Стратегия инновационного развития экономики рк. Стратегия индустриально-инновационного развития

Для обеспечения стратегии инновационного развития региона необходимо создание развитой инфраструктуры и, самое главное, разработка основных направлений эффективной национальной инновационной стратегии, новых механизмов ее стимулирования. К последней, относятся специальные целевые фонды, государственные гранты, кредитование и финансирование на льготных условиях, амортизация и льготное стимулирование инновационных разработок, инициирование инновационных программ.

Одним из основных направлений новой редакции Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 , является обеспечение дальнейшей индустриализации Казахстана, как государства, отвечающего критериям международного рынка.

Реализация 1-го этапа (2003-2005 годы) создала платформу для дальнейшего технологического развития региона. Решены системные вопросы развития факторов производства, сформирована новая институциональная основа (институты развития, СПК «Онтустик», холдинги, Фонд науки и другие), начата реализация пилотных проектов и строительство обеспечивающей инфраструктуры, создана законодательная база.

2-й этап реализации Стратегии (2006-2010 годы) должен реализовать структурные преобразования в экономике региона, стабилизировать ее.

В этой связи, стратегическими целями инновационного развития региона являются:

  • ориентирование и поддержка научных исследований;
  • регулирование направлений научно-технического развития;
  • стратегическое планирование;
  • финансовая поддержка, размещение ресурсов;
  • образование и подготовка кадров;
  • организация передачи технологии;
  • лицензионно-патентное право;
  • мониторинг и оценка инноваций.

Принятая Указом Президента РК Система государственного планирования в Республике Казахстан, ориентирована на результат. Указ устанавливает основные принципы и механизмы функционирования системы государственного планирования в Республике Казахстан, которая позволит выстроить сбалансированную, эффективную и целостную систему стратегических и программных документов страны.

Таким образом, программно-целевое управление обеспечивает своевременное выявление важнейших задач научно-технического развития региона.

На основе выявленных проблем необходимо разработать механизм управления инновационной деятельностью региона. При проведении анализа ситуации региона, усилия экспертов должны быть направлены на выявление слабых и сильных мест в двух направлениях: - внешняя среда-среда окружения, т. е. изучить шансы и факторы риска на рынке и внутренняя.

Проявление условий внешней среды характеризуется следующими факторами как: политическое и правовое окружение; экономическое; технологическое, социально-культурное; экологическое. Анализ внешней среды предприятия показывает, каковы его шансы и факторы риска на рынке. Анализ внутренней среды выявляет сильные и слабые места и показывает, что предприятие должно делать достаточно ли у предприятия собственного капитала, оценка своих ресурсов с позиции возможности их использования для принятия решений.

Стратегия инновационного развития Жамбылской области основана на принципах «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года , и взаимосвязана с государственной промышленной политикой РК. В ней учитываются: природно-ресурсный, кадровый, научно-технический потенциал области, современное состояние региональной экономики и инвестиционная политика государства.

Главной задачей дальнейшего подъема экономики региона является усиление конкурентоспособности отечественного производства, в т.ч. химической отрасли, производство потребительских товаров, горнохимической продукции и производство фосфорной продукции и в том числе фосфорных минеральных удобрений.

Успешное развитие производства Жамбылской области, особенно той части, которая выпускает продукцию фосфорной подотрасли, во многом зависит от уровня связи и взаимодействия промышленности с другими отраслями и сферами экономики региона. Являясь производителем продукции для всех отраслей и сфер, промышленность и, в частности химическая, сама потребляет их продукцию, работы, услуги.

В сфере производства горнохимической продукции решение данной задачи направлено на предоставление потребителю продукции фосфорной отрасли с достаточным уровнем качества. Это позволит вытеснить с внутреннего рынка региона аналогичные импортные товары из Китая, России и других стран, которые поставляют минеральные удобрения и другую продукцию, в том числе и товары потребительского спроса к использованию.

Тем самым, учитывая опыт развитых стран, как США, стран Западной Европы, мы предлагаем на региональном уровне с участием местных органов власти, создание фондов рискового (венчурного) капитала. Также региональные венчурные фонды необходимо сформировать из средств местного бюджета, частных компаний, фирм, корпораций, общественных организаций, добровольных пожертвований, пенсионных накопительных фондов.

Список использованной литературы

1. Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы \ Государственные программы развития РК [Электронный ресурс] http://www.kazembassy.by/econom/transport.html.

2. Постановление Правительства Республики Казахстан об утверждении Указа Президента РК «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» Астана, Акорда, 2009 .

3. Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года об утверждении Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Вторая половина XX века переходом наиболее развитых стран мира с индустриального на постиндустриальный уровень развития. В Казахстане в этот период было создано индустриальное общество. С 70-80-х годов разрыв в уровне развития стал все больше увеличиваться, тем более, что Казахстану в единой экономической системе Советского Союза отводилась роль сырьевой базы, благодаря эксплуатации природных ресурсов которого создавались высокотехнологичные производства в России и Украине. С распадом СССР в условиях транзитного периода происходило еще большее отставание экономики Казахстана от высокоразвитых стран. Вступив на путь независимости республика начала проведение кардинальных рыночных реформ. С течением времени все яснее становилось понимание того, что стране необходима новая модернизация, основным стрежнем которой должно было стать индустриально-инновационное развитие. В мире накоплен богатый опыт проведения индустриальной политики. Однако, не многим странам удалось успешно справиться с проблемой зависимости экономики от монопродукта и диверсифицировать свою промышленность.

Казахстан первым из государств постсоветского пространства приступил к разработке стратегии индустриально-инновационного развития. Теоретической платформой развития Казахстана стала стратегия, провозглашенная Президентом страны Н.А.Назарбаевым в октябре 1997 г. «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Эта стратегия определила вектор и этапы социально-экономических преобразований государства на долгосрочную перспективу (до 2030 года), благодаря которым должны быть достигнуты новые качественные показатели - устойчивость экономического роста и высокий уровень конкурентоспособности страны.

На основе этой центральной стратегии Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 г. была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. В качестве основных задач этой стратегии были определены следующие:

— обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 г. по сравнению с 2000 г. мне менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;
— повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
— создание предпринимательского климата, структуры и содержания общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;
— стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентиро-ванных производств;
— диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
— развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы .

Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

Для успешной реализации выдвинутых задач были сформированы такие институциональные образования как Национальный фонд Республики Казахстан (2000), АО «Банк Развития Казахстана» (2001), АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (2003), АО «Национальный инновационный фонд» (2003), которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии.
В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан были определены три этапа.

На первом этапе, в 2003-2005 г. были внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов.
Второй этап, 2006-2010 г. предполагал изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов — участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

На третьем этапе, в 2011-2015 г. будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Структурно стратегию индустриально-инновационного развития можно разделить на два крупных этапа. На первом этапе локомотивом экономического роста является нефтегазовый сектор, перед которым поставлена задача увеличения добычи нефти, строительства нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий для производства продукции с большей товарной готовностью, расширения экспортных возможностей нефтегазового сектора за счет увеличения действующих мощностей и строительства новых трубопроводов. На втором этапе экономическое развитие должно обеспечиваться за счет роста производительности труда и развития несырьевых отраслей экономики, что обеспечит увеличение доходов и качественные изменения в социальном развитии общества.

Реализация задач индустриально-инновационного развития уже в начале XXI века позволила существенно изменить структуру промышленности Казахстана. Возрос удельный вес отраслей, связанных с добычей и переработкой нефти, газа, продукции черной и цветной металлургии. В 2000 г. промышленность Казахстана, являясь важнейшей отраслью экономики, производила 33,2% ВВП, (против 23,5% в 1995), на ее долю приходилось 22,2% от числа занятого населения.

Если в 1991 г. наибольшую долю в объеме промышленности занимали машиностроение, легкая и пищевая промышленность (свыше половины республиканского объема), в 1995 г. — топливная (23,4%) и металлургическая (25,1) промышленности, то в 2000 г. нефтедобывающая, на ее долю приходится около 40% республиканского объема и свыше 85% горнодобывающей промышленности. В течение истекшего десятилетия увеличилась доля таких видов деятельности как: электроэнергетика (с 4,8% в 1991г. до 9,2%), металлургическая (с 14,9 до 21,1%), пищевая (с 5,7 до 12,1%) промышленность .

Во многих отраслях промышленности при снижении производства в начале 90-х годов, за последние годы XX века объемы стали нарастать. Так, за 1997-2001 гг. в добыче природного газа был обеспечен рост производства в 1,6 раза, металлических руд - в 1,4 раза, сырой нефти и попутного газа, производстве цветных металлов, машиностроении -в 1,3 раза. Если в течение 1991-1995 гг. производство ВВП в Казахстане ежегодно сокращалось в среднем на 8%, что привело в целом за этот период к экономическому спаду, составившему 38,6% к уровню 1990 г. то начиная с 1996 г., за исключением 1998 г. в целом наблюдалось постепенное восстановление экономического потенциала страны, давшее по отношению к 1995 г. прирост производства ВВП на 12,9%. Однако за весь переходный период наблюдалось сокращение производства ВВП на 30,7%.

Начиная с 1991 г. наблюдалось значительное снижение объема промышленного производства вплоть до 1995 г., когда в среднем за год оно сокращалось более чем на 16%. В этом периоде во всех регионах республики прослеживалась тенденция снижения промышленного производства. Наибольшее падение объемов было допущено в Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях (на 70,1 и 61,8%). В среднем за год на 16-20% сокращались объемы в Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Мангистауской областях.

В 1996-2000 гг. производство наращивалось и в среднем за год прирост продукции составлял по 3,7%, что позволило уменьшить отставание, допущенное в предыдущие годы — и сократить спад промышленного производства к уровню 1991 г. с 52 до 42%. В структуре ВВП доля промышленности в 2000 г. составила 31,9% и возросла по сравнению с 1991 г., когда она составляла 27,2% .

Среди регионов республики производство в 2000 г. превышало уровень 1991 г. только в Кызылординской области (в 1,4 раза), в Атырауской области (97,7%) оно почти соответствовало уровню 1991 г. В Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областях объемы производства хотя и не достигли уровня 1991 г., но превышали уровни предыдущих периодов, уже начиная с 1997 г. В 2001 г. прирост продукции по сравнению с 1999 г. был обеспечен предприятиями всех регионов. При этом в восьми регионах Казахстана был превышен республиканский уровень промышленного производства, а в Карагандинской области — соответствовал республиканскому.

По объему промышленного производства наибольший удельный вес в республике занимала промышленность Атырауской области, доля которой за десятилетие возросла более чем в 12 раз и составила 22,3% против 1,8% в 1991 г. Удельный вес второй по величине области — Карагандинской сохранился на уровне 1991 г. (15,9%). Третье место по объему промышленной продукции занимали предприятия Мангистауской области, доля которой по сравнению с 1991г. возросла в 3,5 раза. Восточно-Казахстанская область также является одной из крупнейших в республике, хотя в 2000 г. ее доля сократилась в 2 раза и составила 8,1% против 16,3% в 1991 г. В Западно-Казахстанской и Кызылординской областях, доля которых в объеме промышленной продукции республики незначительна, наблюдалось ее увеличение в 2000 г. по сравнению с 1991 г. соответственно с 2,6 до 4,6% и с 1,2 до 3,6%.

В конце ХХ-начале XXI века стабильно рос удельный вес инвестиций в промышленность. Так, в 2001 г. он возрос более чем в 2 раза по сравнению с 1991 г. и по объему составил 298,6 млрд тенге. Самыми капиталоемкими отраслями являются нефтяная и газовая промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия. Промышленный комплекс республики пополнился такими производственными мощностями в горнодобывающей промышленности, как: скважины нефтяные — 2195 штук, скважины газовые — 15 штук, мощности по добыче руд — свинцово-цинковой — 1583 тыс. тонн, фосфатной — 1000 тыс. тонн, хромовой — 1170 тыс.тонн, марганцевой - 600 тыс. тонн . Важнейшей для индустриально-инновационного развития РК является нефтедобывающая промышленность. Казахстан среди стран СНГ является вторым после России производителем нефти. За 1991-2000 гг. нефтедобыча (включая газовый конденсат) возросла в 1,3 раза и составила 35,3 млн тонн против 26,6 в 1991 г. .

Наибольший объем добываемой нефти приходится на предприятия Атырауской области (44% от республиканской добычи). В Мангистауской области добывается 30%, Кызылординской — 17%, Актюбинской — около 9% республиканского объема нефтедобычи. Добыча газа естественного (валовой выпуск) в 2000 г. возросла в полтора раза и составила 11,5 млрд куб. м против 7,9 млрд куб. м в 1991г. Около 85% добываемого газа в республике приходится на предприятия Атырауской и Западно-Казахстанской областей.

За 1991-2000 гг. в угольной промышленности республики наметилась тенденция к снижению объемов. Так, если в 1991 г. добыча угля составляла 130,4 млн тонн, то к 2000 г. она сократилась и составила лишь 72,4 млн тонн, при этом за 2000 г. по сравнению с 1999 г. угледобыча возросла в 1,2 раза. Отметим, что в этот период падение уровня добычи произошло во всех угледобывающих странах СНГ: на Украине в 1,7 раза, в России — в 1,4 раза; в Грузии и Таджикистане добыча практически прекратилась. Казахстан по добыче угля среди стран СНГ занимал в этот период третье место после России и Украины. Казахстан входит в десятку крупнейших производителей угля на мировом рынке, также как и в десятку крупнейших экспортеров (около 3% общемирового экспорта угля). К числу важнейших товарных промышленных рынков в Казахстане относится рынок металлов, формируемый предприятиями черной и цветной металлургии. На долю металлургического производства (включая добычу) приходится свыше 20% объема всей промышленной продукции (это больше, чем в 1991 г. в 1,4 раза), из которых одну треть составляет продукция черной и две трети — цветной металлургии.

На территории Казахстана выпуск продукции черной металлургии осуществляет в основном АО «Испат-Кармет», которым производится весь республиканский объем проката черных металлов и чугуна, свыше 95% труб из черных металлов различного диаметра. В 2001 г. по сравнению с 1999г. обеспечен рост производства продукции черной металлургии более, чем на треть за счет увеличения выпуска проката, стали, чугуна и ферросплавов, прирост по которым составил 9-17%. За годы суверенитета в республике было освоено производство проката оцинкованного, выпуск которого в 2000 г. составил 364,5 тыс. тонн и превысил уровень 1999 г. в 1,3 раза. В стране в 2001 г. было произведено ферросплавов свыше одного миллиона тонн, из них почти три четверти приходилось на Павлодарскую и свыше четверти — на Актюбин-скую области. Аксуский завод ферросплавов (Павлодарская область) входит в пятерку крупнейших мировых производителей ферросплавов, 97% производимой им продукции поставляется на внешний рынок — в Европу, Азию и Америку.

За годы независимости на ферросплавных предприятиях республики происходило совершенствование технологии выпуска и расширение ассортимента продукции. Так, в Актюбинской области впервые в Казахстане было освоено алюминотермическое производство металлического хрома специального назначения и рафинированные марки феррохрома (низко — и среднеуглеродистого); в г. Экибастузе на недавно построенном мини-заводе осуществляется выпуск нового комплексного сплава — ферросилико-алюминия. С декабря 2000 г. был начат выпуск ферросплавов в Карагандинской области: освоено производство ферромарганца высокоуглеродистого (содержание углерода более 2%). В 2001 г. была достигнута установленная мощность выпуска продукции в объеме 48 тыс. тонн. Потребителями ферромарганца высокоуглеродистого являются ОАО «Казахстан-трактор», а также Россия, Украина и Китай. В цветной металлургии за 1992-2001 гг. возросло производство меди в медном концентрате (в 1,3 раза), меди рафинированной и цинка в цинковом концентрате (в 1,2 раза), алюминия (на 176%); выпуск цинка в 2000г. составил 262,6 тыс. тонн (примерно на уровне 1991 г.)

За несколько лет реализации стратегии индустриально-инновационного развития в отрасли цветной металлургии была осуществлена разработка новых месторождений и произошло освоение новых видов продукции. В корпорации «Казахмыс», которая входит в десятку ведущих медных компаний мира, была освоена добыча медной руды на Шатыркульском руднике (Жамбылская область) и введен в эксплуатацию завод медной катанки. Также было налажено производство медных блоков с внутренним охлаждением для рудотермических печей Жезказганского медеплавильного завода, медной полосы для пантографов электровозов предприятий промышленного железнодорожного транспорта. Основными потребителями медной катанки разных диаметров в республике являются «Казэнергокабель» в Павлодаре и цех эмальпровода на Балхашском ГМК.

На крупнейшем предприятии Казахстана по производству железорудных и марганцевых концентратов — Жайремском ГОКе (Карагандинская область) в указанный период была запущена обогатительная фабрика по переработке марганцевых руд и осуществлено строительство собственного металлургического завода, который позволил создать в Жайреме замкнутый производственный цикл, его конечными продуктами являются цинк и свинец.

Казахстан располагает богатыми месторождениями ископаемых неорганического и органического происхождения, которые являются исходным сырьем для получения различных видов химической и нефтехимической продукции. Это месторождения фосфоритов Жамбылской, Южно-Казахстанской и Актюбинской областей, боратовые руды Атырауской, хромовые — Актюбинской областей и другие виды горно-химического сырья. Доля химической и нефтехимической промышленности в общем объеме промышленной продукции имела тенденцию к повышению. Так, если в 1991 г. индекс физического объема составлял 94,9% к уровню предыдущего года, то в 1997г. — только 70,1 %, при этом самым кризисным годом был 1993 г. когда темп составлял только 55% по отношению к 1992 г. За 1999-2001гг. в отрасли хотя и наращивались объемы производства, однако ее доля в республиканском объеме была незначительна и составляла 0,9% против 6,3% в 1991г.

В 2001 г. по сравнению с 2000 г. был обеспечен рост по выпуску плавиковой кислоты (в 6,9 раз), красок и лаков на основе полимеров (в 2,4 раза), фосфора (в 2,3 раза), окиси хрома (в 1,5 раза), кислоты фосфорной термической и бихромата натрия (в 1,3 раза), взрывчатых веществ (в 1,2 раза).

Казахстан среди стран СНГ является крупнейшим производителем желтого фосфора, выпуск которого в 2001 г. в 2,5 раза превысил уровень 1999 г., но был ниже, чем в 1991 г., когда его производилось 305,6 тыс. тонн. Одной из важнейших отраслей в республике является перегонка нефти, но в 2001 г. ее доля в объеме всей промышленной продукции снизилась до 3,3%, хотя в 1992-1997 гг. она составляла от 5 до 6,4%. В нефтеперерабатывающей промышленности с 1991 по 1995 гг. производство в среднем за год сокращалось на 6,2%, однако с 1996 г. спад замедлился, в результате чего за 10 лет снижение составляло в среднем за год 3,9%. Производственные мощности на нефтеперерабатывающих предприятиях в этот период были загружены всего на треть.

В 2001 г. по сравнению с 1999 г. производство в отрасли возросло за счет увеличения выпуска продуктов переработки нефти в Павлодарской и Атырауской областях. В машиностроении за первое десятилетие независимости прирост производства наблюдался только за последние два года (в 1999 г. на 13,6%, в 2000 г. — на 63,3% к уровню предыдущего года), а в остальные годы спад производства составлял от 9 до 37%. В результате снижения объемов производства в отрасли уменьшалась и ее доля в объеме промышленной продукции республики: если в 1991 г. она составляла 11,6%, то к 2001г. сократилась почти в 5 раз и составила 2,3%.

В 2001 г. по ряду видов продукции индексы физического объема составляли менее 6% от уровня 1991 г., среди них: кузнечно-прессовые машины, трансформаторы силовые, прицепы и полуприцепы автомобильные, автомобили со спецкузовами и автоцистерны, жатки рядковые, косилки, бульдозеры, машины для отжима белья, радиоприемники. В 1998-1999 гг. в среднем по отрасли производственные мощности были загружены менее чем на 10%. Ситуация в отрасли несколько улучшилась в начале XXI века: в 2001 г. больше, чем в 1999 г. было произведено кранов мостовых электрических (в 4,5 раза), подшипников (в 4,3 раза), экскаваторов (3,2 раза), бульдозеров (в 2,4 раза), аппаратуры для видеозаписи или видеовоспроизведения (в 1,7 раза), тракторов (в 1,5 раза); выпуск автомобилей специального назначения возрос в 1,5 раза, для перевозки десяти или более человек — в 3,2 раза. Таким образом, к началу XX века в РК удалось преодолеть значительный спад производства 1991-1998 гг., связанный с потерей традиционных рынков сбыта, разрывом хозяйственных связей между предприятиями, а также острой нехваткой финансовых ресурсов на обновление основных фондов и развитие производства. За 1999 — 2005 гг. рост совокупного валового внутреннего продукта республики составил более 50%. В 2005 г. ВВП составил 3 700 долл. на душу населения. В целом за 2003-2005 гг. в расчете на душу населения объем ВВП вырос в 1,3 раза.

Быстрее всего развивалась нефтедобыча. В промышленной разработке находилось порядка ПО нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений. Промышленная добыча нефти производится тридцатью четырьмя нефтедобывающими компаниями.

Одной из важнейших отраслей в республике является перегонка нефти, доля которой в объеме промышленной продукции составляет порядка 5%. Переработка нефти сосредоточена в трех областях: в Южно-Казахстанской (43,4% республиканского объема), Атырауской (28,5%) и Павлодарской (25,5%).

В сентябре 2002 г. рейтинговым агентством «Moody’s Investors Service» Казахстану был присвоен кредитный рейтинг ВааЗ, относящийся к категории инвестиционных. По индексу конкурентоспособности, опубликованному в Отчете Всемирного экономического форума в 2005 г, Казахстан, участвуя впервые, занял 61 место, оставив позади все страны СНГ. В рейтинге экономической свободы, опубликованном в январе 2006 г., Казахстан за один год поднялся со 130 на 113 место, опередив Россию (122-е место), вплотную приблизившись к Китаю (111-е место). В последние годы Казахстан в привлечении инвестиционных ресурсов предъявляет к инвесторам более высокие требования. Растет количество предприятий с участием иностранного капитала.

Темпы экономического роста в 2000-2004 гг. составили 10,3% ВВП, в несколько раз превысив среднемировые (2,5%). Опережающими темпами росли инвестиции, началась модернизация экономики. Сократилась безработица, повысилось качество жизни населения. Вместе с тем, более глубокий анализ структурной и инновационной динамики экономики обнаружил ряд негативных тенденций, которые оказывают отрицательное влияние на социально-экономическое развитие Казахстана. Так, высокие темпы экономического роста во многом были обусловлены благоприятной конъюнктурой мирового топливно-сырьевого рынка и увеличением экспорта минеральных продуктов, что усиливает сырьевой характер экономики и экспорта, зависимость от колебаний мировых цен на экспортные товары.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Задачи Правительства при разработке индустриальной программы. Государственная инновационная политика Республики Казахстан. Стратегические направления индустриально-инновационной модернизации экономики. Экономический рост Казахстана и его регионов.

    презентация , добавлен 19.11.2013

    Подходы к определению понятия инновации, ее виды и характерные черты. Признаки классификации инноваций. Принципы инновационной политики в реализации инновационного развития предприятия, этапы ее разработки. Задачи государственной инвестиционной политики.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Инновации как главная движущая сила развития современной экономики. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на современном этапе (в том числе в региональном аспекте), общие рекомендации и направления по его совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2010

    Сущность, принципы и формирование государственной инновационной политики. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития. Общая характеристика ООО "Ключ – Агро", экономические и организационные условия освоения новых технологий.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Сущность, основные методы и направления государственной инновационной политики. Цели, задачи, органы управления и основные проблемы развития государственной инновационной политики России. Система финансирования инновационной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Принципы государственной инновационной политики и направления государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Татарстан. Формы государственной поддержки, финансирование и правовая охрана результатов инновационной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2010

    Формирование благоприятной конкурентной среды как фактор успешной реализации индустриально-инновационных проектов. Степень развития конкурентной среды Казахстана в 2012 г. Реформирование электроэнергетической отрасли. Размер платы за тепловую энергию.

    Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил амбициозную задачу вхождения страны в список 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, согласно рейтингу Всемирного экономического форума. Стратегия исполнения предполагает усиление роли государства во всех значимых отраслях экономики. И хотя декларируется создание равных условий хозяйствования, на деле государство всегда может включить административный ресурс, подминая свободную конкуренцию.

    17 мая 2003 года Указом главы государства была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, что стало, по существу, началом нового этапа экономических преобразований.

    Для обеспечения поэтапной реализации поставленных задач Правительством утвержден План мероприятий по реализации первого этапа Стратегии, который охватывает 2003-2005 годы. В соответствии с ним предстоит сформировать необходимую вспомогательную базу и обеспечить деятельность финансовых и инновационных институтов развития с целью последующего перехода к основным ключевым преобразованиям, которые планируется провести на втором (2006-2010 гг.) и третьем (2011-2015 гг.) этапах реализации Стратегии.

    В частности, будут определены те производства, которые имеют наибольшие конкурентные преимущества в цепочке добавленных стоимостей. При этом процесс развития базовых отраслей экономики должен усиливаться за счет инициатив частного сектора, которые станут основной движущей силой.

    Предприятия страны должны стремиться к максимизации своей прибыли, в первую очередь за счет внедрения новых технологий и инновационных разработок. Для того чтобы обеспечить развитие основных отраслей казахстанской экономики на базе крупных системообразующих предприятий, необходимо создавать сопутствующие производства, что даст возможность широкому развитию субъектов малого и среднего бизнеса.

    В целях систематизации информационных потоков будет сформирована база данных по инициативам частного сектора (инновационным и инвестиционным проектам, предложениям иностранных и отечественных инвесторов), база данных по всем имеющимся в стране, научным разработкам, а также база данных по патентам.

    При реализации задач Стратегии и переносе их в практическую плоскость основную роль должны играть местные исполнительные органы. Правительство, в свою очередь, создаст для этого нормативно-правовую основу. Следует отметить, что проводимая им политика должна быть понятна и доступна каждому реальному производителю и потенциальному инвестору.

    Алгоритм, по которому Правительство выстраивает свою работу по реализации подготовительного этапа Стратегии, таков:

    • 1) проведение конъюнктурных, маркетинговых исследований отраслей экономики в целях определения их конкурентоспособности;
    • 2) подготовка, переподготовка кадров и формирование нового формата менеджеров;
    • 3) обеспечение системной работы созданных институтов развития;
    • 4) создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие научно-производственной системы вокруг базовых отраслей экономики.

    Институциональное обеспечение, на наш взгляд, является одним из первоочередных вопросов любой реформы.

    Тесное переплетение науки и производства - определяющий фактор индустриально-инновационного развития. Инструментами таких отношений должны стать помимо уже созданных финансовых институтов развития Центр маркетинговых и аналитических исследований, Фонд науки, Центр инжиниринга и трансферта технологий, деятельность которых позволит сформировать благоприятные условия для трансферта и последующего внедрения передовых зарубежных технологий, отечественных разработок и иных инновационных продуктов.

    Определен принцип взаимодействия государства с институтами развития, частным сектором и научно-исследовательскими организациями.

    До полного становления всех институтов развития этот процесс будет координировать формируемая в настоящее время проектная группа, вплоть до проведения переговоров по крупным системообразующим проектам. Уже началось формирование портфеля перспективных проектов и бизнес-инициатив. После проработки они будут передаваться в финансовые институты в соответствии с их направлениям. Из более 200 проектов, которые в настоящее время проходят анализ, наиболее готовые к реализации будут отобраны для оказания им государственной поддержки.

    Вместе с тем нам необходима квалифицированная помощь в создании и развитии инновационной инфраструктуры, включая подготовку кадров, разработку принципов управления технопарками и планов их развития. Уже проведены переговоры с международными финансовыми институтами об оказании технической, а также финансовой помощи в реализации инновационных проектов и в создании инновационной инфраструктуры путем долевого участия в уставном капитале.

    В Казахстане в настоящее время действуют 15 технопарков и 16 бизнес-инкубаторов. Однако ввиду отсутствия тесных связей с наукой и производством они не соответствуют целям и приоритетам индустриально-инновационной политики, одним из которых является выпуск высокотехнологичной продукции.

    В связи с этим, на первоначальном этапе государство примет активное участие в создании и управлении технопарками, что позволит расширить и усовершенствовать практику применения со стороны государства рыночных механизмов в управлении хозяйствующими субъектами, а также сформировать эффективные модели технопарков. Цели и задачи последних будут определяться прежде всего, исходя из специфики региона, в котором они создаются и состава их учредителей.

    Таким образом, технопарки и бизнес-инкубаторы должны сформировать своеобразный “инновационный пояс” вокруг базовых отраслей промышленности, к которым относятся, в том числе и нефтегазовый сектор промышленности.

    Принимая во внимание, что отечественные предприятия и инновационные институты в большинстве своем не готовы выпускать продукцию на уровне международных стандартов, среди них будут отобраны те, производство и разработки которых окажутся наиболее эффективными. Для чего в ближайшее время будет проведено анкетирование промышленных предприятий на предмет выявления наиболее готовых к решению задач по обеспечению базовых отраслей промышленности необходимой продукцией.

    В качестве примера можно отметить один из основных базовых секторов экономики - нефтегазовую индустрию.

    Только для реализации проекта “Курмангазы” отечественные предприятия, с учетом степени их готовности, могут сегодня приступить к производству цемента специального, тампонажного, электрооборудования и электрокабелей, буровых установок, фонтанной арматуры, оборудовании связи и контроля, морских судов.

    Между тем в республике отсутствует производство по 16 из заявленных позиций для морских нефтяных проектов, что диктует необходимость создания мощностей по производству труб нефтяного сортамента, скважинного оборудования, специальных печей подогрева, нагревателей, охладителей, дегидраторов и обессоливающих установок, оборудования по контролю конденсации и по стабилизации газа, компрессоров, оборудования по закачке воды, реагентов и другой продукции.

    Более того, углубление переработки нефти и газа позволит уже на первом этапе производить около 200 разновидностей полимерных изделий, которые могут быть использованы практически не только во всех отраслях экономики, но и в быту.

    В результате проведенного анализа выяснилось, что сегодня свыше 600 предприятий обрабатывающего сектора экономики страны обладают необходимым производственным и кадровым потенциалом для выполнения заказов нефтегазодобывающей отрасли. При этом около 50 из наиболее крупных машиностроительных предприятий выпускают продукцию для нефтегазового сектора, а 29 из них имеют возможности для увеличения своих экспортных резервов.

    Для полного использования потенциала, имеющегося у местных производителей, при реализации нефтегазовых проектов, особенно освоения Каспийского шельфа, будут приняты меры по увеличению доли казахстанского участия или преимущественного использования товаров и услуг наших производителей.

    Безусловно, в Казахстане не так много производств, работающих по самым высоким стандартам качества, имеющих квалифицированный персонал и обладающих высокими технологиями. Задача состоит в том, чтобы не только стимулировать казахстанские предприятия работать по мировым стандартам качества, но и помочь им найти сильных зарубежных партнеров, которые привнесут в нашу страну технологии и капитал, обучат наших предпринимателей высоким стандартам корпоративного управления.

    Важное место занимают вопросы реформирования национальной системы стандартизации, сертификации и метрологии. В этом контексте помимо разработки широкомасштабных программ по повышению качества и развитию эталонной базы предусматривается развитие и законодательной базы. В настоящее время разрабатывается законопроект “О техническом регулировании”, который будет основываться на принципах рыночной экономики и обеспечит переход от обязательной стандартизации к добровольной.

    Вопросами содействия при заключении контрактов между иностранными компаниями и отечественными производителями будет заниматься специально созданное Казахстанское контрактное агентство. Помимо этого, оно на льготных условиях будет оказывать консультационные услуги местным предприятиям для повышения качества их продукции и эффективности управления производством.

    С учетом приоритетов Стратегии, в целом будет пересмотрена торговая политика, которая будет направлена на создание инфраструктуры по продвижению экспорта, на экспансию отечественных товаров на рынки стран СНГ, близлежащих развивающихся стран и на либерализацию таможенно-тарифного режима страны.

    Первый этап Стратегии предусматривает активизацию переговорного процесса по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию, поскольку вопросы взаимодействия нашей страны в рамках ВТО имеют немаловажное значение для осуществления структурных преобразований по формированию конкурентной среды и вхождения республики в качестве равноправного участника в мировую торговую систему.

    Для того чтобы отечественная продукция могла конкурировать как по качеству, так и по цене с импортными аналогами, уже сейчас должны быть предприняты меры по повышению ее конкурентоспособности и соответствию мировым стандартам качества.

    Для определения возможных сценариев экономического развития Казахстана на средне- и долгосрочный периоды проводится детальный анализ последствий вступления Казахстана в ВТО. При этом внимание регионов и предприятий акцентируется на проведении целенаправленной работы по подготовке экономики областей к условиям предстоящего членства в ВТО, адаптированию предприятий и предпринимательских структур к условиям жесткой конкуренции, внедрению новейших технологий и инновационных разработок для производства конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции.

    Безусловно, для обеспечения эффективности реализации Стратегии требуется создание эффективного механизма по взаимодействию с местными исполнительными органами, деловыми и научными кругами. Для этого акимы областей и городов Астана и Алматы до конца текущего года должны утвердить региональные планы по реализации первого этапа Стратегии. При информировании общественности о задачах и приоритетах Стратегии немаловажное значение будет уделяться проведению выездных региональных семинаров-совещаний, презентаций, встреч.

    Такие мероприятия позволят совместно обсуждать ход ее реализации и принимать оптимальные меры по повышению инновационной активности предпринимателей, улучшению инвестиционной привлекательности обрабатывающих предприятий и развитию трансферта технологий. Соответствующие информационные материалы будут размещены в средствах массовой информации.

    Все это будет стимулировать малый и средний бизнес на создание современных производств и перспективных инвестпроектов, а научные круги - на разработку новой техники и технологий.

    Таким образом, ожидаемыми результатами реализации первого этапа Стратегии должны стать качественное улучшение использования достижений науки в повышении конкурентоспособности отраслей промышленности, создание методологических баз для отслеживания эффективности принимаемых мер по индустриально-инновационному развитию, а также снижение рисков для притока иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор.

    В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

    Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

    Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

    Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:
    обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;
    повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
    создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;
    стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;
    диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
    развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

    Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

    На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

    В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

    Национальный фонд Республики Казахстан
    Национальный фонд создан Указом Президента РК от 23 августа 2000 года в целях обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция), снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция).

    Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан.

    Расходы Фонда предусматривают исполнение стабилизационной функции – в виде поступлений из Фонда в республиканский и местные бюджеты. Это компенсирует потери, которые определяются как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора. По данным Национального Банка на май 2006г, активы Национального Фонда составляют 8, 631 млрд. долларов США.

    Акционерное общество «Банк Развития Казахстана»
    АО «Банк Развития Казахстана» был создан 25 апреля 2001 года на основании Указа Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 года «О Банке Развития Казахстана».

    Основной целью Банка Развития является совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействие в привлечении внутренних и внешних инвестиций в экономику республики.

    Актуальность создания Банка развития Казахстана в настоящее время продиктована необходимостью обеспечения устойчивого развития национальной экономики, в особенности ее реального сектора.

    На 1 апреля 2005 года Банком развития РК одобрено к финансированию 27 инвестиционных проектов на сумму 780,3 млн. долларов США, доля Банка составила 349 млн. долларов США, в том числе в 2005 году одобрен к финансированию 1 проект на сумму 4 млн. долл. США с долей Банка 4 млн. долл. США.

    Акционерное общество «Инвестиционный фонд Казахстана»
    Инвестиционный фонд Казахстана (далее ИФК) создан на основе Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.

    Основной целью деятельности Инвестиционного фонда является содействие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы посредством осуществления инвестиций, а также привлечения инвестиций в проекты перспективных предприятий.

    Необходимость создания ИФК обусловлена неразвитостью фондового рынка, достаточно низкой капитализацией отечественных компаний, а также отсутствием на отечественном рынке адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность.

    Инвестиционный фонд принимает участие в финансировании инвестиционных проектов предприятий, которые направлены на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, а также создание новых производств по выпуску товаров и услуг. На 1 апреля 2005 года Инвестиционным фондом одобрено 18 проектов на сумму 935,4 млн. долл. США, доля фонда – 80,3 млн. долл. США.

    Акционерное общество «Национальный инновационный фонд»
    Национальный инновационный фонд (далее НИФ) создан согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.

    Основной целью деятельности Инновационного фонда является повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.

    В целом Инновационный фонд стимулирует венчурную функцию рыночной экономики, которая в полной мере присутствует даже не во всех развитых странах. Эта функция наиболее важна для создания и развития высокотехнологичных отраслей, таких, как информационный сектор, электроника, биотехнология и другие.

    Существование Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных рыночных механизмов внедрения инноваций, которая присуща всем странам постсоветского пространства.

    С учетом неразвитости венчурных институтов в стране на сегодняшний день разрабатывается адекватная законодательная база для стимулирования и регулирования венчурной деятельности. Вместе с тем, на 1 апреля 2005 года Инновационным фондом одобрен 51 проект на общую сумму 130,4 млн.долл., доля фонда – 100,9 млн. долл. США, в том числе в 2005 году одобрено к финансированию 30 проектов на сумму 11,9 долл. США, доля фонда 8,1 млн. долл. США.

    По данным на 1 апреля 2005 года совокупный уставной капитал институтов развития составил более 111 млрд. тенге (847 млн. долларов США), В целом, одобрено к финансированию в 2005 году 29 проектов на сумму 525,2 млн. долл. США с долей институтов развития 21,5 млн. долл. США

    В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

    На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

    Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

    На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

    Общая стоимость Программы на 2005 - 2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн. тенге.

    Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

    Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.

    Реализация Стратегии позволит:
    увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;
    повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;
    замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

    Вместе с тем, без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти – 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году.

    Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.