Что такое "Южный поток"? Проект "Южный поток". Работы по газопроводу «Южный поток» будут возобновлены

Почему по этому поводу нет радостных статей в западной прессе? Не то чтобы совсем нет, но статейка в New York Times о том, что Путин потерпел политическое фиаско с Южным Потоком выглядит как-то сиротливо и не очень убедительно.

В Анкаре прошло заседание Совета сотрудничества высшего уровня между Российской Федерацией, которую представлял Владимир Путин, и Турцией, возглавляемой президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. По итогам встречи Россия и Турция подписали восемь документов, в частности — соглашение о том, что Россия вскоре увеличит поставки газа в Турцию на 3 млрд куб. м в год со скидкой 6%, сообщает РИА «Новости». Также Путин сообщил на пресс-конференции, что проект «Южный поток» временно заморожен из-за позиции Болгарии.
«С целью удовлетворения растущего спроса турецкой экономики на энергоресурсы достигнута договоренность о расширении «Газпромом» мощностей трубопровода «Голубой поток», — сказал Путин.
По поводу строительства «Южного потока» президент России сказал, что РФ останавливает проект. «С учетом того, что мы до сих пор не получили разрешения Болгарии, мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию данного проекта».


Президент Путин заявил, что отказ ЕС одобрить «Южный поток» сделал проект неэффективным. Он также обрисовал, как теперь пострадает Европа.
«По его словам, часть российских энергоносителей будет перенаправлена на другие рынки. Болгария станет терять плату за транзит газа (400 млн евро в год), ей следует требовать компенсации от Брюсселя», — говорится в статье.
Ссора с ЕС из-за газопровода связана с битвой за влияние на Украине — с конфликтом, из-за которого Москва порвала с Западом, поясняют журналисты.
Ещё этим летом Путин заявлял, что если Южному потоку не будет дан зелёный свет, то проект пойдёт по альтернативному маршруту. Теперь становится очевидным, что это не было блефом.

Как стало известно накануне, «Газпром» вместо «Южного потока» планирует повернуть трубу в сторону Турции, которая может стать крупнейшим посредником по продаже российского газа. Путин сообщил, что, во-первых, будет увеличена мощность газопровода «Голубой поток», во-вторых, «Газпром» создаст на турецкой территории на границе с Грецией дополнительный газовый хаб.
Британская пресса смотрит на произошедшее событие не так радужно как американская.
«В форме соглашения с Турцией о газопроводе Путин объявил газовую войну Европе», — утверждает в заголовке The Times. «В понедельник Кремль включил свою газовую дипломатию на полную катушку, отменив строительство газопровода стоимостью 25 млрд фунтов, который должен был соединить Россию с Южной Европой, и заменив его новым маршрутом через Турцию, который теснее привязывает Анкару к Москве».

Что это означает для Евросоюза:
1. Газопровод в Европу в обход территории Украины всё равно будет построен.
2. Кормить Украину придётся всё-таки им, а не России.
3. Никаких уступок на переговорах по Украине из-за транзита газа через её территорию больше не будет.
4. Турция получает рычаг давления на Евросоюз в виде контроля за поставками газа в Южную Европу.

Что это означает для России:
1. Обходной маршрут транспортировки газа в ЕС без транзита через территорию Украины.
2. Дальнейшее налаживание отношений и связей с Турцией.
3. Позиция Турции в Сирийском конфликте. Как минимум позиция Турции станет нейтральной, а как максимум Турция постепенно избавится от лагерей подготовки “повстанцев” сирийской оппозиции на своей территории. Напомню, что недавно Турция подверглась серьёзной критике со стороны США за отказ предоставить свои базы для проведения бомбардировок ИГИЛ на территории Сирии и неучастие в поддержке курдских повстанцев, обороняющих город Кобани, находящийся в пределах прямой видимости от Турецкой границы.
4. Отказ Турции от поддержки планов строительства газопроводов из стран персидского залива через территорию Сирии и Турции в Европу. Эти планы активно продвигаются Катаром и являются одной из причин разжигания гражданской войны в Сирии, отказавшейся предоставить свою территорию для строительства транзитного газопровода в Европу.

Другими словами – США и ЕС удалось сорвать план “А” Путина, но взамен они получили план “Б”. Действительно ли он для них лучше чем был предыдущий?!

Россия в ближайшее время возобновит работы по проекту газопровода «Южный поток». Об этом пишет болгарское издание Standart со ссылкой на источники в правительстве Болгарии. ЮП — газопровод в Европу, который « » с европейскими партнерами планировал построить в обход Украины, чтобы снизить транзитные риски. Труба мощностью 63 млрд кубометров в год должна была быть проложена по дну Черного моря от Анапы до болгарской Варны, а затем по суше до австрийского Баумгартена, где находится газовый хаб.

Однако 1 декабря 2014 года Россия внезапно заявила, что отказывается от проекта и будет строить другую трубу, через Турцию («Турецкий поток»).

Президент России тогда говорил, что отказ от «Южного потока» связан с позицией Еврокомиссии.

ЕК на протяжении нескольких лет тормозила проект, не выдавая разрешения, мотивируя это тем, что «Южный поток» не соответствует европейскому антимонопольному законодательству. В частности, речь шла о так называемом Третьем энергопакете Евросоюза, запрещающем одной и той же компании поставлять газ и заниматься его транспортировкой.

Как пишет Standart, болгарский премьер-министр Бойко Борисов «получил сигнал» из России о скором возобновлении работ по ЮП. Объясняется такой ход российской стороны тем, что отношения России с Турцией сейчас обострились и проект «Турецкий поток» оказался на грани срыва. С другой стороны, тормозится и реализация другого газопроводного проекта — «Сила Сибири» (по этой трубе российский газ должен поставляться в Китай). Это связано с рецессией китайской экономики. Таким образом, новые маршруты поставок российского газа как на Запад, так и на Восток сейчас под вопросом.

В российском Минэнерго «Газете.Ru» сказали, что позиция России по поводу «Южного потока» не менялась.

Член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев говорит, что «Южный поток» действительно нужен, поскольку у «Газпрома» есть долгосрочные обязательства перед европейцами о надежных и бесперебойных поставках российского газа.

«После заявления Украины о полном отказе от импорта нашего голубого топлива риски в отношении транзита газпромовского газа через украинскую территорию кратно возросли», — указывает эксперт.

Украина не закупала российский газ в третьем квартале прошлого года, не удовлетворившись ценой. В четвертом квартале закупки возобновились, однако в конце ноября Киев вновь их прекратил.

В воскресенье премьер-министр Украины заявил, что и в новом году украинский «Нафтогаз» импортировать топливо из России не собирается: цена, установленная «Газпромом», составляет $212 за 1 тыс. кубометров, в то время как газ из Европы стоит $200.

Касаев напоминает, что действующий российско-украинский транзитный договор истекает в конце 2019 года, а договоры «Газпрома» с рядом государств Евросоюза заключены до 2035 года (и даже на более длительный срок). В сложившейся ситуации, по словам эксперта, мог бы помочь другой новый проект «Газпрома» — «Северный поток - 2», но ввод этого проекта в строй может затянуться, что не на руку ни «Газпрому», ни европейцам. Кстати, в понедельник агентство RNS со ссылкой на сайт госзакупок сообщило, что российская монополия отменила тендеры на закупку более чем 400 км труб для СП-2.

В свою очередь, «Южный поток» может быть оперативно запущен, ибо часть необходимой инфраструктуры уже есть.

«Камень преткновения — Третий энергетический пакет, но и здесь есть важный нюанс, — говорит Касаев. — При острой необходимости еврокомиссары, пожалуй, могут вспомнить, что в одной из директив Третьего энергопакета содержится важное положение, заключающееся в том, что, если есть рыночный спрос на мощности, операторы газотранспортной системы (ГТС) обязаны их профинансировать и построить».

Фактически это означает, что операторы ГТС стран Юго-Восточной Европы должны предоставить «Газпрому» новую транспортную инфраструктуру, которая будет включать в себя наряду с неиспользуемыми действующими мощностями магистрали, которые нужно соорудить.

Кстати Standart пишет, что возрожденный «Южный поток» будет соответствовать Третьему энергопакету, в частности, проект будет укладываться в план строительства Балканского газораспределительного хаба, а этот проект без российского газа невозможен.

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач указывает, что именно этот вариант выглядит вероятным, так как в этом случае дальнейшую инфраструктуру на суше будет строить уже Болгария (либо кто-то еще из европейских участников). «Так, «Северный поток - 1» и газопроводы с норвежского шельфа не подпадают под действие Третьего энергопакета, а ведь они тоже выходят на европейскую территорию, — поясняет Гривач. — Под регулированием оказываются уже их сухопутные продолжения».

Однако строить четыре нитки «Южного потока», как это предполагалось изначально, по словам эксперта, может оказаться нецелесообразно. «Для этого нужны гарантии потребителей», — отмечает Гривач.

А для обеспечения обязательств по поставкам в Болгарию, Турцию, Грецию и Македонию, которые останутся у «Газпрома» после истечения срока транзитного контракта с Украиной, достаточно будет одной нитки, уверен Гривач. «Возникает вопрос: не проще ли договориться с Украиной? — говорит Эльдар Касаев. — Нет, поскольку у европейцев после российско-украинских «газовых войн» 2006, 2009, 2014 годов, незаконного отбора российского топлива и в связи с нынешней политико-экономической ситуацией на Украине возникли серьезные сомнения в надежности транзита по этому направлению».

«Все работали по плану. Были проблемы в Болгарии, но все силы были направлены на то, чтобы получить разрешения на строительство до 1 апреля 2015 года, – вспоминает человек, близкий к одному из акционеров «Южного потока». – И вдруг в понедельник вечером пришла новость». Во время визита в Турцию президент Владимир Путин заявил, что проект «Южный поток» закрыт – нет разрешения от Болгарии. А предправления газового концерна Алексей Миллер тут же подписал соглашение о строительстве газопровода такой же мощности, как «Южный поток» (63 млрд куб. м в год), только до границы Турции и Греции.

Еще в июне Миллер заявлял: «Запретить нам строить «Южный поток» никто не может, поэтому строительство будет продолжено». Но такой человек нашелся. Решение об остановке «Южного потока» принимал лично Владимир Путин, уверяют сразу несколько человек, знакомых с деталями проекта. И даже больше: решение созрело давно – нужно было только найти альтернативу.

Но до турецкого гамбита Путина «Газпром» не вел никаких консультаций о завершении проекта с его иностранными акционерами, уверяют Forbes два человека в двух компаниях-акционерах South Stream Transport (оператор морской части «Южного потока»).

По их словам, пока никаких новых вводных от «Газпрома» не поступало. «У нас нет понимания, будут ли нужны («Газпрому») старые акционеры. Как дальше сложится ситуация? – размышляет один из них. – Будет ли компенсация или продажа, неизвестно».

А тем временем весь мир гадает, почему иссяк «Южный поток» и навсегда ли. «У проекта были финансовые проблемы», – говорят одни эксперты. «Россия просто шантажирует Европу, а на самом деле построит этот газопровод», – считают другие. «Проект остановили из-за наших санкций», – уверены представители Белого дома. «Россия только прикрылась Болгарией, а на самом деле «Южный поток» не выгоден из-за падения цен на углеводороды», – считают европейские комментаторы. Forbes выяснял, что помешало «Южному потоку».

Газопровод и санкции

«Газпром» – основной владелец структур, занимавшихся строительством газопровода «Южный поток». Для строительства морской части была создана компания South Stream Transport, где 50% – у «Газпрома», 20% – у Eni, по 15% – у EDF Group и Wintershall AG. В каждой из стран, по территории которых должен был пройти «Южный поток» (Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Италии), также созданы совместные предприятия. На начальном этапе морская и сухопутная (европейская) части «Южного потока» оценивались в €16,6 млрд, а российская (нужно построить дополнительно 2500 км линейных газопроводов до Анапы и 10 компрессорных станций – проект «Южный коридор») – примерно в $2,6 млрд (за последний два года эта сумма выросла на 80% до $4,66 млрд).

Все затраты на территории России на «Южный коридор» «Газпром» компенсирует за счет средств из чистого денежного потока и внутрикорпоративного (нецелевого) кредитования, объяснил Forbes человек, близкий к монополии. А схема финансирования строительства морской и европейской части газопровода предлагала вклад собственных средств акционеров только в размере 30%. Остальные 70% планировалось привлечь в виде долгосрочных кредитов кредитно-экспортных агентств, международных коммерческих банков и других международных финансовых структур.

«C организацией финансирования, несмотря на определенные сложности на финансовых рынках, серьезных проблем не было», – рассказывает исполнительный директор «РБПФ Проектное финансирование» Руслан Вазетдинов (его организация привлекалась в числе финансовых консультантов для морского участка «Южного потока»). Основные кредиторы морского участка – это иностранные агентства экспортного кредитования, которые призваны покрывать политические риски и поддерживать экспорт из своих стран, поясняет топ-менеджер. «В переговорах с этими агентствами основные условия кредитования (term sheet) были согласованы на 90 с лишним процентов», – уверяет он, подчеркивая, что переговоры о привлечении заемного финансирования были в весьма продвинутой стадии.

Если санкции и повлияли, то не критично – у финансистов стало больше бумажной работы, говорит еще один собеседник Forbes, близкий к организации финансирования.

Для привлечения заемных средств нужно было получить специальные разрешения у европейских чиновников: после введения санкций компании должны согласовывать проекты, связанные с Россией. «Пришлось даже от правительства Голландии получать подтверждение, что ни секторальные, ни финансовые санкции не препятствуют строительству «Южного потока» и исполнению своих обязательств перед поставщиками по финансированию», – рассказывает он. Основные документы были получены, уверяет собеседник Forbes, и на это ушло два месяца. За все это время, продолжает он, ни одно из иностранных агентств из переговоров не выходило – все отнеслись с пониманием к ситуации и интересам своих поставщиков.

«В отношении банковского финансирования можно отметить, что обычно одним из наиболее существенных условий предоставления именно долгосрочного проектного финансирования является успешное завершение всей разрешительной работы», – добавляет представитель консалтинговой компании WhiteWaters Павел Ачикян. WhiteWaters выиграла тендеры на оказание консультационных услуг по разработке модели денежного потока для расчета транспортного тарифа по участку газопровода «Южный поток» на территории Сербии и Венгрии, следует из итоговых протоколов конкурсов с сайта госзакупок, которые изучил Forbes.

По словам Ачикяна, в случае, если получение необходимых документов затягивается, банки, как правило, «не дают возможности провести выборки в рамках линий по проектному финансированию». Таким образом, не имея разрешений властей, а в случае с Болгарией при наличии прямого запрета строить газопровод (по рекомендации Еврокомиссии), операторы «Южного потока» не могли пользоваться проектным финансированием. Видимо, для «Газпрома» это не проблема: холдинг вообще готов обойтись без внешнего финансирования при строительстве «Южного потока», заявлял летом за несколько недель до отставки гендиректор «Газпром экспорта» Александр Медведев, не вдаваясь в детали.

В ноябре «Газпром» признал, что морской и европейский участки «Южного потока» тоже существенно подорожали (как и «Южный коридор») – с €10 млрд до €14 млрд и с €6,6 млрд до €9,5 млрд соответственно. Но член правления «Газпрома» Владимир Марков заявил тогда, что даже с учетом роста стоимости «Южный поток» входит в параметры внутренней нормы доходности, установленные компанией. По данным источника Forbes, знакомого с деталями проекта, норма доходности «Южного потока» составляет 10%.

Газопровод и нефть

Формула цен на газ включает целый ряд параметров, но главным из них можно считать привязку цены на газ к ценам на нефть, с отсрочкой в несколько месяцев. «На нефтяной индексации они сами настаивали, а могли бы распределить риски между нефтью и спотом. «Газпром» сползает в убытки: газовые цены падают следом за нефтью, объемы продаж тоже», – говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

«Газпром» предупреждал инвесторов, что в случае снижения цен на газ может пойти на сокращение инвестпрограммы, следует из проспекта облигаций (есть в распоряжении Forbes). Но на пресс-конференции накануне годового собрания акционеров «Газпрома», заместитель председателя правления монополии Виталий Маркелов заявил, что даже если инвестпрограмму будут сокращать, такие проекты, как «Сила Сибири» и «Южный поток», будут построены в первоочередном порядке. «Если цены останутся на нынешнем уровне еще на несколько недель, то «Газпром» может отложить и «Силу Сибири». При таких ценах экспорт будет убыточным», – пессимистичен Корчемкин.

При проведении предпроектных финансово-экономических работ по долгосрочным комплексным проектам проводится анализ различных макроэкономических сценариев, в том числе при низкой цене на нефть, поясняет Павел Ачикян из WhiteWaters. Цена на нефть обладает определенной волатильностью, но говорить о прямой связи между рыночной стоимостью углеводородов и экономическими результатами отдельных инфраструктурных проектов некорректно, считает он. Эти проекты окупаются не за счет продажи углеводородов, поясняет эксперт: «Источником выручки таких проектов является плата за транспортировку, размер которой согласовывается сторонами заранее. Это, в первую очередь, влияет на экономику проекта и интерес банков».

Газопроводы не строят, пока не согласован принцип расчета тарифов, – если это не Россия, где тариф определяет государство.

При этом цена на газ, как правило, – одна из составляющих тарифа на прокачку газа. Например, из-за спора о цене газа для Украины, непонятно было, сколько «Газпром» должен был платить «Нафтогазу» за транзит газа в Европу. Но даже если нефтяные цены в конечном счете повлияли бы на экономику «Южного потока», нужно учитывать, что этот проект имел политическое значение, а значит, даже несмотря на низкую эффективность, могло быть принято решение его реализовать, поясняет человек, близкий к одной из дочерних структур «Газпрома». «Исходя из финансовой ситуации по «Газпрому» в целом, могу предположить, что если бы задачу сделать такой проект перед «Газпромом» поставили, «Газпром» бы эту задачу выполнил, – у него была бы такая возможность», – добавляет собеседник Forbes.

Газопровод и политика

Путин объяснил отказ от «Южного потока» отсутствием разрешения на строительства в Болгарии. Остановить строительство своего участка газопровода Еврокомиссия попросила Болгарию летом.

«Отсутствие разрешения на строительство в Болгарии – это скорее повод, нежели действительная причина», – считает человек, близкий к переговорам.

C ним согласен человек, близкий к одному из акционеров проекта. Первоначально Еврокомиссия потребовала от Болгарии инициировать проверку тендера на строительство болгарского участка «Южного потока» из-за подозрений, что компании нарушили некоторые процедуры проведения таких конкурсов, прописанных для стран Евросоюза. Спорный тендер выиграл консорциум с участием «Стройтрансгаза». Эта компания, как и ее совладелец Геннадий Тимченко, попали под санкции США. Российская сторона пошла навстречу и заменила участника консорциума на «дочку» «Газпрома», но «Южному потоку» это не помогло.

Сами чиновники Еврокомиссии признавали, что дело не столько в конкурсе, сколько в «третьем энергопакете», по которому производитель энергоресурсов не может владеть транспортной инфраструктурой в Европе. Впрочем, правила действуют не для всех. В 2011 году конкурент «Южного потока» – газопровод TAP, который пройдет из Азейрбайджана через Турцию в Евросоюз – обратился за разрешением быть исключенным из норм «третьего энергопакета», и в начале 2013 года такое разрешение получил.

Россия много лет добивается такого исключения для себя: не помогло даже вмешательство в переговоры президента Путина. В новых политических обстоятельствах у российского проекта не было вариантов договориться о реализации проекта на равных условиях с азербайджанским ТАР, объясняет человек, близкий к одной из структур «Газпрома». «В определенный момент возникло понимание того, что сделать проект эффективным, не добившись для него исключения из норм «третьего энергопакета» в нынешней политической реальности – непосильная задача», – добавляет один из собеседников Forbes. Из-за норм «третьего энергопакета» сейчас лишь на 50% загружен газопровод Opal – отвод от «Северного потока»: «Газпром» обязан держать резерв мощности, на случай если доступ к трубе захотят получить и другие продавцы газа.

Но безальтернативное закрытие «Южного потока», строительство которого открывал Путин, – удар по имиджу и признание бесполезности затрат на российскую часть газопровода – «Южный коридор». Для подготовки альтернативы нужно было время. Сразу после того, как начались проблемы с Болгарией, между Россией и Турцией состоялось несколько встреч. Министр энергетики Александр Новак уверял, что возможность строительства «Южного потока» через территорию Турции, в случае если Болгария откажется от прокладки газопровода по своей территории, не обсуждалась. «Теоретически такая возможность есть. В первую очередь здесь нужно определиться «Газпрому» с точки зрения экономики проекта. Если такие предложения прозвучат, то можно будет вести переговоры». А в конце ноября, за несколько дней до визита Путина в Турцию, Новак сказал, что обсуждается идея расширения «Голубого потока» – газопровода, который также идет по дну Черного моря, но только до Анкары.

Формально, в случае строительства газопровода через Турцию «Газпром» сможет обеспечивать дополнительными поставками рынки Средней Азии и частично решить проблемы поставок газа на рынок Европы. «Далее за счет аренды мощностей локальных трубопроводов «Газпром» сможет направлять газ европейским клиентам, для того чтобы исполнять свои обязательства перед европейскими клиентами», – рассказывает человек, близкий к одному из акционеров «Южного потока». «Но газопровод через Турцию на практике ничего не решит, поскольку газопровод тупиковый. Он упрется в границу Греции и будет ждать, пока европейцы решат (или не решат) построить свою трубу», – считает Корчемкин.

Представители Eni, Wintershall, EdF, «Газпрома», «Стройтрансгаза», «Сройгазмонтажа», а также пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказались от комментариев. Представители болгарской стороны не ответили на запрос Forbes, а по телефонам были недоступны.

«Газпром» представил новый вариант реанимации проекта магистрального газопровода (МГП) «Южный поток». Об этом поведал энергичный советник главы «Газпром экспорта» Андрей Конопляник 28 апреля 2016 г. Морской участок «Южного потока» могут начать с Крымского полуострова, а не из Анапы, что позволит сократить протяженность подводного участка до Болгарии и, соответственно, сэкономить деньги. Но это только надводная часть айсберга , о которой будут много говорить, а есть еще и подводная, которую подразумевают, но о которой никто никогда официально не скажет…

О том, что проект «Южный поток» закрыт, 1 декабря 2014 года было озвучено Владимиром Путиным на пресс-конференции в Анкаре. Неконструктивная позиция Болгарии сыграла свою роль, и Москва решила отказаться от проекта, который вот-вот должны были начать реализовывать.

Прошло полтора года. Что же заставило руководство РФ вернуться к этому вопросу? И не изменило ли руководство страны своим принципам? Давайте разбираться.

Примечательно, что идея этого проекта впервые была озвучена еще в начале марта 2014 года, когда референдум в Крыму еще не состоялся.

Согласно ей, трубопровод идет не от станции «Русская» по морю, а проходит по территории России через Керченский пролив и Крым. А уже из района Евпатории начинается его морская часть по дну Черного моря в Болгарию. Если «Южный поток» пойдет через Крым, то самый дорогой морской участок может уменьшиться практически в два раза. За счет этого Россия как владелец трубы может сэкономить на строительстве.

Кстати, Россия в 2015 году предусмотрительно выкупила у европейцев все права на газопровод, что сейчас упрощает ее действия. Как в воду глядела, или знала что-то?

Экономическое обоснование этого проекта безупречно.

Во-первых, он дешевле. Дело в том, что прокладка подводной части трубы стоит в комплексе намного дороже, нежели сухопутная часть. Чистая экономия средств составляет около трех миллиардов евро.

Для сравнения. Это ровно столько же, сколько будет стоить транспортная система мостопроводов из Кубани в Крым.

Во-вторых, это позволит сэкономить средства на прокладку в Крым отдельной трубы. В случае сооружения «Южного потока» она становится ненужной.

Интересно, а что из себя представляет газовая труба, которая сегодня проектируется к прокладке. Насколько она соотносится с проектом «Южного потока»? Это дало бы ответы на многие вопросы .

В-третьих, прокладка труб «Южного потока» через Крым сразу же решает вопросы с освоением газовых месторождений региона. В этом случае проекты по добыче газовых богатств черноморского шельфа становится не только выгодными, но и довольно просто реализуемыми.

Спасибо в том числе и бывшей украинской инфраструктуре. Двум суперсовременным вышкам «бойко» в первую очередь. Да, они никогда не выйдут из акватории Черного моря, но им там работы еще на десятки лет.

Весь лишний газ Крыма и шельфа будет просто перенаправлен в новую трубу, что сократит операционные расходы по его доставке.

Одно дело прокачивать его из сибирских месторождений в южную Европу, а совсем другое - из Крыма.

Но самым важным для Москвы аспектом проекта станет политический . Именно статус Крыма стал главным камнем преткновения для европейских дипломатов, когда летом 2014 года Москва официально предложила подумать над крымским вариантом «Южного потока». Сегодня уже совсем другая ситуация, когда может статься, что у южноевропейских стран просто не будет другого выхода, кроме как согласиться…

Реализация этого проекта со странами ЕС сразу, по факту, узаконит Крым в статусе российского федерального округа. И тут даже не важно, что де-юре он не будет признан еще очень долго. Важно, что Крым под российской юрисдикцией станет важной составной частью энергетической безопасности европейских стран. Они будут кровно заинтересованы, чтобы нынешнее статус-кво не было нарушено, что и требуется Москве.

Итак, новое российское предложение на запросы европейцев озвучены. Каким будет ответ Европы, зависит не столько от ее моральных принципов, которых нет, сколько от той ситуации, которая будет развиваться вокруг Украины и Турции.

Первое декабря 2014 года запомнится миру надолго. Это был день взрыва одной из мощнейших информационных бомб. Вы не помните, что тогда произошло? Было официально объявлено, что проект «Газопровод Южный поток» закрыт. Точка. Такого поворота многие не ожидали. Ведь он сулил столько выгод жителям и бизнесменам южной Европы. Однако решение принято. Давайте разбираться, чем был хорош проект и почему он остался в прошлом.

«Ты помнишь, как все начиналось?»

Еще в советские времена была протянута труба, по которой в Европу пошло голубое топливо. Все было бы хорошо, но страна развалилась, газопровод оказался на территории различных суверенных государств. К несчастью для Украины, он проходил по ее территории. Что в этом плохого, спросите? Да не дает эта самая труба многим покоя. Денег от нее много, вот и не могут разобраться потенциальные их «получатели», кто из них важнее. Впрочем, к нашему обзору это не особенно относится. Фактом остается то, что необходимо было менять маршрут транзита, чтобы спасти братский народ от негативного влияния старого. С этой целью был построен «Северный поток». Он слегка разгрузил украинскую трубу. Только обеспечивает он газом лишь Иные покупатели голубого топлива, настоящие и потенциальные, остались «пленниками» украинской трубы. Вот тут и возникла идея построить газопровод «Южный поток». С одной стороны, необходимо было и правда избавляться от ненадежного транзитера, с другой - сами коммуникации требовали обновления. Срок их эксплуатации был уже значительным. Транзитер о сохранности имущества не особо волновался. А любой механизм при эксплуатации изнашивается, даже «труба», которая является, по сути, сложным производственным комплексом. В общем, все было одно к одному.

Проект

Газопровод «Южный поток» изначально должен был пройти по территории пяти государств, обеспечивая их высокоэкологичным топливом. При этом никто не оспаривал перспективности данного проекта. Страны Южного потока таковы: Болгария, Венгрия, Сербия, Словения, Италия. Потом к проекту присоединились Австрия и Греция. Всем было очевидно, насколько он выгоден этим странам. Стартовало строительство седьмого декабря 2012 года. В планах было окончить его в 2015. Работы было много. Такие межгосударственные проекты оформляют соответствующими соглашениями, под них организуются специальные структуры. Стоимость строительства тоже не мала. Так, согласно расчетам, «Газпром» должен был вложить в него 2,6 млрд. долларов. Но эта цифра увеличилась до 4,66 млрд. дол. Европейские же трубы и коммуникации оценивались в астрономическую сумму 16,6 млрд. Однако работа закипела. Были созданы соответствующие предприятия, выделялись средства, проводились согласования.

Схема газопровода «Южный поток»

Надо отметить, что такой значимый проект не может идти гладко. Его подвергают всестороннему анализу, корректировке, так сказать, на местности. Схематически его последняя (отказная) версия представлена на рисунке. Как видно, он должен был охватить большое количество стран Южной Европы, оставляя в перспективе другим государствам возможность присоединиться к проекту. А главное, «Южный поток» - газопровод (карта на рисунке), идущий в обход ненадежного партнера, коим стала Украина. Часть трубы должна была пройти по дну Черного моря. При этом длина ее составила бы порядка девятисот километров. Планировалось, что труба будет проходить по экономическим зонам не только России и Болгарии, но и Турции, которой, кстати, данный проект не особенно нравился. У нее имелись и есть теперь свои «газовые интересы». Тем не менее Турции дала разрешение на проект «Газопровод Южный поток». Болгария была следующим пунктом маршрута. Планировалось, что труба выйдет именно на ее берега возле города Варна. В этом месте газопровод «Южный поток», карта которого оказалась не столько экономической, сколько политической, наткнулся на препятствия. Но об этом ниже.

Российская часть проекта

Для того чтобы получала голубое топливо, необходимо было построить две с половиной тысячи километров газопровода до компрессорной станции «Русская». Она находится рядом с городом Анапа. «Южный поток» отсюда должен был пролегать по дну моря. «Русская» считается мощнейшей Она будет перекачивать 63 млрд. кубометров газа в год. По расчётным данным, это порядка десяти процентов потребности Европы. До болгарского берега трубу «Газпром» должен был проложить самостоятельно. Далее строительство продолжали совместные компании, в которых у него было по пятьдесят процентов акций. Сухопутные работы были выполнены. Но прокладка труб по дну моря затормозилась ввиду проволочек с оформлением соответствующих разрешений. Болгария «Южный поток», с одной стороны, приветствовала, с другой - не могла пойти против Еврокомиссии, имеющей альтернативное мнение. Тем не менее «Газпром» продолжал строительство. Первые сварочные работы на стыках голубой артерии прошли в торжественной обстановке 7 декабря 2012 года. Как отметил Гендиректор компании, реализующей проект в этой местности, И. Ткаченко: «Южный поток» (газопровод) Анапа приветствует. Он предоставляет перспективы для развития не только европейским странам, но и Краснодарскому краю».

Европа и «Южный поток»

Газопровод, карта которого впечатляла даже людей, мало разбирающихся в экономике, естественно, был по достоинству оценен руководителями ЕС. Итальянцы первыми подключились к работе. Их концерн «Eni» совместно с «Газпромом» приступил к проектированию жизненно важной для Европы трубы. Рамочный меморандум заключили еще в 2007 году. С этого момента началась гигантская переговорная работа. В следующем, 2008 году, к проекту присоединилась Болгария. «Южный поток» предоставлял ей отличные шансы для оптимизации бюджета. Прибыль, которую страна в конечном итоге упустила, оценивается в 400 млрд. долларов. В том же году Сербия заявила, что ей также необходим газ. «Южный поток» решили провести и по ее территории. Страна заключила с «Газпромом» соглашение о том, что половина трубы остается за нашей компанией. Такие же договоренности были достигнуты с другими странами (в 2009 г. - со Словенией, в 2010 г. - с Хорватией). Тогда же к работе подключились Австрия и Франция. Последняя решила вложить средства в строительство газопровода «Южный поток». В проект вошла крупнейшая компания, занимающаяся энергетикой, «Électricité de France». В этом же году план строительства подписали Греция, Сербия и Болгария. «Южный поток», согласно задумке, должен был сделать ее основной страной - транзитером. В этом-то и оказалась главная загвоздка, которой несколько лет пользовались те, кому не нравился проект.

Первые неприятности

Начало несколько иррациональному противостоянию положено было в 2011 году. Еврокомиссар по вопросам энергетики открытым текстом предупредил Украину о том, что после создания и введения в эксплуатацию «Южного потока» эта страна останется не у дел. Ее труба уже не будет задействована для транзита. Эттингер посоветовал властям Украины «отговорить Россию от реализации данного проекта». Несмотря на такие обстоятельства, маршрут газопровода «Южный поток» проходил соответствующие согласования. После декларирования намерений страны, ранее вошедшие в проект, стали заключать с «Газпромом» договоры на поставку голубого топлива. Хотя РФ пришлось надавить на европейские страны. Д. Медведев, будучи тогда президентом России, провел переговоры со своим турецким коллегой. По итогам он высказал идею о том, что проект может быть изменен. Еще тогда появилась мысль о том, что перенаправить поток можно в Турцию, не являющуюся членом Европейского Союза.

Третий энергопакет

Еще одним препятствием к проведению работ стало законодательство ЕС. Дело в том, что рынок энергоносителей в Союзе достаточно «разобщенный». Ценовая планка устанавливается путем прямых переговоров поставщика и потребителя. Это приводит к разнобою на рынке. ЕС принял ряд законов, получивших название «третий энергопакет», призванных либерализировать ситуацию с торговлей энергоносителями. Им было предусмотрено разделение поставщиков и транзитеров. То есть, «Газпром», согласно этим документам, не имел права строить трубу, пятьдесят процентов стоимости которой принадлежало ему. Пакет был принят в 2009 году. Однако это произошло позже подписания первого соглашения о разработке «Южного потока». Здесь возник некий юридический казус. С одной стороны, данный проект не подпадал под действие третьего энергопакета, с другой - Еврокомиссия не позволяла его начинать, ввиду того, что он нарушал принятые ею правила.

Мы строим, а вы - как хотите

Тем не менее Россия не стала отказываться от выгодного проекта. На ее территории велись все плановые работы, чтобы вовремя ввести в эксплуатацию «Южный поток». Газопровод Анапа, к примеру, встретила радостно. Мало того, что рядом с городом возводилось серьезное предприятие, создающее новые рабочие места, так еще и окрестные поселения должны были обеспечиваться голубым топливом. В крае стали разрабатывать соответствующий проект по газификации. Некоторые перемены в планах стали намечаться в 2014 году. После воссоединения Крыма с РФ газовики стали прикидывать, как данное событие может повлиять на их проект. Дело в том, что глубоководная прокладка (около двух километров) - дело дорогое. Если вести трубу по крымской территории, то в море она ляжет на более мелкие участки. Это могло значительно удешевить проект. Это стало весьма актуальным из-за введения санкций в отношении России.

Все закончилось в Болгарии

Сама по себе работа по созданию столь значимого проекта сложна и наполнена всяческими тонкостями и нюансами. Необходимо согласовать массу вопросов с правительствами стран-участников, получить разрешения, найти деньги и так далее. Все это «Газпромом» было проделано. Только перед началом строительства необходимо было получить разрешения от стран, что становилось все сложнее в условиях разразившегося украинского кризиса. Но Австрия и другие страны «со скрипом» подписали все необходимые бумаги. Остановила газопровод «Южный поток» Болгария. После долгих переговоров и согласования страна не дала своего разрешения на строительство. Мотивировался отказ тем же самым третьим энергопакетом. Президент Болгарии оказался в сложном положении. Страна, как обязана подчиняться его законам и требованиям руководства. С другой стороны - выгоды были изначально очевидны для всех. Болгария сделала свой выбор, отказавшись от транзитных прибылей. Документов, означавших ее согласие на начало стройки, она так и не подписала. Данное не случившееся событие послужило основой для принятия президентом РФ решения, перевернувшего ход событий. Оно вызвало широкий резонанс и головную боль у больших чинов из Еврокомиссии и не только.

Закрытие проекта. Что дальше?

Вот и наступило первое декабря 2014 года. В ходе визита в РФ совместно с коллегой из принимающей страны сделали заявление. Европа была поставлена перед фактом. Проект закрыт. Никакие уговоры не подействовали на РФ. Возврата к «Южному потоку» не будет. Но как же быть тем, кто не противился его строительству, кто работал вместе с «Газпромом» все эти годы? В. Путин объявил о том, что все 63 млрд. кубометров голубого топлива будут поставляться в Турцию. Частично ею же и будут потребляться. Для тех, кто изъявит желание все же покупать российский газ, будет построен хаб на границе Турции и Греции. Только теперь возведение транспортных коммуникаций должно стать головной болью потребителя. То есть, РФ согласна с третьим энергопакетом. А где европейцы денег возьмут на такое дорогое строительство, это их личное дело. Таким образом, Турция в будущем станет основным транзитером, поставляющим голубое топливо в ЕС. Дело в том, что по территории страны планируется провести газопровод «Набукко». Этот проект, созданный под покровительством США, был альтернативным «Южному потоку». После всех споров и переговоров, благодаря неуступчивости Еврокомиссии, часть южных стран Союза остались не только без газа, но и со смутными перспективами его получения в ближайшее время. Вся работа оказалась напрасной. Теперь следует начинать переговорный процесс по новой. А здесь еще и выборы в Греции подоспели, как нельзя, вовремя. В январе 2015 там победило политическое объединение СИРИЗА, декларировавшее выход страны из ЕС. Если оно доведет свое намерение до дела, то положение южноевропейских стран усложнится еще больше.

Тем не менее проект «Газопровод «Южный поток» закрыт. Теперь все переговоры ведутся с иным транзитером - покупателем. Возник новый проект. Его решили назвать «Турецкий поток». Какое будущее его ожидает?