Неценовые методы регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики. Неценовые методы регулирования естественной монополии

Регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках чистой монополии осуществляется на основе двух различных моделей. Одна из них базируется на регулировании нормы прибыли, а другая - тарифов.

Принципы регулирования отличаются в зависимости от выбора ключевого контрольного параметра, способа его задания, периодичности пересмотра и многих других факторов.

Структура тарифа должна разрабатываться таким образом, чтобы дискриминация исключалась. Поэтому тариф устанавливается по каждому виду продажи или характеру услуги, что, как правило, требует разбивки издержек на основе определенного параметра, например объемов производства и продаж, величины прямых издержек, получаемых прибылей и т.п. Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратится с требованием о его пересмотре, что обычно происходит, когда норма прибыли становится недостаточной. Причем предприятия должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение.

Процедура определения тарифа состоит из трех этапов: выявления текущих издержек, определения инвестиций и задания нормы прибыли на последние. Допустимая прибыль компании исчисляется на весь капитал независимо от того, используется он или нет, при условии эффективного задействования трудовых ресурсов, методов производства и принципов ценообразования.

Основное преимущество применения такой модели регулирования состоит в том, что она позволяет защищать интересы потребителей и производителей, гарантируя оправданность расходов и инвестиций, а также справедливую оплату услуг. Иными словами, создаются препятствия масштабным и наиболее очевидным злоупотреблениям монопольным положением в виде неоправданно высоких издержек и завышения прибылей.

Однако, по мнению ряда экспертов, данная модель поощряет режим затратного ценообразования, так как установление тарифов происходит на базе фактических издержек, что позволяет перекладывать затраты на потребителей. Основные недостатки этой модели регулирования по принципу "затраты плюс прибыль" состоят в нарушении стимулов к эффективным капиталовложениям, поощрении переложения издержек с рынка с большей конкурентностью на рынок с большей монополизацией, недостаточности стимулов для расширения круга оказываемых услуг. При определенных условиях, когда допустимая норма прибыли на капитал превышает его цену, появляется стимул для сверхинвестирования. В связи с указанными недостатками в последнее время данная модель регулирования применяется все реже.

Модель регулирования верхнего предела тарифа заключается в установлении согласованной сроком на четыре - пять лет формулы расчета ежегодного тарифа, которая содержит дефлятор и так называемый фактор повышения производительности. При структурировании формулы учитывают следующее: объект регулирования, задание ценового ограничения (срок, абсолютная или относительная величина), фактор повышения производительности, возможность перекладывания издержек.

Существует два основных подхода в установлении объекта регулирования цен. В отраслях с широким спектром выпускаемой продукции регулируется тариф не каждого из них, а их комбинация - корзина. Это упрощает процедуру расчета (не надо исчислять фактические издержки на производство каждого вида продукции) и облегчает перекрестное субсидирование. Возможность последнего особенно важна в тех случаях, когда цены существенно отклоняются от относительных издержек, а их оптимальные уровни установить вследствие недостаточной изученности издержек и спроса нельзя. Особая проблема возникает при определении принципов агрегирования цен, входящих в корзину товаров и услуг, а также масштабов их относительных изменений.

В условиях инфляции, которая в современной экономике имеет хронический характер, устанавливать абсолютную величину тарифа нецелесообразно с точки зрения и потребителей, и производителей, поэтому тариф фиксируется не в абсолютных, а в относительных величинах. Возможные расхождения между динамикой дефлятора и уровня цен должны учитываться при установлении величины фактора повышения производительности, которая определяется на основе оценок перспективного спроса, объема капиталовложений, прибылей от прочей (нерегулируемой) деятельности, вероятности снижения издержек, а также потребностей в инвестициях. Возможность перекладывания производителями издержек зависит от того, являются ли они "контролируемыми", связанными с действиями компании, или нет.

Данная модель регулирования деятельности естественных монополий имеет ряд достоинств:

  • установление наиболее важного для потребителей параметра - уровня цен;
  • прозрачность и, следовательно, простота отслеживания и принятия решений;
  • упрощение процесса регулирования для компаний и регулирующих органов. Компания может изменять уровень и структуру тарифов по заданной формуле, а регулятор не должен участвовать в изнурительных процедурах пересмотра цен и детального рассмотрения инвестиционной программы;
  • стимулирование эффективности. Производителям гарантируется сохранение выгод от повышения эффективности в период между пересмотром фактора повышения производительности.

Данная модель менее подвержена затратной неэффективности и тенденции к завышению капиталоемкости. Поскольку компания имеет право присваивать все прибыли и добиваться неограниченной максимизации, то у нее возникают стимулы для повышения эффективности производства. При правильном определении величины фактора повышения производительности часть предполагаемой возросшей эффективности будет передаваться потребителям в виде более низких цен.

Рассматриваемая модель действительно стимулирует эффективность, поскольку фирма присваивает (по крайней мере в краткосрочном периоде) всю экономию на издержках. Однако стимулирующий эффект в значительной степени зависит от характера пересмотра цен (в частности, точного соблюдения его сроков) и жесткости фактора повышения производительности. При фиксировании величины последнего повышение эффективности компании становится не добровольным, а принудительным. Рассчитывать на ее собственную инициативу здесь уже не приходится, так как краткосрочные выгоды могут быть перекрыты более жестким значением фактора повышения производительности и тем самым более низкими ценами в последующем периоде, и даже спровоцировать их снижение в текущем периоде.

Кроме того, стимулирующий эффект такого регулирования относительно велик, когда до пересмотра тарифа остается еще значительный период времени, но с приближением этого момента он падает до нуля. Иными словами, по мере приближения срока пересмотра тарифа у компании возникают основания для занижения результатов своей деятельности, чтобы добиться более "щадящего" режима ценообразования.

При этом необходимо отметить, что величина фактора повышения производительности во многом зависит от объекта информации, которым располагают власти. Если регулируемая компания имеет "монополию информации" в отрасли, то практически нельзя установить обоснованность понесенных ею затрат и полученной прибыли. Решается эта проблема путем получения информации на основе критериальной конкуренции, которая существует на локальных рынках обслуживаемых компаниями-монополистами. Это дает возможность использовать показатели деятельности одной фирмы в качестве критерия для оценки работы другой. Разумеется, чем больше схожесть характеристик компаний и условий их функционирования, тем содержательнее сравнение и слабее монополия информации.

Контраргументом тезиса о прозрачности и гибкости регулирования (при установлении тарифов корзины услуг) является возможность допуска перекрестного субсидирования, которое вызывает неэффективное распределение факторов производства, направленное на подавление конкурентов.

Описанные модели имеют много общего:

  • отражение в том и другом случае процесса торга между компанией и регулятором;
  • идентичность принципов построения систем регулирования, так как в обоих случаях за основу берется определение дохода компании, достаточного для ее развития.

Различие между этими моделями заключается в том, что в одном случае посредством тарифов контролируется норма прибыли, а в другом она фиксируется только на "входе" (т.е. стимулируется минимизация затрат, на которые исчисляется прибыль). В последние годы стали применять модель, совмещающую черты регулирования и нормы прибыли, и тарифа. При такой модели ошибки в определении тарифа в пользу компании не слишком важны, поскольку они корректируются ограничением нормы прибыли. Кроме того, для установления "справедливой" величины данного показателя все шире используются результаты критериальной конкуренции.

На правах рукописи

Неценовые методы регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики

Специальность 08.00.01 – Экономическая теория

диссертация на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2007

Работа выполнена на кафедре политической экономии экономического факультета Московского государственного университета имени

Научный руководитель доктор экономических наук, профессор

Официальные оппоненты доктор экономических наук, профессор

кандидат экономических наук

Ведущая организация Московский государственный горный

университет

Эффективность применения в долгосрочном периоде. Обобщающей причиной существования неценовых методов регулирования является их способность эффективно действовать в долгосрочном периоде. Именно способность задавать определенные условия функционирования (правила игры) естественно – монопольным отраслям, изменять производственную структуру монополистов позволяют неценовым методам решать задачу стратегического контроля и развития отрасли. По долгосрочности своего воздействия неценовые методы регулирования отличаются от ценовых методов, которые более рассчитаны на определенные временные лаги и неспособны отразить все хозяйственные процессы монополистов. Именно долгосрочный характер регулирования позволяет говорить об эффективности использования неценовых методов.

Эффективное управление без текущего вмешательства государства в хозяйственную деятельность монополиста. Данная причина отражает либеральный вариант экономической политики, состоящий в стремлении органов государственной власти перевести хозяйственную деятельность в русло рыночных отношений. Эффективное управление без вмешательства государства в деятельность монополиста возможно, в частности, при использовании такого неценового метода регулирования, как организация торгов за франшизу, в ходе которых определяется компания, оптимально соответствующая требованиям контролирующих органов, но в дальнейшем действующая в рыночном режиме в рамках взятых на себя ограничений.

3.Виды и содержание неценовых методов регулирования естественных монополий.

Стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов. Данный метод основывается на классической предпосылке, что все товары и услуги должны иметь определенный стандарт качества в производстве и конечном выпуске. Например, выпуск труб для газотранспортной системы должен отвечать стандартам прочности (воздействие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и т. д.), а несоответствие данным требованиям может повлечь отказ потребителей от покупки продукта и потери потребителя.

Обязательный аудит. Универсальность подхода данного метода позволяет осуществлять регулирование и на естественно-монопольном рынке. Суть метода широко известна в экономической науке и практике: проверка и контроль финансовых потоков, соответствие бухгалтерской отчетности принятым стандартам.

Выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию. Суть метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в отдельно функционирующую компанию со своим руководством и владельцем. Другая же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на рынок и конкурирует с другими производителями.

Ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно - монопольного сегмента в рамках одной компании. Данный метод регулирования по своей структуре схож с предыдущим. Содержательный принцип двух методов одинаков: выделить естественно - монопольный сегмент, но во втором случае - не в отдельную компанию, а в отдельный субъект финансовой отчетности. Компания – монополист, имеющая раздельный баланс по определенным конкурентным и «чисто» естественно- монопольным сегментам, имеет ряд преимуществ перед просто разделенной компанией по сегментам. Эффективность состоит в том, что компания выступает как единая производственная система с уже отлаженной структурой «производство – сбыт».

Организация торгов за франшизу (франчайзинг) . Суть этого метода регулирования заключается в создании условий для благоприятного функционирования отрасли посредством торгов. Ставятся определенные условия перед компаниями – претендентами, удовлетворяющие оптимальному функционированию отрасли, как для потребителей, так и для будущих производителей. Условия могут включать стоимость услуг или продукта для конечного потребителя, систему поставок, наличие у фирмы-претендента опыта ведения бизнеса в данной отрасли и т. д. Из всех претендентов выбирается один, отвечающий всем параметрам отборочной комиссии. При этом все основные фонды находятся в собственности государства . Условия договора предполагают получение компанией прибыли без ущемления финансовых интересов потребителей. Эффективность организации торгов за франшизу достаточно высока, поскольку в отрасли ведет хозяйственную деятельность опытная компания, знающая все тонкости производственного процесса. Компания выступает как единая отрасль, выполняя функции производства, сбыта продукции конечным потребителям и имея все возможности для устранения технических и финансовых проблем.

Обязательное обслуживание определенных групп потребителей. Содержание метода достаточно четкое: компания - естественный монополист обязана оказывать услуги определенным группам потребителей без учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В определенную группу потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, здания силовых ведомств и т. д.), а также социально значимые объекты жизнедеятельности.

Ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов. Объективная необходимость в использовании указанного метода регулирования очевидна в силу следующих причин: контроль государства над стратегически важной отраслью (в том числе через своих представителей в совете акционеров, кадровые назначения, через систему государственных заказов и т. п.); обеспечение энергетической безопасности национальной экономики; поддержание приемлемых для российских потребителей (домашних хозяйств и предприятий реального сектора) цен, а, следовательно, повышение конкурентоспособности российской продукции; реализация такой важной задачи, как газификация российских регионов (особенно в сельской местности), а также сохранение внешнеэкономических рычагов влияния на экономическое и социально - политическое развитие других стран и мировое развитие в целом. Использование указанного метода продиктовано также последствиями экономической обстановки начала 90-х годов, когда происходила стихийная (необдуманная) приватизация большинства объектов государственной собственности, в том числе и тех, которые имели стратегическое значение для России. В более широком плане указанный метод может трактоваться как выбор определенной формы собственности.

Неформальные методы. Неформальными следует считать те методы, которые основаны на реализации «неформальных правил», то есть действующих вне сферы официальных законов и контрактов. Применительно к изучаемой нами проблеме, это выражается в существовании неформальных методов неценового регулирования естественных монополий. Их действие принимает следующие формы:

Административно – бюрократические (командно – административные) формы: субъективистское воздействие властных органов (федеральных, региональных, местных) на политику естественных монополий, исходя из принципа целесообразности (политической, социальной или коррупционной);

Кадровые формы: расстановка на руководящие посты в компаниях - монополистах лиц, лояльных политически или персонально руководителям власти;

Реализация интересов определенных коммерческих структур (нередко в сговоре с представителями власти), что, в частности, принимает форму разной степени доступности фирм к инфраструктуре, особенно на региональном и местном уровнях;

Обременение естественных монополистов непрофильными функциями (чаще всего по «рекомендации» властных структур): дополнительные социальные нагрузки, поддержка определенных кандидатов и партий (особенно в период выборов), содержание СМИ и т. п.

Выполнение крупнейшими компаниями – естественными монополистами, играющими важную роль на мировых рынках, политических задач, которые затрагивают интересы страны в отношениях с другими странами.

Конкретные виды неформальных методов еще более разнообразны. Но главное состоит в том, что указанные методы занимают большое место в реальном регулировании естественных монополистов в России, хотя и не афишируются.

Стоит отметить, что при всей эффективности и практичности неценовых методов регулирования их использование должно осуществляться во взаимодействии с ценовыми методами регулирования, поскольку оба метода регулирования отражают целостную экономическую картину хозяйственной деятельности естественной монополии. Создание оптимальной экономической системы, адекватной специфике страны, способно сократить количество применяемых методов регулирования - как ценовых, так и неценовых. Данная предпосылка является относительной в силу того, что требует множества изменений (социально - политических, экономических), которые происходят достаточно медленно.

4.Позиционирование неценовых методов в структуре экономических отношений. Важный вопрос, относящийся к содержанию и роли неценовых методов, касается их позиционирования в структуре экономических отношений. Проще говоря, вопрос может быть поставлен так: являются ли неценовые методы рыночными, экономическими или нет?

На наш взгляд, здесь нет однозначного ответа. Постараемся определить свою позицию.

Во-первых, конечно, у неценовых методов есть экономическое содержание. Оно проявляется в том, что эти методы связаны с функционированием ряда отраслей экономики (отраслевых рынков), затрагивают экономические интересы и связи хозяйственных субъектов, влияют на соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности и т. п. Таким образом, указанные методы могут считаться экономическими. Не случайно, что они изучаются экономической теорией. Причем это имеет отношение не только к «Микроэкономике» и вышедшей из нее «Теории отраслевых рынков», но и к «Макроэкономике» (влияние естественных монополий и методов их государственного регулирования на экономику в целом, на совокупные показатели экономики), к «Институциональной экономике» (действие формальных и неформальных правил, распределение прав собственности, изменение трансакционных издержек и т. п.), к «Политэкономии» (распределение экономической власти, соотношение разных типов экономических отношений и т. п.), а также к ряду конкретных экономических наук.

Во-вторых, несмотря на указанные выше характеристики, в неценовых методах следует видеть и неэкономическую сторону, а именно административно-правовые и политические аспекты. Первый из них выражается в разработке антимонопольного законодательства , нормативной базы, контроле за их соблюдением, персональных (кадровых) назначениях в государственных компаниях - естественных монополистах, а также в нередко встречающейся в российской практике административно – бюрократическом (командно - административном) воздействии. Второй аспект выражается в том, что через неценовые методы могут реализоваться и политические задачи, связанные, в частности, с обеспечением национальной безопасности и внешнеполитических интересов страны.

Таким образом, неценовые методы представляют собой сочетание экономической и неэкономической сторон.

В - третьих, внутри экономической стороны неценовых методов надо видеть разграничение по типам (уровням) экономических отношений.

Однако вначале надо сделать отступление. В настоящее время господствует взгляд об отождествлении экономических и рыночных отношений. Мы в данном случае придерживаемся другого подхода, который активно использовался в отечественной политэкономии 20 века и который состоит в том, что, кроме рыночных (товарно-денежных) отношений, есть и другие типы экономических отношений – в частности плановые отношения («планомерность» или, когда речь шла об этих отношениях в структуре рыночно-капиталистической экономики - «неполная планомерность»). При этом нельзя отождествлять плановые отношения и административные (командно-административные) методы. Плановые отношения – это объективные экономические отношения, которые отражают особый (нерыночный) способ координации экономической деятельности, предполагают в идеале непосредственно - общественный учет потребностей, существующих в обществе и заложенных в хозяйственный план, порождаются таким объективным экономическим фактором, как крупномасштабное, высококонцентрированное производство, как раз и существующее в отраслях естественной монополии. В русле этой же традиции было принято также выделять наряду с собственно экономическими (социально-экономическими или производственными) отношениями «организационно - экономические отношения», которые раскрывают конкретный механизм организации и управления производством, чем занимается ряд конкретных экономических наук.

Возвращаясь к неценовым методам, следует отметить, что в них находят свое выражение все указанные выше экономические отношения, а именно:

Рыночные отношения (признаки: функционирование отраслевых рынков, взаимосвязь монополизма и конкуренции, опосредованное влияние на цены, тесная связь с ценовыми методами);

Плановые или планово – экономические отношения (признаки: прямое, непосредственно – общественное и в интересах общества и всей национальной экономики регулирование экономических процессов, реализация общественных стратегий – например, в энергетической отрасли, ограничение чисто коммерческих интересов);

Организационно – экономические отношения (признаки: особое значение систем организации и управления производством в условиях крупнейших компаний – монополистов, определения структуры этих компаний, подбора высококвалифицированных менеджеров и т. п.).

Обобщая, можно сделать следующий вывод: в неценовых методах регулирования естественных монополий проявляется единство экономических и неэкономических (административно - правовых) отношений, рыночных и нерыночных (планово - экономических) отношений, собственно экономических и организационно – экономических отношений. Иначе говоря, это есть органическая совокупность рыночных, планово – экономических (плановых), организационно – экономических и административно – правовых (неэкономических) отношений или методов.

Неценовые методы регулирования естественных монополий можно сгруппировать также по трем блокам, которые соответствуют степени спецификации экономических отношений: универсальные методы – необходимые как для развитой рыночной, так и для переходной экономики и, следовательно, нуждающиеся в поддержке (в частности, стандартизация и сертификация продукции, обязательный аудит, организация торгов за франшизу); методы, связанные со спецификой переходной экономики и, следовательно, имеющие исторически ограниченный характер (в частности, неформальные методы, обязательное обслуживание определенных групп потребителей, ряд ограничений на покупку акций); методы, связанные с фундаментальными особенностями национальной экономики и обеспечением национальной безопасности и, следовательно, в отличие от предыдущей группы методов, имеющие долгосрочное значение в России (та часть методов, которая предполагает более высокую роль государства – в частности, в акционерном капитале монополистов, в обязательном обслуживании стратегически важных для государства объектах и т. п.).

Некоторые методы носят смешанный характер. Выделение трех разных групп позволяет дифференцировать перспективы изменения разных методов в России, избежать шаблона, учесть специфику национальной экономики.

5.Перспективы и направления совершенствования неценовых методов регулирования естественных монополий.

Основываясь на характерных чертах, присущих неценовым методам регулирования, и степени их воздействия на объект регулирования, можно спрогнозировать перспективы их дальнейшего применения.

Относительно метода стандартизации и сертификации продукции естественных монополистов следует отметить, что данный метод регулирования является достаточно трудоемким с технической точки зрения и требует вложения финансовых средств со стороны потребителей, государства или со стороны монополии (в частности, установка оборудования). Разумеется, решать вопрос о том, кто должен понести издержки, связанные с установкой оборудования, могут только органы власти, а не сам монополист или конечный потребитель. При этом при решении данного вопроса необходимо исходить из сложившихся российских реалий и, в частности, учитывать низкий жизненный уровень большинства населения России. Для многих категорий населения является материально затруднительной покупка индивидуальных средств измерения, например, счетчиков воды или газовых счетчиков (особенно в газифицированных сельских местностях).

Важным направлением могло бы стать введение типовых форм договоров, содержащих стандартные требования обслуживания потребителей. Практическое применение метода позволит создать предпосылки для корректного поведения монополиста по отношению к конечному потребителю, у которого появится реальный шанс контролировать качество используемого им продукта.

Регулирующий потенциал этого метода колоссален, поскольку потребует от естественного монополиста соблюдения всех установленных норм и правил, которые, в свою очередь, подстегнут его к оптимизации структуры издержек.

Обязательный аудит как метод регулирования перспективен в дальнейшем применении, однако он более адекватен для устоявшейся экономики и стабильного общества. Недостатки этого метода (в особенности, высокая степень вероятности подкупа компании-аудитора) применительно к переходной экономике свидетельствуют о том, что обязательный аудит пока еще не в состоянии контролировать и проводить полноценный мониторинг хозяйственной деятельности естественного монополиста в российских условиях, где степень лоббизма и коррумпированности очень высока. Выход из данной ситуации может быть связан с созданием представительства государственного регулирующего органа в самой компании - монополисте для отслеживания всех финансовых процессов, что будет означать своего рода «взгляд изнутри». Также мерами для усиления контроля над деятельностью монополиста могут стать финансовый мониторинг всех банковских операций , исходящих от монополиста, и установление стандартов раскрытия информации. Внедрение дополнительных мер регулирования в совокупности с обязательным аудитом потребует законодательного оформления.

Выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию носит в большей степени характер структурных реформ, но в российских условиях эта мера становится и полноценным неценовым методом регулирования. На практике указанный метод может принимать разные формы. Так, в России с 1 июля 2006 года начал работу новый перевозчик – «Федеральная пассажирская дирекция» (ФПД) в качестве филиала, отвечающий за сферу пассажирских перевозок. При этом в нем выделены два сегмента деятельности – конкурентный и социальный (регулируемый), которые различаются принципами ведения бизнеса. А в ходе реформирования российской электроэнергетики происходит создание конкурентного рынка электроэнергии с одновременным выделением таких особых структур, как - «Федеральная сетевая компания», «Гидро ОГК», «Системный оператор» , причем доля РАО «ЕЭС России» (в будущем государства) в их активах будет увеличена: в первой до 75 процентов плюс одна акция, во второй до 50 процентов плюс одна акция, в третьей до 100 процентов.

Данный метод можно считать перспективным для применения в экономической практике, но в российских условиях следует учитывать возможные отрицательные последствия из-за сложившейся технической структуры производства, в частности - в секторе энергоснабжения. Особенность российского энергоснабжения такова, что большая часть предприятий естественных монополистов имеет различные возможности при выработке энергоносителей. ГЭС и ТЭЦ имеют разный технический потенциал в производстве энергии: для ГЭС она обходится дешевле, чем для ТЭЦ.

Учитывая эту специфику российской энергетики, следует совершенствовать и приспосабливать данный вид неценовых методов под реалии России, что потребует законодательной доработки правовой основы реформирования энергетики и других сфер естественной монополии, выработки ясной долгосрочной энергетической стратегии государства, активного использования балансового метода воспроизводства (в данном случае, разработки топливо – энергетических балансов страны).

Ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно - монопольного сегмента в рамках одной компании как метод регулирования не имел развернутого применения в других странах мира, поэтому говорить о его перспективах достаточно затруднительно, но, тем не менее, можно отметить его потенциальную приспособленность к российской специфике. Учет особенностей национальной экономики позволяет сделать вывод о том, что в России необходимо существование целостных предприятий в ряде естественно - монопольных отраслей (в частности, энергоснабжения): именно не разукрупненное предприятие способно в полной мере оказывать весь спектр необходимых услуг конечным потребителям. В других отраслях возможно создание нескольких более мелких предприятий на основе одного, поскольку этому способствует техническая и производственная структура (железнодорожные перевозки, услуги проводной телефонной связи, услуги аэропортов, речных и морских портов).

Организация торгов за франшизу - один из наиболее распространенных неценовых методов регулирования в развитых рыночных экономиках. По своей сути данный метод представляет организацию конкурентного рынка в отраслях естественных монополий до начала производственного процесса и способен заменить другие методы регулирования. Именно в этом заключается его универсальность и перспективность использования. Однако при этом требуется создание оптимальных законодательных условий, при которых затрудняется сговор и коррумпированность регулирующих органов. Необходимо иметь ввиду и следующую опасность: в целях большего извлечения прибыли естественный монополист в ходе торгов за франшизу будет отдавать предпочтение более выгодным партнерам, игнорируя других. Например, в сфере железнодорожных перевозок приоритет в допуске к «нитке» может быть отдан более выгодным грузовым перевозчикам, а не пассажирским перевозчикам, несмотря на важную социальную значимость этих перевозок.

В российской экономической практике развитие данного метода должно быть соотнесено с формированием законодательной базы, регулирующей деятельность естественных монополий, с усилением прозрачности торгов, снижением коррупции в стране, а также с расширением конкурентной среды и снижением экономических, административных и криминальных барьеров входа на соответствующие рынки.

Метод обязательного обслуживания определенных групп потребителей отражает во многом черты переходного состояния экономики, какой в данный момент является экономика России. Разумеется, в странах с развитой рыночной экономикой, отлаженной системой безопасности отсутствуют проблемы, связанные, в частности, с энергоснабжением «специальных» потребителей, поскольку большинство данных объектов имеют независимое энергоснабжение. Продолжительность использования этого метода регулирования в условиях российской экономики определена следующими условиями: завершение переходного характера российской экономики, усиление ее рыночного характера; переход отдельных, наиболее значимых для государства объектов на автономное, независимое энергоснабжение; улучшение экономического положения бюджетной сферы и благосостояния населения.

Вместе с тем, имеются и более фундаментальные и долгосрочные (по с равнению с указанными выше) условия сохранения указанного метода в России, а именно, особые географические, природно-климатические, геополитические условия, усиливающие значение национальной безопасности и большей социальной защиты населения.

Что касается введения ограничений на покупку акций предприятий - естественных монополистов и в целом выбора формы собственности, то указанный неценовой метод регулирования, также как и предыдущий, во многом имеет отпечаток переходного состояния российской экономики. Следовательно, его роль должна сократиться вместе с усилением рыночного характера экономики. Ярким подтверждением этого стала недавняя либерализация рынка акций Газпрома, снятие ограничений и особых режимов оборота этих акций. Однако при этом произошло укрупнение госпакета в структуре акционерного капитала Газпрома, доведение доли государства до контрольного пакета, благодаря чему государство не утратило своей регулирующей роли, просто ее реализация поменяла форму. Доля госпакета в компаниях – монополистах может сократиться по мере усиления рыночно – конкурентных механизмов в российской экономике, однако и здесь необходимо учитывать национальную специфику. Присутствие государства в акционерном капитале естественных монополистов в России вызывается их государствообразующим значением: необходимостью стягивания страны в единое экономическое пространство, особой значимостью проблем национальной безопасности. К тому же, госкомпании, как показывает опыт, могут обеспечить для потребителей более благоприятные условия по сравнению с частными компаниями. Так, у Транснефти тариф за прокачку 1 тонны нефти на 100 километров составляет 47 центов (к тому же обеспечивается равный доступ в трубу всех субъектов), а у ЛУКОЙЛа в его трубопроводе «Уса-Ухта» - 6 долларов

Распространение неформальных методов неценового регулирования естественных монополий связано преимущественно с переходным состоянием российской экономики, порождающем засилье неформальных институциональных правил. Следовательно, укрепление рыночного характера экономики будет сопровождаться сокращением указанных методов, ослаблением их роли. Большое значение в этом будут играть процессы усиления институтов гражданского общества, правового государства, принятия законов, способствующих борьбе с коррупцией и бюрократическим произволом и расширяющих транспарентность бизнеса.

Обобщая вышеуказанные перспективы неценовых методов регулирования, можно отметить, что с решением задач трансформационной экономики в России ряд этих методов во многом утратит свое значение, а именно обязательное обслуживание определенных групп потребителей, ряд ограничений на покупку акций, неформальные методы. Однако должны сохраниться и укрепиться те вышеперечисленные неценовые методы, которые имеют универсальное значение для рыночных экономик, а также отражающие особенности российской экономики.

Из универсальных методов особую поддержку должны получить те неценовые методы, которые органично сочетают естественно-монопольные и конкурентные начала. К ним прежде всего следует отнести: выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию при переводе других сегментов в конкурентную сферу, организацию торгов за франшизу (франчайзинг). Их перспективность и актуальность для российской экономики состоит в том, что, с одной стороны, они снизят степень монополизации экономики, а с другой предотвращают другую крайность: переход к свободной конкуренции в крупнейших, крайне важных для национальной экономики отраслях.

Прогнозируя направления совершенствования неценовых методов регулирования естественных монополий, следует выделить также ряд мер общего порядка:

Определение структуры и принципов функционирования национальной модели экономики. В мире существует целый ряд национальных моделей современной рыночной экономики, из которых наиболее известной являются американская либеральная модель, германская модель социального рыночного хозяйства, японская модель регулируемого рынка (или корпоративного капитализма), шведская (скандинавская) социал – демократическая модель. Наличие такого множества моделей создает возможности развития и других моделей, в том числе и российской национальной модели рыночной экономики, тем более учитывая весь спектр присущих ей специфических условий. Конечно, при этом возможно и необходимо заимствование элементов других национальных моделей, но в этом случае необходима ее адаптация под специфику страны-реципиента. Однако, существуют и такие модели, имплантация которых потребует кардинального пересмотра всей экономики, что может привести к дезориентации экономики, к дисгармонии хозяйственных субъектов, к снижению управляемости экономических процессов. Задача состоит в том, чтобы четко отслеживать все предлагаемые модели развития на предмет их соответствия российским условиям. Причем это касается не только национальной экономики в целом, но и конкретных сфер экономики, в том числе принципов и методов регулирования естественных монополий, включая и неценовые методы. Именно более четкое определение принципов функционирования экономики в дальнейшем позволит разрабатывать и дополнять существующие неценовые методы регулирования с учетом реалий национальной экономики.

Совершенствование законодательной базы. Актуальным направлением в совершенствовании неценовых методов регулирования в современной российской экономике является создание оптимальной законодательной базы, без которой невозможно функционирование любого цивилизованного метода контроля государства за деятельностью бизнеса, искоренение неформальных методов, коррупции и других негативных характеристик. Именно создание четкой законодательной базы позволит сформулировать основные принципы регулирования, на которые в дальнейшем будут опираться и неценовые методы. Взаимосвязь между неценовыми методами и выработкой оптимальной законодательной базы вытекает из самой природы и происхождения этих методов регулирования. Данное требование должно применяться с использованием законодательного и экономического опыта других стран, а также с учетом исторического состояния страны, особенностей национальной экономики и ее институциональной среды.

Внедрение систем технического учета и контроля качества продукции монополиста .

Данная мера совершенствования неценовых методов регулирования естественных монополий является технической стороной, но без нее трудно представить реальное осуществление процесса регулирования. Создание систем контроля позволит оперативно реагировать на изменения качества продукции монополистов, а также обозначить тенденцию в дальнейшем повышении качества. Система технического учета продукции или услуг монополиста с финансовой точки зрения накладна, но общественный эффект от ее внедрения колоссален.

1.Регулирование естественных монополий как фактор экономического роста//Вопросы экономических наук.- М: Компания «Спутник +».-2006.-№3.-0.2 п. л.

2.Естественные монополии как институт стратегического развития и безопасности национальной экономики России//Проблемы экономики.- М: Компания «Спутник+».- 2006.-№3.-0.2 п. л.

3.Матин неценовых методов регулирования естественных монополий в российской экономике// Российский экономический интернет - журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений - Электрон. журн. - М.: АТиСО, 2006-№ гос. регистрации. - Режим доступа: http://www. *****/Articles/2006/Matin. pdf, свободный - Загл. с экранап. л.

Www. *****/free_doc/2006/b06_11/14-08.htm

Эксперт, 2006.- №7.-с24

Эксперт, 2006.-№23.-с88

В современной экономической теории и практике существуют два основных метода регулирования естественных монополий: к ним можно отнести ценовые и неценовые методы. К неценовым методам регулирования естественных монополий относятся: 1 .Организационно - экономические методы (стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально конкурентного и естественно - монопольного сегментов в рамках одной компании); 2.Методы, развивающие конкуренцию (выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию и перевод оставшихся в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу (франчайзинг));3.Ограничительные методы (обязательное обслуживание определенных групп потребителей; ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов);4.Неформальные методы.

(Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

    ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня.

    неценовой метод - через определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Кроме того, субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту и сообщает через средства массовой информации о принятых решениях, в частности относительно введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъектов; о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него; о применяемых методах регулирования в отношении конкретного субъекта. В свою очередь, субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.

Виды и содержание неценовых методов регулирования естественных монополий. Раскроем содержание конкретных видов неценовых методов регулирования: ^ Стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов. Данный метод основывается на классической предпосылке, что все товары и услуги должны иметь определенный стандарт качества в производстве и конечном выпуске. Например, выпуск труб для газотранспортной системы должен отвечать стандартам прочности (воздействие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и т.д.), а несоответствие данным требованиям может повлечь отказ потребителей от покупки продукта и потери потребителя. ^ Обязательный аудит. Универсальность подхода данного метода позволяет осуществлять регулирование и на естественно-монопольном рынке. Суть метода широко известна в экономической науке и практике: проверка и контроль финансовых потоков, соответствие бухгалтерской отчетности принятым стандартам. ^ Выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию. Суть метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в отдельно функционирующую компанию со своим руководством и владельцем. Другая же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на рынок и конкурирует с другими производителями. ^ Ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно- монопольного сегмента в рамках одной компании. Данный метод регулирования по своей структуре схож с предыдущим. Содержательный принцип двух методов одинаков: выделить естественно - монопольный сегмент, но во втором случае - не в отдельную компанию, а в отдельный субъект финансовой отчетности. Компания – монополист, имеющая раздельный баланс по определенным конкурентным и «чисто» естественно- монопольным сегментам, имеет ряд преимуществ перед просто разделенной компанией по сегментам. Эффективность состоит в том, что компания выступает как единая производственная система с уже отлаженной структурой «производство – сбыт». ^ Организация торгов за франшизу (франчайзинг) . Суть этого метода регулирования заключается в создании условий для благоприятного функционирования отрасли посредством торгов. Ставятся определенные условия перед компаниями – претендентами, удовлетворяющие оптимальному функционированию отрасли, как для потребителей, так и для будущих производителей. Условия могут включать стоимость услуг или продукта для конечного потребителя, систему поставок, наличие у фирмы-претендента опыта ведения бизнеса в данной отрасли и т.д. Из всех претендентов выбирается один, отвечающий всем параметрам отборочной комиссии. При этом все основные фонды находятся в собственности государства. Условия договора предполагают получение компанией прибыли без ущемления финансовых интересов потребителей. Эффективность организации торгов за франшизу достаточно высока, поскольку в отрасли ведет хозяйственную деятельность опытная компания, знающая все тонкости производственного процесса. Компания выступает как единая отрасль, выполняя функции производства, сбыта продукции конечным потребителям и имея все возможности для устранения технических и финансовых проблем. ^ Обязательное обслуживание определенных групп потребителей. Содержание метода достаточно четкое: компания - естественный монополист обязана оказывать услуги определенным группам потребителей без учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В определенную группу потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, здания силовых ведомств и т.д.), а также социально значимые объекты жизнедеятельности. ^ Ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов. Объективная необходимость в использовании указанного метода регулирования очевидна в силу следующих причин: контроль государства над стратегически важной отраслью (в том числе через своих представителей в совете акционеров, кадровые назначения, через систему государственных заказов и т.п.); обеспечение энергетической безопасности национальной экономики; поддержание приемлемых для российских потребителей (домашних хозяйств и предприятий реального сектора) цен, а, следовательно, повышение конкурентоспособности российской продукции; реализация такой важной задачи, как газификация российских регионов (особенно в сельской местности), а также сохранение внешнеэкономических рычагов влияния на экономическое и социально- политическое развитие других стран и мировое развитие в целом. Использование указанного метода продиктовано также последствиями экономической обстановки начала 90-х годов, когда происходила стихийная (необдуманная) приватизация большинства объектов государственной собственности, в том числе и тех, которые имели стратегическое значение для России. В более широком плане указанный метод может трактоваться как выбор определенной формы собственности. ^ Неформальные методы. Неформальными следует считать те методы, которые основаны на реализации «неформальных правил», то есть действующих вне сферы официальных законов и контрактов. Применительно к изучаемой нами проблеме, это выражается в существовании неформальных методов неценового регулирования естественных монополий. Их действие принимает следующие формы: - административно – бюрократические (командно – административные) формы: субъективистское воздействие властных органов (федеральных, региональных, местных) на политику естественных монополий, исходя из принципа целесообразности (политической, социальной или коррупционной); - кадровые формы: расстановка на руководящие посты в компаниях - монополистах лиц, лояльных политически или персонально руководителям власти; - реализация интересов определенных коммерческих структур (нередко в сговоре с представителями власти), что, в частности, принимает форму разной степени доступности фирм к инфраструктуре, особенно на региональном и местном уровнях; - обременение естественных монополистов непрофильными функциями (чаще всего по «рекомендации» властных структур): дополнительные социальные нагрузки, поддержка определенных кандидатов и партий (особенно в период выборов), содержание СМИ и т.п. - выполнение крупнейшими компаниями – естественными монополистами, играющими важную роль на мировых рынках, политических задач, которые затрагивают интересы страны в отношениях с другими странами. Конкретные виды неформальных методов еще более разнообразны. Но главное состоит в том, что указанные методы занимают большое место в реальном регулировании естественных монополистов в России, хотя и не афишируются. Стоит отметить, что при всей эффективности и практичности неценовых методов регулирования их использование должно осуществляться во взаимодействии с ценовыми методами регулирования, поскольку оба метода регулирования отражают целостную экономическую картину хозяйственной деятельности естественной монополии. Создание оптимальной экономической системы, адекватной специфике страны, способно сократить количество применяемых методов регулирования - как ценовых, так и неценовых. Данная предпосылка является относительной в силу того, что требует множества изменений (социально - политических, экономических), которые происходят достаточно медленно.)

Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.

Картель - объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, - соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате встреч и договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Речь идет о распространении скрытой формы картелей.

Для картеля характерно наличие следующих признаков:

· договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);

· сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

· объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;

· совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;

· наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

Модель картеля - представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.

Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:

· принципа установления цен;

· раздела рынков сбыта;

· квот производства и сбыта участников;

· обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.


Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать ОПЕК (Организацию стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют нелегально.

Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

27. Особенности рынка с естественной монополией. Виды естественных монополий

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

В зависимости от путей возникновения, характеристик рынков, на которых возникает монополия, и особенностей производства у монополиста можно выделить следующие виды монополий:

1. Инновационная монополия. Возникает, когда какое-то лицо создает кардинально новый продукт (а соответственно и новый рынок), который защищен от копирования патентами и другими правами.

2. Географическая монополия. Возникает, когда один из производителей имеет гораздо более выгодные условия по выходу на географически отделенный от прочих рынок, чем остальные. Это может быть связано с географической близостью производителя к рынку, так и с наличием барьеров, например таможенных, на входе на рынок.

3. Монополия победителя. Это монополия фирмы, выигравшей в конкурентной борьбе, хотя бы и за счет создания картеля.

4. Естественная монополия. Т.е. монополия возникающая потому, что существование хотя двух производителей на рынке неэффективно. Естественную монополию ниже мы рассмотри поподробнее.

Естественные монополии можно разделить на:

1. Государственные монополии. Они возникают тогда, когда государство передает какие-то свои функции отделенному от него лицу.

2. Инфраструктурная монополия. Понятно, что это монополия связанная с инфраструктурой, например водо-, газо- и электроснабжение.

3. Технологическая монополия. Возникает тогда, когда оптимальный масштаб производства близок к величине рыночного спроса.

28 и 29(ценовые и неценовые методы регулирования естественных монополий)

В современной экономической теории и практике существуют два основных метода регулирования естественных монополий: к ним можно отнести ценовые и неценовые методы. Ценовые методы регулирования выступают основой регулирования естественных монополий, поскольку, были разработаны и внедрялись в практическую жизнь активнее, чем неценовые. Именно данный факт предопределил широкое распространение разнообразных форм ценового регулирования. Неценовые методы по времени возникновения совпадают с ценовыми методами, но на практике и в распространенности применения уступают ценовым методам. Основной причиной сложившейся ситуации является, на мой взгляд, неочевидность экономических результатов от внедрения неценовых методов в краткосрочном периоде и наличие административного характера в воздействии на предприятия естественных монополистов.

Можно выделить следующие виды ценовых и неценовых методов регулирования. К основным ценовым методам регулирования естественных монополий относятся следующие:

1 .Установление цен (тарифов) или их предельных уровней.2. Регулирование нормы прибыли.3. Блочные тарифы.4. Ценовое регулирование при ограниченной мощности. 5.Определение цены на уровне издержек.

К неценовым методам регулирования естественных монополий относятся:

1 .Организационно - экономические методы (стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально

конкурентного и естественно - монопольного сегментов в рамках одной компании);

2.Методы, развивающие конкуренцию (выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию и перевод оставшихся в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу (франчайзинг));3.Ограничительные методы (обязательное обслуживание определенных групп потребителей; ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов);4.Неформальные методы.

Стоит отметить, что ценовые и неценовые методы регулирования можно охарактеризовать как "прямые" и "косвенные" методы регулирования. Прямое регулирование непосредственно влияет на экономического агента или группу агентов, а косвенное регулирование на окружающую экономическую инфраструктуру агентов, тем самым, создавая определенные правила поведения в их экономической деятельности. Данный подход позволяет определить степень воздействия ценовых и неценовых методов регулирования на экономику предприятий естественных монополистов, что в результате способствует эффективной оценке самих методов регулирования.

Само регулирование естественных монополий, как мера государственного воздействия на бизнес, необходима для соблюдения баланса интересов между потребителями (домашние хозяйства и крупные промышленные потребители) и инвесторами (государственные и частные инвесторы, ожидающие положительный результат от вложенных средств); для определения справедливого тарифа на услуги естественных монополий; для сокращения издержек и повышения финансовой прозрачности; для повышения эффективности работы; для улучшения обслуживания потребителей, надежности поставок и создания конкурентных условий там, где позволяет технологическая структура отрасли.

Ориентированность на рыночные методы регулирования естественных монополий в Западных странах определила основные тенденции в развитии ценовых форм регулирования, поскольку именно в этих странах зарождались и развивались все основные методы - как ценовые, так и неценовые (Западная Европа - конец 19 века, США - начало 20 века). Практическое внедрение ценовых методов регулирования показало, что и они не лишены изъянов, в свою очередь это потребовало развития и внедрения неценовых методов регулирования. Стоит учитывать и особенности каждой страны (природно-климатические условия, концентрация производственных мощностей и т.д.), в которой применяется метод регулирования.

Исторически первые шаги в регулировании естественных монополий предпринимались в странах Западной Европы и США.

Так, Великобритания была одной из первых стран Западной Европы, в которой предпринималась попытка регулирования естественных монополий1. Регулирующим органом выступал Парламент, а позднее и специально созданные регулирующие комиссии. В целом опыт по государственному регулированию естественных монополий в Великобритании составил более чем столетнюю историю.

В странах континентальной Европы долгое время предприятия естественных монополий находились в руках государства (1940 гг. - конец 1970 гг.) и только в конце 1970-х годов стала преобладать политика по либерализации отраслей естественных монополий, в результате стали появляться частные компании, конкурирующие между собой в отрасли. Причиной данной ситуации во многом стал послевоенный период, когда требовалась жесткое вертикальное управление основных отраслей экономики с целью восстановления страны и народного хозяйства. В настоящее время в большинстве стран Западной Европы сохранилась преобладающая роль государственной собственности в отраслях естественных монополий, но управление этими отраслями передано на конкурсной основе независимым компаниям, которые имеют как государственную, так и частную форму собственности. В Германии, Франции, Великобритании преобладает в большей степени частная собственность в отраслях естественных монополий, а в Швеции, Дании, Австрии, Италии, Швейцарии государственная форма собственности.