Экономико-географическое положение (ЭГП). Экономико-географическое положение россии, его особенности

К вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами, ЭГП - положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения.

Анализ ЭГП проводится по следующим его компонентам

  • транспортно-географическое
  • промышленно-географическое
  • агрогеографическое
  • рыночное
  • демографическое
  • рекреационно-географическое

Выделяют следующие типы ЭГП:

  • центральное;
  • периферийное;
  • пограничное;
  • транзитное;
  • приморское;
  • глубинное.

План характеристики ЭГП страны (региона)

В школьном курсе географии описание ЭГП обычно идёт по плану следующего типа:

  1. Положение по отношению к соседним странам.
  2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
  3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
  4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
  5. Изменение ЭГП во времени.
  6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Lamb
  • Ликург Афинский

Смотреть что такое "Экономико-географическое положение" в других словарях:

    ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия

    Экономико-географическое положение - положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Большой Энциклопедический словарь

    географическое положение - положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

    Географическое положение - положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… …

    транспортно-географическое положение - положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Особенности положения экономико географических объектов определяются характером территориального охвата (выделяют макроположение,… … Географическая энциклопедия

    Чили. Экономико-географический очерк - Добыча железной руды на месторождении Альгарробо (провинция Уаско). Чили. Экономико географический очерк Общая характеристика экономики. Ч. относится к числу относительно развитых латиноамериканских стран. Она стоит на 5 м месте в Латинской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    ЭГП - Экономико географическое положение ЭГП 6 энергетический гетерогенный петлевой реактор 6 петель циркуляции теплоносителя … Википедия

    Экономическая география - экономическая и социальная география, общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах. Предмет исследования … Большая советская энциклопедия

    Луганская область - Луганська область Герб (описание) … Википедия

Книги

  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух…

Зарубежная Европа имеет несколько характерных черт, определяющих ее экономико-географическое положение. Она занимает обширную территорию, простираясь с юга на север на 5 тыс. кв. км, а с запада на восток – на 3 тыс. км.

Основные черты экономико-географического положения Зарубежной Европы

Эгп Зарубежной Европы определяется двумя факторами. Первый из них – это соседское положение стран относительно друг друга. В Зарубежной Европе преобладают небольшие по своей площади государства, которые либо разделены незначительными расстояниями, либо имеют непосредственные границы. Эти границы обычно проходят по таким природным рубежам, которые не представляют преград для транспортного соединения, благодаря чему транспортные связи между европейскими странами развиты очень хорошо.

Бельгийцы шутят, что на скоростном поезде их страну можно нечаянно пропустить и выйти в соседнем государстве. И в этой шутке есть доля истины – чтобы пересечь эту европейскую страну, достаточно двух часов.

Рис. 1. Бельгийский скоростной поезд.

Второй фактор, определяющий экономико-географическое положение Зарубежной Европы – это приморское положение большинства входящих в нее государств. Они обычно располагаются вблизи оживленный морских путей, которые “владычицы морей”, как правило, сами и прокладывали еще в эпоху Великих географических открытий. И если в восточной части региона нет страны, которая была бы удалена от моря более, чем на 600 километров, то в западной эта цифра еще меньше. Таким образом, эгп стран Зарубежной Европы определяется и их близостью к морским просторам. Есть государства, которые не зря называют “дочерьми морей” – без флота и сопутствующей инфраструктуры их просто невозможно представить. Это и Италия, и Великобритания, и скандинавские страны, и Португалия, и Испания.

Рис. 2. Порт в Ливерпуле.

Основная территория Зарубежной Европы, на которой проживает 9/10 всего населения, удалена от моря не более, чем на триста километров.

Другие факторы

Характеристика Зарубежной Европы не исчерпывается двумя описанными выше главными чертами. Следует отметить и ее выгодное положение для контактов не только внутреннего, но и внешнего характера. Зарубежная Европа не только располагается на стыке с Африкой и Азией, но и не зря называется “большим полуостровом Евразии” – она далеко выдвинута в океан. Это обеспечивает высокий уровень импорта производимых товаров по всему миру.

С географической точки зрения этот регион обычно делят на четыре части – северную, западную, южную и восточную, но экономическая карта выглядит совсем иначе и основывается на расположении источников сырья, сложившихся между странами торговых связях и уровне промышленного развития. Согласно ей Зарубежная Европа также разделена на четыре части по своим особенностям – высокоразвитую, старопромышленную, аграрную и нового освоения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Завод в Эльзасе.

Урбанизация Зарубежной Европы

Значительная часть населения региона проживает в городах – есть страны, урбанизированные более чем на 80%, что можно узнать из учебника за 11 класс. Классификация городов основывается на разных признаках – от численности населения до экономико-географического положения. Крупные европейские города имеют общую ЭГХ – они являются многофункциональными, сочетая в себе роли промышленного центра, культурного и экономического полиса и имея развитое транспортное сообщение, как внутреннее, так и внешнее.

Что мы узнали?

Какие две характерные черты определяют экономико-географическое положение Зарубежное Европы – это соседское положение стран относительно друг друга и приморское или близкое к морю расположение большинства государств. Уточнили, как определить, на какие части этот регион разделяется по географическому признаку и по уровню развития промышленности. Получили общие данные об уровне урбанизации этой части мира, выгодах его расположения и экономических преимуществах. Кроме того, получили информацию, почему географическое положение региона способствует развитию импорта, и на стыке каких частей света он расположен.

Экономико-географическое положение как фактор размещения

Экономико-географическое положение (ЭГП) – одно из важных понятий экономической и социальной географии, широко используемое и в учебной географии. Большой вклад в его формирование внесли Н. Н. Баранский, И. М. Маергойз, Ю. Г. Саушкин, некоторые другие ученые.

Согласно Н. Н. Баранскому, экономико-географическое положение есть отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим объектам («данностям»), имеющим то или иное экономическое значение, – будь то объекты природного порядка или объекты, созданные в процессе хозяйственной деятельности человека. По Баранскому, ЭГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. У него также есть стыки с физико-географическим положением, так что «китайской стены» между ними возводить не следует.

Экономико-географическое положение может быть общим (интегральным) и покомпонентным. Различают четыре вида интегрального ЭГП: 1) центральное, 2) периферийное, 3) соседское, 4) приморское положение.

Центральное положение, как правило, приносит значительные выгоды. Это можно показать на примере Центральной России как исторического ядра Русского государства. Н. Н. Баранский анализировал выгоды центрального положения на примере городов – Москвы, Мадрида, Парижа, Берлина, Праги.

Периферийное (глубинное) положение в целом значительно менее выгодно. Это относится как к отдельным крупным районам больших стран (Аляска в США, Амазония в Бразилии, центральные и северные районы Австралии, Север в России, Запад в Китае), так и к отдельным странам, примером которых может служить Монголия.

Соседское положение в условиях нормальных политических взаимоотношений между странами обычно выступает в качестве благоприятного фактора, важной предпосылки международной экономической интеграции, например в Западной Европе.

И. М. Маергойз предложил выделять соседство первого и второго порядка. Под соседями первого порядка подразумевают страны, с которыми данная страна непосредственно граничит, второго порядка – страны-соседи стран первого порядка. Например, Венгрия имеет шесть соседей первого порядка, но как бы «через них» она соседствует также с Россией, Польшей, ФРГ, Италией, Словенией, Боснией и Герцеговиной, Македонией, Болгарией. Роль соседства второго порядка возрастает в тех случаях, когда глубина территории стран первого порядка невелика, а проходимость ее хорошая.

Приморское положение фактически во все времена было выгодным фактором социально-экономического развития. Достаточно вспомнить Древнюю Грецию и Древний Рим, Венецию и Геную, Испанию и Португалию, Нидерланды и Великобританию, борьбу Петра I и Екатерины II за выход России к морям. В результате постепенного увеличения роли приморского положения приморское расселение стало одной из главных закономерностей общего расселения людей на земном шаре (уже говорилось о том, что в прибрежной 50-километровой зоне, занимающей всего 12 % суши, ныне сосредоточено почти 30 % мирового населения). В особенности это относится к тому географическому явлению, которое В. В. Покшишевский и С. И. Брук назвали приморской урбанизацией. В самом деле, в приморской зоне живут 40 % горожан мира. А из 20 сверхгородов 14 – морские порты (табл. 66).

Уже в эпоху НТР, в 1960-1970-х гг. в мировом хозяйстве также довольно четко обозначилась тенденция к приморскому (приокеанскому) размещению производительных сил, получившая в литературе наименование сдвига к морю. Этот сдвиг происходил под воздействием многих факторов, среди которых особо следует отметить рост значения морских перевозок и соответственно увеличение морских грузопотоков, развитие приморской урбанизации. В первую очередь он затронул отрасли «нижних этажей» промышленности (нефтепереработку, черную и цветную металлургию), занятые переработкой сырья, поступающего в морские порты. Сказался он и на отраслях «верхних этажей», отправляющих морскими путями свою экспортную продукцию. Такой сдвиг к морю в наибольшей мере проявился на западном и средиземноморском побережьях Западной Европы, на южном и юго-восточном побережьях о. Хонсю в Японии, на восточном и особенно южном побережьях США, на побережье Персидского залива, на восточном побережье Бразилии, на западном и восточном побережьях Австралии, на российском Дальнем Востоке. В результате во всех этих районах сложились крупные портово-промышленные комплексы. В некоторых из них сдвигу к морю способствовало развитие шельфовой добычи нефти и газа, хотя это, собственно говоря, уже не столько приморская, сколько собственно «морская» промышленность.

Что касается покомпонентных видов ЭГП, то, пожалуй, наиболее часто говорят о транспортно-географическом положении. В свое время И. М. Маергойз предложил выделять также энергогеографическое положение (по отношению к источникам топлива и энергии), агрогеографическое положение (по отношению к главным источникам продовольствия и сельскохозяйственного сырья), демогеографическое положение (по отношению к источникам трудовых ресурсов), рекреационно-географическое положение (по отношению к главным районам рекреации и туризма), но эти понятия не привились.

Географическое положение включает разные по своей внутренней сущности категории: физико-географическое и экономико-географическое положение

Физико-географическое положение - это пространственное расположение какой-либо местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого объекта) по отношению к физико-географическим данностям (экватору, начальному меридиану, горным системам, морям и океанам и т. д.).

Соответственно физико-географическое положение определяется географическими координатами (широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью (или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам и т. п., положением в составе (расположением) природных (климатических, почвенно-растительных, зоогеографических) зон.

С точки зрения экономической географии физико-географическое положение местности (как и отдельные его составные элементы) необходимо рассматривать как условие (предпосылку) для возможного осуществления какого-либо вида хозяйственной деятельности, т. е. как предпосылку для размещения производительных сил.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это пространственное расположение местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к путям сообщения (транспортно-географическое положение), другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п.

И физико-географическое, и экономико-географическое положение любой местности сугубо индивидуально (неповторимо). Место, которое занимает каждое территориальное образование (местоположение страны, района, населенного пункта, предприятия и т. п.), не только индивидуально само по себе (в системе географических координат), но и в своем пространственном окружении, т. е. в своем расположении по отношению к морю, торговым центрам, путям сообщения и т. п. Следовательно, мест с одинаковым географическим положением нет.

Экономико-географическое положение - категория пространства, так как образующие его элементы - это пространственно взаиморасположенные, т. е. находящиеся на определенном расстоянии друг от друга, объекты (страны, районы, предприятия, города, источники сырья, топлива и т. п.). Именно по принципу пространственной близости (отдаленности) различают так называемое «соседское положение» или ближайшее окружение какого-либо объекта, центральное положение, микро- (малое), мезо- (среднее), макро- (большое) положение.

Расстояние (пространство) покрывается с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил через определенный уровень транспортных издержек. Следовательно, оценку экономико-географического положения любой местности, как одного из важнейших факторов размещения производительных сил (благоприятное, неблагоприятное, выгодное, невыгодное, удобное, неудобное и т. п.), следует также проводить с точки зрения возможной экономии транспортных издержек.

Экономико-географическое положение не только категория пространства, но еще в большей мере общественно-историческое и экономическое понятие, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории.

В самом деле, любой из элементов физико-географического положения (положение по отношению к начальному меридиану, экватору, морю, высота над уровнем моря, положение в составе климатических, почвенно-растительных и других зон и т. д.) практически навсегда остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении физико-географического положения какой-либо местности абсолютно пассивна.

Напротив, все элементы экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) относятся к числу тех, которые существенно изменяются во времени (как и в пространстве), так как зависят от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико-географическом положении этих мест.

Наиболее быстро изменяющимся фактором экономико-географического положения является транспортно-географическое положение, то есть расположение местности по отношению к путям сообщения.

Изменения в экономико-географическом положении могут быть обусловлены и другими причинами. Например, ослаблением роли или утратой экономического значения того или иного фактора размещения (сырьевого, топливного, энергетического, рабочей силы, потребительского, в том числе и транспортного) и соответственно автоматическим выходом их из состава определяющих связи данной местности с другими местностями (как с источниками сырья, топлива, энергии, рабочей силы или как с районами сбыта продукции) или, наоборот, усилением роли какого-либо из факторов и соответственно усилением его влияния на этот процесс.

Например, экономико-географическое положение Урала как условие возможного развития здесь черной металлургии неоднократно менялось и в разные периоды времени его можно было оценить как весьма удобное на том этапе развития, когда в качестве топлива мог быть использован местный древесный уголь, а в качестве сырья - своя железная и марганцевая руда; как удобное, когда вынуждены, были использовать привозное топливо (кокс Кузнецкого бассейна России, Донецкого Украины или Карагандинского Казахстана), так как собственного коксующегося угля на Урале нет; наконец, не очень удобное, когда выработали железные и марганцевые руды на большинстве своих месторождений и вынуждены были завозить не только коксующийся уголь, но и железные и марганцевые руды из других мест (Центрально-Черноземный район России, Украина, Казахстан и др.). Дело усугублялось еще и тем, что это необходимо было делать в основном с помощью железнодорожных перевозок, так как возможности для завоза сырья и топлива дешевым морским путем (как в Балтиморе, Филадельфии или Торонто) на Урале нет.

Таким образом, в ходе исторического развития экономико-географическое положение любой местности страны или района, населенного пункта, хозяйственного объекта может в корне измениться. Причина этому - прогресс в развитии науки, техники, технологии, экономики, организации производства, как в рамках данной местности, так и в ее окружении, то есть в пределах территории связанных с нею других мест.

ЭГП – есть отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим данностям, имеющим для него то или иное экономическое значение.

Положение по отношению к Центральному ЭР;

Положение по отношению к государственной границе;

Положение по отношению к морям Мирового Океана, в том числе внутренним и замерзающим;

Число сухопутных районов-соседей, их совокупный природный, людской и экономический потенциал;

Положение по отношению к межрайонным речным системам;

Положение по отношению к основным топливно-энергетическим, металлургическим, продовольственным базам;

Положение по отношению к основной полосе расселения.

Тема 3 Проблемы взаимодействия общества и окружающей природной среды. Понятие географической среды. Теория географического детерминизма. Географическая среда – одно из необходимых условий общественного развития. Сущность теории географического детерминизма; её основатели и продолжатели. Человек и природа. Влияние природно-географической среды на жизнь и деятельность человека и общества, а также общества на природу. Классификация природных ресурсов. География природных ресурсов. Природные ресурсы и природные условия. Классификации природных ресурсов: экологическая (с точки зрения исчерпаемости и возобновимости), природная (по генетическому признаку).Взаимодействие общества и окружающей природной среды.

Природно-географическая среда непосредственно или через производство материальных благ влияет на следующие стороны жизни общества:

На некоторые особенности физической организации и психики людей;

На различие в объеме необходимых средств для удовлетворения биологических потребностей

На производство;

На обмен;

На необходимость и возможность создания запасов продукции на «мертвый сезон», связанный с изменением температурно-влажностных условий;

На военно-политические условия.

Природные ресурсы и природные условия

Природные условия (ПУ) – природные процессы и тела, которые воздействуют на людей как биологических существ или на производство своими физическими и химическими свойствами, геометрической формой, но при этом не расходуются и не присваиваются человеком.

Природные ресурсы (ПР) – это те тела и силы природы, которые при данном уровне развития общественного производства могут быть применены для создания материальных благ.

Экологическая классификация ПР

    Неисчерпаемые (Энергия солнца, ветра, приливов и отливов, геотермальная; ресурсы атмосферы и гидросферы)

    Исчерпаемые

Возобновляемые (животный и растительный мир, плодородие почв),

Невозобновляемые (полезные ископаемые, земельные ресурсы).

Генетическая классификация ПР: минеральные, водные, биологические (животный и растительный мир), земельные, климатические, энергии природных процессов.

Тема 4 Понятие экономико-географической оценки природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал (ПРП). ПРП России, краткая характеристика. Природно-ресурсный регион (ПРР). Степень и структура использования ПРП. Формы размещения природных ресурсов.

Экономико-географическая оценка ПР заключается в следующем:

    Оценка величины ресурсов

/термины для усвоения: ПРП – природно-ресурсный потенциал – совокупность природных ресурсов территории; ПРР – природно-ресурсный регион – территория, отличающаяся от смежных территорий величиной и структурой своего ПРП, территория, все части которой при современной степени изученности обладают примерно одинаковыми естественными условиями производства./

    Оценка потребности в ресурсах

    Оценка возможностей использования ресурсов

Различают локальные и ареальные формы размещения ресурсов.

Оценка ресурсов полезных ископаемых. Группы полезных ископаемых по назначению и особенностям добычи. Количественная оценка запасов полезных ископаемых. Балансовые и забалансовые запасы. Ресурсообеспеченность. Оценка качества запасов, сравнительной ценности, возможности обогащения, примесей. Оценка горно-геологических условий.

Ресурсы литосферы

По назначению и особенностям добычи полезные ископаемые объединяются в следующие группы:

Топливно-энергетические ископаемые (нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды, термальные воды);

Руды черных металлов (железо, марганец, хром);

Руды цветных металлов: тяжелые (медь, цинк, свинец, олово, ртуть, никель и др.), легкие (алюминий, магний, титан), благородные (золото, серебро, платина), редкие (вольфрам, молибден, селен, висмут, теллур и др.);

Химическое сырье (самородная сера, поваренная калийная и др. соли, апатиты, фосфориты и др.);

Минеральные строительные материалы (строительный камень, песок, глины, мрамор, туф, известняк, мергель и др.),

Наиболее ценные и нерудные ископаемые (драгоценные камни, слюды, тальк, каолин, асбест и др.);

Подземные пресные воды.

При оценке полезных ископаемых берутся следующие основные показатели:

    Запасы полезного ископаемого

По степени изученности запасы подразделяются на разведанные (категории разведанности А. В, С 1) и предварительно разведанные (С 2).

Ресурсообеспеченность - соотношение между величиной природного ресурса и размером его потребления. Для полезного ископаемого выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса.

    Качество полезного ископаемого (возможность обогащения, калорийность, содержание полезного вещества, содержание вредных и нейтральных примесей и т.п.)

    Горно-геологические условия (мощность пластов и глубина их залегания, характеристика вмещающих пород)

Хозяйственная классификация запасов полезных ископаемых: балансовые (кондиционные); забалансовые (некондиционные)

Поверхностные воды суши и хозяйство. Количественные показатели оценки водных ресурсов суши. Понятия о потенциальных и экономических гидроресурсах. Показатель экономической эффективности использования гидроресурсов. Показатель освоенных гидроресурсов. Водные ресурсы России.

Поверхностные воды суши

Количественный показатель оценки водных ресурсов – расход воды в реках и суммарный годовой сток.

Количество энергии , которые могут дать ГЭС зависит от массы воды и высоты ее падения. ГЭС бывают равнинные (негативные экологические последствия) и горные.

Основные понятия:

- потенциальные гидроэнергоресурсы – сумма всех возможных к установке мощностей ГЭС;

- экономические гидроэнергоресурсы – сумма всех установленных мощностей ГЭС.

Атмосфера и хозяйство. Использование климатических показателей в народном хозяйстве.

Основные климатические показатели, используемые в народном хозяйстве:

Жесткость погоды Ж= /Т воздуха / + 2 V ветра

Продолжительность отопительного периода τ отоп при t≤ 8 0 C

Направления преобладающих ветров

Продолжительность вегетационного периода τ вегет. при t≥5 0 C

Продолжительность периода активных температур τ акт. при t≥ 10 0 C

Гидротермический коэффициент ГТК = 10 ∑ Осадков/ ∑ Т акт.

Характеристики снежного покрова

Органический мир суши. Роль леса как регулятора экологического равновесия. Леса России. Многообразие форм использования ресурсов флоры в хозяйстве. Роль ресурсов животного мира в истории человечества. Животный мир как позитивное и как негативное условие жизни и здоровья человека.

Традиционные и современные типы освоения природно-географической среды.

Типы освоения природно-географической среды

Традиционные:

Промысловое хозяйство побережий Арктических морей (эскимосы, береговые чукчи);

Рыболовство на побережьях морей, озер, на крупных реках;

Охотничье- промысловое хозяйство (ханты, манси);

Собирательство в сочетании с охотой (индейцы Амазонии);

Кочевое потребительское животноводство в тундре и лесотундре («оленные» чукчи, ненцы), в степях и пустынях умеренного пояся (буряты, казахи, монголы), в пустынях жаркого пояса (кочевники Сахары);

Земледельческое освоение в лесной зоне и субтропиках, с искусственным орошением разного типа.

Современные :

Выборочное мелко- и крупноочаговое освоение полезных ископаемых в сочетании с традиционными отраслями хозяйства;

Крупноочаговое и ареальное освоение территории на базе добывающей промышленности с первичной переработкой сырья в сочетании со вспомогательным с/х;

Сплошное с/х освоение территории с более или менее равномерным размещением центров обрабатывающей промышленности;

Преимущественно аграрное освоение в развивающихся странах с высокой долей плантационного хозяйства при сохранении потребительского местного традиционного хозяйства;

Очаговое, преимущественно рекреационное освоение.

Тема 5 Географические проблемы современного человека. Демографическая ситуация в мире и критерии ее анализа. Миграционная подвижность населения. Основные черты и факторы размещения населения мира. Понятие о демографическом переходе и ее стадиях. Демографический взрыв. Демографические проблемы и демографическая политика.

Основные демографические индикаторы.

Демографические этапы:

I - высокая рождаемость при высокой младенческой смертности

II – высокая рождаемость при снизившейся младенческой смертности

III- низкие рождаемость при низкой младенческой смертности

Основные демографические индикаторы :

    Общедемографические (общая численность населения, соотношение сельского и городского населения, прирост населения за определенный период и др.)

    Экономические (ВНП на душу населения, долл.США, внешняя помощь населению, долл. США и др.)

    Показатели смертности (младенческая смертность до 5 лет, средняя продолжительность жизни)

    Показатели рождаемости (Суммарный коэффициент рождаемости /оптимальный – 2,1-2,5/, число рождений на 1000 женщин определенной возрастной группы и др.)

    Показатели образования (% учащихся в начальной школе, % получивших среднее образование, % неграмотных старше 15 лет и др.)

    Показатели здравоохранения (% получающих мед. Помощь, % рождений под наблюдением врача и др.)

Основные направления демографической политики :

    увеличение рождаемости,

    уменьшение рождаемости.

Рынок труда и занятость населения. Понятие о территориальном разделении труда. Условия и факторы международного разделения труда.

Население России и Республики Коми: демография, расселение, миграция.

Виды миграции населения:

    по направлению – внешние и внутренние,

    по времени – временные и постоянные,

    по причинам – экономическим и внеэкономическим (политическим, этническим)

Рынок труда и занятость населения

Трудоспособное население - в возрасте 16-54(59) лет за исключением инвалидов 1 и 2 группы. К этой группе населения применяют понятие «занятость».

Трудовые ресурсы трудоспособное население + работающие пенсионеры и подростки до 16 лет.