Курсовая работа: Финансирование образования. Фундаментальные исследования

Мальцева Мария Александровна, преподаватель экономики,

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

г. Серпухов, Московская область

Система образования важная и главенствующая подсистема общества, которая гарантирует сохранение, накопление и воспроизводство человеческого капитала. В современном обществе понятие человеческий капитал означает совокупность знаний, умений, навыков, применяемых для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, которые приобретаются благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту, помогают развиваться не только каждой отдельно взятой личности в целом, но и играют значительную роль в конкурентоспособности страны. На сегодняшний день человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста и позволяет увеличить ВВП. На мировой арене руководители государств все более обращают внимание на систему образования своего государства, что отражает индекс человеческого развития (ИЧР), рассчитываемый UNDP. Россия по индексу человеческого развития (ИЧР), заняла 57-е место среди 185 стран, войдя в группу стран с высоким уровнем человеческого потенциала. Можно отметить, что занимаемая позиция России по образованию находится на достаточно приличном уровне, но следует отметить, что существующие проблемы в образовании могут привести к значительному ухудшению положения России на мировой арене.
Что же значит образование? Образование - процесс и результат прохождения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных образовательных организациях под руководством квалифицированных педагогов. Образование имеет большое значение в создание образа, завершает воспитание в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование является следствием усвоения человеком традиций и опыта поколений, представленных определенным объемом систематизированных знаний, навыков, умений, приемов мышления, которые приобрел обучаемый. В результате этого можно сказать, что человек образованный. Также важным качество образованного человека можно считать стремление и способность к совершенствованию себя, к повышению своей образованности и понимаю необходимости в этом.
В России образование имеется и предлагается в различных формах: очной, очно - заочной, заочной, самообразования, экстерната. Возможно комбинирование форм обучения.
Организация является образовательной, если она осуществляет образовательную деятельность, и (или) обеспечивает всем необходимым и обучает воспитанников и обучающихся. Существуют следующие формы собственности таких организаций: государственная (федеральная или которая находится в ведении субъекта РФ), муниципальная, негосударственная (частная).
Федеральная государственная образовательная организация – это организация, которая находится в федеральной собственности и финансируется за счет средств федерального бюджета.
Бюджет - это сегмент денежных отношений, который связан с формированием, распределением и использованием центрального фонда денежных средств, который предназначен для обеcпечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый документ страны, инструмент регулирования государством.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ производить финансирование образовательных организаций возможно из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения. Это значит, что, к примеру, финансирование муниципального детского сада осуществляется исключительно из муниципального бюджета. При этом бюджет субъекта федерации может предоставлять средства на осуществление учебного процесса в этом детском саду только через перечисления их в соответствующий муниципальный бюджет, притом без обязательного их направления в детский сад. На сегодня учитывая финансовую ситуацию страны денежные средства могут быть израсходованы на другие, не менее важные в определенный момент времени, цели.
Недостаток же бюджетных средств на финансирование большинство стран возмещает за счет внебюджетных средств. Привлечение внебюджетных средств производится посредством:

  • Поступления денежных средств за выполненные работы (услуги) согласно заключенным договорам с государственными, общественными предприятиями или с физическими лицами;
  • Выручки от аренды помещений, зданий, сооружений, оборудования (основных фондов);
  • Поступлений денежных средств за оказание дополнительных образовательных услуг, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров по договорам, а также от обучения физических лиц;
  • Спонсорство;
  • Добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных и других предприятий, отдельных граждан;
  • Взятие займов и кредитов;
  • Средства от предоставления образовательных услуг, таких как изучение не предусмотренных учебным планом предметов; помощи психологов; подготовительные курсы для поступления; формирования групп для обучения детей с отклонениями в развитии;
  • Поступления от предоставления развивающих услуг, таких как различные кружки, студии и т.д. по интересам;
  • Поступления от предоставления спортивно - оздоровительных услуг, с учетом создания секций и групп по укреплению здоровья детей

Законодательство в сфере образования разрешает образовательным организациям заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением запрещенной законом. Для развития этой деятельности система образования (особенно профессионального) имеет достаточный интеллектуальный и материально-технический потенциал. Также, образовательным организациям предоставлены налоговые льготы, что является дополнительным стимулом для получения дополнительных доходов, но налоговое регулирование в данном вопросе не совсем совершенно. Есть несколько нюансов, имеющих отношение к получению доходов от внебюджетной деятельности и их налогообложению. Например: следовало бы привести в соответствие положения налогового и бюджетного законодательств, касающиеся доходов от коммерческой и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений. В целях разработки стимулов для занятия коммерческой деятельностью бюджетные учреждения желательно поставить в равные условия с остальными налогоплательщиками, в части уплаты налога на прибыль, но с возможностью самостоятельного распоряжения прибылью после выполнения налоговых обязательств (это предполагает аннулирование положений бюджетного законодательства в разрезе обязательности перечисления оставшейся после уплаты налогов прибыли в доходы соответствующего бюджета), либо исключения бюджетных учреждений из состава плательщиков налога на прибыль (посредством занесения соответствующих правок в налоговое законодательство) и необходимости перечисления доходов от предпринимательской деятельности в доход соответствующего бюджета, но с гарантией в законодательном порядке (отсутствующей в настоящее время) возврата перечисленных доходов для покрытия расходов, которые не финансируются учредителем. Предложенные версии предполагают увеличение внимания организаций, в том числе образовательных, в привлечении внебюджетных средств для покрытия расходов, которые не финансируются учредителем. Но несмотря на положительный характер возможности выручки финансов от внебюджетной деятельности можно определить несколько недостатков. С одной стороны, внебюджетные средства помогают получить дополнительный источник финансовых ресурсов, что дает возможность сделать устойчивым финансовое положение организации. С другой стороны, возрастание возможностей коммерции в образовании дает возможность усомниться в некоммерческом характере данной сферы, который закреплен в действующем законодательстве. А также, регламентирование использования доходов от внебюджетной деятельности, снижает заинтересованность образовательных организаций в законном получении таких доходов. Другой же стороной этого процесса может стать повышение опасности увода внебюджетных средств в негосударственный сектор.
С учетом вышесказанного, напрашивается вывод, что в условиях действующего бюджетного финансирования решить нынешние проблемы эффективного использования того, что есть чрезвычайно сложно. Это происходит не только ввиду нехватки денежных средств, но из-за недостатков сложившейся организационно-экономической системе деятельности образования.
Сегодня современное образование характеризуется недостаточностью бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности, а также несовершенством возможностей получения денежных средств посредством внебюджетных источников. Это одна из главенствующих проблем, затрагивающих данную сферу.
Несмотря на такие проблемы как качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее; недоступность качественного образования для каждого обучающегося, ввиду малой информационной поддержки образования, такой как доступность базы данных, дистанционного образования; развитие связей с рынком труда отходят на второй, а возможно и третий план. В соответствии с нехваткой финансовых ресурсов нельзя говорить об эффективном и действенном решении этих проблем. Также можно предположить, что данные проблемы появились и появляются вследствие нехватки денежных средств.
В результате выявляется целая цепочка непреодолимых последствий: при недостатке финансовых ресурсов, снижается качество образования и его дальнейшее развитие, что приводит к снижению человеческого капитала и падению экономического роста страны.
Выделим основные методы совершенствования системы финансирования образования:
1) Финансирование учебных заведений необходимо производить из бюджетов разных уровней на основании установленных нормативов;
2) Расширения границ привлечения внебюджетных средств. Данное направление быть непротиворечивым и сочетаться с развитием автономии учебных заведений в распоряжении финансовыми ресурсами.
3) Рекомендовано освободить бюджетные учреждения от уплаты налогов с бюджетных средств, к которым отнесены все доходы бюджетного учреждения, в том числе от осуществления соответствующей деятельности с использованием государственного имущества, переданного ему в оперативное управление.
4) Необходимо включение бюджетополучателей в процедуру разработки проекта бюджета. Это вызвано тем, что и действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных бюджетных учреждений, образовательных, связанных с их спецификой, материально-технической базой, географическим расположением и др. факторами, которые не могут быть в полной мере предусмотрены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;
5) Выделение финансов на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая финансы на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и компьютерной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
6) Создавать благоприятные условия меценатам и спонсорам, освободив их добровольные взносы в образовательную деятельность от налогов вообще или значительно их снизить. Также рекомендуется отдельно рассмотреть вопрос о льготах, которые обеспечивают стабильное значительное поступление средств из различных внебюджетных источников.
Рассмотрев и применив данные принципы можно говорить об укреплении системы образования страны, повышении благосостояния, а также увеличения экономического роста страны, который зависит от развития человеческого капитала.

Список использованной литературы:

1. Аветисян, И.А. Финансирование расходов на высшее образование в Российской Федерации и направления его совершенствования / И.А. Аветисян // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007.
2. Беляков, С. А. Лекции по экономике образования / С. А. Беляков. - М.: ГУ–ВШЭ, 2007. - 338 с.
3. Беляков, С. А. О налогообложении высших учебных заведений / С. А. Беляков // Университетское управление: практика и ана- лиз. - 1997. - № 2. - С. 3–8.
4. Беляков С.А, Агранович М.Л., Озерова Н.Б., Клячко Т.Л. Москва: Технопечать, Финансирование образования анализ эффективности, 2003, cерия "Управление. Финансы. Образование"
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
6. Макарчева О.А. Статья «Современный механизм внебюджетной деятельности ВУЗа».
7. ФЗ «Об образовании»: от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
8. Налоговый кодекс РФ
9. Якушина Н. А. Статья: «Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в Российской Федерации» Опубликовано 14.04.2013
10. «Доклад о человеческом развитии 2014 года» (Human Development Report 2014), подготовленном Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН).


Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
В условиях проведения широкомасштабной модернизации экономики РФ решающим фактором становится повышение образовательного уровня населения.
Для подготовки квалифицированных кадров требуются систематические значительные вложения в образование.
Основным «поставщиком» образовательных услуг являются образовательные учреждения.
Источники поступления финансовых средств в образовательные учреждения складываются из: бюджетных средств; средств корпораций; средств домохозяйств. В последние годы возрастают объемы финансирования и разнообразие форм денежных средств, привлекаемых в данную отрасль.
В связи с принятием закона от 08.05.2010 г. №83-ФЗ, посвященного совершенствованию правового положения учреждений, кардинальным образом меняется бюджетное финансирование образовательных учреждений. Бюджетные средства будут выделяться в форме субсидии на выполнение задания, а не по смете, как было ранее. В основе расчета субсидии находится нормативный метод.
Широкая сеть дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ в подавляющем большинстве находится в ведении муниципальных образований и субъектов РФ, соответственно, эти учреждения финансируются из местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. При этом доля местных бюджетов в финансировании дошкольного и школьного образования снижается, а доля региональных бюджетов возрастает.
Это связано с внедрением нормативно-подушевого финансирования, предусматривающего выделение субвенции из бюджета субъекта РФ местному бюджету на финансирование государственных образовательных гарантий.
Нормативно-подушевое финансирование предполагает, что объем бюджетного финансирования, предоставляемого образовательному учреждению, зависит от численности учащихся и стоимости образовательной услуги, им предоставляемой, в расчете на одного ученика.
В результате образовательные учреждения заинтересованы в максимизации числа учащихся и между ними возникает конкуренция за учеников, что является стимулом для повышения качества предоставляемых образовательных услуг.
Т.о., применение нормативов финансирования обеспечивает повышение прозрачности и объективности распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями, а также сокращение времени, которое уходит на переговоры между администрацией школ и органом управления образованием
Роль федерального бюджета, как источника денежных средств для данных уровней образования, незначительна.
Так, доля федерального бюджета в финансировании дошкольного образования в 2009 г. составляла 1% в структуре расходов бюджетов всех уровней по разделу «Образование», а в финансировании общего образования - 1,2%. В структуре расходов на дошкольное и общее образование средства консолидированных бюджетов субъектов РФ составляют 21,5% и 58,7% соответственно.
Подавляющая часть средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку образования, направляется на финансирование профессионального образования, из них 80% - на финансирование высшего образования.
Из федерального бюджета поступают средства на реализацию федеральных целевых программ в области образования и национального проекта «Образование», что напрямую касается первых ступеней образования.
Этот проект реализуется на территории РФ пять лет. Финансирование проекта является одним из важных направлений расходов федерального бюджета в форме субсидий.
На его реализацию в 2006 г израсходовано 28,96 млрд руб., в 2007 г. - 51,97 млрд руб., в 2008 г - 42,6 млрд руб., в 2009 г. - 21,03 млрд руб. Доля расходов федерального бюджета составляла 13-18% в 2006-2007 гг., а в 2009 г. этот показатель значительно уменьшился до 6,8%, что было связано с кризисом.
Динамика бюджетного финансирования общего образования в последние годы является положительной.
Так, по данным МФ РФ, бюджетные средства на финансирование общего образования из средств консолидированного бюджета РФ составили: 484,1 млрд руб. в 2006 г.; 454,7 млрд руб. в 2007 г.; 737,8 млрд руб. в 2008 г. и 795,6 млрд руб. в 2009 г. Тем не менее, система общего образования в нашей стране функционирует в условиях постоянного недофинансирования.
С 2007 года в качестве дополнительных средств финансирования образовательных учреждений стал использоваться целевой капитал («endowment»). Так, 30.12.2006 г. принят пакет законов, регулирующих создание целевых капиталов в России.
В настоящее время появилась возможность дополнительного финансирования образования за счет средств материнского капитала. Сегодня получение образования не исчерпывается процессом обучения в формальном секторе.
В связи с развитием рынка образовательных услуг все большую роль начинает играть неформальное образование детей и взрослых.
Получение такого рода образования не фиксируется выдачей официального документа и связано с нелицензируемой деятельностью частных преподавателей.
Обособленно в системе источников финансирования образования находится образовательный кредит. Это новый вид кредитования, который практикуется весьма ограниченно.
Для того, чтобы кредитные образовательные программы могли охватить широкий круг студентов, необходимо разработать приемлемые условия: осуществлять кредитование без залога и предоплаты сроком на десять лет, причем первые пять с половиной лет, отведенные на обучение и дальнейший поиск работы, должны считаться льготным периодом, т.е. обслуживание займа должно быть бесплатным и должна быть предусмотрена частичная компенсация из бюджета рыночной процентной ставки.
Эти условия позволят отечественной модели образовательного кредитования максимально приблизиться к западноевропейским стандартам.

Еще по теме ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ:

  1. Финансирование системы образования. Фонды образования, их структура и назначение
  2. Современное правовое образование в контексте формирования новой системы образования
  3. 5.2 Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
  4. § 2 Теократические тенденции современной государственности
  5. Современные тенденции и противоречия российского антимонопольного законодательства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Финансирование проекта предполагает выбор некоторых методов оплаты расходов, связанных с его реализацией, а также определение источников инвестирования с их структурой. Указанный метод выступает в качестве способа привлечения ресурсов для инвестирования с целью обеспечения реализации выбранного проекта.

Методы финансирования

Любая программа финансирования предусматривает использование таких методов:

Самофинансирование, осуществляющее инвестирование лишь за счет собственных ресурсов;

Акционирование и прочие виды долевого финансирования;

Предоставление кредитов банковскими учреждениями, а также выпуск облигаций;

Финансирование за счет бюджетных средств;

Комбинация различных указанных выше форм финансирования;

Проектное финансирование.

Проектное финансирование

Это метод, которому необходимо уделить больше внимания в данной статье, так как в экономической литературе можно встретить разнообразные взгляды по вопросу его состава. Одним из главных разногласий является определение данного термина. При всем разнообразии его толкований необходимо выделить узкое и широкое определение:

Широкая трактовка предполагает следующую формулировку. Проектное финансирование - это совокупность методов и форм обеспечения денежными средствами реализации различных разработок. В этом случае данное понятие рассматривается в качестве способа мобилизации разных источников ресурсов с комплексным использованием соответствующих методов, которыми осуществляется финансирование проекта. Также это могут быть выделенные денежные ресурсы, которые направляются только на строго определенные цели в рамках конкретной инвестиционной разработки.

Узкое определение: проектное финансирование - это метод обеспечения ресурсами определенных направлений деятельности, характеризующийся способом возвратности таких вложений. В его основе находятся только те денежные доходы, которые генерируются инвестиционным проектом. Также для данной трактовки характерно оптимальное распределение взаимосвязанных с данным проектом рисков сторон, участвующих в его реализации.

Источники выделения денежных ресурсов

Любое финансирование предприятия и его проектов представляет собой денежные ресурсы, которые могут подразделяться на (внутренние), а также заемный и привлеченный капитал (внешние). В данной статье будут рассмотрены основные формы таких источников в соответствии с задачами финансирования конкретных инвестиционных проектов.

Итак, внутреннее финансирование должно быть обеспечено за счет предприятия, которое планирует непосредственную реализацию инвестиционных разработок. С его помощью предполагается использование собственных ресурсов в форме акционерного (уставного) капитала. К данному источнику можно причислить и поток средств, формируемый в процессе осуществления деятельности субъектом хозяйствования (чистая прибыль или При этом аккумулирование ресурсов, предназначенных для реализации любого проекта, должно иметь целевую направленность, которая достигается за счет выделения собственного бюджета на данную статью расходов.

Такое финансирование предприятия может использоваться лишь при реализации некрупных разработок. А капиталоемкие проекты, требующие дополнительных инвестиций, в основном финансируются за счет дополнительных источников.

Внешнее финансирование - это использование таких источников, как средства различных финансовых институтов и нефинансовых организаций (государства, населения и иностранных инвесторов), дополнительные вклады денежных средств учредителей субъекта хозяйствования. Данное инвестирование осуществляется с помощью мобилизации привлеченных средств в форме долевого финансирования и заемных ресурсов с помощью привлечения кредитного финансирования.

Источники привлечения дополнительных средств: достоинства и недостатки

При реализации различных инвестиционных проектов должна быть обоснована стратегия финансирования, проведен анализ всех возможных методов и источников финансирования, а также должна быть проведена тщательная разработка схемы задействования дополнительных средств для оплаты всех расходов, связанных с данным направлением деятельности субъекта.

Так, уже утвержденная схема финансирования должна обеспечивать:

Необходимый объем инвестирования при реализации разработанного проекта как в общем объеме, так и на каждом отдельном этапе его внедрения;

Оптимизацию состава финансовых источников;

Максимальное уменьшение и рисков самого проекта.

Финансирование образования

Образование является достаточно важной отраслью жизнедеятельности общества, требующей дополнительного финансирования в определенных объемах. Его источниками являются:

Бюджеты различных уровней;

Предоставление платных услуг в сфере образования;

Научная деятельность таких учреждений с последующей реализацией ее результатов;

Осуществление предпринимательства данных организаций, не связанного с научной деятельностью и образованием.

Обращаясь к статистическим данным, необходимо отметить, что сегодня муниципальное и государственное финансирование образования занимает в ВВП порядка 3%, а из средств субъектов хозяйствования и населения в данную сферу поступает порядка 2% ВВП.

Финансово-инвестиционная стратегия организации

Данное понятие предполагает наличие совокупности определенных решений, которыми охватываются приоритеты, выбор и величины использования всевозможных источников дополнительных ресурсов. Такое финансирование - это средства, направленные на решение технических, маркетинговых, социальных и управленческих стратегий. При этом центральное место отводится маркетинговой стратегии, которая существенным образом индуцирует другие компоненты решений в иных сферах (техническая, управленческая и социальная). Однако указанные направления принятия решений можно реализовать и автономно.

Финансирование образования – одна из самых актуальных и дискутируемых проблем, поскольку, с одной стороны, экономические выгоды образования в немалой степени являются индивидуальными, с другой – это вложения в человеческий потенциал – национальное богатство общества. Ресурсов на развитие отрасли не хватает. Расходы консолидированного бюджета на образование в 1995 г. составили 4%. Пик роста этого показателя пришелся на 1997 г. Затем началось его падение вплоть до 2,9% в 2000 г., а с

2001 г. (как тенденцию) можно констатировать возрастание величины до 3,9% в 2006 г. Приемлемая минимальная ориентация российских госрасходов на образование (с учетом мировых тенденций) – 6–7% ВВП. При таком допущении можно полагать, что минимальное недофинансирование образования в 2009 г. составит не менее 1,2 трлн руб. (в 2008 г. более 800 млрд руб.), т.е. ассигнования консолидированного бюджета на образование почти на 40% меньше минимальной потребности.

В целом за 1995–2006 гг. финансирование отрасли в сопоставимых ценах выросло в 1,6 раз, т.е. среднегодовой темп прироста составил 2,35%. Это означает, что значимых скачков в ресурсном обеспечении не было. За рассматриваемый период в структуре затрат на образование значительно снизилась доля ДДУ, школ, НПО (в % к ВВП в 2006 г. – 0,5; 1,8; 0,2

соответственно). Незначительно изменилась доля СПО и вузов: за 2000–2006 гг. она повысилась для СПО с 0,1 до 0,2%, а для вузов с 0,3 до 0,6%. Однако в 1991 г. удельный вес государственных затрат на высшее образование составлял 1,2% от ВВП, т.е. за 17 лет доля в ВВП снизилась вдвое.

Это подтверждает тот факт, что государственная концепция затрат на образование явно ориентирована на экономию бюджетных расходов и рост затрат населения. Подобная линия, заложенная в бюджетную политику в 90-е гг., продолжается, хотя и не афишируется. Между тем, вопрос о соотношении затрат государства и населения на образование приобретает принципиальное значение. В отношении бесплатности общего среднего образования формально никто не возражает, хотя все виды дополнительных услуг, как правило, переводятся на платную основу. Что касается российских вузов, то в 2006 г. лишь 40,9% студентов обучалось за счет бюджета, 43% учились в государственных вузах на платной основе и 16,1% студентов оплачивали обучение в негосударственных вузах7.

Существуют неофициальные расчеты, согласно которым всего на образование расходуется 5,5% ВВП, из которых до

1,5% могут быть затраты населения, а доля бизнеса по разным расчетам – от 0,3 до 1,3% ВВП. Такое распределение является «ахиллесовой пятой» перестройки образования, так как любые масштабные преобразования требуют, во-первых, существенного роста доли бизнеса (до 2% ВВП), вступающего в партнерские отношения с государством, во-вторых, снижения коммерциализации образования в очень сложной демографической ситуации и по-прежнему при невысоких доходах населения, не способных компенсировать полностью услуги ЖКХ и постоянно растущие затраты на образование и здравоохранение. На наш взгляд, намечаемый к 2020 г. рост доли общих расходов на образование до 7% от ВВП (в том числе бюджетных – до 5,5–5%) проблему не решает.

7. Рассчитано по данным: (Образование в Российской Федерации: 2007 (2007. C. 108)).

Германия

Социальная сфера и условия жизни людей 180

Мировая практика доказывает, что решающая роль государства в финансировании образования не ослабевает и не подвергается сомнению ни в одной развитой стране (табл. 2).

Таблица 2

Государственное финансирование образования

(в % к ВВП)

Сейчас существуют две крайние позиции в отношении модели финансирования российского образования:

Все общее образование и бакалавриат становятся бесплатными, что вполне закономерно в сложной демографической ситуации;

Все высшее образование становится платным (на кредитной основе), исключая победителей олимпиад или конкурсов.

К промежуточной можно отнести позицию, согласно которой все высшее образование переводится на оплату определенной доли образовательных услуг населением. Такой можно считать модель Минобрнауки и альтернативную модель, предложенную А.Я. Рубинштейном (Человек в мире экономики (2007. C. 55)). Бесплатность общего среднего образования в этой модели не подвергается сомнению. Она является принципиальным положением предлагаемой реформы, а в высшем образовании – введение индивидуальной платы дополняет государственные расходы. Пропорция расходов государственного бюджета и платы студентов за обучение устанавливается исходя из конкретных расчетов и необходимости повышения общего уровня финансирования высшей школы, в том числе для увеличения оплаты труда профессорско-преподавательского персонала и роста технического оснащения вузов. Следует отметить еще несколько особенностей модели А.Я. Рубинштейна:

1) отвергается негативная практика, когда в государственных вузах обучаются и коммерческие и бюджетные студенты;

2) реализуется принцип замены любых форм предоплаты оплатой образовательных услуг после завершения обучения в вузе;

3) ключевое положение модели – небанковский механизм кредитования студентов;

4) решается вопрос о переходном периоде, в течение которого возвратная плата распределяется между выпускником и работодателем;

5) возвратная плата может принять форму налога на доход, или работодатель производит отчисления в специальный фонд высшего образования;

6) предусматривается принцип многоканальности финансирования: наряду с финансированием образования из Центра и из средств населения, подключаются ресурсы субъектов РФ и бизнеса.

Вероятно, в сложившейся ситуации государство должно ориентироваться не на сокращение бюджетных расходов, а на модернизацию своей бюджетной политики. Учитывая это, ряд авторов предлагают использовать стратегию «социального императива» (Рубинштейн (2008а. C. 347–369)). В ее основу положено законодательное закрепление пороговых показателей финансирования социальных отраслей, включая образование. В свое время такие нормативы финансирования образования, науки и культуры были ликвидированы по инициативе чиновников. Когда финансовые возможности государства увеличиваются, необходимо восстановление этих нормативов как минимальных. Прежде всего речь идет о доле бюджетных расходов в ВВП (6–7%). Кроме того, должны быть введены минимальные нормативы оплаты труда (на уровне сферы управления) и минимальные расходы на инвестиции в МТБ. Реализация любой модели финансирования предполагает отработку ряда финансовых механизмов и инструментов. Остановимся на характеристике некоторых из них.

Социальная сфера и условия жизни людей 182

Трансфертные схемы. Использование механизмов рыночного типа в сфере образовательных услуг основано на том, что потребитель должен иметь свободу выбора этих услуг в зависимости от цены и качества, что заставляет производителей учитывать потребительские предпочтения и улучшать качество услуг в конкурентной среде. При этом существует альтернатива в финансировании образования. Можно субсидировать учреждения (многолетняя практика российской образовательной системы) или ввести трансферты потребителям. Трансфертная схема предполагает реализацию принципа: «деньги следуют за оказанием услуги».

Наиболее известная модель – ваучерная, которая приобрела множество сторонников. Однако следует учитывать, что подобные схемы в конечном итоге трансформируются в бюджетное финансирование вузов по результатам работы. Идея ваучеров циркулировала в России в течение всех 90-х гг. Далее она перевоплотилась в идею ГИФО (государственное именное финансовое обязательство), и этот замысел начал проводиться в жизнь вместе с экспериментами, связанными с переходом к ЕГЭ. Однако слабая проработка концепции, недоучет реальных условий и финансовых возможностей привели к отказу от ГИФО в явном виде.

В настоящее время официально признана модель нормативного подушевого финансирования. В соответствии с новыми разработками Минобрнауки к 2012 г. все школы и не менее 50% профессиональных учебных заведений будут переведены на нормативное подушевое финансирование, а к 2020 г. все образование намечается перевести на этот принцип финансирования. Однако в концепции новой модели образования предусмотрено, что трансфертами будет охвачено финансирование лишь текущих расходов, ресурсы же на материально-техническую базу и новые технологии предоставляются по другим каналам. Насколько эффективен этот механизм, в каком соотношении должны находиться индивидуальные и государственные расходы – ответ на эти вопросы вполне могут дать результаты эксперимента,

проводимого в настоящее время в регионах. На наш взгляд, эти результаты позволят оценить целесообразность отхода от механизма финансирования учреждений.

Образовательные кредиты. Целью предоставления

образовательных кредитов является финансовая поддержка студентов, не имеющих возможности полностью оплачивать обучение и другие расходы. Эта поддержка реализуется в разных странах с помощью различных механизмов, в зависимости от степени участия государства в финансировании и особенностей самой образовательной системы. К таким механизмам относятся: государственное субсидирование, финансирование через образовательные (благотворительные) фонды посредством выделения грантов и стипендий; трансферты, предоставляемые университетами из собственных средств (стипендии, субсидии); система кредитования студентов (выдача образовательных кредитов на период обучения). Важными характеристиками системы кредитования студентов являются уровень доступности кредитов и степень участия государства в подобных программах.

В России нет государственных кредитов, а существующие программы финансируются коммерческими банками. Государственное участие может состоять в субсидировании процентной ставки (когда кредит выдается банком по низкой или беспроцентной ставке, а разность компенсируется государством), а также в предоставлении кредита студенту напрямую или в фоме поручительства (государство выступает гарантом возврата кредита, если у заемщика возникнут проблемы).

Для развития в России образовательных кредитов требуется разработка банками кредитных программ, предоставляющих студентам условия, аналогичные тем, что существуют в развитых странах. Однако без государственных гарантий такая система не сможет работать эффективно. В

2008–2010 гг. проводится эксперимент по предоставлению кредитов, параллельно обсуждается закон о кредитах, где

Социальная сфера и условия жизни людей 184

оговаривается максимальная процентная ставка (не более

10%). По закону предоставляется льготный период для погашения долга – весь срок обучения и три месяца, а кредиты будут выдаваться по поручительству. При неисполнении заемщиком своих обязательств государство в лице Рособразования компенсирует 10% от расходов, связанных с исполнением договора – поручительства. Результаты эксперимента помогут выработать приемлемые для России формы кредитования. В Стратегии-2020 использование кредитов намечается для 12% студентов.

Государственно-частное партнерство. Сущность

партнерства можно определить как совместное участие заинтересованных сторон в решении конкретных проблем на основе объединения ресурсов при разделении полномочий, ответственности и рисков. Взаимодействие вузов и бизнеса может быть реализовано с помощью различных форм и механизмов. Например, посредством частичной занятости профессионально-преподавательского персонала вуза в компаниях и корпорациях или путем создания регионального консорциума университета (или нескольких университетов) и фирм. Со стороны бизнеса возможно: приобретение исследовательского оборудования для вузов; спонсирование исследовательских работ в вузе; стажировка студентов и аспирантов на предприятиях и именные стипендии студентам; информационная поддержка вузов и мониторинг рынка труда. Предприниматели могут принимать участие в процессе обучения студентов, в корректировке программ обучения, в наблюдательных и попечительских советах и др.

Важным инструментом финансирования университетов, в том числе и бизнесом, являются капитальные фонды (эндаументы). Они представляют собой активы, полученные из государственных источников, корпоративных и общественных организаций, а также от частных лиц в качестве благотворительной деятельности. Наличие значительного капитального фонда позволяет вузу вести стабильную иссле-

довательскую работу, привлекать квалифицированные преподавательские кадры, повышать качество преподавания. Наибольшие объемы университетских эндаументов сосредоточены в США – более 260 млрд долл., в Англии – около

5 млрд долл.

Для России создание капитальных фондов становится важнейшим направлением финансовой поддержки науки и образования. Этот процесс может быть реализован как государством (путем передачи недвижимости, земельных участков и пр.), так и за счет частных пожертвований. В 2007 г. вступил в действие закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Он позволяет таким учреждениям, как университеты, формировать целевой капитал, передавать его в доверительное управление и использовать полученный доход для целей, определенных уставом и договорами с жертвователями. Такие доходы не облагаются налогами. По закону государственные или муниципальные учреждения могут быть получателями средств целевых фондов, но не являются их учредителями. В этом случае формируется некоммерческий фонд, который становится собственником целевого капитала в пользу государственного учебного заведения. Следует отметить, что российскому закону придано мощное бюрократическое сопровождение и отсутствуют налоговые стимулы для жертвователей.

Решение о консолидации усилий бизнеса и научно-образовательного сообщества для подготовки кадров инновационной экономики, о совмещении этого процесса с развитием фундаментальной науки практически начало реализовываться при создании Южного федерального университета (ЮФУ) в рамках национального проекта «Образование». Здесь сформирован свой эндаумент, который является не просто средством взаимодействия вуза с бизнесом, но и эффективным инструментом становления национальной инновационной системы (НИС) в Ростовской области.

Социальная сфера и условия жизни людей 186

Материал взят из книги Социальная политика в контексте «нормативной теории государства» (А.Я. Рубинштейна)

Введение 3

Глава 1. Система образования и её финансирование 4

1.1. Общая характеристика системы образования и источники её финансирования 4

1.2. Организация финансирования расходов бюджетов на образование 7

Глава 2. Бюджетные средства на финансирование образования 12

2.1. Расчётные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования 12

2.2. Сравнительный анализ финансирования расходов на образование в 2005 году 21

2.3. Расходы на образование в 2006 году 22

Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования образования 24

3.1. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 24

3.2. Конкретные проблемы бюджетного финансирования в рамках основных проблем 25

3.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования 27

Заключение 30

Библиографический список 31

Приложения

Введение.

Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план.

В данной курсовой работе можно выделить следующие цели:

Дать общую характеристику системе образования в РФ;

Рассмотреть основные источники финансирования образования;

Дать сравнительную характеристику расходам на образование;

Перечислить проблемы финансирования образования и предложить возможные пути их решения.


Глава 1. Система образования и её финансирование.

1.1 Общая характеристика системы образования и источники её

финансирования.

Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Основы регулирования государственной политики в области образования сформулированы в федеральном законе от 13 января 1996 года №125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утверждённой постановлением правительства РФ от 4 октября 2004 года №751.

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранять единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальных объём учебной нагрузки обучающихся.

Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путём создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона. Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчёркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счёт средств и местных бюджетов. С позиции ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из бюджета местного органа самоуправления.

Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определённого уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по свои организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

Дошкольные;

Образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

Начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

Дополнительного образования взрослых;

Дополнительного образования детей;

Специальные (коррекционный) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

Для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.

Кроме образовательных учреждений в систему образования включается также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения: научно-методические центры, медико-психолого-педагогические службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, службы по хозяйственному содержанию зданий и др.

Каждое образовательное учреждение создаётся одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. В соответствии со ст.120 ГК РФ «учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объём бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:

На финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждении профессионального образования;

На реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодёжь России», Программа развития образования и т.п.