Существуют ли проблемы развития человеческого капитала. Г

© Леонидова Г. В., Устинова К. А., Попов А. В., Панов А. М., Головчин М. А., Соловьева Т. С., Чекмарева Е. А., 2013

©ИСЭРТ РАН, 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Введение

Человеческий капитал как главная доминанта современного социально-экономического развития занимает ведущее место в национальном богатстве развитых стран мира. В них, согласно оценкам Всемирного банка, на долю физического капитала (накопленных материально-вещественных фондов) приходится в среднем 16 % общего богатства, на долю природного капитала – 20 %, человеческого – 64 % (в таких странах, как Германия, Япония, Швеция, удельный вес человеческого капитала достигает 80 %) . В Российской Федерации складывается следующая пропорция: 14, 72 и 14 %. В этой связи объективной необходимостью и особенностью современного этапа развития российского общества является создание условий для формирования человеческого капитала, способствующего переходу страны к инновационному развитию. Это, в свою очередь, требует внесения адекватных, целенаправленных изменений в систему управления человеческим капиталом регионов и поиска факторов, обеспечивающих повышение эффективности процесса.

Несмотря на значительный интерес отечественных и зарубежных ученых к проблемам, связанным с количественной оценкой уровня развития человеческого капитала, его влиянием на инновационное развитие территории и другими аспектами, до сих пор многие вопросы остаются дискуссионными. Следует также отметить, что в большинстве работ анализ проводится на макроуровне, в то время как региональная специфика формирования и использования человеческого капитала представлена недостаточно.

Вместе с тем, очевидно, что наличие аналитической информации по данному кругу проблем имеет принципиально важное значение для формирования политики в области развития человеческих ресурсов. Настоятельная потребность в выработке такой политики определяет актуальность и практическую значимость исследований проблем формирования и использования человеческого капитала на региональном уровне. В монографии представлена комплексная оценка количественных и качественных характеристик человеческого капитала в динамике, в территориальном разрезе, а также с учетом социально-экономических характеристик населения.

В основе книги лежит анализ данных мониторинговых исследований качества трудового потенциала, проводимых ИСЭРТ РАН в Вологодской области, и статистических данных (Евростат, Education at a Glance, Федеральная служба государственной статистики, Вологдастат) и др.

В монографии приведены результаты исследований, выполненных научным коллективом лаборатории исследования проблем развития трудового потенциала отдела исследований уровня и образа жизни населения ИСЭРТ РАН в период с 1997 по 2012 г. под руководством заместителя директора по науке, заведующего отделом исследования уровня и образа жизни населения ИСЭРТ РАН д.э.н. А. А. Шабуновой. В состав авторского коллектива вошли: к.э.н. Г. В. Леонидова (введение, 1.2, 1.3, 4.1, 2.4, заключение), к.э.н. Е. А. Чекмарева (4.2), м.н.с. К. А. Устинова (1.1, 2.1, 2.3, 3.1, 3.2), м.н.с. А. В. Попов (1.3, 4.1), инженер-исследователь А. М. Панов (2.4), н.с. М. А. Головчин и м.н.с. Т. С. Соловьева (2.2).

1. Человеческий капитал: теоретические аспекты

1.1. Экономическая сущность категории «человеческий капитал»

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. подчеркивается, что для перехода от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития необходима реализация ряда направлений, одним из которых является формирование и развитие человеческого капитала.

Основные идеи о формировании человеческого капитала и его компонентах были обозначены еще А. Смитом, но оформление и развитие они получили во второй половине двадцатого века в трудах Т. Шульца, Г. Беккера, Я. Минцера и др. . Анализ теоретико-методологических основ исследования человеческого капитала показал наличие разных подходов к определению данного понятия.

Во-первых, рассмотрение человеческого капитала с акцентом на совокупности имеющихся у человека запаса способностей и качеств, применяемых в процессе производства благ.

Во-вторых, «инвестиционный» подход, подчеркивающий факт накопления капитала в результате вложений в человека или человеческой активности в различных формах.

И, в-третьих, изучение человеческого капитала как фактора экономического роста.

Общим для существующих подходов является вывод о том, что человеческий капитал представляет собой источник будущих доходов или удовлетворения того и другого вместе.

Анализ научных публикаций позволил выделить три этапа в развитии теоретических положений о человеческом капитале.

Первый этап (начало 1960-х гг.) характеризуется появлением понятия «человеческий капитал», повышенным интересом к изучению этой категории. На первом этапе исследователи (Hekimian, 1963; Hermanson, 1964; Becker, 1993; Topel, 1990 и др.; Beattie, Smith, 2010) интерпретировали человеческий капитал узко – как различные знания, навыки, способности личности. В процессе анализа использовались финансовые методы оценки человеческого капитала. В работах иностранных исследователей (Hermanson, 1964; Flamboltz, 1999 и др.) рассматривались проблемы бухгалтерского учета инвестиций в человеческий капитал, оценка их эффективности (однако решение проблем измерения таким способом не было достигнуто).

Второй этап научных воззрений на человеческий капитал (1970–1990 гг.) характеризовался учетом в структуре человеческого капитала таких компонентов, как инвестиции (вложения в защиту и поддержание здоровья, в профессиональное обучение и развитие, мобильность населения с целью изменения условий занятости, поиск необходимой информации) и обеспечение профессиональной мобильности.

На третьем этапе эволюции понятия «человеческий капитал» (начало 1990-х гг. и до настоящего времени) среди исследователей практикуется его широкая трактовка – как источника конкурентного преимущества территорий (G. Ward, 2000). Поскольку задача измерения человеческого капитала посредством использования финансовых показателей не была решена, ряд ученых (Roslender and Dyson, 1992) предложили рассчитывать не только величину человеческого капитала, но и то, что было создано с его использованием (при этом подходить к процессу измерения более гибко, учитывая и финансовые индикаторы, и нематериальную составляющую; рис. 1.1.1).

На обозначенном временном промежутке происходила трансформация понятия (в т. ч. по содержанию): первоначальные компоненты человеческого капитала (образование, поддержание здоровья, профессиональная мобильность) были дополнены мотивами, обязательствами, особенностями поведения работника. Таким образом, характеризуя изменение рассматриваемого понятия в историческом разрезе, следует отметить, что на протяжении выделенных этапов происходило усложнение структуры человеческого капитала – от одной базовой составляющей (образование) до включения в его состав здоровья, культуры и экономического компонента. В результате изменений, происходивших в направлении измерения человеческого капитала, изначально существовавшие индикаторы, которые учитывали финансовые аспекты, были дополнены показателями, характеризующими нематериальную сторону человеческого капитала .

Рисунок 1.1.1. Эволюция понятия «человеческий капитал» (ЧК) и изменение подходов к его оценке


В нашем исследовании человеческий капитал рассмотрен как сформированный в результате инвестиций и накопленный запас способностей, навыков, состояния здоровья, уровня культуры, целесообразно используемый в деятельности и способствующий увеличению индивидуальных доходов, росту конкурентоспособности организации и региона .

Определение человеческого капитала и более глубокое понимание его предназначения, а также исследование аспектов, связанных с его использованием, невозможно без изучения его структуры.

Человеческий капитал изучается по уровням формирования: микро-, мезо-, макро– (В. Т. Смирнов, И. В. Скоблякова и др.). При этом на индивидуальном уровне выделяют капитал здоровья, культурно-нравственный капитал, трудовой капитал, интеллектуальный капитал, предпринимательский капитал; на уровне фирмы – фирменные нематериальные активы, организационный капитал, структурный капитал; на национальном уровне – национальные интеллектуальные активы, национальные конкурентные преимущества.

Исходя из определений человеческого капитала, можно заключить, что основополагающими его компонентами являются капитал образования (знания, умения, навыки, компетенции), капитал культуры и капитал здоровья. Каждая из составляющих включает ряд элементов, расположенных по степени их развитости – от естественно сложившихся (общие и специальные знания) к более совершенным (комплекс творческих инновационных способностей) (рис. 1.1.2).


Рисунок 1.1.2.


Анализ исследований человеческого капитала позволил выделить как его общие структурные компоненты, так и специфические, встречающиеся лишь в некоторых формулировках: например, предпринимательские и творческие способности, особенности социализации личности, степень включенности в корпоративную культуру и т. д., то есть те, которые характеризуют потенциал социального взаимодействия человека (табл. 1.1.1). В структуре человеческого капитала выделяют также психологические и мировоззренческие характеристики и духовную составляющую (А. С. Акопян, В. В. Бушуев, В. С. Голубев, С. Л. Яшина, А. Н. Васильева ).

Несмотря на то что исследователи периодически вносят в структуру человеческого капитала новые компоненты, одним из основополагающих остается образование. Это объясняется рядом причин.

Во-первых, знания, умения и навыки изначально определяли основу человеческого капитала как свойства человека, приносящие ему доход. Хотя в последующем в структуру человеческого капитала были включены такие составляющие, как здоровье, культура и др., образовательный компонент сохранялся в структуре человеческого капитала на протяжении всей эволюции понятия.

Во-вторых, для эффективного и конкурентоспособного производства требуется работник, обладающий необходимой квалификацией и профессиональными навыками, которые формируются непосредственно в системе образования .


Таблица 1.1.1. Составляющие человеческого капитала


В-третьих, образование не только способствует обеспечению функционирования производства и экономики в целом, но и является одним из важнейших факторов экономического роста и инновационного развития на уровне страны и региона.

В-четвертых, увеличение образовательного уровня населения сопровождается ростом социальной стабильности, снижением преступности и другими положительными социальными последствиями .

Исследование компонентов, составляющих структуру человеческого капитала, с нашей точки зрения будет более полным и системно организованным, если учитывать особенности формирования человеческого капитала, а также факторы, влияющие на этот процесс.

Формирование человеческого капитала связано, во-первых, с созданием производительных способностей населения (совершенствование потенциала человека, с которыми он вступает в общественное производство) с помощью инвестиций в здоровье, образование, повышение квалификации, переподготовку (Т. И. Овчинникова, О. В. Гончарова, М. Г. Хорева ), во-вторых, с познанием окружающей действительности путем создания и потребления конечного продукта производства, в-третьих, с удовлетворением физиологических и духовных потребностей и тем самым возмещением ресурсов, затраченных на производство продуктов (Ю. Г. Быченко ).

Формирование человеческого капитала представляет собой долгосрочный процесс, имеющий два этапа: формирование базового капитала и формирование капитала, основанного на профессиональной подготовке, за счет усвоения способностей и навыков, необходимых для специализированного производства (или общего и специфического человеческого капитала) .


Таблица 1.1.2. Этапы формирования специфического человеческого капитала в зависимости от направлений инвестирования


Для реализации данных этапов формирования человеческого капитала необходимы вложения в его компоненты, обеспечивающие развитие способностей личности, способствующих экономическому росту . В зависимости от уровня вложений в составляющие человеческого капитала можно выделить ряд направлений его формирования (табл. 1.1.2).

Каждое направление формирования человеческого капитала обусловлено рядом факторов, среди которых: личностные способности учащихся, семейные традиции, социально-экономическая ситуация, социальные связи, уровень образования родителей, инвестирование в образование детей, удаленность от школ, качество учебных материалов и преподавания и др. .

Отечественные исследователи (В. В. Ложко , В. А. Жук и др.) считают положительными факторами, влияющими на формирование человеческого капитала, качество профессионального образования, воспроизводство физического и психического здоровья населения, доступную и качественную медицинскую помощь, рациональные взаимоотношения с природой, трудовую, предпринимательскую и социальную активность населения, развитую науку и инновационную деятельность, высокую культуру, качество жизни, соответствующее установленным государственным стандартам, достойную заработную плату и пенсионное обеспечение, нравственное и эффективное государственное управление. Кроме того, называются и такие факторы, как формирование и применение способностей личности, востребованное профессиональное образование, рациональное, сберегающее использование природных ресурсов, социальный гуманизм, прогресс в области техники и технологии (информационные технологии и дистанционные формы организации труда), демографическая ситуация, изменение спроса на рабочую силу (Д. Чернейко ).

Среди отрицательных факторов – непродуманная политика в сфере занятости, невыгодное положение России в системе международной трудовой миграции (выезд из страны квалифицированных кадров и въезд неквалифицированных), нежелание руководителей многих предприятий всерьез заниматься вопросами подготовки квалифицированных работников, неэффективность системы профессионального образования, сохранение разрыва между требованиями инвесторов к профессиональным качествам работников и возможностями системы подготовки и переподготовки кадров удовлетворять эти требования .

В общем виде можно обозначить несколько групп факторов, оказывающих влияние на формирование человеческого капитала, среди них демографические, экологические, социально-экономические, технико-технологические, институциональные, культурные. Каждый из факторов, входящих в ту или иную из обозначенных групп, может как способствовать, так и препятствовать формированию человеческого капитала. Так, например, непродуманная политика в сфере занятости может сопровождаться отрицательными последствиями для населения и общества в целом, в то время как использование дифференцированного подхода (в зависимости от категорий населения) при создании программ занятости может приводить к положительному эффекту.

Воздействие факторов опосредовано тем или иным субъектом – семьей, организациями-работодателями, региональными и федеральными органами власти и другими. Одним из субъектов формирования человеческого капитала является семья. Результаты формирования и развития человеческого капитала в семье могут принимать экономическую, социальную, натуральную, стоимостную и иные формы и в общем виде представляют собой степень востребованности обществом качеств личности, формируемых в трудовой и иных видах деятельности .

Работодатель может участвовать в формировании человеческого капитала, опираясь на существующие модели: патерналистскую, основанную на максимальном обеспечении нужд трудового коллектива в социальной защите и экономическом благосостоянии; модели, основанной на «урезании социальных вложений» (реструктуризация организации), и смешанной (избирательный подход к персоналу: профессионалы имеют высокую заработную плату, низкоквалифицированные не имеют льгот и привилегий) . Важную роль в процессе формирования человеческого капитала играют действия федеральных и региональных органов власти. Воздействие субъектов может быть как прямым, так и косвенным. Кроме того, они могут использовать при осуществлении своих действий и экономические, и неэкономические рычаги.

Для государства основной целью формирования человеческого капитала является развитие конкурентоспособности экономики, что достигается посредством обеспечения достойного качества жизни населения, высокого уровня предпринимательской культуры, проведения эффективной политики занятости населения, создания системы обеспечения экономики квалифицированными кадрами, внедрения в промышленное производство инновационных разработок и технологий (рис. 1.1.3) .

Формирование человеческого капитала является результатом реализации системы взаимосвязанных между собой процессов, предполагающих не только учет вклада образования и здравоохранения, но и влияние семьи, неправительственных и промышленных организаций, общества в целом . Вместе с тем, влияние этих субъектов на разных этапах было различным и со временем изменялось. Особенно ярко различия в формировании человеческого капитала проявились во время промышленной революции, которая сопровождалась значительными преобразованиями в производственном процессе, изменением роли государства в формировании человеческого капитала.


Рисунок 1.1.3. Субъекты, участвующие в формировании человеческого капитала

Источники Плискевич Н. М. Динамика человеческого капитала в трансформирующемся обществе – URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/179043/ ; Быченко Ю. Г. Социально-экономическая мобильность человеческого капитала – URL: http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2006/saratov.pdf


Анализ научно-исследовательской литературы позволил определить, что во время промышленной революции роль человеческого капитала в экономическом росте возрастала, что связано в первую очередь с ускорением технологического развития. На первом этапе революции влияние человеческого капитала на производственный процесс характеризовалось как несущественное: большинство работников были малограмотными. Рост уровня образования обусловливался в основном неэкономическими факторами, такими как обеспечение политической стабильности, соответствие моральным нормам, религия (табл. 1.1.3).


Таблица 1.1.3. Особенности формирования образовательного компонента человеческого капитала



На втором этапе промышленной революции уровень квалификации работников возрос, рост доходов способствовал росту инвестиций в человеческий капитал, усилилось влияние государства в организации образовательного процесса, что выразилось в законодательном закреплении обязательного начального образования, установлении обязательного финансирования образования, росте вложений в образование на федеральном и региональном уровнях и др. .

Таким образом, переход от одного этапа промышленной революции к другому сопровождался изменениями в формировании человеческого капитала: если изначально грамотность рассматривалась как культурное явление, низкий уровень образования не препятствовал использованию существующих технологий, а государство не уделяло внимания образовательному процессу, что выражалось в отсутствии законодательной и финансовой его поддержки, то на втором этапе ситуация была прямо противоположной.

Исторические примеры формирования человеческого капитала и анализ теоретических источников позволили установить, что результатом этого процесса являются накопленные способности и навыки, которые целесообразно используются в той или иной деятельности.

Человеческий капитал и образование как его составляющая оказывают положительное влияние на темпы и качество экономического роста при условии эффективного использования . Сформированные за счет инвестиций в компоненты человеческого капитала способности и личностные качества проявляются в трудовой деятельности. При этом их использование может быть как эффективным, так и неэффективным.

Среди условий, способствующих эффективному использованию человеческого капитала, – гибкая система оплаты труда работников, устранение барьеров, препятствующих профессиональной и территориальной мобильности, использование опыта старших поколений , подготовка специалистов, обладающих высокой квалификацией, способных создавать новые методы труда, принципиальное обновление всей системы трудовых отношений (превращением трудовых отношений в партнерские) , разработка и внедрение новой техники, прогрессивных технологий, научных исследований, создание среды, необходимой для производства инноваций .

18. Экономика/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: «Проспект», 1998. - 792 с.

19. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М., 1998.

20. Яковлев А. А., Седова Е.И., Задирако И.Н., Глисин Ф.Ф. Задачи и методология исследования товарных рынков в современных условиях. // Вопросы статистики. - 1999. -N 3.

21. Brown, A.N., Ikces, B.W. and Ryterman, R. The Myth of Monopoly: A New View of Industrial Structure in Russia. - Policy Research Working Papers No.1331, Washington D.C.: The World Bank, 1994.

22. Brown, J.D. and Earle J.S. Competition, Geography, and Firm Performance: Lessons from Russia. - CEPR/WDI Annual International Conference on Transition Economics, Moscow 2/5 July 2000.

23. Carlin, W., Fries, S., Schaffer, M., and Seabright, P. Competition, and Enterprise Performance in Transition Economies: Evidence from a Cross-country Survey. - CEPR/WDI Annual International Conference on Transition Economics, Moscow 2/5 July 2000.

24. Commander, S. and Mumssen, C. Understanding Barter in Russia. - EBRD Working Papers No37, December, 1998.

25. Earle, J.S. and Estrin, S. Privatization, Competition and Budget Constraints: Disciplining Enterprises in Russia. - SITE Working Papers No 128, March, Stockholm., 1998.

26. European Economy. Supplement B. Business and Consumer Survey Results, 1991.

27. European Economy. Supplement B. Business and Consumer Survey Results. Special Edition. - July 1991.

28. Guriev, S. and Kvasov, D. Barter for Price Determination?. - CEPR/WDI Annual International Conference on Transition Economics, Moscow 2/5 July 2000.

29. Joskow, P.L., Schmalense, R. and Tsukanova, N. Competition Policy in Russia During and After Privatisation. - Brookings Papers on Economic Activity: Microeconomics, 1994.

30. Kawasaki, S. and Zimmermann, K.F. Testing the Rationality of Price Expectations for Manufacturing Firms. - Applied Economics 18,1335-47, 1994.

31. Laksonen, S. Introduction to the Proceedings. - Proceedings of First Eurostat Workshop on Techniques of Enterprises Panels. Luxembourg, 21 to 23 February 1994.

32. McGuckin, R. - The creation and use of microdata panels insights from the Centre for Economic Studies experience, Proceedings of First Eurostat Workshop on Techniques of Enterprises Panels. Luxembourg, 21 to 23 February 1994.

33. Ojo, E. Executive review of the workshop. - Proceedings of First Eurostat Workshop on Techniques of Enterprises Panels. Luxembourg, 21 to 23 February 1994.

34. Short-Term Economic Indicators. Transition Economies. - OECD, Paris, 1999.

35. Theil, H.: Applied Economic Forecasting Amsterdam: North Holland, 1966.

Каширина М.Л.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

КАПИТАЛА

Липецкий филиал Воронежского экономико-правового института

Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью которых он преобразует себя и окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических и социальных науках.

Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причиной возникновения и развития теории человеческого капитала.

Человеческий капитал включает уровень образования, способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, состояние их здоровья, общую культуру и нравственность, совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и др.

Принимая во внимание нематериальный характер и многомерность человеческого капитала, различные авторы свободно формулируют понятие человеческого капитала и делают неоднозначный упор на его отдельные составные элементы: одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне человеческого капитала, то есть на его способности приносить доход, другие дают его сущностную характеристику - как форму личного фактора производства. .

Наиболее полно, по нашему мнению, человеческий капитал можно охарактеризовать следующим образом: это врожденный, сформированный в результате инвестиций и накоплений определенный уровень здоровья, образования, навыков, способностей, мотиваций, энергии, культурного развития, как конкретного индивида, группы людей, так и общества в целом, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствуют экономическому росту и влияют на величину доходов их обладателя.

Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т.д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.

Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора каких-то выгод как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника - это повышение уровня доходов, удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни. Для работодателя - это повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства - это повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение экономической активности граждан.

Осуществление инвестиций - очень важный процесс в воспроизводстве человеческого капитала, в котором он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Таким образом, инвестиции лишь создают основу для производства человеческого капитала в системе образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т.д.

Известно, что любые существенные изменения в трудовых ресурсах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. В ближайшие десять лет нельзя исключать развития целого ряда негативных тен-

денций. Основной проблемой является расширение зоны деградации человеческого капитала. Это понятие означает многослойный социальный феномен, складывающийся из целого ряда взаимосвязанных процессов, одним из важнейших в которых является депопуляция и, прежде всего, сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.

Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций:

1. образование, подготовка на производстве;

2. здравоохранение;

3. мотивация;

4. поиск информации и миграция;

5. фундаментальные научные разработки;

6. экология и здоровый образ жизни;

7. культура и досуг.

Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные . Формальные инвестиции - это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные - это самообразование индивида; к этому виду относятся чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

Накопление интеллектуального капитала подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.

В развитых странах особое значение имеют профессиональная подготовка на производстве и курсы переподготовки. Профессиональная подготовка выступает как механизм, с помощью которого человек, приходящий на предприятие, может лучше ознакомиться со своей работой, больше узнать о предприятии. Курсы переподготовки предоставляют работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.

Во время обучения человек часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы

из сферы экономической деятельности.

Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно продлевает жизнь человека, а, следовательно, и время функционирования человеческого капитала.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от здравоохранения, еще на 20% - от экологических условий, еще 20% определяются генетическими факторами и на 50% здоровье человека зависит от образа жизни самого человека (рациональный суточный режим, применение различных методов быстрейшего восстановления и стимуляции работоспособности, рациональное питания, избавление от вредных привычек и излишнего веса), профилактика и ликвидация стрессов, применение различных комплексов физических упражнений и т.д.

К основным факторам деградации человеческого капитала, оказывающим непосредственное влияние на состояние здоровья населения, относят: ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение (алкоголизм, курение, наркомания), сокращение потребления медицинских услуг вследствие роста количества платных услуг и снижения качества бесплатного медицинского обслуживания, ухудшение социальных условий жизни.

Наряду со способностью к работе (здоровьем и квалификацией) структура человеческого капитала любого работника предполагает и наличие желания к работе. В связи с этим как компонент инвестиций в человеческий капитал необходимо рассматривать и затраты, связанные с мотивацией работника к повышению качества своего труда. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют о возрастании важности внутренних стимулов (возможность самореализации, удовлетворенность делом, которым занимается работник, ощущение собственного успеха и т.д.) в сравнении с внешними, особенно для высококвалифицированного персонала. В этой связи значительная часть работы с персоналом в компаниях сегодня основана на косвенном воздействии на внутренние стимулы (проектирование рабочих мест, возможность обучения, а также участие в принятии решений и социальная среда на рабочем месте).

Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, то есть туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.

К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор «человеческого капитала».

Культура (в том числе религиозная культура) накладывает свой отпеча-

ток на процесс воспроизводства человеческого капитала, затрагивая, прежде всего его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются и не исчезают со смертью конкретного человека знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуру.

Оценка человеческого капитала достаточно затруднена, поскольку данная категория имеет целостный характер. В нем присутствует антропологическая составляющая, отражающая единство в человеке социального и биологического, общественного и индивидуального. По структурным составляющим человеческого капитала можно характеризовать и отдельного индивида, и социальную группу, и страну в целом. Показатели, касающиеся материальной и духовной сторон развития индивида или общества, также рассматриваются в единстве. Опыт свидетельствует, что было бы неверно в ущерб одной недооценивать или переоценивать значение какой-либо другой стороны.

Для оценки и сопоставления уровня социально-экономического положения различных стран используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный универсальный сопоставимый измеритель введен в международный политический и научный оборот Организацией Объединенных Наций в рамках подготовки мировых докладов о развитии человека, издающихся Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. ИРЧП - это сводный показатель развития человеческого потенциала, который характеризует средний уровень достижений данной страны по 3-м важнейшим аспектам развития человеческого потенциала:

1. долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

2. знаниям, определяемым уровнем грамотности взрослого населения (с весовым коэффициентом две трети) и совокупным валовым контингентом учащихся начальных, средних и высших заведений (с весовым коэффициентом одна треть);

3. достойному уровню жизни, измеряемому показателем ВВП на душу населения.

Выбор данных показателей не случаен, поскольку трудовой потенциал общества увеличивается за счет сокращения заболеваемости и травматизма, что приводит к увеличению численности рабочей силы и расширению масштабов трудовой деятельности. Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития, повышения работоспособности и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр. Повышение уровня образования, как отдельного человека, так и населения в целом существенно влияет на качество человеческого капитала - основного фактора приумножения богатства общест-

ва - и обусловливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений - духовное богатство общества.

Список использованных источников

1. Сулейманова Л.Ш. Человеческий капитал как фактор европейской экономической интеграции. http://www.eup.ru.

2. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования/ СПб. ун-т экономики и финансов.- СПб.: Наука,1999.

Мартынов Ю.И., Саликов Ю.А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ

НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Воронежский экономико-правовой институт Воронежская государственная технологическая академия

В обзоре экономической ситуации в России и в мире, прогнозе на предстоящий период Президента России Владимира Путина экономика России в 2006 году развивалась лучше, чем в 2005 году. Ее нынешнее состояние позволяет "строить новые планы по экономическому развитию страны, по подъему ее потенциала, по повышению благосостояния наших граждан", -считает президент. Так, рост экономики составил 6,9% против 6,4% годом ранее. Заметно увеличились инвестиции в основной капитал как национальные, так и иностранные. "Прямые инвестиции выросли на 55,5%", - сообщил Путин. "Ощутимую отдачу начинают давать приоритетные национальные проекты", - считает президент.

Особо отметил российский лидер и энергетическую политику правительства. "Значительным событием стала определенная правительством политика в энергетической сфере на несколько лет, - заявил президент. - Считаю это важным, непростым, но ответственным решением". "Закончились переговоры с основными партнерами по присоединению России к ВТО, закончились процедуры по созданию объединенной авиастроительной корпорации, образован Банк развития - важный инструмент финансирования и обслуживания инфраструктурных и инновационных проектов.

Правительство России одобрило проект федерального бюджета на 2007 год, профицит бюджета в следующем году должен составить 1 триллион 501,8 миллиарда рублей. Доходы запланированы в размере 6 триллионов 965,3 миллиарда рублей. Расходы в следующем году должны составить составят 5 триллионов 463,5 миллиарда рублей. В полтора раза вырастет финансирование национальных проектов, увеличатся инвестиции в оборону, образование, здравоохранение и спорт.

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономической теории

Специальность государственное управление и экономика

КУРСОВАЯ РАБОТА

Проблемы формирования и использования человеческого капитала.

ГУЭ-1, 1 курс _________ С. В. Дудков

Руководитель

Старший преподаватель _________ Н. Л. Кулик

МИНСК 2017

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

1. Человеческий капитал, его основные составляющие……………………4

1.1 Понятие человеческого капитала. Теория человеческого капитала…..…..4

1.2 Классификация человеческого капитала. Структуры и типы человеческого капитала …………………………………….....………..6

1.3 Отрицательный, пассивный и положительный человеческий капитал. ………………………………………………..……...………………….11

1.4 Индекс развития человеческого потенциала. Стоимость национального человеческого капитала. …………………………………………………….….14

2. Формирование и использования человеческого капитала. ………………………………………………………………………………….…20

2.1 Формирование человеческого капитала. ………………………...………20

2.2 Иностранный опыт формирования человеческого капитала……………..22

2.3 Анализ использования и инвестиции в человеческий капитал …………………..………………………………………………………25

2.4 Статистические данные …………………………………………………….27

3. Проблемы формирования и использования человеческого капитала……………………………………………………………………….. 30

3.1 Общие проблемы формирования человеческого капитала…………….…30

3. Реализуемые мероприятия для улучшения человеческого потенциала в РБ…………………………………………...…………………………………… . 33

3.3 Проблемы формирования человеческого капитала для организаций…..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....…………………....………………………………………...40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….……………….42

ВВЕДЕНИЕ

Человеческий капитал в современной экономической системе становится главным фактором экономического роста, он обеспечивает повышение производительности труда, эффективность общественного производства в целом, а его совершенствование является главной целью концепции устойчивого развития.

Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Из беседы президента Беларуси Александр Лукашенко, которую он провел встречу с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ названым «Большой разговор с Президентом» 03.02.2017, можно сделать вывод, что социально ориентированная экономика остается приоритетом для Беларуси.

Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем формирования, и использования человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:

Изучить понятие человеческого капитала, и из чего он состоит;

Проанализировать современные взгляды на теорию человеческого капитала и проблемы формирования на примере иностранного опыта;

Выявить реализуемые мероприятия в Республике Беларусь для улучшения человеческого капитала;

Выявить проблемы формирования и реализации человеческого капитала в организациях;

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Российский государственный профессионально-педагогический университет"

Факультет экономики и управления

Кафедра экономической теории

Курсовая работа по дисциплине

"Макроэкономика"

На тему: "Проблемы формирования и использования человеческого капитала в национальной экономике"

Выполнил: Киприянов Д.Н.

курс., ЗЭкП-311

Проверил: Комарова О.В.

Екатеринбург 2015

Введение

1. Человеческий капитал: теоретические аспекты анализа

1.1 Человеческий капитал: понятие и особенности

1.2 Модели формирования человеческого капитала

2. Проблемы формирования человеческого капитала в России

2.1 Основные характеристики человеческого капитала российской экономики

2.2 Тенденции и проблемы формирования человеческого капитала в экономике России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Человеческий капитал - совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества.

Впервые словосочетание использовал Теодор Шульц, а его последователь - Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Категория "человеческий капитал" применяется при рассмотрении конкретного человека, ведь именно возможность получать дополнительный доход от инвестиций в свое развитие дала основание провести параллель между физическим и человеческим капиталом.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось.

Последние расчёты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы - затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, расходы государства на эти цели.

Объект исследования курсовой работы - человеческий капитал экономики России.

Предмет исследования - формирования и использования человеческого капитала в национальной экономике.

Цель данной работы: изучить особенности формирования и развития человеческого капитала.

При этом необходимо решить следующие задачи:

показать особенности формирования человеческого капитала;

выявить характеристики человеческого капитала;

уточнить тенденции и проблематику человеческого капитала.

Информационной базой послужили данные органов статистики, периодические издания, учебная литература по теме исследования.

Данная курсовая работа выполнена на 27 страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, проиллюстрирована двумя рисунками, содержит список литературы из 21 источника. Во введении устанавливается цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрено определение и особенности человеческого капитала, а также модели формирования человеческого капитала в экономике России. Во второй главе проведен анализ уровня человеческого капитала в России и установлены перспективы его развития. В заключении подведены итоги в соответствии с целью и задачами курсовой работы.

формирование человеческий капитал российский

1. Человеческий капитал: теоретические аспекты анализа

1.1 Человеческий капитал: понятие и особенности

Человеческий капитал понимается, как "поток" и представляет собой включенный в трудовую деятельность, трудовые отношения "запас" знаний и умений работника, которые он использует в своей профессиональной деятельности. Согласно другому определению, данному Е.В. Филатовой, "человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного времени в целях производства товаров и услуг". Если же объединить две данные позиции и добавить в определение понятия "добавленной стоимости", то получится наиболее полное, на наш взгляд, определение человеческого капитала, которое позволяет охарактеризовать человеческий капитал как интеллектуальные способности и практические навыки, полученные в процессе образования и практической деятельности человека, арендуемые работодателем и способные к эффективному участию в процессе производства и создания добавленной стоимости. Таким образом, мы действительно видим, насколько тесно и плотно связаны эти два понятия - труд и человеческий капитал, добавляя и взаимопроникая друг в друга.

Стоит отметить, что человеческий капитал (даже исходя из этих определений) не есть данная величина, а именно приобретенная.

Для эффективного управления любой системой необходимо четко определять ее ресурсы и выделять особенности воздействия на них. В настоящее время самым главным ресурсом становится человеческий капитал, адекватное и эффективное управление им становится залогом успешного функционирования и предприятий, и отраслей, и государства в целом.

Формирование теории человеческого капитала началось еще в XVIII-XIX веках такими экономистами как У. Петти, А. Смит, К. Маркс. Впервые человеческий каптал был подсчитан как раз Уильямом Петти в его книге "Политическая арифметика" (1676), при этом всё вещественное в Англии было оценено в 250 млн. фунтов стерлингов, а стоимость населения Англии по его подсчетам составляла 417 млн. фунтов стерлингов. Однако с развитием машинного производства ценность человека снижается - если раньше решающим были умения работника, а не средства его труда, то с совершенствованием машин и производства человек стал рассматриваться как дополнение к машине, "простая рабочая сила". Идеи У. Петти развил Адам Смит, согласно которому достоинство людей заключается в их от природы данных различиях, а воспитание и образование углубляют эти различия, тем самым формирую спецификацию. Если человек правильно понял свое предназначение, то он начинает специализироваться в той области, которая приносит ему наибольший доход, поскольку обладает в ней сравнительными преимуществами. Разделение труда углубляет и закрепляет эту спецификацию.

В XIX - ХХ веках центр внимания экономистов сместился к проблемам эффективной организации бизнеса, создания качественной рабочей силы при разумном использовании ресурсов. Разработкой этих вопросов занимались Дж. Мак-Куллох, И. Тюнен, И. Фишер, считающие, что сам человек является капиталом, а также Дж. Милль, Н. Сениор, Ф. Лист, с точки зрения которых капиталом является не сам человек, а только унаследованные и приобретенные им качества и способности. Также во второй половине XIX - начале XX века произошло резкое повышение производительности труда в следствии технической революции. В результате выросло число высококвалифицированных работников, а неквалифицированный, например, детский труд перестал совсем использоваться. Именно в это время были заложены основы научной организации труда и менеджмента Ф.У. Тейлором, Г. Форд стал использовать на практике теорию капитализма благосостояния, снижая текучесть кадров на предприятиях и внедряя поточно-массовое производство, а Э. Мейо разрабатывал вопросы индустриальной психологии, которые потом легли в основу доктрины "человеческих отношений".

В экономической литературе, несмотря на длительные исследования, относительно сущности категории человеческого капитала отсутствует определенность и отмечаются различные взгляды. Среди дискуссионных положений в рамках теории человеческого капитала рассматриваются следующие: связь понятия "человеческий капитал" с живой человеческой личностью, соотношение человеческого и физического капиталов, определение человеческого капитала с точки зрения теории факторов производства.

Сам термин "человеческий капитал" первым в научной литературе этот термин стал использовать Т. Шульц, а Г. Беккер перевел это понятие на микроуровень. Согласно Г. Беккеру человеческий капитал предприятия - это совокупность навыков, знаний и умений человека.

Существует расширенное толкование понятия "человеческий капитал". Некоторые экономисты включают в него не только производительные качества индивидов и способность получать доход, но и социальные, психологические, мировоззренческие и морально-этические качества (Л. Туроу, Дж. Кендрик, В.И. Марцинкевич и другие). Достоинство расширительной концепции человеческого капитала состоит в следующем:

во-первых, в рамках данного подхода человеческий капитал трактуется с позиций общественных отношений;

во-вторых, человеческий капитал является ценностью не только для индивида, но и для общества. Оно непосредственно заинтересовано в таких проектах инвестиций в человека, которые изменяют его текущие и будущие потребности и предпочтения таким образом, чтобы они были совместимы с потребностями и предпочтениями как отдельной фирмы, так и самого общества. Поэтому человеческий капитал рассматривается не только как индивидуальное, но и социальное благо;

в-третьих, концепция социального капитала позволяет определить, что коллективное взаимодействие является мощным фактором роста как общественной, так и индивидуальной производительности.

В целом все определения человеческого капитала можно разделить на две группы, которые отражают его различные характеристики:

первая группа интерпретирует человеческий капитал как совокупность имеющихся у человека запасов способностей и качеств, применяемых в процессе производства благ;

вторая группа характеризует человеческий капитал с инвестиционной стороны, подчеркивая факт их накопления в результате вложений в человека.

Анализ существующих позиций позволяет констатировать, что в узком смысле под человеческим капиталом, как правило, понимают совокупность или запас качеств человека, среди которых превалируют знания и производительные способности.

Таким образом, эволюция взглядов экономистов шла от понятия "рабочая сила" к понятию "человеческий капитал" в течение 3 веков, и в настоящее время используется следующее определение: человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и влияют на рост доходов данного человека.

Рассматривая человеческий капитал как один из главных ресурсов экономики отметим его основные особенности по сравнению с другими видами капитала:

Человеческий капитал может быть как увеличен, так и уменьшен с течением времени. Увеличение капитала требует усилий как от носителя капитала - человека, так и от общества, при этом эффективность вложений в ЧК также зависит как от личности в большей степени, так и от внешней среды. Уменьшение человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом связано с физическим и моральным износом, поэтому ЧК также может быть амортизирован.

Инвестиции в человеческий капитал носят более долгосрочный характер, отдача от них также более длительна и высока; для общества отдача от вложений в ЧК носит не только экономический характер, но и социальный. При этом доходы, получаемые человеком, полностью принадлежат ему, распоряжается он ими самостоятельно.

Функционирование человеческого капитала зависит от самого человека, от его личной заинтересованности в этом.

Некоторые исследователи отмечают неотчуждаемость человеческого капитала от его носителя, однако современные источники выделяют отчуждаемые виды человеческого капитала. Однако оба вида ЧК характеризуются низкой по сравнению с другими видами капитала в промышленности степенью ликвидностью.

Структура человеческого капитала состоит из совокупности элементов, таких как врожденные навыки и умения, природные способности, образование, здоровье, интеллектуальный капитал, мотивация к работе и обучению, мобильность, профессиональные навыки, способности и компетенции, приобретенные человеком в процессе обучения или трудовой деятельности. При этом единой структуры ЧК в научной литературе не существует. Различные ученые включают в структуру ЧК разное число элементов (видов), при этом классификация видов ЧК в научной литературе отражена по разным основаниям и в разных целях. Например, это касается первых двух из перечисленных элементов, то в настоящее время не существует однозначного подхода к тому, считать ли их частью человеческого капитала или выделять отдельно.

1.2 Модели формирования человеческого капитала

Для того чтобы лучше понять, какое влияние оказывает человеческий капитал на развитие, необходимо его рассмотреть с позиции системного подхода. Для этого используются модели:

Первая модель, модель "черного ящика", показывает сущность человеческого капитала, а именно значимость его для предприятия. В качестве входных параметров выступают образование, воспитание, здоровье, то есть та база, которая делает человека объектом воплощения капитала, а на выходе мы получаем определенную общественную полезность, то есть ту выгоду, которую приносит человеческий капитал предприятию. Она может быть выражена как в материальном показателе (определенный процент прибыли, рост различных финансовых показателей), так и в нематериальном (престиж предприятия, корпоративный дух, интеллектуальная собственность).

Вторая модель - модель состава, позволяет представить состав человеческого капитала, выделить главные его составные части, чтобы затем исследовать эту категорию с определенной степенью подробности.

Теоретики, изучающие человеческий капитал, по-разному определяют его состав: И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Добрынин А.И. понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков).

"Человеческий капитал" - как определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг".

Рассмотрев различные точки зрения о составе человеческого капитала, можно выделить следующие элементы изучаемой категории, а именно: образование, профессиональную подготовку, здоровье, мотивацию, доход, общую культуру.


Третья модель, модель структуры человеческого капитала, которая представляет собой описание каждого из элементов рассматриваемой категории и взаимосвязь между ними.

Работоспособность человека в любой сфере экономики, на любой должности в значительной степени зависит от его здоровья. Элемент "здоровье" можно разделить на такие две составляющие как моральное здоровье и физическое здоровье. Физическое - это все то, что человек получает при рождении и приобретает потом, влияющее на его физиологию, а именно, наследственность, возраст, условия окружающей среды и условия труда. Моральное здоровье обеспечивается морально-психологическим климатом в семье и в коллективе.

Профессиональная подготовка включает в себя квалификацию, навыки и опыт работы.

Мотивация может быть как к обучению, так и к экономической и трудовой деятельности.

Под доходом подразумевается определенный процент прибыли на одного человека или с одного человека, то есть результат использования человеческого капитала. В данном случае будет рассматриваться доход одного человека, то есть его заработная плата на предприятии.

Общая культура включает в себя все те индивидуальности, которыми отличается один человек от другого, а в частности это интеллект, творческие способности, воспитание, которое формирует определенные моральные принципы, а так же все те человеческие качества, которые могут повлиять на деятельность предприятия: ответственность, коммуникативность, креативность и даже, как пишет Л. Туроу "уважение к политической и социальной стабильности".

Все элементы человеческого капитала связаны между собой, например, повышая свое образование, человек увеличивает и капитал и здоровья, и процент своего дохода, и повышает общую культуру. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, получаемую с опытом работы, составляют определенный запас капитала. Денежная ценность этого запаса капитала определяется ставками заработной платы, по которым человеческий капитал могут "арендовать" работодатели на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность человеческого капитала конкретных людей благодаря увеличению цены (ставок заработной платы, получаемой в единицу времени за использование знаний и навыков работника).

Таким образом, человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста как страны в целом, так и отдельно взятого предприятия. И чтобы увеличить человеческий капитал, необходимо обращать внимание на каждую его составляющую.

2. Проблемы формирования человеческого капитала в России

2.1 Основные характеристики человеческого капитала российской экономики

На сегодняшний день вопросы роста интеллектуального потенциала общества напрямую влияют как на развитие национального человеческого капитала, так и человеческого капитала предприятий.

Совокупный человеческий капитал имеет определенные качественные и количественные характеристики, наиболее важными из них являются следующие:

Во-первых, это численность населения России. Как показывает статистика, данный показатель начал расти с 2010 года. По оценке Федеральной службы государственной статистики, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 ноября 2010г. составила 142,8 млн. человек. На 2014 год численность населения составила 143,7 млн. человек, что показывает рост на 0,6%.

Одной из самых серьезных медико-демографических проблем социального развития современной России долгое время оставался высокий уровень смертности населения, напрямую зависящий от социально экономического развития страны, благосостояния населения, развития системы здравоохранения, доступности медицинской помощи и т.д.

Россия в отношении неблагополучной динамики смертности ее населения значительно отличается от большинства развитых стран, где продолжительность жизни практически всех возрастных групп населения увеличивалась в течение всего ХХ века и особенно интенсивно - в его последней трети.

Благодаря реализации государственных программ, направленных на повышение демографической ситуации в стране, рождаемость впервые за много лет превысила смертность.

Наиболее опасным, по мнению ученых, является процесс падения рождаемости, т.е. популяционный кризис. Более точно данный процесс определяется как кризис жизнеспособности нации, характеризующийся коэффициентом жизнеспособности, рассчитываемым как соотношения уровней рождаемости и смертности. Российский этнос был около 15 лет нежизнеспособным, однако с 2010-2011 годов стал жизнеспособным, на данный момент положительная динамика сохраняется.

Важнейшими характеристиками совокупного человеческого капитала являются численность трудовых ресурсов и их распределение по сферам занятости, а также профессионально-квалификационная структура рабочей силы. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет на конец 2013 г. составила 75,5 млн. человек, или более 53,5% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,6 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,9 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

На конец 2013 г., по сравнению с ноябрем 2010 г., численность занятого населения увеличилась на 1457000 человек (или на 1%), численность безработных сократилась на 1407000 человек, или на 26%. Численность безработных снизилась с 5,5 млн. человек в октябре 2010г. до 4,1 млн. человек в ноябре 2013г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 7,3% до 5,5%.

В настоящий момент ощущается нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям. Одной из причин этого является несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и по профессиональной структуре. Анализ состояния трудовых ресурсов на региональных рынках труда, показал следующее. Наблюдаемый дефицит квалифицированных специалистов и рост их стоимости на рынке труда - один из ключевых факторов, сдерживающих развитие бизнеса.

Кроме того, как показало проведенное исследование, наблюдается наличие структурного дисбаланса профессиональных качеств персонала на рынке труда и характеристик спроса, которые предъявляет бизнес.

В последнее время повышению качества жизни граждан России уделяется существенное внимание со стороны государства. Сделаны конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики, поскольку именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют человеческий капитал.

В то же время Владимир Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" в феврале 2008 заявил, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Будущее России зависит от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Это насущная необходимость развития страны. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей.

Состояние человеческого капитала предприятий напрямую зависит от качества национального человеческого капитала. Формирование человеческого капитала предприятия осуществляется на основе личных качеств и характеристик сотрудников. Основными показателями, используемыми для исследования человеческого капитала являются: квалификационный состав сотрудников, средний уровень образования, возрастной состав персонала, средний стаж работы по специальности, затраты на персонал.

Состояние человеческого капитала проанализируем на примере ряда предприятий г. Североуральска различных форм собственности, занимающихся как производством, так и реализацией продукции и оказанием услуг.

Оценка профессионального уровня показала следующие результаты: средний стаж работы по специальности составляет: на промышленных предприятиях 12 лет, на предприятиях торговли и сферы услуг - 10 лет. Анализ возрастного состава работников исследуемых предприятий показал, что средний возраст работников промышленных предприятий составляет 42 года, предприятий торговли и сферы услуг значительно меньше - 29 лет.

В процессе исследования образовательного уровня персонала получены следующие результаты: высшее профессиональное образование на промышленных предприятиях имеют 28% работников, среднее специальное образование - 36% и общее среднее образование - 36% персонала. На предприятиях торговли исферы услуг ситуация более благополучная: 52% сотрудников имеют высшее профессиональное образование, 32% - среднее специальное и лишь 16% работников имеют общее среднее образование.

Данные, полученные при анализе затрат на обучение персонала свидетельствуют о том, что затраты на обучение, повышение квалификации и переподготовку персонала на промышленных предприятиях значительно превышают аналогичные затраты на предприятиях торговли и сферы услуг. Такая ситуация объясняется тем, что на промышленных предприятиях работа по повышению квалификации персонала проводится на постоянной основе. Действуют собственные учебные центры, что дает возможность рабочим и специалистам проходить обучение без отрыва от производства.

Анализируя текучесть персонала, следует отметить, что на промышленных предприятиях она составляет в среднем порядка 10% в год, то на предприятиях торговли и сферы услуг - свыше 20%.

В качестве основных показателей для оценки затрат на персонал были выбраны: годовой фонд заработной платы, затраты на удержание специалистов, выплаты, не связанные с производством продукции, затраты на обучение, переподготовку и повышение квалификации, затраты на медицинское обследование, оплата медицинских и других социальных услуг за работника предприятия, добровольное медицинское страхование, оплаченное предприятием, затраты на мероприятия по охране труда и техники безопасности, затраты по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований, затраты на оздоровительные и спортивные мероприятия, оплата за питание, оплата спецодежды, оплата транспортных расходов. Средние затраты на одного работающего представлены на промышленных предприятиях значительно превышают аналогичные показатели на предприятиях торговли и сферы услуг.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Для большинства исследуемых предприятий характерным является низкий уровень оплаты труда (по сравнению со среднемесячной заработной платой, как по Свердловской области, так и в целом по России). Данное обстоятельство негативно отражается на качестве человеческого капитала, в частности на его воспроизводстве. Практически все предприятия помимо основных расходов на заработную плату персонала несут дополнительные расходы, связанные с персоналом, однако доля средств, вкладываемых в обучение сотрудников, остается низкой, что приводит к сдерживанию роста стоимости человеческого каптала. Отдельные предприятия (в основном торговые) практически не занимаются повышением образовательного и профессионального уровня своих сотрудников. Как следствие - образовательный уровень персонала ниже среднеотраслевых показателей, наблюдается падение производительности труда.

Таким образом, в сегодняшних условиях, чтобы окончательно преодолеть кризис и добиться устойчивого роста, предприятиям в первую очередь нужны высокопрофессиональные кадры. А для этого необходима грамотная кадровая политика и инвестиции в развитие человеческого капитала.

2.2 Тенденции и проблемы формирования человеческого капитала в экономике России

Опираясь на фундаментальные экономические категории, основными факторами производства являются труд, земля и капитал. Остановимся более подробно на таком факторе производства, как труд, т.к. он представляет собой одно из самых сложных, многогранных, постоянно развивающихся понятий.

Само по себе это простое, понятное всем слово включает в себя очень много различных компонентов, таких как умения, опыт, знания, компетенции, стремления, амбиции конкретного, отдельно взятого, человека. Кроме того, уже достаточно долгое время ученые говорят о том, что именно трудовая деятельность и ее субъект - человек - являются ключевым фактором успеха, залогом развития и основным конкурентным преимуществом на рынке.

Само по себе понятие "труд" тесно связано с концепцией "человеческого капитала", но говорить об их полном совпадении категорически нельзя. Для понимания вернемся к определению человеческого капитала.

Можно выделить несколько "источников" приобретения опыта, знаний и умений. Никто не оспорит тот факт, что образование, получаемое в учебных заведениях, является одной из ступенек в приобретении данных знаний, пусть даже и, главным образом, теоретических. Дальнейшее совершенствование, оттачивание, пополнение и развитие знаний человек получает в своей организации, непосредственно на рабочем месте. Большинство авторов сегодня рассматривают организацию именно как место приложения человеком своих знаний, умений, навыков, место саморазвития и самореализации.

Однако сама по себе категория человеческого капитала весьма противоречива. Так, например, ряд исследователей считают достаточно объективными показателями для оценки человеческого капитала исключительно количественные показатели (такие как уровень образования, опыт работы в организации на одной и той же должности и т.д.). Но само по себе понятие человеческого капитала не является исключительно математической величиной, которую можно рассчитать, используя формулу. Ведь человеческий капитал не представляет собой изолированное понятие - на него оказывает влияние и культура человека, и качество знаний индивида, и внутренняя мотивация. Кроме того, если в стране происходят или происходили революционные потрясения, то меняется вся социально-политическая система, рвется нить традиций, рушится привычный уклад жизни, изменяются условия культурного и социального воспроизводства. Все это глубоко воздействует на человека и человеческий капитал.

Кроме того, если говорить о проблемах воспроизводства человеческого капитала в России, можно сказать о том, что во многом именно от качества человеческого капитала зависит уровень социально-экономического развития страны в целом.

Так каковы же основные проблемы, возникающие в процессе воспроизводства человеческого капитала? Очевидно, это происходит из-за отрицательных воздействий, имеющих место в настоящее время. Рассмотрим некоторые из них:

Первый отрицательный фактор - это слабое развитие на внутренних рынках труда компаний механизмов адаптации, а также передачи накопленного опыта и профессиональных навыков новым сотрудникам. Никто не спорит с тем, что есть методики наставничества, курсы повышения квалификации, самообразования, внутренние регламенты организации и т.д. Но, с одной стороны, первые несколько пунктов обычно характерны лишь для крупных организаций, имеющих соответствующую организационную структуру и богатую историю, стабильный многочисленный штат сотрудников и готовых осуществить определенные вложения (организационные, финансовые) в сотрудников уже на первоначальном этапе. Опять же, это достаточно рискованно, т.к. никто не застрахован от того, что сотрудник не пройдет испытательный срок или его просто не удовлетворят условия труда, что приведет к увольнению.

А с другой стороны, здесь вступает второй негативный фактор - нежелание или отсутствие возможности отдельного индивида развиваться, повышать имеющуюся квалификацию, получать дополнительное образование, требующееся на данном конкретном месте работы.

Возвращаясь к вопросу вложений со стороны работодателя в сотрудников, нельзя рассматривать лишь первоначальный этап их отношений. Ведь знания достаточно быстро устаревают, а это значит, что для поддержания знаний и навыков сотрудников на соответствующем уровне организации в любом случае придется "вкладывать" в своих сотрудников.

Следующий отрицательный фактор - несоответствие предложения со стороны рынка труда спросу на некоторые профессии. Ни для кого не секрет (об этом свидетельствует и статистика количества поданных заявлений абитуриентов), что существуют определенные специальности, которые считаются наиболее престижными, материально обеспеченными, статусными и, соответственно, на которые стремятся попасть если не большинство, то достаточно большая доля абитуриентов. В конечном же итоге, мы имеем большое количество выпускников с дипломами экономистов, юристов, психологов (к примеру), которые, к сожалению, не могут найти место работы по специальности. Таким образом, на рынке труда присутствуют специалисты с определенным уровнем знаний, который не нужен им на том месте работы, которое они в данный момент занимают. Кроме того, следует отметить тот факт, что запросы работодателей при поиске кандидатов на вакантную должность становятся все более завышенными. Так, в основном, в каждой вакансии будет иметь место требование к определенному опыту работы по специальности. Для только что окончившего вуз специалиста крайне сложно сразу устроиться на желаемое место работы хотя бы из-за этого требования. В данной ситуации можно понять руководителя организации - намного проще взять сотрудника с опытом работы, уже имеющего определенный багаж знаний, чем молодого специалиста. Но при этом не стоит забывать и о том, что молодой выпускник обладает определенными преимуществами, такими как свежесть взгляда на некоторые проблемы и возможно, более эффективные пути их решения, более легкое восприятие изменений и нововведений, способность к обучению, отсутствие стереотипов, актуальные, "свежие" теоретические знания и, в конце концов, пока еще не реализованный трудовой потенциал. Как раз неиспользование перечисленных факторов и может повлечь за собой в итоге снижение трудового потенциала организации и страны в целом.

Таким образом, рассмотрев несколько основных отрицательных факторов, влияющих на воспроизводство человеческого капитала в России, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в нашей стране существуют определенные проблемы не только с воспроизводством человеческого капитала, но и с эффективным использованием имеющегося. Но, зная существующие проблемы, можно искать способы их преодоления. Скорее всего, решения потребуют значительных материальных и трудовых затрат, однако результат от их внедрения намного превзойдет указанные вложения.

Для развития человеческого капитала на уровне страны необходимо решить две группы проблем: с одной стороны, найти возможность выделить дополнительные ресурсы на поддержку работников соответствующих отраслей и групп населения; с другой - осуществить структурные реформы в этих секторах. Но опять же, здесь важным является тот момент, что необходимо две эти группы проблем решать параллельно, не обособленно. Решение лишь одной из проблем абсолютно неэффективно и представляет собой напрасную трату ресурсов - временных, денежных, человеческих. Таким образом, при эффективном использовании человеческого капитала, а также при условии создания возможностей для его воспроизводства можно с уверенностью смотреть в будущее и полагать, что у России появится как минимум еще одно конкурентное преимущество.

Заключение

Экономическое и социальное развитие России в будущем в значительной степени будет зависеть от отношения общества к процессам воспроизводства человеческого капитала.

Проблемы в социально-трудовой сфере, безусловно, не могут быть решены без привлечения работодателей, работников, их союзов и ассоциаций и общества в целом. При этом крайне опасно самоустранение государства от регулирования процессов воспроизводства человеческого капитала.

Если не будут созданы экономические механизмы, обеспечивающие соответствие подготовки кадров требованиям производства, то даже в условиях экономического роста ситуация с занятостью вряд ли кардинально изменится: дефицит рабочих мест вполне может сочетаться со значительными масштабами безработицы.

Кроме того, важнейшую роль играет не только количество, но и качество рабочих мест.

Увеличение числа рабочих мест при ухудшении их качественной структуры приведет к "утечке умов" за рубеж и росту иммиграции в Россию неквалифицированной рабочей силы из сопредельных государств. К сожалению, подобный пессимистический сценарий вполне возможен.

Развитие событий по оптимистическому сценарию предполагает комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере воспроизводства человеческого капитала.

Теория человеческого капитала находится в начальной стадии своего развития, применяя на практике существующие методы расчета и оценки человеческого капитала необходимо сравнивать, проверять и выявлять наиболее приемлемые методики оценки человеческого капитала.

Нужны не изолированные мероприятия, сколь бы радикальными они ни казались, а осуществление системной государственной политики, активно влияющей на процессы воспроизводства человеческого капитала для перехода экономики на инновационный путь развития.

Список использованных источников

1. http://www.gks.ru/bgd/free/b10_00/IssWWW.exe/ Stg/d11/8-0. htm

2. http://www.gks.ru/bgd/free/b10_00/IssWWW.exe/ Stg/d11/8-0. htm

Http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/ Stg/d05/265. htm

Http://www.er-duma.ru/press/39014

6. http://nacproject. viperson.ru/wind. php? ID=424865

Http://www.gks.ru/wps/ rosstat_main/statistics/population/demography

8. Экономическая теория: / Под ред.А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов.4 изд., Питер, 2010. - 560с.

Пивоваров В.И. К вопросу о человеческом капитале / В.И. Пивоваров, В.В. Мазур // Известия Юго-Западного госу - дарственного университета. - 2013. - № 4. - С.172-176.

Филатова Е.В. Инвестиции в человеческий капитал на предприятиях малого бизнеса: автореф. дис. … канд. экон. на - ук / Е.В. Филатова. - М., 2010. - 26 с.

Брюхов А.М. Научный анализ понятий "человеческий капитал" и "управление человеческим капиталом" / А.М. Брю - хов // Челябинский гуманитарий. - 2012. - № 1. - С.23-26.

Коваль Т. Человеческий подход к человеческому капита - лу. (О книге Н.М. Плискевич "Человеческий капитал в транс - формирующейся России") / Т. Коваль // Вопросы экономики. - 2013. - № 11. - С.154-158.

Мау В. Человеческий капитал: вызовы для России / В. Мау // Вопросы экономики. - 2012. - № 7. - С.114-132.

Хасанова Г.А. 1 , Рабцевич А.А. 2

1 Студентка БашГУ, г.Уфа, 2 ст. преп. кафедры ОЭТ БашГУ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ

Аннотация

В статье рассмотрено – понятие человеческого капитала, значение человеческого капитала для экономики, а также проблемы его развития в России: состояние образования, здравоохранения, российской науки. Проведен сравнительный анализ инвестирования в человеческий капитал в разных странах мира.

Ключевые слова: человеческий капитал(ЧК), Индекс развития человеческого капитала(ИРЧП), образование, здравоохранение.

Khasanova G.A. 1 , Rabtsevich A.A. 2

1 Student, Bashkirian State University, 2 Professor

DEVELOPMENT PROBLEMS OF HUMAN CAPITAL ASSETS

Abstract

The article considers the concept of human capital assets, the importance of it for economics and also some development problems of human capital assets in Russia: the condition of education, public health service and of science. The benchmarking study of investing in human capital assets in different countries had been made.

Keywords: human capital assets, Human Development Index (HDI), education, public health care.

Человеческий капитал в широком определении - это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности. Человеческий капитал является необходимым условием для поддержания конкурентоспособности экономики страны и государства на мировых рынках в условиях глобализации, а также важнейшей характеристикой деятельности органов законодательной и исполнительной власти в стране. Для оценки качества человеческого капитала измеряется уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия населения, состояние медицинского обслуживания и производства ВВП на душу населения. Эти показатели учитываются при расчете Индекса развития человеческого капитала (ИРЧП). Четверть века тому назад Россия занимала 23-е место в списке из 187 стран, а по данным на 2013 год нам отведено 55 место. Причинами такого спада являются низкие инвестиции в образование, науку, культуру и здоровье населения.

Состояние современного образования задает развитие страны на многие года вперед. На сегодняшний день государственная политика такова, что учеба в высших учебных заведениях все больше становится платной и возможность поступить в университет, особенно ученикам из сельских школ, уменьшается из года в год. Статистика утверждает, что «полностью доступно платное образование для 12,7% молодежи, для 42,1% оно сопряжено с необходимостью отказывать себе во всем, а для 44,8% платное образование недоступно вовсе». В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3.8-4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году на 109 месте из 186 стран. Для сравнения: в США - 5.5% ВВП; в Швеции и Норвегии – 6.7%; Словении - 5.2%; Франции - 5.6%, Канаде - 4.9%. Модернизация образования в России сегодня становится главнейшей национальной задачей. Без ее решения страна не сможет избавиться от «сырьевого проклятия», добиться обновления всех сфер общественной жизни на пути постиндустриального развития. Нужны серьезные перемены в организации и технологии обучения, увеличение объемов финансирования и повышение качества управления вузами.

Вследствие низких инвестиций в здоровье населения в рейтинге по продолжительности жизни Россия в 2010 году заняла 161-е место из 224, в рейтинге рождаемости детей на одну женщину – на 200 месте из 225, а по смертности - на высоком 7 месте в мире. При сохранении таких темпов сокращения населения к 2015 г. россиян может остаться не более 130 млн. человек, что приведет к существенному снижению численности трудовых ресурсов, росту иждивенческой нагрузки и старению населения (табл.1). Если, по данным ВОЗ, в среднем по странам в мире расходы на здравоохранение составили в 2009 году 8.7% ВВП, то в РФ - 5.3% ВВП. США же, к примеру, лидируют по вкладам в здоровье людей (как и по инвестициям в образование, науку и в целом в ЧК) - 15.3% ВВП. К тому же, ВВП США в 6.7 раз больше российского ВВП. Высокие инвестиции в образование, здравоохранение и в науку определяют лидерство США в качестве жизни, в качестве ЧК, в экономике знаний и высоких технологиях.

Безусловно, огромной проблемой для развития человеческого капитала в России остается коррупция. Большая часть денежных вкладов в ЧК используется малоэффективно, не по назначению, расхищается. Так, единица инвестиций в США дает в четыре раза большую отдачу, чем в России.

Невелика и отдача от инвестиций в науку. Россия традиционно вкладывает значительную долю ВВП на исследования и разработки. Однако большая часть этих ассигнований идёт на содержание государственных исследовательских учреждений, мало связанных как с системой подготовки кадров, так и с предпринимательством. Коммерческие же организации вкладывают пока очень мало средств в науку. Их пока устраивают возможности экстенсивного роста, роста, основанного больше на расширении рынка, чем на его интенсификации. Доля предприятий, стремящихся заниматься инновациями, составляет всего лишь 10%, что в разы ниже, чем в странах ЕЭС.

Анализ процессов научно-технического развития показывает, что человеческий капитал становится важнейшим фактором развития и роста экономики. Если прирост ВВП не вкладывать в развитие человека, в повышение качества его жизни, в образование и здравоохранение, то невозможно будет расширять производство, переходить к инновационной экономике и экономике знаний. Еще в 1934 году лауреат Нобелевской премии по экономике Саймон Кузнец писал, что «для научно-технического рывка в стране должен быть создан (накоплен) необходимый стартовый человеческий капитал. Иначе происходит фальц-старт.»

На наш взгляд, необходимы более серьезные инвестиции в развитие человеческого капитала России, одновременно во все его составляющие, при параллельной борьбе с коррупцией и криминализацией. Самыми важными направлениями являются финансирование науки, образования и здравоохранения, охрана материнства и детства.

Таблица 1 Возрастная структура населения и иждивенческая нагрузка

Возрастные группы населения тыс. чел. 2002 г. (перепись) 2007 г. 2010 г. 2020 г.*** 2030 г.***
Моложе трудоспособного 26327 22718 22854 25935,1 22845,4
В трудоспособном 88942 90152 88360 79033,2 76770,5
Старше трудоспособного 29778 29351 30700 36939,7 39755,9
Все население 145167 142221 141914 141908 139371,8
631 578 606 796 815
Моложе трудоспособного 18,2 16,0 16,1 18,3 16,4
В трудоспособном 61,3 63,4 62,3 55,7 55,1
Старше трудоспособного 20,5 20,6 21,6 26,0 28,5
Все население 100 100 100 100 100

*Мужчины в возрасте 16-59 лет + женщины в возрасте 16-54 года

**На 1000 лиц трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных (дети + пенсионеры)

*** 2020 и 2030 – прогноз Росстата (2010 г. Средний вариант)