Куда уходят деньги с налогов. Куда идут наши налоги? На что идут мои налоги

Все мы знаем, что с каждой заработанной копейки мы платим подоходный налог. Куда идет наша сумма в количестве тринадцати процентов? Работодатель выплачивает за работников еще социальный и пенсионный налоги. Кроме того, владельцы бизнеса выплачивают налог на прибыль. В нашем государстве есть еще масса налогов, которые платим мы все – дорожный, на транспортные средства, на недвижимость, с наследства, с выигрышей в лотерею и многие другие. В итоге можно только предположить, какие средства собираются в кармане государства. А куда идут налоги? Что мы, простые граждане имеем от тех денег, что ежемесячно отчисляем?

Формирование бюджетов

Деньгами от налоговых поступлений мы с вами наполняем бюджеты различных уровней. Это федеральный бюджет, региональный, муниципальный, районный. Каждый субъект РФ имеет свой бюджет. Все налоги распределяются и поступают сразу в определенный вид бюджета. К примеру, налог на землю идет сразу в местный бюджет, а налог на недвижимость – в федеральный. И уже оттуда деньги опять поступают в муниципалитет на ремонт коммуникаций, жилого фонда и пр.

На что тратятся налоги

В положениях о бюджетировании четко прописано, на что можно тратить деньги, а значит, на что идут налоги, взимаемые с граждан. Это содержание бюджетных предприятий и организаций, которыми являются полиция, учреждения здравоохранения, образования, МЧС, пожарные, пенсионный фонд, социальные органы и многие другие. Они определяют основные статьи затрат, на что идут наши налоги. Это не только оплата труда сотрудников, но и содержание офисов, помещений, покупка техники, аппаратуры, автотранспорта, и многое другое.

Так же наши налоги идут на выплаты пенсий и социальных пособий слабозащищенных граждан. Сюда относится содержание детей-сирот, их питание и проживание в детских домах, содержание социальных работников, служб помощи в критических ситуациях у детей. Одинокие пожилые люди так же живут в особых учреждениях, которые содержатся на средства, собираемые в виде налогов.

Следующая большая расходная статья – строительство жизненно важных объектов в населенных пунктах, как федерального, так и местного значения. Это дома, мосты, дороги, заводы, энергетические комплексы и тд. Большая часть налогов идет на национальную безопасность, содержание армии, вооруженных сил. Сюда входит довольствие, обмундирование, обучение личного состава, покупка жилья для семей военнослужащих, приобретение всевозможной техники, проведение боевых операций.

И в завершении следует отметить еще один момент. Многие бизнесмены предпринимают все, чтобы укрыть суммы прибыли, и не заплатить налоги. Означает ли это, что они несознательные и нарушают закон? Точнее, только ли это означает укрывательство от налогов? Простые российские граждане утверждают, что с большей бы охотой платили бы налоги, если бы в государстве был порядок, и меньше было воровства и коррупции чиновников.

Куда идут деньги налогоплательщиков? Насколько эффективно они расходуются? Почему объем коррупции сопоставим с объемом бюджета страны? Эти и другие вопросы - тема открывающегося завтра 2-го съезда Российского союза налогоплательщиков. На вопросы "РГ" отвечает председатель совета Союза Сергей Шахрай.

Российская газета | До сих пор гражданам предлагалось только одно: заплати и спи спокойно. Теперь речь идет о "народном контроле"?

Сергей Шахрай | Мы считаем, что уплата налогов - не только обязанность граждан, но и особая форма их участия в управлении государством. С другой стороны, государство также должно ответственно относиться к расходованию нашего общего достояния - госбюджета. И раз мы честно выполняем свой долг по уплате налогов, то мы имеем конституционное право знать, насколько эффективно государство формирует и расходует госбюджет. Отсюда концепция нашего союза - взаимная ответственность граждан и государства в формировании и управлении общественными финансовыми ресурсами.

Наша задача - повышать уровень правового сознания налогоплательщиков и формировать налоговую культуру. Все это в конечном итоге приведет к созданию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти по управлению средствами госбюджета, механизма общественной поддержки государственных усилий по совершенствованию бюджетно-финансовой сферы и формированию единой системы государственного финансового контроля.

РГ | Однако, согласитесь, пока большая часть налогоплательщиков не видит особой взаимосвязи между налогами и государственными расходами.

Шахрай | К сожалению, вы правы. А ведь от того, насколько законно и эффективно государство расходует бюджетные средства, зависит не только уровень нашего сегодняшнего благосостояния, но и уровень будущей налоговой нагрузки. Потому что каждый незаконно потраченный рубль ложится на плечи налогоплательщика. Он оставляет непокрытыми определенную часть государственных затрат и увеличивает потребность в налогах. При этом, когда наши налоги попадают в бюджет, мы не всегда можем контролировать, что с ними происходит. И дело даже не в коррупции. Формально все может выглядеть правильно. Сколько запланировано - столько потрачено. Вопрос в том, что потрачено-то неэффективно, неэкономно, неправильно.

РГ | Как вы видите свое взаимоотношение с властями?

Шахрай | Мы и оппоненты, и помощники. Мы все заинтересованы в эффективной налоговой системе, которая обеспечила бы не только поступления доходов в бюджет, но и свободное развитие экономики. Налоговая система не должна сдерживать предпринимательскую инициативу и активность. Она должна иметь нейтральный характер по отношению к свободе выбора экономической деятельности. Мы понимаем, что не все налогоплательщики ответственно подходят к исполнению своей конституционной обязанности. Существует масса вопросов по сбору налогов, требующих кардинальных решений. Поэтому мы готовы к взаимодействию в решении этих проблем прежде всего с налоговыми органами и органами финансового контроля.

Только совместными усилиями мы можем выработать единственно правильное решение, в одинаковой мере учитывающее интересы государства и общества. Через общественный контроль мы намерены помогать государству в устранении его избыточных и дублирующих функций, которые отвлекают средства налогоплательщиков, но и будем его проверять, насколько эффективно тратятся наши средства.

РГ | То есть некоторым образом вы претендуете на контрольные полномочия той же Счетной палаты?

Шахрай | Один из принципов взаимоотношений гражданского общества и власти - контроль за использованием общественного достояния, независимый от его распорядителей. Конечно, такой контроль осуществляет Счетная палата. Ведь она формируется парламентом и по поручению избравших его граждан контролирует правильность расходования средств налогоплательщиков. Но так же независимы от исполнительной власти и организации гражданского общества. Одни следят за соблюдением прав человека, другие - за соблюдением законности, скажем, в сфере интеллектуальной собственности. А союз - за правильностью взаимоотношений государства и граждан в налоговой сфере.

Однако Счетная палата от имени налогоплательщиков осуществляет внешний, независимый финансовый аудит. То есть контроль за государством, оппонируя при этом исполнительной власти. И в этом ей ассистируют институты гражданского общества: СМИ, Общественная палата, наш союз. Так что он по сути - неформальная составная часть независимого финансового аудита.

Кто платит, тот и заказывает музыку

Обратим внимание на то, что все эти налоги платим не мы: их государству отчисляет работодатель, а работники зачастую не подозревают, сколько составляет их зарплата до выплаты налогов. Совсем иным образом дело обстоит в развитых странах, например в США. Inсome tax, налог на доходы физических лиц, там варьируется от 10 до 39%, и об этом граждане прекрасно знают, понимая, сколько отдают собственных денег. В частности, потому, что в стране очень высок процент бизнесменов и индивидуальных предпринимателей.

Ведь кто в России оказывается наиболее политически и граждански активен? Именно предприниматели, знающие, сколько на самом деле отдают государству собственных, «персональных» налогов. Эти же персональные налоги они платят и за своих работников.

И наоборот: граждане, которые сталкиваются только со скрытыми налогами, то есть не сталкиваются вовсе, требуют бесплатной медицины, бесплатного проезда и прочего бесплатного, не понимая, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а ударит она в итоге все равно по ним.

Именно поэтому граждане США, привыкшие платить именно персональные налоги, так протестовали против Obamacare, реформы здравоохранения, понимая, что ничего бесплатного от государства не бывает: на самом деле реформа оплачивалась за их счет.

Вернемся к нашим, российским, реалиям. Еще одну часть средств государство забирает через потребление нами различных услуг, тут уже бухгалтерия вашего предприятия ни при чем. Все акцизы, все повышения тарифов ЖКХ, традиционно опережающие инфляцию, НДС (продукты в магазине) — все это форма скрытых налогов, которые мы платим, сами того не замечая. Здесь точные суммы посчитать уже куда труднее: каждый из нас потребляет по-разному. Но вывод очевиден: по факту государство забирает у нас большую часть доходов. И его аппетиты только растут — несмотря на то, что заветные 13% остаются неприкосновенными, наши кошельки все худеют.

А вот тут мы и подходим как раз к сути необходимой налоговой реформы.

Налог или дань?

Когда гражданин сам не знает, что государство живет за его счет, он вряд ли может считаться гражданином. Источником власти в такой стране является не он сам, а чиновник, правящая партия, первое лицо — кто угодно, только не он сам. Такого гражданина куда уместнее называть «подданным». Дословно: под данью. Можете ли вы контролировать цели, на которые уходит уплаченная дань? Вряд ли. Именно так у нас дело и обстоит.

Я же предлагаю следующее: наши налоги по большей части должны стать персональными, то есть мы должны получать на руки не остатки зарплаты, а всю ее целиком. После этого налоги мы будем платить уже сами, чувствуя, что это не абстрактные, а именно наши деньги.

А после нам регулярно будет приходить отчет: на что потрачены именно наши средства. Здесь можно сослаться, к примеру, на опыт американской Флориды, где гражданам регулярно приходит отчет об использовании их налогов. На федеральном уровне там указаны общие статьи бюджета, а на муниципальном можно увидеть данные о конкретной школе или больнице. И именно в них житель, скажем Майами, имеет право приоритетно учиться или лечиться. Понятно, что в таком случае за качество услуг он спрашивает по полной программе.

Появись сходная система в России, наши граждане смогли бы увидеть, что это именно их деньги были закопаны в песок или неэффективно потрачены. Тогда они активно включались бы в общественную жизнь и политику: своя копейка ближе к телу. Чиновники говорят, что отремонтировали дорогу? И где она? Или, наоборот, разве я просил каждый год перекладывать под окнами асфальт? Такие наглядные примеры просто-таки вынуждают человека начать контролировать власть, постепенно становясь настоящим гражданином, а не подданным. Тогда и партии начнут выдвигать не абстрактные лозунги, а говорить о том, как и на что, а, пройдя в парламент, предложат тратить наши налоги: по этому принципу за политиков и будут голосовать.

Возможный контраргумент — а как же администрировать такую сложную систему? Я говорил с сотрудниками ФНС, и, на их взгляд, она вполне реализуема. С должниками же по налогам можно бороться теми же методами, которыми сейчас государство борется с должниками по ЖКХ или автоштрафам. Методы те же самые, ничего необычного здесь нет.

Если мы на самом деле станем платить персональные, а не скрытые налоги, то не сразу, постепенно, но придем к пониманию важных вещей — в частности, того, что с власти можно требовать ответа, как она поработала на наши деньги. Почему подземный переход, ремонт которого я оплатил из собственного кармана, уже год стоит закрытым? Почему в больнице, на которую пошел процент моей зарплаты, нет лекарств?

А дальше возникнут и другие вопросы: с какой стати государство решает, еду из какой страны мне нельзя есть, по какому учебнику должен учиться мой ребенок, куда я могу ездить, а куда нет, какой чиновник, совершенно не интересуясь моим мнением, который год управляет моим городом.

Причем некоторую часть налогов (со временем все большую) могут начать распределять сами граждане.

Источник власти

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан еще в 2014 году в своей лекции приводил прекрасные примеры реализации подобного пути в мире. В Испании и Италии социальный налог можно платить правительству, а можно — церкви. То же и в Исландии: граждане сами решают, кому отдадут деньги — ученым или священникам. Впрочем, в нашей ситуации мы могли бы пойти дальше, хотя ученые, уверен, были бы не против.

На что тратится в 2016 году большая часть бюджета? 19,2% — национальная оборона. Это на наши деньги бомбят Сирию. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность — 12,7%. В сумме (31,9%) эти две силовые статьи оставляют позади все прочие. На их фоне особенно печально выглядят расходы на медицину (3%), образование (3,6%) и культуру (0,6%) — в сумме 7,2%, то есть в 4 раза меньше. Конечно, последние сферы финансируются и из региональных бюджетов, но сейчас те уже не могут вытянуть эту нагрузку, треща под гнетом кризиса и «майских указов».

Что для граждан важнее — армия с полицией или образование и здоровье? Что первично? Я бы, не сомневаясь, выбрал именно второе и, также не сомневаясь, предпочел своими деньгами поддержать именно эти расходы. Вот в этом и должна заключаться суть реформы: во-первых, мы должны видеть, сколько на самом деле получаем, и за счет этого понимать, что именно мы источник власти в стране, а во-вторых, определять цели, на которые налоги идут, влиять на их выбор как опосредованно, так и напрямую. Интересно, что, согласно социологическому исследованию, которое проводилось в начале десятых годов в России, приоритетами для граждан являются именно медицина и образование, а армия с полицией отстают со значительным отрывом.

Стать гражданами из подданных нелегко и небыстро. Но другого пути в развитый мир не существует. Именно при помощи персональных налогов — при всех необходимых реформах в других сферах, от политики до СМИ, — можно добиться подконтрольности власти обществу.

Во многих странах у людей есть возможность влиять на вёрстку госбюджета. А как насчёт Беларуси? KYKY расспрашивает об этом Владимира Коваликна с сайта «Кошт урада», а после пытается выяснить в Министерстве налогов и сборов, куда идёт конкретный подоходный налог с иностранных переводов, взимаемый согласно декрету № 24.

Стрит-арт на обложке: LEVALET

Расходная часть бюджета Беларуси на 2015 год - 141 триллион рублей. По курсу на 30 декабря - день, когда бюджет был подписан - это $11,9 млрд. По нынешнему курсу - что-то около $8 млрд. Нам хотелось бы, чтобы государство тратило эти деньги на ремонт дорог, строительство парковок и детских площадок во дворах, зарплату учителям и врачам, помощь сиротам и пожилым людям. И, безусловно, какая-то часть государственного бюджета идет на эти нужды. Но дороги всё равно остаются разбитыми, детских площадок не хватает, а средняя зарплата медицинских работников - одна из самых низких по стране.

Можем ли мы как-то повлиять на то, чтобы одни статьи расходной части бюджета были увеличены, а другие вообще исчезли из него? Этот вопрос KYKY задал Владимиру Ковалкину - руководителю сайта «Кошт урада» , который анализирует бюджет. На нём есть специальный калькулятор, помогающий белорусу понять, сколько он платит государству.

На эту тему: История одного сноса. Как сделать, чтобы чиновники слышали людей
Кроме того, развлечься во время обеденного перерыва можно в разделе «Предложите ваш государственный бюджет».

«Человеку, не подготовленному в экономическом плане очень сложно разобраться в вопросе планирования доходов и расходов бюджета государства. Особенно, если это касается нашего государства, - рассказывает Владимир Ковалкин. - В цивилизованной стране по правилам хорошего тона должны быть подготовлены и опубликованы следующие документы: предварительное бюджетное заявление, бюджетное продолжение исполнительной власти, утвержденный бюджет, текущий отчет, полугодовой обзор, годовой отчет и аудиторский отчет. Также существует специальная версия под названием гражданский бюджет – лайт-версия для граждан, помогающая понять, что происходит. Из всего этого перечня документов у нас публикуется только утвержденный бюджет и годовой отчет».

Действительно, во многих европейских странах публикуются все документы, перечисленные Владимиром. Таким образом, у людей есть возможность повлиять на планирование бюджета. Есть ли подобная возможность у белорусов? «С точки зрения Конституции, у граждан должен быть доступ к информации о финансах государства. С другой стороны, Министерство финансов не публикует отчеты, перечисленные мной. Все эти документы остаются для служебного пользования. Из чего следует: белорус никаким образом не может повлиять на планирование бюджета. Он не видит процедуру согласования документов. Как она проходит? Проект готовит Министерство финансов, затем оно согласовывает его с другими министерствами. После чего этот согласованный со всеми бюджет поступает в парламент, где его снова обсуждают, утверждают и передают на подпись президенту. Белорусу просто не дают доступ к информации на этапе планирования бюджета, полностью исключая его из этой процедуры», - объясняет Владимир.


На эту тему: Налог на адекватность

Как происходит планирование бюджета в других странах

«В развитых странах граждане могут повлиять на планирование бюджета через депутатов, которых они действительно выбирают. То есть человек может прийти к своему депутату и внести предложение. Это предложение обязательно рассмотрят и, вероятно, примут», - рассказывает Владимир Ковалкин. У белорусов тоже есть возможность позвонить своим депутатам и что-то предложить. Но вряд ли многие помнят, как зовут этих людей. Да и даже если белорус дозвонится до депутата, незнание полной системы планирования расходов бюджета вряд ли позволит ему предложить что-то дельное.

Можно ли в принципе узнать, на что государство тратит налоги белорусов? Суммы по отраслям и министерствам, утверждённые на весь год, можно найти в приложениях 3 и 4 к закону «О республиканском бюджете» . На сайте Министерства финансов в разделе «Бюджетная политика» каждый месяц появляются отчёты об исполнении бюджета. Сайт «Кошт урада» также следит за тем, как расходуется бюджет. Информация берётся из Минфина и из Фонда соцзащиты защиты населения. Но узнать, на что конкретно ушли деньги, практически нереально. Разве что вы можете зайти на сайт icetrade.by и проследить за госзакупками. Например, на персональный компьютер для Оперативно-аналитического центра потрачено почти 70 миллионов. Закупка бумаги для офисной техники Нацбанка обошла стране в 507 629 826 рублей, легковой автомобиль для ОАО «БелЭнергоСнабКомплект» приобрели за 936 миллионов, офисная мебель для «Пинского лесхоза» стоила 24 783 942 рубля, а закупка одеял для Полоцкого государственного университета потянула на 59 793 216 рублей. Но интереснее всего читать о суммах, потраченных на автомобили представительского класса для председателей райисполкомов.

Выясняем, куда идет конкретный подоходный налог

С 2003 года в Беларуси действует декрет №24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи ». Если в течение месяца на ваше имя из-за границы перечисляется сумма, превышающая 500 базовых величин (1 базовая величина сегодня составляет 180 тысяч рублей - прим. KYKY ), вы обязаны предоставить полную информацию в Министерство по налогам и сборам: кто и зачем прислал вам эти деньги.

На эту тему: Десять советов, как наладить отношения с властями, если хочешь изменить город

Если финансы перечислили родственники, вас отпустят с миром. Но если средства поступили на счет от человека, не имеющего к вашей жизни никакого отношения, вас обязуют заплатить подоходный налог в размере 13% от суммы, поступившей на ваш счет.

В прошлом году подоходный налог составлял 12%. Ещё 1% добавили, чтобы обеспечить материнским капиталом семьи, в которых появляется третий ребёнок. Но отдельный фонд для зачисления этого процента так и не появился, говорит Владимир Ковалкин. Дополнительные деньги все еще попадают в общий бюджет страны - это ещё один штрих к вопросу о том, можно ли проследить, на что идут конкретные налоги.

«Девушка, все средства идут в бюджет. Мы не можем предоставить вам информацию, как именно распределят ваши деньги», - ответил на вопрос KYKY о том, на что тратят подоходный налог с безвозмездной иностранной помощи, сотрудник контакт-центра Министерства по налогам и сборам.

Таким образом, белорус просто должен платить государству. И свято верить, что его налоги пойдут на добрые дела.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter