Штраф за несдачу декларации по НДС: порядок подачи. Штраф за несвоевременную сдачу декларации

Несвоевременная подача сведений является основанием для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности . Попробуем разобраться, какой штраф за несдачу декларации ИП и что сделать, чтобы избежать штрафных санкций?

Что такое отчетный период

При подаче документов в контролирующие органы существует такое понятие, как отчетный период . Под этим термином понимается временной отрезок, предоставляемый предпринимателю для подготовки бухгалтерской документации или иных бумаг. Соблюдение сроков позволяет избежать штрафа за несдачу декларации ИП.

Индивидуальный предприниматель несет личную ответственность по соблюдению сроков подачи и правильности заполнения документов. Обычно на протяжении отчетного периода у бухгалтера или ИП много других дел, поэтому довольно часто сроки не выдерживаются. Это приводит к появлению ошибок и наложению штрафа за несдачу декларации. Чтобы избежать дополнительных проблем с фискальной службой его оплата должна производится по правильному КБК (код бюджетной классификации).

Если предприниматель работает самостоятельно, т. е. без наемных работников, то в контролирующие органы ему достаточно подавать нулевую отчетность . В остальных случаях заполнением документации занимается бухгалтерия.

Действующие наказания на несвоевременную сдачу

По закону налоговые отчеты подаются в соответствии с выбранной системой налогообложения:

  • при работе на УСН предпринимателю следует отчитаться за прошедший год. Крайний срок подачи отчетных документов – 30 апреля;
  • при выборе ЕНДВ отчитываться придется каждый квартал;
  • более сложная система действует для предпринимателей, работающих по ОСНО . Им нужно подавать документ по форме 3-НДФЛ, а также отчитываться каждый квартал по НДС . Дополнительно сдаются отчеты по форме 4-НДФЛ.

При несоблюдении сроков подачи или неполноте необходимых бумаг налоговым агентом можно получить штраф за несдачу налоговой декларации . Начислением штрафов за несдачу декларации ИП занимается налоговая служба . С 2017 года функции надзора по своевременности подачи сведений об уплате страховых взносов перешли к ФНС. Теперь при определении сроков и сумм отчислений нужно руководствоваться ст.431 НК РФ.

Какой штраф грозит за несдачу декларации ИП?

Несвоевременная подача установленных законом отчетных сведений влечет наложение штрафных санкций в размере 5% от суммы, которую требовалось внести в бюджет (ст.119 НК РФ). Минимальный размер штрафа за несдачу декларации составляет 1 000 руб.

Закон содержит требования о подаче нулевой отчетности. Даже при отсутствии деятельности во время отчетного периода предпринимателю потребуется подавать «нулевку». Штраф за несдачу нулевой декларации ИП в установленные законом сроки составляет 1000 руб. Максимальная сумма штрафа за несдачу декларации ИП на УСН составляет не более 30% от суммы начисленного налога.

Следует учитывать, что осуществление деятельности предпринимателя на НДС требует соблюдения определенных правил. Одним из них является подача . Несоблюдение этого требования приведет к тому, что отчетность будет считаться не поданной. Следовательно, предпринимателю выпишут штраф за несдачу декларации по НДС.

На видео: Штраф за неподанную декларацию

Санкции по нарушениям сроков сдачи отдельных документов

Поскольку существует несколько систем налогообложения , по которым может работать предприниматель, а также различные виды налогов, то сумма штрафных санкций может быть различна:

  1. УСН. При «упрощенке» подача отчетности осуществляется по итогам года , но не позднее установленного законом срока. Несвоевременная подача сведений в налоговые органы или иные фонды влечет наложение штрафа за несдачу декларации по УСН. Сумма штрафных санкции будет составлять 5% от общей суммы налогов, но не менее 1 000 руб. Максимальное значение штрафа за несдачу упрощенной декларации не должно превышать 30%. Также при нарушении сроков сдачи отчетности предпринимателю придется оплатить максимальный размер взносов в ПФР.
  2. ЕНВД. На этой системе налогообложения отчетным периодом является квартал. Подать документы в ФНС требуется не позже 20 числа месяца, после отчетного периода, иначе предпринимателю грозит штраф за несдачу единой декларации (ст.346.32 НК РФ). Сумма штрафа за несдачу декларации по ЕНВД также составляет 5% от начисленных налогов. При этом он взимается за каждый месяц, когда ИП не отчитывался в налоговой службе.
  3. Нулевка. Предприниматель, который работает самостоятельно, должен сдавать нулевую отчетность . Штраф за несдачу нулевой декларации для ИП составит 1 000 руб. Также дополнительно придется уплатить 200 руб. за предоставления неподписанной формы и 500 руб., если нарушение допущено должностным лицом.
  4. Еще одной формой отчетности является декларация 3-НДФЛ. Штраф за несдачу этого документа составит 5% от суммы начисленного налога (ст.119 НК РФ). Если допускается просрочка уплаты, тогда налагается пеня . Ее размер составляет 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Дополнительно со стороны контролирующих органов могут накладываться штрафные санкции при неисполнении предпринимателем установленных сроков подачи отчетности по определенному виду товаров (алкоголь) или отдельному виду налога:

  1. По закону при реализации продукции, содержащей этиловый спирт, предпринимателю требуется отчитываться в Росалкогольрегулировании. Размер штрафа за несдачу декларации по алкоголю определяется ст.15.13 КоАП РФ. Накладывать штрафные санкции допускается только на юридическое лицо, поскольку по закону ИП запрещено торговать алкоголем. Несдача декларации по пиву влечет штраф в размере от 30 до 40 тыс. руб. для организаций и от 3 до 4 тыс. руб. для должностного лица. Аналогичные наказания предусмотрены за непредставление сведений по продаже другой спиртосодержащей продукции. При этом ИП нужно отчитываться по продаже алкогольной продукции из собственной винодельни.
  2. Штраф за несдачу декларации по имуществу . При наличии основных средств на балансе , организации отчитываются в ФНС (ст.373–374, 386 НК РФ). Нарушение сроков и правил подачи влечет наложение штрафа в размере 200 руб. по каждому обнаруженному факту (ст.126 НК РФ) или привлечение должностного лица к административной ответственности с наложением санкций в размере от 300 до 500 руб. (ст.15.6 КоАП РФ). Однако это правило касается исключительно юридических лиц. ИП не нужно отчитываться по собственному имуществу.
  3. Начисление штрафных санкций за несвоевременную подачу отчетности по транспортному налогу или земельному налогу осуществляется на основании ст.119 НК РФ.

На видео: Виды штрафов на УСН

Налоговым кодексом в качестве меры воздействия на недобросовестных налогоплательщиков введен штраф за несвоевременную сдачу декларации. Он дополняется системой материальных взысканий в фиксированных суммах и процентных показателях за разные виды других правонарушений. Некоторые проступки могут быть переквалифицированы в уголовные дела.

Принципы применения санкций по отчетности

Юридические лица и ИП в зависимости от применяемой ими системы налогообложения обязаны регулярно формировать и сдавать отчетность. Отчетные формы могут быть представлены налоговыми декларациями, расчетами или справками. Периодичность представления данных зависит от установленных для конкретного налога или сбора налогового и отчетного интервалов. Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации может быть назначен, если пропущены сроки уведомления фискальных органов о результатах деятельности по итогам налогового периода.

Если задержка произошла в течение года при отображении данных за отчетный период, то наказание в форме материальных взысканий не может быть применено к налогоплательщику. Такая позиция зафиксирована Пленумом ВАС в Постановлении от 30.07.2013 г. № 57. О том, что наложение штрафа за несдачу декларации возможно только по итогам года (налогового интервала), говорится и в разъяснениях налоговиков в Письме от 22.08.2014 г. № СА-4-7/16692. Обоснование мнения – до завершения налогового года все платежи могут рассматриваться как авансы, а не погашение обязательств, раз нет обязательств, нет и причин для наказания.

Например, по налогу на прибыль субъекты хозяйствования должны отчитываться на ежегодной основе. Дополнительно они представляют декларационные формы после каждого отчетного периода – месяца или квартала. Если будет зафиксирована просрочка годового отчета, налогоплательщику выпишут штраф за непредоставление налоговой декларации. Если будет задержан отчет по итогам месяца, штрафная санкция не применяется.

Но это не означает, что у налоговиков нет рычагов воздействия на налогоплательщиков, срывающих сроки в подготовке документов в течение года. Для случаев с задержкой промежуточных отчетов предусмотрена норма п. 1 ст. 126 НК РФ. Штраф за непредоставление декларации переквалифицируется в штраф за неподачу истребуемых налоговым органом документов. Размер материального взыскания равен 200 руб.

При рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности учитываются такие факторы:

  • сумма обязательств, отраженная в задержанной отчетной форме;
  • количество дней непредоставления налоговой декларации после крайней даты сдачи отчета;
  • ставка материального взыскания;
  • наличие или отсутствие аналогичных проступков в предшествующие налоговые периоды.

Размеры и суммы штрафов

Санкции начисляются за все месяцы просрочки. Если декларация была подана до завершения очередного месяца, этот интервал будет зачтен как целый месяц при расчете штрафа за несданную декларацию. Размер взыскания равен 5% от суммы обязательств, показанных в отчете. Процент штрафа высчитывается за каждый просроченный месяц, законодательно предусмотрен диапазон ограничений по итоговой сумме материального наказания:

  • минимальная планка – 1000 руб.;
  • максимальный лимит зафиксирован на уровне 30% от суммы недоимки.

Если налогоплательщиком была задержана отчетность, но по ее данным нет непогашенных налоговых обязательств, ответственность за непредоставление налоговой декларации будет выражена в минимальном материальном взыскании – 1000 руб. Аналогичные правила воздействия на плательщиков, срывающих сроки отчетности, предусмотрены в отношении расчетов по страховым взносам. Применительно к взносам, администрируемым налоговиками, за основу при расчете штрафной санкции принимается объем исчисленных обязательств за последний квартал.

В ст. 126 НК РФ оговаривается, что штраф за несвоевременную подачу декларации выписывается только по формам, которые имеют статус декларации или расчета по страховым взносам. Норма не распространяется на документы, отражающие доходы наемного персонала и удержанный с них подоходный налог. Например, за просрочку справки 2-НДФЛ заплатить придется по 200 руб. за каждый документ. В этом случае не имеет значения ни совокупный срок задержки в представлении бланка, ни суммы, отраженные на страницах отчета.

Дополнительная мера воздействия на недобросовестных налогоплательщиков – принудительная заморозка банковских счетов. Ограничение по проведению безналичных операций носит временный характер.

В отношении виновных в просрочке должностных лиц действует административная ответственность. Правила привлечения к ней прописаны в ст. 15.5 КоАП РФ. Диапазон административных штрафов – 300-500 руб.

Возлагает на субъектов обязанность сдавать в контролирующий орган отчетность, если она предусмотрена в соответствующем законодательстве. Плательщик направляет документы в инспекцию по месту учета. В НК предусмотрена ответственность за непредоставление декларации.

Общие сведения об отчетности

Декларация является письменным заявлением плательщика об объектах обложения, полученных доходах и осуществленных расходах. В этом документе субъект также указывает сведения об источниках поступления средств, льготах, базе, исчисленной сумме обязательного платежа в бюджет или иную информацию, выступающую как основание для начисления и уплаты сбора. Данное разъяснение присутствует в ст. 80 НК. предписывает сдавать отчетность по каждому платежу, подлежащему отчислению в бюджет, если другое не установлено в законодательстве.

Ст. 119 НК

В соответствии с п. 6 статьи 80 декларация представляется в налоговый орган в установленные законодательством сроки. Неисполнение этого предписания является нарушением. За непредоставление декларации в срок к плательщику может быть применена ст. 119 НК. При этом следует иметь в виду, что уплата начисленной суммы платежа в бюджет не освобождает субъекта от наказания за несоблюдение установленного порядка. Это означает, что в случае погашения вмененного сбора санкция не будет определяться в минимальном размере. Ее величина будет рассчитываться по сумме обязательного платежа, указанной в отчетности.

Какие штрафы в налоговой инспекции предусмотрены для субъектов?

Санкции к плательщикам, нарушающим порядок сдачи отчетности в контрольный орган, предусматриваются в пунктах 1 и 2 ст. 119. Штраф за непредоставление налоговой декларации по месту учета субъекта составляет 5% от суммы платежа, подлежащего отчислению (доплате) в бюджет и указанного в документе. Начисление осуществляется за каждый полный либо неполный месяц с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом штраф за непредоставление налоговой декларации не может быть более 30% от рассчитанного сбора, но не меньше 100 р. Данный порядок считается общим для всех плательщиков. Ст. 119 НК также предусматривает повышенные санкции за нарушение порядка сдачи отчетности. В частности, штраф за налоговую декларацию может составлять 30% от суммы платежа, если субъект не сдал документацию в течение более 180 дн. с установленной в законе даты. При этом, начиная со 181 дня, с него будет взыскиваться 10% от сбора, указанного в отчетности, за каждый месяц (неполный или полный).

Нюансы

Денежное взыскание за непредоставление в срок при неверно исчисленной сумме обязательного платежа, определяется в соответствии с подлежащим к уплате, а не ошибочно указанным в отчетности. Субъекту необходимо также иметь в виду, что в случае, если размер сбора по расчетам будет равен нулю, у субъекта сохраняется обязанность сдать документацию. В Президиума ВАС № 71 от 2003 г. указано, что отсутствие у плательщика по окончании конкретного периода суммы к уплате само по себе не освобождает его от необходимости составлять и предъявлять отчетность. Таким образом, штраф за непредоставление налоговой декларации будет начислен вне зависимости от результатов расчета.

Отягчающие обстоятельства

На практике достаточно часто возникает вопрос - вправе ли контрольный орган увеличить сумму взыскания при повторном нарушении порядка сдачи отчетности? Ответ на него содержится в п. 2 ст. 112. В нем сказано, что при наличии обстоятельства, предусмотренного в пункте четвертом ст. 114, штраф за непредоставление налоговой декларации повышается на 100%. В п. 2 ст. 112 установлено отягчающее обстоятельство - совершение нарушения лицом, к которому ранее уже применялись санкции за аналогичный проступок. В п. 3 данной нормы содержится указание на давность привлечения к ответственности. Так, сумма в двойном размере может быть взыскана, если с даты первого наказания не прошло 12 мес. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, устанавливаются налоговым органом либо судом и принимаются во внимание при применении санкции. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, контрольный орган вправе взыскать сумму в двойном размере.

Дифференциация нарушений

Достаточно часто возникает вопрос о правомерности установления денежного взыскания за несдачу расчетов, а не за непредоставление декларации по НДС или иному обязательному отчислению. Следует отметить, что порядок применения санкций в таких случаях различается. Порядок сдачи и контрольная дата направления расчетов, правила и форма заполнения регламентируются ст. 80 НК. Эта же статья действует в отношении декларации. Тем не менее сами эти понятия нетождественны. Если в документе отсутствуют признаки декларации, то применение наказания по ст. 119 неправомерно. В этом случае следует использовать ст. 126. В ней сказано, что к субъекту, не сдавшему документы либо другие сведения, предусмотренные в НК и законодательных актах, применяется денежное взыскание в размере 50 р. за каждый документ.

Разъяснения Президиума ВАС

В п. 15 Письма №71 указано, что с организации не может взиматься штраф за непредоставление декларации по НДС или иному сбору, если законодательство по конкретному платежу разграничивает понятия отчетности и расчета. Аналогичное разъяснение приводится в Постановлении Президиума № 15356/04. В нем сказано, что при оценке платежа по существу, вне зависимости от его наименования, следует учитывать установленные в законе понятия о сборах и налогах. Рассмотрим пример. В суде разбиралось дело о том, что организация не предоставила декларацию (расчет) по операциям с ценными бумагами. По своей сути, платежи, связанные с оборотом акций, выступают в качестве сбора. То есть, это взносы, уплата которых выступает в качестве одного из условий совершения государственными структурами юридических действий в отношении этой организации. В частности, речь идет о предоставлении определенных прав или выдаче лицензий (разрешений). Таким образом, платеж по своей природе - эмиссионный сбор по операциям с ценными бумагами. Непредоставление декларации (расчета) по его выплате не может выступать в качестве основания для применения ст. 119 НК.

Электронная форма

В действующее законодательство были внесены определенные изменения. В соответствии с ними, предусматривается обязанность субъекта сдавать отчетность в контрольный орган в электронной форме. С 2007-го она вменяется плательщикам, штат сотрудников которых более 250, а с 2008-го - больше 100 человек. Данная обязанность исполняется субъектами путем отправки соответствующих сведений с использованием каналов телекоммуникационной связи. Необходимо отметить, что за непредоставление декларации (3-НДФЛ или по иному обязательному платежу) в надлежащей форме также могут применяться санкции статьи 119 НК. Разъяснения по этому вопросу присутствуют в Письме Минфина № 15356/04. В документе, в частности, сказано, что сдача отчетности (расчета) в ненадлежащей форме либо неустановленным способом рассматривается как невыполнение обязанности, вмененной плательщику.

Задачи санкций

Необходимо сказать, что денежное взыскание за непредоставление выступает в качестве важнейшего института государственности. Его ключевая цель состоит в обеспечении реализации полномочий власти по контролю над неукоснительным соблюдением предписаний законодательства, прав и интересов (стратегических, экономических, социальных) всех участников правоотношений. Денежное взыскание является разновидностью гражданско-правовой ответственности в целом и индивидуальной в частности. Применяя к нарушителям санкции, государство обеспечивает поддержание правопорядка в конкретной сфере общественных и экономических взаимодействий.

Специфика правового регулирования

Необходимо сказать, что реализация полномочий властью по установлению ответственности по налоговым правонарушениям - ее Осуществление ее невозможна без государственного контроля над соблюдением норм, устанавливающих и регламентирующих порядок общественных взаимодействий в сфере обязательных бюджетных платежей. Для этого существует институт обеспечения исполнения обязательств, вмененных субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

Соблюдение и реализация законодательства о сборах и налогах не могло бы гарантироваться государством в полной мере, если бы при надлежащем исполнении одних норм, выполнение других предписаний было чисто формальным. Это, в свою очередь, привело бы к частичной или полной потере ими их юридической ценности. В этой связи соблюдение всех установленных законодательством норм в комплексе, а не только в рамках структуры какого-либо одного, конкретного кодифицированного правового акта, но и в общей системе всех действующих нормативных документов, международных в том числе, позволит государству сформировать наиболее благоприятные, выгодные условия для интенсивного и эффективного экономического роста и совершенствования всех лиц, задействованных в сфере налоговых отношений.

Заключение

Налоговая ответственность субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, имеет огромное значение для поддержания правопорядка в хозяйственной сфере страны. Она выступает как ключевой инструмент правового регулирования. Взаимное выполнение вмененных обязанностей и реализация имеющихся прав всеми субъектами налоговых правоотношений способствуют формированию законного общества, в котором устанавливается высокий уровень основ правопорядка. При этом обязательства как в общем, так и частном смысле, не должны становиться для плательщика рутинной деятельностью, за неосуществление которой предусматриваются только те либо другие санкции. Они должны стать для него необходимой реализацией своих прав, интересов и свобод в конституционном смысле, посредством которой формируется полноценное гражданско-правовое общество.

Компания не ведет предпринимательскую деятельность, движения денежных средств по счетам нет. Если я в установленный срок не сдала единую (упрощенную) декларацию, какие последствия это может повлечь?

Когда сдается единая (упрощенная) декларация

Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом.

Сдать ее можно только при выполнении следующих условий:

У организации (предпринимателя) отсутствуют объекты налогообложения по налогам, в отношении которых она (он) признается налогоплательщиком;

В отчетном периоде не было никаких операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации).

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, представлять единую (упрощенную) декларацию нельзя, и отчитываться надо путем подачи деклараций по конкретным налогам.

Налоговые органы не отслеживают наличие у налогоплательщика объектов налогообложения в текущем отчетном периоде, а также движение денежных средств на его счетах (в кассе). Поэтому они не знают, должна ли компания, которая не ведет деятельность, отчитаться за текущий отчетный период единой (упрощенной) декларацией или обязана представить декларации по конкретным налогам. В связи с этим возможны следующие ситуации:

1) компания по истечении установленных сроков не представила ни «нулевые» декларации, ни единую (упрощенную) декларацию;

2) компания сдала единую (упрощенную) декларацию, но с нарушением срока.

Декларации не сданы

В письме от 26.11.2007 № 03-02-07/2-190 Минфин России указал, что в случае, когда налогоплательщик свою обязанность по подаче налоговой декларации в отношении конкретного налога не исполнил и не представил единую (упрощенную) налоговую декларацию, налоговый орган вправе потребовать от него сдачи в установленном порядке налоговой декларации по конкретному налогу. И в этом случае непредставление такой декларации является основанием для привлечения его к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Напомним, что ст. 119 НК РФ предусматривается штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок на основании декларации суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Пленум ВАС РФ в п. 18 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от ответственности. В этом случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 руб.

Таким образом, если компания после истечения сроков для подачи деклараций по конкретным налогам за соответствующий период не сдала ни единую (упрощенную) декларацию, ни «нулевые» декларации, налоговики могут оштрафовать ее за непредставление «нулевых» деклараций в размере 1000 руб. за каждую.

Обратите внимание, если декларации не представлены в налоговый орган в течение десяти дней после истечения сроков для подачи деклараций по конкретным налогам, налоговики вправе приостановить операции по счетам организации. Это предусмотрено подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ. При этом такая мера может применяться и в случаях отсутствия у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2012 по делу № А45-16695/2011).

Упрощенная декларация сдана с опозданием

Теперь разберемся с последствиями, которые наступают, когда единая (упрощенная) декларация все-таки была сдана, но с нарушением установленного срока.

По мнению Минфина России (письмо от 03.07.2008 № 03-02-07/2-118), за несдачу в срок единой (упрощенной) декларации оштрафовать можно только по п. 1 ст. 126 НК РФ. Этой нормой предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа 200 руб. за каждый несданный документ. Свой вывод финансисты обосновали следующим образом. Единая (упрощенная) налоговая декларация по своей сути отличается от налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика по конкретному налогу о соответствующем объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты этого налога. Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации по конкретному налогу в виде штрафа, кратного сумме этого налога, подлежащего уплате (доплате) на основе этой декларации. Поэтому ее положения не применимы к ситуации, когда в срок не сдана единая (упрощенная) декларация.

Суды позицию финансистов не поддерживают. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 28.04.2012 по делу № А69-1871/2011 рассмотрел ситуацию, когда налоговики оштрафовали организацию по п. 1 ст. 126 НК РФ за несвоевременную сдачу единой (упрощенной) декларации. Суд посчитал применение данной нормы необоснованным. По его мнению, единая (упрощенная) налоговая декларация представляет собой налоговую декларацию упрощенной формы для налогоплательщиков, указанных в п. 2 ст. 80 НК РФ. Налоговым кодексом предусмотрена специальная норма об ответственности за непредставление налоговой декларации - ст. 119 НК РФ. Поэтому за несдачу в срок единой (упрощенной) декларации должна применяться именно она, а не ст. 126 НК РФ.

АС Волго-Вятского округа в рекомендациях Научно-консультативного совета «Вопросы применения налогового законодательства» (утверждены решением Президиума АС Волго-Вятского округа, протокол от 17.06.2015 № 3) отвечая на вопрос о том, по какой статье НК РФ подлежит квалификации правонарушение, выразившееся в непредставлении в установленный срок единой (упрощенной) налоговой декларации, дал четкий ответ - данное правонарушение наказуемо по п. 1 ст. 119 НК РФ штрафом в размере 1000 руб. Аналогичный вывод содержится в постановлениях АС Московского округа от 26.01.2015 № Ф05-16047/2014 по делу № А40-26633/2014, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2012 по делу № А69-1872/2011.

Обратите внимание: если единая (упрощенная) декларация представлена уже после окончания сроков сдачи деклараций по конкретным налогам, но до вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности за несдачу «нулевых» деклараций, штраф также составит 1000 руб. Анализ арбитражной практики показывает, что в такой ситуации налоговики будут штрафовать именно за непредставление в срок единой (упрощенной) декларации, а не за несдачу «нулевых» деклараций (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2014 № Ф07-2761/2014 по делу № А56-63059/2013, от 06.09.2010 по делу № А05-19520/2009).

Применение налоговых санкций по отношению к налогоплательщикам является достаточно обыденным явлением, от которого не застрахован никто. Как правило, подобные казусы происходят в результате банальной неосведомленности на предмет графика предоставления отчетности, или всему виной частые изменения, вносимые в НК. Рейтинг наиболее часто встречающихся административных взысканий возглавляет штраф за несвоевременную сдачу декларации.

Размер санкций, предписанных за несоблюдение сроков предоставления декларации и неуплаты налога, равняется 5% от его суммы за каждый месяц, в котором имела место просрочка. Граничным пределом штрафных начислений является планка в 30%: начисленная сума к оплате не может превышать этот показатель, так же как и не может быть меньше 1 000 рублей.

Еще сравнительно недавно при прочтении соответствующих статей налогового законодательства, посвященных этому вопросу, у налогоплательщиков возникали некоторые разногласия касательно ее трактовки в части определения даты наступления штрафных санкций. Новая формулировка вносит необходимые разъяснения: если налог оплачен своевременно и в полном размере, однако декларация была подана с опозданием, сумма штрафа равняется 1 000 рублям. Если была оплачена лишь часть налога при несвоевременной подаче отчетности, штраф следует рассчитывать, опираясь на разницу, получившуюся между суммой налога к оплате, и суммой, поступившей в государственную казну в предписанный термин.

За непредставление отчетности или ее подачи позже прописанного налоговым законодательством срока судебные органы на основании заявления, поданного ИФНС, имеют право привлечь руководящих лиц, работающих в компании, к ответственности через вынесение предупреждения или применения штрафных санкций в размере от 300 до 500 рублей. За правонарушения, сроком давности от 3 лет, санкции не предусмотрены.

Если речь идет, например, о несвое­вре­мен­ной по­да­че СЗВ-М или другой пер­сональной отчетности в ПФР, подобное на­ру­ше­ние предусматривает штра­ф в раз­ме­ре 500 рублей за каж­дого субъекта, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го необходимо было подать информацию.

Если фирма не предоставила налоговую декларацию по истечению 10 рабочих дней после установленного законодательством срока, происходит блокировка счета. Ограничений, касающихся суммы, подлежащей блокировке, законодательством не прописано.

Штраф за непредоставление нулевой декларации

Налогоплательщики не освобождены от подачи декларации даже если отсутствует необходимость оплачивать налог: нулевую декларацию, не содержащую сведений о расчете налога, также нужно подавать. В связи с этой обязанностью могут взыскать с нарушителя 1 000 рублей.

Непредоставление справок 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

За подобные оплошности предписаны различные санкции: отсутствие на рабочем столе инспектора вовремя поданной 2-НДФЛ чревато санкциями в размере 200 рублей за непредоставленный документ и штрафом от 300 до 500 рублей, который надлежит уплатить должностным лицам организации. Если работодатель забыл подать в фискальные органы 6-НДФД, сумма штрафа составит 1 000 рублей за каждый месяц, включая неполный, начиная с даты, установленной для ее предоставления.

Не знаете как заполнять бланки и ? Вы можете ознакомиться с данными темами на нашем портале. Пошаговые инструкции, образцы бланков, а также как избежать основных ошибок при заполнении декларации.

Штраф за непредоставление промежуточной налоговой отчетности

По неко­то­рым разновидностям на­ло­гов налогопла­тель­щи­ки обязаны подавать промежуточную отчетность. Например, отчетность, касающуюся налога на прибыль, все организации, использующие УСН, должны подавать до 28 марта. В случае ее непредоставления монетарный эквивалент штрафа варьируется в зависимости от следующих факторов:

Таблица 1. Размер штрафа в зависимости от ситуации

Штраф в 30%, являющийся максимально допустимым штрафом за непредоставление декларации, надлежит заплатить в случае, если компания опоздала с подачей отчетности более чем на 6 месяцев.

Видео — Что грозит за несдачу деклараций

Срок давности за налоговые нарушения

ИФНС имеет права привлечь налогоплательщика к ответственности за несвоевременную подачу декларации в течение 3 лет. Однако среди нарушителей сроков подачи часто возникает вопрос, с какой даты начинается этот отсчет.

Налоговый таймер, отсчитывающий трехлетний отрезок времени, запускается с момента начала налогового периода, следующего за периодом, в котором надлежало оплатить налог.

Например, организация не перечислила налог на прибыль за 2015 г, следовательно, крайний срок оплаты истекает 28.03.2016 г. И несмотря на то, что правонарушение имело место в 2015 г., срок давности привлечения необходимо отсчитывать с 01.01.2016 г.

В данной статье рассмотрим, что сказано в Налоговом Кодексе о сроках давности и какие штрафы предусмотрены за просрочку подачи декларации.

Механизм уменьшения штрафа за непредоставление отчетности

После того как инспектор налоговой службы обнаружил факт нарушения сроков подачи отчетности, следует официальное уведомление, в котором назначается встреча с сотрудником фискальных органов. Результатом этого визита станет подписание Акта налоговой проверки, указывающего на выявленные правонарушения. Однако отчаиваться в подобной ситуации не стоит, поскольку многие случаи непредоставления декларации попадают под «юрисдикцию» смягчающих обстоятельств, которые могут существенно уменьшить размер штрафа.

Под смягчающими обстоятельствами с точки зрения налогового законодательства предусмотрены следующие ситуации, при которых было совершено нарушение сроков подачи:

  • тяжелые личные, в том числе семейные обстоятельства;
  • наличие факта угрозы либо принуждения;
  • плачевное финансовое положение физлица.

НК РФ также прописывает пункт «иные обстоятельства», под которыми чаще всего подразумевают следующие:

  • привлечение к налоговой ответственности впервые;
  • наличие у лица, ответственного за предоставление документов, иждивенцев.

Иждивенцами считаются дети до 18 лет включительно или до 23 лет, в случае, если они находятся на очной форме обучения.

Практика показывает, что чем больше причин, поспособствовавших задержке в подаче декларации будет указано в ходатайстве, тем больше будет вероятность снижения штрафа.