Проектирование информационной системы фондов социального страхования. Социальное страхование формы, принципы и виды Единая интегрированная информационная система соцстрах

Обязательное социальное страхование позволяет минимизировать негативные последствия от возможного изменения материального или социального положения граждан по причинам, совершенно независящим от них. Такая система защиты регулируется тремя различными фондами, одним из которых является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Что такое Фонд социального страхования?

Фондом социального страхования называется организация внебюджетного типа, которая была создана с целью реализации программы обязательного страхования. Все задачи, которые выполняет такая организация, регулируются федеральными законами. Контроль также производится на основе Бюджетного кодекса РФ.

Средства такого фонда формируются за счет взносов компаний, выступающих в качестве работодателей. Кроме этого, следует также отметить еще и дополнительные источники наполнения ФСС:

  • доходы от инвестиций;
  • бюджетные ассигнования;
  • страховые взноса предпринимателей;
  • другие способы денежных поступлений.

Ассигнованные средства выделяются из центрального бюджета в пользу регионов для покрытия затрат. Впоследствии определенная денежная сумма используется в качестве финансовой помощи гражданам в виде выплаты поощрительных пособий, частичной компенсационных выплат для ДЮСШ и лечебно-оздоровительных учреждений, оплату проезда и путевок определенным категориям граждан.

Сконцентрированный объем финансовых ресурсов фонда не должен быть избыточным. При таком раскладе возможен вариант завышения затрат на производство и конечную продукцию, что обусловлено повышением взносов для работодателей, выступающих в качестве основных плательщиков.

С целью достижения финансовой стабильности очень важно корректно определить расчетную базу и размер страхового тарифа. Трудность проведения расчетов определяется тем, что начисление может производиться по причине различных страховых взносов, вероятность которых определяется целым рядом причин.

Более того, некоторые выплаты Фонда носят нестраховой характер, что делает начальную ситуацию еще более запутанной.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации позволяет определить структуру и специализацию этой организации. Деятельность такого фонда осуществляется в соответствии с конституционными нормами РФ.

Любое региональное отделение фонда способно выполнять оперативное управление средствами, которые были переданы в организацию из различных источников. Денежные средства, которые находятся отдельном взятом региональном отделении, позиционируются в качестве федеральной собственности. Они не являются составной частью регионального бюджета и не подлежат изъятию для последующей траты в других целях.

Для хранения определенной денежной суммы Фонда социального страхования открывается специальный банковский счет, управлять которым может исключительно председатель организации или же должностные лица, находящиеся в его непосредственном подчинении. В последнем случае распоряжение средствами возможно только с согласия председателя Фонда.

Касательно структуры ФСС, то в состав такой организации включены следующие исполнительные органы:

  • Региональные отделения. Основная задача таких отделений заключается в распоряжении средства Фонда на территории отдельного взятого субъекта РФ. Региональные отделения обслуживают жителей в регионах.
  • Центральные отраслевые отделения. Такие исполнительные органы специализируются на управлении средствами в отдельных отраслях хозяйства.
  • Филиалы отделений. При необходимости могут быть созданы филиалы. Образование дополнительных исполнительных органов позволяет минимизировать нагрузку на центральные отделения фонда.

Во главе Фонда социального страхования находится председатель, который выступает в качестве главного исполнительного лица.

Деятельность ФСС обеспечивается благодаря работе аппарата фонда. Взаимодействие региональных исполнительных органов обеспечивается деятельностью аппаратов органов Фонда субъектов РФ.

Непосредственно при самом фонде, территориально расположенном в Москве, создаётся правление. Для регулировки деятельности региональных и отраслевых отделений создаются специальные координационные советы. Фонд социального страхования имеет собственную гербовую печать и является юридическим лицом.

Функции и управление

Отчисления в Фонд социального страхования формируют достаточную денежную сумму, которая может использоваться в различных целях. Денежные средства плательщиков могут быть направлены для оказания финансовой помощи граждан. ФСС Российской Федерации разрешает множество задач.

Среди обязательных функций ФСС - обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, а также обеспечение мероприятий, направленных на сокращение травматизма на производстве.

Процедура управления ФСС осуществляется при непосредственном участии Правительства РФ и общероссийских профсоюзных объединений. Председатель и заместитель фонда назначаются Правительством РФ.

Председатель фонда имеет пять заместителей, которые в случае необходимости должны разрешать возложенные на них задачи. Среди основных функций, которые должен выполнять председатель ФСС следует отметить:

  • руководство деятельностью фонда;
  • утверждение финансовых отчетов об использовании средств;
  • внесение проектов бюджета;
  • распределение обязанностей между заместителями;
  • издание приказов, соответствующих компетенции председателя;
  • определение направлений международного сотрудничества.

Сотрудничая с Министерством труда и социального развития, председатель ФСС может заниматься разработками предложений по улучшению систем социального страхования. В обязанности председателя ФСС также включены функции по открытию и закрытию банковских счетов центрального отделения и региональных исполнительных органов. При необходимости может приниматься решение о списании имеющихся остатков в пользу центральных отраслевых отделений фонда.

Несмотря на широкие полномочия, возложенные на председателя ФСС, процедура управление организацией подразумевает коллективное вмешательство. Полный состав правления включает в себя 35 человек.

В случае необходимости разрешения конкретных вопросов представитель правления может инициировать заседание. При условии отсутствия председателя Фонда социального страхования инициировать заседание правления может один из его заместителей.

На заседаниях такого типа чаще всего рассматриваются вопросы, касающиеся совершенствования программ социального страхования. Здесь же производится разработка проектов бюджета Фонда и размеров тарифа страховых взносов. Отдельное внимание при этом уделяется контрольно-ревизионной деятельности организации.

Региональные отделения фонда проводят регистрацию страхователей. Для более плотного взаимодействия с центральными исполнительными органами региональные отделения должны периодические предоставлять отчеты о своей деятельности.

Фонд социального страхования обеспечивает начисление выплат определенным категориям граждан в случае наступления страхового случая. Деятельность такой внебюджетной организации регулируется целой совокупностью нормативных актов. ФСС выполняет множество различных функций по обеспечению минимизации производственного травматизма. Средства фонда формируются за счет регулярных взносов плательщиков, в качестве которых могут выступать предприниматели, инвесторы, организации-работодатели. Сбережения такой организации не являются частью регионального бюджета.

Правовой статус ФСС определяется в соответствии с действующими федеральными законами. Такая организация относится к категории внебюджетных, поэтому при условии наступления страхового случая Фонд имеет право назначать и проводить соответствующие проверки с целью идентификации возможных нарушений.

При перечислении страховых взносов работники внебюджетной организации могут проверять пакет документов, которые имеют непосредственное отношение к выплатам страхового обеспечения. Ввиду того, что средства ФСС не являются частью региональной бюджетной системы, они не могут быть изъяты с банковского счета.

Отчетность Фонд социального страхования контролирует председатель управления организации. С определенной периодичностью председатель ФСС должен предоставлять отчет об исполнении бюджета.

ФСС является специализированным финансовым учреждением кредитного типа, которое создано при Правительстве РФ. Основная задача такой организации заключается в управлении средствами социального страхования.

Правовой статус Фонда позволяет организации проводить страхование лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. При этом условия страхования определяются некоторыми законами федерального значения в отдельно взятом регионе. Помимо этого, ФСС имеет полное право:

  • предоставлять отсрочку уплаты страховых взносов плательщику;
  • инициировать обращение в арбитражный суд;
  • проводить со страхователей взыскание по причине недоимки страховых взносов;
  • самостоятельно назначать и проводить экспертизу (при необходимости);
  • проводить проверку документов по учету страховых взносов.

При условии невыполнения плательщиком своих непосредственных обязанностей по внесению страховых платежей может проводиться начисление пени. Отсрочка плательщику предоставляется в соответствии с установленными федеральными законами случаями.

Будучи внебюджетной организацией, Фонд социального страхования должен своевременно информировать страхователей и в случае необходимости принимать меры по сохранению финансовой устойчивости. При разработке тарифов регулярных страховых взносов представители ФСС должны обязательно брать во внимание мнения компаний, выступающих в качестве работодателей.

Среди обязанностей Фонда социального страхования - регистрация процедуры страхования и ведение единого учета застрахованных лиц.

Все имеющиеся средства фонда имеют целевое значение. Соответствующие выплаты могут быть проведены только в определенных направлениях социального страхования. Зачисление средств на личные счета плательщиков недопустимо. Чтобы обеспечить контроль за своевременностью и порядком начисления средств, при таких организациях создаются специальные комиссии. В состав последних входят представители администрации и профсоюзов.

Сколько составляет проект бюджета?

Что касается особенностей формирования бюджета такого проекта, то здесь многое зависит от формы исполнительного органа. Данный момент также определяет и размер возможных социальных начислений. Проект бюджета Фонда социального страхования разрабатывается с определенной периодичностью. Итоговая сумма формируется при учете реализации страховых взносов.

Прогнозируемый актуальный объем доходов бюджета ФСС, согласно представленному проекту в этому году, составит 625004961,1 тысячу рублей.

Для сравнения следует заметить, что объем расходов в соответствии с действующим проектом должен составить 622591281,2 тыс рублей. Получить такие данные удалось при детальном изучении целой совокупности факторов. К наиболее значимым из них следует отнести:

  • бюджетное послание Президента РФ;
  • данные Госкомстата РФ;
  • исполнение бюджета в предыдущем периоде;
  • социально-экономический прогноз;
  • основные направления бюджетной и социальной политики;
  • действующие нормативные акты.

Если говорить о конкретной сумме выплат для отдельно взятого страхователя, то при наступлении смертельного случая на производстве, семье потерпевшего выплачивается денежная компенсация из средств Фонда. Размер единоразовой выплаты держится на уровне 1 млн рублей.

В случае необходимости обеспечения людей с ограниченными физическими возможностями специальными техническими средствами реабилитации проект бюджета определяется при условии повышения эффективности расходов на указанные цели.

Доходы

Структура доходов ФСС определяется особенностями конкретного исполнительного органа. Бюджет такой кредитной организации финансового типа формируется по двум направлениям - стандартному социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве. Взносы могут быть представлены в виде платежей налогового и неналогового типа. Сюда же следует отнести безвозмездные перечисления. Итоговый бюджет Фонда включает в себя такие составляющие:

  • единый социальный налог;
  • сельскохозяйственный налог;
  • штраф по взносам;
  • начисление пени за просроченный период;
  • страховые взносы в Фонд социального страхования;
  • поступления капитализированных платежей.

К налоговым доходам фонда также следует отнести еще недоимку, а к неналоговым - поступления от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Из дополнительных начислений безвозмездного типа следует отметить средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм. Сюда же можно добавить и другие поступления средств, которые будут включены в бюджеты ФСС.

В региональных отделениях Фонда формирование доходов производится по схожему принципу, но с некоторыми отличиями. Основную часть бюджета здесь формируют поступления налогового и неналогового типа, а также безвозмездные перечисления. Последние формируются как средства федерального бюджета. Впоследствии они могут быть направлены в региональные отделения фонда.

Дополнительным источником внутреннего бюджета фонда по региональным отделениям могут быть остатки средств на конец предыдущего года, а также внутрибюджетные поступления, направленные на пополнение денежного оборота из резерва центрального отделения ФСС.

Формирование доходов по центральному аппарату

В формировании доходов по центральному аппарату принимают участия средства, которые были зачислены на счет Фонда от поступления государственного имущества. Доход от продажи оборудования, процентов от вкладов свободных средства и другие источники также может быть зачислен в общий бюджет ФСС. Сюда же следует отнести другие денежные поступления, которые предусмотрены нормативными правовыми актами.

Расходы

В качестве расходов выступают денежные средства, направленные на разрешение поставленных финансовых задач. Структура расходов зависит от экономического и социального состояния конкретного региона.

Средства из бюджета ФСС могут быть израсходованы только после того, как они были распределены председателем и главным бухгалтером. Основные статьи расходов будут выглядеть следующим образом:

  • взносы на решение вопросов общегосударственного значения;
  • расходы на образование (в том числе и на переподготовку кадров различных отраслях);
  • расходы на установление международных контактов;
  • выплата пособий;
  • оплата проезда в общественном транспорте.

Расходы, связанные с социально-политической деятельностью, представлены в виде выплат граждан с временно ограниченной трудоспособностью. Сюда же следует отнести расходы на медицинскую или социальную реабилитацию.

Фонд социального страхования предназначен для финансирования выплат различным категориям граждан при условии наступления страхового случая. Такая организация объединяет в себе центральный аппарат, региональные и отраслевые отделения, филиалы в отдельных регионах страны. Проект бюджета этой инстанции составляет председатель организации. Однако перед исполнением бюджета он должен быть утвержден Правительством РФ. Дополнительно в состав правления ФСС включены еще 35 человек, среди которых есть пять заместителей председателя.

Доходы и расходы ФСС должны быть отмечены в проекте, который составляется каждый год. Большую часть доходов организации составляют ежемесячные страховые взносы. Их выплачивает работодатель за каждого сотрудника. Впоследствии необходимая денежная сумма будет возвращена фондом при наступлении страхового случая.

Их виды

Существует две основные разновидности взносов, которые работодатель обязуется уплачивать каждый месяц в ФСС. Один из платежей уплачивается на случай временной потери трудоспособности одного из сотрудников, а также по случая материнства. Другая разновидность страховых взносов обеспечивает компенсацию в результате несчастных случаев на производстве или по причине профессиональных заболеваний. Формирование той части бюджета фонда, которая обеспечивает денежное возмещение сотрудникам по причине временной трудоспособности, производится за счет таких источников:

  • уплата начисляемых штрафов;
  • взыскание пени.

Выплаты застрахованным гражданам от несчастных случаев производится за счет других регулярных платежей, которые обязан вносить работодатель в бюджет ФСС каждый месяц. К таким источникам относятся:

  • обязательные страховые взносы;
  • капитализированные платежи;
  • взыскиваемые штрафы по причине просрочки платежей;
  • начисляемые пени;
  • другие виды платежей, которые не противоречат законодательству РФ.

Капитализированные платежи поступают при условии ликвидации страхователя. Здесь можно заметить, что обязательные страховые взносы составляют очень важную часть платежей, формирующих бюджет ФСС.

Величина ежемесячных взносов по временной потере трудоспособности может варьироваться от 0 до 2,9% от общего размера зарплаты. При проведении соответствующих расчетов учитываются особенности применяемых льгот.

Размер страховых взносов по производственному травматизму будет несколько выше. При минимальных 0,2% максимальная величина таких платежей может достигать 8,5%. Итоговый размер ежемесячных выплат для конкретного сотрудника будет зависеть от того, к какому классу профессионального риска относится его вид трудовой деятельности. Это определяют сотрудники ФСС после проведения соответствующей экспертизы.

Порядок проведения выплат

Порядок проведения уплаты взносов подразумевает реализацию ежемесячных перечислений в бюджет фонда не позднее 15-го числа календарного месяца, который следует за месяцем выплаты зарплаты. Если заработная плата начислена на январь, то до 15 февраля работодатель должен произвести расчет необходимой суммы и внести её на счет ФСС.

В ситуации, при которой назначенный день выплат является нерабочим, то конечным периодом выплат является ближайший рабочий день, который следует сразу за выходными. Внесение регулярных ежемесячных взносов позволяет уменьшить налоговую базу организаций-плательщиков, если они работают на ЕНВД или по упрощенной системе налогообложения.

Разобравшись с тем, чем занимается ФСС, можно легко определить природу ежемесячных отчислений в бюджет такой организации. Законодательно проводить такие платежи должны организации, предприятия и отдельные граждане, которые активно используют труд наёмных работников. Отчисления производятся из собственного заработка работодателя.

Однако следует заметить, что неуплата работодателем взносов в ФСС не лишает сотрудников права на получение материальной компенсации.

При условии невыполнения обязанностей по внесению ежемесячных страховых платежей к страхователю могут быть применены санкционные меры в виде начисления штрафов и пени. В особо сложных случаях возможен вариант принудительного взыскания денежных средств с нарушителя. Размер пени составляет 0,1% за каждый последующий день просрочки.

Как определить размер отчислений?

Размер ежемесячных отчислений можно рассчитать по специальной формуле.

Для этого следует установленный процент отчислений разделить на 100, а полученный результат умножить на размер зарплаты или других выплат, которые приравнены к ней.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда вне зависимости от источников финансирования. Уменьшения на сумму налогов и всевозможных удержаний при этом также не производится. Исключение составляют страховые взносы на такие выплат:

  • выходное пособие при увольнении;
  • командировочные;
  • компенсация за неиспользуемый отпуск;
  • суточные;
  • пенсионные начисления;
  • денежные пособия.

На такие выплаты, которые носят единоразовый или компенсационный характер, страховые взносы в бюджет фонда не начисляются.

Правовой статус Фонда социального страхования позволяет такой организации проводить дополнительные расследования и экспертизы по факту нарушения правил зачисления и пользования средствами. Регулярно страхователь должен предоставлять отчетность в ФСС. Такая документация подтверждает, что плательщик выполняет свои обязательства по реализации ежемесячных страховых взносов. Регулярную отчетность должны сдавать индивидуальные предприниматели, а также организации-работодатели, которые используют труд наемных работников. Для сдачи отчетности используется специальная форма 4-ФСС, бланк которой можно скачать по ссылке ниже:

Предприниматели, не использующие труд наемных рабочих, не должны сдавать ежемесячный отчет в ФСС.

Крайний срок предоставления квартальной отчетности в бумажном виде - не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом. Для компаний, в штат которых входит 25 и более человек, отчет о проведении выплат можно подавать в электронном виде. В этом случае срок сдачи документации может быть отсрочен до 25-го числа.

Отчеты о совершении выплат сдаются в территориальное отделение Фонда социального страхования. Номер отделения, к которому прикреплен плательщик можно узнать по карточке. Последняя оформляется при регистрации в фонде в качестве страхователя. Существует несколько различных вариантов сдачи отчетности в такую организацию.

Вариант №1. Сдать отчет лично в руки сотруднику ФСС

Такой способ является наиболее проверенным. В случае личного посещения регионального отделения ФСС полностью исключается вероятность возникновения ситуаций, при которых отчет может где-то затеряться. Кроме этого, плательщик сможет мгновенно ответить на вопросы инспектора и прокомментировать конкретную строчку в заполненному документе.

Единственная проблема такого способа заключается в том, что плательщик должен тратить личное время и свои нервы для сдачи необходимой документации. А при определенных обстоятельствах на разрешение данного вопроса может потребоваться от нескольких часов до одного дня. Наиболее целесообразным решением здесь является привлечение помощника, который сможет выполнить поставленную задачу.

Вариант №2. Отправить документацию в электронном виде

Отправит отчет таким образом можно не покидая пределов собственного офиса. Крайний срок сдачи увеличен на пять дней, что позволяет без спешки подготовить всю необходимую документацию. Однако чтобы воспользоваться таким способом, между плательщиком и страховщиком должен быть дополнительно заключен договор о предоставления отчетности в электронном виде. Наиболее проблемным моментом такого способа являются возможные технические сбои, в результате которых представители ФСС могут получить отчет с ошибками. С порядком подготовки отчетности в электронном виде можно ознакомиться в этом документе

Вариант №3. Отправить отчет по почте

Этот способ тоже является достаточно удобным, так как избавляет от необходимости тратить время на посещение ближайшего представительства ФСС. Однако здесь также возможен вариант появления некоторых ошибок. Это обусловлено тем, что после получения отчета сотрудники ФСС вбивают данные в базу ручным способом. Здесь нельзя полностью исключить пресловутый человеческий фактор.

Чтобы минимизировать вероятность ошибки, целесообразнее всего прибегать к реализации такого способа только в случае нулевой отчетности или при условии, если очень сильно поджимаю сроки. Конверт необходимо отправлять заказным письмом и делать подробную опись всего вложения. Такая опись вместе с уведомлением о вручении будут выступать в качестве подтверждающих документов.

Штрафные санкции

При условии несвоевременной сдачи отчетности в ФСС на плательщика может быть наложены штраф, размер которого составляет 5% от суммы страховых взносов. При этом итоговый размер штрафного взыскания не должен быть более 30-ти процентов указанной суммы, но и не менее 1000 рублей.
В случае неуплаты или уплаты неполной суммы на страхователя также может быть наложен штраф. В этом случае его размер держится на уровне 20% от неуплаченной суммы страховых взносов.

Основные функции ФСС РФ заключаются в обеспечении своевременных выплат определенным категориям граждан. Бюджет такого фонда наполняется за счет взносов со стороны работодателей. Ежемесячное перечисление производится при использовании реквизитов территориальных исполнительных органов. В зависимости от назначения платежа и конкретного региона страны, реквизиты ФСС могут изменяться. Назначение платежа может быть разным:

  • страховые взносы от несчастных случаев на производстве, перерасчеты, задолженность;
  • страховые взносы в связи с временной нетрудоспособностью;
  • пени и проценты;
  • штраф за занижение облагаемой базы;
  • поступления капитализированных платежей;
  • штраф за нарушение сроков подачи отчетности.

Для уточнения более детальной информации относительно реквизитов конкретного отделения ФСС можно обратиться в ближайший филиал или посетить официальный сайт фонд - //fss.ru . Здесь представлена актуальная информация, которая может обновляться.

Социальное страхование представляет собой систему соцзащиты населения, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан на материальную поддержку в случае частичной или полной утраты трудоспособности, болезни, безработицы, потери кормильца и в иных ситуациях. Исторически определились такие формы социального страхования, как государственное, коллективное (организуется профессиональными союзами) и смешанное (основано на взаимодействии профсоюзов и государства).

Экскурс в историю

Самая ранняя форма соцзащиты граждан – это коллективное социальное страхование, появившееся в Европе еще во второй половине девятнадцатого столетия одновременно с профессиональными союзами, которые отстаивали перед государством и работодателями права наемных работников. В этом отношении характерным примером является Англия – в данном государстве соцобеспечение осуществлялось в качестве коллективной самопомощи и самострахования путем создания больничных касс, касс взаимопомощи, касс по безработице.

Первое в истории законодательное решение вопроса соцзащиты населения было принято в Германии, где в 1883 году в рамках проводимых Бисмарком реформ было введено государственное социальное страхование. Были изданы законы, закрепляющие материальную поддержку граждан в случае болезни, а также при наступлении старости и инвалидности. Эти виды социального страхования должны были обеспечить кассы предприятий, больничные кассы и свободные кассы взаимопомощи. Взносы устанавливались законодательно и пропорционально уплачивались работниками и работодателями: две трети и одна треть суммы соответственно.

Смешанное социальное страхование впервые появилось в Швейцарии. В этой стране в 1893 году при муниципалитете Берна учредили кассу материальной поддержки граждан на случай безработицы под управлением комиссии в составе представителей муниципалитета и профсоюзов, а также работодателей. Членство было добровольным: вступить в кассу мог каждый гражданин Швейцарии, и по прошествии девяти месяцев с начала уплаты взносов он получал право на денежное пособие по безработице сроком на семьдесят дней в течение одного года.

История социального страхования в России

В 1861 г. был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах». С этого момента и начала формироваться система социального страхования в России. Фонды аккумулировали взносы рабочих (как правило, два-три процента от зарплаты) и взносы заводоуправления (в размере ежегодной суммы взносов рабочих). Полученные средства направлялись на выплату пенсий вдовам, инвалидам, сиротам и пособий по болезни.

В 1912 году Третьей Государственной думой был принят пакет законов, которые заложили фундамент российского соцстрахования. А в 1918 году было введено соцобеспечение - «бесплатное» социальное страхование трудящихся. Предполагалось взимать средства с предпринимателей и предприятий, а также из государственного бюджета.

Во время новой экономической политики, в 1921 году, появилась необходимость вернуть практику страхования, когда выплаты обеспечиваются не за счет государства, а из фондов, сформированных путем внесения взносов. После отказа от политики НЭПа система соцстрахования и учета рисков вновь была максимально упрощена.

С 1933 года социальное страхование перешло в ведение профсоюзов, а к 1938 году сложилась модель, в основе которой лежала централизация денег, собирающихся и тратящихся по единым правилам. Все средства складывались из выплат предприятий и выплат из государственного бюджета. Из системы страхования было выведено медицинское обслуживание – оно финансировалось только из бюджета.

Обязательное страхование в РФ

Это часть государственной системы соцзащиты населения страны, спецификой которой является страхование работающих граждан России от возможного изменения социального и/или материального положения, в т. ч. по обстоятельствам, не зависящим от них.

ФЗ об обязательном социальном страховании предусматривает систему защиты, состоящую из шести частей:

  1. На случай болезни (временной нетрудоспособности).
  2. В связи с материнством.
  3. На случай смерти застрахованного человека или члена его семьи, не достигшего совершеннолетия.
  4. Социальное страхование на производстве (от профзаболеваний и несчастных случаев).
  5. Медицинское страхование.
  6. Пенсионное страхование.

Федеральный закон

Основы социального страхования в РФ закреплены в федеральном законе от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного соцстрахования», а также иными законодательными актами. ФЗ состоит из пяти глав и двадцати девяти статей, он имеет небольшой объем, однако, несмотря на это, целенаправленно и емко регулирует основные вопросы в сфере соцзащиты населения.

Основные сведения, касающиеся системы обязательного страхования, даны в первой главе законодательного акта. В статьях можно прочитать определения основных терминов, используемых в ФЗ, описание принципов, форм и видов страхования. Кроме того, в первой главе представлена законодательная база, которой данная сфера деятельности регулируется на территории РФ.

ФЗ об обязательном социальном страховании во второй главе закрепляет обязанности и права субъектов, задействованных в этой сфере, то есть страхователей, застрахованных лиц, страховщиков. Также устанавливается ответственность субъектов в случае нарушения правил обязательного соцстрахования.

В тринадцатой и четырнадцатой статьях закона, составляющих третью главу, идет речь об управлении данной сферой и ее контроле органами государственной власти.

Четвертая глава регламентирует порядок финансирования. Так, пятнадцатая статья регулирует бюджетный процесс, а шестнадцатая и семнадцатая статьи определяют особенности бюджетов фондов, а также источники поступления средств в них. Расходование денег, порядок установления тарифов, внесение и начисление взносов подробно трактуются в восемнадцатой-двадцатой статьях законодательного акта. Порядок, условия и сроки внесения страховых взносов, правила хранения денежных средств, способы выплаты страхового обеспечения закреплены в статьях 21-23.

Пятая глава выступает заключительным положением федерального закона. В ней определяются сроки исковой давности, порядок разрешения и рассмотрения споров.

Социальные фонды и их функции

Все финансовые средства, предназначенные для выплат населению, аккумулируют и распределяют учреждения социального страхования. Их составляют три фонда: ФСС, ФОМС, ПФР. Поговорим о каждом подробнее.

Фонд социального страхования (ФСС)

Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 1 января 1991 года в целях обеспечения обязательного соцстрахования граждан Российской Федерации.

В функции ФСС входит:

  • страхование в связи с материнством и на случай болезни: выплата пособий по беременности и родам, единовременных пособий при рождении ребенка, ранней постановке на учет в ЖК, ежемесячных пособий по уходу за малышом, оплата больничных листов (пособия по социальному страхованию при временной нетрудоспособности);
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение;
  • оплата родовых сертификатов;
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • обеспечение инвалидов протезами и техническими реабилитационными средствами;
  • финансовое обеспечение мер по предупреждению профзаболеваний и производственного травматизма.

Фонд обязательного медстрахования (ФОМС)

Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 24 февраля 1993 года для финансирования медобслуживания населения России.

В числе главных функций ФОМС можно выделить следующие:

  • финансирование различных целевых программ в рамках системы обязательного медстрахования;
  • контроль за целевым использованием средств;
  • выравнивание условий функционирования территориальных фондов для обеспечения финансирования целевых программ.

Пенсионный фонд (ПФР)

Это крупнейшая в России организация по оказанию гражданам социально значимых услуг. Фонд был основан 22 декабря 1990 г. для государственного управления финансовыми средствами пенсионной системы и реализации прав граждан страны на пенсионное обеспечение.

Среди социально значимых функций ПФР выделяются следующие:

  • назначение пенсий и их выплата;
  • назначение и выплата пособий отдельным категориям лиц: инвалидам, ветеранам, Героям СССР и РФ;
  • учет средств, которые поступают в рамках обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие с плательщиками пенсионных страховых взносов (работодателями) и взыскание недоимок;
  • персонифицированный учет всех субъектов пенсионной системы;
  • выдача сертификатов на материнский капитал и его выплата;
  • управление средствами системы пенсионного страхования;
  • реализация программы софинансирования добровольных накоплений;
  • установление доплаты к социальным пенсиям с целью доведения дохода пенсионеров до суммы прожиточного минимума;
  • администрирование средств, которые поступают по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию.

Доходы фондов

Все три фонда имеют свои бюджеты, независимые от российской бюджетной системы. Вот почему они называются внебюджетными. Источниками денежных средств выступают взносы на социальное страхование, которые перечисляют страхователи. Если имеет место дефицит бюджета, недостаток денег покрывается трансфертными платежами из российского федерального бюджета.

Сумма страховых взносов зависит от размера заработной платы работников организаций и предприятий, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке определяют суммы взносов нотариусы, индивидуальные предприниматели, адвокаты. Денежные средства страхователями перечисляются в региональное отделение Фонда социального страхования РФ и отделение ПФР по их месту жительства.

С определенных выплат взносы на страхование не уплачиваются, к ним относятся:

  • материальная помощь в случае теракта или стихийного бедствия;
  • материальная помощь в связи со смертью члена семьи работника (супруги, родители, дети);
  • материальная помощь в случае чрезвычайного обстоятельства, произошедшего у работника, например, потоп в квартире, ограбление (обстоятельство должно быть подтверждено справкой компетентного органа: ЖЭКа, полиции и т. д.);
  • суточные – если в локальном акте предприятия или организации установлен предел не облагаемых взносами выплат;
  • выплаты по случаю рождения, удочерения/усыновления детей в сумме не более пятидесяти тысяч рублей на одного ребенка, если они были осуществлены в течение первого года после того, как наступило событие;
  • выплаты на любые цели в сумме четырех тысяч рублей в год (разрешается выплачивать не единовременно).

Кроме того, при медицинском страховании работника на протяжении более года взносы не уплачиваются с расходов по договору ДМС (добровольное медстрахование), на обслуживание в поликлинике напрямую, на страхование вреда здоровью, страхование жизни, на негосударственное пенсионное страхование.

Расходы фондов

Фонд социального страхования производит:

  • выплаты по больничным листам;
  • выплаты в связи с материнством (пособия при рождении ребенка, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет);
  • финансирование санаторного отдыха и лечения;
  • обеспечение заявок граждан, являющихся инвалидами, на протезно-ортопедические изделия и технические средства реабилитации.

Перечислением данных выплат занимается каждое региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

ПФР осуществляет выплату пенсий пенсионерам и инвалидам, а также финансирует расходы на медицинскую помощь.

Средства государственных социальных фондов расходуются исключительно на цели соцзащиты. Помимо оплаты вышеперечисленных видов пособий и пенсий, денежные средства могут направляться на лечебное (диетическое) питание, частичное содержание санаторных и оздоровительных лагерей для детей, а также санаториев-профилакториев, которые находятся на балансе страхователей.

Социальное страхование включает также расходы на реализацию таких видов материальной поддержки граждан страны, как пособие на погребение и пособие по безработице.

Администрирование страховых взносов

Суммы, которые необходимо уплатить в фонды, рассчитывает бухгалтерия предприятия или организации (страхователь). Взносы должны быть уплачены в соответствующие внебюджетные учреждения в день выдачи работникам заработной платы, но не позднее пятнадцатого числа месяца, который следует за расчетным.

Администрирование заключается в отслеживании своевременной уплаты и правильности исчисления страховых взносов, учете платежей, возврате или зачете сумм, излишне уплаченных, приеме отчетности от страхователей, взыскании имеющейся задолженности по платежам. Данной деятельностью занимаются два фонда: ФСС и ПФР. Первый администрирует следующие виды социального страхования:

  • в связи с материнством;
  • на случай болезни;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.

Пенсионный фонд администрирует обязательное медицинское и пенсионное страхование.

Следует знать, что на каждое физлицо (работника предприятия или организации) на календарный год (расчетный период) открывается индивидуальная карточка учета сумм начисленной заработной платы, иных вознаграждений/выплат и начисленных страховых взносов.

Отчетность

Страхователи каждый квартал сдают во внебюджетные фонды отчетность, связанную с начислением и уплатой страховых взносов. Если в организации или на предприятии работает более пятидесяти сотрудников, отчетность следует в обязательном порядке сдавать в электронном виде через интернет. При этом необходимо наличие электронной цифровой подписи.

В Фонд соцстрахования сдается отчет по форме 4-ФСС. На бумажном носителе его следует предоставить не позднее пятнадцатого числа, а в виде электронного документа – не позднее двадцать пятого числа месяца, который следует за отчетным периодом.

В Пенсионный фонд необходимо сдавать отчет по форме РСВ-1. На бумажном носителе он должен быть предоставлен не позднее пятнадцатого числа, а в формате электронного документа – не позднее двадцатого числа месяца, который следует за отчетным периодом. В данном отчете должна быть отображена информация о страховых взносах, которые были начислены и уплачены, и об оставшейся задолженности. Кроме того, на каждого работника организации или предприятия подается следующая информация: СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), фамилия, имя, отчество, размер страхового стажа и сумма заработной платы за каждый месяц.

В заключение

Подводя итоги, можно сказать, что государственное социальное страхование представляет собой систему отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов материальных и денежных средств, которые необходимы для оказания помощи, возмещения ущерба, социального содержания в случае наступления определенных событий. Соцстрахование – это механизм, посредством которого реализуется социальная государственная политика, это основа всей системы соцзащиты населения, выступающая в качестве части экономических отношений по распределению и перераспределению национального дохода для формирования и использования фондов, целью которых является содержание лиц, по тем или иным причинам не принимающих участия в общественном труде.

Шаг 1. Зарегистрируйтесь в системе

Чтобы работать с электронными больничными листками, организации потребуется завести личный кабинет в Единой интегрированной информационной системе «Соцстрах» ФСС на cabinets.fss.ru (далее — ЕИИС «Соцстрах»). Войти в него можно через учетную запись юрлица на портале Госуслуг.

Если у вашей организации нет подтвержденной учетной записи на Госуслугах, создайте ее в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА):

  1. На esia.gosuslugi.ru перейдите во вкладку «Организации».
  2. Создайте подтвержденную учетную запись, используя квалифицированную электронную подпись, выданную на имя руководителя или на лицо, имеющее право действовать без доверенности.
  3. Заполните карточку с реквизитами.

После регистрации в личном кабинете ЕИИС «Соцстрах» заполните информацию о своей компании и ознакомьтесь с инструкцией.

Для каждого участника системы предусмотрены свои функции личного кабинета:

  • Больницы будут загружать в систему электронные листки, подписывая их квалифицированной электронной подписью.
  • Бухгалтер будет видеть больничные сотрудников, получать нужные сведения для начисления пособия и заполнять раздел работодателя.
  • Застрахованные смогут проверять, правильно ли заполнен больничный лист и корректно ли начислено пособие.
  • Федеральный закон № 86-ФЗ предусматривает, что врач сможет оформить электронный больничный по временной нетрудоспособности, беременности или материнству, если соблюдены эти два условия:
  • Медучреждение и работодатель застрахованного человека зарегистрированы в специальной автоматизированной системе электронных листков.
  • Пациент в письменном виде согласился на оформление листка нетрудоспособности в электронной форме.

Утвержден перечень данных, которые требуются для проведения медико-социальной экспертизы застрахованного и начисления пособия, а также сроки их сдачи (Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567).

Шаг 2. Перераспределите обязанности

Назначьте бухгалтера, ответственного за работу с электронными больничными, получите на него электронную подпись и обеспечьте доступ к ЕИИС «Соцстрах». Если нужно, обучите новым правилам работы тех бухгалтеров, которые раньше работали только с бумажными больничными.

Во многих сервисах разрабатываются новые возможности для работы с электронными больничными. Для работы с электронными больничными можно воспользоваться и бесплатной программой, которую ФСС предлагает скачать в Личном кабинете работодателя.

Шаг 3. Расскажите сотрудникам об изменениях

Как только компания подключилась к системе, расскажите сотрудникам, что у них есть право оформить больничный в электронном виде. Можно выпустить приказ под подпись или сделать рассылку по электронной почте.

ФСС оплатит больничный, если он представлен в электронной форме, за три рабочих дня

Работник сам решает, в каком виде хочет оформить документ: в бумажном или электронном. Но у электронного больничного есть преимущества, донесите их до сотрудников:

  • Его проще оформлять, не нужно дополнительно заверять печатями в регистратуре.
  • Его невозможно испортить, забыть, потерять. Если застрахованный потеряет номер больничного, он сможет восстановить его в личном кабинете по номеру СНИЛС и паролю с Госуслуг.
  • Электронный больничный не нужно бережно хранить и передавать бухгалтеру, как его бумажный аналог. Достаточно сообщить номер листка по телефону или по почте. Это особенно актуально для компаний с филиалами, разными офисами или отдельно расположенной бухгалтерией.
  • Если в регионе проходит пилотный проект по прямым выплатам, ФСС оплатит больничный, представленный в электронной форме, за три рабочих дня (в бумажной форме — за 10 дней).

Татьяна Огородникова, бухгалтер «Агентство Бонус »:

ФСС сама прислала нам письмо с приглашением стать участником системы и заключила с нами соглашение об информационном взаимодействии. Оповещать сотрудников о возможности формировать больничные в электронном виде мы планируем в рассылках от имени директоров подразделений. От введения электронных листков нетрудоспособности однозначно ждем только позитивных изменений в работе: например, больше не придется отправлять сотрудника к врачу, чтобы переоформить документ из-за ошибки. Раньше такое случалось .

Оформление пособия

Шаг 4. Получите от сотрудника номер больничного

Врач поликлиники входит в систему ФСС и формирует в ней листок нетрудоспособности: вносит необходимые данные, копирует информацию из электронной медкарты. Также он запрашивает в системе уникальный номер электронного больничного.

Готовый больничный медучреждение выгружает в ЕИИС «Соцстрах».

Выдавая больничный пациенту, врач и медучреждение заверяют документ усиленными КЭП. На этом этапе сотрудник не увидит больничного, он только получит уникальный номер, который затем будут использовать медучреждение, работодатель и ФСС. Он должен передать этот номер бухгалтеру, который занимается начислением пособия.

Шаг 5. Заполните листок в личном кабинете

По этому номеру бухгалтер находит в личном кабинете в ЕИИС «Соцстрах» больничный лист сотрудника. Полученные из листка сведения (о периоде болезни и т.д.) нужно будет использовать для расчета и учета больничного листа.

Также нужно будет заполнить свою часть: наименование компании, средний заработок, стаж и т.д. Дополнения в листке нужно заверить электронной подписью, которую вы используете для сдачи электронной отчетности.

На этапе выплаты пособия

Шаг 6. Передайте сведения в ФСС для выплаты или возмещения пособия

Заполненный больничный мгновенно поступит в отделение ФСС по месту работы застрахованного. Эти сведения ФСС будет учитывать при начислении и проверке пособия.

Дальше сценарии работы по начислению и выплате пособий различаются в разных регионах России. Часть регионов участвует в пилотном проекте ФСС «Прямые выплаты», все они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294. В этих регионах пособие выплачивает ФСС напрямую сотруднику. В остальных регионах пособие сотруднику начисляет и выплачивает работодатель. Рассмотрим сценарии работы бухгалтера в обоих случаях.

Зачетная система

Рисунок 1. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности при зачетной системе страховых взносов.

При зачетной схеме:

  • Рассчитайте пособие и выплатите его работнику с ближайшей зарплатой.
  • Сумму расходов, понесенных на выплату пособия, можно или зачесть в счет уплаты взносов на социальное страхование, или возместить в ФСС. Чтобы получить возмещение, необходимо подойти в отделение ФСС и предоставить заявление или справку-расчет.

Прямые выплаты

Рисунок 2. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности в регионах, где действует пилотный проект «Прямые выплаты».

При прямых выплатах:

  • В своей бухгалтерской программе выполните расчет среднего заработка для пособия.
  • Если пособие за первые три дня нужно оплатить за счет работодателя, рассчитайте и включите эту часть в следующую зарплату.
  • Подготовьте реестр в электронном виде (если отправляете данные через интернет) или заполните заявление в ФСС от имени сотрудника (если обращаетесь в ФСС лично).
  • Отправьте реестр на портал ФСС или отнесите заявление лично в отделение ФСС.
  • Проследите, чтобы работник получит пособие: ФСС выплатит его банковским или почтовым переводом.

Подробнее о прямых выплатах читайте в .

Преимущество электронных больничных

Закон обязывает только медучреждения оформлять электронные больничные по требованию застрахованного. Штрафов для работодателя за то, что он не перешел на электронные больничные, пока не предусмотрено. Но в добровольном переходе на электронные больничные листы есть плюсы.

Меньше ошибок

При заполнении бумажного больничного ошибаются и врачи, и работодатели. Ревизоры-консультанты ФСС ежегодно находят ошибки в более чем 2 000 000 бумажных больничных, в том числе и бухгалтерские ошибки при расчете пособия. Использование электронных больничных листов способно свести эти ошибки практически к нулю.

Меньше злоупотреблений

Новая система электронных больничных позволит свести на нет злоупотребления при оформлении листков нетрудоспособности. Работнику будет гораздо сложнее подделать электронный листок, а факт подделки легче доказать.

Меньше работы

С переходом на электронные больничные не нужно будет тратить время на:

  • передачу бумажных больничных в территориальные отделения ФСС;
  • учет фактов хозяйственной жизни листков, так как они являются бланками строгой отчетности;
  • проверку подлинности больничных;
  • хранение и обработку архива.

Меньше места для архивов

Если оформлен электронный больничный, у работодателя нет обязанности хранить бумажный аналог. То есть не нужно будет выделять специальные места для хранения бланков строгой отчетности.

Над материалом работали Наталья Потапкина, эксперт веб-сервиса Контур.Бухгалтерия,
Елена Кулакова, эксперт системы электронной отчетности Контур.Экстерн

Для создания информационной системы для фондов социального страхования необходимо учитывать особые требования: наличие планируемых задач внештатных сотрудников; индивидуальная иерархическая структура на низшем уровне; учет и контроль за рассматриваемыми клиентами; особенности технологий каждого вида страхования и др.

Процесс информатизации и создание информационной среды, охватывая материальное производство, социальную сферу, а также услуги, включают в себя:

  • - создание информационной техники и технологий, которые обеспечивают производство, обработку и распространение информации;
  • - разработку инфраструктуры, обеспечивающей применение и развитие средств и процессов информатизации;
  • - производство самой информации, информационных продуктов и услуг.
  • - Объектами процессов информатизации являются:
  • - машинообрабатываемая информация, существующая в виде сообщений, документов или массивов баз данных в устройствах памяти любой конструкции;
  • - информационные технологии;
  • - программные средства;
  • - информационно-вычислительные системы и сети;
  • - информационные услуги.
  • - Инфраструктура информации включает в себя:
  • - систему коммуникаций, вычислительных средств и систем, обеспечивающих взаимодействие между собой информационных объектов и технологий;
  • - программные средства, поддерживающие функционирование комплексов аппаратуры;
  • - информационные средства и базы данных;
  • - систему подготовки кадров, способных эффективно эксплуатировать эти технологии;
  • - экономические и правовые механизмы, способствующие эффективному развитию процесса информатизации.

В России компаниями разработки и проектирования стали заниматься созданием информационных систем приблизительно с 1992-1994 гг. ЗАО "Новые информационные системы и технологии" считается одной из самых опытных и надежных компаний, которые проектируют и внедряют информационные системы для крупных заказчиков. Заложенные в основу систем методы и средства позволили обеспечить значительное сокращение стоимости реализованных программных решений и существенное снижение требований к используемым аппаратным средствам. Полученные характеристики достигнуты за счет эффективных методов доступа к данным, реализованных в СУБД "HyTech". Фирма разработала следующие системы для фондов страхования:

§ АИС Фонда социального страхования РФ.

Разработка и внедрение в субъектах РФ комплекса унифицированных подсистем с целью автоматизации технологий учета поступлений и использования средств и имущества Фонда.

§ АИС Центров реабилитации Фонда социального страхования ("АИС Центр реабилитации").

Автоматизация деятельности санаторно-курортных учреждений и ЛПУ, включая:

  • - формирование бизнес-плана на текущий год и продажу путевок;
  • - резервирование и учет использования располагаемых ресурсов санатория;
  • - регистрацию и расселение прибывающих пациентов;
  • - прием пациентов лечащими врачами и специалистами;
  • - назначение и контроль прохождения обследований, лечения, процедур;
  • - ведение электронной истории болезни пациента;
  • - организацию лечебного и дополнительного питания;
  • - ведение лицевого счета пациента;
  • - ведение складского учета;
  • - ведение учета в столовой и других подразделениях санатория;
  • - ведение учета аптеки, магазинов, кафе и других направлений деятельности санаториев;
  • - ведение бухгалтерского учета в санатории;
  • - ведение делопроизводства, договоров;
  • - составление отчетности (общей, бухгалтерской, медицинской, внутренней).

АИС реализована на базе универсальной системы "Склад", обеспечивающей учет ресурсов, резервирование, организацию поставки, производства и реализации товаров и услуг.

§ ЕИИС "Соцстрах" Фонда социального страхования РФ.

Территориально распределенная единая интегрированная информационная система ЕИИС "Соцстрах", обеспечивающая комплексную автоматизацию деятельности региональных и территориальных подразделений Фонда социального страхования Российской федерации. Портала Фонда социального страхования РФ для сбора, накопления и предоставления обобщенной информации о различных направлениях деятельности Фонда.

Цель создания систем для Фондов социального страхования может быть различная от проектирования систем охранно-сигнализационной структуры защищаемого объекта до проектирования и разработки информационной системы эффективного учета страхования собственных сотрудников компании.

В 2001 году в Научно-производственное предприятие "Этна - Информационные технологии" поступил заказ от Фонда социального страхования Российской Федерации - разработка рекомендаций по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. Объектом исследования является организация управления охраной труда. Целью работы - исследование и моделирование организации управления охраной труда, а также выработка рекомендаций по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. При проведении исследований были использованы методы анализа сложных систем, обработки экспертной информации, когнитивного моделирования, нечетких множеств и нечеткой логики. Проведен анализ и определена схема организации мероприятий по охране труда с позиции выполнения Фондом социального страхования Российской Федерации превентивных мероприятий по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Разработана схема информационных потоков при организации управления охраной труда. Разработана когнитивная модель организации управления охраной труда и проведен ее анализ. Полученные результаты позволяют оценить степень влияния профилактических мероприятий на организацию управления охраной труда, выработать рекомендации по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. Рассмотрены методы и задачи анализа данных, решаемые при поддержке управленческих решений при организации управления охраной труда, и определен подход, позволяющий интегрировать различные методы и технологии решения разнотипных эвристических и аналитических задач, возникающих при исследовании проблем организации управления охраной труда.

ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 1999 году спроектировала Единую интегрированную информационную систему Фонда социального страхования РФ - ЕИИС "Соцстрах" с ежедневным обновлением. № государственной регистрации ресурса - 0220006542. Объем ресурса - 18 тысяч записей, объем ресурса в мегабайтах - 3700. На данный момент считается наиболее уникальной и эффективной интегрированной информационной системой, содержащая самую правильную информационную структуру и алгоритм.

Экономическо-информационная система "1С:Предприятие" версия 8 предоставляет самые широкие возможности ведения автоматизированного учета на предприятиях страхового бизнеса, с учетом требований национального законодательства и включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и компаний. Деятельность страховой компании заключается в предоставлении страховой защиты в случае наступления неблагоприятных событий по рискам, связанным с интересами других физических и юридических лиц. Деятельность страховой компании отличает инверсия экономического цикла. Продажа страхового продукта является не завершением процесса оказания страховой услуги, а началом процесса.

Информационно-аналитическая система предназначена для управления устойчивостью страховой компании и выполняет функции контроля и управления принятыми рисками (полисами) страхования. Своевременный анализ данных по заключенным полисам страхования позволяет выявить возникающие тенденции изменения устойчивости страховой компании. Определить полисы, влияющие на возникновения критической ситуации и требующие принятия решения.

В состав информационно-аналитической системы входит хранилище данных инвестирования; анализ кредитного риска; анализ данных; аналитические отчеты и т.д.

Западноевропейские страховые фирмы расходуют на автоматизацию информационных процессов около 1/5 всех располагаемых ими средств. При этом треть этих средств направляется на технические средства, другая треть -- на программное обеспечение и еще одна треть -- на подготовку персонала к работе в вычислительной среде компании. Российские страховые компании также начинают понимать выгоды от применения АИС.

Автоматизация информационных процессов в области страхового дела имеет свои особенности. В некоторых видах бизнеса достаточно просто разграничить отдельные бизнес-процессы: бухгалтерию, логистику, склад и т.д., последовательно провести их автоматизацию и получать желаемый эффект на каждом очередном этапе развертывания ИС. В страховой деятельности ситуация несколько иная -- все бизнес-процессы взаимосвязаны, поэтому необходима сквозная автоматизация всех процессов в комплексе.

В основе страхового бизнеса страховой продукт -- услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемых клиентам. Для того чтобы поддерживать различия и возможность постоянных изменений страховых продуктов, ИС должна иметь гибкие средства, чтобы настраивать параметры договоров страхования. Все изменения должны сразу же отражаться в подсистемах бухгалтерского и налогового учета. При этом системе надлежит предоставлять разные данные для организации выплат по разным страховым продуктам и т. д.

Автоматизация страхового бизнеса в России весьма перспективна. К услугам страховых фирм прибегает почти каждый взрослый человек. В настоящее время в России около 1500 страховых компаний. Реализация страховых технологий влечет необходимость обработки больших объемов информации. Между тем во многих отечественных страховых компаниях лишь совсем недавно начали серьезно задумываться о необходимости АИС.

Активизация процессов автоматизации страхования в России может быть объяснено следующими условиями:

улучшается нормативно-правовая база страхования. Растет число официальных документов, более определенно устанавливающих регламент, процедуры и процессы страхования;

создается унифицированная технология работы российских страховых компаний;

расширение числа объектов страхования, например приватизация имущества, стимулирует диверсификацию сети страховых компаний;

наблюдается постепенное развитие рынка страховых услуг. Происходит сближение между российским рынком страхования и рынком страхования европейских стран.

Сегодня в страховом бизнесе страны происходят перемены, которые могут оказать существенное влияние на ситуацию с автоматизацией страховых компаний. Прежде всего, это вступление в силу закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности", который стимулирует резкий рост количества договоров на страхование. Это означает катастрофический рост объемов данных и появление других задач, решение которых невозможно без эффективных ИС. Еще один важный фактор -- изменение правил бухгалтерского и налогового учета и движение в сторону международных стандартов учета и отчетности. Достижение большей финансовой прозрачности компании для акционеров и руководства требует освоения новых методологий учета и построения совершенной информационной платформы с развитой аналитической подсистемой.

Выделим и охарактеризуем основные категории объектов автоматизации страховых фирм и функционирование их информационных технологий.

Центральный офис страховой фирмы, как правило, имеет одну или несколько высокоскоростных ЛВС. ЛВС можно рассматривать как информационный центр всей компании, включающий мощные вычислительные ресурсы -- файловые серверы, системы управления БД и др. Особенность ЛВС центрального офиса страховой компании в том, что в ее состав входит система централизованного мониторинга. Эта ЛВС управляет локальными и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах.

Региональные офисы страховой компании (филиалы) могут представлять собой довольно значительные по объему организации, оснащенные собственными крупными ЛВС и мощными вычислительными ресурсами. Они имеют надежную и скоростную связь с центральным офисом компании.

Отделения страховой компании обычно имеют небольшую локальную сеть, включающую несколько персональных компьютеров. Связь с центральным офисом происходит по заранее составленному расписанию в определенные часы, однако не исключается возможность не запланированного срочного доступа.

Представительства или агентства страховой компании чаще всего оснащаются одним, реже несколькими компьютерами. Связь с отделениями происходит по мере необходимости и обеспечивается в течение всего дня. Удаленные пользователи сети -- инспекторы, агенты, проверяющие, т. е. сотрудники, которые по характеру работы не имеют постоянного рабочего места, пользуются портативными компьютерами с модемом.

Основная особенность организации информационного обеспечения АИС страховой компании -- необходимость иметь полную БД по всем договорам компании за максимально длительный период. Это связано с тем, что при заключении нового договора с клиентом необходимо иметь полную информацию о его предыдущих страховках и обеспечить просмотр всех связанных с этими случаями документов. Такая информация должна храниться в БД, постоянно обновляться и быть легко доступна. Так, при расчетах, например, ставки взноса или тарифа, необходимо изъять из БД необходимую статистику и выполнить расчетные действия по договорам страхования за довольно длительный прошедший период, при этом обработке подвергается каждый договор. Такая БД хранится в АИС центрального офиса. В подразделениях страховой компании необходимости иметь БД всей компании нет, так как в каждом из подразделений имеется БД своих страхователей.

Информация возникает на уровне отделения страховой компании. Эти данные находятся в течение определенного времени в БД отделения. При наступлении регламентного времени сеанса передачи данных происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса страховой компании и совершается так называемая репликация баз данных.

Смысл репликации БД состоит в том, что какая-то одна из БД назначается главной. Она содержит наиболее актуальные данные. Другая БД -- подчиненная и получает копии из главной БД. Эти БД синхронизируют свое состояние, обновляют данные и согласовывают конфликты, если таковые возникли. Метод репликации реализован и осуществляется на уровне самих систем управления БД. Это стандартная и высокоэффективная процедура позволяет за достаточно небольшой по времени сеанс связи привести две большие БД к идентичному состоянию, так как по каналам связи передаются только те корректировки, которые произошли после предыдущего сеанса связи.

Подобным образом происходит обмен данными по актуализации БД с каждым из имеющихся отделений компании. Весь комплекс вычислительной сети можно разделить на следующие основные составляющие:

сеть центрального звена страховой компании;

сети конкретных структурных подразделений -- филиалов компании;

сети, обеспечивающие связь между компанией и филиалами.

Сетевой комплекс центрального офиса имеет самую высокую скорость передачи данных. Центральный офис может иметь одну или несколько ЛВС стандартов FDDI или Ethernet, объединенных друг с другом посредством высокопроизводительных маршрутизаторов. Особенность ЛВС центрального офиса в том, что часто в ее состав входит система централизованного мониторинга и управления как локальными, так и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах и отделениях компании. Использование маршрутизатора в качестве центрального сетевого устройства позволяет обеспечить высокоскоростное соединение локальных сетей, связь с сетями филиалов и доступ удаленных пользователей. Подобный принцип обеспечивает маршрутизацию и, в случае использования для передачи данных каналов с низкой пропускной способностью, компрессию (сжатие) передаваемой информации. Это позволяет повысить скорость передачи. Так, например, для основной ЛВС центрального офиса эта скорость может повыситься на основе кольца FDDI до 100 Мбайт/с. В кольцо FDDI могут включаться сервер БД, файл-сервер, сервер архива и маршрутизатор. В каждом конкретном случае количество устройств, входящих в кольцо, может быть разным. Через маршрутизатор ЛВС имеет выход на ЛВС других структурных подразделений центрального офиса. В таком контуре связь должны обеспечивать один или несколько коммутаторов и концентраторов. Путь данных проходит по следующей схеме: данные из сети FDDI проходят через основной маршрутизатор и попадают на коммутатор. Передача идет на полной скорости (100 Мбайт/с). Коммутатор передает данные на необходимый концентратор, который направляет их к месту назначения (рабочей станции). Передача от концентратора к рабочей станции происходит на скорости этой станции (обычно 10 Мбайт/с). Подобные условия позволяют в общих каналах обеспечивать более высокую скорость передачи и избегать в сети "пробок", если в ней работает большое число пользователей.

Задачи, решаемые в филиалах компании, не требуют особых функциональных возможностей их локальной сети. Хотя в определенных условиях объемы передаваемых данных могут быть большими. Это означает, что здесь следует иметь сеть с возможностью нескольких скоростей передачи данных. Основой такой сети может служить коммутатор, осуществляющий связь с одним или несколькими серверами на скорости 100 Мбайт/с, а с концентраторами или рабочими станциями на скорости 10 Мбайт/с. С этой точки зрения наиболее приемлемо как по простоте построения, так и по стоимости системы использование сети Ethernet.

Сети отделений также могут строиться на базе Ethernet. Скорость в сети 10 Мбайт/с вполне достаточна для тех задач, которые возникают в отделениях страховой компании.

Необходимость развития информационных технологий в страховом деле обусловливает применение новых технологии на принципах синтезирования информационных процессов и применения соответствующих технических и программных средств. В связи с этим следует отметить возможность создания эффективных АИС в деле страхования на базе существующих программных средств, например языка экранных форматов Oracle Forms 4/5, отчетов Oracle Reports 2.5, мультимедийных приложений Oracle Grafics из комплекса Developer 2000 фирмы Oracle.

Расширяется применение систем, функционирующих в режиме реального времени, в частности сетевых СУБД. Эти СУБД основаны на применении архитектуры сервера БД -- Oracle, Paradox, Clarion и др. При этом в однородных и неоднородных вычислительных сетях ориентируются на архитектуру "клиент -- сервер" с привлечением преимуществ языка запросов SQL.

Рассмотрев несколько возможных вариантов проектирования информационных систем для компаний социального страхования, преступим к рассмотрению и проектированию более детально.