Лекция теоретико-методологические аспекты государственного регулирования экономики. Экономическая система как объект государственного регулирования

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся к пониманию того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

Объект исследования - государственное регулирование экономики.

Предмет исследования - методы и последствия государственного регулирования экономики.

Цель исследования - изучить основные методы и последствия государственного регулирования экономики.

Задачи исследования:

рассмотреть экономика как объект общественного регулирования;

проанализировать современные задачи государственного регулирования;

изучить общие функции и методы государственного регулирования экономики;

рассмотреть последствия государственного регулирования экономики;

раскрыть пути повышения эффективности государственного влияния;

Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики

Экономика как объект общественного регулирования

В любой современной стране государство, правительство играет серьезную роль в функционировании и развитии национальной экономики. Ни сегодня, ни в ретроспективе практически невозможно представить себе независимую от государства рыночную экономику. Такой макроэкономической системы история нигде и никогда не знала. Теперь, после того как раскрыты причины необходимости государственного вмешательства в рыночные экономические процессы, освещены основные задачи в экономике, выпадающие на долю государственных институтов, предстоит более подробно проанализировать конкретные функции государства в современной экономике и механизмы их реализации. При этом нужно учесть произошедшие за последнее время большие изменения в функционировании национальных экономик под влиянием процессов глобализации, понять высокий динамизм трансформирования институциональных систем в большой группе стран под воздействием новых потребностей и противоречий.

Национальная экономика складывается из единичных хозяйств: предприятий, корпораций, домохозяйств, различных хозяйственных систем. В рыночных условиях каждое из этих хозяйств строит свою экономическую политику и организует управление, исходя из собственных экономических целей и интересов. Вместе с тем все они находятся в рамках экономической политики и институтов, формируемых на уровне государства. Мера влияния государства различна в разные периоды истории и зависит от традиций страны, устойчивых институциональных условий.

Институты - весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков институционализма (Д. Норта и др.) институты - это "правила игры" в обществе, т.е. созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, таких как органы и организации, законы, иные установленные правила. Существуют и неформальные. Это неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершенствование или преобразования институтов обычно и наполняет собою программы, именуемые экономическими реформами.

Многовековой опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира многими интерпретируется как последовательное воплощение принципа свободы предпринимательства. И как аксиома предполагается предпочтительность экономического порядка, базирующегося на либеральном принципе laissez-faire ("позволять делать" - в дословном переводе с французского). Он предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей. Регулирующее участие государства при таком подходе допускается в качестве вынужденной меры, как компенсатор отклонений от идеальной рыночной модели.

Во многих трудах дается "стандартное" оправдание государственного вмешательства в экономику. В качестве стартовой точки берется поведение экономики при почти полном отсутствии правительства, т.е. при абсолютно свободной рыночной экономике. Применительно к реальной экономической жизни возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка. Логика здесь обычно такова. Допустим, существует полный набор рынков, и в экономике действует совершенная конкуренция, складывается равновесие между спросом и предложением. В результате достигается положение, когда никто не может повысить свое благосостояние, не ухудшив благополучие кого-то другого. Это называют достижением "эффективности по Парето". Предположим также, что индивидуумы всегда лучше, чем правительство, знают, что принесет им удовлетворение.

Использование принципов laissez-faire и "эффективности по Парето" сыграло огромную роль в становлении рыночной экономики в развитом мире. Однако и представление, что идеальной следует считать экономику, которая регулируется лишь "невидимой рукой" Адама Смита, не подтвердилось ни практикой, ни научными разработками. Разумеется, в природе не существует "совершенных" рынков, вследствие чего и приходится прибегать к мерам внешнего подрегулирования. Дело в том, что регулирование экономики государством и другими общественно-политическими институтами выступает органической предпосылкой самой возможности устойчивых экономических, в том числе рыночных отношений. "Есть мало оснований считать, - замечают американские ученые Э. Аткинсон и Дж. Стиглиц, - что рынок мог бы функционировать в ситуации, предполагающей негосударственную экономику" Аткинсон Э.Б., Стигяиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ, под ред. Л.Л.Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 18-23..

Государственные интересы и сам фактор государства непременно присутствуют в функционировании рыночной экономики на всех этапах ее существования и развития в более или менее зрелом виде. Это с очевидностью демонстрирует вся современная практика как высокоразвитых, так и развивающихся стран.

Можно выделить следующие основные причины для государственного вмешательства:

1) отсутствие в реальности совершенной конкуренции;

2) недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия;

3) необходимость общественного перераспределения благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку;

4) отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде (например, фьючерсных и страховых);

5) наличие внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных действий;

6) существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и т.п.);

7) разграничение "достойных потребностей" и тех, интерес к которым нужно снижать (алкоголь, табак, наркотики и др.).

Конкретные механизмы государственного регулирования национальной экономики определяются не только общими устоявшимися в мире закономерностями, но и характером, особенными чертами экономики страны. В этом плане российская экономика как объект регулирования отличается рядом специфических особенностей. Об этом говорят уникальные пространственные масштабы российской экономики. Особые требования, объективно предъявляются со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.). Но эти объекты недостаточно развиты и имеется большая потребность в капитальных ресурсах.

Крайне неразвита специфически рыночная инфраструктура, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии. Имеется огромная дистанция в уровне экономического и социального развития между меньшинством регионов, получившим название "доноров", и остальной частью страны. Россию отличает уникальная сложность природно-климатических условий для хозяйственной деятельности и проживания людей на большинстве территории страны. Наконец, нельзя не сказать о наличии устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.

Россия сообразно принятой в мире классификации относится к группе стран с переходной экономикой. Уже само качество переходности задает дополнительную управленческую компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Французский ученый Ж. Сапир справедливо замечает: "Дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку. Нелепо пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института" Сапир Ж. Структурные аспекты реформы / Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 12. С. 64.. К этому нужно добавить, что совершающийся в России переходный процесс от некогда мощной централизованно-плановой экономики к экономике либерально-рыночной, не имеет по своим масштабам и сложности прецедентов в мировой истории.

В соответствии с такими особенностями переходного процесса объективно весьма значительное место у нас должны занимать целевые государственные программы, призванные формировать несуществующие или слабо развитые объекты рамочного типа (инфраструктура, рыночные институты, база поддержки эффективного предпринимательства и т.д.). Вряд ли они сформируются на базе одной лишь частной инициативы.

Таким образом, в условиях России экономическая роль государства по многим параметрам значительнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. И с этим нельзя не считаться. Сохраняется и высокая вероятность использования традиций огосударствления экономики в корыстных целях дальнейшего обюрокрачивания экономических отношений со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Поэтому столь важна политика эффективной либерализации и дебюрократизации экономики.

Общество - исторически сложившиеся социальные, политические, культурные, хозяйственные отношения между людьми в процессе их совместной деятельности. Это сложноструктурированный организм, отдельные элементы которого неразрывно переплетаются между собой и взаимно влияют друг на друга.

Слово «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого языка означает «законы ведения домашнего хозяйства». В современном понимании экономика - это совместно организованное производство в условиях ограниченности его факторов.

Экономика в современном мире - часть целого, включающая в себя как отношения между хозяйствующими субъектами, так и определенную взаимосвязанную структуру отдельных производств, отраслей, территориальных комплексов, а на более высоком уровне - и национальных хозяйств. Хозяйствующие субъекты, экономические отношения и определяющие их уровень производительные силы - это основополагающие элементы экономической системы.

Одно из базовых понятий в экономических науках - экономическая система. Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности. Иначе говоря, экономическая система - совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе действующих отношений собственности и организационно-правовых форм. Основные элементы системы: социальноэкономические отношения, сложившиеся на основе форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм, т. е. способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, система стимулов и мотиваций, конкретные экономические связи между предприятиями. Субъектами экономической системы являются фирмы, домохозяйства, государство.

Выделяется такое важное понятие, как национальная экономика - исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.

Типы экономических систем

Тип экономической системы - это способ организации производства и распределения.

В России в советский период главным критерием различия экономических систем было господство какого-либо вида собственности на средства производства. Поэтому выделялись первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первый этап - социалистическая) социально-экономические формации.

Если за основу классификации взять популярную идею экономического равновесия, то выделяются следующие экономические системы: экономика домашнего хозяйства, экономика феодального поместья, бюргерское хозяйство, ремесленное производство, автаркическое хозяйство.

В товарной экономике в зависимости от экономического режима обычно выделяют рыночную (капиталистическую), централизованную плановую (в СССР с 1928 по 1985 гг.) и рыночную коллективистскую экономику (в бывшей Югославии, скандинавских странах).

В экономической науке различают следующие типы экономических систем:

1. Традиционная система существует в экономически слаборазвитых странах, базируется на отсталой технологии, применении ручного труда, ярко выраженной много- укладности, т. е. существовании одновременно различных форм хозяйствования. Преобладают натурально-общинные формы хозяйствования. Главенствует мелкотоварное производство, т. е. основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В экономике доминируют крестьянские и ремесленные хозяйства. Свойственна высокая степень зависимости от иностранного капитала. Характерна активная роль государства: через бюджет направляется значительная часть национального дохода на развитие инфраструктуры и поддержку беднейших слоев населения.

2. Командно-административная система сформировалась в СССР, странах Восточной Европы, ряде азиатских стран. Характерные черты: общественная собственность практически на все экономические ресурсы, коллективное принятие экономических решений посредством централизованного планирования, монополизация и бюрократизация экономики. Основные недостатки: негибкость, медленная адаптация к переменам, крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

3. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм). Система сложилась в XVIII в. и существовала до конца XIX - начала XX вв. Отличительные особенности: частная собственность на инвестиционные ресурсы, механизм регулирования макроэкономической деятельности основан на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара. Одной из главных предпосылок является личная свобода всех участников экономической деятельности - как предпринимателя, так и наемного работника. Решающее условие прогресса - свобода предпринимательской деятельности тех, кто имеет капитал.

4. Современная рыночная экономика (современный капитализм) - форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка с помощью системы цен, прибыли, убытка, спроса и предложения при участии государства.

5. Смешанная экономика - частное производство, которое регулируется рыночным механизмом и дополняется административным регулированием и налоговой сис
темой. Современный мир - мир смешанных экономик.

Кроме деления экономических систем по типам, в каждой системе существуют еще и свои национальные модели организации хозяйства, свойственные данной стране и основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных, бытовых традициях.

Так, американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации - массовой ориентации на достижение личного успеха. Задача социального равенства вообще не ставится.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры контроля за имущественным расслоением.

Существование такой модели возможно при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны. Активна роль государства, направленная на создание хозяйственной среды, в которой перспективные отрасли развиваются наиболее динамично.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели. Эта модель получила название «функциональная социализация». Функция производства ложится на частные предприятия, функция обеспечения высокого уровня жизни, а также инфраструктуры - на государство.

Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек как свободная личность, со своими интересами, сознающая свою ответственность перед обществом. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.

Южнокорейская модель имеет сходство с японской. Это относится к особенностям психологии нации (трудолюбие, ответственность), в истоках которых лежат нравственные нормы конфуцианства.

Превращение одной системы в другую занимает длительные исторические периоды. Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. В современном мире переходный период переживает ряд стран. В их число входит Россия. Происходящие в нашей стране перемены называют периодом постсоциалистической трансформации.

Постсоциалистическая трансформация - исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административнокомандной системы и формируется система основных рыночных институтов.

Постсоциалистические экономики следует отличать от посттоталитарных экономик (Китай и Вьетнам), где развиваются рыночные отношения в сельском хозяйстве, торговле, сфере услуг мелкого производства, но сохраняется господство государственной социалистической собственности в крупной промышленности.

Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Ис
ходная точка - кризис, последующая трансформация экономических отношений. Характерны резкое обострение социально-экономических противоречий, интенсивное развитие новых форм одновременно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Например, быстрый рост частного сектора в наше время сопровождается трансформацией госпредприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

Главная негативная черта переходной экономики - отсутствие целостной, непротиворечивой и когерентной институциональной системы.

Во всех странах в переходный период происходят изменения, которые носят неизбежный характер и рассматриваются поэтому как закономерности. К ним относятся:

Изменение роли государства;

Макроэкономическая стабилизация;

Приватизация;

Трансформационный спад и структурные реформы;

Интеграция в мировое хозяйство.

Группы стран переходной экономики составляют:

а) Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии (с наибольшими темпами продвижения);

б) Россия, страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания, Монголия;

в) страны Восточной Азии (Китай, Вьетнам).

Существуют разные концепции переходной экономики: эволюционный путь (концепция градуализма), «шоковая терапия». Концепция градуализма предполагает проведение реформ медленно и последовательно, причем источником рыночных преобразований выступает государство. Отличительная черта этого подхода - стремление государства смягчить экономические и социальные последствия реформ и избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Примерами градуалистской политики являются Венгрия и Китай. Концепция «шоковой терапии» основана на идеях монетаризма - современного варианта либеральной рыночной теории. Стержень монетаристской доктрины - борьба с инфляцией. Основным инструментом антиинфляционной политики считается одномоментная либерализация цен и резкое сокращение государственных расходов. В наиболее последовательном виде «шоковая терапия» реализована в Польше в 1990-1991 гг. Но в той или иной степени доктриной «шоковой терапии» руководствовались почти все постсоциалистические страны.

Россию начала XXI в. нельзя отнести ни к какой из существовавших ранее экономических систем. Современный период развития страны характеризуется как переходный, а экономика - смешанной. К особенностям российской модели переходной экономики относятся следующие: государство располагает мощным госсектором в важнейших отраслях хозяйства; происходит постоянное перераспределение прав собственности при активном участии неэкономических факторов (государственных нормативных актов); финансовый капитал преобладает над промышленным; переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях (в денежно-кредитной сфере происходит быстрое приближение к уровню рыночных стран, а в сельском хозяйстве преобладают формы организации, свойственные административной системе); наблюдается неравномерный переход регионов к рыночной экономике; растет криминализация экономической жизни. Российская модель, основанная на сильной регулирующей роли государства, опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства.

В переходной экономике России госрегулирование заключается в выполнении двух групп функций:

Формирование рыночных отношений (создание правовой базы, демонополизация и стимулирование конкуренции, приватизация госсобственности);

Перераспределительные функции (корректировка несовершенства рыночных
отношений при распределении материальных, финансовых ресурсов, доходов, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста).

Положение государства кардинально меняется. Оно превращается в одного из участников экономического процесса, т. е. на него распространяются те же законы и правила экономического поведения, что и на частные компании. В силу исторически сложившихся норм и традиций выполнение этого требования - наиболее трудный элемент постсоциалистической трансформации.

Хозяйство, изучаемое экономической теорией, существует, в конечном счете, для удовлетворения людей всем необходимым для их жизнедеятельности. Причем хозяйство не следует рассматривать как некую разнородную, хаотически перемешанную массу различных вещей. Социально - экономическая система - особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ, определенный способ производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Экономика любой страны представляет собой набор взаимосвязанных и взаимозависимых звеньев, каждое из которых, в свою очередь, состоит из многих различных видов деятельности, причем любое из них не может полноценно существовать и развиваться без остальных.

Все субъекты экономики принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения, в результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами. Однако как субъекты экономической системы они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства, фирмы, государство. И именно в этом качестве и рассматриваются экономической теорией.

Условно социально – экономическая система состоит из следующих элементов:

Материально-техническая – материальные ресурсы общества, его природные ресурсы, предметы труда, средства труда, предприятия, производственная инфраструктура;

Социально-экономическая - совокупная рабочая сила общества, люди с их физическими и умственными способностями, уровнем Образования, квалификацией, производственным опытом;

Организационно-хозяйственная (хозяйственный механизм) - совокупность способов, инструментов, форм организации связей между различными субъектами экономической системы, механизм распределения ограниченных ресурсов общества.

Экономическую систему можно структурировать по различным признакам: по функциональному назначению; отраслевому набору; воспроизводственному подходу; институциональному составу; социальному содержанию.

Функциональная структура экономической системы предусматривает согласование взаимодействия человека, природы и продукта, создаваемого с их участием. Современная функциональная структура российского хозяйства далеко не совершенна. Это выражается в том, что производство нужных стране товаров недостаточно развито по целому ряду позиций. Вместе с тем Россия пытается продавать на мировых рынках товары, которые есть в достаточном количестве в других странах. Примером несовершенства функциональной структуры российской экономики является чрезмерный экспорт леса, нефти и газа.



Отраслевая структура выражает производственно - технологические связи в хозяйстве, которые в процессе общественного разделения труда обособляются в вертикальные и горизонтальные структуры. По вертикали формируются отрасли единого технологического передела исходного или сопутствующего сырья, а по горизонтали (регионам) - отрасли, связанные единством территориальных интересов.

В нашей стране в годы перестройки отраслевая структура народного хозяйства была гипертрофирована при преобладании оборонных отраслей и производств. Сегодня требуется реструктуризация экономики. Процесс этот длительный и по обоснованным оценкам экспертов может растянуться на два-три десятилетия.

Воспроизводственная структура экономики формируется с целью получения макроэкономических параметров при формировании прогнозных горизонтов развития страны на перспективу.

Институциональная структура экономики представлена формами организации и управления производством, которые закреплены хозяйственным законодательством. Совершенствование институциональной структуры экономики для России - большая и сложная проблема.

Социальная структура фокусирует изменения, происходящие среди групп и слоев населения. За 1985-2000 гг., когда шла перестройка и переход к рынку, в 2-3 раза понизилось благосостояние основной массы населения. В этих условиях экономические преобразования и начинающийся экономический рост наталкивались на низкий платежеспособный спрос потребителей. В последние годы совершенствованию социальной структуры экономики в России уделяется все больше внимания, происходит рост номинальной и реальной заработной платы.



Структурные элементы экономической системы динамичны. В своем взаимодействии они постоянно формируют пропорции , т.е. количественные соотношения частей в рамках целого. Наиболее важными среди таких пропорций являются:

Макроэкономические, складывающиеся на национальном уровне, характеризующие движение валового внутреннего продукта;

Межотраслевые, показывающие соотношение между добычей и переработкой сырья, между производственной и непроизводственной сферой и др.;

Внутриотраслевые, свидетельствующие о процессах, происходящих в технологической цепочке по производству тех или иных продуктов;

Международные, которые ориентируют национальную экономику страны на мировой рынок.

На основе развития теории экономических систем сформировались современные взгляды на типы экономических систем общества. В самом общем виде можно выделить три типа экономических систем:

- традиционная система , где в экономике сильны национальные и исторические традиции и обычаи хозяйствования. Основа - натуральное хозяйство, крайне инерционна, опирается на традиции, обычаи, новации затруднены, ручной труд, низкие эффективность и уровень развития производительных сил. Превалировала до начала промышленной революции (18 в.). В современных условиях характерна для наименее развитых стран (Афганистан, Бангладеш, Сомали и т.п.).

- рыночная система , в которой центральную роль играет не государство, а рынок. В целом эта система основана на частной собственности. Принцип свободного предпринимательства, рыночное ценообразование, договорные отношения между хозяйствующими субъектами, ограниченное вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Исключительно теоретизированная модель. Многие черты присущи странам Европы 19 века, где роль государства в экономике была минимальной.

- командно-административная система , в которой государство господствует в форме диктата и регламентации хозяйственной деятельности. Его регулирующие функции носят тотальный характер как в производстве, так и в распределении товаров и услуг. По существу в этой системе рано или поздно интерес бюрократии, ведомства подменяет все остальные интересы и выдается за общественный. Государственная собственность на средства производства, директивное планирование, централизованное распределение произведенной продукции, государственные цены, возможность концентрации ресурсов по приоритетам, дефицитность, затратность производства, слабая восприимчивость к научно – технического прогресса. Преимущества системы в том, что в условиях внешней угрозы у государства есть возможность в краткие сроки перераспределить ресурсы по приоритетным направлениям. Эффективна во время войны (СССР во время Великой отечественной войны).

Смешанная система - государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Присутствует многоукладность: регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

· обеспечение занятости;

· полное использование производственных мощностей;

· стабилизация цен;

· параллельный рост заработной платы и производительности труда;

· равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

· приоритетность рыночной организации экономики;

· многосекторность экономики;

· государственное управляющее предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

· ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

· социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для большинства стран мира: России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и других. Различные модели смешанной экономики представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Модели смешанной экономики

Модель Основные характеристики
Американская модель Малый удельный вес государственной собственности Минимальная регулирующая роль государства Всемерное поощрение предпринимательства Высокая дифференциация на богатых и бедных Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения
Японская модель Высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики Составление планов развития экономики Социальная направленность модели Незначительные различия в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими
Немецкая модель Высокий уровень государственного воздействия на экономику Прогнозирование основных макроэкономических показателей Незначительные различия в уровне заработной платы
Шведская модель Социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных граждан Государство активно вмешивается в ценообразование Высокий удельный вес государственного сектора
Французская модель Высокая регулирующая роль государства Вмешательство государства в процесс накопления капитала Значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства
Южнокорейская модель Использование планирования экономического развития Длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере Регулирование внешнеэкономической сферы направлено на стимулирование экспорта
Китайская модель Переход от «централизованной плановой экономики» к «социальной плановой товарной экономике» Сочетание рынка с государственным планированием В сельском хозяйстве осуществлен переход от «народных коммун» к системе «семейного подряда» оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путем отделения «права собственности» от «права хозяйствования» Установление прямых хозяйственных связей между предприятиями

Эволюция экономики смешанного типа протекает в рамках тех или иных моделей экономических систем, весьма отличающихся по своим качественным и количественным характеристикам и сложившихся под влиянием исторических, социальных и национальных условий, а также достигнутых уровней экономического развития. Одна и та же по своей природе система, как известно, может иметь несколько моделей: социально ориентированная рыночная экономика, шведская модель китайская социалистическая рыночная экономика, германское социальное рыночное хозяйство, англосаксонская модель фондового рынка и др. Не ставя задачу детального анализа всех существующих в современном обществе разновидностей смешанных экономических систем, рассмотрим некоторые их модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности. Малообеспеченным слоям создается приемлемый уровень жизни за счет разнообразных льгот и пособий. Однако задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. У подобной ориентации имеется и обратная сторона: агрессивность, авантюризм, алчность, легкомыслие американцев. Последнее проявляется сегодня, например, в крайне низкой (вплоть до нуля) сберегательной активности населения и его стремлении к потреблению в долг, что делает США мировым чемпионом по задолженности. Хотя США считаются страной с либеральной экономикой, тяготеющей к минимальной границе государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, на практике данная граница явно не соблюдается. Об активном участии правительства в регулировании социально-экономических процессов свидетельствует, например, существование Федеральной контрактной системы, которая обеспечивает размещение на конкурсной основе и реализацию заказов для государственных нужд, или жесткая протекционистская защита внутреннего рынка от импорта японских автомобилей, аргентинского мяса, российского металла и др. Это дало основания П. Самуэльсону охарактеризовать в учебнике «Экономикс» (1964) американскую экономику как смешанную систему государственного и частного предпринимательства. Характерной чертой американской модели по сей день остается масштабная гонка вооружений. И несмотря на завершение, казалось бы, холодной войны, избыточно милитаризованная экономика США настойчиво продолжает бесплодно перемалывать немалую долю ВВП и нацеливать пирамиду создаваемого чудовищного госдолга на закрепление своего лидирующего статуса в нынешнем во многом однополярном мире.

Японская модель характеризуется органическим сочетанием свободного предпринимательства с активной структурно-инвестиционной и внешнеэкономической политикой государства, направленной на последовательное достижение приоритетных макроэкономических целей. В своей социальной политике власти осознанно стремятся здесь к определенному отставанию уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от динамики производительности труда. За счет этого достигается снижение издержек производства и неуклонное повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Видимых препятствий к имущественному расслоению населения не ощущается. Интересы нации ставятся заведомо выше интересов конкретного человека, население психологически готово к немалым материальным жертвам в настоящем во имя процветания страны и ее мирового господства в будущем. Очень сильны традиции коллективизма, групповых целей, что находит свое выражение в относительной слабости элементов свободного рынка, прежде всего рынка труда. Всемерно поощряется верность компании, крайне редки случаи увольнения или перехода из одной компании в другую. В результате перекрестного акционирования экономическая структура японской экономики приобрела некую корпоративную целостность и закрытость.

Шведская модель , которую восприняли и другие Скандинавские страны, а также наиболее успешные, хотя и отстающие от Швеции по уровню экономического развития постсоциалистические государства Восточной Европы, отличается сильной социальной ориентацией экономики. Ведущими макроэкономическими целями здесь признаны справедливость и полная занятость, поэтому социальная политика государства направлена в основном на сокращение имущественного расслоения путем перераспределения национального дохода в пользу наименее защищенных слоев населения. Такое перераспределение осуществляется с помощью высокопрогрессивной шкалы налогообложения физических лиц, при которой с ростом доходов населения резко увеличиваются ставки налогов. Не исключая конечно же существования теневой экономики, высокие налоговые ставки оказались вполне совместимыми с высоким уровнем лояльности налогоплательщиков, поскольку для этой страны характерна социальная солидарность, национальное и культурное единение населения. При этом достаточно обширный для страны с рыночной экономикой государственный сектор (не с точки зрения размеров госсобственности, которая здесь невелика, а по критерию соотношения величины госбюджета и ВВП) позволяет правительству последовательно искоренять глубинные причины безработицы. На этом особо настаивают сохранившиеся в Швеции независимые от правительства профсоюзы. Шведская модель получила название функциональной социализации, поскольку функции производства выполняются частными предприятиями, действующими на конкурентной рыночной основе, а решение задач обеспечения высокого уровня жизни и развития инфраструктуры возложено на государство. Впрочем, данной модели (как некоему современному олицетворению кейнсианской модели государственного регулирования экономики) присущи серьезные дефекты, проявляющиеся в долгосрочном периоде в подрыве конкурентоспособности национальной экономики, особенно в связи с высокой налоговой нагрузкой и ростом издержек на оплату труда. Они явно дают о себе знать в обстановке экономического подъема, когда правительство зачастую не имеет возможности адекватно сокращать объем социальных обязательств для противодействия нарастающей инфляции.

Немецкая модель социального рыночного хозяйства основывается на предоставлении всем хозяйственным формам равных возможностей устойчивого развития. Особым покровительством властей пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство, не воспринимая роль «ночного сторожа», активно влияет здесь на цены, таможенные пошлины, технологические стандарты и т.п. В формировании и реализации социально-экономической политики активно участвуют разнообразные общественные институты экологические движения, профсоюзы, общества потребителей. Эта модель имеет немало сходных черт со шведской моделью, и поэтому их зачастую объединяют в германо-скандинавскую, или балтийскую, модель - модель социально ориентированной рыночной экономики. Если в либеральной (англо­саксонской, атлантической) модели на долю 20% наиболее состоятельных граждан приходится примерно 50% доходов, а доля 10% самых богатых обычно составляет около 33-35%, то в балтийской модели эти цифры заметно скромнее: 40 и менее 25% соответственно.

Южнокорейская модель опирается на сочетание плановых и рыночных методов регулирования. В рамках структурной политики здесь традиционно определяются отрасли, способные стать «полюсами роста», т.е. обладающие конкурентными преимуществами на мировом рынке. Разрабатываются и активно внедряются система правительственных мер по обеспечению перелива трудовых и капитальных ресурсов из традиционных отраслей в новые, а также проекты свертывания производства в неперспективных сферах деятельности. Параллельно с этим запускаются государственные программы переподготовки высвобождаемой рабочей силы. Структурная политика включает разработку централизованных планов в интересах обеспечения тех прогрессивных сдвигов, которые недостижимы на основе рыночных механизмов. Банки и финансовые ресурсы, объем и структура иностранных инвестиций в экономику и экспортно-импортные операции, строительство крупных промышленных объектов находятся под жестким административным контролем правительства. Государство оказывает мощную поддержку экспортно-ориентированным отраслям в виде льготных кредитов, выгодных условий для приобретения оборудования, предоставления налоговых льгот и разного рода монопольных прав. Для южнокорейской модели характерен высокий уровень монополизации промышленности: примерно половина производимого здесь национального продукта приходится на пять крупнейших конгломератов (таких, как «Самсунг»), представляющих интересы страны на мировых рынках.

Китайская модель трансформации экономики, реализуемая в Китае в конце ХХ-начале XXI века. Китайское руководство выработало и реализовало специфическую модель преобразований социально-экономической системы страны, которая оказалась наиболее успешной по сравнению со всеми другими переходными экономиками по своим результатам. В последние три десятилетия Китай добился наивысших в мире темпов экономического развития, превратившись во вторую державу мира по объёмам производства, первую – по экспорту и по валютным резервам. Был существенно повышен жизненный уровень населения. Китаю удалось добиться существенного снижения рождаемости, улучшив тем самым демографическую ситуацию в стране. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., Китаю удалось сохранились высокие темпы экономического роста.

Основные черты китайской модели преобразований:

Инициатором и мотором преобразований выступила китайская компартия, которая сохранила свои доминирующие позиции в государстве и обществе. Большую роль в выборе пути сыграл руководитель КПК Дэн Сяопин;

Китай не разрушил целиком прежний механизм централизованной административно-командной экономической системы, как это было сделано практически во всех бывших социалистических странах, а начал параллельно и в конкуренции активно развивать рыночную систему. Элементы прежней системы постепенно вытеснялись и преобразовывались, а новой - рыночной - расширялись и развивались («двухсистемная модель преобразований»);

Главным путём создания частного сектора экономики стала не приватизация госсобственности, как в других социалистических странах, а саморазвитие частного сектора, которому власть создавала в целом благоприятные условия.

Начальным этапом преобразований стала аграрная реформа, главным содержанием которой был роспуск коммун в деревне и распределение земли в пользование крестьянам на основе «семейного подряда». Крестьяне платили налоги и могли распоряжаться произведённой продукцией по своему усмотрению. В результате реформ Китай в целом смог накормить огромное население страны;

Был выбран экспортно-ориентированный тип развития и открытость экономики для внешней и внутренней конкуренции;

Круг директивных показателей для предприятий постепенно сужался до ограниченного количества;

Государство сохраняло значительный контроль за денежно-кредитной системой.

Социально-экономическая система страны как объект государственного управления

Объектом нашего изучения является социально-экономическая сис­тема страны (далее - СЭС). Но прежде чем перейти к ее рассмотре­нию, попробуем определить, что такое «система» и «управление». Система - это динамический комплекс взаимосвязанных между со­бой элементов (подсистем), упорядоченный по отношениям как между системой и ее элементами, так и между самими элементами, обладаю­щий вполне определенными свойствами, наиболее существенными из которых являются единство системы , ее целостность . Существующее определение понятия «система» вызывает большие разногласия.

Некоторые авторы сознательно уходят от данного определения, по­скольку, считают они, оно не может быть столь однозначным, а долж­но быть дополнено перечнем свойств, присущих системе, и объяснени­ем характера отношений в ней как между элементами и системой в це­лом, так и между самими элементами.

Кроме целостности , система обладает такими свойствами, как структура, иерархичность, функциональность, непрерывность функ­ционирования, целенаправленность, бесконечность, управляемость и ряд других.

Рассмотрим эти свойства применительно к социально-экономиче­ским системам вообще, так как нас интересует не только социаль­но-экономическая система страны (СЭС), но и ее элементы: отрасли, регионы. Там, где необходимо конкретное рассмотрение именно СЭС, это будет указано.

Целостность системы означает принципиальную несводи­мость ее свойств к сумме свойств составляющих элементов и не­выводимость свойств целой системы из свойств элементов. Други­ми словами, целостной системе присуща неаддитивность . Это свой­ство системы создает множество методических проблем системного анализа, в особенности в связи с применением количественных мето­дов описания и измерения систем.

Теория систем исходит из постулата, что целое (система) первич­но, а ее элементы (подсистемы) - вторичны (они существуют лишь в силу существования целого). Таким образом, не элементы составляют целое, а, наоборот, целое порождает при своем членении элементы системы.

Первичность целого - основной постулат теории систем, который дает ключ к такому характеризующему систему понятию, как структура.

Применительно к социально-экономической системе под структу­рой будем понимать совокупность элементов, связей и отношений между этими элементами, определяющими внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы .

Структура системы выступает как способ описания ее организа­ции, как некоторая абстракция, создаваемая исследователем. Вместе с тем декомпозиция (структуризация) системы на элементы и связи определяется не произволом исследователя, а внутренними свойства­ми системы. Другими словами, с помощью структуры исследователь отражает организацию объекта в необходимом аспекте и с необходи­мой подробностью.

Отметим, что по своей природе структура динамична, она отража­ет эволюцию системы во времени и пространстве.

Выбор структуры и степени детализации описания системы всегда отражает гипотезу исследователя о механизме функционирования сис­темы. Поэтому по мере углубления в проблему, расширения знаний, получения новой информации исследователь уточняет, а часто и пол­ностью меняет свои представления о закономерностях развития объек­та и соответственно корректирует его структуру. Другими словами, структурное описание объекта может измениться в процессе системно­го исследования. Примером для этого положения является декомпози­ция частного сектора путем вычленения двух секторов - системы крупных корпорации-олигополии и системы небольших предприятий, имеющих различные свойства и функционирующих в соответствии с разными целями и принципами

С понятием структуры органически связано понятие иерархично­сти. Иерархичность системы означает, что каждый ее элемент, подсистема, в свою очередь, могут рассматриваться как большая система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из элементов более широкой, глобальной системы . Из свойст­ва иерархичности следуют основные принципы содержательного и формального описания систем.

Основополагающим свойством социально-экономической системы является функциональность. Все элементы системы непрерывно дейст­вуют и взаимодействуют в рамках своего функционального назначе­ния. Поэтому необходимо отметить такое свойство социально-эконо­мической системы, как непрерывность функционирования. Именно не­прерывным функционированием элементов и системы в целом опреде­ляются структура и свойства конкретных систем. Система существует, пока функционирует.

Комплекс параметров как количественных, так и качественных, ха­рактеризующих результаты функционирования СЭС и ее элементов в определенный момент или отрезок времени, определяет состояние сис­темы. Понятие «состояние системы» включает описание системы во всех аспектах - выделение и фиксацию ее элементов и подсистем, связей, определяющих содержание отношений между ними; отражение пространственного положения и внутреннего состояния элементов и подсистем, состояния внешней среды, факторов и условий функциони­рования элементов, подсистем и всей системы в целом.

Социально-экономическим системам свойственна целенаправлен­ность. Некоторая область состояния системы, которую желатель­но достичь в процессе ее функционирования, называется ком­плексом целей системы. Декомпозиция целей во времени и про­странстве в соответствии с рассматриваемой структурой системы об­разует иерархическую систему целей и задач, так называемое «дерево целей» (дерево задач). Достижению этих целей (осознанных и неосоз­нанных) подчинено определенным образом организованное функцио­нирование элементов системы, совокупное действие и взаимодейст­вие которых направлено на достижение этих целей.

Важным свойством СЭС является ее бесконечность. Под бесконеч­ностью понимается невозможность ее полного познания и всесторон­него описания конечным множеством характеристик.

Социально-экономической системе свойственна управляемость.

Рассмотрим вначале понятие «управление», «управлять». В толко­вом словаре Даля это означает «править, давая ход, направление», «за­ставлять идти правым, нужным путем». В современных публикациях дается множество различных определений термина «управление». Наи­более общее определение: управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения оп­ределенного результата (результатов). Ими могут быть: сохранение ка­чественной специфики объекта; обеспечение нормального функциони­рования объекта; обеспечение приспособления (адаптации) объекта к изменяющимся условиям внешней среды; достижение определенных целей (цели) развития объекта.



Последний результат определяется как наиболее важный, органи­чески присущий процессу управления. Сущность управления раскры­вается в его основных функциях:

Подготовка и принятие управленческих решений;

Организация выполнения управленческих решений;

Мотивация и стимулирование выполнения решений;

Учет и анализ хода выполнения решений;

Регулирование (оперативное управление) или корректировка хода выполнения управленческих решений.

Термин «регулирование» в словаре В.Даля приводится не отдель­но, а в контексте термина «регламент» (порядок) и означает «уравне­ние хода, движения». В современных словарях регулирование (лат. regulare - устраивать, приводить в порядок) означает подчинение оп­ределенному порядку, правилу, упорядочивание; установление пра­вильного взаимодействия частей механизма в какой-либо системе; ре­гулирование - это важная функция управления, обеспечивающая функционирование системы.

Регулировать можно функционирование и развитие любого объек­та (в нашем случае - СЭС), если известно направление развития, па­раметры его движения к намеченным целям. Применительно к СЭС можно отметить, что если она достаточно надежно, стабильно идет по намеченной, согласованной со всеми экономическими агентами траек­тории, то оперативное государственное регулирование минимально.

Термин «регулирование» применительно к функциям государства достаточно расплывчат, так как он относится и к долгосрочным, и к краткосрочным (оперативным) аспектам регулирования.

С одной стороны, функциями государственного регулирования СЭС являются структурная, инновационная и инвестиционная полити­ка, которые по своей сути являются долговременными, т.е. стратегиче­скими компонентами государственной политики, и определяются государственным планом или выбранным вариантом прогноза (план-про­гноза). Изменение структурно-инновационно-инвестиционной полити­ки требует изменения траектории движения СЭС, т.е. изменения це­лей, их состава (количественных и/или качественных), развития и ме­роприятий по их достижению. Таким образом, эти изменения связаны с пересмотром прогнозов, планов и программ.

То же относится и к таким функциям государства, как внешнеэко­номическая, военно-стратегическая и экологическая политика. Кроме того, долгосрочные и краткосрочные аспекты характеризуют и такие функции государства, как проведение кредитной, бюджетной и налого­вой политики. Государством должна быть выработана определенная стратегия в проведении налоговой политики, отраженной в Налоговом кодексе; бюджетной политики, отраженной в Бюджетном кодексе; кре­дитной политики, отраженной в Кредитном кодексе.

Так, можно и нужно проводить «тонкую настройку» бюджета, но кардинальные изменения, приводящие к изменению логики бюджет­ной политики в части бюджета развития, требуют пересмотра траек­тории развития СЭС. То же относится к налоговой системе страны и к таким инструментам кредитной политики, как учетная ставка Цен­тробанка и норма обязательных резервов банков. Глобальные измене­ния во внешнеэкономической политике, например, кризис мировой финансовой системы, резкое изменение цен на нефть, неминуемо приводят к необходимости пересмотра основных направлений разви­тия СЭС страны.

В данном учебнике регулирование в широком значении определя­ется термином «управление», а в узком - «регулирование», или «опе­ративное регулирование».

Поскольку проведенный нами «водораздел» между двумя близки­ми по функциональному назначению понятиями - «управление» и «регулирование» - достаточно подвижен в зависимости от состояния СЭС той или иной страны, то можно предложить следующее опреде­ление термина «управление».

Управлением называется сознательная организация целена­правленного функционирования системы и ее элементов в соот­ветствии с целями развития и постоянно изменяющимися внут­ренними и внешними условиями существования системы.

Целенаправленное развитие системы может осуществляться только в том случае, если цели системы и пути их достижения согласуются с объективными законами развития общества. Это согласование осуще­ствляется далеко не всегда, и поиск рациональных управленческих решений можно трактовать как процесс выработки компромисса меж­ду желаемым и возможным. Прогнозирование эволюции системы основано на выявлении целей рассматриваемой системы и поиске путей их достижения в рамках ограничений, обусловленных объективными законами развития, конечностью различного вида ресурсов и другими факторами. Управление системой ограничено. Эти ограничения очер­чивают область допустимых значений управляющих параметров, вы­ход за границы которой или объективно невозможен, или чреват опас­ными последствиями для управляемой системы. Область допустимых значений управляющих параметров системы формируется под воздей­ствием двух основных групп ограничений.

К первой группе можно отнести конечность различного вида ре­сурсов и ограничения, диктуемые законами природы. Например, нельзя затратить ресурсов больше, чем есть или будет в наличии, нельзя изменить периодичность времен года. Ограничения такого рода носят постоянный характер и называются естественными. Они почти всегда известны и легко учитываются в практике прогнозиро­вания и управления.

Вторая группа ограничений связана с процессами жизнедеятель­ности систем. Целенаправленное развитие систем осуществляется с помощью управления, которое должно обеспечить сохранение каче­ственной определенности системы при ее движении к цели, т.е. в ус­ловиях постоянной структурной и функциональной перестройки. Ес­тественные и нормативные ограничения существенно сужают область допустимых значений управляющих параметров, снимают значитель­ную часть неопределенности возможных в будущем вариантов разви­тия объекта.

Если ставится цель - улучшить состояние системы, - то необхо­димо определить и критерий, ориентируясь на который можно сказать, что прогнозируемое состояние лучше (эффективнее, рациональнее) имеющегося.

СЭС представляет собой большую систему, характеризующуюся многообразием составляющих ее элементов, которые можно объеди­нить в достаточно широкие подсистемы - экономическую (производ­ственно-технологическую) и социальную. Ввиду глобальности подсис­тем в литературе они, как правило, называются системами. Необходи­мо отметить, что границы между этими подсистемами несколько раз­мыты. В различных СЭС могут быть серьезные отличия по форме их взаимоотношений, мотиваций, потребностей и целей, оценочной меры выделенных приоритетов и степени важности. Например, экономика государства для людей, или люди для экономики? Ответив на данный вопрос, можно выяснить главную цель развития той или иной страны, ее основные приоритеты и ценности.

В свою очередь СЭС является подсистемой такой глобальной сис­темы, как страна, синонимом которой является понятие государство в широком значении этого термина. В таком понимании государство (страна) - это человеческое сообщество с единым центральным органом управления, осуществляющим жизнеобеспечение как всего сообщества, так и каждого его члена . Это наглядно отражено на рис. 1.1.

Государство - важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий по­литическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.

Экономическая система (экономика страны) - это система (комплекс) производственных отношений, соответствующих дан­ной ступени развития производительных сил общества. Можно сказать, что тип экономической системы определяется господствую­щим способом производства.

Социальная система - это система (совокупность) общественных отношений, организаций и форм, определяющих взаимосвязи между личностью, коллективом, организацией и обществом в целом.

В социальную подсистему (систему) страны входит и комплекс от­раслей, относящихся к сфере нематериального производства - обра­зование, здравоохранение, культура и искусство. Необходимо иметь в виду, что определенная часть этих отраслей (подотраслей) коммерциа­лизирована - все больше доля платных учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства.


Рис. 1. 1. Структура социально-экономической системы

Если социальная система направлена на удовлетворение духовных потребностей людей, поддержание здоровья нации, то экономическая система направлена на удовлетворение материальных потребностей людей путем создания жизненных благ. Поэтому перед экономической системой стоят следующие фундаментальные вопросы:

Сколько следует производить различных товаров и платных ус­луг, чтобы наиболее полно удовлетворить духовные и матери­альные потребности общества?

Как - с помощью каких ресурсов и какой технологии - эти товары и услуги должны быть произведены, чтобы достигнуть наивысшей эффективности?

Для кого предназначаются произведенные товары и услуги?

Большинство авторов рассматривают экономическую систему в уз­ком смысле и поэтому считают основной проблемой, решаемой ею, оптимальное распределение ограниченных ресурсов с целью макси­мального удовлетворения неограниченных потребностей людей и об­щества в целом.

За последнее время в общественном сознании произошел боль­шой скачок, который характеризуется глубоким осознанием того, что именно социальные цели объединяют людей в рамках страны (госу­дарства), тогда как экономические цели могут и разъединять, а не объединять людей. Кроме того, экономические цели могут быть об­щими с иностранными субъектами (например, в случае совместных предприятий или предприятий с иностранным капиталом на террито­рии страны).

Таким образом, следует рассматривать не отдельно экономическую систему, а социально-экономическую систему как симбиоз социальной и производственной сфер жизнедеятельности страны.

В соответствии с системным подходом на входе СЭС можно выделить такие элементы (объекты), которые влияют на функционирование и разви­тие СЭС и являются при разработке прогнозов ее «прогнозным фоном»:

  • мировая система, ее состояние, перспективы развития, основ­ные характеристики, влияющие на функционирование и развитие СЭС;
  • природный потенциал (наличие и качество природных ресурсов и животного мира);
  • человеческий потенциал (уровень образования, здоровья людей);
  • научно-технический потенциал (искусственная природа);
  • экология (состояние сферы обитания людей, окружающей среды);
  • внутриполитическое устройство;
  • уровень морали, господствующей в стране; религиозный фактор.

Резюмируя вышеперечисленное, можно выделить основные цели социально-экономической системы страны , которые должны быть осуществлены под эгидой государственных органов:

а) гармоническое развитие личности, обеспечение каждого члена общества минимальными условиями, обеспечивающими его свободу и безопасность по всем аспектам;

б) динамическое и эффективное бескризисное развитие страны;

в) обеспечение национальной безопасности страны: политической, экономической (в том числе продовольственной), социальной, экологи­ческой, военно-стратегической.

В системе национальных счетов (СНС), представляющей систему экономической и социальной информации, используемой всеми стра­нами для описания, анализа и прогнозирования социально-экономиче­ских процессов на макроуровне, приведена классификация отраслей СЭС. Наиболее значимыми для целей прогнозирования СЭС являются данные о следующих отраслях: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, здравоохранение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание.

Отметим, что в сферу материального производства включаются транспорт и связь, обслуживающие производство, а гражданские транспорт и связь, обслуживающие население, входят в социальные подотрасли.

Отрасли СЭС состоят из подотраслей, например, сельское хозяй­ство состоит из двух подотраслей - растениеводства и животновод­ства. Подотрасли промышленности - тяжелая, легкая и пищевая. В свою очередь, например, тяжелая промышленность состоит из не­скольких комплексов (в скобках указаны их подсистемы): топлив­но-энергетического (электроэнергетика, топливная промышленность); металлургического (черная и цветная металлургия); машинострои­тельного (машиностроение для сельского хозяйства, транспорта, раз­личных отраслей промышленности); химико-лесного (химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бу­мажная промышленность); строительных материалов. Пищевая про­мышленность включает в себя пищевкусовую, мясомолочную и рыб­ную промышленность.

В рамках одной отрасли существуют автономные цепочки сопря­женных технологических процессов с различной по значению продук­цией, отличающейся по своему техническому уровню, связанной с раз­личными потребителями и ориентированной на разные источники сы­рья и на разных поставщиков. Таким образом, можно утверждать, что типичная отрасль не представляет собой воспроизводящейся целостности, а составляющие ее технологические процессы относятся к разным производственно-технологическим системам, функционируют автоном­но и изменяются в слабой зависимости друг от друга.

Связи между сопряженными технологическими процессами в раз­ных отраслях часто бывают более тесными и устойчивыми, чем меж­ду производствами одной отрасли. Ввиду всего вышеизложенного в эволюционной теории использование понятия «отрасль» в качестве основного структурного элемента для целей технико-экономического анализа, прогнозирования и программирования национальной эконо­мики, ее технико-экономического развития считается неправильным, некорректным.

В качестве элемента экономической структуры, который не только сохраняет целостность в процессе технологических сдвигов, но и явля­ется носителем этих сдвигов, рассматривается совокупность техноло­гически сопряженных производств - технологическая совокупность (ТС). Каждая ТС на входе потребляет ресурсы, которые являются «вы­ходными» для других (смежных) ТС, и обеспечивает их переработку в конечный продукт (для конечного потребления) или в промежуточный продукт, использующийся другими ТС в качестве «выходного» ресурса. Так складываются группы ТС, связанные друг с другом более тесно, чем с остальными. В процессе своего развития сопряженные ТС приспосабливаются к потребностям друг друга.

Связанные друг с другом однотипными технологическими цепями ТС образуют так называемые технологические уклады (ТУ). В рамках каждого ТУ осуществляется замкнутый производственный цикл, включающий добычу и получение первичных ресурсов, все стадии переработки этих ресурсов и выпуск конечных продуктов.

Когда со временем насыщаются потребности страны в традицион­ных товарах и услугах и достигаются пределы в повышении эффектив­ности производства, новые факторы, возникающие в недрах сущест­вующего ТУ, набирают силы, ускоряется их развитие, и экономиче­ская система страны переходит в следующий, более прогрессивный технологический уклад.

Согласно эволюционной теории вводятся два понятия: ядро техно­логического уклада и ключевой фактор. Под ядром технологического уклада понимается базовая отрасль экономики, основа промежуточно­го продукта и основа технологического процесса. Ключевым факто­ром называется база технологических изменений в базовых отраслях
экономики. В мировой экономике в течение последних трех столетий произошла смена пяти ТУ.

Ядром первого технологического уклада (1770-1830) явились: текстильная промышленность и машиностроение, выплавка чугуна, водяной двигатель. Ключевой фактор первого ТУ - текстильные машины.

Ядром второго (1830-1880) были: паровой двигатель, железнодо­рожное строительство, транспорт, машино- и пароходостроение, уголь­ная, станкоинструментальная промышленность, черная металлургия. Ключевые факторы - паровой двигатель, станки.

Ядром третьего (1880-1930) явились: электротехническое, тяже­лое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропе­редачи, неорганическая химия. Ключевые факторы - электродвига­тель, сталь.

Ядром четвертого (1930-1980) стали: автомобиле- и тракторо­строение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, произ­водство и переработка нефти. Ключевые факторы - двигатель внут­реннего сгорания, нефтехимия.

Ядром пятого (1980- до 2030-2040(?)) являются: электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, про­граммное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производст­во и переработка газа, информационные услуги. Ключевой фактор - м и кроэлектроника.

В СССР третий ТУ не только не сокращался, а расширялся темпа­ми, близкими к среднему темпу экономического роста страны. Необ­ходимо отметить, что в СССР, как и в развитых капиталистических; странах, формирование некоторых ТС четвертого ТУ началось еще в дореволюционные годы. Однако фаза его роста началась в конце 1950-х - начале 1960-х годов после принятия решений о приоритет­ном развитии химической промышленности. В целом развитие произ­водств четвертого ТУ в СССР шло медленнее, чем в соответствующих фазах в развитых странах. С 60-х годов в отечественной экономике на­чалось, так же как и в развитых странах, становление пятого ТУ. С са­мого начала в экономике формировался практически весь комплекс движущих отраслей этого уклада: электроники, авиакосмической тех­ники, средств телекоммуникаций.

Если в развитых капиталистических странах с середины 70-х годов началось крупномасштабное перераспределение ресурсов из четверто­го ТУ в пятый и лавинообразное расширение последнего, то в СССР становление пятого ТУ в большей степени сдерживалось дефицитом производственных ресурсов, связанных с воспроизводством устарев­ших ТУ. Межстрановой (компаративный) количественный анализ по­зволяет сделать вывод о том, что техническое развитие экономики СССР происходило в том же направлении, что и развитие экономики других стран.

В целом техническое развитие экономики СССР определялось рос­том четвертого ТУ, который сдерживался продолжающимся воспроиз­водством третьего, и поэтому был существенно более медленным, чем в передовых странах. При этом влияние становления пятого ТУ на техническое развитие экономики было весьма незначительным и поэтому менее существенным.

Согласно эволюционной теории такая технологическая многоук-ладность экономики России является основной причиной диспропор­ций, затрудняющих, а подчас и блокирующих технико-экономическое развитие страны.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими свойствами обладает система?

2. В чем сущность единства и целостности системы?

3. В чем сущность управляемости системы?

4. Какие ограничения возникают при описании жизнедеятельности систе­мы?

5. Какие основные вопросы решает экономическая система?

6. Какие элементы (объекты) влияют на функционирование и развитие СЭС и являются при разработке прогнозов ее «прогнозным фоном»?

7. Что называют технологическим укладом? Приведите пример.

8. Что является ядром технологического уклада? Приведите пример.

Объекты государственного регулирования экономики

Замечание 1

Объектами государственного регулирования экономики называются сферы, отрасли и регионы, в которых возникают трудные ситуации и проблемы экономического роста, не разрешаемые без вмешательства государства. Также объектами ГРЭ являются явления, условия и ситуации социально-экономической жизни государства, требующие к себе вмешательства государства и государственных органов.

Главными объектами ГРЭ являются (рис.1):

Также значительными объектами государственного регулирования являются внешнеэкономическая деятельность и контроль за состоянием экологии и окружающей среды.

Каждый из приведенных объектов обладает особенностями и носит различный характер. Эти объекты объединяют макроэкономические процессы. Сущность государственного регулирования заключается в различных функциях, проявляющих себя в процессе управления перечисленными объектами.

Проявление государственного регулирования в воздействии на экономический цикл, состоит в том, чтобы в периоды кризисов, экономических депрессий стимулировать спрос на продукцию (товары/услуги), политику капиталов, занятость населения государства. В этом процессе могут предоставляться как льготы частному капиталу, так и увеличиваться объем государственных расходов и инвестиций. Оказывая воздействие на экономический цикл, государство участвует в процессах "торможения" роста спроса, регулировании необоснованного рост цен и заработной платы, таким образом преследуя цель уменьшить объемы и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости населения в перспективе.

В аспекте структур хозяйства регулирование государства проявляет себя в предоставлении отдельных привилегий некоторым областям, регионах сферам промышленности и т.д. В одном случае это может быть финансовая поддержка отдельным регионам или отраслям, находящимся в состоянии затяжной рецессии, в другом случае - поощрение развития инновационных отраслей и производства, как представителей научно-технического прогресса, в третьем случае - государство влияет на рынок конкуренции, контролируя баланс монополизации рынка, и преследуя цель создания условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Накопление капитала тоже является важнейшим объектом регулирования государства, поскольку производство, присвоение, капитализация доходов априори являются главными целями любой хозяйственной деятельности, и государственная экономическая политика поощрения накопления капитала, в первую очередь, способствует повышению и соответствию экономических интересов субъектов хозяйствования. Параллельно государственное регулирование накопления капиталов опосредованно служит и прочим объектам ГРЭ, так как на экономический цикл и структуру хозяйства оказывает огромное влияние объемы инвестиций и их наличие.

В процессах контроля занятости населения государственное регулирование проявляет себя с точки зрения поддержания равномерного соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Данный баланс должен удовлетворять потребность национальной экономики в квалифицированной рабочей силе, заработная плата которой находится на уровне достаточной мотивации к труду. При этом колебание спроса и предложения на рынке рабочей силы не должно привести либо к превышению спроса, что чревато чрезмерным ростом заработной платы, либо к превышению предложения, что может привести резкому снижению уровня занятости и увеличению безработицы.

Пристального внимания государства и государственных органов удостаивается денежное обращение, поскольку его сбалансированность влияет напрямую на уровень инфляции в государстве, которая является серьезной угрозой для благополучия экономики. Регулирование обращения денежной массы также опосредованно влияет и на другие объекты государственного регулирования:

  • цены,
  • накопление капиталов,
  • социальные отношения.

Замечание 2

Платежный баланс - это объективный показатель экономического благополучия (или нестабильного состояния) государства. С помощью платежного баланса осуществляется стратегическое и оперативное регулирование экономических процессов путем воздействия на объемы импортируемой и экспортируемой продукции, отток и приток капиталов, колебание курса национальной валюты и др.

Еще одним объектом государственного регулирования становятся цены, потому как динамика и структура цены в государстве, в том числе на социально значимые товары и услуги отражает состояние экономики. Уровень цен в достаточной мере влияет на структуру хозяйства, капиталовложения, устойчивость национальной валюты, социальную политику. Следовательно, все объекты государственного регулирования имеют отношение друг и другу и параметры одного объекта непосредственно влияют на параметры прочих объектов ГРЭ.

Направления ГРЭ

Важнейшими направлениями государственного участия становится влияние и регулирование со стороны государства на состояние окружающей среды, соблюдение правил конкуренции, научно-технические разработки.

Согласно объектам, находящимся в сфере влияния государственного регулирования, направления ГРЭ представлены:

  1. Регулированием инвестиций;
  2. Государственным регулированием сбыта;
  3. Государственным регулированием рынка труда;
  4. Содействие развитию научно-исследовательской и опытно-конструкторским работам;
  5. Экологическим регулированием;
  6. Социальной политикой;
  7. Внешнеэкономическим регулированием.

Следуя по заданным направлениям, государственное регулирование ставит перед собой цели, совокупное достижение которых должно привести к макроэкономическому равновесию в масштабах национальной экономики, при этом, учитывая важный фактор, что чем более высокого уровня развития достигает национальная экономика, тем более открытой она становится к внешней среде, несомненно, что на эту зависимость влияют и дополнительные факторы.

Объекты государственного регулирования располагаются в иерархическом порядке в зависимости от уровня решаемых задач. Уровни эти можно обозначить следующим образом: уровень организации, региона, отрасли, сектора экономики, хозяйства в целом, глобальный уровень, наднациональный уровень. Собственно, экономическая политика преследует множество целей, связанных между собой иерархической соподчиненностью, которая в современной экономической теории называется "пирамида целей" (рис.2).

Указанные цели отчасти перекрывают друг друга, одна может оказаться на какой-то период более существенной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной обстановки, уровня понимания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от определенной государственными органами на данный отрезок времени стратегии приоритетности целей. Каждая из вышеуказанных целей может предназначаться, способствовать или мешать достижению другой цели. Определенные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д., Например, в обстоятельствах кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - активность конъюнктуры, а все прочие цели подчиняются ей.