Материальное стимулирование государственных служащих в году. Актуальная ситуация

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

Средняя зарплата госслужащих в федеральных госорганах в 2017 году увеличилась на 2,7% и составила 118 тыс. руб. в месяц, сообщил Росстат. Быстрее всего зарплаты росли у сотрудников Федерального казначейства, СКР и Росреестра

Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

Средняя зарплата госслужащих в федеральных госорганах в 2017 году составила 118,8 тыс. руб. в месяц, что на 2,7% больше, чем в 2016 году, следует из материалов Росстата. Численность федеральных госслужащих по итогам прошлого года составила 38,3 тыс. человек (учитывались данные о сотрудниках центральных аппаратов министерств и ведомств, с учетом территориальных органов численность была бы выше).

Лидером, несмотря на снижение на 0,5%, как и годом ранее , стал аппарат правительства, чьи сотрудники ежемесячно зарабатывают более 227 тыс. руб. Месячная зарплата в администрации президента по итогам 2017 года составила в среднем 217,5 тыс. руб., снизившись на 0,5%. На третьем месте — Счетная палата со средним показателем зарплаты 180,7 тыс. руб. (не изменился к 2016 году).

Средняя зарплата в Совете Федерации по итогам 2017 года составила 180,2 тыс. руб. (рост на 2,3%), в Госдуме средний уровень зарплат вырос на 3,6% и достиг 160,5 тыс. руб. в месяц.

Зарплаты работников Федерального казначейства стали самыми высокими среди министерств и ведомств (160 тыс.). Далее следуют МЧС — 151,7 тыс. руб. (рост на 10%), МИД — 148,7 тыс. руб. (рост на 1%), Минфин — 138,2 тыс. руб. (снижение на 1,4%).

Быстрее всего средняя зарплата росла в казначействе: рост составил 33% (после сокращения на 27,5% по итогам 2016 года). На втором месте — Следственный комитет России (плюс 32,8%), по итогам прошлого года средние зарплаты в СК достигли 76,5 тыс. руб. Далее идет Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр) — 134,4 тыс. руб. (рост 23,8%).

Большой рост зарплат в этих федеральных госорганах обусловлен необходимостью удержать квалифицированные кадры и снизить возможные коррупционные риски, полагает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. «Специалист, который работает в Федеральном казначействе, равно как специалист, занимающийся кадастром, если они будут получать низкую зарплату, это будет вызывать много вопросов. С одной стороны, мы будем терять квалифицированные кадры, не сможем иметь качественных специалистов. С другой стороны, конечно же, будут возникать коррупционные риски», — сказал РБК Калмыков.

В 2017 году в 50 федеральных министерствах, службах, агентствах (74,6% от их общего числа) уровень среднемесячной зарплаты был ниже средней по Москве (94,9 тыс. руб.), отмечает Росстат. Самыми низкооплачиваемыми госслужащими по итогам прошедшего года стали работники Роспечати со средним уровнем зарплат 59 тыс. руб., Роснедр — 60,2 тыс. руб. и Ростуризма — 61,3 тыс. руб.

В данных Росстата нет информации о среднемесячных зарплатах, численности и укомплектованности должностей ФСБ, СВР, ФСО, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и Главного управления спецпрограмм президента (ГУСП).

В конце декабря 2017 года Минфин впервые среднемесячные зарплаты в федеральных государственных органах за 2016 год, в том числе стали известны зарплаты большинства министров. Согласно данным Минфина, самая высокая зарплата в 2016 году была у министра финансов — 1,73 млн руб. в месяц, на 0,5 млн меньше получали министр экономического развития и министр энергетики — 1,27 млн и 1,16 млн руб. соответственно. Зарплата главы МЧС в 2016 году составила 954 тыс. руб., министра промышленности и торговли — 921 тыс. руб. По данным Минфина, среднемесячная зарплата чиновников правительства России, находящихся на государственных должностях, составила в 2016 году 693 тыс. руб.

С 1 января 2018 года оклады чиновников, в том числе замещающих госдолжности, впервые за несколько лет проиндексированы на 4%.

Средняя номинальная зарплата в 2017 году выросла на 7,3% и составила 39,1 тыс. руб., следует из предварительной оценки Росстата. Реальная зарплата увеличилась в прошлом году на 3,5%. Рост зарплат как в номинальном, так и в реальном выражении продолжился в 2018 году. В январе текущего года номинальная зарплата по отношению к январю 2017 года выросла на 8,5%, реальная — на 6,2%.

Разбушевавшийся экономический кризис несет за собой множество финансовых неудобств для граждан Российской Федерации. Правительству приходится урезать количество расходов, дабы “перекрыть” сэкономленными суммами низкую доходность бюджета.

Под “горячую” руку чиновников может попасть и зарплата госслужащим в 2017 году , увеличение которой, по прогнозам, в ближайшее время происходить не будет. Чтобы ситуация в стране немного улучшилась, необходим рост стоимости нефти, а когда это произойдет эксперты точно сказать не могут.

Кто относится к госслужащим?

К этой категории рабочих, относится круг специалистов, которые выполняют свои должностные обязанности на государственной службе, а также получают заработную плату непосредственно из государственного бюджета. Прежде всего, это следующие лица:

  • сотрудники миграционной службы;
  • налоговики;
  • таможенники;
  • сотрудники пограничной службы;
  • специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра.

У всех таких работников оплата труда происходит по другой схеме, отличающейся от схемы зарплат в частных компаниях. Не удивительно, что доходы этих граждан вызывают огромный интерес у россиян. Тем более, многие суммы заработных плат госслужащих держатся в секрете, в отличие от “прозрачных” окладов их зарубежных “коллег”.

Урезание зарплат в кризис

В этот кризисный период президент России Владимир Путин принял весомое решение относительно уменьшения заработных плат не только госслужащим, но и работникам госаппарата, то бишь лицам, приближенным к президенту.

Снижение выплат должно произойти до конца 2016 года, а также, возможно, продлится и в 2017 году. Эти вынужденные меры связаны с падением экономики страны и высоким который приводит к обнищанию населения. Отметим, что закон вступил в силу с 1 января 2016 года.

Даже первые лица государства будут получать уменьшенную заплату, отмечают некоторые специалисты. В виду сложившейся ситуации вряд ли, кто-то из чиновников и государственных служащих сможет надеяться на повышение своего оклада в следующем году, заметил премьер-министр страны.

Скажем больше, правительство планирует для этой категории работников. Такое решение обусловлено множеством факторов, главными из которых являются:

  • мировой ;
  • шаткая экономика в России;
  • массовые увольнения;
  • ликвидация коммерческих организаций.

Эти причины стали решающими в вопросе о сокращении оплаты труда федеральным служащим. Однако правительство не исключает то, что в 2016-2017 году произойдет индексация заработной платы для этой категории граждан. Хотя подобные меры не смогут перекрыть инфляционный скачок, который значительно поднялся в нынешнем году. Соответственно тот небольшой рост оклада, предусмотренный чиновниками, будет не ощутим, поэтому можно считать, что повышения не будет.

Рост финансирования государственных служащих возможен, если в стране проведут индексацию на 10 и более процентов. Но не стоит забывать, что при таком раскладе нагрузка на бюджет станет еще сильнее, а этого чиновники боятся больше всего.

Последние изменения

  • депутаты;
  • генеральные прокуроры;
  • сенаторы;
  • представители министерств;
  • представители аудиторских организаций;
  • работники судебных органов.

На эти цели уже выделили 47,5 млрд. рублей. Про остальных сотрудников государственной сферы также не забыли. В 2018 году ожидается небольшое восстановление экономики страны, после которого зарплата госслужащих начнет постепенно увеличиваться.

Все эти условия заложены в Проект бюджетной политики. Согласно данному законопроекту, в ближайшие годы произойдет, как минимум, двухкратное увеличение оклада. Правительство даже рассчитало сумму, которая потребуется для реализации этих планов — 450 млрд. рублей.

Помимо этого, система оплаты труда будет постоянно обновляться и оптимизироваться. Для этих целей в бюджет заложена сумма в 462 млрд. рублей. В нее входят 380 млрд. рублей, которые планируют направить на дополнительное стимулирование работников государственной сферы. Из них 193 млрд. рублей потратят уже в 2017 году.

Отметим, что Проект бюджетной политики предусматривает изменение структуры фонда оплаты трудовых зарплат. Теперь доля стимулирующих выплат в ней составит 40%, а сам фонд увеличится в два раза.

Таким образом, в 2017 году двукратный рост заработной платы у государственных служащих произойдет из-за увеличения стимулирующей доли оплаты труда.

Будет ли увеличение зарплат у “бюджетников”?

Конечно, предполагаемый рост оклада у государственных чиновников может вызвать бурю негативных эмоций со стороны других граждан, которые трудятся в данной области и тоже считаются государственными служащими. Судя, по последним новостям простые “бюджетники” тоже могут рассчитывать на увеличение своих окладов, а именно учителя, работники медицины, представители культуры и др. в скором времени увидят большие цифры в своих зарплатных “корешках”.

Увеличение оплаты труда было запланировано еще на 2015 год, но по факту оно начнет происходить лишь в 2017-2018 годах. По предварительным данным, зарплата у данной категории лиц вырастет в 1,5 раза.

Вместе с тем, наивысшую надбавку к своему окладу получат специалисты высших категорий: врачи, заслуженные деятели искусства и прочие.

Благодаря таким мерам правительство планирует развить в людях уважение к работе, связанной с государственной службой и показать, насколько она значима для общества. Теперь выпускникам школы стоит задуматься над тем, с какой профессией связать свою судьбу и куда лучше пойти учиться после окончания школы.

В правительстве готовятся к очередным сокращениям зарплат. В 2017 году доходы госслужащих могут сократиться на 6%. Зарплата госслужащих была заморожена и начала сокращаться с 2015 года, после кризиса 2014 года, на 10% в год. В ведомствах последнее сокращение в 2016 году обосновывали поручением премьер-министра Дмитрия Медведева от 25 декабря 2015 года №ДМ-П13-8741, рассказали на условиях анонимности «Газете.Ru» несколько чиновников. В министерствах это поручение считается секретным. Но в отчетах Минфина об исполнении бюджета в 2016 году и в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017-2019 годы со ссылкой на этот документ указано, что 10-процентное сокращение зарплат — это средняя величина секвестра бюджетных расходов, который проводился в текущем году.

В материалах к проекту бюджета на следующий год средней величиной сокращения бюджетных расходов на 2017 год указано 6%. На 2018-2019 годы такое сокращение определено на уровне 9 и 11%. В министерствах ждут повторения указания премьер-министра по зарплатам в конце этого года, рассказал один из собеседников «Газеты.Ru».

Надежды чиновников на скорый официальный рост своих доходов во вторник окончательно были опровергнуты в Кремле и Белом доме. «Я вообще не располагаю информацией о том, что такое планировалось увеличение. Вы знаете, что сейчас пауза с увеличением есть, мне неизвестно о каких-то сроках, когда эта пауза будет прервана», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом пресс-секретарь опроверг сообщение о возможном росте зарплат чиновников с 1 января 2019 года.

В Белом доме опровергали информацию о возможном повышении зарплат по-другому. «В бюджетах 2015-го, 2016-го, а теперь и в проекте бюджета на 2017-2019 годы отменена норма об индексации заработных плат госслужащих по инфляции; увеличения заработных плат госслужащих в проекте трехлетнего бюджета также не предусмотрено», — заявили в кабмине.

«Прозвучавшая в ряде источников цифра 38% носила плановый, теоретический характер», — отметили в аппарате.

«В силу сложившейся экономической ситуации этот показатель — даже с учетом того, что речь идет о накопленном итоге — в 2019 году, скорее всего, достигнут не будет», — отметили в правительстве.

Причиной опровержений Кремля и Белого дома стал 13-й пункт плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы (утвержден правительством в сентябре 2016 года). Этот пункт плана предусматривает с четвертого квартала 2018 года «завершение мероприятий по совершенствованию системы материального стимулирования гражданских служащих и структуры денежного содержания». В том числе чиновникам обещано «увеличение гарантированной части их денежного содержания и доли выплат, обусловленных эффективностью их профессиональной служебной деятельности».

Нет реформы, нет и зарплаты

Возможный рост зарплат чиновников предполагался президентом Владимиром Путиным, но только при условии проведения административной реформы государственной службы и реформы заработной службы. Эти реформы были объединены в отдельном майском 2012 года указе президента №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Указом предписывалось правительству еще до 1 декабря 2012 года «представить в установленном порядке предложения по совершенствованию системы оплаты труда государственных гражданских служащих».

Предполагалось, что новая система позволит «учитывать состояние рынка труда, в том числе по отдельным профессиональным группам, и стимулировать антикоррупционное поведение». Но «зарплатная» часть указа не главная — по тому же указу правительство должно было провести ряд административных реформ. Например, предписывалось «до 1 января 2013 года обеспечить замену в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами». Официальных итогов исполнения пунктов указов не публиковалось. А изменение оплаты труда увязывалось с результатами этих реформ.

В итоге обсуждение и административной реформы, и реформы оплаты труда госслужащих в Белом доме продолжается до настоящего времени.

«Зарплатная» реформа согласовывается теми же темпами, что и административная реформа. Но в отличие от 2012 года теперь реформа зарплаты не увязана с административной реформой в одном документе.

В послании президента Федеральному собранию в декабре прошлого года Владимир Путин вновь потребовал от правительства подготовить предложения «по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов». Срок исполнения был назначен на 1 июля 2016 года. Очередной «зарплатный» указ Владимир Путин издал в августе 2016 года. В этом документе речь шла о необходимости в месячный срок утвердить план мероприятий по реализации «Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы». Ответственным исполнителем был назначен Минтруд.

План, или «дорожная карта», реформирования госслужбы появился в сентябре.

Но реформа заработной платы госслужащих по этому документу теперь отодвинулась на четвертый квартал 2018 года, т.е. после выборов президента.

Как и в 2012 году, по плану предполагается установить оплату чиновнику на «конкурентном на рынке труда уровне».

Основная проблема системы оплаты труда госслужащего — в ее структуре: меньшая ее доля составляет гарантированную часть в виде оклада. Большая часть доходов чиновника по закону приходится на дополнительные выплаты, которых в законе о государственной гражданской службе перечислено более десяти видов.

Наиболее значимыми для чиновника являются ежемесячная и квартальная премии и премия по итогам года. Однако премии можно лишиться по воле начальника, который на свое усмотрение может перераспределить эти средства между другими госслужащими. Оклада сотрудника лишить нельзя. Увеличить гарантированную часть денежного содержания и было обещано после президентских выборов.

Кроме премий к дополнительным выплатам относится ежемесячная надбавка за выслугу лет, которая составляет 10% от оклада в течение первых пяти лет службы и увеличивается до 30% при стаже свыше 15 лет.

Также чиновники получают премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячную надбавку за особые условия гражданской службы в размере до 200% от оклада и ежемесячную процентную надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну.

Реформирование контрольной и надзорной деятельности в октябре 2016 года правительство также отодвинуло до лучших времен. С 19 октября протоколом совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева прежняя работа по подготовке предложений реформирования контрольно-надзорных функций переименована в «реформу» и будет готовиться теперь в рамках «Приоритетной программы». Официально о всей реформе известно только то, что премьер-министр поддержал принцип перехода на риск-ориентированный подход к контролю и надзору. Результаты появятся не раньше 2018 года. Реформа по-прежнему включает тезис об «исключении устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований». Но их перечень по-прежнему согласуется. Программу должен разработать министр «открытого правительства» Михаил Абызов. Текст пока не подготовлен.

Три ведомства, отстоявшие рост зарплат

Пока нет административных реформ, не будет и роста зарплат — следует из пояснительной записки Минфина к федеральному бюджету на 2017-2019 годы.

В реальных цифрах отсутствие реформ Минфин описал так. Расходы на совершенствование системы оплаты труда федеральных госслужащих в соответствии с указом президента №601 предусмотрены в 2017 году в объеме 95,85 млрд руб., а в 2018-2019 годах — по 96,93 млрд руб. ежегодно. Это больше уровня 2016 года — тогда эти расходы были сокращены до 93,24 млрд руб. В 2016 году сокращение этой статьи на 9,01 млрд руб. объяснялось 10-процентным сокращением расходов на содержание госаппарата в 2015 году и «протяжкой» этого решения на 2016 год.

Но рост расходов в реальном выражении на 2017 год означает рост фонда оплаты труда для ограниченного круга ведомств.

По бюджетным документам рост расходов предполагает прежде всего «материальное стимулирование работников ФНС, численность которых увеличивается в связи с наделением службы новыми полномочиями по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС и ФОМС», говорится в бюджетных материалах.

Кроме того, с 2017 года открыты 30 новых штатных единиц в аппарате правительства. На содержание «дополнительной численности федеральных государственных гражданских служащих аппарата правительства РФ» запланировано дополнительно 110,9 млн руб. Новые задачи для этих 30 сотрудников в правительстве не разъяснили.

Увеличился и фонд оплаты труда Минфина — в 2017 году на 162,4 млн руб. Дополнительные штатные единицы Минфину одобрены в связи с объединением в апреле этого года функций контроля над доходами и созданием на его базе фискального суперведомства.

То есть рост фонда оплаты труда в 2017 году произойдет только в тех ведомствах, которые заранее побеспокоились о расширении своих полномочий.

Иными словами, эту прибавку фонда оплаты труда ведомства могут и перераспределить в виде премий действующим сотрудникам, если их руководители сочтут, что они справляются с дополнительными полномочиями, а новые сотрудники не будут набраны. В Минфине не стали обсуждать зарплаты.

Быть госслужащим почетно. Они работают на благо государства и получают достойную за это зарплату.

Однако не все так радужно, как хотелось бы. Кризис по всему миру, да и в стране дал о себе знать.

Правительство РФ вынуждено принимать кардинальные меры для поддержания нормальных условий жизни граждан страны.

Но как это скажется на госслужащих? Что будет с их заработной платой? Правда, что будет сокращение или нет?

Кто попадает под категорию государственных служащих

Под определением “госслужащий” понимается обычный человек, который находиться на какой-либо определенной должности, связанной с обеспечением полнофункциональной деятельности государства.

При этом, госслужащий получает заработную плату исходя из своей должности и уровня ответственности исключительно из государственного бюджета .

Государственная служба осуществляется в различных направлениях :

  • гражданская сфера;
  • военная сфера;
  • правоохранительная деятельность.

Все особенности осуществления трудовой деятельности служащих регулируются законом “Об основах госслужбы на территории РФ”. В данном законодательном акте описаны ключевые моменты функционирования данной системы.

Необходимо помнить о том, что госслужащими могут быть исключительно граждане РФ, но при этом некоторые законопроекты позволяют делать исключения.

Госслужащих классифицируют :

Последние нововведения относительно оплаты труда

Несмотря на то, что граждане, которые находятся на государственной службе, занимаются важными делами, по последним новостям стало известно, что Правительством РФ было принято решение об уменьшении заработной платы этой категории трудящихся.

Стоит также отметить, что решение о снижении заработной платы распространяется и на сотрудников администрации президента, первых лиц государства, а также сотрудников счетной палаты и посольств.

Президент РФ также подчеркнул, что госслужащие как никто другие должны оказывать поддержку государству в такие сложные времена и поступиться небольшой частью своего дохода в пользу поддержания бюджета страны.

Помимо этого, Правительством РФ было принято решение об увеличении пенсионного возраста для госслужащих . Отныне им предстоит работать дольше. Согласно этой реформе, пенсионный возраст будет увеличиваться поэтапно в течение нескольких последующих лет.

На такие кардинальные решения подвигли следующие факторы :

Что говорят об индексации?

На текущий момент еще неизвестно, смогут ли рассчитывать на индексацию заработных плат госслужащие. Согласно последней информации вопрос о разморозке рассматривается. При этом государственные служащие смогут рассчитывать на увеличение заработной платы только в том случае, если зарплат для остальных категорий граждан будут подняты минимум на 10%.

Но какое решение будет принято (разморозят индексацию или наоборот еще продлят) остается неизвестным.

Сокращение штата

На текущий момент рассматривается вариант сокращения числа государственных служащих в 2019 году. Средства, которые удастся удержать таким образом, запланировано направить на премирование оставшихся сотрудников. Следует отметить, что предположения о сокращениях в рядах чиновников пока ничем не подтверждены. Это лишь предполагаемые прогнозы, которые следуют из текущего положения.

Стоит также отметить, что со слов тех же чиновников, на сегодня государственный аппарат переполнен, и большая часть ведомств по большому счету дублируют функции друг друга. Для оптимизации работы сокращение численности является вынужденной мерой, которая позволит оставить государственный аппарат в полной функциональности и при этом снизить нагрузку на бюджет страны.

Изменения на федеральном уровне

Согласно последней информации, можно с уверенностью говорить о том, что в 2019 году федеральным государственным служащим будет увеличена заработная плата.

В свою очередь, к такой категории относятся :

Согласно последней информации, бюджет на 2019 год уже предполагает индексацию в два этапа. За 12 месяцев планируется дважды повысить стоимость расчетной единицы на 4%.

Помимо этого, согласно последним изменениям в действующем законодательстве, в скором времени намечен процесс оптимизации и модернизации системы расчета заработной платы для государственных служащих. Дополнительные денежные средства будут выделены и на стимулирование сотрудников , которые относятся к этой категории.

Необходимо отметить, что повышение заработной платы ожидается для сотрудников социальной сферы. Что касается преподавателей, медицинских работников и деятелей культуры – их доход к концу 2019 году должен, согласно прогнозам, увеличиться в 1,5 раза.

Необходимо также отметить, что сегодня многие молодые специалисты стремятся пойти на государственную службу. Это здорово! Российская Федерация остро нуждается в управленцах с современными взглядами на жизнь. Только молодые умы смогут направить движение экономики страны в нужном направлении, вывести из кризисной ситуации. По этой причине Правительство РФ намерено в скором будущем разработать программу дополнительного стимулирования молодых специалистов, которые пошли на госслужбу.

Об ожидаемом росте оплаты труда государственных служащих рассказано в следующем видеосюжете: