Дом-"корабль" на Большой Тульской.

из поворотных блок-секций серии 1-ЛГ600А «корабль» Пионерстроя 7

Панельные дома в Красносельском, Кировском, Приморском районах, (1969-1982) возводились Авторским ДСК(ДСК-3)
5-15 этажности из газо/бетонных навесных панелей, жилое помещение высотой 250 см, 1-5-комнатные квартиры.

Общая информация

«Корабль» — типичный и узнаваемая 1970-х г. серия, третьи после хрущевских и брежневских поколений панельных домов. Сегодня самое доступном жильё.

В 70-х г. появились первые 1-ЛГ-6oo серии, Авторского ДК (ДСК-3), улучшенных качеств.

Небольшие Петербургские «корабли» обеспечивали семьи отдельным жильем. Дополнительные перегородки, проходные комнаты, раздельные узлы, встроенные шкафы и тесные прихожие, что уменьшало потребительское качество жилья.

В период дефицита жилых площадей, коммунальные квартиры сменили на меньшие габариты строения.

Планировочные решения

Представлялась общая комната и спальни небольших размеров (6-13 м2), одни перегородки, двери и никакого дизайнерского вдохновения.

Застройка первых домов серий «корабли» с кухнями до 6,3 м2, окна с подоконниками располагали высоко, в расчёте экономии площади и рационального размещения кухонной мебели. Такие окна устанавливали ещё в спальнях, которые были схожи с корабельными каютами. Лишь по этому «корабельные» из-за фасада и окраски, дома 600 серий назвали «корабли».

Высоко расположенные окна позаимствовали у европейцев. Для советских жителей версия европейских домов оказалось неприемлемым, неуютным и дешёвым жильём.

Отличительные особенности

Основными отличительными особенностями «кораблей» от жилья предыдущего поколения — блок-секции принципа проектирования. «Хрущевски» и «Корабли» разнятся – как 3-створчатые ждановские шкафы, и югoславские стенки.

1-Лг-600 серии

9-, 12- и 15-этажки 1-Лг-600 серии с различными секциями:

1-секционный (точечные) 54 квартирные, 4-е варианта 252-квартирных строения, т. е. 5-7-9 секций широтной и меридиональной ориентации, а также улучшенные планировки для ЖСК. Застраивались целыми кварталами.

Основные районы «дислокаций» «корабельной» застройки – Красносельский и Кировский 9-, 12-этажный «корабль», подобен элементам стенок, с соединением кирпичных вставок, непрямых углов. Что обернулось плюсом: увеличения площадей комнат, кухни, холл-прихожих.

Потребительские свойства

Минусы — «корабля»

  1. Не обновляются фасады;
  2. Недостаточная теплоизоляция, требует утепления наружных стен;
  3. Дополнительное утепление (входной двери,окон, установка ст/пакетов, остекления лоджии);
  4. Протечки по фасаду;
  5. Стены наружные из газо/бетонной панели не держащие никакого крепления (гвоздь, дюбель, само рез и т. п.);

Преимущества:

  • Прочные конструкции домов «корабли»;
  • Перепланировкам не поддается;
  • Высокое положение окон;
  • Протекающие наружных стены, требует своевременных обновлений (стыки и красочные покрытия фасада);
  • Газобетонные панели – способствут поддержания экологического микроклимата;
  • Ненавязчивые «Корабельные» лоджии;

Дом корабль серии 1-ЛГ-600

Дома 1-ЛГ-600 серии (70-х г прошлого века): 1-Лг-600 (1969-1978-1980 г.п) типовые и точечные многоподъездные модификации (1-ЛГ600А; 1-ЛГ600А-1; 1-ЛГ600А-8; 1-ЛГ600А/70)

7, 9, 12, 15 этажностью основными модификациями «корабли», строились в Фрунзенском, Приморском, Выборгском, Калининском, Кировском, Красносельском, районах и Горелово, Красном Селе(с большим количеством подъездов).

Разнообразные планировки, кухни – 6,2 м2, комнаты 6 – 18 м2.

В Выборгском районе Санкт-Петербурга выставлены на продажу в таких домах двухкомнатная квартира по ул. Композиторов 26/3, однокомнатные по ул. Руднева, 27 и на улице И.Фомина, а также комната в двухкомнатной квартире на проспекте Просвещения № 24.

Эти панельные девятиэтажные дома серии 1. 09. 1 были разработаны в 1993 году и строились в Петербурге и Гатчине. С 2002 года дома стали известны под официальной торговой маркой «Оптима», их этажность возросла до 15-ти.

Своего рода эти дома-корабли – панельный «люкс». Высота потолка в комнатах составляет 3 м. Трехслойные межэтажные перекрытия обеспечивают хорошую звукоизоляцию в квартирах, предусмотрено также трёхслойное остекление окон, препятствующее проникновению внутрь излишнего шума улиц. В 3-к.кв. два раздельных санузла и специально выделенное место под стиральную машину.

Надо ли лишний раз говорить о прекрасно развитой инфраструктуре Выборгского района, о хорошо продуманной транспортной развязке?

Парусник по фэн-шуй

Нетрудно догадаться, почему корабль в теории Фен шуй относится к символам изобилия и благополучия. Ведь еще издревле любое прибытие корабля в порт ассоциировалось с поступлением товаров, предметов роскоши и заокеанских диковинок. Именно так корабль пришел в Фен шуй и получил свое основное предназначение – увеличивать благосостояние и материальный достаток семьи. Но, как и каждый талисман в Фен шуй, корабль имеет свои морские правила и обычаи, которых неизменно следует придерживаться, чтобы миротворящие «золотые паруса» не превратились в пиратский корабль.

7 футов под килем, или основные правила морского благополучия

Парусник со слитками золота

Удачу и процветание в делах может принести только торговое судно, не имеющее на борту оружия, пушек и других военных приспособлений. Оптимальным вариантом является, когда макет корабля изготовлен без гвоздей. Более того, не стоит увлекаться судами, прославившимися в истории или боях, лучше всего в качестве подойдет именно классическое парусное судно, так как сами по себе паруса, надутые попутным ветром являются благоприятным знаком.

В качестве материала изготовления хорошо подойдет металл (приветствуются благородные металлы) или дерево. Если покупать такой талисман, то его транспортировка будет достаточно затруднительна, так как конструкция состоит из мачт, парусов и прочих мелочей. Поэтому не менее, а может быть даже и более эффективным является талисман, изготовленный собственноручно из подручных материалов, в который вы вложили свою энергию и желание.

Еще одним важным условием считается загруженность корабля, то есть по Фен шуй корабль не должен быть пустым. Хорошо, когда судно завалено практически с горой монетами, золотыми слитками, драгоценностями и прочими атрибутами благосостояния. В качестве груза судна подойдут и кристаллы, олицетворяющие монеты или бриллианты. Именно загруженность кораблям благами и является способом активации действия этого талисмана.

Пристань корабля удачи и его попутный ветер

Располагая в доме корабль, в первую очередь необходимо обратить внимание на направление его движения. Так, судно, груженное всевозможными благами и богатствами, должно как бы «вплывать» в помещение, а не «уплывать» из него, увозя тем самым из дома материальное благополучие и удачу.

Корабль по фэн-шуй

Хорошо располагать талисман рядом с входной дверью (опять же таки, таким образом, чтобы нос был направлен в дом). Такое расположение символизирует прибытие благ в дом извне. Благоприятными направлениями для корабля является на юго-востоке и зона знаний на северо-востоке.

Корабль богатства является популярным талисманом не только домов, но и офисов, он часто украшает кабинеты крупных начальников, директоров и больших «шишек», тем самым привлекая удачу на их сторону.

Наивысшим пиком в данной категории талисманов считается корабль в виде дракона из золота. Такой талисман зачастую украшает кабинеты наибогатейших людей мира сего и не имеет эквивалентов в реальности. Наличие парусов на таком корабле совершенно не обязательно, так как силы дракона вполне достаточно для перемещения.

И самое главное, что необходимо помнить – корабль богатства покровительствует только одному источнику дохода, и если вы желаете иметь несколько вариаций на тему увеличения благосостояния, то необходимо, чтоб ваш дом стал гаванью для нескольких талисманов, каждый их которых будет покровительствовать своему источнику. Поэтому, выбирая в дом символы удачи и богатства, парусник обязательно должен «озолотить» в вашем доме различные места зоны изобилия.

Этажность: 5-15

Материал наружных стен: газобетонные навесные панели

Высота жилых помещений: 250 см

Квартиры: одно-, двух-, трех-, четырех-, пятикомнатные

Производитель: Автовский ДСК (ДСК-3)

Годы строительства: 1969-1982

Основные районы «дислокации»: Красносельский, Кировский, Приморский

«Корабли» - наиболее типичные и узнаваемые дома первой половины 1970-х годов, которые относятся к третьему после хрущевок и ранних брежневок градостроительному поколению панельных домов. Квартиры в этих домах на сегодняшнем квартирном рынке наряду с жильем в хрущевских пятиэтажках считаются самым доступным городским жильем. Тем не менее, в брежневские времена новенькие постройки, похожие на палубные надстройки океанских пассажирских лайнеров, казались комфортным и уютным жильем. Что же повлияло на репутацию «корабля»?

В 1969 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства», поставило задачу повышения художественно-эстетического и эксплуатационного уровня нового жилья. Этот документ положил начало домостроению третьего поколения.

Первыми домами с улучшенной эстетикой и эксплуатационными качествами стали постройки серии 1-Лг-600, разработанные ЛЕНЗНИИЭПом для Автовского домостроительного комбината (ДСК-3) в начале 1970-х годов.

Квартиры в петербургских «кораблях» невелики, но не стоит в этом винить проектировщиков: они честно выполняли задачу, поставленную партией и правительством (обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой), а потому старались по возможности обособить каждое помещение в малогабаритной квартире. Потребительские качества квартир мало изменились по сравнению с домами хрущевского периода. Номенклатуру и характеристики квартир проектировщики по-прежнему стремились приближать к демографическому составу населения, но не за счет увеличения жилья, а уменьшая за счет появления дополнительных перегородок количество проходных комнат, отказываясь от совмещенных санузлов, планируя во всех квартирах встроенные шкафы, съедавшие площади и без того тесных прихожих.

В условиях дефицита жилплощади под «каждой семьей» подразумевались три поколения. В планировочных решениях 1960-1970-х годов угадываются вчерашние коммуналки. По сути, отдельные квартиры отличались от коммунальных только меньшими габаритами. Основные принципы планировок те же: тамбур-коридор, обособленная кухонька, в больших квартирах - одна общая комната и несколько маленьких спален (от 6,2 до 13,2 кв. м). Гости из-за рубежа всегда удивлялись этой русской дизайнерской забаве: заполонить маленькие квартиры таким количеством перегородок и дверей.

Кухни в первых домах «корабельной» серии - небольшие, всего 6,17-6,3 кв. м, однако проектировщики предполагали, что расположение окна (с подоконником на уровне груди) поможет жильцам более рационально распорядиться небольшим пространством: под таким окном можно поставить обеденный стол или диван. В первых модификациях «кораблей» встречаются не только кухни с верхним расположением окна, но и миниатюрные спальни. Ведь в самом деле - только верхний оконный фронт позволяет втиснуть двуспальную кровать в помещение размером чуть больше 6 кв. м. И от этого спальня становится похожей на корабельную каюту. И это тоже одна из причин, по которой дома «шестисотой» серии окрестили «кораблями». Другая причина - характерная «корабельная» окраска и фасады, похожие на палубные надстройки: сплошные ленты и лоджии по всему фасаду (в первых образцовых «кораблях» стены, за исключением перемычек между окнами, окрашенных в радикальные цвета, были белыми).

Окна, расположенные под потолком, - заимствование из европейского опыта социального быстровозводимого жилья. Они были уместны в просторных малосемейных апартаментах (где живут дети и родители) с неизолированными пространствами холлов и гостиных. Но для советского квартиросъемщика такой атрибут европейского дома оказался совершенно чуждым и скоро стал символом неуютного дешевого жилья. Кроме того, мебель, способная придать благородный вид помещению, из окон которой видно только небо, была в годы развитого социализма большим дефицитом.

Главным прогрессивным отличием «кораблей» от типовых домов двух предыдущих поколений стал новый блок-секционный принцип проектирования. Разница между хрущевской застройкой и «корабельной» - примерно такая же, как между трехстворчатым ждановским шкафом, и югославской мебельной стенкой.

В номенклатуру серии 1-Лг-600 входили девяти-, двенадцати-, и пятнадцатиэтажные дома с разным количеством секций: односекционный (точечный) 54-квартирный, четыре варианта 252-квартирного дома, то есть пятисекционный широтной ориентации, семисекционный меридиональной и широтной ориентации, девятисекционный, а также семисекционный с улучшенными планировками для жилищно-строительных кооперативов. Как можно заметить, в числе новых веяний в проектировании, пришедших к нам из Европы, - различные планировочные решения для домов, ориентированных по широтам (восток-запад) и меридианам (север-юг). Набор разных по этажности и количеству секций домов, подобно стандартному мебельному гарнитуру, позволял заставлять ими целые кварталы. Но несмотря на широко декларировавшиеся новые принципы планирования, кварталы «корабельной» застройки все-таки отличались не больше, нежели комнаты со стандартной мебелью в квартирах их обитателей.

В основных районах «дислокации» «кораблей», близких к Автовскому ДСК - Красносельском и Кировском (по иронии судьбы, эти же районы ближе всего к Морскому порту) есть и микрорайоны, похожие на кухни (девятиэтажный стол-корабль, окруженный двенадцатиэтажными точками-табуретками), и кварталы-гостиные, где девяти- и двенадцатиэтажные «корабли», подобно элементам мебельной стенки, соединены кирпичными домами-вставками. Вставки эти достойны отдельной публикации: впервые за годы массового советского домостроения в соединениях жилых корпусов появились непрямые углы. Отказ от предельного рационализма обернулся плюсами для потенциального новосела: «излишки» площадей привели к появлению больших комнат, кухонь, просторных нестандартных холлов-прихожих. Однако вписать в такое помещение дефицитную в те годы мебель, было настоящей проблемой.

Потребительские характеристики

Минусы. Репутация у «корабля» - подмоченная. К сожалению, эти дома утратили былую привлекательность, потому что наши вечно реформируемые эксплуатирующие организации уже давно перестали обновлять фасады. К тому же, позаимствовав технологии и проектировочные решения в странах с более теплым климатом, наши строители забыли утеплить наружные стены, поэтому в случае перебоев с отоплением квартиры в «кораблях» довольно-таки быстро вымерзают. Между тем, пользуясь формулировкой, что спасение проживающих - дело рук самих проживающих, положение можно в значительной степени исправить за счет остекления лоджий, дополнительного утепления окон и входных дверей. Еще одна распространенная проблема «кораблей» - протечки по фасадам.

Но, кроме минусов, есть и плюсы. Конструкция дома-«корабля» (несущий каркас и наружные стены из легких навесных панелей) обеспечивает неплохой запас прочности. Однако следует помнить, что из-за такого конструктива квартиры в «кораблях» не поддаются перепланировкам. Верхнее расположение кухонного окна, конечно, серьезный недостаток, но почему бы не попытаться обратить его в достоинство, и не попробовать расположить кухонную мебель так, как предусматривали проектировщики? Что касается протекающих в сырую погоду наружных стен, то бороться с этим явлением в домах серии 1-Лг-600 значительно легче, нежели в других брежневках: необходимо требовать, чтобы эксплуатирующие организации своевременно обновляли стыки и красочное покрытие фасадов. Наружные стены из газобетонных панелей - не самый худший вариант с точки зрения экологии: они поддерживают особый микроклимат, забирая излишки влаги в сырую погоду и отдавая ее, когда на улице сухо. «Корабельные» лоджии вписаны в фасад ненавязчиво, а потому будучи застекленными, смотрятся совершенно естественно. Большинство домов серии 1-Лг-600 расположено в обжитых спальных районах застройки 70-х годов прошлого века.

Перепланировки и ремонт

Из-за ряда конструктивных особенностей (легкие навесные панели наружных стен и несущий каркас) «корабли» не поддаются перепланировкам.

Наружные стены из газобетонных панелей не держат никаких крепежей (гвозди, дюбели, саморезы и т. п.)

Основные модификации «кораблей» 1-Лг-600

1-ЛГ600А

Девятиэтажные дома с количеством подъездов от трех до девяти. Годы постройки: 1969-1978. В пригородных районах встречаются пяти- и семиэтажные корпуса домов этой модификации, однако в большинстве случаев это девятиэтажные многоподъездные дома. Основная застройка спальных кварталов Кировского и Красносельского районов. Такие дома строились в Приморском, Выборгском, Калининском и Фрунзенском районах. У данного типа домов есть множество модификаций, отличающихся от типовой. Вписывая такие дома в кварталы комплексной застройки, проектировщики научились изгибать их не только под прямым углом. Отсюда - разнообразие «корабельных» планировок. Площади кухонь в типовом варианте - 6,2 кв. м, комнат - 6,2-18,1 кв. м.

1-ЛГ600А-1, 1-ЛГ600А-8

Точечные одноподъездные дома, высотой 9, 12 или 15 этажей. Преимущественно Кировский и Красносельский районы. Прототип данных строений - хрущевка Г-5, основное отличие от прототипа - наличие лоджий в квартирах.

1-ЛГ600А/70

Модернизированный «корабль». Строительство этих домов началось в 1973 году и продолжалось вплоть до начала 1980-х годов. Прототип серии 1-ЛГ600.11. Главное отличие от первичной модификации - расположение секций «ступеньками», увеличенные до 10,5 кв. м площади кухонь. Этажность - 7, 9, 12, 15 этажей. Строились в Красном Селе и Горелово, Красносельском и Кировском и Приморском районах. Окна в торцах секций, как правило, отсутствуют.

Фото: Алексей Александронок

Квартиры в «кораблях» серии 1-ЛГ600 не так уж и плохи. Цены – доступные, планировки – по сравнению с брежневками и хрущевками – вполне приемлемые, а сами дома имеют долговечную конструкцию. И только одна у них беда – стены холодные.

Дома серии 1-ЛГ600 - пожалуй, самые узнаваемые типовые дома в Петербурге. За «корабельную» окраску и фасады с непрерывными лентами окон, похожими на палубные надстройки пассажирских паромов, в народе их нарекли «кораблями». Отдаленное сходство с каютами имеют и шестиметровые кухни, а в некоторых модификациях - такие же по площади комнаты с окошком под потолком.

Вечное плавание
Помнится, агенты по недвижимости шутили про такие дома, что они вечные: купить квартиру легко, продать - трудно. Доля правды в этом есть, хотя, конечно же, спрос на данный тип жилья присутствует, и в первую очередь - из-за относительно низких цен. Но это не самое дешевое жилье.

По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости» за январь 2014 года, среднее значение цены предложения квартир в «кораблях» составляет 85,9 тыс. руб. за кв. м. То есть они котируются несколько выше, чем хрущевки (84,7 тыс. руб. за кв. м) и ранние брежневки (85,1 тыс. руб. за кв. м).

Самые доступные однокомнатные квартиры предлагают почти по тем же ценам, что и в панельных хрущевках - около 3 млн руб. При этом шансы встретить дешевую «однушку» в «корабле» довольно велики (в сталинских домах , хрущевках и ранних брежневках «единички» - дефицит). Стандартные однокомнатные квартиры в «кораблях» имеют площади 31-34 кв. м.

Если вы противник смежных комнат и при этом ищете двухкомнатную квартиру 44-46 кв. м недалеко от метро в Выборгском или Приморском районе, а бюджет предполагаемой сделки составляет 3,9-4,2 млн руб., вы обнаружите, что львиную долю предложения для данного сегмента составляют именно квартиры в «кораблях».

Дома серии 1-ЛГ600 есть во всех основных спальных районах Петербурга, но значительная часть приходится на обжитые районы недалеко от станций метро. Основное предложение сосредоточено в Кировском и Выборгском районах (соответственно 24,7 и 24,9 %). Чуть меньше - в Красносельском (19,6%), Калининском (17,6%) и Приморском районах (11,3%). С точки зрения локации квартира в «корабле» может оказаться выгодной покупкой. Но попробуем разобраться с потребительскими качествами, теплозащитой и планировками. Здесь дело обстоит не столь однозначно.

«Панель» третьего поколения
Итак, «корабли» - это панельные дома третьего поколения (первые два - хрущевки и брежневки, о которых мы подробно рассказывали). Главное их отличие от предшественников - блок-секционные принципы проектирования, позволяющие «обставить» любой городской ландшафт. В начале 1970-х годов с этим подходом связывали будущее массовой городской застройки. Проектировщики ЛенЗНИИЭПа получали дипломы и премии, а с кульманов сходили чертежи рядных и поворотных секций разной этажности - от пригородных пятиэтажек-«корабликов» без лифтов до пятнадцатиэтажных точечных и многоподъездных корпусов.

Эти разработки ведущего института, детализированные до состояния строительного конструктора, отправлялись на Автовский ДСК (ДСК-3). Напомним, что это предприятие специализировалось на производстве наружных стеновых панелей автоклавного газобетона - материала, считавшегося в те годы прогрессивным. А серия 1-ЛГ600 была призвана заменить пятиэтажки и точечные дома серии ГИ.

К тому же вскоре выяснилось, что, несмотря на свое народное название, «корабли» плохо переносят сырость. Первые два года эксплуатации такие дома усиленно протапливали, чтобы выгнать из газобетона избыточную влажность, но она делала свое дело, приводя к раскрытию швов и образованию паутинообразных трещин в наружных стенах. Фасады приходилось постоянно ремонтировать, но они все равно теряли нарядный вид.

Тем не менее конвейер «кораблестроителей» работал на полную мощь, и, вероятно, мы бы увидели обещанные проектировщиками «трилистники», если бы не печальный инцидент - обрушение пятнадцатиэтажного дома серии 1-ЛГ600 , который строился в авральном режиме и в 30-градусный мороз, когда бетонный раствор замерзал, не успевая схватиться. По счастью, тогда обошлось без жертв, а вины проектировщиков не обнаружили. Однако разработки новых домов данной серии на всякий случай свернули.

Европланировки 1970-х годов
Одна из ключевых особенностей серии 1-ЛГ600 - разнообразие планировок квартир. Проектировщики, работая вместе с социологами, стремились приблизить их «ассортимент» к демографическому составу населения. Результатом этой работы стало появление семейных квартир с проходными (общими) комнатами и спальнями-«каютами», увеличенное количество «однушек» и отказ от «двушек» со смежными комнатами. «Трешки» в разных модификациях «кораблей» имеют площади от 49 до 60 кв. м. Причем это могут быть как полноценные двусторонние квартиры с изолированными комнатами (в многоподъездных домах модификации 1-ЛГ600А5), так и малогабаритные, предназначенные для семьи с одним ребенком - с общей комнатой 18 кв. м, «взрослой» спальней 10 кв. м (на двоих) и детской 6 кв. м с «безопасным» окошком под потолком, из которого ребенок не сможет вывалиться (в точечных «кораблях»).


Однако у «корабельных» планировок есть и общие признаки: просторные, по сравнению с хрущевками и ранними брежневками, прихожие (больше 7 кв. м), раздельные санузлы с продольно расположенными ваннами, а также стандартные кухни площадью 6,1-6,3 кв. м, с подоконниками на уровне груди. Исключение составляет модифицированная секция 1-ЛГ600А/70, предназначенная для ЖСК, в которой кухни увеличены до 10,5 кв. м, но таких домов немного.

Новая для того времени тенденция в проектировании - различные планировочные решения для домов широтной и меридиональной ориентации (с расположением торцами на запад и восток или на север и юг). При этом двусторонние квартиры больших площадей, как правило, располагаются в домах широтной ориентации. Другая особенность - расположение поперечных несущих стен в шахматном порядке, что дало возможность минимизировать количество смежных комнат и увеличить ширину прихожих на 1,42 м.

Газобетонные «одежды»: не по сезону
Подведем итог. Планировки квартир в «кораблях», что называется, на любителя, а конструкция здания не предполагает возможностей перепланировки. Окошки под потолком, из которых видно только вечно пасмурное питерское небо, позволяют рационально расставить мебель в «каютах». Но в «кораблях» нет подоконников - и это минус. Зато не имеется Г-образных и «вагонных» по пропорциям комнат и кухонь, коих немало в домах более ранней постройки.


Главная проблема «корабельной» серии - низкий уровень теплозащиты. Подводят жильцов не только межпанельные швы, но и сами стеновые панели толщиной всего 24 см, склонные к растрескиванию. К слову, некоторые специалисты полагают, что из-за высыхания газобетона (процесс усиленно идет именно в первые месяцы после сдачи дома) больше всего трещин в стенах домов, вводившихся в эксплуатацию в первой половине отопительного сезона - осенью и зимой.

Иными словами, наружные стены «корабля» - это одежда не по сезону. Однако строители утверждают, что его модернизация с технической точки зрения - не проблема. При этом несущий каркас домов серии 1-ЛГ600 имеет хороший запас прочности и являет собой достойное для своего времени произведение инженерно-строительной мысли. Но до тотального капремонта фасадов «кораблей» с применением современных утепляющих и отделочных материалов очередь, по всей видимости, дойдет нескоро. Ведь это постройки, которые, по городским меркам, еще вполне «свежие» (сорок лет для дома - не возраст).

С другой стороны, расселение таких домов и реновация «корабельных» кварталов из-за более высокой, чем в хрущевских микрорайонах плотности застройки, не сулит выгоды инвесторам. Стало быть, в очередной раз подлатают ремонтники фасады - и снова в плавание по волнам квартирного рынка.

Интересные здания и дома с необычной архитектурой, расположенные в разных уголках России:

Дом-яйцо (ул. Машкова, Москва)

Местные называют этот необычный особняк, привлекающий внимание многих туристов, "яйцом Фаберже". Несмотря на свою оригинальную форму, это здание является обычным жилым домом.

Авторами проекта, изначально предназначавшегося для Вифлеема, где планировалось строительство родильного дома, являются Сергей Ткаченко и Олег Дубровский. Однако израильские градостроители от этой смелой идеи отказались, и проект был реализован в центре Москвы.

Дом в форме корабля (посёлок Боровой, Кемеровская область)






Односельчане прозвали этот дом "Николаевым ковчегом", так как это - детище местного народного умельца по имени Николай. По словам автора, "хата с краю", как он любит называть своё творение, приснилась ему во сне, после чего он сразу же приступил к строительству. В доме находится гостиная, спальня, детская, баня, бассейн и оранжерея. Примечательно, что всё это строилось без единого чертежа.

Новосибирский технопарк






Здание необычной формы украшает собой новосибирский Академгородок. Из трёх заявленных корпусов работают уже два. Технопарк является центром притяжения представителей IT-сообщества столицы Сибири, а также обладателем премии "Дом года" в номинации "Информационные технологии".

Дом Советов (Калининград)






У главного долгостроя Калининграда - много названий: "Монстр", "Закопанный робот", "Губка Боб". Местные жители испытывают к нему противоречивые чувства, так как эта 28-этажная высотка построена практически на развалинах Кенигсбергского королевского замка, являвшегося последним местонахождением знаменитой Янтарной комнаты.

Магазин "Фура" (Кострома)




Первый, единственный и крупнейший универмаг автозапчастей оригинального дизайна в России занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Костромской автоуниверсам в форме фуры выполнен в масштабе более чем 1:20.

Музыкальный театр "Белый рояль" (Ростов-на-Дону)






Архитектура здания, по праву считающегося памятником культуры, напоминает открытый рояль. Старожилы называют его памятником советскому долгострою, так как строительство здания растянулось аж на 22 года. Впрочем, это нисколько не мешает храму искусств являться одним из крупнейших театров юга России.

Бизнес-центр "Тверь" (Тверь)




Изначально здание строилось в Олимпиаде 1980-го года как гостиница "Тверская". 22-этажный небоскрёб является одним из самых высоких зданий в городе и выглядит очень уж неустойчиво, за что местные окрестили его "Рюмкой". Впрочем, владельцы уверяют, что слухи о шатком фундаменте и недопустимом наклоне являются не более чем досужими вымыслами.

Разорванный дом (ул. Моховая, 10, стр. 1 и стр. 2, Москва)




До Великой отечественной войны эти два строения были одним домом. В 1941-ом году, во время одного из первых авианалётов на Москву, здание серьёзно пострадало. Разрыв восстанавливать не стали, отреставрировав сохранившиеся части дома.

Дом в виде корабля (Иваново)




Необычное здание, названное местными "дом-корабль", построили в 1920-ых годах. Особенное сходство с круизным лайнером дом приобретает в дождливую погоду: 8-этажная башня имитирует корму, стеклянные витрины первого этажа визуально приподнимают его над землёй, ленты балконов напоминают палубу, а остроконечный торец дома - нос корабля.

Говорят, в советское время было достаточно написать на письме адрес: "Город Иваново, Дом-корабль", без указания улицы и номера дома, и оно обязательно доходило до своего адресата - этот дом был хорошо знаком жителям города.

Дом-стена (ул. Боровая, Санкт-Петербург)


Дом необычной формы, создающий впечатление гигантской бутафории, вызывает у туристов недоумение. Глядя на него под определённым ракурсом, сложно представить, чтобы в таком плоском здании жили люди. Дом был построен в начале прошлого века по проекту архитектора Кварта. К слову, таких домов в Питере несколько.

Белая башня (Екатеринбург)






Башня является неофициальным символом целой эпохи. В 1930-ые годы эта водонапорная башня была крупнейшей в мире: её резервуар по тем временам был просто огромен. Прототипы Белой башни есть в разных странах: один из них находится в Китае, возле одного из молочных заводов.

В столице Урала Белая башня пользуется популярностью. Архитектурный фестиваль, проходящий в Екатеринбурге каждый год, назван в её честь.

Дом в форме купола (Новосибирск)






Вдохновлённый идеей дирижабля, новосибирский художник Иван Дыркин соорудил по собственному проекту деревянный дом купольной формы, который сразу же стал местной достопримечательностью. По его словам, обтекаемая форма дома делает его исключительно устойчивым к ветровым нагрузкам, и даже в случае значительных разрушений он сможет устоять.