Способы принятия экономических решений. Особенности, плюсы и минусы традиционной экономической системы Способ организации принятия решений в плановой экономике
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы:
- - рыночная экономика;
- - административно-командная экономика;
- - традиционная экономика;
- - смешанная экономика.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. В экономике переходного типа идет интенсивное развитие институтов новой системы и более или менее быстрое устранение (или отмирание) институтов прежней системы. Возможны и переходные экономические формы, например приватизированные предприятия, не прошедшие рыночную реструктуризацию.
В любой экономической системе первичную роль играет производство товаров и услуг вкупе с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением.
В каждой экономической системе по-своему решаются основные социально-экономические проблемы: что и как производить и на какой основе распределять созданный национальный продукт.
В то же время экономические системы отличаются друг от друга в своих основах. Во-первых, у них различаются формы собственности. Во-вторых, у них различен хозяйственный механизм, в-третьих, методы мотивации к труду являются экономическими в различной степени, в - четвертых, способ организации принятия решений в рыночной и административно-плановой экономических системах имеют существенные различия.
Экономическую систему можно рассматривать как способ организации совместной деятельности людей по достижению максимально возможного результата. Способ такой организации определяется рядом главных, конституирующих элементов. Рассмотрим имеющиеся различия, сопоставив конституирующие признаки двух экономических систем.
Таблица 1.3.1 Основы экономической теории. Под ред. доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова. М., с. 47
Форма собственности |
Механизм обеспечения информацией и координации |
Методы мотивации людей к труду |
Способ организации принятия решения |
|
Административно- плановая система |
Государствен-ная |
Передача по вертикали из административного центра к периферии |
Экономические в меньшей степени, больше - неэкономическое принуждение (наказание за тунеядство, возможность получения жилья и т.д. |
посредством прямых директивных указаний, решение принимает центр |
Рыночная система |
Ценовой, через рынок |
Экономические |
решения принимают самостоятельные производители на основе мотива прибыльности и информации, поступающей с рынка |
В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты экономических систем.
Рыночная экономика . Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы (в том числе на главный для этой системы ресурс -- капитал); рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции и наличии множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.
Одной из главных предпосылок этой системы выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.
Хозяйственный механизм в рассматриваемой экономической системе ориентируется на конъюнктуру рынка, определяемую, прежде всего, уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.
Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать свои предпринимательские способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования экономики, раскрывает созидательные возможности частной собственности.
В ходе длительной эволюции в XX в. рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:
- 1. многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от индивидуальной до крупной, корпоративной). В странах с развитой рыночной экономикой сложился своего рода многослойный тип экономики. Верхушку ее составляют мощные транснациональные корпорации, срединный слой -- меньшие по размеру национальные корпорации (те и другие функционируют на основе акционерной формы собственности). Ее фундамент (до 90% общей численности предприятий) составляют партнерства, товарищества и другие формы малого бизнеса, основанные на индивидуальной, семейной, кооперативной формах частной собственности. На этих предприятиях создается около трети валового национального продукта большинства развитых стран;
- 2. широкое распространение маркетинговой системы управления. Она дает возможность еще до начала производства товаров определять их оптимальный ассортимент и качественные параметры создаваемой продукции на основе маркетинговых исследований рынка, а также еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компании в соответствие со сложившимися на рынке ценами. Задачи распределения ресурсов в рамках корпораций решаются на основе стратегического планирования. При этом значительные ресурсы выделяются на развитие человеческого капитала;
- 3. более активное воздействие государства на развитие экономики и особенно социальной сферы. За счет бюджетных ассигнований осуществляется финансирование значительной части расходов на НИОКР, поддержка сельского хозяйства и других отраслей, а также огромных социальных расходов (на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.).
Административно - плановая экономика. Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Командно-административная система в большинстве стран возникла в результате прерванной эволюции рыночной экономики.
Ее отличительная особенность состоит в том, что она основана на общественной, а в реальности -- на государственной собственности. Она была создана путем экспроприации частной собственности на землю, национализации в той или иной форме всех промышленных, торговых и других видов предприятий.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйствующих субъектов. Причем это управление базируется на государственном плане, который имеет обязательный (директивный) характер для всех предприятий и отраслей. Во-вторых, государство полностью контролирует не только производство, но и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государство проводит политику очень невысокой дифференциации в оплате труда, что подрывает материальную заинтересованность в его результатах.
Объем, ассортимент производимой продукции, уровень цен и все другие аспекты хозяйственной деятельности определялись исходя из политических и экономических установок партийно-бюрократической элиты, так называемой номенклатуры. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Система жесткого централизованного планирования не позволяла учесть реальные экономические потребности, что порождало тотальную перманентную дефицитность экономики. Ориентация планирования преимущественно на количественные натуральные показатели делали экономику невосприимчивой к достижениям НТР.
Многочисленные попытки в 1950-1980-х гг. в СССР и других социалистических странах реформировать и усовершенствовать плановую экономику были несовместимы с командно-административной системой и отторгались ею. Неспособность командно-административной системы обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделала неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется основными тенденциями развития мировой цивилизации, в результате чего там строится современная рыночная экономика. Экономическая теория / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, с. 58.
Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс -- землю. Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.
Традиционная экономическая система в своем развитии прошла несколько стадий, система господствовала в мире до рыночной системы, но в настоящее время сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы прослеживаются и в странах среднего уровня развития.
Смешанная экономика -- это хозяйственная система, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране; вмешательство государства в рыночную экономику не преобладает над регулирующей ролью рынка.
Смешанная экономика характерна для многих развитых демократических стран Запада. В реальной жизни невозможно найти государство с ярко выраженной экономической системой. Часто элементы одной экономической системы соседствуют с элементами другой. Передовые страны (Германия, США, Франция и др.) стремятся гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики.
Большая часть хозяйственных ресурсов в смешанной экономике находится в частных руках, многочисленные предприятия малого бизнеса сочетаются с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка.
Вместе с тем некоторые важные сферы экономики (например, железные дороги, топливно-энергетический и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита и др.) принадлежат государству и правительство активно воздействует на экономические и социальные процессы. В некоторых государствах забота о развитии социальной сферы столь значительна (например, в Германии или Швеции), что экономику таких стран часто характеризуют как социально-рыночное хозяйство. Экономическая теория / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, с. 59.
Однако ни одна из существующих экономических систем не может быть совершенной. Идеальные общества существуют лишь в теоретических построениях, а в реальности важно, какая из систем эффективна и жизнеспособна.
Таким образом, принято выделять следующие основные типы экономических систем: традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.
Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, экономическая система - это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том что, как и для кого производить.
Из различных типов экономик в современном мире, пожалуй, самая популярная – рыночная экономика, которая является преимущественно капиталистической экономикой и смешанной экономикой, то есть представляет из себя смесь капитализма и социализма. На другом конце спектра лежит традиционная экономика – это тип экономики, который практически отсутствует в реальном мире в результате экономического роста и развития.
Объяснение традиционной экономики
В экономической теории , слаборазвитая экономика, где люди по-прежнему используют примитивные инструменты и прибегает к древним методам сбора урожая, называется традиционной экономикой. Одной из характерных особенностей этого типа экономики является исключительно низкий рост ВВП или даже полное отсутствие экономического роста. Поскольку такой режим во многом зависит от сельского хозяйства и смежных отраслей, его также называют натуральным хозяйством.
В то время как общепринятое определение традиционной экономики вращается вокруг зависимости от сельского хозяйства, социалистические экономисты считают, что такое определение можно считать полным, если добавить тот факт, что эти экономики имеют укоренившиеся социальные установки, так что социальные обычаи и убеждения имеют решающую роль в принятии экономических решений. Еще один определяющий фактор – преобладание бартерной системы.
В широком смысле этот термин чаще всего используется странами-членами развитых экономик для недостаточно развитых стран. Режим традиционной экономики был довольно популярен несколько веков назад, когда большая часть стран зависела от сельского хозяйства . По мере развития страны с традиционной экономикой обретают капиталистические характеристики.
Поскольку социальные обычаи и убеждения играют важную роль в этой экономической системе, все сообщество объединяется и работает как единое, сплоченное подразделение. Однако с другой стороны, у него слабая финансовая база, и сообщество больше ориентировано на самообеспечение, а не на улучшение своего уровня жизни.
Примеры традиционной экономики
Ни одна страна в мире не придерживается чисто традиционной экономической системы на сегодняшний день. Однако существуют некоторые регионы, которые продолжают заниматься сельским хозяйством и смежными видами деятельности для поддержания жизни. Многие люди предлагают относить страны из Южной Азии и Африки к категории традиционных экономик, но это технически неверно.
Большинство стран мира сегодня относятся к категории развивающихся стран. Даже те, которые недостаточно развиты, технически не квалифицируются как традиционные экономики, поскольку они не полностью зависят от традиционного сельского хозяйства. Даже в тех странах, где сельскохозяйственный сектор играет решающую роль, примитивные методы были заменены современными методами, что приводит к увеличению объема производства и ускорению общего экономического роста.
Что касается стран, где значительная часть населения продолжает практиковать примитивные методы сельского хозяйства, в список входят такие как Бангладеш, Бирма, Малави и т. д. Необходимо помнить, что эти страны не являются чисто традиционными экономиками. В истинном смысле этого слова, чисто традиционная экономика – это инуиты, коренные индейцы, пигмеи и другие коренные племена, для которых экономика – это исключительно самообеспечение.
Существует несколько разных типов экономик, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Однако в случае традиционной экономики, похоже, больше минусов, чем плюсов, и именно поэтому большинство стран уже превратились в рыночную или смешанную экономику. Интересно, что в большинстве этих стран есть смешанная экономика, где сельское хозяйство – в его современном виде – играет решающую роль.
Преимущества
1 . Предопределенные рабочие роли
Занятия передаются от одного поколения к другому. Таким образом, рабочие роли специально разработаны и распределены заранее. Таким образом, существует меньше путаницы, и все ясно из того, что им поручено делать.
2. Меньше конкуренции
Поскольку семьи специализируются на своей деятельности и потому, что одна и та же бизнес-деятельность проводится в разных поколениях, в экономике меньше конкуренции. Семьи монополизируют свой бизнес, и нет никакого вмешательства.
3. Меньше отходов или избыточного производства
Производятся только те товары, которые необходимы . Потребности населения известны заранее. Таким образом, производится меньше излишков, а ресурсы используются оптимальным образом. Нет импорта или экспорта из других экономик, и используются только имеющиеся ресурсы. Слишком мало потерь ресурсов. Потребности людей ограничены, в отличие от современной экономики.
4. Поддержка людей
Никто не ворует работу другого в традиционной экономике. Люди поддерживают друг друга, и каждый пытается эффективно использовать ограниченные ресурсы. В традиционной экономике люди живут в меньшем страхе. Следовательно, есть меньше шансов для преступления , практически отсутстует грань между богатыми и бедными. Гонки для накопления богатства и сохранения рабочих мест, характерные для современной экономики, не являются частью традиционной экономики. Люди ведут спокойную жизнь и гораздо более безопасно себя ощущают. Для каждой группы есть лидер, чье мнение является окончательным во всех социально-экономических решениях.
5. Меньшее воздействие на окружающую среду
Поскольку традиционная методология соблюдается, воздействие на окружающую среду является минимальным. Низкое количество отходов, есть надлежащее распределение ресурсов, и поскольку использование технологий на низком уровне, меньше вреда для окружающей среды.
Недостатки
1. Медленный рост
Традиционные экономики используют примитивные методы производства и, таким образом, не используют современные технологии. Они прибегают к старым методам, тем самым ограничивая рост и развитие. Они также могут иметь определенные слепые верования и системы убеждений, которые могут препятствовать общему развитию.
2. Устойчивость к изменению
Традиция и конвенция соблюдаются. Поэтому люди обычно с осторожностью относятся к изменениям и не принимают легко нововведения. Они отвергают все новое , придерживаются исторической традиции .
3. Низкий уровень жизни
С ограниченными потребностями и без развития технологий основным девизом членов традиционной экономики является выживание. Значительная часть их повседневных усилий посвящена достижению и удовлетворению их основных потребностей. Производство более высоких объемов товаров трудно выполнимо. Таким образом, уровень жизни низкий.
4. Меньше удобств
Современные удобства, такие как водоснабжение, электричество, развлечения отсутствуют. При отсутствии развития в науке или технике медицинские учреждения неспособны оказать подобающий сервис. Знание о здоровье и медицине устаревшее. Из-за отсутствия инфраструктуры случаи смерти из-за болезней и нападений животных довольно часты.
5. Малая свобода
Поскольку рабочие навыки передаются из поколения в поколение, свобода выбора места работы отсутствует. Как правило, есть лидер, решение которого является окончательным. Любой, кто не соблюдает традицию, также может быть изгнан из группы. Таким образом, почти нет свободы выбора своей профессии, а традиции управляют стилем жизни.
В повседневной жизни мы постоянно принимаем различные решения, не задумываясь над тем, почему некоторые из них оказываются удачными, а другие - неудачными. Небольшое размышление показывает, что в случае удачных решений правильно поставлена цель, интуитивно верно оценена вероятность ее достижения, а все рассуждение опирается на логику здравого смысла. Не подлежит сомнению, что интуиция, житейский опыт и интуиция вполне достаточны для решения простейших задач практического характера в повседневной и даже управленческой деятельности, которые не требуют точного анализа и расчета. Однако при решении сложных задач управления в экономике и социальной жизни в настоящее время все меньше полагаются на опыт, интуицию и здравый смысл, а обращаются к точному анализу проблемы, расчету и построению математических моделей.
Такой подход к анализу принятия решений впервые был предпринят в рамках теории исследования операций, появившейся в период Второй мировой войны. В настоящее время исследование операций из узкой специальной теории, ориентированной на эффективное управление военными действиями, превратилось в общенаучное направление исследований. Оно связанно с «применением математических количественных методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности» 1 .
Дальнейшее развитие эта теория получила после опубликования Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном в 1944 г. работы, посвященной теории игр и экономическому поведению . Эта теория дает рекомендации, как рационально действовать в условиях неопределенности в экономике, связанной с риском. Таким образом, на смену практическому опыту, здравому смыслу и интуиции приходит точный расчет всех возникающих возможностей, т.е. решений на основе построения математических моделей.
В таких моделях, во-первых, учитываются последствия принимаемых решений, или их полезность, во-вторых, определяется вероятность их реализации в конкретных условиях, в-третьих, посредством сравнения разных альтернатив по соответствующим параметрам происходит выбор оптимального или же более предпочтительного решения. В зависимости от характера проблемы оптимальным будет считаться либо максимальное, либо минимальное значение целевой функции, хотя чаще всего приходится ограничиваться лучшими или предпочтительными ее значениями. В экономической сфере максимальное значение будет соответствовать, например, получению наивысшей прибыли, достижению наибольшей выгоды от заключенной сделки и т.д.
Характерной чертой рассматриваемой модели является ее рациональность, так как предполагается, что субъект, принимающий решение, рассуждает и поступает разумно. Поэтому лицо, принимающее окончательное решение (ЛПР), так же как и его консультанты, представляют собой идеализированные, рационально действующие субъекты, которые могут значительно отличаться от реально действующих людей. Далее, допускается, что как поставленные цели, так и рациональный выбор решения на протяжении всего процесса остаются неизменными. В конкретной действительности приходится считаться с влиянием разного рода случайных и непредвиденных событий, которые ограничивают сферу применения рациональных методов. И наконец, классическая модель выбора ориентирована на достижение оптимального решения. На практике же приходится довольствоваться предпочтительными или удовлетворительными решениями.
Абстрактный характер рациональной модели состоит в том, что она отвлекается не только от характеристики конкретных субъектов, принимающих решения, но и от объективной оценки соотношения целей, которые преследует индивидуальный субъект или коллектив (группа, класс, сообщество). Например, целевая функция предпринимателя по реализации определенного проекта может принести ему максимальную прибыль, поэтому с его точки зрения может считаться рациональной, но окружающей среде она может нанести непоправимый вред. Необходимо также учитывать относительный характер самой рациональности, поскольку решение, считающееся рациональным на основе данной информации, может оказаться недостаточно рациональным при другой информации.
Важнейшее требование, которому должно удовлетворять любое рациональное решение, заключается в том, чтобы все альтернативы выбора решения должны быть упорядочены соответствующим отношением предпочтения, которое обладает свойствами определенности, сравнимости и транзитивности. Сравнимость означает, что из любых двух альтернатив одна из них должна быть предпочтительнее другой (в крайнем случае - безразличной или одинаковой с другой). Критерий транзитивности связан с требованием последовательности альтернатив. Если, например, альтернатива А предпочтительнее альтернативы В, а последняя предпочтительнее С, тогда альтернатива А будет также предпочтительнее С. Поскольку каждая альтернатива зависит от оценки ее последствий, которые принято называть полезностью, постольку необходимо в первую очередь оценить параметры полезности.
Такая оценка непосредственно связана с теми целями, которые стремится осуществить субъект, и в идеале она должна соответствовать максимальной полезности его действий. Если целью субъекта является получение наибольшего дохода, или наивысшего эффекта от отдачи инвестиций, или быстрейшего внедрения новых мощностей и т.п., тогда его функция полезности должна соответствовать максимальному значению целевой функции. Напротив, когда он стремится предотвратить потери или убытки в различных видах деятельности, тогда его целевая функция должна учитывать возможные риски и их размеры, чтобы сделать их минимальными. Основываясь на этих предпосылках, Нейман и Моргенштерн в 1944 г. построили первую аксиоматическую теорию полезности. В качестве аксиом они выбрали утверждения, которые в целом согласуются с интуитивными представлениями об оценке последствий решений. В каждой отрасли деятельности существуют свои специфические приемы и средства для оценки полезности исходов решений.
Другой аспект математической модели принятия решений связан с предсказанием вероятности реализации разных альтернатив выбора или решений. Оценка такой вероятности осуществляется в соответствии со статистической интерпретацией этого понятия.
Рациональная модель выбора предполагает, что принимающий решение при всех условиях выбирает оптимальный, наилучший курс действий. Однако такое предположение не учитывает тот факт, что в поведении людей присутствуют не только рациональные, но и нерациональные и даже иррациональные компоненты. Поэтому в модели принятия решений, выдвинутой Нобелевским лауреатом по экономике Г. Саймоном для «административного человека», последний на основе известной информации выбирает не оптимальное, а лишь удовлетворительное решение.
В основе модели рационального выбора лежат определенные общие принципы, которые рассматриваются как исходные предпосылки для изучения экономической жизни. Эти принципы представляют собой результат систематического обобщения и глубокого анализа длительной практики принятия решений как индивидами, так и фирмами и другими организациями, выступающими в качестве хозяйствующих субъектов. Именно они являются основными единицами рыночной системы экономики. Некоторые из этих принципов покажутся очевидными, другие требуют пояснений и аргументации.
Как принимаются конкретные экономические решения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основополагающие принципы экономической деятельности, связанные с ограниченностью ресурсов общества. Именно они заставляют людей делать выбор между различными благами.
Первый принцип заключается в том, что для получения одних благ людям приходится отказываться от других благ.
Если вы хотите приобрести свитер, то должны при недостатка денег отказаться от покупки ботинок. Государство, если существует угроза его безопасности, должно выбрать «пушки» вместо «масла». Здесь «пушки» символизируют использование значительного объема его ограниченных ресурсов на военные цели, а «масло» - направление большей их части на увеличение благосостояния граждан. При принятии экономических решений хозяйствующему субъекту необходимо в первую очередь учитывать свои реальные возможности, а затем определить, что ему действительно надо и только потом выявить, какие материальные блага он желал бы иметь в своем распоряжении. Отношение между возможным и необходимым служит, как известно, важнейшим стимулом человеческой деятельности вообще.
Переходя к обсуждению следующего принципа принятия решений, следует напомнить, что в первом принципе речь идет вообще об обмене материальными благами, т.е. от чего следует отказаться, чтобы получить другое благо. Но любое благо удовлетворяет определенную потребность и, следовательно, обладает потребительной ценностью однако оно может быть обменено на другое благо и поэтому обладает меновой стоимостью. Эти соображения учитываются во втором принципе.
Второй принцип заключается в следующем: ценность блага определяется тем, что от него можно получить, а стоимость - что за него следует отдать.
Потребительная ценность блага или товара как раз измеряется его способностью удовлетворить какую-либо потребность - материальную или духовную - при его использовании. В этом случае благо выступает в качестве средства для достижения некоторой цели. В прежней литературе это понятие называлось потребительной стоимостью, что могло породить путаницу, поскольку последний термин характеризует индивидуальные потребности субъекта в получении благ, и часто даже не определяется количественно.
Меновая ценность блага характеризует отношение, или пропорцию, между данным благом и другими благами, которые за него можно получить за счет отказа от него.
Если обозначить данное благо через А, а другое благо, которые можно получить за его счет, через В, тогда меновую ценность можно выразить отношением тВ/пА , где тип - соответствующие параметры, обозначающие количества обмениваемых благ. Стоимость блага как цели определяет то, что за него надо отдать или от чего приходится отказаться, чтобы получить его в свое распоряжение. В процессе обмена приходится, таким образом, делать выбор: отказываться от одного блага, чтобы получить другое благо. Поэтому, перед тем как принять решение о приобретении одного блага, необходимо сравнить издержки и выгоды другого блага. Такие издержки называют альтернативными, потому что они характеризуют именно издержки упущенных возможностей, т.е. как раз то, от чего приходится отказываться, чтобы получить желаемое благо. Поскольку чаще всего для этого используются деньги, то меновая стоимость выражается в деньгах.
В рамках всего общественного хозяйства к конечным благам экономисты относят все блага, которые не используются для производства других благ. Их общая совокупность выражается в понятии валового внутреннего продукта (ВВП), который состоит из конечных благ, приобретаемых домашними хозяйствами (С) и правительством (б), а также благ, добавляемых в инвестиции фирм (Г), сюда же относится чистый экспорт (N10, т.е. разница между экспортом и импортом. Если обозначить совокупность всех конечных благ страны через ВВП, тогда она может быть выражена формулой
Третий принцип состоит в том, что при принятии решений рационально действующие, или разумные, люди всегда сравнивают предельные величины своих выгод и издержек.
Рациональным в экономике считается решение или действие, когда предельная полезность, или выгода, получаемая от использования дополнительной, предельной единицы потребления будет превышать пользу от применения предельной единицы ресурса. Следовательно, ресурсы будут использоваться для производства благ до тех пор, пока каждая дополнительная их единица будет приносить большую пользу, чем обходятся издержки на их приобретение. Предельные выгоды или издержки представляют собой наименьшие величины, с которыми работают экономисты при принятии решений в конкретных обстоятельствах. Этой же практике должен следовать каждый рационально действующий субъект.
При принятии решений люди, прежде всего, преследуют свои интересы и поэтому стремятся удовлетворить свои потребности в настоящем. Однако они не забывают позаботиться также о будущем. Поэтому они не только потребляют существующие блага, но и стремятся их сберечь на будущее и даже увеличить их количество.
Четвертый принцип постулирует, что люди должны заботиться о будущем.
Подобная забота проявляется, во-первых, в простом хранении благ для будущего их потребления или использования. Чем больше срок хранения блага, тем легче принять решение о возможности его потребления и использования в будущем. К числу важнейших хранимых благ относится основной капитал, т.е. машины, оборудование, здания и сооружения предприятия. Здесь главные усилия должны быть направлены на рациональное использование капитала и своевременное его обновление путем амортизационных отчислений. Сохраняемые блага могут быть использованы также в качестве ресурса для производства новых благ и нередко даже в большем количестве. К таким благам в первую очередь могут быть отнесены деньги и другие финансовые средства.
Пятый принципа заключается в том, что, заботясь о будущем, люди учитывают его неопределенность.
Поскольку будущее всегда неопределенно и неизвестно никому, то о нем можно строить лишь предположения различного характера. Наиболее важным теоретическим средством предсказания будущего являются вероятностные методы. Они основаны на статистической интерпретации событий прошлого и настоящего и вероятной оценке их реализации в будущем. На таком же предположении строятся все вероятностные прогнозы. При принятии экономических решений о будущем, хозяйствующие субъекты должны сравнивать свои вероятностные предположения с теми реальными результатами, которые возникали на самом деле. Такой анализ поможет им извлекать уроки из расхождения своих предположений с действительностью, а тем самым учиться на собственных ошибках.
Во-первых, вероятностные оценки будущего, в свою очередь, опираются на адаптивные ожидания, когда хозяйствующий субъект предполагает, что в будущем сохранятся те же особенности и тенденции развития, которые происходили в прошлом. Во-вторых, такие оценки могут основываться на рациональных ожиданиях, когда субъект может в той или иной мере учесть следствия принимаемых им решений и их влияние на будущие события. Критический анализ таких следствий даст ему возможность вносить коррективы в принимаемые решения.
В практике экономической деятельности учет неопределенности будущих событий достигается путем создания страховых запасов, которые позволяют сократить или даже ликвидировать ущерб при неблагоприятном развитии событий. Этой же цели подчинена деятельность многочисленных страховых компаний и обществ, которые берут на себя обязательство за счет страховых взносов выплачивать определенные суммы за понесенный ущерб застрахованным лицам, предприятиям и фирмам. Другим способом учета неопределенности является стремление избежать риска, когда вероятность возникновения неблагоприятного развития событий становится достаточно высокой. Такая тенденция ясно прослеживается при инвестировании капитала, когда иностранные компании отказываются от вложения его в экономику развивающихся стран. Третий способ учета неопределенности сводится к максимальной экономии ресурсов и минимизации издержек, который обычно называют режимом экономии. Такая экономия дает возможность сохранить ресурсы для непредвидимых событий в будущем.
Шестой принцип предполагает, что люди отвечают за последствия своих решений.
Хотя этот принцип кажется вполне очевидным, но степень ответственности за принимаемые решения в различных социально- экономических системах далеко не одинаков. В натуральном хозяйстве вся полнота ответственности за принятое решение ложится на отдельного хозяйствующего субъекта, поскольку именно он и его семья обязаны успеху или неудаче решения. В крестьянской общине, где основные решения принимаются коллективно, за это расплачиваются все члены общины. В плановом централизованном обществе все решения принимаются «наверху», а исполняют их «внизу», причем никакой ответственности за решения, по сути дела, никто не несет.
В рыночной экономике и индивид, и кооператив, и фирма отвечают за принятое решение своим имуществом. Если, например, хозяйствующий субъект получил ссуду на открытие своего дела, то при неудаче организации дела он рискует собственным имуществом. Таким образом, рыночная экономика воспитывает ответственность за принимаемые решения и поэтому способствует рациональному выбору и тщательному учету всех их последствий.
Седьмой принцип предполагает, что люди реагируют на стимулы, возникающие в связи с изменением условий и обстоятельств, складывающихся в экономике.
Всякий раз, когда изменяются экономические условия в обществе, например, конъюнктура на рынке, повышаются налоги, растут издержки производства и т.п., рационально действующие субъекты реагируют на них принятием новых решений. Например, при повышении налогов растут цены на товары и соответственно снижается спрос на товары и деловая активность. Обычно хозяйствующие субъекты и рынок в целом чутко реагируют на изменения, возникающие в рамках экономической системы.
При рассмотрении перечисленных принципов речь шла о принятии решений отдельными хозяйствующими субъектами, будь то индивид, предприятие или фирма. Однако в реальной экономической жизни все они взаимодействуют друг с другом, и поэтому чаще всего экономические решения принимаются совместно, например двумя людьми при купле и продаже, членами кооператива или собранием акционеров компании. Результатом такого взаимодействия и принятия решений служит обмен материальными благами и услугами между людьми, налаживание торговли.
Восьмой принцип раскрывает значение торговли для общества, подчеркивает, что она оказывается взаимовыгодной для ее участников.
Необходимость обмена и торговли продуктами труда являются неизбежным результатом усиливающегося разделения труда. В древнем аграрном обществе преобладало, как учит нас история, натуральное хозяйство, в котором все необходимые жизненные блага производились и потреблялись замкнутыми домохозяйствами. Однако постепенно люди осознавали необходимость обмена некоторых своих благ на другие, которые были у них в излишке или же не производились вообще. Уже первое крупное разделение труда в сельском хозяйстве на труд земледельческий и животноводческий дало существенный толчок к развитию обмена и торговли между скотоводческими и земледельческими племенами. Появление ремесленников и концентрация их в первых городах ускорили процесс обмена и торговли между многочисленным сельским населением и городскими ремесленниками, которые не могли существовать без обмена производимых ими изделий на продукты сельского хозяйства. Появление ремесленных цехов и первых мануфактур привело в конечном счете к индустриальному производству и возникновению национальных рынков.
Рыночный обмен способствует процессу дальнейшего разделения труда, поскольку в результате этого отдельные производители начинают специализироваться на том, что они умеют делать лучше и экономнее, чем другие. То же самое следует сказать о предприятиях, фирмах и даже отдельных странах. В итоге выигрывают как производители, так и потребители.
Девятый принцип утверждает, что рынок служит важнейшим способом организации экономической деятельности.
На первый взгляд кажется, что при децентрализованном принятии решений миллионами различных хозяйствующих субъектов, добивающихся разных целей, никакой порядок на рынке не может возникнуть. Но еще А. Смит впервые ясно указал, что именно «невидимая рука» рынка способствует объединению усилий различных индивидов. Теперь мы знаем, что такой объединяющей силой выступает механизм цен, который информирует общество, какие товары и услуги и в какой мере считаются ценными. А эта информация служит стимулом для использования наиболее экономных средств и факторов производства товаров предпринимателями. Цены влияют также на распределение доходов. Благодаря этому рынок отдает ограниченные ресурсы общества тем, кто может эффективнее их использовать. Однако рынок не создан для того, чтобы справедливо распределить полученное общественное богатство. Эту функцию призвано осуществлять государство.
Десятый принцип указывает, что в определенных условиях государство может вмешиваться в рыночное регулирование и оказывать на него положительное влияние.
Это происходит тогда, когда рынок оказывается не в состоянии эффективно распределять имеющиеся ресурсы. Экономисты характеризуют такую ситуацию как несостоятельность, или провал рынка. Подобное положение возникает при различных внешних эффектах для рынка, когда действия одних людей оказывают негативное влияние на благополучие других людей. Так обстоит дело в случаях нарушения экологической безопасности предприятиями химической, нефтяной, металлургической и других отраслей промышленности. Стремясь к получению высоких доходов, они часто не обращают внимания на строительство очистных сооружений и тем самым наносят вред природной среде и проживающим в ней людям. Рынок не может оказывать никакого воздействия на таких хозяйствующих субъектов. Государство же может заставить их выделить необходимые средства для очистки промышленных отходов путем принятия законов о сохранении окружающей природной среды.
Другой случай несостоятельности рынка состоит в том, что он не может влиять на уровень цен на нем. Такие цены устанавливаются спонтанно, или самопроизвольно, в результате взаимодействия многочисленных его участников. Способность некоторых хозяйствующих субъектов устанавливать уровень цен на рынке характеризуют как их власть над рынком. Сам рынок не обладает такой властью. Его задача состоит в том, чтобы осуществлять свободную конкуренцию на рынке, которая нарушается появлением на нем различных монопольных объединений. В целях создания свободной конкурентной среды государство принимает законы, ограничивающие власть монополий.
Третий случай несостоятельности рынка относится к социальной справедливости рыночного распределения. Как уже говорилось выше, функция рынка заключается в эффективном распределении ограниченных ресурсов общества, а не в равном распределении полученных от них продуктов. Рынок отдает товар тому, кто в состоянии за него заплатить, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. Обеспечение социально справедливости в обществе относится к функции правительства, которое путем налогообложения и других мер социальной защиты несколько выравнивает доходы населения и обеспечивает помощь наименее обеспеченным его слоям.
Экономическая деятельность каждой страны слагается из работы многочисленных хозяйствующих субъектов, к которым относятся индивиды, предприятия, фирмы, компании и т.д. Поэтому решения, принимаемые ими, вместе с экономической политикой и конкретными решениями правительства в конечном итоге определяют успехи и неудачи в достижении общего благосостояния и уровня жизни в стране.
Существует много попыток объяснения различия в уровне жизни в разных странах. Нередко это объясняют ссылками на экономическую политику правительства, деятельность профсоюзов и самих трудящихся в защиту своих прав, возросшей конкуренцией с другими странами, наличием полезных ископаемых и т.д. Не отрицая известной зависимости благосостояния страны и уровня ее жизни от этих и других причин, следует сказать, что определяющая экономическая причина состоит в производительности общественного труда.
Одиннадцатый принцип утверждает, что уровень жизни населения напрямую зависит от способности страны производить товары и услуги.
Хорошо известно, что уровень жизни в разных странах далеко неодинаков и даже в одной стране он меняется на протяжении времени. Этот уровень зависит от дохода, приходящегося на человека, а последний, в свою очередь, определяется производительностью труда, а именно количеством товаров и услуг, производимых в единицу времени. Следовательно, благосостояние страны зависит в конечном счете от производительности труда его самодеятельного населения.
Двенадцатый принцип утверждает, что цены растут, когда правительство печатает слишком много денег.
При выпуске лишних денег они обесцениваются и возникает инфляция. Соответственно этому происходит рост цен и увеличение денежной массы в обращении. Такая инфляционная спираль со временем может все больше раскручиваться и оказывать крайне негативное воздействие на все явления экономической жизни, как это показывает экономическая история многих стран, в том числе и нашей. Если причина возникновения инфляции настолько ясна, то почему же правительства встречаются с такими трудностями при ее ликвидации. Как известно, снижение темпов инфляции в краткосрочном периоде связано с увеличением безработицы, и потому здесь приходится выбирать между инфляцией и безработицей.
- Вентцель Е.С. Исследование операций. - М., 1980. - С. 9.
- Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. - М., 1970.
В зависимости от характера координации хозяйственной деятельности экономических субъектов (потребителей, производителей, собственников, работников) и механизма управления экономическими процессами (характеристика типов экономических систем на основе организационного подхода) выделяют: традиционную, рыночную, центрально-управляемую и смешанную экономические системы.
Организация хозяйственной деятельности зависит от:
- - форм собственности на средства производства;
- - процедур принятия основных экономических решений и способов координации экономической деятельности;
- - мотивов, стимулирующих ведение экономической деятельности.
Традиционная экономика представлена странами с экономикой натурального хозяйства, где подавляющее большинство населения занимается простейшим сельскохозяйственным производством и большую часть произведенной продукции потребляют сами. Товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируются на освященных обычаях и традициях. Наследственные привычки, общественные роли и статусы определяют устои экономической жизни и деятельности. Этнические и кастовые преграды препятствуют распространению научного и технического прогресса. Страны Африканского континента, Ближнего и Среднего Востока относятся к традиционной экономике.
Механизм регулирования на основе традиций - это способ экономической организации, при котором проблемы производства и распределения решаются применением унаследованных из прошлого процедур. Этот механизм слабо реагирует па изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, новыми потребностями. Он нс способен регулировать экономику в целом с развитой системой общественного разделения труда (но в области неформальных отношений в коллективах отдельных предприятий занимает определенное место).
Рыночная экономика - способ взаимного приспособления действий покупателей и продавцов под воздействием изменения цен, отражающих колебания спроса и предложения. Основой рыночной системы является саморегулирование, основанное на частном интересе, свободе выбора и стремлении к личной выгоде субъектов рынка, частной собственности на факторы и результаты производства. Государственное вмешательство в экономику в этих условиях сводится к минимуму. В рыночной системе хозяйствования движение ресурсов, производство, распределение, обмен и потребление созданных благ осуществляются при помощи рыночного механизма. Рыночный механизм ориентирован на удовлетворение платежеспособных потребностей в частных благах. Он нс обеспечивает эффективного регулирования производства общественных благ для удовлетворения социально приоритетных потребителей, т. к. корректировка хозяйственного поведения людей осуществляется стихийно.
Достоинствами такой системы являются: постоянная нацеленность на эффективность экономики, возможности получения субъектами рынка высоких доходов, широкие права и свобода выбора потребителей, относительная дешевизна госаппарата управления.
Недостатки рыночной системы: периодические кризисы в развитии экономики, большая дифференциация в доходах и уровне жизни населения, безразличие к возможному ущербу человеку и природе со стороны производителей, равнодушие производителей к отраслям и сферам экономики, необходимым обществу, но не приносящим прибыли.
Центрально управляемая экономика (административно-командный механизм или иерархия) - способ достижения координации, при котором индивидуальные действия экономических субъектов подчинены директивам центра на основе централизованного хозяйственного плана. Центрально управляемая экономика базируется на административных методах управления, характеризуется жестким диктатом государства в области экономики: преобладанием государственной собственности на средства производства и все материальные ресурсы, государственным директивным планированием хозяйства, финансовой диктатурой государства. Плановый орган определяет для каждого предприятия количество ресурсов, которое должно быть использовано, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Централизованно по фиксированным ценам осуществляется распределение потребительских товаров среди населения. Экономическая власть государсгва в такой системе является абсолютной. С ростом масштаба кооперации производства необходимость сознательного регулирования экономики возрастает. Но его возможности определяются границами управляемости сложных систем. Поэтому необходимо определить границы, в которых государственное регулирование будет эффективно.
Основными достоинствами такой экономики стоит признать ее относительную стабильность, а также социальное равенство, гарантии трудоустройства и обеспечения минимального жизненного уровня для всех членов общества, бесплатность образования и здравоохранения.
Основными минусами центрально-управляемой системы являются: неэффективность экономики, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците различных товаров, вырастающих из диктата производителя над потребителем, отсутствием выраженных стимулов к эффективному труду, невысокий уровень жизни большинства населения.
Смешанная экономика базируется на предприятиях и структурах, относящихся к разным типам и видам собственности, и использует разнообразные формы хозяйствования. Реальные исторические типы социально- экономических систем являются смешанной экономикой. Любая экономика многоукладна. Классификацию строят на основе сочетания двух критериев: господствующей формы собственности и методов регулирования, которые обеспечивают производство, распределение, обмен и использование основной массы благ. Эти критерии выступают как главные компоненты при классификации экономических систем. При координации действий экономических субъектов (потребителей, производителей, собственников, работников) различные способы регулирования дополняют друг друга, но преобладает обычно один из грех механизмов регулирования, который обеспечивает производство и потребление основной массы экономических ресурсов, удовлетворяющих потребности общества. В экономическом анализе при классификации типов социально-экономических систем используют метод абстракции, т.е. экономические отношения рассматриваются как бы в чистом виде, ориентируясь на преобладающую форму хозяйствования, абстрагируясь от присутствующих менее значимых экономических систем.
Современная экономика на этапе информационного индустриального общества представлена в виде различных форм хозяйств, является смешанной. В этой экономике не государственная, не рыночная системы не преобладают друг над другом. Рынок создает эффективные стимулы для роста и развития. При командном управлении обеспечивается социальный приоритет потребности, но возникает проигрыш в мотивации. Соотношение между различными механизмами регулирования на определенном этапе определяется соотношением издержек и выгод.
В настоящее время распространение получили различные модели смешанной экономики, в которой распределение ресурсов частично осуществляется на рыночных основаниях, частично - обеспечивается решениями государства. Это система демонстрирует способность органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием, поэтому она может ослабить или даже снять ряд негативных моментов, присущих чисто рыночной или чисто централизованной системам. Наиболее эффективными в этом аспекте являются немецкая (социальное рыночное хозяйство) и шведская модели смешанной экономики.