Особенности составления смет на ремонт автодорог. Составление локальной сметы на устройство дорожной одежды

Сметно-нормативная база (СНБ) - это совокупность нормативных и правовых документов устанавливающих порядок определения сметной стоимости строительства. Ее основу составляют сметные нормативы.

Сметные нормативы - это совокупность сметных норм, цен и расценок, объединенных в отдельные сборники вместе с правилами и положениями и положениями, содержащими в себе необходимые требования. Они служат для определения местной стоимости строительства, реконструкции зданий и сооружений.

Сметные нормативы классифицируются следующим образом:

По структуре и степени укрупнения: элементные, укрупненные

элементные > сметные нормы и цены на ресурсы, сметные нормы и расценки на виды работ;

укрупненные > выраженные в %, показатели и сметные нормативы;

  • - по разработке и уровню применения:
    • Ш государственные сметные нормативы;
    • Ш отраслевые сметные нормативы;
    • Ш территориальные сметные нормативы;
    • Ш фирменные сметные нормативы (для конкретных предприятий и организаций);

На их базе рассчитывается потребность в ресурсах: для выполнения работ по строительству данного объекта; для разработки единичных расценок и определения стоимости полуфабрикатов, приготавливаемых в стационарных установках.

Сметные нормы - это совокупность ресурсов установленных на принятый измеритель работ. Они служат для определения нормативного расхода ресурсов на выполнение проектного объема соответствующего вида работ как основы для перехода к стоимостным показателям. Сметные нормы отражают расходы, относящиеся к прямым затратам. Сметные нормы служат основанием для определения потребности в ресурсах на стадии ПОС и ППР:

  • - разработка единичных расценок на соответствующие виды работ;
  • - разработки укрупненных сметных нормативов (УПР, УРН).

Сметные нормы учитывают среднеотраслевой технологический уровень строительного производства. Влияние специфических условий производства работ, предусмотренных проектами организации строительства, учитывается коэффициентами, приведенными в соответствующих сборниках. В сметных нормах предусматриваются единые для всей территории страны показатели затрат труда, машинного времени и расхода материала на единицу конструктивного элемента или вида работ.

Единичные расценки используются для определения сметной стоимости строительства, в частности прямых затрат (при использовании базисно-индексного и базисно-компенсационного методов), отдельных видов работ, конструктивных элементов, предприятий, зданий и сооружений. Они составляются на принятый измеритель работ. Расценка на принятый измеритель содержит: наименование и характеристику работ, общий размер прямых затрат, в том числе дается расшифровка прямых затрат. Кроме того, показываются затраты труда рабочих-строителей на принятый измеритель работ.

Различают 2 вида единичных расценок:

  • 1) закрытые - в них учтены все затраты;
  • 2) открытые - не учитывают затраты на основные строительные материалы, расход которых:
    • - либо указывают в расценках;
    • - либо принимают по проекту;

Затраты на материалы не учтенные расценками, учитываются в локальной смете (локальном сметном расчете), отдельной строкой после соответствующей расценки:

где НР ij мат - норма расхода материалов, изделий и конструкций, не учтенных единичными расценками;

Q i - объем (количество) отдельных видов работ рассчитанные в измерителе единичной расценки;

Ц смj мат - сметная цена единицы измерения материальных ресурсов, не учтенных i-той расценкой;

j - номенклатура материала не учтенных расценками на i-тый вид работ;

i - вид работ;

Формула расчета единичной расценки:

где CH j - сметная норма расхода i-го вида ресурса (определяется по сборникам ГЭСН);

Ц смj - сметная цена единицы каждого вида ресурса;

j=1-3 номенклатура расходов ресурсов (материальных, трудовых, технических).

Сметная стоимость строительства.

  • · определения размеров капитальных вложений, необходимых для осуществления строительства;
  • · формирования договорных цен на строительную продукцию;
  • · расчетов за выполнение работы между заказчиком и подрядчиком;
  • · оплата расходов по приобретению оборудования и доставке его до стройки;
  • · возмещение прочих расходов и затрат предусмотренных в сводном сметном расчете.
  • · учет и отчетность, оценка деятельности подрядных организаций и заказчиков;
  • · сравнение ПОС и ППР;
  • · выбор конструкций и объемно-планировочных решений;
  • · сравнение и выбор строительных материалов и технологии производства работ.

Так как сметная стоимость строительства служит для определения размера капитальных вложений, то все затраты в ней группируются в соответствии с технологической структурой капитальных вложений:

С СТР = С СТР.Р + С МОНТ.Р + С ОБОР. + С ПР. + С НЕПР.

С СТР.Р - сметная стоимость строительных работ, а именно:

  • 1. работы по возведению зданий и сооружений:
    • - земляные работы;
    • - устройство сборных железобетонных, монолитных бетонных, кирпичных, металлических, балочных, деревянных и др. строительных конструкций;
    • - полов, кровель;
    • - отделочные работы.
  • 2. санитарно-технические работы:
    • - устройство внутреннего водопровода, канализации, отопления, газоснабжения, вентиляции и др.;
    • - строительство наружных сетей и сооружений газопроводов, магистральных газонефтепроводов, сооружения для очистки сточных вод, для охраны атмосферы от загрязнения.
  • 3. работы выполняемые при спец. строительстве:
    • - автомобильные дороги, железные дороги, аэродромы, мосты и т.д. линии электропередач, сооружения связи, телевидения, радиовещания, гидротехнические сооружения;
  • 4. специальные строительные работы:
    • - горно- и вскрышные работы, буровзрывные, свайные, закрепление грунтов;
    • - озеленение, лесозащитные насаждения;
    • - работы по подготовке территории строительства (вырубка леса, корчевка пней, планировка территорий, гидронамыв, перенос строений);
    • - работы по устройству оснований и фундаментов под оборудование;
    • - разборка строительных конструкций

С МОНТ.Р - сметная стоимость монтажных работ.

  • - сборка и установка в проектное положение на месте постоянной эксплуатации всех видов оборудования;
  • - прокладка линий электроснабжения и сетей к электросиловым установкам, присоединение к сетям;
  • - демонтаж оборудования при реконструкции, технического перевооружения и капитальном ремонте действующих предприятий, зданий, сооружений.

С ОБОР. - сметная стоимость оборудования, мебели и инвентаря.

  • - приборы и средства автоматического контроля связи;
  • - транспортные средства автоматически связанные с процессом производства;
  • - стоимость производственного инструмента (контрольно-измерительного, ударного, слесарного и др.)
  • - стоимость хозяйственного инвентаря (столы, стулья, вешалки, урны, противопожарный инструмент).

С ПР - стоимость прочих затрат, относящихся, как к строительству в целом, так и к отдельным объектам и работам.

Они классифицируются следующим образом:

  • 1. Прочие затраты, относящиеся к строительству в целом (гл. 1 Сводного сметного расчета): отвод земельных участков, выдача архитектурно-планировочного задания, выделение красной линии застройки, разбивка основных осей здания и сооружения, перенос их в натуру, закрепление пунктами и знаками, плата за землю при изъятии земельного участка под строительство, снос и перенос строений. Возмещение убытков и потерь собственника строений и земель, другие компенсационные затраты предусмотренные действующим законодательством.
  • 2. Прочие затраты, относящиеся к деятельности подрядчика (гл. 9 ССР):
  • 2.1. Относящиеся к СМР
  • - средства на строительство и разработку титульных, временных зданий и сооружений (Глава IX сводного сметного расчета);
  • - дополнительные затраты, связанные с производством работ в зимнее время (Глава X сводного сметного расчета);
  • - затраты на содержание постоянно действующих автомобильных дорог, используемых для нужд строительства и их восстановление после окончания строительства;
  • 2.2. не относящиеся к СМР (Глава X сводного сметного расчета);
  • - перевозка работников автотранспортом на расстояние свыше 3 км;
  • - по перебазированию строительно-монтажной организации с одной стройки на другую;
  • - по командированию работников для выполнения СМР;
  • - по выполнению работ вахтовым методом;
  • - по обеспечению нормальных условий труда;
  • - по премированию за ввод объекта в эксплуатацию;
  • - по страхованию работников и имущества подрядной организации и др. затраты, предусмотренные действующим законодательством и нормативными актами.
  • 3. Прочие затраты, относящиеся к деятельности заказчика: технический надзор за ходом строительства (глава XI сводного сметного расчета).
  • 4. Прочие затраты, связанные с деятельностью других участников строительства (глава XII ССР): проектно-изыскательские работы; авторский надзор; экспертиза проектно-сметной документации, разработка тендерной документации.

С НЕПР. - резерв средств на непредвиденные расходы и затраты, который предназначается для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает при: разработке рабочей документации; в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам.

Сметная стоимость строительно-монтажных работ.

В практике сметного нормирования и ценообразования сметная стоимость строительства стоимость строительно-монтажных работ объединяются в единую статью затрат - сметная стоимость СМР (С СМР).

С СМР = С СТР.Р + С МОНТ.Р = ПЗ + НР + П см

ПЗ - прямые затраты - затраты, непосредственно связанные с выполнением работ на строительной площадке, отражающие стоимость используемых ресурсов (материальных, трудовых, технических).

ПЗ = М+ЗП С +ЭММ

М - сметная стоимость строительных материалов, изделий, конструкций, необходимых для выполнения проектных объемов работ.

Она определяется на основе сметных цен на эти материальные ресурсы, вида "франко".

где Р i k мат - расход отдельных видов материальных ресурсов на выполнение i-го вида работ;

Ц смк 1 ед - цена сметная на 1 единицу измеренного отдельного вида материальных ресурсов:

i = 1-n - виды выполняемых работ:

к=1-m - номенклатура используемых материальных ресурсов;

М и Ц смк 1 ед рассчитываются в соответствии с МДС 81-2-1999.

ЗПс - затраты на оплату труда рабочих строителей, занятых непосредственно на выполнение работ, а также рабочих осуществляющих перемещение материальных ресурсов от приобъектного склада до места укладки или монтажа.

Средства на оплату труда (ЗПс) включают в себя:

  • - тарифную ставку с учетом районного коэффициента в качестве нее принимается минимальный прожиточный уровень, рассчитанный для конкретного субъекта РФ;
  • - премиальные и выплаты (не менее 20%) от тарифной ставки с районным коэффициентом;
  • - доплату за выслугу лет (от 0,6 до 1,5тарифной ставки с районным коэффициентом);
  • - компенсационные выплаты основного и дополнительных отпусков;
  • - северная надбавка для 6 зоны;
  • - выплаты за особые условия труда;

Определяется в соответствии с МДС 83-1-99 "Методрекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплату труда работников строительно-монтажных и ремонто-строительных организаций.

где ЗП мес - месячная зарплата рабочего строителя;

Т раб - нормативная трудоемкость выполнения данного вида работ;

t мес - среднемесячное количество рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе определяемое следующим образом:

где Т раб год - годовое количество рабочих часов, установленное по производственному календарю - утверждается Минздравсоцразвития на 2009 г - 1987 часа.

ЭММ - затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией строительных машин и механизмов.

j=1-m - типы использованных машин на выполнение i-го вида работ;

Т ij маш-час - время работы отдельных типов машин и механизмов на выполнение i-х видов работ;

Ц смj маш-час - сметная цена эксплуатации машин и механизмов в расчете на 1 маш-час.

Стоимость 1 маш.-час строительных машин и механизмов, а также автотранспортных средств определяется в соответствии с МДС 81-3-99. Складывается из: единовременных затрат (доставка машин и механизмов до строительной площадке, при необходимости их монтаж и демонтаж); годовые (постоянные затраты) - амортизационные отчисления на восстановление первоначальной стоимости; текущие (эксплуатационные затраты) - затраты по оплате труда рабочих, занятых обслуживанием и управлением строительных машин и механизмов и линейного персонала в составе участников (бригад); затраты на материальные ресурсы.

НР - накладные расходы - затраты, на создание строительно-монтажными организациями общих условий производства, его управление организацией и обслуживанием.

НР включает в себя следующие статьи затрат:

  • 1. АХР - административно-хозяйственные расходы (з/плата административно-хозяйственного персонала и рабочих их обслуживающих с отчислениями по ЕСН (единый социальный налог - 26%), государственный фонд пенсионного страхования, в государственный фонд медицинского и социального страхования);
  • 2. Расходы по обслуживанию работников строительного производства: расходы по подготовке и переподготовке кадров; затраты на содержание санитарно-гигиенических условий; расходы по охране труда и технике безопасности.
  • 3. Расходы по организации работ на строительной площадке:
    • · Расходы на содержание, ремонт, сборку и разборку временных сооружений;
    • · Содержание пожарной и сторожевой охраны, произв. лабораторий, геодезические работы, работы по проектированию произв. работ;
    • · Затраты по рационализаторству и изобретательству;
    • · Благоустройство и содержание строительной площадки;
    • · Подготовка объектов к сдаче;
    • · Переподготовка строительных организаций и структурных подразделений в пределах стройки.
  • 4. Прочие накладные расходы:
    • · Расходы по обязательному страхованию имущества и отдельных категорий работников;
    • · Износ по нематериальным активам;
    • · Проценты по кредитам банков, относимые на себестоимость плюс расходы на рекламу.
  • 5. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы.
  • · Пособие в связи с потерей трудоспособности на производстве по решению суда;
  • · Налоги, сборы, платежи, относимые на себестоимость;
  • · Отчисления в специальные отраслевые ив не бюджетные фонды
  • · Отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий и сооружений в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в договорной цене на строительство.
  • · Расходы возмещаемые заказчиком за счет прочих затрат (гл.9 ССР п.б)

НР определяется по:

  • 1. МДС 81-33-2004 "Методические указания по определению величины НР в строительстве"
  • 2. МДС 81-34-2004 "Методические указания по определению величины НР в строительстве, осуществляемо в районах крайнего севера и местах приравненных к ним"

П см - сметная прибыль - средства, предназначенные для покрытия расходов подрядной организации на развитие производства и социальной сферы, а также материальным стимулированием работников:

  • · Уплату отдельных налогов (налог на прибыль и имущество организации);
  • · Модернизацию оборудования, реконструкцию объектов основных фондов;
  • · Материальную помощь работникам, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха;
  • · Организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведением.

Нп см - норма сметной прибыли, определяемая по МДС 8-25-2001 "Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве с учетом письма ФАС и ЖКХ №АП-5536/06 от 18.11.2004 г "О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве"

Сметная стоимость строительства:

Сметная стоимость строительства - сумма денежных средств, необходимая для его осуществления в соответствии с проектными материалами.

В соответствии с МДС 81-35.2004 при определении сметной стоимости строительства могут использоваться следующие методы:

  • 1. Базисно - индексный
  • 2. Ресурсный
  • 2. Ресурсно - индексный
  • 1. Базисно - индексный метод

На первом этапе определяется сметная стоимость отдельных видов работ в базисном уровне цен в зависимости от вида единичных расценок, ПЗ определяется следующим способом:

При закрытых расценках:

При открытых расценках:

где СН ij - норма расхода материальных ресурсов, неучтенных ЕР;

Ц смj - сметная цена единицы измерения материала, неучтенных ЕР.

На втором этапе по заданию заказчика сметная стоимость строительства может быть переведена в текущий уровень с использованием индексов удорожания. Индексы удорожания разрабатываются отдельно для строительных и монтажных работ, на новое строительство, реконструкцию и др.

2. Ресурсный метод

Представляет собой расчет в текущих или прогнозных ценах ресурсов, необходимых для реализации проекта. Для этого необходимо знать:

  • - Состав и количество необходимых ресурсов;
  • - Сметные цены на эти ресурсы;
  • - Ресурсы, включающие в себя:
    • 1. Затраты труда рабочих строителей и машинистов в чел-час
    • 2. Время использования всех необходимых для выполнения СМР строительных машин и механизмов с указанием их марок и мощности в маш-час
    • 3. Расход материала изделий и конструкций в принятых единицах измерения.
    • 1. Ресурсно-индексный метод

Сочетание ресурсного метода с системой индексов удорожания отдельных видов ресурсов. При этом возможны следующие схемы:

  • 1. Стоимость ресурсов определяется в базисном уровне цен
  • 2. Перевод в текущий уровень цен осуществляется
  • А) с использованием индексов удорожания по статьям ПЗ

М т/у = М б/у * У уд

Б) стоимость основных ресурсов определяется в текущем уровне цен (по номенклатуре ресурсов, цены на которые отслеживаются региональными центрами по ценообразованию (ежеквартально))

Сметная стоимость строительства является основой для:

  • 1. определения размеров капитальных вложений;
  • 2. финансирования строительства;
  • 3. формирования договорных цен;
  • 4. взаиморасчета за выполненные подрядные работы;
  • 5. оплата расходов по приобретению оборудования и доставке его до стройки;
  • 6. возмещение прочих расходов и затрат предусмотренных в сводном сметном расчете.

На базе данного показателя осуществляется учет и отчетность, оценка деятельности подрядчиков и заказчиков. Исходя из сметной стоимости строительства, в установленном порядке определяется балансовая стоимость (первоначальная) вводимых в действие основных фондов по построенным предприятием зданиям и сооружениям.

На основе сметной стоимости строительства осуществляется:

  • Ш сравнение ПОС и ППР;
  • Ш выбор конструкций и объемно-планировочных решений;
  • Ш выбор строительных материалов, изделий и конструкций.

Состав сметной документации:

Для определения сметной стоимости строительства проектных предприятий, зданий и сооружений составляется сметная документация:

  • · сводный сметный расчет стоимости строительства и при необходимости сводка затрат по формам утверждаемым Госстроем РФ.
  • · объектные сметы (сметные расчеты) ;
  • · локальные сметы (сметные расчеты);
  • · сметные расчеты на отдельные виды работ и затрат;

Сметная документация составляется в определенной последовательности, постоянно переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющих собой:

Вид работ= > объект строительства=> пусковой комплекс =>очередь строительства => стройка в целом

На стадии "проект" в состав сметной документации включаются объектные и локальные сметы, расчеты, сметные расчеты на отдельные виды затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства и при необходимости сводка затрат.

На стадии "рабочей документации" - объектные и локальные сметы.

Договорная цена, ее состав:

Взаиморасчеты между заказчиком и подрядчиком за выполнение работ (оказание услуги) осуществляется на основе договорной цены. Базой для формирования ДЦ является сметная стоимость строительства, определяемая в составе сметной документации. ДЦ формируется заказчиком и подрядчиком на равноправной основе, либо по результатам тендерных торгов, либо на основе прямых переговоров. В результате совместного решения оформляется протокол согласования ДЦ на строительную продукцию, который является неотъемлемой частью договора подряда.

ДЦ складывается:

ДЦ = С Подр + С др

где С Подр - сметная стоимость подрядных работ

С др - сметная стоимость других затрат, обязательства по осуществлению которых возложены на подрядчика

С Подр =С смр + С Проч

С Проч - сметная стоимость прочих затрат подрядчика, предусмотренных гл.10 сводного сметного расчета

С смр = ПЗ+НР+П см +З лим

З лим - лимитированные затраты (на устройство временных, титульных зданий и сооружений, на зимнее удорожание работ)

Относительные величины структуры:

Относительные величины - результат сопоставления (деления) двух статистических величин. В знаменателе находится величина, с которой сравнивается - база сравнения, а в числителе сравниваемый показатель. Относительные величины структуры характеризуют удельный вес, в процентах, части совокупности в общей ее величине принятой за 100%.

Разработкой сметных расчетов на автомобильные дороги, как правило, занимаются фирмы, непосредственно осуществляющие строительство и ремонт дорожного покрытия. В их штате для этого работают один или несколько сметчиков, в обязанности которых входит составление сметной документации на установку дорожных знаков, производство разметки, устройство тротуаров и на прочие работы, производство которых необходимо для строительства и содержания автомобильных дорог. Отметим, что содержание штатного сметчика для организации нынче обходится довольно дорого: помимо основной зарплаты и социальных отчислений фирма дополнительно несет затраты на поддержание в актуализированном состоянии баз расценок, применяемых для корректного составления смет. Бесплатных программ по составлению смет на дорожные и прочие сегодня почти нет, а те, что претендуют на это гордое звание, на деле оказываются не вполне подходящими для разработки смет в связи с отсутствием в них действующих сметных баз и расценок. Таким образом, в комплект к штатному сметчику обязательно должен прилагаться современный программный сметный комплекс. Без него сметчик почему-то работать не хочет, а точнее не может. Если ежемесячный оборот у строительной фирмы небольшой, то и смет ей много не нужно, и тогда содержание сметчика, а, тем более, сметного отдела может стать нецелесообразным (невыгодным). К вниманию таких фирм свои услуги предлагают различные сметные бюро, в которых в том числе работают и специалисты по дорожному строительству. Благодаря интенсивной трудовой нагрузке и полной эксплуатации софта и оборудования бюро снижают удельный вес издержек на содержание сметчика и программного обеспечения в расчете на одну сметы, что дает фирме возможность держать цены на предлагаемые сметные услуги на относительно низком уровне. Эта ситуация характерна как для столичных, так и для региональных рынков, в частности, Краснодарского края. Краснодар считается городом с относительно высоким качеством дорожного покрытия, что во многом обусловлено стараниями многочисленных фирм, ведущих ремонтные работы на его улицах.

Составление смет на дорожные работы производится, как правило, по 27 части сборников единичных расценок ФЕР или территориальных расценок Краснодарского края либо другого региона. Разработка дорожных смет в элементных расценках (ГЭСН) также распространена благодаря своей емкости и информативности. Рассмотрим пример составления сметы на устройство тротуаров в ТЕР Краснодарского края в базовых ценах с переводом в текущие по состоянию на 2 кв. 2013 года.

Пример составления сметы на дорожные работы базисно-индексным методом

Расценка Наименование Кол-во Ст-ть ПЗ, руб. Основная зарплата, руб. Машины, руб. ЗПМ, руб. Материалы, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8
ТЕР Краснодар 27-03-004-02 Устройство слоя из асфальтобетонной смеси выравнивающего: без использования асфальтоукладчиков 100 т смеси 54526,02 480,49 2126,86 229,54 51918,67
ТСЦ-410-0034 Краснодар -101 т 0 0 0 0 512,08
ТСЦ-410-0023 Краснодар 101 т 0 0 0 0 525,19
ТЕР Краснодар 27-07-001-04 Устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров двухслойных: верхний слой из песчаной асфальтобетонной смеси толщиной 3 см 100 м2 покрытия 5198,59 78,82 12,58 0,21 5107.19
ТСЦ-410-0034 Краснодар Дорожные асфальтобетонные смеси холодные (асфальтобетон и аэродромные) марки 2 Бх -7.14 т 0 0 0 0 512,08
ТСЦ-410-0008 Краснодар Теплые и горячие асфальтобетонные дорожные смеси для высокопористого асфальтобетона (щебенка, гравий) марка I 7.14 т 0 0 0 0 525,19

При составлении смет на строительство автомобильной дороги необходимо уделить внимание особенностям и усложняющим условиям производства работ, которые могут быть отражены в расчете дополнительными коэффициентами. При замене материалов так, как это показано в примере сметы на ремонт тротуаров, цены на заменяемые и добавляемые ресурсы берутся из сборников средних (базовых) цен при расчете в единичных расценках, и сборников текущих цен – для дорожной сметы в ГЭСН. Применение индексов в сметах на строительство и ремонт дорожного покрытия регламентируется сметно-нормативной документацией аналогично прочим видам работ.

Обращаем Ваше внимание, что данный образец размещен в ознакомительный целях в качестве примера по замене материалов, используемых при дорожном строительстве. Использование указанного примера в других целях не рекомендуется, поскольку каждая смета составляется с учетом индивидуальных особенностей строительного объекта и условий дорожных работ.

Для справки:

По данным на 2013 год продолжительность региональных и федеральных дорог общего пользования в Краснодарском крае составляет около 9 тыс. км. Автомобильные дороги соединяют Краснодар со всеми основными краевыми населенными пунктами, по ним осуществляются грузовые и пассажирские перевозки, обслуживающие нужды жителей региона. Из общего количества региональных автомобильных дорог более 80% имеют асфальтобетонное покрытие. При этом в Краснодарском крае ощутимо чувствуется отсутствие достаточного количества скоростных магистралей, особенно в крупных центрах, таких как Краснодар, и прибрежных курортах вроде Новороссийска, Анапы и Сочи. Дорожное строительство и ремонт имеют стратегическое значения для развития инфраструктуры и торговых связей Краснодарского края.

Тысячи километров дорог ежедневно связывают самые отдаленные города, объекты, позволяют нам свободно перемещаться между ними. Даже самое надежное дорожное покрытие со временем нуждается в капитальном или текущем ремонте. Для того, чтобы учесть все факторы и особенности, не переплачивать в разы и точно определиться со сроками составляются сметы на проведение ремонтных работ.

Нормативное основание

Прежде, чем приступить к составлению сметы на ремонт дороги, нужно определиться из каких источников будет финансироваться предстоящий ремонт. Если из коммерческих источников, то нормативная база согласовывается непосредственно с заказчиком и вполне возможно, что будут использованы коммерческие расценки. Государственных заказчики жестко ограничены рамками выделяемых бюджетных средств, поэтому следует использовать правильные строительные наценки, индексы удорожания по разным нормативным базам:

  • Федеральные сборники ФЕР. Содержат основные общие расценки на строительные и ремонтные работы, отталкиваясь от цен 1 – базового региона (Московской области).
  • Территориальные сборники ТЕР. Основой для них служат федеральные, но корректируются с учетом стоимости материалов, уровня заработных плат, затрат на использование техники, особенностей климатических условий по региону.
  • Территориальные нормативные сборники г. Москвы ТСН-2001.

Определить какой из сборников использовать в каждом конкретном случае следует исходя из постановлений Госстроя, учитывая вид бюджетного финансирования, индексы удорожания по регионам. Необходимо рассмотреть интересы обеих сторон – заказчика и подрядчика в индивидуальном порядке. Если московские ремонтники будут проводить работы в регионе, то при расчете сметы берется за основание соответствующий ТЕР. При выполнении работ региональной организацией в Москве с федеральным источником финансирования нужно учитывать индексы удорожания, разработанные для г. Москвы.

Что учитывать при составлении сметы на ремонт дороги

Прежде всего необходимо провести диагностику дороги, которую собираются ремонтировать. Четко определить ее техническое состояние, интенсивность движение транспорта по ней. По возможности установить причину ее разрушения, чтобы предотвратить ее повторение в дальнейшем. Смета на ремонт дороги включает в себя:

  • Непосредственную стоимость материалов, которые будут затрачены. Зависит от того, какой тип покрытия будет использован. Степень интенсивности эксплуатации определит толщину и количество слоев основного покрытия и материал подложки под основание дорожного полотна.
  • Расходы на полный или частичный демонтаж старого дорожного покрытия. Не только его срезка, но и затраты на погрузку и вывоз мусора. Скажется, нужно ли демонтировать дорожные боковые камни, ливневые водоотводы и горловины сточных колодцев.
  • Расходы на зарплату рабочих и непосредственная стоимость выполняемых ремонтных работ. Зависит от желаемых сроков, времени года, объема.
  • Затраты на технику, которая будет использоваться для выполнения ремонта. Стоимость аренды, время эксплуатации.
  • Материал и состояние прилегающего тротуара или придомовой территории. Устройство газонов или установка садовых боковых камней.
  • Последующая дорожная разметка, обустройство пешеходных переходов, установка дорожных знаков и указателей.
  • Комплекс мероприятий на обеспечение проведения безопасных ремонтных работ. Согласование времени проведения по интенсивности движения и дополнительного использования объезда. Расстановка предупреждающих знаков и огораживание территории проводимых работ.
  • Стоимость геодезического контроля, выдачи документов, подтверждающих гарантированное качество покрытия.

Важно с самого начала четко оговорить сроки выполнения работ. Иногда составляются сметы на поэтапное выполнение, но в этом случае ремонт может затянуться и сложно предположит окончательные его сроки и стоимость. Полностью составленная смета с учетом форс мажорных обстоятельств, оговоренными сроками выполнения конкретно по каждому этапу работ позволит максимально снизить затраты.

Асфальтирование дорог и территории

Асфальтовое покрытие продолжает оставаться наиболее востребованным и надежным при строительстве и ремонте дорог. Существует множество марок асфальта, которые характеризуются разной степенью износа во время эксплуатации, количеством впитываемой влаги, составом. При составлении сметы нужно определиться с назначением будущей дороги, ведь для разных дорог используется разная марка асфальта, нужна разная толщина покрытия. Соотношение песка, щебня, гравия и битума в марке асфальта разное для асфальтового покрытия придомовой территории, на пешеходном переходе и для дорог с высокой нагрузкой транспортными средствами, особенно большегрузными.

Асфальтирование осуществляется двумя основными способами – горячим и холодным. Для первого необходима нежаркая сухая погода. Второй позволяет продлить время ремонтных работ, осуществлять его в сжатые сроки. При необходимости снятия старого асфальта используется специальная фрезерная машина. Она способна срезать старое покрытие даже в труднодоступных местах у бордюра, при любом рельефе дороги, попутно погрузить срезанное в грузовые машины. Это должно быть учтено в смете во избежание расхождений в затратах.

Укладка асфальта должна соблюдаться и с учетом рельефа местности, чтобы на дорогах не образовывались лужи и выбоины. Следует рассмотреть необходимость укрепления, утрамбовки мягких участков грунта. При асфальтировании больших трехполосных дорог потребуются мощные асфальтоукладчики.

Большой популярностью пользуется ямочный ремонт. Вопреки бытующему ошибочному мнению он не способствует разрушению покрытия дорог. Выполняется он в соответствии с ГОСТом методом горячей заливки асфальта специальными марками. Важно учитывать, что начинать его нужно при первых трещинах на дороге, тогда качество ремонта гарантировано. На этот тип ремонта тоже составляется отдельная смета.

При нанесении асфальта на прилегающие территории используются специальные недорогие марки асфальта. Нужно ознакомиться с планировкой, определиться с местоположением газонов, высаженными деревьями. Нужна ли стоянка, площадка для сушки белья, детская и взрослая зона отдыха. Может потребоваться дополнительный демонтаж или установка боковых камней. Изменение планировки, сруб деревьев требует специальных разрешений.

Стоимость затрат на асфальтирование идет из расчета цены на 1 м2. Складывается из общей площади и количества затраченного материала. Все это должно отражаться в смете на асфальтирование дорог наряду с общими сметными расчетами на строительство и ремонт дорожных покрытий, сопутствующих и придомовых территорий.

Где сделать смету

Большинство крупных компаний, осуществляющих строительство и ремонт дорог имеют в своем штате одного или несколько сметчиков при большом объеме работ. Следует понимать, что база наценок, стоимости материалов постоянно обновляется, что требует новых программ, данных. В противном случае составленная смета вряд ли будет актуальной. Компании поменьше, частные заказчики предпочитают пользоваться услугами сметных бюро.

Не стоит экономить на составлении полноценной сметы на ремонт дорог или асфальтирование территорий. Сэкономленные деньги обернуться крупными материальными и временными затратами при реализации проекта, скажутся на качестве выполненных работ. Правильно составленная смета станет надежным юридическим документом при возникновении непредвиденных ситуаций с ремонтными компаниями и подрядчиками.

Пример сметы на асфальтирование, ремонт и строительство дороги

Скачать образец сметы на асфальтирование, ремонт и строительство дороги -

1. Насколько полезен онлайн расчет стоимости дорожных работ профессионалу и обывателю при составление сметы?

На сегодняшний день в Москве, а также во многих других городах нашей страны существуют фирмы, которые специализируются на выполнении различных видов дорожных работ – начиная с обычной укладки асфальта и заканчивая строительством дорог и автомагистралей. К услугам данных фирм часто прибегают как частные предприниматели, так и местные власти города. Или жители многоэтажных домов, которые вскладчину решили привести в приличный вид детскую площадку или территорию двора возле дома, устав годами ждать действий со стороны сотрудников ЖКХ.

2. Можно ли проверить подрядчика?

Естественно, перед тем, как сделать заказ на дорожные работы подрядной фирме, любого заказчика интересует размер оплаты, которую он должен будет произвести за выполненную работу. Если в городе имеется несколько таких фирм, тогда размер стоимости дорожных работ напрямую повлияет на то, какой конкретной фирме отдаст предпочтение заказчик. Конечно, той, которая берет подешевле.

3. Что такое смета дорожных работ?

В любой подрядной фирме в процессе выполнения заказа составляется смета. Это такой документ, куда заносятся все расходы на выполнение дорожных работ. Иначе говоря, это перечень расходов на выполнение заказа. Именно на основании сметы и рассчитывается сумма к оплате, предъявляемая заказчику после выполнения заказанных им работрасчет стоимости асфальтирования, расчет дорожных работ, расчет стоимости строительства дороги, расчет дорог, расчет дороги, рассчитать дорогу, сколько стоит дорога, сколько будет стоить строительство дороги.

Перечень работ по устройству дорожной одежды определяется набором ее конструктивных слоев, отраженном на поперечном профиле, рис.

При подсчете объемов работ учитывали, что дополнительный слой устраивается на всю ширину з. п. с учетом откосов, а нижний слой основания устраивается с откосами (1: 1) (табл. 2, 1). Вышележащие слои устраиваются по ширине проезжей части.

В качестве нормативной базы при составлении сметы используются ГЭСH ; ФССЦМ ; ФССЦПГ ; ФССЦЭСМ .

До начала составления сметы необходимо проработать схему доставки основных материалов.

Сметная стоимость автоперевозок определяется по ФССЦПГ, . Стоимость железнодорожных перевозок определяет по ССЦПГ-91 с индексацией в цены 2001 года.

Определение сметной стоимости материалов сводится к расчету цены франко-приобъектный склад стройплощадки. Сметная цена на материал складывается из отпускной цены, наценки снабженческих и сбытовых организаций, заготовительно-складских расходов.

Необходимо также составить единичную расценку на приготовление смесей для покрытия: верхнего слоя - асфальтобетонная плотная горячая м/з типа А и нижнего - пористая асфальтобенная смесь горячая к/з.

Используя исходные данные, результаты калькулирования транспортных затрат, а также ФССЦм. составляем калькуляцию сметной цены материалов в ценах 2001 г.

Рисунок 1. Поперечный профиль дороги Слои дорожной одежды: 4 - цементобетон В30 - 220 мм, 3 - щебень, уложенный по способу - 180 мм, 2 -щлак малоактивный - 150 мм, 1 - песок средней крупности - 230 мм.

Таблица 2. 1

Объемы работ по дорожной одежде

Обоснование

Наименование

Кол-во всего

Трудозатраты

Затраты труда работчих ср 2, 3

Завтраты труда машинистов

Машины и механизмы

Автопогрузчики 5 т

Автогреидеры среднего типа 99 (135) кВт (л. с)

Катки дорожные самоходные на пневмоколесном ходу 30 т

Машины поливомоечные 6000 л

Катки дорожные самоходные гладкие 13 т

Распределители каменной мелочи

Тракторы на гусеничном ходу при работе на других видах строительства (кроме водохозяйственного) 79 (108) кВт (л. с.)

Краны на автомобильном ходу при работе на других видах строительства (кроме магистральных трубопроводов) 10 т

Машины бетоноукладочного комплекта на рельс-формах машины для отделки цементобетонных покрытий

Машины бетоноукладочного комплекта на рельс-формах профилировщик оснований

Машины бетоноукладочного комплекта на рельс-формах распределитель цементобетона

Машины для нанесения пленкообразущих материалов

Тележки тракторные 20 т

Электростанции передвижные 2 кВт

Вибраторы поверхностные

Автомобили бортовые грузоподъемностью до 5 т

Матерьялы

Песок для строительных работ природныи

Шлаки металлургические пористые: мартеновский и отвальный доменный

Щебень шлаковый доменный и сталеплавильный для дорожного строительства класса 1 фракции 10-20 мм

Щебень из природного камня для строительных работ марка 1200, фракция 10-20 мм

Щебень из природного камня для строительных работ марка 1200, фракция 40-70 мм

Арматура

Бетон дорожный (для верхнего слоя и однослойных покрытий)

Бетон дорожный (для нижнего слоя)

Пленкообразующие материалы для дорожных работ ПМ-100А

Отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием горячекатаных профилей, средняя масса сборочной единицы свыше 0, 5 до 1 т

Пиломатериалы хвойных пород. Бруски обрезные длиной 4-6, 5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, III сорта

Пиломатериалы хвойных пород. Доски обрезные длиной 2-3, 75 м, шириной 75-150 мм, толщиной 32-40 мм, III сорта

Мазут топочный каменноугольный

Пиломатериалы хвойных пород. Доски обрезные длиной 4-6, 5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 25 мм, III сорта

Пиломатериалы березовые и мягких лиственных пород: береза, липа. Доски обрезные длиной 2-3, 75 м, все ширины, толщиной 25, 32, 40 мм, I сорта

КАЛЬКУЛЯЦИЯ 1 на приготовление 1 т Приготовление тяжелого бетона на щебне класса В30 с плотностью матерьяла 2, 5 т/м3

Обосно-вание цены

Наименование затрат

ГЭСН 06-01-080-14

Приготовление тяжелого бетона на щебне класса В30 с плотностью матерьяла 2, 5 т/м3

Затраты труда рабочих-строителей

Начисление на зарплату

Затраты труда машинистов

Бетоносмесители передвижные 250 л на других видах строительства (кроме водохозяйственного)

Автопогрузчики 5 т

Материалы

Шлакопортландцемент общестроительного и специального назначения марки 500

Песок для строительных работ природный

Щебень из природного камня для строительных работ

Калькуляция

Доставка смеси на трассу

Калькуляция 1

Транспортировка на 1 тонну песка от карьера до трассы

Составлено в ценах на 01. 01. 2000

Исходные данные

  • 1. Вид отпускаемой цены ФТСК
  • 4. Автомобильные 2000
  • 4, 2. Класс груза 1
  • 4, 3. Скидки Нет

Калькуляция 2

Транспортировка расходов на 1 т песка от карьеров до АБЗ

Исходные данные

  • 1. Вид отпускаемой цены ФТСК
  • 2. Наименование поставщиков Карьер
  • 3. Вид транспорта Автомобильный
  • 4. Автомобильные 2000
  • 4, 1. Вид автотранспортного средства Автосамосвал
  • 4, 2. Класс груза 1
  • 4, 3. Скидки Нет
  • 4, 4. Пояснительный коэффициент 1. 0

Калькуляция 3

Транспортировка расходов на 1 т щебня от станции отправления до АБЗ

Исходные данные

  • 1. Вид отпускаемой цены ФТСК
  • 2. Наименование поставщиков ДКЗ г. Смоленск
  • 3. Вид транспорта Автомобильный, железнодорожный
  • 4. Автомобильные 2000
  • 4, 1. Вид автотранспортного средства Открытый вагон
  • 4, 2. Тарифная схема 1
  • 4, 3. Скидки 0. 5
  • 4, 4. Норма загрузки вагонов 1. 0
  • 5. Автомобильные перевозки
  • 5, 1. Вид транспортного средства Автосамосвал
  • 5, 2. Класс груза 1
  • 5, 3. Скидки Нет
  • 5, 4. Пояснительный коэффициент 1. 0

Наименование операции

Наименование конечных пунктов перевозки

Расстояние перевозки

Стоимость 1 т

Формула расчета

Погрузочка в вагоны и выгрузка из них

Железнодорожные перевозки

г. Смоленск-

г. Брянск

Подача вагонов под выгрузку

г. Брянск

Погрузочно-разгрузочные работы при автомобильном транспорте в местах назначения

г. Брянск

Автомобильные перевозки в местах назначения

г. Брянск- АБЗ

Пояснительный поправочный коэф.

Итого на 1 т

Калькуляция 4

Транспортных расходов на 1 т щебня от карьера до трассы

Исходные данные

  • 1. Вид отпускаемой цены ФТСК
  • 2. Наименование поставщиков Карьер
  • 3. Вид транспорта Автомобильный
  • 4. Автомобильные 2000
  • 4, 1. Вид автотранспортного средства Автосамосвал
  • 4, 2. Класс груза 1
  • 4, 3. Скидки Нет
  • 4, 4. Пояснительный коэффициент 1. 0

Калькуляция 5

Транспортных расходов на 1 т цемента от АБЗ до трассы

Исходные данные

  • 1. Вид отпускаемой цены ФТСК
  • 2. Наименование поставщиков Карьер
  • 3. Вид транспорта Автомобильный
  • 4. Автомобильные 2000
  • 4, 1. Вид автотранспортного средства Автосамосвал
  • 4, 2. Класс груза 1
  • 4, 3. Скидки Нет
  • 4, 4. Пояснительный коэффициент 1. 0

Калькуляция 6

Транспортных расходов на 1 т черного щебня от АБЗ до трассы

Исходные данные

  • 1. Вид отпускаемой цены ФТСК
  • 2. Наименование поставщиков Карьер
  • 3. Вид транспорта Автомобильный
  • 4. Автомобильные 2000
  • 4, 1. Вид автотранспортного средства Автосамосвал
  • 4, 2. Класс груза 1
  • 4, 3. Скидки Нет
  • 4, 4. Пояснительный коэффициент 1. 0

Калькуляция 7

Транспортных расходов на 1 т цементобетона от АБЗ до трассы

Исходные данные

  • 1. Вид отпускаемой цены ФТСК
  • 2. Наименование поставщиков Карьер
  • 3. Вид транспорта Автомобильный
  • 4. Автомобильные 2000
  • 4, 1. Вид автотранспортного средства Автосамосвал
  • 4, 2. Класс груза 1
  • 4, 3. Скидки Нет
  • 4, 4. Пояснительный коэффициент 1. 0