Бюджет как основной финансовый план государства. Государственный бюджет как основной финансовый план государства

Для каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства - центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики.

Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница является положительным сальдо, или бюджетным профицитом. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом.

Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. С его помощью могут осуществляться цели и задачи, обусловленные экономической политикой. При этом значение государственного регулирования трудно переоценить. Существуют основные категории входящие в бюджет любого государства - это налоги, займы, расходы, которые всегда остаются неизменными.

Однако история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью бюджет сформировался тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало - стало составлять систему доходов и расходов на определённый период.

Финансы - это система императивных денежных отношений, в процессе которых аккумулируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Поэтому бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Итак, существует признак бюджета - это плановость. Бюджет (в теории и на практике) - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов. Плановая природа бюджета хорошо просматривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до первой половины ХХ в.

Как и любой другой план, государственный бюджет должен составляться на определённый период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил название финансового года.

Бюджетные отношения, как и финансовые, осуществляются на базе определённых правовых норм, что нашло отношение в становлении и развитии бюджетного права. Под бюджетным правом подразумевается совокупность прав народа как высшего субъекта государства через своих представителей (депутатов) в Государственной Думе, рассматривать проект бюджета, утверждать его и контролировать его исполнение (ст. 106 Конституции РФ)

Основой бюджетно-правого статуса государства и его территориальных подразделений является право государства на самостоятельность бюджета.

Таким образом, бюджетным правом называют совокупность всех тех законов, которые определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюджет - это ещё политический акт, т.е. план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента.

В России порядок становления «госросписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, т.к. бюджетная практика отрицала все его принципы.

Реформы 60-ых годов 19 в. способствовали развитию бюджетного законодательства.

Безусловно, бюджет понятие широкое и его нельзя сводить только к росписи. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только как приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой финансовый план на данный период.

Подчёркивая такой признак бюджета, как плановость, исследователи определили его как финансовый или хозяйственный план государства. Заслуга немецкого финансиста Шанца заключается в том, что он первым отметил плановую природу бюджета. В своей конструкции Шанц не только показал значение баланса бюджета, но дал картину самого бюджетного процесса. Тождественность бюджета и хозяйственного плана встречаются и у росписи учёных - И.А. Озерова, М.Д. Загряцкого.

Бюджет выступает в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда.

Любой бюджет выполняет следующие основные функции:

  • 1. Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);
  • 2. Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
  • 3. Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;
  • 4. Контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Как особая область стоимостного распределения бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению обще - государственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляется финансирование затрат по расширению производства, по ускорению научно-технического прогресса и по совершенствованию отраслевой и территориальной структуры общественного производства; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей (образование, здравоохранение, социальное обеспечение) и расходы по обороне и охране общественного порядка и т.д.

Функционирование бюджета связано с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства и осуществляется на основе применения особых экономических и организационных форм.

Под экономическими формами понимаются категории доходов и расходов бюджета, которые объективно выражают отдельные стороны стоимостного распределения валового внутреннего продукта. Эти категории имеют специфическое назначение, поскольку доходы предназначены для обеспечения государства бюджетными ресурсами (необходимыми денежными средствами), расходы для распределения бюджетных ресурсов в целях удовлетворения общегосударственных потребностей.

Организационные формы функционирования бюджета выражаются в конкретных видах поступлений доходов, методах определения их объемов, способах установления объемов расходов бюджета и его дефицита.

По существу, это определенные формы бюджетных отношений, регламентируемые государством на основе принятия соответствующих законодательных актов .

Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Характеристика государственного бюджета как основного финансового плана страны заключается в активном использовании правительством бюджета в интересах развития экономики и решения социальных проблем. Такое сознательное использование объективной финансовой категории реализуется через планирование централизованного денежного фонда, результатом этого процесса является основной финансовый план страны, государственный бюджет. В основном финансовом плане государства находят отражение все те распределительные отношения, которые составляют содержание государственного бюджета как экономической категории. Как и всякий финансовый план, государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. В свою очередь, эти части бюджета складываются из различных статей. Специфические статьи доходов и расходов государственного бюджета показывают источники его формирования и направления использования.

Как основной финансовый план страны - государственный бюджет Республики Казахстан состоит из самостоятельных видов финансовых планов - республиканского бюджета и местных бюджетов. Государственный бюджет составляется на финансовый год и утверждается в законодательном порядке.

Следует различать понятия государственный бюджет как основной финансовый план страны. В первом речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный характер, во втором о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованных денежных средств. Под государственным бюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части совокупного общественного продукта. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе. Таким образом, государственный бюджет это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливающего для национального хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетные взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий государственного плана экономического и социального развития Казахстана.

Государственный бюджет как финансовый план характеризуется следующими чертами:

Имеет силу закона;

Отражает директивы правительства;

Является обоснованным;

Его составление и исполнение основывается на сочетании централизованного управления и местных полномочий.

Рассматривая бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана, денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям, соизмерение денежных расходов и доходов на основе балансовых расчетов.

Государственный бюджет не только входит в единую систему финансовых планов страны, но и занимает среди них доминирующее место, являясь тем координирующим и ведущим звеном, благодаря которому обеспечивается образование и функционирование единой системы финансовых планов страны. Составление и использование финансовых планов во всей их совокупности определяет содержание финансового планирования, а формирование и исполнение государственного бюджета содержание бюджетного планирования. И финансовое, и бюджетное планирование осуществляется органически и одновременно, в едином плановом процессе, в котором первенство принадлежит бюджетному планированию. Вместе с тем и финансовое, и бюджетное планирование являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночных отношений .

Распределительный характер бюджетных отношений позволяет государству превратить бюджет в действенный рычаг воздействия на экономику, стимул общественного прогресса, в этом аспекте действие бюджета однотипно с другими стоимостными рычагами - ценой, кредитом и т.д.

Однако государственный бюджет занимает ключевое положение в сфере стоимостного распределения общественного продукта, и это превращает его в инструмент централизованного общегосударственного руководства экономикой - в основной финансовый план республики. Основной финансовый план по социально – экономическому развитию на основе централизации части финансовых ресурсов, а с другой стороны оказывает активное влияние на выявление дополнительных резервов и улучшение качественных показателей.

Литература:

1. Ильясов К.К., Саткалиева В.А. и другие. Государственный бюджет. – Алматы: 2010. –267с.

2. Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж., Адамбекова А.А., Парманова Р.С. Государственный бюджет: учебник / – Алматы, 2011

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития научно- технического прогресса в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

В условиях современной научно-технической революции резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы научно-технического прогресса повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы- просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения. В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет - это основной финансовый план государства.

2. Бюджет - самый крупный централизованный денежный фонд страны.

3. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, который служит выполнению его политических, экономических и социальных функций. У государственного бюджета можно выделить следующие функции:

· Распределительную (перераспределительную).

· Контрольную.

· Стимулирующую.

· Стабилизирующую.

· Регулирующую.

Форма государственного устройства той или иной страны накладывает отпечаток на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти - федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона. Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки - межбюджетные трансферты, - целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.

Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция - информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику.

К задачам бюджета можно отнести:

· Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).

Доходы бюджета - налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества.

· Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

· Контроль.

19.Бюджетный процесс

Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным.

Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом. Бюджетный период включает в себя все время, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса . Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами.

Значительная часть бюджетного процесса связана с подготовкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета . Целями бюджетного планирования является:

    определение общего объема расходов бюджета и отдельных направлений использования средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.

    Определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.

    Определение бюджетного результата (бюджетного дефицита или профицита). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.

    Установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи.

    Определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.

    Контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.

Бюджетный процесс включает кроме бюджетного планирования еще исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов имеет следующие основные цели:

    Сбор и получение предусмотренных законом о бюджете доходов в целом и по каждому источнику.

    Полное финансирование расходов бюджета в общей сумме и по каждому направлению использования средств в соответствии со сроками и целями, установленными в законе о бюджете.

    Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

    Контроль за сбором доходов и финансированием расходов со стороны государства.

Бюджет как финансовый план характеризуется составом доходов и расходов, которые отражают финансовую деятельность государства, их структурирование может иметь официальный и научный характер. Официальная бюджетная классификация, которая представляет собой систематизированное группирование доходов и расходов и финансирования бюджета, утверждается соответствующими уполномоченными органами. В ее основу кладутся те признаки, имеющие определяющую роль в бюджетном процессе. Научная классификация дает возможность оценить состав и структуру доходов и расходов в первую очередь за экономическим содержанием. В классификации расходов основным является их общественное назначение, а в классификации доходов - методы мобилизации.

По общественному назначению расходы объединяются в следующие группы:

Социальная защита населения и социальное обеспечение;

Финансирование социальной сферы;

Финансирование фундаментальных исследований;

Экономическая деятельность государства;

Национальная оборона;

Государственное управление и внешнеполитическая деятельность;

Обслуживание государственного долга;

Другие расходы.

Доходы бюджета за методами их мобилизации делятся на две основные группы:

Налоговые поступления;

Неналоговые доходы.

Состав и структура расходов бюджета как основного финансового плана отражают экономическую и социальную политику страны, ее военную доктрину. Так, характерным признаком последних лет является отсутствие определенных приоритетов. Это объясняется тем, что в условиях тяжелого финансового состояния финансовая политика государства направлена??на поддержание хотя бы на минимальном уровне всех сфер и отраслей. Даже достаточно разветвленный состав расходов на развитие экономики отражает в основном текущие расходы. В составе расходов в разные годы достаточно специфические статьи, отражающие современные проблемы РФ.

Как финансовый план бюджет не является чем-то обособленным. Он входит как составляющая в единую систему финансового планирования в стране. Взаимосвязь бюджета с финансовыми планами предприятий, организаций и учреждений имеет преимущественно односторонний характер. Те из них, которые осуществляют деятельность на основе коммерческого расчета, являются налогоплательщиками. В их финансовых планах отражается балансовая прибыль, уплата налогов в бюджет, чистая прибыль и его использования. Налоговые взаимоотношения с бюджетом регулирующих финансовые планы предприятий и определяют их реальные возможности. Предприятия государственного сектора экономики, кроме уплаты налогов, могут получать ассигнования из бюджета в виде государственных дотаций и бюджетных кредитов. Такие взаимоотношения тоже отражаются в финансовых планах предприятий и определяют их финансовое состояние. Сейчас, с одной стороны, стоит задача полной ликвидации убыточности и государственного дотирования предприятий, а с другой - государство вынуждено финансовое поддерживать важнейшие отрасли и предприятия .

Учреждения социальной сферы, находящихся на бюджетном финансировании, составляют финансовый план в виде сметы доходов и расходов. В нем отражаются бюджетные ассигнования, которые являются главным источником финансового обеспечения. Объем расходов зависит прежде всего от состояния бюджета. В нормальных условиях сметное финансирование осуществляется по нормативному методу. Размер нормативов зависит как от реальных потребностей в ресурсах, так и от возможностей бюджета - чем лучше состояние бюджета, тем больше размером нормы. Во время финансового кризиса бюджетное финансирование осуществляется на основе комбинированного подхода. Часть расходов, прежде всего на заработную плату, финансируется по установленным (но на достаточно низком уровне) нормам, часть - исходя из реальных возможностей бюджета. Внедрение в социальной сфере элементов коммерческого расчета путем развития платных услуг ведет к изменениям в их финансовом планировании и к формированию новых отношений с бюджетом. Бюджетные ассигнования являются только одним из источников формирования доходов, причем их роль и удельный вес постепенно уменьшаются за счет расширения форм и методов финансовой деятельности.

Бюджет как финансовый план также тесно взаимосвязан с другими звеньями государственных финансов - фондами целевого назначения. Часть из них, как уже отмечалось, может непосредственно зачисляться в бюджет при его утверждении, хотя и выполняются они обособленно. Другие, например Пенсионный фонд, составляются и исполняются отдельно. Однако они взаимосвязаны с бюджетом, поскольку могут иметь как целевые поступления средств из бюджета, так и перечисления в бюджет.

Таким образом, бюджет как финансовый план играет очень важную роль в деятельности государства. Он определяет ее возможности и приоритеты, ее роль и формы реализации закрепленных за ней функций. Это документ, который направляет деятельность государства, делает ее конкретной и финансово обеспеченной .

Главное место в финансовой системе России принадлежит государственному бюджету, который является финансовым планом страны на год. Аккумулируя денежные средства и перераспределяя их по секторам экономики, государство осуществляет государственную политику. Бюджет является важнейшим элементом государственного управления и является отражением удачной и неудачной государственной политики.

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъектов;
  • местные бюджеты.

Бюджет выполняет важнейшую функцию перераспределения государственного дохода. Развитие экономики напрямую зависит от своевременного пополнения доходов бюджета и их разумного распределения. Доходами бюджета являются средства, поступившие государству безвозмездно.

В структуре доходной части бюджета центральное положение занимают налоговые отчисления.

Остальные доходы, не относящиеся к налогам, формируются за счет:

  • поступлений, сформированных при использовании имущества (государственного или муниципального);
  • осуществления платных услуг бюджетными организациями;
  • применения различных мер ответственности (например, штрафы или компенсации);
  • принудительного изъятия средств при нанесении вреда;
  • финансовая помощь из других бюджетов.

Распределение государственных средств по экономическим секторам называется расходами госбюджета. Расходы обязательно должны использоваться по целевому назначению.

Предоставление денежных средств государства на определенные цели является бюджетным финансированием. Отличие от кредитования состоит в безвозвратном характере этих средств.

Социальное развитие находится в приоритете и на него направляется большая часть государственных средств. Общество за эти средства получает услуги, которые находятся вне рынка. Это прямые обязательства государства перед населением (пенсии, выплаты), получение бесплатного образования и достойной медицинской помощи, гарантия правопорядка и т.д.

На национальную экономику также направляется значительная часть средств. Это способствует более эффективному ведению хозяйственной деятельности в стране. Так, государство влияет на ускорение развития НТП, создание инноваций, производство более конкурентоспособной отечественной продукции.

Значительный удельный вес в направлениях расходов бюджета занимает национальная оборона и национальная безопасность. Кроме того, в бюджете РФ 2016 г. 18,72% расходов направлено на секретные статьи. Можно допустить, что значительная часть из этих секретных статей является национальная оборона и безопасность.

В структуре расходов также определенное место занимают такие статьи как общегосударственные вопросы, межбюджетные трансферты, обслуживание долга, охрана окружающей среды.

Бюджетная система РФ

Бюджетная система России подразделена на три уровня:

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъектов;
  • местные бюджеты.

Действие бюджетной системы РФ основана на принципах, регламентируемых бюджетным кодексом России:

Кем обеспечивается исполнение бюджета в нашей стране

Необходимость контроля за поступлением доходов и их расходованием на всех этапах государственного управления обусловила образование Федерального казначейства.

Органы казначейства призваны обеспечить сохранность и целевое использование государственных средств.

Организация исполнения бюджетов и управление бюджетными средствами, осуществление всех платежей от имени бюджетных учреждений возложено на органы исполнительной власти.

Уровень и причины дефицита бюджета

В идеальном состоянии доходная часть бюджета способна полностью покрыть цели, на которые тратятся средства. Для этого государство прилагает определенные усилия. Если этого не происходит, тогда расходы не покрываются полностью доходами и возникает дефицит бюджета.

Причины дефицита:

  • преступные действия в сфере государственного управления, направленные на получение личной выгоды;
  • увеличение вложений в какие-либо сектора экономики;
  • чрезвычайные ситуации в стране;
  • спад доходов государства в связи с финансовым кризисом;
  • неэффективная налоговая политика.

Закон РФ допускает появление бюджетного дефицита на определенном уровне, на котором отсутствует необходимость государственного регулирования. Дефицит федерального бюджета должен быть меньше, чем объем и расходов на обслуживание долга, дефицит бюджета субъектов РФ должен быть меньше 15%, а дефицит местного бюджета должен быть меньше десятой доли всего бюджета.

Многие факторы влияют на уровень дефицита бюджета, поэтому он не постоянен.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Одним из источников погашения дефицита бюджета является выпуск . Такой способ не провоцирует инфляцию, так как количество денежной массы не увеличивается. По истечению срока, долго необходимо погасить.

Другим источником погашения дефицита является монетизация, то есть печатание денег. Недостатком является неизбежная инфляция в результате увеличения средств в обращении.

Также одной из мер финансирования дефицита является усиление налогообложение. Однако, это может повлечь за собой развитие теневой экономике, а, соответственно, дальнейшее сокращение доходов государства в части налогов.