Промышленный подъем 90 х годов 19 века. Реформы и контрреформы в России второй половины XIX века

Когда Александр III сравнивал царствования деда и отца, предпочтение он отдавал первому. Но он не мог не учитывать, что дедовское царствование завершилось Крымской войной, а отцовское - удачной кампанией 1877--1878 гг. Значит, рассуждал Александр III, возврат к дедовским заветам должен сопровождаться государственной поддержкой стратегически важных отраслей промышленности, связанных с производством вооружений. Одно направление политики должно восполняться другим. И чем дальше заходило правительство в своей крепостнической политике в крестьянском вопросе, тем щедрее оно финансировало развитие крупной промышленности -- частнокапиталистической и казенной.

Растущее обнищание деревни сильно сузило рынок сбыта для русской промышленности. Темпы ее развития в 80-х и начале 90-х гг. были вялыми. Желая поддержать промышленность, правительство стало расширять строительство железных дорог, приступило к перевооружению армии и к созданию броненосного флота. Именно на эти цели уходили выкупные платежи, которые правительство выкачивало из деревни. Правительственные заказы потребовали расширения существующих и строительства новых металлургических и машиностроительных заводов. Оборудование для них почти целиком ввозилось из-за границы. Чтобы иметь иностранную валюту, правительство всячески стимулировало вывоз хлеба. Падение хлебных цен на мировом рынке восполнялось расширением экспорта, несмотря на то что в стране дело доходило до голодовок. «Недоедим, но вывезем»,-- говорил министр финансов И. Л. Вышнеградский.

В 1892 г. на должность министра финансов был назначен Сергей Юльевич Витте (1849--1915). В свое время он прошел школу предпринимательства, имел надежные связи в финансово-промышленном мире и с презрением относился к «благородным нищим», как называл он помещиков, выпрашивающих подачки.

Витте считал, что государство должно активно содействовать промышленному развитию. Но откуда взять на это деньги? Выкупные платежи поступали все хуже, за крестьянами росли недоимки. И Витте восстановил давно забытую винную монополию. Государство забрало в казну доходы кабатчиков. Цены па водку росли, и доходы от винной монополии играли в государственном бюджете все более важную роль. Критики правительства не без оснований говорили о «пьяном бюджете».

В 1897 г. было закончено осуществление денежной реформы. Витте ввел золотое обеспечение рубля, который стал конвертируемой валютой. Это усилило приток капиталов из-за границы. Французские и бельгийские капиталисты проявляли интерес к металлургической и угольной промышленности юга России. Английские предприниматели вкладывали средства в добычу нефти. Немецкие капиталы шли в машиностроение, электротехническую и химическую промышленность.

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил, прежде всего, черную металлургию и машиностроение -- те отрасли, которые получали правительственную поддержку. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России (на границе великорусских и украинских губерний). Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье. Началась разработка нефтяных месторождений в районе Грозного.

Новые предприятия, создававшиеся с участием иностранного капитала, заимствовали западную технологию, западные формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы позволяли хозяевам нанимать больше рабочих, чем трудилось на таких же заводах в западных странах. В России сложился завышенный уровень концентрации производства и рабочей силы на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях, в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал) сосредоточились огромные массы рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.

Особый сектор русской промышленности составляли казенные заводы. Правительство считало, что а деле вооружения армии оно не должно зависеть от частного капитала. Производство стрелкового оружия было сосредоточено на казенных Ижевском, Тульском и Сестрорецком заводах. Броню для кораблей выпускал Ижорский завод под Петербургом, корпуса производились на адмиралтейских верфях а Петербурге и Николаеве. В ведении Морского министерства находился также Обуховский завод близ Петербурга.

Казенные заводы состояли на бюджетном финансировании. Реальная цена их продукции часто оставалась неизвестной. Прибыль, убытки, себестоимость -- таких понятий на казенных заводах не знали. Даже условно такой способ хозяйствования трудно назвать капиталистическим. Казенные предприятия возникли а России еще в дореформенную эпоху. При Александре II некоторые из них перешли в частные руки. Но затем правительство вновь расширило казенное производство.

В 90-е гг. в России была создана крупная промышленность. Повысилось значение России в мировом промышленном производстве. Расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения. Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные нужды.

Оптимальное соотношение между тяжелой и легкой промышленностью составляет примерно 1:4. Накануне промышленного подъема оно равнялось в России приблизительно 1:5. Русская промышленность имела немного «облегченный» характер. За годы подъема доля тяжелой промышленности (прежде всего металлургии и металлообработки) поднялась до 1/3. Теперь, таким образом, сложилась обратная диспропорция. В стране с отсталым сельским хозяйством и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии. Он не мог существовать без правительственных подачек.

Последствия сказались очень быстро. 2 сентября 1899 г. на Петербургской бирже резко упал курс акций ведущих промышленных компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. В 1900 г. разразился промышленный кризис, затронувший в первую очередь предприятия тяжелой промышленности. Текстильная и пищевая промышленность сохранили довольно высокие темпы прироста.

Рабочий класс и рабочее движение. За последнюю треть XIX в. численность рабочих в России увеличилась втрое и к 1900 г. составила около 3 млн. человек. Ряды рабочего класса пополнялись в основном за счет крестьян. Отрыв их от земли происходил медленно. Страхования от болезней и несчастных случаев тогда не существовало, пенсий тоже не было. Многие рабочие на старости возвращались доживать свой век в деревню. Земельный надел был для них страховкой. На фабриках, работавших в одну смену, рабочий день доходил до 14--15 часов. На предприятиях с двухсменным режимом он составлял 12 часов. Широко использовался труд женщин и подростков. Заработная плата рабочих в России была в 2 раза ниже, чем в Англии, в 4 раза ниже, чем в США.

Александр III и его время Толмачев Евгений Петрович

4. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОДЪЁМ 90-Х ГОДОВ

4. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОДЪЁМ 90-Х ГОДОВ

С 1892-1893 гг. развернулся новый промышленный подъём - самый значительный за весь капиталистический период. Подъём охватил все отрасли промышленности, но больше всего тяжёлую индустрию. Продолжительности и мощности подъёма способствовали огромные государственные вложения в строительство железных дорог и весьма значительный приток иностранного капитала. С. Ю. Витте вспоминал: «Когда я сделался министром путей сообщения в феврале 1892 г., то во время одного из моих первых докладов император Александр III высказал мне своё желание, свою мечту, чтобы была выстроена железная дорога из Европейской России до Владивостока. Мысль эта глубоко засела у императора Александра III, и ещё до моего назначения министром он постоянно толковал о сооружении этой дороги. Как известно, когда цесаревич Николай… совершил путешествие на Дальний Восток, то он заложил 19 мая 1891 г. там начало Уссурийской железной дороги, идущей из Владивостока в Хабаровск, так как в те времена не предполагали, чтобы Великий Сибирский путь прошёл через китайскую территорию, т. е. прошёл бы прямым путём из Иркутска во Владивосток» (84, с. 422). Поэтому, признаётся Витте, и будучи министром путей сообщения, и далее возглавляя финансовое ведомство, он «усердно проводил эту мысль о сооружении Великого Сибирского пути» и «старался, как можно быстрее, осуществить этот путь». Витте говорит также о том, что «эта идея не встречала особенного сочувствия в высших государственных сферах». Именно Витте добился того, что для руководства строительством 21 ноября 1892 г. был создан Комитет Сибирской железной дороги, председателем которого был назначен цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II). «Я должен сказать, - пишет Витте, - что когда наследник стал председателем комитета, то уже через несколько заседаний было заметно, что он овладел положением председателя, что, впрочем, нисколько не удивительно, так как император Николай II - человек, несомненно, очень быстрого ума и быстрых способностей; он вообще всё быстро схватывает и всё быстро понимает» (там же, с. 425). В 90-е гг. в среднем в год сдавалось более 2,5 тыс. км пути. К концу XIX в. длина сети составила 53,2 тыс. км.

Строительство железных дорог, рост судостроения, более широкое использование машин и сельскохозяйственных орудий, собственные потребности промышленности вызвали усиленный спрос на металл, уголь, нефть, паровозы, вагоны.

Серьёзный сдвиг произошёл в российской металлургии в начале 90-х гг. Настоящий переворот в технике передела чугуна в сталь или железо внесли изобретения Г. Бессемера и П. Мартена, внедрение которых в производство обеспечило гигантский прогресс в чёрной металлургии. Особое значение в массовом производстве стали имел мартеновский способ, позволивший включать в передел не только чугун (как в бессемеровании), но и большие запасы старого железа (лом, рельсы, сортовое железо и пр.), что позволило резко удешевить производство стали по сравнению с пудлинговым железом (289, с. 226).

Рост производства, особенно в отраслях тяжёлой индустрии, происходил не столько путём расширения старых предприятий, сколько за счёт строительства новых, главным образом в недавно освоенных районах.

В 1891 г. на французские средства было основано Донецкое общество железоделательного и сталелитейного производства. Основной капитал первоначально составлял 1,5 млн руб., который к 1895 г. возрос вдвое. В 1894 г. этим обществом был выстроен Дружковский металлургический завод близ ст. Дружковка Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги, который имел две доменные печи, бессемеровское отделение, рельсопрокатный цех и коксовальные печи. В 1897 г. производительность завода достигла 3,7 млн пуд. чугуна, 4,2 млн пуд. рельсов (77а, ч. 2, с. 56).

За 15 лет с 1885 по 1900 г. число мартеновских печей на сталелитейных заводах России возросло с 70 до 215, или более чем на 207%, при этом выплавка стали увеличилась с 5 млн пуд. до 93 млн пуд., или в 18,6 раза. Внедрение бессемеровских конверторов шло менее интенсивно, чем мартенов. За 1885-1900 гг. их число возросло с 17 до 36, или на 112%, выплавка бессемеровской стали возросла с 6,3 млн до 41,2 млн пуд., или на 55,4% (265).

Характерно, что к концу XIX в. южная металлургия давала более половины всей выплавки чугуна, а Донбасс - свыше двух третей общероссийской добычи угля. Практически вся добыча нефти в стране была сосредоточена в Баку. Продолжался быстрый рост городов: городское население с начала 60-х гг. до конца 90-х увеличилось вдвое. В крупных городах наблюдалась наибольшая концентрация предприятий и рабочих. Жителей северной столицы к 1897 г. насчитывалось 1,2 млн человек (свыше 40% которых составляли рабочие и их семьи). Население Первопрестольной превысило один миллион. Заметно возросло население Одессы, Киева, Риги, Варшавы, Лодзи, Баку и др. Целый ряд промышленных посёлков фактически превращался в новые индустриальные центры - Орехово-Борисово под Москвой, Юзовка в Донбассе, Нижний Тагил на Урале.

За последнюю треть XIX в. практически удвоилось русское население Сибири. С возведением Транссибирской магистрали, проложенной к 1897 г. до Иркутска, приток переселенцев в Сибирь увеличился. Из Сибири стали поставлять в Европейскую Россию хлеб, мясо, шерсть, масло, удовлетворяя растущий спрос на промышленные изделия. Быстро росли новые города - Новониколаевск, Омск, Томск, возрастала добыча золота, угля и руд.

По имеющимся данным, продукция всей крупной промышленности за время подъёма 90-х гг. почти удвоилась. Индустрия России в эти годы росла быстрее, чем в Германии и Соединённых Штатах Америки, отличавшихся тогда бурными темпами промышленного развития.

Бурный рост крупной промышленности стимулировал развитие банковского капитала. Акционерные и коммерческие банки начали производить операции по кредитованию расширенного воспроизводства, впервые стали в значительных размерах заниматься учредительством промышленных предприятий. На рубеже 1890-1900 гг. более 70% основного капитала и производственных фондов российской промышленности принадлежало акционерным обществам. В 90-х гг. заметно увеличились иностранные капиталовложения в промышленность России. В 1890 г. иностранный капитал составлял примерно одну четверть, а к 1900 г. - свыше 40% всех акционерных капиталов. Наибольшее распространение получили французские и бельгийские капиталы. Германские капиталы были оттеснены с первого места, которое они занимали в 80-х гг., на третье. Зарубежные капиталисты не только приобретали акции русских предприятий, но и сами основывали в России заводы и фабрики. Британские, французские и бельгийские капиталисты захватили ключевые позиции в горнометаллургической индустрии Донбасса, Криворожья и Приднепровья. Ещё в 1869 г. англичанин Джон Юз заключил с русским правительством договор о постройке на месте добычи криворожской руды и донбасского угля крупного завода по производству рельсов, вложив в дело 3 млн рублей. Синтез иностранного капитала и обильных железнодорожных заказов дал огромный производственный и технический результат. С помощью зарубежных фирм в Донбассе и Криворожье действовало 17 металлургических заводов. Уже к 1890 г. на Донбасс приходилось около половины выплавки чугуна и стали всей России. Россия по выплавке чугуна вышла на четвёртое место в мире, оставив позади Австро-Венгрию, Францию и Бельгию. Французское генеральное общество «Сосьетэ женераль» авансировало Общество Кременчуг-Харьковской железной дороги, финансировало пароходное сообщество Петербург - Кронштадт и по реке Москве, а также каменноугольные копи Донбасса. Парижский банкирский дом Ротшильдов приобрёл в 1886 г. контрольный пакет акций российского Каспийско-Черноморского общества. В 1891 г. Парижский Международный банк и Национальная учётная контора скупили контрольный пакет акций Общества Южно-Русской каменно-угольной промышленности.

Британский капитал обосновался и в нефтяном Баку. Безусловно, приток иностранных капиталов ускорял темпы индустриализации. Однако уже тогда сказывались отрицательные последствия иностранного хозяйничания. В погоне за большими дивидентами иностранцы хищнически разрабатывали богатейшие недра России, к тому же значительная часть прибылей вывозилась за границу.

В тоже время следует заметить, что иностранный капитал не был определяющим для индустриализации России. Например, в 1893 г. отечественные капиталовложения в промышленность почти в два раза превосходили зарубежные инвестиции.

Возникшие новые отрасли капиталистической промышленности, отличавшиеся высокой концентрацией производства и капиталов, явились средоточием и первых монополий в России. В первое монополистическое объединение в России - «Союз рельсовых фабрикантов», созданное в 1882 г., - вошли 5 крупнейших металлургических заводов, которые давали до 75% всего производства рельсов в стране. В 1884 г. возникли «Союз фабрикантов рельсовых скреплений» и картельное соглашение моторостроительных заводов. В середине 80-х гг. был создан синдикат «Брянск - Варшава» - объединение Брянского железоделательного и Варшавского сталелитейного заводов (345а, с. 106). В 1887 г. был создан синдикат сахарозаводчиков, охвативший к началу 90-х гг. девять десятых всех предприятий этой отрасли. Такой высокой степени объединения в масштабе одной отрасли не было в то время больше нигде в мире. В 1890 г. образуется соглашение владельцев рельсопрокатных заводов. Синдикат керосинозаводчиков, сложившийся в 1893-1894 гг., контролировал фактически всю нефтедобычу Бакинского района.

Ещё в начале 80-х гг. появились картельные соглашения между владельцами крупных рельсопрокатных и мостостроительных заводов. В 1887 г. возник синдикат сахарозаводчиков, охвативший к началу 90-х гг. почти девять десятых всех предприятий этой отрасли. Синдикат керосинозаводчиков, организовавшийся в 1893-1894 гг., контролировал фактически всю нефтедобычу Бакинского района. Однако эти ранние монополии были неустойчивы и быстро распались.

Наряду с крупной машинной индустрией сохраняло своё значение, а местами значительно выросло мелкое товарное производство, кустарная промышленность. Ассортимент изделий кустарной промышленности был чрезвычайно широк и формировался под влиянием рыночного спроса. В качестве сырья здесь служили в основном дерево, прутья, растительные волокна, кожа, шерсть и щетина, минералы и металлы. Широко использовался личный труд кустаря и членов его семьи. Женщины трудились в кружевном, стеклярусном, полотняно-ткацком промыслах. Дети участвовали в ложкарном промысле, били баклуши - заготовки для ложек, в гончарном - были горновщиками, на подсобных работах использовался труд стариков. В сбыте изделий кустарей особую роль играли скупщики. Эффективную помощь оказывали земские учреждения, устраивавшие кустарные выставки, склады, музеи. Популярностью пользовались Московский кустарный музей, Рязанский, Вятский, Рузский в Московской губернии и Лохвицкий в Полтавской губернии.

В кустарной промышленности заметно прогрессировала тенденция к кооперированию. На многих промыслах всё шире использовался коллективный артельный труд, совместное пользование дорогостоящими орудиями производства, а также добыча сырья.

Среди охваченных кооперацией кустарей выделялись столярный, мебельный сапожный, чугунолитейный, железоделательный и портняжный промыслы (258).

Огромные пространства России и неравномерность экономического развития способствовали кустарному производству. Для содействия развитию промыслов среди сельского населения в составе Министерства земледелия и государственных имуществ при отделе сельской экономии и сельскохозяйственной статистики в 1894 г. был образован Кустарный комитет Главного управления землеустройства и земледелия, просуществовавший до 1917 г.

Если в одних районах крупная промышленность вытесняла и поглощала мелкую, то в других районах, особенно в отсталых отраслях промышленности, развитие капитализма проявлялось лишь в его начальных формах.

Несмотря на сравнительно высокие темпы индустриального развития, пореформенная Россия, отягощённая крепостническими пережитками, продолжала отставать от главных капиталистических стран и по абсолютному объёму производства, и ещё более - по размерам производства на душу населения. Нигде в Европе не проявлялись столь ярко, как в России, социальные контрасты: города с огромными фабриками, электростанциями, большими зданиями существовали рядом с маленькими глухими деревушками, где жители ходили в лаптях и домотканой одежде, пахали прадедовской сохой и убирали урожай серпами.

Величайшие естественные ресурсы страны, особенно в Сибири, оставались в значительной мере неиспользованными. Даже в наиболее развитых отраслях промышленности крупные размеры производства, передовая для того времени техника сочетались с самым широким использованием дешёвого ручного труда. Выдающиеся достижения русской научно-технической мысли, получившие мировое признание, во многих случаях оставались без применения в самой России. Аграрный характер экономики определял и место России в мировом хозяйстве. В страну импортировались машины, готовые изделия и металлы. Вывозила же Россия прежде всего хлеб. К концу XIX в. она была крупнейшей житницей Европы, являясь также крупным поставщиком леса, льна, пеньки и других видов сырья. В рассматриваемый период ускорился процесс формирования рабочего класса. Его численность увеличилась в годы промышленного подъёма. В конце XIX в. в стране насчитывалось около 10 млн рабочих, в том числе около 3,5 млн сельскохозяйственных рабочих. Вместе с семьями численность рабочих составляла не менее 22 млн человек, т. е. 18% всего населения страны.

В то же время шёл процесс дальнейшего развития общественного класса собственников капитала - буржуазии. Следует подчеркнуть, что наиболее характерной особенностью истории капитала в период царствования Александра III было противоречие между ставшими господствующими буржуазными производственными отношениями, которые двигали вперёд производительные силы, и остатками крепостничества в виде дворянского землевладения, тормозившими это движение. В стране сочетался самый передовой промышленный и финансовый капитал с самым отсталым сельским хозяйством. Второй характерной, чертой было развитие капитализма не только вглубь (т. е. дальнейший рост капиталистического земледелия и капиталистической промышленности на определённой территории), но и вширь (т. е. распространение капиталистических отношений на новые территории и районы - Кавказ, Среднюю Азию, Сибирь и др.). В целом развитие капитализма было неравномерным: капиталистическая промышленность была сосредоточена главным образом в центре Европейской России, на Юге и в Прибалтике. Третьей важной особенностью русского капитализма была чрезвычайно высокая степень концентрации производства в главных отраслях промышленности, что предопределило его быстрое развитие и перерастание в монополистический капитализм.

Как показала история, развитие капитализма в России в 80-90-х гг. XIX в. имело объективный характер. Динамика индустриального бума в нашем Отечестве во многом была связана с деятельностью промышленников, которые выдвинулись благодаря своим деловым качествам, личной предприимчивости и трезвому расчёту. Среди крупнейших предпринимателей были выходцы из самых разных классов и сословий. Из крестьян, например, вышли П. И. Губонин, Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гучковы, Коноваловы. Из купеческого сословия выросли А. И. Мамонтов, А. И. Абрикосов, Бахрушины, Солдатенковы, Алексеевы. Из дворянства «переквалифицировались» в предпринимателей Бобринские, Браницкие, Потоцкие, Шиповы, фон Мекк.

Известно также, что в период железнодорожной горячки 1860-1870 гг. «третье сословие» стало интенсивно пополняться за счёт чиновничества. «Виртуозные» чиновники, входя в правления акционерных обществ и частных банков, налаживали связи между государственным аппаратом и частнокапиталистическими предприятиями, помогали промышленникам получать выгодные заказы, подряды и концессии. Коррупция и злоупотребления в министерских кабинетах приняли такой размах, что правительство в 1884 г. вынуждено было запретить высшим чиновникам (пяти первых классов в Табели о рангах) заниматься предпринимательской деятельностью.

Среди видных отечественных предпринимателей, кроме русских, были представители и других народов России - украинцы (Терещенко, И. Г. Харитоненко), армяне (С. Г. Лианозов, А. И. Манташев, Гукасовы), азербайджанцы (М. Нагиев, Т. Тагиев), евреи (Бродские, Гинцбурги, Поляковы, Б. А. Каменка). Немалую роль в развитии экономики страны сыграли представители иностранного капитала (Дж. Юз, Нобели, Г. А. Брокар, Л. Кноп).

Многие отечественные предприниматели занимались социальным обеспечением, вкладывали средства в создание больниц, приютов, детских садов, учебных заведений, библиотек, поддерживали своими капиталами учёных, представителей творческой интеллигенции, создавали картинные галереи, выставки. Видную роль в организации благотворительности и меценатства сыграли Юдины, Третьяковы, Губонины, Морозовы, Прохоровы, Второвы, Боткины.

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

Промышленный геноцид Советский корреспондент В. Цветов долгое время работал в Японии, хорошо знал и полюбил Страну восходящего солнца. Он написал много восторженных книг и о самой стране, и о ее трудолюбивых жителях, но книга «Отравители из “Тиссо”» стоит особняком. В

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ГЕНОЦИД Советский корреспондент В. Цветов долгое время работал в Японии, хорошо знал и полюбил Страну восходящего солнца. Он написал много восторженных книг и о самой стране, и о ее трудолюбивых жителях, но книга «Отравители из “Тиссо”» стоит особняком. В

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Революционная ситуация ив рубеже 70-80-я годов. Политическая реакция 80-х - начала 90-х годов На рубеже 70-80-х годов XIX в. в России сложилась вторая революционная ситуация, все признаки которой были налицо. Реформы 60-70-х годов не разрешили противоречий между ростом

Из книги История Швеции автора Андерсоон Игвар

Глава XXXIV НОВЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОДЪЕМ (1888–1905 гг.) После Темптандера премьер-министром (февраль 1888 г.) стал риксмаршал барон Гиллис Бильдт. В его кабинет входили как сторонники свободной торговли, так и умеренные протекционисты. План создания системы покровительственных

Из книги Совершенно секретно: БНД автора Ульфкотте Удо

Промышленный шпионаж В центральном офисе концерна «Siemens AG» в Мюнхене царило подавленное настроение. День 18 апреля 1994 года, несомненно, войдет в историю фирмы как один из самых черных дней. В этот день южнокорейское правительство приняло окончательное решение против

Из книги Самоубийство Украины [Хроника и анализ катастрофы] автора Ваджра Андрей

Военно-промышленный комплекс На момент развала Советского Союза военно-промышленный комплекс (ВПК) УССР насчитывал более 3,5 тысячи предприятий. Заводов с сугубо военным производством на советской Украине было около 700. На них работало почти полтора миллиона

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

§2. Репрессии второй половины 40-х годов и начала 50-х годов XX века 1. Идеологические репрессии. Советскому руководству особенно много хлопот доставляла интеллигенция. Это была сила, способная указать обществу на необходимость преобразования существующего строя. Власти

Из книги География, История и Культура Англии автора Кертман Лев Ефимович

Промышленный переворот Ограбление колоний в XVIII в. систематически приносило Англии колоссальные богатства, и собственники их искали возможности для наиболее выгодного помещения капиталов. Капиталистам-предпринимателям, создававшим крупные централизованные

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

72. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В США Промышленный переворот в США был подготовлен в целом социально-экономической обстановкой в стране, но можно выделить главные и основные его предпосылки:1) наличие богатых месторождений угля, железной руды и других полезных ископаемых в

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе (1918–1952) автора Шварц Соломон Меерович

ГЛАВА ПЕРВАЯ ПОДЪЕМ АНТИСЕМИТИЗМА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ В старой России антисемитизм не имел глубоких корней в народных массах. На русском антисемитизме последних десятилетий перед революцией лежала явственная официальная печать: это был один из

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Отравители из Тиссо автора Цветов Владимир Яковлевич

Промышленный геноцид «ВНП - превыше всего!» С таким лозунгом вступила Япония во вторую половину XX века. О валовом национальным продукте говорилось в правительственных программах и в книжках-комиксах, рассчитанных на школьников. Тема увеличения ВНП стала главной в

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

2. Дальнейший подъем промышленности и сельского хозяйства в СССР. Досрочное выполнение второй пятилетки. Реконструкция сельского хозяйства и завершение коллективизации. Значение кадров. Стахановское движение. Подъем народного благосостояния. Подъем народной культуры.

Из книги Танковый меч страны Советов автора Дроговоз Игорь Григорьевич

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ МОНСТР Создать самую большую армию в мире, оснастить ее самым совершенным оружием в огромных количествах, кормить и вооружать дармоедов на всех континентах, гнать оружие и боевую технику союзникам по Варшавскому Договору могла только великая

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

1. ПОДЪЕМ РАБОЧЕГО И КРЕСТЬЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 90-х ГОДОВ Стачечная борьба рабочих. После завершения промышленного переворота капиталистическая промышленность России в 90-е годы сделала значительный шаг вперед, достигнув в конце десятилетия высокого

Из книги Полное собрание сочинений. Том 27. Август 1915 - июнь 1916 автора Ленин Владимир Ильич

2. Промышленный север На севере процент городского населения достигал в 1910 г. 58,6 % против 22,5 % на юге и 48,8 % на западе. Роль промышленности видна из следующих данных: Общая сумма стоимости продуктов сельского хозяйства получается здесь преувеличенной, ибо часть продуктов

Вторая половина XIX столетия — время правления двух российских императоров: Александра II и Александра III. С именем Александра II связано проведение крупномасштабных либеральных реформ, последствия которых попытался ликвидировать его сын своими контрреформами.

Причины реформ

Главной причиной преобразовательной деятельности Александра II стала отсталость страны, ярко проявившаяся в неудачной Крымской войне. Существенно тормозило дальнейшее развитие страны крепостное право, поэтому его отмена стала первоочередной задачей императора.

Манифест 1861 г.

«Положения» Манифеста были направлены на постепенную отмену крепостного права. До окончательного выкупа на волю крестьяне получали статус «временнообязанных». Они по-прежнему продолжали нести повинности перед помещиками (оброк и барщину).

Государство устанавливало норму для крестьянского надела при выкупе. В случае превышения нормы помещик мог «отрезать» землю в свою пользу. Земля давалась не в личную, а в общинную собственность. Крестьяне не имели права самостоятельно распоряжаться своим наделом.

Сумма выкупа делилась на две части:

  • 75-80% платило помещику государство в виде ссуды крестьянину;
  • 20-25% крестьянин выплачивал самостоятельно.

Ссуда крестьянам (6% в год) называлась выкупными платежами. Эти платежи растянулись на полвека и принесли казне большую прибыль.

При сохранении экономической зависимости крестьяне становились лично свободными и получали права:

  • выступать в суде;
  • заключать сделки;
  • открывать собственное дело;
  • переходить в другие сословия и т. д.

Реформа самоуправления

В 1864 г. вводился институт земского самоуправления. Выборы в новые органы проводились по трем куриям: землевладельцев, горожан и выборных от крестьян. Преимущественными правами пользовались дворяне.

Земства занимались только местными вопросами:

  • путями сообщения;
  • почтами, больницами и школами;
  • местными экономическими делами и т. д.

В 1870 г. учреждались органы самоуправления в городах — городские думы. В их компетенции также находились только местные проблемы:

  • благоустройство;
  • городская торговля и промышленность;
  • здравоохранение и т. д.

Любое решение земств и городских дум могло быть приостановлено распоряжением губернатора.

Судебная реформа

В 1864 г. в России вводились новые судебные уставы, которые вобрали в себя самые передовые достижения западного судопроизводства:

  • бессословность;
  • несменяемость судей;
  • состязательность процессов;
  • учреждение институтов присяжных заседателей и адвокатов.

Реформы образования и печати

В 1864 г. частным лицам было разрешено открывать начальные школы. Вместе с этим вводился принцип сословного равенства в среднем образовании.

Большое значение имело учреждение нового Университетского устава (1863 г.), который даровал широкую автономию университетам:

  • самостоятельное решение научных, финансовых и других вопросов;
  • выборность учебных должностей.

В 1865 г. были значительно смягчены цензурные требования для московских и петербургских изданий.

Реформы в армии

Масштабные военные преобразования начались в 1862 г. и выразились в следующим мерах:

  • сокращении службы с 25 до 15 лет;
  • запрете физических наказаний;
  • учреждении нового военно-административного деления (15 округов).

Одновременно шло активное перевооружение российской армии.

Давно назревшей, основополагающей военной реформой явилась замена рекрутского сбора на всеобщую воинскую повинность (1874 г.).

Контрреформы

Манифест Александра III «О незыблемости самодержавия» (1881 г.) означал, что с либеральным курсом покончено. Внутренняя политика нового императора приняла ярко выраженный характер контрреформ.

Просвещение

В 1882 г. появились новые «Временные правила» для печати, устанавливающие жесткий надзор за периодическими изданиями.

В 1887 г. специальный циркуляр запретил принимать в средние учебные заведения (гимназии) детей низших сословий.

В 1884 г. была практически ликвидирована университетская автономия.

Аграрный вопрос

Для смягчения аграрного вопроса были приняты некоторые положительные меры:

  • перевод всех крестьян на обязательный выкуп;
  • снижение выкупных платежей.

При этом правительство больше заботилось о поддержке помещиков и стремилось сохранить общину в деревне.

Вернуть господство дворян в деревне был призван институт земских начальников (1889 г.), которые назначались правительством из дворян. Фактически земские начальники получили неограниченные полномочия.

Контрреформы местного управления и суда

В начале 90-х гг. были урезан бессословный принцип в земствах и существенно ограничены избирательные права горожан на выборах в думы. Благодаря этому резко возросло число помещиков в органах местного самоуправления.

В 1881 г. политические дела были изъяты из общего судопроизводства. В 1889 г. присяжные заседатели исключались из рассмотрения целого ряда дел.

Александр III намеревался полностью пересмотреть судебные уставы 1864 г., но под давлением общественности отказался от этой идеи.

Реформы Александра II, несмотря на всю их ограниченность, дали мощный толчок развитию России. При этом они не затрагивали дворянских привилегий и не нарушали общий сословный принцип.

Сохранение многих пережитков создавало условия для «шага назад». Это проявилось в контрреформах Александра III. Полностью реализовать реакционные планы все же не удалось, так как правительству приходилось считаться с изменившейся социально-политической ситуацией в стране.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ В РОССИИ 90-х

ГОДОВ XIX ВЕКА

Л.А. МУРАВЬЕВА., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии

при Правительстве РФ

20 октября 1894 года в Ливадийском дворце от нефрита скончался Александр III. На престол вступил последний российский император Николай II (1894 - 1917), прозванный народом "Кровавым" за трагические события на Ходынском поле во время коронации в 1896 году.

Сущность внутренней политики Николая II и его истинные взгляды на перспективы развития государства были ясно высказаны в речи 17 января 1895 года. Надеющимся на либеральные реформы предлагалось забыть свои "бессмысленные мечтания". Основную задачу монарх видел в служении "благу народному", понимаемому им как "твердое и неуклонное" укрепление самодержавного строя в России. Однако, импульс, заданный народному хозяйству в предыдущее царствование, продолжал действовать. В 90-е годы в России начался промышленный подъем, в результате которого сложился капиталистический строй со всеми присущими ему экономическими, социальными и политическими особенностями.

Во внутренней политике Николая II всегда присутствовали два начала: прогрессивное и консервативное. Олицетворением консервативно-охранительного начала выступало Министерство внутренних дел, деятельность которого была направлена на сохранение абсолютной монархии в российском государстве. Воплощением прогрессивного начала во внутренней политике, ведавшим почти всем народным хозяйством, стало Министерство финансов. Экономический бум 90-х годов в России связан, прежде всего, с именем талантливого реформатора, финансиста, организатора экономики, тонкого дипломата, крупнейшего государственного деятеля России рубежа XIX - XX веков - С.Ю. Витте (1849 - 1915).

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ С.Ю. ВИТТЕ

Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье чиновника - директора Департамента земледелия и сельского хозяйства при Кавказском наместничестве. Предки отца были выходцами из Голландии, переселившимися в Прибалтику и в середине XIX века получившими потомственное дворянство. Мать, урожденная Е.А. Фадеева, вела свою родословную от старинного княжеского рола Долгоруких. Детские и юношеские годы С.Ю. Витте прошли в доме дяди -генерала P.A. Фадеева, личности незаурядной, военного историка и публициста, близкого к славянофильским кругам. Экстерном сдав экзамены в кишиневской гимназии, Витте в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, который окончил со степенью кандидата математических наук. По окончании университета он отказывается от карьеры ученого и поступает на службу в канцелярию новороссийского и бессарабского генерал-губернатора, в которой занимался вопросами эксплуатации железных дорог. Затем перешел в акционерное общество Юго-Западных железных дорог, став сначала начальником эксплуатации Одесской дороги. Здесь он познакомился с председателем правления Общества И.А. Вышнеградским, который обратил внимание на толкового служащего и содействовал его продвижению. В качестве эксперта Витте принимал участие в работе правительственной комиссии под председательством гр. Э.Т. Баранова по изучению состояния железнодорожного дела в России. После завершения работы комиссии,

получив новое повышение по службе управляющего Юго-Западными дорогами, уезжает в Киев. Практическую работу новый управляющий успешно сочетает с научной разработкой проблемы железнодорожных тарифов. В 1883 году выходит первая книга Витте "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов", принесшая ему популярность и славу знатока своего дела. Теоретические рекомендации успешно применяются на практике и заметно повышают прибыльность вверенных ему дорог. Совершенствуются тарифы, снижаются эксплуатационные расходы, строятся подъездные пути, осуществляются комиссионно-ссудные операции в конторах дороги и, наконец, совершенствуются внешнеэкономические связи с правлениями смежных австрийских, германских и румынских дорог в деле создания приграничных таможенных агентств. За эту работу Витте награждается орденом Прусской короны.

По мере приобретения научных знаний и практического опыта Витте все больше начинает задумываться над вопросами экономического и промышленного развития России. Основой индустриальной модернизации, по мнению Витте, должно стать строительство железных дорог и совершенствование тарифных ставок. Причем будущее за государственными железными дорогами. При нехватке средств используется и частный капитал, но под бдительным государственным контролем. Но этого мало. Для преобразования патриархальной российской экономики и преодоления отсталости сравнительно с Западом нужна комплексная программа модернизации страны. На формирование государственно-экономических взглядов Витте большое влияние оказали труды немецкого экономиста первой половины XIX века. Ф. Листа. В своей книге "Национальная экономия и Фридрих Лист", изданной впервые в Киеве в 1889 году, он настоятельно рекомендует в России вступить на путь, указанный Листом и подхваченный Бисмарком в Германии. Чем оказались привлекательны идеи Ф. Листа? Во-первых, системным подходом к анализу развития национальных экономик в контексте мирового сообщества; во-вторых, учетом национальных особенностей, уровнем промышленного развития и внедрением разумного протекционизма, то есть применением принципа покровительства отечественной промышленности. Витте считал, что в России сложились все необходимые условия для внедрения этой системы. Вывод Витте: Россия нуждается в ускоренном развитии промышленности, каких бы усилий это не стоило. Развитая промышленность усилит земледелие, создаст новые рын-

ки сбыта для сельскохозяйственной продукции. По своим же политическим взглядам Витте - убежденный монархист.

С.Ю. Витте начинает задумываться о переходе на государственную службу. Этот шаг был сопряжен со многими сложностями, в том числе материальными. Как служащий частной железной дороги он получал 60 тыс. руб. в год, что значительно превышало министерский оклад. К тому же требовался высокий чин. Все решила встреча с императором Александром III и крушение царского поезда под местечком Борки, о чем Витте с присущей ему прямотой неоднократно предупреждал. С получением в обход "Табели о рангах" чина действительного статского советника и прибавки к жалованью из средств Кабинета Витте назначается директором департамента Министерства финансов, затем Министром путей сообщения и вскоре - Министром финансов. Этот ключевой пост С.Ю. Витте занимал 11 лет, с августа 1892 по август 1903 года. С первых дней своей министерской деятельности С.Ю. Витте, подготавливая проект реорганизации управления промышленности и торговли, разработал долгосрочную программу Министерства финансов. Помимо укрепления своей собственной власти и положения, основной лейтмотив программы сводился к превращению России в высокоразвитую капиталистическую страну на основе проведения всесторонней буржуазной трансформации про-мышленно-торговой сферы. Были выработаны общие направления политики индустриализации, которые дополнялись и корректировались в ходе ее осуществления, и утверждены Государственным советом. Витте провел необходимую реорганизацию вверенного ему ведомства. Один из самых небольших в Министерстве Департамент торговли и мануфактур увеличил штат сначала в полтора, а к концу 90-х годов в три раза (с 58 до 150 человек), соответственно число отделений увеличилось - с 11 до 16. Витте добился разрешения принимать на службу лиц со специальными знаниями и опытом работы без необходимых чинов. В его ведомстве можно было встретить специалистов высокой квалификации, но не всегда политически благонадежных. Директором Департамента торговли и мануфактур, а затем и товарищем Министра был назначен В.И. Ковалевский, в молодости два года просидевший в Петропавловской крепости за укрывательство террориста С. Г. Нечаева. О проблемах и событиях экономической жизни и деятельности министерства рассказывалось на страницах "Торгово-промыш-ленной газеты", которую Министерство финансов стало издавать с 1893 года. Определенные ус-

пехи были продемонстрированы на Всероссийской торгово-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

С.Ю. Витте возглавил Министерство финансов в кризисный период, когда экономика оказалась серьезно подорванной массовым голодом 1891 - 1892 годов. Страна находилась перед выбором пути дальнейшего экономического развития. Так как путь серьезных социальных перемен для царизма был неприемлем, то оставались традиционные способы - усиление государственного вмешательства в экономику, широкое использование монетаристских методов ее оздоровления. Решающим инструментом экономической политики Витте стало укрепление финансов. Важным источником пополнения бюджета оставались налоги. Подобно Н.Х. Бунге, Витте пытался ввести буржуазные принципы налогообложения. Была отменена подушная подать в неземледельческих районах Сибири, государственной оборонной подати придана форма раскладочного налога. Система прямых налогов в России к концу XIX века была громоздкой и запутанной, а доля их в государственном бюджете оставалась скромной -7% всех поступлений. Рост прямых налогов оставался незначительным и сводился к повышению платы: квартирной и на городскую недвижимость. Более того, в 90-е годы некоторые прямые налоги были снижены. Уменьшились годичные выкупные платежи за счет удлинения общего срока выкупных операций, наполовину снижен поземельный налог. Официально это объяснялось сельскохозяйственным кризисом, на самом деле - осуществлялось для поддержания поместного дворянства.

Общим для прямых налогов было то, что облагался не доход, а форма собственности. Если торговля и промышленность давали 45% национального дохода, то налог с предпринимательской деятельности оставался низким - 3%. Витте сделал попытку реформировать торгово-промыш-ленное обложение. Для этого была создана комиссия под председательством В.И. Ковалевского. Уже в 1893 году размер промыслового налога увеличился до 5%, обложению подверглись предприятия, уплатившие акцизные сборы, что увеличило поступления в казну на 5 млн руб. К 1898 году было разработано и принято "Положение"

1 Боханов А.Н. Вопрос о подоходном налоге в России и крупная буржуазия (конец XIX - начало XX вв.) // Исторические записки. Т. 114. С. 277.

2 Министерство финансов. 1802 - 1902. Т. 2. С. 530; Ежегодник министерства финансов. Вып. 1899 г. СПб., 1900. С. 75.

о промысловом налоге. Налог, как и прежде, состоял из основного и дополнительного. При уплате основного налога теперь упор делался на величину и вид предприятия, а не личность владельца и его привилегии. Дополнительный налог с акционерных предприятий, обязанных публичной отчетностью, взимался с капитала и прибыли, если она превышала 3% на основной капитал. Дополнительный налог с предприятий, не обязанных публичной отчетностью, взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли. Таким образом, новый промысловый налог оставался архаичным с частичным внедрением прогрессивного принципа подоходного обложения и мизерной долей бюджетных поступлений - 3 - 4%".

Основные деньги в бюджет давали косвенные налоги, среди которых видное место занимали акцизы от производства и продажи сахара, табака, спичек, керосина, чая и водки. Самой доходной статьей бюджета стала введенная при С.Ю. Витте винная монополия. Согласно новым правилам винокурение оставалось частным делом, но сырой спирт приобретался казной по ценам, установленным Министерством финансов. Регулировалось и общее годовое производство спирта. Спирт, полученный сверх нормы, разрешалось вывозить за границу. Продажа винно-водочных напитков оставалась государственной монополией, за исключением пива, браги и виноградного вина. Впервые винная монополия была введена в 1893 - 1894 годах и в виде эксперимента охватила четыре губернии - Пермскую, Уфимскую, Оренбургскую и Самарскую. Постепенно она распространилась и на другие регионы, охватив к 1902 году всю Европейскую Россию и западносибирские губернии, а с 1904 года в орбиту винной монополии попала и Восточная Сибирь. Главная цель реформы - фискальная - была достигнута. Доходы от продажи винно-водочных изделий в отдельные годы достигали почти трети всех бюджетных поступлений. По расчетам финансового ведомства, за шесть лет, с 1895 по 1901 годы, общий валовой доход от продажи водки составил громадную сумму в 955,8 млн руб., а чистый доход - 662,8 млн руб.2 Доходы от продажи водки полностью покрывали расходы на армию. В связи с этим государственный бюджет нередко именовали "пьяным бюджетом". Проблема такого бюджета остро волновала российское общество. Гневные письма по поводу спаивания народа шли в адрес правительства и самого императора. В самый разгар общественных возмущений в 1896 году министр финансов предпринял поездку по ряду губерний с целью ознакомления с ходом реализации винной реформы, так как одной из ее задач Мини-

стерство финансов провозглашало улучшение качества крепких напитков и повышение культуры их потребления. В записке для царя по итогам поездки главный акцент был сделан не на финансовой, а потребительской стороне проведенной реформы. Отмечалось несомненное улучшение качества напитков за счет лучшей очистки спирта, производимой под контролем специальных акцизных чиновников. Наряду с положительными сторонами реформа имела и негативные черты. Винная монополия не способствовала уменьшению пьянства и росту народной нравственности, увеличила тайную продажу алкоголя и умножила армию чиновников, а следовательно, рост коррупции, хищений и произвола.

Блестящим достижением Витте стала осуществленная им денежная реформа. Он обратился к опыту своих предшественников - Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского, пытавшихся заложить предпосылки будущего металлического обращения, проводя стабилизацию кредитного рубля и создавая запасы золота. По этому пути пошел и С.Ю. Витге. Он заключил несколько новых займов на выгодных для России условиях, вдвое увеличив золотой запас страны. Но это были полумеры. Необходимо было разработать четкую программу, направление, формы и методы действия и убедить монарха. Витте развернул бурную деятельность и приложил немало усилий, решительности и последовательности для доведения начатого дела до конца. Для пропаганды своих замыслов он не остановился перед субсидированием влиятельной петербургской газеты "Биржевые ведомости"3, выступая со страстными речами в Государственном совете.

Прежде всего нужно было определиться по существу вопроса: проводить реформу на базе монометаллизма (золото или серебро) или биметаллизма (и золото, и серебро). Вопрос был далеко не однозначен и имел сторонников обоих вариантов. Трезвый расчет и историческое предвидение сделало Витте сторонником золотого монометаллизма, в чем он сумел убедить своих коллег и Николая II. Главным советником Витте в разработке предстоящей реформы были профессор Петербургского университета И. Кауфман и директор Департамента финансов министерства Н. Кутлер.

Готовясь к реформе, С.Ю. Витте провел ряд подготовительных мер. Была произведена стабилизация курса кредитного рубля. При этом частные банки были строго предупреждены о том,

3 Боханов А.Н. Буржуазная пресса в России и крупный капитал. М., 1984. С. 40.

4 Погребинский А. П. Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX - XX вв.). Волгоград, 2000. С. 138.

что спекуляции на курсе рубля лишат их правительственной поддержки и права проведения коммерческих операций. За частными банками и таможнями был установлен строгий государственный контроль. С биржи были удалены агенты иностранных банков. Чтобы избежать шока, населению было позволено до реформы производить финансовые операции с использованием золотого обращения по курсу 5 золотых рублей за 7,5 кредитных рублей. Наконец, предстоящая денежная реформа заставила произвести давно назревшие преобразования в Государственном банке. К началу 90-х годов изменились отношения Государственного банка и казначейства. Были выплачены долги казны, для оплаты которых нередко использовались привлеченные средства. Теперь высвобожденные немалые суммы можно было пускать на кредитование капиталистической промышленности и торговли. Происходившие в стране перемены потребовали внесения изменений в Устав Госбанка. Об этом заговорили в печати не только буржуазные, но и экономисты из помещичьего лагеря. В 1892 году под председательством Витте была создана специальная комиссия для пересмотра банковского Устава. Финансовая политика, проводимая С.Ю. Витте, настоятельно требовала расширения круга деятельности Государственного банка. Наряду с операциями краткосрочного кредитования Витте высказывался в пользу промышленного кредита, который являлся самым эффективным рычагом общего роста капиталистического хозяйства страны. Новый Устав Госбанка вступил в силу в 1895 году. Основной капитал составлял 50 млн руб., резервный -до 5 млн руб.4 Устав разрешал кредитование промышленников под соло-вексель при условии обеспечения кредитов промышленников зданиями и оборудованием. По новому Уставу Госбанк больше не выполнял роль местного операционного учреждения Петербурга, а направлял банковское дело всей страны. Для введения денежных дел С. - Петербурга при банке учреждалась контора с управляющим и Правлением в составе пяти директоров. Новый Устав усилил зависимость Госбанка от Министерства финансов. Весь руководящий состав во главе с управляющим назначался министром финансов. Вся деятельность банка регулировалась министерскими распоряжениями. Государственный банк систематически отчитывался перед Государственным советом и государственным контролером. При проведении денежной реформы на Государственный банк был возложен выпуск кредитных билетов и золотых монет.

Денежная реформа вводилась поэтапно в течение 1895 - 1897 годов по указу царя, изданного

в 1897 году, минуя Государственный совет. Техническая сторона реформы сводилась к свободному обмену кредитных билетов на золото. Вместе с тем в придании рублю золотого паритета С.Ю. Витте видел суть и стержень денежной реформы. Золотой запас в 1896 году составил 103% к номинальной сумме кредитных билетов5. Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золота, что понижало золотое содержание на 1/3. Настолько же уменьшился вес золотого рубля. Существовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превращались в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые -в 7,5-рублевые полуимпериалы. Затем стали снова выпускать 10 и 5-рублевые золотые монеты, но с пониженным весом. Кроме того, для удобства расчетов в обращение вводились вспомогательные серебряные - 1 рубль, 50, 25, 15, 10, 5 копеек и медные деньги. К 1901 году в обращении находилось золотой и серебряной монеты на 856,5 млн руб.6 Поскольку проведенная девальвация носила скрытый характер, то реформа прошла сравнительно безболезненно и не вызвала существенного изменения товарных цен вследствие приспособления золотого рубля к курсу бумажного.

В результате реформы Государственный банк становится центральным и единственным эмиссионным учреждением. По закону от 29 августа 1897 годов Государственному банку разрешался выпуск кредитных билетов на сумму в 600 млн руб., при этом золотое покрытие должно было составлять не менее 300 млн руб., то есть половину суммы. В действительности это право никогда не использовалось. Для обеспечения обращающихся кредитных билетов закон предусматривал наличие в стране большого запаса золота, что делало российскую валюту одной из самых надежных в мире.

К этому времени заметно усилилась финансовая мощь акционерных коммерческих и ипотечных банков. Считая 1федит основой промышленности, Витте содействовал укреплению молодых российских банков, концентрации в крупнейших из них финансовых средств, используя иностранные капиталы. При нем разрабатывались принципы деятельности зарубежных банков в России и первые проекты совместных банков.

Привлечению капиталов на денежные банки страны способствовала активность фондовых и товарно-сырьевых бирж. Правда, их работу сковывали многочисленные регламентации операций. Ограничения распространялись на некоторые категории лиц в религиозном и национальном отношении, отрасли (в сахарной и нефтедобываю-

3 КорелинА., Степанов С. С.Ю. Витте - финансист, политик,

дипломат. М.", 1998. С. 40.

щей не допускались акции на предъявителя), господствовала высокая номинальная стоимость акций (250 руб.). Взамен разрозненных уставов отдельных бирж была попытка создать единый биржевой устав. В 1895 году для этой цели при Министерстве финансов образовали специальную комиссию. Выработанный устав утвержден не был. Правительство ограничилось лишь реформой Петербургской биржи.

За то время, пока Витте возглавлял финансовое ведомство России, государственный бюджет возрос более чем в два раза. Если в 1892 году он составлял около 1 млрд руб., то в 1903 году -более двух миллиардов. Среднегодовой прирост бюджета составлял 10,5%, в то время как в предшествующем десятилетии - 2,7%, а в последующем - 5%.

Денежная реформа С.Ю. Витте способствовала интеграции России в мировую рыночную систему. Золотой монометаллизм поставил Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими государствами и ускорил ее индустриальную и капиталистическую модернизацию. Стабилизация курса рубля и золотой паритет сделали привлекательной для иностранных инвесторов российскую промышленность. Министр финансов, лучше всех зная, как родное отечество небогато внутренними капиталами, предлагал убрать из российского законодательства ограничения для иностранного капитала на владение землей и занятие некоторыми промыслами. В этом вопросе Витте добился лишь частичных успехов. В 1899 году было дано разрешение на допуск иностранных капиталов и предпринимателей к участию в развитии отраслей отечественной обрабатывающей промышленности.

ПРОМЫШЛЕННАЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Наряду с укреплением финансов большое внимание С.Ю. Витте уделял развитию промышленности и торговли. Под его руководством была разработана программа создания и быстрого развития национальной промышленности, намечались средства ее достижения и выполнения. Основная идея программы сводилась к дальнейшему усилению роли правительства в развитии промышленности и торговли. Витге был убежден, что для ускоренного развития промышленности нужны помощь и поддержка государства, располагающего политической и экономической властью. Главными рычагами воздействия на экономическую ситуацию выступали Государственный банк и Министерство финансов. Только под их стро-

гим контролем проходила работа коммерческих банков и акционерных компаний. Эта сторона программы нашла свое успешное претворение в реализации промышленной политики реформатора.

Для обеспечения ускоренного развития отечественной промышленности энергично использовались такие традиционные меры, как покровительственный таможенный тариф, выгодные для России торговые договоры с другими странами и разумные железнодорожные тарифы. Прежде всего надлежало создать благоприятные внешние условия и оградить отечественную промышленность от конкуренции со стороны иностранных товаров на внутреннем рынке. Начало таможенной защиты российской промышленности положили уже Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский. Новые тарифные ставки (в основном, повышенные) были введены таможенным тарифом 1891 года, в разработке которого Витте принимал активное участие. В дальнейшем высокие ставки на импортные таможенные товары оставались. При этом внешнеторговая политика дополнялась принципиально новыми элементами. Единые и одинаковые ранее для всех торговых партнеров таможенные тарифы стали заменяться дифференцированными на основе особых двусторонних торговых договоров. Таможенные ставки и подписание таких договоров находились в прямой зависимости от встречного благоприятствования торговых партнеров в экспорте. Ставки тарифа заметно повышались для тех стран, которые не создавали режима благоприятных возможностей для российского, прежде всего хлебного экспорта. Это привело к обострению торговых отношений между Россией и Германией и даже к ожесточенной российско-германской таможенной войне, так как Германия в ответ на тариф 1891 года повысила пошлины для российского экспорта. В конечном итоге инцидент был исчерпан подписанием в 1894 году российско-германского торгового договора на весьма выгодных для России условиях с сохранением высоких тарифных ставок. Подписанный договор еще более усилил роль Германии как крупнейшего торгового партнера России. На ее долю приходилось 40% внешнеторгового оборота России. Германия была главным рынком сбыта российских товаров (25% экспорта хлеба, леса, продуктов животноводства) и поставщиком промышленной продукции (металлические изделия, машины, инструменты, оборудование, химические продукты). Договор просу-

7 Витте С.Ю. Конспект лекций о государственном хозяйстве, читанных Е. И. Высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900 - 1902 годах. Изд. 3-е. СПб., 1914. С.87.

1 Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 2. М., 1960. С. 500.

ществовал 10 лет и был продлен в 1904 году при активном участии Витте. Подобные же договоры были подписаны с Австро-Венгрией, Францией и другими странами. Положительными были и фискальные результаты. К 1903 году таможенный доход почти удвоился и составлял 14% доходной части государственного бюджета.

В 1895 году Витте содействовал введению сахарной нормировки. Устанавливалось определенное количество сахара, которое должно поступать на внутренний рынок. Излишки облагались дополнительным акцизом. В результате увеличились выработка, потребление и доход от сахарного акциза7.

Но протекционистская политика Витте влекла за собой повышение цен на импортные товары, что вызвало недовольство определенных кругов общества. Особенно ущемленными чувствовали себя аграрии, которые даже провели ряд съездов сельских хозяев. Постепенно и Витте убедился, что одни покровительственные тарифы не могут решить все проблемы ускорения развития отечественной промышленности. Более того, покровительственная политика приводила к перекосам в экономике, так как содействовала развитию одних и угнетала другие отрасли, а также укрепляла монопольное положение отдельных крупных предприятий в ущерб экономике и обществу.

Для модернизации национальной промышленности, как неоднократно повторял Витте, нужны природные богатства, капитал, знания и предприимчивость8. Если с природными богатствами России могли сравниться немногие страны, то капиталов явно не хватало. Постепенно министр финансов пришел к заключению, что в условиях недостатка отечественных капиталов иностранные инвестиции помогут и развить промышленность, и наполнить внутренний рынок товарами. Тем более что в условиях высоких пошлин на готовые товары, иностранцы с большой охотой стали ввозить в Россию капитал, инвестировали его в производство, создавая собственные или смешанные предприятия. Витте всячески содействовал привлечению иностранного капитала, хотя этот процесс сильно затрудняли законодательные ограничения для бизнесменов-иностранцев. Увидев в иностранных инвестициях гораздо меньшее зло, чем правительственные займы, Витте всячески содействовал пересмотру правовых норм деятельности иностранцев. Министру финансов пришлось отбиваться от нападок мощной оппозиции в лице поместного дворянства, некоторых российских предпринимателей и Комитета министров. Витте пишет записку Государственному совету, начинает широкую кампа-

года в прессе. Через письмо профессора Д.И. Менделеева с обоснованием необходимости прилива иностранных капиталов воздействует на императора. Наконец, сам обращается к Николаю II с секретным докладом, в котором излагает программу торгово-промышленной политики империи. В марте 1899 года доклад обсуждается на Особом совещании министров под председательством императора. Главе финансового ведомства удалось в целом отстоять основы своего экономического курса. Но полемика по проблемам средств и методов ускоренной индустриализации продолжалась. Это заставило С.Ю. Витте в феврале 1900 года направить императору очередной доклад "О положении нашей промышленности", главный вывод которого звучал так: "В настоящее время более широкое и быстрое развитие промышленности становится первостепенной государственной задачей"9. Витте настаивал на разрешении иностранцам покупать не только предприятия, но и землю, на которой они располагались. Но предлагаемые меры по смягчению ограничений в деятельности иностранных инвесторов не получили поддержки из-за сопротивления большей части бюрократического аппарата.

В поле зрения министра финансов находилось и частное предпринимательство. Для его активизации необходимо было осовременить торгово-промышленное законодательство. Главным препятствием свободному предпринимательству выступал разрешительный характер системы учреждения новых и расширения действующих предприятий. Получение разрешений зависело от центральных и местных учреждений, малокомпетентных чиновников Министерства внутренних дел и особенностей каждой губернии в условиях отсутствия единого законодательства. Однако принятие выработанного многочисленными комиссиями законопроекта постоянно откладывалось бюрократическими инстанциями отчасти из-за сопротивления МВД, отчасти из-за позиции самого Витте, не желавшего полного освобождения частной промышленности от контроля и опеки государства. Практически неудачной оказалась и попытка модернизировать акционерное законодательство. Министерство финансов настаивало на своем жестком контроле за деятельностью акционерных обществ. Тем не менее 90-е годы XIX века стали временем впечатляющих темпов акционерного учредительства в истории России. Несмотря на законодательные ограничения, к 1901 году в стране насчитывалось 1,5 тысяч компаний с суммой капиталов, составляющей 2/3 всех

»Историк - марксист. 1935. № 2 - 3. С. 131 -139.

промышленных капиталовложений. Ежегодно открывалось до 90 российских и до 20 иностранных компаний. Пик учредительства пришелся на 1899 год, когда открылись 40 иностранных и 160 российских компаний со значительной долей иностранных капиталов.

Одним из важных аспектов промышленной политики финансов оставалась сфера регулирования отношений труда и капитала. Здесь решалась двуединая задача: упредить экономические конфликты и преодолеть классовые разногласия на политической почве. Поначалу Витте преувеличивал патриархальность отношений рабочих и работодателей и только во второй половине 90-х годов отошел от идеи попечительства в рабочем вопросе, встав на путь усовершенствования рабочего законодательства. В решении социальных вопросов пришлось преодолевать непонимание и активное сопротивление как правительства, так и промышленников. Только в 1897 году под влиянием массовых выступлений петербургских рабочих был принят закон о нормировании рабочего дня: максимальное рабочее время - 11,5 часов, в ночное время и накануне праздников - 10 часов. Из всех пробуржуазных законопроектов Министерства финансов по рабочему вопросу реализована была лишь незначительная часть, не влияющая на улучшение положения рабочих. В 1894 году Витте провел закон о реорганизации фабрично-заводской инспекции, расширив ее функции. Теперь на фабрично-заводскую инспекцию был возложен надзор за техническим состоянием оборудования предприятия, правильным расходованием полученных кредитов и устранением конфликтов между трудом и капиталом. Расширение компетенции фабрично-заводской инспекции обострило трения между Министерством финансов и МВД, возглавляемого злейшим врагом С.Ю. Витте - В.К. Плеве. В целом усилия Министерства финансов по внедрению в отношении рабочих и предпринимателей цивилизованных буржуазных методов были малоэффективными.

"Весьма ретиво и с большим удовольствием", по признанию С.Ю. Витте, занимался он подготовкой кадров для промышленности. В составе Департамента торговли и мануфактур был создан отдел коммерческого образования, при содействии которого с 1890 по 1895 год были открыты 147 коммерческих училищ, классы торгового мореплавания, три коммерческих института - в Петербурге, Киеве и Варшаве. Их программы и деятельность должны были строго соотноситься "с практическими нуждами страны". Заведование этими учебными заведениями возлагалось на Министерство финансов, а не на Министер-

ство просвещения. На устройство и содержание таких учебных заведений средства давали частные предприниматели, так как взамен получали значительные права по их учреждению и управлению. Уделялось внимание профессионально-технической подготовке рабочих, устройству в стране промышленных выставок и участию России в международных выставках. Ремесленные учебные мастерские открывались и в сельской местности. Они готовили плотников, столяров, кузнецов, мастеров по сельскохозяйственной технике. Все нововведения сыграли важную роль в совершенствовании коммерческого и технического образования, в пополнении промышленности, торговли и сельского хозяйства специалистами, в повышении "технического и морального" уровня народного хозяйства, хотя потребность в подготовленных кадрах и специалистах осталась.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Кровеносной системой всего народного хозяйства С.Ю. Витте считал железные дороги. Будучи министром финансов, он много занимался любимым делом: упорядочением и перестройкой железнодорожного хозяйства страны. Железнодорожная политика Витге сводилась к трем основным направлениям: централизация тарифного дела; подчинение частных железных дорог руководству государства; расширение сети железных дорог.

В конце 80-х годов 3/4 всех построенных железных дорог принадлежали акционерным компаниям и менее I/4 - казне. Акционерные общества были совершенно самостоятельны в установлении грузовых и пассажирских тарифов. Конкурентная борьба между дорогами приводила к непостоянству тарифных ставок, их произвольному изменению. Такие непредсказуемые экономические основы затрудняли ведение правильных расчетов при совершении промышленных и торговых операций. Принятие Временного положения о тарифах (1889), которое через три года стало законом, поставило тарифное дело под государственный контроль. Появилась возможность регулировать торговые потоки, стимулировать экспорт с целью пополнения казны валютой. В тарифном деле Витте пошел на смелую меру, не имеющую аналогов в Европе и Америке, а именно: значительное удешевление грузовых и пас-

10 Мигулин П.П. Русский государственный кредит. Т. III. Вып. II. Железнодорожные займы и железнодорожная политика 1893 - 1902 годов. 1903. С. 774, 775.

11 История России в XIX веке, изд. "Гранат". Т. VIII. Статья "Государственное хозяйство" (1892 - 1903 годы). СПб., 1910. С. 64.

12 Погребинский А.П. Указ. Соч. С. 175.

сажирских тарифов. Пассажирские тарифы российских железных дорог были самыми низкими в мире: вдвое ниже наиболее низких - австрийских, впятеро - наиболее высоких - английских10. Это почти не давало прибыли, но явилось могучим орудием экономического подъема России. Низкие цены на проезд усилили подвижность населения, обеспечивая рабочей силой обрабатывающую промышленность, содействуя росту городов.

Другим направлением железнодорожной политики Витте было продолжение выкупа в казну убыточных частных железных дорог. В 90-е годы в процессе огосударствления железнодорожной сети произошел существенный скачок. К началу XX века две трети всех действующих железных дорог принадлежали казне и только одна треть - частным обществам. В результате этой меры удалось снизить убыточность некоторых линий и даже добиться рентабельности многих из них.

В девяностые годы Россия пережила настоящий железнодорожный бум, так интенсивно шло строительство новых железных дорог. Поскольку предпринимательская деятельность молодого Витте сделала его убежденным сторонником государственного регулирования экономики, то большинство новых железных дорог сооружалось казной. Расширение казенного строительства могло осуществляться благодаря тому, что в 90-е годы правительству удалось добиться ликвидации дефицита и создания бюджетного резерва. С 1893 по 1902 годы 1 200 млн руб. бюджета были затрачены на создание новых железнодорожных линий11. Несмотря на некоторое улучшение платежного баланса и бюджетного хозяйства, все-таки полностью отказаться от частного строительства правительство не могло. Это связано с двумя причинами: во-первых, облигационные займы акционерных обществ содействовали притоку золота из-за границы; во-вторых, в связи с промышленным подъемом начался процесс накопления капиталов внутри страны и частные компании часть своих облигационных займов стали размещать в России. За последнее десятилетие XIX века частными компаниями было выпущено гарантированных правительством облигационных займов на общую сумму 870 млн руб. При этом 48% их были размещены внутри страны12.

Большая часть строившихся казной железных дорог носила военно-стратегический характер, связывая Центральную Россию с окраинами. Важнейшими из них были Среднеазиатская, Пермь-Котласская, Вологодско-Архангельская. Решающая роль принадлежала самой протяженной железной дороге 90-х годов - Транссибирской магистрали, начатой в 1891 году и законченной в

1916 году. Идею строительства этой дороги поддерживали не только Витте, но и генерал-губернатор Восточной Сибири граф H.H. Муравьев -Амурский, министр путей сообщения К.Н. По-сьет. По неполным подсчетам строительство Сибирской магистрали обошлось в 914 809 892 рубля при потерях на злоупотребления 4 млн руб.13 Строили дорогу силами добровольных рабочих и крестьян, беженцев и голодающих, иностранных подданных (15 тыс. китайцев и корейцев). Каторжники и заключенные составляли 3% всех рабочих14. По своей протяженности - 9 142 версты -дорога не знала равных. Темпы строительства также были рекордными - 642 версты в год, что в 1,5 раза быстрее, чем на Канадско-Тихоокеанской железной дороге. Эти невиданные обстоятельства обеспечили Комитету Сибирской железной дороги и Министерству путей сообщения "Гран-при" на Всемирной выставке в Париже 1900 года.

Надежды на международное значение Сибирской магистрали как ворота Европы на азиатский Восток себя не оправдали. Дорога долго не могла войти в рабочий ритм, имела низкую скорость пассажирских (20 верст в час) и грузовых (12 верст в час) поездов. Грузовой поток на Восток шел в основном через Суэцкий, а после завершения - через Панамский каналы. Но на жизнь России Транссибирская магистраль оказ&та огромное воздействие. Дорога обеспечила выход к Тихому океану, удвоила население Сибири и Дальнего Востока, изменила схему заселения территории. Витте рекомендовал всячески поощрять миграцию. Уже тогда он выступил с идеей переселения крестьян в Сибирь и строительства порта в Мурманске, что осуществилось только в годы Первой мировой войны. Интенсивное железнодорожное строительство 90-х годов XIX века стало важным фактором развития российской экономики, способствовало развитию внутреннего рынка, освоению и включению в орбиту народного хозяйства огромных территорий с богатыми природными и людскими ресурсами, активизации российского экспорта.

Результаты экономической политики С.Ю. Витте были неоднозначными. Ему удалось укрепить кредитно-финансовую систему страны, введя денежное обращение на золотой основе и превратив российский рубль в твердую валюту, которая вплоть до Первой мировой войны высоко котировалась зо всем мире. Правда, стабилизация достигалась за

13 КорелинА., Степанов С. Указ. соч. С. 106.

4 Там же. С. 107, 120.

счет резкого повышения налогов, особенно косвенных, что больно ударяло по карману трудового народа, и введения винной монополии. Манипуляция с кредитами не избавила страну от внешнего долга. Он вырос в полтора раза.

Реформы Витте обусловили интенсивный экономический рост, промышленный подъем и широкий приток иностранного капитала. Особенно бурный подъем происходил во всех отраслях промышленности - металлургии, машиностроении и горно-заводской, где производство увеличилось в два-три раза. Высокие темпы тяжелой промышленности требовали увеличения объемов добывающей промышленности, в частности добычи минерального топлива. Такое увеличение произошло в 90-е годы XIX века: добыча каменного угля возросла в три раза, добыча нефти - в два с половиной раза. Более чем в два раза увеличилась протяженность железных дорог. Текстильная промышленность, уступая тяжелой по темпам роста, по абсолютным размерам производства оставалась на первом месте. Итогом промышленного подъема явились и значительное повышение производительности труда, и техническое перевооружение предприятий.

На основе широкого использования организационного опыта и технологий развитых капиталистических стран российская промышленность изменила свою структуру. Заводы и фабрики оснащались передовым современным оборудованием. Новые отрасли промышленности возникли в форме крупного машинного производства. Вместе с тем политика протекционизма, создавая тепличные условия отечественной промышленности, делала ее товары неконкурентоспособными и отрицательно сказывалась на менталитете российской буржуазии, формируя ее аполитичность, иждивенческую психологию, надежду на льготы и опеку государства. К тому же промышленный рывок не сопровождался реформированием находившейся в крайне тяжелом положении российской деревни.

Экономическая политика Витте была противоречива, так как сохраняла и даже укрепляла и использовала существующие феодальные пережитки. Насаждаемое Витте государственное вмешательство в экономику сковывало инициативу частных предпринимателей. Устаревшие законодательные нормы, которые так и не удалось изменить коренным образом, массой административных ограничений опутывали свободу частника. К началу XX века экономическая модернизация исчерпала свои ресурсы, так как не дополнялась модернизацией политической. Злоупотребление "непопулярными" мерами обостряло имевшиеся в стране социальные противоречия и расширяло круг людей, недовольных существующим режимом.

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Промышленный подъем 90-х гг. Российская индустриализация конца ХIХ - начала ХХ вв. неразрывно связана с именем С.Ю. Витте, занимавшим пост министра финансов (1893-1903) и являвшимся основным разработчиком экономического курса правительства в этот период. Будучи дальновидным и умным политиком, он осознавал необходимость проведения реформ в стране. Первоочередными С.Ю. Витте считал экономические реформы, а среди них - реформы в области промышленного производства. Он полагал, что индустриализация страны есть задача не только экономическая, но и политическая, так как ее осуществление позволит накопить средства для социальных реформ, заняться модернизацией сельского хозяйства и постепенно вытеснить с российской политической сцены дворянство, заменив его властью крупного капитала. Комплексная программа перестройки всего хозяйства страны предусматривала также финансовую стабилизацию, протекционизм при значительном вмешательстве правительства в рыночную экономику, активизацию внешней торговли (создание своего мощного торгового флота).

В начале 90-х гг. ХIХ в. основной акцент в экономической политике был сделан на стабилизацию финансового положения страны. Этот курс включал в себя следующие основные направления:

Жесткую налоговую политику; увеличение косвенных налогов за счет акцизных сборов на товары массового спроса; введение государственной монополии на производство и продажу водки;

Финансовую реформу (1897 г.), сутью которой были введение золотого обеспечения рубля, его свободная конвертируемость, жесткий контроль за процессом эмиссии (эта реформа вызвала крайнее недовольство российских помещиков - экспортеров хлеба, потому что они потеряли возможность извлекать дополнительную прибыль за счет обмена иностранной валюты на бумажные рубли);

Развитие банковского дела;

Широкое привлечение в страну иностранного капитала, которое осуществлялось либо в виде государственных облигационных займов, распространяемых на британском, немецком, бельгийском и, главным образом, французском рынках ценных бумаг, либо в виде непосредственных капиталовложений в предприятия.

Эти меры позволили в течение нескольких лет сконцентрировать значительные бюджетные и иные поступления и направить их на развитие приоритетных для государства отраслей промышленности. Прежде всего было продолжено активное железнодорожное строительство. С 1893 по 1902 гг. в России было построено 27 тыс. км железных дорог (что привело к увеличению протяженности железнодорожной сети почти вдвое). Нужно отметить, что это была долговременная продуманная политика, правильно учитывавшая огромное значение железных дорог для будущего экономики страны.

Железные дороги, создавая прочные транспортные связи и усиливая производственную специализацию отдельных районов, способствовали укреплению и расширению внутреннего рынка как одного из важнейших условий развития капитализма.

Железнодорожное строительство и связанные с ним государственные заказы создавали устойчивый спрос на металл, топливо, лес и другие материалы, вызвали промышленный бум в России. Высокими темпами развивались такие отрасли, как транспортное машиностроение, металлургия, добыча металлических руд, угля, нефти. Сооружение же новых и расширение уже существующих заводов обусловливало необходимость привлечения дополнительной рабочей силы, это, в свою очередь, вызвало потребности в увеличении городского строительства, создавало дополнительный спрос на продукцию легкой промышленности. Текстильное производство и пищевая промышленность занимали стабильно передовые позиции в экономике России.

Развитию отечественной промышленности способствовал курс усиления протекционизма, проводимый царским правительством во второй половине ХIХ в. Наиболее покровительственным был таможенный тариф 1891 г. Министр финансов С.Ю. Витте пошел на "таможенную войну" с Германией. В дальнейшем, особенно после русско-японской войны и революции 1905-1907 гг., российское правительство, нуждаясь в займах, пошло на уступки в торговых договорах с Францией и Германией.

К концу ХIХ в. были выработаны и законодательно закреплены основные принципы государственной системы заказов. Заказы должны были распределяться внутри страны, невзирая на возможность более выгодного их размещения за границей. Так, заказы на рельсы давались заводам Юга по 1 руб. 25 коп. - 2 руб. за пуд, хотя за границей можно было их купить по 80-85 коп. за пуд. При этом выработалась практика передачи заказов наиболее крупным российским заводам, особенно в периоды кризиса и депрессии. Вместе с получением заказа производители получали дополнительную субсидию.

Система протекционизма имела и негативную сторону: сохранение высоких цен на отечественные товары и ограничение стимулов к повышению технического уровня и качества изделий российской промышленности в условиях отсутствия иностранной конкуренции; значительное удорожание из-за высоких пошлин заграничных изделий, спрос на которые российская промышленность не могла удовлетворить (например, сельхозмашины, удобрения). Витте выход видел только в ускорении процесса образования независимой конкурентоспособной национальной промышленности.

В 1891-1900 гг. Россия совершила гигантский скачок в своем индустриальном развитии. За десятилетие объем промышленного производства страны увеличился в 2 раза, а численность пролетариата - в 1,5 раза. При этом производство средств производства увеличилось втрое и к началу ХХ в. давало по стоимости около 40 % всей продукции. К началу ХХ в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной, по абсолютным размерам промышленного производства она вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира.

Существенные сдвиги произошли и в размещении производственных сил. Важнейшим из них было превращение Южного промышленного района в главный центр горной металлургии.

Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Использование выработанных на Западе организационных форм и технологий крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии - все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин начавшегося в 80-90-е годы ХIХ в. процесса монополизации, когда возникли первые картели и синдикаты - сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов, Союз фабрикантов рельсовых скреплений, Вагонный союз и др.), так как по российским законам запрещались "стачки" (соглашения) торговцев об установлении цен.

Во второй половине 90-х гг. началось сращивание российских банков с промышленностью, выразившееся в возникновении “сфер интересов” крупнейших российских банков в промышленности, - к 1900 г. Петербургский международный банк оказался заинтересован более чем в 20, а Петербургский учетный и ссудный банк - почти в 30 предприятиях.