Актуальные глобальные проблемы современности и пути их решения. Проблемы общества в современном мире

1

Информация всегда рассматривалась (особенно в эпоху бурного развития информационных технологий) как фактор, влияющий на различные сферы общественной жизни и на развитие общественных отношений в целом. В связи с этим данный феномен становился предметом исследования гуманитарных и технических наук. Осознание роли и значения информации в системе «индивид - общество - государство», в развитии личности и государства, привело к возникновению необходимости построения информационного общества и осознанию общих проблем его формирования, в том числе глобального характера.

Одной из глобальных проблем современности является «цифровой разрыв», под которым понимается как неравенство в доступе граждан к информации, так и различный уровень развития и использования информационно-коммуникационных технологий в странах мирового сообщества. Проблемы цифрового разрыва как негативная составляющая глобализации требуют научного осмысления и практического решения. С другой стороны осознание учеными причин глобальных конфликтов привело к выводу о тесной взаимосвязи этих проблем с информационной сферой (Семенюк Э.П., Урсул АД). Ноосферные идеи Вернадского В.И. получили новое направление развития. Принципиально важным становится изучение содержания стратегии перехода к новой стадии развития человечества во взаимосвязи с информацией и информационной проблематикой. Для ноосферных представлений стало характерным наряду с преобладающим значением науки и научной информации, признание важности иных видов социальной информации, составляющих основу формирования ноосферного потенциала человечества и предотвращения глобальных конфликтов.

Переход к модели устойчивого развития цивилизации требует соответствующей государственной политики, важнейшей составляющей которой является задача построения информационного общества. Поддержка развития информационно-коммуникационных систем, способствующих информационному взаимодействию, стимулирует экономические процессы. Тенденции мирового развития показали, что в наступившем столетии преобладает информационная доминанта развития общества и производства, в связи с чем определенные задачи освоения и активного использования информационных технологий встали перед образованием. Возможность личности использовать знания и реализовывать свой потенциал, обеспеченные широким привлечением частного сектора к использованию глобальных информационных технологий, позволит обеспечить рост производства, повышение уровня общественного благосостояния, укрепить демократию и международный диалог.

Особое значение в процессе формирования информационного общества отводится повышению информационной культуры. Каждый этап развития человечества сопряжен с развитием информационных связей. Эволюция информационного общества является отражением человеческой истории. Низкий уровень информационного взаимодействия влечет слабое эволюционирование (Семенюк Э.П.).

С другой стороны, построение информационного общества основано на таких фундаментальных принципах, как неукоснительное соблюдение правовых норм, приоритет информационных прав и свобод личности, информационная открытость власти, что способствует формированию гражданского общества и справедливого, правового государства.

Правовое государство и гражданское общество в его современном научном понимании предполагают друг друга. Индивиды в гражданском обществе являются свободными и равноправными, духовно, лично, нравственно независимыми. Только в гражданском обществе личность имеет возможность на основе полученной информации (научной, социально значимой, правового характера), отвечающей признакам полноты и достоверности, свободно развиваться и использовать полученные знания. Таким образом, гражданское общество предполагает информационное общество, информационное общество предполагает существование гражданского общества.

Свободное демократическое цивилизованное общество функционирует и развивается при существовании свободно циркулирующих информационных потоков. Это не исключает наличия правовых ограничений автономии индивида, содержащих санкции за соответствующие злоупотребления свободой искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

На пути к всеобщему благополучию и справедливости, воплощению идеи разумности жизни общества, наряду с важностью знаний, интеллекта человечества в созидании ноосферы, на повестку дня становятся задачи построения правового государства и гражданского общества, предполагающего наличие информационного общества. Доступность власти для граждан, повышение информационной культуры (в том числе базового образования), создание соответствующей нормативной базы, государственная политика, направленная на преодоление цифрового разрыва как на национальном, так и международном уровнях, способствует формированию информационного общества, а также преодолению международной разобщенности, позволяет развивать международный диалог и партнерство.

Построение информационного общества невозможно на уровне отдельного государства. Только являясь частью глобального информационного общества, основанного на знании, использующего преимущества глобальных информационно-коммуникационных сетей, конкретное государство имеет возможность обеспечить экономический рост, повышение уровня благосостояния населения, укрепить демократию и международную стабильность.

Библиографическая ссылка

Рожкова А. И. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 9. – С. 69-70;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13410 (дата обращения: 08.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Департамента

государственной политики

в образовании

«____» ______________ 2005 г.

Примерная программа дисциплины

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

И ЖУРНАЛИСТИКА

федерального компонента цикла ДС ГОС ВПО второго

поколения по специальности 030601 «Журналистика»

Научно-методическим советом по специальности «Журналистика»

УМО государственных университетов

Председатель Научно-методического совета

профессор

Кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. .

Рецензенты:

Доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. ;

Кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. .

Утверждена на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.

Примерная программа дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА

Нарастание кризисных процессов и явлений в развитии земной цивилизации и резкие изменения в жизни России, вызванные трансформацией ее политической, экономической, социальной, культурной сфер, оборачиваются для российской журналистики рядом принципиально новых задач, решать которые предстоит молодому поколению журналистов. Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» как раз и имеет целью подготовить выпускников факультетов журналистики к этой ответственной роли, вооружив их необходимыми знаниями об основных проблемах современности и тех возможностях, которыми обладают средства массовой информации , чтобы способствовать решению этих проблем.

ЗАДАЧИ КУРСА

В соответствии с указанной целью основными задачами курса являются следующие:

– познакомить студентов с теми проблемами, в которых проявляются переживаемые земной цивилизацией кризисные ситуации;

– помочь молодым людям осознать глобальный характер этих проблем и необходимость объединения усилий народов планеты для их решения;

– показать, как связаны с данными процессами внутренние проблемы российской действительности, остро обозначившиеся в условиях перехода страны к рыночной экономике и ценностям демократического общества;

– помочь студентам четко представить себе возможные для человечества пути выхода из кризисных ситуаций и место журналистики в этом процессе;

– обратить внимание на те направления деятельности СМИ, которые в данной связи представляются особо важными;

– познакомить будущих журналистов с позитивным опытом участия прессы в решении актуальных проблем современности и теми негативными тенденциями, проявление которых усугубляет процессы дестабилизации общества;

– помочь молодым людям сформировать установку на ответственность и компетентность как факторы, способствующие успешному выполнению журналистикой ее конкретно-исторических задач.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» предлагается студентам в 9 семестре, когда они уже освоили основные профессиональные дисциплины и приобрели некоторый опыт практической журналистской работы. В рамках этого курса они получают возможность обогатить свои представления новыми научными данными, новыми подходами и достичь более глубокого понимания процессов, в освещении которых им предстоит участвовать.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

Студенты должны продемонстрировать:

– знание основных проблем, в которых проявляют себя глобальные кризисные ситуации в разных сферах современной действительности;

– осведомленность в том, что делается для разрешения кризисных ситуаций, и понимание основных задач, которые выдвигает перед населением планеты время;

– глубокое осознание связи проблем российской действительности с глобальными проблемами Земли;

– понимание роли средств массовой информации в поисках адекватных ответов земной цивилизации на вызовы современности;

– знакомство с опытом участия российской прессы в решении тех конкретно-исторических задач, которые осознаются передовыми мыслителями человечества как первоочередные;

– осознание основных недостатков в деятельности российских СМИ по освещению актуальных проблем современности;

– умение применить полученные знания на практике (при анализе конкретных выступлений прессы, при разработке тематических планов того или иного средства массовой информации, при работе над собственным материалом).

Курс включает в себя три тематических раздела с проработкой материала как в лекциях, так и на семинарских занятиях . Первый раздел – «Итоги развития земной цивилизации к третьему тысячелетию нашей эры» – посвящается анализу процесса нарастания кризисных явлений в существовании человеческого сообщества и характеристике тех проблем в сферах экологии, экономики, демографии, геополитики, культуры, этики, через которые проявляются кризисные ситуации планеты.

Второй раздел – «Актуальные проблемы российской действительности» – ориентирован на характеристику тех проблемных ситуаций, которые возникли в результате резкой трансформации политической, экономической, социальной, культурной сфер российского общества, а также изменений в системе его ценностей. Материал этого раздела должен раскрыть те глубокие связи, которые существуют между проблемами отдельной страны и глобальными проблемами земной цивилизации.

Третий раздел курса – «Роль средств массовой информации в поисках адекватных ответов на вызовы современности». Он раскрывает основные задачи, которые встают перед журналистикой в условиях нарастания кризисных явлений в развитии земной цивилизации и глубоких преобразований российской действительности; дает характеристику основных направлений деятельности, необходимых для решения этих задач; знакомит с практикой участия СМИ в такой деятельности. Особое внимание обращается на осмысление условий и факторов, способствующих адекватному отражению в СМИ актуальных проблем современности и действенному участию в их решении.

Раздел 1. Итоги развития земной цивилизации

к третьему тысячелетию нашей эры

1.1. Социум на изломе тысячелетий

Научно-технический прогресс как историческая необходимость и как источник опасностей для развития земной цивилизации. Нарастание кризисных явлений и процессов в существовании социума. Признаки общепланетарного кризиса, задевающего сами основы человеческого бытия . Проявления общепланетарного кризиса в сферах экологии, демографии, экономики, геополитики, культуры и нравственности как актуальные проблемы современности, требующие новых исследовательских подходов и управленческих решений.

1.2. ХХ I век: население Земли ищет адекватные ответы на глобальные вызовы современности

Концепция глобального мира как результат осознания передовыми мыслителями планеты необходимости объединения усилий для сохранения земной цивилизации. Дискуссии вокруг понятий «глобальный мир», «глобализация », «глобалистика». Научные центры, изучающие глобальные проблемы современности. Основные исследовательские проекты. Данные, полученные в ходе осуществления этих проектов. Первоочередные задачи, которые выдвигает время перед населением Земли.

Раздел 2. Актуальные проблемы

российской действительности

2.1. Российская действительность на изломе тысячелетий

Трансформация экономического и общественно-политического устройства России в постсоветский период. Формирование гражданского общества, рыночной экономики, новой системы ценностей как процесс преодоления противоречий, проявляющихся через спад в развитии производительных сил страны и падение уровня жизни населения, через социальное расслоение и обострение этнических конфликтов, через рост преступности и снижение уровня нравственности общества. Российские исследовательские центры: мониторинг развития событий и рекомендации по оптимизации положения в стране. Комплекс проблем, разрешение которых относится к первоочередным задачам власти. Комплекс проблем, на разрешение которых должно быть направлено внимание гражданского общества.

2.2. Глобальные проблемы планеты и внутренние проблемы России: характер связи в настоящий период

Влияние дезинтегративных процессов в российском обществе на рассмотрение глобальных проблем современности. Трактовка глобализации как «ловушки», «заговора», посредством которого развитые страны хотят в собственных интересах навязать остальному миру свои ценности, свой образ жизни. Тенденции изоляционизма идеологий и культур как препятствие к объединению усилий народов планеты для сохранения земной цивилизации и тормоз в поисках выхода из проблемных ситуаций внутренней жизни России. Стремление к продуктивному диалогу своей страны с окружающим миром во имя согласованных действий – проявление истинного патриотизма.

Раздел 3. Роль средств массовой информации в поисках

адекватных ответов на вызовы современности

3.1. Место журналистики в преодолении кризисных ситуаций общественного развития

Степень осознанности журналистским сообществом реального положения дел и своей роли в поисках адекватных ответов на вызовы времени. Опыт позитивного участия прессы в осознании, изучении и разрешении актуальных проблем сегодняшнего дня. Негативные тенденции в деятельности СМИ, усугубляющие процессы дестабилизации общества и разрушения его нравственных основ. Понятие информационной безопасности в контексте данных социальной психологии.

3.2. Основные задачи журналистики в условиях преодоления кризисных ситуаций

Необходимость обогащения просветительских проектов печатной и электронной прессы, способствующих осознанию глубинных свойств земной цивилизации и проблем, с которыми она столкнулась.

Основные направления просветительской деятельности:

– ознакомление массовой аудитории с идеями глобалистики и данными мониторинга за развитием планетарного кризиса, полученными в научно-исследовательских центрах;

– ознакомление массовой аудитории с деятельностью научно-исследовательских центров, изучающих возможности нейтрализации деструктивных процессов на Земле;

– ознакомление массовой аудитории с идеями альтернативистики – направления футурологии, разрабатывающего «безопасные параметры» развития земной цивилизации;

– организация диспутов и дискуссий, посвященных осмыслению идей глобалистики и альтернативистики;

– ознакомление массовой аудитории с научными разработками, направленными на решение внутрироссийских проблем с учетом требований безопасного развития земной цивилизации.

Необходимость участия печатной и электронной прессы в мониторинге планетарного кризиса во всех его проявлениях, а также в управлении им, предполагающем следующие моменты:

– глубокое проблемно-аналитическое отражение имеющих общепланетарный смысл кризисных ситуаций;

– исследование возможных путей разрешения таких ситуаций с привлечением серьезных экспертов;

– широкое обсуждение наиболее состоятельных рекомендаций как акт самоопределения общественного мнения;

– привлечение внимания институтов власти к общественному мнению по той или иной проблеме как вектору при принятии решений.

Необходимость более интенсивного и конструктивного диалога в средствах массовой информации между представителями разных культур, этносов, религий и разных политических сил с целью сближения нравственных ориентиров, на основе которых может быть достигнута большая согласованность действий в мире, а также большее взаимопонимание между институтами власти и институтами гражданского общества.

3.3. Факторы, обеспечивающие действенное участие СМИ в решении актуальных проблем современности

Свобода прессы как возможность осуществлять журналистскую деятельность в соответствии с ее внутренними законами. Экономические, политические, юридические основы свободы прессы.

Профессиональная позиция журналиста как совокупность установок на осуществление деятельности в соответствии с ее внутренними законами. Зависимость профессиональной позиции журналиста от нравственного климата общества и нравственного климата журналистского сообщества.

Профессионально-этические регуляторы творческого поведения журналиста как фактор продуктивного участия СМИ в решении важнейших конкретно-исторических задач. Зависимость адекватного отражения и глубокого осмысления актуальных проблем современности в прессе от таких качеств журналиста, как компетентность, глубокое понимание своего профессионального долга, профессиональная ответственность.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с задачами и структурой курса самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы и наблюдение за деятельностью электронной и печатной прессы, ориентированное на подготовку рефератов по одной из предлагаемых тем.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

И КУРСОВЫХ РАБОТ

Темы рефератов определяются преподавателями данной дисциплины; их направленность должна соответствовать ключевым задачам курса и предполагает углубленное самостоятельное изучение источников.

Осваивая первый раздел курса, студенты могут подготовить, например, следующие рефераты:

1. Ученые о причинах нарастания кризисных явлений в существовании человеческого сообщества.

2. Концепция глобального мира как предмет научных и политических дискуссий.

3. Основные экологические проблемы глобального характера (по данным исследовательских центров).

4. Проблемные ситуации в экономическом развитии земной цивилизации (заключения исследователей).

5. Футурология о возможных путях решения глобальных проблемных ситуаций.

При изучении второго раздела курса представляется целесообразной подготовка рефератов на следующие темы:

1. Особенности развития российской экономики в современный период с позиций исследователей-экономистов.

2. Динамика развития проблемных ситуаций в социальной сфере российской действительности (по данным исследовательских центров).

3. Сущность понятия «гражданское общество»: философские и социально-психологические аспекты.

4. Взаимоотношения государства и гражданского общества в России: причины напряженности, характерной для современного периода.

5. Конфликты ценностей в массовом сознании российского общества в свете исторического опыта России.

Для глубокого освоения материала третьего раздела целесообразно при подготовке рефератов сосредоточить внимание непосредственно на мониторинге деятельности прессы. Темы рефератов могут выглядеть так:

1. Опыт участия прессы в преодолении глобальных и локальных (внутрироссийских) кризисных ситуаций в области экологии (на примере конкретного средства массовой информации).

2. Диалог культур в отражении телевидения России: достижения и просчеты.

3. Проблемные ситуации экономического развития России в зеркале прессы: позитивные и негативные моменты деятельности (опыт конкретного средства массовой информации).

4. Этнические и геополитические конфликты в освещении печатной и электронной прессы (анализ конкретных ситуаций).

5. Осознание журналистским сообществом своих конкретно-исторических задач, связанных с разрешением глобальных проблемных ситуаций (на основе анализа документов международных журналистских организаций).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ

К ЗАЧЕТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

Итоговые контрольные задания по курсу целесообразно предложить студентам не в виде вопросов, а в виде проблемных ситуаций

профессиональной деятельности , для решения которых требуется применить полученные теоретические знания и проявить понимание стоящих перед журналистикой задач. Ниже приводятся образцы подобных заданий:

1. Представьте себе, что вы работаете в «Независимой газете» и ведете полосу «В мире». Какие темы для этой полосы вы запланируете как ключевые на ближайшие три месяца? Мотивируйте ваши предложения на основе изученного материала и анализа текущих событий.

2. Представьте себе, что вы – политический обозреватель, работающий на канале РТР. Предложите для еженедельного вещания авторскую программу, которая отвечала бы задаче разрешения противоречий между государств ом и гражданским обществом. Назовите темы нескольких своих выступлений в этой программе и дайте обоснование их в свете изученного материала и наблюдений за развитием событий в стране и за рубежом.

3. Как бы вы реформировали полосу «Происшествия» в газете «Коммерсантъ», если бы вас пригласили туда работать с этой целью? Представьте в письменном виде ваши предложения и попытайтесь обосновать их с позиций изученного материала и анализа событий, происходящих в мире.

Пакет заданий подготавливается преподавателем заблаговременно и учитывает все аспекты пройденного материала.

Ш. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Наименование

тем и разделов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоятельная работа

семинары

Итоги развития земной цивилизации к третьему тысячелетию нашей эры

Социум на изломе тысячелетий

ХХI век: население Земли ищет адекватные ответы на глобальные вызовы современности

Актуальные проблемы российской действительности

Российская действительность на изломе тысячелетий

Глобальные проблемы планеты и внутренние проблемы России: характер связи в настоящий период

Роль средств массовой информации в поисках адекватных ответов на вызовы современности

Место журналистики в преодолении кризисных ситуаций общественного развития

Основные задачи жур-налистики в условиях преодоления кризисных ситуаций

Факторы, обеспечивающие действенное участие СМИ в решении актуальных проблем современности

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Формой итогового контроля является устный или письменный зачет по описанной выше методике.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Власть и человек // Политология: курс лекций. – М., 1999.

Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. – М., 1993.

Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М., 2000.

Масс-медиа второй республики. – М., 1999.

Международные принципы журналистской этики // Право и этика в работе журналиста. – Екатеринбург, 1996.

MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

, Политические конфликты // Введение в политологию: учебник. – М., 2000.

Феномен журнализма. – М., 2000.

Социальный прогресс и глобальные проблемы современности // Философия: учеб. пособие. – Минск, 2000.

Актуальные проблемы журналистики. – М., 1997.

Эволюция и технический прогресс. – Новосибирск, 1991.

Человек и машина // Вопросы философии. – 1989. – № 2.

Судьба России. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

Бестужев-Лада И. От «глобалистики» к альтернативистике // Альтернативная цивилизация: почему и какая? – Новосибирск, 1993.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Международные отношения, 1999.

Бьюкенен Патрик Дж. Смерть запада. – М., 2003.

Политическая глобалистика: учеб. пособие. – М.: Логос, 2000.

Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

Несколько строк о ноосфере // Научная мысль как планетное явление. – М.,1991.

Введение в политологию: учеб. для вузов. – М., 2000.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы // Социология. – РЖ. – 1994.

Новое мышление и мир // Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. – М., 1985.

Диалог цивилизаций: восток – запад. Третий международный философский симпозиум: тезисы докладов и выступлений. – М., 1997.

Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.

Социальная экология. – СПб., 1999.

Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии / под ред. . – М., 1997.

, Математическая модель глобальных демографических процессов. – М., 1996.

Матвеева С. Предисловие // Ахиезер: критика исторического опыта. – М., 1997.

Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. – М., 1993.

Цивилизация на переломе. Пути России. – М., 1996.

На грани третьего тысячелетия. – М., 1994.

Один мир для всех. Контуры глобального сознания. – М., 1990.

Русская цивилизация. – М., 1995.

Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. – М., 1992.

Россия в окружающем мире. – М., 1998.

Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

Альтернативный мир: модели и идеалы. – М., 1990.

Современный политический процесс в России. – М., 1998.

Россия в обвале. – М.: Русский путь, 1998.

Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1986.

Тойнби А. Цивилизация перед лицом истории. – СПб., 1996.

Мировой порядок XXI в. – М., 2001.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 3.

Фукуяма Ф. Великий разрыв. – М., 2003.

Хантингтон С. Столкновение цивилизацией? // Полис. – 1994. – № 1.

Хантингтон С. Столкновение цивилизацией. – М., 2002.

Россия в поисках себя. – М., 1998.

Этос глобального мира. – М., 1997.

Средства массовой информации играют важную роль в отражении проблем современности. Любое громкое событие освещается в СМИ и их мнения могут различаться в отношении проблемы. Журналистика является оперативным видом деятельности, что значит, события уже тяжело скрыть, появляются новые технические устройства, усиливающие мобильность.

Целью того или другого издательства - это привлечение внимания к общественной проблеме. В эпоху глобализации массмедиа, изменились традиции информационно-коммуникативного процесса, формируя новую реальность в социуме, прибегая к электронным носителям. Важную роль массмедиа играют в отражении политических процессов, создавая мнение о государстве, политике, политической деятельности страны.

Что же такое глобализация? Я понимаю это слово в широком смысле как всемирный процесс интегрирования и унификации в различных областях социальной жизни, будь они политическими, экономическими или религиозными. С точки зрения коммуникации - это взаимосвязь и взаимозависимость, приводящая к усилению какой- либо тенденции в мировом сообществе, но такие процессы немыслимы, если нет развития массовых коммуникаций. Сегодня благодаря средствам массовой коммуникации мы можем быстро преодолевать как пространственные, так и временные рамки информационного пространства.

Человечество ощущает принадлежность к некоторому глобальному обществу, потому что потребитель информации качественно изменился. Он не наблюдатель, а активный пользователь. Таким образом, общество включается в информационные процессы, можно утверждать, что происходит социальная интеграция.

Массмедиа создают идеологию, которая становится их стратегией. Идеология подпитывает постоянный интерес публики. Так, существуют каналы, которые показывают новости 24 часа в сутки.

Граница между потребителем и производителем продукции становится весьма размытой: появляется обратная связь, создаются виртуальные сообщества, не зависящие от пространства и времени, широкие слои общество могут одновременно обсуждать одну проблему. Масс-медиа кодирует информации, а не просто дает потребителю. Большая часть событий будет восприниматься как происходящая на самом деле, если о ней говорят в СМИ.

Применительно к традиционной журналистике глобализация определяется как концентрацией капитала в национальном масштабе, так и созданием международных медиа-концернов, объединяющих информационные предприятия двух или даже нескольких стран.

В информационно развитых обществах оба проявления существуют параллельно друг с другом, хотя в настоящее время все более становится заметной тенденция к корпоративному слиянию отдельных медиа-предприятий, находящихся в разных странах, в единые информационные холдинги. В западных странах этот процесс настолько активизировался, что есть основания говорить уже о формировании ярко выраженного механизма воздействия со стороны наиболее крупных медиа-предприятий.

Так, крупнейший в мире информационный концерн «Ньюс интернэшнл» («News International»), возглавляемый американским магнатом Р.Мэрдоком, объединяет десятки периодических изданий, радио- и телекомпании, предприятия киноиндустрии, издательства на пяти континентах, демонстрируя, таким образом, пример существования многомерной собственности в информационной сфере (cross-media ownership). В структуре концерна существуют медиа-холдинги, которые включают в себя информационные предприятия, действующие в различных странах. Например, в Великобритании функционирует «Ньюс Корпорэйшн» («News Corporation») --дочерняя структура концерна, которая объединяет целый ряд национальных ежедневных и воскресных газет.

Приведенный пример отчетливо подтверждает, в каком направлении развивается стратегия информационного бизнеса в современном мире. Глобализация в данном случае представляет собой не просто увеличение числа СМИ, существующих в рамках одного экономического и финансового объединения. Во-вторых, информационный бизнес черпает инвестиции из других предприятий, находящихся в ведении медиа-магнатов. Закономерно, что многие собственники СМИ за рубежом не ограничивают свой бизнес только интересами в области журналистики, но стремятся контролировать банковскую, страховую, туристические и другие сферы, которые гарантируют стабильные доходы. Таким образом, глобализация информационного пространства в современном мире не существует сама по себе, но затрагивает различные направления деятельности и представляет собой сложный процесс конвергенции политических и экономических интересов. массовый информация глобализация слияние

В принципе схожая тенденция наблюдается в рамках российского информационного пространства. Последнее десятилетие в нашей стране также характеризуется процессом концентрации капитала и собственности в сфере журналистики. Особенности формирования и тенденции развития медиа-холдингов, созданных при личном участии Б. Березовского, В. Гусинского и других собственников СМИ подтверждают привычную типологию этих процессов, сформированную в мировой практике. Нельзя, правда, не признать, что отечественный информационный бизнес проходит стадию концентрации собственности в национальном масштабе и пока не вышел на международный уровень. Однако можно предположить, что это рано или поздно произойдет ввиду значительного экономического потенциала России, обеспечивающего большие финансовые запасы.

Как и применительно к зарубежной практике, невозможно воспринимать процесс глобализации в российской информационной сфере только с одномерных позиций. Это сложное и во многом еще не отрегулированное правовыми нормами явление всецело отражает современную ситуацию в стране: формирование политической и экономической элиты.

Сегодня есть основания говорить о рецидивах прежнего одностороннего мышления, которое демонстрируют нынешние владельцы информационных компаний. Это проявляется в их стремлении занять жесткую позицию по тому или иному дискуссионному вопросу, нежелании организовывать полемику на страницах своих СМИ, привлечь к обсуждению вопросов широкую аудиторию.

Применительно к западной журналистике такие ситуации встречаются крайне редко, что во многом обусловлено историческими особенностями ее существования. В зарубежных условиях СМИ формировались (и продолжают существовать) как независимый от государства политический и социальный институт и воспринимались в массовом сознании в качестве «сторожевого пса» демократии, защищающего общество от посягательств государства на права и свободы граждан. В России положение журналистики с самого начала было принципиально иным: появление СМИ в начале XVIII в. было санкционировано верховной властью, и вся деятельность журналистики в последующие столетия всецело зависела не от законодательных приоритетов, а от личных политических интересов высших государственных деятелей. В этом отношении положение журналистики в советский период истории во многом явилось воплощением традиционных ориентиров власти, чье единоличное вторжение в информационную сферу (на уровне жесткой субординации между партийными органами и редакциями) формировало одномерное восприятие обществом всех основных явлений действительности.

Сложившаяся ситуация отчетливо иллюстрирует, что глобализация информационного процесса, которая во многом носит универсальный характер, применительно к отдельно взятой стране неизбежно аккумулирует в себе особенности ее национального развития, утвердившийся в данном обществе историческим путем уровень плюрализма, свободы слова, традиционную степень вмешательства государственных и политических институтов в положение журналистики. Эти и другие факторы нельзя не принимать во внимание при рассмотрении стратегических перспектив развития процесса глобализации в информационной сфере.

Наряду с этим на повестку дня встает еще один важный вопрос: возможно ли в условиях современной глобализации информационного бизнеса сохранение «лица» каждой национальной журналистики? Под воздействием технологических новаций медиа-процессы в различных странах неизбежно унифицируются, влияя на содержание СМИ. Значительный объем информации поступает в СМИ через многочисленные информационные агентства, Интернет и без изменений появляется на страницах газет, звучит по радио и телевидению и т.д.

Для российской журналистики «проблема унификации» выглядит сложной и по причине прямого заимствования зарубежных информационных моделей, которые утвердились сегодня в практике телевидения, отдельных периодических изданий. Это стало следствием финансирования этих СМИ иностранным капиталом, что, в свою очередь, повлекло за собой заимствование, а подчас попросту калькирование информационных подходов, непривычных для отечественного восприятия. Российские журналисты, кроме того, в большинстве своем достаточно плохо представляют национальный исторический опыт в сфере журналистики, утвердившиеся в дореволюционное, а потом советское время успешные содержательные приемы и методы функционирования СМИ.

Следует признать, что аналогичная проблема не исключительна для России, а существует и во многих других государствах, аудитории которых находятся под влиянием американской массовой культуры. Современный исследователь журналистики Д.Маквейл утверждает, что эта ситуация порождает «культурный дисбаланс» в сознании граждан того или иного общества, она являет собой так называемую «транснационализацию», при которой в сознание людей насильно внедряются чужеродные ценности. Отсюда и требование, звучащее время от времени в публичных дискуссиях политиков, деятелей культуры, журналистов, о необходимости разработки и внедрения жизнь мер, санкционированных органами государственной власти и направленных на ограничение «чужого» информационного воздействия. Ставится вопрос, в частности, о ведении квот на иностранные телепрограммы с целью защиты своих производителей информации.

В законодательстве развитых зарубежных стран эти требования учитываются. К примеру, в канадском информационном праве, определяющим развитие радио и телевидения, специально оговаривается важность «национального фактора». Приоритет отдается своим программам, кроме того, подчеркивается важность пребывания радио- и телекомпаний в собственности граждан, имеющих канадское гражданство. В Великобритании Законы о телерадиовещании 1954 г., а затем и 1990 г. отдельно оговаривали целесообразность сохранения «необходимых пропорций» между своими и зарубежными программами, с которыми знакомят слушателей и зрителей. Законодательство Германии в области информации также содержит требование о «соответствующем объеме собственной медиа-продукции.

При этом документы, принимаемые на уровне Европейского парламента, подчеркивают значимость свободной передачи информации и гарантируют соответствующие права ее продуцентам -- в полном соответствии с общими принципами существования и развития личности в западном обществе. В 1990-е гг. появился целый ряд меморандумов, составленных комиссиями Европейского сообщества, которые акцентируют внимание на важности отстаивания либеральных ценностей в ходе создания и передач и информации. Это подразумевает под собой «свободу слова без границ», отсутствие какого-либо регулирования в рамках передачи информации на уровне европейских законодательных институтов. Как совместить данное требование с формулировками законодательных актов отдельных стран, остается не совсем ясным.

Все сказанное выше подтверждает, что проблема сохранения национального информационного пространства в условиях глобализации остается актуальной. Ее решение возможно не только на основе законодательного обеспечения, но и при условии осознания самой журналистикой важности следования традициям своих стран в информационной сфере, которые накоплены за весь предшествующий период их развития.

Традиция, как универсальная форма и механизм сохранения социальной преемственности, является одновременно фундаментальной категорией исторического развития и позволяет выработать цивилизационную модель национального развития. Традиция выступает в качестве духовного основания культуры и вместе с тем важнейшего алгоритма сохранения общественных ценностей, являющихся значимыми для формирования «лица» нации. Традицию также можно воспринимать как проявление определенных стандартов (шаблонов) в образе мышления и повседневных действиях, вовлекаемых в свою орбиту и большие социальные группы, и индивидов. С учетом этого традиция являются носителем социальной памяти, которая воспроизводит эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям дальнейшего развития общества.

Информационную среду вообще и журналистику в частности нельзя рассматривать в отрыве от исторической реальности, накладывающей существенный отпечаток на ее повседневное развитие. Информационная среда развивается в полном соответствии с культурно-историческим опытом общества, его ценностными ориентирами. Это означает, что сегодня для формирования массового интереса к СМИ необходимо учитывать традиционные и устоявшиеся формы их взаимодействия с аудиторией. Игнорирование этого фактора может привести к негативным последствиям для существования и перспективы самих СМИ.

Как любая традиция, которая модифицируется в зависимости от конкретной политической ситуации, формы взаимодействия журналистики с аудиторией также могут подвергаться определенной трансформации в результате изменения окружающих реалий. Однако важно учитывать их типологические проявления, сформированные под воздействием менталитета нации как очень устойчивого проявления, мало изменчивого под воздействием конкретных обстоятельств.

Наиболее ценностным проявлением менталитета любого общества является культурная традиция (а на практике -- совокупность традиций, учитывая многомерность общественного развития), которая оказывает серьезное воздействие на мысли и действия больших социальных групп. Эта традиция явным или инспирированным образом побуждает людей следовать морально-этическим нормам и ценностям, сформированным в обществе.

Одной из особенностей российского менталитета всегда было своеобразное коллективистское начало, сформированное под воздействием социально-бытовых условий существования общества. По этой причине в СМИ никогда не присутствовали мнения только мнения профессиональных журналистов, отечественная журналистика всегда была сильна формированием «широкого мнения», что особенно ярко воплотилось в ее содержании в советский период. Отсюда и появление на страницах газет многочисленных писем, особые методы взаимодействия с читателями (например, «круглые столы») и т.д. Сегодня эти некогда устойчивые формы журналистской работы практически исчезли из содержания многих периодических изданий, что, на наш взгляд, ослабляет массовый интерес и доверие к СМИ.

Итак, в эпоху глобализации роль массмедиа повышается. Во-первых, процессы глобализации дали большие возможности способов доступа и обмена информацией. Во- вторых средства массовой коммуникации приспосабливаются к новому способу контроля, учитывая разные способы воздействия, ставится вопрос о последствиях глобализации масс-медиа.

Проблем действительно стало больше в минувшем столетии. ХХ век признан веком мировых потрясений. Над планетой впервые нависла угроза полного уничтожения в результате применения Распространение таких болезней, как рак и СПИД, различные виды гриппа, продукты с ГМО, истончение резкое увеличение населения Земли, падение нравственности...

Да, многого из перечисленного раньше не существовало, но было немало других проблем, которые порой просто не становились известны за пределами определенного города или государства. Актуальные проблемы своего времени описывали мыслители, писатели, философы прошлого. Эпидемии, голод, отсутствие гигиены, восстания, войны, гонения… Однако в настоящее время можно наблюдать то же самое плюс беды современности. Победив чуму и оспу, человечество приобрело массу новых неизлечимых заболеваний. Победив голод в развитых странах, человечество практически закрыло глаза на голодающее население Наделив граждан правами и свободами, правительство страны может в любой момент отправить их в горячую точку очередного военного конфликта.

Надо заметить, что актуальные проблемы современности носят глобальный характер - пожалуй, это пугает больше всего. От их решения зависит жизнь всего человечества, а не какой-то отдельной части населения. обеспокоены сложившейся ситуацией, однако надежды на ее улучшение пока призрачны. Особенность глобальных проблем в том, что для их решения требуется продуктивное взаимодействие всех стран и народов, деятельность в одном направлении, с одной целью. На данный момент такого не наблюдается. Политические распри отодвигают на дальний план вопросы здоровья и жизни миллиардов людей. развитие промышленности, катастрофические нарушения экологических норм медленно, но верно ведут планету если не к гибели, то к большим потрясениям. Актуальные проблемы обсуждаются политиками, экономистами, экологами, психологами, духовными лидерами и т.д., выдвигаются готовые теории, которые нет возможности реализовать на практике. Не это ли и есть самая большая беда современности - невозможность или нежелание действовать сообща на благо всей цивилизации?

Помимо глобальных проблем, в каждой стране существуют свои актуальные проблемы. О бедах России писали еще великие классики, однако с тех пор забот меньше явно не стало, а лишь прибавилось. Каждая смена политического режима несет с собой массу проблем, которые не решаются вплоть до новой революции или переворота.

Вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать» остаются всегда жизненными и открытыми. Сейчас, как никогда, требуют скорейшего решения актуальные проблемы экономики, политики, социальной и духовной сферы, образования, здравоохранения, под угрозой национальная безопасность России. Неудивительно, что большую часть российского народа не особенно волнуют глобальные проблемы, потому что насущных забот более чем достаточно.

Но насколько лучше с этим обстоят дела в других развитых странах? Призрак экономического кризиса держит всех в напряжении, в некоторых государствах уровень безработицы достиг рекордных значений, страны сотрясаются от политических скандалов и военных переворотов, то и дело в новостных сводках появляется информация о массовой гибели людей в мирное время.

Не нагнетают ли СМИ обстановку? Возможно, просто жизнь ускоряется, это закономерный этап развития цивилизации. И если не случится человечество просуществует еще долго, и через несколько десятилетий либо столетий так же будут изучаться актуальные проблемы, которые станут еще более ужасающими. Не исключено, что в России снова случится государственный переворот, а вопросы останутся прежними. История развивается по своим законам…

План работы:

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные тенденции развития культуры XX века

1.1 Гуманизация культуры

1.2 Развитие науки

1.3 Космизм - как явление современной культуры

2. Кризис современной цивилизации и культура

3. Основные проблемы современности, их отражение в культуре

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке, что говорит о многозначности скрывающихся за ним значений. Культура -- это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Всё, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Существуют разные национальные и исторические традиции, которые причудливо переплелись в современном облике культуры, определяя содержание представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.

Многообразие ликов современной культуры, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не скрывает сущностных моментов развития мировой культуры. Происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Современная культура едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур.

Двадцатый век продемонстировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но и во все большей степени - материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявится в полной мере именно в нашем столетии. Поэтому актуальные проблемы современности неизбежно отражаются в культуре, влияют на ее развитие. Раскрыть тему «Культура и актуальные проблемы современности» - цель моей курсовой работы.

1. Основные тенденции развития культуры XX века

1.1 Гуманизация культуры

Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века, и того, что достигло человечество к концу XX в.

В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Гуманизм -- достаточно многообразное понятие. Суть современного гуманизма заключается и его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Это не элитарный, а демократический гуманизм.

Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных «мирах» современного общества -- экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.). идеи, выработанные во Франции в далекую эпоху революции, принимаются сейчас в качестве идеала всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций.

В русле гуманистического движения возникают различные программы «человеческих отношений», «генома человека», все активнее заявляют о себе требования гуманизовать культуру, дополнить научно - техническую революцию моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия.

Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисцентических, иррационалистических и даже мистических концепций, включая и философские системы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннего личностного мира человека.

1 .2 Развитие науки

Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система -- наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что паука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX -- начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.

Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.

Техногенное отношение к природе -- как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.

1.3 Космизм - как явление современной культуры

Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XX в. ощущения космичности своего бытия.

Космизм -- уникальное, интереснейшее явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего тысячелетия. В работах известных космистов В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, П. Тейяра-де-Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укорененной во всеобщем, в целом.

Основные идеи новой космической культуры следующие.

Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражаемся новое качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.

Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами к потребностями конкретных людей. С их точки зрения, гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы.

С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти идеи были развиты выдающимся русским: мыслителем, ученым-естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимии и биогеохимии, -- В. И. Вернадским.

Основной труд В. И. Вернадского -- «Научная мысль как планетное явление» -- отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологическому, биогенному, социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние -- ноосферу (от слова «ноос» -- разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.

Причины возникновения и сущность ноосферной культуры в следующем.

Появление ноосферы связано прежде всего с реальным процессом экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные стихии: вода, земля, воздух -- захвачены человеком.

Важнейшее основание для возникновения ноосферы -- объединение человечества. Для В. И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближают людей; научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению.

Главной же причиной создания ноосферы является наука, становящаяся мощнейшей геологической и космической силой.

2. Кризис современной цивилизации и культура

Культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Через армию стандартная модель мегамашины передавалась от культуры к культуре, начиная с эпохи древних царств. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни, навязанные ему социумом, и перестает жить самобытной свободной жизнью. «Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного бытия, порождает бессубъектные социокультурные формы..

В XX в. полностью обнаружились кризисные явления современной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате-возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность наших общественных условий. Насколько верно, что организованное общество является предпосылкой и повременно следствием культуры, настолько очевидно также, что на определенном этапе внешняя организация общества начиняет осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало.

Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации на первых порах дает блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее проявляется ее сдерживающее воздействие на производительное начало. Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централизации управления».

В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.

В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон, считают сциентисты, способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, -- экономические, политические, моральные и т.д.

Сциентисты утверждают: науке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. При этом не все в мире -- наука. Например, существуют сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала всевозможные кризисы: экономический, экологический, национальный. Он утверждает: «Наука -- чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал Ч. П. Сноу: «...На одном полюсе -- художественная интеллигенция, на другом -- ученые, и как наиболее яркие представители этой группы -- физики. Их разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и вражды, но главное, конечно, непонимание. У них странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем лее пещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств».

Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной.

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития.

С другой стороны, радикальным образом разрывается представление о необратимости и нарастании общественного прогресса. Со времен бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под вопрос. Новый дух времени вызывает скептическое отношение к возможностям научного знания, точные науки уже не считаются главными. Отсюда н посетившее человечество чувство бессилия перед вызванными ими неуправляемыми силами научно-технического прогресса, которое во все более яркой форме отражается в пессимистической философии экзистенциализма, где существование человека носит трагедийный и безысходный характер.

3. Основные проблемы современности, их отражение в культуре

В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово «глобальный» произошло от латинского «globus», что значит «земной шар». К первоочередным из них относятся:

¦ преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды, уменьшение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект, возникший в результате повышенного содержания углекислот газа в воздухе, и т.д.);

¦ предотвращение войны с применением оружия массового поражения (термоядерного, химического, биологического), создание безъядерного ненасильственного мира;

¦ преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом (развивающиеся страны);

¦ нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.

Причины возникновения глобальных проблем в следующем.

Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Зримым, грубым их проявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку, на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ... Все оказались участниками единой исторической драмы. В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что индивидуализировало и определенным образом разделяло людей: границы, политические пристрастия, национальные особенности. Выдающийся русский мыслитель Н. Бердяев писал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек, может быть разодран в клочья».

Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. За последние сто лет промышленное производство планеты приумножилось более чем в пятьдесят раз, при всём этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 триллионов долларов, в ближайшие полстолетия может увеличиться еще в 5--10 раз. Воздействия человека по своим последствиям сейчас сопоставимы с самыми грозными силами природы. Еще К. Э. Циолковский считал, что будущее человечество полностью перестроит нашу планету и станет в дальнейшем силой, преображающей Космос. Сейчас же человек, обладая мощью планетарного масштаба, похож на ученика чародея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.

Поэтому, в-третьих, одной из причин возникновения глобальных проблем является неравномерность развития стран и культуры. Экономическая и политическая взаимозависимость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Между тем люди, потребляющие и использующие информацию, не просто леи пут в разных странах с различным политическим строем, с точки зрения достигнутого ими уровня развития, они обитают в разных исторических культурных эпохах. Родоплеменная община из бассейна Амазонки или Тропической Африки, едва вышедшая из каменного века, находится на расстоянии всего нескольких часов полета от мыса Канаверал или Байконура, откуда человек стартует в Космос. Поэтому понятно, почему мировое сообщество столь сильно озабочено проблемой ядерного терроризма и выступает против распространения ядерного оружия.

В сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты различных культур. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Существует понятие функциональной неграмотности: люди, завершив школьное обучение, приходят на производство, но не могут понять содержание примитивной письменной инструкции, сделать простые расчеты, заполнить необходимые бланки. Функциональная неграмотность -- бич цивилизации и культуры второй половины XX в. По официальным данным, в США насчитывалось 22 миллиона функциональных неграмотных, во Франции -- 3 миллиона, а в целом в странах ЕЭС -- 15 миллионов человек. Мировая система образования не успевает за изменениями, происходящими в мире. Научно-техническая революция с ее интеллектуализацией труда, заметными переменами в структуре производства, с информационным взрывом и т.д. изменила представление о тех личностных чертах, которые должны воспитываться в системе образования. Необходимо отметить, что все глобальные проблемы современности взаимосвязаны, и их изолированное, по отдельности, решение невозможно. Нельзя, например, обеспечить экономическое возрождение слаборазвитых стран без предотвращения нарастающего загрязнения окружающей среды. Иначе экономическая катастрофа на планете неизбежна.

Человек может решить стоящие перед ним глобальные проблемы Например, самая страшная угроза человечеству последних десятилетий угрем термоядерной войны между сверхдержавами в значительной мере ослабла и не является главенствующей в списке глобальных проблем. Это Связано во многом с теми изменениями, которые происходят в России.

Решение глобальных проблем возможно при осознании истоков, остроты и масштабов, негативных последствий накопления «критической массы» этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы мира едины в своих интересах. Выживание человечества возможно лишь путем отказа от насилия в политике и международных делах, создания безъядерного мира и утверждения общечеловеческих ценностей, их приоритета над классовыми и национальными интересами.

Решение глобальных проблем возможно при обязательном переходе к устойчивому развитию человечества. Экономическая деятельность и интенсивное освоение природы, демографические процессы и освоение космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий контроль цивилизации. Удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей не должно происходить путем лишения такой возможности для будущих поколений.

Заключение

Таким образом, подводя итоги сказанному можно сделать следующие обобщающие выводы.

Культура -- это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. На современном этапе происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но и во все большей степени - материального производства.

Основные тенденции развития культуры XX века: гуманизация культуры, которая проявляет себя в различных «мирах» современного общества -- экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д.; другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система -- наука; еще одна тенденция - возникновение в космизма -- уникального явление современной культуры. Основные идеи космической культуры следующие: идея активной эволюции, в которой выражаемся новое качество взаимоотношений человека и природы; во-вторых, забота о космическом целом с нуждами, запросами к потребностями конкретных людей.

Культура XX в. отразила тот кризис, в который входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры.

В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. К первоочередным из них относятся: преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности; предотвращение войны с применением оружия массового поражения; преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом; нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.

Решение глобальных проблем возможно на путях «нового гуманизма», который требует революции человеческих качеств. Человеку следует отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии покорения природы и сосредоточения на ином - на сохранении и воспроизведении жизни во всех ее формах. Право на существование имеет все живое, а не только лишь человек.

Литература

1. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996 г.

2. Культурология. Основы теории и истории культуры: Уч. пособие /Под ред. проф. И.Ф.Кефели.-СПб: «Специальная литература»-1996,-590 с

3. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных

заведений. Ростов - на - Дону: Издательство «Феникс», 1998.

4. Учебный курс по культурологи. Ростов - н/Д.; Издательство «Феникс», 1996 г.

5. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова и др. СПб., 1995.

6. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. - Брянск, 2000 г.

7. Радугин А.А. Философия. - М. Издательство «Центр», 2002 г.