Налог на имущество физических лиц устанавливается. Новые правила налога на имущество физических лиц

Имущественные налоги физических лиц – это налоги, уплачиваемые налогоплательщиком-физическим лицом с объектов налогообложения, принадлежащих ему на праве собственности.

Классификация имущественных налогов физических лиц

Имущественные налоги являются местными налогами, т.е. они уплачиваются в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в котором эти налоги установлены и в котором находится имущество.

Виды имущественных налогов

Имущественные налоги включают в себя три налога.

К таким имущественным налогам относятся:

    Имущественные налоги физических лиц: подробности для бухгалтера

    • Летний пакет налоговых поправок

      2019 года упрощается порядок уплаты имущественных налогов физическими лицами: устанавливается единый налоговый платеж. Использование...

    • Взыскание налогов с физических лиц с помощью работодателя

      Будет внедрена функция централизованного администрирования имущественных налогов физических лиц . Граждане будут получать одно... передает сведения о задолженности по имущественным налогам физического лица перед бюджетной системой РФ для... 2015 года истек срок уплаты имущественных налогов физическими лицами. Налоговые органы активизировали работу по...

    • О задолженности сотрудников по платежам в бюджет работодателя проинформируют

      Мероприятий по взысканию задолженности по имущественным налогам физических лиц после наступления срока уплаты по...

    • Обзор изменений по НДФЛ, которые начали действовать 01.01.2016

      Истекшим налоговым периодом, срок уплаты имущественных налогов физическими лицами (земельного, транспортного налогов и налога...

    • Взыскание "налоговых" долгов с физических лиц

      Вторую НК РФ» срок уплаты имущественных налогов физическими лицами перенесен с 1 октября на...

    • Налоговая амнистия - 2015

      Преференции распространяются и на личные имущественные налоги физического лица, подающего декларацию. Так, если по...

    • Налоговые итоги октября 2016 года

      О переносе предельного срока уплаты имущественных налогов физическими лицами (Законопроект № 6392-7). Можно предположить...

Немало вопросов как у бухгалтеров юрлиц, так и у простых граждан вызывает расчет годового налога на имущество, а также авансовых платежей. Исходя из каких показателей, необходимо определять сумму фискального сбора? Какие при этом использовать ставки? Как определять налогооблагаемую базу? Ответим на все вопросы подробнее, ведь правильность исчисления важна не только для предприятий в целях обеспечения достоверности бухучета, но и для физлиц для оценки корректности действий ИФНС.

По умолчанию налог на имущество физических лиц вычисляется сотрудниками ФНС РФ, а для уплаты гражданам рассылаются уведомления с платежными квитанциями. Все, что человеку остается – это пойти в банк и оплатить сумму по указанным реквизитам и в установленные сроки. Что нужно знать о налогообложении имущественного объекта?

Налоговый расчет ФНС осуществляет по итогам прошедшего года (календарного) и в соответствии с законодательными требованиями глав. 32 НК и нормативных документов субъектов России. К плательщикам относятся граждане, обладающие правами на собственность в части налогооблагаемых объектов (стат. 400). В число последних входят согласно стат. 401 следующие виды имущества:

  • Дома, комнаты, квартиры жилого назначения.
  • Машино-места и гаражи.
  • Объекты, в процессе строительства, то есть незавершенные.
  • Единый комплекс недвижимости.
  • Прочие помещения, сооружения и здания.

Обратите внимание! По п. 3 стат. 401 не подлежат налогообложению объекты, которые входят в состав общедомового имущества в многоквартирных домах. Но строения на участках земли, используемые под личное хозяйство, признаются налогооблагаемыми объектами (п. 2 стат. 401) в общем порядке.

Какие показатели применяются для подсчета

Начиная с 2015 г., расчет выполняется не по инвентаризационной стоимости, а по цене кадастра (стат. 402 НК). Разница заключается в том, что кадастровые данные более актуальны и приближены к рыночным, а значит, суммы платежей повышаются. И чем собственное жилье дороже, тем на больший налог придется раскошелиться владельцу. Какие показатели используются при начислении ФНС налога:

  • Стоимость кадастровая – сведения проверяются и вычисляются ФСК, кадастровой палатой, затем направляются в службу Росреестра.
  • Стоимость инвентаризационная – сведения утверждаются БТИ.
  • Коэффициент-дефлятор – утверждается на федеральном уровне Минэкономразвитием России и используется при вычислении налога по инвентаризационной цене (стат. 404).
  • Ставки налога – утверждаются муниципальными властями в процентных показателях и различаются по методике расчета: по кадастровой стоимости или инвентаризационной.
  • Величина вычета – определяется по видам жилых объектов, исходя из норм стат. 403 и решения властей МО (в сторону увеличения).
  • Льготы – применяются по отношению к отдельным категориям плательщиков. К примеру, это герои СССР, инвалиды, участники ВОВ и пр. лица по стат. 407. Чтобы оформить льготу, в ФНС требуется представить письменное заявление – срок сдачи ограничен 1 ноября года, по которому будет предоставлено право на применение льготы.
  • Понижающий коэффициент – применяется при неполном владении имуществом, то есть с возникновением/прекращением права собственности в середине года (п. 5 стат. 408).

Пример расчета налога на имущество физ лицами

Формула расчета налога на имущество утверждена в п. 8 стат. 408 НК. Рассмотрим, как задействуются упомянутые выше показатели при определении фискального платежа в ФНС.

Сумма налога к оплате в бюджет = (Налог по кадастровой стоимости – Налог по инвентаризационной стоимости) х Поправочный коэффициент + Налог по инвентаризационной стоимости.

Предположим, что физлицо владеет квартирой с общей площадью в 70 кв. м. По п. 3 стат. 403 вычет по квартирам равен 20 кв. м., следовательно, облагается только 50 кв. м. Поправочный коэффициент при определении налога на имущество в 2017 году за 2016 год составляет 0,2 (для справки – 0,4 за 2017 г., 0,6 – за 2018 г., 0,8 – за 2019 г., с 2020 не используется).

Допустим, что КС (кадастровая стоимость) равна 2700000 руб., а инвентаризационная – 200000 руб. Рассчитайте налог:

  • Налоговый вычет = 2700000 /70 х 20 = 771429 руб.
  • Налоговая ставка утверждена в 0,1 %. (2700000 – 771429) х 0,1 % = 1929 руб. сумма налога по КС.
  • Налоговая ставка утверждена в 0,1 % (подп. 2 п. 6 стат. 406) по объектам стоимостью до 500000 руб. с применением коэффициента-дефлятора, который равен 1,329 (по последним данным за 2016 г. согласно Приказу № 772 от 20.10.15 г.). 200000 х 1,329 х 0,1 % = 266 руб.
  • Налог к оплате = (1929 – 266) х 0,2 + 266 = 599 руб. налог для перечисления в бюджет по квартире за 2016 г.

Обратите внимание! Для облегчения подсчетов на федеральном ресурсе Налоговой Службы размещен налоговый калькулятор расчета по любым видам принадлежащих физлицу объектам. Чтобы произвести вычисления, необходимо последовательно выбрать нужные поля и заполнить предлагаемую форму. Среди показателей, которые требуется внести в онлайн калькулятор – периоды расчета и владения, регион РФ, вид и площадь объекта, инвентаризационная стоимость, размер доли, ставка в %, льгота (при наличии). В отдельном справочнике можно уточнить тарифные ставки в своем регионе, а кадастровые показатели налога определяются самостоятельно.

Порядок расчета налога на имущество предприятий

При определении налога на имущество организаций в 2017 г. применяются свои правила. Законодательное регулирование этого фискального сбора осуществляется на основании глав. 30 НК. Рассмотрим особенности порядка расчета налога на имущество организаций:

  • Налогоплательщики – компании, владеющие налогооблагаемыми объектами (п. 1 стат. 373 НК).
  • Объекты налогообложения – движимые и недвижимые активы, включая переданные другим субъектам, но числящиеся на балансе в качестве ОС (п. 1 стат. 374). Не начисляется налог на земельные участки, различные объекты природопользования и другие виды имущества по п. 4 стат. 374.
  • Налогооблагаемая база – в общем порядке вычисляется согласно среднегодовой стоимости (п. 1 стат. 375), в отдельных случаях – из кадастровой (п. 2 стат. 375).
  • Периоды расчетов – за налоговый период берется год (календарный), отчетные – квартал, полугодие, 9 мес. (п. 1 стат. 379). В отдельных случаях, а именно при исчислениях платежей из кадастровых цен, за отчетные периоды приняты кварталы – первый, второй и третий.
  • Ставка налога – федеральный максимальный тариф утвержден в размере 2,2 % (п. 1 стат. 380), тарифы по недвижимым объектам, расчеты налога по которым ведутся из кадастра, утверждены в подп. 1.1 п. 1 стат. 380. По решению региональных властей ставки могут изменяться в сторону уменьшения, но не увеличения.
  • Налоговые льготы – предусмотрены для отдельных категорий юрлиц, к примеру, религиозных структур. Полный перечень в стат. 381.
  • Расчет авансов по налогу на имущество – ведется по итогам отчетных периодов (п. 4 стат. 382).
  • Уплата итоговой суммы налога – производится с учетом ранее перечисленных авансовых сумм (п. 2 стат. 382).
  • Начисление налога – производится отдельно по местам учета ОП с собственным балансом; месту учета юрлица; месту нахождения имущественных недвижимых объектов.
  • Понижающий коэффициент – применяется при возникновении/прекращении права на объект в середине периода (п. 5 стат. 382).
  • Сроки уплаты – утверждаются на региональном уровне (п. 1 стат. 383).
  • Отчетность – представляется в территориальную инспекцию ФНС по утвержденным формам в виде декларации (за год) и авансовых расчетов (за отчетные периоды). Сдавать документы можно через ТКС (налогоплательщиками по п. 3 стат. 80) или «на бумаге».
  • Сроки сдачи – 30-ое марта для декларации, 30-ое число последующего за отчетным периодом месяца – для отчетных периодов.

Обратите внимание! Если у компании отсутствуют налогооблагаемые объекты, нулевой авансовый расчет по налогу на имущество, равно как и декларация, не формируются и не подаются в налоговые органы.

Расчет авансовых платежей по налогу на имущество юрлиц

В соответствии с нормативными требованиями компания должна рассчитываться налог одним из возможных способов – по данным среднегодовой или же кадастровой стоимости (КС). Авансовые платежи определяются как 1/4 от полученного произведения налогооблагаемой базы и тарифной ставки (п. 4 стат. 382). Порядок вычисления базы такой:

  • При кадастровой стоимости (менее распространенный способ) – берется показатель КС объекта по состоянию на 01.01 расчетного периода (подп. 1 п. 12 стат. 2 НК); по новым объектам – на день внесения сведений в реестр (п. 10 стат. 378.2).
  • При среднегодовой стоимости – берется показатель частного от деления суммы всех показателей ОС остаточной стоимости (на первые числа отчетных месяцев и следующего месяца) на количество отчетных месяцев, увеличенное на число 1. К примеру, при расчетах за квартал, необходимо суммировать данные ОС на 01.01, 01.02, 01.03 и 01.04 и разделить на 4.

Понижающий коэффициент рассчитывается как частное от деления месяцев владения и месяцев периода (налогового или отчетного). При этом округление до полного месяца производится при возникновении права до 15-го числа или прекращении права после 15-го. В случае возникновения права после 15-го (прекращения до 15-го) такой месяц в расчеты не входит.

Образец расчета налога на имущество юридических лиц

Посчитаем авансовый налог за полугодие на примере приведенных цифр. Предположим, бухгалтер компании отразила в учете ОС в принятом порядке. Данные остаточной стоимости следующие:

  • На 01.01. – 118200 руб.
  • На 01.02. – 117850 руб.
  • На 01.03 – 117500 руб.
  • На 01.04 – 117150 руб.
  • На 01.05 – 116800 руб.
  • На 01.06 – 116450 руб.
  • На 01.07 – 116100 руб.

Среднегодовая стоимость = (118200+117850+117500+117150+116800+116450+116100) / 7 = 117150 руб.

Налог (аванс) за полугодие = 117150 х 2,2 (ставка в %) х 1/4 = 644 руб.

В бухпрограммах применяют справку-расчет налога на имущество для пояснения произведенных вычислений. Документ можно сформировать на основании налоговых показателей. Если же бухгалтер вручную определяет суммы фискальных платежей, можно разработать справку самостоятельно с указанием всех необходимых значений.

Учет расчетов по налогу на имущество – проводки:

  • Д 91, 44, 26 К 68 – отражено начисление налога.
  • Д 99 К 68 – отражено начисление пеней и санкций. Расчет пени можно сделать онлайн на специальных сайтах посредством указания утвержденного срока уплаты, фактического дня перечисления и суммы долга.
  • Д 68 К 51 – выполнено перечисление суммы налога в ИФНС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Действовавший более 20 лет Закон РФ от 9.12.91 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-1) канул в лету. С 1 января 2015 г. вступила в силу новая глава 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, введенная Федеральным законом от 4.10.14 г. № 284-ФЗ (далее – Закон № 284-ФЗ).

Налоговая база

Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п. 2 ст. 402 НК РФ, письмо ФНС России от 16.10.14 г. № БС-4-11/21489@).

По данным, опубликованным на сайте ФНС РФ (www.nalog.ru), таких субъектов на сегодняшний день 28. То есть пока в большинстве субъектов РФ налог на имущество физических лиц будет считаться по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор.

Однако с 1 января 2020 г. налог на имущество будет рассчитываться только исходя из кадастровой стоимости недвижимости (п. 3 ст. 5 Закона № 284-ФЗ).

Для налогоплательщиков, которые рассчитывают налог по кадастровой стоимости, законодатель предусмотрел введение так называемых налоговых вычетов. Размер таких вычетов зависит от вида недвижимого имущества (см. таблицу).

Налоговые вычеты для плательщиков, которые рассчитывают налог по кадастровой стоимости

Виды объектов налогообложения

Налоговые вычеты

Жилой дом

В размере кадастровой стоимости 50 кв.м от общей площади (п. 5 ст. 403 НК РФ)

Квартира

В размере кадастровой стоимости 20 кв.м от общей площади (п. 3 ст. 403 НК РФ)

В размере кадастровой стоимости 10 кв.м от общей площади (п. 4 ст. 403 НК РФ)

Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

В случае если физическое лицо при расчете налога применит указанные в таблице налоговые вычеты и налоговая база будет иметь отрицательное значение, то в целях исчисления имущественного налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Следует отметить, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры приведенных в таблице налоговых вычетов.

Где получить сведения о кадастровой стоимости недвижимости?

Такие сведения можно найти на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в подразделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн». Однако по тем или иным причинам сведений может не быть в электронной базе.

В этом случае сведения о кадастровой стоимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), физические лица могут бесплатно получить в виде справки о кадастровой стоимости недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 1.10.13 г. № 566, обратившись в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с запросом.

Налоговые льготы

Отметим, что перечень льготных категорий не уменьшился. Например, полностью освобождены от имущественного налога пенсионеры, получающие пенсию в соответствии с пенсионным законодательством РФ, Герои Советского Союза и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства, военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, физические лица – в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 407 НК РФ).

Пример 1

Жилой дом;

Квартира.

В этом случае пенсионер в полном объеме освобождается от уплаты налога на имущество.

Следует отметить, что если льгота предоставлялась по действовавшему до 1.01.2015 г. Закону № 2003-1, то такая льгота автоматически пролонгируется налоговым органом. Это означает, что физическому лицу нет необходимости представлять в налоговый орган подтверждающие льготу документы (часть 4 ст. 3 Закона № 284-ФЗ).

Обращаем внимание еще на один существенный момент. Налоговая льгота может быть предоставлена только в части одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. 3 ст. 407 НК РФ).

Пример 2

В собственности пенсионера, которому назначена пенсия в соответствии с пенсионным законодательством, имеются следующие объекты недвижимости:

Жилой дом;

Две квартиры.

Пенсионер полностью освобождается от уплаты налога на имущество в отношении жилого дома и одной квартиры.

В отношении второй квартиры пенсионер вправе воспользоваться налоговым вычетом. В этом случае пенсионер должен представить в налоговую инспекцию заявление с указанием одной из двух квартир, в отношении которой будет применяться налоговая льгота (п. 6 ст. 407 НК РФ).

Если физическое лицо не сделает выбор самостоятельно, то в отсутствии заявления налоговый вычет будет предоставлен в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимально исчисленной суммой налога к уплате (п. 7 ст. 407 НК РФ).

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб. (п. 5 ст. 407 НК РФ). Например, если на пенсионера оформить дорогую элитную недвижимость, то такой пенсионер будет уплачивать налог на имущество по ставке 2% независимо от того, что он относится к льготной категории.

Налоговые ставки

Пунктом 2 ст. 406 НК РФ установлены базовые налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

При этом базовые налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Такое право предоставляет п. 3 ст. 406 НК РФ.

Законом г. Москвы от 19.11.14 г. № 51 «О налоге на имущество физических лиц» предусмотрена ставка налога при кадастровой стоимости объекта недвижимости:

До 10 млн руб. (включительно) – 0,1%;

Свыше 10 млн до 20 млн руб. (включительно) – 0,15%;

Для гаражей и машино-мест (независимо от кадастровой стоимости) – 0,1%.

Для объектов, в отношении которых налоговая база рассчитывается по старым правилам (т.е. на основе инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор), налоговые ставки по сравнению с Законом № 2003-1 не изменились (п. 4 ст. 406 НК РФ).

Возникновение (прекращение) права собственности в течение налогового периода

Как будет рассчитан налог, если объект недвижимости приобретен (продан) в течение года? Отметим, что п. 5 ст. 408 НК РФ (по аналогии расчета земельного налога) предусмотрен расчет коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности физического лица, к 12 (т.е. к числу месяцев налогового периода). Аналогичный порядок действует и в отношении налоговой льготы, возникшей не с начала налогового периода (т.е. календарного года).

Порядок исчисления и уплаты налога

Формула для расчета налога на имущество приведена в п. 8 ст. 408 НК РФ:

Н = (Н1 – Н2) x К + Н2,

где Н – сумма налога, подлежащая уплате;

Н1 – сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости;

Н2 – сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта недвижимости за последний налоговый период определения налоговой базы (ст. 404 НК РФ), либо сумма налога на имущество, исчисленная за 2014 г. по Закону № 2003-1 и приходящаяся на указанный .

Для снижения социальной напряженности законодателем предусмотрены так называемые временные повышающие коэффициенты, которые будут действовать в переходный период в течение четырех лет;

К – коэффициент, который будет разным в зависимости от года расчета:

0,2 – применительно к первому налоговому периоду, т.е. за 2015 г.;

0,4 – применительно ко второму налоговому периоду, т.е. за 2016 г.;

0,6 – применительно к третьему налоговому периоду, т.е. за 2017 г.;

0,8 – применительно к четвертому периоду, т.е. за 2018 г.

При расчете имущественного налога за 2019 г. коэффициент применяться уже не будет.

Переходный период не применяется к административно-деловым и торговым центрам, а также к нежилым помещениям, которые используются для размещения офисов, торговых павильонов и объектов общественного питания, а также объектов бытового обслуживания. По таким объектам налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Покажем на примере расчет имущественного налога.

Пример 3

Физическое лицо владеет двухкомнатной квартирой на праве собственности в г.Москве. Общая площадь квартиры составляет 60 кв.м.

По данным БТИ, инвентаризационная стоимость составляет 200 000 руб. Налог на имущество за 2014 г. составил 210 руб.

С 1 января 2015 г. налог на имущество в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта. По данным Росреестра, квартиры оценена в 8 млн руб.

Предположим, что собственник квартиры не имеет никаких льгот, предусмотренных п. 1 ст. 407 НК РФ.

Стоимость 1 кв. м исходя из кадастровой стоимости составит:

8 млн руб./60 кв.м = 133 333,33 руб.

Размер налогового вычета в денежном выражении составит:

20 кв. м х 133 333,33 руб. = 2 666 666,67 руб.

Налоговая ставка – 0,1% (п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.11.14 г. № 51).

Воспользуемся формулой для расчета налога:

Н = (Н1 – Н2) x К + Н2

Н1 = (8 000 000 руб. – 2 666 666,67 руб.) х 0,1% = 5 333,33 руб. – это сумма налога, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости;

Н2 = 210 руб. – это сумма налога, исчисленная за 2014 г.

Рассчитаем сумму налога на имущество, подлежащую уплате в бюджет за 2015 г.:

Н = (5 333,33 руб. – 210 руб.) х 0,2 + 210 руб. = 1234,67 руб.

Исчисленный (на основании полученного уведомления от налогового органа) налог на имущество подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, налог на имущество за 2015 г. должен быть уплачен до 3 октября 2016 г. (так как 1, 2 октября выпадают на выходные дни).

Оспаривание кадастровой стоимости

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности результаты определения кадастровой оценки могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой комиссии. Порядок создания и работы такой комиссии утвержден приказом Минэкономразвития России от 4.05.12 г. № 263.

Правилами предусмотрено, что для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости недвижимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Такие комиссии созданы в субъектах РФ при каждом управлении Росреестра.

Для обращения в комиссию лицу необходимо оформить заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. К заявлению должен быть приложен пакет документов (кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости, нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа, отчет оценщика на бумажном носителе и в электронном виде, положительное экспертное заключение, подготовленное специалистами СРО, и иные документы).

В течение семи рабочих дней физическому лицу обязаны предоставить запрошенные сведения.

В заключение статьи отметим, что на многих сайтах Интернета (например, на сайте Департамента экономической политики и развития г. Москвы – http://depr.mos.ru) размещаются налоговые калькуляторы, которые позволяют рассчитать сумму имущественного налога за 2015 г.

Главная функция налога на имущество не только фискальная, но и социальная: нагрузка по нему должна соответствовать реальной стоимости имущества. Это нормальная, цивилизованная практика. В России власти ее игнорировали, пока позволяли нефтяные доходы. В 2014 году ситуация резко изменилась, и страна начала с 2015 года переход к определению налогооблагаемой базы исходя из кадастровой, приближенной к рыночной, стоимости имущества. Что это означает для миллионов собственников недвижимости?

Налог на имущество физических лиц действовал в России в неизменном в виде с декабря 1991 года. Специалисты давно говорили о том, что он социально несправедлив, его исчисление по инвентаризационной стоимости - анахронизм в условиях рыночной экономики. Инвентаризационная стоимость является стоимостью «кирпичей» с учетом их износа, она не учитывает местоположение и качество жилья. В итоге за элитную недвижимость в центре российских городов собственники могли платить в десятки раз меньше, чем в новостройках на окраинах.

Подобные перекосы исключены, если налоговая база рассчитывается по кадастровой оценке, приближенная к реальной стоимости жилья. Но для этого нужен полноценный кадастр, содержащий достоверные сведения обо всей недвижимости в разрезе регионов и муниципальных образований. В России его начали создавать в 2008 году. Далеко не все региональные власти успешно справляются с этой трудоемкой и масштабной задачей.

Ситуация усугубилась тем, что в начале 2013 году упразднили техническую инвентаризацию, закрыли БТИ. Квартиры, вводимые в строй последние два года, жилые дома, садовые домики, индивидуальные гаражи, прошедшие регистрацию по дачной амнистии, вообще не оценивались, налог на них не начислялся. Понятие «инвентаризационная стоимость» из документов исчезло, а рассчитывать ставку по кадастровой стоимости не позволяло действующее законодательство. Казна не дополучала немалые средства. Свою лепту в эти недоборы вносило и освобождение льготников от уплаты налога на всю недвижимость, порой весьма многочисленную, оформленную на них предусмотрительными родственниками.

Изменения в закон о налогах на имущество физических лиц Госдума впервые пыталась рассмотреть в 2004 году. С тех пор процесс заморозился на последующие 10 тучных лет - пока страна подпитывалась нефтяными доходами, и власти игнорировали необходимость проведения болезненных экономических реформ в разных сферах, в том числе налоговой.

Когда же в России разразился экономический кризис, доходы бюджета резко упали, а расходы не уменьшались, внешние рынки капитала оказались недоступными, вспомнили о внутреннем источнике - о недвижимости как наиболее стабильном и прозрачном объекте налогообложения. Спешно был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона “О налогах на имущество физических лиц“» от 4 октября 2014 года. Его ключевое новшество - определение налогооблагаемой базы, исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Налог на имущество, исчисленный по инвентаризационной стоимости (возможен только до 1 января 2020 года)

Инвентаризационная стоимость - восстановительная стоимость с учетом износа и динамики роста цен на стройматериалы, работы и услуги на 1 января каждого года. Она учитывает только расходы, которые потребуются для воспроизводства точно такой же жилплощади с использованием аналогичных строительных и расходных материалов. И не учитывается этажность, местоположение, удаленность от метро и остановок общественного транспорта, рыночная стоимость и престижность района. Эту стоимость определяло бюро технической инвентаризации по месту нахождения имущества. В начале 2013 года БТИ были упразднены. Последние сведения об инвентаризационной стоимости объектов и их правообладателях поступили в налоговые органы до 1 марта 2013 года. На их основе и будет исчисляться налог на имущество - но только до 1 января 2020 года, когда от инвентаризационной стоимости откажутся окончательно.

Коэффициент-дефлятор введен с 2014 года для того, чтобы и дальше корректировать инвентаризационную стоимость, зафиксированную в государственном реестре, на уровень инфляции. Этот коэффициент ежегодно устанавливается на следующий год. В 2013 году, когда в налоговые органы были представлены последние данные об инвентаризационной стоимости, дефлятор был принят равным 1 и действовал в 2014 году. А далее он увеличивается в соответствии с ростом инфляции в стране. На 2015 год дефлятор определен в размере 1,147.

Ставки налога на имущество в этой формуле зависят от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, всех объектов налогообложения в собственности налогоплательщика (с учетом его доли в общей собственности на каждый объект), расположенных в пределах одного муниципального образования, Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Установлены следующие ставки налога при суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на дефлятор:

До 300 тыс. рублей - 0,1%,

300-500 тыс. рублей - 0,1-0,3%,

Свыше 500 тыс. рублей - 0,3-2%.

Если квартира (жилой дом) находится в общей долевой собственности, то инвентаризационная стоимость умножается на размер доли того собственника, которому рассчитывается налог. При общей совместной собственности двух или трех человек у них одинаковые доли (по 1/2 или по 1/3). Когда собственник один, его доля равна 1.

Налог на имущество, исчисленный по кадастровой стоимости (возможен с 1 января 2015 года)

Кадастровая стоимость определяется в результате государственной кадастровой оценки недвижимости с учетом ее целевого назначения, технических характеристик, местоположения и рыночной стоимости. Региональные власти принимают решение об оценке объектов недвижимости, формируют их перечни, выбирают по конкурсу независимых оценщиков (экспертов). Единый Росреестр недвижимости сам не занимается оценкой, а только получает готовые результаты и вносит их в свои базы.

Процедура оценки недвижимости регламентируется федеральным стандартом. Он предписывает, чтобы кадастровая оценка максимально соответствовала рыночной стоимости объекта и чтобы использовался преимущественно метод массовой оценки . При этом методе выделяются группы объектов, сходных по техническим характеристикам и ключевым ценообразующим факторам (местоположение, материал стен, год постройки, наличие инфраструктуры и др.). Постоянное отслеживание реальных сделок с недвижимостью, средних рыночных цен 1 кв. м позволяет оценщикам довольно точно по аналогии определять рыночную стоимость объектов в таких группах. Для группы моделируется единая оценочная формула, на основе которой рассчитывается величина кадастровой стоимости всех объектов недвижимости, входящих в группу. Определяется и кадастровая стоимость объекта недвижимости в расчете на единицу его площади. Умножение этой удельной величины на площадь оцениваемого объекта позволяет определить его кадастровую стоимость. Остается только правильно найти для оцениваемого объекта аналог в соответствующей группе.

Если аналог не найден, то используется затратный метод . Чаще это относится к строящимся объектам: учитывается стоимость строительных материалов и сделок с земельными участками, затраты на подключение к основным инженерным системам и т. п. При необходимости применяется доходный метод , который базируется на информации об арендных ставках, расходах на эксплуатацию и обслуживание недвижимости и других параметрах рынка аренды.

Оценщик независим - никто не праве влиять на его оценки и выбираемый им метод. Но контроль над ним все же предусмотрен. Он готовит отчет по кадастровой оценке со всеми необходимыми расчетами и выкладками и представляет его в специальный институт экспертизы. Экспертизу отчета проводит комиссия, состоящая из участников саморегулирующейся организации оценщиков. В эту организацию должен входить и сам оценщик, тогда результаты его работы страхуются в рамках юридической ответственности. Если надзорная комиссия не выявит нарушений и ошибок, региональные власти утверждают отчет и передают для регистрации в Единый Росреестр, а также в Фонд данных государственной кадастровой оценки. Законом установлено, что кадастровая оценка должна пересматриваться не реже одного раза в 5 лет. Но по решению региональных органов власти это может делаться чаще.

Налоговый вычет. Для собственников законом предусмотрен налоговый вычет из налогооблагаемой базы:

Для квартиры - в размере кадастровой стоимости 20 кв. м,

Для комнаты - в размере кадастровой стоимости 10 кв. м,

Для жилого дома - в размере кадастровой стоимости 50 кв. м,

Для единого недвижимого комплекса, в который входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), - 1 млн рублей.

При этом объект попадает под льготу независимо от его расположения и площади. Собственнику нескольких квартир (жилых домов) налоговый вычет полагается по каждой (каждому) из них. В обратной ситуации, когда квартира находится в собственности нескольких человек, вычет будет один на всех. Налоговики сначала вычислят налоговую базу (кадастровая стоимость квартиры минус кадастровая стоимость 20 кв. м) и исходя из нее, с учетом доли каждого, определят налог.

Местным властям дано право увеличивать размеры предусмотренных законом налоговых вычетов. Если при этом налоговый вычет превысит кадастровую стоимость, то налоговая база считается равной нулю, то есть налог на это имущество данному собственнику не начисляется.

Для коммерческой недвижимости, а также жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн рублей, налоговые вычеты отсутствуют.

Ставки налога на имущество. В новых условиях окончательные ставки налога на имущество устанавливают муниципальные власти. Но закон ограничивает их аппетиты в диапазоне от 0,1 до 2% по видам недвижимости:

Для жилых домов и помещений, гаражей и машиномест, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, хозяйственных строений и сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, - 0,1% кадастровой стоимости,

Для коммерческой недвижимости (торговые и офисные объекты) и жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн рублей, - 2%,

Для прочих объектов недвижимости - 0,5%.

Закон разрешил муниципальным властям уменьшать рекомендованную ставку 0,1% до 0% или увеличивать до 0,3% - в зависимости от вида объекта, его кадастровой стоимости, местонахождения и территориальной зоны, в границах которой он расположен.

Ставки налога на имущество в Москве. Московские власти воспользовались такой возможностью и установили следующие ставки для жилых домов, квартир, иных жилых помещений независимо от площади, а также хозяйственных построек площадью до 50 кв. м при кадастровой стоимости одного объекта:

До 10 млн рублей - 0,1% кадастровой стоимости (таких квартир в Москве 77%),

Свыше 10 до 20 млн рублей - 0,15% (20% московских квартир) ,

Свыше 20 до 50 млн рублей - 0,2% (2% московских квартир),

Свыше 50 до 300 млн рублей - 0,3% (1% московских квартир),

Свыше 300 млн рублей - 2,0%.

Для недостроенных жилых домов установлена максимально возможная ставка - 0,3%. На рекомендованных уровнях остались ставки для гаражей и машиномест - 0,1%, для прочих объектов недвижимости - 0,5%, и для коммерческой недвижимости (офисы, объекты торговли, общепита и др.) - 2,0%.

Ставки налога на имущество в Московской области. Для квартир и комнат в Московской области власти установили ставку 0,1%, а все остальное - жилые дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС, «недострой», хозяйственные постройки, гаражи, машиноместа - подвели под максимальные 0,3%. Для коммерческой недвижимости, кроме гостиниц, оставили 2%. Гостиницы освободили от налога на имущество по экономическим соображением: область намерена развивать туристический бизнес, которому катастрофически не хватает отелей.

А, скажем, в Татарстане установил ставку для квартир и комнат - 0,2%, для жилых домов - 0,3%, для хозяйственных построек - 0,1%. Утвержденные налоговые ставки в других регионах размещены на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru

Доля налогоплательщика в общей собственности на объект. Ситуация та же, что и в предыдущей формуле, при использовании инвентаризационной стоимости.

Льготы по налогу на имущество

Право не платить налог на недвижимое имущество сохранили пенсионеры, инвалиды первой и второй групп, инвалиды детства, участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР, Герои Советского Союза и Российской Федерации, чернобыльцы, военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, прослужившие не менее 20 лет, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, собственники хозяйственных строений или сооружений площадью не более 50 кв. м, расположенных на участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства и др. Всего в списке 15 категорий льготников. Сократить этот список региональные власти не вправе, а вот расширить могут.

Важно, чтобы объект налогообложения находился в собственности налогоплательщика и не использовался им в предпринимательской деятельности.

Отныне налоговая льгота, равная всей сумме сбора, предоставляется только на один объект налогообложения, но каждого вида (квартира или комната, жилой дом или дача, коттедж, гараж или машиноместо, хозяйственное строение или сооружение) - независимо от количества оснований для применения налоговых льгот. Объекты с кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей исключены и из этого перечня.

Человек, имеющий право на налоговую льготу, должен обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы, подтвердив свое право документами. Если он уже пользовался льготой до 1 января 2015 года, то новое заявление не требуется.

Собственнику, у которого несколько квартир (или домов), желательно определиться, по какому из них ему выгоднее получать льготу, и подать уведомление о своем решении в налоговую инспекцию - обязательно до 1 ноября текущего налогового периода. Уведомление нужно сопроводить документами, подтверждающими право на налоговую льготу, опять же если она получается впервые. Если налогоплательщик проигнорирует такое уведомление, закон предписывает налоговикам предоставить ему налоговую льготу в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. Осталось только, чтобы они выполняли это требование, а не ссылались на «недостаток информации».

Переходный период

Закон начал действовать с 1 января 2015 года. Но на новый порядок определения налоговой базы по кадастровый стоимости переходят не все регионы, а только те, власти которых справились с масштабной кадастровой оценкой недвижимости, приняли постановления о таком переходе, определили ставки налога и льготы с учетом местной специфики в рамках, разрешенных федеральным законом. Тем же регионам, которые еще не готовы, разрешили продолжать взимать налог с инвентаризационной стоимости, скорректированной на уровень инфляции, - но только до 1 января 2020 года.

За 2015-2019 годы они обязаны справиться с задачей и по мере готовности пополнить список регионов-первопроходцев. Практически все регионы планируют сделать это уже в 2016 году. Теперь у них появился серьезный стимул к этому, ведь имущественный налог поступает в скудные местные бюджеты . Теперь возможности увеличить эти поступления, определяя кадастровую стоимость и размер налоговых ставок, у властей расширились. По предварительным подсчетам, повышение налога на недвижимость ежегодно будет приносить муниципальным бюджетам области порядка 6 млрд рублей дополнительных поступлений. С 1 января 2020 года инвентаризационную стоимость при определении налогооблагаемой базы не будет использовать никто.

С января 2015 года на новый порядок перешли 28 регионов: Москва, Бурятия, Татарстан, Ингушетия, Башкортостан, Мордовия, Карачаево-Черкесия, Коми, Удмуртия, Московская, Новгородская, Ивановская, Владимирская, Нижегородская, Самарская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Архангельская, Псковская, Пензенская, Новосибирская, Сахалинская, Амурская, Магаданская области, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО.

Решение о применении нового порядка на территории данного региона с конкретной даты принимают региональные власти после утверждения результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества. Затем власти муниципальных образований должны конкретизировать положения федерального закона, учесть местную специфику.

Переходный период касается и регионов-первопроходцев. В данном случае законодатели проявили заботу о налогоплательщиках, решили не пугать их сразу, а наращивать налоговую нагрузку постепенно - в течение первых четырех налоговых периодов с начала перехода на новый порядок, по 20% в год.

Формула постепенного перехода от инвентаризационной к кадастровой стоимости при исчислении налога на имущество:

В этой формуле одновременно присутствуют налоги, исчисленные по кадастровой и по инвентаризационной стоимости, с удельными весами (коэффициентами), в сумме составляющими 1. В первый год перехода региона на новый порядок по воле законодателей коэффициент равен 0,2. Затем каждый следующий год он увеличивается на 0,2, пока не достигнет 1. В год, когда коэффициент достигнет 1, останется только налог, исчисленный по кадастровой стоимости, а налог, исчисленный по инвентаризационной стоимости, имея нулевой удельный вес, исчезнет.

Замысел законодателей проще пояснить на примере. Допустим, регион перешел на новый порядок с 2015 года. Этот год и будет первым налоговым периодом. Заплатить налог за него нужно будет до 1 октября 2016 года. При определении имущественного налога за 2015 год коэффициент равен 0,2, за второй налоговый период, то есть за 2016 г. - 0,4, за 2017 г. - 0,6, за 2018 г. - 0,8, за 2019 г. - 1.

Посмотрим, как при этом ведет себя формула.

Налог 2015 = x 0,2 + x
Налог 2016 = Налог по кадастровой стоимости x 0,4 + Налог по инвентаризационной стоимости x
Налог 2017 = Налог по кадастровой стоимости x 0,6 + Налог по инвентаризационной стоимости x
Налог 2018 = Налог по кадастровой стоимости x 0,8 + Налог по инвентаризационной стоимости x
Налог 2019 = Налог по кадастровой стоимости x 1 + Налог по инвентаризационной стоимости x

Несправедливая кадастровая оценка недвижимости

О социальной справедливости определения налога на имущество на базе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной, мы поговорили. Теперь обратим внимание на российскую специфику - «хотели, как лучше, получилось, как всегда».

Какие возможны чудеса, показывает ситуация с земельным налогом, который последние годы уже начислялся по кадастровой стоимости. В Подмосковье владельцы дачных участков в не самых близких к Москве и благоустроенных районах обнаружили, что кадастровая стоимость земли, по которой им насчитали налог, в разы превышает рыночную. По мнению экспертов, получилось это потому, что использовалась некорректная модель оценки земель. За основу была взята рыночная стоимость участков в дачных поселках с развитой инфраструктурой. Ее применили ко всем земельным участкам, в том числе и неосвоенным, которые стоят гораздо меньше. И подобных случаев немало. О точности и полноте кадастра говорят такие цифры: в 2013 году там было зарегистрировано 70 млн земельных участков, из них 29 млн по документам не имели границ.

Но если земельные участки есть далеко не у всех, то собственников квартир гораздо больше. И ошибки здесь будут более масштабными и болезненными. Многочисленные огрехи в государственном кадастре признают сами чиновники. Данные по зданиям, включая городские многоэтажки, переносились из баз бюро технической инвентаризации, где не было части сведений, нужных для оценки недвижимости. Многие жилые дома и земельные участки вместе со строениями на них регистрировались по дачной амнистии - тоже без уточнения сведений. В результате не всегда удается однозначно идентифицировать объект. У какого-то налогоплательщика возникла недвижимость, которой у него на самом деле нет, а кто-то, наоборот, выпал из-под налогообложения.

Татьяна Голикова , председатель Счетной палаты России: «Самый большой риск введения налога кроется в недостоверности правообладателей недвижимости и ее кадастровой стоимости. Контрольные проверки, проведенные Счетной палатой, показывают, что Государственный кадастр недвижимости содержит неполную, недостоверную и противоречивую информацию об адресах, площади и стоимости объектов капитального строительства и земельных участков. Сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков в Федеральной налоговой службе и Росреестре по состоянию на май 2013 года совпадали менее чем в половине случаев. В отличие от земли, жилой недвижимостью владеет абсолютное большинство граждан, включая членов семей собственников домой и квартир. Для недопущения ситуации, когда установление кадастровой стоимости жилья будет расцениваться как возможность пополнения бюджетов, необходимо законодательно ограничить возможности региональных и местных властей произвольно и часто менять налогооблагаемую базу по земле и другой недвижимости».

Опыт других стран показывает, что кадастровая стоимость недвижимости должна быть меньше рыночной на 25-30%, чтобы существенно снизить количество случаев оспаривания кадастровой стоимости и размера налога несогласными собственниками. В России это правило не соблюдается, кадастровая стоимость ниже рыночной на 15-20%, а в ближайшем будущем, когда механизмы ее оценки будут отлажены, она, по мнению экспертов, приблизится к рыночной.

Кадастровую стоимость своей недвижимости собственник может получить по запросу на официальном сайте Росреестра. Если он не согласен с ее величиной, официально у него есть два основания для ее пересмотра: первое - ошибочность или неполнота данных, на базе которых проводилась оценка, например, в кадастровом паспорте была указана неверная площадь квартиры или иное количество комнат; второе - проведение альтернативной оценки рыночной стоимости квартиры независимым оценочным агентством (на дату, когда была установлена кадастровая стоимость). Нужно понимать, что кадастровая стоимость может быть снижена не произвольно, а лишь до среднего рыночного уровня. Рыночная же стоимость определяется на основании отчета оценщика.

Для пересмотра кадастровой стоимости собственник должен обратиться с заявлением в Комиссию Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - не позднее 6 месяцев с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Комиссия в течение месяца обязана вынести решение об удовлетворении требования или отказе. Если это решение собственника не устроит, он может обратиться в суд. Изменения в государственный кадастр вносятся по решению суда. Если 6-месячный срок пропущен, придется идти в суд с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Последствия введения нового порядка можно будет оценить только после того, как в регионах будет закончена кадастровая оценка недвижимости, установлена ее реальная периодичность, конкретные налоговые ставки, льготы и вычеты. Пока же власти заверяют о гипотетическом снижении фискальной нагрузки на основную часть населения, а эксперты не исключают ее 10-кратное увеличение - и вовсе не для единиц несчастливцев. Собственники надеются на лучшее, но ожидают худшего.

Хотя бы приблизительно оценить, насколько оправдаются эти надежды и опасения, помогает знакомство с практикой стран , в которых налог на имущество давно исчисляется по стоимости, приближенной к рыночной. В них ставки налога на недвижимость выше, чем в России: Великобритания - 1,5%, Дания - 0,6-2,4%, Германия - 1-2,1%, США - 1,4%, Япония - 1,4%, Швеция - 0,7-1,2%, Нидерланды - 0,1-0,9%, Австралия - 0,35%, Испания - 0,3-0,4%.

В России, в соответствии с законодательством, граждане определенных категорий могут получить налоговые льготы по отношению к частному имуществу физлиц.

Начисление налога идет в зависимости от кадастровой, а не инвентаризационной стоимости имущества.

Законодательная база

Описание данного налога, а также полагающихся в связи с его уплатой льгот, можно найти в Федеральном законе № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (9.12.1991), который к настоящему времени включает уже ряд поправок и изменений. Также достаточно подробно необходимая собственникам информация содержится в Налоговом Кодексе РФ (статьи 399-409): о плательщиках, объектах налогообложения, налоговых ставках, льготах, порядке определения налога на имущество и его уплаты и т.д.

Налог на имущество рассчитывается физическим лицам в инспекции по месту нахождения находящихся в собственности объектов, после чего владельцу высылается налоговое уведомление, в котором указана сумма и данные расчета налога.

Сейчас собственники получают налоговое уведомление единой формы, в котором отражаются данные по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц.

В строке, соответствующей налогу на имущество, можно увидеть данные о годе расчета, облагаемом имуществе и его месте расположения, размере налоговой базы, ставке, доли в праве, льготах и итоговой сумме налога. Сведения об имеющемся у граждан имуществе содержатся в органах Росреестра.

Данный вид налога действует в отношении следующего имущества: квартиры или комнаты, дома, гаража, дачи, а также иных зданий. Налог рассчитывается и на долевую собственность с участием вышеперечисленных объектов.

До 2016 года в налоговой базой для того, чтобы рассчитать физлицам налог на их имущество, служила инвентаризационная стоимость облагаемых объектов по состоянию на начало (1 января) каждого года. Узнать инвентаризационную стоимость имущества за период до 1 января 2013 года можно в отделениях БТИ (выдается соответствующая справка). Узнать задолженность по оплате налога поможет информация, представленная на сайте ФНС России.

В некоторых случаях происходит перерасчет налога на имущество граждан за предыдущие годы в сторону увеличения суммы. Связано это с увеличением инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и несвоевременной подачей необходимых сведений из БТИ. Следует учесть, что перерасчет разрешается не более, чем за три года.

Если необходимо рассчитать налог в отношении долевой собственности , то берется каждая соразмерная его доля у определенного гражданина (определяется путем произведения инвентаризационной стоимости объекта на соответствующую долю). Налог по общей совместной собственности делится на всех собственников одинаковыми частями.

Нередки ситуации, когда граждане не были извещены о необходимости уплаты налога государственными органами вовремя с помощью соответствующих уведомлений. Тогда они обязаны произвести уплату не более чем за три года, предшествующих получению уведомления из налоговой. За излишне уплаченный налог собственникам может быть осуществлен возврат средств в установленном порядке.

Налоговые ставки

Налоговые ставки относительно имущества физлиц утверждаются органами местного самоуправления, и региональными законами, если речь идет о Москве и Санкт-Петербурге.

В то же время ставки не могут быть выше тех пределов, которые установлены на федеральном уровне. Интернет-сайт ФНС позволит ознакомиться с местными налоговыми ставками более подробно при обращении к соответствующему разделу.

На определение ставки налога рассматриваемого вида влияют такие факторы, как инвентаризационная стоимость и само количество принадлежащих одному собственнику объектов. В последнем случае при расчете исходят из суммарной стоимости имущества.

Чтобы определить применяемую к конкретному имущественному объекту или объектам налоговую ставку, необходимо узнать их суммарную инвентаризационную стоимость , которая также будет умножена на коэффициент-дефлятор, который равен 1,425 .

На 2019 год к исчислению налога на имущество был применен понижающий коэффициент 0,4 за исключением объектов недвижимости, относящихся к сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Начиная с 2015 года в некоторых субъектах РФ данный налог граждан рассчитывается по кадастровой стоимости объектов. Постепенно до 2019 года планируется рассчитывать налоговую базу исходя из кадастровой стоимости уже во всех без исключения регионах. Узнать данную величину можно в органах и на сайте Росреестра. Также допустимо оспорить размер стоимости имущества, если собственник с ним не согласен.

Если налог рассчитывается по кадастровой стоимости, то предусматриваются следующие налоговые вычеты в отношении различных жилых объектов: комнаты – на 10 кв.м.; квартиры – на 20 кв.м.; дома – на 50 кв. м.

Кроме того, органы власти таких городов, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе увеличить размеры налоговых вычетов.

При отрицательном значении налоговой базы она принимается равной нулю для удобства начисления сумм, которые необходимо будет выплатить гражданам для соблюдения налогового законодательства.

Налог на имущество по кадастровой стоимости предполагает трехуровневую ставку:

  • 0,1% – касаемо жилых домов и иных помещений для проживания, гаражей, машино-мест, а также объектов, которые еще не достроены;
  • 0,5% – для всех других объектов;
  • 2% – для элитной дорогой недвижимости, кадастровая цена которой составляет более 300 млн рублей, а также торговых центров.

При этом региональные власти могут снизить ставку до 0 или повысить ее до 0,3%.

Во избежание резкого скачка налогового бремени в регионах до 2019 года будет применено правило, согласно которому налог будет расти ежегодно не больше, чем на 20%, после чего такой коэффициент будет отменен.

Налоговые сроки и периоды

Налог на имущество подлежит начислению гражданам каждый год и основанием для определенных значений служат данные о стоимости недвижимости с учетом коэффициента, который назван дефлятором для учета инфляционных тенденций в экономике. Уплата налога должна быть произведена не позднее 1 декабря года, который последует за годом исчисления налога.

За несвоевременную уплату могут быть начислены пени на сумму недоимки. За неуплату налога гражданин может быть оштрафован, подвергнуться конфискации имущества, а также в некоторых случаях – привлечен к уголовной ответственности.

Период , за который платится налог на имущество, определяется со времени его приобретения:

  1. Если объект находился в собственности целый год, то этот же период и берется за основу.
  2. В случае владения имуществом менее года, налог платится с месяца регистрации права собственности.
  3. При получении наследства – с месяца его открытия.
  4. Если объект недвижимости был недавно возведен, то налог необходимо начинать платить с начала года, который отсчитывают за годом постройки.
  5. В случае продажи, разрушения или уничтожения имущества взимание налога прекращается с начала месяца, в котором имущество уже владельцу не принадлежит или перестало существовать.

Кому положены налоговые льготы и в каком размере

Налоговые льготы на данный налог подлежат подробному регулированию с помощью статьи 407 НК РФ.

Освобождение от уплаты налога полагается следующим категориям граждан :

Объектами льготного налогообложения могут выступать:

  • квартира или комната в квартире;
  • специальные помещения или сооружения, использующиеся для творческих видов деятельности;
  • хозяйственное строение или сооружение, площадью менее 50 кв. м на земельных участках для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС;
  • гаражное помещение или машино-место.

Льготы предоставляются на всю сумму налога, которым облагается объект, находящийся в собственности. Также он не должен использоваться владельцем в предпринимательской деятельности.

Чтобы реализовать свое право на налоговую льготу в отношении личного имущества, следует предоставить в любой налоговый орган следующие документы : соответствующее заявление, паспорт, пенсионное удостоверение, правоустанавливающие документы на имущество, технический или кадастровый паспорт объекта.

Однако, если заявление на получение льготы было оформлено гражданином до 31 декабря 2014 года, подавать документы повторно не нужно. Если гражданин не смог вовремя воспользоваться своим правом на льготы, то он вправе обратиться в налоговую с просьбой о пересчете размера налога и возврате излишне уплаченных денежных средств (не более чем за три года).

Если у гражданина, которому положены налоговые льготы, имеются несколько объектов налогообложения , то льготы предоставляются в отношении объекта одного вида на выбор. До 1 ноября года, который будет являться налоговым периодом применения льготы, льготники предоставляют уведомление о выбранных объектах налогообложения для назначения льготы по налогу на имущество физлиц. Если соответствующее уведомление не будет предоставлено в срок, налоговая льгота будет назначена в отношении одного объекта каждого вида, по которому сумма налога будет максимальной.

В Налоговом кодексе предусмотрен ряд льгот для пенсионеров . Данная категория граждан может получить льготы (освобождение от уплаты налога) касательно следующих объектов налогообложения:

Право на льготу дается пенсионерам в отношении одного из объектов по каждой категории, к примеру, если в собственности гражданина наличествуют квартира, дача и гараж, то он полностью освобождается от уплаты налога на имущество физ. лиц. Если же гражданин имеет два дома, то в отношении одного из них на выбор ему придется уплатить налог.

Однако существуют случаи, когда пенсионеры обязаны платить налоги государству:

  1. Если стоимость объекта недвижимости превысит 300 млн. рублей;
  2. Имущество, по которому могла бы быть налоговая льгота, используется в предпринимательской деятельности.

В отношении земельных участков льготы по уплате налога для пенсионеров устанавливаются властями каждого отдельно взятого региона, для получения подробной информации необходимо обратиться в территориальное отделение ФНС.

Местные власти также вправе определять дополнительные категории граждан-льготников, к примеру, .

Актуальные изменения в начислении налога на имущество представлены в следующем видеосюжете: