Контроль правильности ведения налогового учета. Методика проверки соблюдения правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на проверяемых предприятиях

Объекты проверки. Методика проверки. Учетная политика для целей налогообложения. проверка кассовых операций. Методика проверки правильности применения контрольно-кассовой техники.

В ходе налоговой проверки проверяющие исследуют документы и информацию на машинных носителях, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогоплательщиком в соответствующие бюджеты налогов и сборов, а также принятия правильного решения по результатам проверки.

Объектами проверки, в частности, являются устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности, учетные регистры, журналы-ордера, ведомости и другие, первичные учетные документы, а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов. В состав подлежащих проверке первичных учетных документов входят:

Приказ об учетной политике предприятия;

Расчетно-платежные документы;

Банковские выписки по движению денежных средств в российской и иностранной валютах по расчетным, текущим, валютным и иным счетам;

Приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в счет оплаты за отгруженную продукцию;

Договора на поставку продукции, договора-поручения на реализацию товаров, договора с транспортными организациями на поставку и перевозку грузов, договора о совместной деятельности без образования юридического лица, договора, предусматривающие осуществление бартерного обмена товарно-материальными ценностями, приказы об оплате труда в натуральной форме;

Первичные документы на отпуск товаров со склада, а именно товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом, путевые листы, накладные по перевозке груза железнодорожным транспортом, водным и воздушным транспортом, доверенности на получение продукции;

Акты выполненных работ;

Счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций.

В процессе проверки устанавливается соблюдение налогоплательщиком действующего порядка оформления первичных учетных документов и отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете, наличие первичных учетных документов, являющихся основанием для документирования данных операций.

Проверка каждого учетного документа включает:

Формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления, установленных действующим законодательством для такого рода документов;


Арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчета количественных показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах;

Правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие содержания документа действующему на момент совершения операции законодательству.

В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируется:

а) полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов и иных объектов налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;

б) соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налогооблагаемой базы, данным синтетического и аналитического учета. В этих целях указанные показатели сверяются с остатками и оборотами по счетам бухгалтерского учета главной книги, с аналогичными показателями регистров синтетического учета;

в) полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налогооблагаемой базы; соответствие данных налоговой и бухгалтерской отчетности, синтетического и аналитического учета первичным учетным документам. Проверка первичных учетных документов проводится в хронологическом порядке, в разрезе проверяемых счетов синтетического учета, операции по которым оказывают или могут оказать влияние на формирование налогооблагаемой базы. При этом особое внимание должно быть уделено проверке достоверности и полноты отражения операций по счетам бухгалтерского учета, предназначенным для обобщения информации;

г) правильность ведения налоговых регистров и отражения итогов в налоговых декларациях.

Особо тщательно анализируется приказ об учетной политике для целей налогообложения. В нем должны быть отражены: система налогообложения, применяемая налогоплательщиком, основные положения по ведению налогового учета и аналитических регистров, метод признания доходов и расходов, метод оценки материальных ценностей, начисления амортизации и т.п. Учетная политика в течении года меняться не может.

За неведение должного учета Налоговым кодексом предусмотрена налоговая ответственность.

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика .

В план проведения выездной налоговой проверки включаются вопросы, не связанные с исчислением налогов, это: правильность ведения кассовых операций, правильность применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ).

Проверка кассовых операций проводится в целях выполнения Межведомственного плана мероприятий государственных контролирующих органов по пополнению доходной части бюджетов. Цель проведения проверки: выявление фактов нарушений организациями норм действующего законодательства, регулирующего порядок ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, и применение установленных мер ответственности к нарушителям указанных норм.

Проверка проводится в соответствии с Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» № 14-П от 05.01.98 г. (в ред. от 22.01.99 г. № 488-У) и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» № 56 от 25.03.97 г.

Порядок проведения кассовых операций регламентируется письмом ЦБ РФ от 04.10.93 г. №18 «Порядок ведения кассовых операций в РФ»

В ходе проверки кассовых операций проверяются следующие вопросы:

1. Проверка полноты и своевременности оприходования выручки в кассу и сдача выручки на расчетный счет.

2. Выявление операций не подтвержденных документально.

3. Соблюдение лимита денежных средств в кассе.

4. Проверка расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами.

Проверка производится по следующим документам:

Приходные кассовые ордера;

Расходные кассовые ордера;

Кассовая книга;

Объявление о сдаче наличных денежных средств;

Платежные поручения;

Выписки банка из лицевого счета;

Авансовые отчеты;

Доверенности;

Договора

Другие документы.

Результаты проверки сообщаются в обслуживающий налогоплательщика банк и фиксируются в акте выездной налоговой проверки.

При выявлении нарушений к налогоплательщикам применяются штрафные санкции Кодексу РФ «Об административных правонарушениях».

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс.руб. до 5 тыс.руб.; на юридических лиц - от 40 тыс.руб. до 50 тыс.руб.

В ходе выездной налоговой проверки инспектора проверяют правильность применения контрольно-кассовой техники.

Проверка ККТ осуществляется в соответствии с законом РФ от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Данный вопрос не является налоговой проверкой, но его результаты отражаются в акте ВНП и влияют на результаты проверки.

Методика проверки контрольно-кассовой техники:

1. Проверяется наличие карточки регистрации ККТ в налоговом органе.

2. Проверяется наличие договора на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники.

3. Проверяется соответствие применяемой модели ККТ Государственному реестру контрольно-кассовой техники.

4. Проводится ревизия кассы: распечатывается промежуточный отчет ККТ без гашения о полученной выручке на момент проверки. Снимается остаток денежных средств в кассе. Наличные денежные средства сверяются с остатком на начало дня и полученной выручкой по отчету.

5. Результаты ревизии кассы проверки отражаются в отдельном акте, который в последствии прилагается к акту выездной налоговой проверки. Наличие излишков в кассе косвенно свидетельствует о неприменении ККТ, однако, этот факт нужно доказать.

6. При наличии недостатка в кассе делается предложение о взыскании недостачи с виновных лиц.

7. Проверяется наличие Книги кассира - операциониста. Проверяется правильность ее оформления и ведения. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью. Книга заполняется ручкой, исправления должны быть оговорены. В книге записывается полученная за каждый день выручка с приложением ежедневного отчета ККТ.

8. Полученная выручка по книге кассира - операциониста сверяется с выручкой отраженной в бухгалтерских или налоговых регистрах для целей налогообложения.

9. Проверяется исправность контрольно-кассовой техники: наличие пломбы, голограммы, качество отпечатка чека, наличие на чеке обязательных реквизитов и т.д.

10. С помощью контрольной закупки проверяют применение ККТ и выдачу чека. Контрольную закупку должно делать постороннее лицо. При выявлении нарушений составляется свидетельские показания.

11. При выявлении нарушений к налогоплательщикам применяются штрафные санкции Кодексу РФ «Об административных правонарушениях».

Штрафные санкции предусмотрены ст.14.5 КоАП РФ в отношении налогоплательщиков, не применяющих контрольно-кассовую технику.

К указанному виду нарушения относятся следующие нарушения:

Фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);

Использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;

Использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;

Использование ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

Использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККТ пломбы ЦТО - обязательное условие допуска ККТ к применению);

Пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс.руб. до 2 тыс.руб.; на должностных лиц - от 3 тыс.руб. до 4 тыс.руб.; на юридических лиц - от 30 тыс.руб. до 40 тыс.руб..

Результаты проверки правильности применения ККТ влияют на сумму выручки. Если предприятие не пробивает чеки при розничной реализации, то это свидетельствует о занижении дохода для целей налогообложения, что необходимо учесть при составлении акта проверки.

Для учета налогоплательщиков законодательством предусмотрена постановка на учет в налоговых органах (табл. 1).

Таблица 1. Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Налоговые органы обязаны осуществить постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утверждаемом Минфином России.

Следует иметь в виду, что юридические и фактические адреса налогоплательщика должны быть идентичными, что предусмотрено ГК РФ.

В случае ликвидации или реорганизации организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который производит снятие его с учета в течение 14 дней.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах, заявлениях и иных документах.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной.

Постановка на учет и снятие с учета организованы таким образом, что налоговые органы осведомлены о количестве зарегистрированных налогоплательщиков и могут проконтролировать постановку всех их на учет.

Законодательством предусмотрен также код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указывается:

название организации (индивидуального предпринимателя);

юридический адрес;

данные о государственной регистрации;

другие данные.

Камеральная налоговая проверка

Одной из самых распространенных форм осуществления налоговыми органами контроля полноты и своевременности уплаты налогов являются камеральные налоговые проверки, которые проводятся в отношении каждого налогоплательщика.

В случаях, предусмотренных законодательством, налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета декларацию только по тем налогам, плательщиком которых он является, а также бухгалтерскую отчетность, которая представляется ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом является квартал. Годовая бухгалтерская отчетность представляется не позднее 30 марта года, следующего за отчетным периодом.

В бухгалтерскую отчетность входит:

форма №1 «Бухгалтерский баланс»;

форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»;

формы №3 «Отчет об изменениях капитала», №4 «Отчет о движении денежных средств» и №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (данные формы не являются обязательными для малых предприятий и предприятий, принадлежащих к этой категории);

форма №6 «Отчет о целевом использовании денежных средств» (данную форму представляют организации, имеющие целевые денежные средства, - профсоюзы, общественные организации, фонды и т.д.).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа без какого-либо специального решения руководителя (заместителя) налогового органа не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций или внесенных изменений в налоговую декларацию.

При проведении камеральной налоговой проверки должностные лица налоговых органов проверяют, во-первых, правильность заполнения налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности и их соответствие требованиям действующего законодательства, во-вторых, правильность исчисления и уплаты тех налогов, которые можно проверить при камеральной проверке.

При камеральной проверке налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие данные, отраженные в налоговой декларации, которые налогоплательщик обязан представить в срок, указанный в запросе. В случае обнаружения неточностей, неясностей, неполноты отражения сведений налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика с требованием внести соответствующие изменения. Налогоплательщик обязан их внести в налоговую декларацию.

Как известно, налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, если изменения в декларацию вносятся в том числе до выездной налоговой проверки.

На сумму доплат по налогам, которые выявляются в результате к налоговой проверки, налоговые органы выставляют требования об уплате налога.

Различают два вида выездной налоговой проверки: комплексную и тематическую.

Комплексная проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за один, два или три налоговых периода, предшествующих проверке. При проведении тематической проверки проверяется один или несколько налогов за один или несколько налоговых периодов.

Выездная налоговая проверка производится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В данном решении должно быть отражено:

Ф.И.О. руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, а также его звание;

название организации;

ИНН налогоплательщика;

проверяемые вопросы;

проверяемые периоды;

Ф.И.О. должностных лиц налогового органа, проводящего проверку (в случае проведения совместной проверки с органами налоговой полиции и другими органами их работники также указываются в решении о проведении проверки).

Выездная налоговая проверка не может охватывать более трех лет, предшествующих ей, так как законодательством четко определен этот срок исковой давности.

Запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Исключением являются проверки:

вышестоящим налоговым органом в порядке контроля;

в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации.

Датой начала проверки считается дата ознакомления руководителя или иного уполномоченного лица организации с решением о проведении выездной налоговой проверки, о чем в решении делается соответствующая запись.

Срок проведения выездной налоговой проверки согласно действующему законодательству составляет не более двух месяцев с даты ее начала. Однако в исключительных случаях срок может быть увеличен на один месяц по решению вышестоящего налогового органа. При наличии филиалов и обособленных подразделений срок проверки также увеличивается на один месяц на каждый филиал (если филиалов будет 15, то срок проверки увеличивается на 15 месяцев). Сроки выездной налоговой проверки исчисляются исходя из фактического времени нахождения должностных лиц налоговых органов в организации.

При проведении выездной налоговой проверки:

должностные лица налогового органа могут вызывать любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения или обстоятельства, имеющие значение для проведения данной формы налогового контроля; показания свидетелей вносятся в протокол;

должностные лица налогового органа могут проводить осмотр помещений, принадлежащих налогоплательщику, в присутствии понятых и при участии налогоплательщика или его уполномоченных представителей с составлением соответствующего протокола.

По окончании выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку с указанием предмета проверки, срока ее проведения и личных данных должностных лиц, проводивших ее. Один экземпляр справки вручается налогоплательщику, другой с отметкой о ее получении находится в налоговом органе.

Таблица 2. Сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок

Камеральная проверка

Выездная проверка

1. Субъект

Территориальные налоговые органы

Налоговые органы всех уровней

Совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период

Совокупность финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более тех лет, предшествующих году

3. Основания для проведения

Специального решения не требуется

Решения руководителя налогового органа

4. Периодичность

Регулярно с периодичностью представления отчетности

Выборочно по мере необходимости

5. Место проведения

Место нахождения налогового органа

Место нахождения налогоплательщика

Все налогоплательщики

Юридические лица и индивидуальные предприниматели

7. Используемые мероприятия

Мероприятия, на связанные с нахождением на территории налогоплательщика

Любые, установленные НК РФ мероприятия

При проведении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов, проводящих проверку, имеют право истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для ее осуществления. В этом случае составляется требование о представлении документов за подписью руководителя проверяющей группы, и лицо, которому адресовано данное требование, обязано представить документы в 5-дневный срок.

Следует иметь в виду, что представ документы должны оформлены соответствующим образом - на каждом листе должна стоять надпись «Копия верна» и подпись руководителя или должностного лица организации, имеющего право заверять копии документов на основании специального приказа или в соответствии со своей должностной инструкцией. Помимо представляемых документов налогоплательщик составляет опись данных документов. В случае непредставления или несвоевременного представления документов налогоплательщик несет ответственность в соответствии с налоговым законодательством.

При проведении выездной налоговой проверки, когда имеются остаточные основания полагать, что документы могут быть сокрыты изменены или уничтожены, налоговый орган имеет право провести выемку документов, которая осуществляется на основании специального постановления руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых с составлением и описи изъятых документов. При необходимости могут быть изъяты оригиналы документов, однако в таком случае налоговый орган обязан выдать копии в течение пяти дней. Запрещается проводить выемку документов в ночное время.

Если при проведении выездной налоговой проверки потребуются специальные знания по предметам, не относящимся к компетенции налоговых органов, можно привлечь экспертов, специалистов и переводчиков. Все вышеуказанные лица участвуют в выездной налоговой проверке на договорной основе. При проведении экспертизы вызываются понятые (не менее двух человек), не заинтересованные в исходе дела. Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым оплачиваются расходы на проезд и наем жилого помещения, выплачиваются суточные в соответствии с действующим законодательством и вознаграждение за работу, если она не входит в круг их обязанностей.

За свидетелями, вызываемыми в налоговый орган, на время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган сохраняется заработная плата по основному месту работы.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета Российской Федерации.

По окончании выездной налоговой проверки составляется справка за подписью руководителя проверяющей группы. Копия справки вдается налогоплательщику.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев с момента ее окончания налоговым органом составляется акт, состоящий из трех разделов, в которых:

1) указываются общие данные о проверке (кем, когда, по каким вопросам и в какой организации она была проведена, а также общие данные об организации);

2) указываются налоговые правонарушения, обнаруженные в ходе проверки;

3) приводятся общие выводы по проделанной работе.

Копия акта вручается налогоплательщику, в случае уклонения налогоплательщика от получения копии акта должностными лицами налогового органа делается соответствующая отметка, акт направляется по почте и считается полученным в течение шести дней с момента отправления.

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте проверки, он имеет право направить в двухнедельный срок с момента получения копии акта свои разногласия, которые составляются в произвольной форме, в налоговый орган. Причем в данном случае налогоплательщик имеет право отправить их также по почте. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 6. 1 НК РФ неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

В течение следующих 14 дней данные разногласия должны быть рассмотрены в присутствии налогоплательщика, который уведомляется о дате, месте и времени их рассмотрения, и должно быть вынесено решение:

о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, если его вина считается установленной;

об отказе в привлечении к налоговой ответственности, если его вина считается Неустановленной;

о проведении дополнительных мероприятий, если налоговый орган не имеет достаточных доказательств вины налогоплательщика.

В случае вынесения решения о привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в течение 10 дней ему направляется требование об уплате налога с указанием сумм налогов, пеней и штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет. Данное требование налогоплательщик обязан исполнить в течение 10 дней. Если налогоплательщик не согласен с требованием об уплате налога, он имеет право оспорить результаты выездной налоговой проверки, акт, решение или требование об уплате налога в арбитражном суде или суде общей юрисдикции в зависимости от своего статуса. При неисполнении требования об уплате налога налоговый орган в течение 60 дней имеет право взыскать сумму неуплаченного налога и пени в бесспорном порядке.

В случае неуплаты налогоплательщиком штрафных санкций налоговый орган имеет право подать заявление в суд на их взыскание. При этом законодательством определен срок подачи заявления - три месяца с момента обнаружения налогового правонарушения. В данном случае моментом обнаружения налогового правонарушения считается момент составления акта проверки.

Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ признается «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность». Налоговый кодекс РФ выделяет виды налоговых правонарушений и устанавливает за них меры ответственности (табл. 3).

Таблица 3. Виды налоговых правонарушений и установленные за них меры ответственности (штраф)

Вид нарушения налогового законодательства

Размер штрафа

1. Нарушения срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ)

5 тыс. руб.

2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ):

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе то же более трех лет

10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

29% от доходов, полученных в период деятельности более 90 дней

3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ)

5 тыс. руб.

4. Нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов до 180 дней по истечении установленного законодательством срока представления декларации (ст. 119 НК РФ)

то же в течение более 180 дней

5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.

30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный или не полный месяц, начиная с 181-го дня

5. Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), если эти деяния совершены:

в пределах одного налогового периода

в течение более одного периода

повлекли занижение налоговой базы

5 тыс. руб.

15 тыс. руб.

10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

6. Неуплата или не полная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ)

7. Те же действия, совершенные умышленно

40% от неуплаченных сумм налога

8. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ)

20% от неуплаченных сумм налога

9. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или а помещение (ст. 124 НК РФ)

5 тыс. руб.

10. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ)

10 тыс. руб.

11. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)

Непредставление в установленный срок, предусмотренный Кодексом, документов и иных сведений

Непредставление сведений о налогоплательщике

Те же деяния, совершенные физическим лицом

5 тыс. руб.

50 руб. за каждый непредставленный документ

5 тыс. руб.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Налоговый кодекс РФ выделяет несколько условий, при которых лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения:

отсутствие события налогового правонарушения. Это означает отсутствие в действиях (бездействии) лица противоправности, т.е. нарушения норм законодательства;

отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения. В соответствии со ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное действие умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее:

осознавало противоправный характер своих действий (бездействия);

желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности в следующих случаях:

если лицо, его совершившее, не осознавало противоправности своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий, хотя должно было и могло это осознавать;

при совершении деяния, содержащего признаки налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим к моменту совершения действия шестнадцатилетнего возраста;

при истечении срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. истечении трех лет со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение.

Налоговый контроль – это деятельность компетентных налоговых органов, связанная с проверкой законности действий налогоплательщиков, налоговых агентов, иных участников налоговый правоотношений по выполнению возложенных на них налоговым законодательством обязанностей.

Основной субъект – уполномоченный на осущ. НК (Мин. по Нал. и Сборам + его терр оргнаы)

В определенных случаях полномочиями по НК наделяются так же таможенные органы и органы внебюджетных фондов

В зависимости от характера налоговых мероприятий и времени проведения выделяют:

Предварительный

Текущий НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Последующий

Предварительный налоговый контроль предшествует совершению налоговых операций.

Текущий налоговый контроль сопровождает совершение налоговых операций. (Н: постановка на учет, подача декларации в конце налогового периода)

Последующий налоговый контроль осуществляется после совершения налоговых операций и подконтрольных налоговых действий. (Н: выездная налоговая проверка)

Формы контроля – это конкретные процедурные правила в рамках которых реализуется контрольные мероприятия.

Можно выделить:

Мероприятия по постановке на учет налогоплат, и налог. аг.

Обязательные сообщения разных регистрирующих орагнов и банков.

За расходами физ. лиц (правительство объявило что с 01 01 94 это будет отменено, но пока он предусм в НК)

Проверки – выездные и камеральные

Допрос свидетеля

Истребование документов

Назначение экспертизы

Постановка на учет .

Способ постановки на учет, либо на основании информации поступившей из другого органа, либо по заявлению налогоплательщика.

Ст. 83 НК основания:

Постановка по месту государственной регистрации организации, месту жительства лица (по месту нахождения)

По месту нахождения принадлежащих ему О недвижимости

По месту государственной регистрации принадлежащих налогоплательщику транспортных средств (для различных видов транспортных средств действуют различные правила, некоторые из них – самолет например, рассматривается как недвижимость)



Постановка по месту территориально обособленных подразделений организации

(исключение - территориальное подразделение создано в рамках одного МО – находятся в рамках компетенции одного налогового органа, налоговые платежи поступают в один бюджет)

На налоговый учет ставится не имущество, а налогоплательщик.

Во всех случаях постановка на учет осуществляется самим налоговым органов на основании информации, у него имеющейся и поступающей из других органов. Исключение – создание территориального обособленного подразделения – постановка на учет осуществляется самим налогоплательщиком, он будет нести ответственность, если не выполняет свою обязанность (ст.116, 117 НК).

Постановка на налоговый учет - это включение определенной информации в базу данных. Это информации об учредителях, участниках юридического лица, факты, связанные с реорганизацией, сменой директоров и т.д.

Предусматривается различный порядок поставления на НУ организаций и фл

Организации и ИП д предпринять основные действия для постановки на НУ – направить в нал. орг. соответствующее заявления и в некоторых случаях приложить к нему какие либо документы.

Ф\л не являющиеся ИП не обязаны осуществлять активные действия лоя постановки на НУ, Н.орг. должен сам по имеющейся у него информации поставить фл на ну. как по месту жительства так и по месту регистрации ТС

В этом случае н.ор. осуществляет регистрацию процедуры на основании информации которую ему предоставляют гос органы и иные субъекты в порядке статьи 85 НК.

Плательщику присваивается ИНН.ИНН – числовое обозначение, соответствующие наименованию определенного налогоплательщика. Присваивается определенному налогоплательщику, является индивидуальным, не может быть передан другому лицу. Во всей документации, которая идет от органа налогоплательщику он подлежит указанию, с целью обеспечения идентификации.

В ст 85 НК учитываются те данные которые н. орг. вправе затребовать при постановке на НУ и предоставлении ИНН.

Кроме того, подробно регламентируются сроки в рамках которых должна осуществляться постановка на НУ и предоставление ИНН, сроки для направления плательщиками заявлений о постановке на учет или уточнение информации которая предоставляется:

по общему правилу срок постановки – 5 дней

исчисляется с момента предоставления документов необходимых для постановки.

После постановки организации и ИП в ряде случаев обязаны направить в н. орг. информацию свидетельствующую о серьезных изменениях в их деятельности (ее прекращиении), т.е. информация о реорганизации ликвидации, о начале процедуры банкротства.

Все ИНН вносятся в единый реестр + обязательно дб указаны, когда н. ор. направляет плательщику уведомление требование и т д.

НК не регламентирует подробно постановку и снятие с НУ

Переучет: если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в 10-дневный срок с момента такого изменения.

Методика проверки соблюдения правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на проверяемых предприятиях

Объекты проверки. Методика проверки. Учётная политика для целœей налогообложения. проверка кассовых операций. Методика проверки правильности применения контрольно-кассовой техники.

В ходе налоговой проверки проверяющие исследуют документы и информацию на машинных носителях, имеющие значение для формирования выводов о правильности расчёта, полноте и своевременности уплаты налогоплательщиком в соответствующие бюджеты налогов и сборов, а также принятия правильного решения по результатам проверки.

Объектами проверки, в частности, являются устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности, учетные регистры, журналы-ордера, ведомости и другие, первичные учетные документы, а также иные документы, необходимые для расчёта и уплаты налогов и сборов. В состав подлежащих проверке первичных учетных документов входят:

Приказ об учетной политике предприятия;

Расчетно-платежные документы;

Банковские выписки по движению денежных средств в российской и иностранной валютах по расчетным, текущим, валютным и иным счетам;

Приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в счёт оплаты за отгруженную продукцию;

Договора на поставку продукции, договора-поручения на реализацию товаров, договора с транспортными организациями на поставку и перевозку грузов, договора о совместной деятельности без образования юридического лица, договора, предусматривающие осуществление бартерного обмена товарно-материальными ценностями, приказы об оплате труда в натуральной форме;

Первичные документы на отпуск товаров со склада, а именно товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом, путевые листы, накладные по перевозке груза желœезнодорожным транспортом, водным и воздушным транспортом, доверенности на получение продукции;

Акты выполненных работ;

Счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций.

В процессе проверки устанавливается соблюдение налогоплательщиком действующего порядка оформления первичных учетных документов и отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете, наличие первичных учетных документов, являющихся основанием для документирования данных операций.

Проверка каждого учетного документа включает:

Формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всœех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления, установленных действующим законодательством для такого рода документов;

Арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчета количественных показателœей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах;

Правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие содержания документа действующему на момент совершения операции законодательству.

В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируется:

а) полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов и иных объектов налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;

б) соответствие показателœей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного расчёта налогооблагаемой базы, данным синтетического и аналитического учета. В этих целях указанные показатели сверяются с остатками и оборотами по счетам бухгалтерского учета главной книги, с аналогичными показателями регистров синтетического учета;

в) полнота и правильность отраженияв бухучёте финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налогооблагаемой базы; соответствие данных налоговой и бухгалтерской отчетности, синтетического и аналитического учета первичным учетным документам. Проверка первичных учетных документов проводится в хронологическом порядке, в разрезе проверяемых счетов синтетического учета͵ операции по которым оказывают или могут оказать влияние на формирование налогооблагаемой базы. При этом особое внимание должно быть уделœено проверке достоверности и полноты отражения операций по счетам бухгалтерского учета͵ предназначенным для обобщения информации;

г) правильность ведения налоговых регистров и отражения итогов в налоговых декларациях.

Особо тщательно анализируется приказ об учетной политике для целœей налогообложения. В нем должны быть отражены: система налогообложения, применяемая налогоплательщиком, основные положения по ведению налогового учета и аналитических регистров, метод признания доходов и расходов, метод оценки материальных ценностей, начисления амортизации и т.п. Учётная политика в течении года меняться не может.

За неведение должного учета Налоговым кодексом предусмотрена налоговая ответственность.

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, в случае если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, в случае если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, в случае если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целœей настоящей статьи принято понимать отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета͵ систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета͵ в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика .

В план проведения выездной налоговой проверки включаются вопросы, не связанные с исчислением налогов, это: правильность ведения кассовых операций, правильность применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ).

Проверка кассовых операций проводится в целях выполнения Межведомственного плана мероприятий государственных контролирующих органов по пополнению доходной части бюджетов. Цель проведения проверки: выявление фактов нарушений организациями норм действующего законодательства, регулирующего порядок ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, и применение установленных мер ответственности к нарушителям указанных норм.

Проверка проводится в соответствии с Положением ʼʼО правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерацииʼʼ № 14-П от 05.01.98 ᴦ. (в ред. от 22.01.99 ᴦ. № 488-У) и Положением ʼʼО порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерацииʼʼ № 56 от 25.03.97 ᴦ.

Порядок проведения кассовых операций регламентируется письмом ЦБ РФ от 04.10.93 ᴦ. №18 ʼʼПорядок ведения кассовых операций в РФʼʼ

В ходе проверки кассовых операций проверяются следующие вопросы:

1. Проверка полноты и своевременности оприходования выручки в кассу и сдача выручки на расчетный счет.

2. Выявление операций не подтвержденных документально.

3. Соблюдение лимита денежных средств в кассе.

4. Проверка расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами.

Проверка производится по следующим документам:

Приходные кассовые ордера;

Расходные кассовые ордера;

Кассовая книга;

Объявление о сдаче наличных денежных средств;

Платежные поручения;

Выписки банка из лицевого счета;

Авансовые отчеты;

Доверенности;

Договора

Другие документы.

Результаты проверки сообщаются в обслуживающий налогоплательщика банк и фиксируются в акте выездной налоговой проверки.

При выявлении нарушений к налогоплательщикам применяются штрафные санкции Кодексу РФ ʼʼОб административных правонарушенияхʼʼ.

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс.руб. до 5 тыс.руб.; на юридических лиц - от 40 тыс.руб. до 50 тыс.руб.

В ходе выездной налоговой проверки инспектора проверяют правильность применения контрольно-кассовой техники.

Проверка ККТ осуществляется в соответствии с законом РФ от 22.05.2003ᴦ. № 54-ФЗ ʼʼО применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных картʼʼ.

Данный вопрос не является налоговой проверкой, но его результаты отражаются в акте ВНП и влияют на результаты проверки.

Методика проверки контрольно-кассовой техники:

1. Проверяется наличие карточки регистрации ККТ в налоговом органе.

2. Проверяется наличие договора на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники.

3. Проверяется соответствие применяемой модели ККТ Государственному реестру контрольно-кассовой техники.

4. Проводится ревизия кассы: распечатывается промежуточный отчет ККТ без гашения о полученной выручке на момент проверки. Снимается остаток денежных средств в кассе. Наличные денежные средства сверяются с остатком на начало дня и полученной выручкой по отчету.

5. Результаты ревизии кассы проверки отражаются в отдельном акте, который в последствии прилагается к акту выездной налоговой проверки. Наличие излишков в кассе косвенно свидетельствует о неприменении ККТ, однако, данный факт нужно доказать.

6. При наличии недостатка в кассе делается предложение о взыскании недостачи с виновных лиц.

7. Проверяется наличие Книги кассира - операциониста. Проверяется правильность ее оформления и ведения. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью. Книга заполняется ручкой, исправления должны быть оговорены. В книге записывается полученная за каждый день выручка с приложением ежедневного отчета ККТ.

8. Полученная выручка по книге кассира - операциониста сверяется с выручкой отраженной в бухгалтерских или налоговых регистрах для целœей налогообложения.

9. Проверяется исправность контрольно-кассовой техники: наличие пломбы, голограммы, качество отпечатка чека, наличие на чеке обязательных реквизитов и т.д.

10. С помощью контрольной закупки проверяют применение ККТ и выдачу чека. Контрольную закупку должно делать постороннее лицо. При выявлении нарушений составляется свидетельские показания.

11. При выявлении нарушений к налогоплательщикам применяются штрафные санкции Кодексу РФ ʼʼОб административных правонарушенияхʼʼ.

Штрафные санкции предусмотрены ст.14.5 КоАП РФ в отношении налогоплательщиков, не применяющих контрольно-кассовую технику.

К указанному виду нарушения относятся следующие нарушения:

Фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причинœе его отсутствия);

Использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;

Использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;

Использование ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

Использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККТ пломбы ЦТО - обязательное условие допуска ККТ к применению);

Пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателœем (клиентом).

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателœей, при отсутствии установленной информации об изготовителœе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс.руб. до 2 тыс.руб.; на должностных лиц - от 3 тыс.руб. до 4 тыс.руб.; на юридических лиц - от 30 тыс.руб. до 40 тыс.руб..

Результаты проверки правильности применения ККТ влияют на сумму выручки. В случае если предприятие не пробивает чеки при розничной реализации, то это свидетельствует о занижении дохода для целœей налогообложения, что крайне важно учесть при составлении акта проверки.

Методика проверки соблюдения правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на проверяемых предприятиях - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методика проверки соблюдения правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на проверяемых предприятиях" 2017, 2018.

Одна из самых объемных глав первой части Налогового кодекса РФ посвящена налоговому контролю. И это неспроста. Не только юридические, но и физические лица в Российской Федерации являются плательщиками налогов, а значит, так или иначе, взаимодействуют с органами, осуществляющими налоговый контроль. А потому крайне важно понимать свои права и обязанности, и то, какими полномочиями обладают органы, осуществляющие контроль уплаты налогов.

Под налоговым контролем понимают деятельность уполномоченных органов, призванную обеспечить соблюдение всех требований кодекса в части корректности начисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Такая деятельность может осуществляться в форме выездных проверок, получения объяснений, контроля заполнения отчетности и в иных формах.

Органы, осуществляющие контроль и их функции

Налоговый контроль осуществляют уполномоченные лица – сотрудники налоговых инспекций. В помощь налоговым органам пунктом 3 статьи 82 кодекса предусмотрен обмен информацией между налоговыми, таможенными, следственными органами и внебюджетными фондами.

Статья 85.1 обязывает также федеральное казначейство уведомлять налоговую инспекцию об открытии организацией лицевого счета. А статьей 86 предусмотрена обязанность банков сообщать инспекции об открытии или любых изменениях реквизитов счетов, вкладов.

Кроме того, статья 85 подразумевает информирование налоговых органов о сведениях, связанных с учетом юридических и физических лиц, органами юстиции, адвокатскими палатами, органами, осуществляющими миграционный учет и иными учреждениями.

С целью контроля над полнотой уплаты земельного, транспортного налогов и налога на имущество в налоговый орган информацию передают ведомства, осуществляющие кадастровый учет, регистрацию прав на недвижимость и регистрацию транспорта.

Также в инспекцию от соответствующих ведомств поступает информация о пользователях природных ресурсов, если такое пользование также является объектом налогообложения.

В настоящее время вся информация между ведомствами передается в электронном виде.

Формы налогового контроля

Существует несколько форм налогового контроля. В зависимости от категории налогоплательщика, обстоятельств и фактов хозяйственной деятельности в отношении юридических или физических лиц могут проводиться разные мероприятия.

Постановка на учет

Именно для целей налогового контроля юридические и физические лица обязаны вставать на налоговый учет. Об этом говорится в статье 83 Налогового кодекса. В этой же статье разъяснен и порядок осуществления этой процедуры. Предпринимательская деятельность без постановки на учет карается административным штрафом.

Каждому лицу, вставшему на учет, присваивается индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет и присвоении ИНН выдается в течение 5 дней после подачи заявления.

Налоговый мониторинг

В 2015 году появилась новая форма контроля для организаций в виде налогового мониторинга. Эта мера носит добровольный характер, т.е. налогоплательщики могут сами обратиться в налоговый орган с просьбой провести мониторинг. Для этого предприятие должно соответствовать следующим требованиям:

  • сумма налогов за предыдущий год превышает 300 миллионов рублей (за исключением налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу);
  • доходы за предшествующий год превысили 3 миллиарда рублей;
  • стоимость активов по состоянию на 31 декабря предшествующего года свыше 3 миллиардов рублей.

Отличие мониторинга от иных видов проверок заключается в том, что инспекция в режиме реального времени контролирует данные учета, а результатом обнаруженной ошибки будет не налоговая санкция, а мотивированное объяснение налогового органа и своевременное устранение недочетов налогоплательщиком. Мониторинг проводится в течение календарного года.

Налоговая проверка

Для контроля правильности исчисления и уплаты налогов юридическим лицом инспекции могут проверять как отдельные отчеты, так и деятельность за период продолжительностью до трёх лет.

Камеральная проверка

Почти каждый отчёт, который попадает в налоговую инспекцию, подлежит камеральной проверке. Её целью является контроль правильности заполнения формы и исчисления налога. Продолжительность этого мероприятия – 3 месяца с даты предоставления отчета налогоплательщиком, если только он не является иностранной организацией (для них срок проверки составит 6 месяцев).

При обнаружении ошибок или возникновении вопросов налоговая инспекция вправе обратиться к налогоплательщику за пояснениями. На то, чтобы дать ответ налоговому органу, у проверяемого лица есть 5 рабочих дней. Пояснения придётся дать и в случае, когда подаётся уточняющая декларация, сумма налога в которой будет меньше, чем в первичном отчете.

В случае если несмотря на пояснения налогоплательщика представитель инспекции сочтёт, что имеет место факт налогового правонарушения, он обязан составить акт.

Налоговый орган не вправе требовать дополнительные документы, если обязанность прикладывать их к отчету отсутствует в налоговом кодексе. Исключением являются:

  • декларация по НДС, в которой заявляется право на возмещение налога;
  • случаи, когда подаётся уточняющая декларация спустя 2 года после сдачи первичного отчета, и в этой декларации уменьшается налог к уплате или увеличивается налоговый убыток;
  • декларация по акцизам, в которой заявляется возмещение в связи с возвратом товаров;
  • расчёт по страховым взносам, в котором отражено применение пониженных ставок.

Прекращение камеральной проверки подразумевает, что в отношении проверяемого отчёта закончены какие-либо действия. Тем не менее, согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.03.2016 571-О, если при проведении выездной проверки будут выявлены факты, указывающие на нарушения, которые не были обнаружены в ходе камеральной проверки, инспекция вправе эти факты учесть и применить санкции в отношении организации.

Выездная проверка

Такая проверка проводится на территории налогоплательщика и исключительно по решению руководителя налоговой инспекции или его заместителя. Обязательная информация, которая должна содержаться в документе:

  • наименование (или ФИО) налогоплательщика (полное и сокращённое);
  • налоги, которые являются предметом проверки;
  • срок, за который должны быть проверены документы и факты хозяйственной деятельности (этот период не может быть больше 3 лет, предшествовавших году, в котором было принято решение о проведении проверки);
  • сотрудники инспекции, которые фактически будут проверку проводить.

Основные правила выездной проверки:

  • может проводиться как в отношении одного, так и нескольких налогов;
  • один налог за один период может проверяться только один раз в рамках выездной проверки;
  • в течение одного года выездная проверка может проводиться не больше двух раз (за исключением особых решений органов исполнительной власти);
  • срок проверки – 2 месяца, но он может быть продлён до 4 или в отдельных случаях до 6 месяцев;
  • выездная проверка не может проводиться за период налогового мониторинга, если процедура мониторинга была выполнена без нарушений;
  • проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев (в крайних случаях до 9 месяцев) для истребования дополнительных документов, проведения экспертиз и т.п.

По итогам проверки составляется справка, а в течение двух месяцев должен быть оформлен акт, который подписывается представителями инспекции и налогоплательщика. В случае несогласия с актом, в течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить в налоговый орган свои возражения в письменном виде.

Дополнительные меры

В случаях, когда налоговому органу для анализа недостает информации, или есть обоснованное подозрение в недобросовестности налогоплательщика, могут применяться дополнительные меры.

Осмотр

В рамках как выездной, так и камеральной (но только в отношении НДС) проверок налоговый орган вправе провести осмотр территории налогоплательщика. Эта мера применяется для получения более полной картины и выяснения обстоятельств, имеющих отношение к проверке.

Во время осмотра может проводиться фото и видеофиксация, а также сниматься копии с документов. Присутствие понятых при этой процедуре обязательно. По окончании составляется протокол.

В случае если осмотр проводится в рамках камеральной проверки, то обязательно должно быть мотивированное постановление, подписанное руководителем инспекции или его заместителем.

Выемка документов и предметов

Если есть подозрение в том, что документы в ходе выездной проверки могут быть уничтожены или подделаны, налоговый орган на основании мотивированного постановления может изъять документы и связанные с проверкой предметы.

Так же как и с осмотром, данная процедура проводится в присутствии понятых, а по итогам составляется протокол.

ВАЖНО: Ночью выемка не допускается. До начала процедуры изъятия представителю налогоплательщика должны дать возможность ознакомиться с постановлением и добровольно выдать документы. В случае отказа сделать это добровольно, представитель налоговой инспекции самостоятельно вскрывает помещения и производит процедуру изъятия.

Экспертиза

В некоторых случаях, когда требуются особые знания в области науки, искусстве или иных областях в рамках налоговой проверки может быть назначена экспертиза. В этом случае должно быть оформлено постановление.

Налогоплательщик может указать круг лиц, среди которых проверяющий может выбрать эксперта. Эксперт же может отказаться выдавать заключение, если его знаний недостаточно или ему была предоставлена не вся информация.

ВАЖНО: При неудовлетворенности результатами экспертизы может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Права налогоплательщика при осуществлении мероприятий налогового контроля

Мероприятия налогового контроля воспринимаются налогоплательщиками достаточно болезненно. Для того чтобы в ходе таких мероприятий чувствовать себя уверенно, необходимо знать о своих правах.

Участие переводчика

В случае необходимости к проверке может быть привлечен переводчик. Это должно быть незаинтересованное лицо, с которым оформляется договор. Причем переводчик может быть приглашен и к глухому или немому физическому лицу.

Право вносить замечание в акт о результатах проверки

Проверяемое лицо может отказаться подписывать акт. В этом случае в акте делается запись об отказе. А в течение месяца со дня получения акта с результатами проверки юридическое или физическое лицо вправе предоставить письменные возражения по полученному документу. При этом в этом письме могут быть также указаны и отклонения в оформлении акта, недостаточность сведений в акте (согласно НК РФ), а также нарушения в ходе процедуры проверки.

К письменным возражениям могут быть приложены документы, поясняющие позицию налогоплательщика.

Нужно иметь в виду, что в случае получения акта по почте, месяц будет исчисляться начиная с шестого дня после отправки письма налоговым органом.

Право предъявить к возмещению убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов

Если по вине налогового органа проверяемое лицо понесло убытки, эти убытки должны быть возмещены в полном объеме. Это касается в том числе и недополученного дохода. Важно фиксировать все нарушения процедуры проверки для того, чтобы иметь возможность доказать, что убытки наступили именно по вине представителей налогового органа.

Налоговые санкции как возможное следствие налогового контроля

По итогам мероприятий налогового контроля могут быть предъявлены:

  • пени;
  • штрафы;
  • недоимка.

Должностные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

ВАЖНО: Налоговый орган обязан предложить налогоплательщику оплатить все причитающиеся налоговые санкции самостоятельно. В случае отказа или нарушении сроков погашения задолженности, налоговый орган обращается в суд.