Перспективы и проблемы развития дальневосточного федерального округа. Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа: проблемы и перспективы

проблемы, тенденции и региональные особенности

Современная демографическая ситуация на Дальнем Востоке обусловлена социально-экономическими процессами в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и реализацией федеральных и региональных проектов по их развитию, в том числе:

созданием территорий опережающего социально-экономического развития во всех регионах Дальнего Востока;

созданием свободного порта Владивосток и последовательным распространением режима свободного порта на различные территории Дальнего Востока;

внедрением уникального механизма поддержки инвестиционных проектов;

бесплатным предоставлением земельных участков на Дальнем Востоке гражданам Российской Федерации;

обеспечением комплексного социально-экономического развития дальневосточных регионов путем реализации мероприятий специальных разделов по опережающему развитию Дальнего Востока в рамках государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ;

комплексным развитием Курильских островов Сахалинской области, г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, космодрома "Восточный" в Амурской области, судостроительного комплекса "Звезда" в Приморском крае и других объектов;

созданием коммерческих и некоммерческих организаций - институтов развития Дальнего Востока.

Численность населения в Дальневосточном федеральном округе на 1 января 2016 г. составила 6195 тыс. человек, или 4,2 процента численности населения Российской Федерации. Помимо сложных климатических условий в северных районах Дальнего Востока трудности освоения Дальневосточного федерального округа связаны с размером территории, площадь которой составляет 36 процентов всей территории Российской Федерации, и самой низкой плотностью населения среди всех федеральных округов - 1 человек на 1 кв. км.

Освоение восточных территорий являлось стратегической задачей российского государства на протяжении последних 2 столетий. Благодаря государственной переселенческой политике к 1914 году население Дальнего Востока увеличилось до 2,2 млн. человек. Дальнейший масштабный рост народонаселения связан с экономическим освоением восточных территорий страны в XX веке. Вплоть до 1991 года темпы роста народонаселения на Дальнем Востоке были самыми высокими в России. Численность населения к 1991 году достигла исторического максимума - 8,06 млн. человек.

В дальнейшем численность населения существенно сокращалась в основном за счет миграции в центральные и западные регионы страны. Наиболее масштабное сокращение пришлось на 1991 - 2000 годы - 1232 тыс. человек, из них 94 процента за счет миграции. В последние годы благодаря принятым на федеральном и региональном уровне мерам ситуация улучшилась. Начиная с 2012 года впервые за 20 лет в Дальневосточном федеральном округе наблюдается естественный прирост населения, который за 2012 - 2015 годы составил 30,98 тыс. человек. Устойчиво снижается уровень миграционного оттока населения, что отражается на положительной демографической динамике.

В то же время народонаселение продолжает сокращаться за счет превышения уровня миграционной убыли над естественным приростом населения. При этом на Дальнем Востоке за последние десятилетия существенно снизился трудовой потенциал. Ключевыми проблемами Дальнего Востока, вызывающими повышенную миграцию, являются относительно низкое качество жизни, социальной сферы, транспортной и коммунальной инфраструктуры и уровня организации труда.

Регионы Дальнего Востока значительно отличаются друг от друга по численности населения и демографической ситуации, в 5 из них (Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях) проживает 89 процентов всего населения Дальневосточного федерального округа. Наряду с общими тенденциями, характерными для Дальнего Востока в целом, имеются значительные различия между регионами по уровню рождаемости, смертности и миграции.

В 2007 - 2015 годах значение суммарного коэффициента рождаемости в Дальневосточном федеральном округе увеличилось с 1,52 до 1,89, устойчиво превышая среднее значение этого коэффициента по Российской Федерации - 1,78 в 2015 году, но не достигло уровня, необходимого для воспроизводства населения. Значение суммарного коэффициента рождаемости ниже общероссийского значения в 2015 году наблюдалось в Приморском крае (1,76) и Магаданской области (1,66), в то время как в Сахалинской области достигло 2,02, а в Республике Саха (Якутия) значение этого коэффициента одно из самых высоких в стране - 2,19.

Смертность в регионах Дальнего Востока устойчиво снижается, но медленнее, чем в других субъектах Российской Федерации. В 2007 - 2014 годах уровень смертности в Дальневосточном федеральном округе сократился на 8 процентов (до 12,6 случая на 1 тыс. человек), в то время как в целом по России - на 10,3 процента (до 13,1 случая на 1 тыс. человек). В 2014 году уровень смертности превышал общероссийский показатель в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области, Еврейской автономной области, в которых суммарно проживает около 70 процентов населения Дальневосточного федерального округа.

Профилактика заболеваемости и повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи наряду с другими мерами внесли свой вклад в снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Так, продолжительность жизни в 2007 - 2015 годах выросла на 3,9 года, достигнув 68,7 года, но остается ниже общероссийского уровня на 2,7 года (71,4 года). Разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин на Дальнем Востоке составляет 11,1 года (мужчины - 63,3 года, женщины - 74,4 года), что превышает общероссийский уровень - 10,8 года (мужчины - 65,9 года, женщины - 76,7 года). Основной причиной такой ситуации является повышенная мужская смертность (78,3 процента всех умерших в трудоспособном возрасте на Дальнем Востоке составляют мужчины).

Основными причинами смертности в Дальневосточном федеральном округе, по данным за 2014 год, были болезни системы кровообращения - 50,8 процента, новообразования - 15,1 процента, внешние причины - 13,2 процента, болезни органов пищеварения - 6,2 процента и болезни органов дыхания - 4,5 процента.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом отмечено:

сохранение уровня общей смертности населения - 12,6 случая на 1 тыс. человек населения (по Российской Федерации - 13 случаев). Отмечен рост смертности населения в 4 регионах - Еврейской автономной области (на 2,7 процента), Сахалинской области (на 2,3 процента), Приморском и Хабаровском краях (на 0,8 процента);

снижение уровня младенческой смертности на 16,7 процента - с 9 случаев до 7,5 случая на 1000 детей, родившихся живыми (по Российской Федерации - снижение на 12,2 процента, до 6,5 случая на 1000 детей, родившихся живыми), при этом снижение этого показателя зарегистрировано во всех регионах Дальнего Востока.

В 2014 - 2015 годах зарегистрирован рост смертности:

от туберкулеза - в Приморском крае (на 20,5 процента);

от болезней органов дыхания - в Еврейской автономной области (на 28,4 процента), Камчатском крае (на 21,8 процента), Сахалинской области (на 16,6 процента), Чукотском автономном округе (на 9,7 процента) и Приморском крае (на 5,7 процента);

от болезней органов пищеварения - в Сахалинской области (на 17,5 процента), Республике Саха (Якутия) (на 13,7 процента), Приморском крае (на 11,6 процента), Еврейской автономной области (на 7,4 процента) и Камчатском крае (на 2,2 процента);

от болезней системы кровообращения - в Магаданской области (на 4,2 процента), Чукотском автономном округе (на 3,9 процента), Еврейской автономной области (на 1,8 процента) и Камчатском крае (на 0,4 процента);

от новообразований - в Амурской области (на 11 процентов), Хабаровском и Приморском краях (на 6,4 процента), Магаданской (на 5,7 процента) и Сахалинской (на 5,2 процента) областях и Республике Саха (Якутия) (на 1,5 процента).

Рост смертности от внешних причин зафиксирован в Еврейской автономной области (на 18,4 процента), Сахалинской (на 2,7 процента) и Амурской (на 2 процента) областях. В остальных регионах отмечено снижение этого показателя, что привело к снижению его значения в целом по округу на 3,4 процента в 2015 году по сравнению с 2014 годом при сохранении превышения на 32,2 процента среднего уровня по стране.

Рост смертности от дорожно-транспортных происшествий в 2015 году по сравнению с 2014 годом зафиксирован в Магаданской области (в 2,1 раза), Чукотском автономном округе (почти в 1,5 раза), Еврейской автономной области (на 27,7 процента) и Амурской области (на 8,6 процента). В остальных регионах отмечено снижение этого показателя, что привело к снижению его значения в целом по округу на 8,3 процента.

Материнская смертность в 2015 году составила 16,2 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми. В 2015 году в Камчатском крае, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе не зарегистрировано ни одного случая смерти женщины в период беременности, родов и в послеродовой период.

В регионах Дальнего Востока регистрируются показатели смертности лиц в трудоспособном возрасте, которые выше среднероссийского показателя. Вместе с тем в 2015 году по сравнению с 2014 годом этот показатель снизился на 3,2 процента (с 680,5 до 659,5 случая на 100 тыс. населения трудоспособного возраста). При этом максимальные показатели смертности населения в трудоспособном возрасте отмечаются в Еврейской автономной области - рост на 4,7 процента (с 845,5 до 885,2 случая на 100 тыс. населения трудоспособного возраста) и Амурской области - рост на 0,2 процента (с 752,3 до 753,5 случая на 100 тыс. населения трудоспособного возраста).

Показатель первичной заболеваемости алкоголизмом в 2015 году в Дальневосточном федеральном округе составлял 120,5 случая на 100 тыс. населения (по Российской Федерации - 70,8 случая на 100 тыс. населения). Максимальные показатели отмечаются в Чукотском автономном округе (490,6 случая на 100 тыс. населения), Магаданской области (192,9 случая на 100 тыс. населения), Республике Саха (Якутия) (163,6 случая на 100 тыс. населения), Сахалинской области (156,8 случая на 100 тыс. населения).

Среди всех зарегистрированных на Дальнем Востоке больных, страдающих алкоголизмом, 91,2 процента составляют лица трудоспособного возраста (20 - 59 лет).

Различия в структуре заболеваемости и смертности населения регионов Дальнего Востока требуют принятия на федеральном и региональном уровнях дополнительных мер по улучшению демографической ситуации.

В результате естественной и миграционной убыли за 2 десятилетия наибольшие потери численности населения понесли северные территории - Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области. Одновременно внутри Дальневосточного федерального округа миграция имеет выраженную направленность из северных в южные территории.

Развитие территорий Дальнего Востока в значительной степени связано с более активным участием коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы) в хозяйственной деятельности, особенно в местах с неблагоприятными условиями проживания.

Территорию Дальневосточного федерального округа населяют представители 20 этносов коренных малочисленных народов, свыше 70 процентов которых проживает в сельской местности. Сравнительный анализ Всероссийской переписи населения 2010 года по отношению к аналогичной переписи 2002 года показал сокращение численности коренных малочисленных народов, проживающих в регионах Дальнего Востока, на 2,7 процента. В настоящее время численность коренных малочисленных народов Дальнего Востока составляет 103,8 тыс. человек, что составляет 40 процентов численности всех коренных малочисленных народов Российской Федерации и 1,7 процента общей численности населения Дальневосточного федерального округа.

Сегодня для опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока требуется решение амбициозных задач в организации и управлении демографическими процессами. В условиях ограниченности ресурсов необходимо принять меры по улучшению качества жизни населения, которые должны обеспечить условия для роста рождаемости, снижения смертности и сокращения выездной миграции населения. Одновременно решение таких задач будет способствовать повышению миграционной привлекательности регионов Дальнего Востока.

Осипова Ирина Андреевна

Студент Финансово-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация

Аннотация: В работе изложена характеристика социально-экономического развития ДФО. Перечислены проблемы сдерживающие реализацию экономического потенциала ДФО. Показано, что основными направлениями социально-экономического развития ДФО являются транспортная и социальная инфраструктуры, энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, рыбохозяйственный и лесохозяйственный комплекс, машиностроение, строительство, туризм, обеспечение экологической безопасности и приграничное сотрудничество. Рассмотрен проект автомобильно-железнодорожного моста через реку Лена в районе г. Якутск как катализатор социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, федеральный округ, регион, региональная экономика, геостратегическое положение, основные отрасли специализации, пространственное развитие, транспортная инфраструктура, экономическое пространство, проект совмещённого моста

Socio-economic development of the Far Eastern Federal District: problems and prospects

Osipova Irina Andreevna

student of the Finance and Economics faculty Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russia

Abstract: The article presents characteristics of the socio-economic development of the Far Eastern Federal District. Listed problems hindering the realization of economic potential of the Far Eastern Federal District. Shown that the main directions of socio-economic development of the Far Eastern Federal District are transport and social infrastructure, energy, mining and processing of mineral resources, fishery and forestry complex, mechanical engineering, construction, tourism, environmental security and cross-border cooperation. Considered the draft road-railway bridge across the Lena River near Yakutsk as a catalyst for socio-economic development of the far Eastern Federal district.

Keywords: socio-economic development, Federal district, region, regional economy, geostrategic position, major industry specializations, spatial development, transport infrastructure, economic space, combined bridge project

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) — административное формирование на Дальнем Востоке России с административным центром в городе Хабаровск. Он расположен на значительном удалении от промышленно развитых регионов юга Сибири, Урало-Поволжья и Центральной России. Большая часть его территории относится к зоне Севера с характерными для неё суровыми и даже экстремальными природными условиями. ДФО является форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который соседствует с такими государствами, как Китай, США, Япония и КНДР. А на западе он граничит с Сибирским федеральным округом. Ещё одна очень важная его особенность ‒ широкий выход к морям двух океанов ‒ Северного Ледовитого и Тихого, что позволяет использовать морские коммуникации для организации каботажных перевозок и внешнеэкономических связей и развивать отрасли, связанные с добычей и переработкой морских биоресурсов.

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область. А его территория совпадает с территорией Дальневосточного экономического района.

ДФО обладает самой большой площадью - 6,2 млн. км², что составляет 36,1% всей территории РФ, то есть самый большой по площади федеральный округ, а численность его населения на начало 2014 года составила 6,2 млн. чел. – это всего 4,3% от общероссийского показателя . Другими словами, он имеет низкую степень заселённости территории, в среднем по округу плотность населения составляет около 1 человека на 1 км 2 , что в 8 раз ниже средней по стране, поэтому он занимает последнее место среди округов. Размещение населения ДФО отличается не равномерностью, то есть плотность населения колеблется 0,1 до 11,8 чел./км 2 . Национальная же структура населения характеризуется преобладанием русских – 83% и коренных народов Севера (якуты, чукчи, эвены, нанайцы, коряки и др.) – 7,5%, проживают также корейцы – 1,5%, китайцы – 1,4% и другие национальности – 6,6% . В округе около семидесяти городов, крупнейшие из которых Хабаровск ― 607 тыс. чел., Владивосток ― 604 тыс. чел. и Якутск ― 299 тыс., если говорить вообще о городском населении по округу, то его удельный вес составляет 75,4%, а сельского – 24,6%. В ДФО наблюдается тенденция сокращения общей численности населения, так с началом 1990-х гг. оно сократилось примерно на 20% это в 5 раз больше, чем по России в целом . Это связанно с миграционным оттоком жителей в регионы страны с благополучными социально-экономическими условиями жизни, потому что 74% населения ДФО живут в условиях с уровнем социально-экономического развития ниже среднего по России, в том числе 53% ― низкого уровня .

ДФО округ богат минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, лесными и морскими биологическими ресурсами. Так, в общероссийском производстве отдельных ресурсов на Дальний Восток приходится (%): алмазов, бора и сурьмы – 100, олова – 99, вольфрама и пластикового шпата ― 80, серебра – 65, золота – 50, свинца ― 38, рыбы и морепродуктов – 65, соевых бобов – 80, древесины – 13, целлюлозы – 7 (рисунок) .

Значительны запасы: углеводородов, руд железа, титана, марганца, калийных солей и др. Это даёт ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций.

Таким образом, ДФО является важнейшим геостратегическим регионом России, обладающим исключительно богатым и разнообразным природно-ресурсным потенциалом, располагающий потенциальными возможностями привлечения капитала и крупнейших товарных потоков, но, где уровни социально-экономического развития субъектов сильно дифференцированы.

Особенность экономики Дальневосточного федерального округа определили следующие факторы: хорошая обеспеченность природными ресурсами, суровые климатические условия, удалённость от регионов Центральной России, выгодное транспортно-географическое положение, связанное с прямым выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион, и специфика исторической судьбы.

Отраслевая структура экономики Дальневосточного федерального округа представлена в таблице 1.

Таблица 1. Отраслевая структура валовой добавленной стоимости ДФО, в 2013 г.

На основе эксплуатации природных богатств сформировались ведущие отрасли рыночной специализации ДФО: топливно-энергетический и минерально-сырьевой комплекс, нефтегазовая, угольная, лесная, рыбная, целлюлозно-бумажная и дерево-обрабатывающая промышленность. Так же важными отраслями экономики являются машиностроение и металлообработка, морской транспорт. Сельское хозяйство специализировано на производстве риса и сои (на юге), на культивирование и сбор лекарственных трав, пушном звероводстве и оленеводстве (на северо-востоке). Эти факторы при ориентации на внутренний рынок и обусловили роль Дальневосточного федерального округа в составе РФ.

Уязвимое место ДФО – слабая транспортная связь как внутри округа, так и с основной территорией России. Практически отсутствует надёжное автомобильное сообщение с другими районами России, внутренние связи между отдельными субъектами весьма слабы. Фактически, только на юге региона в Приамурье, Приморье и на Сахалине имеется сеть железнодорожных и автомобильных дорог. Железнодорожных магистралей две – Транссибирская (Транссиб) и Байкало-Амурская (БАМ), которым в настоящее время требуется модернизация и развитие, также заканчивается строительство новой ветки Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Через ДФО проходят федеральные автомобильные дороги Амур, Колыма и Уссури, но в основном повсеместно функционирует лишь воздушный транспорт, а в летнюю навигацию выручает разветвлённая речная сеть Дальнего Востока, которая стимулирует развитие судоходства в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской области, Якутии, а также рыбной промышленности и гидроэнергетики. Округ имеет самую большую в России береговую линию и здесь находится большой участок Северного морского пути, по которому поток грузов к началу 2015 года составил 15 млн. т. Соответственно большое значение, особенно для внешней торговли, имеет морской транспорт. Он играет ключевую роль в северных поставках грузов и в связях с Сахалинской областью (17% всех грузовых перевозок на Дальнем Востоке). К крупнейшим портам ДФО относятся: Владивосток, Находка, Восточный в Приморском крае; Ванино, Де-Кастри - в Хабаровском крае; Холмск, Корсаков - на Сахалине; Магадан - на севере и Петропавловск-Камчатский - на Камчатке. На их долю приходится более 9/10 всех грузопотоков Дальнего Востока и пятая часть грузооборота всех морских портов России .

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Дальнего Востока вносит свой вклад в развитие электроэнергетики и топливной промышленности России. Потенциальные запасы ископаемого топлива ДФО составляют 10,8 млрд. т нефти, 24,3 трлн. м³ природного газа и 1,2 трлн. т угля . Главными центрами являются Республика Саха (Якутия) ― каменный уголь, природный газ, и Сахалинская область ― нефть, природный газ. Основными экспортными позициями ТЭК региона являются коксующиеся и энергетические угли Южной Якутии, нефть Сахалина, продукция нефтеперерабатывающих заводов Хабаровского края.

Электроэнергетика района представлена Нерюнгринской, Якутской, Хабаровской, Владивостокской, Петропавловск-Камчатской и другими ТЭС, крупнейшей Зейской ГЕС и др., а также Билибинской АЭС и Паужетской геотермальной электростанцией на Камчатке. В целом электроэнергетика наиболее развита только в Амурской, Магаданской и Камчатской областях. Эффективный гидропотенциал России составляет 8,3% мирового потенциала, а гидропотенциал трёх крупных бассейнов Дальнего Востока: Ленского, Амурского, Колымского, составляет почти половину. По технически доступному гидроэнергетическому потенциалу ДФО занимает 4-ое место среди стран АТР. Освоение гидропотенциала на Дальнем Востоке составляет 3%, для сравнения в Китае – 18%, Японии, Швеции, Греции – от 65% до 90%, в Бразилии, Канаде, США, Италии – от 50% до 65% .

Нефтегазовая промышленность представлена предприятиями по добыче, переработке, транспортировке и сбыту сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа. Основной объём нефте- и газодобычи около 90% обеспечивает Сахалинская область, что связано с вводом в эксплуатацию на шельфе о. Сахалин крупных месторождений по проекту «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Основная мощность по нефтепереработки в ДФО сконцентрирована в Хабаровском крае и представлены двумя крупными нефтеперерабатывающими заводами в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Угольная промышленность представлена во всех дальневосточных субъектах РФ, но основой региональных объёмов производства угля 67,4%: обеспечивают Республика Саха (Якутия) ― 34,7 % и Приморский край ― 32,7%. Разработка запасов угля осуществляется преимущественно открытым способом, немногим более половины добычи приходится на каменный уголь 50,8% .

По обеспеченности многими видами минерального сырья и объёмами их добычи Дальний Восток занимает лидирующее положение, так как на территории региона выявлено более 70 видов минерального сырья, среди которых выделяются руды цветных и драгоценных металлов, алмазы, сырьё для чёрной металлургии, химической промышленности, промышленности строительных материалов, минеральные воды.

Цветная металлургия представлена главным образом добычей и переработкой олова, ртути, золота, полиметаллических руд, вольфрама, то есть горнорудной промышленностью. Наибольший удельный вес цветная металлургия имеет в Якутии более 60% от всей промышленности республики и Магаданской области около 60%. Чёрная металлургия представлена главным образом в Хабаровском крае, двумя компаниями: ПАО «Амурсталь» и ПАО «Амурметалл» в Комсомольске-на-Амуре .

Машиностроение и металлообработка занимают в отраслевой структуре ДФО 4-ое место . Наибольшее развитие эта отрасль получила в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области. Основными подотраслями машиностроительного комплекса Дальнего Востока являются: судостроение и судоремонт распложены в городах Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Находка, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск; сельскохозяйственное машиностроение (завод «Дальсельхозмаш» в Биробиджане); производство энергетического оборудования (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан и др.), а также станкостроение, электротехническая промышленность, транспортное машиностроение.

На долю лесных ресурсов округа приходится 55% площади лесного фонда РФ, а общий запас древесины составляет 25% российских запасов, свыше 20 млрд.м 3 . Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность является отраслью специализации ДФО, которая получила развитие преимущественно в южной части региона: в Хабаровском крае и Сахалинской области, а также в Приморском крае и Амурской области. Лесозаготовительная промышленность сформировалась преимущественно в Хабаровском и Приморском краях, а также в Сахалинской и Амурской областях и на юге Республики Саха (Якутия). Из отраслей деревообрабатывающей промышленности наибольшее развитие получило лесопиление. Крупные центры деревообрабатывающей промышленности распложены в городах Благовещенск, Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Хабаровск. Целлюлозно-бумажная промышленность развивается на юге Сахалинской области (Углегорск, Поронайск), а также в городе Амурске.

Рыбопромышленный комплекс Дальнего Востока – крупнейший в России. Основной промысел ведётся в Беринговом, Охотском и Японском морях. Основными рыбодобывающими регионами являются Камчатский и Приморский края, на долю которых приходится 62 ― 65% регионального улова рыбы и морепродуктов, затем идёт Хабаровский край и Магаданская область . Традиционные для Дальнего Востока отрасли – оленеводство, охота, рыбная ловля, пушное звероводство – развиты практически во всех субъектах ДФО.

В Амурской области производится 2/3 всех посевов зерновых округа и 50% сои.

Но, несмотря на всё своё богатство среди всех федеральных округов по важнейшим социально-экономическим показателям Дальневосточный федеральный округ занимает 7-ое место, на его долю приходится 5,7 % ВРП страны, это ниже средних показателей в стране (таблица 2).

Таблица 2. Удельный вес ДФО в общероссийских социально-экономических показателях, на начало 2014 г.

Показатель

Удельный вес, %

Место в РФ

Территория

Численность занятых в экономике

Валовой региональный продукт

Основные фонды

Объём отгруженных товаров собственного производства:

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Продукция сельского хозяйства

Оборот розничной торговли

Строительство

Инвестиции в основной капитал


В целом регион с благоприятным инвестиционным климатом, имеющий всё для своего экономического развития. ДФО является важнейшим экономическим регионом России.

Но, несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики в Дальневосточном федеральном округе, современное социально-экономическое состояние его нельзя признать благополучным.

Это связано с проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальневосточного федерального округа. Главными проблемами являются экстремальные природно-климатические условия, экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части РФ и наиболее развитых российских рынков, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, слабая обеспеченность транспортной и энергетической инфраструктурой, специфичность условий ведения сельского хозяйства, недостаточная степень освоения природных ресурсов, высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока, очень серьёзны экологические проблемы.

Для решения данных проблем намечено реализовать ряд направлений социально-экономического развития и крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 9 трлн. руб., которые дадут возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий выживания на Дальнем Востоке .

Основными направлениями социально-экономического развития ДФО являются транспорт, энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, рыбохозяйственный и лесохозяйственный комплекс, машиностроение, строительство, социальная инфраструктура, туризм, обеспечение экологической безопасности и приграничное сотрудничество. Рассмотрим некоторые из них .

Все перечисленные направления входят в государственную программу «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», которая предусматривает формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращение его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой и улучшение социально-демографической ситуации на его территории .

Развитие ДФО зависит от эффективно действующей транспортной системы, которая должна объединять Дальний Восток с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России.

В сфере железнодорожного транспорта получит развитие и модернизацию Транссибирская и Байкало-Амурская магистраль, будет завершено строительство совмещенного мостового перехода через реку Амур, всё это позволит играть важную роль в доставке продукции Дальнего Востока на рынки России и рынки стран АТР, а также развитии транзита экспортно-импортных грузов и международного транзита грузов в сообщении стран АТР региона и Европы. На данный момент продолжается строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали на востоке России, завершение её участка Беркакит – Томмот – Якутск с автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через реку Лена.

Совмещённый (автомобильно-железнодорожный) мост через реку Лену в районе Якутска - одно из самых масштабных транспортных сооружений, запланированных к строительству в республике Саха (Якутия). Первоначально проект моста был предложен ещё в 1988 ― 1989 годах, затем в начале XXI века. По одному из этих проектов планируемый мост должен быть длиной около 3 км и состоять из 9 пролётов длиной 154 м каждый. По предварительным расчётами его стоимость была определена в 16 млрд. рублей, но затем она увеличилась в два раза и проект заморозили. Затем его пересмотрели, и в 2013 году правительством РФ было заключено Концессионное соглашение с иностранным инвестором на строительство мостового перехода через реку Лена в районе города Якутск. Теперь его строительство включено в план совместных проектов российско-китайской двухсторонней межправительственной комиссии. Российская и китайская стороны договорились о создании рабочей группы по строительству моста и о совмещении автомобильного и железнодорожного перехода. Но будет ли сразу построен совмещённый мостовой переход или будет сначала построен автомобильный мост с возможностью достройки железнодорожного, предстоит решить с учётом технико-экономических показателей проекта.

Проектирование и строительство должно занять не более 6 лет, то есть в период с 2017 – 2022 гг.. Планируется, что протяжённость моста составит 3,18 км, протяжённость подъездных путей – 21 км, подмостовой габарит судоходного пролёта будет отнесён к 1 классу. Сметная стоимость строительства составила 54,7 млрд. рублей в ценах I квартала 2013 г., при этом четверть инвестиций - внебюджетные. Стартовая сумма вложений государства - 40,2 млрд руб., но она может увеличится с учётом будущей инфляции . Средства необходимые для выплат обязательств по Концессионному соглашению будут предусмотрены в Государственном бюджете РФ в рамках Государственной программы «Развитие транспортной системы России».

Этот проект имеет большое значение для республики Саха (Якутия), а также для Дальнего Востока в целом :

  • будет обеспечена круглогодичная связь столицы республики Саха (Якутия) - г. Якутска и её левобережной территории с сетью железных дорог России, а, значит и с отдалёнными и промышленно развитыми регионами России;
  • будет сформирована единая транспортная сеть федеральных автомобильных дорог «Лена», «Колыма» и «Вилюй» и, соответственно, круглогодичное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем;
  • обеспечит возможность создания в городе Якутске крупного мультимодального транспортного узла, где воедино сольются несколько видов транспорта - железнодорожный, речной, авиационный и автомобильный, что будет стимулировать социально-экономическое развитие региона;
  • будут обеспечены круглогодичные перевозки и кардинальное снижение транспортных и торгово-снабженческих издержек при осуществлении внешних и внутренних торгово-экономических связей как Республики Саха (Якутия), так и ДФО в целом;
  • постройка моста необходима также с точки зрения задела на будущее: выхода железной дороги на левый берег реки Лена, что позволит в будущем использовать мощности западно-якутских месторождений;
  • Амуро-Якутская железнодорожная магистраль и совмещённый мост через реку Лена дадут импульс развитию Центральной Якутии, а с учётом дальнейшего строительства железнодорожных линий (Улак ― Эльга, Хани ― Олекминск и др.) ― и Южной Якутии.

И последнее, после завершения строительства АЯМа и совмещённого мостового перехода через реку Лена открывается возможность создания нового маршрута: Северный морской путь - река Лена - АЯМ - Транссиб - страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, автомобильно-железнодорожный мост через реку Лена в районе города Якутск будет иметь огромное значение не только для развития транспортной инфраструктуры и всей экономики Якутии, но, и для социально-экономического развития всего Дальневосточного федерального округа.

Дальневосточный федеральный округ имеет всё необходимое для дальнейшего поступательного социально-экономического развития, поэтому находится как в сфере экономических интересов России, так и в сфере долгосрочных геостратегических приоритетов страны.

Список литературы:

2. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько, Р.Г. Погребняк, Е. С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю. Н. Шедько. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 503 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.

9. http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2013/04/05/samyj_dorogoj_most- Ведомости. Власти ищут инвестора для самого дорогого моста страны.

10. http://minvostokrazvitia.ru - Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

11. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. О мерах по инновационному развитию легкой промышленности // Экономист. 2007. № 10. С. 3-12.

12. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие // Транспортное дело России. – 2013. – № 4. – С. 20-21.

13. Захаров Д.Е., Лобанов А.А., Шумаев В.А. Развитие инфраструктуры как фактор активизации инновационной деятельности и выхода из кризиса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2009. – № 2. – С. 113-117.

14. Миндлин Ю.Б., Шедько Ю.Н., Цыпин И.С. Система государственного и муниципального управления: учебник для бакалавров. Москва: Юрайт, 2013.

15. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга): дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2011. - 162 с.

16. Морковкин Д.Е. Промышленный комплекс региона как объект управления // Микроэкономика. – 2010. – № 5. – С. 97–101.

17. Морковкин Д.Е. Методика оценки эффективности функционирования промышленного комплекса региона // Экономика. Налоги. Право. – 2011. – № 6. – С. 81-94.

18. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.

19. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – №1. – С. 27-35.

20. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.

21. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

22. Морковкин Д.Е. Актуальные вопросы кластеризации экономического пространства территорий России // О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Красноярск, 2015. – С. 13-15.

23. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Бюджетирование: методология или инструмент // Финансы и кредит. – 2012. – № 44 (524). – С. 16-21.

24. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы. – 2009. – № 12. – С. 35-40.

25. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Критерий оценки эффективности управления природно-ресурсным комплексом территории // Финансы и кредит. – 2006. – № 19 (223). – С. 25-31.

26. Сорокин Д. Четвертый вектор российской экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 11. – С. 8-20.

27. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. А.В. Семенова. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; кафедра Менеджмента и маркетинга. – М.: изд. «МУ им. С.Ю.Витте», 2014. – 534 с.

28. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 467 с.

29. Шманёв С.В. К новой теории описания инвестиционного процесса промышленного предприятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2005. – Т. 11. – № 7. – С. 88-94.

30. Шманёв С.В., Шманёва Е.С. Управление инвестиционными потоками инновационно-ориентированных малых предприятий // Транспортное дело России. – 2011. – № 11. – С. 59-62.

31. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК. 2014. № 4. С. 123-126.

32. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.

33. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. –2015. –№ 7 (129). – С. 49-54.

34. Шумаев В.А. Логистика товародвижения на основе информатизации и маркетинга. - М.: Изд. дом Новый век, 2004. - 194 с.

35. Юрзинова И.Л. Теоретические основы экономической концепции налоговой политики / И.Л. Юрзинова. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.

Несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики, обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами географического положения и важной ролью в народно хозяйстве страны, современное социально-экономическое состояние Дальневосточного федерального округа нельзя признать благоприятным.

1. Сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск знаменитой деловой древесины на предприятиях Приморского края.

2. Существуют проблемы и в рыбохозяйственном комплексе. В настоящее время он в большей степени ориентирован на внешний рынок. Наблюдаются массовый отлов и вывоз за пределы России морских биологических ресурсов российскими добывающими судами, арендуемыми иностранными компаниями. Возросли криминализация в производственной сфере и браконьерство. Недостаточен экспортный и валютный контроль за внешнеторговыми операциями с продукцией морского промысла.

3. Особенность региона - низкая обеспеченностьжелезнодорожными путями автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием (36971 тыс. км при плотности 11 км на 1 тыс.кв.км).

4. Главным последствием экономического кризиса стало значительное сокращение числа постоянных жителей, не только за счет ухудшения показателей естественного прироста. Это обусловлено резким падением в северных районах объемов производств, сокращением потребностей в рабочей силе, ухудшением условий оплаты труда, дефицитом средств на содержание социальной инфраструктуры. Вместе с тем возросла миграция китайцев на территорию Дальнего Востока, владеющих землей и недвижимостью, часто покупаемой через подставных лиц.

5. Очень серьезны экологические проблемы. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов.

Перспективы развития

1. Перспективы развития в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комбинат на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Уральский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработкой углей Уральского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения - производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западносибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

2. Стратегическими направлениями развития рыбохозяйственного комплекса являются: расширение строительства береговых предприятий, модернизация промыслового флота, изменение системы управления этим комплексом.

3. Стратегическими направления развития транспортного комплекса являются: создание конкурентоспособного и эффективного сквозного транспортного «коридора» Европа-Азия; увеличение объема перевозок грузов; реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры; совершенствование транспортных тарифов.

Регион - основной транспортный «коридор», с одной стороны, между Европой и Азией, а с другой - между Россией и Азией для продвижения товаров в один из самых перспективных и емких регионов мира - Азиатско-Тихоокеанский (АТР). Создание конкурентоспособного транспортного «коридора» предполагает необходимость взаимоувязки технологии и интересов морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта.

Развитие железнодорожного транспорта связано с решением проблемы загрузки в первую очередь Транссибирской магистрали и БАМа.

4. Для уменьшения оттока местных россиян из региона необходимо решить следующие проблемы:

Формирование новых промышленных комплексов;

Ускоренное повышение благосостояния трудящихся, обеспечение им более высокого жизненного уровня;

Развитие местной продовольственной базы;

Ускоренное развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство); Дальневосточный округ ресурс

Совершенствование заработной платы.

5. Для решения экологических проблем в регионе создано НПО «Экопрос», разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа, но этого явно недостаточно и эта проблема в дальнейшем будет решаться.

Для решения всех этих программ необходимы огромные капиталовложения. Поэтому приоритетной задачами в регионе должны стать своевременная поддержка мероприятий, проводимых местными органами, приоритетная инвестиционная программа, развитие малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами.

Заключение

Таким образом, регионы Дальневосточного федерального округа богаты природными ресурсами, однако до настоящего времени Россия не использует весь его потенциал в полной мере. Этому препятствуют следующие ограничивающие факторы - самый суровый в России и на всем северном полушарии климат с продолжительной зимой и очень низкими температурами, отсутствие на большей части территории округа транспортных коммуникаций круглогодичного пользования. В настоящее время действует воздушный транспорт и сильно перегруженная Транссибирская магистраль, а тарифы на билеты очень высоки. Этот округ максимально удален от наиболее развитых районов страны. С другой стороны, Дальневосточный регион установил международные отношения с Японией, КНДР, КНР, США, Канадой, Таиландом.

К тому же большой проблемой является малозаселенность округа. Очень высока естественная убыль населения - 13,4% при рождаемости всего 12,5%, эмигрировало 6 972 чел. Правительство Дальневосточного федерального округа пытается решить проблему с помощью найма людей рабочих специальностей из других регионов, но проблема опять упирается в отсутствие коммуникаций

Основные задачи экономического и социального развития Дальнего Востока на перспективу связаны со снижением топливно-энергетического дефицита, преодолением депрессии в отраслях специализации, развитием транспортной инфраструктуры и закреплением новых экономических отношений.

В южной зоне в перспективе будут усиливаться развитие обрабатывающих отраслей в лесном, рыбном и топливном промышленных комплексах, увеличиваться структурный вес отраслей машиностроения, обслуживающих секторы основной специализации экономики, значительно расширится и уплотнится транспортная инфраструктура, за счет строительства железных и автомобильных дорог, трубопроводных сетей, структурно оформятся и укрепятся очаги транснационального рыночного хозяйства- свободные экономические зоны, прежде всего в районе г. Находка.

Приморский край будет дальше развиваться как межотраслевой промышленно-транспортный комплекс. Сохраняя сырьевую направленность экономики в качестве поставщика сырья для цветной металлургии, рыбо- и деревоперерабатывающих отраслей, он значительно усилит перерабатывающие «этажи» экономики, включая высокотехнологичное машиностроение, производство медицинских препаратов из биологических ресурсов суши и моря. В крае может успешно развиваться гражданское судостроение, авиастроение.

Приоритетное направление развитие юга Хабаровского края связано со структурной перестройкой машиностроения в пользу создания крупного лесного машиностроения и расширения гражданских экспортно-ориентированных отраслей - судостроения и авиастроения.

В Амурской области основные направления структурной перестройки экономики области связаны с формированием на ее территории крупной энергетической базы регионального значения, включающей действующую Зейскую (1,3 млн кВт) и строящуюся Бурейскую(свыше 2 млн. кВт) ГЭС, а также новые угольные разрезы.

В структуре промышленного производства Республики Саха (Якутия) на первые места выдвигаются цветная металлургия и ТЭК. Алмазодобывающая промышленность в качестве отрасли цветной металлургии остается наиболее перспективной в Якутии. В то же время предстоит осуществить структурные сдвиги в ее развитии с целью формирования полного технологического цикла, включающего обработку ювелирных алмазов, огранку бриллиантов. В топливной промышленности намечаются добыча а в дальнейшем переработка нефти Среднеботуобинского и других месторождений, а также разработка и обустройство газоконденсатных месторождений на западе республики с целью их возможного подключения к трассе экспортного газопровода в Китай.

Камчатская область - один из богатейших биопромысловых в том числе рыбных, регионов страны, К преимуществам развития области относятся: наличие высокооснащенного рыбопромышленного комплекса в составе добывающего (траулерного) и перерабатывающего флотов, рыболовецких хозяйств, ведущих прибрежный промысел, береговых рыбо - и крабоперерабатывающих предприятий, судоремонтных заводов. Причина, тормозящая развитие экономики области, - зависимость от внешнего завоза «с материка» топлива, продовольствия и других продуктов жизнеобеспечения.

Магаданская область обладает уникальной минерально-сырьевой базой и является ведущим золотодобывающим регионом страны. По серебру в ней создана уникальная сырьевая база третьего в мире по объему разведанных запасов месторождения Дукат. Значительны промышленные запасы олова, вольфрама, меди и др. металлов, а также охотопромысловых и оленеводческих ресурсов.

Недостаток, препятствующий развитию области, - транспортная изолированность, отсутствие железнодорожной связи с другими регионами. Важное значение в дальнейшем будет иметь интенсификация основных процессов на предприятиях, разрабатывающие месторождения золота, серебра, олова и вольфрама, с целью обеспечения стабильного прибыльного производства.

Основные полезные ископаемые Чукотского АО - золото, серебро, олово, медь - являются основой его развития. Добыча золота останется ведущей отраслью специализации на перспективу, включая добычу рудного и россыпного золота на базе современных технологий и расширяющихся инвестиций. Инвестиционные проекты для округа: реконструкция Билибинской АЭС с одновременным повышением ее ядерной безопасности, геологическая разведка новых месторождений золота, а также углеводородов на шельфах Чукотского и Берингова морей, развитие дорожного строительства и систем связи. У округа неплохие перспективы сотрудничества с соседней американской Аляской, в том числе по линии рыболовства, инвестирования добычи полезных ископаемых и развития транспортных коммуникаций (в дальнейшей перспективе и через Берингов пролив).

В России пока не удалось существенно снизить нелегальную миграцию и такая ситуация «по-прежнему угрожает обеспечению общественной безопасности», в том числе в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Об этом заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в ходе выездного совещания в Якутске, на котором обсуждались вопросы национальной безопасности в ДФО.

По его словам, только в 2017 году (то есть всего за считанные месяцы!) там на миграционный учет поставлено около 400 тыс. иностранных граждан (прирост 15%). О том, гости из каких именно государств составили это внушительное число, Патрушев не сказал. Но и так понятно, что без китайцев и корейцев наверняка не обошлось.

При этом отток коренного населения с Дальнего Востока за последние 20 лет составил почти два миллиона человек — уехало почти 20% коренного населения региона. Среди причин этого — неразвитость социальной, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры, низкий уровень доходов в большинстве отраслей экономики, высокая зависимость от поставок продовольствия.

«Особое беспокойство вызывает занятость сельского населения. Уровень безработицы здесь высок. Наиболее сложная ситуация отмечается в Еврейской автономной области, Приморском и Камчатском краях», — сказал Патрушев.

Он отметил, что пока не удалось существенно снизить нелегальную миграцию, «которая по-прежнему угрожает обеспечению общественной безопасности, является питательной средой для терроризма, трансграничной преступности, криминализирует экономические отношения». Эти вызовы и угрозы актуальны для Дальневосточного федерального округа, где на фоне низкой плотности коренного населения весьма интенсивны миграционные процессы.

В связи с этим Патрушев поставил перед участниками совещания ряд первостепенных задач: усилить миграционный контроль, активизировать работу по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства, обращая особое внимание на борьбу с коррупцией, а также — активизировать работу по своевременному выявлению среди мигрантов лиц, склонных к совершению противоправных действий, в том числе исповедующих радикальные религиозные взгляды.

С одной стороны, не может не радовать, что власть обращает внимание на проблемы Дальнего Востока, с другой — мало обозначить ключевые вопросы. Важно — каким образом можно изменить сложившуюся негативную тенденцию. А с практическими шагами, по словам экспертов, в Дальневосточном федеральном округе большие проблемы в силу различных обстоятельств.

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отмечает, что отток коренного населения с Дальнего Востока идет не только в центральные регионы России, но и в Китай, хотя туда он несравнимо меньше.

— Если мы говорим о проблемах нелегальной миграции, то на Дальнем Востоке хотя бы есть оборудованная граница еще со времен советско-китайских пограничных конфликтов. Это — не границы с государствами Центральной Азии, которые зачастую существует только на бумаге да в головах людей. Дальневосточные нелегальные мигранты под покровом ночи по пограничной полосе не крадутся. В основном они приезжают легально. Но потом из разряда гостей, торговцев и туристов переходят в другую «категорию». Их выявлением занимается не только ФСБ, но и те подразделения полиции, которые заменили собой миграционную службу. И я бы не сказал, что это очень сложная задача — «туристы» ведь не в лесу селятся, а приезжают в города, занимаются бизнесом, открывают магазинчики.

Поэтому вопрос борьбы с нелегальной миграцией — это вопрос последовательной деятельности соответствующих органов, исполнения закона, а также — организации труда, о чем, собственно, Патрушев и сказал.

То есть каких-то чрезвычайных мер не требуется. Просто надо хотя бы ликвидировать существующие облегчённые механизмы, функционирование которых объясняется тем, что поездки в Китай были, да и остаются основным направлением челночного бизнеса. Ведь прося привилегии для себя, мы давали их и китайцам.

Другое дело, что это фактически сработало на китайский бизнес. Собственно, так из рыбацких деревень на наших границах и появлялись густонаселённые города…

«СП»: — Цифры, озвученные в Якутске, выглядят довольно угрожающе с точки зрения национальной безопасности… Для исправления ситуации какие-то реальные меры предпринимаются?

— Отток коренного населения с Дальнего Востока — секрет Полишинеля. Люди уезжают, потому что в некоторых местах там вообще нет никакой работы. Как однажды один русский студент, отвечая на вопрос — почему вы остаетесь в Китае, ведь вы же не китаец? — ответил: здесь хотя бы какая-то перспектива, а там ее вообще нет.

Проблема оттока населения — это проблема не миграции, а социально-экономической ситуации в регионе. Понятно, что у нас зачастую принято считать: мол, где я живу — плохо, а в другом месте — хорошо. Но у местной дальневосточной молодежи нет никакой уверенности в том, что если она останется, то будет нормально жить. Если систему не развивать, то ситуация не только не останется на уровне, она деградирует.

Что касается исправления такого положения, то проблема упирается в то, что неясно откуда брать средства и как их использовать для развития региона? Сначала делали упор на госпрограммы и вложение бюджетных средств. Когда стало понятно, что не получается, решили привлекать частные инвестиции. Здесь уже возник вопрос: инвестиции от кого — российских компаний или иностранных? И в каком количестве их нужно подтянуть?

В Чите, скажем, до 1998 года стоял штаб Забайкальского военного округа и не было никаких серьезных предприятий. И чтобы там что-то создать, нужно грамотно оценить — что развивать?

Но инвестиции в Дальний Восток, конечно, нужны очень серьезные. Скажем, сейчас действует программа «дальневосточного гектара». Но, по сути, она сводится с следующему — мы вам даем землю, а вы приезжайте с лопатами и поднимайте Дальний Восток за свой счет. Максимум, что мы сделаем для вас — дорогу проведем…

Но разговорами: мол, ребята, сами поднимайте территорию, дело не сдвинешь. Должны быть вложения, соразмерные экономической программе. Причем — с гарантиями, что они реально дойдут до адресатов. Но как показала практика строительства космодрома Восточный, такое происходит не всегда…

«СП»: — Угроза терроризма на Дальнем Востоке действительно реальна?

— Понятно, что здесь имеется в виду не мусульманский терроризм — уйгуры, скорее, будут воевать у себя, чем у нас. Проблема в том, что китайцы, приезжающие на Дальний Восток, вплетаются в нашу социальную ткань, что, естественно, вызывает раздражение у местного небогатого населения. В этом смысле эксцессы на межнациональной почве, причем — масштабные, к сожалению, возможны.

Скажем, в Забайкальском крае тема китайских мигрантов — самая рейтинговая, и ей пользуются для пиара местные политики.

— Обстановка на Дальнем Востоке касается всех — и правоохранительных органов, и экономического сектора, и вообще руководства страны, которое во многом попустительствует ситуации, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — Но! Когда в 2000-х годах было несколько ужесточено миграционное законодательство и, скажем, из Бурятии начали уезжать китайцы, то местные жители жаловались, что работать теперь некому. А русских и бурят на освобождавшиеся рабочие места невозможно было привлечь. Это такой специфический момент, причем не только экономический, но я бы сказал еще и ментальный.

В общем, множество факторов ведут в конечном счете к достаточно неприятной ситуации. Я говорю даже не о «китаизации» Дальнего Востока — это, очевидно, уже происходит. А о том, что может повториться в своем роде «косовский сценарий». То есть — резкое изменение демографического баланса с последующим выдвижением политических требований.

«СП»: — Вы не исключаете даже подобного?

— Конечно, не исключаю. Тем более что китайские территориальные претензии никуда не делись. Они просто задвинуты в дальний ящик. И выдвигать их Пекину нам пока необязательно. И дело не в том, что Китай плохой или хороший. Ему объективно нужна экспансия из-за нехватки территории и ресурсов.