро­славский автозаводы, автозавод имени Лихачева (ЗИЛ) в Москве, Днепропетровскую гидроэлектростанцию и т.д. Большое внимание также уделялось развитию транспорта. Достаточно вспомнить строительство железнодорожной трассы, соединившей Туркестан с Сибирью (Турксиб), а также первого в СССР метрополитена в Москве .

2)Высокие темпы индустриализации, которые, прежде всего, стали возможны за счет небывалого трудового энтузиазма населения, повышения производительности труда, освоения новой техники. Стахановское движение (названо в честь шахтера А.Г.Стаханова) за увеличение производительности труда и лучшее использование техники, охватило в 1930-е гг. всю страну. Например, в Ивановской области первыми на стахановское движение откликнулись вичугские текстильщицы – сестры Евдокия и Мария Виноградовы, ткачихи ивановской фабрики им. Ф.Зиновьева Т.Шувандина и Е.Гонобоблева, которые вместо 6 стали обслуживать 20 механических станков.

3)Милитаризация экономики, создание современной военной промышленности;

4)Свертывание рыночных отношений . Индустриализация осу­ществлялась командными методами, произошел окончательный отказ от НЭПа;

5)Искусственное ничем неоправданное завышение планов промышленного строительства, на котором настаивал И.В.Сталин. В итоге 100 % выполнения довоенных пятилеток достичь не удалось. Стартовый год первой пятилетки завершился перевыполнением плана, с аналогичными достижениями завершился и второй год первого пятилетнего плана. Однако по мере ликвидации приемов и форм руководства, сложившихся в 1920-е гг. во времена НЭПа, и замены их административно-командными методами управления, которые сопровождались необоснованными с экономической точки зрения пересмотрами заданий пятилеток, началось всё более масштабное невыполнение плановых показателей.

6)Снижение уровня жизни населения. Процесс осуществления форсированной индустриализации неизбежно был связан с трудностями. Он осуществлялся, имея опору только на внутренние ресурсы (как людские, так и финансовые). В годы первых пятилеток заметно снизился уровень жизни советских людей, упала рождаемость. Не хватало квалифицированных кадров на стройках и предприятиях. Сказывался недостаточный уровень образованности и культуры широких слоев населения. С конца 1920-х гг. до 1935 г. в СССР существовала карточная система распределения продуктов и предметов ширпотреба, охватывавшая рабочих и служащих. Деревня была на самообеспечении.

В то же время, следует отметить, что население стойко переносило эти трудности, понимая всю важность индустриализации. Люди видели, как сооружаются новые кварталы в поселках и городах, которые с гордостью именовались «соцгородами». Каждый советский человек, видя «рождение нового мира», сам участвовал в его сотворении, веря, что вот ещё чуть-чуть, и жизнь наладится. Эта вера, безусловно, только возрастала с каждой вновь построенной школой, больницей, библиотекой, клубом, кинотеатром.

Феномен 1930-х гг. заключался в том, что так называемая административно-командная экономика сочеталась с энтузиазмом миллионов простых людей, с безграничной верой в идеи Октябрьской революции (или, как тогда говорили, Великого Октября). Безусловно, люди тех лет, строя заводы, шахты, фабрики, осваивая новую технику, прекрасно видели и ощущали на себе всю тяжесть трудностей. Достаточно вспомнить голод в СССР 1932-1933 гг., который унес несколько миллионов жизней, как на селе, так и в городах. Тем не менее, вера в светлое будущее заставляла затянуть пояс потуже и работать на благо Родины.

Показателен пример строительства Магнитогорского металлургического комбината. Иностранцы, побывавшие на этой гигантской стройке, поражались мужеству и самоотдаче советских людей. Они недоумевали, узнав о том, что почти никто из строителей по доброй воле не пользуется выходными и мало кто уходит с работы после окончания смены. Естественно, тон на стройке задавали коммунисты и комсомольцы, чей боевой дух и организованность сплачивали коллектив. Субботники и так называемые «штурмы» стали здесь нормой. Неудивительно, что Магнитосторой стал одним из ярких символов героизма времен индустриализации.

На фоне мирового экономического кризиса, потрясшего США и Европу, представление о счастливом будущем в СССР не только помогало переносить трудности советским людям, но и формировало у них особую психологию победителей.

Главная проблема индустриализации - поиск средств на ее про­ведение. Промышленное строительство финансировалось за счет не­скольких источников: 1) государственные займы у населения; 2) прибыль от государственной монополии на внешнюю торговлю; 3) использование ресур­сов сельского хозяйства, что и стало основной причиной коллективиза­ции и последующего раскрестьянивания.

Традиционно, считается, что индустриализация проводилась в основном за счет перекачивания ресурсов из деревни. Безусловно, большая доля истины в этом есть. Немалые средства, например, давали прямые переплаты крестьян, связанные с разницей в ценах на промышленные и сельскохозяйственные товары. Таким образом, кроме прямых и косвенных налогов, которые крестьянство платило государству, существовал так называемый «сверхналог» в виде недополучек по линии цен на сельхозпродукцию.

Однако не следует забывать, что в интересах изыскания средств для индустриализации в конце 1920-х гг. было решено использовать через госбюджет также доходы других отраслей народного хозяйства, сбережения населения, накопленные в годы НЭПа (прежде всего, в виде внутренних займов). Так, массовая подписка населения на займы индустриализации (первый займ был проведен в 1927 г.) дала значительные суммы. Великая Отечественная война прервала третью пятилетку в самом её разгаре. Тем значимее стали достижения первых пятилеток. Во многом благодаря созданному промышленному потенциалу в конце 1920-х – 1930-ее гг. СССР смог отразить фашистскую агрессию и победить в Великой Отечественной войне.

За неполные 13 лет перед войной в СССР вступило в строй около 9 тыс. заводов, фабрик, шахт, электростанций, нефтепромыслов. Уже в 1930 г. (впервые в истории нашей страны) выпуск средств производства превысил по объему производство предметов потребления. Произошло возрождение и реконструкция старых отраслей – корабле- и паровозостроения, черной металлургии, пришедших в полное запустение после Гражданской войны. Практически «с нуля» были созданы новые отрасли производства: авиа-, авто- и тракторостроение, химическая промышленность, цветная металлургия и др. Строительство современной оборонной промышленности позволило усилить обороноспособность страны, что являлось очень важным в условиях надвигающейся войны. Одновременно (в 1930 г.) была ликвидирована безработица.

В годы второй пятилетки подъем производительности труда стал решающим фактором увеличения выпуска продукции. К 1937 г. производительность труда возросла по сравнению с 1933 г. на 82 %. В годы второй пятилетки также значительно усилилась интенсификация производства. Вытеснение экстенсивных методов становится отличительной чертой этого времени. Промышленность больше не приносила убытка, как это было до середины 1930-х гг. К началу третьей пятилетки она стала в целом рентабельной.

К 1937 г. СССР полностью преодолел свою технико-экономическую отсталость по сравнению со странами Запада и стал полностью экономически независим. В годы второй пятилетки СССР, по существу, прекратил ввоз сельскохозяйственных машин и тракторов (хотя следует признать, что не все оборудование, выпускаемое в СССР, было высококачественным). Перестали импортировать хлопок. Затраты на приобретение черных металлов с 1,4 млрд. руб. в годы первой пятилетки сократились до 88 млн. руб. (1937 г.). В 1936 г. удельный вес импортной продукции в общем потреблении страны снизился до 1-0,7 %. Торговый баланс СССР в 1937 г. стал активным и принес прибыль.

Таким образом, в годы индустриализации СССР превратился из страны ввозящей машины и оборудование, в государство, которое самостоятельно вырабатывало все необходимое для строительства социалистического общества и сохраняло полную экономическую независимость по отношению к окружающим капиталистическим странам. Некогда аграрная страна добилась того, что по структуре промышленного производства вышла на уровень самых развитых стран мира. По объему промышленной продукции СССР к концу 1930-х гг. обогнал Великобританию, Германию, Францию, заняв второе место в мире после США. А по темпам индустриального роста впервые превзошел и показатели развития американской экономики. При этом, в ходе индустриализации численность рабочего класса составила уже 1/3 населения СССР, а вместе со служащими - более 50 % трудящихся. В результате в передовое промышленное производство были вовлечены миллионы вчерашних крестьян, которые стали активными участниками социалистического строительства.

Индустриализация стимулировала научно-технический прогресс . Если в 1920-е гг. приоритет отдавался копированию зарубежных образцов техники, то в 1930-е гг. стали появляться собственные оригинальные конструкции. СССР мог реализовать такие претенциозные проекты, как создание рекордного самолета, на котором в 1937 г. экипажи В.П.Чкалова и М.М.Громова совершили перелеты из Москвы через Северный полюс в США с установлением мировых рекордов дальности. В том же году была предпринята масштабная воздушная экспедиция в Центральную Арктику с организацией первой в мире долговременной дрейфующей станции во главе с И.Д.Папаниным. Накануне Великой Отечественной войны в СССР появилась первая в Европе установка по разгону элементарных частиц – циклотрон.

Следует констатировать, что индустриализация в СССР произошла в гораздо более сжатые сроки, чем в США, Великобритании, Германии, Франции, Японии. Также нужно признать, что в годы индустриализации были созданы кадры рабочих, инженеров, техников, ученых, партийных и комсомольских работников , выросших на великих стройках того времени, которые, закалившись в экстремальных условиях, затем обеспечили победу в Великой Отечественной войне, подготовили прорыв в космонавтике, развертывание НТР в стране и т.д.

В тоже время, итоги индустриализации могли быть ещё более впечатляющими, если бы не сложившаяся в 1930-е гг. административно-командная система в СССР, сопровождающаяся массовыми репрессиями. Трагедия состояла не только в том уроне, который понес директорский и инженерный корпус, кадры наркоматов и многочисленных предприятий, но и в снижении трудового энтузиазма рабочих коллективов, их творческой активности.

Нужно признать, что по итогам первых пятилеток СССР не смотря на все успехи, так и не превратился в индустриальную страну. Лишь в 1960-е гг. доля промышленности в национальном доходе государства превысила долю сельского хозяйства.

Тем не менее, СССР перед Великой Отечественной войной стал мощным аграрно-индустриальным государством с 23 млн. рабочим классом, победившим безработицу, преодолевшим свою технико-экономическую отсталость и зависимость от импорта промышленной продукции.

При этом, не следует забывать, что достижения индустриализации, так же как и коллективизации, сопровождались неоправданными жертвами среди населения и колоссальными издержками.

Вошла в историю страны как процесс создания в ней современной промышленности и формирования технически оснащённого общества. За исключением военных лет и периода послевоенного восстановления хозяйства он охватывает отрезок времени с конца двадцатых годов и до начала шестидесятых, но основная его нагрузка легла на первые пятилетки.

Необходимость модернизации промышленности

Цель индустриализации заключалась в преодолении отставания, вызванного неспособностью НЭПа обеспечить необходимый уровень технического оснащения народного хозяйства. Если в таких областях, как лёгкая промышленность, торговля и сфера услуг, наблюдался определённый прогресс, то развивать в те годы на базе частного капитала не представлялось возможным. Причины индустриализации включали в себя и необходимость создания военно-промышленного комплекса.

План первой пятилетки

Для решения поставленных задач под руководством Сталина был разработан пятилетний план развития народного хозяйства (1928-1932 гг.), принятый в апреле 1929 года на заседании очередной партконференции. Задачи, поставленные перед работниками всех отраслей, в большинстве своём превышали реальные возможности исполнителей. Однако этот документ имел силу приказа, отданного в военное время, и не подлежал обсуждению.

Согласно первому пятилетнему плану, предполагалось повысить выпуск промышленной продукции на 185%, а в тяжёлом машиностроении достичь роста производства на 225%. Для обеспечения этих показателей намечалось добиться повышения производительности труда на 115%. Успешная реализация плана, по мнению разработчиков, должна была привести к повышению средней заработной платы в производственном секторе на 70%, а доходы тружеников сельского хозяйства увеличить на 68%. Чтобы в достаточном объёме снабдить государство продуктами питания, план предусматривал вовлечение в коллективные хозяйства почти 20% крестьян.

Промышленный хаос, порождённый штурмовщиной

Уже в ходе выполнения намеченных планов были существенно сокращены сроки строительства большинства крупных промышленных предприятий, а объёмы поставок продукции сельского хозяйства увеличены. Это делалось без каких-либо технических обоснований. Расчёт в основном строился на всеобщем энтузиазме, подогретом широкомасштабной пропагандистской кампанией. Одним из лозунгов тех лет был призыв выполнить пятилетку за четыре года.

Особенности индустриализации тех лет заключались в форсированном промышленном строительстве. Известно, что при сокращении сроков пятилетки плановые задания возросли почти вдвое, ежегодный прирост производства достигал 30%. Соответственно, были увеличены и планы коллективизации. Подобная штурмовщина неизбежно порождала хаос, при котором одни отрасли не успевали в своём развитии за другими, подчас смежными им. Это исключало всякую возможность планомерного развития хозяйства.

Итог пятилетнего пути

За период первой пятилетки цель индустриализации в полном объёме не была достигнута. По многим отраслям промышленности реальные показатели во многом не дотягивали до намеченных объёмов. Особенно это коснулось добычи энергоресурсов, а также производства стали и чугуна. Но, тем не менее, были достигнуты значительные успехи в создании военно-промышленного комплекса и всей сопутствующей ему инфраструктуры.

Второй этап индустриализации

В 1934 году был принят план второй пятилетки. Цель индустриализации страны в этот период заключалась в налаживании работы предприятий, построенных в течение предыдущих пяти лет, а также в повсеместном устранении результатов хаоса, возникшего в промышленности из-за установления технически необоснованных высоких темпов развития.

При составлении плана были в значительной степени учтены недостатки прошлых лет. В большем объёме предусматривалось финансирование производства, а также уделялось значительное внимание проблемам, связанным со среднетехническим и высшим образованием. Их решение было необходимо для обеспечения народного хозяйства достаточным количеством квалифицированных специалистов.

Пропагандистские кампании в годы пятилеток

Уже в эти годы итоги индустриализации страны не замедлили сказаться. В городах, а отчасти и в сельской местности заметно улучшилось снабжение. В большей степени удовлетворялась потребность населения в Масштабы этих успехов в значительной степени раздувались проводимой в стране широкомасштабной агитационной кампанией, приписывавшей все заслуги исключительно коммунистической партии и её руководителю Сталину.

Несмотря на то что за годы индустриализации проводилось повсеместное внедрение передовой техники, во многих областях производства ещё преобладал ручной труд, и там, где достичь роста производительности труда технологическим путём не удавалось, использовались пропагандистские методы. Примером этому может служить развёрнутое в те годы знаменитое Гонка за рекордными выработками приводила к тому, что отдельные ударники, к подвигам которых готовилось всё предприятие, получали награды и премии, а остальным лишь увеличивали нормы, призывали при этом равняться на передовиков.

Итоги первых пятилеток

В 1937 году Сталин объявил о том, что цель индустриализации в основном достигнута, и социализм построен. Многочисленные же сбои в производстве объяснялись исключительно происками врагов народа, против которых был установлен жесточайший террор. Когда через год завершилась вторая пятилетка, то в качестве её наиболее важных результатов приводились свидетельства о росте в два с половиной раза, стали - в три раза, а автомобилей - в восемь.

Если в двадцатые годы страна была чисто аграрной, то по завершении второй пятилетки стала индустриально-аграрной. Между этими двумя этапами лежат годы поистине титанического труда всего народа. В послевоенный же период СССР стал мощной Принято считать, что социалистическая индустриализация была завершена к началу шестидесятых годов. В это время большая часть населения страны жила в городах и была занята в промышленном производстве.

За годы индустриализации появились новые отрасли, такие как автомобилестроение, авиастроение, химическая и электротехническая промышленности. Но самое важное заключалось в том, что государство научилось самостоятельно производить всё необходимое для своих нужд. Если прежде оборудование для производства той или иной продукции ввозилось из-за рубежа, то теперь потребность в нём обеспечивалась собственной промышленностью.

По проектам Альберта Кана в СССР построены сотни заводов

Индустриализация — этап в истории СССР: восстановление дореволюционной и создание собственной тяжелой промышленности, ускоренное строительство новых заводов, фабрик, электростанций, путей сообщения, шахт, городов

Курс на индустриализацию был принят в 1925 году на XIV съезде ВКПб. План первой пятилетки — начального этапа индустриализации, был разаработан в 1927 году на XV съезде ВКП(б), одобрен на XVI конференции ВКП(б) в апреле 1929 года, утвержден V съездом Советов СССР в мае 1929 года

Причины индустриализации

  • Техническое отставание от стран Запада
  • Опасность военной интервенции со стороны Запада
  • Более низкая производительность труда по сравнению с капиталистическими странами
  • Зависимость от иностранной технической помощи

История политики индустриализации

  • 1920 — принят , названный Лениным «второй программой партии»
  • 1922-1923 — в статьях «О кооперации», «Лучше меньше да лучше», «О нашей революции» Ленин разработал конкретный план построения социализма в России
      *** индустриализация страны для ликвидации её технико-экономической отсталости
      *** кооперация крестьян
      *** всеобщая грамотность
      *** диктатура пролетариата
      *** дружба народов
      *** борьба за мир
      *** руководящая сила — коммунистическая партия
  • 1923 — создана Государственная Комиссия по планированию (Госплан)
  • 1925 — XIV съезд ВКПб принял курс на индустриализацию
  • 1927, 23 октября — пленум ВКПб, созванный накануне открытия XV съезда партии, принял доклад по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. План включал в том числе
    *** Снижение себестоимости промышленного производства, внедрение новой техники, снижение продолжительности рабочего дня
    *** Рост депозитов от населения, как средство получения дополнительных средств на проведение индустриализеции
    *** Экспорт товаров из деревни в город в объеме обеспечивающем нужды индустриализации
    *** Строительство жилых домов, школ, техникумов, систем общественного питания, клубов, яслей
    *** Повышение образованности рабочих
    *** Развитие транспортных линий в районах интенсивного развития товарного и народного хозяйства
  • 1927 — план первого этапа индустриализации, который должен быть завершён в течение 5 лет, разработан XV съездом ВКП(б)
  • 1928, 27 апреля — приказ Высшего совета народного хозяйства СССР о сроках и порядке проведения первого пятилетнего плана

Годы индустриализации СССР 1928 — 1941

Цели индустриализации

  • Преодоление последствий разрухи народного хозяйства в Гражданскую войну
  • Превращение страны в сильную индустриальную державу
  • Обеспечение технической и экономической независимости страны
  • Создание современных видов вооружений
  • Демонстрация превосходства социализма

«В соответствии с политикой индустриализации страны в пер­вую очередь должно быть усилено производство средств произ­водства с тем, чтобы рост тяжелой и легкой индустрии, транспор­та и сельского хозяйства, т. е. предъявляемый с их стороны про­изводственный спрос, был в основном обеспечен внутренним про­изводством промышленности СССР. Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям тяжелой индустрии, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР, служат гарантией возможности раз­вития в случае экономической блокады, ослабляют зависимость от капиталистического мира и содействуют преобразованию сель­ского хозяйства на базе более высокой техники и коллективизации хозяйства.

Поэтому особое внимание должно быть обращено на скорейшее осуществление плана электрификации, развитие черной и цветной металлургии, в особенности в части качественных металлов, развитие химических производств, в особенности в. части производства искусственных удобрений, дальнейшее раз­вертывание добычи угля, нефти и торфа, общего и сельскохозяй­ственного машиностроения, судостроения, электропромышлен­ности, золото-платиновой промышленности» (Из резолюции XV съезда ВКП(б) «О директивах по со­ставлению пятилетнего плана народного хозяйства» 19 декабря 1927 года)

Источники финансирования индустриализации

  • перераспределение: экономия на всём
  • инфляция: за время первой пятилетки было выпущено 4 млрд необеспеченных рублей.
  • принудительное размещение облигаций среди населения
  • отмена «сухого закона», принятого в 1914 году. В 1927 году на алкоголе было заработано 500 млн рублей, в 1930 году — 2,6 миллиарда руб, в 1934 году — 6,8 млрд руб.
  • коллективизация, позволившая установить государственную монополию на хлеб, который был направлен на экспорт
  • продажа ресурсов: нефти, леса, мехов
  • продажа огромного количества художественных ценностей из коллекций «Эрмитажа», Гохрана…
  • продажа золота из золотого запаса страны на сумму в 50 млн. руб.
  • увеличение налогов
  • использование бесплатного и дешевого труда

Участники индустриализации

  • Советский народ, убеждённый в том, что строит светлое будущее и потому трудившийся с огромным энтузиазмом

По небу тучи бегают,
дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.
И слышит шёпот гордый
вода и под и над:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»
………….
Здесь взрывы закудахтают
в разгон медвежьих банд,
и взроет недра шахтою
стоугольный «Гигант».
Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
воспламеним Сибирь.
……………

(Маяковский «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»)

  • , которая росла от пятилетки к пятилетке; например, Беломорско-Балтийский канал , город Комсомольск-на-Амуре построили заключённые
  • Иностранные специалисты и рабочие, обслуживающие сложную зарубежную технику: только на строительстве Магнитогорского металлургического комбината трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии

Список действующих договоров инотехпомощи по Наркомтяжпрому СССР


    1. РИВ (Италия) - 1-й Господшипниковый завод (подшипники)
    2. Форд (США) — Автозавод им. Молотова в Горьком (автомашины)
    3. БСА (Англия) - Московский велозавод (велосипеды)
    4. Демаг (Германия) — Центральное Бюро Тяжелого Машиностроения (ЦБТМ) (краны и краново-подьемные устройства)
    5. Демаг (Германия) -ЦБТМ (прокатные станы)
    6. Зульцер (Швейцария) — Союздизель (дизеля)
    7. Ман (Германия) - Коломенский завод (дизеля)
    8. Эрхард и Земмер (Германия) - Восхим (компрессора)
    9. Шток (Германия) - завод им. Калинина (спиральные сверла)
    10. Крупп (Германия) — Спецсталь (качественные стали)
    11. Тейлор (Англия) — Трубосталь (цельнокатанные колеса)
    12. Копперс (США) - Гипрококс (коксовые печи)
    13. Демаг (Германия) - Магнитострой (прокатный цех)
    14. Французская Алюминиевая Компания (Франция) — Главалюминий, Волховский и Днепровский алюминиевые комбинаты
    15. Миге (Франция) - Запорожсталь (электропечи Миге)
    16. Митке (Германия) - Гинцветмет (файнцинк)
    17. Метро-Виккерс (Англия) - ВЭТ (турбостроение и электропромышленность сильного тока)
    18. Сцинтилла (Швейцария) - Электрокомбинат (магнето)
    19. Автолаит (США) - Электрокомбинат (электрооборудование для автотракторов)
    20. Омодео (Италия) — Гидроэлектропроект (гидростанции)
    21. Любек (Швеция) - Аккумуляторный трест (щелочные аккумуляторы)
    22. Наитрожен (США) — Союзазот (аммиачные заводы)
    23. (азотная кислота)
    24. Уде (Германия) — Союзазот (монтан - селитра)
    25. Уде (Германия) — Союзазот (метанол)
    26. Уде (Германия) — Союзазот (аммиачная селитра)
    27. Электрокемиска (Норвегия) — Спецсталь (электроды)
    28. Этернит (Италия) — Союзасбест (асбоцементные трубы)
    29. Шлюмберже (Франция) — ИГРИ (электроразведка)
    30. Кертис-Райт (США) - Самолетный трест (авиамоторы)
    31. Фиат (Италия) — завод № 120 (литейная авиазавода)
    32. Ансальдо (Италия) — завод «Большевик» (автофретаж и лейнирование орудий)
    33. Сперри (США) - Электрокомбинат (специальная оптика)
    34. Дешимаг (Германия) - Центральное Конструкторское Бюро Судостроения (ЦКБС) (специальное судостроение)
    35. Ансальдо (Италия) — ЦКБС (специальное судостроение)
    36. Бауер (Германия) — ЦКБС (морское судостроение)
    (Данные на 1 июля 1934 г. Документ подготовлен ИНО НКТП и направлен в импортное управление Наркомвнешторга СССР.
    См.: РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 38. Д. 61. Л. 6. РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 38. Д. 61. Л. 7-7 об. Копия)

Американская компания, специализирующаяся в области промышленной архитектуры, Albert Kahn, Inc (Корпорация Альберта Кана), создала проекты десятков заводов. Проекты примерно десяти заводов были выполнены в Детройте, остальные — специальным офисом в Москве, в котором работало 1 500 чертёжников. Впоследствии это московское проектное бюро стало Госпроектстроем, а число его сотрудников выросло до 3 000 человек.

Основная их часть была советскими гражданами, однако ключевые должности в нём занимали несколько десятков иностранцев, а руководителем этой организации и, по совместительству, Председателем комиссии ВСНХ по строительству был гражданин США Д. К. Скримджер (Википедия)

В конце марта 1932 года группа Кана в Москве прекратила свою работу. К этому времени несколько сотен фабрик и заводов в более чем 20 городах страны были уже возведены или находились в процессе строительства, и более 4000 советских архитекторов, инженеров и техников прошли школу Кана. Школу Кана прошли не только отдельные специалисты, но и вся отрасль индустриального проектирования. По образцу Госпроектстроя в каждой отрасли промышленности была создана единая проектная организация.

Идеи Кана сформировали советскую школу типизации и применения сборных конструкций заводского изготовления в промышленном строительстве, а «поточно-конвейерный» метод проектирования стал универсальным во всех проектных организациях. Сооружение заводов, спроектированных с помощью фирмы Кана, продолжалось до конца 1930-х гг., а чертежи, расчеты и спецификации, которые перешли во владение преемника ВСНХ Наркомтяжпрома (включая 170 проектов, в т.ч. проекты заводов Форда, присланные фирмой), позволили советским архитекторам лишь с небольшими изменениями осуществлять привязки типовых предприятий по всей стране.

По данным фирмы, ее специалистами в Детройте и СССР было осуществлено проектирование и оборудование 570 заводов

Сталинградский тракторный завод был полностью построен в США, затем был демонтирован и по частям доставлен в СССР

  • Ф. Гладков «Цемент», «Энергия»
  • В. Катаев «Время вперёд»
  • В. Кетлинская «Мужество»
  • М. Шагинян «Гидроцентраль»
  • К. Паустовский «Кара-Бугаз»
  • Я. Ильин «Большой конвейер»
  • Ю. Крымов «Танкер „Дербент”»
  • Б. Ясенский «Человек меняет кожу»
  • И. Эренбург «День второй»

Итоги индустриализации

  • Отмена
  • Уровень жизни людей в СССР в 1933 году упал в 2 раза в сравнении с показателями 1928 года
  • Голод 1932-1933 годов в Украине, Казахстане, южных областях РСФСР, унесший жизни миллионов крестьян
  • 1928-1932 — объём промышленного производства вырос более чем в 2 раза. Начато строительство Днепровской гидроэлектростанции (ДнепроГЭС)
  • Построены металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке, Челябинске, Новокузнецке, Норильске, Свердловске (Уралмаш), тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод), автомобильные заводы в Горьком, Москве
  • 1931, январь — по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Наркомат снабжения ввел карточную систему распределения продуктов питания и непродовольственных товаров
  • 1933-1938 — построены Беломоро-Балтийский (227 км) и Москва-Волга (128 км) каналы, около 4500 крупных промышленных объектов
  • 1934 и далее — построены огромные мясокомбинаты, хлебо-, пиво-, молокозаводы, кондитерские фабрики. Освоено промышленное производство консервов и полуфабрикатов, зеленого горошка, сгущенного молока, сосисок. Вместо гигантов тяжелой индустрии «фронтом борьбы» объявлен выпуск потребительских товаров. «Пойдет мода на деньги, чего не было у нас давно» (Сталин)
  • 1935, 1 января — отменены карточки. «Жить стало лучше, жить стало веселее!» произнес И. В. Сталин 17 ноября 1935 года в выступлении на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц - стахановцев

С началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось. Если в 1936 году покупатель мог купить 2 кг мяса, то с апреля 1940 года - 1 кг, а колбасы вместо 2 кг в одни руки разрешили давать только 0,5 кг.

Количество продаваемой рыбы уменьшили с 3 кг до 1 кг. А масла вместо 500 г по 200 г. Но на местах, исходя из реального наличия продуктов, часто устанавливали нормы выдачи, отличные от общесоюзных. Так, в Рязанской области выдача хлеба в одни руки колебалась в разных районах и колхозах от общесоюзных 2 кг до 700 г. (Википедия)

  • 1938-1941 — построены достроены Угличская и Комсомольская гидроэлектростанции, Новотагильский и Петровск-Забайкальский мелаллургические заводы, Среднеуральский и Балхашский медеплавильные заводы, Уфимский нефтеперерабатывающий завод, Введено в строй примерно 3000 новых крупных предприятий

Индустриализация - процесс ускоренного развития промышленности, в первую очередь - тяжелой, преобразование хозяйства страны в индустриальное. В СССР конце 1920 х и в 1930-х годах индустриализация проводилась форсированными темпами за счет чрезмерной эксплуатации населения.

Индустриализация - комплекс мероприятий по ускоренному развитию промышленности, принятых ВКП (б) в период второй половины 20 х до конца 30 х годов. Провозглашенная как партийный курс XIV съездом ВКП (б) (1925 г.). Осуществляемая, в основном, за счет перекачки средств из сельского хозяйства: сначала благодаря «ножницам цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а по провозглашения курса на форсирования индустриализации (1929 г.) - путем продразверстки.Особенностью советской индустриализации был приоритетное развитие тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса. Всего в СССР построено 35 индустриальных гигантов, треть из которых - в Украине. Среди них нужно назвать Запорожсталь, Азовсталь, Краммашстрой, Криворижбуд, Днепрострой, Днипалюминбуд, Харьковский тракторный, Киевский станкостроительный и др..

Провозглашение курса на индустриализацию

Промышленное развитие СССР в середине 1920-х годах достиг довоенного (1913), однако страна существенно отстала от ведущих западных стран: значительно меньше производилось электроэнергии, стали, чугуна, добывалось угля и нефти. Хозяйство в целом находилось на доиндустриальной стадии развития. Поэтому ХIV съезд ВКП (б), состоявшийся в декабре 1925 провозгласил курс на индустриализацию.

Цели индустриализации в СССР

Основными целями индустриализации в СССР провозглашались:

  • обеспечение экономической самостоятельности и независимости СССР;
  • ликвидация технико-экономической отсталости страны, модернизация промышленности;
  • создание технической базы для модернизации сельского хозяйства;
  • развития новых отраслей промышленности;
  • укрепление обороноспособности страны, создание военно-промышленного комплекса;
  • стимулирование неуклонного роста производительности труда и на этой основе повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся.

Главные особенности советской индустриализации:

  • главными источниками накопления средств для индустриализации стали: «перекачки» средств из деревни в город; с легкой и пищевой в тяжелую промышленность, увеличение прямых и косвенных налогов; внутренние займы; выпуск бумажных денег, не обеспеченных золотом; расширения продажи водки; увеличение вывоза за границу нефти, леса, пушнины и хлеба;
  • источниками индустриализации стала фактически неоплаченный труд рабочих и особенно крестьян; эксплуатации многих миллионов узников ГУЛАГа;
  • сверхвысокие темпы индустриализации, которые объяснялись руководством СССР необходимостью укрепления обороноспособности страны перед растущей внешней угрозой;
  • первоочередное внимание уделялось развитию предприятий военного назначения, милитаризация экономики;
  • попытки советского руководства во главе с И. Сталиным продемонстрировать перед всем миром преимущества социализма над капитализмом;
  • огромных по масштабам преобразования осуществлялись на гигантский территории, а это с необычайной остротой ставило вопрос о развитии инфраструктуры (дороги, мосты и проч.), состояние которой во многом не соответствовал потребностям;
  • развитие производства средств производства значительно опережал производство предметов потребления,
  • в ходе индустриализации осуществлялась антирелигиозная кампания, происходило ограбление церквей для нужд советской экономики;
  • осуществлялась эксплуатации трудового энтузиазма людей; внедрение массовому "социалистического соревнования».

Первый пятилетний план

Первоначальному проекту сталинского войн-но-коммунистического штурма стал первый пятилетний план, принятый ПКП (б) в 1928 г. В этом же году началась И пятилетка (1928/1929-1932/1933 pp.). ее основная задача заключалась в том, чтобы «догнать и перегнать западные страны» в экономики. Важнейшим признавался развитие тяжелой промышленности планом предусматривалось ее роста на 330%.

В 1928-1929 pp. объем валовой продукции украинской промышленности увеличился на 20%. В то время советская экономика еще ощущала импульсы НЭПа, которые обеспечивали высокие темпы роста. Успехи первого года пятилетки в СССР на фоне глубокого экономического кризиса, охватившего капиталистический мир в 1929 p., создали в руководстве СССР иллюзию возможности резкого скачка из экономической отсталости в разряд промышленно развитых государств. Такой рывок требовал чрезвычайной напряжения сил.

Ноябрьский пленум ЦК ВКП (б) в 1929 г. принял решение «любой ценой ускорить развитие машиностроения и других отраслей крупной промышленности». Планам на 1930-1931 pp. предусматривалось 45% приросту промышленности означавшее «штурмовщину». Это была авантюра, обреченная на провал.

Вполне закономерным было невыполнение плана I пятилетки. Поэтому, когда подводились ее итоги, политбюро ЦК ВКП (бы) запретило всем ведомствам публиковать статистические данные на этот счет.

Индустриализация – процесс коренной перестройки экономики страны, направленный на создание и наращивание промышленного потенциала. Индустриализация – неизбежное условие превращения аграрной страны в мощную, промышленно развитую державу.
В Советском Союзе этот процесс проходил в максимально сжатые сроки – с 1929 по 1940 год.

Причины индустриализации в СССР.
Кризис «Новой экономической политики» (НЭПа). НЭП, провозглашённый большевиками сразу же после окончания Гражданской войны, способствовал оживлению экономики в послевоенные годы. Но к концу 1920 годов НЭП, выполнив стоявшие перед ним задачи, оказался неспособным вывести экономику страны на новый уровень. В 1928 году по большинству экономических показателей Советский Союз вышел на показатели Российской империи образца довоенного 1913 года, а в части отраслей превзошел. Например, объемы производства в машиностроении в 1928 году были выше на 80% по сравнению с 1913, производство электроэнергии составило 5 млрд. КВт против 1,9 млрд. КВт, было выпущено 1,8 тыс. тракторов, не производимых в Российской империи вообще. Тем не менее, даже такие темпы роста не отвечали потребностям страны.
Экономическая безопасность СССР. В конце 1920 годов Советский Союз продолжал находиться в политической и экономической блокаде. Остро стоял вопрос об экономической безопасности страны, основанной на самообеспечении промышленными товарами. Но СССР продолжал оставаться страной с преобладающим аграрным сектором экономики, и был вынужден, обращаться на внешний рынок для приобретения товаров промышленного производства.
Военная безопасность СССР . Первая мировая война не решила противоречий между державами, а только отложила их на непродолжительный срок. Новая мировая война была неизбежна. И СССР, включенный в сферу мировой политики, был бы ее участником. Но новая война требовала развитой промышленности, чего в СССР периода НЭПа просто не было. Не был решен исторически важный вопрос, стоявший еще перед Российской империей – промышленное развитее страны, создание современной экономики, соответствующей статусу мировой державы. Темпов роста промышленности в дореволюционной России оказалось недостаточно, чтобы вести современную войну. Например, за три года войны в России было произведено 28 тыс. пулеметов, в Германии – 280 тыс., во Франции – 326 тысяч. Авиационные двигатели в России не производились вообще и 3,5 тыс. самолетов были построены на двигателях зарубежного производства, в то время как во Франции за этот же период было произведено 48 тыс. самолетов. Не лучшим образом ситуация с вооружением обстояла в Советской России в 1920 годах, что являлось прямым следствием неразвитой промышленности.

Ход индустриализации.
Индустриализация в СССР проводилась на основе пятилетних планов (пятилеток). План первой пятилетки, 1929 – 1932 годов был выполнен – за 4 года и 3 месяца. План второй пятилетки, 1932 – 1937 годов, не был выполнен. Третья пятилетка осталась незавершенной из-за начавшейся войны. Поэтому подводя итоги индустриализации в СССР, принято оперировать показателями на 1940 год.
Индустриализация в СССР ставила целью не получение прибыли, а создание условий, базы, для стабильного роста промышленности в ближайшие годы. Для этого в первую очередь создавались предприятия группы «А» - производство средств производства: энергетика, металлургия, добывающая промышленность, транспорт и станкостроение. Это заложило основу развития промышленности СССР на десятилетия вперед.
Другой особенностью превращения Советского союза в промышленную сверхдержаву стало отсутствие иностранных кредитов и инвестиций. В условиях внешнеполитической изоляции им просто неоткуда было взяться. СССР проводил индустриализацию за счет внутренних резервов. Но это не значит, что отсутствовало сотрудничество с промышленно развитыми странами. Напротив, СССР активно привлекал иностранных специалистов, покупал средства производства, а, главное, – технологии. В этом ему помог экономический кризис, случившийся в западных странах в начале 1930 годов. В условиях кризиса западные компании охотно шли на сотрудничество с СССР. С привлечением иностранных специалистов и технологий были построены такие крупнейшие промышленные предприятия, как ДнепроГЭС, ММК, тракторные заводы в Сталинграде и Челябинске, Нижегородский автомобильный завод и другие.

Итоги индустриализации в СССР.
Общие итоги. За десять лет Советский Союз совершил не имеющий аналогов рывок в развитии промышленности. С 1929 по 1940 год построено более 8,5 тыс. крупных предприятий. Среди них такие гиганты как: ДнепроГЭС, Магнитогорский металлургический комбинат, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Нижегородский автомобильный завод, Запорожсталь, Азовсталь, Уралмаш, Криворожский и Новолипецкий металлургические заводы и многие другие. Введены в эксплуатацию Московский и Ленинградский метрополитены.
Темпы роста промышленного производства были в три раза выше, чем в Российской империи в начале века.
Это позволило СССР стать не только индустриальной державой, но и выйти в лидеры среди промышленно развитых стран. Так, в 1937 году по абсолютным объемам промышленного производства, Советский Союз занимал второе место в мире, уступая только США. Правда, отставал от Германии, Великобритании и Франции по производству продукции на душу населения. В том же 1937 году доля импорта промышленных товаров составляла всего 1%, от объемов потребления. Таким образом, была решена задача экономической независимости. Страна сама обеспечивала себя необходимыми товарами. Более того, СССР сам поставлял на экспорт продукцию своих заводов. Например, отказавшись в 1932 году от импорта тракторов, в 1934 году Советский Союз сам приступил к экспорту тракторов собственного производства.
Одним из итогов индустриализации в СССР стало создание новых отраслей промышленности – станкостроение, авиастроение, автомобилестроение, производство тракторов, подшипников, приборостроение.
Рост ВВП, за годы первых пятилеток, составлял 6% ежегодно. А промышленное производство росло каждый год на 11 – 16%.
Итоги индустриализации в СССР для оборонной промышленности. Одной из задач индустриализации было обеспечение обороноспособности страны. Фактически оборонная промышленность была создана заново. Это позволило с 1939 года приступить к масштабному перевооружению армии. К сожалению, оно не было закончено к началу Великой Отечественной войны – не хватило времени. Но в ходе самой войны именно промышленный потенциал СССР позволил наладить массовое производство вооружений и боеприпасов, в кратчайшие сроки перестроить промышленность на военное производство.
Итоги индустриализации в СССР для сельского хозяйства. Главными итогами индустриализации для сельского хозяйства явились:
- механизация сельхозпроизводства. С началом массового производства тракторов и другой сельхозтехники в начале 1930 годов, сельское хозяйство получило мощный импульс развития за счет механизации. С 1929 по 1940 год в СССР выпущено более 700 тыс. тракторов (40% от их мирового производства). На селе была создана инфраструктура для использования и обслуживания этой техники – Машинно-тракторные станции (МТС). Соответственно была организована массовая подготовка специалистов – трактористов, механиков, шоферов и пр.
- массовое переселение сельского населения в города. Явилось как следствием коллективизации, так и индустриализации. Собственно, массовый приток свободной рабочей силы из села, а только за годы первой пятилетки такая миграция населения составила около 12 млн. человек, создал благоприятные условия для успешного промышленного строительства. Механизация сельского производства высвободила массу рабочих рук, нашедших себе применение в ходе индустриализации. Всего же с 1928 по 1940 год из сельской местности в город переселилось около 35 млн. человек. Тем не менее, до начала 1960 годов доля сельских жителей была больше 50% от общего числа населения.
Итоги индустриализации в СССР в социальной сфере. Индустриализация в СССР напрямую повлияла и на общественную жизнь:
- наука и образование. В ходе индустриализации перед образованием ставились уже совсем другие задачи, чем в 1920 годы – непросто ликвидация безграмотности (умение читать и писать), а подготовка квалифицированных специалистов. С этой целью в 1930 г. для жителей села было введено всеобщее начальное образование, а для городского населения – обязательное семилетние (в сельских школах обязательная «семилетка» была введена в 1934 году). В 1932 г. введена десятилетняя система среднего образования. За 10 лет, с 1929 по 1939 год количество учащихся средних школ увеличилось в три раза – с 13,5 млн. до 31,5 млн.
В это же время создается система высшего образования, ее целью была подготовка отечественных инженерных кадров. Так, к 1937 году количество высших учебных заведений увеличилось в 7,7 раза по сравнению с 1914 годом.
Именно в 1930 годы были заложены основы советской науки, очень скоро ставшей одной из самых передовых в мире.
- уровень жизни населения. В конце 1920 годов в связи со свертыванием НЭПа и перестройкой экономики, снизился уровень жизни населения, возник дефицит товаров народного потребления. В 1929 году введена карточная система распределения товаров, распространявшаяся не только на продукты. Но к середине 1930 годов товаров и продуктов было уже вполне достаточно, а рост зарплат, особенно в промышленности, сделал эти товары доступными для населения. В 1936 году карточная система была отменена. К концу 1930 годов уровень потребления населением товаров и услуг был выше более чем на 20%, чем 10 лет назад.

В целом индустриализация в СССР достигла своих целей.
Без проведения индустриализации именно в такие сжатые сроки, не была бы достигнута политическая и экономическая независимость СССР. Советскому Союзу удалось ликвидировать отставание от мировых держав всего за 11 лет, что, без преувеличения, является экономическим чудом.