Ндс в году изменения свежие. Чем опасна высокая доля вычетов по НДС

В течении какого срока с момента возникновения у налогоплательщика обязанности представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме данному налогоплательщику необходимо обеспечить получение от налоговых органов документов в электронном виде.

Лица, относящиеся к категории налогоплательщиков, указанной в пункте 3 статьи 80 НК РФ, обязаны, не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения такого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Я являюсь руководителем (директором) организации. Что мне необходимо для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом?

Для обеспечения получения руководителем (директором) организации документов от налогового органа необходимо наличие:

  • действующего договора между оператором электронного документооборота и налогоплательщиком;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи руководителя (директора).

Я являюсь сотрудником организации и представляю интересы в налоговом органе. Что мне необходимо для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом?

Для исполнения обязанности по обеспечению получения документов от налогового органа сотрудником организации, представляющим интересы такой организации, необходимо наличие:

  • действующего договора между оператором электронного документооборота и организацией;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи данного сотрудника организации;
  • доверенности на данного сотрудника с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

Наша организация хочет представлять отчетность и принимать документы из налогового органа через иное юридическое лицо – уполномоченного представителя. Что в данном случае будет являться обеспечением получения документов из налоговых органов?

Для обеспечения получения уполномоченным представителем налогоплательщика – юридическим лицом документов от налогового органа необходимо наличие:
1. законным представителем уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие:

  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи законного представителя такого юридического лица;
  • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.
2. сотрудником уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие:
  • действующего договора между оператором электронного документооборота и уполномоченным представителем – юридическим лицом;
  • действующего договора между налогоплательщиком и уполномоченным представителем налогоплательщика – юридическим лицом;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи сотрудника данного юридического лица;
  • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием конкретного получателя и полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.- доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием конкретного получателя и полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

Наша организация представляет отчетность и принимать документы из налогового органа через уполномоченного представителя налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Что в данном случае будет являться обеспечением получения документов из налоговых органов?

Для обеспечения получения уполномоченным представителем налогоплательщика – индивидуальным предпринимателем документов от налогового органа необходимо наличие:

  • действующего договора между оператором электронного документооборота и уполномоченным представителем-индивидуальным предпринимателем;
  • действующего договора между налогоплательщиком и уполномоченным представителем налогоплательщика – индивидуальным предпринимателем;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи такого индивидуального предпринимателя;
  • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – индивидуального предпринимателя с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

Какова ответственность за необеспечение / несвоевременное обеспечение электронного обмена документами с налоговыми органами?

Налоговые органы уполномочены принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика.

В отношении нашей организации вынесено решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика за неисполнение обязанности по обеспечению электронного обмена документами с налоговыми органами, но нашей организацией такая обязанность исполнена. Что нам нужно сделать, чтобы счет разблокировали?

Вам необходимо проверить на наличие и срок действия:

  1. договор с оператором электронного документооборота,
  2. квалифицированный сертификат ключа электронной подписи,
  3. доверенность на представителя (уполномоченного представителя) при необходимости,
  4. договор между налогоплательщиком и уполномоченным представителем (при необходимости).
В ином случае необходимо обратиться в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет для уточнения причины приостановления операций по счетам.

Как быстро счет будет разблокирован после проведения налогоплательщиком всех необходимых действий для исполнения обязанности по обеспечению электронного документооборота?

Решение о возобновлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика выносится сразу после получения налоговыми органами информации об исполнении обязанности налогоплательщиком по обеспечению электронного документооборота с налоговыми органами. Разблокировка счета произойдет не позднее следующего для после вынесения Решения о возобновлении.

Мы являемся плательщиками НДС. Каким образом нужно обеспечить получение электронных документов от налогового органа? Что для этого нужно сделать? Как понять, обеспечиваем ли мы получение электронных документов?

Если у вас есть действующий договор с оператором электронного документооборота, а также условия (компьютер с доступом в интернет), и вы направляете налоговую отчетность в электронной форме, то ваш оператор также гарантирует доставку электронных документов в ваш адрес от налогового органа.
Дополнительных действий от налогоплательщика не требуется.

Мы не направили квитанцию о приеме требования налогового органа (о представлении документов, о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган). Что будет делать налоговый орган? «Что нам за это будет»?

В соответствии со статьей 76 НК РФ в течение 10 дней после истечения срока направления квитанции о приеме требования налоговый орган может вынести решение о приостановлении операций по счетам организации.

Мы применяем УСН, но являемся налоговым агентом по НДС. Должны ли мы представлять декларацию по НДС в электронной форме? Плательщиком НДС наша организация не является.

Если вы не являетесь плательщиком НДС, то требование представлять декларацию по НДС в электронной форме на вас не распространяется. В случае осуществления посреднических операций у вас есть обязанность представлять журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронном виде.

Будет ли сверяться КПП в книгах покупок и продаж? Зачастую обособленные подразделения указывают свой КПП в счетах-фактурах, а в книге покупок или продаж – указан КПП головной организации.

Несоответствие КПП в записях книг покупок и продаж при правильном сопоставлении других реквизитов записи не будет являться ошибкой.

Мы отразили в книге покупок счет-фактуру другого налогового периода, или наш покупатель не отразил счет-фактуру в книге покупок. Будет ли это являться нарушением, ведь операция у продавца и покупателя не сопоставится?

Сопоставление обязательно только для записей вашей книги покупок в случае, если НДС по счету-фактуре принимается к вычету. Если в книге покупок отражены счета-фактуры из предыдущих налоговых периодов, то они также успешно сопоставятся с записями в книге продаж предыдущих налоговых периодов.

Что необходимо сделать при получении требования о представлении пояснений?

В течении 6 дней с момента направления требования о представлении пояснений налоговым органом, необходимо направить в адрес налогового органа квитанцию о приеме документа.
Далее при детальном изучении требования следует обратить внимание на указанные в требовании коды ошибок, которые означают следующее:
код 1 - запись об операции отсутствует у контрагента (р.8 или прил. 1 к р.8 или р.11);
код 2 - несоответствие данных об операции между разделом 8 «сведения из книги покупок» или приложением 1 к разделу 8 «сведения из дополнительных листов книги покупок» и разделом 9 «сведения из книги продаж» или приложением 1 к разделу 9 «сведения из дополнительных листов книги продаж» декларации налогоплательщика (р.8 (или прил. 1 к р.8) /р.9 (или прил.1 к р.9);
код 3 - несоответствие данных об операции между разделом 10 «сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика (р.10 /р.11);
код 4 - возможно допущена ошибка в графах a, b [указываются номера граф, в которых допущены ошибки] (любой раздел).
В первую очередь необходимо обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым направлено требование о представлении пояснений: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов.
При выявлении в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями.
Если же ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, налогоплательщик вправе как представить пояснение с указанием корректных данных, так и представить уточненную налоговую декларацию.

Необходимо ли отправлять квитанцию о приеме требования о представлении пояснений? Срок отправки квитанции о приеме данного требования?

Да. При получении требования о представлении пояснений налогоплательщик обязан передать налоговому органу квитанцию о приеме такого документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня отправки налоговым органом требования.

Срок представления пояснений в ответ на требование о представлении пояснений?

Пояснения представляются налогоплательщиком в течение пяти дней с момента передачи по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган квитанции о приеме.
Записи по счетам-фактурам, выписанным до 01.01.2015, сопоставлению не подлежат.

Можно ли представить пояснения на бумажном носителе или пояснения представляются только в электронном виде?

Пояснения могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в формализованном виде.
Пояснения в формализованном виде направляются по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в соответствии с форматом, утвержденным ФНС России.

Какая ответственность предусмотрена за непредставление пояснений в ответ на требование (за отказ в предоставлении пояснений) либо за представление пояснений с нарушением срока, установленного законодательством?

Налоговым кодексом не предусмотрена ответственность.
При этом, в случае не представления пояснения, налоговый орган вправе истребовать первичные учетные документы, подтверждающие факт совершения финансово-хозяйственной операции.

Какие нормативно-правовые акты регламентируют порядок направления требования и представления ответа (пояснений) на него?

Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок направления требования о представлении пояснений и ответа на него:
1. Пункт 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации;
2. Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (ред. от 07.04.2015) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».
3. Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)».
4. Приказ ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@ «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@».

В каких случаях представляется только пояснение в ответ на требование о представлении пояснений, а в каких случаях - уточненная налоговая декларация?

В случае выявления в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, организация обязана подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Если же ошибка в декларации привела к переплате или не повлияла на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, то уточненную декларацию организация может подать, но не обязана. В таких случаях может быть представлено пояснение к налоговой декларации.

Можно ли представить пояснения вместе с подачей уточненной налоговой декларации по НДС?

Налоговый кодекс не запрещает представление пояснений вместе с подачей уточненной налоговой декларации.

Возможен ли отказ в приеме пояснений в ответ на требование о представлении пояснений?

Только в случае нарушения формата представления в электронной форме ответа на требование о представлении пояснений.
Налоговый кодекс не предусматривает основания для отказа в приеме пояснений в случае их представления на бумажном носителе.

Предусмотрен ли факт представления пояснений в произвольной форме, а не в табличной форме согласно Приложениям?

Может ли быть продлен срок представления пояснений? В каких случаях? Каким образом можно продлить срок представления пояснений? Каким документом это должно быть оформлено?

Налоговый кодекс не предусматривает продление сроков представления пояснений.

Необходимо ли прилагать документы к ответу на требование о представлении пояснений?

Налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган копии документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

В случае если представленные пояснения устранили выявленные расхождения будет ли налоговый орган информировать об этом налогоплательщика?

Нет, Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налоговых органов информировать налогоплательщика об устранении расхождений.

В случае если представленные пояснения не устранили выявленные расхождения будет ли налоговый орган информировать об этом налогоплательщиков или будет выставлено повторно новое требование о представлении пояснений?

Если после представления налогоплательщиком пояснений расхождения не устранены, налоговый орган вправе направить требование о представлении документов либо провести иные мероприятия налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В случае направления налогоплательщиком пояснений по ТКС в ответ на требование будет ли налогоплательщик уведомлен о получении налоговым органом данных пояснений?

Пояснения считаются принятыми налоговым органом, если налогоплательщику поступило уведомление о приеме, подписанное электронной цифровой подписью налогового органа. В противном случае налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме, подписанное электронной цифровой подписью налогового органа.

Где официально размещена форма представления ответа на требование о представлении пояснений?

На официальном сайте Федеральной налоговой службы www..07.2013 N АС-4-2/12705 (ред. от 07.04.2015) "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок".

Каким образом заполнить ответ на требование о представлении пояснений?

Пояснения, представленные на бумажном носителе, заполняются в произвольной форме, а порядок заполнения ответа на требование о представлении пояснений в формализованном виде в ближайшее время будет размещен на официальном сайте ФНС России.

В каком формате должно быть сформировано пояснение для отправки в электронной форме по ТКС?

В XML формате.

В случае если налогоплательщику пришло требование о представлении пояснений с указанием счетов-фактур, которые, по его мнению, отражены корректно в декларации, что делать в таком случае?

По возможности провести сверку с контрагентом на предмет корректности отражения идентификационных показателей счетов-фактур в налоговой декларации покупателя и продавца и сообщить налоговому органу о корректном отражении сведений в налоговой декларации.

Если при поступлении требования о представлении пояснений налогоплательщик произвел сверку счетов-фактур с контрагентом и нарушений не установлено, надо ли отвечать на требование?

Необходимо представить в адрес налогового органа пояснения, подтверждающие отражение счета-фактуры в разделе налоговой декларации.


18.11.2016


Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур
04.05.2016

С 1 января 2018 года, когда вступят в силу внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменения в ст. 170 НК РФ о порядке ведения раздельного учета по НДС

Если компания осуществляет деятельность одновременно и облагаемую, и не облагаемую НДС, предъявляемым поставщиками, то в ее обязанности входит ведение раздельного учета по этому налогу. Порядок ведения такого учета изложен в п. 4 и п. 4.1 ст. 170 НК РФ. О принципах формирования раздельного учета по НДС и изменениях с 2018 года, связанных с ним, расскажем в сегодняшней статье.

Что изменится с 2018 года?

Напомним, что пока согласно действующему законодательству, если суммы затрат по не облагаемым НДС операциям в одном периоде не превысили так называемое «правило 5%» (то есть 5-ти процентный порог), то вести раздельный учет по НДС необязательно.

Порядок изменится с 1 января 2018 года, когда вступят в силу внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменения в ст. 170 НК РФ.

Согласно нововведениям раздельный учет по НДС придется вести, даже если в конкретном налоговом периоде (для НДС - это квартал) соблюдено «правило 5%».

Право принимать к вычету в эти периоды всю сумму налога при этом сохранится.

Кроме того, с введением новых положений в налоговом законодательстве появится формулировка - «правило 5%» не применяется при использовании товара исключительно в не облагаемых НДС операциях. На текущий момент данное условие также выполняется, но его правомерность подкреплена только разъяснениями чиновников ведомств и судей ВС РФ.

Когда требуется раздельный учет по НДС?

Весьма распространенное явление, с которым сталкиваются и юрлица, и ИП в ходе своей деятельности - это потребность производить операции, как облагаемые НДС, так и не облагаемые им в рамках законодательства. Кроме того хозяйствующие субъекты вправе применять одновременно несколько налоговых режимов (например, ОСН и ЕНВД или ОСН и патент). Специфика такой деятельности приводит к необходимости вести раздельный учет по НДС.

Без раздельного учета в описанных ситуациях невозможно ни учесть входной НДС в отношении облагаемых налогом операций, ни включить суммы в стоимость продукции для расчета налога на прибыль организации (в освобожденных от НДС операциях).

Законодательством не предусмотрена какая-либо определенная методика ведения раздельного учета по НДС, поэтому налогоплательщики вправе разработать и использовать собственные утвержденные локальными правовыми актами нормативы. При этом важно соблюсти условие - применяемая методика не должна мешать точному определению видов операций, к которым относится та или иная сумма входного НДС.

Программа «Бухсофт: Предприятие» обеспечит автоматизированный налоговый учет в вашей организации, охватывающий все участки бухгалтерской деятельности - от заполнения журналов операций до формирования декларации по НДС.

Принципы ведения раздельного учета НДС

Изучая принципы организации раздельного учета по НДС, стоит отталкиваться от того, в одном или нескольких видах деятельности он будет применен.

  • В одном виде деятельности

Приобретая товары и услуги, которые будут в полном объеме использованы в деятельности, облагаемой НДС, сложностей в ведении налогового учета у налогоплательщика не будет. Предъявленный поставщиком налог покупатель полностью примет к вычету, согласно п. 1 ст. 172 и п. 4 ст. 170 НК РФ.

В случаях, когда приобретенные товары и услуги будут целиком использованы в деятельности, не облагаемой НДС, всю сумму налога нужно отнести к увеличению стоимости этих товаров и услуг.

  • В нескольких видах деятельности

Если приобретенные товары, работы, услуги, а также основные средства, нематериальные активы и имущественные права будут использованы в деятельности, как облагаемой НДС, так освобожденной от налога (или облагаемой по ставке 0%), раздельный учет по НДС должен быть осуществлен по специальной методике.

Часть предъявленного поставщиком НДС используется как вычет, другая часть налога направляется на увеличение стоимости приобретения.

Чтобы понять какую сумму налога и куда отнести, высчитывается пропорция, согласно абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ

«принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи».

При этом в книгу покупок следует внести запись о полученном счете-фактуре только в той части, которая пойдет на вычет.

Экономический кризис и снижение экспортных поступлений вынуждают чиновников искать дополнительные источники финансирования бюджетных расходов. В том числе власти рассматривают различные варианты повышения НДФЛ и НДС с 2018 года. Эксперты считают, что потребность в налоговой реформе назрела давно.

Отечественная экономика уже преодолела последствия кризиса. В текущем году возобновится положительная динамика ВВП, уверены в правительстве. Однако сохраняется угроза стагнации, которая замедлит развитие экономики на длительный период.

Основные цели грядущей налоговой реформы – увеличение темпов экономического роста и стабилизация бюджетных поступлений. Кроме того, чиновники планируют снизить долю «серых» схем, направленных на минимизацию налогообложения. Согласно оценкам Минэкономразвития, объемы теневого сектора достигают 5 трлн руб.

В Минфине не планируют увеличивать налоговую нагрузку для представителей бизнеса. При этом эксперты ведомства считают, что существующая налоговая нагрузка на оплату труда является завышенной. В свою очередь существует потенциал для увеличения ставок по НДФЛ и НДС.

Эксперты считают, что подобный налоговый маневр укрепит конкурентные позиции представителей сельского хозяйства. Кроме того, снижается нагрузка на бюджетный сектор и госуправление.

Основным риском данной модели является разбалансированность пенсионной системы. Кроме того, любое изменение в налоговой сфере чревато увеличением объема теневого сектора, предупреждают эксперты. В том числе повышается вероятность неправомерного использования специальных режимов налогообложения.

Еще один фактор, который может повлиять на масштабы использования «серых» схем – переход на прогрессивную шкалу ставок НДФЛ в 2018 году. В результате увеличится соблазн скрывать высокие доходы, что негативно отразится на налоговых поступлениях.

Учитывая значимость данного вопроса для развития экономики, власти продолжают обсуждать параметры будущей налоговой реформы.

Налоговые дискуссии

Экономический блок правительства обсуждает налоговую реформу, которая позволит увеличить бюджетные поступления и ускорить темпы экономического роста. Кроме того, НДФЛ обеспечивает львиную долю поступлений в региональные бюджеты (по итогам 2016 года до 38%). Повышение ставки налога позволит улучшить финансовое положение регионов. Помимо инициатив чиновников, собственную программу изменений готовит Центр стратегических разработок.

При этом чиновники рассматривают несколько вариантов возможных нововведений:

  1. Повышение базовой ставки.
  2. Запуск прогрессивной шкалы.
  3. Введение минимального уровня доходов, который не облагается налогом.

Какие из изменений по НДФЛ будут запущены в 2018 году, зависит от развития экономической ситуации. Кроме того, могут измениться и другие составляющие налоговых платежей, в том числе сумма страховых взносов. Налоговая реформа обсуждается с осени прошлого года, итоговые предложения будут готовы к декабрю 2017 года.

Согласно оценкам главы ФНС Михаила Мишустина, общие поступления по НДФЛ за прошлый год увеличились на 7,5%, что свидетельствует о восстановлении российской экономики.

Представители Минфина рассматривают вариант повышения ставки НДФЛ до 15%. Практически половина данной суммы (6-8%) предлагается направлять в федеральный бюджет. Несмотря на повышение НДФЛ, чиновники не намерены увеличивать суммарную налоговую нагрузку на работодателей. В качество компенсатора выступает снижение страховых взносов до 21%.

В Минэкономразвития предлагают другой способ компенсации – добавить специальный налоговый вычет. При этом представители МЭР согласны на снижение взносов до 21%, однако предлагают увеличить НДС до 21%.

Еще один вопрос, который предстоит решить чиновникам – полномочия регионов при определении ставки НДФЛ. Один из вариантов реформы предполагает право регионов самостоятельно утверждать уровень ставки.

Представители Центра стратегических разработок предлагают увеличить ставку НДФЛ до 17%. При этом эксперты организации рассматривают два варианта вычетов – всем категориям граждан или только для наиболее социально необеспеченных категорий. В результате эффект для бюджета будет нейтральным.

Проблемный вопрос

Эксперты отмечают актуальность налоговой реформы для развития отечественной экономики. Базовая ставка НДФЛ сохраняется на низком уровне, что негативно отражается на финансовом положении регионов. На данный момент ставка налога в России существенно ниже соответствующих показателей европейских стран.

Повышение ставки НДФЛ позволит решить часть проблем. Однако намерение чиновников компенсировать данную меру за счет страховых взносов нанесет удар по бюджету Пенсионного фонда. Без дополнительных мер (повышение пенсионного возраста, сокращение льгот и т.д.) проблемы отечественного бюджета только усугубятся.

Кроме того, чиновникам предстоит определиться с дальнейшей судьбой спецрежимов налогообложения. Ранее законодатели неоднократно высказывались по поводу возможной отмены УСН, ЕНВД и других форм упрощенки. Эксперты скептически относятся к подобному подходу, подчеркивая значимость малого и среднего бизнеса для восстановления экономики. На данный момент власти еще не определились с вариантами функционирования спецрежимов в 2018 году.

В 2018 году власти планируют запустить масштабную налоговую реформу. Нововведения направлены на ускорение темпов экономического роста и стабилизацию бюджетных поступлений. Помимо чиновников, свои предложения готовят представители Центра стратегических разработок.

Экономический блок правительства планирует пересмотреть базовую ставку НДФЛ и допускает переход к прогрессивной шкале. Кроме того, чиновники рассматривают варианты снижения страховых взносов и увеличения НДС. Окончательный вариант реформы будет согласован до декабря текущего года. Также правительство должно определиться с дальнейшей судьбой упрощенки.

Кто еще не слышал, здесь уже вступили в силу изменения

Наш многострадальный брат-бухгалтер за период своей профессиональной деятельности уже успел столкнуться с не одним десятком изменений, которые перманентно корректировали его работу в течение всего этого времени. Как известно, 2018 год не стал исключением в области изменений в законодательстве, в частности любимой нами главы II Налогового Кодекса Российской Федерации. Помимо всего прочего, НДС (всеми любимый и обожаемый) также вынуждает нас перестраиваться, рассчитывать и учитывать его по-новому. Сегодня мы затронем тему раздельного учета налога на добавленную стоимость, затронем так называемое «правило 5%», а также выскажем несколько предположений, касаемо увеличения ставки налога в ближайшие годы. Давайте начнем.

Потребность в раздельном учете берется от варьируемой ставки НДС

Для тех, кто только начинает знакомиться с общим режимом налогообложения или же только-только приступает к работе бухгалтером, хотим сообщить, что традиционная ставка налога, равная 18% вовсе может таковой и не являться, если речь идет, скажем, об экспортных операциях между Россией и странами ЕАЭС (там НДС составляет 0%). Более того, на определенные группы товаров распространяется пониженная ставка. К примеру, к реализации детских и медицинских товаров применяет 10% от стоимости продукции.

В кругу налоговых экспертов ходят разговоры о том, что в скором времени ставки будут пересмотрены в пользу их увеличения. Вполне возможно, что текущие 18%, применяемые для подавляющего большинства товаров и услуг, составят в дальнейшем минимум 22%, но пока это не больше, чем просто разговоры. В любом случае, мы пока можем ориентироваться на то, к чему успели привыкнуть. Смотрите таблицу ниже:

Как мы видим, наиболее выгодной и, возможно, удобной с точки зрения применения является ставка, равная 0%, что регламентируется пунктом 1 статьи 164 НК РФ. В прошлом году мы подробно описали методологию применения этой ставки в соответствующей статье. Здесь стоит отметить, что на практике все оказалось не так просто, ибо соблазн обмануть государство появляется у многих компаний. Собственно, поэтому добросовестным организациям приходится очень настойчиво доказывать сотрудникам ФНС свое право на данную льготу. Наши клиенты по услуге « » рекомендуют об этом и сделать собственные выводы.

Важно отметить, что для раздельного учета НДС необходимо сделать соответствующие записи в учетной политике организации. Сейчас, то есть в январе 2018 года, как раз самое время этим заняться. Подробная методология раздельного учета наглядно показана в таблице ниже:


На данном примере отчетливо видно, какие именно счета необходимо учитывать, в частности, речь идет о субсчетах счета 90 «Продажи товаров внутри РФ», «Продажи экспортных товаров». Также задействуются субсчета 2-ого порядка счета 62 «Покупатели и заказчики, приобретающие работы, услуги, облагаемые по ставке 0%», а также «Покупатели и заказчики, приобретающие товары (работы и услуги), облагаемые по ставке 18%». В этом во всем очень важно не запутаться, тем более, если специалист сталкивается с раздельным учетом впервые. Однако здесь можно тешить себя мыслью о том, что данная практика – это новый опыт, который в дальнейшем обязательно пригодится.

Правило 5% и как оно будет применяться в 2018 году

Согласно авторитетным источника из числа «бухгалтерских» изданий, методология раздельного учета НДС претерпела изменения именно в области так называемого «правила 5%». Что это означает? Если говорить простым языком, то получается, что отныне необходимо принимать в расчет все ставки НДС, которые были ниже 5%. Того же самого нельзя сказать о предыдущем годе, когда Законодатель давал возможность налогоплательщикам «опускать» те же самые ставки 0%. Нынешнее положение дел на схеме выглядит следующим образом:


Исходя из этих сведений, получается, что доля расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от уплаты НДС равна расходам на приобретение этих товаров и услуг за квартал, деленная на совокупные расходы всего квартала и умноженная на 100%. Итоговое значение и будет конечным результатом данного учета.

Мнение нашего коллеги

Все наши клиенты по услуге « » – это очень интересные и самостоятельные в своих взглядах люди. Собственно поэтому, нам не только важно, но и очень любопытно знать, как они относятся к поднимаемым нами темам. В этот раз мы поговорили с главным бухгалтером одной из производственных компаний нашего города:

– Надежда Ивановна, благодарю Вас, что согласились на беседу. Нам очень важно знать, как лично Вы сами относитесь к текущим изменениям в НК РФ, вступившим в силу с 1 января 2018 года, в частности, очень хочется знать о раздельном учете НДС? Насколько я понимаю, ваша организация экспортирует товары за рубеж…

«Да, все верно, мы занимаемся экспортными операциями и, слава Богу, вполне успешно. С раздельным учетом мы сталкиваемся уже несколько лет и, надо отметить, текущие регламенты по ставкам НДС, если речь идет о торговле со странами Таможенного Союза, продуманы достаточно хорошо, чего нельзя сказать о чиновниках и уровне их компетенции. Наиболее очевидными их «промахи» становятся тогда, когда к нам приходят с проверкой и начинают анализировать данные бухгалтерского учета. Очень любят они уточнять, на каком основании мы применили пониженную ставку с учетом того, что все подтверждающие документы мы в ИФНС давно предоставили. Не знаю, чем они там у себя руководствуются. На «дурака» что ли взять хотят или просто глупые. Действительно не знаю. А если в целом давать оценку изменениям в НК РФ, то это уже становится традицией – жить в стране, где законы меняются и редактируются каждые полгода».

– Наверное, хочется немного стабильности и уверенности в завтрашнем дне?

«Не столько стабильности и уверенности, сколько просто хочется привыкнуть к чему-то одному. Ладно, у меня достаточно богатый опыт работы с финансами, но сейчас на рынок труда выходит множество специалистов, которые не знают даже элементарные проводки. Как, скажите, им быть? Понятное дело, что нельзя всецело грешить на отечественное ВУЗовское образование, во многом виноваты сами студенты. Ничего не хотят изучать, своей профессией не интересуются. Если не получается повлиять на качество высшего образования, то пускай тогда не будут меняться законы, вноситься бесконечные поправки».

– А Вы слышали что-то о повышении основной ставки НДС до 22%?

«Я слышала что-то. Если не ошибаюсь, об этом говорили депутаты не то «ЛДПР», не то «Справедливой России». Говорили тогда, что по мировым меркам наша ставка налога на добавленную стоимость крайне низка. Мотивировали необходимость изменений в этой сфере только по той причине, что наше государство спасет исключительно повышение налогов».

– Раз уж Вы сказали по поводу государства… Как Вы считаете, что нас ждет в ближайшие лет 5?

«Это смотря с какой стороны смотреть и в рамках какой сферы рассматривать. Что касается непосредственно нашей бухгалтерской работы, я считаю, что ничего принципиально хорошего нас не ждет. Если действительно будет введен 100% электронный документооборот, то практически все, кто сейчас «сидит на первичке» потеряют свои рабочие места. А если говорить в общем и целом, то мы не сможем вечно находиться под гнетом санкций. Стране придется отступить или же довести слабо защищенные слои населения до отчаяния. Возьмите хотя бы сейчас текущие пенсии. Разве здесь есть чем гордиться»?

– С Вами сложно не согласиться.

Приблизительно на этом наш диалог закончился. Интересно все-таки получается: начинаем говорить о налогах и заканчиваем в целом государственной политикой. Насколько бы эти вещи не казались разными и не связанными друг с другом, это не совсем так. Важно понимать одну простую истину – государству нужны не только налоговые отчисления, но и штрафы за допущенные налогоплательщиками ошибки. Экономическое состояние нашей страны находится далеко не в самом лучшем положении. Страны Запада всеми силами пытаются изолировать Россию от внешнего мира и, к сожалению, наше правительство на это соглашается. Охотно или нет – это уже другой вопрос. Во всяком случае, Надежда Ивановна, на наш взгляд, права – бесконечно так продолжаться не может. Что-то, но обязательно изменится и, возможно, не в самую лучшую для нас сторону.

Что остается делать нам, дорогие читатели? Пожалуй, ничего, кроме как работать, заниматься своей жизнью, строить планы и целенаправленно идти к своим целям. Здесь еще хочется пожелать не вникать лишний раз в популистские высказывания политиков. Считайте, что они просто выполняют свою работу. А лично вам есть до этого какое-то дело?

Благодарим за внимание и до скорого, друзья!

Прежде чем сдавать декларацию по НДС, сверьтесь с безопасной долей вычетов по НДС в 2018 году в вашем регионе. Если вычеты превысят лимит, заранее подготовьте пояснения.

ФНС обновила данные внутренней отчетности по форме 1-НДС на 1 февраля 2018 года. На базе этого отчета налоговики считают безопасную долю вычетов по НДС в 2018 году по регионам. Сравните долю вычетов за 1 квартал с данными от ФНС. Если вычеты меньше предельной цифры — все хорошо. Если больше — будьте готовы пояснить налоговой инспекции причины.

Важно: сохраните статью в «Полезное». Информацию безопасной доле вычетов обновляем ежеквартально.

Безопасная доля вычетов по НДС за 1 квартал 2018 года

Безопасная доля вычетов - один из критериев для отбора налогоплательщиков на комиссию и выездную проверку. Чтобы снизить риски, проверьте показатель по своему региону в таблице в конце статьи. Условия для вычетов НДС смотрите в в программе « » в курсе «НДС».

В целом доля вычетов НДС по стране снизилась и составляет 87,4%. Этот показатель для годовой отчетности был выше - 87,9%. Доля вычетов изменилась во всех субъектах РФ.

Значительнее всего доля вычетов возросла в Ненецком автономном округе (на 13,9% - с 111,8 до 125,7%), Магаданской области (на 8,7% - с 91 до 99,7%) и Камчатском крае (на 8% - с 82,9 до 90,9%).

Больше всего доля вычетов снизилась в Астраханской области (на 17,1% - с 72,8 до 55,7%), Сахалинской области (на 13,6% - с 100,2 до 86,6%), Чукотском автономном округе (на 13,2% - с 104,1 до 90,9%).

Безопасная доля вычетов по НДС в 2018 году в Москве упала с 89,9 до 89%. Разница - 0,9%.

В таблице в конце статьи вы найдете информацию о безопасной доле вычетов по НДС в 2018 году по другим регионам, а именно:

Центральный федеральный округ : Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область;

Южный федеральный округ : город Севастополь, Республика Адыгея, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область;

Северо-Западный федеральный округ : город Санкт-Петербург, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Республика Карелия, Республика Коми, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область;

Дальневосточный федеральный округ : Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край;

Сибирский федеральный округ : Республика Алтай, Алтайский край, Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Республика Тыва, Республика Хакасия;

Уральский федеральный округ : Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ;

Приволжский федеральный округ : Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика;

Северо-Кавказский федеральный округ : Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика.

Байконур : Байконур.

Как компании рассчитать свою долю вычетов по НДС

Воспользуйтесь методом налоговиков. Они делят все вычеты по региону на весь начисленный НДС. Результат переводят в проценты. Вам нужно сделать то же самое, только в пределах своей компании. Все вычеты за 1 квартал поделите на всю сумму начисленного налога и умножьте на 100 процентов. Это ваш удельный вес вычетов. Сравните его с региональным значением.

Пример. Расчет доли вычетов

Компания зарегистрирована в Рязанской области. Сумма начисленного НДС по декларации за 1 квартал 2018 года составила 1 668 789 руб., сумма вычетов — 965 987 руб. Бухгалтер рассчитал долю вычетов компании. Она составила 57,9% (965 987 руб. : 1 668 789 руб. х 100%). Этот показатель ниже среднего по региону (57,9 < 86,9). Значит, у налоговиков не будет вопросов к сумме вычетов компании.

Чем опасна высокая доля вычетов по НДС

Много вычетов в декларации — не нарушение. Но налоговики могут запросить пояснения. Если не представить пояснения, налоговики вправе оштрафовать компанию на 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). За повторное нарушение в течение календарного года штраф — 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Заранее продумайте, как ответить налоговикам. Возможно, компания недавно открылась, у нее большие закупки, но покупателей пока мало и объем продаж низкий. Или, например, компания купила основные средства, перенесла вычеты с предыдущих кварталов и пр.

Направьте пояснения электронно. Расхождения в декларации по НДС надо пояснять только в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ). Представлять пояснения на бумаге можно, только если компания не должна отчитываться по НДС через интернет.

Также проверьте, не будет ли проблем с вычетом от вашего контрагента: соберите на него досье в сервисе .

Безопасная доля вычетов по НДС в 2018 году по регионам: таблица

Регион

Доля вычетов за 1 квартал 2018 года, %

Доля вычетов за 4 квартал 2017 года, %

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

город Москва

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

город Санкт-Петербург

Ненецкий АО

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

город Севастополь

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Башкортостан

Республика Марий-Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Пермский край

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский АО - Югра

Ямало-Hенецкий АО

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Забайкальский край

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Камчатский край

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский АО

БАЙКОНУР

Байконур