Этапы эмиссии. Эмиссия ценных бумаг и ее особенности

ценный бумага право эмиссия

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы:

  • * принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  • * утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  • * государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • * размещение эмиссионных ценных бумаг;
  • * государственную регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

При размещении эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, государственная регистрация выпуска сопровождается государственной регистрацией проспекта ценных бумаг.

Все этапы эмиссии подробно регламентируются законодательством.

Определенные особенности имеются при эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, поэтому с их рассмотрения и следует начать исследование процедуры эмиссии.

В соответствии с п. 3 ст. 99 ГК РФ при учреждении акционерного общества все его акции распределяются среди учредителей, т.е. среди лиц, которые принимают решение о создании акционерного общества. Порядок распределения акций среди учредителей, виды акций и сроки их оплаты определяются в договоре о создании акционерного общества, для которого закон предусматривает обязательную письменную форму (ч. 2 п. 1 ст. 98 ГК РФ).

Данный договор нельзя рассматривать как учредительный. Согласно ГК РФ учредительным документом для акционерных обществ является лишь устав. Договор между учредителями действует до момента полного исполнения ими своих обязанностей, в том числе и по оплате акций, если иной срок не указан в самом договоре. Соглашение учредителей о создании акционерного общества по своей правовой природе является договором о совместной деятельности по учреждению общества.

В связи с этим при рассмотрении спора о признании договора о создании акционерного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами ГК РФ о недействительности сделок. В случае несоответствия такого договора требованиям закона или иных правовых актов он является ничтожным, независимо от признания его таковым судом (ст. 168 ГК РФ). Поскольку ГК РФ не исключает возможность предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной, с таким иском может обратиться в суд любое заинтересованное лицо Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»» от 2 апреля 1997 г. // ВВС РФ. ? 1997. ? №9..

С момента заключения договора о создании акционерного общества у учредителей возникают гражданско-правовые обязанности по оплате закрепленных за ними акций. Пункт 2 ст. 99 ГК РФ содержит императивное правило о запрете освобождения акционера от обязанности по оплате акций.

Оплата акций может осуществляться в денежной или иной форме. В качестве оплаты акций возможно внесение ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку. Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями.

При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком (п. 3 ст. 34 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Кроме того, законодательство устанавливает диспозитивное правило, согласно которому акции, оплачиваемые неденежными средствами, оплачиваются при их приобретении в полном размере, но договором о создании общества может быть предусмотрен и иной порядок оплаты. Акционерные законы многих зарубежных государств устанавливают более жесткие требования к оплате акций неденежными средствами. Так, во Франции не допускается оплата акций интеллектуальным капиталом.

Акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества. Не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества (п. 1 ст. 34 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Акции, не полностью оплаченные в установленные сроки, поступают в собственность акционерного общества и должны быть реализованы не позднее одного года с момента поступления по цене не ниже их номинальной стоимости. Если акции останутся нереализованными, общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения нереализованных акций. Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды.

На учредителей, ненадлежащим образом исполнивших свои обязанности по оплате акций, может быть возложена ответственность в виде взыскания неустойки, если это предусмотрено договором о создании общества. Учредители, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

После изложения особенностей эмиссии акций при учреждении акционерных обществ следует подробнее остановиться на рассмотрении этапов эмиссии.

Первый этап: принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг принимается органом управления эмитента (советом директоров (наблюдательным советом) или иным органом, осуществляющим его функции).

С формальной точки зрения в соответствии со ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг - это документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Оно должно содержать определенные реквизиты, предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», в частности:

  • - полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес;
  • - дату принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  • - наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении;
  • - дату утверждения решения о выпуске;
  • - наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске;
  • - вид, категорию, тип эмиссионных ценных бумаг;
  • - права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой;
  • - порядок размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • - указание, являются ли бумаги именными или на предъявителя;
  • - номинальную стоимость эмиссионных ценных бумаг.

Решением о выпуске может быть определена доля акций, размещаемых путем подписки, при неразмещении которой эмиссия акций считается несостоявшейся. При документарной форме эмиссионных ценных бумаг необходимо дополнительно предоставить описание или образец сертификата.

Решение о выпуске составляется в трех экземплярах, заверенных в регистрирующем органе. Один экземпляр хранится в регистрирующем органе, второй - у эмитента, третий передается на хранение регистратору. В случае расхождения в тексте между экземплярами решения истинным считается текст документа, хранящегося в регистрирующем органе.

Второй этап процедуры эмиссии - утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг хозяйственных обществ утверждается советом директоров (наблюдательным советом). Решение о выпуске ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления.

Третий этап эмиссии - государственная регистрация выпуска ценных бумаг.

Российское законодательство предусматривает необходимость государственной регистрации всех выпусков эмиссионных ценных бумаг вне зависимости от способа размещения, величины выпуска и количества инвесторов. Государственной регистрацией обусловливается возможность рекламы, размещения (за исключением определенных случаев), а также обращения эмиссионных ценных бумаг.

Для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан предоставить в регистрирующий орган документы, предусмотренные ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Стандартами эмиссии. При размещении документарных ценных бумаг необходимо представить также образец сертификата ценной бумаги. Кроме того, в регистрирующий орган должна быть представлена копия договора с реестродержателем о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг или документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающие эмитента от заключения такого договора.

Правовое положение регистрирующих органов определяется Положением о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 марта 1997 г. №11 // Вестник ФКЦБ России. ? 1997. ? №3. (утв. Постановлением ФКЦБ от 4 марта 1997 г. №11, с последующими изменениями).

Регистрирующий орган:

  • * осуществляет прием и рассмотрение документов, подлежащих представлению для государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  • * принимает по результатам рассмотрения документов, подлежащих представлению для государственной регистрации выпусков ценных бумаг, решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  • * осуществляет ведение реестра зарегистрированных и аннулированных им выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена;
  • * хранит документы, связанные с государственной регистрацией выпусков ценных бумаг;
  • * предоставляет информацию и отчеты в ФКЦБ;
  • * рассматривает жалобы и заявления по поводу действий, связанных с эмиссией зарегистрированных им выпусков ценных бумаг;
  • * аннулирует государственную регистрацию выпуска ценных бумаг в случае признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или признания выпуска ценных бумаг недействительным (п. 11 Положения).

Для осуществления таких полномочий регистрирующий орган вправе:

  • * запрашивать у эмитентов любую информацию, связанную с осуществлением ими эмиссии ценных бумаг;
  • * направлять эмитентам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, связанных с эмиссией ценных бумаг;
  • * приостанавливать эмиссию ценных бумаг и признавать выпуск ценных бумаг несостоявшимся.

Регистрирующий орган осуществляет также иные полномочия, предоставленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации (п. 12 Положения).

Регистрирующий орган вправе проводить проверки осуществления эмитентами эмиссии ценных бумаг.

Перечень регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15 ноября 2001 г. №1117-р // Вестник ФКЦБ России. ? 2001. ? №11., устанавливает, что выпуски государственных эмиссионных ценных бумаг Российской Федерации; выпуски государственных эмиссионных ценных бумаг субъектов Российской Федерации; выпуски муниципальных эмиссионных ценных бумаг; выпуски ценных бумаг, эмитируемых организациями в целях реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет; выпуски облигаций ЦБ РФ; выпуски облигаций государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» под гарантии Правительства РФ; выпуски ценных бумаг государственных и муниципальных унитарных предприятий или учреждений регистрируются в Министерстве финансов РФ. Выпуски эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций, за исключением выпусков опционных свидетельств, регистрируются в Центральном банке РФ. Все остальные выпуски регистрируются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и ее региональными отделениями.

Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации в течение 30 дней с даты получения всех документов и магнитных носителей.

Регистрирующий орган вправе отказать в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг по основаниям, предусмотренным в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг», например: при нарушении эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах; несоответствии представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям закона; внесении в проспект ценных бумаг или в решение о выпуске ценных бумаг ложных либо недостоверных сведений; несоответствии финансового консультанта, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям.

При отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан не позднее трех дней со дня принятия решения об этом направить эмитенту обоснованное уведомление об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в регистрации выпуска ценных бумаг может быть обжаловано в судебном порядке.

Дополнительным этапом эмиссии ценных бумаг является подготовка и регистрация проспекта ценных бумаг. Регистрация проспекта производится при размещении эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ // СЗ РФ. ? 1998. ? №31. ? Ст. 3814.

Проспект ценных бумаг должен содержать следующую информацию:

  • * краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитентов, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;
  • * краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • * основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;
  • * подробную информацию об эмитенте;
  • * сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;
  • * подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;
  • * сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;
  • * бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию;
  • * подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • * дополнительные сведения об эмитенте и о размещении им эмиссионных ценных бумаг.

Проспект ценных бумаг утверждается счетом директоров и подписывается единоличным исполнительным органом, главным бухгалтером, аудитором, а в случае предусмотренных законом, - и независимым оценщиком.

Кроме того, при публичном размещении и/или публичном обращении проспект ценных бумаг должен быть подписан и финансовым консультантом. Лица, подписавшие проспект эмиссии, несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации.

Регистрирующие органы несут ответственность только за полноту сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг, но не за их достоверность. Это означает, что инвесторы должны самостоятельно принимать решение о приобретении или об отказе от приобретения ценных бумаг, только на факте регистрации. Для того чтобы избежать связанных с фактом государственной регистрации заблуждений, законодательство содержит требование, согласно которому на титульном листе проспекта должно содержаться положение: «Регистрирующий орган не отвечает за достоверность информации, содержащейся в данном проспекте ценный бумаг, и фактом его регистрации не выражает своего отношения к размещаемым ценным бумагам». Указанная фраза должна быть напечатана наибольшим из шрифтов, которые использовались для печати остального текста на титульном листе префекта ценных бумаг.

Последние изменения Федерального закона «О рынке ценных бумаг» существенно расширили перечень указываемых в проспекте сведений, как это принято в практике развитых стран. После регистрации решения о выпуске ценных бумаг и проспекта ценных бумаг эмитент может перейти к следующему этапу эмиссии - размещению.

Легальное определение размещения эмиссионных ценных бумаг дано в ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Под размещением понимается отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Публичное размещение ценных бумаг - это размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать их количество, указанное в учредительных документах и в решении о выпуске ценных бумаг. Однако эмитент имеет право разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске. При этом фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Кроме того, эмитент обязан закончить размещение выпускаемых ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска, если иные сроки размещения эмиссионных ценных бумаг не установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии со Стандартами возможны следующие способы размещения выпуска акций:

  • * распределение среди учредителей акционерного общества при его учреждении;
  • * распределение дополнительных акций среди акционеров акционерного общества;
  • * подписка;
  • * конвертация.

Размещение облигаций может осуществляться только путем подписки.

Особенностью распределения акций при учреждении акционерного общества является то, что они размещаются до государственной регистрации их выпуска на основании договора о создании акционерного общества. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, а также отчет об итогах их выпуска должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее месяца со дня государственной регистрации акционерного общества. Следует отметить, что нарушение срока представления документов для государственной регистрации выпуска и регистрации отчета об итогах выпуска не может являться основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации выпуска.

Распределение акций среди акционеров - один из способов капитализации активов акционерного общества. Стандарты устанавливают правило, согласно которому дополнительные акции могут размещаться только за счет следующих источников:

Образование дробных акций в результате распределения дополнительных акций не допускается.

Особенностью этого способа размещения является то, что при нем не требуется заключения каких-либо договоров и осуществляется он путем внесения изменений в данные системы ведения реестра акционеров. При этом способе размещения оплата акций производится за счет самого акционерного общества, а не за счет акционеров, что, как отмечает Д.В. Мурзин, Мурзин Д.В. Ценные бумаги - бестелесные вещи. ? С. 142-143. противоречит ГК РФ, в котором содержится императивное правило: «не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу».

Подписка - это размещение ценных бумаг на основании договоров. Таким образом, отличительным признаком этого способа размещения является необходимость заключения договоров. Подписка в отличие от прочих способов размещения связана с привлечением эмитентом дополнительного капитала и осуществляется в рамках увеличения уставного капитала акционерного общества.

Гражданский кодекс РФ устанавливает два условия, при которых акционерные общества имеют право на размещение дополнительных акций:

во-первых, увеличение уставного капитала возможно лишь после его полной оплаты;

во-вторых, не допускается увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных убытков (ч. 2 ст. 100 ГК РФ).

По общему правилу решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций принимает общее собрание акционеров, но в уставе решение этого вопроса может быть отнесено к компетенции совета директоров.

Федеральным законом «Об акционерных обществах» установлено, что дополнительные акции могут быть размещены только в пределах количества объявленных акций. Категория объявленных акций является новой для российского законодательства. «Она заимствована, - отмечает Д. Ломакин, - из корпоративного права США, где традиционно проводится различие между акциями, которые корпорация вправе выпускать (authorized shares), и фактически выпущенными акциями (issued shares). К отдельной группе там относят акции, оплаченные акционерами». Ломакин Д. Правовое регулирование передачи акций // Хозяйство и право. ? 1996. ? №9. ? С. 146. Количество и категории объявленных акций должны быть указаны в уставе. Номинальная стоимость объявленных акций не включается в величину уставного капитала, так как акционерному обществу только предоставлена возможность их выпуска.

Если в уставе нет сведений об объявленных акциях или их количество меньше, чем планируется выпускать, то общее собрание должно внести изменения в устав; при этом следует отметить, что решение вопросов, связанных с изменением количества объявленных акций, относится к исключительной компетенции общего собрания и не может быть передано на рассмотрение совета директоров. Общее собрание акционеров вправе принять одновременно два решения: об увеличении количества объявленных акций и об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций в пределах количества объявленных акций.

В решении об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций определяются количество размещаемых акций, их категории, сроки и условия размещения, форма оплаты. Дополнительные акции и иные эмиссионные бумаги общества, размещаемые путем подписки, размещаются при условии их полной оплаты. При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров. Оплату иных эмиссионных бумаг можно осуществлять только деньгами.

Оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров общества, но не ниже их номинальной стоимости. Цена размещения должна определяться исходя из рыночной стоимости акций.

Для определения рыночной стоимости может быть привлечен независимый оценщик. Совет директоров при определении рыночной стоимости должен принять во внимание данные печати о цене покупки или цене спроса и предложения на размещаемые ценные бумаги, если они регулярно публикуются (привлечение независимого оценщика в таком случае необязательно); размер чистых активов общества; цену, которую согласен уплатить за все обыкновенные акции общества покупатель, имеющий полную информацию о совокупной стоимости всех обыкновенных акций.

Для определения рыночной стоимости акций, если владельцем является государство и (или) муниципальное образование, привлечение независимого оценщика (аудитора) необходимо.

На практике определение рыночной стоимости акций является достаточно сложным, во-первых, в связи с отсутствием постоянной котировки акций большинства акционерных обществ, во-вторых, в связи с отсутствием общепринятой методики определения рыночной стоимости акций.

Определение рыночной стоимости акций с существенными нарушениями установленных ст. 77 ФЗ «Об акционерных обществах» правил позволяет оспорить в судебном порядке решение совета директоров (наблюдательного совета) об определении рыночной стоимости акций. Размер определенной советом директоров рыночной стоимости акций может быть оспорен в суде только в случае, если он настолько не соответствует действительной рыночной стоимости, что свидетельствует о том, что члены совета директоров действовали недобросовестно и неразумно, или если решение об определении рыночной стоимости акций принято с участием членов совета директоров, имеющих заинтересованность в размещении обществом акций Юлдашбаева Л.Р. Правовое регулирование эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций). ? С. 161..

Федеральный закон «Об акционерных обществах» предусматривает два исключения из правила о размещении акций только по их рыночной стоимости. Во-первых, акционерное общество вправе осуществлять размещение акций по цене ниже их рыночной стоимости в случае размещения дополнительных акций акционерам - при осуществлении ими преимущественного права приобретения таких акций по цене, которая может быть ниже цены размещения иным лицам, но не более чем на 10%. Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии посредника. Размер вознаграждения посредника не должен превышать 10% цены размещения акций.

В тех случаях, когда общество размещает эмиссионные ценные бумаги (облигации), конвертируемые в акции, они также должны размещаться по цене не ниже номинальной стоимости акций, в которые конвертируются такие ценные бумаги. Такое правило установлено, чтобы не позволить обойти запрет о размещении акций по цене ниже их рыночной стоимости. Из этого правила также есть исключения. Во-первых, предоставляется 10% скидки акционерам, реализующим свое преимущественное право приобретения ценных бумаг по сравнению с иными лицами-приобретателями. Во-вторых, размер вознаграждения посредника не должен превышать 10% цены размещения таких бумаг.

Цена размещения эмиссионных ценных бумаг, не конвертируемых в акции, определяется советом директоров акционерного общества.

Законодательство также императивно регулирует срок оплаты дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг: размещение происходит только при условии их полной оплаты.

Постановление ФКЦБ «О совершенствовании государственной регистрации выпусков облигаций» Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг «О совершенствовании государственной регистрации выпусков облигаций» от 19 июня 1999 г. №25. // Вестник ФКЦБ России. ? 1998. ? №6. предусмотрело возможность установления в решении о выпуске облигаций (за исключением конвертируемых), размещаемых путем подписки, их размещения частями в течение нескольких сроков (траншами), но не позднее года со дня утверждения решения о выпуске. Таким образом, зарегистрировав выпуск облигаций на крупную сумму, эмитент может размещать их не сразу, а в течение года по мере необходимости несколькими траншами.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Стандарты эмиссии различают два вида подписки: открытую и закрытую. В основу классификации положено то, размещаются ли ценные бумаги среди заранее определенного круга лиц или нет. При открытой подписке распределение акций производится среди потенциально неограниченного круга инвесторов - с публичным объявлением, проведением рекламной кампании и регистрацией проспекта ценных бумаг. Таким способом могут размещать акции только открытые акционерные общества. Закрытое общество не вправе проводить размещение акций и иных ценных бумаг, конвертируемых в акции, посредством открытой подписки. При закрытой подписке, которая проводится среди заранее известного круга инвесторов (их количество не может превышать 500), не ведется рекламная кампания и не делаются публичные объявления о предстоящем выпуске дополнительных акций. Уставом общества и правовыми актами РФ может быть ограничена возможность проведения закрытой подписки открытыми акционерными обществами. Решение о размещении посредством закрытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров тремя четвертями голосов, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом акционерного общества.

Конвертация ценных бумаг представляет собой преобразование одного вида ценных бумаг в другой. Порядок конвертации в акции эмиссионных ценных бумаг устанавливается:

  • * уставом общества - в отношении конвертации привилегированных акций;
  • * решением о выпуске - в отношении конвертации облигаций и иных, за исключением акций, эмиссионных ценных бумаг (ст. 37 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Достаточно сложным является вопрос о моменте приобретения прав на размещаемые ценные бумаги.

В ст. 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено правило о моменте возникновения прав на эмиссионные ценные бумаги, обращающиеся на вторичном рынке. Момент приобретения прав на размещаемые ценные бумаги в законодательстве не установлен. Представляется, что в, данном случае следует согласиться с мнением Л.Р. Юлдашбаевой о возможности применения аналогии закона, и момент приобретения прав на размещаемые ценные бумаги и на ценные бумаги, обращающиеся на вторичном рынке, должен определяться аналогично Юлдашбаева Л.Р. Правовое регулирование эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций). ? С. 151.. В то же время в исключение из общего правила об одновременности перехода прав, закрепленных эмиссионными ценными бумагами, и прав на эту ценную бумагу, права, закрепленные акцией, переходят к приобретателю только после ее полной оплаты. Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах» акция, принадлежащая учредителю, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества. Неоплаченные акции не дают также права на получение дивиденда, поскольку действует императивное правило о том, что общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов до полной оплаты уставного капитала. Таким образом, следует признать, что только полная оплата акций является условием перехода к акционеру всех прав из акции. Кроме того, акционеру, не оплатившему полностью акции, не принадлежит право распоряжения ими. Также запрещено совершение любых сделок с ценными бумагами до регистрации отчета об итогах их выпуска. Статья 27 ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливает запрет на обращение всех эмиссионных ценных бумаг до полной их оплаты и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска. Такое правило установлено в ст. 5 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»: совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается.

До принятия Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» сделки с размещенными ценными бумагами допускались и до полной их оплаты, и до регистрации отчета об итогах их выпуска. Возможность совершения сделок была связана исключительно с необходимостью государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Так, в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций» подчеркивалось, что к обращению на вторичном рынке допускаются лишь акции, выпуск которых зарегистрирован в установленном порядке Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 1998 г. №33 // Вестник ВАС РФ. ? 1998. ? №6. ? С. 82.. Введение ограничений на оборот не полностью оплаченных ценных бумаг, а также бумаг, отчет о выпуске которых не прошел государственную регистрацию, видится вполне оправданным, поскольку эти ограничения призваны защитить права приобретателей на вторичном рынке ценных бумаг.

Следует учитывать, что внесение приходной записи по лицевому счету акционера действующее законодательство не связывает с фактом полной оплаты приобретенных акций. Открытие лицевых счетов и зачисление на них акций производятся на основании решения о выпуске ценных бумаг в случае размещения акций при учреждении общества или на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых между эмитентом и приобретателем в случае размещения дополнительных акций Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг" от 19 июня 1998 г. №24 // Вестнике ФКЦБ. ? 1998. ? №5., т.е. лицо признается владельцем акций до момента их оплаты. Однако неоплата акций в установленный срок влечет за собой применение такого последствия, как изъятие их у акционера и передача в собственность общества, о чем в реестре акционеров должна быть сделана соответствующая запись. Запрет на совершение сделок с эмиссионными ценными бумагами до регистрации отчета об итогах их выпуска можно объяснить стремлением законодателя обеспечить права инвесторов. До регистрации отчета ФКЦБ и ее региональные отделения могут признать по основаниям, указанным в законе, выпуск несостоявшимся.

Признание выпуска несостоявшимся влечет за собой изъятие из обращения ценных бумаг данного выпуска и возвращение средств, переданных инвесторами в оплату за такие бумаги. Но если допустить отчуждение таких бумаг первыми инвесторами, то сразу возникает проблема защиты прав последующих приобретателей этих бумаг на вторичном рынке. Защитить права таких приобретателей будет гораздо труднее, поэтому запрет на отчуждение эмиссионных ценных бумаг до регистрации отчета об итогах выпуска эффективно защищает права последующих инвесторов на вторичном рынке.

Подводя итог, уместно вспомнить высказанное еще в 1878 г. И.Т. Тарасовым мнение, что «не оплаченных акций в точном смысле этого слова не может быть, потому что акции выдаются или должны быть выдаваемы только тогда, когда номинальная цена их внесена вся сполна» Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. ? М., 2000. ? С. 374.. И хотя в соответствии с действующим законодательством лицо, приобретшее акции в порядке размещения, признается акционером, право на акции и права, вытекающие из акций, переходят к нему, как и сто с лишним лет назад, в полном объеме только после их полной оплаты, а также регистрации отчета об итогах их выпуска.

Как показывает практика, наибольшее количество нарушений прав акционеров происходит в процессе закрытой подписки на акции, поэтому, чтобы защитить права мелких инвесторов, законодательство установило, что принимать решение о закрытой подписке может только общее собрание акционеров. Такое решение, в частности, должно содержать указание круга или категории лиц, среди которых предполагается разместить ценные бумаги, срок размещения, цену (порядок определения цены). ФЗ «Об акционерных обществах» установил (ст. 40), что акционеры общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).

Завершающим этапом процесса эмиссии является регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг. В соответствии с законодательством эмитент не позднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг обязан представить отчет об итогах выпуска в регистрирующий орган. Одновременно представляются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства. Регистрирующий орган в течение двухнедельного срока с даты получения отчета об итогах выпуска и иных необходимых документов обязан зарегистрировать отчет или отказать в его регистрации. Основаниями для отказа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг являются основания признания выпуска несостоявшимся.

Введение

Выпуск ценных бумаг это одна из очень важных операций любого банка и предприятия. Для банка эта операция имеет особое значение. Банк выпускает самые различные ценные бумаги, это и акции, и облигации, и векселя, и сертификаты. Все эти ценные бумаги служат для создания и увеличения уставного капитала, а так же для привлечения ресурсов.

Ресурсы необходимы банку для их последующего размещения по более высокой цене, поэтом банк стремиться предложить клиенту наибольшее многообразие банковских услуг.

Одним из источников банковского капитала является выпуск собственных долговых обязательств. Зарубежные банки начали активно использовать этот источник средств со второй половины прошлого столетия. Для получения среднесрочного и долгосрочного финансирования банки начали выпускать обязательства в разных валютах. Выпуск векселей отечественными банками в 1993 году был редким явлением. В практике российских банков широкое распространение получил выпуск облигаций и векселей, что позволяет им увеличить объём привлечённых средств, а его клиенты получают универсальное платёжное денежное средство. Долговые ценные бумаги привлекаются на определённый срок, по истечении которого, клиент получает прибыль. Эта операция так же выгодна и банку, разместившему ценные бумаги. В настоящее время вексель занимает важное место в операциях с ценными бумагами.

Цель данного курсового проекта более подробно изучить значение эмиссии, её стандарты и этапы.

Теоретические основы проведения эмиссии долговых инструментов. Понятие эмиссии. Цели эмиссии. Общие положения

Эмиссия ценных бумаг - установленная в Законе последовательность действий эмитента, размещающего эмиссионные ценные бумаги.

Эмиссионная деятельность - деятельность, связанная с осуществлением эмиссии ценных бумаг и обеспечивающая реализацию прав инвестора, удовлетворяемых эмитированными ценными бумагами.

Цели эмиссии ценных бумаг

Эмиссия ценных бумаг осуществляется эмитентами с одной из следующих целей:

o Формирование первоначального уставного капитала;

o Изменение величины уставного капитала;

o Консолидация или дробление ранее выпущенных ценных бумаг;

o Реорганизация акционерного общества или иных форм юридических лиц (при преобразовании в акционерное общество);

o Изменение объема прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами хозяйственного общества;

o Пополнение собственного капитала (привлечение неземных инвестиций);

o Привлечение заёмных инвестиций.

Общие положения

Форма и порядок удостоверения, уступки и осуществления прав, закрепленных эмиссионной ценной бумагой, определяются настоящим федеральным законом и указываются в решении о выпуске ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм:

· именные ценные бумаги документарной формы выпуска;

· именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска;

· ценные бумаги на предъявителя документарной формы выпуска.

Выбранная эмитентом форма ценных бумаг должна однозначно определяться в его учредительных документах или решении о выпуске ценных бумаг и проспекте эмиссии ценных бумаг.

Невыполнение эмитентом указанных требований является основанием для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг.

При выпуске эмиссионных ценных бумаг в документарной форме их владельцам может выдаваться один сертификат на все приобретаемые ими ценные бумаги, содержащий указания на их общее количество, категорию и номинальную стоимость.

Владелец или номинальный держатель именных эмиссионных ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, может отказаться от получения сертификата.

Факт выдачи или отказа от получения сертификата должен быть отражен в системе ведения реестра.

Одна эмиссионная ценная бумага может быть удостоверена только одним сертификатом. Один сертификат может удостоверять право на одну, несколько или все эмиссионные ценные бумаги с одним государственным регистрационным номером. Общее количество эмиссионных ценных бумаг, зафиксированных во всех выпущенных эмитентом сертификатах, не должно превышать количества ценных бумаг, зафиксированного в решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Эмитент при принятии решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг в документарной форме может определить, что сертификаты выпускаемых им ценных бумаг могут выдаваться на руки владельцам (без обязательного централизованного хранения) либо подлежат обязательному хранению в депозитариях и не могут выдаваться на руки всем владельцам (с обязательным централизованным хранением).

Для документарной формы выпуска эмиссионных ценных бумаг без обязательного централизованного хранения эмитент может также принять решение о введении обязательного централизованного хранения только при условии, если все ценные бумаги выпуска оказались к моменту принятия решения сданными клиентами в депозитарии.

Сертификаты эмиссионных ценных бумаг без обязательного централизованного хранения могут передаваться на хранение в депозитарии на основании депозитарного договора.

Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться как в документарной, так и в бездокументарной форме. Форма эмиссионных ценных бумаг определяется эмитентом. Эмиссионные ценные бумаги с одним государственным регистрационным номером выпускаются в одной форме. Форма эмиссионных ценных бумаг может быть изменена по решению органа управления эмитента, принявшего решение о выпуске, только с согласия всех владельцев ценных бумаг данного выпуска и после регистрации такого решения в уполномоченном государственном органе.

Любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги.

Ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, допускаются к обращению или первичному размещению на рынке ценных бумаг Российской Федерации после регистрации проспекта эмиссии этих ценных бумаг в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Ценные бумаги, выпущенные эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, допускаются к обращению за пределами Российской Федерации по решению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Стандартная процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы.

1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг.

2. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг.

3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера.

4. Размещение эмиссионных ценных бумаг.

5. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Следует отметить, что на самом деле этапов эмиссии ценных бумаг значительно больше, если учитывать проведение необходимых корпоративных процедур. Так, принятию решения о размещении эмиссионных ценных бумаг предшествуют процедуры созыва общего собрания акционеров или заседания совета директоров, в компетенцию которого входит принятие соответствующего решения. Кроме того, необходимо помнить, что все этапы эмиссии должны быть скоординированы с вопросами раскрытия информации эмитентом об эмиссии.

Возможны следующие исключения из стандартных этапов эмиссии.

1. При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска в этом случае осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска.

2. Эмиссия российских депозитарных расписок осуществляется без государственной регистрации отчета об итогах выпуска.

3. Эмиссия облигаций Банка России осуществляется без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций.

4. Эмиссия биржевых облигаций может осуществляться без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска).

Этап 1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг

Правовое регулирование процедуры принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг установлено не только Законом о РЦБ, но также нормативными актами ФСФР и Банка России, корпоративным законодательством.

В акционерных обществах решение о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг принимается советом директоров (наблюдательным советом), если иное не предусмотрено уставом общества или законом.

По решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров, если по уставу ему предоставлено это право, осуществляется:

Размещение эмиссионных ценных бумаг;

Размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;

Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций.

Законодательно конкретизируется, что в случае если соответствующее полномочие передано совету директоров, решение о размещении эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается единогласно всеми членами совета директоров.

Решение о размещении ценных бумаг должно соответствовать положениям устава акционерного общества, если в этих положениях определены порядок и условия размещения объявленных акций определенной категории (типа). В свою очередь, при отсутствии в уставе общества положений о количестве, номинальной стоимости, категориях (типах) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям, и правах, предоставляемых этими акциями, общество не вправе размещать дополнительные акции.

Решение о размещении эмиссионных ценных бумаг в зависимости от обстоятельств принимает следующий вид:

Об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством распределения их среди акционеров. Данное решение должно определять количество размещаемых обыкновенных и привилегированных акций каждого типа;

Об увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций. Данное решение должно определять категории (типы) акций, номинальная стоимость которых увеличивается, номинальную стоимость акций каждой такой категории (типа) после увеличения;

О размещении акций путем конвертации в акции той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью. Решение об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций должно определять категории (типы) акций, номинальная стоимость которых уменьшается, номинальную стоимость акций каждой такой категории (типа) после уменьшения;

О размещении акций путем конвертации в акции той же категории (типа) с иными правами. Данное решение принимается путем внесения изменений и (или) дополнений в устав общества;

О размещении акций, размещаемых путем конвертации двух и более акций в одну акцию той же категории (типа). Решение о консолидации акций должно определять категории (типы) акций, в отношении которых осуществляется консолидация, количество акций каждой такой категории (типа), которые консолидируются в одну акцию той же категории (типа);

О размещении акций, размещаемых путем конвертации одной акции в две и более акций той же категории (типа). Решение о дроблении акций должно определять категории (типы) акций, в отношении которых осуществляется дробление, количество акций той же категории (типа), в которые конвертируется одна акция;

Решение об уменьшении уставного капитала акционерного общества путем уменьшения номинальной стоимости акций с передачей акционерам эмиссионных ценных бумаг. Данное решение должно предусматривать передачу каждому акционеру эмиссионных ценных бумаг одинаковой категории (типа), которые выпущены одним и тем же эмитентом и количество которых составляет целое число и пропорционально сумме, на которую уменьшается номинальная стоимость принадлежащих акционеру акций;

Об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций. Данное решение должно определять количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа, способ размещения – открытая или закрытая подписка, цену размещения дополнительных акций или порядок ее определения, форму оплаты акций;

О размещении облигаций путем подписки. Данное решение должно определять количество и номинальную стоимость размещаемых облигаций, форму, порядок и срок погашения облигаций, способ размещения (открытая или закрытая подписка), цену размещения;

О размещении путем подписки облигаций акционерного общества, конвертируемых в его акции. Данное решение должно определять количество дополнительных акций каждой категории (типа), в которые может быть конвертирована каждая облигация, порядок и условия такой конвертации;

О размещении путем подписки опционов. Данное решение должно определять количество размещаемых опционов, количество дополнительных акций каждой категории (типа), право приобретения которых предоставляется каждым опционом, срок и (или) обстоятельства, при наступлении которых могут быть осуществлены права владельца, цену приобретения акций, порядок и срок осуществления права владельца, срок и порядок оплаты дополнительных акций, срок конвертации опциона в акции эмитента, способ размещения (открытая или закрытая подписка), цену размещения.

Специальные (отличные от предъявляемых к акционерным обществам) требования к принятию решения о выпуске предусмотрены законодательством об отдельных видах юридических лиц:

В ООО принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг относится к компетенции общего собрания участников общества, если уставом принятие решения не отнесено к компетенции иных органов управления;

Унитарные предприятия вправе осуществлять заимствования путем размещения облигаций только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств;

Решение о размещении облигаций Банка России принимается Советом директоров Банка России.

Наиболее подробно требования к решению о размещении ценных бумаг определяются в Инструкции ЦБ РФ. В данной Инструкции определены реквизиты, которые должны содержаться в указанном решении, а именно:

Количество размещаемых ценных бумаг;

Номинальная стоимость ценных бумаг;

Форма выпуска;

Способ размещения (при размещении путем закрытой подписки указывается круг лиц, среди которых будет производиться размещение);

Цена размещения ценных бумаг;

Форма оплаты ценных бумаг (при размещении путем подписки);

Перечень имущества, которым могут оплачиваться размещаемые путем подписки дополнительные акции, и наименование независимого оценщика, привлекаемого для определения рыночной стоимости такого имущества;

Срок обращения, порядок и срок погашения облигаций;

Количество дополнительных акций каждой категории (типа), в которые может быть конвертирована каждая облигация, порядок и условия такой конвертации; срок, в течение которого могут быть поданы требования владельцев, а также срок осуществления конвертации, если конвертация осуществляется по требованию владельцев;

Количество дополнительных акций каждой категории (типа), право приобретения которых представляется каждым опционом эмитента; срок и (или) обстоятельства, при наступлении которых могут быть осуществлены права владельца опциона, цена приобретения указанных акций, порядок и срок осуществления права владельца опциона, в том числе срок или порядок определения срока подачи заявлений владельцем опциона, срок и порядок оплаты дополнительных акций владельцем опциона; срок конвертации опциона в акции.

Этап 2. Утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении и должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении, кроме решения о выпуске ценных бумаг, размещенных:

При учреждении акционерного общества или кредитной организации-эмитента;

При реорганизации акционерного общества или кредитной организации-эмитента в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, в том числе в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением.

Решение о выпуске должно содержать данные:

Об эмитенте (наименование, место нахождения, почтовый адрес, подпись, печать);

О решении о размещении ценных бумаг (дата принятия, наименование принявшего органа);

О самом решении о выпуске (дата утверждения, наименование уполномоченного органа);

Об условиях размещения (количество ценных бумаг в выпуске; общее количество ценных бумаг, размещенных ранее при размещении дополнительного выпуска).

Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) производится советом директоров или органом управления, осуществляющим в соответствии с законодательством функции совета директоров хозяйственного общества (т. е. общим собранием акционеров, например при количестве акционеров менее 50). Решение о выпуске ценных бумаг юридического лица иной организационно-правовой формы утверждается высшим органом управления этого юридического лица, если иное не установлено законом.

Решение о выпуске подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания и скрепляется печатью эмитента. При этом передача права подписания решения о выпуске ценных бумаг иным лицам, в том числе на основании доверенности, не допускается.

Если организацией в рамках одной эмиссионной кампании осуществляется одновременно несколько выпусков ценных бумаг, то на каждый выпуск оформляется отдельное решение о выпуске. Решение составляется в нескольких экземплярах, один из которых остается на хранение в регистрирующем органе, два других выдаются после регистрации эмитенту, а в случае если ведение реестра владельцев и хранения ценных бумаг осуществляется регистратором и депозитарием соответственно, им также предоставляется экземпляр.

Этап 3. Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, по общему правилу не подлежат размещению.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.

К заявлению о государственной регистрации прилагаются следующие группы документов:

Отражающие прохождение предыдущих этапов эмиссии (выписка из решения, протокола собрания уполномоченного лица, которым принято решение о размещении ценных бумаг и решение о выпуске; решение о выпуске; подтверждение соблюдения требований законодательства о порядке и условиях принятия решения о размещении ценных бумаг и утверждения решения о выпуске ценных бумаг);

Подтверждающие статус эмитента (анкета; свидетельство о государственной регистрации юридического лица; учредительные документы);

Подтверждающие финансовое состояние (по общему правилу справка об оплате уставного капитала; копия бухгалтерской отчетности эмитента за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, в том числе аудиторское заключение; расчет стоимости чистых активов коммерческой организации, предоставляющей поручительство);

Указывающие на соблюдение требований об утверждении проспекта ценных бумаг (собственно проспект; выписка из решения, протокола собрания уполномоченного лица, которым утвержден проспект; документы, связанные с подписанием финансовым консультантом проспекта; подтверждение соблюдения требований о раскрытии информации).

Исчерпывающий перечень таких документов определяется Стандартами эмиссии.

Установлены следующие сроки для подачи документов на государственную регистрацию выпуска:

Не позднее трех месяцев с даты утверждения решения об их выпуске;

Если государственная регистрация сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, – не позднее одного месяца с даты утверждения указанного проспекта.

ЦБ РФ обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

ЦБ РФ также вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока на государственную регистрацию приостанавливается на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

ЦБ РФ в течение 30 дней с даты получения представленных документов осуществляет государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

В случае положительного заключения ЦБ РФ выпуску ценных бумаг присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.

При регистрации дополнительного выпуска ему присваивается номер, состоящий из номера, присвоенного первоначальному выпуску ценных бумаг, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска. По истечении трех месяцев с момента регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска или с момента представления в регистрирующий орган уведомления об итогах дополнительного выпуска его индивидуальный номер (код) аннулируется.

Эмитент после регистрации выпуска ценных бумаг и до окончания срока их размещения вправе внести в решение о выпуске и (или) проспект ценных бумаг изменения и (или) дополнения:

В срок размещения с целью его продления;

В иные условия размещения, если внесение таких изменений и дополнений вызвано необходимостью защиты интересов владельцев или возможных приобретателей ценных бумаг и не нарушает их прав.

Изменения и (или) дополнения в решение о выпуске утверждаются и подписываются в общем порядке, предусмотренном для утверждения и подписания решения о выпуске. Изменения и (или) дополнения как в решение о выпуске, так и в проспект ценных бумаг должны быть зарегистрированы регистрирующим органом.

Проспект ценных бумаг

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, за исключением случаев, если соблюдается одно из следующих условий:

1) эмиссионные ценные бумаги размещаются квалифицированным инвесторам, при этом число лиц, имеющих преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета квалифицированных инвесторов, не превышает 500;

2) акции и (или) эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, размещаются лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами акционерного общества – эмитента, и число таких лиц без учета квалифицированных инвесторов не превышает 500;

3) эмиссионные ценные бумаги предлагаются лицам, число которых не превышает 150, без учета квалифицированных инвесторов, а также без учета лиц, которые на определенную дату являлись или являются участниками (акционерами) эмитента, при условии, что число таких участников (акционеров), не являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

4) эмиссионные ценные бумаги размещаются путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета квалифицированных инвесторов не превышает 500;

5) сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения эмиссионных ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает 200 млн руб.;

6) сумма привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает 4 млрд руб.;

7) сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее 4 млн руб. при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета квалифицированных инвесторов, не превышает 500.

Если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии. По усмотрению кредитной организации – эмитента государственная регистрация выпуска может сопровождаться регистрацией проспекта, если эмитент предполагает публичное обращение ценных бумаг.

Проспект ценных бумаг должен содержать следующие группы сведений:

О лицах, входящих в состав органов управления, органов по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью, а также об аудиторе, оценщике, финансовом консультанте эмитента, его работниках и сотрудниках;

О банковских счетах;

Об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения (вид, категория, тип и форма размещаемых ценных бумаг, их номинальная стоимость, предполагаемый объем выпуска, цена и т.

Сведения о лице, предоставляющем обеспечение по облигациям эмитента, а также об условиях такого обеспечения;

Об эмитенте, его финансово-экономическом состоянии (за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет деятельность менее пяти лет), финансово-хозяйственной деятельности и факторах риска;

О бухгалтерской (финансовой) отчетности (за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее трех лет), с приложением аудиторского заключения;

Об участниках (акционерах) эмитента.

Документ, включающий информацию, содержащуюся в проспекте ценных бумаг и позволяющую составить общее представление об эмитенте и эмиссионных ценных бумагах, а в случае размещения эмиссионных ценных бумаг – и об основных условиях их размещения, а также информацию об эмитенте и о его финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность эмитента и иную финансовую информацию (основная часть проспекта ценных бумаг), может быть зарегистрирован отдельно от документа, содержащего иную информацию, которая должна быть указана в проспекте ценных бумаг (дополнительная часть проспекта ценных бумаг). При этом во введении может отсутствовать информация о размещаемых эмиссионных ценных бумагах и об условиях такого размещения.

Информация, содержащаяся в проспекте, должна отражать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг. Ответственность за полноту и достоверность указанной информации несет эмитент.

Требования к форме и содержанию проспекта ценных бумаг устанавливаются ЦБ РФ (ФСФР).

Регистрация дополнительной части проспекта допускается одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг и не позднее одного года с даты регистрации основной части проспекта ценных бумаг.

Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров или органом, осуществляющим в соответствии с законодательством функции совета директоров. Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента. Подписывается проспект лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером, аудитором, лицом, предоставившим обеспечение, а в ряде случаев и независимым оценщиком.

Этап 4. Размещение эмиссионных ценных бумаг

Размещением эмиссионных ценных бумаг признается отчуждение ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

В то же время комплекс юридических действий по размещению ценных бумаг включает в себя не только совершение сделок, но и внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо, а также выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам.

Размещение ценных бумаг можно разделить на следующие виды:

Публичное размещение, т. е. размещение путем открытой подписки, в том числе на торгах бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

Размещение путем закрытой подписки;

Конвертация;

Распределение акций среди акционеров при увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций, оплачиваемых за счет имущества кредитной организации – эмитента;

Размещение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

Условия размещения эмиссионных ценных бумаг.

1. Размещение эмиссионных ценных бумаг должно осуществляться в соответствии с условиями, определенными решением об их выпуске (дополнительном выпуске).

2. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), если иное не установлено законом.

3. Размещение акций при учреждении акционерного общества, а также размещение эмиссионных ценных бумаг при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования осуществляется в день государственной регистрации соответствующего юридического лица, создаваемого путем учреждения или в результате реорганизации.

4. Размещение эмиссионных ценных бумаг при реорганизации в форме присоединения осуществляется на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

5. Запрещается начинать размещение путем подписки эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска), государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, ранее даты, с которой эмитент предоставляет доступ к проспекту. Информация о цене размещения эмиссионных ценных бумаг или порядке ее определения должна быть раскрыта эмитентом не позднее даты начала размещения эмиссионных ценных бумаг.

6. Эмитент обязан завершить размещение эмиссионных ценных бумаг в срок, определенный решением об их выпуске (дополнительном выпуске).

В случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем подписки указанный срок не может составлять более одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Эмитент вправе продлить указанный срок путем внесения соответствующих изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Такие изменения вносятся в порядке, установленном ст. 24.1 Закона о РЦБ. При этом каждое продление срока размещения эмиссионных ценных бумаг не может составлять более одного года, а общий срок размещения эмиссионных ценных бумаг с учетом его продления – более трех лет с даты государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска).

7. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количество, указанное в решении об их выпуске (дополнительном выпуске).

Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении об их выпуске (дополнительном выпуске). Фактическое количество размещенных эмиссионных ценных бумаг указывается в отчете или уведомлении об итогах их выпуска (дополнительного выпуска).

8. Условия размещения эмиссионных ценных бумаг путем подписки должны быть равными для всех потенциальных приобретателей, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. Эмиссионные ценные бумаги, размещаемые путем подписки, должны размещаться при условии их полной оплаты.

10. При размещении эмиссионных ценных бумаг путем подписки, услуги по размещению которых оказывает брокер, эмиссионные ценные бумаги могут быть зачислены на счет такого брокера для их последующего размещения лицам, заключившим договоры о приобретении таких эмиссионных ценных бумаг, при условии оплаты не менее 25 % цены их размещения. Указанный счет открывается брокером в депозитарии и не предназначен для учета прав на эмиссионные ценные бумаги.

Срок, в течение которого эмиссионные ценные бумаги, зачисленные на счет брокера, указанный в настоящем пункте, должны быть размещены лицам, заключившим договоры об их приобретении, не может составлять более 14 рабочих дней.

В отношении эмитента предусматриваются требования:

О необходимости завершить размещение не позднее срока, указанного в решении о выпуске, причем этот срок не может превышать одного года с даты государственной регистрации выпуска;

Невозможности осуществить размещение выпуска ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождалась регистрацией проспекта, ранее, чем через две недели после даты раскрытия сообщения о государственной регистрации выпуска;

Недопустимости превышения количества размещаемых ценных бумаг над количеством ценных бумаг, указанных в решении о выпуске. Размещение меньшего количества ценных бумаг возможно, но решением о размещении может быть установлена доля ценных бумаг, при неразмещении которой выпуск считается несостоявшимся. Такая доля не может быть меньше чем 75 % от общего количества размещаемых ценных бумаг;

Недопустимости предоставления преимуществ при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими. Данное требование не распространяется на эмиссию государственных ценных бумаг, предоставление акционерам преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг и на введение эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами;

Необходимости раскрытия информации.

Эмитентом осуществляется раскрытие информации в ленте новостей и в сети Интернет в следующих формах:

Сообщение о дате начала размещения;

Сообщение об изменении даты начала размещения;

Сообщение о цене (порядке определения цены) размещения;

Сообщение о существенном факте, который в случае его раскрытия или предоставления может оказать существенное влияние на стоимость или котировки ценных бумаг;

Сообщение о приостановлении размещения;

Сообщение о возобновлении размещения.

Кроме обозначенных сообщений эмитент во исполнение требований ЦБ РФ о раскрытии информации опубликовывает свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность на странице в сети Интернет, а также помещает копии отчетности в местах, предусмотренных для ознакомления с информацией, содержащейся в проспекте ценных бумаг.

Специальные требования к порядку размещения и порядку оплаты ценных бумаг предусматриваются для акций:

Оплата акций при учреждении общества осуществляется по цене не ниже номинальной стоимости этих акций;

При осуществлении открытой подписки акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа);

При осуществлении закрытой подписки акционеры, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право на их приобретение;

Цена размещения дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, лицам, осуществляющим преимущественное право их приобретения, может быть ниже цены размещения иным лицам, но не более чем на 10 %;

Размещение посредством открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25 % ранее размещенных обыкновенных акций, и размещение эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25 % ранее размещенных обыкновенных акций, осуществляется только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом.

Договор между эмитентом и инвестором

Заключение гражданско-правовых договоров является центральным элементом процедуры размещения ценных бумаг. В связи с этим возникает вопрос о правовой природе таких договоров.

В науке дискутируются два основных подхода к обозначенным договорам:

Как к подвиду договора купли-продажи;

Как к непоименованному договору, обычно называемому договором подписки.

Первой концепции, в частности, придерживается А. В. Габов, который приводит утверждение дореволюционного ученого П. Писемского: «…подписка при существовании компании не представляет ничего особенного; это есть обыкновенная купля-продажа акций».

Представляется, что классическая конструкция договора купли-продажи не выдерживается при размещении ценных бумаг.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). При размещении эмиссионных ценных бумаг эмитент не имеет в собственности этих ценных бумаг: такие ценные бумаги возникнут только при отражении на счетах инвестора – первого приобретателя, и то под условием прохождения процедуры государственной регистрации отчета о выпуске.

Чаще всего при размещении эмитент и инвестор заключают так называемый договор подписки (непоименованный договор).

Отказ эмитента от размещения бумаг

После государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и до начала их размещения эмитент вправе отказаться от этого размещения, представив в ЦБ РФ соответствующее заявление и отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о том, что ни одна эмиссионная ценная бумага выпуска не размещена.

Решение об отказе от размещения эмиссионных ценных бумаг принимает уполномоченный орган эмитента, к компетенции которого относится вопрос о размещении соответствующих эмиссионных ценных бумаг.

Этап 5. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг

Отчет об итогах выпуска ценных бумаг представляется эмитентом в регистрирующий орган не позднее 30 дней после окончания срока размещения ценных бумаг, а в случае, если все ценные бумаги были размещены до истечения срока, – не позднее 30 дней после размещения последней ценной бумаги.

Не стоит забывать, что в ряде перечисленных ранее случаев отчет об итогах выпуска ценных бумаг представляется в регистрирующий орган одновременно с документами, представляемыми для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Кроме того, эмитент вправе вместо отчета об итогах выпуска представить в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска ценных бумаг при одновременном наличии следующих условий:

Оказания брокером услуг по размещению ценных бумаг на основании заключенного с эмитентом договора;

Размещения ценных бумаг путем открытой подписки;

Осуществления листинга размещенных ценных бумаг.

Отчет об итогах выпуска ценных бумаг:

Утверждается единоличным исполнительным органом хозяйственного общества, если учредительными документами принятие решения по указанному вопросу не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров. Отчет об итогах выпуска ценных бумаг юридического лица иной организационно-правовой формы утверждается единоличным исполнительным органом юридического лица, если иное не установлено законом или учредительными документами юридического лица;

Подписывается лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером эмитента. Передача эмитентом права подписания отчета об итогах выпуска ценных бумаг иным лицам, в том числе на основании доверенности, не допускается;

Может быть подписан финансовым консультантом на рынке ценных бумаг;

Скрепляется печатью эмитента.

Лица, подписавшие отчет об итогах выпуска, при наличии их вины солидарно несут субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в отчете недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации.

Для государственной регистрации отчета об итогах выпуска в регистрирующий орган представляется заявление на государственную регистрацию с приложением:

Отчета об итогах выпуска;

Выписки из решения (протокола собрания, приказа) уполномоченного лица, которым принято решение об утверждении отчета;

Сообщения о погашении конвертированных ценных бумаг в случае размещения ценных бумаг путем конвертации;

Документов, подтверждающих соблюдение эмитентом требований о раскрытии информации на этапах государственной регистрации выпуска;

Документа, содержащего расчет стоимости чистых активов коммерческой организации, предоставившей поручительство по облигациям.

Государственная регистрация осуществляется в течение 14 дней с даты получения регистрирующим органом необходимых документов. В течение этого же срока получения регистрирующий орган может принять мотивированное решение об отказе в регистрации отчета по следующим основаниям:

Нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства (нарушение условий размещения, предусмотренных решением о выпуске ценных бумаг; невыполнение требований к раскрытию информации о выпуске; нарушение срока представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска). Перечень нарушений носит открытый характер;

Непредставление в течение 30 дней измененных и (или) дополненных документов на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений;

Внесение в документацию, связанную с эмиссией, ложных либо недостоверных сведений;

Неразмещение установленной в решении о выпуске доли ценных бумаг.

В случае отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг такой выпуск признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется. Решение об отказе в государственной регистрации отчета может быть обжаловано в судебном порядке.

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:

Нарушение эмитентом требований законодательства о ценных бумагах (наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству; несоответствие законодательству условий выпуска ценных бумаг). Перечень носит открытый характер;

Несоответствие документов, представленных для государственной регистрации, и состава содержащихся в них сведений требованиям законодательства;

Непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, которые не были предоставлены эмитентом, но необходимы для осуществления государственной регистрации;

Несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным законодательством требованиям;

Внесение в документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, ложных сведений либо недостоверных сведений.

Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспекта ценных бумаг может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. В соответствии с недавними изменениями в АПК РФ споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, относятся к исключительной компетенции арбитражных судов.

О порядке проведения эмиссии ценных бумаг.

Согласно российскому законодательству, юридические лица, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества (АО), проводят эмиссию – выпуск и размещение акций. Право собственности на эти ценные бумаги (ЦБ), закрепляющие доли акционеров в уставном капитале и прибылях, вступает в силу после государственной регистрации эмиссии. Полномочия проведения такой процедуры возложены на территориальные управления Банка России.

Аналогичный порядок эмиссии ценных бумаг существует и для облигаций, опционов и пр.

Виды и цели эмиссий

Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», другие правовые акты – всесторонне регламентируют цели размещения различных выпусков ЦБ.

К обычно встречающимся в повседневной практике видам эмиссий относятся:

  • первичная – размещение первого выпуска акций при создании АО;
  • дополнительная – эмиссия дополнительного выпуска при увеличении размера уставного капитала;
  • реорганизационная – внесение изменений в распределение долей учредителей / акционеров в случаях объединения / разделения / присоединения / выделения организаций либо их преобразования (ООО / производственного кооператива в АО);
  • эмиссии облигаций осуществляются для привлечения дополнительных оборотных средств путем облигационного займа.

Порядок проведения эмиссии ценных бумаг

Законодательство предписывает определенную последовательность действий в жестких временных рамках для мероприятий, направленных на передачу прав собственности от эмитента к первым владельцам ЦБ.

Этап I. Решение об эмиссии.

Исполнители . Совет директоров / наблюдательный совет акционерного общества.

Этап II. Утверждение решения.

Исполнители и сроки . Совет директоров / наблюдательный совет утверждает решение об эмиссии не позднее 6 месяцев после его принятия.

Этап III. Регистрация выпуска.

2) принятие решения о регистрации уполномоченным государственным органом Банка России.

Исполнители и сроки . Территориальное управление Банка России рассматривает оформленную согласно законодательным требованиям заявку на регистрацию в течение 30 дней с момента подачи эмитентом.

Эмиссия приостанавливается в случае выявления нарушений. На устранение отводится 30 дней, несоблюдение этого срока может стать причиной отказа в регистрации.

Этап VI. Размещение выпущенных ценных бумаг.

Исполнители . Осуществляется эмитентом (либо уполномоченным им агентом - профессиональным участником рынка ЦБ) на условиях, зафиксированных в «Решении о выпуске» (см. выше).

Этап V. Регистрация итогов эмиссии.

Исполнители и сроки. Территориальное управление Банка России проводит рассмотрение и регистрацию отчета на условиях, аналогичных государственной регистрации выпуска (см. выше).

Важно! Отчет следует подать в течение 30 дней после истечения назначенного срока размещения.

Примечание : организация вправе делегировать принятие и утверждение документов о выпуске и размещении эмиссионных ЦБ иным (отличным от совета директоров) собственным управляющим органам, если такие функции прописаны для них в уставе общества.

Особые случаи

Рассмотренный выше стандартный порядок эмиссии ценных бумаг изменяется при первичном размещении для вновь создаваемых акционерных обществ либо при их сложных реорганизациях. В этом случае действия по государственной регистрации осуществляются после эмиссии ценных бумаг: заявка в уполномоченное территориальное управление Банка России одновременно содержит сведения о выпуске акций и отчет об их размещении.