Управление регионом в системе рыночных отношений. Региональное управление

Следует сразу заметить, что данная формула не обязательно должна являться эталоном с жестко закрепленными структурными формами. Напротив, любая попытка жесткого закрепления определенных форм организации или абсолютизации каких-либо величин или составляющих формулы неминуемо приведет к новым социальным потрясениям и экономическим кризисам. Данную модель перехода к более цивилизованным формам организации общественных и производственных отношений можно порекомендовать в качестве наиболее оптимального и последовательного варианта переориентации сверхсложной социально-экономической системы.

Этакая модель, которую можно охарактеризовать как реформаторскую и переходную, обеспечила бы позитивное развитие России как в ближайшем будущем, так и в перспективе. В ней должно быть обеспечено преодоление негативных черт, складывающихся до сих пор социально-экономических отношений, устранение подчинения государственного аппарата и государственных финансов частным интересам. Необходимо преодолеть затянувшийся этап «мафиозно-бюрократического» капитализма, в который как в яму попала российская экономика, так и не став на рельсы переходной модели. Реформаторская модель, при правильном подходе, укрепляла бы наметившиеся элементы финансовой стабилизации, способствовала бы оздоровлению государственного бюджета; формировала бы ресурсные и иные предпосылки для возобновления экономического роста и предусматривала бы структурную перестройку экономики; служила бы обеспечению перелома в неблагоприятной динамике жизненного уровня населения и его имущественной дифференциации на основе оздоровления всего общественного воспроизводства в социальном, структурном, ресурсном отношении и в отношении экономической эффективности.

Модель должна быть ориентирована на постепенное формирование в полном объеме социально ориентированной рыночной экономики. Лишь в рамках такой модели можно будет реализовать требования усиления социальной направленности реформ, снижения социальных издержек, исключить возможность воспроизводства в будущем прежних системных, экономических, социальных и политических пороков. Если бы удалось реализовать переходную реформаторскую модель взвешенно и результативно, она могла бы положить начало социально-экономическому подъему России.

Литература:

1. Заславская Т. Проблема демократической переориентации экономики современной России. // Общество и экономика, 1997, №1-2 - С.51.

2. Микульский К. Социально ориентированная экономика - Выбор России. // Общество и экономика, 1997, №1-2 - С.4.

3. Кравченко А. Прикладная социология и менеджмент. - М., Издат-во МГУ, 1995.

4. Курбанов Р. Зарубежный опыт управления человеческим фактором и его применение в России. Дипломная работа. - ДГУ, Махачкала, 1999.

5. Русинов Ф., Никулин Л., Фаткин Л. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. - М., Инфра-М., 1996.

6. Смольков В. Социальное рыночное хозяйство: концепции Л.Эрхарда и Г.Мюрдаля. // Социально-политический журнал, 1998, №1.

Магомедов М-С.М.

Регион в системе рыночных отношений.

В условиях динамичного развития процесса углубления общественного разделения труда и становления в экономике России рыночных отношений особое значение приобретает решение таких принципиально важных вопросов, как определение места и целей дальнейшего функционирования регионов в системе новых производственных отношений. Для этого важно четко определиться с понятием «регион».

В экономической литературе сложилось несколько подходов в его трактовке. Одни ученые рассматривают регион, как совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов производства, сложившуюся в пределах компактной территории. Другие предлагают считать регионами все формы территориальной организации производства, которые образуются на основе территориального разделения труда. Третьи относят к регионам только те территориальные подсистемы, которые являются относительно самостоятельными частями экономики России с законченным циклом воспроизводства. Тем самым, в основу его формирования положены базисные категории - сформировавшийся комплекс производительных сил и образовавшаяся под значительным воздействием специфических региональных условий система производственных отношений.

По нашему мнению, преимущество такого подхода к рассмотрению понятия «регион» заключается в том, что оно включает не только экономико-географические признаки территории, но и возможность организации сравнительно завершенного комплекса национальной экономики, основанного на совокупности ресурсов и возможностей. Такое определение региона отражает экономический, воспроизводственный подход к исследуемой категории, и большинство его сторонников рассматривают в качестве региона экономический район. Не отрицая правомерности такой трактовки региона, считаем, что с позиций современных условий, утверждение о том, что воспроизводственная завершенность присуща только экономическим районам, и она является постоянной характерной чертой какой-то определенной территории, требует уточнения. Ведь объемы производства, интенсивность хозяйствования, степень развития производственных, экономических и других связей, которые 15-20 лет назад были возможны в бывших союзных республиках и в экономических районах, в настоящее время уже характерны и для единиц более низкого уровня (края, области). Таким образом, утверждение о том, что только экономический район может выступать в качестве региона, не бесспорно.

Ввиду того, что пока еще в полной мере не определено то количественное значение комплексности (завершенности воспроизводственного цикла), необходимые для регионального уровня более низкие территориальные формирования (край, область) могут быть возведены в ранг региона. На этих уровнях, как правило, имеется единый орган управления, призванный наиболее эффективно и компетентно руководить национальной экономикой и обеспечивать его экономическую целостность. В их границах обычно нет территориальных барьеров, которые пока еще сильны в экономических районах, они «компактны», что облегчает управление ими. Все эти обстоятельства позволяют нам подходить к исследованию региональных аспектов развития экономики не только в рамках целого экономического района, но и на более низком уровне (области, края).

При установлении целей дальнейшего функционирования экономики регионов целесообразно, в первую очередь, исходить из учета их места в межрегиональном разделении труда и развития на этой основе межрегионального обмена с самообеспечением каждого экономического субъекта (края, области) определенными видами продовольствия и другими товарами. Такая постановка проблемы обусловливает комплексное решение территориальных задач, охватывающих различные стороны разделения труда, включая размещение производства, сложившуюся региональную специализацию, структурные сдвиги в ней и др.

Обоснование перспективных целей развития регионов базируется на следующих принципах:

Удовлетворение потребностей населения региона в определенных видах продукции;

Сочетание производства продукции для вывоза с самообеспечением;

Наиболее полное и эффективное использование производственного потенциала;

Обеспечение экономически эффективного уровня концентрации, соответствующего рыночным потребностям;

Совершенствование экономических отношений, предусматривающих создание необходимых условий для расширенного воспроизводства в регионе и

В каждом регионе переход к рыночной экономике практически происходит по одним и тем же направлениям, включающим:

Разгосударствление собственности, прежде всего, путем акционирования и приватизации предприятий;

Проведение аграрной (в том числе земельной) реформы;

Демонополизацию экономики, формирование конкурентной среды;

Формирование рыночной инфраструктуры;

Либерализацию цен;

Проведение жесткой финансовой и денежно-кредитной политики, преодоление инфляции;

Структурную перестройку экономики;

Либерализацию внешнеэкономической деятельности;

Социальную защиту населения;

Юридическое, правовое обеспечение проводимых преобразований и так далее.

Однако тактика, темпы и результаты реформирования экономики в регионах неодинаковы. Это объясняется существующими межрегиональными и внутрирегиональными различиями в уровне и в структуре производительных сил, а также особенностями природных, технологических, экономических, социальных, демографических, политических и других отношений.

Решающее значение для реформирования региональной экономики имеет ход преобразований в целом в стране, происходящие институциональные изменения. Однако и сами регионы могут оказывать значительное воздействие на ход реформ и активизировать их с максимальным учетом местных особенностей. Это подтверждает положительный опыт реформирования в Орловской, Белгородской, Калужской, Нижегородской и в других областях.

В большинстве регионов еще не завершены преобразования первого этапа перехода к рыночной экономике. Однако одновременно с продолжением начавшегося реформирования на первый план вышли задачи стабилизации производства, скорейшего выхода из кризисного состояния.

Вхождение в фазу структурного кризиса затруднило экономическое положение и платежеспособность большого числа предприятий многих отраслей, вызвало дальнейшее падение производства и рост безработицы. Выход из создавшегося трудного положения состоит, прежде всего, в мобилизации всех ресурсов и резервов для стабилизации и развития производства, а также в дальнейшем продолжении и углублении реформ путем: -формирования многоукладной экономики;

Обеспечения многообразия и равноправия форм собственности и хозяйствования; -ускорения демонополизации предприятий и формирования конкурентной среды;

Безболезненного свертывания или перепрофилирования неэффективного производства, стимулирования развития прогрессивных и социально-значимых отраслей.

Важными аспектами деятельности администрации регионов, руководителей предприятий, организаций и трудовых коллективов в современных условиях являются укрепление финансового положения, преодоление кризиса неплатежей, усиление социальной защиты населения.

Преодоление в регионе кризиса неплатежей можно осуществить путем стимулирования безналичных расчетов на основе установления прямых связей между рыночными субъектами, ввода в оборот коммерческих векселей, осуществления процедуры банкротства устойчиво убыточных предприятий, натурализации части финансовых обязательств предприятий перед своими работниками и другими предприятиями. В числе первоочередных мер по развитию рыночных отношений в регионах

Продолжение акционирования и приватизации предприятий с обеспечением при этом приоритета трудовых коллективов и большего пополнения местных бюджетов;

Ускорение демонополизации производства (в том числе ограничение рентабельности предприятий-монополистов);

Ускорение структурной перестройки, свертывание неэффективных и неперспективных производств и стимулирование развития прогрессивных и социально-значимых отраслей (машиностроения, приборостроения, электроники, информатики, сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, строительства, транспорта, службы быта, образования, здравоохранения, науки, культуры и так далее);

Углубление аграрной (в том числе земельной) реформы (особенно совершенствование внутрихозяйственных отношений, развитие межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, реализация мер по преодолению ценового диспаритета между сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса, активизация маркетинговой деятельности, решение социальных проблем села);

Развитие рыночной инфраструктуры в регионах, создание новых и укрепление существующих банков, бирж, страховых компаний, инвестиционных фондов и тому подобное;

Создание новых рыночных структур - финансово-промышленных групп, концернов, холдинговых и лизинговых компаний, информационных и маркетинговых центров и других;

Развитие и совершенствование внешнеэкономических связей;

Укрепление всесторонних связей и сотрудничества с другими регионами, формирование межобластных ассоциаций и объединений; -разработка и реализация региональных программ социальной защиты населения.

Очевидно, что успешный переход регионов к рыночным отношениям невозможен без расширения прав регионов, без увеличения им доли оставляемых налогов и сборов.

Особо важное значение будут иметь принятые в центре меры по налоговой реформе, уменьшению налогов и удешевлению кредитов для товаропроизводителей.

Стабилизации экономики региона способствует совершенствование механизма регионального управления.

Одна из причин трудностей нынешнего этапа экономического развития кроется в разбалансированности существующей вертикали системы управления народным хозяйством и несформированности структур и механизмов управления, адекватных либерализации экономики. Отношения подчиненности областной администрации федеральным органам сохранились в виде назначения глав администрации, постоянных вызовов их в Москву для отчетов и инструкций, предоставления справок и прогнозных расчетов. С другой стороны областным администрациям предоставлены большие свободы в принятии решений в рамках существующей законодательной базы. Региональные органы власти несут ответственность перед населением за дифференциацию качества жизни по различным территориям, наличие которых нельзя поставить в вину исключительно федеральным властям. Основные проблемы, порождающие данную ситуацию, следующие:

Отсутствие налаженной бюджетной системы, прежде всего в части взаимодействия центра и регионов. Различные проценты бюджетных отчислений по регионам, встречные денежные потоки, субъективизм в распределении субсидий и тому подобное делают эту систему чрезвычайно неустойчивой и неопределенной. Федеральная власть, занимаясь балансировкой бюджета, часто поступает некорректно по отношению к регионам, передавая им решение задач без какого-либо финансового подкрепления. Неотработанность бюджетной системы - фактор не только экономический, но и социально-политический. Снизить конфликтность ситуации на первом этапе можно за счет введения принципа равной доли отчислений для всех регионов и утверждения правил распределения федеральных средств. Другая проблема - это формирование расходной части региональных бюджетов в условиях их дефицитности. Эта проблема может решаться методом ранжирования приоритетов расходов и параметрического моделирования формирования и распределения бюджетных средств;

Слабое использование системы регионального управления по целям. Недостатки бюджетной системы в равной степени воздействуют на все регионы, но успехи реформ различны. Помимо объективных причин важную роль в этом играет личностный фактор. Успех губернатора в значительной степени определяется умением сформулировать долгосрочные цели, сформировать под них «команду» и совместными усилиями организовать процесс стратегического управления регионом. К сожалению, неумение формулировать цели - одно из слабых мест управленцев. Целевое управление должно быть также подкреплено системным подходом к планированию, проектированию и принятию решений;

Неэффективность системы документооборота. Она связана с тем, что в структурах управления слабо решены вопросы делегирования полномочий и ответственности. В результате практически все документы долго «гуляют по коридорам», а резолюции часто носят характер отписки. Эффективность управления могла бы также существенно возрасти в результате налаживания процесса постановки проблемных вопросов на основе частных обращений организаций и граждан;

Несовершенство процессов организационного проектирования. Недостатком большинства законодательных актов является их общий, часто декларативный характер. Чтобы реализовать их в практике управления необходимо трансформировать их в систему задач и работ. Но специалисты, умеющие разработать продуманный до мелочей оргпроект, практически отсутствуют. Поэтому распоряжения администрации часто неконкретны и нецеленаправлены. В этом состоит одна из основ произвола чиновников;

Кадровые проблемы. Штаты органов областной и местных администраций заполнены в преимущественно специалистами хотя и опытными, но по стилю своей работы относящиеся к «счетоводам» и «делопроизводителям». Глобальная перетряска кадров качества управления не повысит. Оптимальным вариантом кадровой политики представляется проведение селекции кадров и организация переподготовки отобранных специалистов. Главный акцент в процессе переподготовки должен быть сделан не на знания, а на перестройку системы мышления. Этого можно добиться, организуя переподготовку преимущественно в форме организационно-деятельностных и проблемно-деловых игр и тренингов.

Эффективное развитие регионов обеспечивает пропорциональное развитие производственной, социальной, экологической сфер Российской Федерации в целом, является залогом успешного осуществления социально-экономических реформ.

Противоречия и неурегулированность взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления экономикой, направленной на рыночные отношения.

Можно выделить следующие условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных российских условиях.

  1. Система новых отношений создается в условиях, когда планово-директивные методы управления региональным хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и принципам функционирования.
  2. В новых условиях субъекты Федерации сосредоточили большую часть властных и хозяйственных функций. Регион является основным субъектом собственности, который делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях естественно возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.
  3. Упразднение государственной отраслевой системы управсления экономикой диктует необходимость формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект Федерации - муниципалитет; муниципалитет - основное производственное звено; субъект Федерации - основное производственное звено.
  4. В этих условиях меняются регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования этой сферы деятельности, а с другой - вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.
  5. Чтобы обеспечить заинтересованность субъектов Федерации в развитии рыночных отношений в производственной и социальной сферах, необходимо законодательно закрепить их функции, компетенцию и ресурсы в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач.

6.2. Сущность и задачи регионального управления

Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.

С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент - это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в таких изменениях, как:

  • ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;
  • формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;
  • ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;
  • формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;
  • переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контро ля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;
  • оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.). Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального менеджмента - это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального менеджмента; методы и модели регионального менеджмента; механизмы регионального менеджмента; система регионального менеджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе регионального менеджмента в России.

Региональный менеджмент функционирует в соответствии с законами развития рыночной системы хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.

Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.

Задачи и объект регионального управления. Задачи регионального менеджмента многообразны и обусловлены особенностями переходного периода.

В процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хо зяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу использования собственности и т.д. Все это служит объективной основой для становления и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территориального управления.

В число основных задач регионального менеджмента входят:

  • обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;
  • экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
  • оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
  • обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
  • формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Исходя из сущности, содержания и задач регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.

  1. Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).
  2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).
  3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.
  4. Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охр ана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка).

Анализ приведенной классификации объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственным объектом регионального менеджмента являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональный менеджмент оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты - опосредованное.

6.3. Принципы и методы регионального управления

Содержание регионального менеджмента как совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово. Анализ зарубежной практики, а также опыта регионального менеджмента в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики.

К основным принципам регионального менеджмента относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения ми нимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Принцип выделенной компетенции более детально будет рассмотрен ниже.

Методы регионального менеджмента также обусловлены системой рыночного хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике регионального менеджмента используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые - по всем другим объектам.

6.4. Разделение функций, ресурсов и ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Функции регионального менеджмента как конкретные формы воздействия на экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы в регионе можно дифференцировать по назначению и содержанию. Такая дифференциация опирается на сущность и социальную ориентацию регионального менеджмента как инструмента рыночной экономики.

Многообразие функций регионального менеджмента опосредуется широким кругом его задач, рассмотренных ранее. При этом выделяют следующие основные функции: целеполагание, регулирование и стимулирование.

Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Учитывая, что главной целью социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий, обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности человека, функция целеполагания реализуется в процессе экономической и социальной трансформации хозяйства региона, обоснования направлений его реструктуризации. Особое значение эта функция приобретает в переходный период, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском и мировом рынках, вписываться в межрегиональные и мирохозяйственные экономические связи и рыночные отношения.

Функция регулирования в региональном менеджменте реализуется в основном в системе объектов, относящихся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов. В реализации функции регулирования могут использоваться методы как прямого, так и опосредованного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться, поскольку объем и полнота реализации функции регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона. Например, предприятия автомобильного транспорта, являющиеся собственностью субъектов Федерации, могут быть переданы на договорных условиях акционерному обществу, сданы в аренду любому хозяйствующему субъекту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а сама функция субъекта управления будет сведена по сути к контролю за соблюдением договорных обязательств.

В условиях перевода хозяйства регионов на рыночные отношения особое место в региональном менеджменте отводится функции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном менеджменте методов непосредственного воздействия. В многоукладном хозяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к самым разным формам и видам собственности - федеральной, региональной, муниципальной, коллективной, частной и др. Но методы

непосредственного воздействия регионального менеджмента правомерны лишь в отношении объектов региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия, и прежде всего, стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.

Стимул, как известно, - активный побудитель деятельности предприятий и организаций любых форм собственности. Стимулирующая функция регионального менеджмента дает субъекту управления мощные средства для реализации интересов региона, муниципальных образований, предприятий и организаций, социальных групп. Таким образом, сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории региона. Так, администрация области не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства, например, для строительства какого-либо объекта (даже социально значимого и необходимого) общерегионального значения. Однако администрация области может заключить с этим предприятием договор, в соответствии с которым предприятие обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация создаст ему определенные стимулирующие условия хозяйствования - освободит от налога на прибыль (части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользования и т.д.

Рассматривая функциональную структуру регионального менеджмента, следует хотя бы кратко остановиться на проблеме взаимодействия функций субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Как отмечалось ранее, перераспределение и взаимодействие функций указанных субъектов управления осуществляется на основе принципа выделенной компетенции.

Этот принцип, в корне отличающийся от традиционного принципа разграничения функций, не получил освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Дальнейший отказ от использования указанного принципа в российской практике региональных реформ - это мощный фактор их сдерживания.

Следует отметить, что и в условиях планово-директивной системы управления хозяйством регионов проблема разграничения функций всегда стояла очень остро. К сожалению, от старой болезни не могут пока избавиться и высшие органы государственной власти новой России, пытаясь искусственно разграничить функции управления между исполнительными и законодательными (представительными) органами, между регионами и центром, между субъектами федерации и муниципальными структурами.

Между тем в странах с рыночной экономикой давно отказались от принципа разграничения функций, взяв на вооружение его противоположность - принцип выделенной компетенции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.

Таблица 6.1
Полнота реализации функций различными субъектами управления в странах с разным типом государственного устройства

Функции

1 . Жилищное хозяйство

2. Торговля и бытовое обслуживание, продовольственное обеспечение

3. Здравоохранение

4. Народное образование

5. Транспорт и связь

6. Энергоснабжение и водоснабжение

7. Строительство жилья и объектов городского хозяйства

8. Охрана окружающей среды

9. Культура и досуг

10. Землепользование

11. Охрана правопорядка

12. Занятость и рынок труда

13. Социальная защита

14. Финансы и налоговая политика

15. Планировка и застройка населенного пункта

16. Поддержка рыночных структур и предпринимательства

17. Внешнеэкономическая деятельность

В табл. 6.1 приняты следующие обозначения:

А - в странах с централизованными экономикой и управлением;
Б - страны с переходной экономикой и реформируемой системой управления (Россия);
В - в странах с развитой рыночной экономикой и развитым местным самоуправлением;
1 - государство;
2 - местные органы;
3 - население;
(+++) функция практически в полном объеме реализуется данным субъектом;
(++) функция реализуется частично;
(+) объем полномочий в рамках данной функции незначителен;
(-) полномочия по реализации данной функции у субъекта практически отсутствуют .

Кардинальное отличие принципа выделенной компетенции заключается в том, что если в российской практике разграничение функций осуществляется между различными сферами деятельности и между различными отраслями хозяйства, то в зарубежной - каждый субъект хозяйствования наделяется определенной компетенцией в сфере деятельности или в каждой отрасли хозяйства (табл. 6.1).

В России, например, в сфере образования все субъекты управления (федеральные, региональные, муниципальные) занимаются всеми ее объектами. Руководство общеобразовательной средней школой осуществляют министерства (в республиках), краевые (областные) управления или департаменты образования, районные (городские) отделы народного образования. Таким образом, в условиях, казалось бы, четкого разграничения функций между сферами внутри этих сфер у нас действует принцип «все занимаются всем». Например, в странах Западной Европы муниципалитет несет ответственность только за состояние средней школы. В нашей стране, если на территории какого-либо города или района находится вуз или профессионально-техническое училище, то глава местной администрации несет за них ответственность наравне с региональными и федеральными органами управления.

Необходимость реализации принципа выделенной компетенции обусловлена ограничивающими факторами рыночного регу лирования регионального и муниципального хозяйства. Региональный и муниципальный менеджмент сами по себе не гарантируют социально-экономическую стабильность в стране, не устраняют дифференциации уровней и качества жизни населения регионов и муниципальных образований. В этих условиях принцип выделенной компетенции становится одним из эффективных инструментов реализации государственной региональной социально-экономической политики. Как отмечалось, компетенция субъектов управления каждого уровня в странах Западной Европы закреплена соответствующими законами.

Например, в Германии принцип выделенной компетенции реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном (земля) и локальном (коммуна). Их субъекты управления осуществляют функции в строгом соответствии с принципом выделенной компетенции и объемом средств, предназначенных для реализации этих функций. Анализ данных, приведенных в табл. 6.2, позволяет еще раз убедиться в целесообразности использования принципа выделенной компетенции в процессе формирования и развития механизма взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления.

Контрольные вопросы

  1. Почему важно формировать региональный менеджмент?
  2. Раскройте принципы и методы регионального менеджмента.
  3. Каковы функции регионального менеджмента и механизм их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях?

Таблица 6.2 Полнота реализации функций различными субъектами управления и расходы, закрепленные в бюджете в соответствии с принципом выделенной компетенции федерации, земель и коммун

Сфера

выделенной компетенции

Сумма средств

Таксономические уровни

млрд.

федерация

земля

коммуна

всего

млрд. ДМ

млрд. ДМ

млрд.

администрации

2. Внешнеэкономическая деятельность

3. Оборона

4. Общественный

порядок и безопасность

5. Правосудие

8. Наука, НТП

9. Культура

10. Социальное

обеспечение

11. Здравоохранение, спорт

12. Жилье, жилищное строительство, охрана окружающей среды

13. Сельское хозяйство

14. Энерговодоснабжение, грузоперевозки

Речь идет об объеме функций, а не об эффективности их осуществления.

Оптимизация федеральных и региональных структур управления. - М., 1993.

Реформа управления экономикой государства, переход хозяйственных субъектов к самостоятельной деятельности, введение разнообразных форм собственности требуют, чтобы формирование всей управленческой структуры региона было научно обосновано. За годы реформ изменились подходы и методы хозяйствования. Появились новые организационно-хозяйственные структуры: акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы (ФПГ), консорциумы и т.д. Одной из актуальных проблем функционирования региона становится поиск оптимальных соотношений между федеральным и муниципальным управлением, региональным планированием и рыночными товарно-денежными отношениями.

Модели поведения у регионов существенно отличаются в силу различных причин (наличие тех или иных полезных ископаемых на территории региона, квалифицированных трудовых ресурсов), и от этого зависит, как управлять ими. Изменилось геополитическое положение России, и, с одной стороны, получилось, например, что за ее пределами остались месторождения марганца, титана, 2 /з мощностей портового хозяйства, пограничные железнодорожные станции со сложным таможенным хозяйством, с другой - появились десятки новых необорудованных пограничных станций. Все это вызвало ряд экономических, политических, правовых проблем.

Учитывая вышеизложенное, необходимо формирование новых подходов в управлении экономикой регионов и страны в целом, и прежде всего ее государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть регионального процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства.

В экономике принято различать два подхода к регулированию:

косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного воздействия. Ныне преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Банка России (Центробанка) с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них - инвестиционный процесс как в стране в целом, так и в регионах, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения.

Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее - косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что в свою очередь способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеется в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Таким образом, административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экономической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.

Помимо экономических и административных методов управления экономикой существуют также виды управления, которые можно характеризовать как отдельные технологические операции управления, составляющие в своем единстве процесс управления. К ним относятся:

экономический анализ, представляющий первоначальное изучение, исследование экономических процессов, их протекание в ретроспективе, т.е. в прошлом, установление устойчивых тенденций, выявление проблем;

прогнозирование - научное предвидение хода событий, построение гипотезы, сценария, модели экономических процессов, которые могут происходить в будущем. Прогнозирование крайне необходимо в качестве одной из начальных стадий управления, чтобы оценить, к чему могут привести управленческие воздействия, каковы их ожидаемые благоприятные и неблагоприятные последствия;

планирование - одна из важнейших функций и составных частей управления экономикой. Планирование - это построение плана, способа будущих действий, определение экономической траектории, т.е. содержания и последовательности шагов, ведущих к намеченной цели, установление конечных результатов. В отличие от прогноза план не гипотеза, а установка, задание. Экономические планы обычно содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления плана;

экономическое программирование представляет собой разработку и принятие экономических и социальных программ, которые иногда называют целевыми, комплексными. Программа такого рода близка к плану, но это - план, ориентированный на решение одной проблемы или достижение одной цели;

организация производства и труда представляет собой настолько широко распространенную форму управления, что ее иногда отождествляют с управлением в целом. Сущность организации состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий исполнителей, участвующих в общем деле;

учет как часть управления и его вид представляет собой документальную фиксацию состояния объекта управления, наличных экономических ресурсов, материальных ценностей, денежных средств. В управлении предприятием и предпринимательством определяющую роль играет бухгалтерский учет;

контроль является замыкающим элементом в цепочке видов форм, функций управления. Под контролем подразумеваются активное слежение за исполнением управленческих воздействий, проверка соблюдения законов, правил, постановлений, других нормативных актов, т.е. документов, регулирующих и регламентирующих экономическую деятельность.

Среди перечисленных видов и функций управления ведущее место принадлежит планированию и прогнозированию.

Предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу и выработка на этой основе региональной политики как комплекса стратегических управленческих решений - в этом и заключается предназначение плана регионального развития. При разработке прогнозов социально-экономического развития регионов можно выделить два этапа принятия управленческих решений: 1) проведение экономической диагностики регионального воспроизводственного процесса; 2) разработку текущих (на год), среднесрочных и долгосрочных прогнозов (программ). Определенные на первом этапе параметры увязываются с финансовыми и материальными ресурсами, и разрабатывается хозяйственный механизм их реализации.

Важнейшая задача регионального планирования - выявить систему приоритетов и сопоставить их с имеющимися ресурсами. Рассмотрим основные методы регионального планирования.

  • 1. Метод поискового прогнозирования - это наиболее вероятное предположение о состоянии регионального объекта или явления на определенную дату в будущем. Поисковые, изыскательские методы включают в себя написание сценариев, историческую аналогию, анкетирование, экспертную оценку, экстраполяцию. Метод экстраполяции временных рядов, например, основан на том, что законы роста, действующие в прошлом, будут определять также и будущий рост либо идентичным образом, либо с незначительными отклонениями. Главный недостаток данного метода заключается в неполном учете новых открытий и изобретений, а также нового хозяйственного освоения территории. Это происходит потому, что прогнозируется лишь количественный рост существующих явлений и процессов. Однако с помощью взвешенной регрессии можно осуществить адаптивный прогноз, в ходе которого поступающая новая информация непрерывно используется для корректировки оценок прогнозируемых величин, что позволяет учесть основные нововведения и территориальные сдвиги в развитии производительных сил.
  • 2. Программно-целевые методы являются эффективным средством государственного воздействия на реализацию структурной политики, решения сложных, приоритетных задач экономического и социального развития. Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационнохозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

Перечень федеральных программ формируется исходя из приоритетных направлений социально-экономического развития страны, оценки состояния экономики и федерального бюджета в очередном финансовом году, социально-политической значимости программ, экологической безопасности и степени готовности программ к их реализации. К числу важнейших программных задач относятся:

  • ? решение проблем, имеющих большую социальную значимость, включая проблему повышения экологической безопасности;
  • ? поддержка эффективных и конкурентоспособных производств при последовательном свертывании бесперспективных и устаревших производств;
  • ? обеспечение более эффективного и экономичного использования всех видов ресурсов, сохранение ценного накопленного научно-технического потенциала;
  • ? преодоление структурных деформаций, сбалансированность производства и платежеспособного спроса;
  • ? ускорение адаптации предприятий к рыночным условиям, диверсификация экспортного потенциала.

Структура ассигнований на реализацию программ меняется в сторону увеличения удельного веса средств из внебюджетных источников, включая частный капитал и иностранные инвестиции.

3. Балансовый метод предполагает согласование потребности и ресурсов в масштабе региона, отрасли, страны. В его основе лежат прогрессивные технико-экономические нормативы, разработанные с учетом влияния новых условий производства и потребления, особенно научно-технического прогресса.

Балансовый метод используется при формировании спроса и предложения на рабочую силу, разработке бюджета региона, в межрегиональном обмене ресурсов в виде шахматной таблицы корреспонденции ввоза и вывоза и т.д.

4. Метод оптимизации означает выбор наиболее эффективного варианта развития в соответствии с некоторыми критериями оптимальности и при определенных ограничениях. Процесс оптимизации складывается из следующих основных этапов: постановка общей задачи; подготовка исходной информации; решение задачи; анализ полученных результатов.

Постановка задачи заключается в ее экономической и математической формулировке, в определении круга решаемых проблем, возможных вариантов развития системы, в формулировке условий и критерия оптимальности. Для составления оптимальной схемы снабжения продукцией применяют так называемую закрытую модель транспортной задачи, для определения размещения предприятия - открытую. Первая характеризуется равенством мощностей поставщиков и спросов потребителей, во второй суммарная мощность всех поставщиков значительно больше суммарного спроса всех потребителей, что обеспечивает широкий диапазон допустимых программ размещения производства в регионе.

5. Метод комплексности означает взаимоувязанное планирование всех сторон деятельности региона.

При переходе на региональное управление нужно руководствоваться следующими принципами:

Принцип самостоятельности. Каждый регион (республика, область, край) должен обладать экономическим и социальным суверенитетом, относительной самостоятельностью при решении стратегических и тактических задач социально-экономического и политического развития территории. Это не означает замкнутости районов, так как все они являются звеньями территориального разделения и интеграции труда.

Принцип саморазвития. Все регионы должны развиваться на основе разрешения внутренних противоречий с использованием местного потенциала (внутренняя неоднородность регионов, противоречия между производительными силами и экономическими отношениями, прогрессивной и устаревшей технологией).

Принцип самообеспечения. Предполагает введение регионального рынка и полного обеспечения продуктами и товарами первой необходимости как за счет собственного производства, так и за счет продукции других регионов. Все регионы должны стремиться к более полному обеспечению населения услугами социальной и производственной инфраструктуры.

Принцип делегирования. Районы низших таксономических рангов делегируют вышестоящим не только управленческие функции, но и часть территории (например, для линейной инфраструктуры, для размещения объектов министерства обороны), отдельные объекты. Причем делегирование происходит за определенную плату, поступающую в бюджет местных органов управления.

Принцип самоуправления. В каждом районе должен функционировать соответствующий орган самоуправления с соответствующими правами и функциями.

Принцип самофинансирования. Местный бюджет регионов, формируемый за счет налогов, отчислений от прибылей предприятий, платы за ресурсы, должен обеспечивать все расходы по комплексному социальному развитию территории.

Принцип социальной законности. Для активной реализации прав каждого человека и деятельности всех хозяйственных объектов, а также всей полноты представительной и исполнительной власти и муниципалитетов нужен пакет постановлений по территориальному развитию.

Введение региональных экономических отношений как одного из методов регионального управления вызывает множество вопросов, связанных со степенью самостоятельности и самообеспечения, с разделением функций централизованного, республиканского, регионального и локального регулирования, со структурой управленческих органов. Особенно обострились проблемы формирования региональных бюджетов, их взаимоотношений с бюджетами районов более высокого и более низкого рангов.

Современное демократическое общество не может развиваться без комплексного функционирования общественно-политических институтов, одним из которых является региональное управление. Это своего рода проводник, механизм обеспечения потребностей населения, который функционирует с учетом специфики экономико-социальных показателей конкретного субъекта РФ.

Управление на местах

Для нормальной жизнедеятельности отдельной территории огромное значение имеет слаженность системы управления. Каждый субъект Российской Федерации наделен необходимыми полномочиями в различных сферах общественной жизни - экономико-правовой, финансовой, социальной. Все вопросы, связанные с жизнеобеспечением проживающих на территории субъекта РФ граждан, решаются муниципальными властями. Управленческое звено несет ответственность перед населением и центральными органами власти за благополучие области, края, республики.

Региональное управление - это не только представители государственной власти на местах, но и система местного самоуправления. Речь идет о самоорганизации граждан, принимающих участие в решении проблем населения. Местное самоуправление - это тесно связанная с государственными органами структура, которой делегированы отдельные полномочия для выполнения повседневных задач.

Что такое регион?

Четкого и однозначного определения данного термина не встретить ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Зачастую понятие «регион» отождествляется с «районом». Принципиальная разница между двумя этими терминами отсутствует, но в нормативно-правовых актах и юридической литературе чаще встречается понятие «регион». О нем упоминают часто географы, представители экономической и градостроительной сферы.

Данный термин предполагает наличие одновременно нескольких критериев:

  • географического (расположение территории, площадь, численность проживающего населения);
  • индустриального (преобладающие виды деятельности, производства);
  • стадии урбанизации (характер застройки жилого сектора, наличие промышленных объектов, развитость инфраструктуры);
  • социологические (коммуникативные особенности, поведение лиц, проживающих на конкретной территории).

Из-за наличия нескольких параметров передать значение термина «регион» одним определением невозможно. Регион - это комплексная сложная структура, которая должна рассматриваться как компонент территориальной организации народного хозяйства, системы расселения, социальной политики общества.

С географической точки зрения, регионом является участок территории в административных границах одного государства, которая характеризуется наличием действующей системы органов регионального управления.

Муниципальный менеджмент

В широком смысле региональное управление - это административная политика каждого субъекта РФ. Под этим определением скрывается возможность регулирования поведения управляемых объектов государственной и негосударственной формы собственности, коммерческих организаций, должностных лиц путем использования различных экономических, административных, правовых и идеологических инструментов.

Система регионального управления достигает своих целей, применяя методы стимулирования, запрета, принуждения, поощрения. Первостепенной задачей муниципального менеджмента является создание современных условий, безопасности, жизнеобеспечения, целостности и упорядоченности экономико-социальной системы. Их выполнение должно быть согласовано на всех уровнях регионального управления, а также соотноситься с общечеловеческими ценностями, способствовать улучшению качества жизни, гарантировать защиту прав и интересов граждан. Успешное управление субъектом РФ предполагает обеспечение демократии, социальной справедливости и достижений производственно-технического прогресса.

Как показывает практика, стабильность в работе системы регионального менеджмента - это важное, но не первостепенное и не единственное условие. В первую очередь важно адаптировать управленческий механизм к любым модификациям системы, динамике развития региона и потребностям населения. Кроме того, эффективная модель муниципального управления требует создания качественной материальной базы и кадровых ресурсов.

Задачи, которые стоят перед муниципальной властью

Говоря о системе регионального управления, чаще имеют в виду форму менеджмента, которая является совокупностью принципов, методов и средств воздействия на хозяйственную деятельность субъекта РФ. В условиях современной отечественной практики муниципальный менеджмент - это социально-экономические процессы развития рыночных отношений. Порядок перехода от планово-распорядительной модели руководства к региональному менеджменту должен состоять из нескольких элементов:

  • решение социальных проблем и обеспечение условий для достойного уровня жизни населения - это должно стать главным ориентиром в деятельности муниципальных властей;
  • отношение к жизни человека как наивысшей социальной ценности;
  • формирование организационно-экономического пространства для самореализации и достижения хозяйствующими субъектами запланированных производственных целей;
  • расширение инвестиционной политики области, края, республики;
  • повышение спроса и предложений на рынке посредством изучения внутренних и межрегиональных потребительских запросов;
  • усовершенствование местного маркетинга с целью реализации проектов региона стратегического значения;
  • мониторинг статистической информационной базы для регулярного анализа социально-экономических, политических, экологических показателей на территории субъекта;
  • объективная оценка конечных результатов и проделанной работы, в зависимости от уровня экономических показателей региона (бюджетное финансирование, безработица населения, рациональность перераспределения доходов, экологические критерии, демографическая ситуация и пр.).

Управление в регионах как научная дисциплина

Региональное и территориальное управление также может рассматриваться как учебная дисциплина или научная отрасль. Теоретические аспекты социально-экономических процессов субъекта РФ лежат в основе муниципального менеджмента как системы научных знаний, устанавливающей принципы, методы, механизмы и инструменты управленческого процесса.

Пока научный базис регионального государственного управления не сформирован до конца. Внедрение модели муниципального менеджмента зарубежных стран является нецелесообразным, поскольку не соответствует специфике административно-территориальной организации России с ее многообразием природно-климатических зон, национальностей, исторических особенностей, вероисповедания населения и т. д. В то же время перспектива использования опыта ведущих европейских держав может послужить образцом при проведении анализа собственной управленческой практики на местах. Кроме того, более эффективным решением может стать включение в систему регионального управления РФ отдельных элементов зарубежной практики.

Муниципальный менеджмент регламентируется ФЗ и нормативно-правовыми актами вышестоящих исполнительных органов. Управление должно осуществляться с учетом развития рыночной системы экономики и гибким регулированием социальных процессов в регионе. Именно поэтому региональный менеджмент как научное направление используется для поиска и разработки соответствующих механизмов, методов и средств, способных обеспечить достижение запланированных показателей развития субъекта РФ.

Цели управленцев

Региональное управление - это сложная иерархическая система, которая зависит от рыночных принципов хозяйственного регулирования в области, республике, крае. При переходе к модели торговых отношений вертикальные (субординационные) связи стремительно разрушаются, уступая место модели горизонтальных (координационных) и межрегиональных связей.

Следствием распространения рыночных отношений в аппарате регионального управления субъектов РФ меняются функциональные связи, что впоследствии приводит к дисфункции органов, сокращению численности штата, изменению организационной и иерархической структур. При этом значение опосредованных методов взаимодействия с вышестоящими субъектами и объектами усложняется их хозяйственными связями и имущественными отношениями. Все это является объективной основой для формирования и развития муниципального менеджмента, который, помимо задач планово-директивной системы, ставит перед собой следующие цели:

  • расширение условий для улучшения демографических показателей региона, повышения уровня и качества жизни;
  • социально-экономическая модернизация, анализ, программирование и прогнозирование развития хозяйства на любых уровнях регионального управления;
  • перераспределение финансовых средств, создание условий для укрепления экономической базы субъекта РФ и его муниципальных образований;
  • проведение новой экологической политики в регионе, предполагающей защиту окружающей среды;
  • реализация инвестиционных и научно-технических проектов;
  • усовершенствование модели рыночной инфраструктуры.

Классификация объектов местной власти

Существует целая классификация данной категории. Объекты менеджмента делятся по таким признакам:

  • по форме собственности и принадлежности объекта регионального управления: федеральная собственность, имущество муниципалитета и субъекта РФ;
  • по характеру продукции, производимой субъектом хозяйствования и конечному потребителю: сбыт произведенных товаров осуществляется внутри региона, продукция производится специально для экспорта или предполагается ее межрегиональное потребление;
  • по степени влияния субъекта хозяйствования (политические, экономико-правовые, социальные, культурные, экологические процессы);
  • по возможности применения условий для жизнедеятельности населения и удовлетворения потребностей населения вне производственной сферы (объекты здравоохранения, образования, культуре, социальной защиты и пр.).

Если проанализировать приведенную классификацию объектов муниципального менеджмента, можно сделать вывод о том, что в данную категорию можно включить все предприятия региона, ведущие хозяйственную деятельность. При этом с точки зрения федерального законодательства, актами которого в своей деятельности руководствуются органы регионального управления, непосредственными объектами управления считаются различные организации, предприятия, инфраструктурные звенья, являющиеся собственностью субъектов РФ. Они предназначены для воспроизведения условий жизнедеятельности населения региона вне производственной сферы. На указанные объекты муниципальный менеджмент воздействует прямо, а на субъекты хозяйствования - опосредовано.

Современная модель муниципального менеджмента

В каждом регионе есть свой законодательный орган - местный парламент, который издает нормативно-правовые акты, распространяющие свое действие на всей территории субъекта РФ. Законы о региональном государственном управлении позволяют управленцам на местах принимать собственные конституции, избирать президентов. В то же время федеральная власть в регионах ограничена, поскольку носит подчиненный характер в системе централизованной исполнительной власти, что закреплено на конституционном уровне.

Во всех субъектах РФ действует система двойного регионального управления. Главными в этой структуре являются федеральные органы. На территории региона государственные структуры занимаются общегосударственными вопросами, принимают нормативно-правовые акты, действие которых распространяется на территории указанного субъекта РФ, управляют подведомственными органами. Таким образом, федеральные органы осуществляют управление на местах по вопросам, отнесенным Конституцией к их компетенции.

У муниципального менеджмента есть ряд полномочий, которые позволяют ему создавать отдельные ведомства, службы, организации. При этом государственные органы ограничены не только строго установленной компетенцией, но и конкретной территорией.

О местном самоуправлении

В каждом административно-территориальном округе свою работу ведут органы местного самоуправления, которые руководствуются соответствующими законами о самоорганизации населения. Причем в каждом регионе действуют свои нормативно-правовые акты. На федеральном уровне устанавливаются только общие принципы.

Местное самоуправление отчасти можно назвать автономным механизмом регионального управления. Жилищные, экономические и социальные вопросы, проблемы здравоохранения и образования входят в сферу полномочий местного самоуправления. Кроме того, государственные власти субъекта РФ имеет право по своему желанию поручить выполнение отдельных функций самоорганизации населения. Однако делегируя отдельные полномочия, федеральные власти обязаны гарантировать финансирование, необходимое для реализация поставленных задач.

Что касается исполнительной власти в регионах, то ее не выбирает местное самоуправление. Губернатора области, края, республики назначает Президент РФ. В российских регионах местные власти избирают свое правительство. Губернатор, поставленный президентом РФ, самостоятельно назначает главу правительства, которое решает основные социально-экономические вопросы.

Подведомственные региональные органы

В каждой нише регионального управления свое место занимают органы, которые не относятся к структуре местных администраций и правительств, не подчиняются губернатору и выбранному им правительству, но взаимодействуют с органами представительной власти для осуществления своей деятельности. Эти структуры реализуют федеральные функции управления на территории субъектов РФ в рамках компетенции, возложенной на них Конституцией РФ для обеспечения общегосударственных и национальных интересов. К ним относятся региональные управления таможенной службы (ФТС), налоговой службы (ФНС), правоохранительные органы, подразделения МЧС, антимонопольной службы (ФАС), Роспотребнадзора и других органов, занятых в сфере:

  • экономико-финансового управления;
  • имущественных отношений;
  • внешнеэкономических связей;
  • промышленности;
  • агропромышленного комплекса;
  • управления жилищно-коммунальным хозяйством;
  • здравоохранения;
  • образования;
  • культуры;
  • соцзащиты населения и др.

Причем каждый государственный орган в регионе - это целая система со своим субординационным устройством. Например, высшие позиции в структуре регионального управления образования занимает Министерство образования и науки РФ, а подчиняются ему областные, краевые, республиканские департаменты. Тем, в свою очередь, подведомственны городские управления образования в городских округах, районные комитеты и т. д. Также эти бюджетные организации занимаются проведением молодежной политики государства в субъектах РФ.

Отдельного внимания заслуживает вопрос регионального управления отходами. Сегодня в России на всех уровнях государственного управления отсутствует единая концепция по решению вопросов, связанных с переработкой мусора. Главной причиной отсутствия координации в данном вопросе является несовершенство законодательной базы. Кроме того, управление отходами на уровне субъектов РФ сопряжено с уровнем экономической активности региона, изменением демографической ситуации, уровнем жизни населения, общей структурой производства и потребления.

Разделение полномочий

Одним из самых сложных вопросов, с которым приходится сталкиваться в управленческой деятельности, связан с соблюдением границ компетенции федеральных региональных управленцев и местного самоуправления. В большинстве регионов муниципалитеты стремятся к расширению полномочий и захвату федеральной компетенции. Нередко и государственные административные органы вмешиваются в сферу самоорганизации населения.

Разногласия в разделении управленческих полномочий служат причиной сложностей в координации деятельности как муниципалитетов, так и региональных администраций. Нередко проблему усугубляет отсутствие четких инструкций в процессе осуществления совместных полномочий. В конституциях субъектов они обычно представлены общими формулировками, без конкретного разделения прав и обязанностей. С данной целью федеральные органы и субъекты местного самоуправления заключают договоры о разделении сфер деятельности. В результате таких соглашений одни полномочия передаются федерации, а другие - муниципалитету. В подписании договора могут принимать участие две стороны (региональная администрация и местное самоуправление). Иногда третьим участником соглашения выступает другой субъект РФ, территориально расположенный в границах конкретного региона (например, Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Двусторонние соглашения о распределении компетенции заключаются между Правительством РФ и органами исполнительной власти регионов. В рамках административно-федеративного устройства и автономности местного самоуправления приоритетными направлениями должны стать разработки по внедрению системы мер, которые обеспечили бы мотивацию управленческих органов на всех уровнях регионального управления России. В данном вопросе важно учитывать также площадь области и темпы наращивания экономического потенциала.

Финансовая помощь, предоставляемая из федеральных бюджетов, должна стать инструментом политики субъектов. Цель такой помощи - стимулирование экономического развития неблагополучных районов, но вместе с тем важно обеспечить динамику развития более успешных по всем показателям регионов в темпах, не ниже прежних.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Закономерности размещения производительных сил как наиболее общие отношения между производительными силами и территорией. Принципы и критерии оценки эффективности и рациональности размещения производственных сил, основные факторы данного процесса.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2013

    Определенные закономерности в размещении производительных сил. Взаимодействие законов общественного развития на определенном историческом этапе. Пространственное распределение производства в период экономического развития страны.

    реферат , добавлен 29.11.2006

    Основные принципы и критерии размещения производственных объектов: близость к потребителю, деловой климат, общие издержки. Методы и закономерности размещения промышленных предприятий, факторы влияния на данный процесс. Размещение объектов сервиса.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2013

    Сущность, функции государственного бюджета и факторы, влияющие на его содержание. Историческое развитие бюджетной системы в Республике Беларусь и особенности ее функционирования в переходном периоде. Методы экономического регулирования рыночных отношений.

    реферат , добавлен 16.05.2009

    Научно-теоретические основы ценообразования, его основные функции и принципы, налоговые и другие факторы влияния на данный процесс. Система и структура цен, закономерности их формирования. Особенности ценообразования на фондовых биржах, трансфертного.

    учебное пособие , добавлен 23.12.2010

    Принципы размещения отраслей промышленности и факторы, влияющие на данный процесс. Модели размещения отраслей промышленности: Тинбергена, Шеффера, Вебера, обоснование практической эффективности в переходной экономике современной Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2013

    В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребление основных видов продукции. Экономико-математическое моделирование. Метод системного анализа. Закономерности, принципы и факторы развития и размещения производства.